Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

Родителям только и делают, что раздают советы. И следовать им всем нереально. А вот совершать ошибки, наоборот, нормально. Главное, вовремя их исправить. Мы собрали лучшие вредные советы от психолога Яны Филимоновой. Никогда не делайте так, если, конечно, не хотите воспитать человека с комплексами и без интересов.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Не хвалите за успехи. Никогда

Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

Ваш ребёнок серьёзно увлёкся фотографией? Нужно срочно отговорить его от этой глупой затеи и ни в коем случае не покупать фотоаппарат, о котором он мечтает. «Ну куда ты работать пойдёшь? Интересно ему… Любая полезная работа скучная. Так что не занимайся ерундой». Хвалить за успехи тоже не стоит, а то ещё выберет профессию по душе. А если у ребёнка гуманитарные наклонности, то его непременно нужно отдать в математическую гимназию — чтобы был «всесторонне развитым человеком». Ну и что, что математику он не любит. Вуз и профессию тоже выбирайте сами, чтобы востребованная была. А то в 17 ребёнок ничего ещё не понимает, ветер в голове, зато потом скажет «спасибо» (вряд ли).

Читать дальше

2. Забудьте о доверии и всё контролируйте

Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

Если вы заметили, что ребёнок вдруг завёл личный дневник, значит у него появились секреты. Но какие секреты от родителей — вы должны быть в курсе всего, «для его же блага». Не забудьте проверить соцсети — там может быть много интересного, причём делайте это регулярно. Да и вообще опасности повсюду: алкоголь, наркотики, криминал… Так что провожайте и забирайте ребёнка из школы каждый день, даже если до вашего дома пешком всего пять минут.

Читать дальше

3. Лицемерьте. Всегда, везде и со всеми

Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

Правду говорят: детей воспитывать не надо, воспитывать надо себя. Потому что все ваши нравоучения — пустой звук, если вы сами им не следуете. При гостях вы всегда вежливы и любезны, а дома грубо разговариваете, все свои же. А ребёнок делает выводы. Он начинает думать, что лицемерие приравнивается к вежливости и, скорее всего, начнёт этой вежливости избегать. А чтобы ребёнок гарантированно вырос хамом — забудьте про слова «спасибо», «пожалуйста» и прочие глупости. И не забывайте периодически говорить «а что люди скажут», чтобы окончательно запугать ребёнка.

Читать дальше

4. Не держите своих обещаний

Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

Есть люди, которые подсознательно осторожничают в любых отношениях. Если вы тоже хотите навсегда уберечь своего ребёнка от близких отношений, даже дружеских — записывайте. Во-первых, не держите своих обещаний. Подумаешь — пропустил единственный в жизни выпускной ребёнка. Во-вторых, если дочь или сын влюбились, обязательно обсудите это с гостями, да так, чтобы ребёнок точно услышал. И вообще, игнорируйте любые его чувства. «Грустно, что друг переезжает и родители переведут его в другую школу? Ой, подумаешь! Знаешь, сколько в жизни будет таких расставаний?» — вот так, например. Своих проблем, что ли, мало?

Читать дальше

5. Внушите ребёнку, что внешность — самое главное в человеке

Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

Психологически здоровый человек понимает, что внешность — не главное в жизни, и определяет для себя сам, что такое красота. Но у вас другая задача — пусть ребёнок думает, что нет ничего важнее идеальной кожи и накачанного пресса. Начните с себя: постоянно показывайте ребёнку, как вы не довольны своей фигурой или морщинами. Не забывайте обсуждать окружающих: эта страшная, та толстая. Ну и самое главное — критикуйте ребёнка, приведите ему в пример его стройную одноклассницу или подтянутого одноклассника и скажите, чтобы ел меньше, если хочет быть таким же красивым.

Читать дальше

6. Не интересуйтесь делами ребёнка и не поддерживайте его

Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

Не все родители хотят, чтобы их ребёнок рос полноценным и самостоятельным человеком. Ещё начнёт высказывать своё мнение и принимать решения — зачем это нужно? И тут всё важно до мелочей. Ребёнок очень хочет помочь вам с ужином? Ни в коем случае не допускайте его до кухни: можно порезаться ножом, да и вообще — только всё испортит. А если ребёнок пришёл из школы без настроения, не нужно спрашивать, что у него там случилось — так вы тоже привяжете ребёнка к себе. Парадокс, но самые преданные дети — у равнодушных родителей.

Читать дальше

7. Заставляйте делиться и завидовать

Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

Первое и самое важное, что нужно делать, чтобы вырастить настоящего скрягу, — заставлять делиться. Да, вот так вот. Потому что заставлять — это худший способ научить чему-то. Дети до трёх лет ещё не могут испытывать радость от того, что дарят. Поэтому испытывают только злость и обиду. И всё, что такие дети получают, — это страх потерять любимые вещи, который во взрослом возрасте может перерасти в настоящую жадность. А ещё лучше — раздавайте вещи ребёнка без спросу. «Твою коляску для кукол мы отдали двоюродной сестричке, ты же всё равно в неё уже не играешь. Чем ты недовольна? Вот жадина!».

Читать дальше

8. Как можно сильнее перегружайте ребёнка

Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

Загрузите ребёнка как можно больше всеми возможными секциями и кружками. После школы пусть ходит в музыкалку, которую он терпеть не может. А в другие свободные вечера занимается футболом или чем-нибудь ещё — свободного времени еле должно хватать на домашнее задание. Так каждую свободную минуту ребёнок будет тратить на отдых, начнёт максимально растягивать дела и всё время откладывать домашку. А если вдруг он всё же будет успевать хорошо учиться, не вздумайте хвалить его за хорошие оценки. Лучше вообще ни за что не хвалить (см. пункт первый).

Читать дальше

Проблема детей-потребителей

Каждый родитель стремится дать своему ребенку все самое лучшее, однако в этом вопросе необходимо соблюдать баланс, иначе вы рискуете вырастить потребителя.

Потребительские качества проявляются не только в материальном плане, но в эмоциональном, поэтому к процессам воспитания стоит подходить ответственно.

Сегодня мы поговорим о том, почему дети могут вырасти потребителями, и рассмотрим рекомендации, которые помогут предупредить такое развитие ситуации.

Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

Психологический портрет человека-потребителя

Потребителями руководит личная выгода. Они делят людей на группы, например, родители, родственники и друзья – это те, от кого можно получать выгоды постоянно. От посторонних людей выгоды можно получать периодически, но о близких потребитель заботится, о чужих – нет. В его характере доминирует эгоизм, равнодушие, а также следующие поведенческие черты:

  • отсутствие умения сопереживать (эмпатия);
  • человек не будет кому-то помогать в случае, если не получит личную выгоду;
  • неумение признать свою неправоту и ошибки;
  • шопоголизм, из-за которого вещи будут цениться выше, чем люди;
  • неблагодарность и отсутствие четких принципов.

Речь идет о взрослых людях, являющихся потребителями. У детей более пластичная психика, их поведение поддается корректировке.

Однако нередко развитие эгоистичных качеств – причина родительских ошибок, допущенных во время воспитания. Например, мама или папа постоянно экономят, чтобы купить сыну желаемую игрушку или вещь.

Малыш понимает, что его интересы в семье ставятся превыше всего, поэтому в будущем будет не просить, а требовать.

Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

Совет №1. Формирование правильных ценностей

Родители нередко сами искушают детей, в некоторых семьях подарками и деньгами компенсируют недостаток внимания, из-за чего ребенок воспринимает потребительство как что-то естественное. Необходимо искоренять такую политику, обучая детей получать удовольствие не только от покупок или посещения торговых центров. Хотя бы иногда нужно:

  • Принимать участие в волонтерстве. Можно подкармливать бездомных животных, еще один вариант – перебрать совместно с ребенком игрушки и вещи. Все ненужное – отдать в детский дом или храм.
  • Посещать музеи, выставки – учиться радоваться нематериальному.

Рекомендуется водить ребенка в парк, где он сможет насладиться чистым воздухом и пешими прогулками. Можно покататься на роликах или велосипеде, собрать корзинку для пикника – существует много развлечений, которые придутся по душе детям любого возраста.

Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

Совет №2. Защита от соблазнов

Ребенок ежедневно контактирует с разными видами рекламных носителей, поэтому стоит проводить с ним беседы о том, что папа и мама не могут купить все, что он пожелает. Расскажите о принципах работы рекламы и целях, которые преследует маркетинг. Конечно, детей можно радовать подарками, но важно соблюдать меру.

Например, ребенок во время посещения супермаркета или магазина одежды устраивает истерики, хватает с полок товары и ведет себя агрессивно. В этом случае малыша лучше не брать с собой в магазин, что позволит защитить его от соблазнов.

Необходимо до минимума сократить контакт ребенка и рекламы: исключите просмотр роликов на видеохостингах, уменьшите время пребывания малыша перед экраном телевизора или за планшетом.

Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

Совет №3. Обучение финансовой грамотности

Чем больше родители дают ребенку, тем больше он просит, ведь он не ощущает какой-либо финансовой нагрузки. Ребятам в возрасте 6-7 лет нужно выдавать карманные деньги – фиксированную сумму, которую они смогут тратить на свое усмотрение. Однако рекомендуется помнить о ряде правил:

  • Сразу обсудите стоп-товары, которые нельзя покупать: конфеты, газированные напитки и т. д.
  • Обучайте малыша финансовой грамотности правильно. Избегайте фраз, искажающих систему ценностей: «Доешь это мороженое, я же за него уже заплатила!», «Дочитай эту книгу, ведь я ее за 500 руб. купила». Финансовая грамотность заключается не в скупости или чувстве вины, а в умении планировать бюджет, экономно расходовать денежные средства.
  • Не старайтесь контролировать процесс расходования карманных денег, навязывая свое мнение и желания.
  • Разрешайте сыну или дочери собирать деньги на какую-то крупную покупку.

Деньги нужно выдавать регулярно (1 раз в неделю или месяц), траты стоит контролировать, однако о покупках лучше расспрашивать тактично. Важно рассказать ребенку о правилах безопасности: не доставать кошелек в людных местах, не хвастаться наличием той или иной суммы, не одалживать деньги знакомым и незнакомым людям.

Совет №4. Позитивный пример

Можно бесконечно долго рассказывать об экономии, но если мама покупает двадцатую сумку, а папа берет телефон в кредит, в результате чего семья вынуждена месяцами экономить, то у детей может сформироваться неправильная модель жизни. Необходимо изо дня в день обучать ребенка с помощью положительного примера, акцентируя внимание на духовной, а не на материальной пище.

Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

Совет №5. Аргументированные и обдуманные покупки

Если вы не хотите вырастить потребителя, то при решении некоторых ситуаций придется идти на уступки. Нельзя ограничивать сына или дочь во всем. Например, у одноклассников или друзей ребенка есть смартфоны и планшеты, а у него гаджетов нет.

Конечно, технику придется купить, но нужно выбирать те товары, которые в данный момент вы можете себе позволить. Обязательно объясните, что девайсы разных производителей в принципе имеют одинаковые характеристики, но вы закажете тот, который дешевле, чтобы не переплачивать за бренд.

Читайте также:  Кормление грудью и проблемы с кишечником

Решение о покупке должны принимать родители, предварительно оценив потребность в тех или иных товарах.

Совет №6. Научиться говорить слово «нет»

Ограничения – это один из сложных, но очень важных этапов воспитания. Дети должны понимать слово «нет», иначе в них будут развиваться черты, характерные для потребителя.

Отказы взрослые должны аргументировать, иначе не избежать обид и ссор. Если вы сказали «нет», то не идите на уступки.

Также не рекомендуется ограничиваться фразами «я подумаю», «может быть позже», которые оставляют у ребенка надежду.

Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

Совет №7. Договариваться заранее

Перед походом в магазин или посещением развлекательного центра обязательно составляйте план действий: продуктовый список, маршрут, перечень развлечений.

Не отступайте от плана во время прогулки, что позволит развить в ребенке дисциплинированность, воспитанность и чувство меры.

Детям можно покупать в магазине сладости или игрушки, но в пределах небольшой суммы, которую тоже стоит оговорить заранее.

Эти рекомендации помогут вам не вырастить из ребенка потребителя. Напоследок скажем о том, что стоит прививать мальчикам и девочкам любовь к ближнему, нужно больше гулять, читать и проводить время с семьей. Вы должны научить ребенка радоваться мелочам и наслаждаться жизнью!

Похожие посты

Оставить комментарий

Как не вырастить ребёнка-потребителя? 11 советов

Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

В современном мире бешеный темп жизни, мы все привыкли постоянно куда-то спешить. Многие живут, и у них даже нет времени задуматься о том, зачем всё это? Спешат быстро получить престижное образование, найти хорошую работу, сделать всё ради успешной карьеры… А какие ещё есть цели? У большинства это покупка престижного автомобиля, квартиры в хорошем районе, ремонт и обстановка, чтоб не стыдно было показать гостям. Когда всё это есть, появляются новые цели – отдых на хорошем курорте, более престижная машина, новые, современные гаджеты. И чем больше у нас есть, тем больше нам хочется. На каждый новый уровень благосостояния есть новый, более дорогой уровень престижности. Если не хватает денег, то берём кредиты, это подстёгивает и даёт стимул зарабатывать. Мы живём для того, чтобы всё время что-то покупать. И мы покупаем, даже не задумываясь, действительно ли это нужно. Индустрия потребительских товаров пользуется этим и постоянно навязывает нам необходимость вещей, без которых вполне можно обойтись.

Дети всегда перенимают модель поведения родителей, темп и уклад их жизни. Рано или поздно родители сталкиваются с тем, что ребёнку всё время что-то нужно. Ему хочется и его не волнует, есть ли у родителей возможность — это купить. У подростков это подпитывается желанием быть таким, как все, не хуже остальных.

Какие шаги стоит предпринять родителям, если они видят у своего ребёнка смещение системы ценностей и понимают, что растят потребителя?

Начните с себя

В первую очередь следует посмотреть на самих себя, дать объективную и трезвую оценку своей жизни. На собственном примере покажите, что можно быть счастливым независимо от материальных благ. В жизни есть множество удовольствий и вещей, благодаря которым можно почувствовать себя счастливым бесплатно.

Поощряйте стремление детей ставить перед собой глобальные задачи

Если ваш сын или дочь часто изъявляют желание сделать что-то значимое для пользы человечества, когда они вырастут, не стоит смеяться. В юном возрасте дети склонны всё идеализировать и это совсем неплохо.

Они заслуживают поощрения такого стремления, на примере великих людей можно объяснить, что даже один человек вполне способен сделать открытия, меняющие мир к лучшему.

Воспитывай те в детях здоровый альтруизм, пусть они поймут, что позиция «моя хата с краю» разрушительна, а любое, даже маленькое дело может принести пользу миру, главное – всегда начинать что-то менять с самого себя.

Позвольте им знать правду

Жизнь не всегда лёгкая, чаще всего нужно приложить усилия, чтобы оставаться на плаву. Если ребёнок не в курсе, как тяжело зарабатываются деньги, он никогда не научится ценить их. Во многих семьях дети мало общаются с родителями, их мало посвящают в свои дела и проблемы.

Часто ребёнок даже не знает толком, что делает на работе мама или папа. Оберегая детей от информации о специфике своей работы и о трудностях, мы оказываем медвежью услугу, они начинают думать, что всё даётся без особых усилий, что быть взрослым легко и радужно.

Разумеется, им не нужно знать всё, но многие моменты стоит освещать для их же пользы.

Перестаньте ограждать ребёнка от трудностей

Стремление сделать жизнь детей максимально беззаботной делает их беспомощными эгоистами. Давайте ребёнку повседневные задания, что ему под силу. Позволяйте принимать решения, ответственность за которые будет только на нём.

По-другому их никак не подготовить ко взрослой жизни, не стоит исключать эту возможность. Пусть на ребёнке будет какая-то часть домашних обязанностей, он будет знать, что это его посильный вклад в благосостояние семьи.

Всегда с благодарностью относитесь к прилежному выполнению обязанностей, пусть он знает, как вы это цените.

Участие благотворительности и волонтёрству

Постарайтесь вовлечь ребёнка в благие дела. Очень важно помочь ему понять, что в мире есть люди, которым очень плохо, и они нуждаются в помощи. Дети лучше осознают ценность денег, когда понимают, что даже небольшая денежная сумма может стать решающей в спасении чьей-то жизни.

Для них становится открытием то, что стоимость какого-нибудь модного гаджета может помочь неделю прожить собакам в приюте или спасёт онкобольного ребёнка – закроет сбор и даст возможность лечиться.

Осознание того, что отказ от желаемой покупки осчастливит кого-то больше, чем порадовал бы тебя, делает добрее, учит сопереживать и сочувствовать.

Введите особый регламент на покупку игрушек

Нужно позволить ребёнку ощутить ценность денег и преимущества накоплений. В редких случаях можно материально поощрять какие-то достижения. Давать деньги за выполнение обязанностей, которые он и так должен выполнять, не стоит – есть риск, что он не захочет ничего делать бесплатно.

Если покупать детям всё, что они попросят, они начинают думать, что это само собой разумеется, и с большим трудом отказываются от такого порядка. Если ребёнок сам насобирает на желаемую вещь из карманных денег, то он научится терпеливо ждать, планировать, отказывать себе в чём-то в пользу чего-то более приоритетного.

Кроме того, желанные вещи, которые куплены самостоятельно, ценятся больше тех, что достались даром.

Научите ребёнка с иронией относиться к рекламе

Реклама губительно действует на детский мозг. Дети запоминают не только рекламные тексты и весёлые мелодии, они начинают искренне думать, что рекламируемый товар им действительно нужен. Результат вы увидите при первом походе в магазин – у вас будут простить купить то, что рекламируется.

Им трудно понять, что в телемагазине продаётся ненужный хлам, они легко верят в то, что это качественные и действительно необходимые товары. Дети должны своевременно научится понимать, что свойства рекламируемых товаров могут быть преувеличены и есть оговорки и нюансы, о которых реклама умалчивает.

Не позволяйте детям просматривать рекламные видео в интернете. Отдельный разговор – видеоблоги. В них доступным способом в головы детей вливается понятие того, что у каждого может быть такое же огромное количество игрушек, косметики и т. д.

Нужно объяснять детям, что эти видео носят информативный характер, их можно использовать в качестве отзывов к интересующему товару, а не воспринимать, как руководство к действию. Дети важно понять, что такие блоги – это просто чей-то заработок.

Хоть герою рекламного видео и покупают много всего, не означает, что у него добрые и щедрые родители и так должно быть у всех.

Исключите или ограничьте просмотр телевизора

Телевизор вреден не только рекламой. Через телевидение нам навязывается огромное количество стереотипов.

Если мы, взрослые, способны понимать с какой целью это делается, то дети не могут самостоятельно распознать подвох, они верят всему, что видят.

Если не получается полностью исключить воздействие ТВ на детей, то хотя бы фильтруйте, что они смотрят, старайтесь комментировать ключевые моменты.

Ищите союзников

Подростки склонны игнорировать мнение родителей и при этом охотно прислушиваются к посторонним людям. Одни и те же слова, сказанные разными людьми, воспринимаются по-разному. Попросите человека, которого подросток считает авторитетом, высказаться в его присутствии по поводу волнующего вас вопроса. У него будет больше шансов быть услышанным, чем у родителей.

Посещайте места, где дети привыкли обходиться малым

Поездка в деревню и общение с местными детьми может быть прекрасным примером того, как можно обходиться намного меньшим количеством вещей, игрушек и денег, чем привыкли они. Иногда одна поездка в детский дом имеет больше эффекта, чем часы нравоучений.

Научите детей понимать уникальность и ценность личности

Детям свойственно воспринимать и оценивать человека с точки зрения того, чем он владеет. Они чувствуют себя более значимыми и влиятельными в кругу сверстников, имея что-то престижное на их взгляд. Нужно научить понимать их, что обладание чем-то не влияет на личностные качества, и это не лучший способ произвести впечатление.

Елена, www.kraskizhizni.com

Ценности и ценники: Как не вырастить из ребенка потребителя

Пока Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции готовится к проверке электронных деклараций украинских чиновников, мы все еще не можем отойти от их содержимого.

Сотни единиц оружия, оригинальных картин, антикварных часов… На прошлой неделе мы разбирали, откуда корни у такого «сверхвещизма».

Но есть ли способы профилактики потребительства? И как не вырастить из ребенка консьюмериста, который в будущем захламит свой дом 170 самоварами? С чего начать, рассказывает психолог Вера Романова. 

Представьте себе картину: детский день рождения, именинник с компанией дружно едят пиццу, остается последний кусочек. Что говорят ему родители: «Доедай, деньги заплачены, не выбрасывать же!» Казалось бы, кусочек пиццы, но ребенку навязывается уже мысль, что в мусорное ведро выбрасываются деньги.

И то же самое касается всяческих кружков, студий, которые ребенку перестали быть интересны («но ведь мы купили тебе тренировочный костюм, ты не можешь теперь пропускать занятия по гимнастике»).

Читайте также:  Как аллерголог обследует и лечит детей?

Или другой пример: на улице дождь, по лужам не побегаешь, не порезвишься, куда чаще всего родители ведут детей? В торговый центр — «проведем весело время, а заодно, может, и платьице тебе какое-нибудь купим».

Что бы ни говорили о том, насколько отличается наше поколение от поколения наших детей в плане «вещизма» и отношения к материальному, от культа потребления все равно никто из нас не застрахован. Но все в руках родителей.

Вредные советы: как вырастить ребенка-потребителя?

Правила профилактики

Правило 1

Не путайте разговоры о ценностях и деньгах с финансовой грамотностью. Курсы финансовой грамотности обучают правильно распоряжаться деньгами, экономно расходовать, высчитывать свои затраты и думать при этом, как на них заработать.

Вы же как родители должны запретить себе разговоры о финансах в ключе приведенных выше примеров и перестать заменять какие-то ценности деньгами. Говорить ребенку, что ему нужно прочитать эти три тома книги, потому что вы отдали за них 500 гривен, — неправильно.

 Такая мотивация не сработает. А дети, в свою очередь, начнут переводить нематериальные ценности — образование, интерес, знания — в плоскость того, сколько эти ценности стоят.

Результат же появится, как только мы перестанем путать материальные и нематериальные ценности, и всячески подчеркивать значение последних.

Правило 2

Перед походом в магазин нужно четко договариваться с ребенком, что вы там будете покупать. Дома заранее стоит объяснить, что вы можете купить ему сладости, например, но в пределах определенной суммы.

Можно покрыть каждое «хочу» ребенка, просто на кажое «хочу» должен быть выделен определенный бюджет.

При том, что у него будет полное ощущение того, что родители прислушиваются к его желанию, он будет знать, что есть четкие рамки, внутри которых можно договариваться про его «хочу».

Правило 3

Объясняйте ребенку о том, как работает реклама и маркетинг. Вы же понимаете, что никакой рекламируемый эликсир счастья или шоколадный батончик не сделает из ребенка супергероя? Так и расскажите ему об этом.

Вся реклама построена на том, чтобы мы покупали продукты и состояния, которые мы при этом испытываем. Но, на самом деле, никакой связи с реальностью в этом нет.

С детьми нужно проговаривать и обсуждать, что супергероем можно стать, если помочь младшему на детской площадке, почистить одну картошку, помочь маме протереть пыть, а не выпить просто какой-нибудь сок, рекламу которого видели по телевизору.

И последнее, помните, что ваша задача как родителей — научить ребенка отделять желания от потребностей. А главное — понять, что проблема не в детях, которые потребляют, а в том как к этому относитесь вы сами, в каком ключе говорите о деньгах и какой пример подаете своим сыну или дочери.

—  Запретный плод: Внимательно выбирайте его для ваших детей

Ребенок-потребитель: приступаем к перевоспитанию | ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

 

Увы, маленький представитель общества потребления – это один из чрезвычайно распространенных типов современного ребенка. Давайте разберемся, как можно исправить ситуацию.

Распознать ребенка-потребителя

Юного потребителя несложно узнать по распорядку дня.

  • Проснуться, крайне неохотно встать, потребовать завтрака.
  • Сходить в детсад/школу, побыть там уверенным середнячком.
  • Вернувшись, прилипнуть к компьютеру/телевизору/планшету.
  • Периодически требовать «чего-нибудь пожевать».
  • Нехотя согласиться сбегать в магазин при условии потратить сдачу на вкусняшку для себя.
  • Полезную работу по дому (уборку собственного стола и комнаты, мытье посуды) выполнять только после неоднократных напоминаний, а то и скандала.
  • Вспомнить об уроках в 21 час, на скорую руку сделать половину.
  • Отказываться спать до 23 часов, а то и дольше.

В общении такой ребенок навязывает свои темы разговора: если вы попытаетесь рассказать о здоровье бабушки, он вас перебьет описанием какой-нибудь онлайн-игры. Имеет сложные взаимоотношения с чистотой и гигиеной.

Еще один симптом – потребители терпеть не могут читать книги, поскольку это предполагает некую работу мысли. Они предпочитают получать информацию уже полностью разжёванной – в виде комикса или мультфильма. На интеллектуальном развитии это сказывается не лучшим образом.

Осознание проблемы

При этом не надо думать, что перед нами стопроцентный монстр. Ведь, чтобы добиться столь завидного положения, необходимо применить массу усилий. В число типичных инструментов ребенка-потребителя неизбежно входят ласковость и нежность, удивительное обаяние, трогательные страхи. Потребителя крепко любят в семье – иначе бы не дали ему стать потребителем.

Другой вопрос, что даже родительская любовь может ослабеть, если эксплуатировать ее слишком нагло. Вот в такие моменты папа с мамой и начинают задаваться вопросом, как же вернуть чадо на путь истинный.

И в девяти случаях из десяти приходят к кратковременным репрессивным мерам.

Лишить сладкого, отобрать компьютер, не отвести в кино… Однако юный манипулятор настолько легко изображает в ответ раскаяние и готовность сотрудничать, что родительские сердца тают.

Более того, с высокой вероятностью возникает конфликт уже между родителями – более слабое звено укоряет инициатора наказания в жестокости и бездушности.

План работы с ребенком

Главное, что следует понимать перед началом борьбы с потребителем, – это будет долгая кампания, а не одно сражение.

У вас ничего не получится, если вы не сумеете согласовать план этой кампании и неуклонно его придерживаться.

Полное единство родителей – не только отличное орудие против детского потребительства, но и образец построения семейных отношений для ребенка: ведь когда-нибудь он вырастет.

Великий шахматист Эмануил Ласкер не раз подчеркивал, что лучше придерживаться в игре неудачного плана, чем не иметь вообще никакого. К воспитанию этот тезис подходит как нельзя лучше.

План работы следует продумывать с холодной головой. Чтобы исключить собственную эмоциональность, постарайтесь предельно обезличить формулировки.

Первым делом следует сформулировать цель: какой функциональности объект «ребенок» должен достичь, допустим, через полгода? Как пример: мытье посуды два раза в день, поддержание чистоты в комнате, уборка за кошкой без напоминаний, отход ко сну в 22:00.

Далее намечаем этапы: с чего начинать, какие цели должны быть достигнуты первыми. Важно понимать, что кроха-потребитель уже пустил корни в свой беззаботный быт, и в одночасье перейти на нормальную жизнь он просто не сможет, это действительно будет серьезным потрясением для его ожиревшей психики. Так что будем в меру гуманны: начнем, например, с простейшего выноса мусора.

Следующим разделом плана должен быть набор стимулирующих и репрессивных мер.

Причем со стимулами, как правило, сложности: у потребителя, скорее всего, есть уже все, что ему надо, а какие-то глобальные его хотелки удовлетворять и дорого, и непедагогично. Не ввязывайтесь в торг.

Вам все равно придется пойти по пути ограничения потребления. Но не разового и эмоционального, а продуманного и последовательного.

Главной и одновременно самой вредной «сладостью» для современного ребенка является светящийся экран компьютера или телевизора.

Любые ограничения здесь безусловное благо для ребенка и его будущего (если, конечно, семилетний вундеркинд не сидит целыми днями над началами программирования – тут лучше не мешать).

Даже шантаж уровня «Не вынесешь мусор – выключу компьютер» является воспитательным инструментом, имеющим право на жизнь.

В качестве положительного примера подберите хороший набор старых добрых повестей и рассказов для детей, где речь идет о понятии долга в той или иной форме (выбор такой литературы огромен). Читайте это ребенку вслух или побуждайте его читать самостоятельно. Как ни относиться к советскому времени, этика детского поведения тогда была вполне здравой.

Работа над собой

  • Оценивайте свои силы реалистично. Если вы наметили ребенку наказание, не переругаетесь ли вы из-за этого, не остановит ли сердобольная мама свирепого папу? Родители обязаны выступать единым фронтом, все противоречия необходимо решать «на берегу».
  • Если вы сокращаете ребенку время за компьютером до одного часа в день, трезво рассудите, способны ли вы это проконтролировать. Родители, которых легко обмануть, – плохие авторитеты в семье.
  • Процесс перевоспитания ребенка-потребителя неизбежно будет нервным и неприятным. Приготовьтесь к этому заранее. Лучше, если наказывать будут родители, а не жизнь – она гораздо более жестока.
  •  Редакция журнала «Мой Кроха и Я»

Как не вырастить ребенка потребителем

  • Когда мне было 5 лет, папа первый раз мне дал карманные деньги, чтобы я могла сама покупать то, что мне нравится.
  • Когда мне не хватало суммы на что-то, например, на прекрасную куклу, то родители подсказывали мне, что можно подождать и подкопить немного.
  • На самом деле, произошло это не так спокойно и радужно, как может показаться с первого взгляда — моменту доверия мне карманных денег предшествовали несколько моих попыток устроить истерику в магазине по поводу покупки игрушки, которую мне вдруг резко хотелось.
  • НЕКРИТИЧНЫЙ ВОЗРАСТ

Итак, отправная точка — 90-е годы.

Приобретя возможность и право иметь карманные деньги, я уже начинала понимать, на что хватает денег в нашей семье, а на что нет, у меня начали формироваться установки к предметам покупок — что нужно, а что не нужно.

Это было началом моего взаимодействия с социумом, процесс, в котором я начинала усваивать социальный опыт и неуверенно, но стремительно воздействовать на общество посредством собственной деятельности — что и можно назвать социализацией.

Согласно исследованиям, ребенок в период с 5 до 7 лет наиболее восприимчив к усвоению экономических представлений. Посредством чего они формируются?

Читайте также:  Если ребенок – изгой в школе

Во-первых, это имитация, когда ребенок осознанно стремится копировать определенную модель поведения взрослых, в частности родителей.

Во-вторых, идентификация, с помощью которой ребенок усваивает родительское поведение, установки и ценности как свои собственные.

И тут важен тот факт, что детская восприимчивость совсем не критична. Как показывают существующие исследования, у пятилетнего ребенка отсутствует собственное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Дети в этом возрасте предпочитают пассивно воспринимать предлагаемую информацию, без приложения дополнительных усилий к ее поиску и обработке.

ЧТО ВАЖНО ДЛЯ ДЕТЕЙ

Чтобы родителям понимать, как учить ребенка обращаться с деньгами, важно знать особенности восприятия ребенком окружающего мира и его особенности поведения. Во-первых, дети пяти- и шестилетнего возраста одинаково ориентированы на получение впечатлений из окружающего мира, на активное его познание.

Во-вторых, они испытывают потребность в участии в общественной жизни и признании своих достижений референтной (значимой для них в наибольшей степени) группой.

В-третьих, отличительной особенностью пяти- и шестилетних детей является потребность быть не просто активным членом группы, но и ее со-участником, то есть иметь возможность чувствовать и переживать вместе с группой.

Ребенку при совершении покупки и приобретении какого-либо товара необходим интерес к предмету покупки, то есть товар должен иметь для него положительный эмоциональный заряд. Конечно, немаловажным фактором является наличие значимой информации о товаре, которую ребенок может получить уже из существующего собственного опыта, средств массовой информации или от мнения значимых для него взрослых.

  1. ФОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
  2. Для того чтобы понимать, как учить детей делать покупки, нужно понимать еще одну вещь, о которой говорят психологи.
  3. Поведение детей в сфере потребления может быть активным и пассивным.
  4. Активное потребление проявляется у ребенка тогда, когда он вовлечен в процесс совершения покупок, он знает стоимость и ценность денег, он начинает лучше ориентироваться в современных экономических реальностях, обращает внимание на цену предлагаемого товара, удобство его приобретения, длительность использования и надежность.

Такие дети чаще всего имеют деньги в собственном распоряжении и умеют ставить перед собой цель приобретения понравившейся вещи и способны достаточно долго удерживаться от растрат на приобретение мелких покупок. Как показывают исследования, у таких детей формируется альтруистическое отношение к миру, они учатся выбирать, сравнивать, оценивать, что закладывает фундамент для взрослого развития.

Существует также и другая форма — пассивное поведение. Основное отличие — отсутствие денег в свободном распоряжении и неучастие ребенка в процессе совершения покупки.

Такие дети не стремятся к освоению экономического пространства, плохо ориентируются в социально-экономической реальности. Они плохо ориентируются в ценах, не обращают внимание на качество товара.

При неожиданном получении денег стремятся сиюминутно их потратить на товар личного пользования.

Дети с установкой на пассивное поведение в меньшей степени ориентируется на поведение ближайших значимых взрослых, то есть родителей, примером поведения для них начинают служить другие взрослые, реклама.

Такая форма поведения не является хуже предыдущей, это просто «другая сторона монеты», которую также стоит учитывать родителям, когда они задумываются о том, брать с собой ребенка в магазин или нет, давать ему карманные деньги или нет.

КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ДЕЛАТЬ ПОКУПКИ

Когда родители идут в магазин вместе с ребенком, важно объяснять, что и зачем они покупают, сколько это стоит. Придя домой, можно еще раз обговорить, что было куплено и зачем это необходимо семье, как, кем и когда это используется.

Важно объяснять ребенку ценность денег, откуда они берутся и каким способом достаются родителям. Важно также объяснять и показывать ребенку, что даже от отсутствия денег в семье родители не перестают любить его, принимать и слышать.

Если в семье действительно не хватает денег на приобретение желанной игрушки или какой-то вещи для ребенка, важно говорить про возникающие в связи с этим чувства и ощущения ребенку, грустить о том, что не удается купить то, что он так хочет, и выражать надежду, что в будущем можно понемногу копить, и нужная сумма появится.

Для детей до 7 лет главной формой деятельности является игра. Родители могут сделать детский вариант монополии, с придуманными деньгами и товарами, и играть вместе с ним.

Тогда ребенок будет прислушиваться к их мнению, а не мнению взрослых «с улицы» или рекламы.

Форма экономической игры помогает родителям установить определенные правила взаимодействия с ребенком, в рамках которых ребенок усваивает формы потребления.

В процессе научения ребенка обращению с деньгами начинают формироваться партнерские отношения между ребенком и взрослыми. Но важно помнить, что для ребенка в дошкольном возрасте важна поддержка, принятие и внимание со стороны взрослых.

И давая возможность совершать выбор, родителям нужно не забывать, что ребенок пока только учится этому, и ожидать от него «взрослых» поступков и рациональных, обдуманных решений не стоит.

Важно принимать то, что есть и поддерживать ребенка на каждом шаге, объяснять пользу от того или иного выбора, рассказывать, почему он лучше или хуже.

  • И самое главное: родителям важно помнить, что ребенок, прежде всего, будет усваивать именно родительские правила экономического поведения, родительские установки по отношению к потреблению и «границы» в этом вопросе.
  • Мария Койсина
  • Совместно с Thezis.ru

13 вредных советов, чтобы воспитать ребенка-невротика

Существует немало литературы о методах воспитания детей. В этот раз мы поговорим о том, чего нельзя делать с малышами ни при каких условиях.

AdMe.ru подобрал для вас 13 «советов», как вести себя с ребенком так, чтобы он точно стал невротиком.

Ставьте своему малышу недостижимые цели. Например, ваш 2-летний ребенок должен отличать Баха от Вивальди, 3-летний — знать наизусть хотя бы основные стихи Есенина, 5-летний — разбираться в истории Древней Греции, 10-летний — понять принципы формирования банковских моделей, 12-летний — определиться со своими жизненными планами.

Старайтесь ни на секунду не упускать его из поля зрения. Активно переживайте по каждому пустяку — пусть ваша тревога передается и ему. Следите за тем, чтобы у ребенка не появилось чувство безопасности, иначе ему будет сложно доверять мошенникам и подлецам в будущем.

Научитесь правильно разговаривать с ребенком. Обязательные составляющие любого предложения: «Ты всегда…», «Ты никогда…», «Все, кроме тебя…», «Ты постоянно…».

Удачный вариант: «Все, кроме тебя, уже давно переоделись! Ты всегда самый медленный!» Постоянно комментируйте все его действия, используя «У тебя не получится», «Сиди ровно», «Давай я сам», «Не бегай», «Тебе в руки нельзя ничего дать».

Не может же нормальный человек 2 часа подряд складывать пирамидку из кубиков! Сейчас для него есть более важная задача — изучение латыни и правил поведения за столом.

Ребенок должен знать, что доверять нельзя никому. Активно выясняйте отношения со своим партнером в присутствии ребенка. Пусть он будет осведомлен и принимает участие в ваших проблемах с самого детства.

Чаще идите на компромиссы. Не хочет спать — разрешите играть до утра, не хочет вставать в школу — не будите. Чем меньше он будет адаптироваться в обществе, тем больше будет связан с вами. А вы то уж сделаете из него настоящего невротика!

Соглашайтесь на шантаж. Если ваш ребенок плачет и просит купить игрушку — купите. Последовательно уступая слезам, вы достигнете максимальной амплитуды истерик, о которой и не мечтали!

Кричите, чтобы важная информация точно записалась в голове у ребенка. Бейте его по рукам, попе, давайте ему подзатыльники. Это поможет относиться к насилию как к норме и спокойно выдерживать издевательства в будущем. Так он будет готов ко встрече с полицией, службе в армии и общению с надоедливым одноклассником.

Говорите о ребенке плохо — без него и особенно при нем. Что важно: никогда не хвалите его. Рассказывайте всем смешные истории из его жизни, задавайте унизительные вопросы. Выставляйте напоказ его ошибки и подчеркивайте его ничтожность. Почаще спрашивайте «Почему ты такой жирный?», «В кого у тебя эти крысиные зубы?».

Постоянно напоминайте ему, что он хуже других детей в детском саду или школе. Говорите, что он не такой ловкий, не такой худой или толстый, не такой умный, просто — не такой. Пусть с пеленок усвоит, что никогда не станет лучше других.

Объясните ему разницу между мальчиками и девочками: девочки скромные и аккуратные, любят посплетничать; мальчики — жесткие и никогда не плачут. Пусть сын сразу учится скрывать свои эмоции, а затем срывать их на окружающих. А дочь начинает изучать искусство обольщения, чтобы получать желаемое.

Начните со страшных животных, перейдите на ведьм и привидения. Позже добавьте полицейских, докторов и злых соседей. Говорите о тех, кто «придет и заберет» его. Высмеивайте его страхи, ведь они не имеют никакой значимости по сравнению с вашими.

© Sabelskaya, © Sabelskaya, © Sabelskaya

Аргументируйте тем, что он еще слишком мал, а все узнает, когда подрастет. Пусть знает, что есть сложные и непостижимые вопросы, в которые посвящены все, кроме него. В будущем это вам даст возможность подколоть ваше чадо на элементарном вопросе.

Ребенок подражает. Ваш собственный невроз — залог успешного формирования его невроза. Побольше истерик, страданий, чувства вины, и вы удивитесь, как быстро будет достигнута ваша благородная цель!

Фото на превью indomercy2012, indomercy2012, SlipFloat

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector