Аутистический спектр у детей. расстройства аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС) представляют собой ряд связанных расстройств развития человека, начинающих в детстве и сохраняющихся в течение всей взрослой жизни.

Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра

РАС может вызвать широкий спектр симптомов, сгруппированных в три широкие категории:

  1. Проблемы и трудности с социальным взаимодействием, такие как отсутствие понимания и распознавания эмоций и чувств других людей.
  2. Нарушение языковых и коммуникативных навыков,таких как задержка языкового развития и неспособность начать разговор или принять участие в них должным образом.
  3. Необычные модели мышления и физического поведения. Это включает в себя повторяющиеся физические движения, такие как постукивание руками. Ребенок развивает определенные привычки поведения, которые могут расстроить его в случае нарушения этих привычек.

В настоящее время нет лекарства от болезни, но есть ряд методов лечения, улучшающих симптомы, перечисленные выше.

Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра

Частые аутистические черты

Широта характеристик РАС внушительна и весьма варьируется от случая к случаю. При этом выраженность черт и даже их набор может значительно изменяться с течением времени – по ходу взросления или успехов в поведенческой и речевой терапии.

Распространённые черты при РАС:

  • Гиперактивное поведение: когда ребёнку трудно усидеть на месте
  • Тревожность: когда дети сильно волнуются (чаще всего в ожидании опасности или чего-то неизвестного) или боятся многих обыденных ситуаций
  • Навязчивые действия и стереотипии: когда дети снова и снова повторяют одно и то же действие или комплексный ритуал
  • Тики: странные движения с вовлечением разных групп мышц (мигание, гримасы, дёргания рук и плеч)
  • Агрессивные проявления к себе и другим
  • Проблемы со сном
  • Судорожные припадки

Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра

Причины РАС

Факторы, способные спровоцировать расстройства аутистического спектра, подразделяются на генетические и средовые. В зависимости от семейного анамнеза, развитие аутистических расстройств на 64%-91% определяется наследственностью.

Механизм передачи заболеваний от родителей к детям не выяснен, но установлено, что риск развития патологии наиболее высок у однояйцевых близнецов, чуть ниже у разнояйцевых и еще меньше у родных братьев и сестер.

Большинство генов, ассоциированных с РАС, определяют функционирование нервной системы и активность белков, влияющих на воспроизведение генетической информации. К другим факторам, повышающим вероятность аутистических патологий, относят:

  • Пол. Расстройствам больше подвержены мальчики. Эпидемиологическое соотношение между детьми разных полов – 1:4.
  • Обменные и хромосомные болезни. Происхождение РАС связывают с генезом синдрома ломкой X-хромосомы, синдрома Ретта, синдрома Дауна, фенилкетонурии, туберозного склероза.
  • Недоношенность. Определенную роль в развитии аутистических нарушений играет воздействие неблагоприятных факторов в кризисные периоды формирования ЦНС.
  • Возраст родителей. Вероятность РАС растет вместе с увеличением возраста родителей на момент зачатия. Чаще всего заболевание имеют дети, отцы которых старше 50 лет, а матери старше 35-40 лет.

Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра

Как аутичный ребенок воспринимает мир

Клиническая картина аутизма характеризуется определенными признаками, одним из которых принято считать неспособность ребенка-аутиста к образному мышлению. Такие дети не в состоянии воспринимать человека как сложное, целостное образование, включая все его черты и индивидуальные особенности.

Ребенок-аутист практически не отличает неодушевленные предметы от одушевленных. Внешние раздражители – яркий свет, громкая музыка, прикосновения – способны заставлять чувствовать таких детей сильный дискомфорт, вплоть до возникновения у них агрессивного поведения. При этом ребенок замыкается в себе, стремясь полностью изолироваться от всего, что его окружает.

Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра

Виды расстройств аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра принадлежит к «зонтичной» категории, включающей пять заболеваний детей, известных как «глубокое расстройство развития» (ГРР).

Некоторые специалисты по аутизму используют термин «глубокое расстройство развития» и «расстройство аутистического спектра» взаимозаменяемо.

Однако когда большинство людей говорят о расстройствах аутистического спектра, они имеют в виду три наиболее распространенных глубоких расстройств развития:

  • Аутизм
  • Синдром Аспергера
  • Глубокое расстройство развития — неуточненное.

Детское дезинтегративное расстройство (так известное как синдром Хеллера) и Синдром Ретта — два других глубоких расстройства развития. Так как оба являются редкими генетическими заболеваниями, то они обычно рассматриваются как отдельные медицинские заболевания, которые на самом деле не относятся аутистическому спектру.

Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра

О группах риска

На сегодняшний день аутистические расстройства одни из самых встречаемых в детском возрасте. Примерно каждый 50-й ребенок проявляет признаки этого заболевания. Начиная с конца 90-х годов постановки этого диагноза учащаются. Таким образом, число гипотетических аутистов растет.

Если говорить о половой принадлежности болезни, то аутизм в 75% случаев – сугубо мальчишечья болезнь. В среднем заболеваемость составляет 1 девочка к 4 мальчикам. Это при условии, что аутизм не ведет за собой деменции (приобретенной умственной отсталости).

А вот если брать случаи аутизма с формированием когнитивной неполноценности, то на 1 девочку приходится 5 аутистов мужского пола. Важно обратить внимание, что заболевание может начать проявлять себя в любом возрасте: как и сразу после рождения, так и в раннем дошкольном детстве, а иногда и в первых классах школы.

Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра

Связанные особенности, подтверждающие диагноз

Ответственность за определение диагноза несет ответственность детский психиатр. Диагностика – это не только механическое выполнение критериев МКБ-10, достижение необходимых баллов по стандартизированным диагностическим шкалам, но также комплексное медицинское, лабораторное обследование, исключение других заболеваний, расстройств.

Диагностические критерии:

  • качественное нарушение социального взаимодействия;
  • ухудшение качества общения;
  • ограниченный, повторяющийся стереотип поведения, интересов, деятельности;
  • необоснованные эмоциональные реакции.

Показания к проведению исследования:

  • Сочетание 3 ключевых факторов: низкий уровень IQ, выраженные нарушения социальной коммуникации и взаимодействия и дебют в детском возрасте.
  • В случае с расстройствами аутистического спектра примерно половина родителей замечают необычное поведение ребёнка по достижении 18 месяцев, а к 24 месяцам на отклонения обращают внимание уже 80% родителей.
  • Поскольку задержка лечения может повлиять на долгосрочный результат, ребёнка следует незамедлительно показать специалисту при наличии любого из следующих признаков:
  • К 12 месяцам жизни ребёнок ещё не лепечет.
  • К 12 месяцам не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет рукой на прощанье и т.п.).
  • К 16 месяцам не выговаривает слов.
  • К 24 месяцам не произносит спонтанно фразы из двух слов (за исключением эхолалии).
  • Если в любом возрасте происходит потеря какой-либо части языковых или социальных навыков.

При исключении негенетических причин умственной отсталости и/или расстройств аутистического спектра клиницист должен подозревать наследственную патологию.

Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра

Лечение

Никакого лечения не существует для расстройства спектра аутизма, и нет никакой одноразовой терапии.

 Цель лечения – максимизировать способность ребенка функционировать, уменьшая симптомы нарушения спектра аутизма и поддерживая развитие и обучение.

 Раннее вмешательство в дошкольные годы может помочь ребенку научиться критическим социальным, коммуникабельным, функциональным и поведенческим навыкам.

Если у ребенка диагностируется расстройство спектра аутизма, поговорите с экспертами о создании стратегии лечения и создайте команду профессионалов для удовлетворения потребностей ребенка.

Варианты лечения могут включать:

  • Поведение и коммуникационная терапия.
  • Образовательная терапия.
  • Семейная терапия.
  • Другие методы лечения. В зависимости от потребностей ребенка может быть полезной логопедия для улучшения навыков общения, профессиональной терапии для обучения повседневной жизни и физической терапии для улучшения движения и баланса.
  • Лекарственные препараты. Вылечить расстройство не помогут, но конкретные лекарства могут помочь контролировать симптомы

Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра

Как происходит процесс социализации таких детей?

Обычно малыши интересуются миром и окружающими их людьми. К тому времени, как они достигают первого года жизни, активное взаимодействие с другими становится особенно заметным, они стараются установить зрительный контакт, повторять действия, слова и жесты других людей (махание ручкой «пока-пока», качание головой).

 Дети с типичным развитием также проявляют интерес к социальным играм, таким как прятки, ладушки. Но маленькие дети с РАС с трудом могут научиться взаимодействовать с другими людьми. Некоторых из них оно совсем не интересует, а некоторые, возможно, и хотели бы дружить, но не понимают, как установить дружеские отношения.

Читайте также:  Синдром щелкающего бедра - симптомы и лечение

 Многим детям с аутизмом трудно соблюдать очередность и делиться. По этой причине дети часто не хотят с ними играть. Также у деток с РАС могут возникнуть проблемы с демонстрацией своих чувств или передачей их словами, они испытывают трудности в распознавании чувств других людей.

 У большинства аутистов присутствует обостренная чувствительность к прикосновениям, они могут не хотеть, чтобы их обнимали, и даже одевать некоторые виды одежды. Они часто ведут себя необычно: хлопают себя руками, раскачиваются, кружатся на одном месте – это также отдаляет от них других детей.

В общем, социализация таких детей представляет собой непростую задачу и требует большого такта, терпения и специального обучения, так как, возможно, без помощи взрослых им не справится.

Расстройства аутистического спектра

Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа психических заболеваний, характеризующихся искажением процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческими и двигательными стереотипиями. Дебют происходит в младенческом и раннем детском возрасте. Симптомы – невозможность начинать и поддерживать межличностное взаимодействие, ограниченные интересы, повторяющиеся однообразные действия. Диагностика выполняется методом наблюдения и беседы. Лечебные мероприятия включают поведенческую терапию, специальное обучение, медикаментозную коррекцию поведенческих и кататонических расстройств.

В Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) расстройства аутистического спектра не выделены отдельной категорией, но включены в рубрику F84 «Общие расстройства развития». РАС объединяют детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, другие расстройства онтогенеза, общее расстройство развития неуточненное.

В новую версию классификатора (МКБ-11) введена отдельная диагностическая единица «Расстройство аутистического спектра». РАС манифестируют в детстве — до 5 лет, сохраняются в подростничестве и взрослом возрасте. Распространенность среди детей составляет 0,6-1%.

Согласно эпидемиологической статистике последних десятилетий, частота расстройств во всем мире постепенно увеличивается.

Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра

Факторы, способные спровоцировать расстройства аутистического спектра, подразделяются на генетические и средовые. В зависимости от семейного анамнеза, развитие аутистических расстройств на 64%-91% определяется наследственностью.

Механизм передачи заболеваний от родителей к детям не выяснен, но установлено, что риск развития патологии наиболее высок у однояйцевых близнецов, чуть ниже у разнояйцевых и еще меньше у родных братьев и сестер.

Большинство генов, ассоциированных с РАС, определяют функционирование нервной системы и активность белков, влияющих на воспроизведение генетической информации. К другим факторам, повышающим вероятность аутистических патологий, относят:

  • Пол. Расстройствам больше подвержены мальчики. Эпидемиологическое соотношение между детьми разных полов – 1:4.
  • Обменные и хромосомные болезни. Происхождение РАС связывают с генезом синдрома ломкой X-хромосомы, синдрома Ретта, синдрома Дауна, фенилкетонурии, туберозного склероза. Предположительно, существуют сходные поражения структур ЦНС, определяющие коморбидность заболеваний.
  • Недоношенность. Определенную роль в развитии аутистических нарушений играет воздействие неблагоприятных факторов в кризисные периоды формирования ЦНС. Поэтому недоношенные младенцы находятся в группе повышенного риска.
  • Возраст родителей. Вероятность РАС растет вместе с увеличением возраста родителей на момент зачатия. Чаще всего заболевание имеют дети, отцы которых старше 50 лет, а матери старше 35-40 лет. Также высокий риск существует у малышей, рожденных несовершеннолетними мамами.

При рассмотрении патогенетических механизмов расстройства аутистического спектра разделяются на эндогенные и экзогенные (атипичные). К первой группе относится синдром Каннера и процессуальный аутизм шизофренического типа.

Особенность этих заболеваний – асинхронный тип задержки развития, проявляющийся нарушением иерархии психических, речевых, моторных функций и эмоциональной зрелости. Наблюдается искажение естественного процесса вытеснения примитивных форм организации сложными.

Другой механизм развития наблюдается при атипичном аутизме в рамках умственной отсталости и грубых речевых нарушений. Особенности дизонтогенеза близки к тяжелому умственному недоразвитию, специфичному для хромосомных и обменных патологий, признаков асинхронии нет.

Ведутся исследования патогенеза аутистических заболеваний с позиций нейроморфологии, нейрофизиологии и биохимии мозга. Онтогенез ЦНС включает несколько критических периодов, в которые происходят структурные и функциональные качественные изменения, обеспечивающие становление более сложных функций.

Пик преобразований приходится на младенчество и раннее детство: с рождения до года, с 1 до 3 лет, с 3 и до 6 лет.

Увеличивается число нейронов в каждой области, возрастает количество аутоантител к фактору роста нервов, определенным образом изменяются параметры ЭЭГ-активности, усиливается лизис нейронов зрительной коры.

Развитие РАС происходит при воздействии неблагоприятных эндо- и экзогенных факторов в критические периоды. Предположительно, существует один из трех механизмов патогенеза: выпадение значимых нейронных популяций, остановка нейроонтогенеза или инактивация запасных клеток молодых областей мозга.

В МКБ-10 РАС включают восемь нозологических единиц: пять из них признаются как аутистические всеми специалистами, по поводу других трех, наиболее редких, ведутся дискуссии. В основе классификации лежат особенности этиопатогенетических механизмов и клинической картины. Выделены следующие виды расстройств:

  1. Детский аутизм. Начинается в возрасте до 3-х лет, но может быть диагностирован позже. Среди симптомов выделяется классическая триада: нарушение социальных взаимодействий, стереотипии, регресс речи.
  2. Атипичная форма аутизма. Отличается от предыдущей формы расстройства более поздним дебютом и/или отсутствием всей триады симптомов. Характерен для лиц с глубокой олигофренией, тяжелым нарушением рецептивной речи.
  3. Синдром Ретта. Генетическое заболевание, диагностируемое у девочек. Определяется полная или частичная утрата речи, атаксия, глубокая олигофрения, стереотипные круговые движения руками. Интерес к общению относительно сохранен, поэтому данное расстройство не всеми исследователями причисляется к РАС.
  4. Дезинтегративное детское расстройство. Развивается после 2-х лет нормального онтогенеза. Поведение схоже с детским аутизмом и детской шизофренией. Наблюдается не менее двух регрессий из четырех: социального навыка, языка, двигательных навыков, контроля кишечника и мочевого пузыря. Вопрос отнесения данной патологии к категории РАС остается открытым.
  5. Гиперкинетическое расстройство с олигофренией. Диагноз подтверждается при глубокой олигофрении с показателем IQ до 35 баллов, гиперактивностью, снижением внимания, стереотипным поведением. Включение данного заболевания в группу РАС подвергается дискуссиям.
  6. Болезнь Аспергера. Речевые и познавательные функции развиты лучше, чем при детском аутизме. Отличительные характеристики – эксцентричность, неуклюжесть, однообразные модели поведения, конкретное мышление, трудности понимания иронии и юмора.
  7. Другие общие онтогенетические расстройства. Заболевания, характеризующихся стереотипиями, качественными отклонениями в социальных взаимодействиях, повторяющимися интересами. Не могут быть однозначно отнесены к какому-либо из перечисленных выше заболеваний из-за стертости или смешанности симптомов.
  8. Расстройство онтогенеза неуточненное. Проявляется широким спектром познавательных и поведенческих отклонений, нарушением социальной активности. Не соответствует критериям других РАС.

Пациенты с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности коммуникации. Они не способны инициировать и продолжать диалог, сближаться с людьми, сочувствовать, сопереживать, делиться эмоциями, вовлекать окружающих в свои идеи. В тяжелых случаях ответ на попытки окружающих установить контакт полностью отсутствует.

Особенности мышления определяют проблемы в понимании чувственного и ролевого подтекста взаимоотношений. Дети не заводят друзей, отказываются от игр либо участвуют, не вовлекаясь в игровые взаимодействия, не используя воображение.

Относительно сохранна функция общения при синдроме Аспергера, но конкретность мышления больных, непонимание мимики и интонаций осложняет установление дружеских отношений, а у взрослых людей – любовно-романтических.

Другой характерный симптом большинства РАС – отклонения невербального коммуникативного поведения. Пациенты избегают визуального контакта, не используют язык тела и речевую интонацию, имеют проблемы с пониманием и применением невербальных средств общения.

В процессе специального обучения они могут выучить небольшое количество функциональных жестов, но их разнообразие гораздо меньше, чем у других людей, а спонтанность использования отсутствует.

Тяжелые формы расстройств сопровождаются полным отсутствием зрительных контактов, жестов, мимических выражений.

Интересы пациентов ограниченны и ригидны. Нередко присутствует патологическая привязанность к предметам – к игрушкам или экземплярам коллекции, к личной посуде, мебели, одежде.

Читайте также:  Параноидальная шизофрения: типы, симптомы, лечение и прогноз

Зачастую существует патологическая реакция на поступающие чувственные сигналы – свет, звук, прикосновение, изменение температуры.

Парадоксальность ответа заключается в том, что неприятные воздействия, например, болевые, могут восприниматься спокойно, а нейтральные – шепот, шум, сумеречное освещение – вызывают неприятные ощущения.

Стереотипии проявляются в простых действиях, речи и сложных поступках. Дети бегают по кругу, стучат игрушками о твердые поверхности, выстраивают их в строгом порядке.

Взрослые совершают ритуалы, бывают патологически педантичны в отношении расположения вещей в комнате, испытывают потребность в неизменности и постоянстве (расположение вещей, режим дня, маршрут прогулок, строгое меню).

Вербальные стереотипии представлены словесными и фразовыми эхолалиями – бессмысленным многократным повторением слов, последних слогов, окончаний фраз.

Многие пациенты имеют интеллектуальные расстройства и речевые нарушения. Часто обнаруживаются нарушения в двигательной сфере – шаткая или угловатая походка, ходьба на цыпочках, дискоординация. При тяжелой симптоматике присутствуют самопровреждения стереотипного характера.

Взрослые, подростки склонны к депрессии, тревоге. При различных формах расстройств возможно кататаноподобное поведение. В наиболее тяжелом варианте кататония проявляется как полное отсутствие движений и речи, длительная сохранность поз и восковая гибкость (каталепсия).

Больным необходимы специальные развивающие мероприятия и реабилитация.

Без них существенно ухудшается качество жизни: пациенты не овладевают школьной программой (обычной или коррекционной), не взаимодействуют с другими людьми, не умеют использовать простую систему жестов или других вспомогательных техник общения, например, карточек ПЕКС (PECS). В результате и взрослые, и дети нуждаются в постоянном уходе и поддержке, самостоятельно не справляются даже с повседневными ритуалами самообслуживания. Нелеченая неврологическая симптоматика, включающая кактатонические приступы, плохо координированную походку, самоповреждающие стереотипные движения, приводит к различного рода травмам. Согласно статистике, физические повреждения получают 20-40% больных, большинство из которых имеют показатель IQ ниже 50.

Диагноз выставляется врачом-психиатром на основе данных клинического обследования.

Обычно бывает достаточно провести наблюдение за поведением и эмоциональными реакциями ребенка, оценить его способность поддерживать контакт, опросить родителей, выявив жалобы и семейный анамнез.

Для получения более точной и полной информации используются специальные методики, например, вопросник социальной коммуникации, скрининговый тест на аутизм у детей (М-ЧАТ), алгоритм наблюдения для диагностики аутизма (ADOS).

Дополнительно назначается консультация и осмотр неврологом, психологическое тестирование, нацеленное на измерение интеллекта, уровня развития социальных, когнитивных и языковых навыков.

Дифференциальная диагностика включает различение РАС с селективным мутизмом, речевыми расстройствами и социальными расстройствами коммуникации, олигофренией без аутистической симптоматики, СДВГ, стереотипными повторяющимися движениями и шизофренией.

Для постановки диагноза расстройства аутистического спектра должен быть выявлен ряд критериев:

  1. Дефициты коммуникации, социального взаимодействия. Неполноценность данных сфер устойчива, проявляется при непосредственном контакте. Определяется недостаток эмоциональной взаимности, обедненность неречевых средств коммуникации, трудности установления, поддержания и понимания взаимоотношений.
  2. Стереотипии. В структуре поведения, деятельности, интересов обнаруживается ограниченность и повторяемость элементов. Необходимо выявление минимум двух симптомов из следующих: моторные/речевые стереотипии; ригидность поведения, приверженность стабильности; ограниченные аномальные интересы; извращенные реакции на входную сенсорную информацию.
  3. Ранний дебют. Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития. Но клиническая картина не проявляется, когда нет соответствующих требований среды.
  4. Ухудшение адаптации. Расстройство ухудшает повседневное функционирование. Снижена адаптация в семейных, школьных, профессиональных отношениях.
  5. Симптоматика отлична от олигофрении. Коммуникативные нарушения невозможно объяснить исключительно интеллектуальной недостаточностью. Однако, умственная отсталость часто сочетается с аутистическими нарушениями.

Терапия расстройств аутистического спектра всегда мультидисциплинарна, включает психолого-педагогическое сопровождение ребенка/взрослого и членов семьи, медикаментозное купирование острой симптоматики, общеукрепляющие и реабилитационные мероприятия.

Основная цель лечения – сформировать навыки, необходимые для комфортного общения, самостоятельного функционирования в быту и привычном микросоциальном окружении – в семье, учебном классе. Так как РАС разнообразны по клиническим проявлениям, план терапевтических мероприятий составляется индивидуально.

Он может состоять из нескольких компонентов:

  • Поведенческая терапия. Распространено использование интенсивных поведенческих методов, которые основаны на поощрении любых форм общения и конструктивного взаимодействия. Одна из методик – прикладной анализ поведения (ABA-терапия). Он основан на поэтапном освоении сложных навыков: речь, творческая игра, умение устанавливать визуальный контакт раскладываются на мелкие действия, более доступные больному. Сложность операций увеличивается педагогом постепенно.
  • Коррекция речи, языка. Логопедические занятия проводятся как в классической форме с освоением звуков, слогов, слов и предложений, так и по специальной программе, цель которой – освоить любые доступные средства коммуникации. Пациентов обучают языку жестов, методике обмена изображениями, применению технических коммуникативных устройств, генерирующих речь на основании символов, выбранных больными на экране.
  • Физиотерапия. Массажисты, физиотерапевты, инструктора ЛФК составляют и реализуют план лечебных мероприятий, помогающий больным компенсировать дефициты двигательной сферы. Занятия и сеансы направлены на замену стереотипий целенаправленными действиями, устранение атаксий и апраксий. Назначаются курсы массажа, лечебной гимнастики, физиотерапии низкочастотными токами.
  • Медикаментозная терапия. При выраженных поведенческих симптомах – ритуалах, самоповреждении, агрессии – применяются атипичные антипсихотические препараты. Для контроля аффективных расстройств показаны антидепрессанты, в частности, СИОЗС, а также стабилизаторы настроения (вальпроаты), легкие седативные средства.

Прогностически наиболее благоприятными являются формы РАС, не сопровождающиеся умственной отсталостью и тяжелыми речевыми нарушениями. Пациенты этих групп при интенсивной медико-психолого-педагогической поддержке преодолевают большинство симптомов заболевания, относительно успешно адаптируются в обществе, осваивают профессию и занимаются трудовой деятельностью.

В этом плане наибольший процент положительного исхода определяется у больных с синдромом Аспергера. Профилактика аутистических расстройств не разработана, потому что ведущую этиологическую роль играет генетический фактор, а экзогенные причины предположительны. Детям из групп риска рекомендуется проходить скрининг задержек развития в 9 и 18 месяцев, в 2 и 2,5 года.

Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра – группа патологий, которые сопровождаются нарушением психического развития. Они возникают в детстве и сопровождаются устойчивым дефектом социальной адаптации, поведенческими и интеллектуальными нарушениями.

К расстройствам аутистического спектра относится:

  1. детский аутизм;
  2. ранний инфантильный аутизм;
  3. синдром Каннера;
  4. атипичный аутизм;
  5. высокофункциональный аутизм;
  6. первазивное нарушение развития;
  7. синдром Аспергера;
  8. синдром Ретта.

Встречаемость – 1 из 160 детей страдает расстройством аутистического спектра. Это наиболее усредненная цифра. Многие исследования утверждают, что частота намного выше. С каждым годом встречаемость возрастает. Это связано не за счет улучшения диагностических методов, а из-за большей осведомленности населения и распространения информации.

Развивается в детстве, но устойчивые интеллектуальные нарушения и социальная дезадаптация сохраняется в юношеском, подростковом и взрослом возрасте.

Аутистический спектр: что это такое?

Диагноз «аутизм» сегодня у всех на слуху. Но не все понимают, что обозначает этот термин и чего ожидать от ребенка-аутиста. Расстройства аутистического спектра характеризуются дефицитом социального взаимодействия, трудностями при контакте с другими людьми, неадекватными реакциями при общении, ограниченностью интереса и склонностью к стереотипии (повторяющимся действиям, схемам).

Согласно статистическим данным, от подобных расстройств страдает около 2% детей. При этом у девочек аутизм диагностируется в 4 раза реже.

За последние два десятилетия случаи подобных нарушений значительно участились, хотя еще неясно, действительно ли патология становиться более распространенной или же рост связан с изменением диагностических критериев (несколько лет назад пациентам с аутизмом часто ставили другие диагнозы, например, «шизофрения»).

Частые аутистические черты

Широта характеристик РАС внушительна и весьма варьируется от случая к случаю. При этом выраженность черт и даже их набор может значительно изменяться с течением времени – по ходу взросления или успехов в поведенческой и речевой терапии.

Читайте также:  Причины и методы лечения невралгии ушного узла

Распространённые черты при РАС:

  • Гиперактивное поведение: когда ребёнку трудно усидеть на месте
  • Тревожность: когда дети сильно волнуются (чаще всего в ожидании опасности или чего-то неизвестного) или боятся многих обыденных ситуаций
  • Навязчивые действия и стереотипии: когда дети снова и снова повторяют одно и то же действие или комплексный ритуал
  • Тики: странные движения с вовлечением разных групп мышц (мигание, гримасы, дёргания рук и плеч)
  • Агрессивные проявления к себе и другим
  • Проблемы со сном
  • Судорожные припадки

Причины развития расстройств аутического спектра

К сожалению, развитие аутистического спектра, причины его появления и масса других фактов на сегодняшний день остаются неясными. Ученые смогли выделить несколько факторов риска, хотя цельной картины механизма развития патологии еще нет.

  • Имеет место фактор наследственности. Согласно статистике, среди родственников ребенка с аутизмом есть по крайней мере 3-6 % людей с такими же расстройствами. Это могут быть так называемые микросимптомы аутизма, например, стереотипное поведение, снижение потребности в социальном общении. Ученым даже удалось выделить ген аутизма, хотя его наличие не является 100 % гарантией развития отклонений у ребенка. Считается, что аутические расстройства развиваются при наличии комплекса разных генов и одновременном воздействии факторов внешней или внутренней среды.
  • К причинам можно отнести структурные и функциональные нарушения головного мозга. Благодаря исследованиям удалось выяснить, что у детей с подобным диагнозом часто изменены или уменьшены лобные отделы коры головного мозга, мозжечок, гиппокамп, срединная височная доля. Именно эти части нервной системы отвечают за внимание, речь, эмоции (в частности, эмоциональную реакцию при совершении социальных действий), мышление, способности к обучению.
  • Было замечено, что довольно часто беременность протекает с осложнениями. Например, имело место вирусное поражение организма (корь, краснуха), тяжелый токсикоз, эклампсия и прочие патологии, сопровождающиеся гипоксией плода и органическими поражениями мозга. С другой стороны, этот фактор не является универсальным — множество детей после тяжелой беременности и родов развиваются вполне нормально.

Нарушения сна

Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа.

Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.

Ранние признаки аутизма

Можно ли в раннем возрасте диагностировать аутизм? Расстройство аутистического спектра не так уж и часто проявляется во младенчестве. Тем не менее родителям стоит обратить внимание на некоторые тревожные сигналы:

  • С ребенком трудно наладить зрительный контакт. Он не смотрит в глаза. Отсутствует и привязанность к матери или отцу — малыш не плачет, когда они уходят, не тянет ручки. Вполне возможно, что ему не нравятся прикосновения, объятия.
  • Малыш отдает предпочтение одной игрушке, и его внимание ею полностью поглощено.
  • Имеется задержка в развитии речи — к 12-16 месяцам ребенок не издает характерных звуков, не повторят отдельные небольшие слова.
  • Дети с нарушением аутического спектра редко улыбаются.
  • Некоторые дети бурно реагируют на внешние раздражители, например, звуки или свет. Это может быть связано с гиперчувствительностью.
  • Ребенок ведет себя неадекватно по отношению к другим детям, не стремится к общению или играм с ними.

Сразу стоит сказать, что эти признаки не являются абсолютными характеристиками аутизма. Часто бывает и так, что до 2–3 лет дети развиваются нормально, а затем происходит регресс, они утрачивают ранее приобретенные навыки. Если есть подозрения, лучше обратиться к специалисту — только врач может провести правильную диагностику.

Подготовка к назначению

Медицинский работник вашего ребенка будет искать проблемы с развитием при регулярных проверках. Упомяните о любых проблемах, которые вы испытываете во время вашего назначения. Если ваш ребенок проявляет какие-либо признаки расстройства спектра аутизма, вас, скорее всего, направят к специалисту, который лечит детей с расстройством для оценки.

Приведите члена семьи или друга с собой на встречу, если это возможно, чтобы помочь вам запомнить информацию и эмоциональную поддержку.

Вот некоторая информация, которая поможет вам подготовиться к встрече.

Что ты можешь сделать

Перед назначением ребенка составите список:

  • Любые лекарства, включая витамины, травы и безрецептурные лекарства, которые принимает ваш ребенок, и их дозы.
  • Любые проблемы, которые вы испытываете о развитии и поведении вашего ребенка.
  • Когда ваш ребенок начал говорить и достигал основных этапов развития. Если у вашего ребенка есть братья и сестры, также делитесь информацией о том, когда они достигли своих вех.
  • Описание того, как ваш ребенок играет и взаимодействует с другими детьми, братьями и сестрами и родителями.
  • Вопросы, чтобы попросить врача вашего ребенка максимально использовать ваше время.

Кроме того, может быть полезно принести:

  • Заметки о любых наблюдениях от других взрослых и лиц, осуществляющих уход, таких как няни, родственники и учителя. Если ваш ребенок был оценен другими специалистами здравоохранения или ранним вмешательством или школьной программой, принесите эту оценку.
  • Запись основных этапов развития для вашего ребенка, таких как детская книга или календарь для детей, если таковая имеется.
  • Видео необычного поведения или движений вашего ребенка, если оно у вас есть.

Вопросы, задаваемые врачом вашего ребенка, могут включать:

  • Почему, по-вашему, у моего ребенка (или нет) есть расстройство спектра аутизма?
  • Есть ли способ подтвердить диагноз?
  • Если у моего ребенка есть расстройство спектра аутизма, есть ли способ сказать, насколько он суровый?
  • Какие изменения я могу ожидать от своего ребенка с течением времени?
  • Какая специальная терапия или уход за детьми занимаются расстройством спектра аутизма?
  • Сколько и какой регулярной медицинской помощи будет нужен мой ребенок?
  • Какая поддержка доступна семьям детей с расстройством спектра аутизма?
  • Как я могу узнать больше о расстройстве спектра аутизма?

Не стесняйтесь задавать другие вопросы во время вашего назначения.

Чего ожидать от врача вашего ребенка

Врач вашего ребенка, скорее всего, задаст вам ряд вопросов. Будьте готовы ответить на них, чтобы зарезервировать время, чтобы пройти все пункты, на которые вы хотите сосредоточиться. Ваш врач может спросить:

  • Какое конкретное поведение вызвало ваш визит сегодня?
  • Когда вы впервые заметили эти симптомы у своего ребенка? Кто-нибудь заметил признаки?
  • Были ли эти поведения постоянными или случайными?
  • Есть ли у вашего ребенка какие-либо другие симптомы, которые могут показаться не связанными с расстройством спектра аутизма, например с проблемами желудка?
  • Кажется, что-то улучшает симптомы вашего ребенка?
  • Что, если что-то, кажется, ухудшает симптомы?
  • Когда ваш ребенок начал сканирование? Ходить? Скажите его или ее первое слово?
  • Каковы некоторые из любимых занятий вашего ребенка?
  • Как ваш ребенок взаимодействует с вами, братьями и сестрами и другими детьми? Ваш ребенок проявляет интерес к другим, вступает в контакт, улыбается или хочет играть с другими?
  • Есть ли у вашего ребенка семейная история расстройства спектра аутизма, языковой задержки, синдрома Ретта, обсессивно-компульсивного расстройства или тревожности или других расстройств настроения?
  • Каков план обучения вашего ребенка? Какие услуги он получает через школу?

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector