Воровство среди детей: кто виноват, и что делать?

Об этой проблеме не принято говорить вслух. Родители, узнав, что ребёнок ворует, испытывают смятение, стыд и, конечно же, страх: «В нашей семье никто никогда так не делал», «Что я скажу своим знакомым?», «Мы вырастили преступника!».

Если раньше воровство считалось особенностью детей из неблагополучных семей, то сегодня нередки случаи, когда крадут дети из семей с высоким материальным достатком.

Что стоит за детскими кражами? Почему дети начинают воровать? Как отучить ребёнка брать чужое? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Содержание:

  • Феномен детского воровства
  • Почему дети воруют?
  • Кражи детей разного возраста
    • Дошкольный возраст
    • Школьный возраст
    • Подростковый возраст
  • Ошибки родителей
  • Как правильно реагировать на случаи детского воровства?
    • Если ребёнок принёс домой чужую вещь или игрушку
    • Если ребёнок украл деньги
  • Как отучить ребёнка красть: советы психолога
  • Профилактика детского воровства

Феномен детского воровства

Воровство среди детей: кто виноват, и что делать?

Почти каждый в своей жизни испытывал желание присвоить себе то, что ему не принадлежит. Но в большинстве случаев человека всегда что-то удерживает от этого шага. Что это? Сильные моральные устои? Сила воли? Или, может быть, боязнь наказания за содеянное?

Есть дети, у которых с раннего возраста выработан «иммунитет» против воровства. А для кого-то кража чужих вещей – обыденное явление, за которое ребёнок даже не испытывает чувство стыда.

Психология детского воровства такова, что не всегда действия ребёнка носят криминальный характер. Более того, он может не знать, что совершает плохой поступок. Поэтому прежде чем обвинять ребёнка в преступных наклонностях, сначала нужно выяснить причину, почему сын или дочь стали брать чужое.

Детское воровство. Причины и профилактика

Воровство среди детей: кто виноват, и что делать?

Детское воровство – одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут такое!!! Беспокойство родителей понятно: одни начинают думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным. Другие, столкнувшись с таким поведением, начинают паниковать, подозревая у своего ребёнка наличие «воровских генов» и, как следствие, развитие клептомании.

Сразу оговоримся, что детское воровство, даже если оно частый спутник ребёнка, и клептомания имеют мало общего. Клептомания (от греч. «klepto» – похищаю,»mania» – безумие) – это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом, внезапно возникающем влечении к хищению вещей. Она является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05 % людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте она практически не встречается.

В случае же детского воровства эту крайне неприятную проблему решить можно, и первое, что для этого родителям и педагогам необходимо сделать – это попробовать найти причины воровства ребёнка, а второе – постараться наладить искренние и доверительные отношения с ребенком, способствующие разрешению возникшей ситуации.

Причины детского воровства

Для начала поговорим о возможных причинах детского воровства. Родителям, педагогам необходимо знать: в каждой возрастной группе причины такого поведения детей разные.

Воровство в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты, и если разобраться, то в прямом смысле слова воровством не является. Среди мотивов, толкающих ребёнка на воровство, можно выделить следующие группы, не имеющие под собой никакой криминальной подоплёки:

1. Сильное желание владеть чем-либо (чаще всего, каким-то предметом), с которым несовершеннолетний не в состоянии справиться.

Ребёнок видит у сверстника новую игрушку, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой.

Причина такого поведения кроется в особенностях сознания ребёнка-дошкольника: для него понятия «моё», «твоё», «чужое» абстрактны и поэтому малодоступны. 

Простой пример: 2-3-летний малыш еще не способен понять, что такое собственность, и поэтому уверен, что все в мире «принадлежит» ему, а как следствие этому — на прогулке или в гостях ребенок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку.

Мы не станем называть его вором, а обязательно расскажем, что это игрушка чужая, и поэтому брать ее нельзя. Ребенок сам (без помощи взрослых) не может понять, что чужие вещи брать нехорошо.

Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь. 

2. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина также связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремится тем или иным способом сделать маме приятное – и то, что он поступает неправильно, ему просто не приходит в голову. 

3. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

4. Желание наказать кого-либо или отомстить. 

Третья и четвёртая группы мотивов детского воровства характерны как для старших дошкольников, так и для детей младшего школьного возраста.

Их, хоть и с отрицательной окраской, но можно отнести к социальным мотивам. В 6-7 лет ребёнку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы.

Часто бывает так, что цель, ради которой ребенок ворует, настолько для него важна, что она может затмить страх наказания.

Например, кража для привлечения внимания сверстников: у ребенка не складываются отношения со сверстниками: в детском саду, в школе, во дворе, – и ребенок, не умея сделать по-другому, может, взяв деньги, накупить разных сладостей и угостить всем этим друзей, получив то внимание и признание, которого он так хотел и ждал. В этом случае у родителей и педагогов с ребёнком должен состояться разговор о недопустимости воровства и понятии «собственность», но одного этого будет недостаточно.

Необходимо работать с причиной – а причина здесь в несформированности навыков общения, возможно, в низкой самооценке (то есть получается, что личность ребёнка ценится сверстниками не сама по себе, а только если у нее что-то есть – вот это малышу и нужно объяснить). Также стоит обсудить тему «дружба», поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и т.д. – всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобится, то проиграть с ним соответствующие ситуации.

5.

Следующая причина воровства – желание отомстить кому-либо – может проявляться как во вредительстве («Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил»), так и в стремлении доставить неприятности близким («Мама не купила мне шоколадку, за это я порисую её помадой на стене, пусть попробует в следующий раз не купить!»). То есть и в том и в другом случае ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется, как и в предыдущем случае, с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций. 

6. У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое «хочу!» самому себе твёрдо сказать «нет!».

Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Вот и получается: ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему «хочу» и совершает кражу.

Что делать, если у младшего школьника недостаточно развита воля? Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и достигать их.

Начните с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не меняйте его программу, позвольте ребёнку её реализовать. Это самое ценное качество человека: умение самому поставить себе цель и выполнить ее. 

7. По мере роста и взросления ребенка проблема воровства только усложняется. То, что в раннем детстве – ошибка, случайный эпизод, у подростка (12-15 лет) – уже осознанный шаг, а то и того хуже – вредная привычка.

Но значит ли это, что тринадцатилетний подросток – потерянный человек? Конечно, нельзя оставлять поступки своих учащихся без внимания, но нельзя забывать о том, что мотивы воровства могут быть самыми разными, и прежде чем осуждать ребёнка, постарайтесь понять причины.

Свершившийся факт еще не вина. Ведь нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг.

Родители должны знать, что для подростковой среды очень характерны так называемые «кражи престижа»: ребёнка подначивают сверстники, аргументируя необходимость воровства поддержанием статуса в группе, «на спор». 

Какая бы беда ни случилась с учащимся, главное – не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дайте такой шанс еще раз. Рассмотрим очень показательный пример: А.С.

Макаренко в книге «Педагогическая поэма» рассказывает, как одному из своих воспитанников – прожженному вору и жулику – он доверил получить огромную сумму денег за всю колонию. Он намеренно послал мальчишку за деньгами одного.

Когда, измученный внутренней борьбой и соблазном, тот все-таки принес деньги и попросил их пересчитать, Макаренко ответил: «Зачем? Я тебе верю!». Именно эта вера в ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его, остановит от рокового шага.

Что делать, если ребёнок украл?

Итак, мы обсудили основные причины воровства у детей, а теперь рассмотрим основные правила, которые должен знать каждый родитель: 

• Правило 1: чётко высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (действиям, а не личности!) с конкретным запретом на воровство.

• Правило 2: рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. 

• Правило 3: удержаться от навешивания ярлыков на ребёнка, называя его «воришкой» и пр. Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет, иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности: преподаватель говорит – значит, я действительно такой! 

Читайте также:  Колики у малышей? Есть ответ!

• Правило 4: не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали при всех. Воровство – сор, который не следует выносить из избы. 

• Правило 5: знать о том, что обращение к ребёнку: «Как ты мог?» и подобные являются бесполезными и даже вредными (это правило имеет большую актуальность для родителей дошкольников). 

• Правило 6: избегать сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: «Вот я никогда …». 

• Правило 7: обсуждая случившееся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими. 

• Правило 8: не возвращаться к тому, что произошло (после того, как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании несовершеннолетнего. 

  • • Правило 9: по возможности исключить ситуации, провоцирующие воровство. 
  • Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.
  • Основные ошибки в воспитательном процессе, способные спровоцировать воровство
  • • Отсутствие последовательности в воспитательном процессе: в одной ситуации учащегося наказывают, а в другой «закрывают глаза» на проступок (грозились наказать, но не наказали).
  • • Несогласованность требований взрослых (преподаватель разрешает, а администрация запрещает).

• «Двойная мораль»: действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, что брать чужое нельзя, а сами приносят с работы то, что «плохо лежит». Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа).

• Ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле «кумир семьи»: ребёнок растёт с мыслью, что он самый лучший, он не учится считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы.

Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей «обратную связь»: с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя.

А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их «чудо-ребёнка».

• Тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную оборонительную позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие «уходят в подполье», продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Заключение

В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей и преподавателей по отношению к воровству несовершеннолетних должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых – дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что ребёнку не хватает любви и внимания или у него иная серьезная внутриличностная проблема.

Если же после проведённой работы ребёнок продолжает беспричинное и постоянное воровство, берет все, что «плохо лежит»; часто не помнит, когда и у кого взял вещь; не может объяснить, для чего берет даже то, что ему совсем не нужно (тут же бросая или теряя украденное), одним словом, ворует потому, что не может не воровать, есть необходимость обратиться за консультацией к врачу (психоневрологу). В подобном случае мы можем (хоть и в очень редких случаях) иметь дело с болезнью, а тогда одних воспитательных воздействий будет недостаточно, необходимо соответствующее лечение. 

Будьте внимательны к детям, тогда любая проблема будет вам по плечу. 

Материалы из сети Интернет

Детское воровство. Что делать, если ребенок ворует?

Светлана 14.10.2013 г.

Из родительского кошелька систематически пропадают деньги, а в доме появляются чужие игрушки? Растерянные родители, которые столкнулись с фактами детского воровства, чаще всего оказываются беспомощными в решении этой проблемы. Популярные меры результата не дают, а паника и бессилие лишь нарастают. Почему благополучный, обеспеченный ребенок ворует? Как отучить ребенка воровать? Как вести себя в такой ситуации и не допустить ее повторения? Об этом читайте в нашем материале.

Многие родители не понаслышке знакомы с ситуацией, когда ребенок, обеспеченный абсолютно всем необходимым, совершает воровство. Благополучную семью этот факт серьезно огорчает и озадачивает, вызывает панику, заставляет задуматься о правильности воспитания. Нередко выяснение причин и обстоятельств совершенного поступка сопровождается бурей негативных эмоций: родителям стыдно, они злятся на ребенка, обвиняют себя, опасаются общественного порицания. В воображении встают безрадостные картины будущего ребенка, связанные с клептоманией и криминалом. А ведь от реакции семьи на детский проступок зависит, будет ли ребенок и дальше воровать.  Поэтому предлагаем обойтись без пессимистичных прогнозов, не делать поспешных выводов, а детально обсудить проблему воровства детей: почему они воруют, как поступать в такой ситуации и не допустить ее повторения.

Лучший способ не допустить детского воровства — установить с ребенком искренние и доверительные отношения.

Итак, практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни взял без разрешения чужую вещь. Проще говоря, украл. Назвать точную причину этого поступка очень сложно. И возраст ребенка для грамотной оценки случившегося играет важную роль.   Вряд ли кто-то осмелится назвать вором малыша в возрасте от 2 до 4 лет, у которого понятия «моё» и «чужое» пока еще только формируются. В 4-6 лет у ребенка появляются нравственные привычки, он имеет представление о личной собственности и личном пространстве. Но желания малыша еще крайне импульсивны, они-то нередко и провоцируют совершение ребенком кражи.      Подвижным и возбудимым детям в возрасте 6-7 лет также сложно контролировать свои желания (равно как и спокойно высидеть на уроке, выслушать учителя). Объясняется такое поведение особенностями темперамента, психологическими травмами (проблемами в семье, переездом, началом учебной деятельности) или же серьезными психическими отклонениями.    В 8-11 лет воровство детей чаще всего связано с тем, что волевая сфера у них развита недостаточно. Ребенок хочет обладать какой-либо вещью и справиться с этим соблазном ему не удается. Потом ему будет стыдно за такой поступок, он знает, что воровать нельзя, но своему желанию противопоставить ничего не может.

Подростки в 12-15 лет совершают воровство осознанно, в этом возрасте наличие таких фактов может говорить и о наличии вредной привычки.       

Для решения проблемы важно установить причину детского воровства. Рассмотрим наиболее распространенные из них.  При острой нехватке родительского внимания и любви, отсутствии  понимания и поддержки ребенок начинает воровать как дома, так и вне семьи, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Такое его поведение является безмолвным криком о помощи, местью вечно недовольным родителям.
Если за проступком следует скандал и строгое наказание, ребенок убеждается, что выбранная им стратегия – правильная. Его логика проста: уж лучше пускай наказывают, чем совсем не замечают. В этом случае родителям рекомендуется не заострять внимание на факте детского воровства, а уделять должное внимание ребенку, подчеркивая его значимость в семье и важность положительных поступков.

  • Воровство детей как попытка самоутвердиться

Это тревожный сигнал о психологическом неблагополучии ребенка (как правило, дошкольника или младшего школьника). Часть ребенку бывает сложно завести новых друзей. С помощью различных угощений или красивых вещей он пытается завоевать расположение сверстников. Чаще это происходит, когда в семье ребенок испытывает  дефицит внимания и не ощущает своей значимости. Классическая ситуация: ребенок берет из маминого кошелька деньги, чтобы накупить конфет и раздать их детям взамен на их расположение и дружбу. Такой способ повысить собственную значимость представляется ему единственно возможным.

Решать эту проблему должны родители: повышать самооценку малыша, развивать его способности и таланты, формировать навыки общения с детьми, объяснять, а при необходимости и моделировать наиболее сложные ситуации.           

Ребенка обижали во дворе, долго хвастаясь новой игрушкой? Неудивительно, если малыш принял осознанное решение украсть ее. Его рассуждения просты: меня мальчик побил, а я за это заберу его машинку. Как бороться с воровством детей такого плана? Убеждать и объяснять, как правильно следует вести себя в подобных ситуациях.  

  • Ребенок не различает свои и чужие вещи

Такая ситуация характерна для детей в возрасте от 2 до 4 лет, когда малыш не знает границ между своим и чужим. В этом случае рекомендуется рассказывать, что у ребенка есть своя кроватка, свои игрушки, свои вещи, свой уголок, а также обращать его внимание на переживания хозяина, который остался без любимой игрушки.

  • Неудовлетворенные потребности ребенка

Частое игнорирование родителями потребностей ребенка приводит к нарастанию у него сильного напряжения и тревожности. Желание владеть определенной игрушкой или вещью может быть настолько сильным, что ребенок совершает кражу, не осознавая того. Речь не идет о сиюминутных желаниях, потребность в которых на самом деле отсутствует. Совет родителям: прислушиваться к желаниям ребенка и стараться хотя бы частично их удовлетворять.

  • Отсутствие понимания, что воровать нельзя

Ребенок может совершить воровство из добрых побуждений, решив, к примеру, сделать подарок маме. О том, что так поступать нельзя, он даже не догадывается. Правильно говорить «нет» ребенку непросто, и все же родители должны постараться доступно объяснить это.    

  • Подражание или копирование поведения взрослых

Может быть, в семье с завистью обсуждаются люди, которые зарабатывают на жизнь нечестным путем? Или папа приносит с работы что-либо и радуется, что ему это удалось? Если такие ситуации и разговоры в семье считаются нормальными, не нужно, чтобы ребенок становился их свидетелем.   

  • Вымогательство со стороны детей старшего возраста

Защитить ребенка, пресечь шантаж и запугивание – задача родителей и педагогов.   Среди детей это заболевание, требующее помощи психиатра или психоневролога, встречается крайне редко. Какие родительские ошибки провоцируют воровство детей? Назовем наиболее распространенные их них:

  • в воспитании нет последовательности (за одним проступком следует наказание, а за другим – нет);
  • семья живет по принципу «двойной морали» (родители говорят одно, а поступают по-другому);
  • требования взрослых несогласованны (мама разрешает то, что папа запрещает);
  • ребенок растет в обстановке вседозволенности, превращается родителями в кумира;
  • поведение и действия ребенка находятся под тотальным контролем со стороны родителей.
Читайте также:  Какую профессию выбрать подростку в небольшом городе

Существует несколько общих правил, как следует вести себя родителям, если ребенок совершил воровство.   
Обойдитесь без скандалов и истерик, не применяйте в качестве наказания физическую силу. Ситуация усугубится тем, что ребенок в следующий раз просто спрячет украденное. Дав волю эмоциям, можно раз и навсегда лишить любимого сына или дочь уверенности в себе.   

Важно! Выяснение причин и обстоятельств проступка не должно происходить при посторонних людях! Наедине с ребенком в доброжелательной форме должен состояться доверительный разговор: почему он так поступил, для чего ему нужна эта вещь, кто ее хозяин.  

Дайте понять ребенку, что вы очень огорчены произошедшим (постарайтесь при этом избегать слов «воровство», «кража», «преступление»).  Осуждайте поведение, поступок, действия, а не личность ребенка. Расскажите, как плохо хозяину вещи без нее.   Не обвиняйте ребенка без доказательства его вины! Не вешайте ярлыков! Не сравнивайте его с другими детьми! Не травмируйте необходимостью приносить публичные извинения! Не требуйте клятвенных обещаний больше так не поступать! Не возвращайтесь к проступку, когда ситуация разрешена, не упрекайте ребенка!
Постарайтесь вернуть украденную вещь без свидетелей и разделить ответственность с малышом.  
 
Если  ребенок взял и потратил деньги из семейного бюджета, нужно рассказать, для чего они были предназначены, и ограничить семью на определенный период, например, в покупке сладостей или походах в кино.   

Наконец, найдите истинную, глубинную причину проступка и работайте с ней.

Воровство детей – явление распространенное, возникающее по различным причинам. Реакция и дальнейшее поведение родителей в данном случае играют очень важную роль. Необходимо помнить, что эта ситуация вполне разрешима, и ребенку можно и нужно помочь. А лучшая профилактика детского воровства заключается в полном взаимопонимании, искренних и доверительных отношениях между ребенком и его родителями, гармонии в семье.

Воровство среди детей: кто виноват, и что делать?

Детское воровство: кто виноват и что делать?

  • Сайт Горловской и Славянской епархии
  • Как реагировать на детские кражи и на ком лежит ответственность за них, кому нужно сообщать о таких ситуациях и как предотвратить их повторение.

Некоторое время назад мне написала преподаватель воскресной школы и попросила поднять тему детского воровства. Автор письма рассказала, что об этой проблеме не говорят, но это не мешает ей быть очень распространённой не только в мирской среде, но и в обществе людей православных. Особенно неприятными ей кажутся ситуации, когда родители не реагируют на кражи своих детей, а порой и сами не возвращают взятые на время вещи. Мы поговорили с протоиереем Владимиром Шутовым и попросили его прокомментировать ситуации, описанные в письме.

Нельзя молчать

Я был глубоко поражён фактом, что проблема детского воровства остро стоит не только в обычных школах, но и в школах воскресных.

Представляю, какую боль это приносит родителям и воспитателям, и потому особенно ценно, что они находят силы смело говорить об этом. Ведь если замалчивать проблему, это приведёт только к её усугублению.

Мы будем почивать на лаврах, думая, что у нас всё хорошо — а потом недоумевать, почему вокруг воруют и откуда берутся преступники.

Конечно, ситуация очень тяжёлая, потому что бороться со всем этим злом в глобальных масштабах мы не можем. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: «Для победы над злом нам необходима помощь Божия.

Когда содействует нам эта всесильная помощь, — мы побеждаем; когда она удаляется от нас, — мы побеждаемся».

Но в отдельных случаях, которые возникают непосредственно в нашей юрисдикции, мы должны приложить все усилия, чтобы побороться за души детей и их родителей — и за свои души, не дав им остаться равнодушными.

В основе проблемы — лицемерие и равнодушие

При изучении некоторых случаев детского воровства порой поражает лицемерие взрослых. Именно оно в паре с равнодушием составляет главную причину того, что происходит с детьми.

Если ребёнок совершил кражу, пусть маленькую, а родители не обратили на это внимания или сделали вид, что не заметили совершённого, это очень плохо. Конечно же, детскому воровству нужно противодействовать.

Если родитель обнаружил, что ребёнок так поступил, он должен акцентировать на недопустимости такого поведения и наказать его — чтобы избежать больших ошибок и более сложных ситуаций.

Ребёнок должен понимать, что всё в мире взаимосвязано, и если он кого-то чего-то лишил, то и с ним произойдёт так же. Если он осознает это в детстве, ему будет проще во взрослой жизни.

Возможно, многие родители не согласятся со мной, но мне кажется, что при строгом, но справедливом наказании будет важный результат: ребёнок осознает свой проступок, испытает стыд, а за стыдом может прийти покаянное чувство.

Это как духовная прививка, которую родители делают во избежание серьёзных заболеваний. Она может быть болезненной, как любой укол, но без неё ребёнка ждут большие беды.

Вторая проблема — родители скрывают проступок ребёнка. Я глубоко убеждён, что так поступать нельзя. Дело в том, что совершивший кражу ребёнок зачастую не понимает, что сделал что-то плохое, для него этот поступок морально нейтрален.

Именно родители и их реакция дают ему понять, что он поступил плохо. Это как в ситуации, когда ребёнок произносит плохие слова.

Он услышал их где-то и употребляет, не понимая смысла, и только благодаря негативной реакции взрослых осознаёт, что лучше их не использовать.

Если ребёнок совершил кражу, а родители не отреагировали на это, он будет продолжать. Родители не понимают, что активировали мину замедленного действия. Нужно разъяснять им это. Если это люди верующие, надо обращаться к ним через призму Священного Писания.

Есть заповедь «не кради» — значит, мы как христиане обязаны её выполнять. В жизни святого Ефрема Сирина был случай, когда его обвинили в преступлении, которого он не совершал.

Он сидел в темнице и горевал, и тогда Господь послал к нему ангела, который сказал: «Помнишь, в детстве вы угнали козу у бабушки? Она была вам не нужна, вы загнали её в лес, где её съели волки — и никому не сказали об этом? Теперь тебе придётся расплачиваться за тот поступок».

Детям нужно рассказывать такие случаи, чтобы они с детства понимали, что кража — это зло, это грех, требующий покаяния и исправления.

Как быть преподавателю воскресной школы, если кто-то из учеников ворует?

Нужно непременно на такую ситуацию отреагировать. Прежде всего — уведомить родителей ребёнка. Если они ничего не предпримут, нужно сказать о случившемся кому-то из начальствующих — директору, священнику, настоятелю храма.

Как сказано в Евангелии: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). То есть надо действовать постепенно: сначала поговорить с директором воскресной школы, если не поможет — с настоятелем храма.

Я бы посоветовал поговорить также со своим духовником, чтобы он дал совет, как действовать в такой ситуации. Но я убеждён, что нужно расширять диапазон информирования об этом происшествии, а не замалчивать его.

Возможно, если родители не реагируют на происходящее, духовник даст совет подключить к решению проблемы благочинного или вовлечь неравнодушных прихожан, которые помогут повлиять на ситуацию. Очень горько, если родители покрывают воровство, не стремятся компенсировать пропажи и помочь своему ребёнку исправиться.

Но говорить об этом непременно надо. Не кричать, не ругать ребёнка, а разговаривать с родителями и всеми, кто имеет на него влияние.

Дилемма Раскольникова и современность

Думаю, в воскресной школе непременно нужно провести уроки на тему воровства — не говоря о конкретных поступках и людях, рассказать, к чему приводят кражи и как влияют на человека и его жизнь.

Дело в том, что у нас в обществе не принято говорить о воровстве.

Помните, как Раскольников размышлял: Наполеон убил сотни тысяч людей — и он герой, так что такого, если я убью одну старушку? Это даже не убийство.

Эта ситуация актуальна и для нашего общества: если голодный украдёт хлеб в супермаркете — он преступник, а укравший миллионы — национальный герой. У нас всё перевёрнуто с ног на голову. А ведь прав классик, который сказал: если общественный деятель незаконным путём присвоит капитал и потом частично отдаст его на благо общества, то это не искусный политик, а искусный вор.

У нас такое искусство возносится в подвиг и заслугу — и, конечно, это влияет на детей, потому что при таких взглядах размывается граница между добром и злом.

Как ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, если, что скрывать, даже сами родители порой воруют, и это для них норма? Нет, они не отнимают вещи у людей, но им не зазорно украсть у государства, у подчинённых, у предприятия.

Не только образовывать, но и воспитывать

Ребёнка, не устоявшего перед соблазном взять чужое, можно понять. Такие ситуации были везде и всегда. Но всё-таки раньше детей в этом плане воспитывали намного серьёзнее, чем в наше время.

Читайте также:  Когда и как безболезненно прекратить кормление грудью ночью

Сейчас школа не воспитывает, у неё только образовательная функция, но одно без другого невозможно. В этом вопросе я полностью согласен с Макаренко, который утверждал, что на первом месте должно быть воспитание, а на втором — образование.

Невоспитанный, но высокообразованный человек может принести много бед обществу.

Школа не объясняет детям, что воровать недопустимо. Дома родителям некогда заниматься воспитанием и вести беседы о том, что такое хорошо и что такое плохо. А в некоторых семьях отцы сами нечестно зарабатывают, в итоге далеко не каждый папа может сказать ребёнку, что он свои дом, автомобиль и телефон купил на зарплату. Так чего же мы хотим от детей?

Допустимо ли исключать ребёнка из воскресной школы за воровство?

Я думаю, если такой вопрос будет поднят и предан огласке, всё произойдёт само собой. Хорошо, если родители вникнут в проблему и будут союзниками преподавателей в этом вопросе, тогда ребёнка никто не выгонит, потому что они вместе будут за него бороться. Если же произойдёт конфликт, то родители сами заберут его из воскресной школы.

Я считаю, что ни в коем случае нельзя исключать ребёнка сразу, как только он проштрафился таким образом. Обычно дети этого возраста ещё очень юны для столь сурового наказания.

И поймите, он ведь нигде больше не услышит о том, что ему в воскресной школе говорят.

Я надеюсь, что когда о ситуации узнает настоятель храма, он начнёт молиться об этом ребёнке, и благодаря молитвенной поддержке всё постепенно пойдёт на лад.

Кто на самом деле виноват?

Окружающие ребёнка люди должны обратить внимание прежде всего на себя и задуматься, чем они его спровоцировали. Возможно, не объяснили причин, по которым у него нет той или иной вещи, может быть, проявили жадность по отношению к нему. А может, при распределении средств внутри семьи некоторые её члены — дети — не получили должного финансового внимания.

У нас ведь часто как? Папа может себе позволить потратить часть зарплаты на то, чтобы выпить с друзьями пива, а ребёнок не может себе позволить ничего — он ведь не зарабатывает. И если родители игнорируют его потребности, это ни к чему хорошему не приведёт. Бюджет семьи должен быть распределён между всеми её членами — в том числе и теми, которые пока не могут заработать.

Это важно.

Конечно, многое зависит от того, что за кража случилась: это было впервые — или стало закономерностью? Что именно было украдено? От этого зависит и поведение взрослых, и степень взыскания.

Одно дело, если ребёнок крадёт конфету или апельсин — он может делать это от голода или потому, что просто не видит таких угощений дома. Другое дело — если ребёнок, имеющий телефон, присвоит себе ещё один.

Родители, столкнувшиеся с такой проблемой, должны озадачиться не только вопросом наказания, но прежде всего — выяснения причин воровства.

Статусные вещи в жизни подростка

Родители часто идеализируют своих детей. Им сложно поверить, что их ребёнок может украсть. Тем более сложно поверить в это родителям верующим, которые с пелёнок причащали своих малышей, водили на службы, о которых молились. Но соблазниться может каждый, независимо от уровня церковности семьи.

Ещё очень важно понять следующее: детям, начиная с определённого возраста, важно иметь вещи, которые в их среде считаются статусными. Как правило, это смартфоны, но может быть что-то ещё.

Они очень переживают, когда у них нет того, что есть у всех. Их очень травмируют насмешки из-за старомодной одежды или кнопочного телефона.

Потом они повзрослеют, и им будет важно другое, но в подростковом возрасте важно дать им желаемый гаджет или одежду. Подростки жестоки и встречают по одёжке.

Я знаю ситуацию, когда девочка-подросток уходила из дома и шла гулять, прогуливая школу, потому что была из бедной семьи и стыдилась своего внешнего вида. То, что нам может показаться глупостью, для них — трагедия.

Статус взрослого человека определяется другими вещами, а вот статус ребёнка в круге его общения, к сожалению, зависит от того, есть ли у него телефон.

Так, может быть, стоит услышать его и помочь в этом вопросе?

Стоит ли обращаться в полицию?

Если мы говорим о воскресной школе, я не думаю, что это правильное решение. Всё-таки у нас должны быть другие методы воздействия. Что касается общеобразовательной школы, то здесь важно рассматривать каждый случай индивидуально. И обязательно учитывать, что люди в полиции работают разные.

Мне встречались разные работники органов, и я, основываясь на своём опыте, могу утверждать, что далеко не все способны работать с детьми. Если вам знаком человек образованный, эмоционально выдержанный, неравнодушный — тогда пожалуйста: он, скорее всего, сможет повлиять на ребёнка.

Но такие люди — большая редкость сейчас.

Мы тоже соблазняем

Обсуждая проблему детского воровства, нужно задуматься вот ещё о каком аспекте: не вводим ли мы сами в соблазн малышей, давая своим детям в школу дорогие игрушки и гаджеты, которые мало кто из одноклассников может себе позволить? Думаю, скромность — очень хорошее качество, которое нужно воспитывать и в себе, и в детях.

В этой связи мне вспоминаются дневниковые записи Николая II, которые он делал во время своего обучения. Он писал, что кофе со сливками им давали только по выходным. В обычные дни они пили его с молоком, в постные дни — без добавок.

Понятно, что будущий император пил кофе со сливками два раза в неделю не потому, что их у него не было, а потому, что его воспитывали как человека, который должен думать о других людях. Это хороший урок всем нам.

Да, некоторые могут многое себе позволить. Но надо задумываться, как наши поступки в связи с этим могут повлиять на окружающий мир. Если они родят соблазн — вспомните, что об этом говорит Господь: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.

18:7). Не надо демонстрировать своё богатство. Мне кажется, что на уровне воскресной школы такие вопросы должны решаться ещё при приёме ребёнка. Одно дело — светская школа, хотя и там нужно стараться придерживаться определённых рамок.

А в воскресной школе вектор воспитания должен быть направлен в сторону вечных ценностей. Там недопустимо бахвалиться богатством. Почему? Потому что главное — это любовь между нами, а «любовь не превозносится» (1 Кор. 13:4).

У нас же многие люди превозносятся, хвастают достатком, и это действительно ранит тех, кто живёт сейчас очень тяжело. А ведь мы приходим в храм ко Христу. Чем перед Ним бахвалиться?

За детским воровством стоят проблемы взрослых

За проблемой детского воровства стоит множество других проблем, причём это проблемы взрослых, а наказывают ребёнка. Но если он что-то взял без спроса или украл — это сигнал, что произошёл сбой.

Это красная лампочка для всех нас — родителей, преподавателей, священников. Значит, что-то в нашей системе не так, надо что-то отрегулировать. А делать ребёнка козлом отпущения — это очень неверно.

Родителям очень трудно принять факт, что их ребёнок ворует. Им стыдно за него, и этот стыд часто находит выход в жестокости: они стремятся наказать его так, чтобы больше неповадно было. Но жестокость не приведёт ни к чему хорошему. Сегодня отлупите, а послезавтра он вам ответит тем же.

Если вы получили информацию, что ребёнок что-то украл, прежде всего надо поговорить с ним. Потом — разобраться, что вы чувствуете: и по отношению к ситуации, и по отношению к ребёнку. Нужно стараться смотреть на всё через призму любви — ведь это ваш ребёнок, это отражение вашего поведения и вашего воспитания. Хочется его ударить — так бейте себя!

Что делать — и чего не делать ни в коем случае?

Родителям нужно действовать по двум направлениям. Во-первых, решить вопрос с пострадавшей стороной: либо вернуть украденную вещь, либо компенсировать её стоимость.

Они жаждут крови — постарайтесь успокоить их, но не обещанием суровой расправы над провинившимся. Никаких показательных порок, оскорблений, унижения и тому подобного. Обещайте разобраться и повлиять.

Во-вторых — нужна очень серьёзная работа по анализу причин кражи и проблем, приведших к ней, определению мер наказания и так далее.

Частичная уголовная ответственность грозит ребёнку с четырнадцати лет. До тех пор его никуда не посадят, а за проступки накажут родителей. Надо адекватно на это реагировать. К сожалению, у нас в обществе мало об этом говорят. Ворующий ребёнок — это ребёнок, в воспитании которого что-то упущено. Все дети проходят через соблазны, и мы обязаны их к этому готовить.

Мы уже говорили, что не надо идеализировать своих детей и думать, что «где-то дети воруют, а с моим такого никогда не случится». Хорошо, если так, но профилактическую беседу провести нужно, и не одну. Да, может быть нелегко. Придётся и примеры привести, и на тяжёлые вопросы ребёнка ответить — например, почему папа говорит одно, а живёт по-другому.

Или признать, что папа не может обеспечить ему айфон последней модели. Детям всё надо объяснять, очень важно быть честными с ними. Следует говорить, что вы понимаете их нужды и желания, сочувствуете, что не имеете возможности приобрести то, что он хочет, но постараетесь как-то решить эти вопросы.

Тогда детям будет легче пережить ситуацию, когда что-то очень желаемое им недоступно.

Беседовала Екатерина Щербакова

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector