Конспекты занятий по восстановлению речи для больных с афазией

  • Конспекты занятий по восстановлению речи для больных с афазиейВо время острого нарушения кровообращения происходит поражение различных областей мозга. В зависимости от поврежденной структуры, возникают нарушения функций организма. Чаще всего страдает речевой центр, что приводит к потере речи у человека после перенесенного им инсульта.Подобное возможно как при геморрагическом инсульте, когда к головному мозгу поступает избыточный объем крови, так и при ишемическом, когда кровоснабжение оказывается недостаточным. Отказ речи или афазия случается при поражении левого полушария и сопровождается параличом правой половины тела.Для удачного восстановления речи после перенесенного инсульта необходимо определить тип афазии и вызываемые ею поражения органов и тканей человека.
    • Тотальная или полная. Как правило, наблюдается непосредственно после геморрагического или ишемического инсульта. В этом состоянии человек не узнает близких, не понимает обращенную к нему речь, не может говорить.
    • Моторная. Возможность говорить есть, но дикция становится нечеткой из-за проблем с мимикой. При этом человек мыслит, все понимает, его мозговые центры не нарушены, но он не может внятно отвечать из-за паралича лицевых мышц, языка.
    • Сенсорная. В результате нарушения центра Вернике, отвечающего за распознавание речи, больной не может понять родной язык и воспринимает его как незнакомый.
    • Амнестическая. Речь после инсульта есть, но пациент время от времени забывает слова, названия предметов.
    • Семантическая. Человек понимает только короткие и простые речевые конструкции, сам говорит короткими предложениями, не в силах понять длинных фраз.

    В большинстве случаев упражнения для восстановления речи после инсульта приводят к возвращению речевых навыков, если и не в полном объеме, то в достаточном для общения. Но никто не даст гарантии, что процесс пойдет успешно. Это зависит от степени поражения мозга, условий, в которых оказался пострадавший, регенеративных способностей организма, решимости, воли к победе.

    Для достижения оптимальных результатов важно правильно оценить состояние пациента и, исходя из него, назначить программу восстановления больного после инсульта. Чем раньше были начаты мероприятия, тем больше шансов, что человек заново овладеет утраченной речью.

    Процесс этот может занять немало времени, но если по прохождении пяти – десяти лет возможность общаться не вернулась, то вероятность успеха практически исчезает.

    Простые проблемы с речью у человека с афазией обычно уходят через три – шесть месяцев занятий и упражнений.

    Конспекты занятий по восстановлению речи для больных с афазией

    Для удачного восстановления больного после инсульта родственникам рекомендуется соблюдать следующие правила поведения:

    • постоянно давать человеку ощущение того, что он нужен, дорог, важен для вас;
    • поддерживать больного, демонстрировать уверенность в его скорейшем выздоровлении и желание помочь;
    • как можно чаще разговаривать с больным, вовлекая его в обсуждение семейной жизни;
    • включать любимую музыку пациента – она способствует пробуждению речевых импульсов, восстановлению речи после инсульта;
    • запастись терпением при выполнении упражнений, не выказывать раздражения при неудачах.

    Реабилитация может проводиться в домашних условиях, но только после осмотра врачом, определения степени повреждений мозга и составления индивидуального плана лечения.

    Начинать проводить упражнения можно через неделю после перенесенного инсульта при условии, что состояние больного стабилизировалось.

    В противном случае речью можно заняться позднее, в течение двухмесячного периода после нарушения мозгового кровообращения.

    Метод, используемый для восстановления больного после инсульта с потерей речевых навыков, зависит от стадии постинсультного периода. На раннем этапе используется:

    • фармакологическое лечение;
    • массаж;
    • занятия с логопедом.

    Специалист намечает программу действий еще в стационаре, но дальнейшим восстановлением речи больного занимаются его домашние.

    Конспекты занятий по восстановлению речи для больных с афазией

    В постинсультный период больному назначаются препараты, позволяющие ограничить очаг поражения мозга, восстановить нормальное кровообращение, питание нервных тканей. Врач может назначить следующие лекарства:

    • ноотропы для стимулирования регенерации, помощи в восстановлении функции клеток мозга;
    • гипотензивные средства для купирования критического подъема артериального давления;
    • кроверазжижающие препараты, понижающие вязкость крови у человека, перенесшего инсульт, способствующие улучшению церебрального кровообращения;
    • диуретики для снятия отеков мозга.

    В ряде случаев для дополнительной стимуляции процессов восстановления могут назначаться мексидол, актовегин, глиатилин, цераксон.

    Любые лекарственные средства, хотя и снижают тяжесть нарушений мозга, но не способны самостоятельно вернуть речь пациенту. Препараты оказывают воздействие только в комплексе с упражнениями, назначенными логопедом.

    Конспекты занятий по восстановлению речи для больных с афазией

    Вместе с нарушенной речью больные, перенесшие инсульт, сталкиваются с такими проблемами как:

    • нарушение жевательной функции;
    • слюнотечение;
    • обвисание щеки, уголка рта.

    Специальный массаж позволяет вернуть человеку с перенесенным недавно инсультом тонус лицевых мышц, восстановить мимику. После облегчения состояния будет проще выговаривать слова. Точки для массирования должен определить врач: он расскажет, какие участки лица необходимо тонизировать, какие расслабить. Действовать наугад в этом случае опасно – можно навредить.

    Помимо массажа лица назначается массаж языка, губ, щек, ушей, кожи головы, кистей рук. Это позволяет снять скованность мышц и улучшить речь.

    Конспекты занятий по восстановлению речи для больных с афазией

    Работа логопеда крайне важна для восстановления речи после инсульта. Специалист на основании состояния пациента назначает подходящие упражнения. Сначала врач проводит занятия сам, объясняя родственникам особенности проведения тех или иных техник. Впоследствии родные будут заниматься с больным дома. Правила проведения упражнений по восстановлению речевых функций следующие:

    • задания надо выполнять от простых к более сложным;
    • необходимо хвалить больного при каждом, даже минимальном, успехе;
    • важно избегать переутомления;
    • частота занятий не должна превышать пять – десять раз в неделю.

    Назначенную логопедом программу по восстановлению речи надо периодически корректировать, основываясь на достижениях.

    Суть логопедической работы состоит в вовлечении разных областей мозга в процесс управления речью. Существуют разные комплексы, позволяющие восстановить речь после инсульта:

    • фонетические – для диагностики формы афазии, последующего улучшения контроля мимики, в первую очередь языка и губ. Больной повторяет за врачом отдельные звуки, слова, скороговорки;
    • семантические – для стимулирования активного мышления. Пациент должен продолжать предложения, ассоциативные ряды, вести диалоги на нейтральные темы;
    • наглядные – при наличии сенсорной афазии у человека применяются карточки с картинками, книжные иллюстрации, специальные пособия, побуждающие находить связи, последовательности;
    • творческие – включают в себя арт-терапию, пение, занятия музыкой.

    Важное условие – все логопедические тренировки должны проходить в спокойной, позитивной обстановке.

    Каждый раз перед началом логопедических упражнений рекомендуется проводить гимнастику для улучшения артикуляции и улучшения работы лицевой мускулатуры:

    • выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, издав звук «У»;
    • слегка покусать сначала нижнюю, потом верхнюю губу (только при условии незначительной потери чувствительности);
    • улыбнуться, сохранив максимальную симметричность уголков губ;
    • свернуть язык в трубочку;
    • почмокать губами;
    • облизать губы, провести языком по небу;
    • медленно надувать и сдувать щеки.

    Такая разминка позволяет повысить качество последующих логопедических занятий.

    Призваны улучшить контроль над мимикой, языком, губами.

    Упражнения для языка:

    • высунуть язык, подержать несколько секунд;
    • высунуть язык, поднять к носу, подержать;
    • высунуть язык, направить к одному уголку рта, потом к другому;
    • водить кончиком языка по небу вперед-назад;
    • цокать языком;
    • прикусывать расслабленный язык;
    • облизывать губы справа налево и слева направо.

    Упражнения для губ:

    • сложить губы трубочкой и вытянуть;
    • улыбнуться, не разжимая губ;
    • поднять верхнюю губу, показав зубы, подержать несколько секунд;
    • надуть щеки, перекатывать воздух из стороны в сторону;
    • подуть сквозь расслабленные губы;
    • оттянуть губы пальцами вверх, вниз, в стороны;
    • чередование приподнятых и опущенных уголков губ.

    Упражнения для голоса:

    • произносить поочередно гласные на выдохе;
    • артикулировать как при произнесении «Ы» только без звука;
    • произносить гласные подряд с перетеканием одного звука в другой, с ударением в разных местах;
    • произносить согласные: сначала глухие поочередно и подряд, потом звонкие.

    Комбинации звуков для каждого человека логопед должен определить индивидуально.

    Упражнения для мимики:

    • поднимать, опускать, хмурить, расслаблять брови;
    • широко открывать, потом расслаблять рот;
    • надувать-сдувать щеки;
    • складывать губы как для поцелуя;
    • вытягивать язык в разные стороны;
    • двигать челюстью вправо, влево, по кругу.

    Конспекты занятий по восстановлению речи для больных с афазией

    Физиотерапия

    Тематические лексико-грамматические упражнения для восстановления речи у больных с афазией

    Конспекты занятий по восстановлению речи для больных с афазией

    Институт повышения квалификации и переподготовки

    Тематические лексико-грамматические упражнения для восстановления речи у больных с афазией

    Тематические лексико-грамматические упражнения для восстановления речи у больных с афазией

    Скачать бесплатно — 205 листов

    Аннотация:

    Данное пособие — результат обобщения многолетнего опыта работы в условиях специализированного стационара и амбулатории с больными, перенесшими инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в качестве последствий нарушения речи по типу афазии.

    Пособие содержит методический материал, который в значительной мере решает задачи восстановления способности больных к речевой коммуникации. Оно рассчитано в основном на больных со средней, средне-легкой степенью выраженности дефекта, а значительная часть упражнений может быть использована для коррекционной работы с детьми, страдающими задержкой речевого развития.

    Представленные в книге упражнения помогут значительно расширить словарь и сформировать фразовую речь как у взрослых (после инсульта), так и у детей. Поэтому данное пособие выходит за рамки афазиологии и может быть использовано для различных контингентов лиц, обучающихся русскому языку.

    Загружено: 29.05.2020

    Доступно бесплатно

    8-800-555-20-50 звонок бесплатный из любой точки России

    © 2020 — Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с разрешения администрации и с активной ссылкой на источник.

    Методичка для логопедов. Часть 2. Формы афазии и методика восстановления речи

    Составитель:
    член ассоциации нейрореабилитологов  России
    логопед – афазиолог первой категории
    отделения восстановительной медицины –
    ранней нейрореабилитацииРеспубликанской Клинической Больницы
    имени Г.Г. Куватова  г Уфы

    Фаткуллина Л.К.

    Начало методического пособия читайте в статье
    «Методичка для логопедов. Часть 1. Требования к проведению нейропсихологического исследования»

    Методические основы диагностики и коррекции речевых нарушений в работе логопеда со взрослыми  

    Часть 2. Формы афазии и методика восстановления речи

    Восстановление речи при различных видах афазий (эфферентная моторная афазия, афферентная, динамическая афазия, сенсорная).
    Принципы построения программы восстановления.

    Наиболее частыми последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства  являются нарушения речевой функции.

    Знание принципов построения программы реабилитационной помощи позволяет  проводить комплексное восстановительное лечение в остром и в раннем периоде.  Как правило, логопедическая реабилитация  сочетается с направленным фармакологическим воздействием.

    Эти мероприятия способствуют восстановлению речевого общения, социально-бытовой компетентности и помогают пациенту избежать последствий социальной депривации.

    Логопед — афазиолог  должен знать:

    • основные методологические проблемы клинической афазиологии;
    • клинику нарушений речи при основных видах афазии;
    • особенности проведения нейропсихологическое обследование у пациентов, перенесших инсульт и черепно-мозговую травму или нейрохирургическое вмешательство;
    • основы мультидисциплинарной нейрореабилитации;
    • показания, противопоказания для различных видов логопедической коррекции восстановительного обучения;
    • основы организации мультидисциплинарной реабилитации больных в современных условиях.

    Логопед  — афазиолог  должен уметь:

    • заполнить заключение обследования, записать план по восстановительному обучению;
    • определить путь введения, оценить эффективность и безопасность проводимого восстановления;
    • наметить объем дополнительных обследований в соответствии с прогнозом развития болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
    • собрать анамнез заболевания, приведшего к нарушению речи;
    • провести полное и сокращенное нейропсихологическое обследование в зависимости от возможностей пациента;
    • иметь представление о нейровизуализационных методах обследования с целью уточнения диагноза основного заболевания;
    • ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии, обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга;
    • применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач;
    • определить алгоритм речевой реабилитации пациента неврологического профиля.

    Логопед   —  афазиолог должен владеть:

    • основными подходами к анализу методологических проблем восстановления речи в современной афазиологии, приемами выбора и адаптации методов и методик исследования и восстановления;
    • навыками планирования восстановительного обучения;
    • правильным ведением протокола обследования;
    • методами нейропсихологического обследования;
    • интерпретацией результатов обследования;
    • алгоритмом постановки логопедического заключения;
    • понятийным аппаратом, приемами и методами восстановительного обучения;
    • определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции;
    • современными процедурами и технологиями консультирования по вопросам восстановительного обучения;
    • методами исследования, диагностики, профилактики и коррекции различных форм нарушений речи;
    • современной отечественной классификацией афазий;
    • методами коррекции различных форм нарушений ВПФ, используя стратегии поведенческих тренингов, использование БОС.

    Восстановление речи при различных видах афазий (эфферентная моторная афазия, афферентная, динамическая афазия, сенсорная)

    Восстановление речи в большинстве случаев не происходит спонтанно. Лечение больных с афазией не ограничивается обычной восстановительной терапией (лекарственные препараты, массаж, лечебная физкультура и пр.), они, как правило, нуждаются в длительной комплексной реабилитации.

    Основной задачей речевой реабилитации является не только восстановление речи, но и социальная реадаптация. Раннее начало реабилитации способствует более полному восстановлению речевой функции и влияет на его темп.

    Максимальная эффективность достигается при начале речевой реабилитации в первые 3 месяца, при проведении реабилитационных мероприятий не менее 3 часов каждую неделю в течение 5 месяцев и более. В ряде случаев постепенное улучшение речи продолжается и в сроки более 6 месяцев (вплоть до 2-5 лет).

    Выбор конкретной технологии речевой реабилитации зависит от периода и этапа восстановления речевой функции. Задачи этапа реабилитации, определяемые индивидуальным планом (программой реабилитации), соответствуют характеру и степени нарушения речи.

    В остром и раннем периоде восстановительная работа ведется при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи. На более поздних этапах восстановления от пациента требуется активное участие в реабилитации.

    В остром периоде занятия логопеда — афазиолога заключаются в установлении контакта с больным, в нейропсихологическом обследовании, направленном на выявление его речевых, интеллектуальных возможностей, остаточных возможностей высших психических функций, изучении эмоционально-волевой сферы. В этот период занятия логопеда – афазиолога  должны носить преимущественно психотерапевтический характер. Первое время занятия рекомендуется проводить шепотом.

    • К концу 3-й недели после инсульта в большинстве случаев вырисовывается основная форма афазии и начинается ранний восстановительный период (до 6 мес), когда ведется работа с конкретной формой афазии.
    • К методикам раннего этапа восстановления относятся:
    • — стимулирование понимания речи на слух (при разных формах афазии);
    • — растормаживание экспрессивной стороны речи при моторной афферентной и эфферентной афазии (автоматизированные речевые ряды, пословицы, песни, фразы с жестким контекстом, речевые задания побудительного характера, образцы речевых оборотов, необходимых для элементарного общения, чтение коротких фраз и стихов);
    • — методики предупреждения аграмматизма (телеграфный стиль) — стимулирование употребления в ответах глагольной лексики;
    • — методики стимулирования глобального чтения и письма

    Конспекты занятий по восстановлению речи для больных с афазией

    На поздних,  резидуальных этапах восстановительного обучения более активно используется механизм компенсации; речевая функция не восстанавливается в прежнем виде, а меняет свое строение.

    Практика показывает, что одна и та же форма афазии проявляется у разных людей по-разному в зависимости от их преморбидного образовательного и культурного уровня, знания языков, особенностей личности. Нередко у разных больных отмечаются на первый взгляд совершенно одинаковые речевые симптомы.

    Но, как показывает опыт, механизмы этих симптомов отличаются друг от друга. В подобных случаях, несмотря на схожесть речевых расстройств, должны применяться различные методы логопедической коррекции восстановительного обучения.

    Частные и индивидуальные задачи позднего и резидуального периода составляются для каждого больного исходя из степени тяжести и формы их речевого расстройства.

    1. При сенсорной акустико-гностической афазии проводится работа по восстановлению фонематического слуха (дифференциация слов, контрастных по продолжительности слоговой структуры, ритму и звуковому рисунку, дифференциация на слух оппозиционных и близких по звучанию фонем), восстановлению лексического состава речи и преодолению экспрессивного аграмматизма, восстановлению чтения, письма.
    2. При акустико-мнестической афазии работа логопеда направлена на восстановление слухоречевой памяти, письменного высказывания.
    3. При семантической афазии ведется работа по преодолению импрессивного аграмматизма.
    4. При моторной афферентной афазии усилия направлены на преодоление нарушений кинестетического гнозиса и праксиса, восстановление артикуляционной кинестетической основы речепроизводства, преодоление аграфий, восстановление высказывания.
    5. При моторной эфферентной афазии коррекционная работа строится на привнесении извне программы и схемы речевого высказывания, начиная от программирования и планирования слоговой структуры слова и заканчивая восстановлением планирования фразы и текста.
    6. При динамической афазии основной задачей коррекционной работы является преодоление инертности в речевом высказывании (преодоление дефектов внутреннего речевого программирования, восстановление грамматического структурирования: задания на восстановление порядка слов в деформированных предложениях, создание внешних программ высказывания, серии последовательных картинок, ведение диалогов по ключевым словам, пересказ текстов по вопросам и ключевым словам).

    Логопедическая работа начинается по назначению врача, согласно федеральным стандартам ведения неврологических больных. С первых дней нарушения речи больные нуждаются в психологическом сопровождении. Психическая травма, связанная с заболеванием, носит как острый, так и хронический характер.

    С одной стороны, больной внезапно теряет речь вследствие тех или иных нарушений деятельности мозга. С другой стороны, последующая ситуация начинает постепенно декомпенсировать психику.

    В особенности, это касается лиц 40-60 лет, которые занимали определенный социальный статус и были активны в трудовой деятельности.

    Особенно важным является взаимодействие врача, логопеда и психолога на протяжении всей работы с больным афазией. Необходимо учитывать то, что психоорганический тип изменения психических процессов характеризуется дефицитарностью психических функций различной степени, связанной с нарушением памяти, внимания, мышления, эмоционального состояния.

    При общении с больным с афазией логопед должен способствовать реалистической оценке больным окружающей действительности, собственной работоспособности, сохранности профессиональных навыков, возможности вербального общения. К концу реабилитационного периода, когда создается точное представление о возможностях последующей социальной реабилитации больного, необходимо правильно ориентировать больного на новые виды деятельности.

    Основные усилия логопеда должны направляться на сохранность личности, мотивов активной социореабилитации. Так, невозможность работы по специальности, где необходим вербальный контакт, некоторые больные обучаются различным трудовым навыкам, которым не мешают дефекты двигательной и речевой сфер.

    На всех этапах речевой реабилитации важнейшее значение имеет эмоциональный фактор. Больные постоянно нуждаются в ободряющих беседах, в формировании положительной мотивации к занятиям, в правильном отношении к себе. Восстановление речи требует времени больше, чем улучшение общего состояния пациента.

    В течение первых двух лет после инсульта или черепно-мозговой травмы желательно, чтобы больной регулярно занимался как в стационаре (1—2 мес), так и в поликлинике. Через каждые 2—3 месяца занятий делается небольшой перерыв (1—2 мес). Общая продолжительность логопедических занятий составляет 2—3 года.

    Логопедическая работа при афазии – длительный и трудоемкий процесс, требующий сотрудничества врача, логопеда — афазиолога, пациента и его ближайшего окружения, причем восстановление речи должно проходить не эмпирически, а квалифицированно, на серьезном профессиональном уровне.

    Поэтому важен отбор больных для проведения интенсивного восстановительного лечения и обучения.

    Следует принимать во внимание прогностическое значение отдельных факторов, влияющих на эффективность восстановления (возраст, преморбидный уровень, мотивация, наличие признаков левшества, соматические заболевания и их динамика).

    Продолжение методического пособия  читайте в следующей статье
    «Формы дизартрии у взрослых»

    Конспекты занятий по восстановлению речи для больных с афазией

    По степени опасности для жизни и здоровья человека нарушения мозгового кровообращения можно поставить в один ряд с онкологическими болезнями.

    В большинстве случаев инсульт приводит к инвалидности. Как известно, поражение клеток головного мозга негативно отражается на качестве жизни пациента, лишая его контроля над собственным телом, в т. ч.

    возможности ходить, говорить, воспринимать общение.

    Причина нарушения речи

    Сенсомоторная афазия после инсульта является одним из самых серьезных осложнений. Полная или частичная потеря речи возникает при угнетении отдельных мозговых функций, снижения активности конкретных участков коры.

    Сенсомоторная афазия также может являться следствием травм, указывать на наличие доброкачественных или злокачественных опухолей, энцефалита, менингита. В отличие от других речевых нарушений, возникающих при поражении головного мозга, данная форма считается самой тяжелой.

    Сочетание симптомов сенсорной и моторной афазии – это с трудом поддающееся лечению последствие перенесенного инсульта, поскольку связано оно с развитием патологического процесса в полушарии, ответственном за речь и двигательную активность.

    Причины

    Амнестическая афазия наблюдается при повреждении белого вещества на границе теменной, затылочной и височной частей левого (для правшей) полушария головного мозга. Именно эти части мозга представляют собой центр памяти человека и при повреждении вызывают нарушения не только памяти, но и речи пострадавшего. Основные причины включают в себя следующие факторы:

    • при черепно-мозговой травме у пациента фиксируются повреждения головного мозга различной степени. Более легкие травмы (сотрясение мозга) отличаются недолговременной потерей памяти и быстрым восстановлением. Тяжелые повреждения, затронувшие белое вещество головного мозга, могут повлечь за собой серьезные нарушения памяти, а вместе с ней и речевой деятельности человека;
    • болезнь Альцгеймера и болезнь Пика провоцируют постепенное ухудшение памяти и речи, что является результатом прогрессирующих негативных изменений в работе головного мозга;
    • инфекционные заболевания (энцефалиты и менингиты);
    • спутанность сознания, вызванная острой интоксикацией организма внешними (ядовитые вещества, лекарства и т.д.) или внутренними ядами (токсические вещества, содержащиеся в крови человека, больного почечной или печеночной недостаточностью);
    • злокачественные новообразования;
    • хроническое нарушение кровообращения;
    • острые нарушения церебрального кровообращения, приводящие к инсультам, тромбозу сосудов и т.д.;
    • воспаления (абсцесс мозга);
    • некоторые психические состояния.

    К группе риска относятся следующие лица:

    • люди пожилого и старческого возраста;
    • люди, страдающие от некоторых общих заболеваний (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, эпилепсия, регулярные приступы острой головной боли и прочие заболевания);
    • люди, имеющие наследственную предрасположенность к заболеваниям подобного рода.

    Независимо от причин, ставших отправной точкой развития амнестической афазии, желательно как можно раньше начать курс восстановления. Начало лечения на ранних этапах развития заболевания повышает шансы на выздоровление.

    Какими симптомами проявляется заболевание?

    Почему вообще возникает сенсомоторная афазия, что это такое? После инсульта в некоторых случаях нарушается функциональность нижней лобной извилины, обеспечивающей человеку способность произносить слова.

    Параллельно с развитием данной патологии происходит сбой в корковой области головного мозга, в частности верхней доли височных отделов обоих полушарий, что приводит к потере способности понимания смысла речи.

    Больной не перестает слышать себя и окружающих, но воспринимать слова больше не может.

    Второе название заболевания – акустико-гностическая афазия. Прогрессирование недуга приводит к спонтанно появляющейся речи, которая при отсутствии лечения больше становится похожей на нечленораздельное мычание.

    Степень утраты способностей правильно говорить и распознавать сказанное окружающими определяется серьезностью мозгового поражения и индивидуальными особенностями человека.

    При тотальной или грубой сенсомоторной афазии, подразумевающей нарушения всех речевых функций, могут встречаться и другие симптомы. Самыми распространенными проявлениями считают:

    • рассеянность;
    • сонливость;
    • апатию к происходящему;
    • неспособность к концентрации внимания;
    • частичный паралич мышц тела.

    Симптоматика заболевания

    Амнестическая афазия протекает в мягкой форме с неявным проявлением симптомов. Выявить развитие заболевания можно только при длительном общении с больным. Болезнь появляется следующим образом:

    • больной не способен вспомнить названия предметов, но может указать их функции и внешний вид;
    • речь больного либо замедлена с большим количеством пауз, либо беглая с неправильным употреблением слов;
    • пациент многократно повторяет те или иные слова или словосочетания;
    • речь богата парафразами и описательными конструкциями;
    • в высказываниях часто опускаются слова (преимущественно имена существительные);
    • у больного не наблюдается частичной или полной утраты навыков чтения и письма;
    • речь строится грамматически и логически правильно;
    • больной не испытывает трудностей, связанных с произношением звуков;
    • пациентам свойственна правильная артикуляция.

    Указанные симптомы могут говорить о развитии как амнестической афазии, так и смежных форм заболевания. Для точного диагностирования формы заболевания необходимо выявить причину ее возникновения.

    Что может помешать выздоровлению?

    Шансы пациента на восстановление при сенсомоторной афазии зависят от ряда факторов, к которым относят общее состояние больного, наличие сопутствующих заболеваний и эффективность применяемой реабилитационной терапии. Действительно, вернуть утраченную возможность говорить и понимать речь намного сложнее, если у больного:

    • случилось повторное кровоизлияние;
    • диагностирован атеросклероз, артериальная гипертензия или другие сердечно-сосудистые заболевания;
    • нередко возникают ишемические атаки;
    • прогрессирующий сахарный диабет.

    Как распознать афазию

    Афазию после инсульта можно распознать по различным симптомам, сочетание которых дает возможность выделить несколько видов этого синдрома.

    Так, об афазии сенсорного характера (Вернике), можно говорить, если у больного присутствует:

    • непонимание обращенной речи;
    • непонимание иносказаний, поговорок, пословиц;
    • жалобы на то, что все вокруг стали говорить как будто «на иностранном языке»;
    • забывание начальной части длинного предложения собеседника, утрата понимания длинных речевых конструкций, что побуждает больного задавать вопросы относительно выскользнувших из памяти слов.

    При этом собственное предложение больной сформулировать может. И хоть оно и будет немногословно, без описательных оборотов, но смысл в нем будет присутствовать.

    Если после инсульта развилась мнестическая афазия, пожилой человек:

    • может удержать в памяти только нескольких слов из прослушанной фразы;
    • начав говорить, забывает, о чем хотел сказать;
    • говорит медленно, тщательно подбирая слова;
    • заменяет одни слова другими, не подходящими по смыслу.

    Это – акустико-мнестическая афазия. Бывает также оптико-мнестический вид синдрома, тогда:

    • человек может прочитать заголовки в книгах или газетах, но смысл самого текста теряется;
    • ему трудно не только описать то, что он видит (в окружающем мире или на изображении), но и называть предметы.

    Выделяют также амнестическую афазию, развивающуюся при инсульте теменно-височной доли. В этом случае человек забывает, как называются отдельные предметы, но помнит, для чего они нужны. Такой больной вместо «ручка» может сказать «штука, которой пишут», и тому подобное.

    Не сразу заметна семантическая афазия. В этом случае человека, перенесшего инсульт, ввергают в ступор длинные предложения, описывающих логические действия, пространственные отношения.

    Все указанные виды синдрома – афазия Вернике, мнестический, семантический и амнестический виды – объединяются под общим названием «сенсорная афазия», когда у человека после инсульта имеются затруднения с пониманием речи. Зачастую сам больной не понимает, что он говорит.

      Ганглионит, симптомы, диагностика и лечение, виды недуга

    Второй основной тип заболевания – моторная афазия. В этом случае человек, напротив, отлично понимает обращенную речь, но воспроизвести ее не может, от чего очень страдает морально. Моторная афазия делится на 3 вида:

    1. Афферентная моторная афазия. В этом случае больной путает похожие глухие и звонкие согласные, переставляет местами звуки в словах.
    2. Динамическая афазия. Больной понимает обращенную речь и пытается ответить, но слова в его предложении настолько стоят не на своих местах, что вся фраза теряет смысл. Человек это слышит и понимает, но исправить не может, из-за чего страдает.
    3. Афазия Брока. Она возникает у людей, утративших вследствие инсульта участок мозга вблизи лобной доли левого полушария (там находится центр Брока, отвечающий за согласованность движений, благодаря которым воспроизводится речь). Это характеризуется изменением стиля общения: человек говорит отдельными словами, делает между ними, и даже между отдельными слогами паузы, так как ему трудно переключаться с одного слога на совершенно непохожий. Писать и читать такой человек начинает с грубыми ошибками. Он может повторять один и тот же слог все время, называть слова, противоположные по значению, говорить неразборчиво.

    Речь больного моторной афазией очень краткая, состоит почти из одних существительных и глаголов, между которыми человек делает паузу. Он может повторять один слог (например, «ла») или звук (например, мычать), пытаясь с помощью интонации вложить в него смысл. Во время беседы такой человек часто плачет, так как он страдает от того, что неспособен донести свою мысль.

    Конспект группового логопедического занятия по теме "Море" для пациентов с афазией

    Цель занятия: восстановление языковых и понятийных связей у пациентов с афазией по теме «Море», использование их в импрессивной и экспрессивной речи.

    Задачи:

    • восстановление понимания обращённой речи;
    • преодоление персевераций в собственной речи;
    • растормаживание произносительной стороны речи;
    • обогащение активного и пассивного словаря по теме «Море»;
    • преодоление аграмматизма;
    • восстановление и коррекция фразовой речи;
    • восстановление звуко-буквенного анализа слова.

    Ход занятия

    1. Давайте вспомним, что такое море, какое оно, приходилось ли вам бывать на море. Кто из вас был на море?

    — Я, я, я… (пациенты).

    2. Вопрос на выбор (по картинке):

    • — Это море или речка?
    • — Море большое или маленькое?
    • — Оно глубокое или мелкое?
    • — Море солёное или пресное?
    • 3. Синхронное проговаривание:
    • Море огромное.
    • Море глубокое.
    • Море солёное.
    • Море чистое.
    • Море прозрачное.
    • Море штормовое.
    • Море Чёрное.
    • Море Средиземное.
    • Море Каспийское.
    • Море Красное.
    • Море Балтийское.
    • Море Лаптевых.
    • Море Охотское.
    • 4. Повторить предложение (индивидуально, по кругу):
    • Я был на Чёрном море.
    • Я был на Красном море.

    Я был на Балтийском море и т.д.

    5. Подобрать слова – действия. Что делает море?

    1. Море шумит.
    2. Море бурлит.
    3. Море волнуется.
    4. Море штормит.
    5. Море бьётся о берег.
    6. Море топит корабли.
    7. Море кормит рыбаков.
    8. Море хранит свои тайны.
    9. 6. Подобрать слово (варианты предлагают пациенты):
    10. Морской …
    11. Морская …
    12. Морское …
    13. Морские …
    14. 7. Групповое синхронное проговаривание словосочетаний с объяснением непонятных выражений:

     8. Вписать однокоренные слова в таблицу.

    Море, взморье, моряк, Приморье, морепродукты.

    •  9. Придумать предложения с однокоренными словами:
    • Море, моряк, морской, лукоморье, взморье, Приморье, заморский, поморы, морепродукты.
    • 10. Синхронно договорить последнее слово во фразе:
    • Бьётся о берег морская … (волна).
    • Якорь опустился на морское … (дно).
    • Неумолчно шумит морской … (прибой).
    • Аквалангисты спускаются на морское … (дно).
    • Влюблённые отправились в морское … (путешествие).
    • Жители Средиземноморья любят пищу из … (морепродуктов).
    • Капитан – бывший выпускник морского … (училища).
    • Море выбросило на берег пятиконечную морскую … (звезду).
    • Похож на настоящего коня морской … (конёк).
    • В Ялте целебный морской … (воздух).
    • Полезны салаты из морской … (капусты).
    • Дельфин и кит – это морские … (животные).
    • Моряки верят в морские … (приметы).
    • Школьники сражаются в морской … (бой).

    11. Выучить наизусть. Повторить синхронно.

    Я плыву на корабле, Путь лежит к родной земле.

    Конец занятия.

    24.11.2011

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *