Рекомендации родителям по развитию ребенка

Алена Лепилина

Каждый родитель мечтает воспитать здорового, счастливого и гармоничного развитого ребенка. На этом пути он сталкивается с препятствиями и вопросами, на которые нет ответа.

Или, наоборот, слишком много ответов и непонятно, какой из них правильный. Остается опираться на здравый смысл и мнение экспертов.

Выбрали из книг полезные советы, основанные на достижениях науки и практике, которые станут хорошим подспорьем для родителей.

1. Позволяйте детям играть чаще

С 1955 года уменьшается время, которое дети тратят на игру, но при этом у них повышается уровень тревожности, чаще наблюдаются депрессия, ощущение беспомощности и одновременно детский нарциссизм и снижение эмпатии. Неприятная статистика. Но в силах взрослых, каждого из нас, дать своему ребенку то, что требуется ему для гармоничного развития. Игра в этом смысле нужна как воздух.

Почему сокращение времени на игру влечет за собой расстройства эмоционального и социального характера? Игра — естественный способ научить детей решать их проблемы, контролировать желания, управлять эмоциями, смотреть на проблему с разных точек зрения, обсуждать разногласия и общаться друг с другом на равных. Другого способа освоить эти навыки нет. Вот почему так важно, чтобы ребенок проводил много времени играя.

2. Стимулируйте любознательность

У детей есть врожденная склонность к познанию мира, которую обязательно нужно поддерживать. Один из способов это сделать — показывать все возможные, самые разнообразные варианты решения задач.

Эксперименты подтверждают эту идею: если в процессе игры ребенку сразу показать одну-единственную функцию игрушки, он придет к выводу, что та больше ничего не умеет.

А вот когда игрушку давали ребенку «на откуп», они догадались использовать ее по-разному, не одним способом.

Рекомендации родителям по развитию ребенка

источник

Вывод прост. У тех, кого не учили специально, не было причин думать, что им показали все возможные варианты, поэтому они начинали изучать ее тщательнее и открывали для себя новые возможности использования. И это относится не только к играм. Но и к жизни.

3. Разрешайте ребенку дружить со старшими

В разновозрастных группах у маленьких детей есть возможность заниматься тем, что было бы слишком сложно или опасно делать самостоятельно или в группе ровесников. Еще они могут чему-то учиться, просто наблюдая за более старшими ребятами и слушая их разговоры. Старшие эмоционально поддерживают младших и заботятся о них лучше, чем ровесники.

В 1930-х годах русский психолог Лев Выготский вывел термин «зона ближайшего развития». Он означает деятельность, которую ребенок не в состоянии выполнять сам или с ровесниками, но может выполнять при участии более опытных людей. Выготский предполагал, что дети получают новые навыки и развивают мышление, взаимодействуя с другими в зоне своего ближайшего развития.

Вот почему возможность общаться с детьми постарше важна для физического, социального, эмоционального и умственного развития ребенка.

4. Живите сами по «правилу 4:30 утра»

Ультрамарафонец Трэвис Мейси рассказывает о «правиле 4:30 утра», которого всегда придерживался и его отец, и он сам. Начиналось оно, как нетрудно догадаться, с раннего подъема. Но смысл не в этом.

По крайней мере, не весь смысл.

Отец Трэвиса, Марк, был отцом двоих детей, много работал над своей карьерой адвоката, увлекался бегом и ездой на велосипеде и начал участвовать в гонках, которые вскоре привели его к соревнованиям на сверхмарафонские дистанции.

И сейчас, когда ему за шестьдесят, папа живет в том же режиме, только теперь он просыпается в четыре утра (а то и еще раньше). Он участвует во всех важных моментах жизни своих внуков и по-прежнему никогда не пропускает мои соревнования. Невероятно. Поразительно.

Рекомендации родителям по развитию ребенка

Трэвис Мейси вырос прекрасным семьянином, любящим отцом и спортсменом с невероятной силой духа, — источник

Тренировки и соревнования шли вразрез с его главными задачами как семьянина и профессионала. Но как человек, стремящийся жить полной жизнью и добиваться успеха во всем, он твердо решил сделать так, чтобы все это каким-то образом заработало вместе. И придумал. Папа знал, что лучшее время для работы — раннее утро.

Пока другие люди спали или медленно раскачивались перед началом рабочего дня, папа уже работал.

Просыпаясь каждое утро не позже 4:30, папа успевал съездить в офис поработать, потом устроить обеденную пробежку, вернуться на несколько часов на работу, по дороге домой остановиться у велотрассы и прокатиться на горном велосипеде и вернуться домой достаточно рано, чтобы провести с нами время и посетить все наши внешкольные мероприятия.

В чем смысл этого правила? Как родители, вы должны быть тверды в своих решениях.

Кратко — если заранее принимаешь решение, то, когда приходит время действовать, уже не отвлекаешься на мысли о том, хочется тебе это делать или нет.  Не стоит воспринимать это правило буквально; подъем в 4:30 утра — лишь пример того, какой твердой волей нужно обладать, чтобы достичь успеха.

Твердое внутреннее обязательство — в отношении воспитания ребенка, семьи, отношений (или программы тренировок и проекта на работе) — это самое важное, что только можно сделать в жизни. С этого все начинается. И вы подаете детям достойный пример.

5. Поддерживайте ребенка

Психологи вывели формулу: 10 000 часов практики равны экспертности в любом деле.

В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью.

Моцарт начал писать музыку в 6 лет, а первые его великие произведения появились только лишь к 21 году. Или еще пример: чтобы стать гроссмейстером, также требуется около десяти лет. (Только легендарный Бобби Фишер пришел к этому почетному званию быстрее: у него на это ушло девять лет.

Но не три года и не год!) Рекомендации родителям по развитию ребенка 10 000 часов эквивалентны 3 часам практики в день, или 30 часам в неделю на протяжении десяти лет.

Рекомендации родителям по развитию ребенка

источник

Если вы заметили талант у своего ребенка, дайте ему его раскрыть. Без поддержки родителей невозможно наработать 10 000 часов. Помните: 10 000 часов — это очень-очень много.

Дети и молодые люди не в состоянии в одиночку наработать такое количество часов. Нужны поддержка и помощь родителей. Такой стиль воспитания называется «совместным развитием».

Его задача — активно «стимулировать и оценивать таланты, умения и побуждения ребенка».

6. Учите детей отличать хорошее от плохого

Если плохой поступок вознаграждается, то молодой мозг может определить его как полезный с точки зрения выживания индивидуума. Если ребенок, проявляя агрессию, получает поддержку, а проявляя стремление к взаимодействию, такой поддержки не получает, его мозг может легко запомнить, что агрессия хороша для его выживания.

Если малыш получает вознаграждение, будучи больным, и теряет его, выздоровев, у него формируются соответствующие долговременные связи.

Рекомендации родителям по развитию ребенка

источник

Мозг учится не у экспертов по детскому воспитанию и не по учебникам этикета. Он учится на основе изменения содержания в нем тех или иных нейрохимических веществ. Каждый раз, когда вы и ваши дети были вознаграждены или, наоборот, чувствовали угрозу, то добавляли новые цепочки в нейронную инфраструктуру, которая подсказывает, где искать уважение, признание и доверие в будущем.

7. Пусть ваши дети чаще чувствуют себя счастливыми

Счастливые моменты в прошлом создают особые связи между нейронами, которые готовы к тому, чтобы производить «гормоны счастья» в следующий раз, когда вы испытаете подобные позитивные ощущения. Другими словами, чем чаще ваш ребенок будет чувствовать счастье и радость, тем легче ему это дастся во взрослой жизни.

Рекомендации родителям по развитию ребенка

источник

Например, у ребенка, который пользуется большим уважением своих родителей, поскольку умеет обращаться с компьютерами, формируются нейронные связи, которые позволяют ему ожидать большей радости при оказании такой помощи другим людям. Он повторяет свои действия, и в его нервной системе появляются новые нейронные пути счастья.

Каждый позитивный момент укрепляет нейронные пути, а наш мозг устроен так, что «обращается» к тем путям, которые самые крепкие и используются чаще всего. Человек накапливает опыт с самого детства, а потом обращается к нему всю свою жизнь.

8.  Обнимайте детей чаще

Прикосновения и объятия — это не чья-то прихоть. Есть четкая физиологическая основа, которая делает и взрослых и детей счастливыми, когда они выказывают привязанность друг к другу. Окситоцин — «гормон счастья», который выделяется у млекопитающих.

Рождение детей также вызывает значительный прилив окситоцина. Причем как у родителей, так и у детей. Воспитание чужих детей тоже способствует повышению уровня окситоцина.

Окситоцин дарит нам удовольствие быть спокойными рядом с теми, кому мы доверяем.  Это не осознанное решение, а скорее физическое чувство безопасности.  Нейронные пути, формирующиеся с участием окситоцина, возникают в течение всей нашей жизни. И очень важно формировать их в детстве, чтобы ребенок чаще чувствовал радость от жизни.

Читайте также:  Острый бронхиолит у детей

9. Оставьте идею, что вы определяете будущее своего ребенка

Если мы сами ценим свободу и несем ответственность за свои поступки, то должны уважать право ребенка самостоятельно прокладывать свой жизненный путь. Наши стремления не могут стать стремлениями ребенка, равно как и наоборот. Поиски собственного курса начинаются с раннего детства.

Чтобы научиться отвечать за себя, дети должны научиться принимать решения каждый час, день или год, и этому они могут научиться только на практике.

Все любящие и заботливые родители пекутся о будущем своих детей, поэтому им тяжело не пытаться их контролировать. Но любая попытка, совершенная под контролем, не приведет к цели. Когда мы стараемся определить судьбу ребенка, то не даем ему распоряжаться его жизнью и учиться на собственных ошибках.

Рекомендации родителям по развитию ребенка

источник

Подумайте о своем детстве и вспомните самый счастливый момент. Где вы были? Что делали? Кто был с вами рядом, если был? Правда, приятное чувство? Когда мы становимся родителями, одна из главных наших задач — сделать так, чтобы у ребенка было как можно больше счастливых воспоминаний и умений и навыков, которые помогут ему во взрослой жизни.

По материалам книг: «Свобода учиться», «Гении и аутсайдеры», «Ультрамышление», «Гормоны счастья»

Обложка поста: pexels

Рекомендации родителям по воспитанию дошкольников. Советы психолога

Дошкольный возраст детей является наиважнейшим, потому что за этот период они учатся большему, чем за всю жизнь. Эти знания будут основой для каждого ребенка и послужат  в дальнейшей жизни.

В этой статье собраны  самые важные рекомендации родителям по воспитанию дошкольников.

 Рекомендации родителям по воспитанию дошкольников

  • Подготовить ребенка к школе.

Обучайте ребенка в интересной  игровой форме:  нужно овладеть речевыми навыками, развить логику, мышление. Для этого пользуйтесь развивающими играми: пазлы, раскраски, лепка, рисование, музыка.

Эти навыки ребенку пригодятся в будущем. В детском саду ребенка научат многому, но нужно помнить, что образование – это двусторонний процесс, в котором сообща участвуют родители и педагоги. Не оставляйте образовательную функцию на плечи педагогов, занимайтесь детьми сами.

  • Форма обучения — игровая.Рекомендации родителям по развитию ребенка

Не рубите на корню стремление ребенка к новым знаниям. Обучайте ребенка так, словно вы с ним играете. Не учите его тому, что учиться надо, должен. Пусть он учиться, познает не с позиции «надо», а с позиции «интересно». Развивайте в нем тягу к обучению, пусть ему будет интересно, для этого найдите такую форму, чтобы у него было желание учиться и демонстрировать свои умения.

Не останавливайтесь на том, что ребенок говорит. Обратите внимание, как он говорит. Оцените роль речи в жизни человека.

Ребенок должен не только говорить, но и уметь выражать свои мысли точно, словарный запас должен быть расширенным.   Играйте с ним в различные игры, где нужно воображение, и знакомство с новыми словами или воспользуйтесь играми развивающими речь ребенка.

Не останавливайтесь на том, что ребенок знает базовые слова, расширяйте словарный запас слов.

Если вы  думайте, что всему этому он научится в школе, то обратите внимание на тот факт, что есть много людей, которые не могут выражать мысли, и у них скудный словарный запас, то есть не оставляйте эту задачу  школе.

Советы логопеда: обследовать процесс формирования речевого аппарата. В последнее время чаще встречаются дети, которым требуется подрезание уздечки языка. Нужно, чтобы логопед обследовал артикуляционный аппарат, и дал рекомендации ребенку. Не забывайте об артикуляционной гимнастике.

Советы логопеда родителям дошкольников

Говорите с ребенком правильной речью, не нужно подражать детям и использовать детские выражения. Наоборот, дети, услышав речь взрослого, будут подражать ему. Когда родители говорят с дошкольниками «детским» языком, это приводит к проблемам с речью и мышлением. Чем лучше речь, тем лучше будет письмо.

Рекомендации родителям для дошкольников о здоровье

Рекомендации родителям по развитию ребенка Родители должны привить в ребенке желание быть здоровым и сильным. Для этого нужно культивировать здоровый образ жизни, дать понять, что здоровье и сила взаимосвязаны. Этим самым ребенок должен научиться бережно относится к здоровью.

Зная, что здоровье ребенка – бесценное богатство, нужно беречь и укреплять его физическое и психическое здоровье.

В  дошкольном возрасте родители должны обратить внимание на:

  • Психическое здоровье (благоприятная обстановка в семье, исключение стрессовых ситуаций);
  • Очень важен и режим дня дошкольника — ведь если его не установить в этом возрасте, позже ребенку  будет еще тяжелее.
  • В этом возрасте слабо развиты мышцы, поэтому нельзя долго находиться в статической позе.  Активная деятельность поможет избежать такого диагноза, как  гиподинамия.
  • Ребенок должен быть ознакомлен с правилами гигиены, которые должны соблюдаться. Гигиена – основа здоровья.

Возраст дошкольника  является  важным. Ведь, в этот период он научится тому, чему сложно обучиться в старшем возрасте.

Например, если по какой-то причине ребенок до 6 лет не научился говорить, то с каждым годом шансы на то, что он научиться, уменьшаются. И чем ребенок взрослее, тем труднее его научить навыкам, которые он приобретает до школы.

  Используйте период, когда он впитывает информацию как губка, и заложите в него знания и навыки, которые будут инструментом для его обучения в школьный период.

Методические рекомендации родителям по воспитанию детей

Рекомендации родителям по семейному воспитанию — это советы, как растить ребенка психологически здоровым и счастливым. Векторы, задающие направление развития в зависимости от принятых в семье ценностей.

Рекомендации родителям по развитию ребенка

Рекомендации по воспитанию ребенка

Чтобы не вырастить беспомощного царя природы, внимательно прочитайте эти методические рекомендации родителям по воспитанию детей и подумайте, как вы сможете применить их в жизни:

  1. Родительская любовь — это прекрасно. С любовью хвалите его за успехи и объясняйте, где он не прав. Не оправдывайте любое его действие, не превращайте любовь в безнаказанность.
  2. Постарайтесь минимизировать свою помощь. Дайте возможность падать, царапаться, пачкаться — вести обычную ребячью жизнь. Если вы будете подхватывать, не дав понять, что пол жесткий, а матрас мягкий — он не научится сам распознавать опасность.
  3. Не взваливайте на него собственные ожидания. Все хотят вырастить президентов, великих ученых, но судьба несчастного президента гораздо хуже судьбы счастливого дворника.
  4. Предоставьте ему возможность выбирать самому. Начиная от выбора погремушки, заканчивая спутником жизни, профессии и проч.
  5. Не давите его авторитетом, заставляя что-то выполнить. Постарайтесь объяснить, зачем это нужно, сделайте это вместе.
  6. Если в семье детей несколько, заранее готовьте старших к появлению маленького. Не говорите им, каким он станет хорошим, не вызывайте ревность.
  7. Не меняйте принятые традиции в ущерб старшим детям — не прекращайте совместных прогулок, игр.
  8. Не наказывайте по возрастному признаку — «ты старше, ты и отвечай». Всегда справедливо разбирайте причины ссор. Не увлекайтесь фразой: «Вы уже большие». Вы добьетесь противоположного результата — старшие будут уверены, что любят только маленьких и глупых, и вести себя соответствующе.
  9. Некоторые советы от психолога кажутся неверными, например, не сравнивать детей. А как же здоровая конкуренция? Запомните, вы должны научить детей не соперничеству, а любви.
  10. Развивайте мелкую моторику, она напрямую связана с уровнем развития речи. Завязывайте вместе узелки, лепите из пластилина, глины, рисуйте. Поиграйте в Золушку — кто быстрее переберет крупу. Есть огромное количество игр для развития моторики.
  11. Научите анализировать и рассуждать предметно. Спрашивайте, что он увидел в мультфильме, кто главный герой, о чем этот мультик. Если прочитали книжку, попросите пересказать. Развивайте коммуникацию, не заменяйте живое общение гаджетами. Задавайте такие вопросы, на которые есть развернутые ответы.
  12. Если ребенок ходит в детский сад, обсуждайте с ним его «рабочий» день. Не поощряйте необъективные жалобы по принципу «все плохие, один Вася хороший». Объясните, в чем он неправ, и наоборот.
  13. Научите его правилам безопасности на улице и в помещении. Выучите вместе полное имя, адрес, как зовут родителей.
  14. Основной вид деятельности в этом возрасте — игра, поэтому играйте в школу. Длительность «занятий» — не больше 15-30 мин. Постепенно развивайте усидчивость: сделайте перерыв, если малыш устал. Вернитесь к занятию и закончите его. Вот еще для чего нужны рекомендации для родителей — помочь дошкольнику войти в новый этап его жизни.
  15. Начните закаливание — это адаптация ребенка к действию внешних факторов, повышение защитной реакции иммунной системы. Главный фактор успеха закаливающих процедур — их постоянство и непрерывность. Эффект длится недолго, поэтому не прекращайте процесс. Бессистемность вызовет обратное действие и уменьшит сопротивляемость организма.
  16. Закаливание должно приносить удовольствие, не заставляйте малыша терпеть неприятные ему ощущения. Контрастные обливания — это не смена холодной и горячей воды! Температурная вилка — не больше 6 °С для годовалых и 8-10 °С — для детей 7-6 лет.
  17. Забудьте о лишении прогулок как о виде наказания. Совместная игра поможет понять ребенка, выработать верную линию поведения.
Читайте также:  Плохое поведение ребенка в общественных местах

Скачать рекомендации по воспитанию

Что советуют психологи

Родители обращаются к психологу, когда чувствуют, что не справляются с воспитанием. Специалист работает со взрослыми, так как это они допускают ошибки, приводящие к пассивности, неуверенности в себе или агрессии и своеволию малыша.

Гиперопека

Гиперопекаемым детям сложно самореализоваться, найти себя в жизни и понять, что он хочет и на что способен. Все потому, что слишком заботливые мамы все решают за него. По сути, живут за него. Вы проецируете на ребенка собственные страхи, несбывшиеся мечты, что-то доказываете своим родителям — причин гиперопеки много. Последствия одинаковые — несчастливые дети.

Что делать, если вы обнаружили, что слишком опекаете ребенка? Совет первый и главный — постарайтесь увидеть в нем самостоятельную личность, без оглядки на возраст.

Забудьте выражение: «Я знаю больше тебя». Вы не можете знать, что требуется другому человеку. Поэтому меньше говорите, больше слушайте. Тогда вы узнаете, что хочет ваш малыш.

Возможно, вы удивитесь — его желание не совпадет с вашим.

Прежде чем что-то сделать за него или предложить выход, сосчитайте до 10, и вы увидите — он все прекрасно умеет делать сам. Открытие, да?

Сверхконтроль

Сверхконтроль — брат гиперопеки. Проявляется в стремлении контролировать абсолютно все и находиться рядом 26 часов в сутки. Последствия — грубость, агрессия, нежелание видеться с родителями. Вам это нужно? Тогда избавляйтесь от привычки к контролю. Прежде всего научитесь доверять.

Как и в первом случае, рекомендация родителям от психолога — сдерживайтесь. Перед тем как что-то запретить, подумайте, почему вы это запрещаете? Потому что есть реальная опасность или вы просто не хотите волноваться? Вы поймете, что основной мотив запретов — ваш эгоизм.

Поощряйте самостоятельность. Не пытайтесь что-то сделать вместо него, пусть попробует сам. Не надо объяснять, что синий цвет красивее красного, дайте высказаться ребенку, и вы узнаете, что он любит желтый. Стоп! Он любит желтый. И это совсем не означает, что ваш вкус лучше. Он просто другой.

Гипоопека

Не менее опасные последствия несет в себе слишком либеральный стиль воспитания. Встречается не только у эмоционально незрелых родителей, но и во вполне нормальных семьях.

Родители слишком заняты собой, карьерой, на ребенка просто не остается времени. Он предоставлен сам себе. Деформация личности в этом случае еще сильнее, чем в первых двух.

Такие дети легко подвержены влиянию любого манипулятора, быстро попадают в зависимости.

Начинается это еще в грудничковом возрасте, когда мама боится взять на руки плачущего кроху, чтобы не приучать к рукам. Не ласкает, не целует, чтобы не вырос «размазней». Все это странные стереотипы. Найдите вечером полчаса и почитайте книжку на ночь. Обнимайте его, целуйте, говорите, что любите сильно-сильно. Ребенку очень важно это знать.

Скачать советы психологов

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Ростова

Практические рекомендации психолога родителям

по воспитанию детей на каждый день

Начиная разговор о рекомендациях в воспитании детей, хочу обратить Ваше внимание на то главное, что является основой основ воспитания – любовь к ребенку.

Никакой совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви.

Причем, любовь не за то, что ребенок красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Любите его не за ум, талант, красоту или одарённость, а просто за то, что он есть!

Говорите о своей любви к ребенку. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день, а лучше 8.

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться. Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.

Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.

Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в вашем доме, чтобы ребенок не натворил.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени. У ребенка может быть семейное имя – имя, которое звучит в кругу семьи – это может быть производное от его имени Ната, Тата, Нюша или Зайчик, Солнце и т.д.

Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.

Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу… Речь в этом случае может быть строгой, но не в коем случае резкой или грубой. В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей.

Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют.

Никогда не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у Вас плохое настроение. Для этого важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние (спокойная музыка, недолгая прогулка, 15 минут отдыха в тишине (после работы необходимы каждому!) – у каждого свои механизмы восстановления).

Главное – оцените поступок, а не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка).

Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно.

Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д.

Как нельзя осуждать личность, так нельзя осуждать чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Например, «Посмотрите – ка обидели..» Раз эти чувства возникли у ребенка, значит, для этого есть основания, об этом можно поговорить (активное слушание).

Никогда не вспоминайте о уже совершённых им ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом.

Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, это провоцирует заниженную самооценку, неуверенность в своих силах, тревожность и пр. проблемы.

Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем – 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями.

Если Вы заметили, что Ваш ребенок в данный момент наполнен негативными эмоциями, поговорите с ним об этом. Можно использовать активное слушание.

Активно слушать переживания и потребности ребенка – значит, возвращать ему в беседе то, что он Вам поведал, обозначая его чувство, причем в повествовательной, не в вопросительной форме.

Это помогает создавать доверительную атмосферу в Ваших с ребенком отношениях.

Если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Для этого используйте «Я-сообщения» в разговорах с Вашим ребенком. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Делиться своими чувствами – значит доверять.

Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей (что я чувствую, что другой чувствует). Развивать способность к эмпатии (сочувствию).

Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. Физические наказания, основаны на страхе перед болью.

Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности взрослые должны быть обязаны, когда в процессе порки слышат фразу: «Прости, я больше не буду!».

Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины – он как бы расплачивается за проступок.

Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое. Другими словами, лучше наказывать, двигаясь в направлении от «плюса» к нулю, чем от нуля к «минусу»; причем под нулем подразумевается нейтральный, ровный тон Ваших взаимоотношений.

Читайте также:  Как понять, что у ребенка начался кризис 3-х лет?

А что означает «плюс»? Например, в семье заведено, что по выходным дням все вместе отправляются на прогулку, мама печет вкусный пирог, папа идет с детьми на рыбалку… Когда взрослый уделяет им специальное внимание, и с ним интересно – это настоящий праздник для ребенка.

Если случается непослушание или проступок, то «праздник» отменяется.

А какой практический вывод? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций.

Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно.

Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и Вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.

Похвала за усилие любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное — отметить старание.

Оставить это без положительной оценки нельзя.

Тот факт, что Вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой. Повышение самооценки.

Иногда родители не правильно используют поощрения: убрал игрушки — вот тебе шоколадка, получил «пятерку» — получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели, только если за этим последует вознаграждение.

Старайтесь максимально больше проводить с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. Часто родители жалуются: «Нет времени», важно не сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время (пусть даже 5 минут), организуете.

Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например, мне с тобой хорошо. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится как ты… Я по тебе соскучилась. Давай посидим, поделаем вместе. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший. Что укрепляет уверенность ребенка, его чувство самоценности, его самооценку.

Выполняйте свои обещания! Потому что верить больше не будут! А восстановить доверие ребенка очень нелегко.

Притча «Мудрец и бабочка».

Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду.
Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он.
Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав». Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:

— Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: – У тебя в руках бабочка. Тогда он спросил мудреца: – Скажи, живая она или мертвая? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: – Все в твоих руках.

Консультация для родителей и педагогов: «Рекомендации педагогам и родителям по развитию внимания, памяти и восприятия у детей»

  • Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
  • «Центр развития ребёнка-детский сад №2»
  • Консультация для родителей:
  • «Рекомендации педагогам и родителям по развитию
  • внимания, памяти и восприятия у детей»
  • Подготовила:
  • Педагог доп.образования

Данилова Е.Е.

Рекомендации педагогам и родителям по развитию внимания:

Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

  1. * Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
  2. * Часто менять формы деятельности.
  3. * Использовать на занятиях элементы игры.
  4. * Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
  5. * Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
  6. * Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
  7. * Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
  8. * Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.
  9. * Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
  10. * Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
  11. Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

* «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

  • * Игры-головоломки.
  • * Загадки.
  • * «Найди отличия».
  • * «Найди два одинаковых предмета».

* «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

* «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

* «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

* «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

* «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия.

  1. Рекомендации педагогам и родителям по развитию памяти детей:
  2. * Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
  3. * Обучать культуре запоминания.
  4. * Учить вспоминать последовательность событий.
  5. * Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
  6. * Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
  7. * Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
  8. * Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

Игры и упражнения для развития памяти

* «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.

* «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

* «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.

* «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

* «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен её найти. * «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.

* «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядкё он надевал предметы одежды утром.

* «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

* «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

* «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его. * «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

* «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

  • Рекомендации педагогам и родителям по развитию восприятия у детей:
  • * Учить детей различать предметы на ощупь.
  • * Формировать умение выделять признаки в предмете.
  • * Учить соотносить предметы по величине.
  • * Учить способам распознающего наблюдения.
  • * Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
  • * Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
  • * Формировать умение составлять из частей целое.
  • * Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
  • * Различать основные признаки разных времен года.
  • * Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.
  • * Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
  • * Формировать сенсорные эталоны формы.
  • * Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

* Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector