Воспитание финансиста с пеленок – вклад в благополучное будущее

В России с советских времен считалось, что для детей главное дело жизни — учиться, а зарабатывать деньги — удел взрослых. Однако сегодняшние родители начинают беспокоиться о финансовом благополучии своего чада едва ли не с пеленок и хотят, чтобы дети были финансово грамотными.

Мария Хованская. Фото Олег Харсеев

«Сыну было шесть лет, когда я объяснила ему, откуда берутся деньги. Он просил в магазине игрушку или конфету, а я говорила, что денег нет,— рассказывает гендиректор марки L'Oreal Paris в России Анна Чокина.— Он спрашивал, где деньги можно найти.

А я объясняла, что их зарабатывают: люди ходят на работу, занимаются любимым делом, и им за это платят». Когда мальчик это усвоил, ему стали давать дома простые поручения и платить небольшие суммы за их выполнение. За 50 руб.

загружал и разгружал посудомоечную машину, примерно за те же деньги мыл папин автомобиль.

Анна Чокина признается, что не читала специализированной литературы о финансовом воспитании детей, но руководствовалась интуицией и здравым смыслом. Через полгода ей стали приходить в голову мысли, что платить за выполнение домашних обязанностей, возможно, и неправильно. Хочется воспитать из сына бескорыстного, отзывчивого человека.

В итоге мальчик не получает больше денег за мелкие домашние дела, зато мама стала больше рассказывать ему о стоимости разных товаров и о том, как тратятся деньги. «Однажды он попросил конструктор Lego за 15 тыс. руб.

Но отказался от его покупки, когда я объяснила, что такую же сумму можно заплатить за день каникул в Испании или две зимние куртки».

За широкой родительской спиной

Многие родители сегодня задумываются о том, что детей с малых лет надо учить распоряжаться деньгами, в этом залог их будущего успеха, говорит Наталья Визер, руководитель центра детского и молодежного развития К.О.Т, где работает «Школа Рокфеллера» по обучению детей управлению финансами.

Воспитание финансиста с пеленок – вклад в благополучное будущее

Однако большинство продвигается по пути финансового обучения методом проб и ошибок. Наши дети традиционно поздно включаются в экономические отношения и мало знают о реальной стоимости денег, поясняет бизнес-тренер и специалист по психологии денег Михаил Семенов.

Он говорит, что в современной России дети разве что в 1990 годах рано знакомились с трудовыми и экономическими отношениями: «Сразу после краха Советского Союза люди жили плохо. Поэтому и посылали детей то бутылки собирать, то чужие машины на дороге мыть. Лишь бы в семье лишняя копейка была. Дети рано понимали, как деньги зарабатываются и как они тратятся».

Впрочем, уже в сытых 2000-х все вернулось на круги своя. Дети снова стали меньше работать, больше учиться, и родители взяли все материальные заботы на себя.

«Я, наверное, излишне старалась сделать так, чтобы ребенок как можно дольше не понимал происхождения денег. У него все было, и я не давала ему карманных денег. Он получал определенные суммы только под конкретный запрос.

Например, когда нужно было за что-то заплатить в школе»,— вспоминает Марала Чарыева, исполнительный директор ресторанной сети «Сити Ресторантс» (бренды KFC, Pizza Hut, «Планета Суши»).

Лишь в восьмом классе она завела сыну кредитную карту на карманные расходы.

Будучи уже молодым человеком, сын уехал учиться в Америку. «Первые два года у него были проблемы с составлением бюджета. Мы оплачивали и по-прежнему оплачиваем ему учебу, проживание и страховку на машину. Кроме того, у него на карте всегда есть сумма на мелкие расходы»,— рассказывает Марала Чарыева.

Но путешествовать или развлекаться молодой человек должен за свой счет. И это заставило его искать работу. Как многие американские студенты, он работает официантом. «Правда, в квартире, которую он снимает с двумя молодыми американцами, он единственный получает материальную поддержку от родителей.

Американские студенты обеспечивают себя полностью сами»,— замечает Марала Чарыева.

(% от опрошенных)201420152016
На жвачку, конфеты и другие сладости 53,8 56,1 45,6
На газировку, соки и другие напитки 44,8 42 38,3
На мороженое 32,9 40,3 35,5
На чипсы, сухарики и другие несладкиезакуски 38 38,7 30,6
На питание вне дома 31,2 32,8 30,5
На кино, парк и другие развлечения 14,4 13,8 13,3
На оплату мобильного (сотового)телефона 16,8 16 11,6
На игрушки 6,9 5,6 6
На подарки 7 4,5 5,9
На журналы, комиксы 7,4 5,9 4,7
На косметику 4,7 4 4,4
На оплату интернета 6,3 4,8 4,3
На книги 3,2 4,9 3,4
На игры, контент для компьютера,ноутбука 2,5 2,3 3,2
На украшения 4,1 3,6 3
На игры, контент для мобильноготелефона, планшета 3,1 2,2 2,6
На CD, DVD 2,3 2,1 1,2

Источник: Comcon Ipsos. Ежегодно опрашивалось 2800 детей в возрасте от 4 до 15 лет и 2800 женщин, имеющих детей школьного и дошкольного возраста.

Деньги под проценты

На Западе отношения между детьми и родителями куда более прагматичны, чем в России. Мама и папа обязаны накормить, одеть и выучить, а на все остальное дети могут и сами заработать, делится впечатлениями вице-президент по финансам Unilever в Лондоне Татьяна Питкевич.

В Великобритании она живет много лет. Но не устает удивляться тому, что британские родители и дети дают друг другу деньги под проценты. «Для них это органично. Такова их культура.

Но мы-то привыкли, что в семье деньги отдаешь бескорыстно и не ожидаешь, что тебе их вернут»,— говорит она.

Строгое и прагматичное финансовое воспитание подрастающего поколения, безусловно, имеет свои плюсы. В 2015 году американская компания по управлению инвестфондами T. Rowe Price провела седьмое по счету исследование на тему «Родители, дети и деньги».

Исследователи опросили тысячу родителей детей в возрасте от восьми до четырнадцати лет и 881 ребенка того же возраста.

Выяснилось, что 77% американских родителей обсуждают с детьми их будущую карьеру и заработки, 73% включают детей в обсуждение семейного бюджета, 69% рассказывают детям о своих финансовых просчетах и только 32% скрывают от детей правду о своих денежных делах.

В результате большинство детей имеют представление о деньгах и тратах. А 28% и вовсе заявляют, что понимают, как деньгами управлять. Еще 21% американских ребятишек знает, что такое кредиты и кредитная политика.

Однако у такого правильного воспитания детей в духе финансистов есть и обратная сторона, рассуждает Татьяна Питкевич.

В Великобритании она часто сталкивается с родителями, которые в борьбе за финансовую грамотность и самостоятельность отпрысков даже не платят за обучение ребенка в колледже.

«Я часто вижу студентов, которые берут специальные студенческие кредиты, только бы заплатить за обучение. Потом они будут возвращать эти кредиты из собственных зарплат»,— говорит она.

Татьяна Питкевич рассказывает, что собственного сына она не стала воспитывать в британском духе. Мальчик никогда ни в чем не нуждался, ездил с родителями по всему свету, жил в лучших пятизвездных отелях и летал бизнес-классом. Сейчас, будучи молодым человеком, он сам пытается планировать свой бюджет. Не все пока получается, но Татьяна уверена, что он научится.

Книжка или шоколадка

Большинство родителей не осознают, что дети включаются в экономические отношения в самом раннем возрасте. Когда трехлетний малыш прижимает к себе игрушку и кричит «мое», он показывает, что это его собственность, а собственность — понятие экономическое, рассказывает Михаил Семенов. Малыш не понимает, что такое деньги.

Осознание придет только в шесть-семь лет. И тогда надо объяснять, что деньги меняют на товары и удовольствия. А чтобы карман быстро не пустел, деньги нужно правильно тратить. Можно начать с простого — ходить вместе в магазин и показывать ребенку: это бананы, 1 кг стоит 50 руб., а это — хлеб, буханку можно купить за 30 руб.

, рассказывает детский психолог и гештальт-терапевт Мария Койсина.

В этом же возрасте нужно начинать давать карманные деньги, объясняет психолог. Однако дети бросаются покупать всякую ерунду, и родители наблюдают, как на заработанные ими же деньги малыш захламляет дом игрушками из шоколадных яиц, петушками на палочке, которые потом долго никто не ест, или светящимися, якобы волшебными палочками, которые ломаются на следующий день после покупки.

Мария Койсина считает, что излишне контролировать покупки ребенка нельзя. Надо осторожно объяснить: «Ты купил на эти деньги шоколадку, а я бы лучше купил книжку». Наступит момент, когда ребенок станет более разумно относиться к покупкам.

«Нельзя позволять транжирить деньги, ребенка надо ставить перед выбором»,— не соглашается финансовый консультант компании «Личный капитал» Дмитрий Герасименко.

У него трое детей, и он начал их учить разумно тратить деньги в возрасте восьми—десяти лет. «В магазине говорил им: выбирайте, что купить — можно машинку, а можно шоколадку.

Но и то и другое я купить не смогу». Детям приходилось умерять аппетиты.

Когда же им исполнилось по 13 лет, Дмитрий Герасименко провел эксперимент. Он сказал, что отныне выдает детям деньги раз в десять дней. Каждый из них заведет блокнот, в котором будет записывать свои доходы, расходы и остаток.

Эти блокноты дети по истечении десятидневного срока показывали папе. Если ребенок тратил все выделенные ему деньги меньше чем за десять дней, то новую порцию он получал все равно только в оговоренный срок.

«Урок должен быть жестким: потратил деньги, значит, прочувствуй последствия своих действий»,— объясняет эксперт.

Годы201420152016
Родители 93,6 94,6 92,6
Брат или сестра 4,5 4,1 5,0
Бабушка или дедушка 32,4 34,4 37,0
Другие родственники 7,3 6,4 8,7
Друзья 0,9 1,0 1,6
Заработал(а) сам(а) 4,9 4,7 8,1

Источник: Comcon Ipsos. Ежегодно опрашивалось 2800 детей в возрасте от 4 до 15 лет и 2800 женщин, имеющих детей школьного и дошкольного возраста.

Без риска не обойтись

«Я выросла в Советском Союзе, и родители никогда не обучали меня специально обращению с деньгами. Но когда мне было восемь лет, я неожиданно поразила всех родственников своим правильным отношением к финансам»,— вспоминает Татьяна Питкевич.

Читайте также:  Как лечить насморк малыша: правильные действия родителей

Мать тогда была вынуждена уехать на несколько дней в другой город и оставила восьмилетнюю Таню и ее четырнадцатилетнего брата одних, объяснив, где лежат деньги и сколько они могут потратить. В первый же день брат попытался взять большую сумму на поход в кино — он пригласил в кинозал за свой счет несколько друзей. Но Таня ему столько маминых денег не дала.

Она разлиновала тетрадку, расписала их траты на каждый день и потом выдавала брату деньги порциями, чтобы он не потратил все до приезда мамы.

Есть дети, которые от природы одарены финансовым чутьем: они умеют экономить, рассчитывать и правильно тратить деньги, соглашается владелица и председатель совета директоров «Конфаэль» Ирина Эльдарханова. Обучение своих детей финансовой грамоте она начинала в свое время именно с проверки их характеров.

Один ее сын тратил все деньги сразу, Ирина Эльдарханова неоднократно рассказывала ему, как планировать бюджет, но объяснения не всегда помогали.

А спустя много лет узнала: когда дети учились в Великобритании, они быстро потратили все имевшиеся у них деньги, но побоялись в этом признаться и зарабатывали на жизнь мойкой машин на улицах Лондона.

Излишне контролировать покупки ребенка нельзя. Надо осторожно объяснить: «Ты купил на эти деньги шоколадку, а я бы лучше купил книжку»

Другой ее сын был экономным, он явно обладал предпринимательскими способностями. В десять лет, не сказав ничего матери, затеял свой бизнес — стал продавать жевательные резинки. А в четырнадцать занялся бизнесом всерьез, открыв студию звукозаписи.

Ирину Эльдарханову выходки сыновей не пугали. Она знала, что у каждого из них свои таланты и со временем они их проявят. «Я давала им всегда на неделю чуть больше денег, чем было нужно. Мне хотелось, чтобы каждый из них использовал деньги так, как подсказывает ему его натура, и учился самостоятельно тратить и сберегать»,— объясняет она.

Когда у ребенка в кармане много денег, есть риск, что он их потратит неправильно. Ирина Эльдарханова знала, что ее политика себя оправдает. Совершая ошибки, а потом исправляя их, сыновья предпринимательницы многому научились. Сейчас, будучи взрослыми людьми, они помогают матери вести бизнес.

Вклад в семейный бюджет

Не стоит отговаривать подростка, который в 12-13 лет выражает желание самостоятельно зарабатывать деньги, полагает владелица компании по промышленной оптимизации «ЛюдиPeople» Виктория Петрова.

Ее сын пошел работать в 13 лет. «Он воспитывался в полном достатке и не собирался с помощью работы копить деньги на какие-нибудь модные покупки.

Он гордился тем, что вносит вклад в семейный бюджет»,— рассказывает госпожа Петрова.

Мальчик из обеспеченной семьи выбрал не самый простой путь: сначала работал грузчиком, потом устроился на стройку. «Мы так его воспитали»,— признается Виктория Петрова.

В прошлом топ-менеджер таких крупных компаний, как «Русал» и «Базэл-Аэро», она много рассказывала сыну о работе в больших корпорациях. А отец-предприниматель объяснял сыну, как вести собственный бизнес. «Но мы всегда подчеркивали: не важно, кем ты работаешь.

Главное — ты сам себя обеспечиваешь и ни от кого финансово не зависишь»,— рассказывает она.

Воспитание финансиста с пеленок – вклад в благополучное будущее

В России сегодня 76% подростков задумываются о том, как заработать деньги на свои потребности, выяснил психолог Денис Ярцев, написавший диссертацию об особенностях социализации современного подростка. Однако на сегодняшний день только 28% учеников десятых и одиннадцатых классов зарабатывают самостоятельно деньги.

Виктория Петрова говорит, что работа в раннем возрасте не только не помешала сыну получить высшее образование, но, наоборот, подтолкнула его к этому. Начав работать в 13 лет, он потом проводил на работе все летние каникулы. На заработанные самостоятельно деньги молодой человек выучил японский язык и сейчас работает в подразделении одной крупной российской компании в Японии.

Как не воспитать скрягу

Случается, что попытки воспитать в ребенке финансовую независимость приводят к неожиданным результатам — вчерашний ангелочек становится жадным и скаредным. Он все мерит деньгами, говорит Михаил Семенов и добавляет: родителям стоит задуматься, что они делали не так.

«Я бы, возможно, не стала платить ребенку за домашние дела. Эффект может быть непредсказуемым. И не только потому, что к родным надо относиться бескорыстно»,— размышляет Мария Койсина. Современные дети проводят мало времени дома с родителями. У них нет возможности поучиться у взрослых домашней работе, и им зачастую не объясняют, что их долг — вносить посильный вклад в домашний быт семьи.

В один прекрасный день родители, устав выполнять все сами, дают ребенку деньги и говорят: «Делай!» Ребенок уныло бредет на кухню мыть посуду и усваивает урок: за деньги можно заниматься и неприятным делом, главное, чтобы заплатили.

Не стоит платить и за хорошие оценки в школе, полагает Михаил Семенов. Цель обучения — получение знаний, а оценки — лишь показатель того, как ребенок выполняет требования учителей. Стоит начать платить за оценки, как у ребенка произойдет смещение ценностей. Он будет учиться не ради знаний, а ради оценок.

Помощь профессионалов

Не все родители пока самостоятельно справляются с финансовым воспитанием своих отпрысков. Многие обращаются за помощью к профессионалам. «Наши клиенты сами попросили нас ввести финансовую игру для детей девяти—одиннадцати лет»,— рассказывает Наталья Визер из московского центра К.О.Т.

Теперь в центре регулярно проходит тренинг-игра «Денежный поток: учимся обращаться с деньгами» для детей 9-11 лет. В ней принимают участие четыре—шесть детей за раз, а нередко желающих набирается еще больше. На занятиях детям рассказывают, какие бывают статьи доходов и расходов и чем пассивный доход отличается от активного.

Потом ребятам предлагают инвестировать игрушечные деньги. «Дети начинают понимать, что заработанные деньги можно не просто сложить в карман. Их можно вложить в какие-то проекты»,— рассказывает Наталья Визер. Она добавляет, что в центре есть более подробный и углубленный курс финансовой грамоты для детей постарше.

В «Школе Рокфеллера» подростки учатся около полутора месяцев.

По мнению Натальи Визер, подобные финансовые курсы для детей все больше входят в моду потому, что родители обеспокоены сегодня финансовым будущим своих детей. Они хотят научить их зарабатывать деньги и распоряжаться своими капиталами с умом.

На биржу с пеленок: как учить детей финансовой грамотности с помощью технологий?

Воспитание финансиста с пеленок – вклад в благополучное будущее Фото Liam Norris / Getty Images В США и Европе образовательные приложения, которые помогают детям с пяти лет освоить экономику и финансы, уже зарабатывают миллиарды долларов в год

Деньги на мелкие расходы получают около 78% школьников. Если подросток не имеет возможности получать доход из других источников — например, благодаря подработкам или стипендии, то практические навыки обращения с деньгами он будет наращивать уже после достижения трудоспособного возраста. Но позднее знакомство с деньгами может стать причиной высокорискового поведения и снижения благосостояния в будущем, поэтому знакомство с полем финансовых возможностей, рисков и стратегий лучше не откладывать на «18+».  

В среднем, через детский карман проходит 400 рублей за неделю. Дети с большим удовольствием «проедают» их — конфеты, мороженое, чипсы.

На питание в школе уходит половина — 200 рублей, траты на мобильную связь, кино и подарки уступают в популярности.

При этом только треть опрошенных родителей (33%) регулярно обсуждает с детьми вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами, время от времени это делает 29% участников иисследования НАФИ.

Как следствие — дети и подростки знают о финансовых продуктах и услугах или совсем ничего, или очень поверхностно.

Они чаще всего не представляют, как работают сберегательные, страховые и инвестиционные инструменты, чуть выше уровень осведомленности о карточных и кредитных продуктах. При этом представления детей о различиях и функциях таких продуктов, как правило, являются ошибочными.

Даже подростки постарше (15-17 лет) достаточно плохо понимают, как устроена финансовая система страны, несмотря на профильные предметы школьной программы. В таких условиях дети усваивают убеждения и установки (негативное отношение к кредитованию, картам и т.д.

), которые в будущем могут стать для них барьером на пути разумного пользования этими финансовыми сервисами и продуктами — индивидуальному финансовому благополучию.

При невысоком уровне финансовой грамотности, несовершеннолетние дети и подростки активно пользуются деньгами, в том числе онлайн.

Техническая грамотность позволяет активно использовать безналичные способы оплаты, но отсутствие базовых правил персональной бухгалтерии может привести к формированию дефицитных стратегий управления личным бюджетом.

Именно современные технологии, с которыми подростки на короткой ноге, могут упростить обучение финансовой грамотности и сделать этот процесс игровым, понятным и увлекательным.

Как учить и учиться финансам

В большинстве стран мира есть госинициативы по повышению финансовой грамотности населения, не исключением является и Россия. У нас действует Национальная Стратегия, которую координирует Министерство Финансов РФ и Координационный межведомственный комитет при Банке России.

На сайте Стратегии, конечно, много материалов, но помочь разобраться в конкретных финансовых инструментах они не помогут, тем более, детям и подросткам. Ребенка можно водить на открытые лекции и другие тематические события — некоторые некоммерческие организации, которые работают с финансовой грамотностью, и крупные бизнес-компании устраивают подобные образовательные практики.

Например, QIWI регулярно организует экскурсии, проектные занятия и специальные программы для детских лагерей.

Если идти никуда не хочется, да и времени на это нет, то помогут книги. В последние несколько лет в России вышло сразу несколько книг, и переводных, и отечественных. Для детей от 5-7 лет — «Финансовая грамотность для детей и подростков» Н.

Смирновой, для среднего и старшего школьного возраста, — «Юный инвестор», К. Бейтмана. Авторы книг — как правило, специалисты финансового рынка, независимые советники или сотрудники финансовых организаций, но попадаются книги и бизнес-тренеров.

Читайте также:  Заметка для родителей: аномалии отдельных зубов у детей

Переиздают классические труды Р. Кийосаки.

С книгами всё хорошо, но этим форматом современных детей уже не удивишь, скорее, мобильными приложениями, играми или веб-сервисами.

Кстати, предложений среди разработчиков игровых механик очень много, особенно популярны сюжетные игры в духе фермы, такие как «Мой ресторан» или «Я – продавец».

Эти симуляторы не имеют большой методической ценности, но они знакомят ребенка с основами и делают это довольно рано —дети увлекаются играми с 6 лет. Есть игры, в основе которых лежат навыки из реальной повседневной жизни (например, веб-игра ЖЭКА).

Игры и приложения для финансового воспитания

Обучающие симуляторы предлагают в формате игры попробовать себя в той или иной роли. Например, почувствовать себя инвестором поможет приложение investbattle, попробовать оплатить ЖКХ, как взрослый, можно в игре ЖЭКА. Обучающие игры помогают изучить финансы — ответить на вопрос или разгадать ребус.

Они помогут узнать много нового, но не выработают практических навыков. Например, игра «Финансовый футбол» проверяет знания игрока в области управления личными финансами по мере того, как он двигается к воротам противника, чтобы забить гол. Словари и справочники объясняют основные финансовые термины.

Этот формат — следующая ступень после книг с ровно тем же контентом.

Ориентированным на приобретение практических навыков является формат мобильного приложения. Здесь ребенок не только получает необходимые знания, но и использует их на практике.

У юного пользователя воспитываются правильные привычки: экономность, обдуманное потребление, финансовое планирование, постановка целей и т.д.

Детям, знакомым с такими приложениями, проще говорить со взрослыми на одном языке и понять, зачем мама и папа работают.  

В мире приложения по обучению финансовой грамотности и накоплению очень развиты. Например, в США очень популярно SmartyPig, ориентированное и на детей, и на взрослых. Оборот приложения — $5 млрд., копилке SmartyPig пользователи уже доверили $180 млн.

При этом потребность в обучении финансам детей в Америке ниже, чем в России, так как уровень финансовой грамотности там выше, чем у нас, хотя штаты не на верхней позиции по этому показателю, да и вообще весьма консервативны в плане финансов.

Многие относят это к пережитку текущих кризисов.

Прорывной страной в этой области является Сингапур. Там банки начинают работать с детьми с пяти лет, сопровождая его на всем жизненном пути. Как минимум 6 банков в этой стране предлагают счета для детей. При этом открыть его можно как онлайн, так и при личном визите ребенка в отделение банка.

Это позволяет ребенку стать полноценным пользователем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым воспитывая финансовую дисциплину и самостоятельность. Минимальный размер депозита для этой возрастной категории составляет от $1 до $5.

Чаще всего счета детей и депозиты застрахованы. Правда, процентная ставка по таким счетам ниже, чем у обычных, и в среднем равна 0.1% -0.3%. Иногда проводят специальные акции, благодаря которым дети могут получить процентную ставку до 2%.

Но в среднем низкие ставки обусловлены большими издержками обслуживания счетов. Помимо этого, переводы между счетами детей и родителей в одном банке осуществляются бесплатно.

Обслуживание счета составляет $1-2 и становится вообще бесплатным при достижении определенной суммы на счете (например, $500). Правда, некоторые банки не зарабатывают деньги за обслуживание, уменьшая деньги на остаток по счету. 

В российском контексте к категории практических относятся приложения, которые позволяют ставить цели, а родителям поощрять их выполнение. За успешное и своевременное выполнение задач в виртуальную копилку ребенка начисляются баллы: смайлы, звезды, совы, дублоны и прочее.

Сколько баллов и за какие достижения — решается на семейном совете вместе с ребенком. То, во что превратятся баллы, в живые деньги, конкретный подарок или нематериальное вознаграждение, опять же, решает вся семья, исходя из материального положения и подходов к воспитанию.

Изначально, такие приложения предполагали только денежную мотивацию, но со временем выяснилось, что у этого подхода к воспитанию есть большие педагогические трудности, поэтому разработчики подключили нематериальные стимулы.

О своей готовности создать подобные приложения заявили многие банки, и, скорее всего, в ближайшее время мы увидим подобные решения от Сбербанка, Тинькофф и других.

Как воспитать в ребенке грамотного финансиста? Что может стать стартапом?

Воспитание финансиста с пеленок – вклад в благополучное будущее

Блог

20 ноября 2018

Как воспитать в ребенке грамотного финансиста? Что может стать стартапом?

О чем сегодня хочется поговорить? О насущном и важном – о финансовом ликбезе наших детей!

Сначала поделюсь своим не таким уж великим опытом, а потом раскрою все карты – предложения, лояльность и авторитетность которых я оценила.

Итак, мои пять копеек в вопросе финансового ликбеза ребенка.

Все началось с подарков на детские праздники. Какие подарки на Дни рождения ребенка и другие значимые праздники приветствуются в вашей семье? В моей приходится говорить о двойных стандартах. Они (имею в виду двойные стандарты) возникли ненамеренно, все произошло как-то само собой.

Мы (супруг и я, а по неформальной «должности» – мама и папа) спрашиваем у сына, что бы он хотел увидеть в качестве подарка.

Следует отметить, что ребенок с младых ногтей проявляет завидную практичность и деликатность – его идеи никогда не были чересчур разорительны для семейного бюджета и отлично вписывались в наше родительское понимание хорошего подарка для ребенка. Справедливости ради добавлю, что к его пожеланию мы всегда добавляли сюрприз от себя.

А старшее поколение – бабушки и дедушки – пошли по другому пути. Они не стали себя, вполне справедливо, обременять излишними хлопотами и дарили деньги, которые по замыслу должны были потратиться на заветные хотелки ребенка.

Вы, наверное, задаетесь вопросом: «При чем здесь двойные стандарты?» Как говорится, элементарно, Уотсон! С одной стороны, мы воспитывали в ребенке самоценность внимания и значимость подарка как такового. С другой стороны, деньги – никак нельзя назвать духовным подарком.

Многие даже считают, что дарить деньги – это плохой тон, потому что тем самым в финансовом эквиваленте измеряются внимание и любовь.

Сошлись на своеобразном паритете: никто не хочет получить антипочетный титул Мистер или Миссис бесполезный подарок, а значит выбранный старшим поколением способ имеет место быть!

Как формировались финансы ребенка. Видимо, мы неплохие родители и могли осуществлять различные разумные хотелки сына без необходимости обращения к подаренным бабушками и дедушками деньгам. Все эти практичные «подарки» от старшего поколения постепенно оседали у сына в жестяной коробке из-под печенья. Со временем накопилась вполне серьезная для ребенка сумма.

Сразу же отмечу, что понятие «карманные деньги у ребенка» в нашей семье присутствует. Мы регулярно ему выдаем небольшие деньги на повседневные покупки. Это тоже способствовало оседанию купюр различного номинала, подаренных бабушками и дедушками, в банке-копилке.

«У меня много денег! Хочу еще больше!» И вот тут начинается самое интересное. К тому моменту, когда собранная сумма, по мнению ребенка, стала вполне впечатляющей, сын пошел во второй класс.

Вполне уже здравомыслящий «юноша»! На этом этапе он, видимо, стал задумываться, как улучшить свои вложения, потому что однажды вечером за семейным ужином обратился к нам с супругом с просьбой помочь ему в прямом смысле вырастить капитал.

И сам же предложил один из вариантов – вложить накопления в какой-нибудь банк под приемлемый процент.

«Хочешь вырастить деньги?! Узнай как». Мы всей семьей посмотрели в интернете рейтинги российских банков. Не подумайте, что мы с супругом не ориентировались в этом вопросе, было важно, чтобы ребенок понимал, необходимость ознакомления с рейтингами и тем, как он может изучить этот вопрос. Затем проанализировали предложения по вкладам самых надежных по рейтингам банков.

Что такое «семейный» банк и почему это никогда не станет очередной аферой. И только после этого мы предложили сыну иной надежный вариант вложения его капитала. Он ссужает деньги нам, а мы выполняем все обязательства. Так родилась идея семейного «банка».

Финансовый семейный ликбез. Мы организовали свой семейный «банк» на следующих условиях:

— он вкладывает деньги в семейный «банк» — то есть они идут на разумные и долгосрочные нужды семьи;

— мы с супругом выдаем расписку о том, что взяли деньги от сына в таком-то размере во временное пользование. Сразу же оговорили сыну, что в любых денежных расписках должны быть прописаны следующие пункты: кому и кто дает деньги в долг, сумма в цифровых и словесных обозначениях и срок возврата долга.

Пояснили, что расписка должна быть подписана обеими сторонами, особенно тем лицом, которое берет деньги в долг. Обозначили, что это его гарант грамотного решения вопроса при любом раскладе.

Зачем такие сложности? Чтобы в дальнейшем наш ребенок не стал жертвой афер, в том числе и из серии финансовых пирамид;

  • — в любое время он может попросить свой капитал назад, и семейный «банк» обязуется вернуть ему финансы в полном объеме сразу по требованию;
  • — каждый год в один и тот же оговоренный на семейном совете день мы «начисляем» сыну проценты по вкладу. Сразу же отметим, что эти проценты превышают лучшие предложения от реальных финансово-кредитных организаций;
  • — он может начисленные проценты либо потратить по собственному усмотрению, или капитализировать.

Как это работает. Стоит ли говорить, что семейный договор действует уже третий год и за это время сын ни разу не потратил начисленные ему проценту по «вкладу». Он продолжает растить свой капитал!

Главное условие семейного «банка» — безукоризненное исполнение пунктов договора. Ребенок не должен даже засомневаться в честности договора, не говоря уж о том, чтобы чувствовать себя в чем-то обманутым.

Читайте также:  Какое лекарство дать ребенку от аллергии

Также мы понимали тонкую грань между доверием и доверчивостью. В ребенке нужно воспитывать финансовую грамотность и ответственность.

И еще одно дополнение! Деньги сына с самого начала мы разделили на 3 части: одну часть оставили в рублях, остальные две части пропорционально перевели в валюту.

За 3 года мы один раз воспользовались рублевой частью «вклада», когда внезапно наш старенький холодильник устал работать и пришлось срочно покупать новый.

Финансовый буфер, созданный из подарков для ребенка, очень помог в критический момент. Так что, да! Все участники семейного «банка» остаются в выигрыше! Кроме того, эта идея оказалась прекрасным финансово дисциплинирующим фактором для нас с супругом.

Несколько слов в качестве послесловия. Для детей, которые встали на путь грамотной экономии и совершения выгодных сделок, ивановский производитель «Ивашка» подготовил однозначно модные новинки по отличным ценам!

И теперь главное послесловие, то есть анонсирование! Какие есть предложения от серьезных финансово-кредитных организаций? Что дают банковские карты для детей? Поговорим об этом в следующем материале.

Финансовое воспитание: 7 правил, чтобы вырастить независимых детей

Всё зависит от возраста ребёнка.

В начальной школе, когда ребенок обычно не гуляет один по улицам и не живёт относительно самостоятельной жизнью, личные деньги, как правило, не нужны: их просто некуда тратить.

Особенно сейчас, когда в школах введены карточки и прочие инновации. А вот в более старших классах правильно, когда у ребёнка есть свои деньги, — так он будет учиться ими распоряжаться. 

Уже с 10–11 лет можно выдавать ребёнку деньги на неделю вперёд. Так, если бюджет — 200 ₽ в день, давайте сразу 1000 ₽ на неделю. Тогда ребёнок будет учиться тратить понемногу, исходя из конкретных потребностей. При этом не стоит ругать ребёнка, если он сразу же в понедельник потратит весь недельный запас. Это его выбор и важный урок.

При этом не стоит жалеть чадо и тут же снова давать деньги на оставшиеся до конца недели дни. Эта ситуация ничему его не научит. Он будет знать, что мама или папа всегда выдадут финансы снова, поэтому зачем учиться их тратить, планировать свои расходы? 

Очень важно такие уроки проходить в детском возрасте, а не в 20–25 лет. Грустно, когда взрослый человек тратит всю зарплату в один день. Чтобы этого не случалось, надо вовремя учиться распределять финансы.

Мама не должна всю жизнь приходить на помощь, иначе даже выросший ребёнок так никогда и не повзрослеет, и это станет большой проблемой. 

 

2. Держать ребёнка в курсе бытовых вопросов

Ребёнку уже с детсадовского возраста полезно рассказывать о том, что у родителей есть обязательства.

Даже дошкольнику нужно объяснять, что вы сейчас не можете купить сотую игрушку, потому что сперва нужно заплатить за квартиру, за свет, за телефон и интернет, купить продукты.

Таким образом мы показываем ребёнку, что есть обязательные, необходимые, первостепенные траты, а потом уже — все остальные. 

Можно познакомить малыша с понятием приоритета: игрушечная машинка — не приоритет, а электричество и вода в квартире, чтобы он смог посмотреть мультики, помыть руки, — да. Эти вещи нужно проговаривать дошкольнику именно на таком, доступном уровне. 

Можно рассказывать ребёнку и о том, что у вас, например, есть ипотека. Объяснить, что определённую часть нашей зарплаты мы сейчас должны отдавать банку за квартиру. И мы не можем не отдать эти деньги, потому что иначе банк захочет нас выселить из квартиры. Это нужно проговаривать, чтобы ребёнок не жил в иллюзиях о том, что деньги появляются сами по себе. 

При этом существует важная грань. Не стоит подавать бытовые вопросы как проблемы. Нельзя говорить: «Вот мы свозили тебя на море, а теперь у нас есть кредит». Это исключительно проблема родителей, и не нужно вешать такой груз ответственности на малыша. Иначе у него могут появиться негативные денежные установки. 

В более старшем возрасте правильно поддержать ребёнка, если он захочет сам зарабатывать. Например, в 14 лет он может начать разносить газеты или выгуливать собак. Но ни в коем случае не надо говорить ему, чтобы он тоже часть своих денег отдавал на погашение ипотеки. Это обязательство родителей, а не его. Не ребёнок брал ипотеку, а вы! 

 

3. Не платить за хорошие оценки и/или работу по дому

У каждого из нас в семье есть свои дела и обязанности. Маме никто не платит за готовку, а папе — за то, что он, например, прибьёт дома полки или вынесет мусор. И если родители просят ребёнка сделать уборку в своей комнате — это его обязанность. Это труд во благо внутри семьи, и такой труд не должен оплачиваться деньгами. 

А вот за труд вне семьи вполне можно и даже нужно платить. Например, за выгул своего домашнего питомца платить не надо, а за выгул соседской собаки — обязательно. Ведь это не внутрисемейная обязанность ребёнка, а подработка. 

Есть родители, которым оплата подобного труда кажется «стыдной», и они предлагают ребёнку сделать это бесплатно. Такой подход может привести к тому, что во взрослой жизни ребёнку так же будет «стыдно» брать деньги за любую свою работу. Разве мы хотели бы этого?

Что касается оценок — первое время родителям кажется, что оплата за них работает и мотивирует.

Если ребёнок учился плохо и тут вдруг ему начали платить за хорошие оценки, его энтузиазм сначала повысится, он начнёт стараться, чтобы заработать.

Но как только у него появятся первые трудности и проблемы в учёбе (ведь не всем легко даются абсолютно все предметы), он просто отчается, система оплаты за оценки приведёт его в тупик. 

Если вы платите по факту, например, за «пятёрку» — 100 ₽, а за «тройку» — минус 100 ₽, то ребёнок будет чувствовать, что не имеет права на ошибку. Это вызовет стресс. И в какой-то момент его мотивация рухнет — он снова перестанет хорошо учиться.

Если вы очень хотите платить ребёнку за оценки, правильнее будет ввести что-то вроде стипендии. То есть поощрять ребёнка финансово не за каждую оценку отдельно, а только по итогам длительного времени — полугодия или года. В такой ситуации у ребёнка будет пространство для манёвра: если он получит плохую оценку, у него есть время постараться исправить её. 

 

4. Обсуждать с ребёнком финансовые аспекты, встречающиеся в сказках, фольклоре

Если ребёнок рассказывает вам что-то вроде: «Мама, смотри, как классно! Вот Емеля лежал на печи, ничего не делал, потом пошёл, случайно поймал волшебную щуку, и она исполнила все желания!», — стоит поговорить с ним об этом.

Объясните, что это всего лишь сказка, не имеющая отношения к жизни. Предложите ребёнку обратить внимание на реальных людей, друзей и знакомых, которые финансово успешны, но при этом много работают.

Таким примером могут быть родители или знакомые.  

В средней школе ребёнку уже можно объяснить, почему вообще сочинялись такие сказки. Их придумывал народ, а люди тогда жили бедно и плохо. При этом богачи считались эксплуататорами, то есть были отрицательными героями, которые несправедливо получили своё богатство.

Поэтому сказки сочинялись исходя из той текущей жизни простых крестьян: «Вот мы сидим, последнюю репу доедаем, а как было бы классно, чтобы приплыла щука и исполнила все наши желания!» Это просто фольклор, и он не имеет отношения к нашей современной жизни.

Сейчас мы живём в обществе, где хорошо настроены социальные лифты, где нужно стараться, работать, развиваться — и можно добиться успеха, даже будучи выходцем из очень бедной семьи.

Вот об этом и нужно рассказывать детям, ориентировать их на получение знаний, на успешную работу. 

 

5. Не мотивировать деньгами отказ от вредных привычек у подростков

Эту идею можно перевести во взрослую жизнь: представьте, что вам будут платить за то, чтобы вы не курили.

Это сработает? Вы не будете курить не потому, что это вредно и плохо и вы сами этого не хотите, а потому, что вам за это платят? Конечно, нет! При отказе от вредных привычек важна исключительно внутренняя мотивация.

Человек должен понимать, почему от чего-то стоит отказаться, и причиной отказа не может быть денежное вознаграждение.

 

6. Покупать подросшим детям недвижимость как стартовую площадку

Если у родителей есть возможность, то можно приобрести для ребёнка «однушку» на окраине города или в пригороде. Со временем ему захочется большего. А эта квартира в итоге может стать стартовым капиталом для вложения в жильё покомфортнее. 

Еще неплохой вариант — помочь ребёнку с первоначальным взносом по ипотеке, если он попросит об этом. 

Многие родители мечтают сразу обеспечить ребёнка хорошим престижным жильём и дорогой машиной. Но тут возникает вопрос: а не лишат ли такие дорогие подарки мотивации в будущем? Зачем развиваться, стараться, если и так всё есть? К сожалению, таких примеров немало. 

 

7. Помочь получить платное высшее образование

Разумеется, с течением времени в нашей стране всё может сто раз измениться. Кто знает, возможно, система станет такой, что лишь минимальное количество детей будут учиться бесплатно. Поэтому инвестировать в высшее образование детей — это дальновидно и полезно. Родителям стоит задуматься о накоплениях на образование, пока дети маленькие. Чтобы потом не брать кредиты на учёбу.

Если же система образования сильно не изменится и ребёнок сможет поступить на бюджет, родители уж точно найдут, куда потратить накопления.

записала Мария Дергачева, коллажи — Ламия Аль Дари

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector