Успокаивающие приемы для малыша

Вот вы с малышом и дома. Этот маленький комочек счастья таит в себе массу загадок. Вам еще предстоит узнать, почему ребенок плачет, причины могут быть разные: голод, жажда, жара, холод и т.д. Пока вы всему этому учитесь, мы приготовили для вас простую инструкцию, как успокоить малыша.

Давайте все-таки выясним основные причины, по которым ваш прекрасный маленький человечек издает эти невыносимые звуки, от которых у вас разрывается сердце, у папы начинает болеть голова и появляется желание пойти поиграть в футбол, а у бабушки возникает нестерпимое стремление отобрать у вас младенца и сделать все по-своему.

Успокаивающие приемы для малыша

    Малыши в возрасте до 3 месяцев, если они полностью здоровы, обычно плачут, если их беспокоят:

  • голод;
  • мокрые пеленки/подгузник;
  • неудобство или дискомфорт в пеленке/одежде;
  • жара или холод;
  • колики, газики, запор;
  • опрелости;
  • усталость;
  • одиночество.

Отлично! У нас появляется конкретный план действий

Успокаивающие приемы для малыша

Шаг 1. Приложите к груди. Если малыш голоден, он успокоится, если малыша мучила жажда — он тоже успокоится, и да, если ему было одиноко или он устал, грудь тоже спасет положение. Таким образом, одно простое действие может сразу исключить четыре причины плача.

Шаг 2. Проверьте подгузник, поменяйте его при необходимости.

Шаг 3. Потрогайте затылок малыша. Если он горячий — разденьте ребенка. Если ему было жарко, то буквально через 2–3 минуты он успокоится. Если же затылок — холодный, оденьте малыша потеплее, прижмите к себе и согрейте своим теплом.

Шаг 4. Если у малыша колики — помассируйте ему животик, обеспечьте контакт кожа к коже, положите его животиком к себе на живот.

Шаг 5. Если кроху беспокоят опрелости — самое время обратиться к специалисту, чтобы он подобрал вам специальные косметические средства.

Успокаивающие приемы для малыша

Если же плач пронзительный и есть подозрение, что малыш болен, то незамедлительно обратитесь за консультацией к педиатру!

А теперь рассмотрим ситуацию, когда вы точно знаете, что с малышом все хорошо, он не болен, его ничто не беспокоит, он сыт и не хочет спать — и все равно плачет. Что делать тогда?

Для начала воспользуйтесь подсказками знаменитого Харви Карпа — педиатра с двадцатилетним стажем, доцента кафедры педиатрии Медицинского института Южной Калифорнии. Он разработал метод, основанный на безусловных рефлексах ребенка. Суть в том, что самым лучшим успокоением для малыша служит создание условий, напоминающих время, когда он рос в животике у мамы.

Успокаивающие приемы для малыша

    Итак, вот 5 простых советов:

  • пеленание — запеленайте малыша с ручками, так вы создадите иллюзию, что он все еще в животе у мамы;
  • положение на боку — просто положите малыша на бочок на своей руки, вы непременно найдете то положение, в котором кроха успокоится;
  • белый шум — он имитирует звук работы сердца мамы, подойдет звук бытовых приборов, вода, льющаяся из крана;
  • ритмичное покачивание — положите малыша на свои руки и начните покачивать, это то ощущение, которое он испытывал в животике у мамы;
  • сосание — и снова мы возвращаемся к кормлению грудью, это один из самых действенных способов успокоить новорожденного.
  • Достаточно попробовать всего 1–2 приема — и малыш успокоится.

    А о том, как успокоить малыша старше 3 и 6 месяцев, мы расскажем в следующий раз.

    Техники релаксации для детей | Онлайн школа материнства и детства

    Релаксация для малышей — это полное расслабление организма, путем снятия психологического и мышечного напряжения. Существует огромное множество техник релаксации для успокоения детей. Так или иначе, все они направлены на восстановление психологического и физического благополучия ребенка.

    Каждый взрослый хотя бы раз в жизни применял различные техники релаксации: медитация, занятие йогой, дыхательные практики, массажи. Но разве могут быть совместимы понятия «релаксация» и «дети»? Давайте вместе разбираться, в чем конкретно проявляется польза различных упражнений для релаксации для детей:

    • Помогают укрепить психоэмоциональную привязанность мамы и ребенка;
    • Используются как один из способов общения мамы и малыша;
    • Развивают способность концентрировать внимание на долгие периоды времени;
    • Снижают стресс;
    • Уменьшают проявления тревоги и агрессии;
    • Улучшают память;
    • Улучшают взаимоотношения ребенка со сверстниками;
    • Приносят ощущения умиротворения и внутреннего спокойствия;
    • Повышают выносливость и работоспособность;

    Научить ребенка релаксации — не такая простая задача, какой кажется на первый взгляд. Особенно сложно подобрать подходящую технику для детей в период новорожденности.

    И здесь на помощь приходит сама природа. Релаксация для малышей — воссоздание для крохи условий, схожих с условиями в материнской утробе.

    Приведу несколько приемов, способных напомнить крохе о внутриутробном периоде:

    1. Пеленание. Основная задача техники — воссоздание узкого пространства и легкого давления, которое знакомо ребенку еще до рождения. Кроме того, пеленание способствует уменьшению проявлений рефлекса Моро, когда ребенок непроизвольно, в ответ на внешние раздражители, вскидывает ручки и ножки, тем самым пугая себя и создавая стрессовую ситуацию.
    2. Легкие покачивания. Когда мама слегка покачивает малыша, держа на руках, он вспоминает те ощущения, когда мама носила его в животике, невольно укачивая. Эти ощущения для ребенка привычны и приятны. Способствуют расслабления и снятию мышечных зажимов.
    3. Белый шум. Шипящие монотонные звуки напоминают крохе звуки маминого сердцебиения, движения крови по сосудам, урчания в животе. Белый шум препятствует проникновению других звуков, возбуждающих нервную систему крохи.

    Эти приемы также можно использовать как техники релаксации для нормализации сна детей. Более детально об условиях, способствующих хорошему сну малыша Вы можете узнать, скачав Чек-Лист «КОМФОРТ И СОН». Также есть техники, не связанные с приближением к условиям в материнской утробе:

    • Массаж. Все дети нуждаются в постоянном телесном контакте. Массаж способен решить сразу две задачи: использоваться как упражнения для релаксации малыша и удовлетворять потребность в телесном контакте.
    • Сосание. Один из врожденных рефлексов ребенка — сосательный. В случае если ребенок излишне напряжен, нужно удостовериться, что данный рефлекс удовлетворен в полной мере. Если вы не практикуете естественное вскармливание по требованию — обсудите с педиатром возможность использования пустышки.

    По мере взросления ребенка меняются и методы релаксации и успокоения. С детьми полугодовалого возраста и старше можно применять следующие техники:

    • Объятия. Как мы уже говорили выше, дети испытывают потребность в телесном контакте. Обнимая ребенка — вы уменьшаете количество гормонов стресса в крови крохи, нормализуете давление.
    • Прослушивание успокаивающей музыки. Даже крохи способны расслабляться под звуки классической музыки. Прослушивание музыки дарит детям наслаждение, помогает сосредоточиться и сбросить негативные эмоции.
    • Смех. Прекрасный способ избавиться от стресса — от души посмеяться. Корчите рожицы в присутствии малыша, слегка щекочите его ладошки или стопы. В силу того, что смех оказывает возбуждающее действие на нервную систему малыша — не стоит использовать его как технику для релаксации малыша перед сном. Смех уместен в период активного бодрствования.

    После года мозг ребенка стремительно развивается, но по-прежнему остается недостаточно зрелым, поэтому если что-то нарушает душевное равновесие малыша, он может испытывать сильное эмоциональное напряжение. Малыши уже способны бегать, прыгать и все исследовать, но самостоятельно справиться с полученной лавиной впечатлений им пока не под силу. На помощь родителям приходят игры релаксации для детей:

    • Волшебное дыхание. Дыхание способно замедлять естественную реакцию организма на стресс, снижая кровяное давление и замедляя сердечный ритм. Придумайте своеобразную игру релаксацию, задействуйте дыхание. Сложите ладони перед грудью, представьте, что вы молитесь. На вдохе вытяните руки вперед, чтобы они оказались на уровне вашего лица, на выдохе верните в исходное положение. Делайте это перед своим ребенком, чтобы он видел, как вы упражняетесь. Не ждите, что ребенок сразу начнет за вами повторять, наберитесь терпения. Рано или поздно малыш покажет ответную реакцию.
    • Релаксация мышц. В основу данной техники легло следующее правило: после сильного напряжение мышц следует их естественное расслабление.

    Варианты игр с использованием релаксации мышц:

    • В присутствии ребенка наморщите лоб и нос, затем расслабьте. Повторяйте несколько раз.
    • Вытяните руки перед собой, поднимите вверх, потянитесь на цыпочках. Помогите ребенку сориентироваться, слегка задайте направление рук.
    • Попросите ребенка лечь на спину. Слегка пощекочите живот, чтобы ребенок его напряг, затем расслабил. Делайте несколько раз.
    • Помассируйте ребенку кисти и стопы массажным мячом, с небольшим давлением. Затем погладьте слабыми движениями.
    • Современные дошкольники загружены не меньше взрослых: посещение детского сада, различных кружков и спортивных секций выматывают детей и физически и эмоционально.
    • Огромную роль в воспитании играют техники релаксация для детей дошкольного возраста:
    • Как и с детьми младшего возраста, с дошкольниками хорошо работают дыхательные упражнения. Используйте технику волшебное дыхание.
    • Упражнения на расслабление мышц. Здесь уже можно объяснить ребенку, как напрягать и расслаблять челюсть, пальцы рук и ног. Также используйте элементы описанные выше.
    • Используйте игру воображения для релаксации. Попросите ребенка представить самый любимый аромат, который заставляет его чувствовать себя спокойно и приятно. Попросите ребенка вдохнуть этот аромат полной грудью, представляя, как он заполняет грудную клетку и легкие. Аромат может быть особого цвета. Проговорите, какого цвета аромат, какого цвета становится грудная клетка ребенка.
    • Физические упражнения. Ходьба, бег, плаванье и активные игры также могут быть способом релаксации дошкольников.

    Существует огромное множество техник релаксации для детей. Некоторые из них направлены на восстановление физических сил, психического равновесия. Есть техники релаксации для сна детей. В статье представлены лишь некоторые из них. Если хотите изучить подробнее вопрос нормализации сна детей:• Следите за постами, историями, эфирами в инстаграм.

    • Смотрите тематические видео на канале Татьяны Кремнёвой на Youtube.

    • Читайте блог и статьи на сайте wwww.sonmalysha.ru

    Татьяна Кремнёва.

    Методики самостоятельного засыпания ребенка — самостоятельное засыпание малышей

    За и против

    Совместный сон предполагает, что всю ночь или большую ее часть ребенок спит в одной кровати с родителями. Обычно мамы, которые практикуют этот метод, считают его самым удобным и естественным, однако многие врачи и родители выступают против совместного сна. Обе стороны приводят вполне разумные доводы.

    Читайте также:  Проблема речевого развития ребенка в дошкольном возрасте

    Плюсы совместного сна

    Совместный сон положительно влияет на грудное вскармливание

    Тесный контакт с крохой позволяет удобно организовать ночные кормления и увеличить количество прикладываний в подутренние часы (с 4 до 8 утра). Именно на это время приходится пик активности пролактина — гормона, отвечающего за выработку молока.

    • Вся семья может хорошо высыпаться
    • Семьи, где практикуют совместный сон, обычно спят лучше и дольше: малышу не приходится криком подзывать маму, а ей — качать его и заново укладывать по несколько раз за ночь.
    • Ребенок чувствует себя более уверенно

    Близкий контакт с мамой дает малышу ощущение уверенности, служит для него подтверждением, что он в безопасности. Крохе очень важно чувствовать маму рядом с собой и не расходовать силы на плач. Именно спокойный детский сон способствует гармоничному развитию клеток мозга и формированию нейронных связей между ними.

    Формируется устойчивая привязанность малыша к родителям

    В советские времена максимальная сепарация от ребенка («не приучать к рукам», «спать только в своей кроватке», «рано заканчивать грудное вскармливание») была широко распространена и считалась единственно правильным методом воспитания. Сейчас психологи много говорят о том, что крепкая связь с родителями — базовая потребность ребенка, влияющая на его доверие к миру и психическую устойчивость.

    Аргументы против совместного сна

    Многие родители боятся случайно придавить ребенка во сне, но это практически невозможно. Широкий плоский носик новорожденного позволяет ему свободно дышать, даже если он прижат к маминой груди.

    А гормоны делают сон кормящей женщины необыкновенно чутким — она просыпается на каждое движение малыша.

    Однако в некоторых ситуациях родителям ни в коем случае нельзя практиковать совместный сон с малышом:

    • Они принимают сильнодействующие снотворные или успокоительные;
    • Они испытывают крайнюю степень усталости, буквально «спят стоя»;
    • Кто-то из родителей — переносчик кожной инфекции;
    • Малыш родился недоношенным.

    Также не рекомендуется укладывать малыша в одну кровать рядом со старшим ребенком. Если другого выхода нет, то между детьми должен спать родитель. Еще один популярный довод против совместного сна — его несовместимость с личной жизнью. На самом деле большинство семей справляется с этой проблемой, ведь квартира не ограничивается одной кроватью.Техника безопасности при совместном сне:

    • Ни в коем случае не оставляйте малыша одного на кровати: он может с нее упасть, даже если еще не умеет ползать. Когда уходите из комнаты, перекладывайте младенца в колыбельку или на развивающий коврик;
    • Проверьте свой матрас: он должен быть достаточно жестким, без вмятин и зазоров. Также не рекомендуется спать с малышом на раскладном диване или в окружении множества подушек;
    • Уберите из кровати все лишнее — покрывала, мягкие игрушки и другие предметы. Все это создает угрозу для сна ребенка до полугода.

    Совместный сон можно практиковать в двух вариантах: во взрослой постели или вплотную придвинутой детской кроватке без одного борта. Если вы выбрали второе, убедитесь, что кроватка плотно зафиксирована и не может случайно отодвинуться.

    Завершается совместный сон обычно в возрасте 3 – 4 лет. У малыша начинается период «я сам», и он с удовольствием перемещается в собственную кроватку.

    Самостоятельное засыпание: как научить?

    Вне зависимости от того, спит малыш с вами или отдельно, его нужно укладывать, и порой этот процесс растягивается надолго. Изменить ситуацию можно, научив ребенка засыпать самостоятельно.

    Некоторые эксперты считают, что начинать стоит уже в 2 – 4 месяца, так как в этом возрасте формируются циклы быстрого и медленного сна. Другие предлагают начинать обучение после года, когда нервная система дозревает.

    В любом случае «наука» должна стартовать, когда у ребенка появится примерный режим сна. Также нужно будет заранее придумать ритуал отхода ко сну для малыша — и в точности повторять его перед каждым укладыванием.

    Такой ритуал обычно занимает от 15 минут до часа и может включать купание, чистку зубов, переодевание в пижаму, сказку, колыбельную. Многим детям нравится «укладывать» свои игрушки и желать им спокойной ночи. А что же потом? Есть несколько вариантов дальнейших действий.

    Метод Ричарда Фербера — «контролируемый плач»

    Ричард Фербер — американский педиатр, основатель и бывший директор Центра изучения нарушений детского сна. В 1985 году он выпустил книгу «Сон ребенка. Решение всех проблем», которая сделала его известным во всем мире.

    В чем суть

    Для начала необходимо, чтобы у малыша сформировался четкий режим и ритуал отхода ко сну. Затем можно начинать: уложите ребенка в кроватку, пожелайте ему спокойной ночи и выйдите из комнаты.

    Очень скоро малыш, не привыкший засыпать в одиночестве, заплачет — тогда маме нужно вернуться и успокоить его, не вынимая из кроватки. Можно петь колыбельные, гладить ребенка по спине или просто сидеть рядом. Когда он затихнет, снова выходите из комнаты.

    Этот цикл придется повторить много раз, постепенно увеличивая временной интервал. Фербер рекомендует не давать малышу грудь или бутылочку, а заходить в комнату именно на громкий плач, а не хныканье.

    Если вы решили попробовать этот метод, запаситесь спокойствием, настойчивостью и решимостью. Нелишним будет заручиться согласием других членов семьи на невмешательство в процесс. Метод Фербера не рекомендуется использовать с детьми младше 6 месяцев.

    Метод Трейси Хогг — «заклинание младенцев»

    Трейси Хогг — британская медсестра и автор бестселлеров о воспитании детей. Ее самые известные книги — «Чего хочет ваш малыш?» и «Секреты высыпающейся мамы».

    В чем суть

    Трейси Хогг предлагает действовать по формуле «ПАСС» («питание, активность, сон, свобода»). Самым важным она считает составление индивидуального режима с учетом биологических часов каждого отдельного малыша.

    Вам нужно будет понаблюдать за ребенком в течение нескольких дней и зафиксировать, в какие часы он начинает зевать и показывать усталость. Еще один принципиальный момент — четкое разделение сна и еды.

    То есть нельзя допускать, чтобы малыш засыпал на груди или с бутылочкой.

    Укладывать малыша нужно после выполнения сонного ритуала, используя ноу-хау Хогг — «шипение и похлопывание».

    Вот как это выглядит: вы кладете ребенка головкой к себе на плечо и начинаете громко и ритмично говорить «ш-ш-ш» у его ушка, одновременно похлопывать по спинке в области лопаток. Секрет в том, что маленький ребенок быстро устает от такой сенсорной перегрузки и начинает дремать.

    Как только малыш прикроет глазки, нужно быстро переложить его в кроватку — заснуть он должен именно там. Не переставайте шипеть и похлопывать ребенка по спинке до полного засыпания.

    Этот способ подходит для детей от 4 до 9 – 11 месяцев, а примерно с года Хогг предлагает прием «обнял и положил». После сонного ритуала вам нужно будет крепко обнять малыша, положить его в кроватку и спокойно объяснить, что происходит: «Уже поздно, тебе нужно поспать и отдохнуть». Если ребенок заплачет, примените уже известную технику шипения/похлопывания, но не берите его на руки.

    Метод Элизабет Пэнтли — «без слез»

    Элизабет Пэнтли — автор книг по воспитанию детей, специалист и консультант по детскому сну. Ее книга-бестселлер называется «Как уложить ребенка спать без слез».

    В чем суть

    Метод Пэнтли — один из самых мягких. Автор предлагает проанализировать и при необходимости изменить «якори» — ассоциации, связанные у малыша с отходом ко сну.

    Например, если ребенок всегда засыпал на руках, а теперь вы хотите укладывать его в кроватку, нужно в течение 10 – 15 дней помогать ему уснуть именно там. В случае необходимости укачивайте малыша, давайте ему грудь или соску — все это не возбраняется.

    Пэнтли советует завести специальный «сонный» предмет, который будет ассоциироваться у ребенка с отдыхом: игрушку, маленькую подушечку или пледик. Когда кроха просыпается ночью, давайте ему возможность самостоятельно заснуть вновь, но ни в коем случае не оставляйте плакать одного.

    Покачайте малыша, погладьте его по спинке или спойте колыбельную. По уверению Пэнтли, со временем ребенок привыкнет к спокойному и стабильному режиму сна и будет спать не просыпаясь всю ночь. Этот метод подходит для детей с 2 – 3 месяцев.

    Метод Марка Вайсблута — «угасающий плач»

    Марк Вайсблут — педиатр с 35-летним опытом, отец четырех детей, автор мирового бестселлера «Здоровый сон — счастливый ребенок».

    В чем суть

    Как и другие специалисты, Вайсблут рекомендует начинать обучение, когда у малыша появляется четкий режим и ритуал отхода ко сну. Он пропагандирует раннее укладывание на ночь — от 18 до 20 часов, так как в это время маленькие дети биологически расположены ко сну.

    Также вам надо будет избегать переутомления и четко следить за нормами бодрствования малыша. Например, если в возрасте 3 месяцев интервал между снами должен быть 80 – 90 минут, начинайте укладывать ребенка уже через час после просыпания.

    В остальном метод Вайсблута предельно прост: после сонного ритуала ребенка нужно положить в кроватку, пожелать ему спокойной ночи и выйти из комнаты. Но в отличие от других авторов, Вайсблут запрещает реагировать на плач ребенка.

    Поплакав несколько ночей подряд, малыш привыкнет оставаться в одиночестве и не будет просыпаться.

    Читайте также:  Родители подростка: когда нужно сказать себе «стоп»

    Конечно, выбор методики засыпания, как и другие аспекты воспитания, — ответственность родителей.

    Но по возможности все-таки стоит предпочесть мягкий способ укладывания и не оставлять малыша плакать одного.

    Это может нарушить его базовое доверие к миру и здоровую привязанность к родителям, а уверенность в любви мамы и папы — куда более важная потребность для ребенка, чем крепкий многочасовой сон.

    Статья на нашем канале Яндекс Дзен

    Успокоительные для детей

    Успокоительные для детей – это различные формы лекарственных и гомеопатических препаратов (таблетки, капли, суспензии и т.д.), травяные сборы, которые помогают быстро привести нервную систему в состояние покоя.

    Выраженность симптомов тревоги и беспокойства зависит от причины их появления. В тех случаях, когда проявления возникают редко и не вызывают особого беспокойства, достаточно ввести ритуалы перед сном и следить за режимом дня.

    У некоторых детей симптомы гиперактивности присутствуют на регулярной основе: в этом случае могут использоваться капли или таблетки с мягким эффектом. Иногда для нормализации состояния достаточно давать препараты всего пару дней.

    Однако длительные жалобы и сопутствующие отклонения могут говорить о наличии заболевания в организме, поэтому перед покупкой успокоительных препаратов нужно советоваться с врачом.

    Снотворное для детей – это скорая помощь для нервной системы родителей и самого малыша: проблема с большой вероятностью вернется вновь. Иногда нужна помощь психолога, в более тяжелых случаях привлекается невролог или психиатр.

    Не стоит бояться помощи этих врачей: они помогут найти причину беспокойства, научат справляться с этой ситуацией и назначат необходимое лечение.

    Далее в статье мы расскажем, когда нужны успокоительные, какие они бывают, можно ли их давать грудным детям.

    Когда нужны успокоительные?

    Прибегнуть к приему успокоительных средств для детей рекомендуется только по назначению врача в следующих ситуациях:

    • есть симптомы гипервозбудимости нервной системы;
    • когда имеются трудности с засыпанием, частые пробуждения и ночные кошмары;
    • гиперактивность: ребенок большую часть времени кричит, прыгает, не может сосредоточить свое внимание на играх или занятиях;
    • нервные тики, заикание;
    • энурез – ночное недержание мочи;
    • депрессивное состояние – подавленность, повышенная тревожность, замкнутость, отсутствие мотивации к обучению и асоциальные поступки;
    • эмоциональные переживания, связанные с переездом, сменой места жительства или учебы, разводом родителей и т.д.

    Виды успокоительных препаратов для детей

    Седативные средства делятся на три большие группы: это лекарственные препараты, растительные средства и гомеопатические.

    1. Медикаментозные средства (Фенибут, Тенотен, Пантогам и т.д.) назначаются врачом после опроса и осмотра, так как при самовольном использовании они могут нанести вред здоровью. Их применяют чаще всего при поражении головного мозга и нервной системы, когда более мягкие средства (Дормикинд, Глицин, травяные сборы и чаи) не могут дать нужного результата.
    2. Растения и травы, обладающие успокоительным и мягким снотворным эффектом – пустырник, валериана, мята перечная, солодка. Все они оказывают бережное влияние на нервную систему малыша, безопасны и редко являются причиной побочных эффектов или аллергических реакций. Они продаются в аптеке в виде сборов (содержат в себе пустырник, валериану, мяту). Можно заваривать успокоительный чай и давать пить ребенку от 1 года.
    3. Гомеопатические средства: действующее вещество разводится до миллионных долей грамма в капле препарата. Их плюс заключается в том, что они разрешены детям до года: их можно дать ребенку в 2 месяца, в 6 месяцев без опасения за его здоровье. Одним из таких препаратов является Дормикинд – это безопасное снотворное для детей до года и старше. Оно поможет новорожденным в комфортном засыпании, используется при беспокойстве на фоне прорезывания зубов и в период введения прикорма. Таблетки можно растворять в воде и давать ее выпить годовалому малышу, в более старшем возрасте он может рассасывать препарат самостоятельно.

    Можно ли давать снотворное грудному ребенку?

    Детям грудного возраста в ряде случаев показан прием успокоительных средств. В этой ситуации подойдут натуральные средства (например, Дормикинд): они разрешены для применения с самого раннего возраста, поэтому их можно использовать без опасений.

    Обязательно следует посоветоваться с врачом, так как успокоительные и снотворные препараты нужны не всегда. Грудной ребенок может плакать или плохо засыпать по разным причинам и не во всех случаях необходимо именно снотворное. Например, малыша могут беспокоить колики в животе, прорезывания зубов, мокрый памперс и т.д.

    Достаточно устранить триггерный фактор и проблема решится самостоятельно.

    При прорезывании зубов можно воспользоваться специальными гелями, которые наносятся на десну и снимают боль. При аллергических проявлениях нужно внимательно следить за рационом питания, исключить те продукты питания, которые вызывают дискомфорт и колики в животе.

    Успокоительные в школьном возрасте

    Средства для нормализации деятельности нервной системы вполне можно использовать при наличии показаний у детей школьного возраста. Бояться лекарственных седативных средств не стоит: при грамотном подборе дозировки большинство из них не имеет побочных эффектов и не вызывает сонливости.

    Перед поступлением в школу ребенок испытывает колоссальный стресс: начинается новая для него жизнь, полна неизвестностей. Синдром дефицита внимания и гиперактивности нередко обнаруживается у детей начальных классов.

    В этом возрасте посредством корректировки поведения лекарственными препаратами и различными немедикаментозными методами (спорт, медитация, организация времени ребенка и т.д.) можно добиться нормализации работы нервной системы. Если головной мозг не поврежден и работает нормально, то препараты не дадут никакого эффекта.

    Занятия в спортивных секциях помогают таким детям направить свою активность в нужное русло, развивают концентрацию внимания.

    Без рецепта: что можно?

    Назначать успокоительные или снотворные препараты детям, особенно до года, должен только педиатр или невролог. Без рецепта от специалиста ребенку в год можно давать следующие успокоительные в домашних условиях:

    • витамины группы В и микроэлементы (чаще всего – это магний);
    • комплексное средство, основанное на натуральном составе (Дормикинд);
    • фитотерапия – мята, пустырник, ромашка, корень валерианы.

    Предостережения

    Перед началом применения успокоительных средств родители должны обращать внимание на следующие пункты:

    1. Седативные средства для детей не должны содержать в себя спирта.
    2. Препараты не должны влиять на концентрацию внимания, так как ребенок активно познает мир и учится, этот естественный процесс нарушать нельзя.
    3. Важно убедиться, что у малыша отсутствуют серьезные органические заболевания нервной системы, патологии желудочно-кишечного тракта, инфекции и любые другие заболевания, которые могут вызывать беспокойство и возбуждение малыша.
    4. Важно устранить влияние психотравмирующих ситуаций и наладить микроклимат в семье: быть может, удастся справиться малыми силами без лекарственных препаратов.
    5. Перед тем, как дать ребенку на ночь успокоительное, нужно удостовериться, что он сыт, его памперс пустой, нет колик и вздутия живота. Частой причиной появления беспокойства и излишней активности у ребенка являются прорезывающиеся зубы.
    6. При приобретении средства родителям важно обращать внимание на состав препарата: в нем не должно быть синтетических веществ, производитель должен внушать доверие и заниматься выпуском исключительно лекарственных средств. Даже самые безобидные дополнительные компоненты в составе успокоительного могут вызвать у грудного малыша нежелательную реакцию, особенно при наличии аллергии в прошлом, оказать негативное влияние на почки, печень и другие органы.

    Снотворные и успокоительные можно давать ребенку без каких-либо опасений только в случае, если исключены любые патологии и другие методы борьбы не принесли результата. Если при осмотре специалистом обнаружено заболевание, то успокоительными здесь не обойтись. В этом случае нужно лечение, а не купирование симптомов.

    Используемые источники

    Ознакомиться с инструкцией

    Беспокойный ребенок | #09/02 | «Лечащий врач» – профессиональное медицинское издание для врачей. Научные статьи

    Повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, нарушения сна, быстрая утомляемость — все перечисленные симптомы знакомы врачам не понаслышке. С подобными жалобами родители, уставшие от поведения собственных детей, нередко обращаются к педиатрам, неврологам и семейным врачам. Далеко не всегда оказывается, что у детей имеются выраженные расстройства нервной системы или психоэмоциональной сферы. Тем не менее в большинстве случаев пациентам педиатрического возраста нужна медицинская помощь.

    Хотя практика показывает, что зачастую вполне можно обойтись без медикаментозной коррекции, большинство родителей больше доверяют лекарствам. При этом они явно отдают предпочтение так называемым «натуральным» средствам (преимущественно растительного происхождения).

    Иногда родители отождествляют это понятие с гомеопатическими препаратами, которые далеко не всегда состоят исключительно из растительных компонентов.

    Лечебный арсенал аллопатических и гомеопатических лекарственных препаратов, представленных в России, позволяет подобрать нужное средство для детей любого возраста.

    Несколько более сложным представляется оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), поскольку эти пациенты требуют совместных усилий со стороны неврологов, психологов и психиатров.

    К сожалению, на сегодняшний день стимулирующих препаратов (риталина, метилфенидата), используемых в других странах мира при лечении СДВГ, в нашей стране нет [1, 2]. Вместо них применяются препараты ноотропного ряда (ноотропил, семакс, пантогам и т. д.) в комбинации с различными поливитаминными препаратами [3].

    Средства, подобные упомянутым, должны назначаться исключительно врачами-неврологами (с контролем эффекта лечения, индивидуальным подбором дозировки и периодическим наблюдением).

    Особая категория пациентов — это дети в возрасте от года до 3 лет, психоэмоциональный статус которых в период раннего детства характеризуется нестабильностью, повышенной возбудимостью, различными поведенческими реакциями.

    Для обозначения этого состояния в англоязычной литературе существует термин temper tantrums; в России аналогичного понятия не существует, хотя иногда пользуются выражением «истерики второго года жизни» (что не совсем верно, поскольку, как уже указывалось, описанные выше проявления могут наблюдаться в той или иной степени выраженности у детей до 3-летнего возраста) [4]. До сравнительно недавнего времени среди психоневрологов был принят вполне приемлемый термин «невропатия», но в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) такого понятия больше не существует [5]. Описываемая «болезнь роста», являющаяся в равной степени педагогической и медицинской проблемой, чаще исчезает по достижении детьми указанного возраста, но иногда требует дополнительных назначений препаратов, поскольку может впоследствии трансформироваться в неврозы, неврозоподобные состояния и психопатии. Использование таких транквилизаторов (антианксиолитических средств), как атаракс, элениум, лоразепам, — это довольно серьезный метод медикаментозной коррекции, к которому большинство родителей относятся без энтузиазма.

    Читайте также:  Тяжесть в ногах во время беременности

    В то же время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при описанных выше нарушениях у пациентов педиатрического возраста.

    В частности, детям раннего и дошкольного (а иногда и грудничкового) возраста российские медики чаще всего назначают препараты валерианы, пустырника и так называемую микстуру с цитралем.

    При этом цитраль, входящий в состав названной микстуры, играет второстепенную роль (он используется в качестве антисептического средства и консерванта).

    Рецепт этой микстуры может варьировать: валериана (экстракт корня или вытяжка) и/или пустырник, дистиллированная вода или 10%-ный раствор глюкозы, бромид натрия (с давних пор известно, что препараты брома обладают способностью концентрировать и усиливать в коре головного мозга процессы торможения), сульфат магнезии. Добавлять в микстуру антигистаминные средства не рекомендуется.

    Валериана (лекарственная).

    Препараты на ее основе (изолированные настои, настойки, а также растворы в комбинации с другими комплексными средствами) уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, нарушениях сна и подобных состояниях.

    Уже давно доказано, что препараты валерианы снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы и усиливают тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. При лечении детей раннего возраста чаще используют настои корня валерианы.

    Пустырник (пятилопастный). В педиатрической практике используются настои, настойки и (реже) экстракты пустырника. Состав растения настолько сложен, что его до сих пор продолжают изучать.

    Считается, что седативный эффект настойки пустырника в 2-3 раза сильнее, чем настойки валерианы [6]. Поэтому препараты пустырника используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах не только у детей и подростков, но и у взрослых.

    В отечественной медицине кроме валерианы и пустырника широко используется ромашка.

    Ромашка аптечная. Это лечебное растение применяется в виде отвара, настойки или чаев, поскольку является мягким седативным средством, эффективным при лечении нарушений сна, дисфункций желудочно-кишечного тракта и пр.

    Примером могут служить успокаивающий чай и чай из ромашки фирмы Хипп, которые можно рекомендовать в комплексном лечении проявлений перинатального поражения нервной системы с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, а также здоровым детям — для улучшения сна.

    В числе действующих компонентов ромашки можно назвать эфирное масло, азулен, флавоноиды, полисахариды, витамины и некоторые другие биологически активные вещества. Помимо приема внутрь, отвары ромашки удобно использовать в качестве наружного средства (ванны).

    Среди наиболее распространенных на сегодняшний день седативных средств на натуральной основе, выпускаемых фармакологической промышленностью, следует упомянуть такие широко используемые комплексные препараты, как ново-пассит (производство «Галена А. С.

    /Нортон Хелскэр Лтд», Чехия/Великобритания) и персен (фирмы «ЛЕК», Словения). Ново-пассит выпускается в виде раствора для приема внутрь и таблеток, а персен в таблетках. В основе обоих препаратов лежит комбинация лечебных трав.

    Например, в состав ново-пассита входят экстракты боярышника, хмеля, валерианы, зверобоя, мелиссы, страстоцвета, черной бузины и гвайфенезин (последний является также отхаркивающим средством) [7]. Персен состоит из экстрактов валерианы, а также перечной и лимонной мяты [8].

    Ниже рассмотрим наиболее важные растительные компоненты этих двух препаратов.

    Мята перечная.

    Вытяжки из травы мяты перечной наряду с желчегонным, антисептическим и болеутоляющим эффектом обладают успокаивающими и спазмолитическими свойствами, а также оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие.

    Сходным эффектом обладает также мята лимонная (мелисса), которая, как и мята перечная, относится к эфиромасличным растениям. Мята и мелисса входят в состав детского чая Хипп, который можно рекомендовать как общеукрепляющее средство.

    Боярышник (кроваво-красный, колючий и пятипестичный). Общеизвестны кардиотонические и спазмолитические свойства препаратов боярышника (за счет содержания тритерпеновых соединений и флавоноидов), используемые в терапии заболеваний сердечно-сосудистой системы.

    Но впоследствии было обнаружено, что настои и экстракты этого растения позволяют улучшить снабжение кислородом не только миокарда, но также и нейронов головного мозга. Седативная активность препаратов боярышника объективно доказана.

    Вследствие этого, а также по причине малой токсичности препаратов растения боярышник получил довольно широкое распространение в качестве успокоительного средства (настой цветков или плодов растения, настойка боярышника и т. д.).

    Хмель обыкновенный. Ценность этого травянистого многолетнего растения не ограничивается его использованием в качестве сырья для пивоваренной промышленности.

    Нейротропное действие галеновых препаратов из шишек хмеля связывают с наличием в них лупулина, оказывающего успокаивающее действие на ЦНС [6]. Масло хмеля (наряду с другими компонентами) входит в состав препарата валокордин («Кревел Мойзелбах», Германия).

    В педиатрии он может применяться по 3-15 капель 3 раза в день (до еды с небольшим количеством жидкости) в зависимости от возраста и симптомов [7].

    Зверобой (продырявленный). Трава зверобоя обладает многосторонними фармакологическими свойствами, среди которых особого внимания заслуживает спазмолитический эффект, а также капилляроукрепляющее действие, типичное для соединений, содержащих витамин Р. Поэтому зверобой является ценным компонентом седативных лекарственных сборов и довольно широко используется в этом качестве.

    Среди гомеопатических средств в свете рассматриваемой проблемы интерес для врачей представляет нервохель (фирмы «Биологише Хайлмиттель Хель ГмбХ», Германия). Препарат выпускается в сублингвальных таблетках, которые рекомендуется принимать по одной 3 раза в день.

    Противопоказаний к применению препарата нет, а побочные эффекты на фоне приема не выявлены [8]. Другим препаратом со сходным эффектом является валерианахель.

    Помимо настойки валерианы в состав этого гомеопатического средства входят боярышник, мелисса, ромашка, овес посевной (содержащийся в овсе комплекс витаминов группы В играет важную роль в осуществлении трофической функции нервной системы) и другие компоненты.

    Валерианахель назначают детям с 2-летнего возраста (детям 2-6 лет — по 5 капель 3 раза в день, пациентам 6-12 летнего возраста — по 10 капель 3 раза в день) [8].

    В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств.

    Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.

    Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. Именно по этой причине детям дошкольного возраста рекомендуется посещать детские сады.

    Даже практика привлечения к воспитанию малыша нянь и гувернеров (популярная среди материально обеспеченных россиян) не в состоянии заменить общение ребенка с другими детьми, способствующее элементарному постижению норм социальной жизни.

    Тем не менее врачам необходимо ориентироваться среди многочисленных медикаментозных препаратов, предлагаемых в качестве седативных средств.

    Лишь в этом случае можно обеспечить своевременную коррекцию возникших нарушений психоэмоциональной сферы.

    Концепция доказательной медицины подразумевает, что при принятии клинических решений следует руководствоваться наиболее достоверными и проверенными сведениями об эффективности назначаемого лечения [9].

    Литература

    1. Child Neurology (Menkes J. H., Sarnat H. B., eds.). 16th ed. Lippincott Williams and Wilkins. Philadelphia-Baltimore. 2000. 1280 р.
    2. Nelson textbook of pediatrics (Behrman R. E., Kliegman R. M., Jenson H. B., eds., Nelson W. E., Sr. Ed.). 16th ed. Philadelphia-London.-W. B. Saunders. 2000. 2414 р.
    3. Лебедев Б. В., Фрейдков В. И., Шанько Г. Г. и др. Справочник по неврологии детского возраста / Под ред. Б. В. Лебедева. М.: Медицина, 1995. 448 с.
    4. Zigelman D. The pocket pediatrician. Doubleday. New York — London, 1995. 432 p.
    5. Булахова Л. А., Саган О. М., Зинченко С. Н. и др. Справочник детского психиатра и невропатолога / Под ред. Л. А. Булаховой. К.: Здоров'я, 1985. 288 с.
    6. Cоколов С. Я., Замотаев И. П. Справочник по лекарственным растениям (фитотерапия). 2-е изд. М.: Недра, 1987. 512 с.
    7. Регистр лекарственных средств России «Энциклопедия лекарств» /Гл. ред. Г. Л. Вышковский. 9-е изд., перераб. и доп. М.: РЛС-2002, 2002. 1504 с.
    8. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник / Вед. ред. Е. А. Толмачева, 8-е изд., перераб., исправл. и доп. М.: АстраФармСервис, 2002. 1488 с.
    9. Клинические рекомендации, основанные на доказательной медицине: Пер. с англ. / Под ред. И. Н. Денисова, В. И. Кулакова, Р. М. Хаитова. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. 1248 с.

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector