Слух ребенка: как его проверить родителям

Слух ребенка: как его проверить родителям

Согласно мировой статистике 3-4 малыша на 1000 родившихся страдают значительным снижением способности слышать. Даже у здоровых родителей существует риск рождения слабослышащего ребенка. Если не обнаружить нарушение слуха у ребенка на раннем этапе, это может сказаться на развитии его речевых навыков.  Именно поэтому следует внимательно наблюдать реакции малыша в первые годы жизни.

Шаг первый — делаем отоакустическую эмиссию

Абсолютно всем новорожденным при выписке из роддома проводится простой скрининговый тест – отоакустическая эмиссия (ОАЭ). Цель этого теста — определить, есть ли у малыша предпосылки для снижения слуха.

Положительный результат означает, что грубой патологии слуха у малыша нет и мельчайшие сенсорные клетки улитки уверенно воспринимают звуки громкостью от 60 дБ и выше. На данном этапе развития слухоречевой системы ребенка этого достаточно.

Отрицательный результат означает, что на одном из этапов проведения либо восприятия звуков есть проблема. Такие детки обязательно подлежат дальнейшему углубленному обследованию.

Не уверены, выполнялся ли Вашему ребенку такой тест в роддоме? Спросите об этом вашего педиатра, эта информация наверняка содержится в обменной карте. Если же по каким-то причинам тест ОАЭ не был выполнен, имеет смысл как можно скорее пройти его в детской поликлинике.

В «Центре хорошего слуха» услуга ОАЭ доступна без очередей и томительных недельных ожиданий. Всего 30 мин. — и у Вас на руках полная информация о развитии слуха Вашего крохи.

Шаг второй — оцениваем первые реакции на звук

К трем месяцам ребенок должен реагировать на внезапный громкий звук с расстояния 2-3 метров. Развивается активизация или, напротив, торможение двигательной активности (ребенок вздрагивает или замирает). Помимо этого малыш начинает реагировать на музыкальные игрушки, поворачивать голову вправо и влево в направлении источника звука.

Если этого не происходит, необходимо обратиться за помощью к профессионалам для углубленного обследования слуха. Кроме рутинного осмотра неврологом и ЛОРом необходимо обратиться к сурдологу для выполнения углубленного обследования слуха ребенка- КСВП,  который позволяет с высокой достоверностью определить, развивается ли у малыша тугоухость.

Детский сурдолог Центра хорошего слуха в совершенстве владеет сложнейшей методикой определения КСВП. Приветливые администраторы предложат выбрать удобное время без томительных очередей.

Шаг третий — говорим и слушаем

К году в словарном запасе ребенка должно быть около 10 слов, понятных окружающим. Это могут быть лепетные слова (ав-ав, би-би) и усеченные формы (ка – «качели», ба – «башня», бики – «кубики»). К двум годам словарный запас существенно расширяется и достигает 90-200 слов.

Ребенок начинает строить предложения из двух-трех слов, охотно общается с близкими, выполняет просьбы. У малыша со средней или тяжелой потерей слуха нет условий для развития активной речи, поэтому он начинает значительно отставать в речевом развитии от своих сверстников.

И тут очень важно не упустить время и не поддаться уговорам наподобие «мальчики только к трем годам разговаривать начинают». Необходимо предпринимать срочные действия, ведь каждый день промедления – это еще один день в тишине, без таких важных и нужных звуков.

В год-полтора все дети с задержкой речевого развития должны пройти углубленное исследование слуха – КВСП.

Слышите от знакомых, родных или даже врачей: «У нашего тоже было так, а потом сам разговорился»? Ни в коем случае не слушайте подобные «советы». Говорить ребенок начнет, но что это будет за речь? Чем раньше обнаружено нарушение слуха у ребенка, тем меньше вероятность задержки интеллектуального, речевого и психического развития.

Шаг четвертый — внимание к деталям

К трем-четырем годам речь малыша начинает очищаться, уходит так называемое «физиологическое косноязычие», дети перестают «сюсюкать» — уходит физиологическое смягчение согласных.

У малыша появляется высокий контроль за звукопроизношением и при неправильном произношении – он пытается сказать слово правильно, если его поправляют. Возраст 3-4 года является критическим для выявления минимальных нарушений слуха у ребенка, т.е. стойкого снижения слуха на 15-20 дБ.

Такую потерю слуха мы можем испытать на себе, если плотно заткнем уши пальцами. К сожалению, многие врачи советуют не обращать на это внимания. У ребенка с таким нарушением слуха возникают трудности с восприятием согласных, произнесенных даже рядом с ушной раковиной.

Например, с расстояния 2-х метров ребенок не воспринимает четко более 30% согласных, теряются безударные окончания слов, значительно снижается разборчивость речи в шуме.

У вашего ребенка есть стойкие нарушения звукопроизношения, которые логопед не может скорректировать? Малыш смотрит телевизор или играет на планшете на повышенной громкости? Он лучше всего понимает вас, когда смотрит вам прямо в лицо? Вполне возможно, у вашей крохи снижение слуха. Не откладывайте визит к специалисту, ведь раннее лечение – залог успеха.

Слух ребенка: как его проверить родителям

Слух ребенка: как его проверить родителям

Слух ребенка: как его проверить родителям

Слух ребенка: как его проверить родителям

Слух ребенка: как его проверить родителям

Снижение слуха у ребёнка: причины ухудшения и плохого слуха при отите и насморке, лечение аденоидов у детей от 4 лет

Слух — одна из важнейших функций нашего организма, играющая чуть ли не основную роль в развитии ребёнка.

Посредством него маленький ребёнок учится познавать мир, для ребёнка старшего возраста он выступает инструментом коммуникации со сверстниками.

Стопроцентный слух — это гарантия внимательности, лёгкости в усвоении нового материала и лёгкой обучаемости в принципе. Ухудшение функции слуха лишает малыша полноценно воспринимать мир, общаться с окружающими, а также замедляет его развитие. 

Снижения слуховой способности встречаются в разном возрасте: нарушенный слух может проявиться даже при рождении. В любом случае, чтобы помочь грудному ребёнку или ребёнку старшего возраста, родителям нужно приложить максимум усилий, и обратиться к врачу при малейшем выявлении проблемы со слухом. 

Умение слышать тесно взаимосвязано со становлением речи и интеллекта, поэтому чем раньше вы обратитесь к врачу и диагностируете снижение слухового восприятия у ребёнка, тем большая вероятность восстановить слух у ребёнка существует, а риск потерять слух сводится к минимуму.

Слух ребенка: как его проверить родителям

Ребёнок и тугоухость

Снижение способности обнаруживать и понимать звуки в медицине называется тугоухостью — это  частичная потеря слуха, когда окружающие звуки воспринимаются приглушённо. Иногда их бывает сложно разобрать. 

Проблема снижения или отсутствия слуха в детском возрасте на сегодняшний день стоит очень остро. Статистика неутешительна: около десяти миллионов россиян страдают от снижения шумового эффекта и снижения восприимчивости к звукам. Причём большая часть заболеваний приходится на случаи ухудшения слуха у детей. Один малыш из тысячи уже рождается  со снижением или потерей слуха. 

Как уже отмечалось снижение или утрата слухового восприятия у ребёнка бывает  врождённым и приобретённым. 

Исходя из области расположения патологии, различают сенсоневральную, кондуктивную и смешанную тугоухость. Кондуктивная форма связана с нарушениями работы функций наружного и среднего уха.

При сенсо-невральной форме происходит снижение функции слуховых рецепторов внутреннего уха. Это самый распространённый тип снижения способностей слышать — на его долю приходится около 90% всех случаев.

Если сочетаются оба вида заболевания, мы говорим о смешанной форме данной патологии.

Степени тугоухости

Что же считается плохим слухом? Выделяют четыре степени тугоухости:

  1. Первая степень: человек воспринимает звуки от 25 до 40 децибелов (для сравнения, хороший слух — это способность воспринимать звуки до 20 децибелов). Шёпотная и удалённая речь воспринимается с трудом, но разговор воспринимается хорошо.
  2. Вторая степень: порог слышимости увеличивается до 55 децибелов. Шёпотная речь воспринимается на расстоянии не больше одного метра.
  3. Третья степень: значения децибелов увеличиваются до 70. Воспринимать шёпотную речь для ребёнка становится невозможным. Чтобы расслышать собеседника, нужно подойти к нему на расстояние один-два метра.
  4. Четвёртая степень: порог слышимости достигает 90 децибелов. Становится практически невозможно воспринимать речь окружающих.

При достижении порога слышимости более 90 децибелов, слух утрачивается полностью. Наступает глухота.

Слух ребенка: как его проверить родителям

Снижение звуковосприятия ребёнка может начаться внезапно: при резком снижении слуха у ребёнка патология развивается за каких-то пару часов. При остром течении — слух ребенка ухудшается в течение одного месяца. Подострое снижение слуховой чувствительности возникает в течение одного — трёх месяцев. При хроническом течении — снижение слуховых способностей происходило более трёх месяцев.

Но снижение способности различать звуки у малыша — не повод бездействовать! Необходимо при первых же признаках нарушения слуха обратиться к грамотному оториноларингологу.

Факторы, приводящие к тугоухости

Слух может нарушиться в силу многих факторов. Причинами снижения слуха у детей  могут выступать следующие факторы:

  • перенесённые беременной женщиной инфекционные заболевания во время беременности (корь, краснуха, грипп);
  • генетическая предрасположенность;
  • бесконтрольный приём будущей мамой антибактериальных препаратов и других лекарственных средств, противопоказанных во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • травмы, полученные малышом во время родов;
  • серные пробки, расположенные в слуховом проходе и мешающие нормальному звукопроведению;
  • инородный предмет в ухе: малыши часто неудачно «экспериментируют» со своим телом и засовывают в уши посторонние предметы (части от игрушек, конструкторов, бусины);
  • причиной тугоухости у ребенка может стать инфекционное заболевание, например, отит или ринит; в данном случае у ребенка ухудшается слух временно, как правило, неприятный симптом проходит после полного выздоровления;
  • причиной ослабления слуха может стать черепно-мозговая травма, причем тугоухость может развиться не сразу, а по истечении определённого времени после повреждения;
  • заболевания верхних дыхательных путей (ринит, увеличенные аденоиды);
  • снижением звукового восприятия могут закончиться такие серьёзные инфекционные заболевания как скарлатина или корь;
  • травмы наружного уха, например, при засовывании в него зубочистки или любого другого острого предмета;
  • приём ототоксичных лекарственных препаратов также может закончиться снижением уровня слухового восприятия;
  • громкие звуки могут привести к акустической травме и спровоцировать в свою очередь тугоухость;
  • быстрым снижением слуха может со временем завершиться прослушивание громкой музыки в наушниках.

Малыш, при ограниченном слухе, не всегда сам может понимать, что у него проблема, поэтому родителям необходимо быть очень внимательными и при появлении первых тревожных «звоночков» нужно сразу же провести обследование ребёнка у ЛОР-врача.

Как распознать тугоухость?

На родителях новорождённого лежит огромная ответственность. С первых дней жизни необходимо очень внимательно следить за реакцией малыша на громкие звуки, замечать, меняется ли его поведение во время речи мамы. Если у ребёнка наблюдается один из следующих признаков, необходимо проверить ребёнку слух:

Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!

  • у малыша отсутствует реакция на громкие звуки;
  • он не проявляет интереса к источнику звука, не поворачивается в его сторону;
  • до года не пытается произносить звуки и слова;
  • он не реагирует на собственное имя.
  • Как правило, когда малышу две — три недели от роду, родители как раз и замечают проблемы со звуковосприятием, если таковые имеются. 
  • Обязательно нужно провести дополнительное обследование малыша, если его мама во время беременности перенесла инфекционные заболевания, будь то даже не острая форма отита или ринита, либо его ближайшие родственники страдали тяжёлой формой тугоухости.
  • Родителей детей старшего возраста должен насторожить тот факт, что ребёнок не отзывается на собственное имя, когда его зовут обычной интонацией, постоянно переспрашивает, разговаривает громче, чем обычно.
  • При развитии тугоухости ребёнок жалуется на звон и у шум в ушах, при просмотре телевизора постоянно увеличивает громкость. 
  • Чтобы снизить риск развития глухоты при появлении первых симптомов тугоухости, нужно обязательно проконсультироваться  с ЛОР специалистом.
Читайте также:  Питание ребенка при расстройстве желудка

Диагностика тугоухости

Восстановлением слуха занимается врач — оториноларинголог. На первом приёме врач осмотрит ребёнка, уточнит у родителей, какие симптомы проявляются в повседневной жизни, не беспокоят ли аденоиды. Затем проводится обследование несколькими методами:

  • аудиометрическое исследование — для определения остроты слуха;
  • тимпанометрия — на аппарате тимпанометре, для исследования функций элементов среднего уха, а также подвижности барабанной перепонки;
  • камертональное исследование — проводится с помощью специальных камертонов;
  • исследование вызванными потенциалами — проводятся маленьким детям во время сна, при невозможности провести вышеуказанные исследования;
  • оттоакустическая эмиссия — проводится стимуляция слухового нерва электрическими импульсами с целью проверки его реакции;
  • при необходимости назначаются дополнительные  рентгенологические исследования (КТ-височных костей, МРТ головного мозга, рентгенологическое исследование височных костей по Щюллеру, Майеру, Стенверсу).

Слух ребенка: как его проверить родителям

Лечение тугоухости

Как и с любым другим заболеванием, справиться с тугоухостью на начальной стадии гораздо легче. Обычно лечение включает целый комплекс терапевтических мероприятий, выбор которых зависит от причины, приведшей к болезни. 

При кондуктивной тугоухости, вызванной отосклерозом, для восстановления подвижности слуховых костей ЛОР — врач может назначить операцию.

Если в полости среднего уха скапливается секрет, в таком случае также может быть также показано хирургическое вмешательство — шунтирование барабанной перепонки.

Если у пациента есть дефект барабанной перепонки хирург так же предложит операцию — мирингопластику, направленную на восстановление её целостности.  

  1. Если причиной снижения остроты слуха являются серные пробки, ЛОР проведёт необходимые процедуры по их удалению.
  2. Если тугоухость проявилась как осложнение инфекционного заболевания, например, отита, необходимо устранить само воспаление: врач назначит антибактериальную терапию в зависимости от возраста ребёнка, и неприятные симптомы исчезнут после полного выздоровления.
  3. Сенсоневральную тугоухость лечат преимущественно консервативными способами, включающими медикаментозную терапию, физиотерапевтические процедуры и рефлексотерапию.

Если проблема врождённая и прогноз по восстановлению не утешителен, ЛОР врач рекомендует слухопротезирование — использование специального слухового аппарата. Его можно применять при достижении младенца шестимесячного возраста.

В особо тяжёлых случаях сенсоневральной тугоухости детям до трёх лет применяют кохлеарные импланты.

Уважаемые родители! Пожалуйста, помните, что избежать полной потери слуха, можно лишь вовремя обратившись к ЛОР–врачу!

Слух ребенка: как его проверить родителям

Меры по профилактике

Профилактические меры должны начинаться прежде всего с периода беременности. Будущей маме необходимо тщательно следить за своим здоровьем и избегать мест скопления людей в период эпидемий. 

Если малыш заболел — ни в коем случае не занимайтесь самолечением! Прежде чем дать  малышу какое-либо лекарство, проконсультируйтесь с врачом, поскольку некоторые препараты могут быть ототоксичны и спровоцировать тугоухость. 

При появлении инфекционных заболеваний или воспалительных процессов, не затягивайте с лечением, поскольку проблема часто проявляется как осложнение не до конца вылеченных заболеваний, таких как отит. 

Как мы видим, проблема тугоухости в детском возрасте влечёт за собой серьёзные последствия для жизни малыша. И помочь ребенку, безусловно, можно, если вовремя обратиться в надёжную ЛОР–клинику.

  • В « ЛОР Клинике Доктора Зайцева» для лечения заболеваний мы используем авторские методики лечения и самое современное оборудование. 
  • Высокие результаты в увеличении остроты слуха показывают аппараты «Аудитон» и «Трансаир — 07», которые чрезкожно, транскраниально, проводят микротоковую электростимуляцию волосковых клеток слухового нерва, и тем самым стимулируют наш слух, занимают поистине почётное место в арсенале нашей ЛОР-клиники.
  • Приём ведут высококвалифицированные профессионалы с большим практическим опытом работы. 
  • Пожалуйста, записывайтесь на приём и приходите! 
  • Мы вам обязательно поможем!

Проблемы со слухом у детей

Нарушения слуха зачастую ассоциируются с проблемами пожилых людей. Но согласно оценкам ВОЗ, от потери слуха в настоящее время страдает 34 млн детей, то есть 7,2% от общего количества людей с таким диагнозом.

Нарушения слуха, приводящие к инвалидности, развиваются по генетическим причинам, вследствие тяжелых родов, перенесенных в раннем детстве опасных инфекций.

Как вовремя распознать тугоухость у ребенка и что делать, чтобы вернуть малышу способность слышать?

Особенности слуха у новорожденных

Слуховой аппарат начинает формироваться еще в материнской утробе – начиная с третьего триместра беременности плод может слушать окружающие звуки, постепенно учится распознавать голос матери. Но ухо новорожденного не до конца сформировано: например, в первые дни жизни грудничок воспринимает преимущественно сильные аудиальные раздражители, высокие тона. 

Способность различать низкие частоты появляется в 2-3 месяца – тогда малыш активнее реагирует на звуковые раздражители, вздрагивает от внезапных звуков. Если у вашего ребенка наблюдается выраженная реакция на хлопки, падения предметов – скорее всего, его слух развивается нормально.

В 4-6 месяцев дети учатся соотносить звук с источником его воспроизведения: поворачивают головку на родителей, читающих сказку, смотрят на музыкальные игрушки.

В 9 месяцев малыш распознает голоса близких людей и пытается имитировать различные звуки (начинает агукать, к примеру). Но это происходит только в том случае, если слух нормально развивается.

Если с первых дней жизни есть нарушения слуха,  малыш лишен одного из каналов взаимодействия с окружающим миром.

Первые два года являются наиболее важными для формирования функций коры головного мозга: речи, познавательных и эмоциональных навыков.

Если новорожденный страдает от частичной тугоухости или глухоты, важно как можно раньше выяснить ее причину и постараться компенсировать нарушения, чтобы дать возможность ребенку полноценно развиваться.

Сложность заключается в том, что в первые дни жизни грудничка родители могут не замечать у него проблем со слухом. Новорожденный реагирует на визуальные раздражители: свет, движение, и взрослым кажется, что всё в порядке. Компетентную оценку слухового аппарата малыша может дать только опытный детский отоларинголог.

Причины нарушения слуха

Специалисты разделяют причины тугоухости на врожденные и приобретенные. К врожденным относятся генетические аномалии и тяжелое

Что происходит с телом женщины во время родов?

протекание беременности, например:

  • недоношенность (масса тела менее 1500 г при рождении);
  • перенесенные матерью во время беременности инфекции: краснуха, желтуха, сифилис;
  • родовые травмы.

В некоторых случаях у новорожденного может быть диагностирована наследственная глухота или такие синдромы, отражающиеся на работе слухового аппарата, как Синдром Пендреда или Синдром Ушера.

Но даже если ребенок родился здоровым, есть риск развития глухоты по внешним причинам:

  • инфекции, перенесенные в раннем детстве: корь, менингит, свинка;
  • хроническое воспаление внутреннего уха;
  • травмы черепа;
  • неконтролируемый прием некоторых медикаментов.

Негативно сказывается на слухе высокий уровень шума: например, если ребенок привык слушать музыку в наушниках на большой громкости.

Также привести к снижению остроты восприятия может скопившаяся ушная сера, инородное тело, попавшее в слуховой проход.

Любые ушные инфекции и повреждения перепонки также вызывают временную потерю слуха, и, если не были правильно вылечены, могут стать причиной приобретенной тугоухости.

Проблемы со слухом у недоношенных детей

По официальным данным, проблемы со слухом диагностируются у 2% новорожденных.

Но при перинатальных проблемах (тяжелое течение беременности, риск ее прерывания или преждевременные роды) риск увеличивается до 10%, а если малыш родился с экстремально низким весом (менее 1000 г), то до 44%.

Это связано с недостаточным развитием слухового аппарата, которое необходимо вовремя диагностировать и компенсировать.

Если установить тугоухость в первые 6 месяцев жизни ребенка и подобрать методики для ее компенсации, то частичная или полная глухота не сказывается на интеллектуальном развитии ребенка и его социальной адаптации. Но поздний диагноз может привести к существенному отставанию в развитии по сравнению со сверстниками.

Чтобы исключить развитие проблем со слухом у недоношенных детей, проводится ряд мероприятий:

  • на 3-4 день после рождения проводится ЛОР-обследование малыша (если он весит более 2000 г);
  • последующие осмотры детским отоларингологом проводятся в 3 и 6 месяцев;
  • родители должны обращать внимание на развитие у ребенка реакции на звук: поворот головы на источник шума, попытки имитировать звуки.

Хорошие результаты дает аудиологический скрининг новорожденных. Для недоношенных детей он проводится в возрасте 1-1,5 месяцев. Процедура разделена на несколько этапов:

  • анкетирование родителей для выявления возможной предрасположенности к врожденной глухоте (например, наличие тугоухости в семейной истории);
  • звукометрия малыша в 1, 4 и 6 месяцев. Подается звуковой сигнал, на который должен отреагировать грудничок. Если реакции нет – это указывает на наличие слуховой патологии.

Осмотр у детского ЛОРа в первые месяцы жизни и прохождение необходимых исследований нужны для своевременного выявления даже небольшой тугоухости. Минимальное отклонение может привести к тому, что малыш будет плохо распознавать низкие звуки (например, шипящий буквы в словах), и ему сложнее будет освоить речь.

Признаки нарушения слуха у детей

Первый отоларингологический осмотр проводится грудничкам на 3-4 день после рождения. Если врач не обнаружил никаких аномалий, слуховой аппарат сформирован нормально и нет поводов для беспокойства. Но стоит записаться на внеплановый прием к детскому ЛОРу, если вы заметили, что малыш: 

  • никак не реагирует на резкие громкие звуки в возрасте 2-3 месяцев: не вздрагивает, не пугается при падении предметов или внезапном хлопке в ладоши;
  • не поворачивает голову в сторону источника звука: не смотрит на говорящего человека, лающую собаку и так далее. Этот навык формируется к 6 месяцам;
  • постоянно трогает ушные раковины: теребит их, дергает себя за мочки. Это может быть признаком дискомфорта от ушной инфекции или инородного предмета, попавшего в слуховой проход;
  • не начинает лепетать в 6-8 месяцев, или издает очень высокие звуки. Скорее всего, это означает, что ребенок плохо слышит себя;
  • не реагирует на простые просьбы («дай», «на») после года, если говорящий человек находится вне поле его зрения (нет возможности читать по губам).

У детей старшего возраста также могут появиться проблемы со слухом. Родители должны обратить внимание на следующие симптомы:

  • затрудненное освоение речи и языковые нарушения;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • сложности с усвоением школьного материала, если он не подкреплен текстом или изображениями;
  • ребенок постоянно переспрашивает, внимательно вглядывается в лицо собеседника;
  • слушает телевизор, телефон на максимальной громкости, старается сесть как можно ближе к динамику;
  • при беседе по телефону постоянно перекладывает его от одного уха к другому.

В таких случаях следует как можно скорее записаться на прием к детскому отоларингологу и пройти назначенные обследования.

Как и когда проверять слух у детей?

Первая проверка слуха у новорожденного проводится перед выпиской из роддома: на 3-4 день грудничка осматривает детский отоларинголог, осматривающий внешнее ухо, слуховой проход, целостность перепонки, проверяющий наличие реакции на звуковые раздражители.

В это же время желательно пройти скрининг. В ушко малыша вставляется компактный прибор, подающий щелкающий звук и регистрирующий реакцию внутреннего уха на него. Если реакция отклоняется от нормальной – это может свидетельствовать о патологии развития слухового аппарата и требовать дальнейшей диагностики.

Читайте также:  Питание ребенка после года: рацион пищи

Второй осмотр у отоларинголога проводится в 3-4 месяца. К этому времени малыш уже хорошо различает как высокие, так и низкие звуки. Врач может резко хлопать в ладоши (находясь вне поле зрения ребенка).

Юный пациент должен вздрагивать и проявлять признаки испуга: у него выпрямляются ручки и ножки, сжимаются кулачки, он может вздрогнуть, моргнуть. Но эта простая проверка не позволяет проверить наличие незначительной тугоухости или определить её степень.

Для этого потребуется исследования с помощью специальных аудиометрических приборов.

Если у ребенка нет никаких отклонений в развитии слуха, он реагирует на внешние источники шума, начинает лепетать, подражает звукам, развивается согласно нормам, то следующий осмотр у детского ЛОРа проводится в год. Затем желательно записать малыша на прием к специалисту в 2 года – когда ребенок осваивает речь, применяются другие методики проверки слуха.

Однако не нужно ждать планового осмотра, если вы заметили следующие аномалии:

  • малыш не поворачивает голову на резкий звук;
  • очень громко плачет (может указывать на то, новорожденный не слышит себя);
  • постоянно прикасается руками к ушкам.

В таких случаях рекомендуется как можно раньше записаться в отделение детской оториноларингологии.

Что делать, если ребенок плохо слышит?

Врожденная и приобретенная тугоухость требует коррекции и лечения.

Если проблемы со слухом временные (например, вызваны инфекцией среднего уха или повреждением барабанной перепонки), врач подбирает комплекс медикаментов и физиопроцедур для скорейшего восстановления слухового аппарата.

Самолечение в таких случаях недопустимо: применение растительных отваров и масел могут вызывать раздражение слухового прохода и усугубить инфекцию.

Если вернуть утраченную остроту восприятия невозможно, для коррекции подбираются слуховые аппараты или кохлеарные имплантаты — протезы, устанавливаемые под кожей и позволяющие компенсировать сильную нейросенсорную тугоухость.

Они дают возможность ребенку слышать также хорошо, как и сверстники, и полноценно развиваться. Все терапевтические процедуры должен выбирать только специалист после тщательного осмотра ребенка и проведения необходимых исследований.

Также следует придерживаться простых рекомендаций по профилактике снижения слуха среди малышей:

  • не допускать попадания воды в слуховой проход;
  • одевать ребенка по погоде, закрывать уши при сильном ветре;
  • не пропускать плановые осмотра у отоларинголога;
  • сразу обращаться за врачебной помощью, если ребенок жалуется на боль в ухе;
  • не разрешать слушать музыку/смотреть фильмы в наушниках на максимальной громкости.

Подробные рекомендации можно получить на консультации детского ЛОРа.Не откладывайте осмотр у врача: при первых подозрениях на сниженный слух обращайтесь к специалисту. Это поможет вовремя распознать нарушение и подобрать соответствующие методы лечения.

Фонематический слух. Развитие фонематического слуха. Нарушение

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

Нарушение фонематического слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка», вместо «ложка» – «лоска» и т.д.

При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Особенно тяжело дается правописание и изучение новых языков.

Но и в остальных предметах преуспевать будет сложно — способность правильно писать и говорить пригодится везде. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку ребенка, он привыкает чувствовать себя аутсайдером, это закрепляется в его подсознании.

Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток до школы или, если этого не произошло, в начальной школе.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

  • Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
  • Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
  • Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
  • В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи.

Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария.

Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.

Признаки нарушения фонематического слуха

Как было сказано выше, самый грубый вариант нарушения слухоречевого восприятия – это слуховая речевая агнозия. При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:

  1. Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «Кладрат» вместо «квадрат»;
  2. Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова “машина” – “маниша”, “мшина”; «поровот» вместо «поворот»;
  3. Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью», «песьня» вместо «песня».
  4. Пропуски слов в речи или слогов в словах.

Нарушение фонематического слуха может привести к дислалии.

У школьников наблюдаются такие признаки ФФНР:

  1. Фонологическое письмо (пишет так, как слышит);
  2. Подстановка мягких знаков или их пропуск. “Медведь” — “медвед”, “ранка” — “ранька” и др;
  3. Пропуски слов в предложениях, слогов в словах. Обычно пропускаются предлоги и частицы: “Я еду машине”, “Пойдем магазин”;
  4. Грамматические ошибки на письме – пропущены безударные гласные, удвоены согласные, неверная постановка разделительного мягкого знака, что при диагностике определяется как акустическая дисграфия.
  5. Невозможность определить правильное ударение в слове, потому что ребенок не слышит ударный звук, он для него схож с безударным.

Причины нарушения фонематического слуха

Поскольку за фонематический слух отвечает левое полушарие мозга, очень важно состояние именно этой зоны. При обследовании детей, имеющих нарушение ФС, часто выявляются:

  1. Проблемы кровоснабжения мозга (например, повышенное внутричерепное давление, венозный застой, расширение мозговых желудочков, особенно слева);
  2. Нарушение проведения слухового импульса на уровне «до коры», особенно от правого уха в левое полушарие (выявляется с помощью обследования методом вызванных потенциалов). Это не является грубым нарушением слуха (как правило, врач-ЛОР пишет в таком случае: «норма»), но проявляется именно при восприятии звуков речи на определенных частотах.
  3. На ЭЭГ у детей с ФФНР также бывает нарушение электрогенеза именно в области левого виска (но не обязательно).

Таким образом, можно сказать, что нарушение ФС – это неврологическое, нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких детей часто есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения, питания, эмоционально-волевой сферы.

Диагностика

При подозрении на ФФНР у своего ребенка важно обратиться за помощью к логопеду. На первом приеме специалист должен провести обязательное обследование фонематического слуха. Для этого проводятся следующие процедуры: определение ребенком источника звука, различение схожих слов, дифференциация слогов и фонем, звуковой анализ.

В нашем центре мы также рекомендуем пройти консультацию нейропсихолога и принести необходимые заключения по результатам ЭЭГ, обследования методом вызванных потенциалов (АСВП, КВП), допплерографию и заключение невролога для понимания полной картины развития ребенка.

По результатам всех диагностических процедур педагог составляет индивидуальную программу для коррекции дефектов.

Коррекция нарушения

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом. Также в нашем центре успешно применяется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис для улучшения слухоречевого и фонематического восприятия.

В процессе прослушивания специальной программы в наушниках с костной проводимостью расширяется диапазон воспринимаемых мозгом частот, в том числе тех, на которых височная кора распознает звуки речи. Также улучшается слухоречевое внимание.

На логопедических занятиях специалисты нашего центра используют гарнитуру Forbrain, которая также имеет костную проводимость и специальные динамические фильтры.

С помощью данного аппарата ребенок с нарушением фонематического слуха начинает слышать свои ошибки и может скорректировать их.

При регулярных занятиях с Forbrain улучшается речь, ее плавность, произношение, ритм и музыкальность, различение на слух и память.

Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова.

Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук.

Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию.

Читайте также:  Как правильно наказывать ребенка?

Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.

Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.

Для записи на консультацию логопеда или нейропсихолога звоните по тел.: (812) 642-47-02.

Диагностика слуха у малышей

— Прибор фиксирует любое нарушение слуха?

  • Если ребенок переболел т.н. ядерной желтухой, в результате которой потерял слух, прибор этого не зафиксирует. Это достаточно сложная патология, она называется аудиторная нейропатия. Почему мы не стремимся использовать другие приборы, другие методики? В данном случае, к сожалению, кохлеарная имплантация недостаточно эффективна, как и многие известные методы реабилитации. В такой сложной ситуации даже ранняя диагностика эффективность реабилитации значимо не повысит.

Во всех других случаях своевременная диагностика очень важна. Даже если операцию можно проводить только в год, то уже с трех месяцев ребенок может начать ношение слухового аппарата. Сейчас есть аппараты с хорошим качеством звука.

Благодаря им ребенок получает необходимую звуковую информацию и нормально развивается. До года он носит аппарат, в год мы проводим имплантацию – качество звука становится еще лучше, и в этом отношении ребенок уже не отличается от своих сверстников.

Дальше дело за длительным и сложным процессом реабилитации.

— То есть за ушком у него будет закреплен прибор?

  • Да, за ушко надевается процессор. Он также может быть закреплен и на волосах и на одежде. Таких систем, чтобы снаружи аппарат отсутствовал – пока нет, но, возможно, скоро появятся.

— Я знаю, что не все мамы соглашаются на аудиологический скрининг ребенка…

  • Они делают это по нескольким соображениям. Есть семьи, которые в принципе не обращаются к врачам, но они, как правило, и рожают дома. Существуют различные ситуации, когда родителями движет страх – например, страх узнать, что есть проблемы…

А еще мы столкнулись с таким мнением родителей, что над их детьми ставится эксперимент. Но это было в самом начале пути, когда мы только внедряли новый прибор, и информации об этом нигде не было. Постоянно приходилось объяснять – что прибор зарегистрирован в Минздравсоцразвития, что он давно используются во всем мире…

— Прибор действительно безопасен?

  • Вреда от него не больше, чем от сотового телефона, лежащего в кармане у мамы, которая находится рядом с ребенком. Хотя нет, телефон даже более вреден. В этом приборе, как и в телефоне, электрическая начинка, которая, естественно, порождает электромагнитные волны вокруг него. Сам же датчик генерирует только звук! Звук достаточно тихий, на уровне громкости разговорной речи, и ребенка он не испугает. Младенцы даже не просыпаются во время скрининга.

— Детям проводят скрининг на 3-4-е сутки в роддоме, насколько это целесообразно? Ведь потом – спустя 2-3 месяца – слух все равно перепроверяют в детской поликлинике?

  • Целесообразно. Иногда даже в первые сутки проводят аудиологический срининг. Главное, чтобы слуховой проход у ребенка был чистым. Ребенок рождается с околоплодными водами в ушках, и если проводить скрининг, не очистив их, результат будет ложноположительным – так как жидкость препятствует проведению звука.

Так же ложноположительный результат может быть получен при скрининге ребятишек, рожденных раньше срока.

Во-первых, у них не сформированы нервные структуры, во-вторых, в среднем ухе еще не рассосалась миксоидная ткань (ухо новорожденного выстлано этой «эмбриональной» тканью, студенистой и рыхлой, сосудов в ней нет, она заполняет почти весь просвет уха), наличие которой, так же, как и околоплодных вод в слуховом проходе, ухудшает слух.

Прибор очень чувствительный. Даже если просто серные массы накопились в ухе – прибор покажет наличие проблемы. Хотя в таком случае, проблема, хоть и небольшая, действительно есть – серу нужно убрать, тогда ребенок будет хорошо слышать.

Ребенок не может нам сказать, что у него заложено ухо или что он плохо слышит, поэтому мы вынуждены использовать такие приборы. И благодаря таким приборам любой врач, даже не отоларинголог, может определить, есть ли какие-то проблемы со слухом у его маленьких пациентов.

Я считаю, что этот прибор должен быть также у каждого педиатра, поскольку дети часто страдают отитами, в том числе и бессимптомными. Отоакустический эмиттер весьма чувствителен также и к воспалению среднего уха.

Да, современные педиатры активно используют отоскопы, однако чтобы делать это эффективно, нужно иметь не только знания, но и навык.

Прибор для аудиологического скрининга в этом плане дает важную информацию для диагностики.

Тактика должна быть следующей: если прибор выдает положительный результат, мы оцениваем состояние ребенка, и если есть подозрение, что проблема воспалительного характера, сразу направляем его к отоларингологу.

Если же при положительном результате скрининга ребенок чувствует себя абсолютно нормально и симптомов воспаления нет, мы предполагаем, что проблема связана именно с нервными клетками.

В таком случае необходимо расширенное обследование у сурдолога.

Патология слуха, связанная с повреждением нервных клеток, тоже может выглядеть по-разному. Если ребенок родился со сниженным слухом, то эта проблема, скорее всего, уже не уйдет.

У детей, в отличие от взрослых, острую тугоухость диагностировать зачастую невозможно. Чтобы ее выявить, нужно чуть ли не всех детей каждый день этим прибором проверять.

Возможно, у детей острая тугоухость и встречается, однако ребенок об этом сказать не может.

Поэтому все острые нарушения слуха остаются на совести родителей. Не должно быть такого: «Он сегодня не среагировал на звук, наверное, завтра среагирует». В данной ситуации нужно бросать все дела и мчаться к отоларингологу, сурдологу. В нашей стране 1 ребенок из 1000 рождается с тугоухостью или глухотой, и еще 2-3 приобретают это заболевание в первые годы жизни.

Причиной приобретенной тугоухости чаще всего являются врожденные вирусные инфекции. Из моего опыта, цитомегаловирус в этом плане особенно опасен. В таких случаях родители отмечают нормальный слух у ребенка до определенного возраста, затем неожиданно резко либо постепенно слух пропадает.

Так что вопрос целесообразности скрининга в первые дни жизни ребенка решается с позиции диагностики врожденнной сенсоневральной тугоухости. Тех ребятишек, результаты скрининга которых оказались положительными, мы относим к группе риска и перепроверяем через месяц. Тех, у кого проблемы со слухом подтвердились, мы диагностируем, после чего начинаем лечение и реабилитацию.

— Вы говорите, что тех, кто второй раз не прошел тест, обследуете на другом оборудовании?

  • Да. На основании скрининга мы не можем ставить диагноз. Проверка ребенка на тугоухость и глухоту – аудиометрия – представляет собой большой комплекс исследований. Аудиологический скрининг – это лишь способ выявления тех, кто относится к группе риска. Поэтому если прибор показал положительный результат, мы направляем человека на дальнейшее обследование.

И пока оно не будет проведено, рано говорить о глухоте, тугоухости! На этапе внедрения прибора для скрининга определяется до 20% т.н. ложно-положительных результатов, в основном из-за недостатка опыта специалиста.

Когда специалист, который проводит исследования, набивает руку, ложноположительных показаний становится примерно 5%.

Но и это тоже довольно большая погрешность! Поэтому делать заключение по скринингу мы не можем, мы можем дать рекомендации – одна из которых – перепроверить слух через месяц, чаще всего, через месяц регистрируется хороший результат.

— А если повторный скрининг также показал наличие проблемы?

  • Если второй скрининг дает положительный результат, мы подозреваем, что есть какое-то врожденное нарушение слуха, вариантов множество, мы готовим пациентов к обследованию. Опять же, нужно учитывать, что слух ребенка отличается от слуха взрослого. Физиологически слух ребенка приближается по остроте к нашему только к шести месяцам. Это важно понимать родителям. Потому что когда их ребенок не проходит тест, они настаивают на проведении аудиометрии. Это не всегда целесообразно, так как диагноз, который мы получим у ребенка в возрасте до месяца, не будет окончательным.

Другая ситуация: если родители заметили снижение слуха у ребенка, который раньше хорошо слышал, надо сразу бежать к сурдологу!

—  А ведь такого специалиста не в каждой детской поликлинике-то и найдешь…

  • В нашей стране действительно колоссальная недостаточность детских сурдологов. По приказу Минздравсоцразвития на 40 тыс. детского населения должен быть один такой специалист, но сейчас их на порядок меньше. Родителям приходится ждать очереди, чтобы их ребенка обследовали, а такого быть не должно. Должно быть так: родители заметили снижение слуха, бегом на прием к сурдологу, тот проводит диагностику, назначает лечение. Тогда заболеваемость хронической тугоухостью будет намного меньше.

Я не скажу, что ее не будет вообще, нервные клетки современная медицина пока не научилась восстанавливать, плюс мы ограничены в отношении детей в проведении медикаментозной терапии, но она однозначно будет меньше. Мы не всегда можем восстановить слух, но хотя бы диагностировать проблему должны стремиться вовремя.

— Почему не хватает сурдологов?

  • Вопрос в зарплате. Мы готовы подготовить сколько угодно отоларингологов и сурдологов, и люди учатся, но потом просто не работают по специальности. При этом известна четкая зависимость: если в штате не хватает какого-либо специалиста, то на его участке с острыми состояниями еще как-то справляются, а «хроника» резко возрастает. Но это уже вопрос организации здравоохранения.

— Правда ли, что отит, которым так часто болеют дети, способен повлиять на слух?

  • Правда. В группе новорожденных и младенцев актуальнее говорить о нейросенсорной тугоухости и глухоте, тогда как у детей постарше – в 3-4 годика – чаще встречается кондуктивная тугоухость. Она-то как раз возникает в результате воспалительного процесса в среднем ухе. По статистике, практически каждый человек хотя бы один раз в жизни болел отитом в детском возрасте. Заболевание часто сопровождается образованием жидкости в среднем ухе, так называемый экссудативный средний отит. Зачастую оно протекает бессимптомно. Единственным симптомом зачастую является нарушение слуха.

Например, родители отмечают, что ребенок стал переспрашивать. Боли нет. Выделений нет. Может беспокоить ощущение заложенности, Постепенно жидкость загустевает. Соответственно, снижается слух.

Несмотря на свою природу, заболевание иногда проходит самопроизвольно.

Но если этого не происходит, надо обязательно лечить, в противном случае фомируется стойкая тугоухость, либо хронический гнойный отит.

— Когда консервативное (не хирургическое) лечение нейросенсорной тугоухости рекомендуется?

  • В некоторых случаях острой тугоухости оно бывает эффективно, однако здесь важно вовремя начать. Лечение проходят в отоларингологическом отделении. Назначаются сосудистые препараты, медикаменты, стимулирующие нервные клетки, физиопроцедуры.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector