Цели и задачи развивающих игр для детей

Развивающие игры для детей очень важный и полезный элемент воспитания и развития. С помощью игр ребенок не только тренирует память, внимание и логику, но и учится элементарным бытовым навыкам. В этой статье представлены развивающие игры для детей по возрасту от 1 года до 6 лет.

Цели и задачи развивающих игр для детей

Развивающие игры для детей от 1 до 1,5 лет

Основные цели игр с годовалыми детьми

  1. Развитие мелкой моторики
  2. Развитие речи и формирование словарного запаса
  3. Физическое развитие
  4. Сенсорное развитие
  5. Познавательная деятельность

Развивающие игры для детей — потешки, стишки и песенки

Такие игры, помимо веселых напевов, сопровождаются действиями родителей. Это в свою очередь помогает малышу копить слова для дальнейшего использования в речи. И улучшает его координацию движений.

Многие родители помнят с детства веселые игры «Ладушки» или «Сорока – Ворона». Такие мини-песенки передавались из уст в уста. Но сегодня,  каждый родитель может найти такие стишки в интернете, выучить их и играть с крохой.

Однако еще лучше приобрести детскую книгу с потешками – первую для малыша. Такие книги сопровождаются восхитительными иллюстрациями, которые вызовут интерес малыша.

Они делаются из плотных и безопасных материалов, чтобы приносить пользу и радость ребенку долгое время.

Цели и задачи развивающих игр для детей

Книга предназначена для развития детей от 1 года. В книгу вошли 10 русских народных потешек, 5 песен из любимых мультфильмов и 2 музыкальные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба». Подробнее о книге.

Игрушки с разными текстурами, формами и цветами

Цели и задачи развивающих игр для детей

И обычные игрушки которые ребенок берет в руки или пытаются грызть несут ему много информации. И чем разнообразнее игрушки, тем больше опыта накапливает малыш. Игрушек не должно быть много, они просто должны быть разными по форме, цвету, материалу и обладать непохожими друг на друга свойствами.

Основы конструирования

Каждый ребенок развивается в своем темпе, но большинство детей к году уже могут освоить простые навыки конструирования. Самым легким и первым конструктором для малыша может стать пирамидка, кубики или стаканчики – вкладыши. Так же современные магазины представляют большой выбор других конструкторов для детей.

Еще больше развивающих игр для детей в 1 год.

Массаж и гимнастика

Самым важным этапом физического развития ребенка с рождения является малышовая гимнастика и массаж. Первые советы по физическому развитию мама получает у педиатра или детского ортопеда. Детская гимнастика и массаж конечно же сильно отличается от взрослой версии выполнения. При работе с детьми массажист будет крайне аккуратен, а все элементы массажа легкими и осторожными.

Развивающие игры для детей 1,5-3 лет

Цели развивающей игры 1,5 – 3 лет

  1. Развитие мелкой моторики
  2. Развитие речи и формирование словарного запаса
  3. Физическое развитие
  4. Познавательная деятельность
  5. Развитие логики и аналитического мышления
  6. Развитие памяти и внимания
  7. Обучение цветам и формам
  8. Овладение простейшими понятиями (больше/меньше, узкий/широкий, короткий/длинный)

Развивающие игры для детей – сортировки

Цели и задачи развивающих игр для детей

Такие игры могут быть абсолютно разными и могут адаптироваться под любой возраст. Для малышей лучше выбирать простые сортировки с крупными элементами. Чем старше ребенок те сложнее задания и мельче предметы.

Важно! Не стоит оставлять ребенка наедине с мелкими предметами. Если вы используете в играх мелочи, которые ребенок может проглотить, то обязательно считайте их до и после игры.

  • Сортировка по форме
  • Игры сортировки по цвету
  • Сортировки по количеству

Вы можете сортировать игрушки по любому признаку. Большие/маленькие, длинные/короткие, домашние животные/дикие животные, рыбы/птицы и т.д..

Цели и задачи развивающих игр для детей

Очень полезной будет сортировка на этапе уборки игрушек. Для этого для разных игрушек определите разные места хранения. Книги на полку, конструктор в коробку, мячи в корзину. Ребенку будет удобно раскладывать игрушки по местам, если эти места будут обозначены картинками – наклейками.

Развивающие игры для детей с крупой

Цели и задачи развивающих игр для детей

Насыпьте в большую емкость крупу и спрячьте в ней игрушки. Пусть ребенок попытается их найти.

  • Раскладывать крупу по емкостям ложкой.

Цели и задачи развивающих игр для детей Цели и задачи развивающих игр для детей

Манную крупу насыпаем на цветной поднос или на коробку с небольшими бортами (дно проклеить цветной бумагой). И равномерно распределяем по «холсту».

  • Сортировка макарон или фасоли
  • Бусы из макарон

Цели и задачи развивающих игр для детей

Чтобы бусы было удобно собирать макароны должны быть крупными, а кончик шнурка стоит обмотать скотчем или изолентой.

Игры с водой

В несколько емкостей налить воду и окрасить ее в разные цвета. Смешивать разные цвета между собой и обсуждать с ребенком результат.

Цели и задачи развивающих игр для детей

Для такой игры понадобится магнит и скрепки. Из бумаги вырезаем и раскрашиваем рыбок, прицепляем к ним скрепки. Делаем удочку из подручных материалов, закрепив на нитке магнит.

Делаем кораблики из бумаги или других легких материалов, опускаем их в таз с водой. Ребенок дует на кораблик, и старается направить его к другому «берегу». Можно устроить соревнование в кругу семьи, сделав каждому кораблик определенного цвета.

Конструкторы

Конструирование занимает многих детей, возможность создать что-то свое из разных деталей не оставляет равнодушными даже взрослых. Кроме готовых наборов для конструирования можно использовать и другие вещи для воплощения самых смелых идей.

Прятки с игрушками

Раскладываем игрушки перед ребенком, называем их, когда малыш отвернется прячем оду из них. Просим ребенка назвать игрушку, которая ушла «гулять». Когда подобная игра будет освоена можно усложнить задачу. Не убирать игрушки, а менять их местами. Чем больше игрушек, тем сложнее игра.

Подвижные игры

  • Детский боулинг
  • Песенки – танцевалки
  • Лабиринт
  • Прогулки на детской площадке

Если рядом с домом есть оборудованная детская площадка, вам повезло! На свежем воздухе играть и бегать полезнее и безопаснее чем дома.

Учим стихи и поем песни

Можно начать с самых простых стихов детских авторов.

  • Лошадка
  • Я люблю свою лошадку,
  • Причешу ей шёрстку гладко,
  • Гребешком приглажу хвостик
  • И верхом поеду в гости.
  • ***
  • Зайка
  • Зайку бросила хозяйка —
  • Под дождём остался зайка.
  • Со скамейки слезть не мог,
  • Весь до ниточки промок.
  • А. Барто

Развивающие игры для детей 4-6 лет

Основные цели развивающих игр 4 – 6 лет

  1. Развитие мелкой моторики
  2. Развитие речи и формирование словарного запаса
  3. Физическое развитие
  4. Познавательная деятельность
  5. Развитие логики и аналитического мышления
  6. Развитие памяти и внимания
  7. Обучение цветам и формам
  8. Знакомство с цифрами и буквами
  9. Освоение навыков общения и взаимодействия
  10. Творческое развитие
  11. Освоение бытовых навыков

Возраст 4-6 лет дает возможность разных вариаций уже знакомых игр и знакомство с новыми. Но не стоит забывать, что каждый малыш развивается в своем темпе. И сравнивать своего ребенка с соседским нет смысла, а судить о задержке развития может только врач.

Поэтому при выборе игр ориентируйтесь на навыки и возможности ребенка. Не стоит забывать и о том, что игра должна заинтересовать ребенка и приносить ему удовольствие, тогда будет проще и родителям, и детям.

Сюжетно- ролевые игры

Всевозможные профессии попадают в зону детского внимания. Ребятишки могут играть и в доктора, и в парикмахерскую (салон красоты) и в магазин. Дети охотно примеряют на себя образы взрослых. Задача родителей по возможности обеспечить ребенка необходимыми атрибутами и подыграть, исполнив роль покупателя или пациента.

Некоторые дети охотно играют в «показ мод» или исполняют любимые песни на импровизированной сцене.

Творческие занятия для приобретения навыков

Лепка

  1. Пластилин
  2. Мягкий пластилин (делаем дома)
  3. Соленое  тесто

Рисование

  1. Гуашь
  2. Акварель
  3. Карандаши
  4. Мелки восковые
  5. Фломастеры

Аппликация

  1. Пластилин
  2. Бумага и картон
  3. Крупы
  4. Цветные нитки
  5. Семена, орехи
  6. Ткань

Конструирование из подручных материалов

  1. Оригами
  2. Пластиковые стаканчики
  3. Фольга
  4. Макароны
  5. Прищепки
  6. Разные коробки
  7. Втулка от туалетной бумаги

Творческое занятие может быть подготовкой к следующей игре. Можно слепить героев сказки, а затем разыграть представление. Нарисовать игрушку, вырезать ее и использовать в другой игре.

Игры в помощника

Дети с удовольствием помогут и в мытье посуды, и приготовлении ужина и в уборке, если преподнести им это как игру. Но стоит учесть, что время на повседневные дела с малышом увеличится.

Развивающие игры для детей 4-6 лет. Подборка

1. Разложи по цветам.

  1. Для игры потребуются заготовки (приведены выше) и цветные пробки или пуговицы.
  2. 2. Разноцветные мыльные пузыри
    В мыльную воду добавим краски и готово. Эта игра – отличная дыхательная тренировка для ребенка.
  • 3. Лабиринт с шариком
  • Такой лабиринт можно сделать из подручных материалов.
  • 4. Проезжая часть из молярного скотча или изоленты
  • 5. Игрушка из втулки туалетной бумаги
  • Из простых втулок можно сделать целый зоопарк или театральных актеров.
  • 6. Съедобное – несъедобное
  • Называем слово, если съедобное, то ребенок должен поймать мяч, если несъедобное откинуть.
  • 7. Подводный мир с фонариком
  • 9. Театр теней
Читайте также:  Как родителям выбрать первую зубную пасту для детей

Развивающие игры для детей – это прежде всего непаханое поле  для творчества и фантазии родителей . Играйте в старые игры и придумывайте новые!

10 игр для детского сада: учимся дружить и помогать

В этом материале мы собрали для вас 10 психологических игр и упражнений, направленных на улучшение взаимоотношений с окружающими. Их проведение не требует дополнительного реквизита, а правила очень легко запомнить или видоизменить, чтобы игра не надоела детям и через месяц. 

1. Игра «Волшебник»

Главная цель — сформировать доверительные отношения в группе.

Ход игры: все дети встают в круг, положив ручки друг другу на плечи. Один из детей выбирается «волшебником», воспитатель завязывает ему глаза и переводит в другое место круга. Теперь рядом с ребенком стоят уже другие дети: коснувшись руками их плеч, «волшебник» должен сказать, кто это. Воспитатель просит ребят сохранять тишину во время отгадывания, чтобы не рассеялось «волшебство».

2. Игра «Вставай, я смотрю на тебя!»

Главная цель — развить взаимопонимание между детьми. 

Ход игры: воспитатель водит первым, чтобы показать правила. Все садятся в ряд, водящий выходит вперед, обводит глазами всех детей, а потом на 2-3 секунды останавливает на ком-то взгляд. Тот, на кого сейчас смотрит ведущий, должен встать и улыбнуться. Водящими становятся все дети по очереди, чтобы научиться понимать и чувствовать жесты и артикуляцию других. 

Цели и задачи развивающих игр для детей

3. Игра «Природа грустит»

Главная цель — развить умение сочувствовать и помогать. 

Ход игры. Воспитатель: вы ведь плачете, когда вас обижают? Дети: да, иногда! Воспитатель: как вы думаете, может ли и природа плакать, если кто-то ее обидит?  Дети: наверное!

Воспитатель: вот осенью идет дождик, это природу кто-то обидел?

Далее ведущий предлагает детям обсудить, почему природа может плакать и как ее могли обидеть. Для разнообразия можно выбирать не абстрактные явления, а деревья или цветы.

Дети должны предложить различные варианты: как можно пожалеть природу и помочь ей. В процессе обсуждения ведущий спрашивает, можно ли точно так же пожалеть своего друга, если его обидели.

Дети приходят к выводу, что сочувствие и поддержка – это не сложно. 

Цели и задачи развивающих игр для детей

4. Игра «Добрый волшебный зверь»

Главная цель — развить умение сотрудничать и работать вместе. 

Ход игры: все дети собираются рядом, берутся за руки (или кладут руки на плечи). Ведущий-воспитатель говорит, что теперь они вместе — большое волшебное животное. Для того, чтобы действительно им стать, надо соблюдать тишину, успокоиться и послушать дыхание друг друга. А теперь постараться дышать одинаково — так, как будто мы все — единое целое. 

5. Игра «Злая лапка»

Главная цель — развить у детей навыки самоконтроля в ситуациях конфликта. 

Ход игры. Ведущий: давно-давно в городе жила маленькая, но очень вредная и злая лапка. Она толкала ребят, отнимала игрушки и щипалась. Но добрым ребятам удалось ее перевоспитать. Давайте попробуем и мы!

Дети по очереди садятся на стульчик в центр круга и показывают Злую лапку — сильно сжимают руку, перебирают пальцами. Далее всем ребятам предлагается обсудить, в каких ситуациях лапка могла быть злой, и не были ли их собственные ручки когда-нибудь быть такими. В конце обсуждения дети приходят к выводу, что Злую лапку нужно обязательно прогонять, потому что с такой никто не будет дружить. 

По команде ведущего все дети сразу изображают Злые лапки, напрягая мышцы, скрючивая пальчики и шевеля ими. А после слов воспитателя «Лапка стала доброй!», дети расслабляют руку. Игру можно проводить после всех конфликтных ситуаций в группе.

Цели и задачи развивающих игр для детей

6. Игра «Обиженный зайчик»

Главная цель — развить умению сочувствовать и любить окружающих

Ход игры: ведущий (один из детей) садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не успел сорвать вкусную морковку / не самый быстрый в лесу / встретил злого волка. Причину можно не уточнять, если дети сами не предложат варианты.  Все ребята по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и пожалеть. 

7. Игра «Маленький круг — большой круг»

Главная цель — развить у детей умение сотрудничать. 

Ход игры: ведущий вместе с детьми образуют большой круг, держась за руки. По команде воспитателя надо сделать самый большой круг, не разрывая рук. Потом — самый маленький. Можно попробовать: самый длинный, самый высокий (прыгаем), самый низкий (присаживаемся), самый улыбчивый (улыбаемся), самый веселый (смеемся). Главное научиться делать все это вместе и сохранять круг целым. 

Цели и задачи развивающих игр для детей

8. Игра «Волшебные пузыри»

Главная цель — показать детям, что любовь — это волшебство.

Ход игры: для этого упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Можно использовать одну и передавать ее по кругу. Ведущий включает музыку и предлагает детям глубоко вдохнуть и выдохнуть.

Воспитатель: а теперь представьте, что внутри вас — много-много волшебства и любви! Вдохните их в каждый пузырик.

Представляйте то, что вы любите: маму, цветы, животных, друзей, весь мир! Пусть наши волшебные пузыри разлетятся в разные стороны, унося с собой наше волшебство!

Цели и задачи развивающих игр для детей

9. Игра «Пересядь, если ты…»

Ход игры: ведущий рассказывает, что все дети и все люди на свете очень разные, но при этом все друг на друга похожи.  Потом включает тихую фоновую музыку и предлагает проверить. 

Ведущий: Давайте убедимся, что это так! Пусть сейчас встанут и пересядут на место другого те, кто любит… шоколад!

Дети встают и пересаживаются на освободившиеся места. 

Воспитатель предлагает разные варианты: кто любит Фиксиков, кто любит спать во время тихого часа, кто помогает маме, кто всегда доедает обед, кто любит осень и т.д. 

После нескольких этапов, детям предлагается сделать вывод, что у них в группе действительно очень много общего, а для того, чтобы узнать другого человека и подружиться с ним, у него можно спросить, что ему нравится.

10. Игра «Смешное пианино»

Главная цель — развиваем умение сотрудничать, навыки эмпатии и самоконтроль

Ход игры: все дети садятся на стульчиках в одну линию. Теперь они не просто ребята, а клавиши волшебного пианино, которые звучат голосами разных животных. Воспитатель назначает каждому малышу свой голос — кошки, мышки, лягушки, собаки, высокий, низкий, ля-ля, а-а-а.

Далее ведущий-пианист двигается вдоль ряда детей, легонечко касаясь плеча или головы ребенка — нажимая на клавиши. Клавишам нужно звучать в момент прикосновения, а после — переставать. 

При повторном выполнении задания можно его усложнить: например, нажимать сразу «две клавиши» рядом сидящих детей или регулировать громкость звука местом, куда пианист нажимает: голова — громко, плечо — тихо.

Цели и задачи развивающих игр для детей

Методическая копилка педагога «Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду»

Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду

Цели и задачи развивающих игр для детей

Воспитатель – это, несомненно, творческая профессия. Именно воспитатель придумывает идеи для поделок, рисунков, аппликаций, которые потом воплощают в жизнь дети. Творчество воспитателей проявляется и в общении с детьми. Каждый ребенок индивидуален, а это, в свою очередь, требует особого подхода.

Чаще всего под контролем воспитателя находится более двадцати детей, при этом все они разные. Однако выдающийся воспитатель всегда найдет тактику общения с каждым из них. Разве это нельзя считать искусством? Мы с моей подружкой Томой Ходим вместе в детский сад.

Это вам не то, что дома! Это школа малышат! Здесь мы делаем зарядку, Ложкой правильно едим, Приучаемся к порядку! Детский сад необходим! Учим мы стихи и песни В нашей группе дошколят! Места нет для нас чудесней!

Чем любимый детский сад!

Сегодня в помощь воспитателю создано достаточно много методических пособий, в которых можно попросту раствориться, а нужного и не найти. Чтобы вам не скупать лишние методички и не устраивать у себя дома собрание макулатуры из бесполезных пособий, я спешу поделиться развивающими играми для детей.

Читайте также:  Рак: когда можно сохранить беременность?

Цели и задачи развивающих игр для детей

Для детей игра — это и средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности.  В игре дитя живет…» Именно потребность активно действовать побуждает ребенка играть.

Часто и от педагогов, и от родителей можно слышать, что в детском саду очень много занятий, и дети не успевают играть.

Но, во-первых, абсолютно все занятия с детьми дошкольного возраста должны проводиться в игровой форме, потому что игра — это форма жизни для детей. 

1.Игра «Закончи предложение».

Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.

 Ход игры: детям предложить закончить предложения:

• Мама положила хлеб… куда? (В хлебницу.)

• Брат насыпал сахар… куда? (В сахарницу.)

• Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? (В салатницу.)

• Папа принес конфеты и положил их… куда? (В конфетницу).

• Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела).

• Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно).

• Я не хочу спать, потому что… (ещё рано).

• Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода).

• Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты).

• Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собаки).

  • 2.Дидактическая игра «Мое тело»
  • Цель: закрепить представления детей о частях тела человека
  • Оборудование: Зеркало
  • Ход игры:

Воспитатель: Ребята, пожалуйста, подойдите к зеркалу. Каждый из вас видит себя в зеркале каждый день, но как часто мы задумываемся о том, как устроен человек? Давайте немного с вами поиграем и вспомним основные части тела человека.

Я буду называть слова, а вы должны будете поменять одну или несколько букв в слове, чтобы у нас получилось название одной из частей тела человека. После того, как вы справитесь с заданием, нам необходимо будет вместе показать эту часть тела.

Давайте начнем:

  1. Соловушка – Головушка (дети гладят голову)
  2. Бобик – Лобик (указывают на лоб)
  3. Кокосик – Носик (закрывают глаза и дотрагиваются пальчиком до кончика носа)
  4. Комочки – Щечки (растирают щеки ладонями)
  5. Дубы – Зубы (стучат зубами)
  6. Краски – Глазки (раскрывают пошире глаза, смотрят сколько вокруг красок и цветов)
  7. Сестрички – Реснички (хлопают ресницами)
  8. Непослушки – Ушки (дотрагиваются до ушей)
  9. Индейка – Шейка (вытягивают шею)
  10. Кузнечики – Плечики (одновременно поднимают-опускают плечи)
  11. Хватучки – Ручки (обхватывают свое тело руками)
  12. Мальчики – Пальчики (показывают «фонарики», шевелят пальчиками)
  13. Уточка – Грудочка (выставляют грудь вперед)
  14. Бегемот – Живот (выставляют живот вперед)
  15. Олени – Колени (сгибают ноги в коленях)
  16. Сапожки – Ножки (поочередно выставляют вперед левый, правый носок, двигая ногой на месте)

Воспитатель: вот какие молодцы! Теперь мы повторили строение тела человека, и при рассмотрении себя в зеркало будем знать, где какая часть тела.

3. Игра «Вышли мыши как-то раз».

Ритмическая игра с высокой степенью эмоционального заражения. Облегчает включение в деятельность. Может использоваться как игра для развития интонационной стороны речи (темп, громкость).

  • Вышли мыши как-то раз
  • Посмотреть, который час.
  • Раз-два, три-четыре,
  • Мыши дернули за гири.
  • Вдруг раздался страшный звон –
  • Убежали мыши вон.

Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями (топают или хлопают ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой). Со словами «страшный звон» можно, например, позвонить в колокольчик. Последняя строка произносится в быстром темпе.

4. Игра «Заполни пустые клетки».

Цели: закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Описание: играют двое.

Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса.

Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Цели и задачи развивающих игр для детей

5. Игра «Пресс-конференция».

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например, “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга», «В цирке” и др.).

Один из участников пресс-конференции “ребенок” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы остальных детей.

6. Игра «Кто кем был или что чем было».

Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

7. Игра «Ау!».

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия. Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

8. Игра «Да или Нет».

Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?                                       Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы?                                       Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают?                                 Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает?                                Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут?                                   Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют?                                   Можно детям загорать?

А букашки прилетают?                                      Ну а что же надо делать —

Звери норки закрывают?                                    Куртки, шапки надевать?

  1. 9. Игра «Сочинитель»
  2. Цели: развитие навыков рифмовки слов, развитие слухового внимания и памяти.
  3. Описание: Воспитатель читает двустишие с пропущенным последним словом и просит ребенка подобрать слово в рифму.
  4. Доски на гору везем,
  5. Будем строить новый… (дом)
  6. Здесь красивое местечко,
  7. Протекает мимо… (речка)
  8. Шел по лесу шустрый мишка,
  9. На него свалилась…(шишка)
  10. Как-то вечером две мышки,
  11. Унесли у Пети…(книжки)
  12. Мама милой дочке Оле
  13. Суп сварила из (фасоли)
  14. Мы собирали васильки,
  15. На головах у нас…(венки)
  16. Сшил себе котенок тапки,
  17. Чтоб зимой не мерзли (лапки)
  18. Говорят, один чудак
  19. В речке выловил башмак
  20. Но, зато ему потом
  21. На крючок попался…(сом)

10. Игра «Вспомни быстрее».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

11. Игра «Разговор чисел».

Цель: закреплять прямой и обратный счет.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с числами.

Описание: дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?

  • 12. Игра «Как спасти от беды»
  • Цель: закрепление знаний детей по ОБЖ; развитие логического мышления.
  • Ход игры
Читайте также:  Вредные советы: как взрастить в ребенке нарциссический комплекс?

Выслушав задание воспитателя, дети придумывают решение, которое поможет избежать беды. Например, в соответствии с заданием ситуация следующая: «В большом магазине девочка потеряла маму». Ребёнок предлагает выход: «Нужно подойти к продавцу и объяснить, что в магазине находится мама. Надо назвать себя, а также имя и фамилию мамы. Попросить помочь её найти».

  1. Водитель нарушил правила дорожного движения…
  2. Вода затопила дороги, люди не могут выйти из домов…
  3. В детском саду объявили эвакуацию, все дети…
  4. Мальчик во время игры поранил ногу…
  5. В квартире начался пожар и папа…
  6. Когда слышны крики «Спасите, пожар!», нужно…
  7. Во время новогоднего праздника погас свет…
  8. В доме нет света, а ребёнок дома один…

Старшим дошкольникам нравятся творческие игры, в которых дети отражают свое понимание окружающего мира.

Пяти-, шестилетним детям педагог объясняет правила игры, ставит перед ними определенные задачи, а потом только наблюдает за тем, как играют дети, оказывая им при необходимости помощь.

В этой возрастной группе игра становится свободной, самостоятельной деятельностью детей, в которой работают творческое мышление и воображение, развиваются активность и инициативность.

Игры и упражнения, приведенные выше, помогут вам сделать занятия с дошкольниками интересными и разнообразными.

Структура дидактической игры для детей дошкольного возраста

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую дидактическую задачу.

Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.

«Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры»

Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду».

  • Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно образовательным процессом.
  • Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задачи, игровые действия и правила.
  • Однако в практике работы детских садов не всегда точно дифференцируются эти понятия: иногда правила выступают одновременно и как действия, что затрудняет правильное использование игры воспитателем.

В качестве примера приведем описание игры «Угадай, что мы задумали».

Содержание игры: Дети сидят на стульчиках. Когда ведущий выйдет, они загадывают предмет. Вернувшись, ведущий должен назвать, что загадали дети. Вначале они называют определенные признаки предмета, рассказывают об особенностях, присущих данному предмету.Дидактическая задача. Развитие связной речи, мышления, внимания, самостоятельности.

Игровое действие: Отгадывание.

Игровые правила: Ведущий выходит за дверь, а в это время дети загадывают предмет. Войдя, он по описанию должен назвать предмет». Такое описание игры не позволяет четко выделить, где правила, а где действия игры, так как в правилах повторяется содержание и ход игры. Правильнее было бы описать правила игры так: «Загадывать только те предметы, что находятся в комнате, не смотреть в сторону этого предмета. Если ведущий не отгадал, платит фант, который в конце игры отыгрывается». А игровые действия можно назвать такие: «С помощью считалочки выбирается ведущий, который выходит за дверь, чтобы не слышать, какой предмет будет загадан.

Рассмотрим более подробно каждый из компонентов дидактической игры

Дидактическая задача

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.).

Например, в хорошо известной всем воспитателям игре «Магазин игрушек» дидактическую задачу можно сформулировать так: «Закрепить знание детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность».

Такая дидактическая задача, поставленная перед детьми в игре, поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т. д.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление» и др.).

Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других — внимания, в третьих — мышления.

Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так, игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в запоминании, «Магазин игрушек» — для развития мышления и речи, «Отгадай, что задумали» — наблюдательности и внимания.

Игровые правила

Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей.

Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.

«Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее…

факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом»

Л. С. Выготский.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.Используя дидактическую игру в воспитательно образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Например, в игре «Так бывает или нет?» правилами игры требуется: заметить в стихотворении «Это правда или нет?» Л. Станчева все небылицы:

Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —Это правда или нет?

Игра проводится часто так, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы.

Но чтобы игра была интересней и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, например: у детей на столах в коробочке лежат фишки. Тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку.

В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, тот, кто был внимательным и заметил их, положит перед собой шесть фишек. Другой игрок заметит одну небылицу и положит только одну фишку.

Воспитатель задает вопрос тому, кто отложил одну фишку:— Какую ты заметил небылицу?— Конь рогатый — так не бывает.— Кто заметил эту же небылицу, пусть положит фишку в коробочку. А ты, Лена, какие небылицы заметила? — спрашивает воспитатель у девочки, у которой лежат две фишки.Лена называет:— Летом снега не бывает и соловей не поет: «Га-га-га!»

— Правильно, Лена. Кто из вас, дети, заметил эти же небылицы, положите свои фишки в коробочку!

Игра заканчивается, когда названа последняя небылица.

После этого называют победителя. Он получает приз. Это может быть значок, открытка, флажок. Можно и просто отметить: «Витя победил. Он был очень внимательным и сообразительным. Молодец!»

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!», «Помните, когда мы играли «Горячо — холодно!», как интересно было!».Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector