Эволюционно-динамическая классификация дцп

Центральными клиническими проявлениями являются двигательные расстройства, параличи, парезы, гиперкинезы, атаксия, а также нарушения речи и психики.

В результате поражения структур мозга, которые регулируют мышечный тонус, наблюдаются спастичность, ригидность (малоподвиж­ный высокий тонус), дистония и гипотония.

В связи с этим у детей задерживаются или развиваются аномально устано-почные рефлексы (рефлекс держания головы и т.д.), появля­ются патологические синергии — включение мышц, которые обычно не участвуют в этом движении.

По мере роста и разви­тия ребенка на основе патологических синергии и дистонии формируются вторичные изменения в мышцах, костях и сус­тавах: контрактуры (неподвижность суставов), деформации (изменение строения позвоночника и суставов), патология двигательных стереотипов.

Разнообразие клинических проявлений ДЦП, возрастных особенностей состояния нервной системы, многообразие эти­ологических факторов и т.п. осложняют определение формы ДЦП. Особенно сложно классифицировать ДЦП в раннем воз­расте ребенка.

  • 94
  • 95
  • Глава 3
  • Дизартрии у детей
  • Эволюционно-динамическая классификация ДЦП Эволюционно-динамическая классификация ДЦП

Классификация с учетом возрастной динамики мозга пред­ложена Л.О. Бадаляном с сотрудниками (1987).

Эволгоционно-динамическая классификация ДЦП

Ранний возраст Старший возраст
1. Спастические формы: ■ гемиплегия, ■ диплегия, ■ двусторонняя гемипле­гия. 1. Спастические формы: • гемиплегия, ■ диплегия, ■ двусторонняя гемиплегия
2. Дистоническая форма 2. Гиперкинетическая форма
3. Гипотоническая форма 3. Атактическая форма. 4. Смешанные формы • спастико-атактическая; ■ спастико-гиперкинетическая; ■ атактико-гиперкинетическая; • атактико-спастико-гиперкинетичес-кая

Представленная классификация отражает возрастные ста­дии развития мозга и связанные с этим различные проявле­ния ДЦП. Особый интерес представляет выделение дистони-ческой и гипотонической форм.

Сочетание разнообразных двигательных расстройств осо­бенно часто встречается при гиперкинетической форме ДЦП. У одного и того же ребенка часто обнаруживаются гиперки-незы, атаксия, повышение мышечного тонуса и дистония, патологические синкинезии.

Фаза мышечной дистонии, которая рассматривается у но­ворожденных с ДЦП, обычно возникает на фоне мышечной гипотонии в возрасте 2-3 месяцев жизни и может быть дли­тельное время ведущим синдромом. Гиперкинезы в связи с особенностями созревания мозга (стриопаллидарной систе­мы) обычно появляются к концу первого — началу второго года жизни ребенка.

Если атоническая симптоматика является ведущей весь первый год жизни, то в дальнейшем у таких детей развива­ется атактическая, либо атактико-астатическая форма. Это является свидетельством поражения мозжечка и его прово­дящих путей. Такие дети в 1 год не могут удержать позу и

96

при развитии произвольных движении не удерживают свои конечности, ни туловище.

Наряду с ведущим синдромом двигательных расстройств в клинической картине наблюдаются и другие нарушения моторики, которые более четко определяются тогда, когда ребенок начинает овладевать навыками сохранения позы и произвольной двигательной активности.

При гемипарезах могут появиться атетоидные движения (застывание в опре­деленной позе) в дистальных отделах паретичных конечнос­тей.

При спастической диплегии могут появиться симптомы атаксии, в свою очередь атактическая форма может сопро­вождаться умеренно выраженным спастическим напряже­нием мышц ног.

При гиперкинетической форме ДЦП у одного и того же ре­бенка можно обнаружить гиперкинезы, атаксию, мышечную гипертонию и дистонию, патологические синкинезии.

Известно, что особое место в психическом развитии ребен­ка занимают движения глаз и зрительные ощущения, слухо­вые ощущения, ощупывание предметов пальцами.

Чем бога­че тактильные ощущения и другие сенсорные афферентации, тем полнее происходит формирование кинестетического ана­лизатора и развитие познавательной функции.

Произвольное захватывание предмета начинает развиваться тогда, когда ребенок видит предмет и может зрительно оценивать рассто­яние.

Многообразные клинические картины двигательных нарушений, которые объединяются названием апраксия, не включают такие моторные нарушения как параличи, паре­зы и стабильные расстройства координации. При апракси-ческом нарушении страдает не координация двигательного акта, а его реализация. Такие нарушения характерны для кортикальной локализации очагов поражения.

У детей с ДЦП, наряду с общим моторным недоразвити­ем, нарушается моторный аппарат глаз, ограничивается поле зрения, отмечается нистагм. Задерживается формирование слуховых образов и представлений из-за моторных наруше­ний в среднем ухе и снижении слуха.

  1. Таким образом, поражение рецепторных систем приводит к задержке либо к недоразвитию познавательных процессов.
  2. У маленьких детей до года обязательно присутствует ди-энцефальная гипоталамическая патология, которая прояв­ляется в нарушении регуляции температуры тела, аппетита, функции желудочно-кишечного тракта. Формируется особая
  3. 97
  4. Глава 3
  5. Дизартрии у детей

Эволюционно-динамическая классификация ДЦП Эволюционно-динамическая классификация ДЦП реакция на внешние раздражители в виде рвоты, головокру­жений, повышения температуры, судорог и т.п. У таких де­тей наблюдается физическая и психическая истощаемость.

Астенические явления ярко выражены у детей с ДЦП. Ин­тенсивность их проявления связана со временем суток, со вре­менем года и» погодой, с приемом пищи и т.д. С возрастом эта астения часто сочетается с нарастанием вялости, бездеятель­ности.

Постепенно, по мере взросления ребенка органическая симптоматика несколько изменяется.

К ней присоединяются расстройства невротического регистра и неврозоподобные яв­ления: нарушения сна (его длительности, глубины и ритма), расстройства настроения, головные боли и т.п.

Повышенная истощаемость всех психических процессов связана с церебрастеническими явлениями.

У детей отмеча­ются низкая интеллектуальная работоспособность, эмоцио­нальная лабильность, нарушения памяти, внимания, усили­вающиеся после соматических заболеваний, к концу недели, учебного года.

Это сочетается с повышенной внушаемостью, инертностью, замедленностью психических процессов, что обусловливает трудность переключения, патологическое за­стревание, перенос заученного способа выполнения задания на другое задание.

У детей с ДЦП отмечается задержка в развитии эмоцио­нальных реакций. В младенческом возрасте не выражен ком­плекс оживления при появлении матери, реакций на ее голос или улыбку.

Дети с ДЦП растут пугливыми, нерешительными, неуве­ренными в себе, нередко отличаются обидчивостью, болез­ненным реагированием на тон голоса, малейшее замечание. У них легко возникают реакции упрямства и негативизма.

  • В подростковом возрасте у некоторых отмечается боязнь высоты, темноты, новых предметов, новых лиц, животных.
  • В целом для детей с ДЦП характерны недостаточность раз­вития волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, психоорганическая симптоматика.
  • Состояние детей, имеющих психоорганическую симптома­тику, в литературе обозначается разными терминами: «пси­хоорганический синдром», «легкая моторная дисфункция», «гиперкинетическое поведение» и пр. Многие ученые в кри­терии границ психоорганического синдрома включают на­рушение памяти, расстройство эмоциональной сферы, нару­шение восприятия и мышления, истощаемость психических
  • 98

процессов, соматовегетативные расстройства (И.А. Скворцов, 2000 и др.). Перечисленные нарушения имеют у каждого ре­бенка разную степень выраженности. К ним нередко присо­единяются нарушения развития речи и моторики, трудности обучения в школе.

Так, расстройства эмоциональной сферы могут проявляться как в неустойчивости настроения, так и во взрывчатости и сильных аффективных реакциях.

Сомато­вегетативные расстройства могут быть выражены головными болями, плохой переносимостью жары и духоты, поездок на транспорте и т.п.

Задержка и патология развития мозга при ДЦП проявля­ются в нарушениях психического развития. Задержка пси­хического развития констатируется у 50% детей с ДЦП, оли­гофрения — у 25% детей, отсутствие грубых отклонений от нормы отмечается лишь у 20% . Речь нарушается у 90% детей с ДЦП.

С возрастом психоневрологическое состояние детей стано­вится более стабильным. Резидуальные явления органичес­кого поражения мозга начинают квалифицироваться иначе. В отличие от параличей у взрослых лиц квалификация де­тского церебрального паралича остается симптоматической.

Существует более 20 используемых в практике класси­фикаций ДЦП. В настоящее время чаще всего используется классификация К.А. Семеновой (1979), которая была разра­ботана с учетом классификации. Д.С. Футера и М.Б. Цукер (1954). В соответствии с этой классификацией выделяют шесть форм:

1. Двойная гемиплегия. Одинаковая степень нарушений функций верхних и нижних конечностей, т.е. тетрапарез (по­

ражение четырех конечностей).

Тетрапарез, при котором руки поражены, так же как и ноги, а в части случаев паралич рук бывает тяжелее, чем паралич ног.

При этой форме паралича поражены оба полу­шария мозга, причем нижележащие отделы мозга длитель­ное время сохраняют патологическую активность: тоничес­кие рефлексы могут не исчезать совсем, установочные выпря­мительные рефлексы не развиваются.

В связи с этим дети не сидят, у них не развивается произвольная моторика. У боль­шинства таких детей наблюдается олигофрения. Речевое со­стояние характеризуется дизартрией или анартрией.

  1. 2. Спастическая диплегия чаще выражена тетрапарезом, при котором руки поражаются в значительно меньшей степе-
  2. 99
  3. Глава 3
  4. Дизартрии у детей

Эволюционно-динамическая классификация ДЦП Эволюционно-динамическая классификация ДЦП ни, чем ноги. Эта форма ДЦП была известна под названием болезни Литтла.

У детей со спастической диплегиеи чаще всего наблюда­ется вторичная задержка психического развития, преодо­лимая при своевременной медико-педагогической коррек-ционной помощи.

У подавляющего числа детей со спасти­ческой диплегиеи наблюдается дизартрия с преобладанием спастических явлений в мыщцах. Такая дизартрия чаще квалифицируется как псевдобульбарная.

При данной форме паралича чаще наблюдается задержка психического разви­тия, чем олигофрения.

3. Гиперкинетическая форма. Новорожденные дети, у ко­торых впоследствии может развиваться гиперкинетическая форма ДЦП, имеют выраженную мышечную дистонию. Лишь по мере созревания стриопаллидарной системы синдром мы­шечной дистонии осложняется появлением гиперкинезов.

Читайте также:  История болезни. диагноз: склеродермия. предварительный диагноз: ограниченная бляшечная склеродермия

Гиперкинезы в артикуляционной и скелетной мускулату­ре начинают выявляться с 4-6 месяцев жизни. При всех ти­пах гиперкинезов, кроме самых тяжелых (двойной атетоз и торсионная дистония), установочные рефлексы и произволь­ные движения развиваются удовлетворительно.

Психически такие дети развиваются с некоторой задерж­кой по сравнению с нормой. У них наблюдается целый ряд нарушений гностических функций, однако несмотря на это, мышление развивается обычно нормально.

Речевые нарушения представлены практически у всех де­тей чаще всего в форме гиперкинетической дизартрии.

4. Атонически-астатическая форма обусловлена пораже­нием мозжечка и развивается у детей, у которых при рож­дении отмечалась выраженная гипотония мышц, которая обычно наблюдается у них на протяжении первого года жиз­ни. К 12 — 15 месяцам жизни начинают развиваться произ­вольные движения. В дальнейшем развиваются атактическая либо атонически-астатическая форма.

При атактической форме, которая встречается чаще, спо­собность удерживать позу резко нарушена. Туловищная атак­сия сопровождается невозможностью стабилизации проекции общего центра массы ребенка при стоянии.

В связи с этим и другими сопутствующими нарушениями (деформация стоп и пр.) развивается порочная траектория перемещения тела при ходьбе и других передвижениях.

Это препятствует фи­зиологической реализации функции вертикального положе-

100

пия туловища и опоры. Со временем дети обучаются сидеть, стоять и ходить. Ведущей клинической симптоматикой дли­тельно остается атаксия туловища и конечностей (нарушение функции мозжечка). Психическое развитие детей несколько задерживается, однако, как правило, олигофрении у них не наблюдается.

Речевые нарушения выражаются, главным образом, в неко­торой задержке, которая может быть компенсирована полно­стью при соответствующих педагогических мероприятиях.

Атонически-астатическая форма встречается редко. Со­хранность безусловных рефлексов отличает гипотонию при поражениях мозжечка от гипотонии бульбарного характера. Тяжелая мышечная гипотония наблюдается в результате по­ражения мозжечка и лобных долей коры больших полуша­рий, лобно-мосто-мозжечковых путей.

У детей с этой формой длительное время наряду с низким тонусом мышц остаются патологические тонические рефлек­сы, нарушение координации и равновесия.

Отсутствуют рефлексы опоры, автоматизированной поход­ки, слабо выражены или отсутствуют защитный и хвататель­ный рефлексы. У них наблюдаются невозможность сохране­ния положения тела в пространстве.

Такие дети самостоятельно сидеть начинают к двум годам, а некоторые из них обучаются ходить к шести годам. Харак­терными симптомами являются атаксия, гиперметрия, ин-тенционный тремор.

У них наблюдается задержка психического развития, реже выраженная олигофрения.

5. Гемиплегическая, или гемипаретическая, форма. При этой форме ДЦП страдает левое или правое полушарие. При раннем поражении левого полушария дефицит его функций компенсируется здоровым правым полушарием. Если пора­жение касается правого полушария, то левое не замещает правое.

Левосторонняя гемипаретическая форма. Считается, что левое полушарие является доминантным в формировании концептуального пространства, т.е. понятийным отображе­нием, связанным со словесной символизацией пространс­твенных отношений (чертежи, схемы пространства и т.п.).

  • У школьников с этой формой двигательного поражения от­мечаются специфические особенности слухоречевой памяти в виде нарушения порядка воспроизведения слов, нарушение
  • 101
  • Глава 3
  • Дизартрии у детей
  • Эволюционно-динамическая классификация ДЦП восприятия реальных предметов и их схематических изобра­жений.

Нарушения пространственного восприятия проявляются в наглядно-действенной активности (трудности одевания, вы­полнения геометрических заданий, игнорирование левой сто­роны листа бумаги и собственных конечностей левой сторо­ны, игнорирование собственного дефекта). Рассматривание сюжетных картинок начинается с середины серии.

Поведение таких детей характеризуется расторможен-ностью, внимание неустойчивое, отмечается утомляемость, инфантильность, отсутствие переживания дефекта. В пове­дении характерным является несобранность, неорганизован­ность, неряшливость.

  1. Основные нарушения развития речи у детей при поражении левого полушария выражаются в нарушении фонологической системы языка, морфологических механизмов словообразова­ния, развития синтаксических структур и семантики речи.
  2. Гемиплегия чаще всего наблюдается у детей с самого ран­него возраста и проявляется повышенным мышечным тону­сом более выраженным справа или слева.
  3. По мере развития мозга двигательные расстройства стано­вятся менее заметными.
  4. Речевые расстройства наблюдаются чаще всего по типу псевдобульбарной дизартрии и, значительно реже, по типу моторной алалии.

При этой форме поражения ЦНС у подавляющего числа детей может наблюдаться вторичная задержка психического развития, преодолимая при своевременно начатой терапии. У части детей с гемиплегической формой ДЦП наблюдается олигофрения в степени дебильности.

Правосторонняя гемипаретическая форма.

Дцп (детский церебральный паралич): причины возникновения, симптомы, классификация

Детский церебральный паралич – широкое понятие, объединяющее группу двигательных расстройств, прогрессирующих на фоне повреждения мозговых структур в перинатальном периоде.

Для патологии характерны нарушения интеллекта, расстройства психики, нарушения походки и координации движений. На первом году жизни дети заметно отстают от сверстников в моторном и психическом развитии.

Люди с ДЦП нуждаются в пожизненной реабилитации, медикаментозном, физиотерапевтическом и хирургическом лечении по показаниям.

Общие сведения о болезни

ДЦП – это расстройство двигательной функции, появляющееся в результате серьезных изменений в мозговых структурах. По статистике, частота этого диагноза – 2-7 случаев на 1000 человек среди детей возрастом до 1 года. Распространенность среди недоношенных новорожденных увеличивается в 10 раз.

В зависимости от области локализации пораженного участка головного мозга, различают поражения 5 видов.

  • Спастическая диплегия. Распространенность – около 40% от общего числа случаев. Характерно поражение двигательных центров, приводящее к развитию парезов, затрагивающих ноги. Для гемипаретической формы характерно повреждение двигательных центров одного из полушарий.
  • Гиперкинетическая форма. Характеризуется повреждением подкорковых структур. Гиперкинезы усиливаются на фоне чрезмерного волнения или страха ребенка.
  • Атонически-астатическая форма. Диагностируется при обнаружении очага поражения в области мозжечка. Для этой формы характерно нарушение статики и координации, мышечная атония.
  • Двойная гемиплегия. Наиболее тяжелая форма, являющаяся следствием объемного поражения обеих полушарий головного мозга. Дети не в состоянии сидеть и стоять, не могут держать голову самостоятельно.
  • Смешанные формы. Характерно сочетанное проявление симптомов, присущих в той или иной степени каждому типу.

Эволюционно-динамическая классификация ДЦП

  • снижение или повышение тонуса мышц;
  • деформация скелета;
  • сохранение рефлексов, которые исчезают у здоровых детей в возрасте до 6 месяцев;
  • судороги;
  • проблемы в работе органов зрения и слуха;
  • нарушение глотательного рефлекса.

Главная причина, провоцирующая болезнь – отрицательное воздействие разных поражающих факторов на ребенка. Такое влияние провоцирует отмирание отдельных участков головного мозга. Предпосылки для развития болезни проявляются на фоне патологий беременности и инфекций.

Диагностика ДЦП начинается с полноценного осмотра детского невролога. При подозрении на расстройства неврологического спектра, применяется инструментальная диагностика:

  • энцефалография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция;
  • электромиография;
  • электронейрография.

Перечисленные методы позволяют дифференцировать патологию и исключить другие врожденные пороки неврологического характера.

К наиболее распространенным последствиям относят:

  • инвалидизацию;
  • нарушение социальной адаптации;
  • артроз;
  • мышечную контрактуру;
  • отсутствие положительной динамики;
  • трудности при приеме пищи из-за нарушения глотания.

Если у ребенка имеется риск развития ДЦП, профилактику его развития обеспечивают сразу после рождения (если состояние критическое, после его нормализации). В своей практике реабилитологи используют несколько схем, определяя оптимальную, в зависимости от группы риска, в которую попадает ребенок.

Если риск низкий, используют занятия на фитболе, развивающую гимнастику, акватерапию, беби-йогу, динамическую гимнастику, массаж, с осторожностью физиотерапию.

При высоком риске используется неврологическая физиотерапия, аква-терапию, массаж, физиотерапию. Курсы проводят каждый месяц, до достижения ребенком 1,5 лет.

Эффективность сеансов в домашних условиях закрепляют родители, проводя занятия по рекомендуемой схеме.

Информация о лечении

Эволюционно-динамическая классификация ДЦП

В течение первых месяцев после рождения ребенка (если предположительный диагноз не установлен сразу после родов) заподозрить болезнь помогают такие признаки:

  • гипотония;
  • болевой синдром (характеризуется громким криком);
  • тремор;
  • хаотичные движения конечностями;
  • принятие неестественных поз;
  • гримасы;
  • судороги;
  • нарушения рефлексов.

Диагностикой болезни занимается врач-невролог. Дополнительно показаны консультации узких специалистов: офтальмолога, отоларинголога, психиатра, ортопеда. Если причины возникновения ДЦП не установлены, и диагноз надо дифференцировать от других наследственных болезней, используются генетические и биохимические методы.

Обозначить сроки выздоровления невозможно. Каждый случай – уникален. Классификация ДЦП включает несколько форм болезни, для каждой прогноз отличается. Самый тяжелый – для детей с двойной гемиплегией. Полное восстановление является невозможным.

Ответы на распространенные вопросы

ДЦП это не болезнь, это сборное название нарушений затрагивающих разные отделы головного мозга пациента. Для болезни характерны двигательные расстройства, нарушение умственной активности и другие симптомы.

Почему появляется врожденная патология?

Врожденные виды ДЦП диагностируют сразу после родов. Основные причины ДЦП:

  • халатность медицинского персонала, принимающего роды;
  • малый вес ребенка или недоношенность;
  • внутриутробное кислородное голодание;
  • инфекции, передаваемые половым путем (ИППП);
  • осложнения плаценты;
  • воздействие токсинов на женщину на разных сроках гестации;
  • кровотечения в головной мозг.

Все перечисленные факторы могут способствовать формированию болезни у новорожденного.

Из-за деформации внутренних органов, костей и суставов, недоразвитости дыхательной и сердечно-сосудистой системы люди с детским церебральным параличом живут меньше, чем без патологии. Они выглядят старше своего возраста из-за ускоренного старения, уже к 40 годам, жизненный потенциал растрачивается.

Читайте также:  Электростимуляция мышц - особенности, показания и противопоказания

Да, ДЦП сейчас поддается лечению при его выявлении в детском возрасте. Грамотный невролог проработает полную схему лечение, соблюдение которой приведет к улучшению качества жизни. Человек сможет социально адаптироваться, получить образование и устроиться на работу.

Влияет ли на развитие болезни наследственный фактор?

Заболевание не имеет связи с наследственностью. К его развитию приводят факторы, отягощающие течение беременности, серьезные соматические болезни матери. Самая распространенная причина – родовая травма.

Эволюционно-динамическая классификация ДЦП

У ДЦП гиперкинетическая форма – заболевание, при котором поражена нервная система, нарушен мышечный тонус, наблюдаются расстройства речи.

При рождении у малышей есть ряд рефлексов, которые должны исчезать по мере взросления (примерно до 2 месяцев).

Но, если ребенок позже начинает держать головку, чем положено, не переворачивается, плохо следит за предметами, неактивно сосет грудь, следует бить тревогу. У такого ребенка может проявляться детский церебральный паралич (ДЦП).

Особенности и виды ДЦП

В зависимости от тяжести поражения НС у ребенка наблюдаются:

  • общий или частичный паралич;
  • слабость в мышцах;
  • несогласованность движений;
  • эпилептические приступы;
  • задержка умственного развития, сложность в восприятии и обучении;
  • проблемы со зрением, слухом и речью;
  • косоглазие.

При этом отклонения у детей могут быть как легкими, почти незаметными, так и крайне тяжелыми. Сочетание этих комбинаций индивидуальное и зависит от того, насколько сильно поражена центральная нервная система.

Детский церебральный паралич может быть нескольких видов:

  Боль в локтевом суставе: лечение народными средствами

  1. Спастическая диплегия.
  2. Гемиплегия.
  3. Двойная гемиплегия.
  4. ДЦП, атонически-астатическая форма.
  5. Гиперкинетическая форма.

Дцп – детский церебральный паралич

Термин «церебральный паралич» употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений.

Детский церебральный паралич – поражение одного или более отделов мозга либо в процессе внутриутробного развития, либо во время (или сразу после) родов, либо в грудном/младенческом возрасте.

Обычно это происходит во время осложненной беременности, которая является предвестницей преждевременных родов.

Слово церебральный» означает «мозговой» (от латинского слова «cerebrum» — «мозг”), а слово «паралич» (от греческого «paralysis» — «расслабление”) определяет недостаточную (низкую) физическую активность.

Сам по себе церебральный паралич не прогрессирует, т.к. не дает рецидивов. Тем не менее, в процессе лечения может наступить улучшение, ухудшение состояния пациента, либо же оно остается без изменений.

Церебральный паралич — не наследственное заболевание. Им никогда нельзя заразиться или заболеть. Хотя ДЦП не излечивается (не является “курабельным” в общепринятом смысле), постоянный тренинг и терапия могут привести к улучшению состояния и минимизировать последствия болезни.

Что провоцирует развитие ДЦП?

Факторы возникновения заболевания различны. Самые распространенные из них:

  1. Травма головного мозга до родов, во время или сразу после них. Чаще всего происходит травма при родах тогда, когда организм матери неспособен правильно развивать родовую деятельность (быстрые или слишком затяжные роды, кесарево сечение). Если ребенок появляется на свет с мраморным телом синюшного цвета, цианозными асфиксическими губами, нередко обвит пуповиной, это свидетельствует о гипоксии мозга.
  2. Перенесенные инфекционные заболевания (краснуха, желтуха), прививки во время болезни становятся причиной послеродового поражения участков головного мозга.
  3. Резус-конфликт родителей. Конфликт по группе крови матери и плода.
  4. Раннее отторжение плаценты.

Нервная трубка и мозговые пути плода образуются на первых неделях беременности, а к концу первого триместра появляются двигательные рефлексы. Около 50 факторов оказывают влияние на формирование детского организма и могут привести к диффузному поражению головного мозга.

Поэтому позаботиться о здоровье ребенка женщина должна задолго до зачатия: пройти обследование, отказаться от вредных привычек и употребления алкоголя, препаратов наркотического действия, необоснованного приема лекарств, особенно гормональных, седативных, психотропных.

Во время беременности необходимо постоянно наблюдаться у акушера-гинеколога, своевременно приходить на консультации, особенно если есть хронические заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой систем, токсикоз.

Предпринимать профилактические меры для того, чтобы предотвратить появление воспалительных процессов вирусных и бактериальных инфекций. Особое внимание следует обратить на рацион. Немаловажно также психическое и эмоциональное состояние во время вынашивания плода.

Спастическая диплегия

Также выделяют спастические формы ДЦП. Спастическая диплегия наблюдается у большинства детей с ДЦП и является самой распространенной формой. Она также известна под названием болезнь Литтла.

Для спастической диплегии характерны признаки:

  • поражение сразу и левой, и правой стороны тела (больше всего страдают ноги);
  • быстрая деформация строения позвоночника и суставов;
  • нарушение процессов формирования речи и психики;
  • бесконтрольные сокращения мышечных тканей;
  • задержка роста костей;
  • обнаружение сколиоза;
  • искривления тазобедренного сустава;
  • развитие контрактуры;
  • общая пассивность движений и реакций;

Детский церебральный паралич (дцп)

Детские церебральные параличи —
собирательный клинический термин, объединяющий хронические:

  • НЕПРОГРЕССИРУЮЩИЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ, ПОЗОТОНИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ
    НАРУШЕНИЯ, связанные с поражениям и/или аномалиям головного мозга,
    возникающие:
    • В ПЕРИНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ- антенатальный, с 22-23 недели (вес плода более 500г), интранатальный (период непосредственно
      родов), постнатальный -7 дней после родов.
  • ДЦП не является наследственным заболеванием.
  • ПРИЧИНА любых форм детских церебральных
    параличей — ПАТОЛОГИЯ В КОРЕ, ПОДКОРКОВЫХ ОБЛАСТЯХ, В КАПСУЛАХ ИЛИ СТВОЛЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА.
  • Принципиальное отличие ДЦП от других параличей это возникшее в результате поражения головного
    мозга в перинатальном периоде приведшее к:
  1. Замедлению
    редукции позотонических рефлексов характерных для новорождённых. — СЕГМЕНТАРНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ АВТОМАТИЗМОВ, обеспечивающиеся сегментами
    мозгового ствола (оральные автоматизмы)
    и спинного мозга (спинальные автоматизмы);
  2. Одновременно – с замедлением развития НАДСЕГМЕНТАРНЫХ
    ПОЗОТОНИЧЕСКИХ АВТОМАТИЗМОВ
    , обеспечивающих
    регуляцию мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы
    (регулируются центрами продолговатого и среднего мозга). Впервые подробно подобными
    нарушениями занялся в 1830-х выдающийся
    хирург Джон Литтл, когда читал лекции по родовым травмам. В 1853 году он опубликовал
    труд под названием «On the nature and treatment of the deformities of the human frameТем самым он первый описал то, что сейчас известно как одна из форм
    спастического детского церебрального паралича — спастическая диплегия. В
    течение длительного времени она называлась болезнью Литтля. В 1889 году не менее выдающийся ученыйОслер опубликовал книгу «The
    cerebral palsies of children», введя термин церебральный паралич (в его
    англоязычном варианте — cerebral palsy) и показал,
    что нарушения касаются полушарий головного мозга, а не повреждений спинного
    мозга. Вслед за Литтлом, в течение более чем века, основной причиной ДЦП
    считалась асфиксия в родах.
  3. Фрейд,
    будучи неврологом, заметил связь между ДЦП и некоторыми вариантами умственной
    отсталости и эпилепсии. В 1893 году им
    был введён термин «детский церебральный паралич» («infantile
    Zerebrallähmung»), а в 1897 году он высказывал предположения, что данные
    поражения связаны больше с нарушением развития мозга ещё во внутриутробном
    периоде. Именно Фрейд, на основании своих работ в 1890-х объединил различные
    нарушения, вызванные ненормальным перинатальным развитием головного мозга под
    одним термином, и создал первую классификацию детского церебрального паралича.
    1. гемиплегия
    2. церебральная диплегия (двусторонний церебральный паралич)
    3. генерализованная ригидность (болезнь Литтла)
    4. параплегическая ригидность
    5. двусторонняя гемиплегия
    6. генерализованная хорея
    7. двойной атетоз

На основании этой классификации
были составлены все последующие.

КЛАССИФИКАЦИЯ

В настоящее время мы, в клинике
Времена года, придерживаемся классификации и терминологии согласно МКБ-10:

Класс VI БОЛЕЗНИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Церебральный
паралич и другие паралитические синдромы (G80 — G83)

  • G 80. Детский церебральный паралич
    • G 80.0. Спастический церебральный паралич
    • G 80.1. Спастическая диплегия
    • G 80.2. Детская гемиплегия
    • G80.3. Дискинетический церебральный паралич. Атетоидный церебральный паралич
    • G80.4. Атактический церебральный паралич
    • G80.8. Другой вид детского церебрального паралича Смешанные синдромы церебрального паралича
    • G80.9. Детский церебральный паралич неуточнённый
  • G 81. Гемиплегия
    • G 81.0. Вялая гемиплегия
    • G 81.1. Спастическая
      гемиплегия
    • G81.9. Гемиплегия неуточнённая
  • G 82. Параплегия и тетраплегия
    • G 82.0 Вялая параплегия
    • G 82.1 Спастическая параплегия
    • G 82.2 Параплегия неуточнённая
    • G 82.3 Вялая тетраплегия
    • G 82.4 Спастическая тетраплегия
    • G 82.5 Тетраплегия неуточнённая. Квадриплегия
  • G 83. Другие паралитические синдромы
    • G 83.0 Диплегия верхних конечностей
    • G 83.1 Моноплегия нижней конечности. Паралич нижней
      конечности
    • G 83.2 Моноплегия верхней конечности. Паралич верхней
      конечности
    • G 83.3 Моноплегия неуточнённая
    • G 83.4 Синдром конского хвоста. Неврогенный
      мочевой пузырь, связанный с синдромом конского хвоста
    • G 83.8 Другие уточнённые паралитические
      синдромы. Паралич Тодда (постэпилептический)
    • G 83.9 Паралитический синдром неуточнённый

Наиболее распространенные формы детского церебрального паралича:

Спастическая
диплегия

(«Тетрапарез со
спастикой в ногах», по Michaelis)

Наиболее распространённая
разновидность церебрального паралича (3/4 всех спастических форм), известная
ранее также под названием «болезнь Литтля». Нарушается функция мышц с обеих сторон,
причём в большей степени ног, чем рук и лица.

Для спастической диплегии
характерно раннее формирование выраженных деформаций позвоночника и суставов,
вплоть до развития контактур.

Читайте также:  Тренажер Бубновского своими руками: как самому его сделать по чертежам для дома

Преимущественно диагностируется у детей,
родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний,
перивентрикулярной лейкомаляции, других факторов).

В отличие от спастической
квадриплегии, больше поражены задние и, реже, средние отделы белого вещества.
При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (парез), с выраженной
спастикой преимущественно в ногах.

Наиболее распространённые проявления —
задержка психического и речевого развития, наличие псевдобульбарного синдрома,
дизартрии.

Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие,
сложные нарушения остроты зрения, нарушение слуха, нарушение речи в виде
задержки её развития, умеренное снижение интеллекта, в том числе вызванное
влиянием на ребёнка окружающей среды (оскорбления, сегрегация).

Прогноз
двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма
наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень
социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном
развитии и хорошем функционировании рук.

Спастическая
тетраплегия

При большей выраженности
двигательных расстройств в руках может использоваться уточняющий термин
«двусторонняя гемиплегия».

Одна из самых тяжёлых форм ДЦП,
являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных
инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного
мозга. У недоношенных основной причиной при перинатальной гипоксии является избирательный
некроз нейронов.

Клинически диагностируется
спастическая тетраплегия (парез); псевдобульбарный синдром, нарушения зрения,
когнитивные и речевые нарушения. У 50% детей наблюдаются эпилептические
приступы. Для данной формы характерно
раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей.

Почти в
половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных
нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха,
псевдобульбарными расстройствами.

Тяжёлый двигательный дефект рук резко
ограничивают возможности самообслуживания и передвижения, но в некоторых
случаях при длительном специализированном лечении, удается добиться хороших
результатов.

Гемиплегическая
форма

Характеризуется односторонним
спастическим гемипарезом. Рука, как правило, страдает больше, чем нога.
Причиной у недоношенных детей является перивентрикулярный (околожелудочковый)
геморрагический инфаркт (чаще односторонний), и врождённая церебральная аномалия.

Ишемический инсульт (инфаркт мозга) или внутримозговое кровоизлияние обычно
происходит в одном из полушарий (чаще в бассейне левой средней мозговой
артерии) у доношенных детей.

Уровень социальной адаптации как правило,
определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными
возможностями ребёнка.

Клинически характеризуется развитием
спастического гемипареза (походка по типу Вернике-Манна), задержкой психического
и речевого развития.

Дискинетическая
форма

(Иногда используется и термин «гиперкинетическая
форма»)

Одной из самых частых причин данной
формы является перенесённая, гемолитическая болезнь новорожденных, которая
сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. Также причиной является status
marmoratus базальных ганглиев у доношенных детей.

При этой форме, как правило,
повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В
клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз,
дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха.

Гиперкинезы обычно
сопровождаются повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть
параличи (парезы). Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической
дизартрии.

Интеллект развивается в основном
удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У
большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что
прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения.

Дети с
хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные
заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности. Выделяются
атетоидный и дистонический (с развитием хореи, торсионных спазмов) варианты
данной формы ДЦП.

Атаксическая
форма

Характеризуется низким тонусом мышц,
атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые
расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается
при преобладающем повреждении мозжечка, лобно-мосто-мозжечкового пути и,
вероятно, лобных долей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического
фактора или врождённой аномалии развития.

Клинически характеризуется
классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами
мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия).

При этой
форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде
случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или
имбецильности.

Более половины случаев диагностированной данной формы являются
нераспознанные ранние наследственные атаксии.

Смешанные
формы

Несмотря на возможность диффузного
повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной,
экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы
позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму
ДЦП.

Однако в ряде случаев сочетание спастической и дискинетической (при
сочетанном выраженном поражении экстрапирамидной системы) форм, отмечается и
наличие гемиплегии на фоне спастической диплегии и другие индивидуальные
сосбенности, которые затрудняют определение формы ДЦП.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ в клинике
«ВРЕМЕНА ГОДА»

Основу нашего
подхода составляет ИНТЕНСИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, базирующаяся на современной доказательной медицине. Команда
специалистов в различных областях медицины формирует индивидуальный комплекс восстановительного
лечения для каждого пациента.

В каждом комплексе, кроме методов физической
реабилитации, присутствует психокоррекция, логопедическая помощь, эрготерапия, контроль
и лечение сопутствующих заболеваний.

Для детей школьного возраста,
дополнительно предусмотрены обучающие программы общеобразовательного и
специального профиля. Много внимания уделяется специальному питанию и
организации оптимального режима занятий и отдыха.

Конечной целью лечения
является не только максимально возможное восстановление функций перемещения,
самообслуживания, но и активная социализация ребенка.

  1. Разработанные в
    нашей клинике технологии физической
    реабилитации, с использованием достижений современной доказательной
    медицины в этой области, а также принципов рефлекторной локомоции Войта —
    формирование (восстановление) двигательных навыков, используя врожденные
    двигательные рефлексы, концепции Бобат — технологии борьбы со спастичностью и
    восстановления произвольных движений.
  2. Технология
    физической реабилитации – это последовательность
    и содержание лечебных мероприятий направленных на восстановление произвольных движений, в
    объеме, достаточном для пребывания в вертикальной позе, ходьбы, двигательной
    активности, связанной с бытовым самообслуживанием.
  3. Обычно,
    базовый комплекс, включает широкий
    перечень физических методов воздействия — активные и пассивные физические
    упражнения – кинезитерапия в зале и в воде, с использованием различных
    тренажеров и специальных устройств.
  4. Физиотерапия (различные методы
    электрического, магнитного, ультразвукового, температурного и
    механического воздействия), массаж,
    бальнеолечение (грязевые аппликации), специальные технологии релаксации, и др.
  5. Основные
    методы физической реабилитации построены в нашей клинике таким образом, что имеют влияние на управление
    движением телом в целом и его составные части:
  1. Целенаправленные отдельные движения частей тела
  2. Содружественные движения различных частей тела — динамические стереотипы (в частности, движения конечностей при
    ползании на животе, ходьбе на четвереньках, ходьбе в вертикальном положении и
    др.)

Контроль
вертикальной позы и перемещение тела в пространстве — содержат элементарные
компоненты передвижения — выпрямление тела против силы тяжести и простые
целенаправленные движения, которые, путем тренировок по специальным методикам,
формируют содружественные движения – динамические стереотипы, позволяющие осуществлять
функцию перемещения и самообслуживания.

 Основные
динамические стереотипы (условные рефлексы) необходимые для передвижения и
самообслуживания, для восстановления
требуют достаточно много времени (как правило, не менее 4-8 месяцев).

Управление осанкой и движением, активизируемое при кинезитерапии, является одной
из важнейших составляющих восстановления (обучения) пребывания в вертикальном
положении, ходьбе, и другим двигательным стереотипам, составляющим основу
элементарной физической активности и самообслуживания.

Восстановления
управления равновесием и элементарной физической активности удается добиться
практически во всех случаях у пациентов с ДЦП при сохраненных базовых
интеллектуальных функциях.

Занятия на имитаторе ходьбы (начало комплекса лечения)

То же через 4 недели

ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ с ДЦП

  1. При ДЦП или
    некоторых других поражениях у ребенка отсутствует навык обычных
    целенаправленных движений, зачастую
    ребенок в 10-12 лет не может самостоятельно сидеть, никогда не ходил, т.е. функция пребывания в вертикальном положении и функция ходьбы неизвестна
    ребенку.

  2. Требуют
    первичной разработки (обучению) обычные произвольные движения,
    связанные с бытовым самообслуживанием, и пользованием привычными, здоровому
    человеку предметами (взять и положить предмет, застегнуть расстегнуть пуговицу,
    нажать кнопку и т.п.

    )

  3. В этом случае
    речь идет не о восстановлении утраченных функций, а о воссоздании пропущенных
    функций физического развития свойственных возрасту, т.е. обучении
    пребывания в вертикальной позе, обучение ходьбе (фазовая подвижность).

  4. Почти всегда имеет место несоответствие между
    физическим и психическим развитием, свойственное определенному
    возрасту.

  5. Еще одна немаловажная проблема состоит в том, что при
    ДЦП длительность, регулярность, преемственность лечения имеет
    ключевое значение, поскольку ребенок
    растет и эффект достигнутый за какой то отрезок времени (месяц-два) может
    нивелироваться в связи сростом ребенка (ложное прогрессирование, быстрое формирование
    контрактур и т п.), в связи с этим, лечение должно быть постоянным и
    длительным.
  6. Задача обучения родителейне менее тяжелая, чем лечение ребенка, особенно учитывая современную
    доступность информации, форумы и массу шарлатанства.
  7. Строгая индивидуальность, дозированность, постепенность.

Вальгсная деформация ног (вначале лечения)

Тот же пациент через 2 месяца ( появления вальгусной деформации радикально уменьшились) Применялись методы восстановительного лечения в клинике «Времена года», без операций.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *