Ребенку нужен репетитор или он должен учиться самостоятельно?

Решили, что ребенку нужен репетитор, но не знаете, какому специалисту отдать предпочтение? Разобраться и сделать правильный выбор поможет основатель центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин. В своей статье для 7days.ru он рассказал, как обезопасить ребенка от многолетних, но безрезультатных занятий. Просто нужно задавать репетиторам правильные вопросы:

В этой статье мы разберем, чем может помочь и навредить репетитор, а также, как правильно выбрать такого специалиста. Для начала поясню, что у вас, у родителей, есть цель, которую нужно обязательно донести до репетитора. Если он работает бесцельно, то выполняет одну цель – свою, а именно: обеспечить себя на социально-приемлемом экономическом уровне (а вы его обслуживаете).

Какие бывают цели

Есть самые простые цели, на которых, к сожалению, зацикливается большинство родителей – это тактические школьные цели. Например, не получить двойку за “домашку” по русскому языку, сдать контрольную в четверг, учиться без троек в четвертях и в году, ну и, конечно, чтобы не было стыдно на родительском собрании.

Есть цель полустратегическая – это сдача ЕГЭ, потому что от результата зависит дальнейшее образование детей.

Ребенку нужен репетитор или он должен учиться самостоятельно?

А есть цели стратегические – они влияют на дальнейшую успешность ребенка.

К ним относятся: любовь к обучению (не отвращение), умение учиться самостоятельно и понимание ценности обучения как средства достижения целей (например, дети не понимают, что играть на компьютере можно хоть целый день, стоит только делать домашнее задание быстрее. Остальное время можно будет потратить, как хочешь). Ребенок должен понимать ценность того, что он делает, и то, что результаты его деятельности влияют на его жизнь.

Положительное влияние репетитора

Ребенку нужен репетитор или он должен учиться самостоятельно?

Репетитора часто приглашают, когда ребенок отстает по школьной программе. Это происходит по 2 причинам. Первая – пробелы в школьном материале. Их нужно устранять. Хороший специалист как раз этим и должен заниматься – подготовить ребенка к восприятию новой информации (“закрыв” все что было непонятно, пропущено, забыто), а не делать с ним текущее домашнее задание.

Вторая причина – неготовность психических процессов воспринимать информацию в школе на нужной скорости, удерживать внимание, решать задачи и т.д. Эта проблема ни школой ни репетитором не решается – в педагогических вузах этому не учат.

В итоге ребенок дальше не участвует в образовательном процессе, демотивируется, обесценивает саму учебу, а сложность от класса к классу увеличивается.

Это можно исправить лишь целенаправленным изолированным тренингом психических процессов, что мы делаем на курсе “Учись учиться”.

Бывает, что у ребенка нормальные психические процессы и нет пробелов в прошлом материале, но математика, например, идет очень туго (ну сложно и все тут).

В данном случае репетитор может помочь, применив одну тактическую хитрость, а именно проходить предмет немножко вперед (брать скелет новой темы, учить на карточках основные термины, классификации, понятия, объяснять самые сложные моменты).

Иными словами, репетитор подготавливает ребенка к восприятию нового материала. Такие случаи редки, но встречаются. Репетитор может показать, что предмет, на самом деле, легкий и вернуть мотивацию.

Ребенку нужен репетитор или он должен учиться самостоятельно?

Также репетитор может подготовить к ЕГЭ на высокий балл, не обращая внимание на средний уровень класса (определенная скорость и сложность). Если вам нужен МГУ, то репетитор не помешает.

Отрицательное влияние репетитора

Ребенку нужен репетитор или он должен учиться самостоятельно?

Негативные влияния, к сожалению, более часты. Начнем с того, что педагогическое образование репетиторы получают (если получают вообще) то же самое (в том же вузе), что и ваши школьные учителя. Поэтому ждать “чуда” не следует.

Нельзя забывать, что репетитор – это не только кладезь знаний, но и человек, который хочет есть. Не у всех есть постоянный источник дохода, поэтому он заинтересован заниматься с вами.

Если ребенок отстает по какому-то предмету, и репетитор годами с ним занимается, то в дальнейшем будет только хуже. Специалист должен прийти, обозначить сроки исправления ситуации и, соответственно, исправить ее.

По итогу ваш ребенок должен самостоятельно понимать материал.

Ребенку нужен репетитор или он должен учиться самостоятельно?

Постоянные занятия с репетитором приучают ребенка не воспринимать “сложного учителя в школе” и не пытаться делать непонятные домашние задания, ведь придет репетитор и все объяснит понятно. Зачем напрягаться, если с тобой индивидуально все разберут без стресса и усилий? Со временем ребенок разучится сам учиться и понимать даже легкий материал.

Если репетитор “хороший”, а занятия все равно постоянные – что-то тут не так! Возможно, у ребенка слишком сложная школа. Если это так, и ребенок к этой школе не готов, то в будущем он получит психические и физические проблемы, а не прочные глубокие знания, как вы ожидаете.. Мотивации к обучению у него и подавно не будет.

Ребенок не готов? – поменяйте школу, вы ведь не отправите чадо без шапки в минус 30 по 6 часов разгружать вагоны? Я надеюсь вы поняли, что “долгий” репетитор – это всегда плохой показатель. Либо репетитор делает “не то”, либо это замалчивание проблемы неразвитых психических процессов и неготовности ребенка к текущим нагрузкам.

Конечно, есть много хороших добросовестных репетиторов, но есть и те, кто готов годами наживаться на вас, а результат – дело десятое. Поэтому ваша задача – обойти таких “специалистов” стороной.

Ребенку нужен репетитор или он должен учиться самостоятельно?

Многие скажут, что есть исключение из правила “постоянный репетитор = плохо”, а именно – подготовка к поступлению в топовый вуз. Как известно, такая серьезная тренировка должна начинаться не в 11-м классе и даже не в 10-м.

Здесь есть оборотная сторона – существенный риск навсегда остаться “на костылях” и потерять самостоятельность в обучении, ведь поступление в “серьезный” вуз гарантирует “серьезное” обучение.

Большая проблема сегодня – дети, поступившие в вузы по олимпиадам, выдрессированные ежедневными репетиторами на высочайшие баллы, часто отчисляются на первом же курсе. Парадоксально то, что у них есть знания, но нет навыка самостоятельно учиться. Хороший вуз – это хороший уровень.

Когда появляется много новых предметов, а репетиторов больше нет, эти самые подготовленные ребята, привыкшие к разжеванному материалу, просто не справляются.

Что делать?

Самое главное, что вам нужно сделать – это определиться с целью. Она должна быть измеримой, например, достижение желаемого балла на ЕГЭ. Вы же у врача лечитесь не просто, чтобы лечиться? Если это подтягивание успеваемости, то целью может быть “подтянуться” до оценки “5” по биологии, что, опять же, значит необходимость убрать предыдущие пробелы и научить воспринимать материал самостоятельно!

Правильная задача – это чтобы ребенок сам делал домашнее задание и учился в школе. Если он отстал по программе, надо сделать так, чтобы он восстановил свою возможность учиться и дальше занимался без репетитора. По-настоящему хороший результат обучения у репетитора – это обучение без репетитора.

Например, в моей репетиторской практике с математикой это получалось. За 8-12 занятий я мог вывести ребенка на уровень “4”, сдачу непрофильного экзамена или дальнейшего самостоятельного обучения в школе.

При этом надо заметить, что занимались мы по 3 часа, столько же дети делали домашнее задание, и я использовал все технологии, которые легли в основу Advance.

Как оценить репетитора

Ребенку нужен репетитор или он должен учиться самостоятельно?

Когда определились с целью, надо должным образом оценить потенциального помощника для ребенка. Владение предметом вы оценить не сможете – даже диплом о профильном образовании не говорит, о том, что человек обладает знаниями. На самом деле, “5” или “3” на математическом факультете не влияют на уровень владения школьным материалом, ведь вузовское образование шире.

В моем случае в вузе не было вообще ни одного занятия по школьному материалу – мы изучали только высшую математику. Педагогическое образование, красный диплом и практика (с его же слов) – чисто формальные признаки. Их наличие еще не гарантирует того, что репетитор сможет помочь ребенку. Поэтому единственная адекватная вещь, которую вы реально можете оценить, это его ответы на ваши вопросы.

Этот список мы вам сейчас и дадим.

Что вы будете делать?

После того, как вы выяснили формальности (образование, специализация, опыт и т.д.), спросите, а как он будет учить вашего ребенка. Это логичный вопрос, потому что адекватный специалист прекрасно понимает, что он делает. В идеале в ответ он спросит, какая у вас цель.

Если такого вопроса не прозвучало, это должно насторожить: либо его программа для всех одинаковая либо он не понимает, что цели могут быть разные.

Грамотный репетитор должен уточнить цель, провести тесты, найти пробелы и устранить их, дойти до текущих тем и убедиться в том, что ребенок может нормально учиться сам.

При этом к третьему занятию он должен представить план работы и спрогнозировать время, за которое можно добиться результата, учитывая уровень подготовки ребенка и текущую скорость продвижения. Далее репетитор берется за следующую задачу или отпускает ребенка в свободное плавание.

Спросите про результаты и отзывы

Восторженные отзывы на сайте – это прекрасно, однако обязательно запросите у репетитора численные значения, желательно по вашему случаю. Важно наличие релевантного опыта. Грамотный специалист не будет давать завышенных или заниженных ожиданий.

“Если я вас правильно понял, то, скорее всего, ребенок уложится в границы 15-25 занятий. По моему опыту, такие дети укладываются, но мне все равно надо посмотреть скорость его усвоения, реальный уровень, требования школы и т.д.

”, – вот грамотный ответ профессионала.

Сколько времени это займет?

Ребенку нужен репетитор или он должен учиться самостоятельно?

Если, не видя ребенка, он скажет, что подготовка займет 8 занятий – это повод еще раз насторожиться. Дети разные, скорость у них разная, степень запущенности тоже разная. Показательный случай был в моей репетиторской практике. Мне сказали, что есть девушка, у которой “плохо с математикой”, и надо сделать так, чтобы она сдала на “4” экзамен.

Читайте также:  Рекомендации родителям по развитию ребенка

Это внятная цель, которую мы с моими учениками часто достигали ранее, поэтому я не стал выяснять подробности. Стандартно на “4” я вытягивал ребенка (без диагнозов) за 8 занятий, но так как девочку я не видел (ее еще не привезли из другого города), то пообещал достичь результата не более, чем за 24 занятия (думая, что трехкратного запаса уж точно хватит).

Разумеется, я не справился. Оказалось, что девочка приехала из аула выходить замуж. По возрасту она соответствовала 11 классу, а реально училась 7 лет. По-русски говорила плохо, слова синус и косинус, дробь и пропорция не знала, про умножение что-то слышала, а складывала и вычитала она на пальцах, потому что “так проще”.

10 занятий мы тренировались, чтобы просто “закрыть” уровень начальной школы, и в результате она сдала ЕГЭ на “3”.

Репетитор должен протестировать ребенка и дать вам прогноз, понимая значения трех переменных: А – какой ребенок сейчас (например, у него “2” в четверти по биологии), В – к чему мы идем (международная олимпиада или просто “4” в году), и С – скорость движения ребенка. Не зная этого, адекватный репетитор не даст прогноза.

Не бойтесь попасть в неловкое положение

Все эти вопросы, казалось бы, могут вас поставить в неловкое положение, потому что он профи, у него есть образование, и не вы должны проверять, знает ли он математику, и что он будет делать с ребенком – его дело. Однако если вы нанимаете профи, он может внятно объяснить и понятно ответить на все вопросы.

Это главный навык репетитора – доносить информацию! Если он все знает, но не может сформулировать ответ для вас, поймет ли его ваш ребенок? Настоящий специалист любит свое дело, имеет опыт, примеры и достижения.

Он ими делится с удовольствием и должен ими гордиться, он честен и реалистичен, знает, за какое время какая задача решается, не обещает золотых гор и работает на результат, а не на “домушничество” (постоянное выполнение с ребенком текущего домашнего задания).

Ответы на вопросы

Ребенку нужен репетитор или он должен учиться самостоятельно?

Скажу сразу, большинство репетиторов на эти вопросы правильно не ответит. Те, кто отвечает, будут стоить дорого, у таких “звезд” обычно очередь. Отсюда вопрос: как получить оптимальные цена/качество? – Ищите по знакомым, они без обиняков расскажут, помогло или нет. Или смотрите специализированные сайты, только обязательно ищите отзывы, в которых прописаны результаты!

“Вот уже 4 года мой сыночек счастливо занимается с этим специалистом, который может найти подход к любому ребенку. С домашним заданием теперь нет проблем, все очень нравится” – плохой отзыв.

“ За 3 месяца мой “махровый” троечник стал приносить домой по истории четверки и пятерки. Контрольные сдает теперь без проблем на хорошие оценки. Материал, который не выучил за предыдущие годы, теперь от зубов отскакивает, с домашкой тоже сын сам справляется, прекратил меня с женой “дергать” – хороший отзыв.

“Берите” разных репетиторов для разных целей

Ребенку нужен репетитор или он должен учиться самостоятельно?

Репетиторы могут быть для разных задач. Например, у специалиста высокого уровня можно брать консультации раз в месяц.

Чтобы оценить текущий уровень ребенка и построить/скорректировать план по подготовке к ЕГЭ, я рекомендую взять профессионального независимого репетитора (который не будет реализовывать само обучение, но является экспертом в подготовке к ЕГЭ).

А заниматься текущими/рутинными задачами (реализовывать план – учить решать квадратные уравнения) может и толковый студент. Этот подход позволит сэкономить финансы. Вы сможете взять больше часов, студенты ориентируются на результат, потому что 10 лет делать “домашку” с вашим ребенком обычно не в их интересах.

Они настолько далеко не заглядывают и любят все новое. Кроме того, молодые специалисты обладают актуальными знаниями, ведь недавно сами все это проходили. Только обязательно просите начинающего репетитора давать вам промежуточные результаты и отчет по проделанной работе.

Черты профессионала

Если репетитор приходит к вам домой и готов ехать на другой конец города и обратно, то стоимость его часа делите на 2 (а то и на 3). Это значит – вы ему переплачиваете. Адекватная цена – это “чистое” время. Когда ребенок сам приходит на дом, это самый дешевый, в расчете на квалифицированного репетитора, вариант. К тому же это дисциплинирует.

У репетитора должно быть оборудованное место для занятий – это тоже говорит о его профессионализме. На кухне с 3 кошками, свистящим чайником и одной лампочкой, в которой еле-еле теплится жизнь, заниматься не так эффективно. Много отвлекающих факторов.

Еще одна хорошая черта – честно очертить границы своей применимости. Спросите: “Если ребенку не хватает усидчивости и внимания, а также есть проблемы с памятью, как вы будете это исправлять?” – 95% репетиторов нужным инструментарием не владеют. Этим занимаются педагоги на специализированных тренингах. Если репетитор может честно сказать, что этого он не умеет – тоже хорошая черта.

Попросите предоставить вам “промежуточные срезы” (например, через 3 занятия показать все выученные формулы, а через 5 занятий – продемонстрировать освоенную тему логарифмов). Так вы можете контролировать результат.

Что касается цены, вы должны понимать, что это проект и выделить соответствующий бюджет. Выбирая между репетиторами за 5 тысяч и 1 тысячу, помните, что не все упирается в “качество” репетитора.

– Ребенку нужно еще и самому освоить/понять/нарешать/сделать. Очевидно, что при бюджете в 10 тысяч рублей лучше взять 10 занятий с “простым” репетитором, нежели надеяться, что профессионал все решит за 2 занятия.

Если есть возможность – подбирайте разных репетиторов для разных целей.

Теперь, когда вы вооружились некоторыми критериями выбора, надеюсь, вы понимаете, что дело не только в знаниях и умении объяснять. Вы знаете, какие вопросы можно задать репетитору при встрече – именно ответы на них и сработают как “лакмусовая бумажка”.

Высокая степень экспертности, участие в международных конференциях и звание профессора вряд ли пригодятся ребенку на промежуточной контрольной. Кроме адекватных ответов смотрите на промежуточные результаты (через 2/3/5 занятий).

Не являясь профессионалом в обучении или предмете, вам стоит иметь “контакт” другого репетитора, чтобы спросить, адекватный ли результат получил ваш ребенок (например, вам говорят, что все неправильные глаголы выучены за 5 лет, а мы в Advance это делаем за 2 вечера…)

Когда ребёнку нужен не репетитор, а няня или воспитатель

Ребенку нужен репетитор или он должен учиться самостоятельно?

Преподаватель Елена Хавина утверждает, что в большинстве случаев репетитор, нанятый «чтобы подтянуть» ребёнка, — это трата времени и денег всех участников процесса. Более того, часто преподаватель, приглашённый для подготовки к экзамену, не может помочь. Елена рассказывает о случаях, когда вашему ребёнку не нужен репетитор.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Сейчас многие родители ищут репетиторов. Это делается для того, чтобы ребёнок не отставал, осваивал программу или успешно сдал экзамены. Часто родителям кажется, что они могут нанять «правильного» преподавателя, и таким образом решить проблемы с тем или иным предметом. Горькая правда заключается в том, что занятия с репетитором могут исправить ситуацию не всегда.

Я закончила свою преподавательскую практику. Сейчас, когда в начале учебного года я не беру учеников и не собираюсь с кем-то заниматься, я постараюсь с позиции преподавателя объяснить, почему репетитор не всегда может помочь и почему индивидуальный преподаватель нужен не всем детям.

Как формируется потребность в индивидуальном преподавателе

Одна из проблем школьников сейчас — неумение учиться самостоятельно, то есть разбирать незнакомые темы без помощи взрослых, искать и анализировать информацию.

В эпоху глобализации и развития систем коммуникаций, дети не могут сами найти нужные сведения, вникнуть в текст или освоить алгоритм решения.

С каждым годом выпускников школы, не умеющих учиться, становится всё больше. Если повезёт, этот навык приобретается в вузе.

Так происходит во многом потому, что детям не дают на практике научиться учиться ни в школе, ни дома. На уроке материал с первого класса каждый день разжёвывают учителя. Это и есть их работа — объяснять материал.

Дома эстафету принимают родители, которые помогают решать домашние задания, писать сочинения, делать проекты и рефераты.

Не подсказывают, где найти нужную информацию, не подталкивают к самостоятельному чтению учебников и другой литературы и пониманию написанного, а именно помогают делать домашнее задание.

Это проще и быстрее: сделать в начальной школе за ребёнка домашку за полчаса и заняться своими делами, вместо того, чтобы часа полтора-два-три поддерживать, сидеть рядом, задавать наводящие вопросы, терпеливо ждать, когда дойдёт, и вместе что-то искать в словаре или интернете.

Упрощение жизни в первые пару-тройку лет приводит к тому, что в средней школе уже повзрослевший ребёнок не может даже усесться за уроки

Школьник просто не знает, что такое — делать домашнее задание самостоятельно, и не может справиться с элементарными задачами и упражнениями сам — он к этому не привык.

Родители жалуются на сложную программу, бредовые задания и перегруженность ребёнка (ведь ещё «надо в понедельник и среду ехать на музыку, во вторник и четверг — на английский, в пятницу — на плавание, а в субботу — на балет, и приходится сидеть после кружков и секций до часу ночи!»).

Дело не в сложной программе, а в том, что ребёнок не умеет стараться и трудиться, чтобы достичь любого, даже маленького результата.

Я очень хочу, чтобы родители учащихся начальных классов, прежде чем начинать делать за ребёнка задание, задумались о том, помогали ли им мамы и папы делать домашку и спросили себя, готовы ли они учиться за ребёнка следующие лет 15.

Если ответ на любой из этих вопросов «нет», то не вмешивайтесь, пожалуйста! Лучше ваш сын или дочь получит свою тройку, через год четвёрку, а через пару лет пять, чем вы получите «отлично» завтра, а в средней школе «хорошо» для вашего ребёнка будет везением.

Ведь самостоятельный путь действительно многому учит, в то время как ваша помощь только откладывает проблему в долгий ящик. До старших классов, где начнутся темы, которые вы уже не помните.

Читайте также:  Зима: безопасно для здоровья!

Добавлю, что фундаментальный навык труда и умение осваивать информацию — единственное, что на самом деле необходимо, чтобы подготовиться к какому-либо экзамену или выровнять успеваемость по конкретному предмету. Без умения работать самостоятельно занятия с репетитором вряд ли дадут результат.

Вне зависимости от навыков преподавателя и желания родителей. Кстати, пресловутая привычка работать и напрягаться для достижения чего-то формирует осознанность действий, способность выбирать цели и принимать решения.

Всё это компенсирует отсутствие работающей системы профориентации, спасает от инфантильности и делает вашего ребёнка самостоятельным.

Главное условие успешной работы с репетитором

Необходимым условием эффективных занятий с репетитором будет мотивация к обучению у самого ребёнка. Я очень хочу, чтобы родители не испытывали иллюзий: ни один преподаватель не способен научить человека тому, чему тот научиться не хочет.

Когда я слышу от родителей громкие слова, что на уроке преподают «не интересно», что школьный учитель не способен «заинтересовать занятиями» сына или дочь, что семья ищет преподавателя, который первым делом «привьёт ребёнку безграничную любовь к предмету, ” я воспринимаю это всё только как громкие красивые слова — не более. Как правило такие заявления родителей означают, что предмет ребёнок не знает, вкладывать силы в его освоение школьник не хочет, а сам предмет ему не нужен, несмотря на возражения и доводы папы с мамой.

Такое часто встречается в математике. Ребёнок ничего не делает годами, переползая от тройки к четвёрке, от четвёрки к двойке.

Родители хотят, чтобы у сына или дочери стояло пять, хотя у самих родителей стояло три

На вопрос «Почему ты опять получил плохую оценку?» ребёнок отвечает «Не знаю. Мне неинтересно. Вот у Аллы Петровны на природоведении интересно, а на математике скучно. И вообще, она злая». Родители решают, что учитель в школе «никакой», и начинают судорожно искать шестиклашке (если не раньше) частного преподавателя, чтобы тот «заинтересовал предметом».

На первом занятии репетитор понимает, что ребёнок ничего не знает по предмету. На втором занятии выясняется, что ребёнок просто ничего не учит, как следствие не может ничего решить.

На математике, в отличие от литературы, выкрутиться и отболтаться не получается. Учитель в школе за незнание отказывается ставить пять, ставит три.

А репетитор не может повлиять на ситуацию, потому что ребёнок не хочет ничего делать: ни решать домашние задания, ни хотя бы усердно работать на уроке.

В таких случаях можно достичь незначительного прогресса, заставляя ребёнка прорешивать большие объёмы однотипных примеров на занятии. В этом случае ученик механически запоминает материал, а любой, даже очень краткосрочный перерыв, приводит к возврату на прежние позиции. Важно, что о развитии мышления или понимании предмета речи здесь не идёт.

Когда не нужен репетитор

Многие родители задумываются о поиске частного преподавателя в случае, если ребёнок ленится и потому не знает предмет на пять, хотя мог бы. В таком случае разговор с репетитором обязательно содержит просьбы «быть с сыном или дочерью построже».

Следом упоминается добрый школьный педагог, который в силу душевной мягкости не требует от учеников многого.

Родители видят в этом причину всех бед и приглашают репетитора — следить за качественным выполнением домашних заданий, как следствие проработкой тем и запоминанием материала не «на трояк», а на отлично.

Если репетитор соглашается, ему приходится выполнять роль цербера-надсмотрщика. В такой ситуации и ребёнок, и преподаватель понимают, зачем они встречаются и общаются. Учитель, конечно, объясняет темы за рамками или с опережением программы, что действительно даёт результат.

Как только занятия прекращаются, ученик не «откатывается назад», но останавливается на месте, не развивается дальше. Заранее пройденных тем хватает, чтобы по инерции катиться вперёд некоторое время, не теряя в оценках и уровне знаний. Когда запас заканчивается, всё возвращается на круги своя.

Такие занятия не есть выкидывание денег и времени на ветер. Какие-то знания останутся, и результат будет. Только по-хорошему ребёнку в описанной ситуации нужен не репетитор, а воспитатель, который приучит школьника учиться и справляться с собственной ленью.

На худой конец подойдёт няня или гувернантка, которая будет следить за тем, чтобы ребёнок занимался, учил и прорабатывал дома то, что прошёл на уроке, то есть для выполнения функции надсмотрщика.

Но никак не репетитор, задача которого, в первую очередь, объяснить предмет доступно, разобрать все тонкости и убедиться в том, что ученик всё понял.

Ещё раз: репетитор (преподаватель) объясняет, няня — контролирует, воспитатель — воспитывает, прививает жажду знаний и умение учиться, стараться и работать. Если ребёнок не тянет программу, потому что с ним недостаточно строги, значит проблема не в том, как преподают предмет, а в отсутствии у школьника самоконтроля и умения трудиться. Это вне зоны ответственности репетитора.

Когда частный преподаватель нужен

В случае критического отставания от программы, ребёнку без отклонений в развитии могут быть нужны занятия с частным преподавателем.

Иными словами, если в 7 классе школьник не справляется с базовыми задачами пятого или шестого класса, ему нужен репетитор.

Такое происходит, например, при переходе из школы со слабым уровнем преподавания предмета в школу, где предмет преподают добросовестно.

Ещё один случай, когда репетитор может быть нужен — подготовка к серьёзным вступительным экзаменам, в ситуации если школа не ориентирована на высокие баллы по предмету (непрофильная). По сути это тоже отставание от программы.

Только оно выражается не в плохих оценках в дневнике, а в низких баллах на экзамене.

Такое бывает, например, если будущий выпускник планирует поступать на Физтех, а школа, в которой он учится, с лингвистическим уклоном, и точные науки там преподают постольку-поскольку.

И в первом, и во втором примере есть необходимость освоить программу в сжатые сроки. При такой постановке задачи имеет смысл нанять преподавателя, который грамотно распределит время, сделает акцент на важных темах, пропустив несущественные детали.

Если нет крупных пробелов в знаниях и сжатых сроков на освоение материала, репетитор (частный преподаватель) не нужен

Просто потому что у занятий с репетитором в такой ситуации нет целей, а главное — нет критической надобности в освоении предмета, следовательно, нет и результата.

Если ваш ребёнок не находится в одной из вышеперечисленных ситуаций, то вы нанимаете репетитора не ребёнку, а себе. Для успокоения совести и сохранения спокойного сна.

Потому что в любом другом случае, невысокие текущие оценки или результаты предварительных тестирований вызваны не тем, что ребёнку плохо объяснили что-то на уроке или отсутствием разборов задач в пособиях и интернете, а нежеланием учиться, развиваться и осваивать предмет.

Исключение — случай, когда в школе по какой-то причине вам достался некомпетентный преподаватель. Не добрый или мягкий, а именно некомпетентный, то есть незнающий предмет.

Чтобы понять, так ли это, стоит пообщаться с родителями одноклассников вашего ребёнка и выяснить, есть ли у них какие-то проблемы с предметом.

Кстати, если у всего класса есть претензии к качеству работы учителя-предметника, это повод вмешаться в ситуацию и добиться смены преподавателя у всего класса.

Самый страшный шаг

Понятно, что страшно отказаться от идеи нанять репетитора своему ребёнку, особенно, когда до экзамена осталось год-два, сдавать предмет надо, а уверенности в хорошем результате нет.

Но если вы наймёте преподавателя на роль цербера или на роль няни вместо того, чтобы пригласить учителя для объяснения материала и помощи в устранении пробелов в знаниях, вы не получите гарантии результата.

Более того, если ребёнок ненавидит тот предмет, который вы с помощью репетитора вынуждаете его учить, сын или дочь может намерено завалить сдачу экзамена, и тогда уже будет не до шуток.

Я советую начать подготовку к сдаче ЕГЭ по проблемным предметам и поступление в вуз не с поиска репетитора, а с честного разговора о том, чего хочет ваш ребёнок и к чему стремится.

Кстати, он может ничего не хотеть. Так бывает.

Дождитесь появления у ребёнка и всей вашей семьи цели. Конкретной, обозримой, интересной будущему выпускнику и понятой и принятой вами.

После дождитесь осознанного решения сына или дочери освоить тот или иной предмет, восстановить пробелы и подготовиться к сдаче экзамена.

И только потом ищите подходящего преподавателя, способного помочь ребёнку заработать требуемые баллы вне зависимости от того, нужны ли ему 100 из 100 по всем предметам для поступления в МГИМО или МФТИ, или хватит 50-70 для поступления в вуз второго эшелона.

Репетитор для ребенка: зачем нужен и как выбрать?

Ребенку нужен репетитор или он должен учиться самостоятельно?Нас приучили к лозунгу, что школьное образование в нашей стране является бесплатным, и мы редко задумываемся, так ли это на самом деле. Безусловно, если ваш ребенок посещает не частную, а государственную школу, никто не посмеет требовать с вас платы за обучение. Это чистая правда, но…

Былая слава советской системы образования канула в Лету вместе с развалом СССР.

Но знания, крепко засевшие в головах еще со школьных времен, стали нашим личным золотым запасом и до сих пор продолжают выручать в самых разных, порой неожиданных ситуациях.

«Откуда я это знаю?» — часто спрашиваю я себя, автоматически давая ответ на какой-нибудь каверзный вопрос коллег или телевизионных викторин. И, порывшись в памяти, понимаю, что знаю со школы.

Это при том, что я никогда не была отличницей, а с математикой не дружила вовсе. Но разбуди меня среди ночи, я с закрытыми глазами скажу, чему равен квадрат суммы или разности.

Другое дело, что эти «квадраты» (будь они неладны!) ни разу не пригодились мне в жизни, но ведь все равно же помню! Равно как и стихи, когда-то заученные наизусть, и отрывки из школьных произведений, и диалоги «по английскому».

В школе у меня никогда не было репетиторов. Разве что в старших классах задачки по алгебре или физике мне изредка помогал решать сосед Николай Иванович. Да и то потому, что его просили об этом мои родители, понимавшие, что я чистый гуманитарий и «взять с меня» по части точных дисциплин нечего.

А потом, перед институтом, я две недели по-взрослому занималась с репетитором по «основному предмету» и поступила в вуз без особых хлопот.

С тех пор прошло много лет, и теперь я могу судить о плюсах и минусах школьной системы образования с позиций педагога (после окончания института работала учителем) и родителя (двое моих детей уже закончили школу).

Итак, школьное образование у нас, слава богу, действительно бесплатное и доступное. Но декларируемый в педагогике индивидуальный подход к каждому ученику на деле сводится к разгрызанию одного на всех, общего куска гранита науки. Естественно, больше достается тому, у кого зубы покрепче и реакция получше.

Не стоит отрицать, что в каждом классе есть дети, которым учение дается удивительно легко — и точные предметы, и гуманитарные. Но таких, как правило, единицы.

Все остальные делятся на «физиков» и «лириков» и разбиваются на два противоположных лагеря, мирно сосуществующих друг с другом.

Все было бы ничего, если бы не «стан» учителей (или чиновников от образования), не желающих понять ни первых, ни вторых.

И хотя вся система школьного обучения рассчитана на то, чтобы ученик усваивал новый материал непосредственно в классе во время объяснения учителя, на деле получается, что кто-то «недотягивает» — ученик, учитель или сама система? Ответ напрашивается сам собой — система, потому что тот же самый ученик во время дополнительных занятий с тем же самым учителем достаточно прилично усваивает материал, который не понял в классе.

На самом деле, школьник сегодня совершенно бесправен. В ситуации, когда каждый учитель считает свой предмет главным (а это исключительно взрослые амбиции, не всегда подкрепленные профессионализмом), ребенку не остается ничего, кроме как из чувства самозащиты «забить» на непонятный предмет либо просто зазубривать ненавистные ему правила или формулы.

Читайте также:  Безопасность малыша и профилактика травм: автокресла, ходунки

Давайте сразу оговоримся: речь сегодня не идет о неблагополучных детях, выросших без родительского внимания и предоставленных самим себе. Это особая тема, требующая специального рассмотрения.

Мы говорим о нормальных учениках, которые должны понимать, зачем они ходят в школу и для чего им нужны знания.

Скорее даже об их родителях, которые сумели (или нет) внушить им эти понятия и настроить на рабочий лад.

Как это ни прискорбно, сегодняшняя система среднего образования — это противостояние семьи и школы. И от того, насколько удачно будет найден компромисс, зависят качество полученных ребенком знаний и моральный климат взаимоотношений двух этих полюсов.

Причин, по которым ребенок не хочет или не может хорошо учиться, великое множество. Проще простого в такой ситуации переложить вину на кого-то, оттолкнув ее от себя. Обычно так и происходит.

Школа «валит» на родителей: «плохо воспитали», а родители — на школу: «вы — педагоги, вот и воспитывайте!». И те, и другие неправы.

По моему глубокому убеждению, школа должна давать знания, а семья — воспитывать.

Мы все заняты на работе, иначе не выжить, но ведь ребенок от этого не перестает быть нашим! Так почему мы перекладываем заботу о нем на плечи учителей — по большому счету, совершенно чужих для него людей? Педагоги обязаны дать ему знания, причем сделать это качественно, потому что от них зависит дальнейшая судьба ребенка, а вот развить и привить определенные навыки и черты характера, такие, как упорство и трудолюбие, научить отличать добро от зла — наша задача. Потому что (и это мое кредо) во всех ошибках и неудачах наших детей виноваты мы сами. Значит, где-то недоглядели, недоучили, недолюбили…

По каким причинам родители нанимают своему ребенку репетитора?

Но это лирическое отступление, реальность же такова, что родители все равно вынуждены прибегать к услугам помощников в воспитании и обучении своих чад, потому что ситуации бывают разные.

  1. Ситуация деловая. Время сейчас такое, когда карьерный рост и зарабатывание денег становятся для обоих родителей не самоцелью, а единственным способом поддержания достойного уровня жизни. У одних получается выкроить для ребенка часок-другой, для других это непозволительная роскошь. В такой ситуации появление в доме «родителезаменителя» — вынужденная необходимость.
  2. Ситуация амбициозная. Безусловно, мамы и папы стараются воплотить свои неосуществленные мечты и амбиции в детях. Их ребенок должен быть самым замечательным, самым умным и, конечно, отличником. И неважно, что какие-то предметы даются ему с трудом. Когда «троечки» ребенка начинают бить по самолюбию родителей, наступает момент истины — время выбирать, заниматься с ним самим или пригласить репетитора. Чаще всего побеждает второй вариант.
  3. Ситуация грустная. Новый уклад жизни создал класс «новых русских жен» — женщин, которые могут себе позволить (а главное, хотят) не работать. Многие из них полностью берут на себя дом и детей — этот нелегкий и неблагодарный труд, а некоторые предпочитают заниматься исключительно собой, полностью переложив заботу о детях на плечи няней, гувернанток и учителей. И тогда репетиторы появляются в семье чуть ли не с первого класса, с ранних лет приучая малыша к инфантилизму, отучая его от самостоятельности.
  4. Ситуация вынужденная. Мы уже говорили о том, что все дети делятся на гуманитариев и «технарей». Нет ничего странного в том, что из них вырастают такие же взрослые. И если в силу склада ума родители очень хотят, но не могут помочь своему чаду «подтянуться» по математике или, наоборот, написать сочинение, они вынуждены прибегать к услугам репетитора.
  5. Ситуация спровоцированная. Есть две мирные профессии, которые не позволяют ошибаться, — врач и учитель. Если ошибка доктора приводит к смерти физической, то ошибка педагога грозит смертью духовной. Вот почему учитель должен быть кристально чист перед собой и людьми. На практике же часто бывает все наоборот. Да, престиж профессии и учительская зарплата оставляют желать лучшего, но когда педагог намеренно занижает оценку по своему предмету, вынуждая родителей оплачивать дополнительные занятия, это выглядит как дешевое вымогательство, не имеющее ничего общего с честью и достоинством. То же самое касается непрофессионализма, когда учитель настолько «слабенький», что родители волей-неволей обращаются к репетитору, чтобы не допустить «белых пятен» в образовании своего ребенка.
  6. Ситуация правильная. Родители, всерьез думающие о будущем потомства, не оставят свое чадо без приличного образования, понимая, что от этого зависят его дальнейшая жизнь и карьера. И если они видят, что ребенок целеустремлен и упорен, хочет учиться и сам тянется к знаниям, но ему нужна помощь, которую он по тем или иным причинам не получает в школе, тогда — зеленый свет разумному репетиторству. Только в этом случае деньги, затраченные на дополнительное образование, не окажутся выброшенными на ветер, а «пустое пространство» в голове вашего чада заполнился умными мыслями. Потому что учение из-под палки вряд ли может дать позитивные результаты.

Честно говоря, я не завидую сегодняшним мамам и папам школьников, потому что на протяжении последних лет страшнее зверя, чем ЕГЭ, для них нет. Дебаты (профессиональные и телевизионные) по поводу жизнеспособности этого чудовища поражают полярностью мнений среди педагогов и популизмом чиновников, которые не могут привести, пожалуй, ни одного серьезного довода ни «за», ни «против».

Но от этого никому не легче. ЕГЭ уже стал неотвратимой реальностью, а как готовить к нему, толком не знают ни учителя, ни родители. И вот тут остро встает вопрос репетиторства.

Если раньше дополнительные занятия сводились к тому, чтобы расширить круг знаний ребенка, то сейчас они должны, по идее, быть сужены до алгоритмов, требуемых ЕГЭ.

Мои бывшие коллеги по школе говорят о том, что наступило время «автоматизации» знаний, которая неизменно приведет к шаблонности мышления. Воистину, «не дай нам, боже, жить в эпоху перемен»!

Но репетиторство, уже как массовое явление, появившееся как раз в эпоху перемен, прочно вошло в нашу жизнь. Я не говорю, что это плохо, просто родителям как людям взрослым и разумным нужно подходить к общению ребенка с незнакомым человеком (который еще за это деньги берет) со всей ответственностью. И если наши советы помогут вам, мы будем только рады.

Как выбрать хорошего репетитора для ребенка?

  1. Не прибегайте к услугам репетитора без веской причины, решите для себя, какую вы ставите цель: просто дать ребенку дополнительные знания и навыки, которые он еще не получал в школе, или подтянуть его по тому или иному предмету. В противном случае есть опасность переборщить и вызвать отвращение к учению.

    Так стоит ли игра свеч? Нужен ли ребенку репетитор?

  2. Педагог-репетитор должен быть симпатичен вашему ре6енку, а не вам. Если с первой встречи контакт не установился, вряд ли стоит продолжать общение: учение должно быть без мучения. И не забудьте поинтересоваться уровнем квалификации учителя, а также его местом работы (предыдущей или нынешней).

    Неплохо было бы узнать отзывы о нем прежних клиентов или коллег по работе.

  3. Репетитор из агентства обойдется вам дороже — кроме оплаты работы педагога, вы должны будете заплатить фирме ее комиссионные. И не факт, что «учтенный» специалист окажется лучше «частника».

    Другое дело, что у вас на руках будет договор, на основании которою вы сможете предъявлять претензии, если что-то пойдет не так. Поэтому внимательно читайте договор — в нем должны быть предусмотрены ваши права и оговорены пункты, по которым принимаются рекламации. Не стесняйтесь настоять, чтобы в договор был включен пункт, который вы считаете нужным.

  4. Репетитор, преподающий в вузе, в который собирается поступать ваш ребенок, оправдывал себя вдоЕГЭшные времена. Сейчас вряд ли в этом есть смысл, если, конечно, вам важен не сам факт поступления, а знания, которые пригодятся будущему студенту во время учебы.

  5. Высокая оплата труда репетитора еще ничего не говорит о его профессиональных качествах — только о совести. Кстати, неплохим и недорогим помощником вашему ребенку могут стать студенты старших курсов профильных вузов: они еще не научились ненавидеть детей, да и знания у них свежи.
  6. Постарайтесь, чтобы учитель приходил к вам домой.

    Если это невозможно, всячески обезопасьте ребенка — пусть у него постоянно при себе будет мобильный телефон с видеокамерой или хотя бы диктофоном. И при малейшем подозрении в неладном попросите ребенка включить его на запись во время занятия.

  7. Контролируйте работу репетитора, спрашивайте об успехах вашего ребенка, сравнивайте прежние школьные оценки с отметками, полученными после занятий с репетитором. Если занятия проходят дома, прислушайтесь к тому, что и как говорит учитель, и не забывайте узнавать у самого ребенка, все ли ему нравится в этих уроках.

Верa Кaчтовa

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector