Замкнутые дети: как помочь справиться с проблемой?

Замкнутый ребенок дошкольного возраста практически не причиняет родителям проблем. Он тихо сидит один, не любит шумных подвижных игр, избегает контактов со сверстниками и взрослыми. Чаще всего проблемы появляются, когда такого необщительного малыша отдают в детский сад.

Замкнутые дети: как помочь справиться с проблемой?

В дошкольном учреждении замкнутый ребенок трудно адаптируется к коллективу, не может задать воспитателю даже самый простой вопрос, например, попроситься в туалет.

Не расслышав задания на занятии, он боится переспросить взрослого, в результате, выполняет его так неумело, что вызывает детские насмешки.

На вопросы он отвечает тихо и невнятно, а утренники и вовсе превращаются для него в настоящий ад.

Если не помочь ребенку преодолеть замкнутость, положение его в группе сверстников будет незавидным. Не вступая в активный контакт с другими детьми, он будет обречен на изоляцию. В лучшем случае замкнутого карапуза будут сторониться, в худшем – обращаться с ним грубо: дразнить, отнимать игрушки и т. д.

Столкнувшись с активным нежеланием идти в садик, слезами и истериками, некоторые мамы опускают руки и заносят свое чадо в категорию «несадовских детей». Но подобные ситуации могут повториться и в школе. Неумение адаптироваться в обществе негативно скажется во взрослой жизни. Если не помочь ему в дошкольном возрасте, замкнутый малыш сохранит в себе неуверенность на долгие годы.

Замкнутые дети: как помочь справиться с проблемой?

Постепенно необщительный ребенок приспосабливается жить в своем одиноком мире, что негативно сказывается на его социализации. Потребность в эмоциональных контактах подавляется, а замкнутость становится причиной серьезного комплекса неполноценности. Ему будет трудно реализоваться как личности: найти призвание, создать семью, научиться дружить…

Какого ребенка дошкольного возраста можно назвать замкнутым

Психологи считают, что замкнутость формируется после одного года. Как правило, такие крохи сильно привязаны к маме и болезненно реагируют на ее отсутствие. Они не идут на контакт с незнакомыми людьми и не отпускают родителей от себя надолго. По мере взросления появляются и другие симптомы:

  • Ребенок больше молчит, а если и обращается к кому-то, то делает это неуверенным, тихим голосом.
  • Плохо адаптируется к компании сверстников: играет один на детской площадке, в садике.
  • Старается не высказывать своего суждения, соглашается с мнением большинства.
  • Не любит посещать детские секции, кружки, где требуется коммуникация.
  • У ребенка мало или вообще нет друзей.
  • Уклоняется от разговоров, любимая фраза: «Я не знаю».
  • Отсутствует живая жестикуляция, часто прячет руки в карманах или за спиной.

Замкнутые дети: как помочь справиться с проблемой?

Врачи отмечают у замкнутых детей дошкольного возраста некоторые психосоматические проявления: боли в животе, частое поверхностное дыхание, беспокойство, перепады настроения.

Похожие модели поведения могут наблюдаться и у излишне застенчивых детей. Однако закрытость и застенчивость – это совершенно разные состояния.

Главное отличие в том, что застенчивый дошколенок хочет общаться и очень переживает из-за своей стеснительности. У закрытого ребенка потребность в общении напрочь отсутствует. Если первому нужно помочь преодолеть скромность, то второго — грамотно мотивировать к общению.

Почему дети становятся малообщительными

Психологи считают детскую замкнутость сложным феноменом, в основе которого лежат личностные особенности, издержки воспитания и другие причины. Без устранения истинного побудительного мотива скорректировать поведение замкнутого ребенка невероятно трудно. Почему же малыши растут нелюдимыми? 

Замкнутые дети: как помочь справиться с проблемой?

  1. Тяжелое заболевание, заставляющее думать о том, что он не такой, как все.
  2. Если ребенок интроверт по натуре, некоторая доля замкнутости свойственна ему от рождения. Исправить эту особенность темперамента коррекция не поможет. Такой маленький человечек умеет общаться, но отличается мечтательностью, неэмоциональностью, погруженностью во внутренний мир.
  3. Строгое воспитание. Ребенок может стать замкнутым, если родители предъявляют к нему завышенные требования, часто ругают, выражают недовольство его поведением, наказывают несоразмерно проступкам. В результате он чувствует свою ненужность, а его отстраненность становится средством защиты от негатива окружающих.
  4. Большую вероятность стать замкнутым имеет ребенок дошкольного возраста, отличающийся высоким уровнем интеллекта.
  5. Психологическая травма. Малыш может замкнуться вследствие сильного стресса для детской психики. Шокирующим обстоятельством может послужить потеря одного из членов семьи, развод родителей, частые скандалы в его присутствии.

Замкнутые дети: как помочь справиться с проблемой?

Определить первопричину необщительности маленьких детей трудно, так как они очень закрыты и еще не осознают истоков своего поведения.

С другой стороны, родителям, постоянно находящимся рядом, также трудно понять, почему он стал замкнутым. Если причина не лежит на поверхности, лучше всего обратиться к детскому психологу.

Проведя совместную беседу, он определит степень его замкнутости, поможет отличить ее от застенчивости и даст советы по коррекции поведения.

Следует быть готовым к тому, что помочь замкнутому ребенку раскрепоститься – непростая задача. Некоторые малыши откликаются практически сразу, другим потребуется уделить немало времени и терпения.

Направления работы с замкнутым ребенком

Коррекция должна проводиться в трех плоскостях:

  1. Устранить причины, повлекшие это нарушение.
  2. Мотивировать ребенка к контактам со сверстниками и взрослыми.
  3. Гармонизировать отношения в детском коллективе. Здесь требуется не только помочь закрытому ребенку «повернуться» к сверстникам, но и снять с него ярлык «белой вороны».

Замкнутые дети: как помочь справиться с проблемой?

Если первые два пункта во власти родителей, возможно, с привлечением психолога, то для решения последней задачи потребуется задействовать воспитателей детских садов. Если в дошкольном учреждении, куда ходит ваш ребенок, нет грамотного специалиста, нужно задуматься о том, чтобы поискать более прогрессивную группу или садик, где к воспитанникам применяется индивидуальный подход.

Рекомендации родителям

Из-за большой чувствительности детей дошкольного возраста, обучать их общаться нужно с большой осторожностью. Следует избегать оказывать на малыша сильное тактильное и психологическое воздействие: не тормошить его, чтобы вывести из задумчивости, не смотреть пристально ему в глаза.

Ребенок, имеющий негативный опыт общения, не должен понимать, что его намеренно хотят вовлечь в неприятную для него ситуацию. Не настаивайте на том, чтобы он делал это против желания, барьер замкнутости невозможно преодолеть одномоментно.

Избавиться от необщительности поможет спокойная, уютная, безопасная обстановка. Например, при разговоре держите его за ручку, поглаживайте по голове или посадите к себе на колени.

Понаблюдайте, что он любит делать, какие игры ему нравятся, а не предлагайте незнакомые ему занятия. Постарайтесь постепенно разнообразить удовольствия от игры, усильте их выражением собственной радости.

Это покажет ему, что играть вместе гораздо веселее, чем одному.

Замкнутые дети: как помочь справиться с проблемой?

Первые успехи могут появиться достаточно быстро, но обольщаться ими не стоит. После «прорыва» скорлупы замкнутого ребенка наступит своеобразное «плато», когда придется работать долгое время без видимых результатов. Когда наладится контакт с близкими людьми, наступит длительный период адаптации с окружающим миром. Форсирование этого этапа может привести к обратному эффекту.

Советы психологов

  • Не навязывайте ребенку общение с посторонними людьми, а приспосабливайтесь к его реакции. Если он отказывается играть с ребятами, не настаивайте. Пусть пока постоит в стороне, почувствует атмосферу веселья.
  • Найдите область, которая ему интересна, и через обсуждение этих тем помогите наладить общение. Если ребенка интересуют космические приключения, запишите его на детские занятия в планетарий. Увидев, что его сверстников интересует то же самое, он воспримет их как своих друзей.
  • Приглашайте почаще гостей в дом, покажите малышу на собственном примере, как важно людям общаться, какие положительные эмоции они при этом испытывают: радость, смех, удивление.
  • Если вы пригласили детей, не предоставляйте их самим себе. Организуйте совместные занятия для детской и взрослой компании. Вам помогут настольные игры, отгадывание загадок, прятки и собственная фантазия.
  • Дайте ему почувствовать принадлежность к коллективу. Читайте сказки, посещайте спектакли, где рассказывается о дружбе, коллективном занятии или творчестве, например: «Репка», «Карлсон», «Винни Пух» и др.

Замкнутые дети: как помочь справиться с проблемой?

  • Для замкнутых детей дошкольного возраста полезны игры, где есть тактильный контакт, например, паровозик, салочки, хоровод.
  • Обеспечьте ощущение безопасности. Когда ребенок находится в незнакомом месте, держите его за руку. Дайте понять, что не оставите его одного.
  • Учите малыша выражать свои эмоции словами. Научите ребенка, как правильно знакомиться. Для начала можно экспериментировать с игрушками. Он должен уметь представиться, поздороваться, рассказать о себе, попрощаться. Как бы формально это не звучало, без этого дружеского общения не получится.
  • Искусственно создавайте ситуации, когда ребенок должен первым заговорить со взрослым. Например, он просит вас купить игрушку в магазине. Попросите его подойти к продавцу и попросить показать, как она работает. Если ребенок еще не созрел для такого подвига, повторите просьбу через неделю, месяц. Постепенно желание пересилит застенчивость.
  • Если ребенок внешне отличается от сверстников, подумайте, как скорректировать его особенности. Заикание, неуклюжесть — все это мешает ему почувствовать себя на равных.
  • Замкнутым детям бывает намного проще найти общий язык со старшими или младшими детьми. Если у него появится друг старше или младше по возрасту, это будет хорошей тренировкой для общения со сверстниками.
  • Дозируйте общение. Неконтактные дети быстро истощаются от активного времяпровождения, дайте ему время освоиться в компании. 
  • Если вы идете в театр, театр, океанариум, музей, приглашайте детей ваших знакомых. После просмотра представления у них появится много интересных тем для обсуждения.

Замкнутые дети: как помочь справиться с проблемой?

И последнее. Когда вы почувствуете, что ребенок научился преодолевать замкнутость, сведите свою помощь к минимуму. Настало время для самостоятельных поступков.

Похожие посты

Оставить комментарий

Замкнутый ребенок: как пробить оборону и стать ему другом

Мне не раз приходилось работать аниматором на детских мероприятиях и среди толпы малышей почти всегда находился один особенный ребенок.

«Эти детские игры не для меня, давно же понятно, что елка сама не загорится» — сказал мне однажды пятилетний Игорь, отвечая на мои просьбы присоединиться к хороводу.

Его ничем не обидели, он не ссорился с маленькими друзьями, в чем же причина такого поведения? Причина проста: он – замкнутый ребенок, которому гораздо комфортнее в своем «панцире». Как же выманить его оттуда и стоит ли это делать?

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Детские комплексы: причины и способы борьбы». Скачайте его и и узнайте как избежать психологических проблем у малыша.

Каждый малыш по-своему адаптируется в обществе, он самостоятельно определяет границы своей открытости, ставит свой невидимый «заборчик», дальше которого пройдут только близкие люди.

Детей можно сравнить с книгами, одни сразу открываются перед вами, словно от дуновения легкого ветерка, другие слегка приоткрыты. Реже встречаются и такие, которые закрыты на маленький замочек, ключ от которого не так-то просто заполучить.

Но сделать это нужно! Все книги написаны для того, чтобы их кто-то прочитал, и каждый малыш, даже самый замкнутый, нуждается в общении. Как же помочь такому ребенку?

Для начала стоит определить – замкнут ли ваш малыш. Темперамент у детей разный и часто замкнутость ребенка родители принимают за усидчивый характер, спокойный нрав или осторожное отношение к обществу.

Читайте также:  Аллергия к солнечному свету у ребенка: что это?

Но закрытость – это не скромность, этого своего рода защитный «панцирь» малыша, внутри которого так тепло и спокойно. Как же его рассмотреть?

Замкнутые дети: как помочь справиться с проблемой?Замкнутые дети: как помочь справиться с проблемой?

Ваш ребенок замкнут, если:

  • Он очень мало говорит. Иногда такие дети ограничиваются дежурным набором слов или общаются вполголоса.
  • Тяжело переживает смену коллектива, даже на детской площадке ведет себя отстранено, пока не увидит знакомое лицо.
  • Такие малыши не станут громко отстаивать свое мнение, даже если у них отняли любимую игрушку.
  • Не имеют друзей и боятся всего нового.
  • Очередная ваша история остается без внимания, замкнутый ребенок редко с интересом поддерживает беседу.
  • На вопросы отвечает односложно, а если вы пытаетесь выяснить его мнение – отвечает: «Я не знаю».
  • Закрытый ребенок компенсирует недостаток общения необычным увлечением, не удивляйтесь, если он попросит купить ему змею, хамелеона или другого экзотического питомца.
  • Даже жесты у такого ребенка отличаются, они просто отсутствуют! Он держит руки за спиной, скрещивает на груди, а еще чаще прячет в карманах.

Узнали своего малыша в этом описании? Значит, пора подумать, как разрушить невидимую «коробочку», в которой он закрылся от окружающего мира.

А сделать это обязательно нужно, ему там скучно и одиноко, хотя он и пытается это скрыть.

Нельзя путать замкнутость малыша и интровертность. Интроверт – это особенность характера, ребенок любит и умеет общаться, но не хочет делиться переживаниями.

Замкнутый ребенок – тяготится общением, но в то же время страдает от одиночества, он ХОЧЕТ рассказать всему миру о том, что научился играть на пианино новую пьесу, хорошо пробежал эстафету или прочитал интересную книгу.

Он хочет поделиться, но БОИТСЯ, и это не просто скромность, это настоящий страх.

Почему ребенок «закрылся»?

Как утверждают психологи, чем раньше диагностирована истинная замкнутость малыша, тем легче «пробить броню». Замкнутость – не врожденная особенность, ребенок просто так не отгородится от всего мира неприступной стеной, этому всегда есть причина.

Чаще всего он «закрывается» тогда, когда очень обижен: на маму, на брата, на одноклассников. Например, его стих собственного сочинения был высмеян школьными друзьями, а он вложил в него всю душу и ждал совсем другой реакции.

А может быть, вы слишком строго наказали его за двойку, и он единственный из класса не пошел в поход?

Замкнутые дети: как помочь справиться с проблемой?

Удивительно, но нередко закрываются «за семью замками» слишком правильные дети, от которых родители требуют быть первыми во всем.

Отличник, лучший спортсмен в школе, первый помощник дома! Любая неудача сильно бьёт по его самооценке, он погружается в раздумья и все плотнее закрывает дверь к своим эмоциям.

Причины замкнутости могут крыться в семье: родители часто ссорятся или один из них болеет. Даже прозаичные для взрослых вещи могут стать для ребенка настоящей трагедией.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Детские комплексы: причины и способы борьбы». Скачайте его и и узнайте как избежать психологических проблем у малыша.

«Когда Мите было шесть лет, он принес дворового кота с перебитой лапой, у меня не хватило смелости выгнать его. Прожил кот у нас почти пять лет, но все эти годы много болел.

Я постоянно готовила сына к тому, что кот старый и слабый, но когда Васька умер, сын впал в настоящую депрессию.

Прошел уже год как кота нет, но сын так и не стал прежним, замкнулся в себе, с друзьями не общается, секцию забросил» — рассказывает мама подростка Виктория, даже не догадываясь, что вовсе не потеря кота выбила ребенка из равновесия.

Он «закрылся» от равнодушия собственных родителей, которые так и не смогли понять детских переживаний. «Подумаешь, кот, нового принесем!» — говорил папа. А ведь Митя все пять лет старался выходить кота, вместе с мамой ходил к ветеринару, держал кота, когда ему делали уколы, и целые ночи ухаживал за животным.

Даже самый общительный и эмоционально открытый ребенок может вдруг замкнуться в себе, но этого не произойдет, если рядом будут чуткие, искренне сопереживающие родители, которых всегда интересует мнение малыша. А если вы упустили момент, и ребенок уже спрятался «в футляр»? Пора исправлять ошибки!

Замкнутые дети: как помочь справиться с проблемой?

Как победить детскую замкнутость?

Не стоит напрямую говорить ребенку, что он замкнут, он и так это чувствует. Большинство ситуаций типичны, и психологи советуют такие методы:

  • Закрытыми часто являются дети-интеллектуалы, не перекрывайте «кислород» его увлечению, даже если они не принесут пользы в будущем. Не заменяйте занятия по авиамоделированию уроками английского, искренне интересуйтесь его хобби.
  • Замкнутые дети чересчур самокритичны, не добавляйте свою «ложку дегтя», даже если у него ничего не получается!
  • Если малыш начал что-то рассказывать, не отвергайте его, «мне некогда» он воспримет на свой счет. Не перебивайте его, для него каждое слово, каждая эмоция, которой он готов поделиться – настоящий подвиг.
  • Скажите, что страхи есть у всех, но только их преодоление – это как открыть новогодний подарок – очень интересно. Расскажите, что однажды не побоялись заговорить с симпатичным мальчиком, и он стал вашим мужем.
  • Доверяйте ребенку, интересуйтесь его мнением, пусть и высказанным очень робко. Вместе выбирайте диван или место для путешествия, меняйте планы по его просьбе, пусть почувствует свою значимость.
  • Не ограничивайте его творческую самореализацию, наоборот, будьте на шаг впереди. Он только начал играть на бас-гитаре, а вы уже купили ему билет на концерт любимой группы.
  • Смелее рассказывайте ему о том, как строить отношения с противоположным полом, пусть свои страхи он развеет, беседуя с вами!
  • Хвалите и наказывайте вовремя и по заслугам! Не стоит слишком беречь его, он также заслуживает адекватного родительского отношения, как и ребенок, который является душой компании.

Одним словом, чтобы приоткрыть хоть немного дверцу в детский мир замкнутого ребенка, родителям надо настежь распахнуть двери своего мира, и тогда малыш точно откликнется!

А вы не замечали за своим ребенком признаков замкнутости? Или вам уже удалось ее победить?

Ребенок зависим от чужого мнения, что делать?

7 способов побороть стеснительность у ребенка

Недетская ответственность. Когда ребенку плохо?

Сопровождение замкнутого ребенка

  • СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМКНУТОГО РЕБЕНКА
  • Учитель-дефектолог ГБДОУ детского сада № 7
  • Красносельского района Санкт-Петербурга
  • Характеристика замкнутости

Основным признаком замкнутости является нарушение коммуникации. Этот же признак отмечается и у застенчивых детей. В отличие от застенчивого ребенка, который знает, как общаться с другими, но не может использовать эти знания, замкнутый ребенок не знает, как это делать, и не хочет общаться.

Замкнутость проявляется в поведении детей достаточно рано. В раннем возрасте она обычно имеет такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна, в связи с какими-либо изменениями и жизни ребенка (поход в зоопарк, поездка в гости и т.п.).

Для замкнутых детей характерен страх перед другими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к своей матери (или лицу, ее заменяющему). Они очень тяжело переносят расставание с ней (например, приходя в детский сад) и болезненно реагируют даже на непродолжительное ее отсутствие.

Замкнутый ребенок чувствует себя неуютно и в группе сверстников: как правило, ритм жизни окружающих детей (частая смена видов деятельности, шумные коллективные игры и др.) не соответствуют его собственному ритму. На первый взгляд, такой ребенок очень самодостаточен и не нуждается в общении с окружающими.

Следует отличать замкнутых детей от детей с ранним детским аутизмом (РДА). Некоторые схожие и отличные черты этих двух проблем отражены в таблице 2.

Таблица   2

Сходство и различие аутичных и замкнутых детей

АУТИЗМ ЗАМКНУТОСТЬ
Нет желания и стремления общаться
Отсутствуют коммуникативные умения и навыки
Отказ от коллективной игры, характерность индивидуальной игры
Нежелание общаться проявляется по отношению практически ко всем окружающим Нежелание общаться может проявляться в каких-либо определенных ситуациях
Нарушение зрительного контакта (отсутствие фиксации взгляда на лице человека, избегание взгляда в глаза, взгляд «мимо», «сквозь», застывший) Иногда может проявляться стремление избегать прямого взгляда
Годами может наблюдаться одержимость играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки Содержание игр и рисунков разнообразно, изменчиво
Свойственность стереотипности механических движений и действий (например, многократное включение и выключение света) Подобная форма поведения не свойственна
Часто имеются сопутствующие заболевания: эпилепсия, нарушения зрения, слуха, соматические заболевания, повреждения мозга и др. В основном сопутствующих заболеваний нет
Дети говорят о себе во 2-м или 3-м лице, имеются нарушения речи Сопутствующие нарушения речи отсутствуют

Основные факторы, влияющие на поведение ребенка, характеризующееся как замкнутость:

  1. природные особенности (например, тип темперамента);
  2. социальные факторы:
  • влияние окружающих (сверстников, воспитателя);
  • влияние семьи.

Важным фактором, влияющим на нарушения поведения ребенка, на возникновение у него проблем в эмоционально-волевом развитии, является семья и типы воспитания ребенка.

В научной литературе выделяются различные типы неправильного воспитания. Остановимся на трех наиболее распространенных типах неправильного воспитания.

1. Неприятие. Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается, например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, или если планировалась девочка, а родился мальчик, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальныеожидания родителей. Намного сложнее обнаружить неявное неприятие.

В таких семьях ребенок, на первый взгляд, желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но нет душевного контакта. Причиной тому может быть чувство собственной нереализованности, например, у матери, для нее ребенок — препятствие для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она никогда не сможет и вынуждена терпеть.

Проецируя свои проблемы на ребенка, она создает эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собственного ребенка на обратное неприятие. Как правило, в семьях, где доминируют такого рода отношения, дети становятся либо агрессивными, либо чересчур забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми.

В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.

2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неправильной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. «Надо» произведено в абсолют. Ребенок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно дисциплинирован и исполнителен.

Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания.

При таком типе воспитания возможно несколько путем развития: это может быть бурный протест, бурная агрессивная реакции, иногда и самоагрессия в результате психотравмирующей ситуации или наоборот – замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.

Читайте также:  Зачем детям нужен аллерголог?

3. Тревожно-мнительное воспитание наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие.

Воспитание по этому типу нередко наблюдается в семьях с единственным ребенком, а также в семьях, где растет ослабленный или поздний ребенок. В результате ребенок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим.

Он несамостоятелен, нерешителен, робок, обидчив, мучительно неуверен в себе.

Чаще всего родители, имеющие замкнутых детей, не понимают проблем своего ребенка и не стараются ему помочь. В некоторых семьях родители видят проблему ребенка, понимают ее, но не хотят или не знают, как это сделать. На основе имеющихся психолого-педагогических исследований можно выявить четыре модели поведения родителей, имеющих замкнутых детей:

  1. Родители не понимают проблем ребенка, относя все к его «природному упрямству», не стараются помочь ему => наказания, угрозы => ребенок замыкается еще больше, приобретает дополнительные страхи и опасения.
  2. Родители не понимают проблем ребенка, но хотят, чтобы он общался, как другие дети и как они сами. Такие родители сами обычно обладают обширным кругом знакомств, легко вступают в контакт («Не пойму, в кого он у нас?!») => предпочитают «помочь» ребенку в общении: все время отвечают за ребенка, не давая ему даже шанса вступить в контакт. Например, это может происходить так: «Сережа, а ты знаешь какие-нибудь стихи?» «Да, он знает много стихов, но здесь полно народу и он стесняется!» => у ребенка не возникает надобности вступления в контакт, коммуникация не развивается.
  3. Родители понимают проблему своего ребенка, но не стараются помочь ему, считая, что «с возрастом все станет на свои места» («Я тоже был малоразговорчивым в детстве») => проблемное поведение ребенка закрепляется, замкнутость приобретает вид «крепости». Взрослея, ребенок не научается различным способам общения, не научается разрешать конфликтные ситуации адекватными способами.
  4. Родители понимают проблему, активно стараются помочь ему, не имея достаточных знаний о том, как это сделать. Такие родители могут очень сильно страдать от того, что их ребенок не такой, как все, они хотели его видеть «душой компании», в этой ситуации возможности ребенка не совпадают с ожиданиями родителей => в такой семье всячески стараются «втянуть» ребенка в процесс общения. Дошкольника постоянно возят по гостям, по различным детским праздникам и т. п., стремясь постоянно сделать его участником какой-либо коммуникации => усиление замкнутости и появление новых фобий, отказ от посещения шумных, людных мест.

Коррекционная работа

Целесообразно проводить коррекционную работу с замкнутыми детьми в следующих направлениях.

  1. Формирование желания общаться.
  2. Формирование коммуникативных умений.
  3. Формирование мотивации достижения успеха.

В начале коррекционной работы для замкнутого ребенка следует создавать ситуации «вынужденного» общения. Этого можно достичь, давая ребенку различные задания и поручения, например, можно попросить его передать что-либо помощнику воспитателя или позвать другого ребенка.

Кроме того, в этом же контексте будет эффективен такой прием, как «прикрепление шефа»: замкнутому ребенку дается задание, вместе с этим дается установка на то, что если у него что-то не получится, можно попросить помощи у другого ребенка («шефа»).

После выполнения задания хорошо обсудить с ребенком, оказалась ли ему полезной помощь товарища и в каком случае можно достичь лучшего результата: когда работаешь один или вместе. Работа в парах (например, совместное разучивание стихотворения) также способствует преодолению замкнутости и формированию мотивации общения.

Ограничение такой работы состоит в том, что не надо стараться привлекать ребенка к совместной деятельности постоянно (при сильном давлении на ребенка можно наблюдать обратный эффект — отказ от общения), работу следует вести планомерно, все время ориентируясь на тот ритм жизни и те ценности, которые уже сформировались у ребенка.

Основой коррекционной работы по преодолению замкнутости у дошкольников является игротерапия. Игра — самый привычный, любимый вид деятельности дошкольника и хорошая опора для специалиста.

Начинать коррекционную работу хорошо с таких игр, в которых ребенку не придется сразу вступать в активное общение, игр без слов.

Хорошо использовать игры, где ребенок является одним из многих, он выполняет то, что просит ведущий, но это же делают и все остальные – это снимает страх перед вступлением в общение.

Цель этих игр заключается в том, чтобы создать замкнутому ребенку возможность для самовыражения, преодолеть барьеры в общении. При помощи подобных игр и упражнений дошкольник учится регулировать свое поведение в коллективе; происходит снятие психического напряжения.

Очень результативным в формировании коммуникативных умений является такой прием, как разыгрывание различных ситуаций. Разыгрывание ситуаций помогает ребенку отработать определенные навыки поведения, это своеобразная «репетиция поведения», которая снимает некоторые трудности, возникающие у ребенка в процессе общения с детьми и взрослыми.

В проигрывании ситуаций сначала надо дать возможность замкнутому ребенку побыть в «пассивной» роли, в роли того, кого утешают, веселят и т. д. После каждого проигрывания следует спросить у ребенка, не хочет ли он теперь поменяться ролями с товарищем. Если дошкольник ответит утвердительно — проиграть ситуацию со сменой ролей, но ни в коем случае нельзя заставлять ребенка это делать.

В коррекционной работе обязательно надо использовать игры, направленные на снятие телесных барьеров, на развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения.

Замкнутым детям также рекомендуются и подвижные игры. Подвижные игры соревновательного характера побуждают активность, организуют и сплачивают играющих. Игры вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, отвлекают от болезненных мыслей и фантазий.

Замкнутые дети не всегда уверены в своих силах, зачастую считают, что у них просто не получится общаться так, как это делает, например, мама или папа. Поэтому в коррекционную программу надо обязательно включать игры и упражнения, способствующие повышению уверенности в себе, в своих силах.

Для работы с замкнутыми детьми с успехом можно использовать различные настольные игры, которые есть дома. Однако есть особенность проведения этих игр — в них обязательно должно играть одновременно несколько детей.

В формировании коммуникативных умений могут быть использованы следующие методы и приемы:

  • игры в группе детей;
  • игры в парах;
  • обсуждение работы пар в кругу;
  • проигрывание и анализ ситуаций;
  • чтение литературного произведения и его анализ и др.

В работе с замкнутыми детьми очень эффективны такие формы работы, как детский театр, лепка, рисование и др., этюды на выражение различных эмоциональных состояний и прочие.

Рекомендации родителям, имеющим замкнутых детей:

  • не принуждайте ребенка к общению;
  • старайтесь не делать за ребенка то, что он может делать сам, и не пытайтесь общаться «за ребенка»;
  • введите максимально щадящий режим в сферах неуспеха ребенка. Не раздражайтесь на то, что ваш ребенок отказывается от общения;
  • не сравнивайте ребенка с другими детьми. Лучше сравните его с самим собой (например, «сегодня у тебя получилось это гораздо лучше, чем вчера»);
  • старайтесь быть примером эффективно общающегося человека;

Помогаем школьнику справиться с застенчивостью

Чрезмерная детская застенчивость беспокоит родителей и является одной из самых частых причин обращения к психологу. По статистике, среди подростков от 12 до 14 лет от нее страдают около 50 % мальчиков и более 60 % девочек.

Статистические данные опубликованы в рамках научной работы «Социометрический статус подростка в группе сверстников и его связь с застенчивостью».

Хорошо, если проблемы ограничиваются временным неумением заговорить с понравившимся мальчиком или пригласить в кино симпатичную девочку. Хуже, если это порождает проблемы при общении в социуме, получении качественного образования и, как следствие, определении своего жизненного пути.

Корр.: Как формируется детская застенчивость? Это врождённое качество или приобретённое?

Дарья: В корневой структуре застенчивости лежит неспособность человека справляться с реалиями. Возникает: «Я не беру, не иду и не делаю… потому что боюсь поражения». Это красивая формулировка для маскировки страха.

Разъяснения: «Я не боюсь, но стесняюсь», «Просто не люблю, когда меня негативно оценивают» – скрывают страх оценки со стороны окружающих. Итогом позиции «Хочу сделать, но не делаю» становятся расстройство, подавленность, плохое настроение.

Потому что хотеть совершить поступок такой ребёнок не перестаёт.

Застенчивость формируется тремя факторами:

  1. Темперамент. Это качество врождённое и задаётся генетически. При этом у одних и тех же родителей в одинаковых условиях растут абсолютно разные дети. Один будет мириться с тем, что ему не нравится, другой станет бунтовать. У пробивных родителей вполне может быть застенчивый ребёнок и наоборот. Предусмотреть или просчитать здесь ничего невозможно. Качества передаются от бабушек, прабабушек, прадедушек и других предков.
  2. Воспитание. Если характер взрывной, то он обычно ломает страх. Гнев берёт верх, и человек от злости начинает делать что-либо. Но у застенчивых людей внутренняя реакция – проломить – отсутствует. Ребёнок просто боится и остаётся на месте. Это может устраивать родителей и ими поощряться. Кроме того, кто-то из старших в семье может демонстрировать такую модель поведения как нормальную. Например, мама по отношению к папе или к бабушке.
  3. Среда. Это родители, бабушки-дедушки, братья-сёстры, друзья, школьное окружение. Среда подкрепляет выбранный формат поведения. Например, такой ребёнок может быть удобным для учителя. Он не создаёт волнений и проблем. Правда, учитель не может рассчитывать на него, ведь если вызвать такого ученика к доске, то он не сможет ответить, хотя и знает материал. Подыгрывая ученику, учитель меньше заставляет отвечать устно, выставляя оценки за письменные работы. Такой ребёнок постесняется спросить, если чего-то не понял. Возникают пробелы. Это формирует ощущение бесправности.

Корр.: Бывает ли ситуация, когда у человека с одной стороны – сильный характер, с другой – он всё-таки застенчив?

Дарья: Может быть и так. Упорство – черта сильного человека. Она не чужда застенчивым. Но у нас часто путают застенчивость и скромность, а это разные состояния даже по ощущениям.

Скромности стоит поучиться. В том числе для того, чтобы добиться успеха в жизни… Это то, что мы вырабатываем сами, демонстрируя как результат хорошего воспитания. «Я могу себе позволить быть скромным».

 

Застенчивость же – негативная черта, которая мешает жить и развиваться. Она заставляет нас не сделать, не сказать чего-либо.

Читайте также:  Дерматиты у детей: что это и чем провоцируются?

Если ребёнок не объяснил, что его волнует, не спросил о том, чего не понял, а промолчал – проглотил, и это стало нормой, то он не раскроется и не достигнет в жизни того, на что способен. Выраженная черта застенчивости – невозможность проявляться ярко.

В этой области лежит всё, что касается публичных выступлений, громких выражений, импульсивности и эмоциональной реакции… Застенчивость однозначно помешает достичь успеха и вести соответствующую деятельность тем, кто хочет стать публичной персоной …

Корр.: Есть ли форма деятельности, где застенчивость может помочь?

Дарья: Конечно. Есть масса профессий, где она как минимум не станет препятствием.

Для писательской или научной деятельности она может быть даже удобна, поскольку поначалу поможет втянуться в предмет изучения и увлечься. Более того, впоследствии она может пройти сама по себе.

Ведь глубокие знания – один из факторов, рождающих уверенность в застенчивом человеке. Её носитель может просто перерасти проблему и позже вспоминать о ней с улыбкой.

К слову: самая популярная писательница своей эпохи Агата Кристи сознавалась, что страдает от «унизительной, ужасной, неизбежной застенчивости». Однажды из-за этого она не смогла попасть на вечеринку, устроенную в отеле «Савой», в честь успеха пьесы, поставленной по её произведению.

Одетую в своё лучшее платье 67-летнюю писательницу не узнал швейцар и не пропустил в зал. Вместо того чтобы воскликнуть: «Да вы знаете, кто я!», она покорно отошла и, сидя в холле одна, наблюдала за веселящимися гостями.

Впрочем, едва ли её детективы обрели бы такую известность, если бы автор не развила в себе умение наблюдать…

Дарья: Застенчивость – это боязнь чужого мнения. Когда человек один, то он от такого мнения гарантированно избавлен. В силу небольшой загруженности посторонними контактами у него есть больше времени для учебы. Если человек упорный или увлечённый, то застенчивость может даже способствовать его развитию.

Минус в сопутствующих внутренних переживаниях: ему чего-либо хочется, но он не делает нужных шагов для достижения желаемого. В детском возрасте это не воспринимается как проблема. Мама кормит, а папа ходит на работу. Кажется, что всё нормально. И если школьник не справился и не смог посещать кружок, то само по себе это не страшно.

Но во взрослой жизни – чревато последствиями. Человек не может позволить иметь то, что хочет, потому стесняется. При этом он не станет драться, кусаться и у него будет меньше проблем. Застенчивость оставит его дома и убережёт от негативных событий.

У такого человека больше шансов прожить очень спокойную бесконфликтную жизнь, но будет ли она счастливой?

Как бороться с застенчивостью?Рекомендации Дарьи Кузнецовой

В первую очередь, нужно разобраться, чем застенчивость хороша или плоха для самого ребёнка. Нужно ли с ней бороться? В определённой среде застенчивость может быть защитным механизмом. Например, если дома сложилась психологически неприятная обстановка.

Мама очень требовательная и слишком много хочет от сына. Она всё время тащит куда-то: «Иди, расскажи стишок бабушке». И «я стесняюсь» в данном случае переводится как «я не буду», которое, в свою очередь, может разниться.

Это может быть страх выхода на сцену, где ты обливаешься потом и забываешь всё, что хотел сказать.

Но возможно, что ребёнок успешно справится с ситуацией, если среда станет благоприятной или если он осознает необходимость в заданном действии… Главное, чтобы такая реакция не стала привычкой и не превратилась в комплекс или способ ничего не делать. Убегать таким образом от решения проблемы.

Чтобы этого не случилось, нужно уделить ребёнку внимание – ненавязчиво понаблюдать, как и в какой компании он общается. Дать ему возможность проявить себя в разных коллективах и различной обстановке.

Один из самых авторитетных идеологов XX века Махатма Ганди с детства слыл очень застенчивым человеком. Несмотря на глубокие познания в юриспруденции и гибкий ум, ему долгое время не удавалось результативно оказывать поддержку подзащитным в качестве адвоката.

Его публичные выступления были слабыми, слова путались, и он не мог справиться с волнением. Изнуренный неудачами Ганди отправился работать в Южную Африку, где многие его соотечественники, попав в тяжёлую ситуацию, стали обращаться к нему за советом и помощью.

Именно там он обрёл навыки общения и нашёл свое призвание борца за права угнетённых.

Во-вторых, вспомним, что застенчивость – это обратная сторона страха. Хороший способ борьбы со страхом – ответственность. Мы берём на себя ответственность за что-либо: за выступление, за проведение мероприятия, за событие. Это развитие воли.

Если застенчивого ребёнка постепенно наделять полномочиями: «Мы с тобой точно сможем. А без тебя я не смогу», то с развитием зоны ответственности сократится зона застенчивости. Осознание ответственности за что-то или кого-то вытесняет мысли о себе и своих страхах.

Жена американского президента Рузвельта Элеонора преодолела застенчивость, превратив сопереживания и ответственность за других в свою обязанность. Она поддерживала женщин и чернокожих в своей стране, когда те были совсем бесправны, и таким образом вписала свое имя в историю этой страны.

В-третьих, понаблюдайте за застенчивыми детьми. Для них характерны нерешительность, тихий голос, сомнения во всём и нежелание высветиться. Соответственно, предложите им научиться сначала просто говорить.

Говорить с каждым разом громче и внятнее. Говорить как можно больше. То есть действовать по нарастающей. И не стоит забывать, что каждое их слово – результат принятого решения.

Когда слов много, не остаётся времени для сомнений.

Писатель Стивен Кинг, получивший прозвище «Король ужасов», у которого было продано более 350 миллионов экземпляров книг, в своем интервью давал рекомендации: «Нужно действовать быстро, записывая сюжет, как только он приходит на ум. Только так удаётся сохранить первоначальный энтузиазм и убежать от сомнений в себе». По мнению психологов, чем больше застенчивый человек думает о проблемах, тем больше растут его тревожность и нерешительность.

И важно научиться выражать негативные эмоции. Потому что положительные эмоции застенчивый ребёнок всё-таки выражает. А негативных стесняется. При этом, если застенчивость с возрастом превращается в сдержанность – это плюс. Дипломат должен быть сдержанным, но не может быть застенчивым. У него есть внутренний налаженный механизм сдерживания и проявления своих эмоций…

Четвёртым способом борьбы с застенчивостью я бы назвала увлечённость. Позвольте школьнику увлечься чем-либо всерьёз. Суть в том, что в современном мире застенчивому ребёнку нужно дать место и голос. В буквальном смысле это может быть площадка на YouTube.

Ведь он застенчив, потому что считает, что здесь неуместен и не имеет права говорить. Это также может быть возможность проявить себя и раскрыться в том, что ему по-настоящему интересно. Кто-то выплеснет себя в волнующей статье. Другой со временем сможет генерировать уникальные идеи или станет изобретателем.

В любом случае человек перестаёт стесняться собственных мыслей и начинает их выражать.

На самом деле, застенчивость проходит, когда человек погружается в по-настоящему интересное занятие. Признанный гений Альберт Эйнштейн в детстве был очень застенчивым мальчиком, отчего в школе успехами, мягко говоря, не блистал.

Лишь когда нашёл себя в физике, он обрёл друзей и единомышленников. Любопытно, что в его научных изысканиях от робости нет и следа.

Именно ему принадлежит фраза: «Тот, кто никогда не ошибается, никогда не пробовал сделать что-то новое».

Вообще, человек, который был застенчивым в детстве, имеет шансы стать совсем незастенчивым во взрослой жизни. Такие качества качаются как мышцы. Многие навыки достигаются тренировками и постепенным наращиванием количества и качества умений контактировать с миром.

Начните с активного общения по телефону, продолжите в социальных сетях, общаясь с незнакомыми людьми, на форумах. Потом можно выйти на улицу и попробовать заговорить с человеком, которого видишь впервые.

Нужно помнить, что застенчивость часто проходит, если человек оказывается в сложной ситуации. Даже просто попав в незнакомый район, он вынужден отбросить её, чтобы найти дорогу.

Хорошим тренингом могут стать ответы у доски в классе, проведение самостоятельно инициированных конференций. Отлично работают курсы актёрского мастерства и курсы ведущих различных программ.

Нобелевский лауреат физик Лев Ландау для того, чтобы научиться не обращать внимания на чужое мнение, выходил на прогулку по Невскому проспекту с привязанным к шляпе воздушным шариком. Периодически он обращался к солидным незнакомцам: «Вы можете ответить на мой вопрос? Почему вы носите бороду?»

Как помочь застенчивому ребёнку учиться?

Дарья: Для того чтобы раскачать застенчивого ученика, нужно создать доверительную атмосферу, в которой тот сможет раскрыться. Это бывает сложно сделать в обычном классе, где одновременно занимаются 30 детей.

Поэтому, если застенчивость болезненна и мешает учиться, стоит подумать о переводе школьника на дистанционный формат получения образования.

Это позволит ему получить качественные знания и оставит время для работы над собой: для выполнения вышеперечисленных упражнений, позволяющих преодолеть застенчивость.

Если всё же принято решение учиться в обычной школе, то стоит уделить особое внимание внешнему виду школьника. Ведь застенчивому человеку всегда кажется, что в нём что-то не так.

Но если он блестяще одет и выглядит на все 100 %, то его жизнь станет легче. Кроме того, хорошо найти способ позаниматься дополнительно. Качественные знания сами по себе могут стать хорошим подспорьем для преодоления застенчивости.

Ведь «если я точно всё знаю, то стесняюсь явно меньше».

Корр.: Есть много тренингов для застенчивых людей, где «специалисты» берутся снять их робость за три или пять дней. Как вы относитесь к такого рода опытам?

Дарья: Я всё-таки сторонник постепенного наращивания контактности, и я однозначно против радикальных мер в отношении детей. Важно дать возможность застенчивому ребенку выйти из-за стенки.

Потому что довольно странно стоять с ремнём над ребёнком и пытаться внушить открытость миру: «Нет, ты будешь активным, позитивным, жизнерадостным и контактным ребенком. Я так сказала!».

Ведь мир такого ребенка станет еще более небезопасным местом, а значит, его застенчивость останется ведущим защитным механизмом. Кроме того, переживания, вызванные радикальными мерами, могут вылиться в психологическую травму.

Но иногда экстрим и правда работает. Когда застенчивый человек оказывается в реальной опасности, это заставляет его преодолеть застенчивость. Однако это, скорее, исключение из правил.

Поэтому лучше такую «борьбу» с застенчивостью проводить осторожно. Любовь, взаимопонимание, поддержка важны для любого ребёнка. Не думаю, что застенчивость позволяет накладывать на них ограничения.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector