Развитие способностей у детей: что, где, когда?

Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких технологий умение мыслить логически становится не просто конкурентным преимуществом, а жизненно необходимым навыком. Вот лишь несколько причин, по которым стоит развивать логику:

  • Чтобы постоянно развиваться. Технологии прогрессируют с огромной скоростью и требует того же от человека. Не оказаться за бортом цивилизации сможет только живой и пластичный ум. 
  • Чтобы правильно формулировать вопросы. Это важнейшее умение и для учёбы, и для жизни вообще. Чтобы получать быстрые и точные ответы, вопросы нужно уметь грамотно задавать. 
  • Чтобы отличать правду ото лжи. Информационное пространство переполнено противоречивыми сведениями. Развитая логика поможет сопоставить факты, сравнить источники и не стать жертвой обмана. 
  • Чтобы находить нестандартные решения. И дело даже не в том, что это ключевой навык для работы в самой высокооплачиваемой сфере — IT. Ни в одной профессии, подразумевающей интеллектуальный труд, не обойтись без изобретательности.

Преподаватель информатики Анастасия Александрова подчёркивает важность развития логики для учёбы. 

«Для успешного изучения информатики нужна логика. Если у вас трудности со школьным курсом, потренируйте сначала своё логическое мышление на простейших задачах».

Способы развития логического мышления

Логическое мышление — это не врождённый талант, его необходимо развивать. Существует много способов, позволяющих делать это с удовольствием. Перечислим лишь некоторые из них:

  • Логические задачи. Многие задачки на логику придуманы тысячи лет назад, но актуальны до сих пор. Зачастую они сформулированы очень забавно, так что искать остроумные ответы на них весело и увлекательно. Множество таких задач легко найти в интернете.
  • Интеллектуальные игры. Игра для детей — способ познания мира. Играя с ребёнком в домино, шашки, шахматы, точки, эрудит и даже просто в слова, вы не только весело проводите время, но и развиваете мышление ребёнка. 
  • Головоломки. Специализированные магазины предлагают ассортимент «игр для ума» на любой вкус и возраст — всевозможные лабиринты, пазлы, кубики Рубика и целые научно-исследовательские наборы. Во многих городах работают кружки любителей головоломок, где дети учатся их разгадывать и соревнуются в искусстве решения.
  • Развивающие сервисы. В Сети существуют специальные платформы, на которых собраны различные задачи на развитие логики у детей. Процесс их решения напоминает игру с разными уровнями сложности. 
  • Компьютерные игры. Вопреки распространённому убеждению, далеко не все они пустая трата времени. В интернете найдётся огромное количество игр на развитие логики — от простейших «Тетриса» и «Лайнс» до «Майнкрафта» с его неисчислимыми возможностями.

Развитие логического мышления в 1 классе

Мышление младшего школьника переживает переломный этап. Ещё недавно оно основывалось только на собственном опыте и ощущениях от окружающего мира.

Но осваивая азы школьной программы, ребёнок учится не просто читать и писать, а соотносить символы со значениями и оперировать абстрактными единицами.

Чтобы помочь ему освоится в мире букв и чисел, важно уделить внимание развитию логического мышления уже с 1 класса.

Прежде всего важно научить ребёнка наблюдательности: какими свойствами обладают те или иные предметы? Что в них общего? В чём различия? В процессе размышления над этим он получит представление о закономерностях, научится анализировать, сравнивать и обобщать.

Из классических настольных игр подойдёт домино. Эта игра учит быстро считать и принимать решения, предугадывая последствия. А также позволяет наглядно увидеть принцип логической цепочки.

Задачи на логическое мышление для 1 класса 

Развитие способностей у детей: что, где, когда?

Ответ: лиса, она обращена налево.

Развитие способностей у детей: что, где, когда?

Ответ: чтобы узнать, какая цифра скрыта за грибком, решим пример «10-3». Ответ — 7. Решив пример «7+1», получим число, спрятанное за звёздочкой; это 8.

Развитие логического мышления во 2 классе

С 8-9 лет у ребёнка формируется критическое мышление: он больше не принимает на веру всё, что ему говорят. В этот период очень важно научиться отличать правду от неправды и сопоставлять данные из разных источников. В этом ребёнку помогут логические задачи на истинность и ложность суждений.

Игры в ассоциации, в слова и забавные «данетки» также очень хорошо развивают логику и воображение. А главная их прелесть в том, что играть можно где угодно, например, в транспорте или в очереди к врачу. 

Кроме того, стоит познакомить ребёнка с задачками «с подвохом». Может показаться, что они носят исключительно шутливый характер, но это не так. С их помощью ребёнок научится понимать, что не все проблемы решаются стандартными методами. 

Задачи на логическое мышление для 2 класса

Развитие способностей у детей: что, где, когда?

Ответ: велосипед, он не жёлтый и без мотора.

Развитие способностей у детей: что, где, когда?

Ответ: шесть, у пяти братьев одна общая сестра.

Развитие логического мышления в 3 классе

Знания ребёнка об окружающем мире становятся всё более глубокими и разносторонними. Он уже умеет соотносить разные пласты информации и строить гипотезы на основе имеющихся данных. Задания на поиск закономерностей по-прежнему актуальны, но теперь они должны быть гораздо сложнее. 

Можно покупать более сложные головоломки, осваивать новые настольные игры. В этом возрасте многие дети увлекаются конструкторами. «Лего» и его аналоги помогают развивать логику, мелкую моторику и пространственное мышление, а главное, дают ребёнку огромное пространство для самовыражения. 

Также в этом возрасте будут очень полезны математические и текстовые ребусы и занимательные игры со спичками.

Задачи на логическое мышление для 3 класса

Развитие способностей у детей: что, где, когда?

Ответ:

Развитие способностей у детей: что, где, когда?Развитие способностей у детей: что, где, когда?

Ответ: 4.

Развитие логического мышления в 4 классе

В 10-11 лет подростку хочется уже не просто играть, а сделать что-то по-настоящему.

Это лучшее время для всевозможных экспериментов: опыты с переливанием жидкостей, электроконструкторы, развлечения с магнитами и кинетической энергией, химические реакции — всё это тоже отлично развивает логическое мышление.

И конечно, пробуждает интерес к естественным наукам, которые скоро начнутся в школе. Не менее важно уделить внимание задачам на пространственное мышление, чтобы подготовиться к урокам черчения и геометрии.

А ещё в этом возрасте самое время познакомить подростка с основами программирования. Можно начать с изучения графического языка Scratch. Создавая с его помощью мультфильмы и простые игры, дети знакомятся с принципами работы системных алгоритмов. 

Задачи на логическое мышление для 4 класса 

Развитие способностей у детей: что, где, когда?

Ответ: 30-9 = 21 — столько дополнительных выстрелов Вася заработал за попадания.

За каждое попадание давалось 3 выстрела: 21÷3 = 7 раз Вася попал по монстру.

Развитие способностей у детей: что, где, когда?

Ответ: 2.

Резюме

Возможно, вас удивит, что ребёнок легко справляется с логическими задачами, которые казались вам трудными, и предлагает решения, о которых вы не подозревали. Дело в том, что детское мышление ещё не подвержено шаблонам и стереотипам. Важно помочь ребёнку сохранить эту пластичность ума. Чем раньше он начнёт развивать логику, тем легче ему будет учиться в дальнейшем. 

В начальной школе «Фоксфорда» мы уделяем внимание логике с первого класса. Программа 1-4 классов включает курс алгоритмики, на котором дети учатся решать логические задачи, ребусы и головоломки, а в более старшем возрасте осваивают азы информатики и программирования. Такие занятия отлично развивают логическое мышление и позволяют овладеть навыками одной из самых востребованных профессий. 

Пара советов напоследок:

  1. Не ограничивайтесь только точными науками. Играйте с ребёнком в творческие игры: предложите нарисовать предмет по описанию его свойств, или составить рассказ, используя заданные словосочетания. Такие занятия не только тренируют логическое мышление, но и развивают фантазию и помогают ребёнку раскрыть творческий потенциал.
  2. Не стоит заниматься развитием логики ребёнка слишком серьёзно. Лучше превратите занятия в игру. В будущем вашему сыну или дочери придётся решить немало по-настоящему серьёзных задач и находить выходы из непростых ситуаций. А пока пусть учится справляться с трудностями в игре.

Как вы считаете, у вас одаренный ребенок?

Развитие способностей у детей: что, где, когда?

На самом деле тема развития способностей у детей очень важна для будущего, для взрослой жизни. Нет сомнений, все родители хотят для своих детей добра. Но далеко не все понимают, как обнаружить способности, как развить способности ребенка, что и когда для этого делать.

Внимание! Чем раньше вы поймете способности своего ребенка, чем раньше вы начнете их развивать, тем успешней будет его (ее) взрослая жизнь.

Способностями и их развитием занимается наука психология. Скучно, конечно, обращаться к научному определению, но иначе можно не понять сути работы по развитию способностей.

Важно Способности относятся к свойствам конкретной личности. Запомните – это свойства.

Если ребенок в детском саду или в школе демонстрирует какие-то знания или умения, то это не способности. Это просто наличие знаний или умений. А вот быстрота, глубина и прочность овладения этими знаниями или умениями свидетельствуют о наличии способностей.

То есть, чем быстрей и качественней ребенок будет овладевать способами и приемами, принадлежащими к какой-то деятельности, тем он способней. Психология еще отмечает, что все эти навыки у способных детей должны выступать как психический регулятор, побуждающий детей их осваивать.

Большинство родителей наверняка слышали, что способности начинаются с задатков (“у вашего ребенка тааакие задатки…”). То есть задатки сигнализируют о возможностях вашего ребенка. Задатки разделяют на:

  • первичные. Природные особенности, полученные при рождении.
  • вторичные. Особенности, созревшие в ходе развития.

К задаткам можно отнести строение тела с точки зрения анатомии и физиологии, особенности двигательного аппарата, особенности строения органов чувств (экстрасенсорика), особенности нейродинамических свойств мозга (наверняка вы слышали о правом и левом полушарии и за что они отвечают) и т.д.

Вот эти индивидуальные характеристики и являются природными задатками.

Здесь следует заметить, что сами по себе задатки не гарантируют, что имеющиеся ВОЗМОЖНОСТИ перерастут в способности.

В зависимости от отношения родителей (а также помощи детского сада и школы) к воспитанию малыша задатки (возможности) могут реализоваться в виде способностей, а могут просто атрофироваться за ненадобностью.

К сведению Перерастание задатков в способности целиком зависит от родителей! Именно в руках родителей будущее благополучие детей.

Развитие способностей у детей: что, где, когда?  Естественно ребенок не может иметь всеобъемлющие задатки. То есть не стоит ожидать, что ваш малыш будет суперменом. Однако наличие возможностей в какой-либо области можно ожидать. Обнаружение этих возможностей вполне по силам любым родителям. Надо всего лишь быть внимательными к своим детям и понимать, как распознать у них задатки к чему либо, в чем именно они могут быть лучше, чем остальные.

Читайте также:  Волшебное творчество: дети и арт-терапия

Только не стоит переводить поиски задатков в болезнь – “У нас одаренный ребенок”. Все должно быть естественным, иначе, если задатки так и не разовьются, вы сделаете больно себе и у своего же ребенка разовьете комплекс неполноценности.

На что же обратить внимание. Психологи давно провели структурный анализ и выделили несколько видов или типов способностей, задатки которых вы можете обнаружить:

  • Общие умственные способности. Таких детей называют умными. Их видно сразу в коллективе, на фоне остальных. Они хорошо все помнят, быстро осваиваются в незнакомой среде, правильно реагируют на изменения обстановки, без особых проблем справляются с возникающими проблемами (естественно с проблемами детского уровня). 
  • Музыкальные способности. Прежде всего, это наличие музыкального слуха. ЕслиРазвитие способностей у детей: что, где, когда? ваш ребенок может с легкостью воспроизвести ритм, это говорит о его музыкальности. А дальше на ритм может быть наложено умение воспроизвести мелодию или воспроизвести танцевальные движения. Может быть “музыкальному” ребенку легко дается обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте. 
  • Литературные. Эти задатки могут проявиться уже к пяти годам. Ест детки, которые уже читают без напряжения к этому возрасту. И они же бегло пересказывают прочитанное с элементами вставки придуманного. Этих детей можно обнаружить по хорошо развитой наблюдательности и воображению. В разговоре с ними становится понятным все сказанное ими, поскольку у них выразительная речь. Мыслят они образами. 
  • Конструктивно-технические. По большей части этот вид касается мальчиков. Они учатся понимать работу механизмов, разбирая игрушки на детали. Так непроизвольно у них развивается комбинаторное и пространственное мышление. 
  • Физические или спортивные задатки. Целый комплекс физических параметров (гибкость, скорость, выносливость, координация движений и пр.) может позволить найти задатки будущего чемпиона профессиональным тренерам. Не секрет, что девочки в художественную гимнастику (да и в спортивную) приходят уже в пять – шесть лет. И уже в этом возрасте видно, кто на что способен. 
  • Учебные. Не каждый школьник в состоянии быстро понять, проанализировать и начать применять в жизни знания, полученные на занятиях. Из детей с учебными задатками вырастают ученые с мировыми именами, преподаватели ВУЗов, которые в состоянии доходчиво объяснить учебный материал. 
  • Художественно-изобразительные. Чаще эти задатки называют творческими способностями. Хотя в это понятие входят правильная оценка пропорций увиденного, определение цвета и фактуры, умение выделить в окружающем пространстве интересные детали и особенности, возможно не видимые другими. 
  • Математические. Дети с этими задатками запросто решают сложные задачи, Развитие способностей у детей: что, где, когда?хорошо запоминают математические формулы.

Вышеприведенные виды и типы задатков не заканчивают список. Например, сложно сказать, какие задатки могут быть у будущего ведущего хирурга. Да, конечно, это любопытство по отношению к “устройству” животных, людей. Но это только внешние задатки.

Все описанные задатки возникают с рождения (и даже в процессе внутриутробного развития).

После осмысления этого материала, вы уже способны самостоятельно оценить одаренный ребенок у вас или нет. Если вы увидели какие-то задатки, то от ваших действий зависит, разовьются ли они в способности или нет. Кстати, не забывайте о скрытых способностях. Приглядывайтесь к своему ребенку.

Как развить способности ребенка

Развитие способностей у детей: что, где, когда?  Если ребенок трудолюбив, имеет цель в жизни, при этом старается приобрести определенные навыки и умение, то это еще не является прямыми показателями способностей. Способный ребенок может быть и лентяем, а неспособный достичь хороших успехов в учебе.

Способности могут проявиться у ребенка как в раннем возрасте, так и спустя некоторое время, а иногда и во взрослой жизни. Способности проявляются или в отдельном предмете или в нескольких сразу, у каждого по-разному.

Несмотря на то, что способности – это врожденные особенности, их можно и нужно развивать. Развитием ребенка надо начинать заниматься как можно раньше. Еще когда ребенок находится в утробе матери, с ним можно разговаривать, читать ему стихи и сказки, ходить на выставки, слушать музыку. Пусть беременность матери будет наполнена позитивом!

Когда ребенок родился, то продолжайте занятия. Считается, что до трех лет происходит основное развитие.

В этом возрасте с ребенком занимаются физическими упражнениями, развитием речи, танцами, музыкой, развитием мелкой моторики рук (рисованием, лепкой, вырезанием и прочим).

Когда у ребенка все получается, то обязательно хвалите его, а если нет, то не ругайте, помогите, подскажите, объясните.

Далее по возрасту необходимо, чтобы ребенок получал представление о разных предметах и видах деятельности. Дайте своему чаду попробовать заниматься различными занятиями, только тогда он сможет понять, что ему интересно и при этом легко дается.

Когда ребенок (скорей всего с вашей помощью) определяется, что ему интересно, то тогда он начинает развиваться в этой области.

Внимание! Нельзя насильно заставлять ребенка заниматься чем-либо, необходимо вызвать у него интерес. В этот момент прислушивайтесь и наблюдайте за своим ребенком. Если занятие доставляет ему удовольствие, то поощряйте эти занятия.

Развитие способностей у детей: что, где, когда?  А если ребенок идет, например, в музыкальную школу как на каторгу, то вы можете навредить ему, загубив другие таланты. Поэтому стремитесь, чтобы ребенок получал положительные эмоции и удовольствие.

Когда ребенок начинает учиться в школе, то необходимо выявить в каких предметах он преуспевает. И если у него проявляются способности к определенной дисциплине, то и нагрузка в этой области должна быть соответствующей. Расслабление не пойдет ребенку на пользу.

Если у ребенка проявляются интерес и способности вне школьных предметов, например, танцы, музыка, рисование, спорт, то нельзя отмахиваться от таких увлечений. Наоборот способствуйте их развитию. Найдите для ребенка качественную секцию или кружок.

Подведем итог

  1. Развитием ребенка необходимо заниматься с самого рождения и даже в утробе матери.
  2. Занятия должны доставлять ребенку удовольствие и выполняться с интересом.
  3. Предоставьте ребенку как можно более широкий выбор различных видов деятельности.
  4. Хвалите ребенка за успехи и помогайте в случае неудач.
  5. Если у ребенка проявились способности, то следует увеличить нагрузку в этом виде деятельности.

Помогите своему ребенку, ведь от этого зависит и путь его развития, и успех в жизни.

Маленькая Страна — Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через интеллектуально-познавательную игру «Что? Где? Когда?»

  • Развитие способностей у детей: что, где, когда?
  • В контексте требований ФГОС ДО, актуальна образовательная деятельность в форме познавательной игры. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, в ходе которой:
  • во-первых — дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды;
  • во-вторых — интегрируется содержание различных образовательных областей;
  • в-третьих — используются возможности ИКТ;
  •  в-четвертых — комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.

Работая на логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что дети испытывают трудности в усвоении временных понятий, в счете, плохо ориентируются в пространстве, у них недостаточно развиты внимание, мышление, все это снижает познавательную активность и как следствие у ребенка теряется интерес к познанию. Чтобы сохранить физическое здоровье и избежать психического перенапряжения своих воспитанников я решила использовать игровые технологии.

В последние несколько лет широкое распространение в педагогической практике получили занятия в форме познавательной игры «Что? «Где?» Когда?» которая нацелена на развитие индивидуальности ребенка, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.

Аннотация: данная методическая разработка создана с целью организации и проведения интеллектуально-познавательной игры «Что? Где? Когда? по формирования математических представлений, и может быть использована педагогами, как конспект итоговой образовательной деятельности для детей подготовительной группы.

Вопросы, дидактические игры с математическим содержанием, включенные в интеллектуально-познавательную игру, отражают следующие темы: моделирование из геометрических фигур, решение арифметических задач, ориентировка на листе бумаги в клетку, закрепление состава числа 10 из двух меньших чисел, навыки счета в пределах 20, представления о последовательности времени в году. Вопросы, игры, подобранны и рассчитаны не только на конкретные знания, но и на общую эрудицию и сообразительность детей данного возраста и дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

Целью моей работы стало, обеспечение целостности образовательного процесса через использование игры «Что? Где? Когда?», способствующей — уточнению и формированию математических знаний у старших дошкольников, развитию интереса к математике в дошкольном возрасте, а также созданию благоприятных условий для развития математических способностей.

В ходе организации работы по познавательной игре «Что? Где? Когда?» реализуются следующие задачи:

  1. — образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, в ходе которого формируются новые знания;
  2. — развивающая — развитие интереса, творческих способностей, внимания дошкольников, познавательной активности;
  3. — воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
  4. Методическое проведение игры

При подготовке и организации познавательной игры «Что? Где? Когда?» необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой педагог, учитывая возраст участников, уровень знаний, а также познавательные особенности вопросов.

 При планировании немаловажную роль играет сюжет, в котором будут решаться образовательные задачи. Можно использовать разные варианты, например, по мотивам какой-либо сказки. Для успешного проведения образовательной деятельности необходимо сформировать две команды знатоков.

Если команда ответила правильно, то игроки зарабатывают звездочку, и заработанные звездочки идут в фонд команды.

  • Форма организации деятельности: групповая, дети в количестве 14 человек.
  • Форма проведения мероприятия: интеллектуально-познавательная игра.
  • Время проведения мероприятия: 25 минут.

Предварительная работа: чтение сказки Толстого. А «Золотой ключик», подготовка вопросов и раздаточного материала.

Ожидаемый результат: идея проведения игры «Что? Где? Когда? будет способствовать развитию мыслительной деятельности, воспитанию целеустремленности, расширению кругозора, повысит уровень математической подготовленности у детей.

Оборудование: стол, игра рулетка, конверты с заданиями, аудиозапись физкультминутки, презентация, мультимедийное оборудование для показа презентации, ноутбук, чёрный ящик, музыкальный ключ, тетради, ручки, математические пеналы, призы, необходимые для игры.

На столе игра «Рулетка», игровое поле разделено на 8 секторов, на каждом секторе в кружочке написана цифра, к каждой цифре есть конверт с заданием от сказочного персонажа. Три сектора заняты черным ящиком и скрипичным ключом (обозначающим физкультминутку под музыку). Воспитатель раскручивает рулетку и бросает шарик на игровое поле, смотрит на каком секторе остановится шарик.

Читайте также:  Кормление грудью в 1-ю неделю жизни: важность грудного молока

Ход познавательной игры «Клуб юных знатоков»

Воспитатель: Наше занятие по математике будет проходить в виде игры, которая называется «Что? Где? Когда?». Если вы смотрели программу «Что? Где? Когда?», то знаете, что Мудрая Сова является талисманом этой игры.

Оказывается, она давно за нами наблюдает, и решила открыть у нас «Клуб юных знатоков математики». Против вас будут играть сказочные персонажи, которые приготовили для вас задания. Задания находятся в конвертах.

Сова: Здравствуйте, юные почемучки! Членом клуба может стать только тот, кто докажет, что он самый умный и сообразительный. И если вы выполните все задания, то по окончании игры вас ждет – заслуженная награда.

Воспитатель: Вы готовы к игре?

Задание № 1 против вас играет плотник (сектор черный ящик)

Отгадайте, что за сказочный персонаж лежит в чёрном ящике. Для этого, выложите из геометрических фигур, человечка. (Работа в группах.)

Воспитатель: Проходите за столы и посмотрите на свои подносы. В них лежат геометрические фигуры. Какие? (треугольники, прямоугольники, квадраты) .

— Как вы думаете, какие части тела у человечка могут быть прямоугольными?

— А что может быть квадратным? А что может быть треугольным?

— С чего мы начнем конструировать человечка? (с туловища, рук и ног).

— Какой они будут формы? (прямоугольной).

— Сколько прямоугольников лежит у вас на подносах? Посчитайте. (7).

— А квадратов сколько? (3). А треугольников сколько? (5).

— А теперь сосчитайте и скажите, сколько всего геометрических фигур вам потребуется (15).

Ну что, начинаем делать? Но сначала разомнем свои пальчики.

  1. Пальчиковая игра «Дружные пальчики»
  2. Дружат в нашей группе девочки и мальчики, (пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
  3. Мы с тобой подружим маленькие пальчики, (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
  4. Раз, два, три, четыре, пять, (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)
  5. Начинай считать опять.
  6. Раз, два, три, четыре, пять,
  7. Мы закончили считать. (руки виз, встряхнуть кистями)
  8. — Скажите, что у вас получилось (Буратино).
  9. — Из какой сказки этот веселый деревянный человечек? (Золотой ключик);
  10. — Назовите имя сказочного персонажа, который играл против вас (Папа Карло )
  11. -Давайте проверим, правильно ли мы с вами его сделали (на экране иллюстрация Буратино из геометрических фигур).

— Ребята, так что же лежит в черном ящике? (Буратино).

Воспитатель достаёт из ящика игрушку и ставит её на стол.

Воспитатель: Внимание команде знатоков! Выпала цифра 2, конверт под № 2.

задание № 2 от Буратино

Буратино: Помогите мне научиться считать. (дети проходят за столы, перед каждым ребёнком «Математический набор»).

  • — выложите числовой ряд от 1-20, назовите цифры по порядку;
  • — покажите мне цифру — 4,7,8, 11,17,20;
  • — назовите соседей числа- 3,6,9, 11,15,19;
  • — назовите числа, которые больше 7,15, числа, которые меньше 4;
  • числа, которые находятся между 9 и 12, 15-19.

Воспитатель: игра продолжается. Выпала цифра 3, и конверт под № 3.

  1. Задание №3 от Карабаса Барабаса
  2. Игра «Найди общее название» (опрос команд)
  3. Послушайте слова и найдите для каждой группы слов, общее название.
  4. 1-группа слов — утро, день, вечер, ночь — это (сутки);
  5. 2-группа слов — понедельник, вторник, среда, воскресенье — это (дни недели);
  6. 3-группа слов — зима, лето, осень, весна-это (время года)
  7. 4-я группа слов — декабрь, январь, февраль-это (зимние месяцы);
  8. 5-я группа слов — март, апрель, май-это (весенние месяцы);
  9. 6-я группа слов — июнь, июль, август – это (летние месяцы);
  10. 7-я группа слов — сентябрь, октябрь, ноябрь- (осенние месяцы);
  11. Воспитатель: продолжаем игру, выпала цифра 4, теперь у нас физминутка (любая, на выбор педагога.)
  12. Воспитатель: я кручу рулетку, выпала цифра 5, и конверт под № 5.
  13. Задание №5 против вас играет Мальвина.
  14. Мальвина — вам нужно решить задачи и ответить на мои вопросы.

— Сколько частей в задаче? Как называется каждая часть? (условие, вопрос);

задача №1 Буратино дал коту Базилио 2 монеты, а лисе Алисе 8 монет. Сколько всего монет дал Буратино, коту и лисе?

  • Мальвина — повторите условие задачи, а сейчас вопрос.
  • — сколько монет дал Буратино Базилио? Обозначьте это количество цифрой (2);
  • — сколько монет Буратино дал Алисе? Обозначьте это количество цифрой (8);
  • — какой знак мы должны поставить между цифрами, почему? (знак +)

— Сколько всего монет дал Буратино, коту и лисе? (10 монет).

Задача №2. У Буратино было 10 монет. Одну монету он закапал на поле чудес. Сколько монет осталось у Буратино?

  1. Дети разбирают задачу, аналогично первой задаче отвечая на вопросы по структуре задачи.
  2. Воспитатель: продолжаем нашу игру дальше, итак цифра 6 конверт под №6.
  3. Задание №6 против вас играют кот Базилио и лиса Алиса
  4. У нас есть 10 монет, нам надо их разделить поровну.
  5. — Составьте число 10 из двух меньших чисел;
  6. перед детьми числовые домики, дети должны в пустых клетках написать нужное число.
  7. Воспитатель: выпал сектор черный ящик под цифрой 7, конверт № 7.

Загадка: То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка!

  • Можешь и нарисовать… Что такое я? (Тетрадь)
  • Воспитатель достаёт из чёрного ящика тетради и раздаёт их детям.
  • Воспитатель: игра продолжается, выпала цифра 8, и конверт под № 8.
  • Задание №8 играет Черепаха Тортилла

Тортилла: Я для вас приготовила графический диктант, кто выполнит его правильно, тот узнает, что нужно было Буратино, чтоб выручить своих друзей. Ребята, положите перед собой тетради, возьмите карандаши, поставьте карандаш на точку. Начинаем рисовать: 6 клеток вправо, 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 клетки вверх.

— Что у нас получилось? (Ключик). Молодцы.

Воспитатель: ну, что ж мы выполнили все задания сказочных героев. А сейчас давайте, послушаем мнение мудрой совы.

Сова ребята вы легко справитесь со всеми заданиями. Вы все заслужили звание участника «Клуба Знатоков». Поэтому я всем приготовила медали «Знаток математики», которые вам раздадут после нашей игры.

Воспитатель: Ребята! Понравилась вам сегодня заниматься математикой? С какими заданиями вы справились легко? Какие задания вам показались сложными? (Ответы детей).

Подведение итогов: Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, познавательной игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

В ходе игры «Что? Где? Когда? дети показали, что у них сформированы представления о числе, счете, арифметических действиях, они могут ориентироваться во времени.

Опыт работы способствовал развитию у детей внимания, памяти, логического мышления у дошкольников, и позволит активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Корюкина Лариса

Сценарий интеллектуальной игры для родителей и детей подготовительной к школе группы "Что? Где? Когда?"

Игра «Что? Где? Когда?»

  • для родителей и детей подготовительной группы.
  • Программное содержание:
  • — Популяризация интеллектуальной телепередачи, как полезного досуга.
  • — доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
  • — Развивать логическое мышление, коммуникативную речь, сообразительность, мыслительные способности, внимание, память, воображение.
  • — Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе, выслушивать чужое мнение.
  • — Воспитывать самоконтроль, умение доказывать, отстаивать свой ответ.
  • Оборудование:

Игровое поле с волчком для игры, конверты с заданиями, эмблемы для команд, символ игры – сова, жетоны, медали для награждений. Телевизор, ноутбук.

Игра проводится следующим образом:

Соревнуются две команды. Ведущая крутит волчок со стрелкой. Стрелка указывает на сектор с цифрой, задание читается из конверта с такой же цифрой. Отвечает одна из команд и, если они дают неправильный ответ, то право ответа переходит к болельщикам. Правильно ответивший получает жетон.

Каждой команде задается одинаковое количество вопросов. На табло выставляются очки. После выполнения пяти заданий объявляется «Музыкальная пауза» (дети болельщики исполняют песню).

После того, как все задания выполнены, на все вопросы даны ответы, подсчитываются жетоны, подводятся итоги, вручаются медали.

  1. Ход:
  2. На игровом поле лежат конверты с заданиями:
  3. Сектор 1 «Салат из сказок»
  4. Сектор 2 «Литература»
  5. Сектор 3 «Спорт»
  6. Сектор 4 «Черный ящик»
  7. Сектор 5 «Окружающий мир»
  8. Сектор 6 «Сказочная математика»
  9. Сектор 7 «Логика»
  10. Сектор 8 «Разминка для детей»
  11. Сектор 9 «Узнай персонажей сказок»
  12. Сектор 10 «Вопросы от заведующей»
  13. Команды рассаживаются за игровые столы.
  14. Ведущая:

уважаемые игроки, сегодня мы приветствуем вас на знаменитой телевизионной игре «Что? Где? Когда?». А для начала немного истории:

«Популярная телевизионная интеллектуальная игра, в которой команда знатоков в течении минуты ищет ответы на вопросы телезрителей. В эфире с 1975 года.

Сначала программа обосновалась в телецентре Останкино и проводилась там в течение 7 лет, затем переехала на улицу Герцена, дом 47. Также потом были прямые эфиры из Болгарии. На Красной Пресне программа провела год.

И, наконец, Охотничий домик в Нескучном саду, где она обитает по сегодняшний день. Символ игры – мудрая сова.

В конвертах вопросы, на них надо ответить, кто отвечает, получает жетон. В конце игры жетоны будут суммироваться и чья команда больше соберет жетонов, те и выигрывают.

Ведущая вращает волчок.

Сектор 1 «Салат из сказок»

Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?

1 «…..Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал волк бабку, бабка за внучку, внучка за Жучку….». ( «Лисичка-сестричка и серый волк», « По щучьему велению», «Репка»)

2 «…..Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: «Не плачь. Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и снова стану братцем….» ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка – Хаврошечка»)

3 «….Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: «Тук-тук-тук! Кто в тереме живёт? «Я – мышка — норушка, я – лягушка – квакушка…». («Колобок», «Гуси – лебеди», « Теремок»).

Сектор 2 «Литература»

Читайте также:  Кровотечение во время беременности

Вопрос задает уральский сказочник П.П.Бажов (фото на экране)

  • Бабушка девочку очень любила
  • Шапочку красную ей подарила
  • Девочка имя забыла своё
  • А ну, подскажите имя её (Красная шапочка)
  • Что за странный человечек
  • Человечек деревянный
  • На земле и под водой ищет ключик золотой?
  • Всюду нос сует он длинный,
  • А зовется….(Буратино)
  • На сметане мешон,
  • На окошке стужен,
  • Круглый бок, румяный бок,
  • Покатился…(Колобок)
  • Сектор 3 «Спорт»
  • Видео-вопрос задает инструктор по физической культуре детского сада Юлия Петровна.
  • Какие вы знаете летние виды спорта?
  • Какие вы знаете зимние виды спорта?
  • Какие подвижные игры вы знаете где необходим мяч?
  • Сектор 4 «Черный ящик»
  • — что находится в черном ящике?

«Дом – стеклянный пузырёк, и живет в нем огонек. Днем он спит. А как проснется, ярким пламенем зажжется. (Электрическая лампочка)

  1. Сектор 5 «Окружающий мир»
  2. — Какой город является столицей нашей Родины? (Москва)
  3. — Как называют средство передвижения новорожденного? (коляска)
  4. — назовите времена года, сколько их? ( зима, весна, лето, осень, 4)
  5. — как называется книга, в которую занесены все исчезающие животные и растения? ( Красная книга)
  6. — Назовите птицу – символ мира. (голубь)
  7. — что означает «плач» березы весной? (сокодвижение)
  8. Сектор 6 «Сказочная математика»

В названии каких сказок или рассказов есть числа («Три орешка для Золушки», «Три медведя», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Четыре желания» и т.д.)

Сектор 7 «Логика»

— Сколько ушей у 3 мышей? (6)

— На березе растет 4 яблока, на каждой ветке ещё по 4 яблока. Сколько яблок на березе? (на березе не растут яблоки)

— На каком дереве сидит ворона во время дождя? ( на мокром)

— На столе 3 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (3)

  • — В семье 3 брата, у каждого – по 1 сестре, сколько детей в семье? (четверо)
  • Сектор 8 «Разминка для родителей»
  • — на каких полях трава не растёт? (у шляпы)
  • — что станет с вороной, когда ей исполнится 1 год? (пойдет второй год)
  • — как зовут жену селезня? (утка)
  • — кто из литературных героев провёл на необитаемом острове 28 лет? ( Робинзон Крузо)
  • — назовите причины ДТП? ( незнание, несоблюдение ПДД, длинный тормозной путь в зимнее время, скользкие дороги, гололёд, снегопад, сумерки)
  • Сектор 9 «Узнай персонажей сказок?»

Назови из какой сказки персонаж? Как его зовут? Какой он?

  1. Показываются изображения персонажей сказок: Чипполино, Буратино, Емеля, Кощей Бессмертный, Снегурочка, Баба-Яга.
  2. Сектор 10 «Вопросы от заведующей»
  3. Звучат видео-вопросы от заведующей детского сада.
  4. — Как зовут заведующую нашего детского сада?
  5. — Какой номер нашего детского сада?
  6. — Какой адрес у нашего детского сада?
  7. — Как называется главная площадь нашего города?

Ведущая: Дорогие игроки, все задания выполнены , на все вопросы даны ответы и пришло время подвести итоги. Давайте подсчитаем. У какой команды больше жетонов. ( подсчитывают жетоны, выбирают команду – победительницу).

  • Вы ребята молодцы!
  • Потрудились от души
  • Вы все думали, решали,
  • На вопросы отвечали
  • Где-то верно, где-то нет,
  • Был всегда готов ответ
  • Вас с победой поздравляем,
  • Умницами быть желаем.

Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников

Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников

Дорофеева И. Е.

Дорофеева Ирина Евгеньевна / Dorofeeva Irina Evgen'evna — воспитатель, МБДОУДетский сад № 1, г. Воронеж

Аннотация: статья о важности развития интеллектуальных способностей у детей с раннего возраста. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет важную роль в образованности взрослого человека.

Abstract: this article is about importance of developing children's abilities from the early age. Intensive development of preschool children's intelligent improves learning in school and plays a big role in the formation of an adult.

Ключевые слова: познавательные способности: сенсорные, интеллектуальные и творческие.

Keywords: cognitive abilities: sensory, intellectual and creative.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель. И как раз перед родителями в первую очередь стоит задача всестороннего развития ребенка в ходе его взросления.

Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Некая сумма знаний и умений или способность эти знания и умения усваивать и анализировать? Так вот, если верить психологам, интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы.

Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научится самостоятельно мыслить.

Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.

Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление интеллектуальных способностей — склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше ребенок занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс.

Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интересно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления.

Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы — познавательные и практические.

Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта.

Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.

К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет.

Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предметов, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом.

Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться.

Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол -кружком, а шкаф — прямоугольником.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

Дошкольник включается в многообразные виды деятельности — игру, конструирование, труд и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских.

Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к полученному делу и др.

К практическим способностям дошкольников относятся также конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью.

Подчеркнем, что эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма.

Богатые возможности для развития конструктивно-технических способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования.

Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует.

У ребенка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляю мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики.

Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технические умения, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план.

Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека.

Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.

Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.

Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребенку адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности.

Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверенны в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем.

Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

Литература

1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта — Киев: Рада, 1985.

2. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца. — М.: Педагогика, 1976.

3. Венгер Л. А. Педагогика способностей. — М.: Просвещение, 1973.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском саду.- СПБ.: СОЮЗ, 1997.

5. Выготский Л. С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. — 1996. — № 5.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector