Здоровая мама и ребенок: о важности закаливания

Главная Статьи Популярно-информационные статьи Наши дети !

Ослабленный иммунитет — основная причина многих заболеваний. Закаливание можно начинать с первых дней жизни вашего малыша, но чтобы процедуры закаливания приносили ребенку пользу, необходимо соблюдать ряд правил:

  • Осторожность! Необходимо предварительно посоветоваться с участковым педиатром, который может дать более подробные рекомендации, основываясь на особенностях развития вашего ребенка.
  • Постепенность! Постепенно повышать длительность и силу возрастания закаливающего фактора.
  • Систематичность! Поскольку перерыв даже в 7 — 10 дней может полностью снизить достигнутый эффект.
  • Адекватность! Соответствие дозировки закаливающего фактора функциональным возможностям организма.
  • Многофакторность! Для достижения максимального положительного эффекта используйте несколько факторов.
  • Положительные эмоции! Негативное отношение ребенка к процедурам сводит на нет все их терапевти ческое воздействие на организм.

Здоровая мама и ребенок: о важности закаливания

Временными противопоказаниями являются:

  • лихорадка;
  • острые расстройства: ОРВИ, срывы стула;
  • обострения хронических заболеваний;
  • травмы.

Итак, с чего начинать закаливание? Воздух в помещении должен быть всегда свежим (регулярно проветривайте помещение), оптимальная температура воздуха для ребенка трех месяцев и старше + 200 С. Проветривать помещение необходимо регулярно не менее 4 — 5 раз в день в течение 10 — 15 минут. Однако малыша лучше на это время поместить в другую комнату.

Воздушные ванны

Закаливание воздухом положительно влияет на функции всех систем организма. Лучше воздушные ванны принимать в утренние часы, при температуре воздуха для ребенка от трех месяцев до года + 200 С.

Первая воздушная ванна должна длиться 1 — 2 минуты, постепенно, каждые 5 дней, увеличиваем ее продолжительность на 1 — 2 минуты, доводя к 6 месяцам до 15 — 20 минут и к году до 30 — 40 минут. Во время пеленания ребенок лежит раздетым, но следите, чтобы ножки ребенка оставались теплыми.

Если вы видите, что кожа ребенка бледная, а руч- ки и ножки холодные, не прекращайте процедуру, просто уменьшите время. Можно проводить процедуры по 5 — 10 минут несколько раз в день. Один из вариантов закаливания — держать возле себя раздетого ребенка во время одного из кормлений.

Воздушная ванна кроме закаливающего эффекта способствует и насыщению крови кислородом через кожу малыша, так как ее проницаемость намного больше у ребенка, а потребность в кислороде и энерготраты в 2,5 раза выше, чем у взрослого.

Прогулки

Ребенок должен ежедневно гулять, даже в холодную погоду. Зимой ребенок с трех до щести месяцев должен гулять не менее 2,5 — 3 часов. С трех месяцев можно гулять в безветренную погоду при температуре — 120 С. С шести месяцев при 150 С. Насморк у грудного ребенка не является противопоказанием для прогулок, нужно только прочистить нос малыша.

Водные процедуры

Закаливание водой оказывает более сильный закаливающий эффект. Поэтому начинать его следует после короткого предварительного курса закаливания воздухом. Элемент закаливания можно внести даже в обычную процедуру купания.

Ежедневное купание при температуре + 36 — 370 С в течение 5 минут заканчивать, обливая ребенка водой + 34 — 350 С. Умывание 1 — 2 раза в день водой температуры +280 С, каждые 1 — 2 дня снижаем на 1 градус, доводя до 200 С.

Обтирания

Начинать можно только при полном здоровье ребенка. Местные влажные обтирания со второго-третьего месяца:  — махровой рукавицей быстро оботрите ребенка начиная со ступней ног до колен, затем руки от кисти до плеч, после оботрите сухим полотенцем до легкого покраснения.  — Температура воды зимой 35 — 360 С, летом — 33 — 340 С.

Постепенно 1 раз в 5 дней температуру воды понижаем на 1 градус, доводя до 28 — 300 С. Процедуру следует проводить один раз в день, луч- ше перед дневным сном. Не забывайте ежедневно кипятить рукавичку. Иногда в воду для обтирания можно добавлять морскую соль (2 чайные ложки на стакан воды) для детей старше 6 месяцев. Малышу с 9 месяцев уже можно начинать общие обливания.

Ребенок может сидеть или стоять, шланг душа нужно держать близко от тела (20 — 25 см), струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь ручки. После обливания растирают кожу ребенка до легкого покраснения. Вначале температура 35 — 370 С, каждые 5 дней снижаем на 1 градус, доводя до 280 С.

Для закаливания водой малышей с диатезом можно использовать травяные ванны. Возьмите 2 — 3 столовые ложки душицы, мать-и-мачехи, календулы, фиалки трехцветной, залейте 3 — 4 стаканами кипятка, настаивайте 2 — 3 часа, процедите и вылейте в ванну с температурой воды 35 — 360 С.

Сначала ребенок находится в ванной 2 — 3 минуты, постепенно увеличиваем до 8 — 10 минут, одновременно снижая температуру до 280 С. Такие ванны принимают 1 раз в два дня. Они хорошо влияют на сон, психику и иммунную систему ребенка.

Е.В. Бирюкова, зав. отделением восстановительного лечения, врач-педиатр МУЗ ДГП № 3.  

По материалам газеты «На здоровье» (выпуск № 10 за июль 2007)

Версия для печати

Здоровая мама и ребенок: о важности закаливания

Издавна известно, что солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья. Действительно, прогулки на свежем воздухе, плавание и солнечные ванны не только помогают справиться с нервным напряжением, но и способствуют усилению иммунитета. Так, чтобы укрепить здоровье своих детей с помощью трех стихий, наши прабабушки применяли такую процедуру, как закаливание.

Правила закаливания детей

  • Малыш должен быть здоров — закаливающие процедуры проводят только здоровым детям;
  • Все процедуры нужно согласовывать с врачом-педиатром;
  • Процедуры нужно проводить поэтапно, постепенно и регулярно;
  • Обязательно нужно контролировать состояние малыша, следить за его самочувствием в течение всего периода закаливания.

Очень часто многие родители задаются вопросом, с какого же возраста нужно закаливать ребенка? Врачи-предиатры сходятся во мнении: закаливать ребенка нужно с самого рождения, с первого пеленания и купания малыша.

Закаливание воздухом

Начинать закаливание нужно с воздушных ванн — это наиболее мягкий и комфортный вид закаливания. Начинать прием воздушных ванн следует с 20 минут при температуре воздуха +16…+20° С. Постепенно, по мере адаптации организма, следует увеличивать время пребывания на воздухе.

Самый подходящий период для закаливания воздухом — это летне-осенний период — так называемый «бархатный сезон», когда температура воздуха и воды наиболее комфортная.

Водное закаливание

Водное закаливание является более интенсивным видом этой процедуры. Обтирание, обливание, душ разной интенсивности относится к данному виду закаливания. У маленьких детей данный вид закаливания лучше начинать с обтирания, хождения босиком по воде, постепенно увеличивая интенсивность и длительность действия.

Водные процедуры улучшают кровообращение, увеличивают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Водный душ должен длится несколько минут, на начальном этапе температура воды должна составлять 30–31 С. По мере проведения плановых процедур ее следует снижать.

Для закаливания детей старшего возраста можно использовать контрастный душ, а затем проводить обтирание. Такая процедура способствует усилению микроциркуляции и улучшению кровообращения.

Закаливание солнцем

Солнечные ванны способствуют улучшению обменных процессов, правильному развитию костно-мышечной и нервной системы. Однако следует помнить, что маленькие дети не должны находиться под активными солнечными лучами. Детская кожа очень нежная и тонкая и может легко обгореть. Поэтому маленьким детям лучше пребывать в тени — при этом доза ультрафиолета будет оптимальной.

Кроме того, следует помнить, что инсоляция противопоказана детям с заболеваниями щитовидной железы.

Выводы

  • Таким образом, при любом виде закаливании, необходимо оценить общий соматический фон ребенка и посоветоваться с врачом.
  • Джамиля Абдурагимова, врач-педиатр

Ну, а в целом, ведение правильного образа жизни, рациональное питание, наличие полноценного сна — совместно с закаливанием только усиливают сопротивляемость организма к внешним агентам.

О закаливании детей в семье

О закаливании детей в семье.

        Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.

Основные эффекты закаливающих процедур:

— укрепление нервной системы; — развитие мышц и костей; — улучшение работы внутренних органов; — активизация обмена веществ; — невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

         Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей и не кутать малышей, не бояться свежего воздуха.

При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:

• проводить закаливающие процедуры систематически; • увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно; • учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры; • начинать закаливание в любом возрасте; • никогда не выполнять процедуры, если малыш замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка; • избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце; • правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов; • закаливаться всей семьей; • закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем; • в помещении, где находится ребенок, никогда не курить. 

Основные факторы закаливания — природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”. Начинать закаливание новорождённого можно с 6-7-го дня жизни после осмотра малыша врачом-педиатром.

Закаливающие воздушные процедуры:

• Проветривание комнаты. Температура воздуха в комнате малыша должна быть от 20 до 22 градусов. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. За счет открытых форточек и окон быстро достигается снижение температуры воздуха на 1 градус. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным.

Сквозное проветривание проводят при отсутствии малыша в комнате. • Прогулки. Летом новорожденных можно выносить на улицу уже с первой недели жизни. Длительность первых прогулок – от 20 до 40 минут. В нашей климатической зоне детей первых недель жизни можно выносить на улицу при температуре воздуха не ниже –5 градусов на 15-30 минут.

Постепенно увеличиваю продолжительность прогулок до 1-2 часов. Малыши старше 3-х месяцев хорошо переносят мороз до –10 градусов. А полугодовалые дети могут гулять и при морозе –15 градусов. До 2-3 месяцев ребенка зимой лучше держать на руках, а не в коляске, чтобы не допустить его переохлаждения. • Воздушные ванны во время пеленания.

Малыша оставляют голеньким на пеленальном столике, лучше в положении на животе в течение 2-3 минут.

Читайте также:  Точнее, быстрее, сильнее: игры, развивающие ловкость ребенка

Постепенно к 6 месячному возрасту длительность воздушных ванн следует довести до 15 минут, а к году – до 30 минут.

Ослабленных детей приучают к прохладному воздуху постепенно: вначале раскрывают только ручки и ножки, а затем тельце до пояса, а через несколько недель – оставляют ребенка раздетого полностью на несколько минут (например, по 5 минут 3-4 раза в день). Летом воздушные ванны следует проводить на открытом воздухе в тени деревьев. 

При первых признаках переохлаждения ребенка и появлении “гусиной кожи”, посинения губ, беспокойстве малыша следует немедленно одеть!

Закаливание водой может проводиться как местные или общие процедуры. К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны. Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка.Традиционные водные процедуры:• Для детей с самого рождения: общие ванны с обливанием.

Купают ребенка как обычно при температуре воды в ванне около 37 градусов. Готовят в другой посуде воду для первого обливания температурой на 10 градусов ниже, чем в ванне (около 26 градусов).

Вынимают малыша из ванночки, держат его на ладони взрослого спинкой кверху и сначала обливают ему стопы прохладной подготовленной водой, а затем спинку вдоль позвоночника до затылка. Иногда малыши от неожиданности даже вскрикивают или “кряхтят”, но затем быстро привыкают к процедуре.

После обливания ребенка промокают, закутывают в простую и байковую пеленки. Через 15-20 минут его переодевают. Рекомендуется каждые 3-5 дней снижать температуру воды для обливаний на один градус, доходя до температуры воды18-20 градусов.

Дети более старшего возраста, которые адаптированы к процедуре, сами требуют обливания более холодной водой после теплой ванны или душа. • Подмывание, умывание. Длятся 1-2 минуты. Вначале их проводят теплой водой (28 градусов), а затем каждые 2-3 дня снижают температуру воды на 1 градус – до 22 градусов.

Следить, чтобы ножки малыша перед подмыванием были теплыми! После процедуры заворачивают ребенка в пеленки на 15-20 минут. А затем переодевают. • Для детей с 2-х месяцев: общие влажные обтирания. Вначале готовят кожу ребенка к предстоящей процедуре.

Для этого сухой фланелевой пеленкой или кусочком шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Спустя 7-10 дней можно приступать к обтиранию водой.

Варежку из махровой ткани или полотенце смачивают в воде (35-36 градусов зимой и 33-34 градуса летом), слегка отжимают и обтирают руки – от пальцев к плечу, ножки – от стоп к бедру, грудь, живот, спину. Таким образом достигается сочетание действия массажа и воды. Сразу же после обтирания вытирают смоченную часть тела полотенцем до легкого покраснения кожи. Один раз в 5 дней температуру воды для обтираний снижают на 1 градус, доводя ее до 28 градусов. Продолжительность процедуры – 3-4 минуты. Лучше проводить ее перед дневным сном. Для усиления рефлекторного влияния воды на коже можно использовать раствор соли (1 чайная ложка на стакан воды). 

Интенсивные методы закаливания

К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры.

При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры.

Основные виды контрастных закаливающих процедур:• контрастные ножные ванны; • контрастное обтирание; • контрастный душ; • сауна; • русская баня. 

Контрастное обливание ножек: ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 градусов, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и барахтает ими в воде, а затем “перескакивает” в таз с прохладной водой на 5-20 секунд.

Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 градусов. У ослабленных детей процедуру нужно заканчивать тазом с горячей водой, а у крепких и здоровых – с прохладной.

Придумайте малышам свою сказку или забавную историю, чтобы проводить контрастные процедуры в виде игры или спектакля.

Контрастный душ можно использовать для детей старше 2-х летнего возраста. При этом малыш стоит под “горячим дождиком” 1-2 минуты, а затем под “холодным” — 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз.

Многие дети хорошо переносят хождение по снегу босиком после адаптации к обливанию стоп прохладной водой. Важно, чтобы под снегом была земля, а не бетон или асфальт. Выходите с малышом, когда выпадет чистый снег, в удобной обуви (валеночки), которую легко снимать и одевать. Побегайте с ребенком.

Если у него будут красные щечки, значит и ножки малыша теплые. Снимаете обувь и ставите на несколько секунд ножку на снег. Промокаете ее чистым полотенцем, одеваете обувь и повторяете то же самое с другой ножкой. После процедуры нужно еще немного побегать или поприседать.

Делайте эти закаливающие процедуры вместе всей семьёй!

О закаливании детей в семье 2

Скоро Ваш малыш пойдёт в школу. Готов ли он к этому? Ведь школа предъявляет высокие и серьезные требования к здоровью детей. У Вас есть время укрепить здоровье малыша, подготовить его физически к предстоящей напряжённой умственной деятельности.

Известно, что чаще всего дети пропускают уроки из-за простудных заболеваний, а самое действенное средство борьбы с ними — закаливание.

Одно из удивительных свойств организма — способность отвечать защитными реакциями на изменяющиеся условия окружающей среды и, в частности, на колебания температуры, формируется постепенно и в дошкольном возрасте оно еще очень не совершенно и нуждается в постоянной тренировке.

Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Весь повседневный быт ребенка надо строить так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. Первым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих правил:

— предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;- постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца);- закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;- добивайтесь положительного эмоционального отношения ребенка к закаливающим процедурам.

        Закаливание воздухом — это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание помещения, поддерживание в нем оптимальной температуры воздуха + 20 °С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже +16 °С.Ребенок должен ежедневно гулять. Даже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5-4 часов.

К специальным закаливающим процедурам относятся общие воздушные ванны, их начинают при температуре воздуха 22 °С продолжительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 °С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя малыша в одних трусиках).

Закаливание свежим воздухом полезно всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен.

В то же время известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка.

Нередко забота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, в результате — очередная простуда.

Свежий воздух — замечательное средство закаливания детского организма!Закаливание водой оказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры делятся на местные и общие.

Наиболее доступная местная водная процедура — обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первоначальная температура воды — 30 °С.

Постепенно снижая ее через 1-2 дня на 2 °С, доводят до 16-14 °С, сразу же после процедуры ноги ребенка насухо вытирают жёстким полотенцем.

Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания — постепенность, переход от процедур, оказывающих менее сильное воздействие к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого — босиком.

Общие закаливающие водные процедуры проводятся при температуре воздуха не ниже 23 °С. Начинать надо с обтирания тела мягкой варежкой, смоченной водой. Вначале, слегка массируя, обтирают руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот, спину — обязательно в такой последовательности.

Начальная температура воды 34-35 °С через 3-4 дня снижается на 2 °С и доводится до 22 °С. Для ослабленных детей начальная и конечная температура должна быть на 2-4 °С выше, а темп ее снижения более медленный.

Читайте также:  Полезные свойства ягод в детском питании

Обтирание делают в течение 2 месяцев (для получения эффекта тренировки), а затем переходят к более сильной процедуре — к обливанию.

Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу и, если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь несколько повысьте температуру воды (на 2-3 °С по сравнению с той, которая была до заболевания).

Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов.

Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо примерно 1/3 стакана воды.

Закаливание солнечными лучами возможно только после «зимней» подготовки организма ребенка воздушными ваннами и водными процедурами, поскольку солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода.

В летние месяцы в средней полосе нашей страны лучшее время для пребывания детей под лучами солнца — с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды и заканчивать не позднее, чем за 30 минут до еды.

Это обосновано тем, что высокая температура угнетает выделение пищеварительных соков.

Закаливающее действие солнца можно постепенно увеличивать, меняя одежду ребенка: вначале на него надевают рубашку с короткими рукавами, снимают колготки, носки, затем через 2 дня оставляют в одних трусиках. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором.

Ещё раз напоминаем: ослабленные дети особенно нуждаются в закаливании, от Вашего внимания к рекомендациям врача, настойчивого, терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок придёт в школу, как будет справляться с новым для него режимом и нагрузками.

Советы адресованы, в первую, очередь родителям здоровых детей. Вам также необходимо внимательно наблюдать за состоянием ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?Настроение — жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.Самочувствие — бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.Утомляемость — нормальная, наблюдается умеренная усталость.

Аппетит — хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.Сон — спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей — неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна — необходимо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т.п. Самое главное — не прекращайте закаливания!

Консультация для родителей «Значение закаливания для здоровья детей»

Консультация для родителей

«Значение закаливания для здоровья детей»

Актуальность темы «Закаливание детей дошкольного возраста» определяется тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых.

Здоровье детей дошкольного возраста включает характеристики психического и физического развития, адаптационные возможности детского организма, социальную активность.

Все эти характеристики формируют определенный уровень физической и умственной работоспособности.

Здоровый ребенок – это динамичное состояние растущего организма, устойчивое к патологическим и экстремальным воздействиям.

Если ребенок и болеет, то довольно редко и легко, он активен, жизнерадостен, доброжелателен к окружающим, у него преобладают положительные эмоции, а отрицательные переживания ребёнок переносит стойко и без последствий.

Развитие физических качеств дошкольника происходит гармонично, он достаточно ловок и силен, он закален и не имеет лишней массы тела.

Самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание.

Закаливание — комплекс мероприятий, направленных на укрепление сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям, иммунитета, улучшение терморегуляции, поднятия самооценки, укрепления силы духа. Во время закаливающих процедур защитный барьер усиливается в несколько раз, и при наступлении критических условий, человек бывает защищен и легче справляется с болезнями, житейскими трудностями.

  • Правила закаливания, которые важно соблюдать
  • -Закаливание следует проводить, постепенно понижая температуру, давая время привыкнуть ребенку к новым условиям;
  • -Закаливание должно проводиться систематически: процедуры должны быть включены в повседневный режим дня;
  • -Закаливание должно иметь последовательность: проводится воздушное, затем водное и далее солнечное;
  • -не проводят закаливающие процедуры во время простудных заболеваний;
  • -Полезно закаливание совмещать с различными спортивными упражнениями;
  • -Настроение ребенка должно быть только положительным;
  • -К закаливанию ребенка рекомендуется присоединяться родителям, чтобы подавать пример детям.
  • Ребёнок должен быть совершенно здоров.
  • Температурные режимы процедур должны соответствовать его возрасту и состоянию здоровья.
  • При соблюдении данных правил организм малыша научится сопротивляться не только погодным изменениям, но и вредным вирусам, микробам.
  • Виды закаливающих процедур.
  • Воздушное закаливание
  • Воздушные ванны показаны всем детям.
  • При благоприятных летних погодных условиях воздушные процедуры можно совмещать с солнечными, достаточно ежедневных прогулок на улице в течение 5–10 минут в день, увеличивая каждый день время на 2–3 минуты.

В зимний период достаточно проводить ежедневные воздушные ванны, т. е. оставлять ребенка в комнате без одежды при температуре +22 °С на 5–7 минут, с каждым днем температуру снижать на 1–2 °С и продлевать время пребывания голышом.

Водное закаливание Известна одна процедура – это обливание холодной водой. Закаливанием можно начинать заниматься в любом возрасте. К водному закаливанию относится обтирание, умывание и обливание, полоскание горла.

Это самая распространенная и эффективная процедура из всех видов закаливания. Начинать следует с обтирания. Ребёнка в течение 5 дней нужно растирать сухим махровым полотенцем, потом полотенце можно смочить в воде с температурой +37 °С.

Умывание также можно начинать с раннего возраста. Схема умывания такая же, как и при обтирании. Желательно проводить все эти процедуры в игровой форме, чтобы ребенок получал только положительные эмоции.

Обливание считается самым экстремальным водным закаливанием.

Обливание стоит начинать с двухлетнего возраста и только после проведения вышеперечисленных процедур водного закаливания (обтирание, умывание).

Обливание также начинается с температуры воды +37 °С и через каждые 5–7 дней уменьшать температуру воды на 1 °С, доведя до итоговой температуры +12 °С. После обливания необходимо растирать тело ребенка махровым полотенцем для разогрева кожи.

Допускается водное закаливание на открытых водоемах с температурой воды не ниже +25 °С. В данном случае сочетается сразу водное, воздушное и солнечное закаливание.

При закаливании на открытых водоемах рекомендуется проводить в воде 5–10 минут.Полоскание горла начинается с возраста, когда малыш научится задерживать воду во рту.

Для полоскания используют тёплую водичку (постепенно понижают температуру воды до холодной).

Солнечное закаливание

Принятие солнечных ванн проводится в летнее время и в солнечную погоду.

Важно при солнечном закаливании надеть головной убор на голову. Эту процедуру рекомендуется начинать принимать с нахождения ребенка в тени, постепенно оголяя руки и ноги. Далее следует чередовать игры в тени с играми под открытым солнцем.

После появления загара на теле ребенка можно оголять до трусов. Общее время пребывания ребенка на солнце в день следует начинать с 10 минут и постепенно увеличивать до 50 минут.

Осенью и зимой проводится кварцевание, процедура начинается обычно с 30 секунд, постепенно доводится до 3-4 минут (обязательно наличие очков и контроль взрослых за временем процедуры.)

К закаливающим процедурам относятся занятия спортом: бег, ходьба, езда на велосипеде, потому что активные движения тренируют весь организм в целом.

К закаливанию ребенка необходимо подходить всегда индивидуально. Каждый ребенок особенный.

При соблюдении всех принципов и внешних факторов можно добиться в закаливании положительных результатов. При повышении иммунитета и уменьшении частоты заболеваний сразу будут заметны значительные результаты в развитии ребёнка: он будет не только активным, но и здоровым!

Положительное влияние оздоровительных мероприятий, прежде всего, сказывается на физическом и нервно-психическом развитии ребенка. Об этом можно судить по тому, как он растет, развивается.

Забота о здоровье детей зависит от родителей и окружающих его людей. Заботясь о здоровье своих детей в дошкольный период, родители создают благоприятные условия для нормального развития организма в будущем и формировании здоровой во всех отношениях личности.

Значение закаливания все более возрастает. Закаливание — одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни.

Закаливающие процедуры благоприятно действуют на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ, обуславливают благоприятное действие на весь организм.

К минусам можно отнести лишь невыполнение принципов закаливания, в результате чего наступают различные нарушения в организме.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, жизненно важная привычка; она объединяет в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Поэтому семья призвана заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.

На ранней стадии развития семья должна помочь ребенку, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Закаливание: с чего начать?

  • Закаливание-это не какие-то экстремальные процедуры. Это не прыгание в прорубь, не обливание ледяной водой и не хождение босиком по снегу. Увы, именно этот стереотип и останавливает людей от того, чтобы начать закаливаться.
  • Закаливание-это не агрессивные меры, а постепенной целенаправленное изменение СОЗНАНИЯ, изменение отношения к детям и изменение ОБРАЗА ЖИЗНИ.
  • При закаливании происходит постепенная адаптация к разным условиям существования, усиление местного иммунитета.
  • Закаливание снижает вероятность тяжелого течения болезни и снижает вероятность развития бактериальных инфекций.
  1. Я никогда не заставляю детей надевать что-либо, если они не хотят.
  2. У детей совсем другой метаболизм. Обычно им всегда немного жарче, чем нам.
  3. Обычно они всегда одеты легче, чем мы с мужем (что видно на видео и вызывает массу осуждающих взглядов).
  4. Дома спим с открытым окном, дома обычно около 20С(регулирую открытым окном, окна всегда открыты в безопасном режиме).
  5. Я не грею напитки из холодильника.
  6. Всегда стягиваю с детей носки дома.
  7. Я примерно могу угадать насколько холодно на улице и если понимаю, что дети не до конца рассчитали количество одежды на себе, просто беру ее с собой (доп. кофту или куртки), если дети просят-даю ее им.
  8. У нас может состояться вот такой диалог.
Читайте также:  Как научить малыша не бояться воды

Марта: «Я не хочу надевать куртку».

Я: «Там холодно. Я возьму твою куртку с собой. Если замерзнешь — дам ее тебе» (несу куртку)

Выходим на улицу. Пару минут Марта ходит без куртки. Потом понимает, что ей холодно и подходит ко мне: «Мама, мне холодно. Я хочу надеть куртку». Отдаю ей куртку.

  • Понятия «слабый иммунитет» не существует, а препаратов, способных безопасно и эффективно «повысить» иммунитет нет. Есть дети с иммунодефицитом, они должны тщательно обследоваться у педиатраиммунолога. Но большинство детей здоровы.
  • Увы, многие мамы попадают в замкнутый круг: дети болеют-они начинают их кутать и не пускают гулять, подольше сидят дома, закупоривают окна и тем самым препятствуют закаливанию.

Что важно?

  1. Чем нежнее ребенок и чем он чаще болеет, тем аккуратнее и плавнее надо начинать закаливание
  2. Заболеть от не надетой шапочки, открытой поясницы, расстегнутой куртки, сна с открытым окном, хождения босиком и поедания мороженого нельзя. Заболеть можно от контакта с вирусом, бактерией или при длительном и серьезном переохлаждении.
  3. Обливание холодной водой не опасно, опасно длительное переохлаждение. После обливания и нахождения на морозе важно вытереть ребенка и согреть его. Но не в обливании холодной водой суть закаливания.
  4. Регулярность и систематичность-залог успеха

Мерами закаливания являются:

  • соблюдение нормальных температурных условий в комнате: температура 18-22 С, влажность > 40%
  • регулярное проветривание помещение (про сквозняк писала ТУТ), при необходимости – постановка регуляторов температуры на батарею
  • сон под теплым одеялом с открытым окном
  • хождение босиком (летом — по травке и камушкам, зимой — по квартире; прохладные ноги при этом — норма)
  • активный образ жизни, ежедневные прогулки в любую погоду, правильное питание с достаточным количеством фруктов и овощей, свободный доступ к питьевой воде
  • перестать одевать ребенка так, как Вам кажется правильным и доверять чувству холода и тепла ребенка, избегать перегреваний, при необходимости использовать термобелье. Просто ПОВЕРЬТЕ в то, что ребенок сам может регулировать количество одежды на нем. Перестать натягивать на ребенка шапку и перестать верить, что именно это защитит от болезни. Перестать бояться давать ребенку мороженое. Просто поверьте в своего ребенка. У него есть мозг, он правда сам может понять, холодно ему или нет (примерно начиная со 2го полугодия ребенок сможет подать вам знак, что ему холодно, но словами сказать он это может, конечно, ближе к 1,5-2 годам).
  • своевременное устранение патологии носа и глотки (хр. ринит, аденоидит, искривление перегородки носа и тд)
  • регулярное купание (в бассейнах/летом- в открытых водоемах)
  • правильное лечение предыдущих ОРВИ, в т.ч. не совершать наиболее распространенные ошибки при лечении ОРВИ. применение лекарств только при их необходимости, быстрое возвращение к активному образу жизни после болезни, дыхательная гимнастика и минимум внимания к ребенку во время болезни
  • правильное пользование кондиционеров (в том числе автомобильных): своевременная смена фильтров, использование кондиционеров при невозможности создать условия в 18-22С, постепенное охлаждения воздуха в помещении летом в жару, увлажнение воздуха при включенном кондиционере, не направлять поток воздуха на ребенка)
  • своевременная вакцинация, в том числе от гриппа, а для часто болеющих детей — от пневмококка и гемофильной палочки
  • Не обращайте внимания на окружающих. Осуждающие взгляды и добрые советы в таком нелегком деле неизбежны. Продолжайте верить в себя и своих детей.

Берегите детей!

Кандидат наук и мама, педиатр и неонатолог, Левадная Анна Викторовна.

Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни посредством закаливания

  • Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни посредством закаливания
  • Ирина Васильевна Передумова
  • воспитатель
  • Здоровье есть «состояние полного физического, психического и социального
  • благополучия», – гласит Устав Всемирной Организации Здравоохранения.

Все богатство мира создается трудом здоровых людей. Поэтому здоровье народа является ценнейшим богатством государства. Но за здоровье надо бороться.

В Федеральных государственных образовательных стандартах формирование начальных представлений о здоровом образе жизни является одной из задач образовательной области «Физическое развитие». Систематизация наиболее значимых исследований данной проблемы (В.А. Деркунская, Л.Г. Касьянова, А.А.

Ошкина) свидетельствуют, что основными элементами здорового образа жизни являются: выполнение режима дня, рациональное питание, двигательная активность, закаливание, соблюдение культурно-гигиенических правил поведения, осуществление психоэмоциональной регуляции своего поведения, наличие медицинской активности (профилактика заболеваний). Это позволяет говорить о необходимости формирования у дошкольников каждого структурного элемента здорового образа жизни, что будет способствовать более полному пониманию ребенком содержания понятия «здоровый образ жизни» и формирование целостного его образа жизни.

Одним из основных элементов здорового образа жизни является закаливание.

О важности и значимости процесса закаливания для здоровья человека говорили и говорят специалисты из разных областей и на протяжении нескольких веков (врачи, психологи, гигиенисты, педагоги).

За это время были разработаны подходы к определению понятия закаливание и раскрыты физиологические механизмы данного процесса; принципы закаливания, классификация методов закаливания.

Но результативность закаливания во многом зависит от умения правильно организовать данный процесс в условиях ДС.

Несмотря на возрастающие усилия медицины и эффективность лечения и лекарств заболеваемость не уменьшается, а растет. В сохранении и укреплении здоровья людей важную роль играют физкультура и закаливание.

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение

его устойчивости к воздействию изменяющееся (в естественных и специально организованных условиях) внешней среды. Закаливание является наиболее эффективным и доступным средством сохранения и укрепления здоровья в условиях детского сада и семьи.

Таким образом, на сегодняшний день мы рассматриваем закаливание как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.

Важно у дошкольников сформировать понятия о том, каким образом происходит закаливание организма, что для этого нужно сделать и как естественные силы природы,к

которым относятся солнце, воздух, вода, укрепляют здоровье, повышают работоспособность организма. Так, вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина Д и охраняют человека от заболеваний.

Воздух садов, парков, лесов содержат особые вещества – фитонциды, которые способствуют уничтожению микробов, обогащают кровь кислородом и т.п. Солнце, воздух и вода используются как самостоятельные средства закаливания организма человека.

Они вырабатывают приспособляемость

организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: выдержки, смелости, решительности, самообладанию и т.п.

В основе закаливания лежат три основных принципа: систематичность, последовательность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Основная задача формирования основ закаливания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы закаливания, усвоить знания о пользе закаливающих процедур, умело применять эти знания для сохранения и укрепления здоровья

Систематичность:Систематическое применение различных закаливающих

процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, ванна, прогулки на свежем воздухе, босохождение и др.) оказывают положительное действие на нервную систему, обмен веществ. Принцип систематичности требует ежедневного выполнения процедур. Перерывы в закаливании могут ослабить или свести на «нет» приобретённые защитные функции.

Последовательное и постепенное увеличение дозировки процедур. Это является обязательным условием правильного закаливания.

Проводить закаливающие процедуры необходимо сучетом индивидуальных особенностей ребенка и его возраста. При этом большое значение имеет состояние здоровья, общее физическое развитие, тип нервной системы, самочувствие и настроение в данное время. Закаливание организма должно быть в удовольствие!

Система работы по формированию знаний у дошкольников о закаливании

в нашем детском саду проводится в три этапа: когнитивный, где происходит

расширение и обогащение знаний и представлений о закаливании. Второй этап: эмоционально-оценочный – это развитие эмоционально-положительного отношения к закаливающим процедурам, и поведенческий, когда дети самостоятельно отражают накопленный опыт в своей деятельности.

Методика формирования основ здорового образа жизни.

Методы: направленные на накопление представлений, оценок и суждений; способствующие повышению познавательной активности; стимулирующие поведение и деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закаливание дошкольников в детском саду. Методическое пособие [Текст] / под ред. А.А. Ошкиной. –Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2011. – 88 с.

2. Ошкина А.А. Формирование у дошкольников здорового образа жизни (элемент – двигательная деятельность) [Текст] / А.А. Ошкина (и др). – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2012. – 104 с.

3. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков) / А.А. Ошкина (и др). – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2012. – 68 с.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector