Упражнения для развития мелкой моторики с года до трех

Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста, поэтому развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет — актуальный вопрос для родителей.

Упражнения для развития мелкой моторики с года до трех

Необходимость развития мелкой моторики

Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще миллион разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день, — пальчиковые игры.

В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить.

Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.

Упражнения для развития мелкой моторики с года до трех

Примеры игр и упражнений

В 2–3 года малыш уже способен справляться с застежками-липучками, крупными пуговицами, проталкивать предметы в отверстия, разбирать и собирать пирамидки, строить башни из кубиков, рисовать, лепить куличики, откручивать крышки, нанизывать бусины на шнурок и еще много чего.

Он даже начинает пользоваться безопасными детскими ножницами. Чем разнообразнее игры и занятия ребенка, тем более разносторонним будет развитие его рук и пальчиков.

Это не значит, что нужно покупать ему как можно больше игрушек, — в любом доме легко найдется множество подходящих для этой цели предметов.

Упражнения для развития мелкой моторики с года до трех

Самые простые упражнения для пальцев

Заинтересовать и вовлечь в игру малыша 2-3 лет легко, и чем проще игра — тем лучше.

  • «Улитка». Самым маленьким это упражнение поможет научиться удерживать большим пальцем безымянный и мизинец в согнутом состоянии, оставляя указательный и средний прямыми. Одну руку нужно сжать в кулачок и аккуратно высвободить из него 2-й и 3-й пальчики так, чтобы 4-й и 5-й остались под большим. Чтобы малышу было проще сохранить такую комбинацию, можно слегка прижать ее к повернутой вверх ладошке другой руки. Теперь пора пошевелить свободными указательным и средним пальцами, изображая рожки улитки, сидящей на листочке-ладошке.
  • «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу, превратив человечка в веселого монстрика или даже в осьминога.
  • «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.

Играя с ребенком, проявляйте фантазию: это поможет не только развеселить его, но и стимулирует развитие творческих способностей, воображения.

Упражнения для развития мелкой моторики с года до трех

Рисование

Впервые взяв в руки карандаши, восковые мелки или пальчиковые краски, ребенок с восторгом понимает, что теперь он умеет оставлять разноцветные каракули практически на любой доступной поверхности.

Пользу рисования сложно переоценить, ведь помимо мелкой моторики оно развивает:

  • мышление;
  • фантазию;
  • чувство прекрасного;
  • творческие способности.

Многие родители расстраиваются, что их чадо не желает держать пишущий предмет правильно, а зажимает его в кулачке, но в таком раннем возрасте об этом можно не беспокоиться.

Вот несколько рекомендаций для того, чтобы рисование принесло удовольствие и пользу малышу:

  1. В качестве инструмента для первых опытов предпочтительнее безопасные восковые мелки, чем карандаши, так как при поломке они не теряют пишущих качеств. К тому же, с их помощью можно проводить линии разной толщины, а также рисовать боковой поверхностью.
  2. Чтобы уберечь от потока детского творчества обои, нужно обеспечить ребенка необходимым пространством для рисования: например, предложить ему лист ватмана, разложенный на полу. Это обязательно понравится маленькому художнику, если в альбоме ему тесновато.
  3. Работу с пальчиковыми или обычными красками удобно организовать в ванной, совместив с купанием. Рисовать можно на кафельной стене или другой подходящей поверхности, и при этом не боясь запачкаться. В магазинах даже можно найти специальные мелки для ванной.

Как мелки, так и карандаши лучше покупать толстые, диаметром около 1,5 см, – их малышу будет намного удобнее держать, чем «взрослые» тонкие, а значит, он охотнее будет ими пользоваться.

Упражнения для развития мелкой моторики с года до трех

Лепка

Одно из самых важных упражнений для детских пальцев — лепка. Даже простое разминание пластилина или теста великолепно развивает сенсомоторику ребенка. Выбору массы для лепки следует уделить особое внимание: материал должен быть безопасным и достаточно мягким, чтобы малыш мог с ним работать. Занятия должны проходить под присмотром и при участии взрослых:

  • «Лепешки и колбаски». Чтобы наглядно продемонстрировать малышу возможности пластилина, можно скатать несколько небольших шариков (лучше разноцветных) и предложить ему расплющить один из них ладошкой — получится лепешка. Второй шарик ребенок должен будет покатать по столу так, чтобы получилась колбаска. Следующие несколько шариков нужно предоставить в распоряжение ребенка и понаблюдать, что он из них сделает.
  • «Прилипалка». Начинающему скульптору нужно показать, что иногда фигурка может состоять из нескольких деталей. Для этого нужно слепить несколько незамысловатых фигур — шариков, кубиков, колбасок — и предложить малышу соединить их как ему захочется. Возможно, он слепит человечка.
  • «Палитра». Через какое-то время после начала работы с пластилином ребенку обязательно придет в голову идея смешать цвета. Не стоит его в этом ограничивать! Наоборот, полезно будет показать ему несколько удачных сочетаний, например, перекрутив между собой две тонкие колбаски разных цветов, а потом позволив перемять их. Конечно, разделить пластилин обратно уже не удастся, но зато палитра пополнится новыми оттенками.

Подобные маленькие уроки расшевелят фантазию ребенка, и он уже сам придумает множество интересных «пластилиновых» игр.

У малыша не сразу получится воплощать все свои замыслы, поэтому ему нужно помогать в наиболее сложных деталях, иначе он может потерять интерес к лепке.

Упражнения для развития мелкой моторики с года до трех

Игрушки

Детские магазины предоставляют огромный выбор развивающих игрушек для малышей. При желании почти любую из них можно воспроизвести дома из подручных материалов. Здесь главное условие — чтобы игрушка нравилась ребенку. Вот несколько популярных примеров:

  • Мозаика. Представляет из себя перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.
  • Шнуровка. Это набор из картонных карточек с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное шнурование.
  • Сортировка. Для этой игры подойдет любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно продолжать. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.
  • Подбор крышки. Это домашняя игра, для которой понадобится несколько небольших пластиковых бутылок и банок с крышками разного диаметра. Ребенку предлагается подобрать нужную крышку к каждому горлышку и закрутить ее.
  • Конструктор. Универсальная игра, интересная ребенку любого возраста. Возводить постройки можно как по образцу, так и в свободной форме. При выборе конструктора для малыша нужно учитывать одно требование: чтобы он соответствовал категории «0+» как по размеру деталей, так и по качеству материала, из которого он изготовлен.
Читайте также:  Почему прерывается детская дружба?

В 2-3 года вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым развивающим занятиям нужно приступать, когда малыш пребывает в соответствующем расположении духа, – тогда они принесут максимальную пользу и радость.

Развитие мелкой моторики у ребенка от 1 до 3 лет

Упражнения для развития мелкой моторики с года до трех

Одним из способов выражения мышления у человека является речь. А как развить мышление у детей до года, которые еще не умеют говорить? Родители считают своего малыша самым умным и талантливым, поэтому с удовольствием познакомятся с новым эффективным способом развить когнитивные способности своего ребенка.

Исходя из доказательств ученых, третью часть от площади двигательного участка коры мозга человека занимает зона проекции кисти руки. Обе области расположены рядом, моторная речевая зона соседствует с речевой. Ученые установили прямую связь между кистью руки, пальцами и органами речи.

Человек давно использует язык жестов и артикуляцию, заменяя ею при необходимости устную речь. Поэтому развивая движения пальцев и кисти малыша до года, можно ускорить и активизировать формирование его речи.

Для того чтобы научить ребенка до трех лет свободно разговаривать, нужно заниматься с ним развитием артикуляции, учить лепить, рисовать, делать зарядку для рук, активизирующую мелкую моторику мышц.

Видео: Играем и развиваемся

Зачем развивать мелкую моторику у ребенка

Детская моторика связана с такими высшими когнитивными свойствами сознания как мышление, сознание, координация, наблюдательность, воображение, зрительная память и речь. Кроме интеллектуальных упражнений, не стоит забывать о такой практичной стороне пользы развития мелкой моторики, как использование рук.

Ваш кроха до трех лет должен уметь одеваться, самостоятельно кушать, рисовать, лепить, выполнять разнообразные действия, связанные с гигиеной, контактом с игрушками, родственниками или домашними животными. Активизация мышц пальцев приводит к эмоциональному и умственному прогрессу, учит малыша концентрации внимания.

Психологи предлагают начинать интенсивные тренировки пальчиков ребенка примерно с восьми месячного возраста.

Видео: Забавные мягкие шарики

Общее понятие о моторике детей и ее особенностях

Упражнения для развития мелкой моторики с года до трех

Моторика у детей представляет собой ответную реакцию на внешние раздражители. В данном случае малыш учится реагировать пальчиками на предметы, которых он касается. Происходит это до года.

Происходит этот процесс благодаря совместному действию мышечной и нервной систем, вскоре к ним присоединяются зрительные и речевые функции.

Вместе с этим ищут и читают: Ускоренное развитие мелкой моторики позволяет выработать навыки мышления и речи у малышей 2-х лет.

С 3-х месяцев, когда кроха начинает замечать свои ручки, рассматривать их, а затем сжимать в них предметы, можно начать помогать малышу осваивать и познавать окружающий мир.

Массаж рук, игры с пальчиками и игрушками до года, а затем уроки с пластилином и красками, веселые считалки и стишки после двух лет, забавы на прогулке и купание приблизят момент, когда между мамой и ребенком будет не только ментальный, но и речевой диалог.

Упражнения для развития мелкой моторики с года до трех

Взаимосвязь между развитием моторики и словарным запасом
Термин «мелкая моторика» можно заменить знакомым названием «ловкие руки», связывая его с хорошей реакцией и логическим мышлением. Активизация мелких моторных навыков пальцев рук и кистей учит малыша хватательным движениям, удержанию предметов и игрушек, а затем — ложек и чашек.

В возрасте 1-2 года малыш начинает складывать игрушки, хочет дотянуться до какого-то предмета и достать его с полки. Развитие мелкой моторики в этот период — одно удовольствие для него и тема постоянных волнений для мамы. Тогда же малыш начинает произносить первые активные слова, и к концу второго года их словарный запас значительно увеличивается.

В это же время приоритетом для ребенка становится формирование речи, он уже может произносить целые предложения и получает удовольствие от речевого общения. Малыш с удовольствием лепит фигурки из пластилина, рисует, осваивает технику дистанционного управления домашней техникой, функциями мобильных телефонов и компьютеров.

Его речь становится инструментом, помощником в дальнейшем совершенствовании когнитивных навыков. Обратите внимание, развитие у ребенка навыков мелкой моторики опережает по времени формирование речи.

Поэтому, если вы желаете, чтобы ваш годовалый малютка научился произносить слова, до 2-х лет — активно набирал словарный запас, а до 3-х — владел функциональной речью, нужно активно заниматься его пальчиками.

Развивающие игрушки и активные игры

Упражнения для развития мелкой моторики с года до трех

Своевременное вырабатывание навыков моторики у маленьких детей – это разностороннее расширение кругозора, веселое и приятное времяпровождение, а также профилактика задержки детского формирования организма.

Веселые безопасные игрушки для малышей можно сделать самому, используя яркие лоскуты и натуральные крупы – они будут рассмотрены, ощупаны и по достоинству оценены.

Новорожденному над кроваткой вешают яркую игрушку – карусель, с которой он знакомится сначала визуально, а потом и тактильно. Подросшему малышу родители могут самостоятельно сделать развивающую книгу с аппликациями.

Он будет с удовольствием ее смотреть, запоминая цвета, изображения и истории, связанные с ними. Если возраст крохи до двух лет, то для развития активности его пальчиков подойдут карандаши, краски, пластилин.

Важно! Вместе с мамой малыш будет учиться лепить, рисовать, получая удовольствие, а также развивая фантазию и интеллект. С ребенком до года можно заниматься развитием активности мышц, начав одновременно заниматься пальчиковой гимнастикой. Для детей постарше, отлично подойдут вовлекающие игры, например, различные считалки.

Большая польза от мелкой моторики

Упражнения для развития мелкой моторики с года до трех

Малыш находится в непрерывном познании окружающего мира. Развивая скоординированные движения его пальцев рук, их ловкость, гибкость и силу, родители могут помочь малышу получить логически выстроенную речь, улучшить память и развить внимание. Это необходимо делать до определенных лет. Выполняя упражнения по активизации работы мелких мышц пальцев, дети младшего возраста получают:

  • Помощь в формировании правильной речи.
  • Улучшение работоспособности головного мозга.
  • Прогресс психических функций: внимание, созревание интеллекта, эмоций, воображения.
  • Развитие тактильной чувствительности.

От того, насколько развиты движения мелких мышц пальчиков и кистей у малыша, зависит его дальнейшая социализация в детском коллективе, успехи в учебе. Занимаясь с ребенком упражнениями по мелкой моторике, вы узнаете, какими талантами он обладает, научите ставить задачи, достигать цели. И, главное — не забывайте чаще хвалить его за достигнутые успехи!

Как развивать мелкую моторику у детей?

Упражнения для развития мелкой моторики с года до трех

Развитие мелкой моторики у детей происходит посредством игр и упражнений. Для двухлеток она имеет определенные отличия.

Так как же развивать мелкую моторику у детей 2 лет — рассказываю в этой статье.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика представляет собой скоординированные действия мышечной системы в совокупности с костной и нервной.

Часто они сочетаются со зрением при мелких движениях пальцев рук и ног, а также кистей.

Сначала младенец рассматривает свои руки, потом пытается ими управлять, чтобы дотянуться и захватить игрушку. У него развиваются навыки перекладывания предмета из одной руки в другую.

  • Во время прикорма, когда малыш пробует аккуратно, пальчиками захватить кусочек еды — это тоже оттачивание мелкой моторики.
  • Читайте полезную статью Как научить ребенка кушать самостоятельно>>>
  • Специальные игры и упражнения с малышом: пальчиковые игры —
  • знаменитые «ладушки» или «сорока-ворона» — это тоже про развитие моторики малыша.
  • По сути, развитие мелкой моторики у ребенка до года, проходит в ежедневном взаимодействии и тесном контакте с ним, выборе правильных игрушек и игр.
  • Как воспитывать и развивать малыша до года, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш>>>
Читайте также:  Противопоказания к постановке пробы Манту

Зачем развивать мелкую моторику?

Ученые давно выявили взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи. Это происходит из-за того, что их центры в мозге располагаются близко друг к другу.

Важно! Когда работают пальцы рук, активизируется речь. Это самый основной аргумент, объясняющий важность развития моторики.

Читайте интересную статью Когда ребенок начинает говорить>>>

Помимо этого, упражнения для пальцев рук:

  • делают их более ловкими;
  • формируют почерк человека;
  • скорость реакции.

Ребенок, с которым занимались, будет хорошо мыслить логически и иметь отменную память, а также уметь концентрировать внимание.

У него будет развито:

  1. Воображение;
  2. Наблюдательность;
  3. Связная речь.
  1. Ребенок, который ловко работает пальцами, быстро научится говорить, будет иметь хорошую подготовку к школе.
  2.  Ребенок не говорит в 2 года>>>
  3. Дети, с которыми не проводили упражнения по развитию мелкой моторики, быстро устают, их внимание рассеивается, они тревожны.

Им сложно что-то начертить в альбоме, обвести фигуру. Следовательно, в школе у них будет низкая успеваемость.

  • Развивая подвижность пальцев, можно не только стимулировать речь ребенка, но и исправить речевые дефекты.
  • Важно улучшать мелкую моторику рук с раннего возраста еще и потому, что в дальнейшем детям нужно будет:
  • Им придется завязывать шнурки, рисовать и писать.

Развитие мелкой моторики происходит у каждого ребенка по индивидуальным темпам. Сначала их движения неловкие, неуклюжие.

Чтобы их развить, следует организовывать игровую деятельность, направленную на работу с пальчиками.

Как развивать мелкую моторику у ребенка 2 лет: практика

Развитие мелкой моторики происходит с помощью многих способов. К ним относятся:

  1. Пальчиковые игры;
  2. Занятия с мелкими предметами;
  3. Массаж пальцев;
  4. Лепка и рисование.

К пальчиковым играм относятся: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик», «Коза рогатая» и другие смешные потешки, которые всем рассказывают в детстве.

Важно! Они создают благоприятную атмосферу и мотивируют подражание взрослым. А также учат слышать их и понимать смысл сказанного.

У малышей развивается фантазия и воображение, улучшается подвижность и гибкость пальцев.

Действия с предметами развивают мелкую моторику рук у детей еще эффективнее:

А также, воображение, память, внимание и фантазию. Дети запоминают к тому же цвета и формы.

Игры с такими предметами тренируют:

  1. Усидчивость ребенка;
  2. Аккуратность;
  3. Терпение.

А также мотивируют на достижение цели.

У каждой мамы есть дома бусы и пуговицы. Любой ребенок будет увлеченно перебирать их пальчиками, сортировать по цвету или форме.

Возможно, пуговиц и нет, но есть крупы. В емкость насыпьте макароны, гречку или горох. Пусть это будет со временем две или три миски сразу с разнообразным материалом.

Ребенок будет манипулировать с ним: перебирать пальцами, пропускать сквозь них. Такие действия эффективно развивают тактильные ощущения и мелкую моторику.

Важно! Играя в подобные игры, внимательно следите, чтобы ребенок не засунул крупинки в нос или ухо.

полезную статью Безопасный дом для малыша>>>

Детей заинтересует игра, в которой мама будет прятать в банке с крупой мелкую игрушку, а потом просить искать ее. Так они будут щупать материал, и развивать тактильные ощущения.

Еще одна разновидность игры с крупами — это банка с крышкой, которую ребенок сможет открыть, положить горошину, например, и закрыть.

Ловкость пальцев разовьет такое занятие, как закручивание крышек на бутылках и раскручивание.

Для развития мелкой моторики могут даже не потребоваться специальные игрушки. Достаточно предложить ребенку застегнуть пуговицы на пальто или куртке, затем их расстегнуть.

Самый простой способ, как развивать мелкую моторику в 2 года — это массаж ладошек. Поглаживайте их своими пальцами, разминайте его фаланги, обе стороны кисти и предплечье тоже.

Движения могут быть по направлению вверх и вниз, вдоль и поперек, спиралевидными.

Рисовать и лепить можно любыми средствами. Насыпьте песок или манную крупу на поднос.

Обхватите палец ребенка своей рукой и направляйте им, показывая как нужно рисовать линии, круги, квадраты.Потом дайте ему проявить самостоятельность.

Увлекательным станет рисование красками, но не кистью, а подушечками пальцев.

Сейчас продаются разнообразные доски для рисования маркерами и мелками.

Рисовать на вертикальных поверхностях полезно ребенку. Дайте ему в руки трафарет, чтобы он обводил картинки и закрашивал их.

Для лепки подходит пластилин и тесто. А особенно интересно детям заниматься лепкой с глиной. Предложите ребенку слепить колобка или пирог для куклы.

полезную статью Как научить ребенка лепить из пластилина в 2 года>>>

Помимо перечисленных методов развития мелкой моторики, есть еще несколько интересных упражнений.

Дайте ребенку ненужные листы бумаги. Пусть он их рвет, мнет — это доставит ему большое удовольствие. Отлично подойдет и журнал. Малыш сначала с интересом будет перелистывать страницы, а потом их рвать.

Важно! Выбирайте методы развития мелкой моторики, учитывая индивидуальные возможности ребенка.

Слишком простой или слишком сложный способ отобьет у него желание заниматься. Помогайте ему, если малыш в чем-то испытывает затруднение, хвалите, когда все получается.

Лишние предметы уберите с поля зрения во время игр с пальчиками, чтобы они не отвлекали ребенка.

После завершения занятий уберите игрушки, с которыми развивали мелкую моторику. Если ребенок будет постоянно играть с ними, он потеряет к ним интерес, и на занятии не захочет ими манипулировать.

 Как научить ребенка убирать игрушки>>>

Упражнения отрабатывайте от простого к сложному. Не переутомляйте малыша, иначе в следующий раз он отвергнет развивающие занятия.

Таким образом, важно начинать занятия по развитию мелкой моторики с раннего возраста. Сначала это будут игры в «Ладушки», потом манипуляции с мелкими предметами.

  1. Следите, чтобы он не проглотил мелкие детали!
  2. Развивающие занятия улучшают речь ребенка, подготавливают к учебе в школе.
  3. Занимайтесь систематически, тогда станет заметно, как развиваются движения ребенка и как он начинает лучше говорить.

Людмила Шарова

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет



  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • * * *
  • «ШАЛУН»

Дорогие читатели! Продолжаем беседу о развитии мелкой моторики малыша.
Вашему малышу исполнился один год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо.

Умеет открывать и закрывать крышки коробок, банок.
Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).

В 1,5 – 2,5 года детям даются более сложные задания:
– застёгивание пуговиц;
– завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
– переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.
Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой.

Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне.

Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения. Дальше, дорогие читатели, хочу предложить вашему вниманию упражнения для пальчиков.
Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут.

Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа. Предлагаю для занятий следующие упражнения.
Наша Маша варила кашу

Читайте также:  Как оборудовать спортивный уголок для ребенка?

Кашу сварила, малышей кормила.

  1. (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

  • (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

А этому — не дала.
Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

  1. (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
  2. «БЕЛОЧКА»

(по мотивам народной песенки) Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке, Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

  • (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
  • «ДЕТКИ»

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

  1. (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно
    сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише, Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

  • (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
  • «ПО ГРИБЫ»

(потешка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

  1. (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
  2. «ПАЛЬЧИКИ»

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

  • (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
  • «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
  • Раз, два, три, четыре, пять,
  • (загибать пальцы, начиная с большого)
  • Будем листья собирать.
  • (сжимать и разжимать кулачки)
  • Листья берёзы, листья рябины,
  • (загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.

  1. «ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
  2. Есть игрушки у меня:
  3. (хлопать в ладоши)

Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход,
Самосвал,

Подъёмный кран.

  • (загибать поочерёдно пальчики)
  • «ПАСТУШОК»

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

  1. (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

  • (хлопки в ладоши)

Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок,
Там Бурёнка лежит
На теляток глядит.
А домой не идёт,
Молочка не несёт.
Надо кашу варить,

Деток

(можно произносить имя вашего малыша)

  1. Кашей кормить.
  2. (указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)
  3. Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа.
  4. * * *
  5. «ОЧКИ»
  6. (большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Когда вашему малышу исполнится 2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте рекомендую использовать фигурки с изображаением животных, птиц, предметов. Все фигурки — с небольшим стихотворным сопровождением.
Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

  • «СТУЛ»
  • (левая ладонь — вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)

Ножки, спинка и сиденье —

Вот вам стул на удивленье.

  1. (левая рука — в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка;
    если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)

У стола 4 ножки

Сверху крышка, как ладошка.

  • (обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

  1. (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)

Пароход плывёт по речке

И пыхтит он, словно печка.

  • (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)

У козы торчат рога,

Может забодать она.

  1. (пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)

Жук летит, жук жужжит

И усами шевелит.

  • * * *
  • Тема следующей статьи — Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет
  • Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года

Мелкая моторика от 0 до 3-х. развивающие игры от педагога

Дима Зицер: к компьютеру мы подталкиваем детей сами

Игры с банками

Ёмкости разного объёма пригодятся для подбора пар: завинчивания и раскручивания крышек с банок. А ещё можно определить, сколько шишек, желудей и орехов поместится в эти ёмкости.

Игры с веревками

После года малышей привлекают верёвочки с деревянными наконечниками и набор деревянных фигурок к ним. Детки сооружают бусы для мамы из фруктов, овощей или животных. Не менее любопытна для них игра с яблоком или грушей, которые «прогрыз» червячок.

Игры-вкладыши

Дети 1-2-х лет с удовольствием достают из коробочки, миски или мешочка игрушки и вкладывают их обратно. Наборы полых предметов одинаковой формы и разного размера вкладыши — кубики, цилиндры, половинки шара — можно не только вкладывать друг в друга, но и построить башню. А ещё поиграть в «прятки»: накрыть меньший по величине кубик большим.

Плоские вкладыши: от самых простейших — основных геометрических фигур — к фигурам животных с углублениями с соответствующими им фигурами. Полезно обвести пальчиком малыша по краю детали, чтобы он почувствовал углы, округлости, ровные линии разных форм и соотносил детали с нужным «окошком».

Объёмные вкладыши — домики, кубы — с прорезями разной формы и соответствующими деталями. «У этой фигуры есть своя дверца, давай её найдём?» — предлагает мама.

Бизиборд для развития моторики

В 2-3 года непоседам очень нравится открывать запертые на разные замки дверцы и смотреть, кто же обитает в домике. Чтобы не находиться в постоянном поиске новых развивающих игр, сделайте или приобретите ребенку бизиборд. Это безопасная игровая доска с замочками, кнопками, защелками, крючками, которые развивают мелкую моторику малышей.

Игры с прищепками

Если у вас есть разноцветные прищепки, вырежьте из цветного картона круг жёлтого цвета — «солнышко», а малыш прикрепит к нему прищепки — «лучики». Аналогично можно играть с фигурой ёжика, павлином, ёлочкой.

Игры с тактильными коробками

Невероятно забавляют деток тактильные коробочки. Для их создания необходимо взять контейнер, наполнить его любой крупой, спрятать мелкие игрушки. Задача малыша — отыскать «сокровища» с помощью пальчиков, сита или ложки.

Магнитная доска

Доска с любыми магнитами — ещё один увлекательный объект для ребёнка. Переносить из уголка в уголок магнитик, прикреплять рисунки, создавать простейшие сюжеты — занятное мероприятие от года до трёх.

Конечно, разделение игр по возрастам — дело условное. Каждую игру можно усложнить по мере взросления малыша — тут все зависит от вашей фантазии. Старайтесь совмещать занятия с домашними делами (только без фанатизма!).

Лучшее место в квартире, где мелкую моторику можно развивать по-полной — это кухня. Перебирайте гречку, нанизывайте сыр и овощи на зубочистки, тренируйтесь резать овощи пластмассовым ножом. Главное — помнить, что развивающая среда — вокруг нас.

Совсем не обязательно водить малыша на дополнительные задания. Познавать мир в возрасте от 0 до 3-х гораздо интереснее дома с мамой.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector