Школьная олимпиада – нужна ли она?

Всероссийская олимпиада школьников 2020. Этапы, льготы, подготовка

С наступлением осени дети и подростки России активно включаются в «олимпиадные гонки». Среди обилия школьных олимпиад особняком стоит Всероссийская олимпиада школьников, главная и самая престижная.

Она проходит ежегодно, и у талантливых школьников есть возможность проявить себя в точных, гуманитарных и естественных науках.

Рассказываем, что такое Всероссийская олимпиада школьников, какие этапы она включает и какие льготы даст школьнику победа во Всероссе в 2020 году.

Что такое Всероссийская олимпиада?

Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ, ВОШ или «Всеросс», как ее называют бывалые олимпиадники) – это крупнейшее в стране интеллектуальное соревнование школьников.

Ежегодно около 6 млн учащихся по все России принимают в ней участие, чтобы побороться за возможность поступить в престижные учебные заведения.

Курирует ВсОШ Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ. 

Школьная олимпиада – нужна ли она? 

Кроме ВсОШ обязательно стоит участвовать в вузовских олимпиадах, которые собраны в общий «Перечень» и называются «перечневыми олимпиадами». Почитайте о льготах, которые они дают.

Школьная олимпиада – нужна ли она?

Этапы Всероссийской олимпиады 2019-2020 

ВсОШ проходит в четыре этапа с сентября по апрель: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Для каждого из 24-х предметов устанавливается 1-2 дня, в которые проводится соревнование по данному предмету.

Расписание школьного и муниципального этапа для каждого региона свое, а даты регионального и заключительного этапа ВсОШ совпадают для всех регионов страны. Расписание ВсОШ для Москвы можно проверить на московском сайте олимпиады.

1. Школьный этап.

Проходит очно с сентября по октябрь в школах, гимназиях и лицеях. В следующий тур проходят призёры и учащиеся, набравшие для этого достаточное количество баллов. Это самый массовый этап ВсОШ, в котором принять участие может каждый желающий с 4 по 11 класс. Сложность заданий невысока: с ними легко справится ученик, освоивший школьный курс предмета.

2. Муниципальный этап.

За организацию данного этапа отвечают местные органы самоуправления в образовательной сфере. Именно они устанавливают минимальный проходной балл и квоту на количество школьников от каждого учебного заведения, которые допущены к участию в следующем туре.

Участие могут принимать учащиеся 7—11 классов образовательных учреждений, ставшие победителями и призёрами предыдущего этапа, а также победители и призёры муниципального этапа предыдущего учебного года. Если младший ученик выполнил задание уровня 7 класса, он может быть допущен к участию в муниципальной олимпиаде. Фактический класс обучения не играет роли.

Задания на региональном уровне требуют углубленных знаний за пределами школьной программы. Сроки проведения – с октября по декабрь.

3. Региональный этап.

В январе-феврале органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования организуют региональный этап олимпиады, рассчитанный на учащихся 9-11 классов.

 По всем предметам, в которых талантливые старшеклассники и дети, опережающие школьную программу, могут себя проявить, уровень сложности заданий возрастает. Для успешного решения задач требуются не только глубокие познания в предмете.

Пригодятся навыки критического мышления, развитая логика и внимание к деталям. Данный этап необходим для отбора лучших из лучших.

4. Заключительный этап.

Олимпиада завершается этапом, который организует в марте-апреле Министерством просвещения России.

Если в прошлом году школьник принимал участие в олимпиаде и стал призёром последнего тура, он может приехать на него, миновав остальные ступени. Так некоторые учащиеся становятся многократными победителями ВсОШ.

Именно по результатам заключительного этапа выбирают школьников, которые в дальнейшем поступят в профильные вузы без экзаменов.

Школьная олимпиада – нужна ли она?  

5 важных фактов о Всероссе 

• Учащийся может выполнять задания, разработанные для более старших классов.

• Учащийся на домашнем обучении может наравне со сверстниками присутствовать на всех четырех этапах ВсОШ 2020, начиная со школьного.

• Количество участников заключительного этапа ежегодно растет: в 2010 году их было 558, в 2019 году — уже 1717 школьников.

• Победителей и призеров может быть много, главное — преодолеть «порог» баллов, установленный организаторами. На региональном этапе призеров может быть не больше 25%, а на заключительном — не больше 45%. На заключительном этапе победителями могут быть до 8% от общего числа участников, то есть около 130 победителей всего или 3-5 — на каждый предмет.

• Последние 5 лет московские школьники завоевывают более 50% дипломов победителей и призеров ВсОШ.

Школьная олимпиада – нужна ли она?

В 2016 году к списку предметов Всероссийской олимпиады добавились испанский, китайский и итальянский языки. С тех пор их 24. Общий список дисциплин ВсОШ на 2020 год выглядит так:

Школьная олимпиада – нужна ли она? Правила проведения ВсОШ год за годом совершенствуются, и льготы, на которые могут претендовать обладатели дипломов заключительного и других её этапов, также претерпевают изменения. Сегодня у талантливых школьников, проявивших себя на самой значимой в России олимпиаде, есть несколько преимуществ перед сверстниками. Главная льгота для призёров заключительного этапа – возможность поступить в профильный вуз без ЕГЭ и принятых в учебном заведении вступительных испытаний. Это означает, что абитуриент, в числе достижений которого первое место в олимпиаде по биологии, может использовать его для поступления в медицинский университет. Но школьник, ставший призёром по литературе, не может претендовать на бюджетное место в техническом вузе, если не сдаст государственные экзамены на высокие баллы.Если предмет не профильный, будущему студенту всё же могут начислить 100 баллов за ЕГЭ, если он есть в списке дисциплин, необходимых для поступления. Решение о том, какая дисциплина для данного направления подготовки считается профильной, выносит руководство вуза. Информацию можно уточнить в его приёмной комиссии. За победу на одном или нескольких этапах олимпиады по любым предметам школьник в 2019-2020 году может получить до 10 баллов к портфолио. Если вам посчастливилось победить во ВсОШ, льгота сохраняется в течение 4 лет с момента получения диплома.

В зависимости от региона проживания, за победу во Всероссийской олимпиаде школьники могут получить денежное вознаграждение в определённом размере, которое устанавливают местные органы самоуправления. Точную сумму вознаграждения в 2020 году озвучат ближе к заключительному этапу.

В 2019 году в Москве каждый победитель Всероссийской олимпиады получил по 500 тысяч рублей. Школьникам, занявшим второе и третье место, досталось по 300 тысяч, а все остальные участники заключительного этапа получили по 100 тысяч рублей.

В Санкт-Петербурге и Московской области установили денежное вознаграждение в размере 200 тыс. рублей победителям и 100 тыс. рублей призерам заключительного этапа ВсОШ.

К сожалению, в большинстве регионов России школьников не «премируют» деньгами.

Денежное поощрение от региона может случиться, а может и нет. Но при поступлении в профильный вуз обладатели диплома Всероссийской олимпиады 2020 могут рассчитывать на ежемесячный грант Президента РФ, составляющий 20 тысяч рублей. Как получить грант и какие подводные камни стоит учесть, читайте в нашей статье. Школьная олимпиада – нужна ли она? Чтобы подготовиться к Всероссийской Олимпиаде Школьников, необходимо выбрать направление подготовки и сделать всё для его углубленного освоения.

•  Школьный курс – основа основ. Не освоив его, даже на школьном этапе ученик едва ли справится с заданиями.

• Углубленное изучение предмета важно. Занимаясь с учителем или олимпиадным тренером дополнительно, школьник расширяет кругозор и выходит за рамки стандартного курса.

Найдите своего олимпиадного тренера на интенсивахвыездных школахочныхи онлайн-курсах Коалиции.

Решайте задачи прошлых лет. Каждый этап по типу заданий отличается, все материалы предыдущих лет можно найти на московском сайте олимпиады.

• Регулярно изучайте что-то новое по предмету, а в периоды подготовки к следующему этапу желательно заниматься по 2-3 часа.

Школьная олимпиада – нужна ли она?

Готовиться к участию во ВсОШ лучше с младших классов. Это поможет наработать обширную базу знаний, выбрать понравившиеся предметы и изучать их углубленно.

Удачи во Всероссе и других олимпиадах!

Всероссийская олимпиада школьников: этапы и льготы ⋆ MAXIMUM Блог

Всероссийская олимпиада школьников состоит из 4 этапов и дает серьезные льготы по поступлению в государственные вузы страны. Участвовать во Всероссе имеют право школьники, начиная с 4 класса школы. Точный класс участников у всех этапов разный.

Материал обновлен согласно последним правкам в Приказе Министерства Образования и науки об утверждении Порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников от 18 ноября 2013 года N 1252 (с изменениями на 17 ноября 2016 года). Там все очень сложно написано, поэтому ниже даем расшифровку более простым языком.

Школьная олимпиада – нужна ли она?

Чем Всероссийская олимпиада школьников отличается от любой другой? Во-первых, своим статусов. Всеросс дает уникальное право поступить без вступительных испытаний и даже не подтверждать свои знания баллами ЕГЭ. В противовес этому, победу и призёрство в олимпиадах из Министерского перечня нужно подтверждать баллами ЕГЭ — не менее 75 баллов.

Во-вторых, она гораздо сложнее всех остальных олимпиад. Уровень сложности определяется процентом участников, которые могут перейти на каждый следующий этап и процент победителей на заключительном этапе.

Квота на победителей и призёров заключительного этапа Всероссийской
олимпиады школьников не больше 30% от общего числа участников этого этапа (по
каждому предмету). А число победителей последнего этапа олимпиады ограничивается
8%.

Этапы и сроки Всероссийской олимпиады школьников

Олимпиада проводится ежегодно в рамках учебного года с 1 сентября по 30 апреля.

Читайте также:  Топ-30 вопросов к ребенку о его школьном дне

Первый этап Всеросса – «школьный», он открыт для учеников 4-11 класс. Срок окончания школьного этапа олимпиады — не позднее 1 ноября.

Второй этап — муниципальный. Тут соревнуются школьники города, или села, или деревни — лишь те участники, кто перешел порог баллов Всероссийской олимпиады школьников по своему предмету. Ограничение по возрасту — 7-11 класс. Крайний срок проведения этапа — до 25 декабря.

Третий этап – региональный. Он собирает школьников 9-11 классов всего региона в городах федерального значения. Приказом Министрества срок окончания муниципального этапа олимпиады — не позднее 25 февраля.

Региональный этап Всеросса формально не дает никаких бонусов для поступления в вуз. Но ряд вузов даёт льготы победителям и призерам регионального этапа Всероса, прописывая это отдельным пунктом в правилах приема.

Четвертый — заключительный этап всероссийской олимпиады школьников – проводится в крупных городах России, на базе вузов. Её организуют уже не муниципалитеты, а сам МинОбр России.

Работы участников проверяют лучшие умы науки — профессора и ученые. Всё серьезно! В заключительном этапе могут участвовать школьники 9-11 класса — до 30 апреля.

С полным расписанием олимпиады вы можете ознакомиться на официальном сайте олимпиады.

Важно и интересно! Победители и призёры заключительного этапа олимпиады предыдущего года могут решать задания для более старших классов. То есть умняшка-восьмиклассник может попросить пакет заданий для 9,10 и 11 класса.

Кто оплачивает участие во Всероссе

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников БЕСПЛАТНОЕ. Если у вас за бланки, рейтинговые списки, доступ в личный кабинет просят деньги, вы столкнулись с мошенниками.

Приказом МинОбра решено, что все расходы на проведение мероприятия оплачиваются из государственного бюджета.

Если участник набрал баллы на региональном этапе и собирается ехать на заключительный этап в другой город, то региональный организатор должен покрыть расходы на страховку, дорогу, питание и проживание участника и его сопровождающего (маму, папу, бабушку — кого-то одного). Подтверждаем слова цитатой из Приказа №1252.

Организатор регионального этапа олимпиады осуществляет из средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств юридических лиц организационное и финансовое обеспечение участия в заключительном этапе олимпиады участников регионального этапа олимпиады, набравших необходимое количество баллов, установленное Минобрнауки России для участия в заключительном этапе олимпиады, а также сопровождающих их лиц (страхование жизни и здоровья участников заключительного этапа олимпиады, проезд участников заключительного этапа олимпиады и сопровождающих их лиц к месту проведения заключительного этапа олимпиады и обратно, оплата питания, проживания, транспортное и экскурсионное обслуживание сопровождающих лиц).

Школьная олимпиада – нужна ли она?Диплом Всероссийской олимпиады школьников вручается победителю финального этапа

Льготы победителям и призёрам Всероссийской олимпиады школьников

Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников получают возможность поступить без экзаменов на профильные направления подготовки в российские государственные вузы, подтверждать баллами ЕГЭ свой результат не нужно! «Профильность» олимпиады вузы определяют самостоятельно. Где-то для бакалавриата «Экономика» профильной олимпиадой Всеросса является математика, а в другом университете — обществознание. Уточняйте на сайте вуза мечты.

Если предмет олимпиады оказался непрофильным, вуз может начислить дополнительные баллы за индивидуальные достижения, либо присвоить 100 баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады.

Диплом олимпиады действителен 4 года, так что даже результаты олимпиады в 9 классе еще можно использовать для поступления в вуз после 11 класса.

Последний шанс выиграть

Представьте, что на региональном этапе вы недобрали 2 балла, и теперь выпадаете из списка участников в заключительном этапе.

В Приказе сказано, что оргкомитет региона может отправить максимум еще по одному участнику по каждому предмету и классу с максимальными баллами «но не менее 50% от установленного Минобрнауки России количества баллов».

Так что не унывайте! Сдавайте Всероссийскую олимпиаду школьников, используйте свой шанс поступить без ЕГЭ.

Платные олимпиады в школе. Как обманывают родителей

Сегодня в школах стали очень популярны различные платные олимпиады и конкурсы. Учителя активно агитируют учеников принимать участие в олимпиадах: Русский медвежонок, Олимпусик, Золотое руно, Кенгуру и т.п. Родителям на собраниях красочно расписываются все прелести этого действа — какие красивые дети получат дипломы и насколько весомым станет портфолио ученика.

Давайте разберемся с этим мошенничеством, потому что по другому назвать платные олимпиады нельзя. Как «разводят» на деньги родителей?

Школьная олимпиада – нужна ли она?

Что же должны знать родители о проведении этих платных олимпиад и конкурсов. О чем умалчивают учителя?

  1. Платные олимпиады необязательны!

    Заставить вашего ребенка участвовать в платной олимпиаде не могут ни учителя, ни завуч, ни директор. Платные конкурсы и олимпиады проводятся только по желанию.

    Но в некоторых школах учителя настаивают на участии — это противозаконно! Если конкурс платный, то только родители могут решать, нужно ли им расставаться со своими деньгами. Среднее образование у нас пока бесплатное.

    Если учитель прозрачно намекает, что в олимпиаде участвует весь класс, а вы не сдали деньги, то уточните где будет находится ваш ребенок во время проведения олимпиады и узнайте, имеет ли право учитель проводить олимпиаду на уроке.

  2. Участие в олимпиаде влетит в копеечку! Часто учителя пытаются морально давить на школьников, говоря о том, что родители не обеднеют отдав 100р за олимпиаду. Это, мол, совсем дешево. Ну что ж, давайте посчитаем. Напомню, что участие в одном конкурсе (подразумевается один школьный предмет) стоит в среднем 100р. А конкурсы проводятся почти по всем предметам. Считайте сами: в 1 классе — 6 предметов, а в средней и старшей школе количество может доходить до 20. Итак, вам, уважаемые родители, придется облегчить свой кошелек на сумму от 600 до 2000 рублей.

    Вы можете мне возразить, сказав, что участвовать можно и в 1 олимпиаде. Но вы забываете, что олимпиады идут каждую четверть! А это значит не 100р за один предмет, а 400р.

     

  3. Дипломы этих олимпиад никак не учитываются при поступлении в ВУЗы! Наличие в портфолио ученика дипломов платных олимпиад, ничуть не повышает шанс для вашего ребенка попасть в ВУЗ. При поступлении значение будут иметь только призовые места в районных (бесплатных) олимпиадах и в олимпиадах, проводимых данным ВУЗом. Запомните, портфолио — это просто папка с бланками, фото и дипломами, которая лежит в шкафу школы. Самое лучшее, что вы можете сделать для своего чада — это развесить полученные дипломы на стене в комнате ребенка — пусть гордится и друзьям показывает. Кстати, бланк диплома стоит примерно 15 рублей. А можно и на принтере дома распечатать.
  4. Платные олимпиады — предпринимательская деятельность в сфере образования! Все платные конкурсы и олимпиады — это предпринимательская деятельность. К тому же, в проведении олимпиад заинтересованы школьные учителя. На сайтах Олимпиад, в графе «Правила участия» или «Для организаторов» указывается денежное вознаграждение для учителей, если они «привели» на конкурс 10 и более учеников. Учитель получает компенсацию от организатора олимпиады — она составляет от 5 и до 30% от денег, собранных с учеников. А ведь многие родители думают, что учитель, проводя эти олимпиады, заботится исключительно о развитии ребенка.
  5. Платные олимпиады ничего не развивают в детях! Учителя и организаторы олимпиад твердят, что интересные задания развивают в детях сообразительность, повышают интерес к предмету, желание учиться и прочая, и прочая… Однако, дети часто выполняют задания платных олимпиад  дома вместе с родителями или старшими детьми, используя интернет и прочие дополнительные материалы для поиска правильных ответов.

    Эти олимпиады, разве что, научат детей искать в интернете правильные ответы на вопросы.

И между тем, есть олимпиады и конкурсы бесплатные. Проводятся такие олимпиады и в школах, и в сети интернет. За них никому ничего платить не надо. Вот только их не так активно рекламируют.

Мои рекомендации родителям: 

Задайте себе вопрос: за что вы платите, когда отдаете деньги за платные олимпиады? Внимательно отнеситесь к проведению платных олимпиад в школе. Поговорите с учителем и убедитесь, что такие олимпиады действительно пойдут на пользу вашему ребенку.

Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

От вузовских олимпиад нельзя отказываться, но контроль за их качеством должен быть строже

2 декабря в Высшей школе экономики состоялась пресс-конференция о возможностях совершенствования ЕГЭ и олимпиад школьников. В ней приняли участие ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов, директор Центра педагогического мастерства Москвы Иван Ященко, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и проректор ВШЭ Григорий Канторович.

Поводом стала публикация в газете «Коммерсант», где Ярослав Кузьминов предстал в образе противника олимпиад.

Участники пресс-конференции разъяснили позицию представителей профессионального сообщества, считающих, что для получения льготы при поступлении в вуз победители олимпиад должны сдать ЕГЭ по профильному предмету не менее чем на 70 баллов. Речь идет об олимпиадах, которые проводит Российский совет олимпиад школьников (РСОШ). 

Лишь 10-15% победителей олимпиад учатся в вузах плохо

Как отметил Алексей Семенов, олимпиады школьников — традиция нашего общества: олимпиаду по математике впервые провели в 1930-е годы, и ее задачей было не обеспечить поступление в вуз, а заинтересовать, увлечь ребенка наукой еще с основной школы.

Идея сделать вузовские олимпиады альтернативой единому госэкзамену для неординарно мыслящих детей возникла в начале 2000-х годов — письмо тогдашнему президенту Владимиру Путину подписали ректор МГУ Виктор Садовничий, нобелевский лауреат Жорес Алферов и Ярослав Кузьминов. Их победители получили право поступать в вузы в обход ЕГЭ.

Однако очень скоро олимпиады РСОШ стали массовыми — по их результатам становятся студентами 16-17 тысяч человек ежегодно. У государства и общества возникло к ним недоверие: есть даже предложения вообще отменить льготы для победителей.

Причины понятны: олимпиады менее формализованы, чем ЕГЭ, слишком многое здесь зависит от организаторов и проверяющих.

По оценке Алексея Семенова, то, что олимпиады стали альтернативой ЕГЭ, подталкивало к коррупции: «можно туда заплатить, а можно сюда».

Однако говорить о масштабном бедствии не стоит: анализ показывает, что лишь 10-15% студентов, поступивших в вузы по результатам олимпиад, учатся плохо (такой же показатель — среди 100-балльников ЕГЭ).

По мнению Ярослава Кузьминова, даже если бы олимпиады РСОШ проводились вдвое хуже, чем сейчас, от них отказываться нельзя, потому что тогда слишком многие дети упустят свой шанс. Вышка занимает второе место после МГУ по количеству зачисленных победителей олимпиад.

В числе топ-20 вузов, где они учатся, — не только столичные университеты, но и вузы Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Красноярска. 

Если кто-то «купил» результат олимпиады, в вуз он не поступит

Ключевая идея — сопоставление результатов олимпиад с результатами ЕГЭ соответствующего профиля. Если результат ЕГЭ менее 70 баллов, олимпиада при поступлении в вуз не засчитывается.

Ключевая идея — сопоставление результатов олимпиад с результатами ЕГЭ соответствующего профиля. Если результат ЕГЭ менее 70 баллов, олимпиада при поступлении в вуз не засчитывается. Предположительно, это коснется менее 10% победителей олимпиад.

Мера необходима, чтобы доказать обществу: если кто-то «купил» результат олимпиады, в вуз он не поступит.

Иван Ященко предлагает еще одну меру: если человек победил на двух олимпиадах, у которых разные организаторы, он поступает в любом случае, вне зависимости от ЕГЭ.

Чтобы гарантировать честность проведения олимпиад, нужен комплекс мер, который сделает их не менее защищенными, чем ЕГЭ, за реформирование которого Минобрнауки и Рособрнадзор в этом году, похоже, взялись всерьез. Например, на олимпиадах должно быть организовано видеонаблюдение и общественное наблюдение.

Нужно изменить структуру олимпиад — не ограничиваться состязаниями по предметам школьной программы, но расширять практику межпредметных предпрофильных олимпиад для будущих инженеров, врачей, геологов, психологов, агрономов и прочих. Организовать такие олимпиады сложнее, но их эффективность выше. 

ЕГЭ поможет победителям олимпиад удержаться в вузе

Анализ достижений школьников в Москве показывает, что обладатели 95-100 баллов ЕГЭ и победители олимпиад — разные люди.

По мнению Ивана Ященко, главное на олимпиаде — красивые идеи, а мелкие ошибки не так влияют на результат, как на ЕГЭ.

100-балльники должны, прежде всего, обладать высоким уровнем мышления и уметь себя организовывать. А вот обладатели 70-75 баллов ЕГЭ и призеры олимпиад — люди одни и те же.

Если победитель олимпиады по математике не набрал 70 баллов на ЕГЭ — значит, ему был безразличен результат, поскольку льгота при поступлении и так гарантирована, или же его победа на олимпиаде была нечестной.

Если победитель олимпиады по математике не набрал 70 баллов на ЕГЭ — значит, ему был безразличен результат, поскольку льгота при поступлении и так гарантирована, или же его победа на олимпиаде была нечестной.

Анализ траекторий победителей олимпиад на младших курсах вуза показывает, что одна из ключевых проблем для них — самоорганизация, поэтому подготовка к ЕГЭ лишь поможет им ликвидировать этот пробел. Если человек победил на олимпиаде и плохо сдал ЕГЭ, его наверняка отчислят с первого курса, считает Иван Ященко. 

  • Нужно менять формат ЕГЭ и добиваться честности его проведения
  • Совершенствование механизма проведения олимпиад неотделимо от реформирования ЕГЭ.
  • По мнению Ярослава Кузьминова, необходимо, во-первых, создать открытый банк заданий ЕГЭ, из которого на экзамене для каждого ученика будет формироваться случайная выборка.
  • Во-вторых, процедура апелляции на ЕГЭ должна быть организована так, чтобы люди не боялись отстаивать свои права.
  • В-третьих, уже лет пять предлагается прекратить практику, когда результаты ЕГЭ по субъекту Федерации становятся одним из критериев оценки эффективности губернаторов.

Четвертая мера — сделать ЕГЭ двухуровневым. Первый уровень — это, условно говоря, части А и В, его сдают те, кто не собирается поступать в ведущие вузы и кому достаточно до 70 баллов по нынешней шкале.

Второй уровень — те, кто хотел бы получить до 100 баллов и сдает часть С, самую трудоемкую. При этом вузы могли бы объявлять, что, например, на физфак нужно сдать русский язык на первом уровне, а математику и физику — на втором.

Иначе, как заметил Иван Ященко, абитуриент математического факультета учит русский язык в ущерб математике.

Пятая мера — предоставить возможность сдавать ЕГЭ дважды, пусть даже второй раз за это нужно будет заплатить порядка 1,5 тыс. рублей, и засчитывать лучший результат.

  1. Шестая мера — отправлять задания части С на проверку в другой регион, и в этом учебном году руководство Минобрнауки обещает это сделать.
  2. Есть и другие меры, которые неоднократно обсуждались в последние несколько лет на различных площадках. 
  3. Практика проведения дополнительных экзаменов не должна расширяться

В проекте приказа Минобрнауки России об утверждении порядка приема в вузы на 20142015 учебный год, который сейчас проходит антикоррупционную экспертизу, пункт 22 гласит: «Организация высшего образования может включить в перечень вступительных испытаний для поступающих на базе среднего общего образования следующие дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности». Наряду с направлениями и специальностями, где такие испытания обоснованы и понятны, — например, «Музыкально-театральное искусство» или «Журналистика», в списке появились «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация», «Международные отношения», «Строительство», «Филология» и другие.

По мнению участников пресс-конференции, дополнительные испытания для тех, кто выбрал эти профессии, вряд ли имеют смысл. Непонятно, о каких именно экзаменах идет речь и что вузы собираются проверять с их помощью.

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Расследование "НИ": взрослые игры вокруг школьных олимпиад

На этой неделе в России завершается первый тур Всероссийской Олимпиады школьников. Школы подсчитывают баллы, которые принесло им за год участие ребят в других олимпиадах : именно из этого не в последнюю очередь складывается рейтинг школы и, соответственно, ее финансирование. Но как это сказывается на школьниках?

Первые приглашения на олимпиады начали приходить моему ребенку сразу после поступления в 1 класс. Правда, за участие в них надо было платить. Скромная плата окупалась пафосным дипломом и благодарственной грамотой учителю от устроителя конкурса. Вскоре такие «платные» заочные олимпиады ребенку надоели.

Чуть позже пришли разнообразные Весенние и Осенние «Олимпы» по математике, «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Математический праздник МГУ», «Покори Воробьевы горы», «Курчатов» и другие. В одних участие было добровольным, в других – по настоятельной рекомендации школы.

Не секрет, что из успехов школьников на олимпиадах складываются показатели эффективности работы образовательной организации.

А теперь давайте разберемся, кто и почему заинтересован в школьных олимпиадах. В России существует несколько видов интеллектуальных конкурсов, которые могут открыть серьезные перспективы для школьников: это Олимпиады от вузов, которые проводят сами высшие учебные заведения.

Их цель — выявить одаренных школьников. Еще есть Олимпиады от Министерства просвещения РФ. Их проводят централизованно в школах. Традиционно эти конкурсы проходят в несколько этапов: школьная, местная, региональная, заключительный тур (Всероссийская олимпиада) и международная олимпиада.

Попадают ученики на них в соответствии с уровнем своей успеваемости, их отбирает учитель. Помимо этого, есть Олимпиады от различных фондов и организаций, платные и бесплатные. Победа в них не поможет школьнику поступить в ВУЗ, но в портфолио грамоты лишними не будут.

Большинство таких олимпиад курирует местный департамент образования.

Есть, правда, олимпиады еще одного вида. Их организация и правила проведения — загадка устроителя. К примеру, для родителей многих школ, прежде всего московских, остается тайной, почему учителя столь настоятельно рекомендуют их детям участие в очной олимпиаде для начальной школы «Дважды два».

Уже не первый год она собирает участников не только из Москвы, но и из других городов. При этом и Департамент образования Москвы, и Министерство просвещения РФ старательно от нее открещиваются: дескать, это мероприятие нами не контролируется. Тем не менее, участие в математической Олимпиаде «Дважды два» всячески рекомендуют школам.

Даже несмотря на то, что в последние годы она сопровождается претензиями родителей к устроителям и скандалами.

Организатор Олимпиады для начальной школы «Дважды два» – «Творческая лаборатория «Дважды два». Та самая, что организует многочисленные платные кружки и выездные платные лагеря, где дети учатся.

«Творческая лаборатория «Дважды два» позиционирует себя как «содружество преподавателей… обеспокоенных состоянием математического образования в России». Хотя на деле, это «содружество», состоит в основном из учителей московских школ №1329 и 2086.

И многие родители конкурсантов замечают, что ученики этих двух школ – традиционно в лидерах Олимпиады «2х2».

Справедливости ради надо сказать, что преподавание математики в школах №№ 1329 и 2086 действительно находится на высоком уровне.

Елена Иванова, бессменный председатель жюри Олимпиады «Дважды Два» и учитель школ №1329 и №2086, известна также как автор одного из наиболее продвинутых учебников по математике для начальной школы. А еще – как учитель внуков руководителя департамента образования Москвы Исаака Калины.

Это не секрет, информацию об этом можно без труда найти и в открытом доступе.

К примеру, обсуждая преимущества школы № 1329 (техническую оснащенность, бассейн, привлечение лучших педагогов столицы), родители отмечают : «В этой школе учатся внуки Калины, внучка — в классе Ивановой, директор — председатель межрайонного совета директоров, у нее влияние — ого-го… Она всегда говорит — все из Депобра спускается ко мне, со мной разбираться все равно будете…».

В 2019 году произошел скандал с участницей этой Олимпиады У. из математического класса известной московской школы, которая осталась за бортом призеров. Однако, девочке каким-то образом удалось сфотографировать свою работу, хотя это запрещено правилами проведения данной Олимпиады.

Кстати, знакомиться с работами детей после их проверки на Олимпиаде 2х2 тоже почему-то тоже запрещено. И вдруг выясняется, что ответы и решения у девочки, лишенной наград, удивительным образом совпали с теми, что представлены в качестве правильных на сайте Олимпиады 2х2.

В результате давления родителей результат был исправлен, девочка получила призовое место.

Слезы детей после подведения итогов Олимпиады «Дважды два» и возмущение родителей — явление обычное. Однако, председатель жюри Елена Юрьевна Иванова слезам не верит.

В нынешнем году, как рассказывают очевидцы, у целой группы участников, которые писали Олимпиаду «2х2» в Московском институте радиоэлектроники и автоматики (МИРЭА), работы почему-то были отобраны на полчаса раньше. Все эти ребята, разумеется, не учились там, где преподает Елена Иванова.

А с ученицей 4-го математического класса другой известной московской школы, победительницей и призером многих Олимпиад по математике Л. произошел случай и вовсе некрасивый.

После того, как девочке были высланы на почту поздравления с призовым местом, родители все же задались вопросом: почему в первой задаче стоит «ноль баллов» — ребенок уверял, что задача была решена. Вызвала вопросы и другая задача с двояким условием.

Чтобы снять возникшие подозрения, родители попросили у проверяющего оригинал работы. Реакция последовала неожиданная. Председатель жюри Елена Иванова, выслав скан работы, перечеркнула набранные ребенком баллы, лишив 10-летнюю девочку призового места.

Самое забавное, что баллы были снижены даже за те задания, которые председатель жюри пометила словами «тут всё верно». Во время «перепроверки» г-жой Ивановой баллы были снижены ребенку до 29-и (призовое место получает тот, кто заработал от 30 баллов).

То есть демонстративно и показательно — так, чтобы родителям неповадно было задавать «неудобные вопросы». Жертвой стал в конечном счете ребенок, которому была нанесена глубокая психологическая травма. Но родителям не давал покоя вопрос: почему компьютер, анализирующий скан работы участника, упорно выдает ответ: «документ подвергнут фотошопу»? От ответа на этот вопрос председатель жюри упорно уклонялась…

До этого произошел еще один показательный казус. Еще 13 апреля один из руководителей «Творческой лаборатории «Дважды Два» Анатолий Бронников получил апелляцию и обращение от родителей 10-летнего ребенка, лишенного призового места и не понимающего, что, собственно произошло.

13 апреля Анатолий Анатольевич обнадежил родителей пострадавшего ребенка ответом: «С Ивановой Е.Ю. я постараюсь поговорить, так как считаю, очень важно, чтобы дети не чувствовали себя обиженными».

30 апреля Анатолий Анатольевич снова подтвердил свою решимость разобраться в произошедшем в письме родителям: «Я подниму этот вопрос на общей встрече руководителей. Копию обращения я всем переслал».

Однако, 11 мая в письме за подписью Анатолия Бронникова удивленные родители ребенка прочли следующее: «Непосредственно в «Творческую лабораторию «Дважды два» с письменными обращениями…никто из родителей ( ребенка- прим. редакции) до настоящего времени не обращался».

Компьютерная программа, анализирующая работу участника, выдает результат: «Фотошоп» (обведено красным).

После этого родители пострадавшего ребенка обратились в редакцию «Новых Известий». Мы направили запрос в «Творческую лабораторию «Дважды два», откуда моментально пришел ответ.

Нет, не на бланке и не от «содружества преподавателей», а лично от Елены Юрьевны Ивановой, которая в настоятельной форме потребовала взять у нее интервью в удобное для нее время. Хотя запроса на интервью редакция ей не присылала. Мы просили не Елену Юрьевну, а «Творческую лабораторию 2х2», т.е.

«содружество преподавателей» и Оргкомитет Олимпиады дать официальный письменный ответ на заданные вопросы в соответствии с указанными статьями Закона о печати.

Традиционный автоматический ответ Оргкомитета Олимпиады «Дважды два» на апелляции .

Возник вопрос: а существует ли вообще в реальности структура под названием «Творческая лаборатория «Дважды два»? Или ее представляет во всех случаях один единственный человек – Елена Юрьевна Иванова, допущенная до обучения родственников руководителя департамента образования Москвы?

Преподаватель Анатолий Бронников, распространивший среди сотрудников «ТЛ 2х2» обращение родителей и апелляцию учителей, через месяц заявил, что ничего не получал…

В ответ на запрос в Рособрнадзор мы получили интересный ответ. Оказывается, проведение Олимпиады «Дважды два» не регламентировано приказами Минобрнауки и за разъяснениями необходимо обратиться в Оргкомитет Олимпиады. Однако, как показала практика, «содружество преподавателей, обеспокоенных состоянием математического образования» до общения с родителями не снисходит.

Интересно и другое. Согласно проверке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «выявлены возможные факты осуществления образовательной деятельности ООО «Творческая лаборатория «Дважды два», не имеющим соответствующей лицензии».

То есть, выходит, многочисленные кружки «Дважды два», выездные лагеря – всё это было вне закона? Или с личного позволения руководителя департамента образования Москвы? А как же объяснить в таком случае бурную финансовую деятельность данной структуры? Ведь все проводимые образовательные мероприятия были платными.

Вместо ответа на свой Запрос «НИ» получили настойчивое предложение взять интервью у представителя школы №1329.

Небрежное отношение к проверке работ участников Олимпиады «Дважды два», необъективная оценка их работ, некорректно сформулированные условия задач – все это переполнило в какой-то момент чашу терпения родителей и стало предметом их обращения в Мосгордуму. На основании поступивших жалоб на Олимпиаду 2х2 министру просвещения РФ С.С.Кравцову и прокурору г.Москвы направлен депутатский запрос из комитета по законодательству.

После всех этих фактов невольно возникает вопрос: а нужны ли вообще Олимпиады? Может, без них спокойнее – и детям, и учителям, и родителям?

Проверка Рособрнадзора усмотрела в деятельности «Дважды два» признаки отсутствия лицензии на образовательную деятельность.

«Олимпиады, в частности, в начальной школе, вещь полезная, на мой взгляд,- считает директор государственного общеобразовательного учреждения «школа №109», заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, академик Евгений Ямбург.

— Ребята опережают программу, проявляют соревновательность. Это прививает вкус к предмету, помогает выявить таланты. Про Олимпиаду «Дважды два» я ничего не слышал. Что касается математики, скажу так.

Ребята, которые ею увлекаются, — особые, к ним надо очень тонко подходить, развивать интерес, поощрять, стимулировать.

При этом я рекомендую детям из нашего образовательного комплекса только те олимпиады, где прозрачные правила, где есть оргкомитет, где можно посмотреть работы после проверки, подать апелляцию, где к детям относятся бережно и уважительно», — заявил «НИ» Евгений Ямбург.

Запрос о проверке по поводу нарушений, допущенных председателем жюри Олимпиады «Дважды два», направлен министру просвещения России и прокурору г.Москвы Д.Г. Попову.

У каждой Олимпиады своя репутация. И прежде, чем регистрировать ребенка на какой-либо конкурс, родителям стоит хорошо подумать. «Любая Олимпиада должны иметь четкие условия.

Олимпиада, которая не отвечает критериям прозрачности, действует по сомнительным правилам, использует коррупционные схемы, наносит детям психологические травмы, не должна присутствовать в образовательном поле. Вообще, по опыту, у нас на Олимпиадах редко бывает честное соревнование.

И по-настоящему талантливые ребята не часто проявляют себя таким образом. Почему? Да потому что в наше время олимпиада – это чаще всего субъективная схема начисления баллов и распределения призовых мест среди «своих».

Если на Олимпиаде, тем более в начальной школе, была допущена несправедливость, это может нанести ребенку моральную травму на всю оставшуюся жизнь, отбить интерес к предмету, загубить талант, — считает сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Марина Балуева.

— Если ребенок, честный и искренний, сталкивается с несправедливостью, это может привести к двум последствиям: к глубокой психологической травме и к протесту против нашей действительности. Мы вот сейчас удивляемся, почему подростки начинают принимать участие в митингах и шествиях. Всё просто на самом деле. Дети очень рано сталкиваются с несправедливостью и делают из этого выводы».

Просим считать эту публикацию официальным запросом в комиссию по образованию Мосгордумы, а также в Министерство просвещения России и Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector