В каких случаях ребенок чувствует себя любимым?

Многие родители удивляются, когда их совсем маленький ребенок демонстрирует сильное чувство привязанности – разве грудной ребенок или едва научившийся ходить малыш достаточно развит в психологическом плане, чтобы испытывать такие эмоции? Каким бы удивительным это ни казалось, но дети учатся формировать глубокие и теплые связи с родителями и друзьями уже с самого раннего возраста, задолго до того, как маленький человечек научится вербально выражать свои симпатии и антипатии. Даже новорожденный способен любить!

Новорожденный: Неужели это любовь?

Еще находясь в утробе матери, ребенок слышит и чувствует свою мать, и даже ощущает ее запах. Стоит ли удивляться, что эта привязанность остается и после рождения. Но биология – лишь часть этого глубокого чувства. Как показывает опыт приемных родителей и нянечек в доме малютки, грудные дети начинают чувствовать привязанность к любому человеку, который регулярно заботится о них и относится к ним с любовью. Ведь ребенок в первое время жизни чрезвычайно зависим от близкого к нему человека, во всем – начиная с кормления и кончая безопасностью. Из этой зависимости и формируется его внутренняя привязанность к заботящемуся о нем человеке. Когда новорожденный появляется на свет, все, что ему нужно, это быть накормленным, сухим и находиться в тепле. Человек, который выполняет эти его желания (чаще всего это, конечно же, мама), становится для малыша центром вселенной. Так зарождается начало его личной жизни. Первая взаимосвязь – ребенок кричит, мама реагирует – создает доверие. А доверие – это та основа, на которой строятся все остальные отношения. Действительно, лучший способ завоевать любовь ребенка — в должной мере отвечать на его нужды и дать ему понять, что он любим. Это заложит крепкую основу для развития и других социальных эмоций в дальнейшей жизни малыша – чувства безопасности, доверия, предсказуемости. И каждый раз, когда вы улыбаетесь лепету малыша или обнимаете в ответ на протянутые к вам ручки, помните, что ваша любовь и забота вернутся к вам сторицей. И хотя первая улыбка малыша обычно вызвана не симпатией к вам, а намного более прозаичными причинами – сонливостью или газами, вскоре малыш научится ассоциировать улыбку именно с общением – он улыбается вам, а вы немедленно улыбаетесь в ответ и начинаете ласково ворковать с ним. Это начало разговора, который со временем станет более осмысленным и продолжительным. Это начало общения между матерью и малышом. Это начало личной жизни ребенка.

  • Грудной малыш: Любовь как подражание
  • Этапы развития эмоций от 0 до 3 лет
  • 0-3 месяца
  • 3-6 месяцев
  • 6-9 месяцев
  • 9-12 месяцев
  • 12-18 месяцев
  • 18-24 месяца
  • 2-3 года

Существует расхожее утверждение, что подражание – это вид лести. Это верно и по отношению к грудным детям. Между 3 и 6 месяцем жизни маленький человечек начинает пытаться подражать действиям и мимике взрослых. Именно через подражание ребенок учится показывать свою привязанность к тому или иному человеку, предпочитая его другим. Но примерно до 8-месячного возраста эти проявления привязанности еще слишком неуловимы. Как правило, они пока заключаются в беспокойстве при расставании с матерью. Передайте грудничка в руки родственнице или подруге – он тут же начнет плакать, тревожась о вашем отсутствии. Как бы вам это ни льстило вначале, но подобные истерики каждый раз, когда вы выходите из комнаты, вскоре начинают надоедать. К счастью, со временем беспокойство по поводу отсутствия матери начнет ослабевать, и если вы будете придерживаться той же самой тактики – вовремя отвечать на нужды малыша и показывать ему свою любовь – чтобы укрепить в ребенке чувство безопасности и доверия, то вскоре маленький человечек почувствует себя достаточно уверенно, чтобы начать доверять другим людям и строить с ними отношения. И хотя грудной ребенок не может в полной мере понимать различные сложные ситуации, он, тем не менее, может различать настроение близкого ему человека – радостен тот или грустен. Даже 4-месячные дети способны видеть разницу между эмоциями у взрослых. Как показали исследования, проведенные учеными в Университете Рутгерса (США), малыши в возрасте четырех месяцев способны различать во взрослых такие эмоции, как страх, гнев, беспокойство, и по-разному реагируют на них. И здесь взрослым следует быть очень осторожными Хотя и не нужно бояться показывать перед малышом даже свои негативные эмоции: если они адекватные и дозированные, то с их помощью малыш научится реагировать правильно, и в дальнейшем ему будет проще разобраться со своими собственными чувствами. Но от раздутых конфликтов, особенно сопровождающихся криком и агрессией, лучше ребенка оградить.
К своему первому дню рождения большинство малышей начинает демонстрировать такое проявление привязанности, как поцелуй. Конечно, начинается эта привычка с чистого подражания, но очень скоро ребенок начинает понимать, что это действие ведет к довольной реакции со стороны тех людей, которых он любит, и в результате начинает повторять его осознанно. Малыш с удовольствием целует близких ему людей, родственников и даже друзей, которые к этому времени у него появляются.
В этом возрасте новорожденный учится вниманию и осознанию своих чувств. Он смотрит вам в глаза и внимательно слушает ваш голос. К 2-3-месячному возрасту он осознанно улыбается вам. Не бойтесь брать ребенка на руки каждый раз, как он заплачет. В этом возрасте его еще нельзя избаловать. Наоборот, для того, чтобы правильно развиваться, младенцу нужен постоянный контакт с мамой.
В этом возрасте младенец научится узнавать близких ему людей и даже пытается общаться с ними: улыбаться, смеяться в ответ на забавные рожицы. У него даже может появиться особая привязанность к той или иной вещи, что означает, что он начинает проявлять интерес к миру вещей. Он уже умеет самостоятельно занимать себя в течение нескольких минут в своей кроватке или манеже. Позвольте ему побыть некоторое время одному, чтобы научить его самостоятельности и независимости, пусть пока и в такой примитивной форме. А когда ему наскучит, возьмите его на руки, играйте с ним, разговаривайте, поощряйте его общаться с вами.
В возрасте старше полугода ребенок уже вовсю общается по мере своих возможностей с близкими людьми: смотрит в глаза, поворачивает голову на голос людей или звук телевизора, смеется, когда его щекочут. Малыш уже может отличать близких людей от незнакомцев. Он любит играть в минуты бодрствования и может плакать, когда взрослые прерывают его игру или отбирают игрушку. В этом возрасте уже можно разглядеть у малыша особенности его характера и темперамента: легко ли он принимает чужих людей, насколько он общителен, легко ли огорчается и быстро ли утешается. Ребенок может устать от игры, но ваше взаимное общение ему никогда не надоедает. Малыш гулит при удовольствии и плачет, когда ему что-то не нравится или он не может достать игрушку, а также пытается повторять за взрослыми некоторые звуки, а чуть позднее и жесты. Начинает понимать, когда ему говорят «нет!». Малыш уже может отличать знакомые предметы от незнакомых и начинает узнавать свое имя.
В этом возрасте потребность малыша в общении велика как никогда. Он уже может осознавать присутствие рядом детей и тянуться к ним. Или может любить и целовать свое отражение в зеркале. Ему уже больше нравится играть в присутствии других людей, чем в одиночестве. Малыш также начинает проявлять беспокойство при расставании с мамой. Может отдавать особое предпочтение одному из родителей.
Примерно в годовалом возрасте ребенок уже начинает осознавать себя как отдельную личность, со своими возможностями и пределами. Он начинает бороться за независимость. Но управляет своими эмоциями он еще плохо – быстро переходит от смеха к слезам и наоборот. В этот же период малыш, узнав всю прелесть физических контактов, становится демонстративно ласковым: на вашу долю выпадет множество объятий и поцелуев. Он также научится откликаться на похвалу и с удовольствием будет повторять любое действие, вызвавшее ваше одобрение. Поэтому не жалейте похвал, чтобы дать малышу возможность совершенствовать свои навыки и моторику. С другой стороны, в малыше начнут проявляться и неприятные для вас качества – упрямство, капризы, ревность. Он будет постоянно требовать вашего внимания и может пытаться подражать вашим действиям, особенно вашему отношению к другим людям: мужу, старшему ребенку, бабушке.
Многие малыши в этом возрасте начинают проявлять беспокойство при виде незнакомых ровесников и взрослых и тревожиться в ожидании каких-либо неприятных событий. К двум годам ребенок, как правило, также учится самостоятельно утешаться в некоторых случаях и начинает лучше разбираться в людских эмоциях, реагируя на недовольство или проявления любви, особенно со стороны близких людей.

В этом возрасте дети начинают разговаривать, а значит, учатся общаться и выражать свои чувства с помощью слов. Большинство своего времени малыш так или иначе посвящает игре.

И если логические игры (с кубиками, мячиками) развивают у него мелкую моторику, то игры с куклами, человечками или другими детьми будут способствовать умению малыша справляться со своими чувствами, разрешать конфликты и в общем найти свое место в этом мире.

Любовь между вами и подросшим ребенком становится крепче, хотя с виду все, что может продемонстрировать вам ваше чадо, это капризы, истерики, топанье ногами и падание на пол. Малыш стремится к независимости, хочет гулять один и стесняется целовать вас на людях. Так неужели любовь прошла?

Читайте также:  Братья и сестры: как устранить конфликты между детьми?

Дошкольник: Любовь или ненависть?

Каким бы странным это ни казалось, именно капризы и истерики дошкольника являются свидетельством вашей тесной взаимной близости и его любви к вам. Ребенок, демонстрирующий свой гнев, не перестает любить вас. Наоборот, он не был бы так огорчен и зол на вас, если бы не доверял вам, как никому другому. Капризы малыша чем-то сродни ссорам между влюбленными, которые, как известно, «бранятся, только тешатся». И как бы вам не нравились истерики ребенка, не бойтесь, что вы сами будете меньше любить его, хотя на какую-то секунду вам и может так показаться. В любом случае, биология на вашей стороне. Британские ученые выяснили, что при взгляде на фотографию своего ребенка у матери активизируются области мозга, отвечающие за удовольствие, зато область, отвечающая за критику, практически перестает работать. У ребенка дошкольного возраста эмоции варьируются очень широко. Если вы возьмете его на час в гипермаркет, то велика вероятность, что как раз и увидите всю широту его эмоций – от удовольствия и любопытства до глубокого горя. Но малыши этого возраста все еще не понимают концепцию любви так, как понимаете ее вы сами. Они свободно обращаются с этим словом, и если в один момент говорят, что любят маму, то в другой – с такой же легкостью признаются в любви к игрушке или кошке. Но вам не следует беспокоиться о своем месте в сознании малыша. Он знает, насколько вы важны, и когда ему плохо и он нуждается в утешении, то он не побежит к игрушке или кошке, а только к вам. Малыши хотят помощи только от тех, кому доверяют больше всего.

Школьник: любовь становится утонченней

По мере того, как ваш ребенок взрослеет, он начинает более умело скрывать свои чувства. Он уже не выражает бурно своих эмоций, подобно истерикам дошкольника. Но все же пока ему еще зачастую требуется подтверждение вашей любви в виде слов или объятий каждое утро перед уходом в школу или вечером перед сном. Но даже если ваш ребенок не обнимает вас при каждой возможности, все равно в его поведении признаки любви заметить очень просто. Некоторые дети становятся очень доверчивыми и будут выкладывать вам все, что у них на душе, другие, наоборот, предпочитают держать все внутри себя. Но пока ему нужна ваша поддержка и он готов вас слушать, проявления вашей любви взаимны. Та зависимая, неотрывная любовь, которая существовала между вами и дошкольником, становится более изощренной и сложной. Постепенно ребенок учится сопереживать вам, и вскоре он начнет любить вас как личность, а не как человека, заботящегося о нем или от которого он зависит. Со временем ребенок будет становиться все более независимым. И каким бы противоречивым это ни казалось, чем больше доверия и поддержки чувствует ребенок с вашей стороны, тем более независимым он становится. И это верно: он чувствует надежный любящий тыл, позволяющий ему быть свободным.

7 признаков того, что ваш ребенок вас любит:

1. Новорожденный смотрит вам в глаза. Когда он это делает, то старается запомнить ваше лицо. Он еще ничего не знает об этом мире, только то, что вы – самый важный человек в нем.
2. Грудной малыш думает о вас, когда вас нет поблизости. В 7-12 месяцев он вертит головой в поисках вас, если вы выходите из комнаты, и улыбается, когда вы возвращаетесь.
3. В период от 2 до 5 лет ваш малыш закатывает вам истерики. Это тоже признак любви. 4. Дошкольник бежит к вам за утешением, если он упал или ему грустно.
5. Детсадовец приносит вам сорванный цветок, самодельную открытку, блестящий камешек или другой подарок.
6. Дошкольник постоянно нуждается в вашем одобрении. Он начинает охотней помогать по дому и ловит момент, чтобы произвести на вас впечатление. Фраза «Посмотри на меня!» становится ключевой.
7. Школьник делится с вами секретами, особенно неприятными. Даже если он уже стесняется обнимать вас на публике, вы все еще остаетесь его доверенным лицом.

В каких случаях ребенок чувствует себя любимым?

Как ребёнок понимает, что его любят и ценят?. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

Многие родители и педагоги даже не догадываются о том, что мир глазами ребёнка отличается от того, что они воспринимают сами. Взрослые порой абсолютно уверены в том, что если они любят детей, то те чувствуют это «автоматически». Однако проявлять любовь на самом деле умеет и готов не каждый.

Я часто слышу от родителей фразу: «Конечно, мы его любим! А как иначе?!», или «Любая мать любит своего ребёнка». Педагоги сообщают родителям: «Ваш ребёнок меня не слышит, решайте с ним эти проблемы!»

Действительно, многие родители заботятся о своих детям, учителя занимаются с учениками в меру своих возможностей. Однако в силу малой осознанности также многие из них не способны к любящему и поддерживающему контакту с детьми.

Для одних выходом будет начало наблюдения за собой, чтение нужной литературы и общение с единомышленниками, и всё же для большинства рекомендована коррекционная работа с психотерапевтом, т.к.

личные детские травмы и устоявшиеся стратегии поведения практически невозможно вылечить и осознать в одиночку.

Некоторое поведение взрослых людей дети воспринимают особенно чувствительно в раннем дошкольном и школьном возрасте, а многие травмированные взрослые и в свои 30-40-50 лет! К сожалению, мужчины и женщины часто не помнят собственных детских потребностей и чувств. И, к счастью, они могут их вспомнить, прислушавшись и присмотревшись к ребёнку, малышам, к их проявлениям и желаниям.

Как ребёнок понимает, что его любят?

  • С ним часто ласково разговаривают.
  • Его искренне обнимают и целуют («обнимашки» просто так).
  • Ему говорят слова любви.
  • Ему уделяют внимание каждый день с полной включённостью (минимум от 30 мин. до пары часов, по возможности)! Это и вечерние ритуалы (книги, шутки, игры, душевные беседы), и совместный отдых на выходных, и совместные приёмы пищи, и т.п.

Как ребёнок понимает, что его принимают и ценят таким, какой он есть?

  • За ошибки не наказывают (в том числе обидой, «игнором», критикой), а показывают альтернативный вариант, помогают увидеть последствия выборов!
  • Его присутствию радуются в хорошем расположении духа. В тяжёлые моменты объясняют, что есть сложности, которые решаются, а он всё равно ценен и важен, даже если плохое настроение у взрослых, и времени/желания на веселье нет.
  • Его особенности и слабости не высмеивают! Делая акцент на сильных качествах характера, слабые можно развивать, создавая соответствующие условия жизни, учёбы, отдыха.

Как ребёнок понимает, что его поддерживают?

  • Если он просит о помощи, ему её оказывают в любом возможном варианте тех имеющихся ресурсов, которые есть у взрослых. Примеры. Вместо «сейчас нет времени» — скажите, когда оно будет; вместо «я не могу этого сделать» — объясните, почему и скажите, что можете сделать вместо этого; вместо — «Ты что, вообще что ли?» — скажите, что именно вас возмущает или удивляет в просьбе/требовании и объясните, почему вы не готовы именно так сейчас его поддержать.
  • Когда ребёнок что-то рассказывает, его слушают, активно слушают. Если не умеют, этому учатся на специальных семинарах и самостоятельно.
  • Когда ребёнок плачет, взрослый может обнять или просто быть рядом, опять же применяя активное слушание и «отражая» чувства ребёнка. Нацелившись на такую задачу, взрослый, который испытывает злость или возмущение рядом с плачущим ребёнком, легче справится со своими отрицательными эмоциями и поможет ребёнку прийти в состояние равновесия, сохранив с ним контакт.

Как ребёнок понимает, что он интересен, умён и способен на достижения и поступки?

С самых ранних лет дети выражают себя самыми разными способами: словами и звуками, поведением, чувствами, выражением лица и мимикой, реакцией на ситуации. Всё это творчество взрослые могут или критиковать и осуждать, не замечать, или ценить и любить!

  • Первые слова, шаги, пробы новой деятельности поддерживаются взрослыми, поощряются их словами и одобрительной интонацией голоса.
  • То, что ребёнку с первых раз не по плечу, осваивается совместной деятельностью со взрослым, который постепенно передаёт ему часть ответственности за дело до полной самостоятельности.
  • Идеи ребёнка принимаются взрослыми, его мнение учитывается и рассматривается. Так он чувствует свою значимость и в будущем верит в то, что может участвовать в создании мира (и многого чего ещё)!
  • Когда у ребёнка что-то здорово получается сделать, сказать, показать, взрослый радуется и восхищается, показывая свои чувства и разделяя успех!

Уважаемые настоящие и будущие родители, педагоги! Если во время контакта с ребёнком у вас возникают чувства пренебрежения, стыда, зависти, злости (ярости), вины, бессилия, осуждения, и вы понимаете, что вот-вот начнёте «нападать» эмоционально, психологически (физически) на беззащитного ангела, пожалуйста, остановитесь!

Дело не в ребёнке, а в вас самих! Найдите время и деньги, чтобы поработать со своими эмоциями и внутренними конфликтами! Наши дети должны расти более здоровыми и более счастливыми! Давайте будем осознанными родителями и учителями!

— Она такая сильная, такая уверенная в себе, такая устойчивая … Не то, что я!
Проходит время, я её узнаю и понимаю, что моё разочарование можно сравнить с Вселенским горем. Почему? Почему такие сильные эмоции? Такое сильное Очарование человеком тогда, когда я его совсем ещё не знаю?Ответ — это… Читать дальше
«В отношениях детей и родителей на ребёнка гораздо больше влияют чувства отца и матери, нежели их действия. Он бывает потрясён материнским несчастьем, его волнует тревожность матери, он расслабляется, когда она довольна: всё это почти не зависит от её действий. Родителей, не понимающих этого принципа… Читать дальше
Можно сказать, трансформация — это изменение восприятия человека самого себя, своей судьбы и других людей через процесс очищения, освобождение и целеполагание. Например, приходит на тренинг человек с багажом внутренних обвинений в сторону партнёра, осуждения и критики в его адрес, а в свой — с чувством… Читать дальше Молодой мужчина Илья пришёл ко мне с целью понять, почему у него такие сложные отношения с отцом. Ему надоело злиться на него, ругаться, обижаться, появился запрос на урегулирование общения.  — Расскажи подробнее о том, что тебя беспокоит, — прошу я Илью.  — Мой отец … он совсем не понимает… не думает… Читать дальше
Поговорим об одном из самых чувствительных знаках — о маленьких Рачках: нежных, ранимых, эмоциональных.

  1. Маленькие Рачата достаточно эмоциональные и чувствительные. Им нужна эмоциональная поддержка и безусловная любовь со стороны членов их семьи, особенно матери. Родителям достанется поровну слез и улыбок… Читать дальше
Как воспитать сына настоящим мужчиной без отца? Это вопрос рано или поздно встаёт перед каждой матерью, воспитывающей сына, особенно если он растёт без отца.Рекомендации психологов для матерей:

  1. Важно дать ребёнку возможность продолжительное время общаться с мужчинами. Для воспитания настоящего мужчины… Читать дальше
Я — мама двух очень активных, замечательный и талантливый мальчиков. Старшему 7 лет, младшему 4 года, оба очень общительные, уверенные в себе детки. Они чётко знают, что они хорошие и талантливые мальчики, которые иногда поступают плохо.
Старший сын Дима — мега-специалист по собиранию… Читать дальше
Статистические исследования говорят о том, что в России ежегодно из-за жестокого обращения погибают тысячи детей. Большое количество подвергается насилию без смертельного исхода, но при этом ребёнок получает физические и психические травмы на всю жизнь. И как бы родители не ограждали своего чада от опасностей… Читать дальше
Читайте также:  Лечебное питание ребенка при гриппе

Как рождается любовь

Не менее, а, может быть, и более важно для него сейчас – быть уверенным в том, что его любят, и самому научиться любить. Да полноте, скажет скептический читатель, может ли такая кроха любить? Еще Анна Фрейд, дочь того самого психоаналитика Зигмунда Фрейда, писала, что»младенец не «любит» мать в собственном смысле этого слова, а лишь нуждается в ней».

Однако почему же в таком случае он столь по-разному «нуждается» в разных людях? Почему он явно предпочитает тех, кто не просто ухаживает за ним, а вступает в активное эмоциональное взаимодействие – привлекает внимание, ласково разговаривает, улыбается, играет? Как и когда возникает у маленького человека чувство привязанности и любви? Об этом наш сегодняшний разговор.

Ребята и зверята

Этологи (ученые, изучающие инстинкты) утверждают, что у различных животных развиваются именно те модели поведения, которые помогают им выжить в суровом мире. Детеныши рождаются на свет с запрограммированными формами поведения. Одна из них – держаться поближе к родителям, в этом случае малыши в большей степени защищены от опасностей.

Австралийский зоолог Конрад Лоренц заметил, что маленькие гусята начинают следовать за своей матерью почти сразу же после появления на свет. Эта связь помогает взрослым птицам защищать и обучать свое потомство.

Доктор Лоренц также обнаружил, что лишенные матери дикие гусята, о которых в течение первых 24 часов из жизни заботился он сам, начинали следовать за ним, а не за другой гусыней.

Подчас эта трогательная привязанность причиняла ученому определенные неудобства: гусята предпочитали даже спать в его комнате, вместо того, чтобы расположиться на берегу реки, как это делали их сородичи.

А вот другой любопытный пример. Американский психолог Гарри Харлоу проводил эксперименты с детенышами обезьян. Первоначальной его целью было выяснить, каким образом происходит у обезьян процесс научения. Для чистоты эксперимента он удалил из клетки обезьяну-маму и сам начал заботиться о маленьких обезьянках.

К своему удивлению, Харлоу обнаружил, что разлука с матерью отразилась на маленьких обезьянках самым негативным образом. Одни из них умерли. Другие были напуганы, раздражены и отказывались есть или играть.

Стало ясно, что обезьянкам для хорошего самочувствия и успешного развития требуется нечто большее, чем регулярное кормление.

Харлоу стал экспериментировать с «суррогатными матерями» – различными проволочными конструкциями. Одна «мама» снабжалась бутылочкой с пищей, а вторая – нет, у третьей было «лицо», четвертая была покрыта «шерстью», а пятая – лишь оголенной проволокой. Результаты оказались весьма впечатляющими.

Обезьянки больше всего были привязаны к тем «мамам», к которым было приятно прижаться, т.е. к тем, что были покрыты теплой мягкой ворсистой тканью. Наличие бутылочки с молоком не играло роли в развитии привязанности у детенышей.

Они подходили к «холодной» металлической «маме», чтобы поесть, но никогда не прижимались к ней, не обнимали ее, не выражали других признаков «любви».

А что же человеческие детеныши?

Когда из блокадного Ленинграда чудом удавалось вывезти маленьких детей, в тылу им пытались создать самые лучшие условия, насколько, конечно, это было возможно для лихого военного времени. У них был кров, питание, относительно спокойная жизнь, и все-таки по непонятным причинам множество малышей умирало. Разлука с матерью оказалась для них непереносимой.

Внутри разума нелюбимого ребенка

Родители редко открыто выбирают любимых или нелюбимых детей, и многие люди могут даже не поверить с первого раза, что родители действительно могут предпочитать одних детей другим. Однако, поверьте, это происходит куда чаще, чем вам кажется.

Нелюбимого ребенка можно распознать даже во взрослом возрасте с одного взгляда на его эмоциональные шрамы. Между любимым и принимаемым ребенком и ребенком нелюбимым есть весьма ощутимая разница.

Есть множество причин, по которым ребенок не получает от родителей любви, которой он заслуживает. Вот лишь две из них:

  • Когда ребенок был нежеланным
  • Когда ребенок является символом недостатка любви между родителями

Как правило, дети не понимают, почему родители обращаются с ними подобным образом, обделяя их тем, в чем они острее всего нуждаются именно в этом возрасте.

Нелюбимый ребенок воспринимает мир несправедливым и чувствует, будто он в нем совершенно один.

В результате такой ребенок готов пойти буквально на все, чтобы изменить эти обстоятельства – и эта тенденция зачастую сохраняется и во взрослом возрасте.

Игры в вину

Представьте, к примеру, что мама говорит: «Я так устала с ними возиться». Такое говорят очень многие мамы – из-за стресса, или, скажем, из-за того, что у них выдался плохой день. Так что это нормально, и многим из нас доводилось с подобным сталкиваться.

Но когда среди этих детей есть нелюбимый ребенок, вместо общего выражения «Я так устала с ними возиться», мама, зачастую прямо (или почти прямо) обвиняет в своей усталости такого ребенка, вызывая у него чувство вины.

Как правило, на таких детей родители возлагают нереалистичные ожидания, или поручают им слишком большое количество обязанностей, в результате чего они вырабатывают навыки выживания и способны следить за собою куда раньше, чем сверстники.

Многие нелюбимые дети оказываются чрезмерно молчаливыми, склонными к излишнему порядку в одежде и внешнем виде, и именно на них возлагается большая часть работы по дому.

Стоит таким детям хоть на волосок отклониться от образа «идеального» ребенка в глазах родителей (что сделать не просто, а очень просто), и родители вымещают на них свое раздражения, называя их неумехами и ни на что не способными. Мало-помалу ребенок начинает замечать, что любое его поведение может вызвать раздражение родителей, и что бы он ни делал, этого оказывается недостаточно для того, чтобы заслужить их принятие и любовь.

Естественно, что благодаря этому у них возникает и развивается сильное чувство вины и приобретенной беспомощности. Им начинает казаться, что неважно, что и как они делают, их все равно не оценят по достоинству – или, хуже того, что они ни на что не способны.

11 признаков нелюбимого ребенка

Когда ребенок чувствует себя нелюбимым, это разбивает ему сердце. Он не понимает, почему страдает, и почему родители ведут себя подобным образом. Из-за недостатка привязанности они часто обзаводятся целым букетом фобий и характерных черт поведения. Ниже вы найдете 11 наиболее распространенные признаков нелюбимого ребенка:

  1. Появление и развитие фобий перед объектами или ситуациями, которые ребенок не в силах контролировать.
  2. Повышенная импульсивность.
  3. Неспособность контролировать свой гнев или обиды.
  4. Неумение корректно выражать свои эмоции.
  5. Перескакивание с одного задания на другое и неспособность что-то довести до конца.
  6. Хроническая тревожность.
  7. Склонность задавать слишком много вопросов, неспособность усидеть на месте, либо любой вид повторяющегося поведения.
  8. Попытки не попадаться на глаза, чтобы не стать целью чужого гнева или обвинений.
  9. Неуютные ощущения в обществе других взрослых или детей.
  10. Крайняя подозрительность, а также признаки замешательства и дискомфорта.
  11. Неспособность довериться кому бы то ни было.

Все люди нуждаются в объятьях и внимании – особенно в детстве. И если вместо положительного внимания ребенок получает одну лишь критику и эмоциональную холодность, это может заставить почувствовать его нелюбимым.

Поэтому всем родителям стоит крепко-накрепко усвоить, что даже если их ребенок был незапланированным, и они не были полностью готовы к его появлению, им все равно стоит попытаться сделать так, чтобы он чувствовал себя родным и любимым.

Дети нуждаются в эмоциональном внимании ничуть не меньше, чем в еде или здоровом сне.

И если в детстве ребенок не получает достаточно любви и внимания, это может привести к тому, что у него не получается научиться любить самому – во многих случаях он даже не знает, что такое любовь. И потому, столкнувшись с любовью, направленной в его сторону, или, скажем, пытаясь построить романтические отношения, он чувствует себя одинокими, потерянными и «не в своей тарелке».

Как наши дети выбирают нас еще до своего рождения

Как отсутствие любви в детстве проявляется во взрослом возрасте

Если прямо сейчас вы гадаете о том, не являетесь ли вы или кто-то из вашего окружения одним из тех самых нелюбимых детей, есть определенные маркеры в поведении, позволяющие это понять. Вот они:

  1. Чувство неудовлетворенности в отношениях с другими людьми.
  2. Неуверенность в своих чувствах и постоянные сомнения в том, любит ли их партнер.
  3. Как бы партнер ни старался им угодить, у него это не получается.
  4. Им постоянно кажется, что их «исключают» из общества или дружеских компаний.
  5. Они чувствуют себя лучше или безопаснее в одиночестве.
  6. С неохотой делятся своими чувствами, так как это заставляет их чувствовать себя уязвимыми.
  7. Им трудно открыто показывать свою любовь близким людям.
  8. Им постоянно кажется, что чего-то не хватает.
  9. Как правило, их романтические отношения оказываются токсичными.
Читайте также:  Домашняя косметика для беременных

Когда ребенок чувствует, что его не любят и не уделяют ему достаточно внимания, ему очень непросто справиться с таким чувством, и это способно оказать крайне негативное влияние на его развитие и душевное здоровье. Поэтому родители должны делать все возможное, чтобы удостовериться в том, что этого не случится.

Именно родители во многом ответственны за формирование характера и личностных ценностей детей – так что старайтесь всегда хвалить своего ребенка за его достижения (любые достижения, даже незначительные), и открыто проявлять к нему любовь и привязанность. Кроме того, старайтесь как можно реже проявлять свою раздражительность и другие негативные чувства в присутствии детей, так как это тоже не самым лучшим способом сказывается на развитии их личности.

Запомните, если у вас есть дети, то каким будет их будущее, во многим зависит от вас. То, насколько эффективно вы контролируете собственные эмоции и как именно их проявляете, напрямую влияет на то, чему и как ваши дети научатся.

Что же касается взрослых людей, чувствующих себя нелюбимыми и одинокими, то… Порою всем нам нужно принять определенное решение и сделать сознательный выбор. Выбор любить себя так, как мы того заслуживаем, и позволить себе быть любимыми. Да, реализация этого выбора потребует от вас немалого терпения и затрат времени, но, поверьте, это более чем стоит того.

Вы вполне можете залечить раны на своей душе, если не только будете последовательно и старательно над этим работать, но еще и заручитесь помощью извне (поговорив об этом с вашими друзьями или психотерапевтом). Но в первую очередь вы должны примириться со своими внутренними демонами и начать двигаться вперед.

Вы достойны любви ничуть не меньше, чем все остальные.

Осторожно: невыраженные чувства детей!

 Medaboutme.ruMedaboutme.ru

Важность чувств — как взрослых, так и детских — невозможно переоценить. С каждым из них у человека должен быть установлен хороший контакт. Очень часто людские проблемы имеют своей первопричиной невыраженные или неосознанные чувства. Не понимая, что на самом деле с ним происходит, человек словно «блуждает в тумане» — ошибается, принимает ложь за истину, делает не то, что хочет, отказывается от потребностей, вредит себе.

Психологическая практика показывает, что таким образом люди привыкли действовать еще с детства.

Именно родители учат их с раннего возраста скрывать слезы, не радоваться слишком сильно, не злиться, потому что это некрасиво, быть вежливым, когда в душе на самом деле другое.

Кроме того, взрослые сами часто плохо знают свой внутренний мир или не понимают, что происходит в нем. Глядя на родителей, ребенок берет пример и также, как они, учится не обращать внимания на душевные волнения, переживания, тревоги.

Почему важно учить ребенка выражать чувства? Как правильно это делать? Что может случиться с ним, если все его эмоции будут скрытыми, измененными, отвергнутыми? Ответы на эти и другие вопросы можно получить из этой статьи.

«Прекрати немедленно!» или чего боятся родители

Многие родители требуют от своих детей перестать плакать, бояться, злиться. С точки зрения общества, данные чувства не являются принятыми, одобряемыми, приемлемыми. Автоматически, социум «вешает ярлык» на того, кто склонен открыто выражать негативные эмоции.

«Несдержанный», «Злой», «Трусливый» — может услышать человек, у которого не получается контролировать эмоции. Их удерживание внутри себя действительно стоит больших энергетических затрат. Почему так происходит? Потому что, скорее всего, человеку, когда он был ребенком, слишком часто приходилось демонстрировать окружающим не то, что он на самом деле испытывал.

«Как ты смеешь злиться на мать», «Ты должен уважать старших», «Не смей кричать на отца», «Как тебе не стыдно показывать слезы — ты же мужчина», «Ты очень некрасивая, когда злишься», «Девочки не должны капризничать», «Как тебе не стыдно бояться — ты уже большой» — чем больше таких фраз получает ребенок, чем сильнее он привыкает к тому, что его отрицательные чувства являются чем-то неправильным, постыдным, запретным.

Осознавая это, он перестает их демонстрировать, ради того, чтобы заслужить принятие, похвалу и одобрение взрослых.

По этой причине человек привыкает ко лжи — уговаривает себя, что ему не страшно — и нарывается на опасность, долгое время прячет гнев — и «срывается» в самый неподходящий момент, стыдится, чувствует себя виноватым — однако, ни с кем не смеет поделиться этими ощущениями.

Поэтому, если ребенка с детства приучать к тому, что все, что он испытывает — плохо, неправильно, стыдно, очень скоро он сам поверит в это, и вырастет с большим количеством личностных комплексов.

Родители запрещают детям проявлять отрицательные чувства не со зла и не из вредности — просто, точно также их когда-то воспитывали отец и мать, и они не знают, что можно вести себя по-другому с ребенком, который плачет, злится или боится.

Причины, по которым родители не переносят отрицательных эмоций ребенка:

прямое «попадание» в собственную детскую травму, когда переживать болезненные и неприятные эмоции запрещалось; переживание раздражения в ответ на чувства ребенка — нежелание «расхлебывать» эту «кашу» из слез, истерик, страха, гнева, боли; страх того, что ребенок, если ему позволять злиться, таким и останется, а тот, кто говорит о том, что ему страшно — будет бояться всего и всегда. Почему дети чувствуют себя отвергнутыми?

Совсем необязательно бросать ребенка для того, чтобы он почувствовал себя одиноким. Достаточно отрицать все, что он испытывает, запрещать ему выражать эмоции, всем поведением демонстрировать, что такой — перепуганный, злой, тревожный, раздраженный, возбужденный — он становится ненужным и неудобным.

Все чувства детей — и положительные и отрицательные — это часть детской личности. Поэтому, когда родители запрещают детям выражать эмоции, они, тем самым, отворачиваются не только от негативных детских проявлений, но и от самого ребенка.

В этот момент он чувствует себя по-настоящему покинутым, нелюбимым, неважным.

Личный опытСлучай из практики (аноним)

На прием привели ребенка 5 лет с яркими признаками аутоагрессии. Девочка периодически наносила себе увечья — царапала, кусала, тянула и выдергивала волосы. Работа с семьей показала, что ребенок воспитывается в очень строгих и деспотичных условиях. Родители не признавали малейшего намека на слезы или злость с ее стороны.

Мать и отец хотели видеть послушную, милую, покладистую и всегда улыбчивую девочку, ведь, по их словам, они создали все условия для того, чтобы она радовалась жизни и никогда не грустила. Ребенок, в свою очередь, мог расстроиться, испугаться или обидеться на что-то, вне зависимости от того, насколько хорошо позаботились родители о сохранности ее эмоционального состояния.

Однако любые проявления негативных эмоций были под строгим запретом взрослых. Если бы чувства для человека были видимыми, он бы смог наблюдать, как они, в случае не выражения, остаются внутри, накапливаются, и постепенно их становится так много, что они перестают помещаться внутри и просятся наружу.

В данном примере подавленные чувства ребенка вышли через самоповреждение — не имея возможности злиться или плакать в открытую, девочка стала выражать агрессию как сумела — на себя.

Как правильно поддерживать ребенка?

Родителям не составляет труда радоваться и веселиться вместе с детьми, разделять их удивление и восторг, однако, проживать вместе боль, печаль, капризы не является приятным и удается далеко не всем. Чтобы научиться делать это и обезопасить, тем самым, своего ребенка от многих проблем в будущем, следует знать, что от выражения негативных чувств ничего страшного не произойдет.

Своей поддержкой родители показывают ребенку, что даже если он плачет, боится или злится, с ним все равно все в порядке. Чувствуя такую поддержку взрослых, ребенок освобождается от негативных эмоций, успокаивается, чувствует себя принятым и нужным.

Большинство детских психологов учат родителей поддерживать ребенка через активное слушание. Для того, чтобы делать это, нужно обладать хорошим уровнем эмпатии и понимать, что происходит с другим человеком. Как стать отражением чувств ребенка? «Выключить» на время свои эмоции, сосредоточиться на том, что происходит с ним и начать говорить о его состоянии.

Например: «Ты злишься, потому что хочешь побыть со мной, а я веду тебя в детский сад», «Ты плачешь, потому что тебе обидно, что с тобой не поделились игрушкой», «Ты испугался большой собаки. Хочешь расскажу тебе, чего я боюсь?». Таким образом, ребенок начнет осознавать, что с ним происходит, а значит, быстрее научится управлять своими эмоциями.

Кроме того, поддержка родителей позволяет детям быстрее успокаиваться.

Как ребенку выражать чувства?

Стаканчик для криков, подушка для битья, рисование, раскрашивание, уничтожение бумаги — все это отлично подойдет детям, когда эмоции переполняют их. Снизить уровень страха можно, если долго рисовать его, увидеть смешное, раскрасить, подружиться с ним.

Гнев и злость можно слепить из пластилина — долгая и упорная работа руками позволяет унять возбуждение.

Более частые проявления тревоги и других негативных чувств ребенка, которые не поддаются коррекции в домашних условиях, требуют консультации психолога и, возможно, коррекционной работы.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector