«Взрослые» проблемы первоклассников: как помочь ребенку?

Совсем недавно малыш бежал вприпрыжку в детский садик, но уже сейчас вы стоите на первой школьной линейке.

Смена режима дня, новый коллектив, незнакомые люди вокруг, уроки и задания… Какой бы хорошей ни была школа, для ребенка поступление в первый класс — настоящий стресс.

И тяжело придется не только бывшему детсадовцу, но и его родителям. Как маме и папе помочь малышу преодолеть все трудности и настроиться на получение новых знаний?

Изменение распорядка дня у ребенка

«Взрослые» проблемы первоклассников: как помочь ребенку?

Первое время, пока ребенок только начинает ходить в школу, он легко встает по утрам. Все там кажется новым и интересным, каждый день похож на праздник. Но проходит один-два месяца, и все изменения превращаются в рутину. А к повседневной рутине малыш еще не привык. И теперь любознательный первоклассник уже не с таким рвением просыпается по утрам, выпрашивая у мамы еще пару минут сна. Дети искренне не понимают, почему нельзя остаться дома и поспать, ведь совсем недавно, когда они ходили в детский сад, такие «вольности» иногда допускались.

Предстоит объяснить ребенку, что школу, если он совершенно здоров, пропускать нельзя. К этому нужно привыкнуть. А чтобы ему легче было просыпаться по утрам, заводите будильник на 10-15 мин. раньше — будет время, чтобы понежиться в постели и свыкнуться со скорбной мыслью, что пора в школу.

Если ребенок устает после школьных занятий, не лишайте его тихого часа. Пусть малыш, придя с уроков, 1-1,5 ч. поспит, а потом можно садиться за домашние задания. Что касается времени отхода ко сну по вечерам, то тут режим желательно оставить неизменным — пусть ложится так же рано, как и раньше.

Это хорошая привычка, менять которую не стоит!

Режим дня первоклассника должен быть построен так, чтобы хватало времени на все — и на домашние уроки, и на секции, и на полноценный отдых.

Новые правила для детей, авторитет учителя

«Взрослые» проблемы первоклассников: как помочь ребенку?

Уже в детском саду с детьми проводят обучающие занятия. Но это совсем другой подход по сравнению со школой. Воспитательница не отругает и не позвонит родителям из-за того, что малыш отказался что-то делать, отвлекся от занятий. А на школьных уроках все по-другому, и ребенку еще предстоит привыкнуть к новым правилам.

Наверняка на первых порах активным деткам будет сложно сидеть на месте целых 30-40 мин, внимательно слушая преподавателя, не вскакивая с места и не отвлекаясь. Начните готовить малыша заранее — объясняйте, какие изменения предстоят в жизни, рассказывайте о правилах поведения на занятиях. Так он быстрее адаптируется к новому режиму.

Не менее важно, чтобы с самого начала малыш понимал, что теперь вместо воспитателя будет учительница, и, возможно, она будет строже, будет больше требовать. Во многом именно первая учительница задает тон всему дальнейшему процессу обучения. Отлично, если преподаватель станет для ребенка авторитетом.

Скорее всего, в первое время может даже наблюдаться некий культ личности. В ответ на замечания родителей первоклассники часто ставят в пример наставления учителя — «Мария Ивановна говорит, что это нужно делать так». На это не стоит обижаться.

Не подрывайте авторитет преподавателя, если все требования к обучению и поведению вполне обоснованы. Не говорите при ребенке фраз по типу «да что понимает эта учительница», «ты молодец, это учительница поставила неправильную оценку».

Если есть основания полагать, что учитель необъективен и не прав, лучше пообщаться напрямую, а не высказывать все претензии ребенку. Раз вы не уважаете его преподавателя, то и он не будет.

Разница между чужим и своим

Как раз в первом классе ребенок начинает пониматься фразу «личная собственность». Да, в детском саду были индивидуальные шкафчики в раздевалке, какие-то свои игрушки из дома. Но в основном, все, что есть в помещении группы (игрушки, обучающие материалы, карандаши и фломастеры) — общее для всех детей.

Малыш, еще не успевший понять разницу между «своим» и «не своим», может без спросу взять красивую ручку у одноклассника, заглянуть в карман чужой куртки в общей раздевалке.

Не ставьте своему ребенку никаких диагнозов, говорить о детской клептомании однозначно рано! Причина, скорее всего, в другом — пока четко не обозначены границы дозволенного.

Не торопитесь ругать малыша за «воровство», сначала нужно выяснить, почему он это сделал. Скорее всего, ничего дурного он не замышлял. Еще раз объясните ребенку, что перед тем, как взять что-то чужое, нужно спросить. Еще раз акцентируйте внимание на школьных правилах — здесь не так, как было заведено в детском саду, нужно привыкать.

На уроки с игрушкой в рюкзаке

Любимая кукла в рюкзаке, маленький мишка в кармане… Игрушки, с которыми дети играют на школьных переменах — вполне обычное явления для многих первоклассников.

Для них это тот мостик, который связывает их с прежним временем, когда они еще могли беззаботно играть дни напролет в детском саду. Не нужно этот мостик рушить, малышу и так сложно. Любимые игрушки помогают в адаптации ребенка к школе.

Мишка в кармане или кукла в рюкзаке придают уверенность в себе, помогают не чувствовать себя одиноко, пока еще нет друзей.

Как реагировать родителям? Поверьте, уже к концу первого года обучения, когда ребенок полностью адаптируется, он перестанет брать в школу любимую игрушку. Не ругайте и не стыдите малыша. Забудьте о фразе «ты уже большой, тебе не нужны игрушки».

«Я хочу такой же!»

Школа — это не только уроки, но еще и активное общение со сверстниками. Родителям стоит быть готовым к тому, что первоклассник, скорее всего, будет бояться отстать от других ребят. Если у соседа по парте будет рюкзак красивее или пенал вместительнее, то ваш ребенок совсем скоро, вероятно, заявит: «Хочу такой же!».

Удовлетворять или нет просьбы малыша, решать вам. Но подумайте — сегодня вы купили новый пенал, а завтра уже придется покупать новомодный гаджет. На самом деле, все эти вещи «как у соседа» ребенку не нужны. Это средство, которое поможет ему утвердиться в коллективе.

Конечно, объяснить малышу, что желаемая игрушка ему не нужна или что на нее просто нет денег, сложно. Ребенок будет чувствовать себя ущемленным, процесс адаптации к школе может затянуться. Предложите малышу копить на желаемую вещь.

Так он научится обращаться с финансами, и, возможно, совсем скоро уже не захочет рюкзак с супергероями как у соседа по парте.

Родители делают уроки вместо малыша

«Взрослые» проблемы первоклассников: как помочь ребенку?

Не приучайте ребенка к тому, что вы делаете за него уроки! Да, сейчас уже с первого класса задают довольно объемные домашние задания, но малыш должен справляться сам, иначе потом будет буквально нереально посадить его за уроки.

Задача родителей — грамотно организовать сам рабочий процесс. Первое время контролируйте процесс выполнения домашней работы, помогайте, объясняйте. Следите за нагрузкой — отдых и активная умственная работа должны чередоваться. Если ребенок сам выполняет все задания, не навязывайте свою помощь. Позвольте ему быть самостоятельным!

Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?

Поступление ребёнка в первый класс – неизбежный для каждой семьи и достаточно критический момент, который нарушает привычный ход вещей и заставляет всю семью приспосабливаться к новым условиям, утверждают психологи.

Для разных семей он проходит по-разному, но это всегда непросто. Большинство первоклассников поступают в школу из детского сада, где был очень спокойный режим – с ними играли в игры, водили на прогулки, они спали днём.

А в школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом режиме нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, и к ним начнёт применяться новая система требований, к которой они не привыкли.

Кроме этого, маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место.

Опыт родителей, практических психологов и школьных учителей показывает, что не все дети готовы к этому. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, социальная адаптация оказывается очень трудна, в основном из-за того, что личность ребёнка, способная слышать, понимать и подчиняться школьному режиму, нормам поведения и обязанностям, ещё не сформировалась.

Именно поэтому многие первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

И, конечно же, начинают часто болеть. В первые недели и месяцы школьного обучения особенно часты жалобы детей на усталость, головную боль, они становятся раздражительными, капризными, плаксивыми, истеричными.

Снижается аппетит, дети теряют в весе, плохо спят.

У многих детей в это время формируется устойчивое чувство страха перед посещением школы (вплоть до повышения температуры каждое утро), нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям, негатив и страхи, связанные с недостаточными способностями.

Все эти симптомы носят названия «адаптационная болезнь», «школьный шок» и «школьный стресс».

Три группы первоклассников

Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше.

Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе.

Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.

«Взрослые» проблемы первоклассников: как помочь ребенку?

Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.

Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации.

Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.

Читайте также:  Капли в нос при беременности

И третью группу составляют «трудные» дети.

Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.

Типичные проблемы первоклассников

Хроническая неуспеваемость

Часты случаи, когда неуспеваемость ребёнка по основным предметам в школе связана с отношением родителей. Например, ожидание и даже требование от ребёнка только хороших оценок и демонстративное недовольство тем, что он с чем-то не справляется.

Ребёнок становится «хорошим», когда у него получается, и «плохим», когда приносит плохие отметки.

Многие родители при этом уверены, что это правильное воспитание и таким образом они стимулируют ребёнка лучше учиться, но на самом деле под влиянием такого оценочного поведения у первоклассника снижается уверенность в себе и повышается тревожность, возникает дополнительный страх вызвать недовольство домашних.

Это приводит к волнению, ухудшению его концентрации и дезорганизует его при выполнении домашних заданий, что приводит к неудаче в школе. Каждая новая неудача вызывает осуждение дома, тревожность нарастает, и получается замкнутый круг, в котором ребёнок может начать бояться проявлять себя и привыкает к роли неудачника. У таких детей неуспеваемость становится хронической.

Как правильно поступать: не реагируйте слишком эмоционально на плохие и хорошие отметки своего ребёнка. Ругать его за неудачи и хвалить за успехи – не та практика, которая поможет ему сейчас. Ему нужна ваша добрая поддержка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.

Уход в себя

Это ситуация, когда ребёнок формально присутствует на уроке, но в то же самое время будто бы отсутствует. Он не воспринимает материал, не слышит и не выполняет задания учителя.

При этом это не связано с тем, что его внимание занято посторонними занятиями и предметами, скорее, это уход в себя и в свой внутренний мир, в воображение и фантазии.

Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания и любви дома, и, не находя поддержки во внешнем мире, они склонны уходить в лучший, вымышленный.

Что нужно делать: чаще всего в такой ситуации родителям необходимо пересмотреть в целом свои отношения с ребёнком, постараться уделять ему больше внимания, интересоваться его играми, играть вместе с ним, разговаривать с ним, стараться не оставлять его надолго одного.

Негативные выходки

Демонстративно негативное поведение, специально для того, чтобы позлить взрослых, получение удовольствия от совершения чего-то запретного, нарушения общего порядка, вызывание на себя гнева со стороны учителей, срывание уроков.

На таких детей часто жалуются не из-за неуспеваемости, а за плохое поведение и нарушения дисциплины. При этом взрослые наказывают его, но парадоксальным образом для такого ребёнка это действует как поощрение и стимулирует его продолжать вести себя именно так.

Такое поведение характерно для детей с повышенной потребностью во внимании. Позитивным образом привлечь повышенное внимание взрослых проблематично, поэтому они привлекают негативным и испытывают удовлетворение, когда это у них получается.

На самом деле истинное наказание для таких детей – лишение внимания. Имеет смысл при реакции на выходки такого ребёнка это учитывать.

«Взрослые» проблемы первоклассников: как помочь ребенку?

Как правильно поступать: как и в предыдущем случае, лучшим вариантом для родителей здесь будет пересмотреть свои отношения с ребёнком, понять, где они потеряли с ним связь и не уделяли ему достаточного внимания дома. И, конечно, лучший рецепт – ласка, любовь, понимание и приятие.

Вербализм

Высокая степень развития речи при задержке мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и чаще всего связан с прикладыванием родителями больших усилий к тому, чтобы ребёнок быстрее научился хорошо говорить – читать книжки, стихи, сказки, выступать с этим перед взрослыми и так далее. При этом развитие образного и логического мышления отстаёт.

Бойкая речь и чёткие ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые постоянно поощряют за это ребёнка, и у него формируется высокая самооценка при достаточно средних способностях к решению более глубоких логических или образных задач. Естественно, в школе это вызывает трудности.

Не понимая, в чем причина, родители склонны винить ребёнка за неуспешность – «ты же умный, почему ты не понимаешь?» – и заставлять ребёнка больше заниматься, вызывая у него неуверенность и тревожность.

А это, как уже было описано выше, приводит к хронической неуспеваемости и страху перед школой.

Как правильно поступать: необходимо уделять больше времени развитию мышления ребёнка. Заниматься с ним музыкой, рисованием, конструированием, лепкой. Основная тактика здесь: сдерживать речевой поток и стимулировать продуктивные виды деятельности.

Постоянные заболевания

Одно ОРВИ сменяет другое, у него или неё болит то голова, то живот, странные дерматиты и высыпания, ребёнок становится капризным, плаксивым, плохо спит.

При выполнении домашних заданий он хочет есть, спать или у него что-то болит, при этом в период выходных или каникул, когда он играет в компьютер или с друзьями, никаких недомоганий не проявляется.

Причина здесь одна – ребёнок не хочет ходить в школу. И его организм с ним полностью согласен.

Что нужно делать: постоянно оставлять ребёнка дома и лечить одно его психосоматическое заболевание за другим – плохая тактика. Этим можно очень серьёзно подорвать детское здоровье.

Придётся выяснить – что именно вызывает нежелание вашего ребёнка идти в школу? Это не сложившиеся отношения с одноклассниками или неуверенность в себе, страх перед получением негативных оценок или предпочтение своего внутреннего мира и привычного домашнего одиночества шумному внешнему миру школы, в который он никак не может вписаться – докопаться до истины имеет смысл. Не бойтесь в таком случае обратиться к школьному или независимому детскому психологу.

Лень

Обычно под тем, что учителя и родители называют ленью ребёнка, скрывается сразу несколько совершенно разных процессов.

Неуверенность в себе – «я не буду делать, потому что у меня все равно не получится», но так как делать заставляют – «я буду оттягивать всё настолько, насколько смогу». Этот процесс легко распознаётся, если в ситуациях, не связанных с обучением, ваш ребёнок обычно шустрый и не медлительный.

«Взрослые» проблемы первоклассников: как помочь ребенку?

Фото с сайта malinalife.ru

Как правильно поступать: прекратить обвинять его за неудачи и, возможно, пересмотреть своё отношение к этому, потому что, если вы умолчите искусственно, ребёнок все равно считает ваше осуждение по невербальному каналу.

Особенности темперамента – возможно, ваш ребёнок трудится добросовестно, просто он делает это по-своему и несколько медленно, а родителям кажется, что ему лень шевелиться, они начинают его подгонять, раздражаются и проявляют недовольство. Ребёнок при этом чувствует, что он не нужен, что он «не такой».

Как правильно поступать: если ваш ребёнок медлителен в целом, вы не поможете ему ничем, подгоняя его. Это может измениться со временем, а пока примите его темперамент и, если нужно, останавливайте учителей, которые пытаются слишком подгонять его.

«Я не знаю, как делать» – и высокая тревога, связанная с этим чувством, иногда расценивается родителями как лень. Например, ребёнок никак не напишет фразу, потому что он глобально не уверен, как и что надо писать. Почему он боится уточнить – это следующий вопрос. Но из-за того, что он всё время не уверен, он увиливает от любого ответственного действия или бесконечно оттягивает его.

Как правильно поступать: выяснить, чего он так боится. Сделать неправильно или задать вопрос? Почему он этого боится? Не требуете ли вы от него слишком много? Не осуждаете ли вы его?

Избалованность – ребёнок ленится, потому что не приучен к дисциплине и привык делать только то, что ему нравится.

Как правильно поступать: только в этом случае метод заставления действительно работает.

Общие рекомендации

В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать.

Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления.

Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное.

Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.

Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.

Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.

Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно.

Читайте также:  Крипторхизм: виды, причины и лечение детей

Отводите его в школу и встречайте его.

Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.

Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!

Советы родителям "Школьная адаптация первоклассников"

Ребенок пошел в первый класс

Ребенок пошел в первый класс, это значит, что в его жизни наступают достаточно бурные изменения; из беззаботного детства он попадает в мир с гораздо более жесткими требованиями. Теперь от малыша требуется не только строгая дисциплина, но и умение по 30-40 минут спокойно высидеть на уроке, заодно стараясь усвоить учебный материал.

В первые дни у первоклассников бывает, как правило, по 3 урока, а затем ежедневно по 4-5 уроков. Кроме этого ребенку необходимо строить отношения в новом, большом коллективе. Вот почему психологи рассматривают весь первый школьный год как длительную стрессовую ситуацию.

  • Наиболее распространенные проблемы первоклассников:
  • — ребенок не может сосредоточиться, его внимание рассеянно;
  • — ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с заданием;
  • — ребенок не может подолгу сидеть без движения над домашними заданиями, его больше интересуют игрушки, а не книжки-прописи.

Поэтому трудно переоценить помощь, которую могут оказать в это время родители ребенку. Для начала просто с вниманием отнеситесь к его ежедневным школьным проблемам.

Например, мало кто представляет, что бывает с первоклассником, когда на уроке у него ломается карандаш, выясняется, что нет нужной цветной бумаги или забыта дома тетрадь.

Поэтому не поленитесь накануне каждого учебного дня проверить, заточены ли цветные карандаши, уложены ли в портфель все необходимые принадлежности, в порядке ли школьная одежда.

Как помочь первокласснику преодолеть трудности?

1. Не пытайтесь с самого начала требовать от ребенка самостоятельности. Понадобится несколько месяцев, чтобы он понял: учеба — это обязанность, которую надо выполнять — Надо помогать ему, поддерживать в нем уверенность, что “все получится”.

2. Не стоит в этот год отдавать ребенка в какие-то дополнительные кружки, секции; это лишь усилит в нем ощущение нестабильности. Ребенку сейчас нужна привычная атмосфера, в которой он находится до школы, особенно важно, чтобы дом в это время стал для него надежным “тылом”.

3. Постарайтесь с самого начала наладить душевный контакт с ребенком, только в этом случае Вы всегда будете в курсе всех его школьных проблем.

4.

Если квартирные условия не позволяют выделить ребенку для занятий комнату или даже отдельный стол, у него все равно должно быть постоянное место для подготовки домашних заданий, для хранения учебников и тетрадей. И главное — к занятиям своего ребенка нужно относиться с уважением. Это значит, что вы не должны отрывать его во время занятий, и на это время желательно организовать в квартире рабочую тишину.

Первый год — два нужно обязательно помогать ребенку в подготовке домашнего задания. Не правы те родители, которые отказываются от этого, ссылаясь на то, что воспитывают в ребенке самостоятельность. А на такое обучение может потребоваться и не год, и не два.

5. Родителям следует помнить, что ребенка надо хвалить не за успехи, а за старательность.

6. Ни в коем случае нельзя сердиться, ругать за “лень”, даже небрежность.

7. Хотелось бы посоветовать родителям, постоянно поддерживать отношения с учителем и регулярно говорить с ним о ребенке, даже если с учебой у него все в порядке.

Вы не только лучше поймете требования учителя, но и увидете своего ребенка совершенно с другой стороны, откроете в нем что-то новое.

Ведь ваша главная задача — поддерживать интерес к учебе, помогать ему, укреплять в нем уверенность, “что все получится”.

Советы родителям первоклассника

  1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и тд.)»

  1. Определите общие интересы. Участвуйте в любых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы.

  1. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. Научите ребенка делиться своими проблемами.

  1. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

  1. Чаще разговаривайте с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях природы.

  1. Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.

  1. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.

Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью.

В«Взрослые» проблемы первоклассников: как помочь ребенку?аш ребенок – первоклассник? Это прекрасно! Но этот год окажется непростым, как для ребенка, так и для вас. На что следует обратить внимание? Как поддержать ребенка в его нелегких начинаниях?

1 шаг

Провожайте ребенка в школу. Даже, если не нужно переходить улицу. Пусть ваш ребенок почувствует важность события: теперь он – школьник, и эта дорога к школе – символ начала трудового дня.

2 шаг

Выделите для ребенка его личное пространство. Лучше, если вы выделите ему целую комнату, где он сможет спокойно заниматься. Если лишней комнаты нет, купите ребенку его собственный письменный стол.

3 шаг

Следите за режимом дня. Переход на новый распорядок – это всегда сложно. Для первоклассника очень важно делать перерывы в занятиях. Полчаса учебы – перерыв на 5-10 минут, и можно снова учить уроки. Также обязательно гуляйте с ребенком хотя бы полчаса на свежем воздухе.Почаще играйте с ребенком в свободное время. Это поможет ему, да и вам тоже, расслабиться.

4 шаг

Хвалите его! В любой работе найдите, за что можно похвалить ребенка. Даже, если он не совсем справился с заданием. Пусть он почувствует себя увереннее, и тогда сможет спокойно понять и исправить ошибки.

5 шаг

Будьте в курсе того, что происходит с ребенком в школе. Что задали сегодня? Как прошел урок? Проявляйте дружеский, но не жесткий контроль. Так у ребенка скорее выработается ответственность и организованность

Как помочь ребенку в приготовлении уроков

Родители, которые практически сразу предоставляют полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку. Одни взрослые сразу заявляют ребенку: “Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!”.

Другие ласково спрашивают: “Ну, что там сегодня задано? ” — раскрывают учебники и тетради.

В первом случае возникает обида на равнодушие родных и таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором — формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

Безусловный долг родителей состоит в том, что бы наладить процесс приготовления домашних заданий. Сюда входит и организация домашнего места, и уточнение распорядка дня, c тем чтобы выделить определенное время на приготовление уроков.

Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто и аккуратно. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Неправы те родители, которые заставляют переписывать домашние задания по 10 раз.

Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Рывки же не приносят положительного результата. Сегодня ребенок со слезами на глазах перепишет работу 10 раз, а завтра выполнит задание небрежно, так как родители были заняты и не проверили качество работы.

После этого ребенок может учитывать занятость и настроение родителей, а собственной ответственности у него так и не сформируется.

Большое волнение испытывает первоклассник, когда ему начинают ставить оценки. Приятно, когда это высокие оценки. Но нельзя допустить, чтобы ребенок на этом основании почувствовал свое превосходство над другими, чтобы хвастался оценками, дружил только с теми, кто хорошо учится.

Если оценки на первое время не очень высоки, нужно разобраться в причинах положения таких дел. Медлительность, невнимательность и неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребенка.

Часто у детей возникают трудности с выполнением письменных работ. Последовательные, доброжелательные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить внимание, улучшить почерк, память.

Обязательно должно быть отмечено старание ребенка и высказана уверенность, что учеба скоро наладится.

В тех случаях, когда ребенок испытывает стабильные трудности, достаточны в течение длительного времени и советы учителя, которые помогают улучшить положение.

А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при совместном приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено.

Источник света должен находиться впереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего через час-полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола пока не приготовит все уроки.

Это неверно. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут. Можно делать перерывы по 5 минут.

Читайте также:  Двигательное развитие ребенка: от 1 года до 7 лет

Не заставляйте ребенка переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее и поправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

Но вот ребенок сел за стол, достал тетрадь. Мама или папа должны находится возле него. Надо следить, чтобы он не отвлекался, не начинал посреди работы что-то рисовать на случайно подвернувшейся бумажке. Он должен сразу привыкать к работе, не отвлекаясь. Иногда ребенку нужно напоминать, чтобы он не рисовал на полях.

Постепенно нужно снижать степень контроля: сидеть рядом с ребенком не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет все, что нужно, из портфеля. Потом можно подойти к нему еще несколько раз. Не стоит делать трагедии из “ тройки ”, не надо слишком восторгаться “пятерками”.

Ребенок ходит в школу не за пятерками, а за знаниями. Только в них смысл и цель учения.

Родительское собрание «Школьные трудности у учащихся первых классов»

  • Родительское собрание на тему:
  • «Школьные трудности у учащихся первых классов»
  • Подготовила учитель начальных классов
  • МОУ- Поречская СОШ
  • Голубева Ольга Викторовна
  • Тема: ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ.
  • Цели:
  • -познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период;
  • -дать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассника;
  • -способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогом;
  • Участники: классный руководитель, родители первоклассников.
  • Подготовительная работа:
  • Предварительное анкетирование родителей и его анализ.
  • -Уважаемые мамы и папы!
  • В этом году вы вместе со своими малышами переступили порог нашей школы и влились в нашу дружную семью.
  • Просим вас ответить на вопросы:
  • — С каким настроением ваш сын (дочь) идет в школу?
  • -Любит ли он (она) ходить в школу?
  • -С какими трудностями встретились вы и ваш ребенок?
  • -Привык ли ваш ребенок к новой обстановке?
  • -Испытывает ли он трудности в общении с одноклассниками?

-Есть ли у него друзья в классе? Знаете ли вы о них?

-Устает ли ваш ребенок? Если да, то почему?

  1. -Каким умственным трудом занимается ваш ребенок дома после уроков?
  2. -Соблюдает ли ваш сын (дочь) режим дня?
  3. -Ваши предложения, пожелания, советы.
  4. Благодарим за сотрудничество.
  5. Подготовка памятки рекомендаций родителям.
  6. Оформление приглашений родителям на собрание.
  7. Оформление, оборудование и инвентарь:
  8. памятки для родителей;
  9. запись на доске темы собрания, эпиграфа:
  10. Корень ученья горек, да плод его сладок.
  11. Русская народная пословица.
  12. Ход собрания

1. Слово классного руководителя.

С поступлением в школу происходит переход ребенка к новому образу жизни и условиям деятельности.

Для адаптации семилетнего ребенка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими, для формирования адекватного коммуникационного поведения младшего школьника взрослым необходимо знать уже сформировавшееся коммуникативное поведение ребенка, научиться понимать и правильно строить свои отношения с детьми.

Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как непрост и сложен процесс вхождения в школьную жизнь. Трудности, подстерегающие ребенка уже в самом начале обучения в школе, многолики и прячутся буквально за каждым углом. Зазевается родитель на перепутье дошкольного и школьного возраста – и ребенок может попасть в категорию « трудных».

Цель нашего сегодняшнего собрания состоит в том, чтобы познакомить всех, кто небезразличен к жизни своих детей, их переживаниям и трудностям, с различными сторонами психологических проблем современного школьника.

Ребенок приходит в школу уже личностью, многое узнавший, со своей картиной мира, со своими радостями и горестями, страхами и, конечно, с определенными стереотипами поведения в мире взрослых.

И одним из серьезных испытаний, с которыми он сразу же сталкивается, является сложность достижения внутреннего душевного равновесия между процессом обучения, в котором он может испытывать и трудности, и скуку, и серьезные неудачи, и потребностью в сохранении любви родителей и необходимостью принятия учителем.

В первые месяцы школьной жизни дети чаще капризничают и упрямятся. Все это естественная реакция ребенка на резкие изменения привычного образа жизни.

Этот период привыкания к новым нормам и правилам поведения, к другим требованиям принято называть адаптацией – восстановлением нарушенного равновесия между изменившимся внешним миром и собой. При благоприятных условиях процесс адаптации протекает около 2-3 месяца.

А вот пусковым механизмом нарушения адаптации является, как правило, наличие в процессе обучения стойкой психотравмирующей ситуации.

Многие психологи говорят о том, что самое страшное, подстерегающее всех на пороге школы — это ориентация родителей и детей на оценку. Некоторые родители очень «неровно» воспринимают отметки своих детей, как будто они поставлены им самим.

И эти страхи взрослых часто находят свой выход в жестком контроле над ребенком и «оценочном» отношении к нему. Родители сообщают ребенку о том, что именно он несет ответственность за их самочувствие, переживания.

Порой можно услышать такие слова: «Учись хорошо, чтобы мне не было за тебя стыдно», «Не позорь меня».

Ребенку приходится нести на своих плечах ответственность и за себя, и за эмоциональное состояние своих родителей. Многим детям такой груз оказывается не по силам. В этой психотравмирующей ситуации ребенок вынужден защищать себя и от школы, и от родителей, и от учения. И в итоге у него теряется интерес к самому процессу познания, то есть пропадает желание учиться.

Сегодня мне хочется обратиться к вам с такими словами: « Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего». Так давайте остановимся на некоторых важных аспектах воспитания в адаптационный период.

Поступление ребенка в школу – это стресс для него. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, — быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку?

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Прежде всего, стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телевизионных передач до 30 минут в день.

Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите ему « Доброе утро!» — и собирайтесь в школу без суеты.

Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный путь не обязательно самый короткий, поэтому лучше выйти из дому пораньше.

Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.

Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.

Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

Мы не встречали родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: «Будешь переписывать пять раз, пока не получиться хорошо!». Это не допустимо. Пожалуйста, помните об этом.

Режим дня

Чтобы организм ребенка справился с предъявляемой школьной нагрузкой, необходимо рационально организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок дня. Другими словами, выполнять режим дня.

В младшем школьном возрасте успеваемость учащихся зависит от их здоровья. Для сохранения здоровья важное значение имеет полноценный отдых, и прежде всего сон.

Систематическое недосыпание вредно сказывается на самочувствии и здоровье детей.

Продолжительность сна детей младшего школьного возраста колеблется в пределах 10 часов, но следует учитывать состояние здоровья ребенка, его дневную нагрузку.

  • При организации сна детей младшего школьного возраста необходимо:
  • 1)следить, чтобы ребенок спал положенное для его возраста количество часов, ложился и вставал в определенное время;
  • 2)приучать ребенка к выполнению перед сном гигиенических процедур ( умываться, чистить зубы);
  • 3) не разрешать перед сном возбуждающих развлечений ( шумные игры, просмотр несоответствующих возрасту телевизионных передач);
  • При организации питания ребенка необходимо:
  • 1) предусматривать не только оптимальную сбалансированность пищевых веществ соответственно возрасту, но и правильный режим питания, то есть прием пищи в течение дня в определенное время;
  • 2)утром получать горячий завтрак (каша, чай), а также молоко;
  • 3) обед обязательно с первым блюдом;
  • 4)необходим полдник;
  • 5) ужин должен быть легким;
  • При организации учебного труда младшего школьника необходимо:
  • 1)выделить для учебного домашнего труда определенное время;
  • 2)перед домашней учебной работой необходимо отдохнуть, потрудиться физически;
  • 3)не заставлять ожидать ребенка прихода с работы взрослых и только тогда делать уроки;
  • 4) стараться ограничивать в режиме дня время начала и окончания работы над домашним заданием;

Отдых должен быть активным. Полноценный отдых – это смена видов деятельности. После нескольких часов работы за школьной партой ребенку необходимо пребывание на воздухе в подвижном состоянии (игры, физический труд). Прогулка необходима и после приготовления домашних заданий.

2.Вопросы, возникшие в ходе собрания. Обсуждение.

3. Решение родительского собрания:

1.Каждой семье организовать режим дня ребенка.

2.Родителям осуществлять руководство и контроль за выполнением детьми режима дня.

3. Использовать советы классного руководителя в целях успешной адаптации первоклассников.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector