Упражнения в младших классах: правила физкультуры для детей

Выполнение упражнений в парах являются обязательной составляющей учебного процесса физической культуры. Они способствуют общему развитию и укреплению здоровья детей.

Правила составления комплексов общеразвивающих упражнений в парах на уроках физкультуры

Составляя комплекс упражнений, предназначенных для парного выполнения, необходимо соблюдать такие правила:

  • Вначале проводятся упражнения для общего разогревания и подготовки мышц. Их следует выполнять в медленном темпе (Например, потягивания вверх и плавное опускание рук вниз).

Упражнения в младших классах: правила физкультуры для детей

  • Постепенно нагрузку следует увеличивать. При этом важно чередовать упражнения, при выполнении которых задействуются разные группы мышц.
  • Следует чередовать упражнения и по типу воздействия. К примеру, сначала можно выполнить силовую нагрузку, затем перейти к растяжке мышц и так далее.
  • Упражнения с максимальной нагрузкой и интенсивностью выполнения следует проводить в основной части урока (примерно в середине либо во его 2-й половине). Это требование относится и к упражнениям с использованием дополнительного инвентаря (мячей, скакалок и прочее).
  • Завершать комплекс следует упражнениями, которые направленные на расслабление мышц и оказывают умеренную нагрузку на мышцы.

Для правильного выполнения упражнений необходимо детально их описать, начиная с исходного положения. Если у учеников исходное положение одинаковое, предоставляется его общее описание. Если же положения разные, то необходимо указывать порядок действий для каждого из партнеров.

Для правильного исполнения упражнений необходимо:

  • Указывать определенный ориентир при выполнении упражнений в одном направлении (например, выполнять наклоны в сторону окна).
  • Указывать действия каждого из партнеров при выполнении разных действий в упражнении. Так, ученик, который делает основные действия в упражнении, является первым, а его партнер, соответственно, вторым. Такое распределение поможет детям не запутаться при выполнении команд учителя.
  • Четко озвучивать действие каждого из партнеров не только вначале занятий, но и в процессе тренировки. Учитель должен контролировать весь процесс и, при необходимости, корректировать правильность исполнения.

Правила проведения общеразвивающих упражнений в парах для детей

Упражнения в парах по физкультуре принесут максимальную пользу для здоровья при соблюдении правил их проведения. Также это поможет предотвратить травмы (из-за невнимательности к словам учителя и нарушении дисциплины уровень концентрации и сосредоточенности снижается).

Во время занятий следует:

  • Организовать соблюдение дисциплины, чтобы ничего не отвлекало учеников от выполнения упражнений и команд учителя.
  • При составлении пар для упражнений подбирать учеников, похожих по физическим параметрам (рост, вес, сила и прочее) и половому признаку (девушек ставят с девушками). Существенная разница в этих данных повышает риск травмирования и делает упражнения неинтересными к выполнению, поскольку ученик с явным преимуществом в силе будет превосходить своего партнера.
  • Правильно расположить пары на спортивной площадке, чтобы они не мешали друг другу во время занятий.
  • Давать к выполнению упражнения подходящей сложности, которые ученики способны сделать.

Упражнения в младших классах: правила физкультуры для детейУпражнения в парах по физкультуре, как и любые другие упражнения, должны начинаться с разминки

  • Перед началом выполнения упражнений учитель должен объяснить последовательность их проведений. При необходимости, преподаватель может продемонстрировать, как именно выполнять упражнения. Наглядный пример лучше проводить в паре – так ученики быстрее поймут принцип действий.
  • Перед выполнением упражнений на растягивание необходимо предварительно разогреть мышцы.
  • Следить за темпом выполнения упражнений. Например, при проработке больших групп мышц следует держать медленный темп, а для тренировки мелких мышц подойдет ускоренная тренировка.
  • Организовать правильную и своевременную смену ролей между партнерами при выполнении разных движений.

Упражнения в парах из исходного положения стоя

Упражнения в парах по физкультуре выполняются в различных исходных положениях – сидя, лежа, стоя.

В последнем варианте важно следить за правильным положением тела: голову необходимо держать прямо, руки должны быть опущены вдоль туловища, а ноги – плотно соприкасаться с поверхностью пола. При этом следует следить за осанкой, не допуская сутулости или излишнего прогиба в области поясницы.

Вначале занятия рекомендуется выполнить упражнение на разогрев мышц:

  1. Занять исходное положение – ученики плотно становятся спиной друг к другу.
  2. Необходимо взяться за руки.
  3. Далее следует поднять руки вверх и посмотреть на них.
  4. Вернуться в исходное положение.

Для растягивания мышц подойдет также следующее упражнение:

  1. Занять исходное положение, поставив ноги врозь и расположившись спиной к друг другу на расстоянии 1 шага.
  2. Далее следует сделать наклон и взяться рукой за голеностоп.
  3. В таком положении нужно задержаться на несколько секунд.
  4. Вернуться к начальной позиции.

Упражнения в младших классах: правила физкультуры для детей

После разогрева мышц ученики могут выполнять более сложные упражнения:

  • С приседанием. Исходное положение упражнения – стоя на расстоянии 1 шага лицом друг к другу. Далее необходимо взяться за руки и отклоняясь друг от друга, ученики должны присесть на левую ногу. Правую ногу необходимо в этот момент направить вперед, сделав упор на пятку. Те же самые действия следует повторить и на другую ногу.

Еще одно упражнение с приседанием выполняется следующим образом:

  1. Ученики должны занять исходное положение, расположившись спиной друг к другу, поставив руки на поясе.
  2. Далее нужно медленно присесть на 4 счета. При этом следует опираться на спину партнера.
  3. После этого следует медленно подняться, вернувшись в начальное положение.
  • Упражнения в младших классах: правила физкультуры для детейУченики становятся на расстоянии 2 шагов лицом к друг другу, вытягивают руки вперед и соприкасаются ладонями.
  • Далее им необходимо согнуть руки и одновременно наклониться вперед по направлению к друг другу (спина при этом должна оставаться ровной), нажимая на ладони.
  • После этого нужно медленно разогнуть руки и вернуться в начальное положение.
  • Эффективным является и такое упражнение:
  1. Один из партнеров должен стоять на одной ноге, а другую носком положить на колено партнеру – это исходное положение.
  2. Второй ученик должен расположиться в стойке на колене и удерживать своего партнера за голень.
  3. Далее первый партнер должен сделать наклоны к левой, а затем к правой ноге.
  4. Советующие действия следует произвести и на вторую ногу.
  • С прыжками. Ученики должны занять исходное положение – стать на расстоянии большого шага боком друг к другу (лица должны быть направлены в противоположные стороны).

При этом одну руку следует расположить на поясе, а вторую – на плече партнера. После этого ученики должны выполнить 3 прыжка, двигаясь по кругу. Далее они совершают еще 1 прыжок, во время которого ученики разворачиваются и сменяют положение рук.

Упражнения в младших классах: правила физкультуры для детей

Еще одно упражнение с прыжком выполняется следующим образом:

  1. Ученики занимают исходное положение, став друг к другу лицом на расстоянии шага и взявшись за руки.
  2. Далее необходимо сделать приставной шаг в сторону.
  3. Сразу после этого следует совершить прыжок и приседание.
  4. Потом нужно выпрямиться и совершить приставной шаг, вернувшись в исходную позу.
  5. Далее нужно повторить аналогичные действия в другую сторону.

Упражнения в парах из исходного положения сидя

Упражнения в парах по физкультуре в положении сидя направлены на растяжку мышц. Они выполняются в медленном темпе, что позволяет эффективно проработать основные группы мышц.

Одно из таких упражнений выполняется следующим образом:

  1. Ученики должны занять исходное положение, плотно сев друг к другу спиной. Руки необходимо отвести в сторону и соединить кисти.
  2. 1-й партнер делает поворот туловища поочередно в разные стороны, а второй в этот момент должен оказывать сопротивление.

Для растяжки спинных мышц подходит такое упражнение:

  1. Занять начальное положение – сесть лицом друг напротив друга и зажать друг другу стопы.
  2. Далее ученики на счет «1-2» должны медленно лечь на спину, удерживаясь в сцеплении и не отрывая от пола пятки.
  3. На счет «3-4» партнеры медленно должны сесть, вернувшись в начальное положение.

Упражнения в младших классах: правила физкультуры для детей

Эффективным является упражнение с наклоном, для его выполнения необходимо:

  1. Сесть друг напротив друга, расположив ноги широко врозь, соединить стопы и взяться за руки – это исходное положение.
  2. Далее один из партнеров отклоняется назад, удерживая тело в ровном положении.
  3. Второй в этот момент должен выполнить наклон вперед, также удерживая тело ровно.

В этом упражнении один ученик помогает второму выполнить более глубокий наклон для проработки мышц спины, ног и пресса.

Упражнения в парах из исходного положения лежа

Упражнения в положении лежа позволяют эффективно проработать мышцы ног и пресса. Занятия рекомендуется проводить на специальных матах либо спортивных ковриках – тренировка на твердой поверхности может вызвать болевые ощущения и привести к травмам.

Упражнения в младших классах: правила физкультуры для детей

Для прокачки пресса в парах часто используется следующее упражнение:

  • Первый ученик должен лечь на спину, а второй становится на колени и удерживает руками ноги первого ученика в области голеностопа.
  • Первый партнер из начальной позы медленно подымается в положение сидя за счет сокращения мышц пресса. Руки в этот момент должны размещаться за головой.
  • После этого ученик медленно возвращается в начальное положение. Во время упражнения партнер должен плотно прижимать его стопы к полу.

Проработать мышцы ног в паре можно следующим образом:

  • Ученики должны лечь на спину боком к друг другу расположив руки в стороны ладонями вниз. Головы партнеров должны быть направлены в разные стороны. Это будет исходным положением.
  • Далее партнеры одновременно поднимают левую ногу и делают сцепку носками.
  • После этого ученики поочередно отводят ноги в сторону (наружу), а затем направляют их внутрь, преодолевая сопротивление партнера.

Упражнения в младших классах: правила физкультуры для детей

Для растяжки подойдет и такое упражнение:

  • 1-й ученик лежит вниз лицом и сгибает ноги в коленях. 2-й ученик должен захватить ноги партнера за лодыжки, придерживая колени своими бедрами.
  • Из этого положения следует выполнить разведение согнутых ног, увеличивая постепенно амплитуду движения.
  • В конечном положении ног необходимо задержаться на 10 с.
  • Затем, не меняя исходной позы, нужно ноги свести внутрь и задержаться в таком положении на 10 сек.

Упражнения в парах из других исходных положений

  1. Парные упражнения на физкультуре можно выполнять и в других исходных положениях.
  2. Упражнения в младших классах: правила физкультуры для детей
  3. В таблице представлено их описание.
Читайте также:  Сложности со здоровьем и настроением при беременности осенью
Исходное положение Как выполнять
Присесть лицом друг к другу, расположив колени на расстоянии полушага и взявшись за руки. Из исходного положения партнерам нужно выполнить 2 прыжка в одном направлении.Затем нужно вернуться в исходную позицию, снова совершив 2 прыжка.Те же самые действия необходимо выполнить и в другую сторону.
Партнеры располагаются в стойке на правом колене. Левая нога должна быть выпрямлена и упертая ступней в колено партнера. Руки при этом следует соединить в сцепке пальцами или глубоким хватом. Из исходного положения необходимо выполнять поочередные наклоны назад, коснувшись головой пола. Во время этого действия один партнер обеспечивает поддержку другого.
1-й партнер принимает лежа упор, расположив ноги врозь. Второй должен стать в ногах 1-го партнера и удерживать его за ноги в районе голеностопа. 1-й партнер должен передвигаться на руках в разных направлениях, переставляя поочередно руки. Такое упражнение в обиходе называют «тачка».
Стать на правое колено по направлению лицом друг к другу. Левую руку поставить на пояс. Партнерам необходимо сцепить правые руки в замок, упершись локтями на колено. После этого ученики должны приложить усилие и выполнить нажимание на руки друг друга.

Выполнение упражнений в парах на уроках физкультуры помогают не только укрепить здоровье, но и научиться взаимодействию с одноклассниками. Перед занятием следует ознакомить детей с правилами проведения и выполнения упражнений, а также последовательностью действий.

Видео об упражнениях

Упражнения в парах по физкультуре:

Комплекс ОРУ по физической культуре для школьников младшего возраста

  • КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Комплекс ОРУ № 1
  • 1 мин.
  • Можно добавить движения руками

2.Ноги вместе, руки опущены.на счёт 1-делая вдох, поднять руки через стороны вверх; на счёт 2-на выдохе опустить.

5-7 раз

Выполнять под счёт. Вдох через нос, выдох через рот.

3.Ноги вместе, на счёт 1-поднимаемся на носки, руки поднимаем вверх по кругу, вдох; на счёт 2-опускаемся, опускаем руки, выдох.

5 раз

Под счёт, в среднем темпе

4.Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны головой на счёт1-влево;на счёт 2-вернулись в И.П.; на счёт 3- вправо; на счёт 4- вернулись в И.П.

5 раз

Темп средний

5.Ноги на ширине плеч, на счёт 1-левую руку вверх, правую вниз; на счёт 1,2-наклон влево; на счёт 3-4 наклон влево.

5-7 раз

Выполнять упражнение под счёт. Тянуться вперед-вверх.

6.Ноги на ширине плеч, на счёт 1-руки перед собой; на счёт 2,3 рывки руками перед собой, вдох; на счёт 4 –вернулись в И.П. выдох.

5 раз

Темп средний, руки прямые, в локтях не сгибать.

7.Ноги на ширине плеч, наклоны туловища, на счёт1-2- вперёд;3-4–назад.

  1. 5-7раз
  2. Ноги в коленях не сгибать
  3. 8.Приседания
  4. 10 раз
  5. Выполнять упражнение самостоятельно
  6. 9.Прыжки на левой и на правой ноге
  7. 10 раз
  8. Темп средний

10. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.

  • 1 мин.
  • Вдох через нос, выдох через рот.
  • Комплекс ОРУ № 2
  • 1 мин.
  • Можно добавить движения руками

2.Ноги вместе, руки на пояс. Круговые движения головой 4 раза влево,4 раза вправо.

5-7 раз

Выполнять под счёт, плавно.

3.Ноги вместе, на счёт 1-поднимаемся на носки, руки поднимаем вверх по кругу, вдох; на счёт 2-опускаемся,опускаем руки, выдох.

  1. 5 раз
  2. Под счёт, в среднем темпе
  3. 4.Ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны
  4. Круговые движения руками вперёд-назад.
  5. 5 раз

Темп средний. Кисти сжаты в кулак.

5.Ноги на ширине плеч, руки к плечам. Круговые движения в плечевом суставе. 1-4 вперед, 5-8 назад

5-7 раз

Выполнять упражнение под счёт. Вперед сводим вместе локти, назад-лопатки.

6.Ноги на ширине плеч, правая рука на пояс, левая вверх- наклон туловища вправо, т.ж. влево.

5 раз

Темп средний. Тянуться вперед-вверх.

7.Ноги на ширине плеч, наклоны туловища, на счёт1-2- вперёд;3-4–назад.

5-7раз

Пытаемся достать ладошками до носков. Ноги в коленях не сгибать.

8.Сгибание-разгибание рук в локтевом суставе. Отжимания.

10 раз

Выполнять упражнение самостоятельно.

9.Выпрыгивания из положения сед вверх .

10 раз

Темп средний

10. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.

  • 1 мин.
  • Вдох через нос, выдох через рот.
  • Комплекс ОРУ № 3
  • 1 мин.
  • Можно добавить движения руками

2.Ноги на ширине плеч. Наклоны головы на счёт 1-2 вперед- назад, 3-4 влево- вправо

5-7 раз

Выполнять под счёт

3.И.П.-о.с. Правая рука вверху, левая внизу. Рывки руками с последующей переменой рук

5 раз

Под счёт, в среднем темпе

4.Ноги на ширине плеч, руки согнуты перед грудью рывки руками с поворотами влево вправо.

5 раз

Темп средний

5.Ноги на ширине плеч, наклоны туловища вперёд 1-к правой ноге,2-к середине,3-к левой ноге,4-назад.

5-7 раз

Выполнять упражнение под счёт.

6.И.П.-о.с.руки на пояс. Круговые движения в тазобедренном суставе 1-4 вправо,5-8 влево.

5 раз

Темп средний

7.Сед на левую ногу, правая вытянута.Перекаты с ноги на ногу

  1. 5-7раз
  2. Ноги в коленях не сгибать.
  3. 8.Приседания
  4. 10 раз
  5. Выполнять упражнение самостоятельно

9.Прыжки с поворотом на 360гр.

10 раз

Под свой счёт

10. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.

  • 1 мин.
  • Выполнять спокойно.
  • Комплекс ОРУ № 4

.

1 мин.

Можно добавить движения руками

2.Руки к плечам,голову держать прямо,круговые движения согнутыми руками наружу и внутрь.

5-7 раз

Соблюдать осанку.

3.Руки к груди, согнуть в локтевом суставе,выполнить короткие рывки назад,сводя лопатки вместе.

5 раз

Руки перед грудью.

4.Руки в стороны,глубокий вдох,обнять себя руками-выдох.

5 раз

Темп средний

5.Наклоны туловища 1-2 вправо,3-4 – влево, скользя ладонями по бёдрам.

5-7 раз

Выполнять упражнение под счёт.

6.Наклоны туловища как можно ниже вперёд, делая выдохи касаясь руками площадки.

5 раз

Темп средний

7.Поднимать в сторону руку с поворотом головы .т.ж вправо.

  1. 5-7раз
  2. Темп средний
  3. 8.Приседания с быстрым вставанием
  4. 10 раз
  5. Выполнять упражнение самостоятельно в быстром темпе
  6. 9.Прыжки на левой и на правой ноге
  7. 10 раз
  8. Темп средний

10. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.

  • 1 мин.
  • Выполнять спокойно.
  • Комплекс ОРУ № 5
  • 4-6 раз
  • Соблюдать правильную осанку.

2.И.п – то же ,руки встороны.Круговые движения руками.1-4 вперёд,5-8 назад.

5-7 раз

Руки в локтях не сгибать

3.Руки к груди, согнуть в локтевом суставе,выполнить короткие рывки назад,сводя лопатки вместе.

5 раз

Руки перед грудью.

4.Руки вытянуты перед собой,махи ногами.Левой ногой к правой руке,прав ногой к левой руке.

5 раз

Стараться чтобы носок коснулся ладошек.

5.Наклоны туловища 1-2 вправо,3-4 – влево, скользя ладонями по бёдрам.

5-7 раз

Выполнять упражнение под счёт.

6.Наклоны туловища как можно ниже вперёд, делая выдохи касаясь руками площадки.

5 раз

Темп средний

7.И.п.- сед на правую ногу, руки за головой. Перекаты с ноги на ногу.

5-7раз

Спину держать ровно.

8.Выпрыгивания из положения присед.

  1. 10 раз
  2. Выполнять упражнение под счёт.
  3. 9.Прыжки на левой и на правой ноге
  4. 10 раз
  5. Темп средний

10. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.

1 мин.

Выполнять спокойно.

Комплексы упражнений для выполнения домашних заданий по физической культур, 1-11 классы

  • Комплексы упражнений для выполнения домашних заданий.
  • Начальная школа.
  • Комплекс упражнений №1.
  • Комплекс упражнений утренней зарядки.
  • Подтягивание (6-8 раз).
  • Наклоны вперед (6-8 раз).
  • Наклоны в стороны (6-8 раз).
  • Наклоны назад (6-8 раз).
  • Приседание (8-10 раз).
  • Подтягивание согнутых ног (6 раз).
  • Круги руками вперед и назад (6-8 раз).
  • Прыжки ноги вместе, врозь (8-10 раз).
  • Ходьба на месте.
  • Комплекс упражнений №2.
  • Общеразвивающие упражнения на осанку.

«Штангист». Исходное положение – стойка, ноги врозь.

1 – руки к плечам ладонями вперед, пальцы в кулак, 2 – прогнуться, руки вверх и посмотреть на них (вдох), 3 – руки к плечам, 4 – исходное положение (выдох). 6-8 раз

«Самолет». Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон влево, 2 – исходное положение, 3 – наклон влево, 4 – исходное положение. 6-8 раз.

«Дровосек». Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. 1 – наклон вперед, руки вниз (выдох), 2 – исходное положение (вдох). 6-8 раз.

«Зайчишка». Исходное положение – основная стойка. 1 – присед (выдох), 2 – исходное положение (вдох). 6-8 раз.

«Свернувшаяся змея». Исходное положение – основная стойка. 1-3 – присед, обхватить колени руками (вдох), 2 – исходное положение (выдох). 6-8 раз.

«Ласточка». Исходное положение – упор лежа на согнутых руках. 1- приподнять туловище, руки назад (вдох), 2 – исходное положение (выдох). 6-8 раз.

Комплекс упражнений № 3.

Общеразвивающие упражнения для развития мышц живота (кол-во повторений 6-8 раз)

Исходное положение – лежа на спине. Оторвать стопы от пола, медленно согнуть (вдох) и разогнуть (выдох) обе ноги в коленных суставах.

Исходное положение – то же. Подняв стопы, выполнить круговые движения в одну и в другую стороны. Дыхание свободное.

Исходное положение – то же. Подняв стопы, делать вращательные движения ногами, сгибая и разгибая их в коленных суставах («Велосипед»).

Исходное положение – то же. Подняв стопы, делать скрестные движения ногами («Ножницы»).

Исходное положение – то же. На выдохе медленно принять положение стойки на лопатках («Березка»), на выдохе медленно вернуться в исходное положение.

Исходное положение – то же. На вдохе медленно поднять прямые ноги и коснуться стопами пола за головой («Плуг»), на выдохе медленно вернуться в исходное положение.

Общеразвивающие упражнения для развития мышц спины (кол-во повторений 6-8 раз).

Исходное положения – основная стойка, правая рука – вверх, левая – вниз. Попеременно менять положение рук.

Исходное положения – основная стойка, согнутые в локтевых суставах руки перед грудью. Рывок согнутыми руками, отведение прямых рук в стороны.

Исходное положение – стойка, ноги врозь, с наклоном туловища вперед. Отведение прямых рук в стороны (вдох), вернуться в исходное положение (выдох).

  1. Комплекс упражнений № 4.
  2. Катание на лыжах с горок, прогулки на лыжах вместе с родителями.
  3. Упражнения на развитие силовой выносливости.
  4. Комплексы упражнений для выполнения домашних заданий.
  5. Основная школа.
  6. Комплекс упражнений №1.
  7. Комплекс упражнений утренней гимнастики.
  8. Поднимание на носках, руки вверх — в стороны (10-12 раз).
  9. Наклоны в сторону, руки над головой (10-12 раз).
  10. Наклоны вперед и назад (8-10 раз).
  11. Круговые движения туловищем (10-12 раз).
  12. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (8-10 раз).
  13. Приседание (10-12 раз).
  14. Выпады ногами в стороны (10-12 раз).
  15. Прыжки на обеих ногах и одной ноге (10-12 раз).
  16. Ходьба на месте
  17. Комплекс упражнений № 2.
  18. Общеразвивающие упражнения для развития мышц живота (кол-во повторений 6-8 раз)
Читайте также:  Диагностика аномалий головки у детей: краниостеноз

Исходное положение – лежа на спине. Оторвать стопы от пола, медленно согнуть (вдох) и разогнуть (выдох) обе ноги в коленных суставах.

Исходное положение – то же. Подняв стопы, выполнить круговые движения в одну и в другую стороны. Дыхание свободное.

Исходное положение – то же. Подняв стопы, делать вращательные движения ногами, сгибая и разгибая их в коленных суставах («Велосипед»).

Исходное положение – то же. Подняв стопы, делать скрестные движения ногами («Ножницы»).

Исходное положение – то же. На выдохе медленно принять положение стойки на лопатках («Березка»), на выдохе медленно вернуться в исходное положение.

Исходное положение – то же. На вдохе медленно поднять прямые ноги и коснуться стопами пола за головой («Плуг»), на выдохе медленно вернуться в исходное положение.

Комплекс упражнений №3.

Общеразвивающие упражнения для развития мышц спины.

Исходное положение – основная стойка, правая рука – вверх, левая – вниз. Попеременно менять положение рук.

Исходное положение – основная стойка, согнутые в локтевых суставах руки перед грудью. Рывок согнутыми руками, отведение прямых рук в стороны.

Исходное положение – стойка, ноги врозь, с наклоном туловища вперед. Отведение прямых рук в стороны (вдох), вернуться в исходное положение (выдох).

Подтягивание на перекладине широким хватом (мальчики).

Исходное положение – широкая стойка, ноги врозь. Подъём прямых рук вперед, вверх (вдох), быстрое опускание рук между ног (фиксированный выдох – «дровосек»).

Исходное положение – упор лежа на согнутых руках. На выдохе максимально прогнуться в пояснице, поднять руки вверх и оторвать ноги от пола. На выдохе вернуться в исходное положение.

Исходное положение – то же. На выдохе максимально прогнуться в пояснице, приподняв голову и захватив руками ступни согнутых в коленных суставах. На выдохе вернуться в исходное положение.

Общеразвивающие упражнения для развития мышц шеи.

Исходное положение – стойка ноги вместе, руки на пояс. Наклон головы вперед и назад.

Исходное положение – то же. Поворот головы вправо и влево.

Исходное положение — то же. Вращение головой в одну и другую сторону.

  • Упражнение в самосопротивлении при поворотах и наклонах головы, используя в качестве сопротивления противодействие рук.
  • Комплекс упражнений №4.
  • Катание на лыжах с гор.
  • Упражнения на развитие силовой выносливости (количество повторений 12-20 раз).
  • Отжимания и отталкивания руками от опоры – скамейки, дерева, края стула, стола
  • То же, что и в упражнении 1, но из положения в упоре сзади.
  • Выпрыгивания вверх из приседа или полусприседа.
  • Прыжки продвижением вперед из приседа или полусприседа.
  • Из положения выпада смена ног прыжком
  • Прогибания и наклоны из исходных положений – стоя, сидя, лежа.
  • Стоя, одна нога на гимнастической скамейке (пне, бревне), смена ног прыжком вверх.
  • Многократные скачки и прыжки с ноги на ногу.
  • Комплексы упражнений для выполнения домашних заданий.
  • Средняя школа(девушки).
  • Комплекс упражнений №1.
  • Комплекс упражнений утренней гимнастики (количество повторений 8-10 раз)
  • Поднимание ног и потягивание.
  • Круги согнутыми и прямыми руками.
  • Поднимание поочередно прямых ног.
  • Пружинистые наклоны вперед.
  • Прогибание в упоре лежа сзади.
  • Из упора присев упор лежа.
  • Поднимание прямых ног лежа на спине.
  • Выпады ногами в стороны.
  • Прыжки с отведением ног в стороны.
  • Ходьба на месте.
  • Комплекс упражнений №2. (количество повторений 8-10 раз)
  • Упражнения для развития прямых мышц живота.
  • 1 – Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты, руки за голову, локти развернуть.
  • поднять верхнюю часть туловища, голову прижать к груди.
  • 2 – Исходное положение.
  • Положение рук:
  • — за голову, согнутые в локтях;
  • — скрестно на грудь;
  • — за голову прямые.
  • Положение ног:
  • — ноги согнуты; — угол 90 градусов;
  • — ноги вверх прямые (ноги вверх).
  • Упражнения для развития боковых мышц живота (количество повторений 10-12 раз).
  • Исходное положение – лежа на левом боку с упором в предплечье, 1 – поднять корпус до упора на кисть, согнуть правую ногу к груди, правой рукой потянуться вдоль тела, 2 – исходное положение, то же в другую сторону.
  • Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты, правая нога на левом бедре, левая рука за голову, правая рука в сторону прямая, 1 – поднимаем туловище, касаясь левым локтем правого колена, 2 – исходное положение, 10 раз, то же в другую сторону.
  • Комплекс упражнений №3.
  • Упражнения для мышц глаз.

Посмотреть вверх, вниз. Повторить 3 раза. Закрыть глаза. Повторить все упражнения. 6-12 раз.

Посмотреть вверх, прямо, вниз. 3 раза. Закрыть глаза. Повторить 6-8 раз.

Посмотреть вправо, влево. 3 раза. Закрыть глаза. 6-9 раз.

Посмотреть вправо, прямо, влево, прямо. 2 раза. Закрыть глаза. 4-6 раз.

Посмотреть вверх – вправо, вниз – влево. 2 раза. Закрыть глаза. 4-6 раз.

Посмотреть вниз — вправо, вверх – влево. 2 раза. Закрыть глаза. 4 -6 раз.

Вращать глазами по кругу, сначала влево, затем вправо. 4 – 6 раз в каждую сторону.

Посмотреть на кончик пальца, держа его примерно в 30 см от лица, затем в пространство. 4-6 раз.

Посмотреть на кончик пальца, затем в пространство. 4-6 раз.

Смотреть пристально, не моргая, на предмет, стараясь вглядеться в него. Но без напряжения. Несколько секунд.

Сомкнуть веки, а затем моргнуть несколько раз, снова сомкнуть и т.д. 15-30 секунд.

Массировать веки, поглаживая их мягко указательным и большим пальцами в направлении от носа к внешним углам глаз. 15-30 секунд.

  1. Все эти упражнения при регулярном их выполнении укрепляют глазные мышцы, увеличивают циркуляцию крови в органе зрения, а значит улучшают его питание.
  2. Комплекс упражнений №4.
  3. Для мышц ног
  4. На ногах находятся крупные, мощные мышечные группы, предназначенные природой для выполнения физических нагрузок, они нуждаются в постоянных упражнениях.
  5. Развитие боковых мышц бедра
  6. Исходное положение – лежа на правом боку, правую руку под голову, положение ног под углом 90 градусов (между бедром и туловищем), носки на себя (количество повторений 10-12 раз)
  7. Поднимание – опускание левой ноги, бедро-голень-стопа – одно целое, поднимать не высоко, параллельно полу.
  8. «Сжигание»: не трясти ногой, не опуская ногу, работать ногой на каждый счет.
  9. Сгибание-разгибание левой ноги.
  10. Потягивание к себе, разгибание (до конца не разгибать)

То же лежа на левом боку. Упражнения выполнять правой ногой.

  • Упражнения для развития мышц бедра сзади и ягодичных мышц.
  • Исходное положение – стоя на коленях, спина прямая, живот крепко втянуть.
  • — правая нога параллельна полу, сгибание-разгибание правой ноги, стопа на себя (бедро не опускать вниз).
  • — подъем правой ноги (пяткой) вверх.

1 – потянуть правое колено к груди, 2 – мах правой ногой назад (не прогибаясь в спине). То же левой ногой стоя на правом колене. (10 раз)

  1. Лежа на спине, ноги согнуты, руки вдоль туловища, 1 – поднять таз, выйдя в упор на плечах (сжать ягодичные мышцы), 2 – исходное положение (ягодичные мышцы расслабить), повторить 20 раз.
  2. Упражнения для икроножных мышц.
  3. Исходное положение – стоя у стула, ноги врозь, 1 – подняться на носки, 2 – исходное положение, повторить 8-10 раз, «сжигание» — работа на каждый счет.
  4. Положение стоп: — параллельно друг другу, носки вперед;
  5. — носки развернуты в стороны;
  6. — носки внутрь.
  7. Упражнения для развития мышц груди (количество повторений 8-10 раз).
  8. — отжимание

Оздоровительные упражнения на уроках в начальной школе

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.

В последние десятилетия значение физкультуры особенно возросло. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма.

Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников.

Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте – все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.

Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя её развитию.

Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс его психического развития.

Двигательная активность ребёнка не только способствует возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребёнка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идёт со значительным превышением, то есть создаётся некоторый её избыток. Именно поэтому прирост мышечной массы – это предпосылка к выполнению ещё больших по объёму и интенсивности нагрузок.

Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Читайте также:  7 секретов успешного ГВ: режим свободного вскармливания

В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребёнка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребёнок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.

В санитарно-эпидемиологических правилах СанПиН 2.4.2 1178-02 в разделе “Требования к режиму общеобразовательного процесса” рекомендуется:

Примерный объём двигательной активности обучающихся

Классы Ежедневный объём времени, ч Уроки физкультуры в неделю Внеклассные формы занятий в неделю, ч Самостоятельные занятия физкультурой, мин
1 2 2 1,10 10-15
2 2 2 1,30 15-20
3 2 2 1,30 15-20
4 2 2 1,30 15-20

Виды оздоровительных мероприятий:

  • Гимнастика до учебных занятий.
  • Физкультминутки на уроках.
  • Подвижные перемены.
  • Спортивный час в группах продлённого дня.
  • Участие в соревнованиях в учебном году.
  • Дни здоровья и спорта.
  • Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов у взрослых людей, а тем более у детей.

    Возраст от 6 до 14 лет – период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.

    Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Глаз как орган заканчивает своё структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам.

    В возрасте 6-7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребёнка находится в стадии интенсивного развития.

    С учётом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока (если тот длится не менее 40 минут).

    На это следует обратить внимание при организации урока, так как от уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

    Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.

    Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах.

    Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

    Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки является 15-я — 20-я минута урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физминутки на каждом уроке.

    Во 2-м — 4-м классах рекомендуется проводить по одной физкультминутке, начиная со 2-го или 3-го урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

    Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

    Требования к проведению физкультминуток:

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.
  • Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
  • Виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления:
  • Мышонок

    а) мышонок крадётся (движение на цыпочках); б) мышонок бежит (выполняется движение с пятки на носок);

    в) мышонок танцует (различные танцевальные движения).

    • упражнения для кистей рук:

    Курочки

    Показать, как курочка клюёт зернышки.

    Моем ручки

    Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.

    Круг

    Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

    Рисование носом

    Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

    • гимнастика для улучшения слуха:

    Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

    Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

    Выгибание ушек вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

    • упражнения для профилактики плоскостопия:

    На пляже

    Дети изображают, как они захватывают пальцами ног песок на пляже.

    Нарисуй кружок

    Ребята выполняют круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.

    • упражнения, корректирующие осанку:

    Котик

    Лучик котика коснулся. Котик сладко потянулся.

    Равновесие

    Можно выполнять как сидя, так и стоя.

    Ребёнок садится прямо, распрямляет плечи, кладёт себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.

    Шарик

    Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

    Каша кипит

    Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово “пых”. Повторить не менее 8 раз.

    Возможные ошибки:

  • подбор упражнений без учёта вида деятельности на данном уроке;
  • увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимания степени утомления детей);
  • выполнение движений с недостаточной амплитудой.
  • Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. При этом не следует пренебрегать проведением утренней гимнастики до занятий и организацией подвижных перемен.

    И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровья детей. Принцип “Не навреди!” должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.

    Упражнения для снятия общего или локального утомления

    Мышонок

    • а) мышонок крадётся (движение на цыпочках); б) мышонок бежит (выполняется движение с пятки на носок);
    • в) мышонок танцует (различные танцевальные движения).

    На морозе

    Ручки вверх, ручки вниз. На носочках подтянись. Ручки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем приседаем,

    Никогда не замерзаем.

    Самолёт

    Руки в стороны – в полёт Отправляем самолёт. Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре –

    Полетел наш самолёт.

    Упражнения для кистей рук

    Курочки

    Показать, как курочка клюёт зернышки.

    Моем ручки

    Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.

    Ёлка

    Пальцы сцепляются в замок. Затем пальцы поднимаются вверх и опускаются вниз. Получается ёлочка.

    Бинокли

    Составление из пальцев овалов.

    Лепим снежки

    Дети показывают, как они лепят снежки и бросают точно в цель.

    Гимнастика для глаз

    Круг

    Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

    Рисование носом

    Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

    Часики

    Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону. Поочерёдно проследить за движением указательного пальца левой руки, а затем – правой.

    Гимнастика для улучшения слуха

    Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

    1. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
    2. Выгибание ушек вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).
    3.  Упражнения, корректирующие осанку

    Ходьба

    • а) на месте; б) на носках, руки вверх;
    • в) на пятках, руки за голову.
    1. Мы проверили осанку И свели лопатки. Мы походим на носках,
    2. Мы идём на пятках.

    Котик

    Лучик котика коснулся. Котик сладко потянулся.

    Равновесие

    Можно выполнять как сидя, так и стоя.

    Ребёнок садится прямо, распрямляет плечи, кладёт себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.

    Упражнения для профилактики плоскостопия

    Поочерёдное поднимание носков и пяток; разведение носков и пяток.

    На пляже

    Дети изображают, как они захватывают пальцами ног песок на пляже.

    Нарисуй кружок

    Ребята выполняют круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.

    Весёлые ножки

    Выполнять сидя. Выставить одну ногу вперёд на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ногой. Повторить 4 раза.

    Дыхательная гимнастика

    Шарик

    Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

    Каша кипит

    Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово “пых”. Повторить не менее 8 раз.

    Ветерок

    Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок). Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову и сдуть “ворсинку” (подул нежный ветерок).

    Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову и задуть свечи (подул сильный ветерок).

    Скороговорки.

    14.01.2010

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector