Страхи детства, которые кажутся сейчас смешными

Психологи убеждены, что страх рождается в душе ребенка не просто так. Этот защитный механизм сдерживает неуемную активность в темное время суток и заставляет быть более осторожным.

Некоторые исследователи полагают, что природа еще в доисторические времена запрограммировала детей бояться темноты, чтобы те не высовывали носа из родной пещеры, пока взрослые спят: ведь там, снаружи, и вправду было очень неуютно и небезопасно.

Получается, что бояться темноты — нормально. При условии, что страх не мешает жить ребенку и его родителям. Если малыш каждую ночь просыпается с криком и прибегает к маме в постель, проблема налицо. Родителям стоит успокоить ребенка, сказать, что они рядом и нет повода для тревог, а впредь зажигать в детской ночник или оставлять в коридоре подсветку.

Игры воображения

Часто при внезапном пробуждении дети пугаются окружающей обстановки. Богатое воображение рисует невиданных чудовищ. Малыш не всегда может рассказать о своих страхах, скорее всего он придумает отговорку: скажет, что болит голова, животик или ножки.

Страхи детства, которые кажутся сейчас смешными

Посидите рядом с ребенком, пока не заснет или оставьте его до утра с собой. Но если кроха будет спать так все детство, может вырасти несамостоятельным. Самый простой способ научиться справлять со страхами — поговорить о них.

Большинство детей не склонны делиться своими переживаниями со взрослыми — боятся насмешек и непонимания. И самое неуместное и неправильное, что могут сделать в этой ситуации родители, — начать иронизировать, восклицая: «Трусишка! Такой большой, а боишься!» Это не придаст ребенку отваги, а вот замкнутым, нервным, не способным на откровенность сделает точно.

Не старайтесь приучить малыша засыпать без света и в одиночестве. Напротив, укладывайте его вечером: почитайте сказку (добрую, смешную), спойте колыбельную, посидите рядом, пока не уснет. Не торопитесь уходить — подождите еще несколько минут.

В самом начале сон бывает очень чутким, многие детки, зная, что мама уходит, как только они закрывают глазки, заставляют себя просыпаться, чтобы проверить, тут ли она. Пусть ребенок убедится, что вы никуда не делись.

Еще один совет: ни в ком случае не оставляйте кроху одного дома, тем более вечером!

■ Рассказывайте о своих детских страхах, которые вы преодолели. Тогда у малыша появится надежда в будущем стать таким же храбрым, как его мамочка.

■ При любом удобном случае подчеркивайте, что всегда придете на помощь крохе, что вы рядом и ничего плохого не случится.

Если ребенок не спит: 15 советов эксперта

■ Почаще хвалите кроху за смелость, за маленькие победы над собой.

■ Ежедневно давайте малышу по четверти стакана морковного сока со сливками, чтобы насытить детский организм бета-каротином. Часто причиной ночных страхов становится дефицит витамина А (биохимическим предшественником которого является бета-каротин), ведущий к куриной слепоте. Малыш практически ничего не видит в темноте, а это не может не пугать!

■ Сообщите крохе по секрету, что любимая кошка, собака или игрушка боится темноты еще больше, чем он. Если у ребенка есть младшие братик или сестренка, скажите, что им намного страшнее, чем ему, но они пожаловаться не могут, потому что не умеют говорить. Успокаивая более слабого, ваш старший почувствует себя большим и сильным.

■ Попросите ребенка нарисовать свой страх. Если он справился с заданием, предложите изобразить на этом же листке себя. Многие дети отказываются это делать, что свидетельствует о глубине их переживаний. Не настаивайте, но позже вернитесь к идее рисунка. Пусть малыш изобразит, как он победил свой страх. Может быть, нарисует себя великаном с ружьем и так одержит победу?

Детские страхи: учим ребенка не бояться

Типичная история

Родители пятилетнего Тимоши привели его на прием к неврологу — мальчик заикался.

На вопрос, не связано ли заикание с испугом или, например, страхом той же темноты, мама  энергично замотала головой: «Нет-нет, что вы! Он у нас уже большой! И спит отдельно, и дома один остается!» Оставлять дошкольника дома одного довольно рискованно, но еще хуже позволить ему в одиночку бороться со своими страхами.

Когда мальчика попросили нарисовать их, на бумаге появилась целая вереница чудовищ. Все они имели имена, а ребенок взволнованным шепотом пояснял, где живет каждое из них: одно — в темном шкафу, другое — в дальнем углу под кроватью, третье прячется ночью за занавеской, четвертое обитает в ванной комнате, когда в ней выключен свет.

Страхи детства, которые кажутся сейчас смешными

Волшебный фонарь

Не отменяйте вечерних прогулок с ребенком, показывайте ему созвездия на ночном небе, учите ориентироваться в темноте по звукам и запахам, обращайте внимание на то, как меняются предметы при вечернем освещении. Дети, привыкшие к сумеркам за пределами дома, меньше боятся оставаться в детской с погашенным светом.

Подарите малышу фонарик. Он станет для него главным помощником в борьбе со страхом! Объясните, что стоит только включить его, как все страшное, что примерещилось в темноте, сразу исчезнет.

Между прочим, за рубежом деток, которые боятся темноты, часто лечат такой вот фонариковой светотерапии.

Только не дарите лазерную ручку — света от нее мало, а если ребенок нечаянно направит луч себе или вам в глаза, дело может кончиться ожогом сетчатки.

Особо чувствительный малыш, включив фонарик, может поначалу испугаться еще больше, потому что по контрасту с пучком света сгустившаяся тьма покажется ему еще ужаснее.

Вот почему знакомство с карманным фонариком лучше начинать на улице, где пространство шире и свет рассеивается, становясь менее ярким и сглаживая контрасты.

Если что-то пугает кроху, можно посветить на «монстра» и убедиться, что это просто куст сирени или урна для мусора.

Безопасность ребенка дома: 30 правил

Вернувшись домой, принесите один или два фонарика в комнату к ребенку. Включите их и накройте коробкой из-под обуви. Темновато для малыша? Приподнимите ее чуть-чуть, чтобы стало чуть светлее, и закройте дверь. Ну что, теперь не страшно?

Фонарик не просто помогает малышу не бояться темноты, но и тренирует координацию движений — с непривычки направить луч в нужную точку непросто!

Страхи детства, которые кажутся сейчас смешными

Пусть ребенок приноровится с помощью упражнений!

  • Взяв фонарик в руку, быстро вращайте им, чтобы получилась своего рода световая «мельница».
  • Пусть малыш (стоя, сидя и лежа) по команде направляет фонарик на разные предметы.
  • Наведите фонарик на свою руку, ногу, ухо и предложите ребенку, глядя на ваше отражение в зеркале, подсветить то же самое у себя вторым фонариком.

Театр теней это страшно? Нет, страшно интересно! И помогает против ужасов ночи

Упражняемся в смелости

Избавить малыша от страха темноты можно в процессе совместной игры.

  • Останьтесь с ребенком в темной комнате, приоткрыв дверь в коридор, где горит свет. Объясните, что настала ночь, и путешественникам, застигнутым врасплох, нужно поскорее построить шалаш из стульев и покрывала, найти дрова для костра, приготовить ужин и устроиться на ночлег.
  • Попробуйте вести ночью самолет или скакать на лихом коне через темный лес! Реквизита для таких мини-спектаклей требуется минимум! Отличный самолет выйдет из большой картонной коробки или кресла. Конь — из табурета или стула, покрытых попоной — пушистым пледом.

Лечебные сюжеты

Если малыш неохотно придумывает сценарии игры и разыгрывает спектакли, воспользуйтесь самыми простыми сюжетами, отражающими типичные случаи детских страхов.

Кошмар на улице Вязов. Игрушка (кукла, мишка, зайчик ) ложится спать, и вдруг… в темном углу появляется что-то страшное: волк, чудо-юдо, трансформер — пусть ребенок сам назовет персонаж.

Изображайте антигероя как можно смешнее! Кукла боится, дрожит (тоже преувеличенно), а потом сама или с помощью куклы-мамы включает свет.

И тут оказывается, что это всего-навсего колышущаяся от ветра занавеска или брошенная на стул кофта.

Щеночек потерялся. Песик заблудился в лесу, наступила ночь, ему мерещатся всякие ужасы, но он вспоминает, что в темноте многие вещи кажутся не такими, как при свете, перестает бояться и засыпает, свернувшись клубочком, а утром его находит мама, хвалит за смелость и отводит домой.

Гром и молния. Гроза разбудила куклу, ей очень страшно, но за дверью скулит и скребется ее любимая собачка. Кукле приходится пересиливать свой страх темноты из чувства сострадания. Она открывает дверь на ночную улицу, впускает питомца в дом, моет ему лапки, приводит в порядок шерстку, чешет за ушком, успокаивает, кормит и укладывает спать. Собачка спокойно засыпает.

Верный способ победить чудище — найти в нем что-нибудь смешное. Этому приему учит юных магов и профессор Снегг из Хогвартса

Сказкотерапия

Придумайте вместе с ребенком сказку, действие которой разворачивается ночью. История должна быть в меру страшной, но с хорошим, «победительным» концом.

Затем попробуйте разыграть ее в лицах.

Дети и сами интуитивно применяют этот психотерапевтический прием, пересказывая друг другу страшные истории: «В черной-черной комнате стоял черный-черный телевизор…»

Страхи детства, которые кажутся сейчас смешными

Ребенку постарше можно прочесть или пересказать в адаптированном виде рассказ Оскара Уайльда «Кентервильское привидение». Взрослые считали призрак вымыслом, но он действительно существовал — пугал детей, пока сам не начал бояться их насмешек.

Детям, которые уже почти победили страхи, можно почитать «Кошмарные ужасы» или «Большую книгу ужастиков» Эдуарда Успенского. Здесь собраны так любимые младшими школьниками, но не всегда приятные сюжеты про Черную руку, Желтое пятно и Гроб на колесиках.

А «Черная рука из второго подъезда» Ивана Востросаблина совсем не страшная, зато очень смешная.

Детские страхи

Страхи детства, которые кажутся сейчас смешными

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%.

Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Страхи детства, которые кажутся сейчас смешными

Детские страхи

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии.

Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка.

Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.
Читайте также:  Грудное вскармливание: распространенные проблемы

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации.

Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются.

Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе.

Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения.

Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов.

По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета.

В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми.

Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня.

Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений.

Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями.

Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий.

Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций.

Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым.

Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы.

На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности.

Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх . Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов. Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи.

Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения.

Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Чего вы боялись в детстве? Ваши детские страхи?

Pavel Smolitskiy Гуру (2978) 4 года назад

Когда мне было одиннадцать, мы с отцом сходили в кино в Геленджике и посмотрели «Чёрную стрелу». Испуг главных героев от приближающегося «прокажённого», в которого вырядился сэр Даниэл Брекли, бежавший с поля боя, передался мне на полноту.

А жил я один, в палатке, метрах в ста от домиков, где жили инженеры вместе с отцом (история длинная, папа туда ездил в командировки, а начальник детей-жён брать с собой не разрешал, так что я «прятался»). Короче говоря, после фильма я стал внутри побаиваться «прокажённых», а ещё по пути в палатку на кустах висел кусок выцветшего брезента, как раз в цвет робы сэра Даниэла.

Ходил я каждый раз в палатку, стиснув зубы, и постоянно оглядываясь. Брезентину обходил метров за двадцать.

сан сман Ученик (153) 4 года назад

закрытого пространства и в лесу змей.

NZT Искусственный Интеллект (102276) 4 года назад Страхи детства, которые кажутся сейчас смешными Azulka Гуру (3698) 4 года назад

Мама иногда задерживалась — очереди за колбасой и маслом были длинющие)))И я всегда очень боялась, что она може не вернуться… Сейчас смешно, конечно!))

Ferret Мастер (1350) 4 года назад

Однажды, когда я была малюткой, целый день смотрела по ТНТ «Необъяснимо, но факт». К вечеру мама меня пыталась уложить спать, но я билась в истерике, потому что боялась что меня схватит снежный человек за спинкой кровати)

Сергей Смолицкий Искусственный Интеллект (174014) 4 года назад

Сначала я боялся, что немцы будут меня пытать, и я не выдержу и выдам военную тайну.А потом, постарше, прочитал «Тома Сойера» и очень боялся заблудиться в пещере. Успокоился, когда прочитал в какой-то книжке по занимательной математике, что из любой пещеры можно выбраться, если идти, касаясь одной рукой стенки — рано или поздно обойдешь ее всю и выберешься.

Lyuda Dm… Гений (86376) 4 года назад

Ну, например, когда по радио объявляли — ''музыка Бетховена'/ а было только радио/, старший брат кричал — сейчас придёт петуховина!!! -и я пряталась под кровать… /было страшно и страшна была музыка — до сих пор от 5 той симфонии мурашки… 🙂 🙂 🙂

Мария Сергеевна Мастер (1389) 4 года назад

Я в детстве очень боялась черепов и любых их изображений. Всегда глаза закрывала, если по телевизору человеческий скелет показывали. Помню, в кинотеатр ходили мимо дома, возле которого был огород. Изгородь была сделана из всяких железок, листов старой жести и прочего хлама.

И там была дверца от трансформаторного щита, на которой был нарисован череп и молния под ним. Я просила родителей, чтобы мы шли по другой дороге, а если шли мимо этого огорода, то я отворачивалась и смотрела в другую сторону, но мне очень хотелось повернуться и посмотреть на череп, и я не знала, почему мне хочется это сделать.

Вот страху-то натерпеться пришлось! А потом эта фобия сама как-то прошла.

Детские страхи: классификация, причины и первая помощь | Ваш детский психолог

Страхи детства, которые кажутся сейчас смешными

Детские страхи… Сколько уже статей и книг про это написано. Сколько исследований проводится психологами, медиками, священниками, социологами и даже философами!

Страх — это древнее чувство, уходящее в глубину веков, еще на заре колыбели человечества. Это базовая эмоция выживания, мобилизующая силы организма перед возможной или реальной опасностью.

Антипод страха — это чувство безопасности, которое с момента развития крохи в утробе матери и в течение всей жизни является особо значимым фактором.

Почему один ребенок боится, а другой — нет? Откуда появляется страх? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять особенности детской психики.

Причин возникновения страха много, условно я бы разделила их на 4 вида:

Читайте также:  Как улучшить качество грудного молока: советы молодым мамам

1. Страхи, обусловленные становлением и развитием психики, или возрастные страхи, присущие каждому из нас

Они возникают в определенные периоды, периодически повторяются и, если обстановка в семье благоприятная, со временем бесследно проходят.

Например, в 0-2 мес. новорожденные и младенцы обладают повышенной сензитивностью, боятся резких звуков, резкого перемещения в пространстве.

В 3-6 мес. малыши могут испугаться редко приходящих родственников, их усов, бороды, очков (особенно если кроха их не видел у папы), больших предметов, высоты.

В 7-8 месяцев ребенок сильно тревожится, если мамы нет рядом, отказывается идти на ручки к другим. Если в это время и до 2 лет малыш НЕ переживал острую разлуку с мамой, госпитализацию, болезненное лечение — страх проходит.

Обусловлено тем, что у малыша изначально идет осознание своей неразрывной симбиотической связи с мамой. И оказаться без нее — значит, потерять часть себя, даже погибнуть.

Психологическое отделение (сепарация) у ребенка наступает между 1 и 2 годами: он понимает, что мама существует отдельно от него, но она никуда не исчезает.

Наступает первый этап взросления, кроха начинает спокойно отпускать маму от себя.

Мамы часто жалуются:

«Сыну 1,5 года, никуда не могу без него уйти, даже, пардон, в туалет. Громко плачет, если попытаюсь улизнуть. Так и ходим везде вдвоем! Я уже думаю, что это ненормально».

«Пробовала оставить своего годовасика на бабушку, пока сбегаю по делам. Меня не было около часа, вернулась — в доме дикий ор, как прильнул он ко мне, трясясь от плача, мне самой хотелось рыдать. С тех пор зареклась так делать. Жалко ребеныша!»

В таких случаях форсировать расставание не рекомендуется, чтобы не усилить беспокойство. Спокойный малыш гораздо быстрее будет готов проводить маму, чем тот, который на этом уже обжегся и получил отрицательные эмоции.

А что делать, если кроха уже боится, а маме нужно периодически отлучаться?

Cуществует мягкий метод десенсибилизации, суть которой в том, чтобы приучать малыша к коротким расставаниям (например, вы отбегаете в соседнюю комнату и тут же прибегаете) не дольше 30 секунд… 1 минуты.. 2.. 3.. 5.. 10.. 20.. 30 минут и т.д. Причем переход к следующему временному промежутку должен быть только тогда, когда освоен предыдущий в спокойном состоянии малыша.

В 2 года многие дети продолжают оставаться чувствительными к громким и неожиданным звукам, к боли, высоте, одиночеству. Они начинают бояться темноты, как спутника одиночества.

Причину новых страхов — темноты и одиночества можно связать с завершающим этапом сепарации. У кого-то этот процесс проходит незаметно (ребенок сам справляется, опираясь на доверие родителям и чувствуя себя безопасно), а у кого-то всплесками (то боится, то нет) и постепенно проходит.

Если нет предыдущего положительного опыта, двухлетка может испугаться животных, даже если перед ним просто дружелюбная собака, отказаться ехать в транспорте. Расширение взаимодействия с окружающим миром на фоне ощущения безопасности помогает таким детям преодолевать испуг и получать новый положительный опыт.

Есть исследования, показывающие, что малыши, путешествующие с родителями, гораздо легче привыкают к новым впечатлениям и меньше боятся, чем те, кто редко покидает свой дом, ограничиваясь детской площадкой.

В 3 года у ребенка возникает страх оказаться отверженным, получить наказание в семье (и в садике, если он начал его посещать).

Во время пребывания в новой группе может возникнуть страх перед сверстниками, особенно, когда есть сопутствующие проблемы (невнятная речь, гиперактивность, физический недостаток и др.).

В такой период на фоне усиления этих страхов могут вылезти сопутствующие проблемы (заикание, энурез, тики).

С 3 до 5 лет многие дети боятся Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ. Они продолжают бояться боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства, особенно если в семье напряженная обстановка и дети не могут психологически чувствовать себя в безопасности.

  • В 6 лет иногда появляется страх смерти как своей, так и родителей.
  • В 7-8 лет прежние страхи постепенно рассеиваются, но появляются новые, обусловленные школьным социумом: боязнь опоздать, оказаться изгоем в классе, получить плохую оценку или выговор от учителя и родителей, подвергнуться насмешкам от одноклассников.
  • В подростковом возрасте (10-12, 12-16 лет) страхи чаще связаны с идентификацией себя как личности, оценкой своей привлекательности, значимости в глазах сверстников, своих возможностей проявить себя в каком-то деле.

В этом периоде родители хотя и отходят на второй план, но подросток продолжает остро нуждаться в их поддержке, даже если не признается в этом. Если нет понимания в семье — страхи усиливаются (вспомним значимость чувства безопасности).

Подросток ощущает себя никчемным, бессильным или невостребованным — так возрастает личностная тревога, приводящая либо к отгораживанию себя от мира, либо к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению, цель которой чаще всего — доказать себе, а потом и остальным, что ты крут, ничего и никого не боишься. Все это — защитный механизм, позволяющий ощутить свою мнимую безопасность.

2. Страхи, в основе которых лежат особенности личности ребенка и общего его самочувствия

Возбудимые, ранимые, чуткие и впечатлительные дети, а также те, кто ослаблен физически, — все они легче поддаются вышеперечисленным страхам, поэтому родителям крайне важно это учитывать.

Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха. Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт.

Это интересно:  Детские страхи — как помочь ребенку?

3. Страхи, обусловленные семейной обстановкой, социумом и обществом

Это социальные страхи, которые могут повлиять на восприятии ребенка самого себя в контексте семьи, садика, школы и других общественных институтов.

Это сфера влияния на ребенка родителями, воспитателями, учителями и другими значимыми для ребенка взрослыми. Именно от них малыш считывает информацию, каков он, нужно бояться кого-то или чего-то, или нет.

Например, 3-летка весело карабкается на высокую горку: он готов бесстрашно съехать с нее! Но вот он глядит на встревоженную мать и уверенности — как не бывало. Позже в похожей ситуации он просто отказывается лезть на перекладину. Сработала ассоциация: горка = тревога матери = страх высоты.

К заболевшему перепуганному малышу однажды приехала скорая и сделала укол. С этого момента он возненавидел всех в белом халате, а при виде иглы орал от страха. Ассоциация: белый халат = боль. А поскольку каждый раз боль была ужасная (что не удивительно, так как сопротивляющемуся ребенку трудно сделать мягкий укольчик), он решил, что всегда будет драться.

В одной семье 4-летняя девочка очень любила выступать перед родными и петь песенки. Но стоило ей выйти из дома, как она становилась робкой.

Маму это очень беспокоило, и она всячески пыталась научить дочку не бояться здороваться с ее знакомыми, улыбнуться им, ответить на простейшие вопросы, типа «Как тебя зовут?» Дома дочка соглашалась, а на улице пряталась за спину матери.

На вопросы собеседников, почему прячется такая милая девчушка, мама отвечала смущенно: «Ой, а вы знаете, она у меня дикарка, всех стесняется. Просто ума не приложу, что это на нее находит!» И девочка поверила в свою стеснительность.

Позже это переросло в страх отвечать на уроках стоя или у доски. Она боялась начинать контакт со сверстниками. Прежде открытая и веселая девочка превратилась в замкнутого подростка со множеством фобий.

Как быть с такими страхами?

Прежде всего, родителям нужно научиться контролировать свои эмоции и речь.

Детям раннего и среднего дошкольного возраста не доступны сложные логические операции, они видят себя такими, какими их видят родители: робкими, испуганными, ничего не умеющими делать, не знающими.

А ведь ребенок-то уже многое освоил! Но почему-то это не признается, подвергается сомнению — так рождаются страхи.

Страх перед врачами и уколами имеет несколько причин. Чаще всего это — элементарная безграмотность и удивительная близорукость родителей.

Посмотрите на реплики, что в реальности там звучит.

Угроза:
«А ну марш спать! Иначе приедет тетя и сделает тебе та-а-акой укол!» (как вариант «заберет тебя в больницу, если не будешь слушаться»).
«Сил моих нет! (хватается за сердце) Лягу в больницу, вот будешь знать, как злить маму…»

Обман:
«Да ты не бойся, тут тебя комарик кольнет, это не больно совсем!» (а на деле — боль, испуг и горькая мысль: «ой… разве можно после этого доверять маме?»).

Пренебрежение чувствами ребенка:
«Эх ты, плакса-вакса! Какой же из тебя мужчина! Сразу ныть…!» (а ведь ребенок хочет, чтобы с ним разделили его боль и страх: так как на своем маленьком жизненном опыте он уже убедился, что привлечь внимание родителей другим способом, кроме нытья, не удается).

Страх перед врачами и процедурами можно снять с помощью игровых ситуаций с куклами-мишками-зайчиками и машинками.

Купите ребенку детский набор «чемоданчик врача», расскажите, что делает врач, зачем ему те или иные инструменты и предложите побыть в роли доктора и пациента. Меняйтесь ролями.

Подберите соответствующую детскую литературу (стихи, сказки, рассказы, песенки) о врачах и о том, как ему важно оказать помощь, спасти жизнь.

Когда предстоят неприятные процедуры — ребенку станет легче, если рассказать ему о них, честно предупредить «будет немножко неприятно, ты потерпи чуток, я буду рядом, подую тебе, подержу на ручках» и т.д. Обман недопустим.

4. Страхи, основанные на травматическом опыте ребенка или невротические страхи

Они являются наиболее сильными, трудно искоренимыми. Если не оказать такому ребенку вовремя помощь, ситуация может осложниться вплоть до распада личности.

Так, переживший какую-то трагедию или насилие, ребенок пронесет это воспоминание через всю жизнь. Если этот момент совпал по времени с каким-то возрастным страхом, или ребенок сам по себе очень ранимый, или нет доверия родителям, действие страха усиливается.

В этом случае может искажаться восприятие себя как цельной самодостаточной личности, проявляться не свойственные ребенку различные стереотипы поведения (моторные, вокальные тики, энкопрез, энурез и др.).

В более тяжелых случаях, когда страх превышает возможности организма, ребенок может утратить связь с реальностью. 

Читайте также:  Нарушения, развивающиеся при пилоростенозе

Как родителям отличить настоящий страх от попыток манипуляции взрослыми?

Есть дети, которые симулируют страхи в надежде избежать чего-то или кого-то. Здесь можно понять по поведению ребенка.

Страх сам по себе — это достаточно сильная эмоция, тело ребенка хорошо отражает его чувства: оно зажато, скованно, у него заметен «стеклянный взгляд», онемение (словно парализовало страхом) либо же можно наблюдать бегство от источника опасности, пронзительный крик, беспорядочные хватательные движения.

Симулирующий страх ребенок себя выдает непроизвольными, порой лишними, движениями. Например, говоря неправду, он отводит глаза, прячет руки или прикрывает ими рот. Эмоции страха неяркие, подчеркивается причина: «Я боюсь…, и я хочу/не хочу…»

Например, мама просит 5-летнюю дочку подмести пол. Дочка пожимает плечами и говорит: «Я боюсь подметать, тут паутина!» А сама с подружкой залезла в пыльный сарай, чтобы вытащить оттуда давно забытую коляску для куклы.

Тем не менее, когда ребенок говорит, что он чего-то боится, первое, что нужно сделать — это поверить ему и поддержать его, помочь ему справиться со своей эмоцией. И понаблюдать за его поведением, чтобы установить причину. Потом уже делать выводы о мнимом или реальном страхе.

Чтобы ребенка не одолевали страхи — окружите его безусловной любовью, обеспечьте ему безопасность и защищенность как физическую, так и психологическую. О последней многие родители почему-то забывают…

Лишь уверенный в себе малыш, доверяющий родителям, способен преодолеть любые страхи!

Дорогие родители, пожалуйста, поделитесь в комментарии, помогла ли вам статья про детские страхи?  С какими страхами ребенка вы уже сталкивались? Что делали для их преодоления?

Социофобия: страхи родом из детства

Наиболее «запущенным» случаем является социофобия, то есть боязнь общества. У кого-то она выражается в боязни выступить на сцене, у кого-то – в страхе разговаривать по телефону. Кто-то не любит ходить на праздники, юбилеи, в клубы и другие места, где скапливается много народу.

А некоторые настолько опасаются себе подобных, что практически не выходят из дома. И у нас, в Якутске, такие люди есть, правда, точно сказать, сколько их, трудно – вряд ли кто проводил такие исследования. Однако об одной такой девушке, Оксане, мне стало известно совершенно случайно.

Я разговорилась в поликлинике с ее тетей, которая пришла на прививку с пятилетним сыном Оксаны. Сама девушка вот уже года три почти не выходит из дома. 

Анна Степановна с племянницей Оксаной и ее сынишкой живут в частном доме в районе ГРЭСа.

Оксана не учится, не работает, не водит сына в детский сад, не ходит на его утренники. Всем этим занимается тетя. В младших классах Оксана была как все дети, разве что немного более скромной, чем остальные. Все изменилось в девятом классе. Вызвала ее к доске учительница, она вышла…

И вдруг все дети стали громко смеяться, глядя на нее. Оказалось, что у девочки сзади порвалась юбка. Казалось бы, ничего ужасного не произошло, но после этого одноклассники постоянно подшучивали над девочкой, вспоминая тот случай.

Оксана настолько серьезно восприняла все это и так переживала, что Анна Степановна (она воспитывала девочку с самого рождения) перевела ее в другую школу. Однако страх оказаться в смешном положении перед одноклассниками стал преследовать девочку. А потом страхи стали появляться буквально везде. 

Оксана с грехом пополам окончила школу, поступила в колледж. Проучившись год, начала встречаться с парнем. Спустя несколько месяцев, поняла, что беременна, и решила оставить малыша. С отцом ребенка не сложилось… Тетя не водила ее к психологам или к психиатру, как советовали «сердобольные» доброжелатели.

Она понимала, что у девочки проблема, жалела ее. Девушка ни с кем, кроме тети и сына, не общается, у нее нет ни одного знакомого, не говоря уже о друзьях. Целыми днями она сидит дома, читает книги и смотрит телевизор. Уровень социофобии настолько вырос, что обычный разговор с человеком по телефону пугает ее до дрожи.

Но вопреки своим страхам она два раза пыталась пойти работать, чтобы начать обеспечивать себя. В первый раз она решила попробовать себя в роли диспетчера такси, затем поработала дворником. Не получилось преодолеть себя, постоянно чувствовала свою ущербность, да и косых взглядов и насмешек побоялась.

И теперь Анна Степановна переживает: «Случись с ней что, как жить будут Оксанка и Кирюша?»

А страхи Оксаны все увеличиваются. Первые два года после рождения сына было легче, даже стала потихоньку выходить с коляской. Любимый человек тогда еще был рядом… А потом, после ухода Михаила, снова началось ухудшение.

Однажды одела Кирюшу, положила в коляску и вдруг представила: вот идет по району, а там другие мамы с колясками, смотрят на нее… С ними нужно будет знакомиться, разговаривать, что-то обсуждать и о чем-то говорить.

Целый час простояла на пороге, сын так и уснул в коляске, одетый и закутанный. Так и не вышла со двора. 

Так и живут: покупка продуктов, посещение поликлиники, Кирюша, детский сад – все Анна Степановна. А что Оксана? Весь мир для нее – телевизор, Интернет, книги. Ее не тянет пройтись по улицам за руку с сыном, повести его в парк, поесть мороженого в кафе.

Он приходит с садика, тянется к ней, хочет, чтобы она с ним поиграла, книжку почитала. Но когда Оксана что-то рассказывает ему, ей постоянно кажется, что Кирюша сморит на нее и думает: «У всех мамы, как мамы, а моя странная. Ни разу не гуляла со мной!».

И Оксану снова с головой накрывает паника. 

Давняя и самая заветная мечта Оксаны – чтобы все люди на Земле исчезли. Анна Степановна со слезами в голосе рассказывает, как Оксанка говорит о своей мечте: «Если бы все вокруг исчезли, я могла бы спокойно жить». Уедем в улус – так решила Анна Степановна.

Продадут дом и переедут в деревню, поближе к родне. Да и Оксанке там будет полегче, найдется, что делать – уехать на дальнюю заимку и жить, заниматься хозяйством, растить сына. Подальше от людских глаз. А когда Кирюша в школу пойдет – перебраться в райцентр.

Там, конечно, тоже люди, но все же не в таком количестве, как в городе.

Комментарий психолога.

Марина Гаврильева, специалист одного из психологических центров: — Дословно, социофобия – боязнь общества. Но на самом деле это не столько боязнь людей, сколько боязнь социальных ситуаций, в которых человек оказывается на виду. Попадая в подобную ситуацию, социофоб испытывает сильнейшую тревогу, страх того, что он непременно окажется в унизительном или постыдном положении. Страх этот абсолютно иррационален. Например, кому-то в автобусе кажется, что все на него смотрят и думают о том, какой он неудачник. Или кто-то не может есть в ресторане, так как уверен, что обязательно что-нибудь прольет или уронит, и все окружающие будут показывать на него пальцами и смеяться. Социофоб почти всегда панически боится публичных ситуаций: выступлений, докладов, экзаменов, даже если уверен в своих знаниях. Его пугают новые знакомства, да и вообще общение как таковое. Причем, чем важнее для него собеседник, тем сильнее будет страх, особенно если дело касается представителей противоположного пола. Человек боится разговаривать по телефону. Он не может работать, когда за ним наблюдают, не может есть в компании, предпочитает не смотреть людям в глаза. Казалось бы, что тут такого? Мало кому нравится, когда смотрят под руку или заглядывают в рот во время обеда. Но тут речь о другом. Во время приступа социофобии возникает целый коктейль неприятных симптомов: затрудняется речь, перехватывает дыхание, учащается сердцебиение, может появиться заикание, головокружение и тошнота, дрожь в руках и желание заплакать. Человек покрывается холодным потом или его бросает в жар — и все это сопровождается ощущением нереальности происходящего.

Как самостоятельное заболевание социофобию выделили в конце 1960-х. А пристально изучать стали только последние десять лет.

Поэтому, когда говорят о том, что количество страдающих от социальных фобий растет, непонятно, откуда берется такая статистика: то ли действительно ритм современной жизни способствует формированию социофобии, то ли просто врачи стали чаще ставить такой диагноз. Тем не менее, социофобию сегодня уже никто не считает экзотикой. В разное время жизни ей подвержено более 10% людей.

Социофобии делятся на два вида: «очерченные», когда страх проявляется в каких-то однотипных ситуациях (выступление перед большой аудиторией или коммуникаций с продавцами в супермаркетах), и «генерализованые», когда страх возникает перед многими, причем весьма разнообразными, социальными ситуациями

Что значит «в разное время»? Признаки социофобии могут быть временными или постоянными.

Классический пример: ребенка при всех высмеяла учительница, после чего он начинает бояться отвечать у доски, а может, даже и вообще ходить в школу не захочет. Впрочем, это проходит довольно быстро.

А бывает, что человек сам не знает, откуда первый раз к нему пришел страх чужих осуждающих взглядов, но страх этот становится его спутником на всю жизнь.

Невозможность вступать в социальные контакты очень мучительна, так как при социофобии сохраняется критичность, острое понимание, что с тобой что-то очень не в порядке, что ты теряешь что-то очень важное. Пожалуй, нет ни одного социофоба, который не пытался бы преодолеть свою болезнь, но, к сожалению, за профессиональной помощью такие пациенты обращаются крайне редко.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector