Развивающая игра с палочками Кюизенера

Продумывая, какие дидактически пособия использовать для развития ребенка, многие родители останавливают выбор на палочках Кюизенера. Разнообразные схемы игры которых помогают подготовить малыша к изучению математики. Применять их можно для детей различных возрастов, выбирая подходящие задания.

Развивающая игра с палочками Кюизенера

Цель и задачи методики

Палочки Кюизенера появились благодаря труду бельгийского педагога, придумавшего специальные цветные брусочки – с их помощью стало возможно обучать детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме. Это и есть главная цель методики. Задачи ее многогранны:

  • обучение числам в процессе игры;
  • развитие представлений о счете и цвете;
  • формирование устойчивого интереса к математике как науке;
  • развитие логики, мышления, умения действовать нестандартно;
  • объяснение малышу базовых арифметических действий – сложения и вычитания.

Дополнительное преимущество набора – возможность предложить детям большое число заданий и упражнений, поэтому скучать им не придется. В игровой форме ребенок получит представление о таких сложных понятиях, как соотношение цифры и числа, длина, направления (верх и низ, лево и право).

Развивающая игра с палочками Кюизенера

Описание набора

Палочки Кюизенера представляют собой дидактический набор, состоящий из брусочков, окрашенных в 10 различных цветов и имеющих размер от 1 см до 10 см. Общее количество брусочков, входящий в набор, может быть различным:

  • в наиболее простом варианте их всего 116.
  • «классический» набор включает в себя 241 палочку.

Чтобы иметь возможность предложить малышу огромное количество игр, следует выбрать набор с большим числом брусочков.

Развивающая игра с палочками Кюизенера

История методики

Цветные палочки для счета появились благодаря трудам Джорджа Кюизенера, чьим именем и названа методика.

Этот бельгийский педагог работал с учениками начальной школы и заметил, что многие из них испытывают трудности при знакомстве с арифметическими действиями, не понимают, как их производить.

Он пришел к мысли, что помочь в решении этих проблем может наглядное дидактическое пособие, позволяющее представить абстрактный материал в конкретной форме. Так и появились палочки Кюизенера, которые стали использовать даже в работе с дошкольниками.

Педагог предложил не просто применять пособие, но и активно обращаться к игре, чтобы процесс обучения проходил легко и весело, а малыши занимались с удовольствием. Во многом в своей концепции Кюизенер опирался на работы Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Результатом трудов педагога стали не только палочки, но и подробные рекомендации по их использованию – схемы.

Описаны они в книге «Числа и цвета», представляют собой комплекс упражнений и игр, выполняя которые, ребенок с головой погружается в увлекательный мир математики, получает и базовые умения, и удовольствие.

Работать рекомендуется сначала под чутким руководством родителей, а потом – самостоятельно.

Развивающая игра с палочками Кюизенера

Лучший возраст

На инструкции к палочкам указано, что заниматься с ними следует детям от трех лет, но под присмотром взрослых первые задания малыши могут выполнить и в 2–2,5 годика. Наиболее востребованной методика становится в старшей группе детского сада, когда полным ходом идет подготовка детей к школе.

Специалисты отмечают, что играть с палочками можно, конечно, и в более раннем возрасте (от года), но в этом случае математическое пособие становится всего-навсего игровым материалом, причем довольно опасным из-за обилия мелких деталей.

Поэтому лучше всего отложить его до более подходящего возраста, а пока предложить ребенку безопасные кубики и пирамидки.

Правила работы

Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько.

  • Самые младшие (2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
  • Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов.
  • Постепенно можно переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества такую же палочку, как и у нее в руке.
  • Не менее интересна для детей и возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность.
  • Детям 4-5 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.

Использование палочек следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и удовольствием.

Развивающая игра с палочками Кюизенера

Плюсы тренировки

Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов:

  • помогает развивать мелкую моторику.
  • способствует формированию мышления и интеллекта малыша.
  • стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.
  • учит ребенка сосредотачиваться, что очень полезно для старшего дошкольника, которому вскоре предстоит постоянно концентрировать внимание на словах учителя.

Несмотря на большое количество плюсов, следует отметить, что методика узкоспециализированная – она направлена исключительно на развитие математических умений, поэтому обязательно дополнять ее развивающими играми иной направленности.

Лучшие упражнения

Есть множество упражнений, которые можно выполнять, используя цветные палочки. Познакомимся с некоторыми из них.

Развивающая игра с палочками Кюизенера

Составление лестницы

Играть можно с малышами 3-4 лет. Мама рассыпает перед ними набор из цветных палочек, их должно быть 10. Задача ребенка – сложить из них лестницу, разместив брусочки от самого маленького к самому большому.

Далее задача усложняется: на столе уже 20 палочек (каждого размера по 2 штуки), ребенок должен составить двойную лестницу. Когда упражнение станет получаться, можно предложить ребенку сложить из палочек квадрат.

Для этого самую большую палочку складывают к самой маленькой, потом – палочку чуть большего размера – к бруску чуть меньшего размера и так далее.

В итоге должен выйти правильный четырехугольник, а ребенок получит представление о том, что из частей можно составить целое.

Развивающая игра с палочками Кюизенера

Построение дома

Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.

Не стоит ограничивать детскую фантазию, малыши могут возводить дома для кукол так, как удобно именно им – расставляя бруски горизонтально и вертикально. Но если допущена ошибка (например, дом для большой куклы получился явно меньше, чем домик для маленькой), то на нее надо деликатно указать и помочь исправить.

Такое занятие по силам малышам в 3-4 годика. Родитель может помочь ребенку сделать вывод: чем больше палочек использовалось, тем больше получился дом.

Развивающая игра с палочками Кюизенера

Кроватка для мышат

Взрослый должен заранее подготовить две небольшие фигурки мышек (или любых других зверей), причем одна из них должна быть ощутимо толще второй.

После этого он предлагает ребенку из палочек сделать для них кроватки.

Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше, взрослый в процесс творчества не вмешивается, но помогает не допустить ошибки.

Далее делается вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка.

Развивающая игра с палочками Кюизенера

Составление квадрата

Для работы потребуется большой набор палочек и помощь родителя. Задача ребенка – сложить квадрат. Сначала он совмещает четыре самые маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат.

Читайте также:  Детские игры, развивающие воображение

Задание можно усложнить, предложив ребенку сложить лабиринт:

  1. сначала малыш использует готовую схему, которую зарисовал родитель;
  2. постепенно переходит к собственному творчеству.

Оптимальный возраст для такого упражнения – 4 -5 лет.

Развивающая игра с палочками Кюизенера

Состав восьмерки

Когда дети уже познакомились со счетом, можно выполнить с ними задание, которое поможет подготовиться к восприятию арифметических действий.

  1. Взрослый достает из набора палочку-восьмерку. Предлагает ребенку найти палочки-единички в таком количестве, чтобы они расположились на «восьмерке» (соответственно, их потребуется восемь штук). Ребенок по одной достает самые маленькие палочки и прикладывает их к восьмерке. Делается вывод, что в одной длинной палочке содержится восемь маленьких.
  2. Теперь дошкольнику предлагается составить восьмерку из других палочек, например, 5 и 3. Следует найти как можно больше комбинаций.

После этого делается вывод, что одна длинная палочка включает в себя две более мелкие различной длины. Например, восемь – это пять и три.

Горизонтально и вертикально

Это задание поможет малышам разобраться в положении тел в пространстве. Сначала взрослый объясняет, что такое горизонт, потом говорит, что если положить палочку, то она будет горизонтальна. А если поставить, то она займет вертикальное положение.

После теоретической части следует предложить ребенку закрепить знания на практике, разместив цветные брусочки вертикально или горизонтально. Далее задание усложняется – от ребенка требуется определить, как располагают в пространстве дерево и поезд, и соответствующим образом разместить дидактический материал.

Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и паззлы.

Кейс развивающих игр и упражнений «В стране цветных счетных палочек Кюизенера»

  • Уважаемые родители!
  • С радостью делюсь с Вами уникальной методикой работы с «Цветными счетными палочками Кюизенера». 
  • С помощью цветных палочек  Ваш ребёнок в возрасте 4-х- 7-ми лет не просто будет повторять за вами цифры, но и сам научится понимать, какая цифра больше по значению, работать со схемой и планом, а также выполнять задания, фантазировать, логически мыслить, что поможет обучению в школе.

Как это сделать? Просто поиграйте дома с палочками Джорджа Кюизенера!

Счетные палочки Кюизенера – это числа в цвете.  Каждая палочка — это определенные число и цвет. В каждом наборе действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

Познакомились? Давайте поиграем!

По мере выполнения  игрового задания попросите ребенка раскрасить одну из палочек в дипломе, предложенном для скачивания ниже. Когда все палочки будут раскрашены, вручите ребенку диплом Знатока игр с палочками, который можно  вставить в рамку.

Родители, успешно выполнившие все задания с ребенком, получают заслуженную благодарность, предложенную для скачивания, которую можно вставить в рамку и разместить рядом с дипломом ребенка. Это ваш общий успех!

Желаем удачи и творческих находок! Пусть Ваш ребенок осваивает математические тонкости с легкостью и интересом!

Скачать диплом Развивающая игра с палочками Кюизенера Скачать благодарность

Развивающая игра «Сказка открывается»

Цель: формирование умения соотносить цвет палочки с её числовым значением, освоение операции «декодирование»

Развивающая игра с палочками Кюизенера Развивающая игра с палочками Кюизенера
Развивающая игра с палочками Кюизенера Развивающая игра с палочками Кюизенера
Развивающая игра с палочками Кюизенера Развивающая игра с палочками Кюизенера
Развивающая игра с палочками Кюизенера Развивающая игра с палочками Кюизенера
  1. Комплекс «Выложи из палочек»
  2. Посуда
  3. Цель: формирование умения выкладывать, воспроизводить предмет по его контуру; развитие аналитических способностей

Комплекс «Создаем окружающий мир»

Цель: развитие умения выкладывать из цветных счетных палочек объекты ближайшего окружения, творческих способностей, воображения

Развивающая игра «Поможем птицам»

Развивающие упражнения для детей дошкольного возраста

«Праздничный флажок»  Цель: развитие умения выкладывать прямоугольник палочками разного цвета и длины, объяснять свой выбор
«Подбери завязки» — «Шарики» Цель: закрепление эталона цвета
«Подбери завязки» — «Шарики» Цель: развитие умения устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умения находить палочку нужного цвета
«Выложи из палочек» — «Чашки для всей семьи» Цель: формирование умения работать со схемой, накладывая палочки на изображение и соотносить цветную палочку с числовым значением
«Выложи из палочек» — «Улица разноцветных палочек. Цветные семейки» Цель: знакомство с принципом окраски палочек – «цветные семейки», с соотношениями цвет-длина-число
«Выложи из палочек» — «Собираем слова» Цель: формирование умения составлять слова, выкладывать по схеме, осуществлять самоконтроль
«Выложи из палочек» — «Продолжи узор» Цель: формирование умения увидеть закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней
«Подбери завязочки» — «Разноцветные фартушки» Цель: закрепление эталона цвета
«Укажи путь»  Цель: определять и показывать на плоскости листа бумаги палочками пространственное направление
«Гараж» — «Построй ворота» Цель: измерение высоты изображениий с помощью посредника
«Лесенка» — «Встреча друзей» Цель: развитие представлений о длине палочек, умения сравнивать палочки по длине, строить лесенку
«Выложи из красных палочек» — «Листок» Цель: формирование умения работать со схемой, накладывая палочки определенного цвета на изображение
«Выложи из палочек» — «Осень. Листок» Цель: развитие умения устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, работать со схемой, накладывая палочки определенного цвета на изображение
«Выложи из палочек» — «Осень. Листок» Цель: формирование умения работать со схемой, соотносить цветную палочку с числовым значением,освоение операции «декодирование»
«Выложи из палочек одного цвета» — «Спрячь листок для зубра» Цель: развитие умения классифицировать палочки по цвету и размеру, строить квадрат из палочек определенного цвета
«Выложи из палочек любого цвета» — «Осень. Спрячь листок для зубра» Цель: развитие умения классифицировать палочки по цвету и размеру, строить квадрат из палочек
«Выложи из палочек» — «Осень. С дерева упало 3 листика» Цель: развитие умения моделировать предмет из палочек, считать
«По порядку» Цель: формирование умения соотносить  число и цвет палочки
«Выложи из палочек» — «Мухомор» Цель: развитие умения устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, работать со схемой, накладывая палочки определенного цвета на изображение
«Добавь недостающую палочку»  Цель: развитие умения устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умения находить палочку нужного цвета
«Одуванчики» Цель: развитие умения соотносить  число и цвет палочки
«Радужная картинка» Цель: развитие творческих способностей, самостоятельности

Развивающие игры для детей  дошкольного возраста

  • «Мышка»
  • Цель: развивать умение создавать образ мышки, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее-короче, равные по длине), ориентироваться в пространстве.
  • Материал: цветные счетные палочки, карточка.
  • Описание: педагог предлагает детям взять карточку с изображением мышки, подобрать палочки нужного цвета и разложить их
  1. «Прятки»
  2. Цель: развитие представлений о высоте, длине палочек, умение сравнивать палочки по высоте и длине.
  3. Материал: цветные счетные палочки, карточка с изображением игрушек.
  4. Описание: педагог предлагает детям выбрать карточку с изображением игрушки, подобрать палочки нужной высоты и разложить их на изображение
  1. «Разноцветные палочки»
  2. Цель: формирование умений группировать, классифицировать палочки, полоски по цвету.
  3. Материал: цветные счетные палочки, полоски.
  4. Описание: педагог предлагает выбрать палочки одного цвета и разложить их по тарелочкам
  • «Построим заборчик»
  • Цель: развитие представлений о высоте палочек,умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте.
  • Материал: цветные счетные палочки, фигурки животных.
  • Описание: педагог предлагает подобрать палочки нужной высоты и выставить их
  1. «На поляне выросли грибы»
  2. Цель: упражнять в соотнесении числа и цвета палочки.
  3. Материал: цветные счетные палочки, карточка.
  4. Описание: педагог предлагает отсчитать то количество палочек, которое соответствует числу палочки и выложить из них шляпку гриба
  • «Собираем урожай»
  • Цель: упражнять в соотнесении числа и цвета палочки.
  • Материал: цветные счетные палочки, карточка.
  • Описание: педагог предлагает положить в каждый мешок то количество «овощей», какое обозначает число цветной палочки
    • «Перестроения»
    • Цель: упражнять в соотнесении числа и цвета палочки.
    • Материал: цветные счетные палочки (2 набора по 6 штук), игровое поле, кубик.

    Правила: первый участник бросает кубик и перестраивает свою палочку, которая соответствует числу на кубике на пустое поле противника. Если число на кубике повторяется, участник пропускает ход. Побеждает тот, кто первый займет позиции противника

    Палочки Кюизенера: игры и задания для детей

    Ученые доказали, что гениями не рождаются, ими становятся. Становление гения в вашем ребенке процесс долгий и не легкий. Ранний период развития требует много времени, внимания, любви. Без знания методик не обойтись.

    Методика «Цветные числа» разработанная в начале XX века педагогом, ученым из Бельгии Джорджем Кюизенером, помощь всех мам и педагогов раннего развития.

    Его идеи согласуются с концепцией раннего развития, которую выдвинул русский педагог новатор Б.П. Никитин.

    Методика

    Что нового ребенок узнает, какие умения в нем разовьют палочки Кюизенера? Вот небольшой список, что сможет ребенок, благодаря ним:

    • быстро выучит цвета;
    • разберется с понятиями «короткий», «длинный», «высокий», «низкий»;
    • разовьет мелкую моторику, мышление, воображение;
    • получит представление о категориях «часть», «целое», «больше», «меньше»;
    • освоит конструирование, используя логический подход;
    • решит свои первые математические примеры, математика станет увлекательной наукой.

    Описание комплекта

    Палочки Кюизенера – это комплект из 116 палочек разного цвета и длины. Всего 10 цветов: белый, розовый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, черный, бордовый, синий, оранжевый.

    Каждому цвету соответствует длина. Белая палочка самая короткая, это кубик длиной 1 см, оранжевая самая длинная – 10 см.

    Таблица, показывает, что все цвета образуют собой три семейства + белый, черный (нейтральные) цвета. Оранжевый и фиолетовый присутствуют в двух семействах, так как появились благодаря смешению этих цветов.

    Кроме того, числа, зашифрованные в семействе красных кратны двум, в семействе синих трем, а в семействе желтых пяти.

    Семейство красныхСемейство синихСемейство желтых
    Розовый Голубой Желтый
    Красный Синий Оранжевый
    Бордовый Фиолетовый
    Оранжевый
    Фиолетовый

    Кроме самих счетных палочек Кюизенера в наборе есть математические знаки основных действий, а также цифры от 1 до 20. Для детей, уже освоивших «цветной счет» могут использоваться классические примеры, как в школе. Также в комплекте идет инструкция по использованию.

    Материал для «цветного счета» используется легкий, гладкий, изготовленный из пластмассы, прошедшей сертификацию. Они отличный счетный материал. Цифры и знаки картонные. С помощью этого пособия можно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление.

    Развивающая игра с палочками Кюизенера

    Цели использования

    Есть родители, которые бояться, что нагружать ребенка математикой слишком рано. Педагоги сходятся во мнении, что лучше переживать о том, чтобы не было слишком поздно. Сенситивные периоды в развитии длятся не так долго, об их времени знать наверняка мы не можем.

    Проходят они очень быстро, успеет ли ребенок в этот промежуток освоить необходимый навык? Поэтому лучше предлагать малышу задания в зоне его ближайшего развития. Пусть пока трудно, но когда его мозг будет готов, он справится с задачей, на удивление вам и окружающим.

    Приведем основные причины, по которым учителя во всем мире активно пользуются цветными счетными палочками Кюизенера в своей педагогической практике:

    1. Использование наглядности математических действий, что позволяет работать с детьми младшего возраста.
    2. Развитие фантазии, воображения. Количество заданий с этим инструментом стремится к бесконечности.
    3. Развивается мелкая моторика, так как в работу вовлечены пальцы рук.
    4. Наука превращается в увлекательную игру, а значит, легче воспринимается и усваивается детьми. Устный счет дается легко.
    5. Помогает в формирование сопутствующих навыков, обучение письму. Из них можно строить как из конструктора, выкладывать слова, собирать лабиринты.
    6. Позволяет измерять длины других предметов, так как заранее известна длина каждого цветного модуля в сантиметрах.
    7. Дает возможность закрепить понимание геометрических фигур, за счет составления их контуров.
    8. Формирует устойчивый интерес к познанию, в том числе к математической науке.

    Развивающая игра с палочками Кюизенера

    Задания для развития мелкой моторики

    С какого возраста

    Палочками Кюизенера, также как блоками Дьенеша можно пользоваться даже раньше, чем указанно на коробке. Сам автор предлагал начинать занятия с 1 года. Опытные педагоги рекомендуют начинать занятия с 2-х лет, под обязательным присмотром родителей. Собственно без их участия не получится образовательный, игровой процесс. С взрослением ребенка усложняются игровые задачи.

    Самое большое количество заданий предусмотрено для возраста 3 – 4 года. Средний возраст, дошкольники (5 – 6 лет) способны решать уже более серьезные, обучающие задачи. Даже старший возраст, ученики начальной школы (7 – 9 лет) находят эти занятия интересными.

    Плюсы и минусы

    Положительных моментов много, ниже некоторые из них:

    1. Много вариантов, как развивать мелкую моторику, мышление, воображение;
    2. Формирование осознанного внимания, усидчивости;
    3. Тренировка памяти, реакции;
    4. Возможность использовать один методический материал для детей разных возрастных групп, меняя только сами формулировки заданий;
    5. Дети обретают навык самостоятельного поиска решения.

    Минусов как таковых ученые не смогли найти. В некоторых источниках указывается, что минус – это необходимость присутствия взрослого, так как, играя самостоятельно, дети к такой игре быстро теряют интерес. Можно сказать, что все воспитание и обучение требует участия взрослых, поэтому данный минус, не стоит брать в расчет.

    Чтобы добиться максимального результата, необходимо заниматься с ребенком систематично. Грамотное поощрение и разнообразие видов деятельности также помогут в скорейшем освоении основ математики.

    Развивающая игра с палочками Кюизенера

    Сходства и различия с блоками Дьенеша

    Часто палочки Кюизенера и блоки Дьенеша стоят рядом в числе методик по раннему развитию. Это не случайно, они в чем-то похожи. Обе методики используют наглядно-действенный материал, тренируют логическое мышление, развивают воображение. Они многофункциональны, ориентированы на детей разного возраста, просты в освоении.

    Отличием блоков Дьенеша является дополнительный параметр различия материалов по толщине (тонкие и толстые) и по форме (круг, треугольник, квадрат).

    В цветных палочках Кюизенера присутствует признак отличия по длине в сантиметрах, а также большее количество цветов.

    У них есть возможность составлять примеры из цифр, с использованием математических знаков, иллюстрируя их примерами «цветного счета».

    Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера – это методики, представляющие собой демонстрационный материал, не противоречат одна другой, а прекрасно друг друга дополняют.

    Можно использовать два этих набора совместно. Это позволит дополнительно разнообразить занятия, придумывая все новые интересные задачи.

    Инновационный подход в образовании, призывает обучать, играя, чтобы информация запоминалась легко и естественно.

    Развивающая игра с палочками Кюизенера

    Игры

    Для малышей детского сада, дошкольников и школьников, разработаны различные игры с палочками Кюизенера от самых простых к более сложным.

    Игры для малышей 1 – 2 года

    Малыши могут работать с данным пособием только под присмотром взрослых, так как есть маленькие детали. Домашний уют, привычная обстановка способствуют освоению новых видов деятельности. Уже в годик дети могут с ними играть, рассматривать цвета, а задача взрослого давать комментарии по поводу длины, цвета, высоты, количества.

    «Строитель». Предложите ребенку рассмотреть стройматериалы, взять в одну руку как можно больше блоков, затем переложить их в другую. Так детская рука начнет чувствовать разницу в размерах и количестве. Постройте вместе с ребенком дорогу, дом, мост, дерево, колодец, транспорт.

    «Сортер». Можно взять цветной картон и предложить ребенку рассортировать палочки по цветам. На красный лист надо положить все красные, на желтый – желтые.

    «По лесенке». Соберите лестницу от белой до желтой палочки. Возьмите маленькую игрушку, например зайку и пусть он попрыгает по лестнице вверх.

    Вы при этом считайте «Зайка прыгает опять, один, два, три, четыре, пять». Потом можно собрать лестницу выше, и уже считать до 10.

    Когда ребенок освоил эту игру, можно пропускать ступеньки (лесенка сломалась), чтобы ребенок ставил их на место (чинил лестницу).

    «Делай как я». Покажите ребенку в руке синюю палочку, попросите его взять такую же. Возьмите две палочки, пусть он повторит. Сложите из них крышу домика. Суть игры в том, что ребенок учится соотносить то, что показываете вы и делать также.

    Можно напевать песенку перед каждой новой демонстрацией и повторением, «траля-ля-ля, траля-ля-ля, делай Мишенька (имя вашего ребенка) как я!» Можно использовать зеркальный метод на бумаге.

    На одной половине нарисовано изображение, а вторую половину ребенок должен дорисовать, используя шаблон.

    Развивающая игра с палочками Кюизенера

    «Цветной забор». Выложите две цветные палочки, потом снова две такие же. Скажите, что красите забор в синий и оранжевый, предложите ребенку продолжить забор. Потом можно усложнить, добавляя количество цветов, выстраивая более сложные очередности. Например, голубой, белый, розовый, желтый. Пусть ребенок выкладывает дальше.

    «Неуловимые». Поиграйте палочками как будто живыми персонажами, скажите, что сейчас они будут убегать меняться местами, прятаться.

    Выложите пять палочек, а потом, играя с ними, спрячьте одну за спину или рядом за коробку. Спросите ребенка, какая палочка исчезла? Куда она пропала? Пусть найдет ее. Также можно менять их местами, красная была первая.

    Переложите ее в серединку. Куда она подевалась? Эта игра развивает внимательность, тренирует память.

    «Поезд». Постройте из палочек поезд с вагонами разной длины. Называйте цвета и размеры. Спросите, какой вагон самый длинный, что он везет? Может быть бревна для дома.

    Какой вагон самый маленький, что может он везти? Может быть яблоки. Сколько вагонов на станции? Сколько поехали, сколько осталось? В ходе этой игры ребенок учит понятия «длинный», «короткий», «большой», «маленький», «один», «много».

    Усложнив игру, можно спрашивать какой вагон справа от красного, слева от желтого.

    Развивающая игра с палочками Кюизенера

    Задания для детей 3 – 4 лет

    Детки постарше в 3 – 4 года уже могут учить простой счет, повторять игры предыдущего этапа, но уже с небольшим усложнением. Это важно на этапе поступления в детский сад, ведь там тоже дают обучающие задания, и требуется усидчивость. Вот какие новые игры в этом возрасте можно предложить.

    «Контур фигуры». Нарисуйте на бумаге или распечатайте геометрические фигуры, попросите ребенка выложить палочками ее контур, назвать фигуру. Покажите сами как выложить квадрат, треугольник, ромб. Также можно выкладывать из них лабиринты. Полученная дорожка может быть пройдена с помощью маленьких игрушек, машинок.

    «Рассказ из палочек». Сначала выложите палочками рассказ сами, потом попросите сделать это ребенка.

    Выложите длинную палочку (решил папа построить дом, сделал фундамент), положите две перпендикулярно по краям (поставил стены), сверху еще две углом вверх (смастерил крышу). Отличный дом получился, но без окон и дверей.

    Сделайте из маленьких блоков окошко и дверку. Это задание очень хорошо развивает устную речь. Следите, чтобы соблюдалась логика изложения.

    «Угадай какая». Спрячьте палочку в кулаке, скажите, что держите ту, которая больше розовой, но меньше красной. Какая палочка в кулаке? Голубая, верно! Продолжайте играть, задавая подобные вопросы.

    «Раскрась палочками». Можно приобрести готовые альбомы, либо самостоятельно распечатать схемы рисунков, для того чтобы раскрашивать их палочками. Например, вы распечатали зайца.

    Пусть ребенок подберет подходящие по длине элементы для ушей, лапок, хвостика. А вы говорите уши длинные, хвостик короткий. Можно также рассказывать стишок в тему картинке «Прыгал зайка по лужайке, длинноухий, цветной зайка».

    Вы должны показать алгоритм действий, чтобы ребенок смог его повторить.

    Развивающая игра с палочками Кюизенера

    Задания для детей 5 – 6 лет

    Дошкольный возраст 5 – 6 лет оптимален для внедрения новых задач, так как идет активная подготовка к школе. Задания должны лежать в зоне ближайшего развития. Изучите ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), посмотрите, какими умениями должен обладать ребенок, тренируйте в игре те навыки, которые пригодятся в начальной школе.

    «Кто быстрее». Вы называете число, дошкольник должен быстрее вас взять ту палочку, которая соответствует этому числу. Также наоборот вы берете палочку, поднимаете вверх, а его задача быстро сказать число, которое ей соответствует.

    «Исключения».

    Предлагаем комплекс заданий на исключения, например «Дай мне не синюю и не красную», «дай мне палочку короче бордовой, но длиннее розовой», «выбери две палочки, из которых не получится равная по длине желтой». Вариантов таких заданий исключений много. Рекомендуем сначала составить себе список, правильные ответы записать на бумаге, чтобы самим потом не путаться.

    «Простые примеры». Покажите, что две белых палочки образуют одну розовую. А розовая и белая равны голубой. Можно подписать цифры на палочках, чтобы начать проводить ассоциации между написанием цифр и цветом/размером. Давайте задачки на подобие такой: «сколько белых палочек надо добавить к голубой, чтобы получилась синяя?»

    «С закрытыми глазами». Поставьте условие определить цвет палочки, только с помощью пальцев, с закрытыми глазами. Объясните, что самая маленькая палочка 1 см, примерно как ширина пальца. Научите ребенка с помощью пальцев измерять расстояние палочек. Можно подвесить колокольчик, и звонить в него столько раз, какому числу соответствует вытащенная палочка.

    Задания для детей  7 – 9 лет

    В школе продолжается совершенствование навыков приобретенных ранее. В 6 – 7 лет появляется дисциплина и готовность школьника решать уже более сложные задачи, требующие большего внимания и усидчивости. Хорошо, когда задачи пресекаются со школьной программой в этот период или даже чуть обгоняют ее.

    «Часть и целое». Занятие на тему дроби, может стать увлекательным. Положите оранжевую палочку и скажите что она целая, но состоит из двух частей (положите две желтых палочки). Также как 10 состоит из 5 и еще 5. Пять это ½ от десяти, значит половина.

    Положите перед собой и ребенком палочки одинаковой длины. На скорость найдите две другие палочки, чтобы вместе они были такой же длины, как первая.

    Например, девять можно составить несколькими способами из двух и семи, из одного и восьми, из пяти и четырех, из трех и шести.

    «Составь число». Предложите школьнику следующее упражнение на состав числа. Палочек десять, но из них можно сложить любое число. Оранжевая и белая – это одиннадцать. Две оранжевых – это двадцать. Покажите ребенку эту закономерность, пусть составит 15, 22 и другие числа.

    «Реши пример». С помощью картонных цифр и знаков выложите пример. Задача ребенка, используя палочки показать наглядное решение этого примера. Допустим, вы положили 2+3= Ребенок должен положить розовую, голубую и желтую палочки. После дать устный отчет, почему он выбрал именно эти цвета.

    Развивающая игра с палочками Кюизенера

    Схемы

    К основному набору продаются альбомы со схемами для палочек Кюизенера, которые предлагают различные игры и задания, на основе выкладывания палочек поверх рисунков. Базовые схемы и их описание, содержит в себе книга основателя методики Дж. Кюизенера «Числа и цвет». На их основе схемы можно также придумать самим. Предлагаем некоторые из них.

    Схема «Домик». Распечатайте шаблон и предложите ребенку составить такой же дом из палочек. Можно приговаривать:

    Мы с тобой построим домик
    Крыша словно треугольник.
    Рама будто бы квадрат.

    Зайчик домику так рад!

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector