Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года

Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года

Младенчество – важный этап в развитии моторики пальцев

Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика и об этапах ее формирования. Все, у кого есть малыши, замечали, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать.

Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения. Уже месячный младенец рассматривает ручки, тянет их в рот, а в 3-х месяца сжимает и разжимает кулачок. Пока ненадолго (до 15 секунд), но достаточно уверенно держит в руке удобную игрушку — погремушку.

Полугодовалый ребенок проявляет активный интерес к предметам, тянется к ним, стараясь удержать в руках и манипулировать.

Достижения младенца к концу первого года

Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года

  • умеет захватывать предметы;
  • удерживает их в руках некоторое время;
  • активно манипулирует с игрушками (одно — два действия);
  • хлопает в ладошки;
  • повторяет движения ручками за взрослым.

Наставления родителям

  1. В каждый период бодрствования упражняйте кроху в моторике рук.
  2. Побуждайте выполнять разнообразные движения ручками, пальчиками, ладошками, кулачками.

  3. Выкладывая грудничка на живот, располагайте на небольшом расстоянии доступные игрушки (все требования к подбору игрушек обязательно соблюдать: безопасность, гигиену, возрастные ограничения).

  4. В местах бодрствования крохи размещайте предметы, которые можно захватывать пальчиками и манипулировать (брать, бросать, сжимать).
  5. Обязательно проводите специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут ребенку развить точность и ловкость движений.

Развиваем моторику у грудничков!

Самые благодатные упражнения для крохи – пальчиковые игры, основанные на народном творчестве. Потешки, песенки, пестушки, сопровождающие игровые действия, всегда привлекают малышей и побуждают их к многократным повторениям за взрослым.

«Солнышко ‒ колоколнышко»

Игра ‒ массаж. Родитель ласково поглаживает ладошки ребенка, побуждая его работать пальчиками: то сжимать, то разжимать. Помогает зафиксировать действия грудничка погремушкой, которую тот должен сжимать в кулачке. Кулачок – солнышко, пальчики – лучики:

  • Солнышко – солнышко, Красное колоколнышко,
  • Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

«Ладушки»

Популярная народная игра для маленьких деток, которая доступна даже младенцу. Взрослый берет ручки крохи в свои ладони и, легко похлопывая детскими ладошками, произносит:

Ладушки – ладушки, Где были? – У бабушки! ‒ Что ели? – Кашку,

Разбили чашку, хлоп!

«Тяни – тяни»

Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года

  1. Тяни холсты, Холсты просты! Тяни, тяни, потягивай,
  2. Поперек, поперек, перекладывай!

Подобных игр ‒ упражнений много в арсенале народной педагогики, хорошо известны «Мальчик — пальчик», «Сорока — белобока», «Этот пальчик — дедушка…».

Важно: родителям надо стараться, чтобы тренировка ручек крохи шла постоянно, усложнять игры с учетом изменений, происходящих в психическом и физическом развитии малыша.

Игрушки для мелкой моторики

Специальные игрушки для развития мелкой моторики – неотъемлемая часть игрового уголка детей.

Они выполняют не только свою непосредственную функцию – развивать мелкие мышцы руки, но и воздействуют на общее психическое развитие малыша.

Поэтому родителям необходимо тщательно приобретать игрушки для грудничков, которые облегчат организацию специальных занятий и одновременно развлекут кроху. К наиболее популярным игрушкам относятся:

Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года

  • развивающие (сенсорные) коврики;
  • пластиковые и деревянные погремушки с ручками разной толщины и длины;
  • музыкальные игрушки с различными клавишами и кнопками;
  • предметы со шнуровкой;
  • слингобусы, напоминающие погремушки (хорошо закрепленные на веревочке пластиковые, вязаные или деревянные бусины разной формы и цвета);
  • игрушки – сортеры (например, «Логический кубик», «Домик с ключами»).

Многие из перечисленных игрушек заботливые родители могут сделать сами.

Важно: игрушка для мелкой моторики должна быть безопасна, вести за собой развитие малыша, побуждать его к самостоятельности.

Как развить мелкую моторику в раннем возрасте?

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – самый благодатный период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира.

Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. А взрослому правильно назвать предмет, рассказать о форме, цвете, назначении. Поэтому активность родителей в обучении малыша просто необходима.

При правильном развитии детки производят много действий рукой, которые затем совершенствуются в дошкольном возрасте:

Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года

  • учатся играть с мелкими игрушками;
  • манипулируют с предметами (от 2 до 3 – 4 действий: катать, бросать, ставить друг на друга, заворачивать);
  • пытаются застегивать пуговицы;
  • шнуровать ботиночки;
  • переливают воду из емкости в емкость;
  • самостоятельно едят ложкой;
  • выполняют гигиенические процедуры (умывание, чистку зубов, вытирание рук и пальцев).

Существует много игр и упражнений, как современных, так и классических, которые идеально подходят для развития мелкой моторики.

Важно: родителям нужно отбирать игры, соответствующие возрасту ребенка и уровню его развития на данном этапе, так как параллельно с моторикой совершенствуются память, внимание, мышление, речь, формируется интеллект.

Игры для малышей

«Волшебный мешочек»

Классическое упражнение хорошо тренирует мелкую моторику, сенсорные ощущения, речь и мышление.

Взрослый готовит яркий мешочек, в который складывает небольшие предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, матерчатые и др. Малыш на ощупь находит предмет, взрослый просит назвать его.

Затем разглядывает вместе с крохой, спрашивает: как он называется предмет, из чего сделан, как с ним можно играть.

«Волшебная картинка»

Так же как и предыдущее упражнение, игра направлена на формирование моторики, сенсорики, развивает воображение.

Взрослый предлагает крохе различной длины и цвета шнурочки, из которых можно выкладывать фигурки.

Хорошо, если родитель вместе с ребенком выложит целую картинку: знакомый пейзаж, игрушки, животные, посуду. Малыш может строить различные формы: круги, овалы, треугольники, дорожки.

«Подарок кукле»

В предметной игре взрослый побуждает ребенка многократно действовать с однородными элементами (пластмассовыми или деревянными бусинами), тренируя мелкие мышцы руки, развивая воображение, речь. Ребенок должен нанизывать на толстый шнурок крупные бусины. Монотонное упражнение скрашивается интересным сюжетом: «подарим бусы кукле на день рождения».

Кухня – место для моторики!

В раннем возрасте детишки любят играть там, куда вход им закрыт. Многие мамы боятся допускать ребятишек на кухню, беспокоясь за безопасность ребенка. Но кухня может стать местом не только для приготовления пищи, но и местом тренировки детей. Подготовив безопасное пространство и необходимые предметы, родители могут организовать игры, которые хорошо содействуют развитию мелкой моторики:

  • манипулирование крупами, фасолью (пересыпание из одной пластиковой баночки в другую, счет фасолин, рисование на крупе);
  • лепка из теста;
  • переливание воды из одного сосуда в другой (игра в «кораблики»);
  • мытье пластмассовой посуды;
  • манипулирование с салфетками, бумажными полотенцами (смять, как снежок; разорвать, как снежинки);
  • раскладывание чайных ложек;
  • закрывание и открывание пластиковых контейнеров.

Заботливая мама всегда найдет возможность использовать подручные средства для развития своего малыша!

Развитие моторики у дошколят

В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики идет в опоре на навыки и умения, которые были заложены в предыдущих возрастных периодах. У дошкольника активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления, определяющие общее развитие и формирование моторики. В этом плане используются способы развития руки:

  • специальные занятия (лепка, аппликация, рисование, конструирование);
  • игры и упражнения, направленные на развитие мелких движений, доведенных до автоматизма.

Родителей не должно беспокоить отсутствие педагогического опыта, просто надо выбрать доступные средства для домашнего обучения.

Главное, занятия на мелкую моторику должны быть регулярными, идти по принципу — от простого к сложному, с учетом полученного детьми опыта.

Чтобы скрасить монотонность некоторых упражнений, целесообразно вводить игровые, соревновательные элементы. Из наиболее популярных способов для дома подойдут:

Пальчиковая гимнастика

Средство для совершенствования мелких мышц, позволяет подготовить руку ребенка к дальнейшему овладению письмом, штриховкой, навыками рисования. Если гимнастику проводить регулярно, она станет привычной для малыша, и он может выполнять упражнения самостоятельно.

Важно: перед гимнастикой обязательно проводится легкий массаж пальчиков (поглаживание, сгибание – разгибание) для того, чтобы разогреть мышцы и повысить тонус.

Вот как могут выглядеть упражнения пальчиковой гимнастики!

«Колечко»

Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года

  • Ребенок соединяет по очереди каждый пальчик с большим пальцем, образуя «колечко» и приговаривая: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
  • Можно изменять темп, начиная медленно, затем убыстряя движения пальчиками: «Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать!»
  • После освоения упражнения в разном темпе, можно предложить выполнять движения двумя руками.

«Игра на рояле»

Для такого упражнения готовится бумажная клавиатура, на которой «играет» ребенок: каждый пальчик опускается на свою клавишу. Действие начинается с медленного темпа, постепенно переходя на более активный. После того, как ребенок освоит упражнение левой и правой рукой, можно тренировать обе руки одновременно.

«Рисуем восьмерки»

Поочередно левой и правой рукой дошкольник рисует в воздухе восьмерку, приговаривая: «У восьмерки два кольца без начала и конца!» В заключении идет синхронное рисование руками.

«Барабанщик»

Ребенок подушечками пальцев стучит по столу, изображая барабанщика: «Барабанщик очень рад, барабанит, барабанит полтора часа подряд!» Подобные упражнения взрослый может сам придумать для занятий с ребенком или найти в специальной литературе. Главное, начинать разминку надо с простых действий, постепенно переходя к более сложным, не забывая синхронно тренировать обе руки.

Штриховка и раскрашивание

Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года

Для штриховки и раскрашивания можно приобрести специальные прописи с контурами предметов или самим сделать рисунки. Главное, что должны знать дети – штриховать предмет нужно в одном направлении, например, только слева направо или сверху вниз. Штриховые линии ложатся плотно друг к другу, от этого рисунок получается аккуратным.

Важно: родителям надо помнить, что сначала детям предлагаются небольшие по объему рисунки. Постепенно изображение увеличивается в размерах, дополняется деталями. Во время работы необходимо делать отдых пальчикам, проводя гимнастику.

Конструкторы, пазлы, мозаика

Игры с конструктором, выкладывание мозаичных картин и собирание пазлов являются хорошей тренировкой для мелкой моторики детей. Сейчас представлено много разнообразных конструкторов: деревянные, металлические, пластмассовые. Особо любимым детками стал конструктор типа Лего.

Читайте также:  Приметы при беременности: как отличить правду от вымысла?

При приобретении нужно учитывать возраст ребенка и степень его подготовленности к тому или иному виду конструктора. Например, малышу нужен пластмассовый конструктор довольно крупных форм с небольшим количеством деталей. Иначе не справившись со сборкой игрушки, ребенок потеряет к ней интерес.

Чтобы этого не произошло, родителю на первых порах надо разобраться вместе с дошколенком в деталях и инструкциях. Старшим детям можно приобретать конструктор с более разнообразным количеством деталей, который поможет развивать логическое и пространственное мышление, например, «Город», «Дорога», «Замок».

Но и для них важно участие взрослого.

Такой же подход требуется к приобретению пазлов, мозаики, которые сейчас представлены в большом разнообразии.

Занятия с бумагой

Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года

Важно: чтобы дошколенок не потерял интерес к творчеству, а вместе с ним возможность тренировки руки, взрослый должен сам хорошо овладеть азами бумажного искусства.

Развиваем мелкую моторику при помощи театра

Отличным средством для развития мелкой моторики и речевого развития является увлечение дошкольников театром. Театр теней и пальчиковый театр помимо своей основной функции могут позабавить ребятишек, стать отличным семейным досугом.

Фигурки для пальчикового театра лучше сделать вместе с дошколенком, подобрав персонаж на каждый пальчик. Для этих целей используется бумажные колпачки, вязаные шапочки, на которых изображаются герои постановок. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок».

По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.

Движением рук и пальцев под специальным освещением можно разыграть театр теней. Это довольно сложные действия для детей, к которым надо готовиться постепенно.

Взрослый, прежде всего, сам должен овладеть приемами показа действующих героев, чтобы потом передать знания ребенку. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки.

Для поддержания интереса к действию используется художественное слово: народные потешки, стихи современных авторов и классиков.

К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть следующими навыками на моторику рук:

  • правильно держать карандаш, кисточку, ножницы;
  • завязывать и развязывать шнурки, застегивать пуговицы, молнию на одежде;
  • пользоваться всеми столовыми приборами;
  • самостоятельно массажировать пальцы;
  • проводить разные линии, не отрывая карандаш от бумаги;
  • штриховать изображения, не выходя за контур;
  • манипулировать с мелкими предметами и деталями.

Развитие мелкой моторики у детей до года

Главная › Развитие ›

Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года

Любой родитель понимает важность развития ребенка. Гимнастика, массажи, специальные игрушки и карточки служат этой цели в физическом и интеллектуальном плане. Не менее значимо для малыша развитие его мелкой моторики. Когда же нужно начинать заниматься с ребенком?

Польза развивающих занятий

Мелкая моторика пальцев необходима нам в быту, для письма и работы. Но на этом функционал этих жизненно важных умений не заканчивается. Физиологи давно доказали тесную связь между способностью детей выполнять мелкие действия руками и их речью.

Чем раньше и лучше ребенок разовьет свою мелкую моторику, тем раньше и чище он заговорит.

Эта тесная связь исходит из соседствующего расположения двигательных и речевых центров у человека. Когда ребенок активно использует свои пальчики, нервные импульсы передаются в соответствующий отдел головного мозга и затрагивают расположенный рядом участок, отвечающий за умение говорить.

Развивающие мелкую моторику занятия будут полезны не только для речи ребенка. В восточных странах считают, что на подушечках каждого пальца у нас есть особые участки, стимулируя которые мы можем воздействовать абсолютно на все системы нашего тела.

Таким образом, развитие мелкой моторики не может не повлиять благотворно на здоровье и развитие малыша. Когда же начинать заниматься с дитя? Специалисты считают, что развитие пальчиков крохи должно начинаться с первых дней.

  1. Чтобы ваши занятия принесли свои плоды, они должны проходить ежедневно. Не обязательно посвящать тренировкам много времени — достаточно начинать с 2-3 минут, пока дитя в хорошем настроении.
  2. Обязательно хвалите младенца за достигнутые успехи, поощряйте его объятиями и поцелуями.
  3. Следите за чистотой и стерильностью «реквизита» — малыши первого года жизни все стремятся поместить в ротик.
  4. Используйте для занятий предметы разной величины и фактуры — так малыш и научится управлять ручками, и начнет изучать мир и свойства объектов, которые его окружают.

Развитие в первые 3 месяца

Развитию мелкой моторики у детей 1 года можно посвящать занятия с самых первых дней. Чем скорей вы начнете взаимодействовать с малышом и учить его брать в ручки предметы, тем раньше он сможет перейти к манипуляциям с некрупными объектами.

В первые три месяца для развития ручек младенца будет полезен пальчиковый массаж. Делать его нужно при любой удобной минутке — во время воздушных ванн, в краткие еще периоды бодрствования или когда кроха засыпает.

  • Нежно проглаживайте каждый пальчик новорожденного от ладошки к кончику;
  • аккуратно разминайте пальчики дитя, особое внимание уделяя их кончикам;
  • полезным будет пощекотать ладошки и пальчики грудничка в те моменты, когда он разжимает кулачки;
  • мягко разжимайте кулачки младенца, поглаживайте и вновь сгибайте пальчики.

Такая гимнастика будет способствовать скорейшему снятию мышечного тонуса на ручках крохи, улучшит формирование его тактильного опыта и подготовит дитя к дальнейшим успехам.

Развитие до 5 месяцев

Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года

  1. На четвертом месяце жизни дети лучше начинают управлять своими ручками. В этот период важно активно пользоваться не затухшим еще хватательным рефлексом и «подкладывать» грудничку под ладошки игрушки.
  2. Сейчас крохе удобней хватать разнообразные погремушки. Подавайте их ему попеременно в ручки — даже краткие эпизоды удержания предметов в кулачке будут невероятно полезны для развития грудничка. Постепенно длительность захвата будет увеличиваться, а сам младенец с интересом будет изучать погремушку.
  3. Важно подбирать для занятий с крохой разные игрушки — чтобы они отличались по материалу, форме и варианту захвата. Давайте ребенку объекты с различных направлений, чтобы его ладони и пальчики учились поворачиваться.
  4. Полезными для развития моторики у грудничков на этом этапе будут самодельные «четки» — нанизанные на недлинный шнурок пуговки, крупные бусины, деревянные катушки, которые кроха будет перебирать в своих пальчиках, обогащая свой тактильный опыт и стимулируя подушечки пальчиков.
  5. Стимулируйте младенца тянуться ручками — к вашему лицу, протянутым игрушкам.
  6. Когда вы заметите, что младенец начал «орудовать» обеими ручками и трогает сам себя, можно надеть на одну из них носочек или варежку. Малыш будет активно пытаться оглядеть, пощупать и снять новый объект с себя.
  7. Продолжайте делать пальчиковый массаж, чтобы ускорить снятие мышечного тонуса с рук. Можно поиграть с дитя в традиционные игры (например, «Сороку-белобоку») и под ритмичные стихи разгибать и сгибать пальчики младенца.

С 5 до 7 месяцев

Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года

Грудной ребенок уже активно интересуется игрушками, исследует их и сравнительно долго удерживает в руках. Чтобы продолжить развитие крохи на этом этапе, важно подбирать только полезные объекты для малыша.

  1. Для рук малышей в этот период полезны игрушки с колечками и бусинами, которые можно перебирать пальчиками. Совсем не обязательно тратиться на дорогие игровые центры или развивающие игрушки — можно сделать для малыша несколько наборов коротких бус с разными нанизанными объектами.
  2. В этом возрасте деткам нравится нажимать на разного рода кнопки. Полезными в игровой зоне окажутся клавишные детские музыкальные инструменты, старая клавиатура и интерактивные игрушки.
  3. Продолжайте развивать малыша тактильно — сшейте несколько мешочков из разных на ощупь кусочков ткани, наполните их интересным содержимым — горохом, фасолью, песком, гречкой, макаронами, манкой, — зашейте крепко и давайте ребенку.
  4. Можно на мешочки нашить дополнительно яркие пуговицы, банты из лент — грудничку будет интересно и полезно ощупывать их и пытаться оторвать.
  5. Малыши в этом возрасте не только получают огромное удовольствие от пальчиковых игр, но и довольно требовательно просят позаниматься с ними, поэтому при любой удобной возможности повторяйте с крохой «Сороку-белобоку» и «Мальчик-пальчик».
  6. Окружайте младенца на игровом коврике предметами разных размеров — хватая небольшие и крупные кубики и мячики малыш продолжит активно развивать способности своих рук.

С 7 до 9 месяцев

Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года

«Хватательная» активность ребенка со второго полугодия значительно возрастает. Его интересуют все новые и новые объекты, которые ему необходимо потрогать, правда, и надоедают они ему довольно быстро. Продолжайте развивать малыша, предлагая ему ощупать совершенно разные предметы — для этого подойдут не только покупные дорогие игрушки, но и абсолютно любые неопасные бытовые вещи: новые кухонные губки из поролона, крышки, чистые пищевые лотки, прищепки и т.д.

Играя с мелкими предметами, никогда не оставляйте ребенка одного.

Уже сейчас арсенал младенца пополняется новыми игрушками, с которыми он постепенно учится взаимодействовать. Вы можете купить крохе:

  • пирамидку, которую кроха пока будет исключительно разбирать;
  • активные развивающие центры, где требуется что-то нажимать, двигать, перебирать;
  • резиновые пищалки, которые нужно сжимать в ладони;
  • текстильные кубики;
  • плавающие игрушки для ванной.

С 9 месяцев до года

В этот период малыш делает успехи буквально ежедневно. Сейчас у него уже появляются любимые занятия и игрушки, которые способны занять его на некоторое время. Пальчики грудничка уже достаточно хорошо двигаются, чтобы начинать осваивать нужные навыки.

  1. Предложите малышу игрушки, которые требуют «калибровки» при вставлении их друг в друга (наборы стаканчиков, мтарешки).
  2. Приведут малыша в восторг разного рода коробочки и емкости, которые требуется открыть. Будет хорошо, если после поднятия крышки внутри малютку будет ожидать приятный сюрприз.
  3. Емкости с широкими завинчивающимися крышками также будут полезны для моторики малыша и развития его умений.
  4. Внедряйте прием «хватания» в повседневные игры — катайте малышу мячик, просите его подать вам какой-то предмет, прячьте от него под пеленкой игрушки и просите отыскать «пропажу». Такие разнообразные движения будут полезны для ручек младенца.
  5. Некоторым детям к году уже хватает терпения, чтобы заниматься с крупными сортерами — игрушками, в которые требуется вставлять детали разной формы.
  6. Игры в ванной также становятся все разнообразней. Ребенок может вылавливать мелкие игрушки и складывать их в тазик, переливать воду из одной емкости в другую и т.д. Все эти простые на первый взгляд занятия требуют от крохи большой концентрации и ловкости.
  7. Ребенок уже подолгу может находиться один, увлекаясь своими играми. Но все же нельзя оставлять кроху без присмотра — не только из соображений безопасности. Вы должны быть рядом, чтобы научить дитя новым способам взаимодействия с окружающими предметами и направлять деятельность.
  8. Малышам к году становятся интересны игры в песочнице. Если же на дворе не лето, можно устроить такие занятия дома — с песком или манкой. Переворачивать пасочки малыш вряд ли сможет, а вот наполнить их ручками вполне ему под силу. Для таких игр можно застелить пол клеенкой или заниматься с сыпучим материалом за столом.
Читайте также:  Беременность и лекарства: что необходимо знать перед зачатием

Как вы видите, чтобы развить моторику младенца, совсем не обязательно приобретать дорогие специализированные игрушки, все, что нужно для занятий с малышом всегда есть у вас дома. Ежедневные упражнения, ваша забота и любовь помогут ребенку научиться управлять своими ручками и пальчиками, а также — благотворно воздействовать на речевой центр.

Развитие мелкой моторики у детей до года Ссылка на основную публикацию Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года

Развитие мелкой моторики до года: Упражнения для детей

С помощью пальчиков малыш начинает осваивать новый мир. В них содержится огромное количество нервных окончаний, которые отвечают за слаженное функционирование всех систем организма.

Благодаря активной работе этих систем закладываются основы развития речи и слуха, памяти, способности к обучению, формируется система сенсорного восприятия мира и т.д.

Задача родителей в этот период его развития помогать ему с помощью игр и регулярной стимуляции, потому что сам ребенок не в состоянии самостоятельно производить достаточное количество движений.

 Развитие мелкой моторики до года

Первые упражнения

Уже с самого рождения развитие мелкой моторики у детей стимулируют с помощью массажа пальчиков и ладошек, помогать им также развивать хватательный рефлекс. Это поможет ему начать разговаривать намного раньше, заложит основы для красивого и аккуратного почерка, даст толчок для развития логического и абстрактного мышления в будущем.

Начинать занятия нужно с простого поглаживания ручек ребенка, разминая пальчики. Когда ребенок спит и его пальчики разжаты, что это наилучшее время для их массажа. Полезно играть с ребенком при массаже, придумывая имена пальчикам или веселые названия. Слова нужно проговаривать простые, состоящие из трех слогов. Проговаривают их медленно и внятно.

Начиная с 3 месяцев можно переходить на массаж пальчиков с помощью различных предметов. Для этого используются колючие резиновые мячики, грецкие орехи, шишки, каштаны и т.д. Родители придумывают веселые стишки, сопровождающие массаж. Также множество таких стишков и присказок можно найти в интернете, на специальных сайтах, посвященных раннему развитию детей.

Начинаем играть, с ребенком до года

  • С 4-х месяцев малыш уже может удерживать

Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года

Для пальчиковых игр используются короткие и ритмичные стишки, которые очень легко запоминаются. Это будет также способствовать раннему и правильному развитию речи ребенка.

  • В 6-7 месяцев ребенок уже не только удерживает игрушку в руке, но и может ею размахивать, перекладывать из рук в руки. В это время важно правильно подбирать игрушки, так как они играют важное значение для развития мелкой моторики у детей. Игрушки должны быть яркими, крупными, отличающиеся по форме, сделанные из разных на ощупь материалов, которые способны давать яркие тактильные ощущения. Часто такие игрушки производят разнообразные звуки – шуршат, звенят, тарахтят и т.д.
  • Начиная с 9 месяцев ребенок может совершать различные действия с предметами. Он открывает коробки, нажимает на кнопки, катает машинки. Также увлекательны в этом возрасте игры с пирамидками, продевание палочки в кольцо. Все больше ребенок повторяет движений взрослого. Дети с удовольствием играют в «Ладушки», перебирают крупные бусы, любят перелистывать страницы, пересыпают крупы и играют с песком.

Развитие мелкой моторики до года имеет настолько важное значение, что в помощь родителям разработана масса дидактического материала, специальных игр и т.д. В магазинах продаются всевозможные игрушки-лабиринты, конструкторы с крупными деталями, которые стимулируя окончания мальчиков, развивают мышление и воображение, также специальные пазлы и раскраски для детей этого возраста.

  • Важно помнить и безопасности, все занятия и игры должны проходить под присмотром взрослого, чтобы ребенок не смог проглотить мелкие детали игрушек.
  • Психомоторное Развитие Детей До Года
  • Как Делать Массаж Грудному Ребенку

Игры для мелкой моторики: что такое, нужна, детей, способы, рук, видео

Татьяна Кузьмич 28 февраля, 2021

Здравствуйте уважаемые читатели. В этой статье я расскажу вам об удивительной взаимосвязи мозга и пальцев. А также, почему игры для мелкой моторики рук полезны деткам.

Вчера прочитала, что истоки способностей и дарований ребенка находятся в кончиках его пальчиков. Очень даже интересненькое заявление. Однако, если мозг кладезь всех талантов, тогда причем здесь руки? Тем не менее, захотелось самой во всем разобраться. По ходу действий узнала много интересной информации и вот хочу сегодня поделиться с вами.

Что такое мелкая моторика и для чего она нужна?

Понятие мелкой моторики включает разные действия. От простых жестов вроде захвата предмета до более сложных, точных движений, например, становление почерка. Другими словами, мелкая (тонкая) моторика – это скоординированное движение мелких мышц кистей и стоп.

Моторика вообще развивается постепенно. Начиная, с рождения активнее идет формирование крупной моторики. Если малыш здоровый и физически активный она прогрессирует без особых усилий со стороны родителей.

Ну а в развитии мелкой моторики есть некоторые нюансы. Она также начинает вырабатываться сама собою. Например, младенец крепко хватается за мамины пальцы.

Но в дальнейшем ее совершенствование требует работы с мелкими предметами. А поскольку маленьким деткам до определенного возраста давать их небезопасно, то без присмотра взрослых не обойтись.

Умение осуществлять четкие движения пальцами рук и ног дается малышу нелегко. Ведь способность манипулировать мелкими предметами требует одновременного включения костно-мышечной, нервной и зрительной систем. С целью помочь маленькому быстрее овладевать этими навыками ученые разработали специальные упражнения.

В них больше внимания уделяется ручкам потому, что проекция кистей занимает треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга.

И получается, нервные окончания от кончиков пальцев как ручейки питают мозг, главный источник творческой мысли. К тому же зоны, отвечающие за речь и движения пальцев, расположены рядом.

Следовательно, чем больше задействованы пальчики, тем лучше для развития речи.

Но мелкая моторика способствует не только развитию речи, а более того целостному становлению малыша. То есть благоприятствует интеллектуальному, творческому и психологическому совершенствованию.

  • Активно развиваются зрительная и двигательная системы.
  • Убираются зажимы, движения обретают целенаправленность.
  • Улучшается память, внимание, логическое мышление и воображение.
  • Совершенствуется пространственное восприятие, и координация.
  • Повышается тактильная чувствительность, подготавливаются ручки к письму.
  • Вырабатываются навыки самообслуживания.

Как говорят: руки учат голову, после поумневшая голова учит руки, а затем умелые ручки снова способствуют развитию мозга.

В результате получается, чем больше задействованы мелкие мышцы рук, тем выше будет творческий потенциал ребенка.

Способы и рекомендации для занятий по мелкой моторике

Итак, главное не сидеть на попе, а что-нибудь да делать. Поэтому любые способы развития оказывают хорошее влияние.

  • Самое универсальное упражнение – лепка из соленого теста, пластилина, глины. Что больше нравится, то и берите.
  • Более доступные способы – игры с крупой, мелкими камушками, пуговицами, плодами, листьями.
  • Массаж кистей, пальчиковая гимнастика, в сопровождении потешных стишков-считалочек, пальчиковый театр.
  • Занятия с бумагой: аппликации, плетение, оригами, вырезание ножницами.
  • Рисование фломастерами, раскрашивание картинок красками, штриховки карандашами по душе маленьким сорванцам.
  • Шнуровки, игры с веревками, молниями труднее даются, но не менее полезны.
  • Мозаика, конструкторы, пазлы, кубики, шары, разнообразные фигурки принесут огромную пользу ребенку.

Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года

Все упражнения должны быть интересными для малыша!

А достижению этой цели способствует соблюдение таких правил.

  • Продолжительность занятий не больше 10-15 минут. Каждый раз руководствуйтесь настроением ребенка.
  • Предметы для игры всегда давайте непосредственно во время занятия. В противном случае любопытство малыша быстро пройдет.
  • Также убирайте с поля зрения все ненужные игрушки, поскольку они будут отвлекать внимание.
  • Упражнения обязательно чередуйте. Если ребенок хандрит и занятие ему не по душе, не настаивайте. Предложите другую игру.

Родителей всегда волнует вопрос, какими способами обеспечить полноценное развитие своего ребенка. Так вот, именно развитие мелкой моторики и предоставляет такую возможность.

Развитие мелкой моторики до года

Развивайте пальчики младенца с первых дней. Чтобы упражнения принесли пользу, делайте их каждый день.

  • В начале займитесь массажем, так как он успокаивает и избавляет малыша от зажатий. В период бодрствования грудничка, пользуйтесь любым удобным моментом. Будет достаточно нескольких минут, чтобы погладить, растереть ручонки, нажать на активные точки.
  • Когда маленький начнет лучше управлять своими ручками давайте ему лоскутки тканей разной фактуры и цвета. Также нашейте на них разноцветные пуговки, бусины. Пусть малыш перебирает и одновременно рассматривает всю эту красоту.
  • Воспользуйтесь хватательным рефлексом и подкладывайте крохе под ладошки погремушки, а позже пищащие игрушки, мячики-ежики. Это делается для того, чтобы малыш, сжимая их, укреплял свои связки и мышцы.
  • Около трех месяцев кроха начинает активно интересоваться своими конечностями: рассматривает, тянет в рот. Как раз пришло время для пальчиковых упражнений. Начинайте с простых стишков, например: сорока-ворона, коза бодатая.
  • Ближе к годику уже можно порисовать пальчиком в манной крупе или муке. Для этого насыпьте что-нибудь в широкий лоток с низкими бортиками. А далее творите вместе с ребенком все, что душе угодно.
  • Если не хотите заморачиваться с самоделками, купите готовые мягкие или резиновые игрушки с наполнителями (шариками). Дети с ними хорошо играют.
Читайте также:  Мифы о нарушении психики ребенка

Игры для развития мелкой моторики в 1 год

Как известно, малыши чересчур обожают все хватать, рвать, разминать. Знаем, родительские слезки по поводу испорченных вещей и жалких попыток отучить малыша от этой вредной привычки. А ведь этот инстинкт можно хорошо использовать как полезное упражнение. Только дайте ненужный хлам: старые журналы, целлофановые кульки. Пусть ребенок оторвется.

Сделайте украшение вместе с малышом, нанизывая на толстую нить макароны или крупные бусины.

Пошейте тканевые мешочки и засыпьте в них крупы, фасоль или мелкие камушки. Разрешите крохе порыскать в них. Без сомнения вашему сорванцу понравится эта затея. Только расположитесь рядом, присматривая, как бы ни засунул в рот или ухо. Малыши это дело любят.

Мой полугодовалый внук очень любит самоделку-копилку. Я взяла жестяную банку из-под детской смеси и прорезала в крышке два отверстия. В меньшее он просовывает счетные палочки и спички, а в то, что больше пуговицы и монетки.

Еще он любит рисовать карандашами и мелками. Для мелков мы приспособили разделочную доску.

Игры для развития мелкой моторики в 2-3 года

Для деток 2-3 лет купите шнуровки или пошейте сами. В плотной ткани прорежьте дырки, пришейте большие петли и пуговицы. Пускай малыш вдевает веревочки, застегивает и расстегивает пуговки. Таким образом, играя, ребенок освоит необходимые для самообслуживания навыки.

Еще несколько полезных занятий.

  • Следопыт. В ведро насыпьте зерно, а на дно положите маленькие игрушки. Всякий раз малыш, ища их, будет попутно массажировать руку зерном.
  • Сортировка. Упражнение с крупами усложните, например, смешайте рис и гречку. Пусть ребенок отсортирует их в разные тарелки.
  • Стукалка. Дайте колючий мячик, еловую шишку или грецкий орех. Малыш будет катать по столу и постукивать.
  • Угадай-ка. В этой игре понадобятся плотные мешочки с разнообразными наполнителями: каштаны, шарики из бумаги, ваты, маленькие фрукты и овощи. Пускай ребенок ощупывает, трясет и угадывает, что там спрятано. А вы в то время задавайте наводящие вопросы: это маленькое или большое; там твердое или мягкое.

Cмотрите полезное видео про игры для развития мелкой моторики рук с крупами:

Любимое упражнение моей трехлетней внучки

Прищепки. Она цепляет их на подол платья или футболку и красуется как модель. Еще классно приделывает иголки ежу, а лучики солнышку, которых вырезали из картона.

Также малышка помогает по дому: моет посуду, подметает пол, месит тесто. А как гвозди с папой забивает, лучше пацана. Потом мама, конечно, делает уборку, но это уже неважно.

Маленькая сорока подсматривает потихоньку, как я шью и вяжу, и следом пробует сама.

Развитие мелкой моторики в 4-5 лет

Ребят 4-5 лет, которые не ходят в детский сад, обучайте навыкам письма дома такими способами.

  • Собираем урожай. На веревку подцепите скрепки с ягодками из пластилина. После подвесьте ее между спинками стульев. Пускай ребенок снимает ягоды тремя пальчиками и складывает в ведерко, которое стоит справа от него.
  • Посыпай-ка. Научите детку высыпать из песка или крупы щепоткой разные узоры, дорожки. Также нарисуйте буквы, цифры, а ребенок пусть засыплет серединку и постарается не выступить за контуры рисунков.

Прогулки всегда используйте с пользой и не поленитесь насобирать листьев, шишек, желудей.

Дома все это богатство, несомненно, пригодится для поделок или пущай малыш просто все перекладывает, сортирует.

Что ж подведем итоги

Как видим, развивать мелкую моторику совсем несложно, но очень важно.

В дальнейшем приобретенные навыки сослужат ребенку хорошую службу, поскольку ловкость пальчиков важная составляющая целостного развития малыша.

Следовательно, не ленимся и беремся за дело. Всегда есть возможность воспользоваться фантазией и приспособить для упражнений подручные материалы. Да и заодно научить ребенка мыслить творчески.

В заключение, хочу сказать, что  одними занятиями на развитие мелкой моторики не вырулишь. Для полноценного формирования малыша нужен комплексный подход. Однако пренебрегать упражнениями не следует. Ведь игры на развитие мелкой моторики рук оказывают исключительно положительное воздействие на все системы организма.

Всего доброго мои дорогие читатели. Как всегда, ищите мои статьи в социальных сетях, читайте и делитесь с друзьями. Следите за новинками и обязательно подписывайтесь на обновления блога.

Развитие мелкой моторики рук у детей от рождения до года

С рождения у ребёнка развит хватательный рефлекс. Если вы вложите предмет в ладони ребёнка до 4 мес, в норме он схватит его. Наиболее выражен хватательный рефлекс в 1–2 месяца, к 4 месяцам он убывает у большинства детей, а до 6 месяцев должен исчезнуть совсем.

Фото из личного архива

На замену хватательному рефлексу постепенно приходят:

  • 3–4 мес – локтево–ладонная хватка. Малыш удерживает предмет тремя пальцами: средним, безымянным и мизинцем.
  • 5–6 мес – радиально-ладонная хватка, предмет прижимается четырьмя пальцами к ладони, большой палец не участвует в этом хвате.
  • 7–8 мес – предмет в ладони ребёнка постепенно обхватывается всеми пальцами.
  • 8 мес (до 10 мес) – пинцетный захват – ребёнок берёт предмет тремя пальцами: большим, указательным и средним. Бывает, что к ним присоединяется и безымянный. Предмет находится уже не в ладони.
  • 9 мес (до 12 мес) – щипковый захват – захват двумя пальцами: большим и указательным, предмет не в ладони.

*Все сроки могут сдвигаться +/– 6 недель.

Именно осознаное желание взять в руку предмет побуждает ребёнка после 4,5 мес протянуть руку через центр своего тела в противоположную сторону и таким образом дать себе импульс к перевороту сначала на бок, а потом и на живот.

Развивайте с первых дней мелкую моторку ручек:

  • Массаж ладошек есть уже в моих онлайн-курсах массажа и лфк 0–3 мес и 3–6 мес, мама может его делать в день по несколько раз и много месяцев подряд без перерыва;
  • Давайте малышу щупать разные формы, фактуры и поверхности – ткань, мех, гладкие, шершавые, мягкие, твёрдые, металл, дерево, кубики, мячики и прочее;
  • Приобщайте к собиранию мелких предметов (крошки под столом очень вкусны и питательны, кто-то умудряется пробовать корм кота);
  • Рвите бумажки, перелистывайте страницы, запускайте руки в крупу, играйте с песком;
  • Разворачивайте предметы (интересно разворачивать фольгу), открывайте и закрывайте шкафчики, отдирайте приклеенный к столу скотч и пр.

Сколько вашему малышу сейчас? Какой хват освоен?

Развитие мелкой моторики | Советы педиатра (Первый год жизни малыша)

Стихи должны быть короткими, чтобы не наскучили малышу. Занятия пальчиковыми играми в возрасте до года не должны превышать 5-7 минут. Заканчивать их лучше до появления у ребенка первых признаков усталости или потери интереса.

В 7 месяцев ребенок начинает перекладывать игрушки из одной ручки в другую, хлопать в ладоши. Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки»:

«Ладушки, ладушки, Где были? — у бабушки. Что ели? — кашку. Что пили? — бражку. Полетели, полетели, На головку сели.»

Развить силу пальчиков поможет игра с разрыванием бумаги (например, салфетку) на кусочки «Лепим снежок». Дайте малышу салфетку в ручки и покажите, как нужно отрывать от нее маленькие кусочки, сминать и превращать в белоснежные шарики-снежки. Малыши предаются этой забаве подолгу и с удовольствием. Снабжайте своего малыша мячиками для сжимания, игрушками, которые издают звуки и мелодии, которые можно потрясти и перемещать в них детали.

В 8-10 месяцев кроха постепенно осваивает очень важный для развития детей навык — способность брать что-либо только двумя пальчиками — «пинцетный захват». Ребенок берет кончиками указательного и большого пальца более мелкие детали.

Из новых игр в этом возрасте можно попробовать собирание: рассыпьте несколько больших пуговиц, или шариков, или палочек, или других подобных предметов, и предложите ребенку собрать предметы в банку или коробку.

Только будьте очень внимательны: во время игр постоянно находитесь рядом с малышом, не оставляйте его ни на секунду без присмотра! Не давайте ребенку слишком мелкие предметы! Они могут быть проглочены или засунуты в нос или ухо, поэтому следите за тем, что вы даете малышу и как он обращается с данными предметами!

К 10-12 месяцам учите ребенка разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте можно начинать учить ребёнка держать ложку, чашку, вкладывать в ручку карандаш, учить рисовать «каракули». В этом возрасте появляется указательный жест. Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать. Можно поиграть в игру «где, что находится?». Попросите своего малыша показать пальчиком « Где машинка? Пирамидка? Печенье?» и т.д.

Ближе к году приступайте к более сложным пальчиковым играм — показывайте крохе движения его руками и попросите их повторить. Например:

Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трем, трем, Мы капусту жмем, жмем.

Ва

ж

ные советы родителям:

1. Работа по развитию мелкой моторики руки должна проводиться регулярно. Выбирайте те игры и задания, которые подходят по возрасту и интересам именно вашему малышу. Их длительность в возрасте ребенка до года не должна превышать 5-7 минут. 2.Выбирайте время, когда ваш малыш спокоен и находится в хорошем настроении. 3. Пальчиковые игры и задания должны приносить ребенку радость!!! 4. Чаще разговаривайте с малышом, называйте все предметы, ведите диалог, разыгрывайте сценки, сочиняйте сказки и истории. 5. Во время беседы с ребенком поглаживайте ручки и каждый пальчик по-отдельности. 6. В играх с более мелкими предметами не оставляйте ребенка одного без присмотра! 7. Не ограничивайте детей в проявлении фантазии.

Интересных и увлекательных игр вам и вашему малышу!

Врач-невролог, Лемеш О.Ю.

  • 29.04.2019

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector