Творческое развитие детей: способности к творчеству

  • Содержание
  • #1. Творческие способности
  • #2. Как развить творческие способности
  • #3. Развитие творческих способностей во взрослом возрасте
  • #4. Раскрытие творческих способностей детей
  • #5. Методы и способы развития творческих задатков у детей
  • #6. Творческое мышление: понятие и особенности
  • #7. Творческое мышление: как активизировать

Общество всегда приветствовало и ценило способности к творчеству. И это неспроста. Именно благодаря людям, обладающим таким талантом, даром, наша цивилизация развивается с бешеными темпами.

А такие личности выступают генераторами новых идей, которые способны помогать в решении проблем разного рода. Кроме того, творческий потенциал позволяет создавать комфортные условия для жизни, повышения ее качества, преобразовывать мир для удовлетворения личных интересов и запросов.

Поэтому очень важно каждому развивать такие качества.

Творческие способности

Творческое развитие детей: способности к творчествуУ каждого из нас заложено стремление к созиданию. И этот огромный творческий потенциал мы можем развивать без ограничений. Творя, человек меняет мир вокруг себя. А результатом такой творческой деятельности является его рост и перемены в нем самом. Таким образом генерация новшеств и креативных решений для творческой личности представляет собой непрерывный поиск себя.

Многие заблуждаются, считая творческие способности только умением писать стихи, произведения в прозе, сочинять музыку или рисовать. Наш уровень развития творческого потенциала влияет на то, как мы воспринимаем мир, кем ощущаем себя в нем. Людям с низким уровнем присуща склонность к повышенной самокритике, проявлению недовольства не только собой, но и другими, окружающим миром. 

Как развить творческие способности?

Ключами раскрытия творческого потенциала могут быть регулярные медитации, работа с образом мышления, убеждениями ограничений с помощью аффирмаций, коучинга, психотерапии.

Немаловажно быть готовым к принятию новых идей не в какое-то определенный временной отрезок, а в любое время. Творить и созидать всегда и везде.

Результаты многочисленных исследований в области творчества показали следующее:

  • Взрослые и дети (без исключений) обладают ярко выраженной потребностью в занятии творчеством. У некоторых людей она жива на протяжении всего их существования, а другие теряют ее, взрослея.
  • Значительное количество людей, у которых не были явно заметны особые таланты в детстве, начали творить активно с возрастом. При этом они сумели добиться успеха в различных областях.

А значит, любой возраст не помеха развитию творческих способностей. Главное – это стимул. 

Развитие творческих способностей во взрослом возрасте

Долго считали, что творческой личностью можно быть только с рождения. Тогда вопрос о развитии отпадал сам собой. Но это не так. Взрослым можно повышать креативность, заняться творческим видом деятельности, найти хобби и т.д.

Здесь главным для взрослых людей является стимул, наличие потребности. Тогда они не нарекают на Создателя и Вселенную, что те обделили их творческими способностями, а стараются находить пути усовершенствования себя и области реализации своей личности. Если человек хочет и осознанно стремится к развитию творческого потенциала, то это возможно.

Любая способность развивается в процессе деятельности, предполагая освоение навыков, тренировки. И здесь нужно тренировать в первую очередь мышление.

Чтобы развить у себя эти качества необходимо:

  • Накапливать знания и перерабатывать большие объемы данных из разных сфер. Такая информация – это и источник, и строительный материал в мире творчества;
  • Учиться владеть различными техниками и приемами креативной работы, что способствует переработке обычной информации в оригинальную форму идей;
  • Развивать уникальный вид мыслительного процесса, а именно нешаблонного, который способен нестандартно решать проблемы разного уровня сложности;
  • Иметь положительную мотивацию к творчеству, поддерживающую желание заниматься такой деятельностью, получая при этом личное удовольствие и одобрение, положительная оценка со стороны общественности. Иначе творчески развивать личность просто невозможно.

Специально для тех, кто интересуется развитием креативности, мыслительных процессов и воображения, разрабатываются тренинги, ряд упражнений в форме игры для самостоятельной проработки.

Раскрытие творческих способностей детей

Творческое развитие детей: способности к творчеству

Что способствует развитию таланта ребенка: условия для успешного результата

Развитию детей способствует создание следующих условий:

  • творчеством должны заниматься с ранних лет;
  • должен быть свободный выбор творческой деятельности;
  • предоставить разнообразие для выбора;
  • обеспечить благоприятную среду;
  • важна поддержка, мотивация со стороны родителей любого начинания ребенка.

Каждый из детей уникальный по-своему. Потенциал, заложенный с рождения можно и необходимо развивать. Дошкольники хотят творить, видеть и любоваться результатом своей работы. Создавая ряд благоприятных условий для такой их деятельности, взрослые помогают детям лучше понимать окружающую среду и осознавать себя в ней.

Методы и способы развития творческих задатков у детей

Задатки творческих способностей детей развивают такими методами и способами:

  • домашний кукольный театр – развивает воображение, фантазии. Куклы можно купить готовые или сшить самостоятельно. Можно сначала показывать представления, дальше приобщать малыша в такую игру. Вместе с развитием ребенок получает массу позитивных эмоций;
  • художественная деятельность – учить элементарным навыкам рисования можно еще до года. На сегодня существуют возможности выбора материалов и инструментов для этого, например, пальчиковые краски. Они удобны и практичны в использовании. Такой творческий процесс помогает развитию также восприятия цвета, мелкой моторики, креативности, элементарного анализа и сравнения. По ходу взросления набор художественных инструментов расширяется фломастерами, цветными ручками и карандашами и т.д.;
  • занятия лепкой – можно лепить из пластилина, теста простые фигурки, использовать формочки. Это развивает моторику и мышление;
  • создание аппликаций и поделок – подросшим детям можно уже доверять клей, цветную бумагу, ленты, бусины и ножницы. Они отлично помогают в развитии творческой личности ребенка. В сети интернет можно находить примеры для поделок и аппликаций. Создавая свой маленький шедевр, ребенок получает навыки, которые помогут в будущем;
  • чтение литературы – помогает развитию творческого мышления, а также речи, фантазии, запоминания. Ежедневное чтение с ребенком приносит массу позитива;
  • музыка – полезное занятие для ребенка. Развивает память, слух, образное мышление. Слушать классику рекомендуют детям с ранних лет. По желанию ребенка в дальнейшем можно записать в музыкальную школу. Малышу же можно петь, танцевать вместе с ним под любимые мелодии.

К развитию младших школьников приобщаются кроме родителей и учителя. Такие дети все еще активны и любознательны. Поэтому в этом периоде применяется много приемов и способов из перечисленных выше, но они могут быть усложнены.

Начальная школа способна на эффективное формирование навыков нестандартной работы, мышления. Ее задача заключается в развитии навыков решения задач творческой направленности.

Для этого необходимо системное и последовательное преобразование реальности, соединение несовместимого, учет субъективного опыта учеников. И это является основой в системном, диалектическом мышлении, воображения, использовании различных методов организации творческой деятельности школьников.

Таким образом, нужно проводить целенаправленную работу со школьниками, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Творческое мышление: понятие и особенности

Творческое развитие детей: способности к творчеству

  • легкий выход из непростых ситуаций;
  • не быть такими, как стандартно мыслящее, действующее по алгоритмам окружение;
  • достигать большего;
  • иметь огромный шанс на успех.

Такой вид мышления после долгих лет изучений причислен к умственной деятельности с целым спектром особенностей. Его гибкость является способностью не только оперативно переключать внимание с одного вопроса на другой, но и умением находить новые пути в решении задач. Оно предполагает:

  • опираться на образы – новые оригинальные идеи, проекты рождаются в виде объемных образов (не зря же центр, отвечающий за умение человека творить, расположен в правой части головного мозга, а он и ответственен за работу с образами);
  • ассоциативное восприятие – важной особенностью творческой личности является способность оперативной установки ассоциаций между задачами и хранящимися в памяти информационными данными.

Несмотря на частые случаи противопоставления творческого мышления логическому виду, это две части целого. Ведь логика необходима для проверки решений, воплощения идеи, доработки и т. п.

По мнению Г.Уоллеса, творчество нуждается в дистанции (отстранённости от проблем). Мышление по его определению проходит следующие стадии:

  • подготовку, заключающуюся в формировании и попытки поиска решения задачи;
  • инкубацию, предполагающую на какое-то время отвлечение от задания;
  • озарение, когда приходит интуитивное решение;
  • проверку, заключающуюся в испытании решения и его реализации.

Творческое мышление: как активизировать

Существуют следующие методы:

  • психологические – нацелены на пробуждение скрытых, латентных творческих способностей, имеющихся у каждого человека. Наиболее известные из них ассоциативные методы;
  • инструментальные – позволяют не развивать мышление, а находить креативные решения задач.
  • коллективные – методы, предполагающие рождение новых идей при обсуждении какого-либо вопроса в группе, с другими людьми. Наиболее эффективным из них считают мозговой штурм, при котором обсуждается большое количество точек зрения. Они могут быть самыми различными. А на их основе находят оптимальные варианты, которые способны помочь в решении проблем.

Рассмотрим несколько методов подробнее:

  • Упражнение «Игра слов» – предполагает выбор любых двух слов из какого-либо текста и нахождение среди них чего-то общего, можно даже сочинить небольшую историю.
  • Упражнение «Шесть шляп» – лучше практиковать в группе не менее 6 человек, которая делится на 6 экспертов. У каждой команды свой цвет шляпы:
  1. o   белый цвет (логика) – «раскладывают все по полочкам»;
  2. o   желтый (оптимизм) – в «розовых очках» видеть плюсы;
  3. o   черный (критика) – выявлять недостатки идей;
  4. o   зеленый (творчество) – сама креативность и свобода мысли;
  5. o   красный (эмоции) – описание эмоций на идеи;
  6. o   синий (философия) – обобщение всех высказываний.
  7. В случае выбора неподходящей шляпы человека моментально выбивает из зоны комфорта.
  • Прием обратного мозгового штурма – применим для группы. Предполагает высказывания всех точек зрения, но неправильных идей. Из них постепенно остаются лучшие «изюминки»;
  • «Надписи наоборот» – игра, знакомая с детства. Такое чтение активизирует креативность и развлекает.
Читайте также:  Болит живот при беременности на ранних сроках

Таким образом, любые методы благотворно воздействуют и стимулируют активизацию творческих способностей. А при этом еще происходит повышение эмоционального тонуса, рост уверенности в своих силах и самооценки. Такие люди способны и хотят познавать мир, постоянно открывать новинки.

Эти изобретательные личности эффективно используют умение и знание. Кроме того, они обладают отлично развитой фантазией и богатым воображением: способны видеть то, что не под силу другим. Это также инициативные люди.

Творчество является в первую очередь огромным трудом, а работать необходимо над собой.

Заинтересовала данная тематика? Специалисты Центра развития личности «Арканум» готовы предоставить свою помощь. Больше информации найдете на портале https://www.arcanum.ru/.

Развитие творческих способностейРазвитие творческих способностей/image.php?width=800&height=500&cropratio=1.6:1&image=/static/uploads/5e3064ed9e27a.jpeg 

Творчество у ребенка дошкольного и школьного возраста

Каждый родитель стремится дать своему чаду максимальное количество знаний, умений, навыков. Не зря есть известное высказывание: «Лучшая инвестиция – инвестиция в детей». Если они будет счастливы, займут свое место под солнцем, мы будем спокойны. Творческий потенциал имеет каждый человек, приходя в этот мир.

Когда же начинать его практиковать, развивать творчество с детьми, чтобы помочь ребенку определиться со своим будущим?

Никогда не рано заниматься с ребенком. Еще находясь в животике у мамы, малыш может подергиваться в такт музыке. Перинатальные психологи рекомендуют с момента шевеления малыша начинать с ним общаться, слушать музыку.

Это говорит о том, что мозговые структуры маленького человечка уже развиваются, воспринимая информацию изнутри.

Начиная с месячного-полторамесячного возраста, маленький человек начинает пытаться разговаривать, гулить и эмоционально общаться со взрослыми.

Это говорит о том, что у него началось развитие не только левого, но и правого полушария, ведь эмоциональность человека тесно связана с развитием этой части головного мозга.

Уже с этого возраста можно начинать постепенно заниматься с малышом в творческом направлении.

Детки растут быстро, в каждый период взросления им нужна помощь в развитии своего творчества.

Возраст Творческие занятия
От 0 до 9-11 месяцев Малышу достаточно эмоционально общаться, показывать картинки и называть, что там нарисовано
От 1 до 3 лет В этот период активно развивается творчество ребенка дошкольного возраста. Он всеми способами познает мир:

  • пробует на вкус,
  • ощупывает,
  • поет,
  • слушает и так далее.

В этом возрасте дети особенно восприимчивы ко всем новым знаниям, и умениям. Уже с 1 годика можно учить с детьми стишки, петь песенки, лепить, танцевать.

От 3 до 6 лет Это период, когда творчество детей старшего дошкольного возраста переходит в фазу навыка. Маленькие «почемучки» продолжают познавать мир, у них формируются навыки в творчестве, например, они уже осознанно могут нарисовать, слепить, спеть. Этому способствуют и особенности развития психических процессов. Ребенок уже уверенно держит кисть для рисования или попадает на нотки.
Школьный возраст Развитие творчества у детей школьного возраста постепенно переходит на профессиональный уровень. Многие школьники уже настолько совершенствуются в своих творческих направлениях, что могут сделать что-то не хуже обычного взрослого. Например, станцевать пластично и синхронно, нарисовать красивых снегирей (многие взрослые этого не могут), спеть сложную песню без фальши и с артистизмом.

Развитие творчества у дошкольников может привести к великому их будущему. Важно понять, в каком направлении работать с ними, чтобы помочь им развить свои способности. О чем нужно знать родителям в развитии творческих способностей малышей?

Растим художника

Творчество детей младшего дошкольного возраста ограничено их физиологическими данными. У них еще не скоординированные движения пальцев, они не могут рисовать правильные фигуры, выходят за линии на раскрасках. Но уже с годовалого возраста дети узнают, что палочка в руках может рисовать, к тому же она рисует разными красками.

Развивая ребенка, не забывайте о его возрасте – он не может сразу выдать картину. Научите его рисовать палочки, кружочки, покажите предметы круглые, квадратные.

Формирование внутреннего вкуса и стремления к прекрасному начинается с воображения. Следите за новыми впечатлениями малыша.

Например, идя по дороге, посмотрите какую фигурку напоминает солнце – оно круглое! Дома потом можно его нарисовать, поэкспериментировать с красками.

Творческое развитие детей: способности к творчеству

Развитие творчества детей раннего возраста происходит в комплексе:

  • развивается воображение (когда родитель проговаривает впечатления ребенка вместе с ним);
  • улучшается мелкая моторика (малыш работает над координацией пальчиков, подключаются речевые мозговые центры, активно участвует зрительная система);
  • формирование вкуса (маленький человек учится воспринимать разнообразие мира и выискивать что-то свое, формировать свой вкус).

Дети среднего дошкольного возраста уже могут лепить, создавать коллажи, рисовать карандашами, мелками, красками. Это все формирует художественные навыки. В процессе роста ребенка занятия можно усложнять.

Нравятся деткам создавать поделки из цветной бумаги, раскрашивать красками, но не с помощью кисточек, а своими же пальчиками. Все эти методы действенны для развития художественного творчества.

Как развить музыкальные способности?

Развитие музыкального творчества детей среднего дошкольного возраста некоторых родителей приводит в растерянность. Причина в том, что многие взрослые далеки от музицирования. А в этом возрасте малыши активно воспринимают ритм, темп, низкие и высокие звуки, стараются петь и танцевать. Как вести себя родителям, если они видят у ребенка способности к музыке?

Не думайте, что развить слух – это непосильная ноша для вас, если вы не учились музыке. По статистике более чем у 80% людей есть музыкальный слух, просто он не у всех развит.

Мы сталкиваемся с разными музыкальными композициями везде – слушаем записи, смотрим передачи и фильмы, в сопровождении музыкой, дети посещают музыкальные занятия в садах и школах.

Как помочь ребенку в развитии музыкальных способностей?

  • Ставьте песни с любимых мультфильмов. Ребенок по инерции будет повторять песни за любимыми героями, тем самым развиваясь.
  • Делайте с малышом музыкальные зарядки по утрам – это и для здоровья полезно, ребенок будет в такт музыке шевелить ручками и ножками, что развивает слух, координацию и ритмику.
  • Если есть возможность, поводите малыша на занятия музыкой, есть разные кружки, где дети могут попеть и потанцевать.
  • Когда возраст позволит, детей можно отправить учится в музыкальную школу – там больше возможности для реализации способностей ребенка и его определения с профессией. Кто знает, может у вас растет будущий Моцарт или Вивальди!?

Творческое развитие детей: способности к творчеству

Актерское мастерство

Чем отличается развитие? Тем, что школьник уже научился выражать свои мысли, общаться, выполнять более сложные задачи, по сравнению с дошкольным периодом. Именно эти навыки необходимы для формирования актерского мастерства, сценических навыков.

Принято считать, что актерская профессия легка – «потрепал» немного языком и получил хорошие деньги, стал известным. Но это далеко не так.

Перед тем, как что-то заработать, нужно проделать большой труд от неуверенности, неумения высказаться, интонировать, правильно расставить акценты до уверенного поведения при большом количестве людей и свободной профессиональной подачи материала, идентификации с ролью. Далеко не всем это удается. Как развить актерские способности у ребенка?

  • Начинать нужно уже с младенчества. Когда ребенок понимает эмоцию взрослого, он развивается. Когда он слышит голоса, интонации, темп речи человека, он учится эмоциональности высказываний и формированию своей речи.
  • Для детей младшего дошкольного возраста требуется постоянное речевое сопровождение их действий. Так они понимают, что от них хотят и что они желают.
  • Старших дошкольников можно привлекать во взрослые разговоры, поощрять высказывания их мыслей, соображений. Уже можно начинать работу по составлению выразительных предложений. Маленькие человечки уже впитывают сценические умения, участвуя в сценках на утренниках, рассказывая стишки.
  • Школьники становятся на более профессиональный путь развития. Они стараются правильно формулировать свои ответы. Здесь уже на помощь придут центры и школы актерского мастерства, где ученики получают навыки развития сценической речи, поведения на публике, работы с текстом.

И помните: все, что вы вкладываете в детей, вернется с избытком. Если ваше чадо видело безразличие, упреки и лень, вы получите такого же взрослого на выходе. А все труды по развитию и формированию творческих навыков обязательно пригодятся ребенку в будущем. Для успешного будущего важно всестороннее развитие личности. 

Людмила Редькина, психолог, специально для Mirmam.pro

Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века

Яцкова, О. Ю. Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века / О. Ю. Яцкова.

— Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С.

73-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1683/ (дата обращения: 18.03.2021).

Жизнь в современном информационном обществе новой культуры сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, стремительным увеличением его объемов, что требует от сегодняшних детей, завтрашних взрослых членов общества таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Поэтому проблема развития творческих способностей детей и воспитания активной личности на протяжении всего детского периода жизни человека остается актуальной на современном этапе и внимание к ней усиливается во многих странах мира.

Мысль о самоценности детства, высказанная еще в XVIII веке Ж.Ж.Руссо нашла свое отражение во взглядах многих педагогов альтернативной педагогики, которая была создана в XX веке в противовес традиционной педагогике.

Одним из представителей альтернативной педагогики является А. Ферьер (1879-1960).

«Ребенок есть не совершенный взрослый, он является в каждом отдельном возрасте законченным в себе существом» — писал он. А.Ферьер является сторонником новой школы нового воспитания, отстаивая идею о школе деятельности, действия, где ребенок находится в центре всего учебного процесса [1].

Именно в таких условиях возможно наиболее полное раскрытие способностей и творческих сил ребенка, поскольку основаниями такой школы является гигиена, энергетика (обучение ребенка управлять собой), учет интересов ребенка, дух солидарности и общность труда.

На основе интересов личности А.Ферьер предложил собственную возрастную периодизацию. Школьный возраст охватывает три периода: 6-9 лет (период непосредственных интересов), 10-12 лет (период развития конкретных интересов); 13-15 лет (период развития абстрактных интересов).

Интерес – явление динамичное, школа должна отказаться от многопредметности и дробления материала, особенно в младших классах, когда закладываются основы будущей увлеченности учением [1].

Теория интересов нашла свое развитие и во взглядах О.Декроли (1871-1932). Достижениями этого педагога можно считать открытые им три принципа «школы через всю жизнь»: интерес, самодеятельность и самостоятельность. Им была разработана система самообучения, саморазвития ребенка [1].

Э.

Кей (1849-1926) предлагала для развития творческих способностей ребенка использовать помимо школьного обучения семейное воспитание, выстраиваемое на методе естественных последствий, объединить обучение с реальной жизнью, включать детей в различные виды творческой деятельности. Для развития творческих способностей ребенка главное организовать среду, с которой взаимодействует ребенок, создать условия для упражнения природных сил в реальной жизни.

По сравнению с теорией свободного воспитания XVIII и XIX века учение о свободном воспитании ребенка Э. Кей отличалось новизной, поскольку это учение предписывало соблюдать и защищать права ребенка [1].

До настоящего времени остается популярной теория свободного воспитания М.Монтессори (1870-1952).

Способности ребенка она предлагала развивать посредством создания «простора свободного и естественного проявления личности ребенка».

М. Монтессори создала «подготовительную» среду, основанную на теории «чувственных фаз» детского развития и «нормализующего» воспитания.

Эта среда держит наготове для развивающегося по внутреннему, структурному плану ребенка соответствующий ему в данный момент «материал развития».

Под термином «чувственные фазы» понимаются особые отрезки жизни, в которые ребенок самостоятельно поляризует (фокусирует) свое внимание – управляемое изнутри и стимулируемое снаружи на тех отрезках действительности, которые соответствуют данным потребностям развития.

Окружающая ребенка среда должна соответствовать внутренним потребностям развития ребенка. Только в этом случае возможно построение «нормальной», то есть соответствующей внутреннему структурному плану, нравственно положительной личности [1].

Идеи свободного воспитания нашли отражение в создаваемых новых школах в Англии, Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии.

Анализируя проблему детского творчества, развития творческих способностей детей в нашей стране в XX веке обратимся к изучению опыта Левина В.А., Немова Р.С., Теплова Б.М., С. Л. Рубинштейна, Лука А.Н., Мелик-Пашаева А.А.

Детское творчество, по мнению ряда психологов и педагогов – это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным опытом становится возможным, когда ребенок сам оказывается в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности.

По мнению В.А. Левина за формой творчества, за его результатами всегда должно стоять нравственно-духовное содержание; результаты творчества должны отражать отношение ребенка к миру, представления его о себе, о мире, о людях окружающих его, а не служить безликим памятником умения владеть технологиями [2].

Немов Р.С., Б.М. Теплов, рассматривая проблему способностей, определяют их, считая, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это нечто другое, что объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике [3].

Давая определение способностей, Б.М. Теплов уточняет понимание способностей и считает, что способности имеют три признака:

  • 1) под способностями понимается индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  • 2) способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
  • 3) понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [3].

Способность, по мнению С. Л. Рубинштейна – есть сложное синтетическое образование личности, о способностях человека можно судить по выполнению им определенной деятельности.

Немов Р.С. указывал на обязательное присутствие творчества в любой деятельности, в которой развивается интерес ребенка. Творческая деятельность ребенка должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности [8]. На это же указывал в своей работе «Воспитание творчества» Левин С.А.[2].

Еще одним условием к деятельности, в которую включаются дети, Немов Р.С. называет её развивающий характер, который заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, как указывает сам автор, деятельность должна находиться в зоне потенциального развития ребёнка [4].

Левин С.А. считал, что наилучшей применительно к каждому возрасту является особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения, которая субъективно выглядит, как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата [2].

Для развития творческих способностей большое значение придается воображению, о чем указывал в своей работе «Педагогика искусства и творческие способности» Мелик-Пашаев А.А. [5].

А.Н. Лук так же указывал на роль воображения, выделяя три типа воображения:

1. Логическое — выводит будущее из настоящего с помощью логических преобразований.

2. Критическое – ищет то, что несовершенно и нуждается в изменении.

3. Творческое – рождает принципиально новые идеи, а также представления, не имеющие пока прообразов в реальном мире, хотя и опирающиеся на элементы реальной действительности.

Ведущую роль в развитии А.Н. Лук отводил творческому воображению.

Лук А.Н. выделял некоторый ряд творческих способностей, описывая их психологическую специфику:

1. Зоркость в поисках проблем, которая заключается в способности увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного. Свежесть взгляда и «зоркость связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качеством мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга» [6].

2. Способность к свёртыванию мыслительных операций, которая, по мнению А.Н. Лука, частный случай проявления способности к замене нескольких понятий одним, к использованию всё более ёмких в информационном отношении символов. В основе этой способности лежит абстрактное мышление.

3. Развитие способности к сближению понятий определяется А.Н. Луком лёгкостью ассоциирования и отдалённостью ассоциируемых понятий, «смысловым расстоянием» между ними. А.Н. Лук указывает, что мыслительный процесс отличается от свободного ассоциирования, прежде всего тем, что мышление – это направленное ассоциирование.

4. Готовность памяти, что подразумевает способность запомнить, опознать воспроизвести немедленно или с отсрочкой необходимую для решения задачи информацию.

5. Гибкость мышления – это, по определению А.Н. Лука, способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далёкому по содержанию, способность преобразовать структуру объекта.

6. Способность к преодолению функциональной фиксированности – одно из проявлений гибкости мышления.

7. Способность к сцеплению и антисцеплению, проявляющаяся в способности объединять воспринимаемые раздражители, а так же быстро увязывать новые сведения с прежним багажом, без чего воспринимаемая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта. Для истинно гармоничного творчества необходимо равновесие обеих этих способностей [6].

Психологами выделяются критерии и показатели развития творческих способностей ребенка.

Например, Е.Н. Степанов предложил в практике развития творческих способностей опираться на следующие критерии:

  • чувство новизны;
  • способность преобразовать структуру объекта;
  • направленность на творчество;
  • критичность.

    В качестве показателей автор предложил такие показатели как:

    • умение и стремление к познанию;
    • наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях;
    • развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей;
    • обладание способностью к рефлексии, оценке и самооценке [7].

    Современные психологи и педагоги (А.Н.Лук, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и Р.С. Немов и др.) указывают, что одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе, у детей в детском саду выступает личность самого педагога.

    По мнению А.Н. Лука, если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов. Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей [6].

    Подводя итог, отметим, что удалось отразить лишь некоторые из точек зрения на проблему развития творческих способностей детей.

    Однако, как отмечается педагогами-гуманистами, наиболее полное раскрытие природных способностей и духовных сил детей становится возможным при строгом следовании законам природного развития, а задача педагога заключается в создании условий, возможностей для гармоничного природного развития сущностных сил, способностей и индивидуальных возможностей ребенка. В качестве таких условий может выступать специально организованная среда, которая будет способствовать развитию творческих способностей детей.

    Литература:

    1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.; Под ред. З.И.Васильевой. — М., 2002.

    2. Левин С.А. «Воспитание творчества». Томск: Пеленг, 1993-56с.

    3. Хуторской А.В. «Эвристическое обучение: теория, методология, практика» М: Международная педагогическая академия, 1998.

    4. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1. 2003.

    5. Мелик-Пашаев А.А. «Педагогика искусства и творческие способности» М.: Знание, 1981.

    6. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978.

    7. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина.- М.: ТЦ «Сфера», 2002.

      Основные термины (генерируются автоматически): способность, ребенок, творческая способность детей, деятельность, Лук, творческая деятельность, творческая способность ребенка, альтернативная педагогика, Детское творчество, реальная жизнь.

      способность, творческая способность детей, ребенок, деятельность, Лук, творческая способность ребенка, творческая деятельность, Детское творчество, альтернативная педагогика, реальная жизнь.

      Творческая деятельность тесно связана с развитием художественных способностей.

      Объединение различных видов творчества одним и тем же замыслом даёт ребёнку возможность творчески осмыслить и наиболее полно отразить тему с использованием…

      Проблема развития творческих способностей детей

      способность, творческая способность детей, ребенок, деятельность, Лук, творческая способность ребенка, творческая деятельность, Детское творчество, альтернативная педагогика, реальная

      творческая деятельность, воображение ребенка, ребенок, взрослый человек, творчество, деятельность человека, воображение, дошкольное детство, прежний опыт, практическая деятельность.

      Креативный уровень развития художественно-творческих способностей детей увеличился в четыре раза по сравнению с началом года.

      Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское

      Развитие творческих способностей детей через…

      изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа, образовательный процесс, творческая работа…

      Проблема развития творческих способностей детей в педагогике

      способность, творческая способность детей, ребенок, деятельность, Лук, творческая способность ребенка, творческая деятельность, Детское творчество, альтернативная педагогика, реальная

      изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа, образовательный процесс, творческая работа, художественно-творческая способность детей… Развитие воображения в изобразительной…

      Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации…

      Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования

      В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования, одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на “личностно-ориентированную” модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

      Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

      К сожалению, данные диагностирования родителей и учителей, показывают, что 80% родителей и 65% учителей отождествляют творческие способности с умственными способностями детей. Данный факт говорит о некомпетентности, прежде всего учителей в рассматриваемом вопросе и необходимости знакомства с термином творческие способности.

      Что же понимается под творческими способностями? Чтобы точнее понять, необходимо рассмотреть этот вопрос с точки зрения психологии, философии, педагогики. Разные авторы определяют их по-своему.

      Теплов Б.М.

      под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.[2]

      Шадриковым В.Д

      . творческие способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.[2]

      Большакова Л.А.

      творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.[3]

      Мотков О.И.

      под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.[5]

      Педагогическое

      определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

      С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

      Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

      Очень интересно движение научной мысли относительно исследуемого понятия. Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких авторов, как Л. Н. Коган, Л. С. Выгодский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, Мотков О.И. и другие.

      Сначала творческие способности отождествлялись с интуицией, затем прямое отождествление было с интеллектом. От отождествления с интеллектом перешло к противопоставлению.

      Было доказано, что творческие способности имеют свою локализацию – это “особая точка” индивидуальных свойств, которые не зависят от интеллектуальности, так как большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкие творческие способности.

      Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б.[2] выделяет следующие параметры:

      • беглость мысли (количество идей),
      • гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),
      • оригинальность (способность производить идеи),
      • любознательность,
      • фантастичность.

      Богданова Т.Г. в своей книге: “Диагностика познавательной сферы ребёнка” [1] выделяет совокупность множества способностей:

      • Способность рисковать;
      • Дивергентное мышление;
      • Гибкость в мышлении и действиях;
      • Быстрота мышления;
      • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
      • Богатое воображение;
      • Восприятие неоднозначных вещей;
      • Высокие эстетические ценности;
      • Развитая интуиция.

      Моделью, по которой строятся методы измерения творческих способностей, должны стать не тесты, а акты творчества сами по себе, как это бывает обычно вне тестовых ситуациях. “Тестовые задания ограничивают выявление потенциальных возможностей человека требованием однозначного ответа.”[2]

      Творческие способности противопоставляются устаревшим взглядам как максимальное выражение умственных и специальных способностей. Высокие баллы по результатам тестов не говорят о высоком творческом потенциале.

      Детские творческие способности – это естественное поведение ребёнка на фоне отсутствия стереотипов, где точкой отсчёта является норма, и чем дальше от неё, тем показатели творчества выше. Дж. Рензулли предлагает ориентироваться на рейтинг прошлых и настоящих достижений.

      Важно поддерживать в ребёнке уверенность в своей одарённости, так как это в большей мере должно привести к усилению мотива достижения, а следовательно обеспечить более высокие достижения независимо от реального уровня собственно одарённости.

      Особенно важны работы Л. С. Выгодского. Он признаёт за всеми людьми, а не только за избранными, склонность к творчеству, выявляющуюся по-разному, в основном, в зависимости от культурных и социальных факторов.

      Выявив точку зрения исследователей на проблему творческих способностей, встаёт вопрос: какой возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей? За ответом на этот вопрос можно обратиться к исследованиям психологов, проводившим многолетние эксперименты. Оказывается, что мнения таких психологов, как Э.Фромм, И.П.Волков, Р.Бернс, И.О.Мотков и других совпадают. Ими установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т. п..

      Б.Никитин среди пяти условий выдвигает на первое место ранее начало. На этом основании младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, его самореализации и роста его личностного достоинства.

      Значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.

      Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

      Исследования, проведённые Большаковой Л.А. зам. директора по научно-методической работе гимназии №7 г. Свободного Амурской области, и описанные в журнале “Завуч начальной школы” за 2002г., показывают, что развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте, протекает наиболее результативно при определённых условиях:[3]

      Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников.

      • Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;
      • Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;
      • Используются технологии развития творческого мышления;
      • Производится систематическое отслеживание результатов диагностики.

      У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

      Каковы же способы стимулирования творческих способностей?

      Способы стимулирования творческих способностей.

      • обеспечение благоприятной атмосферы;
      • доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
      • обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
      • поощрение высказывания оригинальных идей;
      • обеспечение возможностей для практики;
      • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
      • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

      Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным.

      Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности.

      Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе.

      Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

      От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл.

      Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей.

      Литература:

      1. Богданова Т. Г. , Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка.- М.: Роспедагенство, 1994.
      2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.-М.:Изд. Центр “Академия”,2002.
      3. Большакова Л.А.Развитие творчества младшего школьника. Ж-л “Завуч начальной школы”.№2,2001.
      4. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк.2000.№7.
      5. Мотков О.И.Психология самопознания личности. Практическое пособие.-М.: “Треугольник”,1993.

      16.11.2006

      Оставьте комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Adblock
      detector