Роль взрослого в развитии ребенка

Определение 1

Роль взрослого в детском развитии состоит в том, что взрослый человек становится своеобразным проводником (посредником) между ребенком и социальным миром, окружающим его.

Исследователи обобщили воздействие общения на общее психическое развитие ребенка и выделили несколько особенностей этого процесса:

  1. Ускорение хода развития ребенка (появляются и начинают развиваться операционально-технические и перцептивные навыки);
  2. Появление возможности преодоления неблагоприятной ситуации (например, прослушивание ребенком в интернате магнитофонной речи при включении в живое общение с окружающими влияет на нормализацию речи в случае отставания ее развития);
  3. Исправление дефектов, которые возникли у ребенка при неправильном воспитании.

Влияние общения можно отследить во многих областях психического развития, начиная от детской любознательности и заканчивая личностным развитием. Для детей младшего возраста взаимодействие со взрослыми представляет собой богатейший источник разнообразных воздействий, включая сенсомоторные, слуховые, тактильные и др.

Обогащая опыт ребенка, взрослый в первую очередь знакомит его с чем-то, а далее ставит задачу овладеть соответствующими навыками. Взрослые люди подкрепляют усилия ребенка, поддерживают и корректируют их. Дети в контактах с близкими взрослыми получают возможность наблюдать их деятельность, черпая в ней образцы для подражания.

Без взрослых людей (близких и далеких) ребенок не способен выжить как живой организм, не сможет развиться в социальную личность. Родители и другие окружающие люди выполняют в становлении личности ребенка 2 базовые функции. Они сами служат носителями ценностей и человеческого опыта. Их «используют в качестве образца для подражания, поскольку они сами организуют процесс воспитания и обучения.

Функции взрослого в жизни ребенка

От того, какие взрослые люди находятся рядом с ребенком, зависит многое.

Если с младенчества ребенка окружают добрые, сдержанные и ласковые люди, умеющие уважительно общаться друг с другом, то его социальный опыт будет наполнен именно подобным образцами взаимодействия.

Если же ребенок находится в нервозной и недоброжелательной обстановке, подвергается грубости, то приобретает соответствующий социальный опыт.

Первая функция взрослого человека состоит в том, что он является носителем ценностей.

Ее реализация происходит целенаправленно в тех ситуациях, когда родителями или воспитателями преднамеренно демонстрируются собственные оценки, отношение, поступки.

Они сами делают себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Для подобной демонстрации необходим такт, чувство меры. Особенно это касается проявления моральных явлений.

С позиции педагогики и психологии рассмотренная функция считается чрезвычайно значимой для развивающейся личности. Основой механизма воздействия на ребенка может быть здесь такая особенность детства, как подражание и потребность в приобщении к миру взрослых людей.

Ведущим методом, способствующим реализации функции носителя ценностей, является целенаправленная форма. Для ребенка она представлена наблюдением, а для взрослого человека:

  • организацией совместной деятельности,
  • педагогическими ситуациями,
  • показом.

В случае стихийной формы передачи социального опыта в первой функции для детского возраста значимым остается наблюдение, а для взрослого вступает в силу иллюстрация своего внутреннего социального (нравственного) мира.

Воспитатели должны не забывать, что они постоянно наблюдают за ребенком, что ребенок всегда находится в готовности подражать.

По этой причине огромной является ответственность взрослого перед ребенком за то, что тот наблюдает и перенимает.

Вторая функция взрослых людей в формировании личности ребенка состоит в том, что они представляют собой организаторов процесса передачи социального опыта. Реализация этой функции может происходить целенаправленно или стихийно.

Замечание 1

Целенаправленным образом эту функцию реализуют педагоги при осуществлении своей профессиональной деятельности, причем, чем выше квалификация педагога, чем глубже его овладение профессией, тем большую помощь он способен оказать детям в их развитии.

Влияние взрослого на развитие ребенка

Родители также имеют возможность целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения собственных детей. Таким способом они обогащают и совершенствуют социальный опыт ребенка.

Это можно осуществить в той ситуации, когда родители задумались над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке.

Для этого часто требуется осознанное изучение психолого-педагогической литературы, консультации со специалистами.

К сожалению, опыт показал, что часто родители предпринимают такие попытки, только обнаружив определенные отклонения в развитии ребенка. Если же процесс детского развития протекает ровно и спокойно, то взрослые считают данный процесс само собой разумеющимся делом. Они в большей мере склонны к стихийной форме организации помощи детям в ходе их социализации.

Замечание 2

Стихийная форма организации процесса передачи социального опыта только в том случае может быть успешной, когда воспитатели прибегнут к ней для педагогической импровизации. Это может быть обусловлено потребностью быстро решить непредвиденную ситуацию.

Стихийной эта форма называется только условно, поскольку любая педагогическая импровизация проявляется только тогда, когда педагог овладеет профессиональным мастерством. Последнее способно «подсказывать» правильный выход из нестандартных ситуаций.

Взрослые люди в роли организаторов процесса воспитания и обучения ребенка могут выступать по-разному. Это полностью зависит от их компетентности и личностных качеств. Тем не менее, без обучения взрослым ребенок не способен овладеть способами жизнедеятельности.

Взрослые люди (не только родители) делают для ребенка процесс освоения мира более экономным. Они освобождают ему время для собственного творчества, что в конечном итоге способствует прогрессу человечества.

Роль взрослого в воспитании и развитии ребенка

Без взрослого человека (близкого и далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться  в социальную личность. Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.

От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В. А. Сухомлинский), многое зависит.

Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, — его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия.

Если ребенок живет в обстановке нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает.

Первая функция — взрослый — носитель ценностей — может реализоваться и целенаправленно.

Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием».

Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений.

С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима для развивающейся личности.

В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей.

Ведущий метод, способствующий реализации данной функции в целенаправленной форме, для ребенка — наблюдение, а для взрослого —организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.

При стихийной форме передачи социального опыта в первой функции для ребенка остается значимым наблюдение, а для взрослого — иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира.

Воспитатель обязан помнить, что он постоянно наблюдаем ребенком, что ребенок всегда готов к подражанию и поэтому так вешка ответственность взрослого перед ребенком за то, что он может' наблюдать и перенимать.

Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка — взрослый является организатором процесса передачи социального опыта. И эта функция реализуется как целенаправленно, так и стихийно.

Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность. Чем выше квалификация педагога, чем глубже он овладел своей профессией, тем большую помощь он окажет ребенку в его развитии.

Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым, обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка.

Это возможно в том случае, когда родители задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке, осознанно изучают психолого-педагогическую литературу, консультируются со специалистами.

Правда, к сожалению, чаще всего родители предпринимают такие шаги при обнаружении каких-либо отклонений в развитии ребенка, а при ровном, спокойном протекании процесса развития ребенка, они считают этот процесс само собой разумеющимся делом и более склонны к стихийной форме организации помощи детям в их социализации.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Однако стихийная форма организации процесса передачи социального опыта лишь тогда успешна, когда воспитатель прибегает к ней в случае потребности в педагогической импровизации, быстром решении непредвиденной ситуации и др.

Стихийной эту форму можно назвать лишь условно, так как любая педагогическая импровизация возможна лишь тогда, когда педагог владеет профессиональным мастерством — именно оно «подсказывает» правильный выход из нестандартной ситуации.

В роли организатора процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств.

Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности.

Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге — для прогресса человечества.

Итак, взрослый человек является проводником, посредником между ребенком и окружающим его социальным миром.

Роль взрослого в развитии ребенка дошкольного возраста

  1. Главная
  2. Гуманитарные
  3. Психология
  • Содержание
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании
  • Введение
  • Глава 1. Теоретический анализ роли взрослого в развитии ребенка дошкольного возраста
    • 1. 1. Исследование влияния взрослого на психическое развитие детей в зарубежной психологии
    • 1. 2. Исследование проблемы влияния семьи на развитие ребенка в отечественной психологии
  • Глава 2. Эмпирическое исследование роли взрослого в развитии ребенка
    • 2. 1. Методология эмпирического исследования: цели, задачи, методы
    • 2. 2. Анализ результатов исследования
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М.

    : Апрель Пресс, ЭКСМО ПРЕСС, 2000.- 294 с.

  2. Бреслав Г. М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных отношений. — М., 1983. — Ч. 2. — С. 274−276.
  3. Венгер А.Л. Психологические особенности шестилетних детей.- М.: Педагогика, 2005.- 185 с.

  4. Выготский Л. С. Собр. соч. — М.: Наука, 1960. Т. 1, 4.
  5. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Речь, 2005. -320 с.
  6. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А. Г. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 2007. — 384 с.
  7. Фрейд А.

    Норма и патология детского развития. — М.: Поппури, 2008.- 437 с.

  8. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. — М.: Прогресс, 2002.- 310 с.
  9. Фромм Э. Искусство любви. — М.: АСТ, 2004.- 198 с.
  10. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — М.: Прогресс, 1993.- 483 с.
  11. Эриксон Э. Детство и общество.- СПб.

    : Летний сад, 2000- 416 с.

Заполнить форму текущей работой Скачать выдержку (⥥) html Купить готовую работу

ИЛИ↓

Реферат

Определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека.

Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности.

В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером…

Реферат

Мы предполагаем, что существует следующая система психолого-педагогических условий создания готовности к занятиям. Прежде всего, учащийся должен располагать «долговременной готовностью», т. е.

субъектом и предметом учения.

Первый это, прежде всего, структуры в учащемся, обеспечивающие саму возможность учения; второй — предметно-специфические знания и умения, содержание которых отвечает тем, что…

Курсовая

В настоящее время одна из наиболее перспективных областей современной психологии — психология научного творчества.

Многие исследования, осуществленные специалистами в этой области, посвящены выяснению роли воображения в процессах научного и технического творчества.

Одним из путей, которым идет эта отрасль знания, является история научных открытий. Если рассмотреть историю той или иной науки…

Реферат

Широкое распространение получила в психологии концепция личности Г. Айзенка. В ней выделяются два измерения личности: интроверсия—экстраверсия и нейротизм—стабильность.

Указанные два измерения (или фактора) являются независимыми друг от друга.

Каждый из полюсов этих измерений личности представляет собой некую суперчерту, так как, по Айзенку, в основе каждой из них лежит совокупность нескольких…

Курсовая

Конечно, фактор творчества присутствует почти в любой деятельности, такова природа человека.

Вдвойне это относится к детям субъективно ребе-нок постоянно открывает что-то новое, даже повторяя уже известное другим людям.

Важно поощрять уже в раннем возрасте интерес ребенка к эксперимен-тированию, к самостоятельным действиям, к нестандартным решениям про-блемных ситуаций. Ведь сфер для проявления…

Реферат

Методика Н. А. Самарина имеет своей целью оценить зависимость волевого усилия от степени осознанности и мотивации установки.

Предполагается, что волевое усилие ребенка зависит от степени осознанности установки и ее мотивации.

В ходе исследования детям предлагается перенести кубики, которые стоят на линейке в три ряда башенкой и изображают домик с трубой сверху (два кубика, поставленных один…

Диссертация

Анализ динамики отсева подростков из школы с момента введения программы социопсихологической реабилитации для подростков, поступающих в школу, показал, что отсев из школы подростков поступивших в 7 класс, прошедших реабилитационный курс, составляет 24%, а не прошедших — 74%, то есть в 3 раза выше. На втором году обучения в школе, в 8 классе, шансы закончить учебный год достигают 47% и 14…

Диссертация

Но и спустя почти 20 лет данная проблема не потеряла своей актуальности. В статье 1998 года Г. В.

Исурина, опытный специалист в области психологического тренинга пишет: «На практике, к сожалению, разные психологические интервенции зачастую не удовлетворяют этим (профессиональным*) требованиям.

Практические психологические вмешательства. далеко не всегда имеют соответствующую теоретическую базу…

Контрольная

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами — субъектами общения.

Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл.

А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. В условиях…

Реферат

Существуют достаточные эффективные способы снижения уровня нервного психоэмоционального напряжения человека путем полного расслабления (релаксации) мышц тела.

Начало их научной разработки было положено Э.

Джекобсоном, предположившим, что есть прямая зависимость между тонусом скелетной мускулатуры и различными формами отрицательного эмоционального возбуждения: тревожности, страха, смущения и др…

Реферат

Зарубежные исследователи причисляют к факторам, предрасполагающим к развитию вытрапия у менеджеров, такие личностные характеристики, как иитроверсия, низкое самоуважение, низкий уровень эмпатии, реакция на стресс по типу А, трудоголизм, определенные мотивационные особенности и др. При этом многие зарубежные исследователи отмечают, что факторы, связанные с работой и стилями поведения, в большей…

Курсовая

Глава 2. Научное и житейское понимание психологических явлений2. 1. Представления о психологических явлениях и процессах в научной и житейской психологии. Список литературы. Введение. Заключение. Основные различия житейских и научных психологических знаний. Глава 1. Общее представление о психологии как науки1. 1. Психология как наука. Феномен «понимания» в психологии.

Курсовая

Транспорт-ные системы Бортпро-водник, грузчик, контролер Водитель Стюардесса, капитан судна Штурман, диспетчер транспорт-ных систем Бригадир поезда, начальник ж/д станции 15.

Организа-ционно-производ-ственные системы Контролер ОТК, макетчик, слесарь Инженер-технолог, формовщик, оператор автоматичес-ких линий Бригадир, маркетолог, менеджер по персоналу, специалист по связи организации…

Курсовая

Г. Г. Филиппова, Р. В. Овчарова, С. Ю. Мещерякова, Н. Ю. Герасимова, Л. Б. Шнейдер, В. И. Брутман, М. С. Радионова, С. А. Минюрова, Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина, А. А. Сараева, С. М.

Дождева, Сосновская Н.

выделяют в качестве важных факторов, влияющих в этот период на последующее материнское поведение, «желанность — нежеланность» ребёнка, особенности протекания беременности и субъективное…

Реферат

Второй и более явной причиной профессиональных конфликтов являются противоречия социальных ролей.

Если противоречия в социальных позициях человека вовремя не устраняются, то происходит естественный отказ от какойлибо из них, что может привести к разрастанию конфликта и вовлечению в него других, ранее не участвующих партнеров. Набор социальных ролей, их соотношение лежат в основе специфических…

Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника

Дьяченко, Т. В. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника / Т. В. Дьяченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62477/ (дата обращения: 18.03.2021).



В последние годы актуализировалась проблема развития и укрепления психического здоровья детей, эта тема стала достаточно очевидной в связи с ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детей дошкольного возраста.

Одним из важных условий развития ребенка является его умение общаться с окружающими людьми. Общение, умение устанавливать контакт не только с близкими, значимыми для ребенка людьми, но и гармоничное сотрудничество со сверстниками, позволяет ребенку познавать себя, стимулирует его психологическое развитие и способствует формированию личности.

Начиная с раннего возраста, взрослые, посредством общения, передают модель окружающего мира. Через примитивную игру и рассказывание сказок сообщают о взаимоотношениях между людьми, помогают понять причинно-следственную связь. Постепенно ребенок переходит из зоны влияния значимых для него близких людей в зону контактов со сверстниками.

Здесь как раз и проявляется характер ошибок взаимодействия «взрослый-ребенок». Именно слова, переданные вербальными формами отношений и невербальными — в виде поступков и действий взрослых, определяют дальнейшее психологическое развитие ребенка и его потребность в общении.

Они также способствуют развитию коммуникативных отношений и влияют на эмоциональную окраску этих отношений.

Чем старше становится малыш, тем большую значимость для ребенка начинают приобретать контакты и конфликты со сверстниками. Межличностные взаимоотношения остро переживаются ребенком и окрашены самыми разнообразными эмоциями.

Весь опыт первых межличностных отношений, в первую очередь, со сверстниками, закладывает фундамент построения личности ребенка. Пережитые эмоции определяют отношение к миру, к окружающим, к себе.

Как правило, формирование и закрепление этого опыта происходит именно в дошкольные годы.

В последнее десятилетие проблемы общения у детей дошкольного возраста привлекают особое внимание исследователей. Гуманистическая направленность образования позволяет личности сохранять свои особенности, но в тоже время помогает адаптироваться в соответствии с окружающим пространством. Именно развитые коммуникативные навыки помогают в будущем жить человеку в гармонии с собой и обществом.

Как известно, для детей дошкольного возраста характерна игровая деятельность. Игра для них — это не развлечение, как обычно ее воспринимают взрослые и снисходительно относятся к ней.

Для детей игра — достаточно трудоемкий процесс: ведь в игре необходимо не только знакомиться с правилами игры и соглашаться с ходом игры, но и заставлять себя подчиняться выбранным правилам. Результат игры — это успех или неуспех ребенка, полученное удовлетворение или горькие чувства.

Умение справляться с эмоциями, проявлять волю, подчинять свое поведение общей цели, проявлять сосредоточенность в ходе игры — это опыт игровых и реальных взаимоотношений, основа навыков коммуникации. Навыки общения играют первостепенную значимость в развитии коммуникативных отношений.

Именно общение помогает устанавливать контакты, применять на практике различные формы поведения, уметь приспосабливать и корректировать свое поведение в соответствии с нормами взаимоотношений и ожиданиями окружающих.

По результатам множества исследований отечественных и зарубежных ученых можно сделать заключение о том, что, если потребность ребенка в общении со сверстниками не находит достаточного для него удовлетворения и не имеет возможности быть компенсированной в другой деятельности, то психоэмоциональное состояние ребенка способствует появлению негативных черт поведения. Ребенок становится неуверенным в себе, теряет доверие к сверстникам, проявляет агрессивность и грубость, становится обидчивым и капризным.

Недостаточное исследование причин нарушения общения у дошкольников не дает возможности скоординировать влияние и роль общения среди сверстников на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности.

Исследования в области нарушений общения среди детей дошкольного возраста помогают ребенку в более старшем возрасте принимать на себя новые социальные роли, преодолевать проблемы адаптации, связанные с изменениями окружающего коллектива и вида деятельности, а также ряд других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой психологическая наука.

Таким образом, определение возникновения нарушений в общении у детей дошкольного возраста и диагностика их, играют немаловажную роль для своевременной коррекции и обучения способам гармоничного построения взаимоотношений со сверстниками.

Использование психотерапевтических технологий дает психологам возможность помочь ребенку справиться с нарушениями общения среди сверстников и со взрослыми людьми, восстановить его эмоциональное равновесие и, при необходимости, устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Все эти навыки помогут детям дошкольного возраста преодолеть трудности во взаимоотношениях, поддержат стремление к контактам и поспособствуют успешному развитию взаимоотношений с окружающими людьми.

Современный мир требует от специалистов разного уровня создания и использование новых методов и психокоррекционных программ, направленных на данную проблематику, что обусловлено развитием индивидуальности психических особенностей каждого ребенка.

Дошкольный период очень важен в воспитании ребенка, поскольку формирует все основные жизненные установки. Мы живем в социальном мире, мире постоянного взаимодействия и контактов.

Умение устанавливать гармоничные отношения, умение общаться с соблюдением принятых норм и правил взаимоотношений — важнейший навык, приобретаемый ребенком с детства. В. А. Сухомлинский призывал начинать любое дело с формирования чувства успеха: оно должно присутствовать не только в конце любого действия, но и начинаться с него.

К любой деятельности ребенок приступит с легкостью и желанием, если его эмоциональное состояние будет окрашено положительными эмоциями, если общение ребенка со сверстниками и со взрослыми принесет удовлетворение его возрастным потребностям.

Чем больше расширяется связь ребенка с окружающим миром, тем сложнее и глубже проявляется роль общения, обогащая душевную жизнь ребенка. Подводя итог, можно сказать, что общение является одним из важнейших моментов, определяющим развитие личности ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, сверстник, контакт, общение, окружающий мир, отношение, роль общения, умение.

Общение со сверстниками является школой социальных отношений (B. C. Мухина). Оно стимулирует преодоление ребенком

2. Бабаева, Т. Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник

Известно, что общение со сверстниками, с окружающими его взрослыми не только

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми…

дошкольный возраст, сверстник, ребенок, взрослый, отношение, формирование личности, окружающий мир, общение, совместная

Главный смысл совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками состоит в познании ребенком окружающей

Дошкольный возраст — главный период в воспитании ребенка.

Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. К проблеме детского межличностного отношения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные…

Способность ребёнка воспринимать воздействие партнёров по общению и реагировать на них — социальная чувствительность, а коммуникативная

дошкольный возраст, сверстник , ребенок, взрослый , отношение, формирование личности, окружающий мир, общение

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник.

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире.

В статье рассматривается значение общения детей дошкольного возраста, этапы развития общения со сверстниками в онтогенезе, особенности общения со сверстниками при общем недоразвитии речи.

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с

Известно, что общение со сверстниками, с окружающими его взрослыми не только условие, но и…

Высшим достижением развития общения в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно-личностная форма. Содержание такого общения выходит за пределы конкретной ситуации взаимодействия и касается человеческих качеств, отношений и поступков.

Роль взрослого в воспитании ребенка от рождения до трех лет

Педагогика раннего
возраста опирается на принципы
личностно-ориентированного взаимодействия
воспитателя с детьми, где в центре
внимания находится сам ребенок со своими
способностями, потребностями, желаниями.

Усилия воспитателя должны быть направлены
на эмоциональное благополучие и
гармоничное развитие личности каждого
воспитанника, общение с ним должно
неизменно проходить в атмосфере душевного
комфорта, доверия, открытости.

С момента появления
на свет младенец нуждается в тесном
эмоциональном телесном контакте с
матерью. Он жаждет чувствовать ее
прикосновения, ласку, постоянную заботу
и внимание, всеми имеющимися у него
средствами старается удержать ее возле
себя, вступает с ней в диалог.

Чуткое и
ласковое поведение матери, симбиотическая
связь, эмоционально-личностное общение
с ней способствуют формированию у
ребенка чувства безопасности, защищенности,
доверия к миру (Э. Эрик-сон). Эти же чувства
он со временем переносит на тех взрослых,
с которыми вступает в тесный эмоциональный
контакт.

От того, сформированы эти
базисные новообразования или нет, в
будущем зависит уверенность малыша в
себе, в свои силы, возможность совершать
самостоятельные поступки.

Маленький ребенок
безгранично доверяет взрослому. Рядом
с ним малыш не испытывает страха,
чувствует себя в безопасности.

В новой
обстановке, оценивая степень опасности,
он в первую очередь ориентируется на
взрослого: обращает внимание на его
внешние проявления, старается вникнуть
в суть его высказываний.

Доверяя ему,
малыш приобретает доверие к миру. Свои
привычки, стиль поведения он выстраивает,
подражая любимому взрослому.

Ребенок—существо
деятельное, любознательное. Наблюдая
за происходящим вокруг, он сразу же
вычленяет для себя что-то новое, стремится
понять его, проявляя самостоятельность,
инициативность. Но без взрослого ему
не обойтись.

В первые годы жизни происходит
становление индивидуальности ребенка,
поэтому черезвычайно важно, чтобы
взрослые создавали оптимальные условия
для развития его личности.

Только в
тесном взаимодействии со взрослым
ребенок начинает усваивать огромное
количество споецифических действий с
предметами согласно их общественному
назначению, учится играть, жить в социуме.

Взрослый не должен
скупиться на щедрые похвалы ребенка.
Следует отмечать даже незначительные
успехи малыша. Воспитание любовью —
эффективный метод воспитания детей
первых лет жизни.

В атмосфере любви и
заботы малыш растет спокойным, активным,
уверенным в себе, открытым и доброжелательным
к окружающим. Любовь ускоряет процесс
социализации ребенка.

При недостатке
любви малыш постоянно испытывает
дискомфорт, растет хмурым, замкнутым,
неуверенным в себе.

Умение ребенка
обращаться ко взрослому с вопросом, за
помощью и т.д.— прямое отражение того,
как взрослый общается с малышом (по
какому поводу, как часто и т.д.).

Любовь к ребенку
не означает вседозволенность. Спокойно,
доброжелательно высказанное замечание,
ограничение в нежелательных действиях
— это тоже проявление любви. Для малыша
это и расстановка ориентиров, и осознание
понятий «хорошо — плохо», и уверенность
в том, что о нем помнят, а значит, любят.

Взрослый должен
выступать в роли внимательного помощника
и доброжелательного учителя. Такой
взрослый в глазах ребенка становится
настоящим авторитетом, на которого
хочется походить во всем. Развивающая
роль взрослого заключается в грамотном
сопровождении малыша в окружающем мире.

Успех воспитания
детей в возрасте до трех лет зависит от
соблюдения взрослым следующих правил:

  • объем новых знаний, умений и навыков должен быть посильным, строго выверенным для детей каждой возрастной группы; следует учитывать и уровень развития каждого воспитанника;
  • педагогические воздействия должны быть обязательно согласованы между всеми взрослыми (дома и в условиях дошкольного учреждения);
  • значение требований должно быть понятно детям, выполнение их неукоснительно, иначе малыши будут капризничать, демонстрировать упрямство, негативизм;
  • одновременное обращение сразу ко всем воспитанникам группы (фронтально) в этом возрасте неэффективно. Ребенок, увлеченный игрой, зачастую не слышит взрослого, а если и слышит, то нередко считает, что это к нему не относится. Следует использовать лишь адресные обращения к детям. При этом действенным приемом является прием «глаза в глаза» (если необходимо, присев на корточки). В младенчестве малыш привык видеть лицо взрослого, смотреть ему в глаза. Овладев ходьбой, он в лучшем случае видит ноги взрослого и с трудом воспринимает его речь, не видя лица (Э. Эриксон);
  • между высказываниями взрослого и началом выполнения его требований ребенком должно пройти какое-то время. Как уже отмечалось, в силу особенностей возраста малыш не в состоянии сразу перестроиться с одного вида деятельности на другой, для этого ему необходимо время. Не раздражаясь, взрослый обязан дважды (с небольшим интервалом) повторить каждому малышу то, что от него требуется в данный момент;
  • в оценке деятельности малыша должно присутствовать больше похвалы, чем порицания. Положительная оценка имеет для ребенка особое значение. Но при этом необходимо учитывать возраст малыша. Ребенка второго года жизни завораживают сами действия, а не их результат, поэтому взрослый может с одобрением произнести: «Как ты хорошо убираешь игрушки на место!» Ребенок третьего года жизни открывает для себя значимость результата собственных действий, ему лестно услышать от взрослого: «Ты совсем большой! У нас полный порядок в комнате!»

Воспитатель всегда
должен найти повод, чтобы в течение дня
несколько раз похвалить каждого ребенка,
подчеркнув, за что именно он его хвалит.

Если же хвалить без причины, у детей
может сформироваться банальное
зазнайство, излишняя забота о собственном
благополучии.

Ребенок тревожен, обращается
ко взрослым по любому поводу, требует
особого внимания к себе («Он меня
толкнул!», «Она не дает поиграть!..», «У
меня пальчик бо-бо!» и т.п.). Так незаметно
начинает формироваться нравственная
глухота ребенка.

Для детей скромных,
застенчивых особенно эффективным будет
использование приема опережения
одобрением («У тебя получится, я знаю!»),
а также внушения («Это ты сделаешь
легко!»). Поддержка в виде высказывания
«Не бойся!» малышам не подходит. Они
мгновенно настораживаются, напрягаются.
Само отрицание «не» вызывает у детей
дискомфорт.

Воспитатель должен
работать над собственной речью, обращаясь
к детям, сводить к минимуму количество
отрицаний, уметь преобразовывать
негативные обращения в позитивные
указания. Например, вместо предостережения:
«Коля, не толкай ребят, когда они пойдут
по лестнице!» — следует спокойно
напомнить: «Коля! Не забывай: по лестнице
все спускаются спокойно, осторожно!»

Категорически
запрещается высмеивать ребенка, унижать
его достоинство. Следует помнить, что
у ребенка в этом возрасте формируется
самооценка.

В случае конфликта
между детьми взрослый не должен обращаться
к ним на повышенных тонах, обвинять
кого-то из них. Это его ошибка, это он не
доглядел, не предотвратил конфликт.

Взрослый должен
быть спокойным, доброжелательным со
всеми воспитанниками.

Запрещая что-то,
следует спокойно, в доступной форме
объяснить малышу, почему нельзя совершать
то или иное действие, доходчиво разъяснить
смысл его поступков. Ни в коем случае
нельзя запугивать ребенка, угрожать
ему.

Если что-то запрещается категорически,
то следует предложить малышу альтернативу.
Запретив одно, нужно сразу же предложить
что-то другое, нельзя оставлять ребенка
в бездеятельном состоянии. И все же
ребенок может расшалиться, перестать
слушать взрослого.

В этом случае для
малыша первого и второго годов жизни
действенным будет метод отвлечения:
«Смотри, к нам птичка прилетела!» На
третьем году жизни использование метода
отвлечения следует рассматривать как
шаг назад.

Конструктивным в данном
случае будет предложение ребенку на
выбор нескольких интересных дел. Свобода
выбора импонирует формирующейся
личности, так как не сковывает ее
самостоятельности, инициативности.

Задача взрослого
— донести до сознания детей мысль о
том, что есть запреты, которые даже не
обсуждаются. Их всего два:

  • запреты на действия, связанные с угрозой жизни как самому ребенку, так и окружающим (нельзя стучать кубиком по стеклу, толкать бегущего товарища и т.п.);
  • запрет на действия, предполагающие относительный комфорт за счет других, то есть запрет на безнравственное поведение (отказ убирать за собой игрушки, самостоятельно раздеваться и т.п.).

В воспитании
малышей могут иметь место порицания,
но не суровые наказания. Шлепок
демонстрирует бессилие взрослого,
бессмысленное усаживание на стул также
не имеет эффекта.

Ребенок в силу
особенностей возраста не сможет долго
усидеть на стуле и найдет для себя
занятие под стулом, а то и вовсе сбежит,
забыв о первопричине наказания.

Еще
хуже, когда взрослый пытается наказать
ребенка трудом: «Что ты все бегаешь и
бегаешь! Лучше иди покорми рыбок!»

Останавливая
нежелательные действия малыша, взрослый
не должен поддаваться эмоциям. Следует
грамотно и спокойно разобраться в
происходящем. При этом важен стиль
порицания: взрослый должен выражать не
гнев, а огорчение (малыш чутко улавливает
разницу). Сочувствуя огорчению взрослого,
ребенок искренне раскаивается в
содеянном, надолго запоминает этот
эпизод.

Гневные слова в адрес малыша
могут привести к неожиданным результатам.
Ребенок второго года жизни начнет
удивленно рассматривать лицо разгневанного
взрослого, прислушиваться к возбужденному
голосу, не вникая в суть происходящего.

Ребенок третьего года жизни может
замкнуться, почувствовав дискомфорт и
решить: «Меня не любят!» Некоторые дети
конца третьего года жизни пробуют
хитрить: «Это не я!», «Он сам!..» и т.п.

Взрослый должен
порицать не личность, а поступок ребенка:
«Костя! Ты такой добрый, а тут вдруг
толкнул маленькую Олечку!»

Порицание должно
сразу же следовать за проступком, чтобы
ребенок понял его справедливость.
Педагогическая ценность порицания
пропадает, если воспитатель говорит:
«Вечером придет папа, я ему расскажу!..»
К вечеру малыш напрочь забудет о своем
поступке, так как память его кратковременна.

В ходе воспитательного
процесса важно дозировать запреты и
наказания. Частые ограничения сковывают
детскую активность, замедляют развитие
интеллекта. У одних детей резко снижается
эмоциональный тонус, пропадает интерес
к окружающему.

Дети, находящиеся в
угнетенном состоянии, довольно длительное
время могут отказываться от игры и т.п.
Другие бунтуют, кричат, протестуют
против ограничения свободы собственных
действий, становятся раздражительными,
обидчивыми.

Часто они отказываются идти
в группу к невнимательному воспитателю.

Внимательный
взрослый должен уметь предотвратить
нежелательные действия детей.

Поводов
для срыва поведения у малышей достаточно:
пограничное состояние здоровья (ребенок
заболевает), недостаточное удовлетворение
тех или иных органических потребностей
(не выспался); смена режима, дефицит
ярких, запоминающихся впечатлений;
недостаток или раздражающее обилие
игрового материала, а главное—неудовлетворение
потребности в полноценном, содержательном
общении со взрослым. Протестуя против
равнодушия воспитателя, малыш вдруг
начинает вести себя таким образом, чтобы
спровоцировать его на негативную оценку.
Так ребенок старается обратить на себя
внимание взрослого.

Послушание
достигается единством требований
взрослых в семье и дошкольном учреждении,
атмосферой любви и понимания, искренним
интересом взрослых к делам и успехам
малыша, их умением предупреждать
негативные проявления ребенка. Необходимо
жить интересами детей, предлагать им
увлекательные виды деятельности, сузить
до минимума круг запретов.

Раннее детство —
самоценный период, наполненный богатым
содержанием, познавая которое взрослый
совершенствует свое мастерство.

Постоянно
помня о том, что организм малышей хрупок
и раним, он чутко реагирует на изменения
самочувствия и настроения детей.

Учитывая
быстрый темп развития малышей, он меняет
методы и приемы руководства, опираясь
при этом на их возрастные особенности,
уровень развития каждого ребенка,
индивидуально-типологические особенности
детей.

Эффект
воспитательно-образовательной работы
напрямую зависит от личности воспитателя,
который большую часть времени занят
творческим процессом воспитания растущей
личности.

По стилю поведения
воспитатели отличаются друг от друга.
В практике работы с детьми выделяют
четыре типа
воспитателей.

Воспитатель
авторитарного типа общения. Он четко
отдает команды детям, не терпит возражений
(«Мое слово —закон!»). Он сдержан,
подтянут, энергичен. В группе у него
всегда чистота и порядок. У детей
отмечаются высокие показатели навыков
самообслуживания. Воспитатель акцентирует
внимание на неумении детей что-либо
делать, их незнании чего-либо.

Он не
отмечает успехи малышей, искренне веря,
что это — всего лишь результат воспитания.
Детям неуютно в группе у такого
воспитателя. Не слышно смеха, веселых
разговоров. Малыши неуверенны, подавлены,
тревожны. Они постоянно ждут распоряжений,
чтобы сразу выполнить их, не проявляют
самостоятельность, инициативу. В детский
сад дети идут неохотно.

Экзальтированный
взрослый. Стиль его общения следует
охарактеризовать, как гиперопека:
воспитатель каждого умоет, накормит,
оденет, приголубит, обнимет. Он хвалит
сразу всех детей. Конфликтов старается
не замечать. Когда же надо разобраться
в конфликте, начинает суетиться, много
и без дела говорить, целовать обиженного,
а заодно гладить по голове обидчика.

Дети постоянно
обращаются к воспитателю с жалобами по
поводу мнимых болячек в ожидании
поцелуев. Малыши у такого педагога
неоправданно самоуверенны, малочувствительны
к порицаниям.

Они не знают границ
дозволенного, не понимают значения слов
«хорошо—плохо».

У них начинает развиваться
нравственная глухота, так как они не
умеют выражать сочувствие, доброжелательность,
отказываются помогать друг другу, не
умеют вести себя в коллективе, разбрасывают
игрушки, дерутся.

Отстраненный
взрослый. Его не интересует реальная
жизнь воспитанников. Он равнодушен к
детям, редко выражает свое отношение к
происходящему. Его случайные оценки
беспочвенны и лишают детей каких-либо
ориентиров. Для него характерен
попустительский стиль поведения.

Дети у такого
педагога лишены всякого руководства,
постоянно испытывают чувство
неудовлетворенного притязания,
дискомфорт. В группе тихо, дети скучают.

Не выдерживая этого, некоторые из них
своим негативным поведением вынуждают
взрослого обратить на них внимание. Так
они проверяют границы дозволенного.
Другие хитростью, обманом пытаются
получить положительную оценку.

В основном
дети неохотно идут в группу к такому
воспитателю.

Воспитатель
демократического стиля общения. Это
доброжелательный, открытый для общения
человек, любящий свое дело и детей, с
чувством юмора. Дети без оглядки отдают
ему свою любовь.

Основная задача
такого воспитателя — постоянно
самосовершенствоваться, стремиться к
новым знаниям, соответствовать притязаниям
своих воспитанников.

Этот воспитатель
знает возрастные и индивидуально-типологические
особенности детей, старается уделять
внимание каждому ребенку, справедливо
и с любовью относится ко всем, не выделяя
кого-либо особо.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector