Развивающие занятия для детей – в чем опасность?

Развивающие занятия для детей – в чем опасность?

Многие заботливые мамы стремятся к тому, чтобы их дети практически с пеленок познавали новое. Однако отдают право обучения крохи в иные руки — записывают малыша на различные развивающие занятия.

Выбор многообразен: детские центры ждут маленьких посетителей практически с годовалого возраста. Чему учат: рисованию, лепке, танцам, занимаются с детьми гимнастикой, развивают речь…

Раннее развитие: обзор самых популярных методик

Под силу ли это любой маме? Да! Об этом рассказывает известный психолог Людмила Петрановская, мнению которой доверяют многие родители:

С года до трех ребенок осваивает материальный мир. Что ему для этого нужно? Возможности. Когда ребенка сажают в манеж, он начинает отставать в развитии, ему будет сложнее владеть своим телом, он позже пойдет — его тело должно быть в его распоряжении, он должен иметь возможность залезать, слезать, бегать и прыгать.

И у него должен быть материальный мир — предметы, с помощью которых он будет действовать. Будет ли это кухонная утварь и кубики или развивающий набор за много тысяч денег — никакой разницы. Второе — вы с ним разговариваете. Чтобы ребенок освоил речь, с ним нужно просто разговаривать.

Если вы не привязываете ребенка к батарее, а позволяете ему трогать все предметы, кроме опасных, да еще показываете, а не бросаетесь с криками, ничего больше ему не нужно.

Развивающие занятия для детей – в чем опасность?

Эксперт отвечает и на вопрос, который волнует многих мам — стоит ли ходить с маленькими детьми на развивающие занятия.

Стоит, если это нравится родителям, — поясняет Людмила Петрановская. — От ребенка не убудет, если с ним споют потешки. Но это тусовка для родителей, относитесь к этому так.

Подводя итог теме, психолог отмечает:

Если ребенок живет в обычной семье, общается с несколькими взрослыми, вы гуляете, читаете детские стишки, рассматриваете обычные книжки с картинками — он все для своего развития получает.

Мамочки-пользовательницы Сети поделились своим мнением по поводу посещения развивающих центров в раннем возрасте и рассказали, как они помогают малышам изучать окружающий мир.

Ребенку полезно видеть не только маму и свой дом. На развивашках новые игрушки, игры, детки. Ребенку все это нравится. Никто не говорит, что с года нужно учить математику или алфавит. Но развивашки — это полезно.

Не водила дочь на развивашки! Дома сами и общались, и читали, с карточками играли, рисовали и прочее. И все с удовольствием!

Развивающие занятия для детей – в чем опасность?

Достаточно приобщать к быту, петь на ночь песенки и читать книги.

Лучшие развивашки —пачка макарон, упаковка салфеток, тесто и возможность играть с мамой рядом: рисовать на стенах, и гулять) На четырех детях проверено, эффективно 100%.

Подруга-логопед говорит, сейчас очень большая проблема, что родители не говорят с детками, родился и лежит как кабачок, сам себе растет под звуки телевизора…Это ее слова. Со своей дочкой все время говорила. Стишки, песни или просто рассказывала, куда мы идем, что видим, что я делаю. В 1,3 года дочь начала короткими предложениями говорить.

А как вы относитесь к посещению детьми развивающих центров в раннем возрасте?

Все фото: Depositphotos

15 января 2020, 10:00Отредактировано: 18/01/2020

Почему детям до 5 лет не нужны развивающие кружки

Как только малыш немного подрос, мама начинает ходить на всевозможные «развивашки». Сегодня мы тут рисуем, а тут играем в кубики, а здесь учимся делать поделки из бумаги. Причем все это с 1,5-годовалого возраста. Встает большой вопрос: “ЗАЧЕМ? Уже вижу возмущенно-удивленные глаза современных мам. Как же? А развитие? Ребенок должен научиться, уметь, знать.

На мой взгляд, дополнительные развивающие занятия лет до пяти нужны только если мама хочет освободить от 30 минут до часа для себя или хочет научиться, как лучше играть с ребенком. Но первая задача, как правило, не решается, а вторую можно решить путем поиска нужной информации в Интернете.

В остальном с развитием ребенка мама прекрасно может справиться сама через игру и общение. До трех-пяти лет ключевой фигурой в мире ребенка является мама. Все развитие строится через общение с ней. И здесь не нужны специальные занятия.

Достаточно быть с ребенком, разговаривать с ним, быть к нему внимательным, в тоже время постепенно увеличивая время для его свободной деятельности.

Важно! В обычном бытовом общении мама может дать так много за короткий промежуток времени, сколько не даст не одно занятие. Дом, вещи, мир вокруг – это волшебный сундук. Вы и ваше желание общаться с ребенком – лучший учитель. И лучшее, что есть у ребенка для его развития от природы – его любопытство.

Развивающие занятия для детей – в чем опасность?Pel, john, wilhelm

Полтора часа волшебства: чем занять детей

Вот вам небольшая зарисовка, как из 1,5 часовых мучений сделать волшебство. Итак, представим себе маму с двумя (тремя) детьми. Она по дороге с работы забрала детей из садика. Впереди еще ужин готовить. Как справиться? Используя детскую любознательность.

Ребенок до года: что нужно знать, чтобы вырастить гения Все молодые мамы знают, что сейчас огромное количество курсов и развивающих занятий, в том числе и для детей до года. Обратите внимание на то, что малышам, которые только научились ходить уже…

По дороге из садика обсуждаете с детьми, какой ужин вы все вместе сегодня будете готовить. И кто, что будет делать. Как это интересно, готовить, можно придумать сказку о волшебных гномах, которые любили готовить.

Итак, например, готовим макароны с котлетами (фарш у вас подготовлен заранее) и салат из капусты.

Зашли домой и все в ванную — мыть руки, т.к. будем готовить (приучаем к гигиене + отрабатываем свойства предметов: вода мокрая, теплая (можно поиграть холоднее, теплее), полотенце сухое и мягкое, + цвета: вода прозрачная, полотенце синее, мыло розовое. Руки чистые, мокрые или сухие).

Дальше кухня. Достаем все необходимое. Точнее и вы и дети. Тут снова свойства предметов  — большая, маленькая, круглая, деревянная, стеклянная, металлическая.

Примечание! Цвета и форму также здорово проигрывать на овощах. Детки с 3-х лет уже вполне могут справиться с морковкой и теркой. А вы в это время капусту режете, и вода в это время закипает.

Дальше солим воду — проигрываем понятие много мало, больше меньше. И закладываем макароны. И тоже самое с котлетами.

Лепим — Вы побольше, детки поменьше (большой маленький и форма — круг, овал, + свойства — мягкое, твердое).

Некоторые дети к этому моменту уже могут устать от внимания. УРА!!! Они идут играть и кормить своих кукол, или катать свои машинки, а Вы спокойно все доделываете. Но если они стойко включились в процесс. Опять Ура!!! Вы волшебница и можете заинтересовать детей! Доделываете ужин вместе. Не забываете всех хвалить.

Вместе накрываете на стол. Тут можно посчитать предметы или закрепить понятие «один-много» (с детьми до 3-х лет). 

Волшебство состоялось:

  1. Вы были с детьми, теперь минут 40 вы им точно будете не нужны.
  2. Вы так много всего с ними изучили: цвета, форму, свойства предметов, счет и т.п.
  3. Вы приготовили ужин за 30-40 минут, а не за 1,5 часа, отвлекаясь на детей.
  4. Все довольны! У всех хорошее настроение!

А еще, у мамы есть шкатулка с пуговицами. Это же целый клад. Играя с ними, развиваем все: мелкая моторика, один-много, счет, цвета, размеры, сенсорное развитие (особенно при поиске нужной пуговки с закрытыми глазами), межполушарное взаимодействие (возьми левой рукой, сложи в два столбика одинаковые пуговки одновременно двумя руками и т.п.).

«Это невыносимо!»: зачем нужен кризис 3-х лет Первое сильное испытание для родителей – это кризис трёх лет. «Это невыносимо! Он все делает наперекор, вопреки мне! Все хочет делать сам! А еще эти постоянные вопросы! И капризы! Как будто другой…

Последствия нагрузки ребенка занятиями

Нет ничего страшного, если мама с малышом сходит на одно – два занятия в неделю, скажете вы. Возможно, и нет ничего страшного, но существует опасность постепенного увеличения нагрузки на несформированные структуры мозга и организм ребенка в целом.

Это может привести к развитию невроза, который проявиться не сразу, а например в школе в виде повышенной утомляемости, снижении процессов памяти и ухудшения внимания. Может появиться агрессивное поведение или наоборот повышенная плаксивость и раздражительность.

На развивающих занятиях дети часто сидят, отсутствует компонент спонтанного общения, дети привыкают делать только то, что говорит взрослый, снижается познавательная активность, не образуются необходимые нейронные связи для самостоятельности, поисковой активности.

К привычке ребенка иметь готовое занятие со взрослым, присоединяется страх мамы не успеть, не справиться самой.

Важно! У родителей не формируется понимание того, что ребенок развивается через спонтанную деятельность со взрослым, общение с ним, игру. Страшно не успеть научить своего ребенка всему, приводит к погоне за всем самым модным.

Здесь развивают скорочтение, а здесь ментальную арифметику, а здесь робототехника на английском, а еще танцы, футбол, рисование. И ведь все же очень полезно для развития ребенка.

И ребенок из детского сада, где тоже есть своя программа и занятия, бегом бежит каждый день, то на одно, то на другое занятие.

Развивающие занятия для детей – в чем опасность?Pel, john, wilhelm

Когда и как на самом деле развивается ребенок?

В погоне за супер-развитием, родители забывают, что с трех лет ведущей деятельностью ребенка является ролевая игра со сверстниками.

Это возможность примерить на себя все роли: продавец, родитель, врач, машинист поезда, поезд, повар и многие другие.

Читайте также:  Ангина у детей: особенности лечения

Важно! Ролевые игры развивают произвольное внимание, память, речь, воображение, регуляторные функции.

Помимо этого во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.

Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что расширяет его кругозор, развивает познавательную активность, а проживание впечатлений, обогащает внутренний чувственный мир ребенка.

Умение играть не является врожденным. Конечно, нужно помогать детям, учить играть. Что входит в помощь? Озвучивание того, что вы и другие люди делают.

Например, в магазине можно обратить внимание ребенка, на то, что продавец взвешивает мясо, или как кассир выбивает чек, куда кладет деньги.

Также в помощь входит первичная организация игры, которая заключается в том, чтобы предложить ребенку поиграть, например, в магазин, используя при этом те предметы, которые есть дома.

Самые распространенные ролевые игры для детей:

  1. магазин;
  2. дочки-матери;
  3. игры у врача или доктор Айболит;
  4. аптека;
  5. строим дом;
  6. детский сад (школа);
  7. день рождения;
  8. парикмахерская и другие.

Игру может предложить взрослый, организуя ее, и некоторое время играя вместе с ребенком, выполняя разные роли, меняясь с ним. Ребенок может придумать игру сам. Например, после поездки на поезде, ребенок долго может играть в поезд. Быть паровозиком, или кондуктором или строить железную дорогу.

Во время ролевой игры ребенок учится считать, знакомится с буквами и первыми слогами, пробует писать первые цифры и буквы, потому что это необходимо для игры. Но делать все это он будет так, как ему интересно и в соответствии со своим возрастом. Он будет двигаться, когда ему будет это нужно или сидеть, когда это будет необходимо.

Важно! Любая игра у детей в возрасте от 3-х лет займет от 15 до 30 минут. За это время он получит значительно больше, чем за тоже время на любом занятии, например, по ментальной арифметике или английскому языку.

Самое лучшее, что может сделать взрослый, это создать возможность, чтобы ребенок играл со сверстниками. Не занимался! Играл. Как можно больше. Да, под наблюдением и с некоторой помощью взрослых. Но именно играл. Поэтому после детского сада, лучше всего пойти погулять на детскую площадку.

Развивающие занятия: надо ли? • Архитектура Будущего

Развивающие занятия для детей – в чем опасность?

Многие современные люди охвачены страстью к развитию: мы учим языки, осваиваем разнообразные новые для себя навыки, приводим «в порядок» свое тело и разум. Для нас, взрослых, освоение нового является инструментом гармонизации собственного существования, решения актуальных задач жизни и развития. Для детей в этом вопросе другие акценты, но и их жизнь стремительно меняется под натиском всего «развивающего» — игрушек, ковриков, занятий, мультиков, книг и гаджетов. Чем руководствоваться среди этого многообразия?

Первое, что стоит сказать: дети развиваются независимо от того, чем заняты, они так запрограммированы природой.

Их собственный путь полон сложностей и опасных поворотов, но в нем столько радости, интереса, удивления. Каждый встреченный камешек, прочитанное стихотворение, новая игра могут стать «развивающими».

А родители и другие взрослые, конечно, могут и должны быть проводниками на этом пути.

Когда мы говорим о дополнительных (развивающих) занятиях для ребенка, нужно, прежде всего, понимать, что в конкретном возрасте существуют свои ОСНОВНЫЕ задачи развития.

  • До года в центре внимания закономерно оказывается физическое развитие и моторные навыки, в этот период начинается предречевое развитие.
  • От года до трех активно развивается речь, начинает формироваться мышление, пока в опоре на манипуляции с предметами и объектами.
  • Период от 4 до 5 не зря называют «возрастом игр», в игре развивается воображение и творчество, приобретаются жизненные навыки, совершаются первые шаги в освоении умения общаться со сверстниками, выполнять правила.
  • Будущим первоклассникам полезно развивать интеллектуальные функции – внимание, память, мышление, они скоро будут востребованы в школьном обучении. Но не следует забывать об умении регулировать эмоции и управлять своим поведением.
  • Для ученика начальной школы центральным становится освоение учебных навыков, ведь его основным занятием на долгие 11 лет становится обучение.
  • Ну а подросток, продолжая осваивать множество учебных дисциплин, оказывается перед лицом важнейших задач – найти свое место среди сверстников, определиться с профессией, понять самого себя.
  1. Развивающие занятия должны соответствовать возрасту, здесь важно выдержать нужный ритм. Например, обучать двухлетнего ребенка устному счету — значит торопить события, а развивать у подростка мелкую моторику, скорее, поздновато. Конечно, дошкольник еще вряд ли сам примет разумное решение о том, в каком кружке или секции ему заниматься.  В младшем школьном возрасте уже имеет смысл ориентироваться на интересы ребенка, но помнить, что эти интересы еще неустойчивы (сегодня сам захотел, а завтра уже нет). В этом случае важно понять причины, по которым ребенок отказывается ходить на занятия, действительно ли это «не его» или просто не сложились отношения с педагогом, плохо получается…  Особенно остро встает вопрос о посещении дополнительных занятий в подростковом возрасте, когда за отказом от дополнительной активности стоит множество оснований, от простой лени до того, что ребенок чувствует себя крайне неуспешным. Но в этом возрасте решение может приниматься только совместно родителем и ребенком.
  1. Во-вторых, важно понимать, для чего нужны развивающие занятия детям и родителям, а это два отдельных вопроса. Приоритетной здесь должна быть потребность ребенка, а не родителя. Интерес последних к развивающим занятиям, зачастую, связан с желанием самоутвердиться в «родительской» роли («Я хороший родитель, развиваю своего ребенка) или неуверенностью («я что-то делаю не так», «мой ребенок не как все»), а не с возросшими потребностями самого ребенка. Исключение здесь, пожалуй, можно сделать для коммуникации – ребенок не ходит в детский сад, у него не складываются отношения с одноклассниками, – в таких случаях важно предоставить ребенку альтернативные возможности для общения, формат или тема дополнительных занятий не играют особенной роли.

Можно объединить развивающие занятия в три большие группы: физические (спортивные секции, танцы), психологические (развитие навыков общения, саморегуляции, целеполагания, интеллектуальных способностей) и творческие (художественные, музыкальные, театральные занятия). И еще раз подчеркнем, что для всех дополнительных занятий сквозным моментом будет коммуникация.

  1. И, наконец, количество и регулярность занятий. Дети различаются особенностями здоровья, энергетическим потенциалом, эмоциональной стабильностью, поэтому в каждом случае уровень и регулярность дополнительной нагрузки решается индивидуально. Помните только, что какими бы ни были занятия, на них ребенок устает. И положительные эмоции после занятий – свидетельство того, что он потратил свою энергию не зря, даже если нам кажется, что он ничему новому не научился.

Но, если вы видите, что ребенок выглядит усталым постоянно, плохо засыпает или его не поднять утром, все время плохое настроение, стоит подумать о разумности и мере дополнительных нагрузок.

  Главная рекомендация здесь – внимательно наблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка до и после занятий, обсуждайте с ним происходящее в секции или кружке, при необходимости пообщайтесь с педагогом, узнайте, насколько успешен ребенок.

И только, взвесив всю информацию, принимайте решение о продолжении занятий.

Вывод: Будьте внимательны к ребенку, не перегибайте палку и помните, что главный показатель для детей – удовольствие от процесса!

Автор Иван Кулаков

дошкольникиразвивающие занятияцель

Чем полезны для ребенка занятия в центрах раннего развития?

Посещать центры раннего развития детей можно уже с года, а иногда и раньше. Для самых маленьких занятия проходят два раза в неделю, для дошкольников от трех и до семи лет — три-четыре раза в неделю.

В группах, где занимаются малыши, обычно набираются пять-шесть человек, а в старших подгруппах на занятиях уже могут присутствовать до десяти-двенадцати детей.

Благодаря этому, время и внимание преподавателя уделяется абсолютно каждому ребенку.

Как построены занятия?

Занятия организуются с утра, после обеда и вечером. Для самых маленьких продолжительность уроков — один час. Для детей дошкольного возраста — полтора или два часа.

Малыши занимаются вместе со своими родителями, повторяя все действия и задания за педагогом. Старшие дети могут оставаться на занятиях одни.

В каждом уроке присутствует несколько различных видов деятельности: и элементы математики, и чтение по различным методикам, и музыка, и танцы, и география, и окружающий мир, и изобразительная деятельность, и прикладное творчество.

В каждое занятие обязательно включается физкультурная или ритмическая разминка, чтобы дети смогли отдохнуть и размяться.

Все занятия, как для малышей, так и для детей постарше, проходят в игровой форме. Кроме этого, дети редко сидят за столами. Во время запоминания нового материала они двигаются или сидят на мягких подушечках.

Такой метод помогает детям лучше запоминать материал, так как занятия проходят в удобной, привычной и комфортной для них обстановке.

Часто уроки проходят в форме сказки, спектакля или небольшого представления, где в роли педагогов выступают сказочные персонажи.

Что ребенок будет уметь после обучения в центре раннего развития?

Уже после полугода посещений занятий в развивающем центре ребенок покажет первые результаты:  более взрослые дети будут уметь считать и немного читать, расширят свой кругозор, младшие — начнут лучше говорить, рисовать.

Посещения таких центров очень полезны для скованных, стеснительных и необщительных детей. Педагоги проводят занятия по группам или подгруппам, где дети выполняют задания вместе. Это очень помогает застенчивым детям раскрепоститься. Все занятия направлены на творческое развитие ребенка.

Поэтому и на математике, и на чтении дети рисуют буквы и цифры, а также выкладывают их из различных палочек, веточек, трубочек.

Дети, посещающие центры раннего развития, более смышленые, внимательные, любят фантазировать, не боятся выступать на публике, знают много стихов и песен, умеют танцевать.

Читайте также:  Физическое развитие детей 3 лет

Как выбрать подходящий развивающий центр для своего ребенка?

Главное, что нужно учитывать при выборе детского центра — это атмосфера, царящая в нем, и отношение преподавателей к детям. Обязательно нужно сходить первый раз в выбранное учреждение вместе с малышом и посидеть на занятиях.

Если ребенку нравится, значит, его смело можно записывать. Желательно, чтобы центр раннего развития находился недалеко от дома, так как долгая дорога обычно утомляет детей, и заниматься уже не будет ни желания, ни сил.

Кроме этого, необходимо уточнить время и дни недели.

Занятия обязательно принесут пользу ребенку любого возраста. Посещение центра раннего развития — это большой вклад в успешное будущее и счастливое детство каждого ребенка.

Об авторе: Алла Каролина, педагог хореографии и рисования в Центре раннего развития ребенка, музыкальный руководитель в детском саду.

Алсу Иксанова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

Стремясь воспитать всесторонне развитую личность, родители записывают ребенка на различные дополнительные занятия. Но больше — не значит лучше. Излишняя нагрузка может привести к переутомлению. Чтобы избежать этого, необходимо найти баланс между учебой, спортом и кружками.

Оценка ресурсов

Семейные ресурсы — вот от чего следует отталкиваться в первую очередь при выборе кружков. Речь идет как о финансах, так и о выдержке, организационных умениях, наличии помощников.

Стоимость дополнительных занятий не имеет границ. Пока одни дети посещают бесплатные школьные секции, другие осваивают дорогостоящие виды спорта и хобби.

На специальную форму, материалы или инструменты требуются деньги.

Замечательно, когда дедушки или бабушки могут отвезти ребенка на занятие, пока родители на работе. Можно не беспокоиться о том, что опять придется пораньше отпрашиваться с работы. Но нередки случаи, когда по инициативе старшего поколения ребенка отдают на множество кружков одновременно. Родители боятся обидеть помощников, поэтому выполняют все их пожелания.

С особыми проблемами сталкиваются родители братьев и сестер. Казалось бы, двое похожих детей, воспитанных в одинаковых условиях. Но то, что нравилось старшему ребенку, может оказаться неприемлемым для младшего. Ему требуются совершенно другие внешкольные нагрузки.

Избыток семейных ресурсов не всегда приносит счастье. Обычно в финансовой сфере преуспевают амбициозные люди, которые постоянно учатся чему-то новому.

И они ожидают от своих детей такой же целеустремленности и готовности осваивать полезные навыки. Ребенка отдают на плавание, скрипку, шахматы — и это не считая уроков в школе.

Многие не выдерживают подобной гонки и сбегают из-под родительского контроля при первой возможности.

С другой стороны, при нехватке ресурсов у ребенка даже нет возможности попробовать новые хобби. Занятия выбираются по принципу «чтобы бесплатно и близко к дому». Хорошо, если найдется хотя бы один кружок, соответствующий этому требованию. Какой там преподаватель и хочется ли чаду туда ходить — вопрос второстепенной важности.

Обе ситуации не обещают ничего хорошего. Но при втором раскладе у детей сохраняется желание что-то делать. Они охотнее осваивают новые хобби в подростковом возрасте, более обдуманно выбирают будущую профессию.

Оптимальная нагрузка

При выборе дополнительных занятий следует учитывать следующие особенности ребенка:

  • возраст;
  • психофизический тип (темперамент);
  • уровень выносливости и энергичности.

В последние годы наблюдается тенденция снижения возраста, по достижении которого детей отдают на кружки. Никого не удивляют трехлетки, которые изучают английский язык и осваивают азы математики. Но это не значит, что учеба всегда идет им на пользу.

Детсадовец может сильно устать к вечеру даже без дополнительных занятий. Каждый день ему приходится учиться вещам, которые дети постарше делают на автомате. Он еще не освоил толком родной язык, а его уже заставляют учить иностранные слова.

Избыток нагрузки опасен для дошкольников. А особенно он опасен для активных детей, которые с удовольствием осваивают новые навыки. Они даже не способны понять, что усталость уже наступила.

Ребенок ходит на несколько кружков, в то время как его физические и психологические ресурсы истощаются. Хроническая перегруженность может долгое время никак не проявляться. Но она даст знать о себе с наступлением переходного возраста.

Подросток начинает бунтовать против плотного графика и отказывается от части занятий (если не ото всех).

  Кому нужны победы: детское увлечение и родительские ожидания

Не следует записывать ребенка больше, чем на 3 вида дополнительных занятий.

Проблема не только в объеме нагрузок, но и в необходимости переключаться между разными видами деятельности. За день придется посещать два и больше разных занятия.

Чадо еще находится под впечатлением от спортивной тренировки, а уже нужно настроиться на рисование.

Поэтому не стоит выбирать студии, где с учениками за один день занимаются несколькими дисциплинами. Занятия напоминают школьные уроки со звонками и домашними заданиями. Ребенок будет находиться там до самого вечера. Ему не представится возможность научиться планировать свой график.

Лучше недодать детям нагрузки, чем совсем лишить их свободного времени. Это не значит, что нужно полностью предоставить их самим себе. Просто не бойтесь исключить из расписания какой-то кружок, если он кажется вам лишним. Если интуиция говорит вам, что лучше подождать еще год с дополнительными занятиями — прислушайтесь к ней.

Занятия для дошкольника

Вопрос о том, нужны ли детям 3-4 лет дополнительные занятия, должен решаться каждой семьей индивидуально. Причем необходимо участие обоих родителей в обсуждении. Первые несколько занятий должны рассматриваться как пробные. В конце недели можно будет оценить состояние ребенка и понять, не переутомляется ли он.

Лучшим выбором для дошкольников будут занятия, направленные на развитие координации и мелкой моторики. Во многих центрах работают кружки, где дети учатся лепке, танцам и рисованию с трех лет. Это помогает развить творческое начало и воображение.

Для тех, кто немного постарше, будут полезны детские театральные занятия. Здесь дети могут гримасничать вволю — так формируется мимика. Они приобретают опыт в психологии, ведь во время занятий им удается наблюдать проявления различных эмоций.

Еще один вариант для ребенка 4-5 лет — кружок с живым уголком. Чадо учится бережно обращаться с животными. Лучший способ развить эмпатию — заботиться о другом живом существе. Не у всех семей есть возможность держать домашнего питомца. А в живом уголке дети обретают пернатых и четвероногих друзей.

В 5-6 лет уже можно обратить внимание на занятия, направленные на развитие логики и интеллекта. Например, шахматы или шашки. Дух соперничества поможет сделать постижение новых вещей более развлекательным.

Будет хорошо, если вы лично познакомитесь с педагогом. Это должен быть профессионал, который любит свою работу и умеет найти подход к детям. Попросите разрешения поприсутствовать на одном из занятий. Хороший преподаватель, которому нечего скрывать, вряд ли откажет.

Предлагая дошкольнику то или иное занятие, постарайтесь рассказать о том, почему полезно им заниматься. Опишите чаду все возможные варианты и никуда не записывайте его, не посоветовавшись с ним предварительно. Ребенку будет комфортнее, если занятия проходят в окружении знакомых людей. Поинтересуйтесь у других родителей из группы, на какие кружки ходят их дети.

  Ребенок получил травму на тренировке: как побороть страхи

Неочевидная польза дополнительных занятий

Часто родители рассматривают внеучебные занятия как способ занять ребенка, пока взрослые на работе. Соответственно, если один из родителей может проводить все время дома, то в кружках нет необходимости. Но такой подход в корне неверен.

Занятия обладают множеством неочевидных преимуществ.

Социализация ребенка

В процессе деятельности ребенок общается со сверстниками и преподавателями. Особенно важна социализация для детей дошкольного возраста, которые не посещают детский сад или находятся на домашнем обучении. У них не так много возможностей найти себе друзей.

Ребенок не сможет до конца сформироваться как личность, если не научится выстраивать социальные связи. Посещая кружки и секции, он обзаводится новыми знакомыми.

Кроме того, это помогает ему обрести самостоятельность, ведь многие вопросы теперь нужно решать без родителей.

Право выбора

Отсюда следует второе преимущество дополнительных занятий. Благодаря им ребенок реализует свое право выбора. Он находит интересующие его хобби и пробует себя в разных сферах. У него должна быть возможность оставить нелюбимую или надоевшую секцию.

Постепенно какие-то увлечения выходят на первый план и даже влияют на выбор будущей профессии. Многие художники, скульпторы и писатели предпринимали первые попытки творить еще в раннем детстве.

Рядом с ребенком должен быть наставник, который поможет ему направить творческий потенциал в правильное русло.

Режим дня

Кроме того, определенный график занятий научит ребенка планировать свой день. Ведь теперь, помимо уроков и помощи по дому, необходимо выкроить время на новое увлечение. Главное — не перестараться и оставить чаду несколько свободных часов. В противном случае есть риск переутомления.

Здоровые увлечения

Чуть ли не с рождения ребенок окружен гаджетами. Если двадцать лет назад дошкольники проводили дни за активными играми, то теперь лучшее развлечение — компьютер. Все больше детей предпочитают малоподвижный образ жизни.

Читайте также:  Прогестерон: гормон желтого тела

Это привело к распространению среди молодого поколения ожирения и различных болезней, вызванных им. Позаботьтесь о здоровье ребенка и предложите ему другие, полезные и здоровые развлечения.

Хороший преподаватель умеет сделать занятия увлекательными.

Важность спорта

Физическая нагрузка важна для развития личности ничуть не меньше умственной. Спорт помогает улучшить координацию движений, выработать внимательность и силу воли. Даже тем, кто далек от спортивной сферы, рекомендуется регулярно делать физические упражнения.

Но спортивные секции и профессиональный спорт — две разные вещи. Посещая обычные занятия, ребенок получает среднюю нагрузку. Часто это происходит в игровой форме, где акцент делается на взаимодействие между детьми и подвижность. Ежедневно процесс занимает не более часа-двух, после чего еще остается время на другие дела.

Профессиональный спорт требует полной самоотдачи. Ему посвящают значительную часть жизни. Те, кто с малых лет метит на пьедестал, жертвуют не только развлечениями. Такие дети учатся по специальному режиму, не похожему на режим обычного школьника.

Прежде, чем отдавать ребенка на занятия спортом, выясните, на кого ориентирована та или иная школа. Условия для любителей и профессионалов кардинально отличаются, как и требования к обучающимся.

Физическая активность должна быть дополнением к остальным увлечениям, а не заменять их. Разумеется, если ребенок хочет карьеру в спорте, то будет уже другой подход.

В любом случае, одного спорта недостаточно.

Почему ребенок отказывается посещать дополнительные занятия

Обычно дети бросают регулярные занятия по двум причинам: усталость и отсутствие интереса. В первом случае поможет небольшой перерыв для отдыха или некоторые послабления в ежедневном расписании. Умственная и физическая нагрузка, с которой легко справляется взрослый, может оказаться непосильной для ребенка.

Переутомление у ребенка

Типичными признаками переутомления у ребенка являются:

  • нарушение сна и аппетита;
  • снижение иммунитета;
  • перепады настроения (вспышки агрессии или плаксивость);
  • неспособность сконцентрироваться;
  • слабость и сонливость.

Переутомление может наступить внезапно, особенно у школьников. В начале учебного года они полны энергии и могут переоценить собственные возможности.

А родители оказывают чаду медвежью услугу, позволяя ему записаться на множество кружков одновременно. Подрастающий организм плохо переносит постоянную смену деятельности.

Неудивительно, что к весне у ребенка остаются силы в лучшем случае для нормальной учебы.

Важно проявлять гибкость и позволять иногда отхождения от графика. Только так можно оценить нагрузку на ребенка, понять, какие занятия даются ему тяжелее. Лучше позволить чаду провести пару дней дома, чем подорвать его здоровье в угоду идеальной посещаемости.

Ребенок не хочет ходить на кружок

В ситуации, когда пропуски возникают из-за отсутствия интереса, все несколько сложнее. Многие дети в силу возраста боятся прямо сказать о своем нежелании посещать кружки и секции.

Вместо этого они начинают симулировать недомогание, чтобы появилась благовидная причина остаться дома.

Причем со временем ребенок рискует приобрести привычку к прогулам, которая сохранится даже в студенческие годы.

Не стоит пытаться вывести симулянта на чистую воду. От этого он станет лишь более изобретательным и осторожным в своем обмане. Необходимо устроить с ребенком доверительную беседу. Дайте ему понять, что его мнение и интересы имеют значение. Расспросите о том, какие увлечения он хотел бы попробовать. Не заставляйте его посвящать время и силы делу, которое не приносит ему радости.

Между развлечениями и занятиями ребенок всегда выберет первое. Сыграйте на этом, если видите, что чадо банально ленится. Например, можно предложить ему сделку: покупка новой игры за отличную посещаемость.

Подводим итог

Детство — лучшая пора, чтобы попробовать себя в творчестве. Идеальный вариант для школьника — спортивная секция и какой-нибудь творческий кружок. Не следует делать упор на дополнительные учебные занятия, если ребенок сам не попросит об этом. До старших классов ему будет вполне хватать информации, поданной на уроках.

Кроме того, мы живем в эпоху доступных знаний. Множество онлайн-ресурсов предоставляют доступ к десяткам тысяч статей, учебников и документальных видео. Можно далеко продвинуться в самостоятельном изучении какой-нибудь дисциплины.

Как развивать ребенка в 1 год

Интеллектуальное развитие

Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игры должны быть направлены на активное получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, их осмысление, запоминание и применение.

  • Сделайте тематические альбомы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда» и другие, наклеив в обычные блокноты для рисования соответствующие картинки. Давайте его рассматривать малышу, называя изображенное.
  • Также ребенку полезно разглядывать семейный альбом, где собраны качественные фотографии ближайших родственников, которых он хорошо знает.
  • Если выдался солнечный день, покажите ребенку, что предметы и люди отбрасывают тень, поиграйте зеркальцем, попробуйте наступить на нее или поймать солнечного зайчика.
  • Включайте ребенку музыку разных направлений, изучайте, как звучат разные музыкальные инструменты, это способствует развитию слухового восприятия.
  • Игры с сортером и геометрическими фигурами сформируют у ребенка представления о разных размерах и формах.
  • Соберите ребенку его первую библиотеку из книжек с толстыми картонными страницами и красочными рисунками. Конечно, он не научится сходу читать, но полюбит заниматься с книгой, это первый шаг к чтению.
  • Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми.
  • Играя с малышом, предоставляйте ему свободу действий, даже если с вашей точки зрения он делает что-то неправильно.
  • Купите конструктор типа «Лего» с крупными деталями, кубики, игрушки без музыкальных и других развлекательных элементов. Игры с ними заставляют проявлять фантазию, самостоятельно придумывать сценарий.
  • Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, разрешайте ему вам помогать, давая посильные поручения.

Ограничьте просмотр телевизора и занятия с планшетом. Из-за «готовых» развлечений ребенок становится пассивным наблюдателем, а не активным участником игрового процесса, как должно быть.

Как развивать ребенка в 2 года

Речевое развитие

В норме активный словарь годовалого ребенка состоит из 10-12 односложных или двусложных слов. Одно слово часто обозначает полную фразу, кроме того, малыш дополняет слова жестами и мимикой. Для этого возраста характерно становление и совершенствование навыков речи, но сами по себе они не появятся. Речевое развитие требует максимального внимания родителей. Итак, что нужно делать?

  • Постоянно разговаривайте с малышом и следите за правильностью своей речи, ведь вы являетесь почти единственным образцом. Годовалые дети хорошо понимают то, что говорят ему родители.
  • Рассматривая иллюстрации в книжки, описывайте их вслух, задавайте малышу простые вопросы, например, «где у кошки хвостик?».
  • Читайте вслух короткие сказки, стишки, потешки. Включайте детские песенки, пока ребенок бодрствует.
  • Пропевайте с малышом гласные звуки и слоги, постепенно усложняя «песенку».
  • Рассказывайте крохе об окружающем мире, обо всем, что вы видите во время прогулки или дома: как называется, зачем нужно, что делает и т. д. Проговаривайте свои действия, описывайте предметы.
  • Обсуждайте сюжетные картинки, объясняйте ребенку, как выстроить логическую цепочку. Конечно, в основном говорить будете вы, но ребенок будет вас слушать и запоминать речевую модель.

Обязательно выполняйте зарядку для развития артикуляции, чтобы мышцы, участвующие в произнесении звуков, привыкли к новым движениям. Не пренебрегайте пальчиковой гимнастикой и массажем. Мозговые центры, связанные с нервными окончаниями на ладони и подушечках и отвечающие за крупную и мелкую моторику, находятся рядом с центрами речи, логического мышления, памяти.

Мелкая моторика

Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:

  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
  • Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
  • Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
  • Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
  • Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
  • Игры с рамками-вкладышами и сортером.
  • Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
  • Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.

Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.

Как развивать ребенка в 3 года

Развивающие занятия с годовалым малышом должны строиться на следующих принципах:

    • Регулярность. Занимайтесь ежедневно, желательно в одно и то же время. Только в этом случае упражнения будут эффективны.
    • Разнообразие. Чередуйте упражнения, направленные на физическое,

познавательно, сенсорное, моторное, речевое, психическое развитие.

  • Игровая форма, так как игра – это ведущая деятельность маленького ребенка.
  • Небольшая длительность. В день достаточно потратить 10-15 минут на каждое упражнение.
  • Помощь. Вам придется постоянно помогать малышу, ведь многие действия ему придется выполнять впервые.
  • Комфорт. Занимайтесь в теплом проветренном помещении, убедитесь, что ребенок в чистом памперсе, хорошо себя чувствует, не испытывает голода и жажды, нормально поспал.

Если ребенок капризничает, то занятие лучше отложить. В случае если вы не можете сами заниматься с ребенком регулярно, запишитесь на занятия в центр раннего развития. Занимаясь в мини-группе под руководством опытного педагога, ребенок быстро социализируется и овладеет нужными навыками.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector