Семейное образование: преодолеваем возможные сложности

Лейла Сазонтова

Моему сыну девять лет, и он не учится в школе. Такое признание, как правило, вызывает недоумение и тысячу вопросов.

  • — Он болеет?
  • — Он не справляется со школьной программой?
  • Или даже так:
  • — Ты вступила в какую-то секту, которая запрещает детям ходить в школу?

Спешу успокоить. Мой сын здоров. Со школьной программой у нас нет никаких проблем. И да, я не состою ни в одной секте ????

И тем не менее мы не знаем, что значит учить уроки допоздна, бежать на первый урок ни свет ни заря или зубрить правила, смысл которых остается неведом.

Лев хоумскулер. Попросту говоря — один из тех детей, которые вместе с родителями выбрали форму семейного образования. Что это такое? Давайте попробую объяснить.

Что такое семейное образование?

Семейное образование: преодолеваем возможные сложностиСемейное образование помогает забыть о такого рода молитвах ????

Во-первых, семейное образование — это не домашнее обучение, которое бывает необходимо для отстающих или часто болеющих детей. Если при надомном обучении учителя приходят домой и занимаются с учеником по индивидуальному плану, то на семейном образовании роль учителя сводится к минимуму: педагоги становятся только теми, кто принимает аттестации.

Во-вторых, семейное образование является законодательно закрепленной нормой. В последней редакции Федерального закона «Об образовании» четко прописано, что это одна из форм получения среднего образования наравне с привычным очным.

В-третьих, семейное образование общедоступно. Его может выбрать ученик любого класса в любой момент. При этом никакого основания или веского доказательства иметь не нужно, достаточно одного желания.

В принципе это все, что нужно для начала знать о семейном образовании. Понимаю, что здесь возникает еще несколько вопросов: зачем это нужно и как мы к этому пришли. Отвечу и на них, но начну, пожалуй, со второго.

Пойти, чтобы вернуться

Хоумскулером Лев был не всегда. В 7 лет он гордо нес огромный букет цветов в сопровождении безумно волнующихся родителей. Все мы ждали, что новый период в жизни семьи не будет ничем омрачен. Но вышло не так.

Мне как филологу по образованию не нравилась программа (это, честное слово, местами какой-то ужас — родители школьников меня поймут).  А еще по каким-то предметам Лев шел далеко впереди одноклассников, по другим — чуть медленнее.

Семейное образование: преодолеваем возможные сложностиЛев у своей первой школы

После первого полугодия второго класса я перевела ребенка из школы рядом с домом в статусную школу. Здесь и окружение было лучше, и качество образования.

Но ребенок просто начал «закисать»: до школы нужно было ездить полтора часа в одну сторону, все секции пришлось оставить, времени на прогулки не осталось.

И в какой-то момент я проснулась посреди ночи, а в голове крутилась мысль: «Я теряю ребенка! Пора что-то делать!» Через неделю я забрала из школы документы и унесла в департамент образования уведомление о переходе на семейное образование.

А зачем все это нужно?

Школа не была ни за, ни против. Завуч младших классов спокойно выслушала меня, согласилась, а еще через пару дней заключила договор со мной и озадачила коллег на составление учебного плана.

Единственное — она меня предупредила: «Можете забыть о том, что ребенок был отличником, оценки скорее всего будут ниже». Знаете, она меня нисколько не удивила и не испугала.

Я всегда говорила, что учиться для оценок глупо и нелепо.

Итак, на сегодняшний день мы уже почти полгода находимся в свободном плавании. Количество плюсов от такой жизни, не буду скрывать, зашкаливает. И исходя из них я готова сформулировать цели, которые мы преследуем, выбирая семейное образование.

  1. Ответственность за образование, воспитание и будущее ребенка лежит полностью на родителях, а не на педагогах, людях, с которыми может быть совсем не по пути и чьи жизненные ориентиры далеки от тех, которые царят в вашей семье. Да, это огромная ответственность, уже нет возможности сказать: «Этого мы не знаем — не научили в школе!» Если ребенок не знает — виновата я: я должна объяснить тему нужным образом или обеспечить доступ к информации, которая поможет разобраться в теме самостоятельно.
  2. Чувствовать себя свободным — это бесценно, сколько бы лет тебе ни было! Буквально за пару недель семейного образования у сына пропала болезненная худоба, круги под глазами от бесконечного недосыпа. Мы не привязаны к жесткому расписанию, а учитывая мою жизнь в режиме хоум-офиса, это просто волшебно!
  3. Любой человек вправе общаться с теми людьми, кто им приятен, и заниматься тем, что ему нравится. Да, вы можете со мной поспорить: мол, ребенку нужна социализация, он должен знать, какая жизнь на самом деле и т.д. Но это моя принципиальная позиция. Взрослый человек стремится избегать тех, кто ему неприятен. Вы скажете: «Это невозможно!». Почему же нет? Вполне возможно — если есть сильное желание. То же и с занятиями. Я глубоко уверена: секрет счастья в том, чтобы заниматься тем, что ты любишь. Предвижу вопрос: «А работать когда?» Если что-то очень любить, этим можно научиться зарабатывать на жизнь и обеспечивать себя, делая еще счастливее. Вот этому и нужно учить с детства.

Немного об организации учебы

Хоумскулинг — это всегда индивидуальный путь. Здесь нет готовых решений, программ, ответов. И это всегда путь проб и ошибок. Это касается и организации учебного процесса: здесь нет учителя, который распланирует программу на год вперед и на которого в случае чего можно списать все неудачи.

Как только мы ушли из школы, я пыталась придерживаться учебного плана и условно заниматься с ребенком «как в школе». Но спустя пару недель поняла, что нет смысла в тех же пяти уроках ежедневно, даже если они проходят дома. Поэтому постепенно мы перешли на другой график. Каждый день мы изучаем один предмет.

Например, по понедельникам мы занимаемся математикой, по вторникам — информатикой и т.д. Занятия эти занимают не более сорока минут. И этого вполне достаточно, чтобы не только не отставать, но и перегонять школьную программу.

К началу апреля мы освоили всю программу второго класса и теперь только ждем майской аттестации.

У нас нет репетиторов. Часть предметов мы разбираем вместе, часть Лев делает самостоятельно (это тоже очень важно, поскольку ребенок сам учится искать информацию из разных источников).

Еще он учит два языка — французский (школа, к которой мы прикреплены, с углубленным изучением французского языка) и английский.

Французским с Лёвой занимается бабушка, школьный педагог иностранных языков с огромным стажем и опытом, английский разбираем вместе со мной и разными приложениями на компьютере.

Семейное образование: преодолеваем возможные сложностиТеперь у нас есть возможность не гоняться за бессмысленными рейтингами, а стараться быть лучше. Стопочка дипломов победителя разных олимпиад у нас постоянно растет

Главное, что мы приобрели, уйдя из школы, — возможность заниматься тем, что действительно нравится. И Лёва пользуется этой возможностью с лихвой. Дважды в неделю он занимается дзюдо, трижды — шахматами (даже уже первый юношеский разряд получил, что для меня совсем недосягаемо).

Кроме того, он занимается в литературном кружке, а в городском планетарии пропадает бесконечно на занятиях астрономией. А еще он много-много гуляет и общается с другими детьми — это то, чего лишены большинство школьников, живущих по принципу школа-уроки-секция-компьютер-сон.

Семейное образование: преодолеваем возможные сложностиЛёва два года занимается дзюдо. На семейном образовании для этого появилось гораздо больше времени.

И, конечно, в его жизни огромную роль играют книги. Честное слово, не знаю, что я бы делала без МИФа! Книги он поглощает одна за другой.

Это и художественная литература (например, сейчас он зачитывается Киром Булычевым), но в большей степени — нонфикшн.

Здесь на отдельном счету у нас книги о космосе (да-да, и сегодня есть дети, которые с уверенностью говорят, что хотят работать в космонавтике) — «Космос» и «Астрокот и его путешествия в космос» перечитывались несметное количество раз.

Семейное образование: преодолеваем возможные сложностиСвобода дала возможность полностью увлечься любимой темой. 12 апреля Лёва был одним из ведущих Дня космонавтики в нашем городе.

Тетради KUMON здорово помогают в изучении математики. Сейчас сын самостоятельно изучил дроби (одноклассники совсем не знают, что это такое). Что касается математики, здесь у нас есть еще один фаворит — Как объяснить ребенку математику. Вообще эта книга больше для родителей, но у нас Лёва её зачитывает до дыр.

Из познавательных ему очень понравились «Без ума от обезьян», «Кости и скелеты», «Увлекательная физика» и «Увлекательная химия». Сейчас с большим нетерпением сын ждет «Как объяснить ребенку науку».

Семейное образование: преодолеваем возможные сложностиТот редкий момент, когда Лёва занимается за столом. Обычно это происходит в дороге, на природе, на улице — где угодно.

А что дальше?

Когда мы сообщили родственникам о переходе на семейное образование, все приняли новость довольно спокойно. Сейчас периодически возникают вопросы: «А что дальше? Когда-то ведь нужно возвращаться в школу».

Если честно, я стараюсь не загадывать. До пятого класса мы точно собираемся оставить семейное образование.

Если Лев захочет вернуться в школу — он вернется, я не буду препятствовать. Другое дело — что он уже вкусил всю прелесть свободной жизни и обгоняет своих одноклассников по программе. Будет ли ему интересно в школе при таком раскладе — вопрос спорный.

Думаю, логичным продолжением в средней школе было бы заочное обучение: все-таки иностранный язык — это то, что нужно практиковать общаясь с другими людьми, а естественные науки немыслимы без опытов и практических работ, с этим школа справится лучше меня.

Не исключено, что у нас появятся репетиторы, если в этом будет необходимость. В общем поживём — увидим.

А пока мы ходим в школу на аттестации раз в четверть. Одни предметы (окружающий мир и чтение, к примеру) он сдает учителю устно тет-а-тет, по другим (математика, русский и французский языки) Лев пишет итоговые контрольные работы вместе с одноклассниками.

Есть и другая форма аттестации: например, по физкультуре мы сдаем доклады, а по информатике — рабочую тетрадь на печатной основе с выполненными за отчетный период заданиями.

По итогам третьей четверти у Лёвы вышло четыре пятерки и пять четверок, то есть, вопреки мнению завуча, ребенок не стал учиться хуже.

А впереди нас ждет итоговая аттестация за второй класс. К ней мы готовы, и страха или волнения ни у меня, ни у сына нет.

А стоит ли?

Наверное, семейное образование никогда не станет массовым явлением. Да и не требуется от него этого. Всегда будут те, кто мечтает о таком обучении, те, кто его осуждает, и те, кто уже не мыслит жизни в режиме «как у всех».

Я точно знаю, что если есть какие-то опасения, то семейное образование пробовать рано.

Вместе со всеми прелестями у свободы в образовании есть и серьезные сложности. Если в мегаполисах система поставлена на поток, то в небольших городах школы зачастую вообще не знают о том, что такое хоумскулинг.

Родителям приходится в лучшем случае проходить весь путь знакомства и погружения в семейное образование в худшем — пробивать лбом стену бюрократии.

А всё потому что законодательная база, касающаяся этой части образования, пока оставляет желать лучшего.

Кроме того, семейное образование требует очень серьёзных вложений. И в первую очередь не финансовых (хотя и их тоже), а временных и моральных.

Нужно по-новому учиться организовывать день и образовательный процесс. Для родителей это не всегда легко.

Но в любом случае все сложности с лихвой компенсирует радость от свободы и чувства полета и творчества, приходящие вместе с семейным образованием.

Как организовать семейное образование: полезные советы и практический взгляд

Семейное образование: преодолеваем возможные сложностиЭта статья о семейном образовании для тех, кто только начал о нём задумываться. А задумываются всё больше и больше родителей с каждым годом. Потому что уровень образования в не элитных школах падает всё ниже, отношение учителей к ученикам становится всё равнодушнее, а жизнь школьников и их родителей всё невыносимее.

Да, в нашей стране законом разрешено обучаться дома, не посещая каждый день казённое заведение, но – необходимо каждый год сдавать аттестации, они же экзамены, провалив которые и не сумев пересдать (имеется две попытки), ребёнок возвращается в школу принудительно.

Английский вариант названия – homeschooling. У нас раньше такая форма образования называлась экстернатом, потом заочной формой обучения, теперь – семейное образование. Динамика вопроса говорит, что опять поменяться может и само название, и всё что угодно. Законы в сфере образования выпекаются выпускаются со скоростью пирожков.

Читайте также:  Загадать желание на Новый год: долгожданная беременность

Зачем вам семейное образование?

Именно с этим вопросом нужно определиться в первую очередь. По каким причинам вы не хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу?

Вам не нравится учитель, одноклассники, атмосфера заведения, у вашего ребёнка специфические проблемы, вам просто надоело рано вставать, хождение в школу кажется бессмысленным? Действительно ли причина достаточно серьёзна и вы не видите другого выхода? Нельзя ли решить проблему переходом в другую школу или походить к психологу?

Если у вас нет веской причины так кардинально менять вашу жизнь, то есть опасность, что обучение в форме семейного образования получится не очень хорошо, а то и совсем плохо.

Уход из школы – очень серьёзный и ответственный шаг, подобное решение нужно принимать, хорошенько взвесив все за и против, свои желания соотнести с возможностями и себя, и ребёнка.

Семейное образование – это страшно

Все родители, отважившиеся пуститься в неизведанное и организовать семейное образование для своих детей, с самого начала и потом по убывающей ( в зависимости от результатов ), испытывают панику. Это абсолютно нормально, ведь вы уходите в полную неизвестность на свой страх и риск.

И как только возникают малейшие затруднения, неприятности, проблемы, паника возвращается с новой силой. Не поддавайтесь, продолжайте упорно делать всё, что собирались, что нужно и можно.

Страхи уйдут полностью только после удачной сдачи ГИА или ЕГЭ, до тех пор они будут сопровождать вас, но каждый успех, каждое достижение будут существенно придавать уверенности, сил, и подавлять панические настроения.

После первых мыслей о получении семейного образования: отстыковка от системы

Сначала вы должны проделать исследовательскую работу и прояснить все вопросы касательно законодательства, реалий вашего местожительства и учебных программ. Если вы не в состоянии самостоятельно узнать подробно об организации семейного образования хотя бы из интернета, то какой из вас учитель?

В законе прописано право на образование, но по сути образование – это обязанность, от которой нельзя отказаться, а по новому закону человек должен учиться, неважно где, до 18 лет. Это первое, что надо иметь в виду.

Т.е. если вы забрали ребёнка из школы, то вы, родители, просто взяли на себя эту обязанность, и спрашивать с вас будут гораздо строже, чем с какой бы то ни было школы, просто потому, что вы теперь почти враги всей системе. Ничего личного, просто работники образования всё так воспринимают.

Чтобы уйти учиться домой, вам не нужно ничьё согласие, вы просто собираетесь с духом и уведомляете школу и РОНО, если вы с первого класса начинаете обучаться– то только РОНО.

Теперь вы прикрепляетесь к какой-либо школе (т.е. находитесь в контингенте) только на момент проведения аттестаций. Будьте готовы выслушать в свой адрес любые гадости, немногие директора школ, завучи и учителя ведут себя корректно и вежливо в такой ситуации.

Возможно, вами заинтересуется опека. Главное, не бойтесь, а заранее приготовьте внятную формулировку того, почему вы приняли решение, что ваш ребёнок должен получать именно семейное образование. Причина должна быть уважительной и звучать полит корректно, чтобы от вас отстали.

Также не верьте ничему, что говорят школьные учителя, администрация и сотрудники комитета по образованию, если вас пытаются отговорить (в ход идёт запугивание, как правило).

Они сами часто не знают законов на эту тему достаточно хорошо, у них много заблуждений и желание оставить вас в системе. Это профессиональная деформация, просто не принимайте близко к сердцу. Всё проверяйте потом тихо-спокойно в интернете или каким-либо другим способом.

Также не стоит слишком доверять и восторженным или ужасающим отзывам родителей хоумскулеров, особенно тем, кто обучил только одного ребёнка. Каждый раз с каждым ребёнком всё складывается уникально, даже в одной и той же семье.

Из необходимых формальностей вам ещё придётся найти школу, которая согласится принимать аттестации у вашего ребёнка. В обычной школе это должны делать бесплатно.

Лучше всего найти школу, которая будет к вам лояльно относиться и будет согласна принимать экзамены на гуманных условиях, которые вы должны заранее обдумать и сформулировать, имея в виду, что возможно придётся идти и на какие-то компромиссы. Все условия и детали лучше написать в договоре очень чётко. Также настаивайте на своём присутствии во время экзаменов и контрольных.

Чем реже аттестации, тем лучше, иначе весь учебный год может превратиться в бесконечное хождение на контрольные и экзамены, что очень мешает образовательному процессу.

Ещё лучше, если вы можете позволить себе частную школу для организации аттестаций или получения семейного образования. Сейчас уже есть несколько школ, которые занимаются этим целенаправленно. Сэкономите нервы.

Семейное образование в Москве и Петербурге

Больше всего “семейников”, конечно же, в столицах, в Москве и Петербурге. В Москве когда-то выплачивали довольно неплохие деньги в качестве компенсации, больше такой практики нигде не было.

Старейшины семейного образования в Москве — Чапковские, и у них есть довольно полезный сайт. В Петербурге сообщество родителей, выбравших семейное образование для своих детей, сложилось на сайте Littleone, на форуме его создала Оксана Агеева.

Все они занимаются организацией семейного образования и обучением своих детей уже много лет и имеют огромный опыт, которому можно доверять.

Финансовая сторона семейного образования

Многие думают, что могут сэкономить, обучая ребёнка дома. Потому что не понадобится покупать форму, сменку, рюкзак, сдавать деньги родительскому комитету… Если вы идёте на семейное образование только ради экономии – не надо. Это одна из плохих причин.

Траты обязательно будут, и заранее невозможно всё просчитать. Учебные пособия всё равно покупать придётся. Сменка или рюкзак понадобятся при посещении кружков и секций. Канцелярии, возможно, понадобится даже больше.

Чем ребёнок старше, тем больше понадобится вложений в его образование. И это лучшие инвестиции, которые вы можете сделать.

Какой бы иностранный язык ни изучал ваш ребёнок, посещение курсов необходимо, чтобы он уверенно говорил. В старших классах могут понадобиться репетиторы по любому предмету, а то и сразу по нескольким, а то может и раньше. Подготовиться к сдаче ГИА-ЕГЭ тоже не всегда возможно самостоятельно, иногда и даже нередко нужен человек, который может хорошо натаскать.

У детей на семейном образвании часто возникает желание чему-нибудь научиться, без капиталовложений получается далеко не всегда.

И да, никакой компенсации от государства вам не полагается. А если пытаться выбивать деньги из чиновников, то они скорее запретят само семейное образование, чем раскошелятся. Были прецеденты “качания прав” и следующие сразу за ними ухудшения условий для “семейников”.

Семейное образование и социализация

“А как же социализация?” уже даже не мем, а фраза, набившая оскомину. Много войн случилось, не будем в миллионный раз о том же. Наш интерес – практическая сторона вопроса при организации и получении семейного образования.

Разумеется, никакой ребёнок не должен быть оторван от других людей. Именно так, людей, а не только сверстников, потому как общение должно идти и с другими взрослыми (не только с родителями), и с детьми младшего возраста. Общение вне семьи очень важная вещь, и оно должно быть регулярным.

Чтобы этого не случилось, нужно создать условия, если их нет в виде большой семьи (и соответствующего изобилия родственников разного возраста), большого количества друзей семьи или какого-то сообщества по месту жительства (когда вы спокойно отпускаете ребёнка гулять во двор или на улицу, и там есть много других детей).

Можно ходить в разнообразные кружки, спортивные секции, искать клубы по интересам, отправлять летом и на любых каникулах в лагеря, искать через интернет и соцсети таких же детей на семейном образовании, которые недалеко живут. И придумывать что-то ещё. Вообще, постоянно придумывать что-то, что ещё никто до вас не делал, теперь станет нормой, привыкайте.

Как понять, подойдёт ли вам семейное образование

Итак, вы всерьёз задумали учить ребёнка самостоятельно. Как оценить возможность в вашем конкретном случае?

Для начала, взгляните по-честному на ваши отношения с ребёнком.

Как у вас с доверием, послушанием, дисциплиной, взаимопониманием? Не склонен ли ваш отпрыск к манипулированию, поддаётесь ли вы на манипуляции? Вы являетесь авторитетом для него? Или ваши рассуждения о чём-то вызывают смех или тяжёлые вздохи? Чтобы заставить ребёнка сделать уроки, вам приходится проводить изнурительные битвы или вы вообще не следите за этим?

В состоянии ли вы контролировать ситуацию? Не слишком ли важно для вас хвастаться успехами? Как часто вы ссоритесь, кричите? Какая атмосфера в вашей семье? Вы чувствуете себя по жизни состоявшимся человеком? Уважаете ли вы себя и ребёнка? Готовы ли вы сами к освоению школьных предметов, какие чувства у вас это вызывает? Умеете ли вы хорошо объяснять? Как у вас обстоят дела с терпением?

Ответьте честно на эти вопросы и прикиньте, что из этих ответов вытекает. Что можно исправить, а с чем вы готовы смириться. Может, лучше оставить ребёнка в школе, пока вы не решите проблемы, касающиеся ваших взаимоотношений или пока не вытравите “тараканов” из своей головы, или вы готовы рискнуть?

Конечно, жизнь, как и отношения, не стоит на месте, всё меняется, но семейное образование высвечивает и обостряет все проблемы, пробелы и недостатки чрезвычайно сильно.

Оно поменяет ваш образ жизни, образ мыслей, и чтобы эти изменения шли в лучшую сторону, надо быть позитивно настроенными и иметь более-менее налаженную жизнь и отношения внутри семьи. Потому что если складывается сразу несколько неблагоприятных факторов, то семейное обучение превращается в семейное мучение.

Стандартные ошибки новичков

Причина обучения дома у каждого своя, но все надеются, что это будет интересно, весело, продуктивно, результативно. Это зависит от того, как и насколько честно вы ответили на выше предложенные вопросы и какие сделали выводы.

Читайте также:  Несем добро: как посетить детдом и не навредить детям?

А так, конечно, всё в ваших руках. Энтузиазм – очень хорошо, но к нему должна прилагаться дисциплина, а к дисциплине – взаимопонимание.

Первый позыв и первая ошибка – устроить школу у себя дома. Вряд ли вам понравится быть Марьиванной, а главный смысл семейного образования – индивидуальный подход и использование методов, подходов и решений не как в школе, а как вам хочется, подходит, нравится.

Очень распространено мнение, что стоит забрать ребёнка из школы, и через какое-то время он сам, оторвавшись от безделья, интернета, игр и соцсетей, начнёт прекрасно учиться. Увы.

То есть если ребёнок останется без гаджетов надолго, то со временем интерес к жизни проснётся, но не надо ждать, что и к школьной программе вдруг появится любовь. Её не любит никто, и это нормально, не для того она создана. Но, как мы помним, над нами висят ежегодные аттестации, значит, хоть в минимальном объёме, да надо знать и школьную программу.

И это – зона ответственности родителей. Не надо оставлять ребёнка “расшколиваться” ни в коем случае.

С самого начала и вы, и ребёнок должны понять и привыкнуть к тому, что придётся работать, и постоянно, иначе вы рискуете остаться без аттестата, документа об образовании, и, соответственно, возможности обучаться далее, если вы, конечно, не собираетесь в Америку, где система налажена под хоумскулеров.

Если вы думаете, что ваш перво-, второ-, третьеклашка в состоянии абсолютно самостоятельно сесть и выучить математику, литературу, физику и химию, то либо у вас вундеркинд, либо вы опасно заблуждаетесь.

У ребёнка до 14-15 лет нет столько сознательности, чтобы учиться полностью самостоятельно. Да и в 15-17 лет многим требуется контроль. Хотя, конечно, чем старше ребёнок, тем больше он способен делать самостоятельно, но организация и контроль всё равно на плечах родителей.

Если вы занимаетесь с ребёнком-младшеклассником, приготовьтесь не только объяснять, но и сидеть “над душой” во время выполнения заданий. В этом возрасте дети нуждаются в вашей силе воли, своей пока у них не хватает, конечно, чтобы делать то, что они не совсем понимают зачем. Даже если это распослушные дети.

Другая крайность – когда вы вдруг начинаете хотеть объять необъятное и срочно. То, что вы учитесь дома, ещё не значит, что вы теперь должны добиваться экстраординарных результатов и по всем предметам сразу.

Вы учитесь дома так, чтобы и вам, и ребёнку было комфортно. У каждого ребёнка свой темп развития, свой темп обработки информации, свой темп для всего. И форсировать его непонятно ради чего – только вредить.

Советы начинающим

Не спешите. Подумайте, как вы будете всё реализовывать. Почитайте о процессе организации и получения семейного образования, проблемах и их решениях других семей.

Семейное образование – прежде всего труд родителей, нужна высокая степень вовлечённости. Профильное образование (педагогическое) – совершенно необязательная вещь.

Начальные классы осилит любой, потом становится немного сложнее с каждым годом. Но и ребёнок подрастает, становится умнее и самостоятельнее. Как правило, сложнее всего не из-за сложностей в учении, а из-за особенностей характера и здоровья всех участвующих.

Лучше всего заранее определиться с:

— отношением к оценкам. Важны ли они для вас, или для ребёнка, или для родственников, или тьфу на них.

— какие предметы будут основными. Потому что невозможно одинаково прекрасно знать все 15, а то и более, предметов. Время и внимание – очень ограниченный ресурс.

Поэтому фокус – только на самых важных предметах, сначала по мнению родителей (если ученик желает добавить к списку – почему бы не учесть мнение), остальное – для галочки. А к старшим классам уже и ребёнок сможет подключиться к решению этого вопроса, тем более это будет связано с выбором для ЕГЭ.

— распорядком дня и недели, чтобы было от чего оттолкнуться потом. Да и полезность режима для детей никто не отменял.

— планом на минимум полгода вперёд: что вы должны успеть пройти по всем предметам. Лучше разбить на небольшие задачи и периоды времени, но следить за выполнением в целом.

Как видите, подготовительная работа – значительная часть от всех забот в целом. Но чем лучше вы подготовились, тем проще будет в процессе.

Главное, без фанатизма. Вы молодцы, но другие люди имеют право не хотеть семейного образования, не все школы – средотчие мирового зла, не все учителя изверги. В школе тоже есть свои преимущества. Как есть они и в обучении дома.

Преимущества семейного образования

Если всё так сложно и тяжело, спросите вы, зачем тогда нужно это семейное образование? Смысл есть!

  • — свобода – когда можешь быть вне системы,
  • — самостоятельность,
  • — можно идти своим темпом,
  • — есть время заниматься своими интересами,
  • — гибкость: возможность подстроить график по времени и интенсивности занятий,
  • — сами составляете список изучаемого,
  • — сами выбираете методы под каждого отдельного ребёнка,
  • — у ребёнка сохраняется или возвращается интерес к познанию,
  • — вы узнаёте много нового о мире, себе и своём ребёнке.

Впрочем, и плюсы у каждого свои. Преодолевая трудности вместе с ребёнком, вы становитесь увереннее, сближаетесь, учитесь наслаждаться процессом обучения.

Это будет большое и долгое приключение, или как минимум интересный опыт. Удачи!

Сложности семейного образования: какие трудности при дистанционном обучении и пути преодоления проблем

Семейное образование (СО) — это форма обучения, при которой родители берут на себя ответственность за образование ребёнка и самостоятельно или с помощниками передают ему знания по школьной программе. Чаще всего такое обучение происходит дома, поэтому СО называют ещё домашним обучением или хоумскулингом. 

Семейное обучение подходит семьям, которые часто путешествуют, ребятам, совмещающим учёбу с профессиональными увлечениями или по разным причинам не посещающим школу. 

У хоумскулинга множество достоинств. Но есть в домашнем обучении и минусы. Если вы решили перейти на СО, то можете столкнуться с трудностями. Мы собрали типичные минусы семейного образования и разобрались, как их избежать. 

Бессистемность 

Родителям бывает трудно сориентироваться в программах обучения и методиках. Поначалу непонятно, сколько времени тратить на каждый из предметов, как составить план, какие учебники использовать. Ведь хочется дать ребёнку по-настоящему качественное образование, но как это всё организовать? 

Решение

Попробуйте обучение в домашней онлайн-школе. В «Экстернате Фоксфорда» задействованы выверенные программы и отлаженный учебный процесс строго по расписанию. Обучение ведётся с 5 по 11 класс, изучаются все нужные предметы школьной программы. Базовые курсы позволяют подготовиться к аттестации, а углублённые — к участию в олимпиадах.   

Недостаток компетенций 

Семейное образование вовсе не означает, что взрослые должны сидеть дома и заниматься только обучением детей. Но порой родители, особенно работающие, переоценивают свои силы. Вечером хочется отдохнуть, а тут новая тема по математике, которую сам много лет не повторял. 

Решение

Не стесняйтесь признаться, что некоторые дисциплины — не ваш конёк, и делегируйте их репетиторам или дистанционным курсам.

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» можно пройти не только комплексное обучение, но и приобрести курсы по отдельным предметам. В нашей библиотеке свыше 75 обучающих курсов по 13 предметам школьной программы.

Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ и ВШЭ, каждый урок сопровождается информативной презентацией и увлекательным домашним заданием. 

Финансовые затраты 

Семейное образование может быть бесплатным, если обучать ребёнка самостоятельно и сдавать аттестации в государственных школах. Но чаще всего родители нанимают помощников, а хорошие репетиторы и альтернативные школы порой обходятся недёшево.  

Решение

Посчитайте, сколько вы тратили на обучение в обычной школе (форма, канцелярия, проезд, питание, «сборы на шторы»). Это позволит вам понять, что затраты на СО не сильно отличаются. Кроме того, часть трат можно покрыть при помощи компенсации или налогового вычета.

Компенсация за семейное образование предусмотрена, например, в Свердловской, Тульской, Ульяновской, Тамбовской областях и Пермском крае.

А налоговый вычет получают работающие родители, которые оплачивают обучение ребёнка в лицензированной образовательной организации, в том числе онлайн-школе. 

Нехватка общения

Вопреки расхожему мнению, дети на семейном обучении не испытывают сложностей с социализацией. Ведь социализация — это умение общаться с людьми разного возраста и социального статуса, решать конфликты и высказывать своё мнение. Но общее количество контактов ребёнка при переходе на СО может действительно снизиться. Особенно тяжело бывает экстравертам. 

Решение

Кружки и секции — лучший выход из ситуации. С ровесниками, которые разделяют одни увлечения, приятно и интересно общаться. Обсудите с ребёнком, какие дополнительные занятия он хотел бы посещать, и запишите его туда. 

Критика окружающих

Хоумскулеры часто сталкиваются с непониманием общества. Учителя в школе отговаривают, друзья спрашивают, зачем здоровому ребёнку учиться дома, даже перед родственниками порой приходится отстаивать свою позицию. Одни путают СО с надомным обучением, способом организации учебного процесса для детей с инвалидностью. Другие считают, что нельзя лишать ребёнка «школьной романтики».  

Решение

Спокойно обсудите тему домашнего обучения с родными. Аргументируйте свою позицию и постарайтесь успокоить их. Расскажите, что семейное образование — это законная форма получения образования. Если же родные продолжают настаивать, стоит прекратить спор. Даже самые ярые последователи традиционной школы уступят, когда увидят результат. 

Рекомендуем также прочесть следующие статьи.

Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы

Антуфьева, М. П. Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы / М. П. Антуфьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49371/ (дата обращения: 17.03.2021).

Читайте также:  Соусы в питании детей: какие разрешены?



Статья посвящена проблемам семейного образования. В ней рассмотрены основные причины выбора данной формы обучения и проанализированы существующие в зарубежных исследованиях подходы к организации обучения, практикуемые в семьях.

Ключевые слова: образование, семейное образование, причины выбора семейного образования, основные подходы к организации семейного образования, проблемы семейного образования.

Согласно содержанию статьи 44 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

За родителями (с согласия ребенка) остается право выбора формы получения ребенком образования либо в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность, либо вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то есть в форме семейного образования или самообразования [1].

Семейное образование — форма получения образования вне образовательных учреждений, предусмотренная статьей 17 закона «Об образовании в Российской Федерации», организуемая и осуществляемая в семье силами родителей и дающая право на прохождение промежуточных аттестации в форме экстерната в выбранном образовательном учреждении.

При этом вся ответственность за качество обучения возлагается исключительно на родителей, так как в соответствии с текстом письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 года «Об организации получения образования в семейной форме» при выборе семейной формы образования на родителей накладываются обязательства по обеспечению обучения, то есть организации деятельности ребенка, направленной на овладение «знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни» [2]. В настоящий момент в России образование в данной форме затрагивает 100 тысяч детей, этот показатель значительно возрос в последние несколько лет и имеет тенденцию к увеличению.

  • Причины выбора родителями семейного образования могут носить различный характер. Опросы выявили среди них следующие:
  • 1) религиозные, так как уклад жизни этих семей часто несовместим со школьным распорядком;
  • 2) причины, связанные с физиологическими и психическими особенностями детей, например, синдром дефицита внимания и гиперактивности является одним из самых распространённых факторов нарушения поведения и проблем в учебе у детей школьного возраста;
  • 3) занятие профессиональным спортом или различными видами искусства, вследствие регулярных сборов и участия в конкурсах дети не имеют возможности на постоянной основе посещать школьные уроки;
  • 4) раннее интеллектуальное развитие, когда дети опережают школьную программу и используют интеллектуальные механизмы, которые характерны для детей более старшего возраста;
  • 5) трудности с адаптацией и взаимодействием ребенка с детским коллективом;
  • 6) сложности с обучением, обусловленные, к примеру, потерей мотивации к учебной деятельности;
  • 7) неудовлетворенность родителей качеством и организацией школьного образования;
  • 8) фактическое проживание семьи в другой стране и желание получить российский аттестат.
  • Однако вне зависимости от причин и мотивов, определяющих выбор семейной формы обучения, все семьи сталкиваются с рядом проблем. Условно их можно разделить на 2 основные группы:
  • 1) административно–правовые, сопряженные с формальным взаимодействием родителей с органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают, и с выбранным образовательным учреждением для заключения договора о прохождения ребенком промежуточных и итоговых аттестаций;
  • 2) дидактические, связанные с самим процессом обучения, организацией этого процесса дома, выбором содержания, методов, средств обучения, так как родителю приходится выполнять не только роль учителя, но и методиста, разрабатывающего план и стратегию обучения своего ребенка.

В отечественной педагогике вопросы семейного образования на данный момент мало исследованы, так как данное явление ново для российской действительности.

Однако в зарубежных исследованиях проблема семейного образования поднимается уже более 20 лет.

Проанализировав и обобщив зарубежный опыт в области организации семейного обучения (преимущественно в начальных классах), можно выделить 5 основных подходов.

  1. Структурированный подход (structured approach). Данный подход подразумевает наличие тщательно продуманного расписания занятий, прописанных поурочных планов и результатов обучения, использование рекомендованных учебно-методических комплектов (далее по тексту — УМК). Помимо этого, структурированный подход предполагает использование школьных методов обучения, адаптированных к домашним условиям с максимальной индивидуализацией. Дети не ограничиваются только предложенными материалами выбранных УМК, а стимулируются к нахождению дополнительной заинтересовавшей ребенка информации в библиотеке, на разноплановых интернет-порталах и другими доступными для ребенка способами. Данный подход можно назвать вариантом школы дома.
  2. Обучение блоками (unit studies). Обучение в данном случае базируется на интеграции предметов и знаний с целью создания не мозаичного, а целостного представления об изучаемом явлении с учетом интересов ребенка, то есть обучение строится так, чтобы материал одного предмета воспринимался через информационную призму другого предмета, что позволяет расширить и углубить содержание, достичь тем самым уровня обобщения явлений действительности путем укрупнения дидактических единиц. Интеграция соответствует внутренней логике развития научного знания и объективным проблемам современности, носящим комплексный характер. Так, например, при заинтересованности ребенка космосом родитель выстраивает занятия с учетом этого: для отработки правил правописания отбираются лексические единицы, связанные с этой темой, параллельно изучается история космонавтики, астрономия, производятся математические расчеты скорости движения ракеты, делается макет солнечной системы и т. д. Однако данный подход не всегда можно соотнести с содержанием программы того или иного года обучения, помимо этого, он требует от родителей владения высоким уровнем знаний и творческого подхода к организации обучения своего ребенка [3].
  3. Классический подход (classical approach). Этот подход строится на развитии ребенка через изучение трёх основополагающих предметов: грамматики, логики и риторики, которые считаются его приверженцами базой и средством для дальнейшего изучения всех предметов. Обучение строится по определенной схеме, начиная с усвоения фактов (этим закладывается основы обучения). На следующем уровне детей учат рассуждать, приводя свои доводы и аргументируя ответ. Следующей ступенью является самовыражение, проявляющееся в целенаправленности и осознанности своей деятельности по изучению всех предметов. Классический подход к семейному образованию гуманитарно ориентирован, направлен на формирование у ребенка ценностно-смысловой и общекультурной компетенции. Причем это происходит преимущественно путем использования словесных методов обучения, то есть тех, в которых источником знания является устное или печатное слово, например, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой и другими литературными источниками информации, а на второй план отходят наглядные методы, где знания получают посредством наблюдения за предметами и явлениями и через наглядные пособия.
  4. Подход Шарлотты Мейсон (Charlotte Mason approach). Автор данного подхода предлагает первоначально уделять внимание обучению ребенка базовым навыкам чтения, письма, арифметическим навыкам. Когда они сформируются на высоком уровне, детям демонстрируют наиболее эффективные источники получения знаний по всем предметам. Они могут включать работу в библиотеке, посещение художественных выставок, экскурсии в естественно-научные музеи, планетарии, посещение леса и прочее. Вследствие чего дети оказываются вовлечены в широкий спектр естественных жизненных ситуации с опорой на природную любознательность ребенка. Кроме того, большое внимание уделяется формированию нравственных ценностей посредством бесед, обсуждения литературных произведений, фильмов, спектаклей. Результаты усвоенных знаний предлагается представлять в виде творческих работ: сочинений, проектов, театральных миниатюр и других [4].
  5. Погружение (immersion), или концентрированное обучение. Этот подход предусматривает параллельное интенсивное прохождение программы нескольких тесно связанных друг с другом предметов. То есть в течение первой четверти ребенок осваивает одновременно годовой объем материала по выбранной или рекомендованной программе, к примеру, по географии и биологии, а в следующей четверти занимается историей и обществознанием. При данном подходе ребенок концентрируется на 2–3 актуальных на данный момент предметах, вникая в логику и взаимосвязи изучаемых явлений, так как предыдущий материал не успевает забыться за короткое время. Данный подход может быть применим ко всем словесно–знаковым предметам, но наивысшую эффективность он имеет при использовании в обучении естественным наукам и истории.
  6. Эклектический подход (eclectic home education). Эклектический подход подразумевает, что следует из названия, совмещение нескольких подходов. Помимо этого, он может представлять собой смешанное обучение (blended learning approach), под которым имеется ввиду определенная образовательная концепция, комбинирующая посещение ребёнком традиционных школьных уроков по ряду отдельных предметов, обращение к специалистам и/или использование дистанционных и онлайн-методов в сочетании с семейным обучением. То есть часть предметов ребенок изучает дома с помощью родителей, а часть со специально подготовленными людьми (учителями в школе или в учебных центрах, репетиторами и тд). Такой подход дает возможность контролировать родителям время, место, темп и путь изучения материала ребенком. Смешанное образование дает возможность совместить традиционные методики, актуальные технологии и семейное образование в оптимальных для каждого отдельно взятого ребенка пропорциях.

Проанализированные подходы отличаются друг от друга по степени структурированности, по приближенности организации обучения к школьному, по преимущественно использованным средствам обучения (цифровым, дидактическим, техническим, наглядным) в образовательном процессе, по используемым источникам информации и по степени самостоятельности ребенка. Каждая семья выбирает тот или иной подход, руководствуясь своими нуждами, целями, мировоззрением. Однако для построения эффективного индивидуального образовательного маршрута для своего ребенка превалирующему числу родителей нужна методическая поддержка и информационная помощь специалистов. Родители в России испытывают массу трудностей, так как, во-первых, большая часть из них не обладает достаточным объемом педагогических, психологических знаний, чтобы грамотно организовать обучение в семье; во-вторых, доминирующая часть имеющейся информации в сети Интернет относительно проблем семейного образования доступна только на иностранном языке; в-третьих, существует необходимость адаптировать зарубежный опыт к российским условиям и законодательству; в-четвертых, в Российской Федерации отсутствует на государственном и муниципальном уровнях какая-либо информационно-методическая поддержка семьям, выбравшим получение образования в данной форме или только планирующим перевести своего ребенка на семейное образование.

Таким образом, на сегодняшний день семейное образование предусмотрено законодательством РФ и является частью российской действительности, поэтому возникает необходимость обратить внимание исследователей на проблемы, с которыми сталкиваются родители, выбирающие данную форму образования для того, чтобы разработать систему поддержки и консультационной помощи подобным семьям в очной или дистанционной форме, например, посредством создания центров поддержки семейного образования.

Литература:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector