Здравствуй, школа: как успеть выучить уроки

Как приучить ребёнка самостоятельно делать уроки? Задавали вы себе этот вопрос? Когда в последний раз, придя с работы вы занимались своими делами? Когда вы последний раз после тяжелого трудового дня прилегли на диван и почитали газету? Не помните?

Сегодня я расскажу вам как приучить ребёнка самостоятельно делать уроки. А вы в это время будите планировать свою жизнь. Заниматься тем, чем хочется. Гулять, лежать, листать страницы новостной ленты, смотреть тв, читать книгу и много чего ещё.

  • Содержание
  • 1.Учить уроки на самом деле вредно
  • 2.5 секретов как выучить уроки быстро
  • 3.Как приучить ребёнка самостоятельно делать уроки
  • 4.Советы психолога как правильно учить уроки с ребёнком
  • 5.Правильный отдых ребёнка, залог хорошей учёбы

1.Учить уроки на самом деле вредно

  1. В Российской Федерации существует норма СаНПиНа, определяющая время которое ребёнок разного возраста должен тратить на выполнение домашнего задания.
  2. То есть, учитель на основании этих правовых документов должен дать ребёнку такое количество домашнего задания, чтобы ребёнок уложился в эти нормы.

  3. Ну вот, например, рассмотрим, кто сколько должен тратить время на выполнения домашнего задания:
  4. 1-3 класс – 1-1,5 часа
  5. 4-5 класс – 2 часа
  6. 6-8 класс – 2,5 часа
  7. 9-11 класс – 3,5 часа

Так ли это? Вспомните сколько ваш ребёнок проводит время за книгами.

Укладываетесь вы в нормы? Вряд ли.

В первом классе домашнего задания нет. Но формулировкой допишите, дочитайте, доделайте, учителя очень любят пользоваться.

В итоге, дети в первом классе дописывают, дочитывают, исправляют ошибки до самого вечера.

Домашнее задание в первом классе может быть дано только на понедельник. Если в этом есть необходимость. Многие учителя обеспокоены тем, что без домашних заданий ребёнок не усвоит материал.

Но увеличение нагрузки может негативно отразится на здоровье ребёнка. Об этом никто не думает. А у ребёнка повышается утомляемость, отмечается нервозность, появляются головные боли.

Здравствуй, школа: как успеть выучить уроки

Кроме того, у детей младшего школьного возраста 7-8 лет сосредоточенность на занятиях 20 минут. Потом ребёнку тяжело воспринимать информацию. У детей чуть старше, сосредоточенность 30-40 минут.

Также необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Кто-то делает всё быстро, а кто-то не торопясь. Поэтому не удивительно, когда время выполнения домашнего задания превышено, у ребёнка возникают проблемы со здоровьем.

2.  5 секретов как выучить уроки быстро

Вы замечали, что ваши дети находясь в комнате одни очень долго учат уроки. Как только вы заходите, они сразу выпрямляют спину и всячески пытаются показать, что усердно выполняют «домашку».

Почему так происходит?

Помните, как вы в детстве учили уроки? Домашние задания всегда ассоциируются с усталостью, утомлением, неохотой.

Столько времени проводят дети за уроками, когда можно было бы играть, смотреть любимый мультик, бегать во дворе с соседскими ребятишками. Но ест определённые обязательства перед школой.

Осознание этого всегда приводит к ухудшению настроения. Что же делать? Как выучить уроки быстро и с удовольствием?

Ловите 5 секретов ????

1.Приходя со школы ребёнок обязательно должен отдыхать.

Отдых должен быть полноценным. К такому отдыху я отношу сон, либо прогулка на свежем воздухе. Ни в коем случае это не должен быть компьютер, планшеты, телефон. Никаких гаджетов!

Здравствуй, школа: как успеть выучить уроки

2.Первые уроки всегда нужно делать письменные.

После полноценного отдыха, восприятие новой информации происходит легче. Выполнив задания в тетрадях, приступайте к устным урокам.

3.Учите уроки в полной тишине.

Никаких посторонних звуков, типа «идущего телевизора для фона» не должно быть. Они отвлекают и не дают сосредоточиться.

4.Никаких отвлекающих предметов.

За рабочим столом ребёнка не должно быть ничего кроме учебников, тетрадей, пенала и прочие учебные принадлежности. Все игрушки и другие развлекательные предметы должны лежать в игровой зоне.

5.Помощь взрослых.

Без вашей помощи ребёнок не обойдётся. Особенно если это школьник младшего звена. Вы должны помочь, а лучше научить ребёнка систематизировать свои действия.

Соблюдая эти не сложные правила, ребёнок научится выполнять домашнее задание быстро и без вашей помощи.

3.Как приучить ребёнка самостоятельно делать уроки

На самом деле всё просто. Дети очень легко привыкают делать уроки самостоятельно. Нужно только дать им эту возможность.

С первого класса мы сидим над ними и пытаемся всячески им помочь, совершая тем самым непоправимую ошибку.

Я конечно не против помощи с домашним заданием, но только если это действительно ребёнку необходимо. Не нужно сидеть над его душой весь вечер и требовать от него аккуратности, внимания и прочего.

И уж тем более не нужно ругать и кричать на ребёнка за то, что у него что-то не получается. Мы тоже с вами когда-то учились. У нас тоже что-то не получалось. Это нормально. Во всем нужна тренировка, повторение и конечно зубрёжка.

Оставьте ребёнка наедине с уроками

Дети вполне могут справится с заданиями самостоятельно. Просто встаньте и пойдите делать свои дела, а потом проверьте, что ребёнок сделал. Главным условием должно быть, чтобы ребёнок выполнял домашнее задание на черновике.

Здравствуй, школа: как успеть выучить уроки

После проверки и исправления всех ошибок, ребёнок спокойно перепишет на чистовик все упражнения.

Устные уроки дети должны учить самостоятельно. А вот ваша задача, лишь проверить устный предмет. Попросить пересказать ребёнка, или рассказать наизусть стих, если таковой был задан. Можно задавать вопросы: «Что ты понял из этого текста?», «О чём речь в тексте?» и так далее.

Если ребёнок отказывается учить уроки самостоятельно и вам приходится постоянно сидеть с ним, то это уже другой случай. Тут нужны воспитательные меры.

Подумайте, что для вашего ребёнка очень важно. Например, телефон, любимая собака, хомяк, коньки и так далее. Объясните ребёнку, что если он не станет делать уроки самостоятельно, то его любимая собака отправится жить к бабушке. Или ребёнку будет запрещено ходить на каток в выходные и так далее.

Здравствуй, школа: как успеть выучить уроки

Может это плохо, но нужно лишить ребёнка какой-то радости, чтобы тот понял, что лучше сделать уроки, а потом он сможет без проблем пойти с друзьями на каток.

Приучайте детей с первого класса самостоятельно делать уроки. Помогать нужно, бесспорно. Но мера должна быть. Чем раньше ребёнок привыкнет к самостоятельности в учёбе, тем больше вероятности, что в жизни ребёнок будет так же самостоятельным.

4.Советы психолога как правильно учить уроки с ребёнком

1.Приходя со школы ребёнок обязательно должен отдохнуть.

Отдых должен быть коротким, чтобы ребёнок не успел расслабиться. Есть предположение, что уже в школе половина полученной информации у детей рассеивается. Домашнее задание даётся как правило на закрепление нового материала.

Поэтому, чем быстрее ребёнок сядет за выполнение домашнего задания, тем больше вероятности что он его усвоит. Чем больше время отдыха, тем больше материала выветривается из голов наших детей.

2.Выполнение домашнего задания не должно растягиваться на весь вечер

Необходимо научить ребёнка системе правильного выполнения домашнего задания. Например, начинать надо всегда с письменных заданий. Потом сделать 10 минутный перерыв.  И Приступать к устным предметам.

В общей сложности ребёнок младшего звена должен потратить на выполнение домашнего задания не более двух часов, дети старших классов не более трёх часов.

Здравствуй, школа: как успеть выучить уроки

3.Ребёнок должен самостоятельно выполнять задания

Ваша задача только проверять и исправлять ошибки. Также вы можете объяснять ребёнку вопросы, которые вызывают у него сложности.

4.Не ругайте ребёнка за плохие отметки

Поговорите и выясните почему так произошло. Попытайтесь найти решение этой проблемы. Если это единичный случай, то ребёнок быстро исправит плохие отметки.

Если это система, то вам лучше поговорить с учителем и вместе пытаться объяснить ребёнку, что плохая учёба никому ещё не принесла пользы. Что впереди его ждут экзамены и с такой учёбой, ему трудно будет их сдать.

5.Чаще хвалите ребёнка за его успехи

Говорите какой он молодец. Как хорошо ему удается справляться с различными заданиями. Поощряйте ребёнка. Взамен на хорошую учёбу подарите ребёнку билет в кино, в развлекательный центр. Организуйте семейный поход в пиццерию и так далее.

Здравствуй, школа: как успеть выучить уроки

Обещайте ребёнку какой-либо ценный подарок на его день рождение или новый год, при условии, что он хорошо закончит четверть.

Умение общаться с ребёнком залог нашего хорошего будущего. Дети всё очень хорошо помнят. Они помнят своё детство и как призму перекладывают его на свою взрослую жизнь в будущем.

От счастливого детства зависит, будут ли вам благодарны ваши взрослые дети или нет.

5.Правильный отдых ребёнка, залог хорошей учёбы

Что значит правильный отдых? Как вы думаете, если ребёнок уставший и переутомлённый будет результат в его учёбе? Конечно нет.

Молодой растущий организм должен восстанавливаться после занятий в школе. В школе ребёнок получает массу информации. Как полезной, так и не нужной.

Весь день проведенный с одноклассниками накладывает отпечаток на общее самочувствие ребёнка. Общение не всегда бывает позитивным, поэтому эмоции у ребёнка накапливаются в течении дня самые разные.

Здравствуй, школа: как успеть выучить уроки

Обязательно нужен отдых — правильный. Который позволит восстановить силы и дать возможность выучить ребёнку уроки без трудностей. Давайте разберёмся, что такое правильный отдых.

Игры в компьютере и планшете, телефоне и в интерактивные игры считается плохим отдыхом для ребёнка. Самыми полезными видами отдыха для школьника можно считать прогулка на свежем воздухе и сон.

И в том и в другом случае отдыхает мозг. Во время сна ребёнок отдыхает физически. Что также не мало важно. Поэтому приходя со школы, попросите ребёнка прилечь минут на сорок. А потом садиться за уроки.

Надеюсь данная статья дала вам понимание того, как приучить ребёнка самостоятельно делать уроки, если у родителей совсем нет времени.

Читайте также:  15 преимуществ похода для детей и взрослых

«Как приучить ребёнка к порядку».

Оставляйте комментарии, которые имеют для меня особое значение.Делитесь моими статьями в соц.сетях со своими друзьями, ставьте лайки. Спасибо!

Как делать домашнее задание быстрее и эффективнее, быстро выучить уроки

Министерство образования (сейчас — Министерство просвещения) установило правила, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания:

  • 1 класс — домашки отсутствуют;
  • 2–3 классы — не более 1,5 часов;
  • 4–5 классы — 2 часа в день;
  • 6–8 классы — не более 2,5 часов;
  • 9–11 классы — максимум 3,5 часа в день. 

Эти правила содержатся в СанПиНе 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и письме Министерства образования РФ от 22 февраля 1999 г. №220/11-12.

Рекомендуется выполнять домашние задания с 15–16 часов — это время считается наиболее продуктивным. Начинать делать уроки лучше с предмета средней трудности и устраивать небольшие перерывы после каждой достигнутой цели. Запрещено давать задания на выходные. 

Как на самом деле

В документах написано всё четко и правильно, но тем не менее практически каждый ученик и родитель задается вопросом, как быстрее делать уроки, потому что в нормативы мало кто укладывается. Школьные реалии таковы, что дети тратят на домашние задания гораздо больше времени, чем положено, и вот почему: 

  • На дом задают всё, что не успели пройти на занятиях. Урок длится всего 45 минут, 30 процентов из которых занимают организационные вопросы.
  • Учителя не всегда хорошо объясняют материал. Разбираться с непонятными моментами приходится дома вместе с родителями.

Здравствуй, школа: как успеть выучить уроки

Согласно исследованиям международной Организации экономического сотрудничества и развития, Россия занимает первое место в мире по объёму и сложности школьных домашних заданий.

Чтобы снизить нагрузку и делать домашние задания быстро, родители вынуждены делать уроки вместе с ребёнком или отдать его в группу продлённого дня. Но продлёнки действуют не во всех школах и, как правило, платные. 

Как легко и быстро делать уроки: основные правила

Для того, чтобы выполнение домашних заданий не превратилось в удручающую рутину и можно было успеть сделать все уроки, есть несколько универсальных рекомендаций, которые подходят большинству школьников:

  • Позаботьтесь об удобном рабочем месте. Высота стола должна быть комфортной для ребёнка, стул — регулируемым, чтобы он не ёрзал и мог сосредоточиться на заданиях. Ступни должны опираться на пол, если они не достают до пола, добавьте подставку под ноги.
  • Усилить концентрацию внимания помогает порядок на рабочем столе, чтобы разбросанные книги и тетради не отвлекали ребёнка, и он легко мог найти нужную ему вещь.
  • На время выполнения домашних заданий не нужно отвлекаться на мобильный телефон, соцсети, переписки в мессенджерах и игры, лучше перевести телефон в режим «Не беспокоить» или убрать его совсем.
  • В идеале, чтобы быстро делать домашние задания, лучше приступать к ним сразу после уроков, пока в памяти сохранилась вся важная информация.
  • Важно распределить задания по степени срочности и начать с тех задач, которые сложнее и требуют большей концентрации внимания. После этого можно приступить к более лёгким задачам.
  • Не забывайте об отдыхе — небольшие перерывы помогут восстановить работоспособность и эффективнее выполнять домашние задания. Можно воспользоваться принципом Pomodoro из тайм-менеджмента и чередовать выполнение заданий и отдых, например, 20 минут поработали и 5 минут отдохнули.

Надеемся, что наши рекомендации помогут вашему ребёнку выучить уроки в срок и больше успевать.

Здравствуй, школа: как успеть выучить урокиИсточник: unsplash.com / @anniespratt 

Как снизить нагрузку и делать домашние задания быстрее

Главная причина многочасовых «посиделок» с уроками — отсутствие индивидуализации. Слишком много дисциплин, и каждый педагог задаёт по максимуму.    

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учебная нагрузка гораздо меньше. Объём домашних заданий не заставляет учеников часами сидеть за уроками. Как правило, наша домашка состоит из 5–10 тестовых заданий или нескольких творческих. Если ребёнок был внимателен на уроке, то домашнюю работу он сделает быстро, в среднем, уходит не больше 30-60 минут.

Здравствуй, школа: как успеть выучить уроки

Цель домашнего задания — научиться чему-то новому, а не заработать оценку

В зависимости от класса, в расписании «Домашней школы Фоксфорда» от одного до четырёх базовых уроков. Выполнение домашних заданий в 5–8 классах занимает в среднем 1,5 часа в день, в старшем звене — до трёх часов. Это полностью соответствует нормативам и высвобождает у ребят время для занятий спортом и творчеством. 

Если в домашнем задании попалась сложная задачка, которую никак не удаётся быстро решить самому, можно попросить помощи у наставника. Он не скажет решение, но направит рассуждение ребёнка в нужное русло.

Встать в 6 утра и сделать всю домашку перед школой. Да, это реально

Здравствуй, школа: как успеть выучить уроки

Наш ребёнок делает домашние задания с шести до восьми утра, перед школой. Многие, кому я рассказывал об этом, удивлялись тому, как нам это удаётся. Поэтому я решил описать свой родительский опыт. И надеюсь, кому-то он будет полезным, а может наоборот — умные головы подскажут, где я сильно ошибаюсь.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Говорят, что где-то далеко, в некоторых глухих деревнях отсталой Европы, ученикам в школе не задают домашние задания.

Однако наша советская, а потом и российская педагогическая наука давно доказала бесспорную пользу повторения пройденного на уроке материала в домашних условиях.

И раз уж жить и строить светлое будущее нам предстоит в этой стране, то и от этой прогрессивной школьной практики никуда не деться.

Судьба уберегла нас и нашего ребёнка от поступления в лучшую гимназию района, и дочка ходит в третий класс обычной общеобразовательной школы. А так как в нашей небольшой семье достаточно людей, «измученных нарзаном» советской системы образования, для дочки у нас есть несколько простых установок, касающихся школы.

  1. Нам не важно, какие у тебя оценки — любим мы тебя не за оценки и независимо от них.
  2. Мы не делаем с тобой домашнее задание и не контролируем его выполнение.
  3. Все оценки, которые ты получаешь, — это твои оценки, причём это не оценки тебя, а оценка твоих знаний на момент ответа.
  4. Счастье человека, равно как и успех в жизни, в общем-то не сильно зависит от того, какое образование он получил.

Получается, что школа не становится центром жизни ребёнка. Помимо этого есть музыка, рисование, английский, ролики, друзья, игры и всё остальное (так что вопрос о праздном шатании и беспризорности отнюдь не стоит).

С таким подходом, конечно, бывают разные оценки (и плохие, и хорошие), но это нас не сильно волнует.

С другой стороны, отсутствие контроля со стороны взрослых вырабатывает самостоятельность и ответственность за полученный результат. И пока что всё идет хорошо: итоговые оценки в дневнике только четвёрки и пятёрки.

Понятно, что это третий класс, но с ростом сложности предметов ребёнок тоже растёт, так что надеюсь, дальше всё будет на должном уровне.

Такая «бесконтрольность» отнюдь не означает отсутствие интереса и помощи с нашей стороны, если она необходима. Но помощь эта никогда не выражается в выдаче готовых ответов и записей их под диктовку.

Когда ребёнок спрашивает совета, мы стараемся подсказать путь решения или объяснить суть задачи, а не давать готовый ответ

Такое, честно говоря, тоже бывает, но только в редких случаях, когда времени мало, а результат очень важен для её эмоционального спокойствия. То есть когда я вижу, что сейчас случится истерика, то, конечно, сдаюсь под напором накатывающих слёз, но пока это случалось достаточно редко.

Уроки в школе начинаются в 8.30. Нам повезло — школа находится практически во дворе, так что выходим из дома минут за десять до начала уроков. Двадцать минут на одеться/собраться, так что все утренние дела надо закончить к восьми утра. И вот тут самое интересное — домашнее задание ребёнок делает утром, до школы.

Началось всё почти случайно, когда в очередной раз в девять вечера после целого дня, заполненного школой, музыкой и роликами, уставший ребёнок на грани истерики заявил, что в гробу она видела эту нашу школу в общем и всякие домашние задания в частности.

Только истинный садист мог в тот момент продолжать разговор о уроках. Мы договорились лечь спать, а на следующее утро проснуться пораньше и сделать уроки до школы.

Утром ребёнок не без условного «пинка», но всё же был разбужен в шесть, за пару часов сделал все уроки и спокойно пошёл в школу.

Через пару дней ситуация повторилась: опять целый день школьных и внешкольных активностей и полное отсутствие сил у ребёнка и родителей на домашнее задание.

В итоге спать мы легли около десяти вечера и проснулись в шесть, чтобы успеть всё сделать к восьми. Пока ребёнок делал уроки, жена спросила меня «зачем ты мучаешь ребёнка ранними подъёмами?».

Отвечая ей, я в шутку стал придумывать и перечислять все преимущества такого способа выполнения домашнего задания.

  • Ребёнок поставлен в жёсткие временные рамки, поэтому растягивать удовольствие и тратить по 3-4 часа на решение двух задач, написание пяти предложений и чтение трёх страниц текста просто не получится.
  • Ребёнок только что проснулся отдохнувший и полный сил, поэтому объективная и субъективная усталость не являются поводом саботировать процесс.
  • Ребёнок сконцентрирован на уроках, его ничего не отвлекает от этого увлекательного занятия, взрослому не надо стоять рядом и постоянно возвращать его в реальность с требваниями «делать уроки, а не отвлекаться на всякую чушь».
  • И вообще, рано вставать — это полезный навык.

Говоря всё это шутя, я вдруг подумал, что приведённые аргументы действительно звучат очень логично. Так родилась мысль провести эксперимент и попробовать делать уроки по утрам (что ещё заботливому родителю надо — только дай над ребёнком поэкспериментировать).

Благо, что дочке идея тоже пришлась по душе. Жена не возражала — всё для блага цивилизации. Классного руководителя я тоже уговорил лишних двоек на время эксперимента не ставить, если вдруг всё выйдет из-под контроля.

Был апрель, до конца занятий оставалось немного, и мы решили недельку позаниматься по утрам.

В итоге всю следующую неделю, а потом и до самых каникул мы домашние задания делали по утрам. Первое время уроки делали вместе, потом постепенно я стал уделять этому меньше внимания.

По результатам года эксперимент был признан успешным, пару раз мы не справились с объёмом заданных уроков, и ребёнок ходил в школу не до конца подготовленным, но в целом успеваемость не упала, переутомления не появилось, истерики по поводу домашнего задания прекратились.

В начале следующего учебного года дочка сама сказала, что хочет делать уроки по утрам и мы продолжили эту практику. По прошествии нескольких месяцев из эксперимента это переросло уже в осознанное действие, и сейчас, помимо указанных преимуществ, я заметил другие положительные моменты.

  • Вечернее засыпание превратилось из часового укладывания, уговоров, метаний и чтения книг в ритуал, который редко когда занимает больше десяти минут. Особенно это было удивительно в самом начале — настолько велика была разница между ноющим ребёнком, который никак не может уснуть и ребёнком, который уже после трёх минут чтения книги, мирно сопит в своей кровати.
  • Вечером, когда все другие дети заняты выполнением домашнего задания, мы можем пойти погулять перед сном и подышать свежим воздухом. Тут конечно, есть нестыковка. Ребёнку хочется погулять со сверстниками, но не безрыбье и родители — компания для прогулок.
  • Домашние задания превратились из повинности в небольшую часть ежедневного цикла, а если их быстро сделать, то ещё остается время, чтобы посмотреть мультфильмы.
  • По утрам вставать уже намного легче. Конечно можно услышать «я не выспалась» и хмурое настроение, но происходит это чаще всего от того, что накануне вечером не удалось лечь вовремя. При соблюдении режима ребёнок к назначенному времени уже готов и встаёт сам без лишних уговоров.
Читайте также:  Средства по уходу за кожей у детей с аллергией

Сейчас мы продолжаем вставать в шесть утра и следующий шаг — научить её самостоятельно пользоваться будильником, потому как далеко не всегда получается самому соблюдать режим и ложиться спать хотя бы к полуночи, а утренние истерики «почему ты меня не разбудил вовремя, я теперь ничего не успею» ничуть не лучше вечерних.

Кроме того, есть задания, которые за пару часов не делаются — сочинения, доклады, презентации и прочее. Такие вещи лучше отслеживать заранее, чтобы не пришлось в утренней спешке с википедией наперевес стряпать очередную презентацию про города Золотого Кольца или особенности бурятской культуры.

Ещё одна сложность — выходные.

Как бы это странно не звучало, но они всё портят: не будешь же ты ребёнка в выходные поднимать в шесть утра (по-хорошему бы так и надо, но учитывая количество друзей и гостей, которые в девять вечера ещё и не думают уходить, а также другие соблазны выходного дня — лечь спать, чтобы выспаться к шести утра практически нереально). За выходные режим сбивается и не получается в понедельник будить вовремя: восемь часов сна всё-таки ребёнку нужны. Тут нас спасает опять же то, что школа у них обычная и заданий на понедельник задают мало, так что можно разбудить и в семь, а иногда и в полвосьмого.

Ну и конечно же тревоги о будущем. Сейчас это третий класс — задают немного и утром получается успевать, потом объём работы будет больше и не факт, что всё будет получаться.

Не знаю, как оно будет дальше, во всяком случае у неё всегда есть возможность отказаться и делать уроки после школы.

Хотя я и убеждён, что больше полутора-двух часов тратить на домашние задания в любом классе бессмысленно.

Понятно, что в подростковом возрасте сложно будет соблюдать режим и вся эта «утренняя идиллия» может закончиться, но пока всё идёт хорошо, а навык раннего подъёма и концентрации усилий на выполнении конкретной задачи никогда лишним не будет (равно как и ответственность за полученный результат). Вопрос ведь не в том, чтобы у тебя всегда было сделано домашнее задание, а в том, чтобы ты получал удовлетворение от того, чем в данный момент занимаешься.

Shutetrstock (WAYHOME studio)

Что делать, если не готов к уроку? Невыученный урок

Домашнее задание – неотъемлемая часть долгих школьных и университетских будней. Сидеть над ним после уроков мало кому хочется, ведь в жизни столько всего интересного – прогулки с друзьями, кружки, спорт, компьютер. Выполнению домашней работы мешают не только развлечения и лень, но и банальная усталость, непонимание предмета и отсутствие помощи родных.

Как все-таки выкрутиться, если не готов к уроку? Проще всего – прогулять его. Только потом нужно оправдываться перед учителями и родителями, будет стыдно и неприятно. А еще самостоятельно вникать в пропущенный материал. Легальный, но редкий шанс пропустить занятие – попроситься на уборку коридора или территории, дежурным в столовую. Поэтому рассмотрим альтернативные варианты.

Невыполненное письменное задание

Когда не получилось решить задачу или написать упражнение, есть простой выход – списать у товарища. Для эффективного результата нужно:

  • договориться встретиться перед началом уроков, чтобы успеть «скопировать» задание и хоть немного его понять;
  • быть уверенным в умственных способностях друга;
  • отблагодарить его вкусняшкой для дальнейшего сотрудничества.

Если списать не вышло, придется заранее подойти к преподавателю. Можно с печальным видом сказать, что забыл дома тетрадь, плохо себя чувствовал или очень старался, но не понял задание. Попросить не ставить плохую отметку. Понимающий педагог оценит такую смелость, разрешит принести работу позже и даже поможет ее сделать.

 Невыученный устный урок

Гораздо сложнее выйти из ситуации, когда не выучил дома стихотворение, правила или целые темы по разным предметам. При устном ответе не позаимствуешь знания у товарища. Если твоя фамилия не в первых рядах списка в журнале – это настоящее везение.

Пока других учеников вызывают к доске, есть время запомнить поэзию, прозу или суть параграфов. Если отвечаешь за партой, поможет незаметное подглядывание в учебник и тихие подсказки соседей.

Пусть результат не будет идеальным, зато не будешь выглядеть полным нулем или бездельником.

Если урок и буква фамилии первые, прочитать материал будет некогда. Хороший способ экстренно подготовиться – прослушать на смартфоне по дороге на учебу ролики на заданную тему. Если не удалось, нужно поймать преподавателя перед звонком и запастись уважительными причинами невыполнения задания, например:

  • весь вечер не было света;
  • ужасно разболелась голова/живот;
  • до ночи делал другие уроки;
  • помогал родителям в переезде/ремонте/домашнем хозяйстве/уходе за младшими братьями или сестрами.

Обязательно следует извиниться и пообещать в ближайшее время выучить заданное. При разговоре нужно казаться искренним и расстроенным. По возможности стоит попросить родных подтвердить «алиби» запиской или телефонным звонком. Учитель, скорее всего, пойдет навстречу – разрешит отвечать последним или после занятий.

Эффективно подготовиться к устным урокам часто мешает неправильный подход – бесконечная перечитка и зазубривание. Ребятам с хорошей зрительной памятью перед повторным чтением текста обязательно необходим перерыв.

Если легче звуковое восприятие, лучше читать задание вслух самому или попросить родителей/друзей. Можно найти аудиокнигу в интернете, прослушивать целиком или по абзацам.

В итоге текст надежно отложится в голове и проблем на уроке не возникнет.

Уклоняться от домашнего задания постоянно не получится. Доверие преподавателей не резиновое, отговорки помогут от силы пару раз. Коллеги по учебе не всегда выручат. Поэтому надо находить время и стремится учить уроки самостоятельно. Домашняя работа очень полезна для закрепления знаний, развития интеллекта и смекалки, самоорганизации и ответственности.

Как правильно делать уроки

Как наши дети готовят уроки? Ответ прост: или сидят за столом до глубокой ночи, пытаясь своим умом «дойти до самой сути», или ловко скачивают рефераты, или подставляют ответы из «решебников» и читают пересказы шедевров литературы, или — не делают практически ничего. Какой выход из этой ситуации? Правильно организовать процесс, пересмотреть школьные программы или и то и другое вместе?

Директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких: «Дома тоже чередуйте уроки и переменки»

Есть несколько правил, которые помогают эффективно использовать время на приготовление уроков.

Марьяна Безруких: Правило первое: не садиться за уроки сразу после прихода из школы. После обеда нужно час-полтора отдохнуть и только тогда приступать к занятиям.

Правило второе: не начинать с самого сложного. На трудное уходит порой очень много времени, что-то не удается, ребенок ощущает неуспех, у него пропадает желание работать дальше. Стоит начать с самого любимого, с того, что точно получится. Правило третье: работать с перерывами.

Если после 20-30 минут интенсивной работы младшеклассник начинает отвлекаться (он устал), нужно сделать 10-минутный перерыв. Можно включить музыку и подвигаться, съесть половинку яблока или выпить сока. Старшеклассники же должны делать перерыв через 40-45 минут. Попытка выполнить все задание через силу не дает эффекта.

известия: То есть устраивать нужно себе подобие уроков и перемен?

Безруких: Да. 45 минут — это продолжительность интенсивной работы без отвлечения, на которую способен взрослый человек.

Еще одна ошибка родителей малышей заключается в том, что они сидят рядом с ребенком, когда тот делает уроки. Они считают, что так он меньше отвлекается. Но проходит время, и взрослые понимают, что вечно это продолжаться не может.

И тут оказывается, что без них ребенок выполнить задание уже не в состоянии: он привык, что ответственность за результат берет на себя взрослый. Поэтому с самого начала научите своего ребенка организовывать время, планировать работу (какие задания нужно выполнить, с чего лучше начать). И постепенно отучите его от помощи взрослых.

Самое лучшее — сказать: я рядом, но у меня много дел (если нужна помощь, я к тебе подойду). Другая важная вещь: у ребенка должно быть свое место для уроков, если не комната, то выгороженный угол со столом и стулом по росту. Он не должен сидеть на кухне, где мама жарит котлеты.

Плохо, если рядом грохочет телевизор, а вокруг бегает младший братик или скулит собачка. Это отвлекает.

известия: А что делать старшеклассникам, которые просто физически не успевают выучить все уроки?

Безруких: Они выкручиваются как могут. Чаще всего нагрузка неравномерно распределена по дням недели.

А вообще полезно завести дневничок и проследить, на что сколько времени уходит (на просмотр сериалов, на компьютер). Ночные бдения за уроками — вещь малоэффективная.

Помимо того что сокращается время сна, после поздних занятий труднее заснуть. С малышами вечером лучше не говорить о школе, не обсуждать невыученных уроков.

  • Будьте осторожней с «Решебниками» и «Сборниками лучших сочинений»
  • Отрывки из сочинений-шпаргалок
  • Наталья Иванова-Гладильщикова

Зайдите в книжный магазин, торгующий учебной литературой, и увидите массу книг типа «Все предметы школьной программы в кратком изложении»; «Отличные» сочинения по литературе XIX-XX веков» (варианты — медальные сочинения, все сочинения по литературе), «домашние работы» по всем предметам в серии «решебник», соответствующие учебникам разных авторов. В продаже есть и толстенькие томики под названием «Все программы по учебникам всех годов изданий за …класс». И далее — перечень предметов: физика, химия, алгебра, геометрия, русский, английский. Доклады по истории или другим предметам можно скачать из интернета, а чтобы не мучить себя чтением «Войны и мира» или «Грозы», можно купить пересказы.В каком-то смысле это даже хорошо: при непомерных домашних заданиях и перегруженных учебных планах подобная литература хоть как-то помогает детям. Другое дело, что в «решебниках» — масса неправильных ответов, а «лучшие» сочинения по литературе — это часто безграмотный бред.А в итоге учеба превращается в чистой воды профанацию. Может, чиновникам от образования пора стать реалистами и наконец пересмотреть учебные программы?»Часто слова из «Евгения Онегина»: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» понимаются как его жизненное кредо. Но ведь в том же «Евгении Онегине» разврат называется «достойным старых обезьян». Пушкину более свойственно возвышение любви, нежели наоборот». «На протяжении сюжетного действия Татьяна полностью меняется внешне, сохраняя при этом все лучшие внутренние качества».»Когда читаешь о том, как княжна Марья занимается с отцом математикой, сердце наполняется такой жалостью к этой девушке, что так и хочется защитить ее от самодура-отца».»Анна Андреевна Ахматова нашла в себе силы, чтобы уже в 22 года заставить литературную общественность обратить на себя внимание».»По мере взросления Ахматовой нотки беспробудной тоски и бескрайней печали начинают преобладать в безупречной гармонии ее стихов». Пять великих двоечниковИван Бунин, русский писатель, лауреат Нобелевской премииТомас Эдисон, изобретатель телеграфаАльберт Эйнштейн, создатель теории относительностиЭдуард Мане, французский художникЭмиль Золя, французский писательПять великих отличниковВладимир ЛенинМария Склодовская-Кюри, физик, дважды лауреат Нобелевской премииАлександр Грибоедов, русский писатель и дипломатДмитрий Менделеев, русский химикФилипп Киркоров, поп-певец

Читайте также:  Как научить ребенка контролировать себя?

Набоков для второклассницыИз ответов 30 опрошенных школьников, обучающихся в разных классах, следует, что время, которое они тратят на домашние задания, не всегда зависит от того, сколько задано. Один ученик сидит над учебниками два-три часа, другой выделяет на ту же работу 15 минут. Четверо из опрошенных на вопрос «сколько времени вы тратите на домашнее задание» ответили, что не делают его вообще.

Мама ученицы 2-го класса: Моей дочке иногда задают столько, что уроки приходится делать по 5-6 часов. Недавно ей задали выучить стихотворение Набокова, а я ей сказала, что учить не стоит, так как автор, по-моему, писал не для 8-летних детей.

Она в ответ расплакалась: «Сказали — выучить! Как же я в школу пойду?»Ученик 8-го класса: Я 15 минут делаю домашние задания. Выполняю задания только по русскому языку, иногда делаю алгебру и геометрию с помощью великого изобретения — «решебника».

Ученица 9-го класса: Я иногда до часу ночи сижу: то карту по географии надо нарисовать, то сочинение написать, то историю учить. Если очень захотеть сделать непременно все домашние задания, включая дополнительные, то на это можно хоть все время потратить.

Опрос подготовила Екатерина Патрина

Как выучить уроки без слез?

Учебный год в разгаре: прошел послеотпускной стресс, прошло повторение пройденного. Нужно всерьез браться за книжки и по-настоящему учить уроки. Вот по поводу домашних заданий большинство вопросов, которые присылают в редакцию родители.

«Что делать, если ребенок предпочитает плакать в течение часа, вместо того чтобы сесть и выучить за пятнадцать минут небольшой параграф по истории?» — спрашивала мама шестиклассника.

«Уроки учить не хочет, готов делать все что угодно: по дому помогать, в магазин ходить, только бы за уроки не садиться…» — вопрос другой мамы.

А вот вопрос бабушки: «Что делать, невестка с внучкой учат уроки, но почти каждый день все заканчивается слезами. Плачут обе, успокаиваю одну и другую».

Все эти вопросы типичны. Их задавали родители, обеспокоенные «ленью», «нежеланием делать уроки», «скандалами и наказаниями» из-за двоек за невыученные уроки или невыполненные упражнения.

Попробуем разобраться, и начнем с первых очень небольших по объему домашних заданий, которые должен выполнять первоклассник. Сразу оговоримся: для него они не менее сложны, чем задания старшеклассников.

Первоклассники могут не отвлекаясь работать минут 10-15

Есть несколько вариантов представления родителей о том, когда и как нужно учить уроки. Первый — по принципу «сделал дело — гуляй смело». При этом ребенок сразу после школы, в лучшем случае пообедав, но бывает, и обед откладывается, садится за уроки.

Объяснение простое — «нечего затягивать, потом не соберешься» и отговорка — «задание-то простое, полчаса, и отделаешься». Как правило, быстро и качественно не получается. И это вполне объяснимо. Ребенок после школы очень устал, совсем не меньше, чем взрослые после рабочего дня.

К примеру, в первые недели школьных занятий по напряжению сердечно-сосудистой системы школьные нагрузки можно сравнить с нагрузками космонавтов, и это не преувеличение, а реальные данные научных исследований.

Усталость не позволяет ребенку сосредоточиться, быть внимательным и, самое главное, затрудняет выполнение сложных и точных движений.

Письменные работы — непременный компонент домашних заданий. При утомлении даже самые простые палочки и крючочки не получаются четкими, ровными, красивыми. Вспомните, как нарушается почерк взрослого, когда человек утомлен или рассеян.

А ребенок не только утомлен, но очень быстро понимает, что все «не получается», а мама часто сидит за спиной, приговаривая: «Старайся, не отвлекайся, придется переписывать!» Переписывают, но всегда очередной вариант оказывается хуже предыдущего.

«Не стараешься!» — возмущается мама и уже недалеко до огорчения, обиды, слез.

Нетрудно представить, как подобная ситуация повторяется изо дня в день, формируя у ребенка не только страх ошибки, очередного недовольства взрослых, но постепенно и отвращения к домашним заданиям.

Другой, но столь же неудачный вариант — уроки вечером, когда взрослые возвращаются с работы. Ситуация другая, но проблемы те же. К вечеру ребенок устает еще больше, даже если после школы «бил баклуши», и все повторяется: неудачи, слезы, обиды.

Бесконечное повторение неудач и непрекращающееся недовольство родителей отобьют охоту делать уроки даже у самого старательного школьника. Тем более что родители непоколебимы в своей уверенности: «Может, но не хочет!»

Вспомним строчки из первого письма: «Ребенок предпочитает (?!) плакать в течение часа вместо того, чтобы сесть и за пятнадцать минут выучить». Скорее всего мальчик давно убедился в том, что ни за 15, ни за 30 минут он не справится. Больше того, он боится неудачи.

Между тем следует помнить, что ожидание неудачи, повышенная тревожность нарушают все познавательные процессы: внимание, мышление, память, и, значит, чем больше ребенок волнуется, боится неудачи или недовольства взрослых, тем сложнее выучить уроки, что-то запомнить, красиво и грамотно написать упражнения, решить задачу.

Не сомневаюсь, если ваше чадо «предпочитает» час плакать, это уже не просто страх наказания, а серьезное нарушение состояния нервной системы.

Могу предположить, что у этого ребенка не только «слезы близко», но есть и другие проявления нервного напряжения: долгое засыпание, беспокойный сон, плохой аппетит, жалобы на головную боль и боль в животе, нарушение темпа речи, запинки, трудности концентрации внимания, быстрая утомляемость.

Возможно, есть и так называемые «навязчивые движения»: подергивание мышц лица, покусывание губ, покряхтывание или покашливание. Все эти симптомы не проявляются вместе, и, если внимательно не наблюдать за ребенком, они не всегда заметны, но повторяю, все это — проявление неблагополучия в состоянии нервной системы.

Итак, нежелание учить уроки, слезы, попытка оттянуть время и другие уловки наших детей не возникают вдруг или с первых дней учебы, но страх неудач очень быстро формирует желание избежать неприятностей любым путем. Реакции малышей просты и понятны, а становясь старше, они ищут все более изощренные пути защиты.

Что же делать тем, чьи дети только начинают учить уроки? Кстати, в первом полугодии первого класса домашних заданий не должно быть.

Итак, лучшее время для приготовления домашних заданий — с 15 до 17 часов. После школы ребенок должен пообедать и отдохнуть (лучше погулять). Ученикам младших классов готовить уроки вечером не рекомендуется.

Начинать выполнение домашних заданий нужно с самого легкого, доставляющего удовольствие, с того, что точно получится. Это позволяет не только быстрее включиться в работу, но даст положительные эмоции, позволит поверить в свои силы.

Время непрерывной работы у детей различного возраста различно. Первоклассники могут не отвлекаясь работать минут 10-15. Поэтому не стоит сдерживать их — «не вертись, не отвлекайся». Лучше научить изменять позу: вытянуться, встать, сделать несколько простых упражнений, снимающих напряжение глаз (перевести взгляд, зажмуриться, расслабиться).

Дети постарше смогут не отвлекаться минут 20. Но это зависит от состояния ребенка. Например, если он чем-то расстроен, если плохо себя чувствует или напряжен, то время эффективной работы резко сокращается.

Подростки тоже не очень усидчивы, и это связано с особенностями психологических и функциональных изменений, происходящих в этом возрасте. Пятнадцати-шестнадцатилетние дети смогут сосредоточенно работать 30-40 минут, но потом тоже нужно сделать перерыв.

Работа в один присест, по принципу «пока не закончишь, не встанешь», малоэффективна и создает дополнительное напряжение.

И еще. Не стоит стоять за спиной, отслеживая каждое движение. Лучше вместе разобрать задания и уйти (заняться своими делами), но ребенок должен быть уверен, что вы обязательно поможете, если будет что-то непонятно. Кроме того, пусть он знает, что вы спокойно объясните и раз, и два, и три, не проявляя нетерпения и раздражения. Тогда ваш малыш не будет бояться попросить вас о помощи.

Надеюсь, эти простые рекомендации помогут и детям, и взрослым. Если же уже возникло стойкое нежелание учить уроки, попробуйте разобраться вместе с сыном или дочерью, почему это произошло, и смотрите рекомендации.

Подготовила Елена Новоселова

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector