Что такое и чем отличается детский дом от интерната — как выглядит

Человек – существо социальное, и у него на уровне ДНК заложено защищать свое потомство.

Вот только у некоторых особей эта функция почему-то нивелируется, как результат, в обществе начинают появляться такие организации, как интернаты и детские дома.

Они призваны выполнять одну функцию: воспитывать подрастающее поколение, но, как ни посмотри, а отличия здесь есть. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Зачем нужны специализированные образовательные учреждения?

В современном мире власти пытаются решить проблемы, связанные с беспризорными детьми и детьми, проживающими в неблагополучных семьях.

Помимо этого, в последнее время участилась рождаемость детей с физическими, неврологическими и психологическими отклонениями.

Родители, как бы сильно ни любили своего ребенка, не могут оказать таким детям соответствующего ухода, поэтому вынуждены отправлять свои чада в специализированные интернаты.

Но не все настолько печально, существуют интернаты, в которых учатся не только безнадежно больные, но и удивительно одаренные. Но обо всем по порядку. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Интернат

Интернатом называются такие учебные комплексы, при школе которых есть особые учреждения для проживания учеников. Подобные заведения осуществляют воспитательную работу вместо родителей и опекунов.

Что такое и чем отличается детский дом от интерната - как выглядит

Дети находятся здесь круглосуточно. Школы-интернаты созданы в воспитательных целях, чтобы формировать у детей навыки самообслуживания и раскрывать творческий потенциал. Отличие интерната и детского дома состоит в том, что первый имеет в основном коррекционную направленность.

В целом школы-интернаты делятся по:

  1. Контингенту. К примеру, есть заведения, предназначенные для сирот, детей с ограниченными возможностями и т. д.
  2. Образовательному профилю. Некоторые школы-интернаты специализируются на углубленном изучении разных учебных предметов, существуют кадетские корпуса, спортивные интернаты и т. д.
  3. Коррекционные заведения. Предназначенные для оказания специализированной помощи детям с явными отклонениями в развитии. В целом таких заведений насчитывается 8 видов.

Образование в интернатах

Первое, чем отличается интернат от детского дома, – это образовательная система. Во-первых, дети из детского дома посещают школы, которые находятся ближе всего к их месту проживания.

Чаще всего это обычные общеобразовательные учреждения. Если говорить о школах-интернатах, то здесь учебный корпус создан специально, и уже при нем существует общежитие.

Но это еще не все, чем отличается интернат от детского дома.

Что такое и чем отличается детский дом от интерната - как выглядит

Как и в детских домах, дети в интернате могут пребывать постоянно, но только по просьбе родителей или опекунов. На время выходных или каникул дети могут покидать стены своего учебного заведения, также могут уходить по уважительным причинам.

Воспитанники интернатов и детских домов обеспечены всем необходимым: обувью, одеждой, предметами личной гигиены и т. д. С одним только отличием: в детском доме это все покупается за государственный счет, в интернате — за счет родителей. Это еще один момент, чем отличается школа-интернат от детского дома.

Жилищный вопрос

Когда заканчивается учеба в школе-интернате, детей, которые остались без родительской опеки, отправляют для получения образования по месту жительства, закрепленному за ребенком.

Это осуществляется в принудительном порядке.

Согласно юридическому законодательству, родители, лишившиеся по каким-то причинам родительских полномочий, не имеют права разменивать ту жилплощадь, что у них имеется, так как она закреплена за ребенком.

Что такое и чем отличается детский дом от интерната - как выглядит

По факту ребенка возвращают в ту же среду, из которой он ранее был изъят. В основном воспитанники интернатов возвращаются в аморальную среду или к развалинам.

В этом вопросе полным сиротам повезло немного больше. Они имеют право самостоятельно выбирать место жительства и род деятельности.

После окончания учебного заведения они могут получать бесплатное образование в любом вузе страны на свой выбор.

Детские дома

Что касается детских домов, то это учреждения, в которых содержатся дети, оставшиеся без родителей или их опеки. Такие воспитанники нуждаются в полноценной государственной помощи и защите. Разница интерната и детского дома в том, что последний является еще и организацией, которая оказывает социальные услуги.

Немного истории

В Российской империи, чтобы устранить проблему с социализацией беспризорников, начали строить разного рода приюты и воспитательные дома. Они находились под Ведомством учреждений императрицы Марии, позже была создана система Ольгинских приютов, в которых проживали беспризорные дети.

Что такое и чем отличается детский дом от интерната - как выглядит

После Октябрьской революции система детских приютов была реорганизована. Учебный и воспитательный процесс строился на учениях русского педагога А. С. Макаренко. Правда, эта новая система образования и трудового воспитания долго не просуществовала. Правительство СССР раскритиковало ее и постановило, что дети до 16 лет не должны работать.

Отличия и сходства

Между собой детские дома и школы-интернаты схожи в том, что на территориях обоих учреждений проживают дети, в том числе и сироты. Тогда в чем разница интерната и детского дома? Во-первых, дети в интернатах содержатся за счет родителей или опекунов, в очень редких случаях за счет государства. Детские дома полностью находятся на государственном попечении.

Что такое и чем отличается детский дом от интерната - как выглядит

Во-вторых, родители имеют право забирать детей на выходные, каникулы и праздники. Также дети могут не проживать на территории интерната, а просто посещать школу и дополнительные занятия при нем.

Из детского дома ребенка может забрать только усыновитель или опекун, но лишь после того, как оформит все необходимые документы.

Воспитанники детских домов не имеют права покидать его территорию за исключением экскурсионных поездок, которые проходят под присмотром воспитателей.

В-третьих, основная часть интернатов имеет коррекционную направленность.

Большинство заведений предназначены либо для развития способностей, либо для оказания специализированной помощи детям с отклонениями в развитии.

Стоит отметить, что детей, оказавшихся без родительской опеки и имеющих проблемы со здоровьем, редко принимают в детские дома. Чаще всего им приходится учиться в специализированных интернатах.

Чем интернат отличается от детского дома

Что такое и чем отличается детский дом от интерната - как выглядит

В современном обществе прогрессивно решается проблематика, связанная с беспризорными детьми и детьми, проживающими в неблагополучных семьях. Также во многих семьях рождаются дети, имеющие различные отклонения в здоровье: глухота, слепота, неврологические заболевания и так далее. Такие дети нуждаются в нахождении в специализированных образовательных учреждениях – интернате и детском доме.

Интернат

Что такое и чем отличается детский дом от интерната - как выглядит

В данном месте дети могут находиться круглосуточно, оно создается исключительно в воспитательных целях для формирования у детей определенных навыков самообслуживания, раскрытия творческих потенциалов.

Интернаты принято делить по:

  1. Контингенту (для детей сирот, детей с ограниченными возможностями, трудных подростков и так далее).
  2. Общеобразовательному профилю (углубленное изучение предметов, спортивные интернаты, кадетские корпуса).
  3. Коррекционные школы-интернаты (насчитывается 8 видов, различаются по диагнозу заболевания).

Образование в школе-интернате

Что такое и чем отличается детский дом от интерната - как выглядит

Воспитанники интернатов обеспечиваются всеми необходимыми вещами:

  • Предметами личной гигиены.
  • Одежда и обувь.
  • Хозяйственный инвентарь.
  • Игрушки и так далее.

По окончанию школы-интерната для детей, оставшихся по каким-либо причинам без родительского попечения, отправляют для дальнейшего получения образования к месту, закрепленному за ребенком. Данная процедура осуществляется в принудительном порядке.

Она распространена в случае лишения родителей родительских прав, которые в отсутствие ребенка не имеют права, согласно юридическому законодательству, продавать, либо разменивать имеющуюся у них жилплощадь. По сути ребенка после окончания среднего образования возвращают в ту же семью, из которой он был изъят, будучи маленьким.

По большей части бывшие воспитанники интернатов приезжают к развалинам, либо возвращается в ту аморальную среду, в которой пребывали в детстве.

Полным сиротам дается право самостоятельно выбирать место жительства и род дальнейшей деятельности. После окончания интерната им предоставляется бесплатное обучение в любом вузе страны по их личному выбору.

Интернат после выпуска ребенка может на протяжении некоторого времени принимать бывшего воспитанника. Такое отношение к детям составляется исключительно в административной среде учебного заведения: их бесплатно кормят в столовой, педагоги помогают материально.

Согласно статистическим данным, около 70% подростков, обучающихся в интернате и его выпускников попадали на учет по делам несовершеннолетних, многие отбывали срок в местах лишения свободы. В свою очередь дети бывших воспитанников интерната попадают в аналогичные заведения.

Читайте также:  Артроз акромиально-ключичного сочленения: степени, симптомы и лечение

Детский дом

Детским домом называют образовательное учреждение, в котором содержатся дети, оставшиеся без родителей, либо же их попечения по различного рода причинам. Такие дети нуждаются в полноценной помощи в лице государства и его защите.

Что такое и чем отличается детский дом от интерната - как выглядит

История возникновения

В Российской империи дабы искоренить проблему, связанную с социализацией беспризорников, принято было строить различные приюты и воспитательные дома, которые в свою очередь находились под надзором особой организации, она была представлена в виде Ведомства Учреждений Императрицы Марии. Немного позднее образовалась система Ольгинских приютов для беспризорных детей.

Систему приютов реорганизовали сразу же после Октябрьской революции. Особую систему обучения и воспитания беспризорников написал великий и талантливый русский педагог Антон Семенович Макаренко. Собрав весь имеющийся у него материал, он написал знаменитый на весь сегодняшний мир учебник по воспитанию «Педагогическую поэму».

Новая система образования и трудового воспитания, обращенные на беспризорников, описанная Макаренко долго не просуществовала, так как ее не приняло советское руководство. Правительство СССР выступило с  резкой критикой эксплуатации детского труда: дети, не достигшие 16-тилетнего возраста трудиться не должны.

Статистика

В период распада СССР на территории Российской Федерации насчитывалось около 564-х детских домов. На сегодняшний день это число увеличилось в 5 раз. Дети из детских домов постоянно усыновляются, находятся под опекой.

На сегодняшний день самым крупным приютом (детским домом) считается приют Лилиан Трэшер, находящийся в городе Асьют, Египет.

Общее и различия между интернатом и детским домом

Общее:

  1. В обоих заведениях живут дети.
  2. В детских домах содержаться сироты, также они проживают и в интернате.

Различие:

  1. В интернате дети содержаться за родительский счет, в детском доме – за счет государства.
  2. Родители имеют полное право забирать из интерната на время своих детей, в детском доме дети находятся постоянно.
  3. В большинстве случаев интернаты имеют коррекционную направленность.

Что такое и чем отличается детский дом от интерната — как выглядит

Современное общество активно решает проблему беспризорных и несовершеннолетних из неблагополучной семьи. Для этого созданы интернаты и детдома. Стоит разобраться, в чем разница между ними.

Рекомендуем прочитать: чем отличается село от деревни?

Что такое интернат

Это учреждение, предлагающее обучение и проживание. Оно может располагаться как в одном или в двух рядом стоящих зданиях. Нередко подобные заведения бывают специализированными (коррекционными). Здесь зачастую обучаются школьники, имеющие проблемы с психическим развитием, слухом или зрением.

Что такое и чем отличается детский дом от интерната - как выглядитСпециалисты подразделяют коррекцию (при определении школьников в учебное заведение) на 8 видов, описанных в таблице:

Вид патологии Описание
С 1 по 4 Нарушение зрения или слуха
5 Наличие проблем с речью
6 Церебральный паралич
7 и 8 Отставание в развитии

Недостаток такого образовательного учреждения в затруднении социализации проживающих учащихся, потому что они обитают в закрытом мире.

Распространена классификация интерната по используемой образовательной программе:

  1. Образовательные.
  2. Коррекционные.
  3. Углубленные.

Подразделяются образовательные учреждения на:

  • кадетские;
  • спортивные;
  • с углубленным изучением отдельных предметов, например, английского языка или математики.

Применяется и разделение по контингенту:

  1. Для сирот.
  2. Для инвалидов.
  3. Для одаренных школьников (победителей олимпиад).

Сегодня государством ведется такая политика, что из названия убирается термин «коррекция». По мнению психологов, это слово негативно влияет на психику.

Рекомендуем прочитать: чем отличается государство от республики?

Даже если малолетний гражданин находится в интернате, ему необходимо внимание для полноценного развития. Поэтому приезжают волонтеры, которые занимаются с детьми и проводят для них мастер-классы.

Что такое детский дом

Детский дом – это учреждение, образовательное заведение, где живут несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения, и нуждающиеся в защите государства.

Воспитанникам оказывают врачебную помощь штатные медицинские работники. В деревенских детских домах вместо медсестры работает фельдшер.

Что такое и чем отличается детский дом от интерната - как выглядитПри поступлении на обучение обязательно прохождение медицинского осмотра. После проверки документации поступившие распределяются по группам для уроков физической культуры.

Углубленный медицинский осмотр осуществляется дважды в год. Его проводит педиатр и другие специалисты. При необходимости проводится профилактика, и лечатся больные воспитанники. Если нужно, заболевших госпитализируют. Когда требуется лечение в санатории, дается направление в учреждение нужного профиля.

В России создаются семейные детские дома. Такие учреждения состоят из городков с одноквартирными домами, где проживают семьи, воспитывающие сирот.

При детдоме имеется попечительский совет. Контролирует работу детдомов и орган народного образования.

Различия между детдомом и интернатом

Что такое и чем отличается детский дом от интерната - как выглядитОсновные отличия:

  1. В интернате проживающие содержатся за счет опекунов, а в детдомах — за государственные деньги.
  2. Из интернатов родители имеют право забрать несовершеннолетнего на каникулы или выходные. При необходимости учащегося могут отпустить в другие дни по уважительной причине.

Необходимо помнить! Из детдома забирать детей имеет право только опекун после оформления необходимых документов. Воспитанникам запрещено самим покидать территорию детского дома. Экскурсии они посещают под контролем воспитателя.

Что такое и чем отличается детский дом от интерната - как выглядитРекомендуем прочитать: в чем разница окрашивания хной или краской – плюсы и минусы средств.

Фотоэпиляция, электроэпиляция или лазерная эпиляция – что лучше и чем отличаются? Смотрите информацию здесь.

Чем отличается 1-комнатная квартира от студии, гостинки и малосемейки – https://gderaznica.ru/social/kvartira-malosemeika-gostinka-i-studiya.html

Сходства между учреждениями

После окончания таких заведений дети направляются на дальнейшее обучение. Получив образование, гражданин имеет право сам выбирать место обучения внутри страны.

Поступивших воспитанников обеспечивают инвентарем, игрушками. Выдают детям и обувь, одежду, письменные принадлежности.

Смотрите видео – чем отличается детский дом от интерната:

Детский дом и школа-интернат – в чем разница?

Дарья Манакова – исполнительный директор «Клуба волонтёров»

В чём отличие детского дома от школы-интерната? Очень часто нам задают этот вопрос. Большой разницы, конечно, нет, но нюансы присутствуют. Детские дома – это в основном учреждения, где ребята проживают. Это их дом. Там в основном находятся дети-сироты, у которых совсем нет родителей, и они не имеют каких-то умственных отклонений или физиологических особенностей.

В школу они ходят обычную, городскую. Как правило, детский дом находится в черте города, где рядом есть школа. Они учатся в обычном классе. Это большой плюс для ребят, так как у них происходит социальная адаптация намного лучше, они всё-таки общаются с ребятами из обычных семей, у них уже выстраиваются свои взаимоотношения с внешним миром. Даже элементарно – дойти до школы.

Это безусловно лучше социализирует ребят.

Школа-интернат – это такое учреждение, где ребята и проживают и учатся. Это может быть как одно здание, так и два рядом стоящих. То есть это одна закрытая территория, где ребята постоянно находятся. И чаще всего эти интернаты имеют коррекцию, они специализированные.

И там зачастую может быть обратная ситуация:  в школу-интернат с коррекцией могут приходить ребята из семей, которые эту коррекцию имеют. Например, есть у ребёнка проблемы со зрением или со слухом, и он не может обучаться в обычной школе. Его тогда направляют в такую специализированную школу-интернат.

То есть он живет дома с родителями, всё нормально, но в школу-интернат ходит именно потому, что там спецпрограмма, там учителя проводят занятия на его уровне. Или же если ребёнок имеет коррекцию по психологическому развитию ОВЗ, ЗПР, к примеру, имеет задержку в развитии, его также определяют в эту школу.

И там же есть ребята со статусом социальной сироты или же чьи родители лишены прав. Они тоже направляются в школу-интернат, если у них имеются особенности психологического здоровья и развития.

Конечно же, ребята, которые проживают в школе-интернате, к сожалению, менее социализированы. Потому что они живут в закрытом, замкнутом мире. Но тем не менее везде со всеми нужно работать, это дети. Мы, «Клуб волонтеров», в большинстве своем поддерживаем именно школу-интернат.

Их в принципе больше по России. Детских домов поменьше. В основном дети попадают в интернат из неблагополучных семей, поэтому основная часть их имеет какие-то проблемы со здоровьем: задержку в развитии, функциональные особенности и т.д. Поэтому коррекционныхшкол-интернатов больше.

Вообще, существует всего 8 видов коррекции: 1, 2, 3, 4 – это особенности зрения и слуха (либо полное лишение зрения, слуха, либо частичное), 5-й вид – это проблемы с речью, 6-й вид – ДЦП, 7, 8-й виды – задержка в развитии.

Читайте также:  Оказание неотложной помощи при отеке мозга.

Сейчас государство ведёт такую политику, что у интернатов убирают слово «коррекция» из наименования, чтобы оно не фигурировало и не влияло на психику детей, потому что ученики всё равно в старшем возрасте, начинают это понимать и слово «коррекция» давит.

Поэтому номинально слово «коррекция» из названия убирается. Но по факту всё равно она никуда не девается, т.к. всё равно остаются ребята с особенностями. Мы со своей стороны стараемся поддерживать именно школы-интернаты коррекционного типа. Т.к.

мы считаем, что они в большей степени нуждаются в дополнительной, углублённой работе. В детских домах таких серьёзных проблем нет, скорее внутренние, социально бытовые, да и по статистике интернатов больше.

У нас порядка 5 детских домов и 20 школ-интернатов, которые мы непосредственноподдерживаем.

В коррекционных интернатах с каждым ребёнком нужно гораздо больше заниматься, уделять ему больше индивидуального внимания, для того чтобы он развивался и социализировался.

Поэтому наши ребята-волонтёры приезжают в интернаты, и с детьмипроводят занятия, мастер-классы, больше направленные именно на развитие моторики, логического мышления.

То чего им недостаёт при обучении в общей системе, в общей группе, когда на 15 человек только один педагог.

Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»
в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Детских домов больше нет..

«А куда же дели всех детей-сирот?» — спросите вы.

В 2014 году детские дома упразднили и теперь они называются «центрами». Официально такого понятия, как «детский дом» больше не существует. Но в тексте, я пока буду употреблять всем привычный «детский дом», потому что смысл этого понятия не сильно изменился.

Вся правда о детских домах России, как есть. Делюсь своими впечатлениями и опытом.

В нашей стране существует несколько разных типов учреждений:

  • Детские дома (обычные/ коррекционные);
  • Дома малютки (обычные/коррекционные);
  • Дома-интернаты (обычные/коррекционные);
  • Школы — интернаты (обычные/коррекционные);
  • Детские приюты;
  • Социально-реабилитационные центры.
  • Существует в России и ещё один тип проживания для детей-сирот, но это не государственный, а благотворительный проект «Деревни — SOS» и именно он самый прогрессивный, на мой взгляд.
  • Расскажу о каждом поподробней, но постепенно, чтобы не возникало путаницы.
  • Сегодня речь пойдёт как раз о «детских домах» в классическом понимании.

Детский дом или «Центр содействия семейному воспитанию».

В таких учреждениях проживают дети от 3-х (редко, чаще с 4–5 лет) и до 18 (21) лет. Здесь находятся и дети — сироты и дети, чьи родители ограничены в правах или лишены их.

Сразу хочу сказать, что ребёнок — сирота — это ребёнок, у которого нет обоих родителей (они либо погибли, либо пропали без вести, либо их не удалось установить). Им присвоен официальный статус «сироты» и они получают от государства различные льготы. Таких детей немного — 8–10% от общего числа проживающих в детских домах.

Большую часть составляют дети, которых называют «социальными сиротами». Это «сироты» при живых родителях. Как правило, эти дети так и не получают официальный статус ребёнка — сироты и поэтому ни на какие льготы от государства, кроме обеспечения проживания в детском доме рассчитывать не могут. Таких в России около 84%.

Главное отличие детского дома от подобных ему учреждений состоит в том, что в нем дети только проживают и проводят свободное от учебы время, а получают образование они в ближайших школах. Детские дома находятся полностью на государственном обеспечении или существуют за счёт благотворительной помощи (редкость).

Зачем переименовали детские дома?

В 2014 году наш президент приказал упразднить детские дома, преобразовав их в центры. Это было сделано для того, чтобы уйти от классического советского восприятия детского дома и изменения системы воспитания детей. Все мы видели жуткие кадры советских детских домов и у многих на подкорке именно такой образ детского дома и заложен.

Новый центр предполагает изменение типа проживания детей на «семейный» и ухода от устаревшей системы воспитания.

В целом, у меня нет глобальных претензий к этому закону, кроме того, что все учреждения должны быть переоборудованы «от и до». Но средств на это в нужном объёме не выделяют, поэтому до сих пор большая часть детских домов так и не была переоборудована полностью, даже в крупных городах.

  1. Я не сторонник этого законопроекта, однако считаю его небольшим шагом на пути реорганизации всей системы в целом.
  2. Основа для этого закона была взята из европейского опыта, где дети уже давно проживают по типу «семей».
  3. Больше историй можно прочитать в телеграм-канале Мурзилкины истории.

8 МИФОВ О ДЕТСКИХ ДОМАХ или что там происходит на самом деле. Говорят дети-сироты

+T —

Миф – вымышленная история или верование, которое препятствует осознанию реальности, иногда противопоставляется науке.Сегодня мы поговорим о мифах, связанных с детскими домами и об удобной с психологической точки зрения вере огромного количества людей и о том, как там живется по-настоящему.

МИФ 1: Детский дом помогает в социализации

Ваня, 16 лет (в приемной семье с 10 лет)

«Ненавижу вспоминать детский дом. Я сейчас это рассказываю, чтобы других тоже забрали. Нас в детском доме было больше 100 человек. Жили вперемешку, потому что мальчиков было больше, но воспитатели были по возрастам распределены.

Просто, чтоб вы понимали, я приехал домой, и был как дикарь. Не знал, куда выкидывать мусор, что убирать в холодильник, а что можно оставить. Вообще не понимал тему, что еда может портиться.

Денег в руках не держал, на цены в магазине вообще не обращал внимания, вот лежит, ну и пусть берут мне, думал.

Стиральный порошок кончается, мокрое полотенце на сушку вешать, обувь на разные сезоны нужна, все вот эти вещи, я ничего этого не знал.

А еще про выбирать, я не мог решить сам ничего, мама говорит: «Вань, сначала гулять или уроки?», и я в ступор впадал, ждал, что мне скажут, чтобы подчиниться.

После снега ботинки надо поставить сушиться, рваное можно починить, еда не сама в тарелках появляется. Мы ничего там не умели, как тупое стадо жили. Я вырвался, я спасся. Ну, меня спасли, точнее».

______________________________________________________________________________

Система детских сиротских учреждений построена таким образом, что растит потребителя. Как, не обслуживая, организовать под одной крышей достойное содержание большого количества детей? Это просто невозможно. Дети растут в убеждении, что белье само становится чистым, картошка всегда порезана и пожарена, а чай – уже с сахаром.

Быт – неотъемлемая часть жизни любой семьи, это то, чего лишен ребенок в детском доме. В результате выход в самостоятельную жизнь становится для него шоком.

МИФ 2: Дети из детских домов не хотят в семью

Кристина, 17 лет (воспитывается в детском доме)

«Первый раз меня хотели взять в семью, когда мне было 7 лет. Мне ужасно понравились те люди, женщина была такая добрая, с теплыми руками.

Но потом девчонки мне стали говорить, что меня будут бить, что у них свои дети есть и они будут надо мной издеваться. Короче, я вообще к ним выходить не хотела, меня психолог притащила, а я вела себя как дура.

Грубила и сказала, что я в их вонючий дом не хочу. Мне до сих пор стыдно. Если бы они пришли еще раз, я бы точно к ним пошла, но они не пришли.

Еще раз меня хотели забрать, мне уже 12 было. Тогда Оля, мы с ней в комнате жили, сказала, что она в семью ходила и там пропали деньги и все на нее повесили. Что и со мной так будет.

Они еще были из другого города, я подумала, что меня там отправят в какой-то новый детский дом и написала отказ от того, чтобы к ним в семью идти. Они меня так уговаривали, говорили даже, что, наверное, мне наговорили чего-то, что это не так.

Читайте также:  "Мовасин": аналоги, состав, показания, инструкция по применению, форма выпуска

Но я уже молчала. А через год выходить, никого нет у меня. Жалею сейчас».

_______________________________________________________________________

Детям нужны  отношения – прочные и близкие. Только это дает им ощущение устойчивости в мире и силы жить. Только постоянное участие в жизни ребенка значимого взрослого позволяет личности раскрыться, реализоваться.

Такие отношения возможны только в семье.

Страх неизвестного, травматичный опыт взаимодействия со взрослыми в прошлом, истории возвратов и отказов от приемных детей, заставляют воспитанников детских домов отказываться от жизни в приемной семье.

Детей более старшего возраста можно брать домой в гости, постепенно знакомя с жизнью в семье, не давя и не настаивая на резкой смене обстановки.МИФ 3: Только детский дом сделает «людей» из детей алкоголиков и наркоманов

Андрей, 13 лет (воспитывается в приемной семье)

«Родители (*приемные) ко мне пришли, когда мне было 11 лет. Я уже пробовал водку и курил. Они меня увидели в передаче, папа сказал, что я похож на него. Я к ним пошел сразу, мне не нравилось жить в детском доме, всегда семейным в школе завидовал.

Я ничего не рассказывал о детском доме первое время, думал, что они от меня откажутся. Потом мы стали говорить о том, почему я вообще там оказался. Родители пили в общем, и меня забрали у них. Я никогда не буду пить. А если бы там остался, точно бы бухал, что там еще делать. Там все пьют».

________________________________________________________________________________

По статистике, только 10% выпускников детских домов справляются со взрослой жизнью. Большинство не доживает до 40 лет, многие спиваются, совершают правонарушения, оказываются в тюрьме, повторяют судьбу биологических родителей.

ИФ 4: Дети из детских домов рады любому вниманию

Оля, 14 лет (воспитывается в детском доме)

«Мы – зверушки в контактном зоопарке. Приезжают, фоткаются с нами. Все такие добренькие, бесит страшно. Гости из разных компаний-спонсоров входят в наши комнаты, и мы еще должны радоваться. Я их что ли приглашала? Или на экскурсиях.

Всегда все вокруг знают, что детдом привезли. И все смотрят. Как будто у нас у каждого на лбу будет светиться краткая история того, как в детдоме оказался. Это же им всем интересно. По-любому каждый разговор к этому свернет.

А здесь, в детском доме, нам все равно – попал и попал».

_________________________________________________________________________________

Люди, которые не имеют опыта взаимодействия с сиротами, действительно считают, что ребенок, лишенный участия в его судьбе, страдающий от недостатка внимания, в любой момент своей жизни рад общению со взрослым со стороны.

На самом деле, воспитанники детских домов с настороженностью и часто равнодушием воспринимают попытки незнакомых людей проявить к ним интерес. В жизни этих детей за годы сменились десятки воспитателей, учителей, волонтеров и кандидатов в приемные родители.

Только постоянное, долгое и осмысленное участие в жизни такого ребенка может вызвать у него доверие и желание делиться своими проблемами, принимая помощь и советы.

МИФ 5: Воспитание в коллективе – то, что нужно детям

Сания, 23 года, выпусница детского дома. Отрывок из книги «Я – Сания» (автор Диана Машкова)

«Нас звали «Всеееее-встаааали» и «Всееее-выыыышли». А еще «Идите-сюда». И мы — много-много детей — существовали в доме ребенка как единое целое. Как стадо овец. Даже не так — как одна большая овца под общим названием «бесссстолочи». «Все-оделись», «Все-доели», «Все-встали», «Все-сели». Нас звали так…»

«Мы не догадывались, что у каждого человека — даже ребенка! — есть свой день рождения. Не понимали, что значит радость. Человеческое тепло. Любовь. Да о чем это я? Многие из нас никогда не слышали собственных имен.

Мы просто существовали, трясясь от страха двадцать четыре часа в сутки. Боялись взрослых до умопомрачения, до судорог, до энуреза. Шарахались от них и всегда молчали. Единственное чувство, которое мы тогда испытывали, — был СТРАХ.

И он остался со мной надолго».

_______________________________________________________________________________

Этот миф возник в результате весьма странного переосмысления советской педагогикой опыта А.С.Макаренко. Социальные сироты – это дети, пострадавшие от собственных родителей, или вообще никогда их не видевшие.

Часто это дети маленькие, которым до опыта отношений с коллективом сверстников необходим опыт отношений со значимым взрослым, а его учреждение дать не может.

После выхода из детского дома они не способны создавать полноценные семьи и растить своих детей – они просто не знают, как это делается.

Сегодняшним подросткам, особенно с трудным поведением, было бы очень полезно получить опыт самостоятельности: зарабатывать на свои расходы, принимать решения, планировать свою деятельность и отвечать за нее.

Коллективное воспитание не может помочь детям-сиротам в главном: дать опыт нормальной семейной жизни. Много лишенных самостоятельности детей под одной крышей – это не коллективное воспитание, а казенный дом.

МИФ 7: У них там все есть

Саша, 16 лет (воспитывается в детском доме)

«На гостевой меня иногда брали воспитатели или учителя. Это был кайф. У них у всех дома так вкусно пахло. Можно было просто сидеть, ничего не делать. Никто не дергал. Хочешь – включи телек, хочешь – сходи в душ. Просто такая свобода, сделать чай, выйти на улицу. Я рад, что это было. Сейчас я взрослый, и не зовут».

________________________________________________________________________________

Дети в детских домах действительно обеспечены всем необходимым для жизни. У них есть еда, одежда и кровать. Только этого недостаточно. Просто потому, что все это общее. Ребенка переводят из учреждения в учреждение без его согласия, кормят, не спрашивая, любит ли он это, выбирают одежду, не учитывая моду и предпочтения. У них все есть, кроме индивидуальности и личного отношения.

МИФ 8: После выхода из детского дома ребенок обеспечен всем необходимым

Антон, 17 лет (воспитывается в детском доме)

«Мне некуда идти. Я боюсь этого дня, когда нужно будет уйти из детского дома».______________________________________________________________________________

Очень многие считают, что сразу после выхода из детского дома на ребенка проливается золотой дождь в виде банковских накоплений и комфортабельной квартиры в центре города.

В реальности сумма, которую получает 18-летний, не умеющий распоряжаться деньгами ребенок, кончается, примерно, месяца за три.

Неумелые вложения, желание стать обладателем модных вещей, отсутствие опыта самостоятельной жизни – все это приводит к печальным последствиям.

Очередь на квартиры для сирот в некоторых регионах составляют 5-7 лет, до этого молодому человеку предлагается жить в общежитии, где компания никак не способствует здоровой и нормальной жизни. А порой и вообще проблема с их жильем не решается никак.

Также важно учитывать то, что по закону отдельную квартиру получают только дети, которые не были нигде прописаны либо их жилье признается аварийным.

Большинству же изъятых из неблагополучных семей детей предлагается после 18-летия вернуться к своим «родственникам».

Возвращаться к чужим, часто агрессивно настроенным и ведущим асоциальный образ жизни чужим людям не сильно хочется, и так выпускники детских домов оказываются на улице совершенно одни.

Более 80% детей-выпускников детских домов не доживают до 40 лет — многие из них спиваются, умирают от передоза, садятся в тюрьму, погибают в пьяной драке или замерзают на улице. К сожалению, даже хороший детский дом все равно не дает ребятам впитать правильную модель семьи, отношений. Лучшее, что можно сделать для детей-сирот — это найти им приемную семью. 

#детямнужнасемья #арифметикадобра

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector