Развитие речи у ребенка 4 лет: что надо знать родителям

[artlabel id=»190425″]

Главная › 1-3 › Развитие › Нормы развития: как развивается речь ребенка от рождения до 6 лет

Когда ваш ребенок заговорит – зависит от множества факторов, не последнюю роль среди которых имеет ваше общение с малышом. Тем не менее, существуют некие усредненные нормы, как может развиваться речь ребенка.

Развитие речи у ребенка 4 лет: что надо знать родителям

Источник: instagram @volkovalogoped

Нормы развития речи у детей ориентированы, прежде всего, на физиологические процессы – развитие мозга малыша, его психики, создание нейронных связей и прочие.

Но поскольку каждый ребенок развивается по собственным правилам и в собственном темпе, эти нормы весьма приблизительны и условны, а если возникает беспокойство, имеет смысл посоветоваться со специалистом – прежде всего, обратиться к педиатру, который направит к узким специалистам при необходимости.

Развитие речи у ребенка 4 лет: что надо знать родителям

Источник: Shutterstock

Подготовка к речи от 1 месяца до года

Первые звуки, которые еще никоим образом не похожи на речь, но очень важны для тренировки речевого аппарата крохи, вы услышите совсем рано – уже к 2 месяцам плач малыша, который раньше казался просто криком, приобретет разные оттенки. Внимательная мама (или папа), уже сможет различить, чего хочет кроха – есть, спать, играть или у него что-то болит.

Примерно после 3 месяцев начинается период «гуления», расцвет которого выпадает, как правило, на 4-5 месяцев. Малыш уже не просто плачет, он пытается управлять своим речевым аппаратом и осваивает гласные звуки, входящие в состав практически любого языка.

После 5-6 месяцев гуление уже носит напевный характер, малыш пытается менять интонации, а нередко у него уже получается соединить гласные и согласные звуки в подобие слогов. Это, конечно, еще не речь, но уже после 6-7 месяцев вы можете услышать первое, пока неосознанно произнесенное «ма», «па» и другие.

К году «речь» ребенка постепенно меняется, появляется лепет, он учится произносить согласные и очень внимательно прислушивается к речи взрослых.

Развивается «речевой слух», память и артикуляционный аппарат. Малыш готовится сказать первое слово, накапливая информацию извне.

Уже теперь вы можете услышать первое «мама» или «папа», но это пока только случайно соединение звуков и уже начало речи.

Развитие речи от 1 до 1,5 года

После года большинство детей уже умеют произносить некоторые простые и короткие слова, преимущественно из одного-двух слогов, причем уже направленно.

Что именно скажет малыш, во многом зависит от того, как вы с ним разговариваете, и насколько часто он слышит речь.

К полутора годам ребенок знает названия некоторых предметов окружающих его, может узнавать их на картинках и произносить названия, а так же людей, которых он чаще всего видит. Уже направленно произносит «мама», «папа» и другие простые слова.

  • Запас слов примерно 40 — 50

Развитие речи у ребенка 4 лет: что надо знать родителям

Источник: Shutterstock

Развитие речи от 1,5 до 2 лет

Время активного роста словарного запаса ребенка, появляются первые фразы из двух слов – кроха пытается объяснить и описать, что он видит.

К 2-годам в речи ребенка появляются предложения из 2-3 слов, но не всегда построенные правильно, хотя и могут сопровождаться эмоциями.

В 2 года малыш произносит звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф, а шипящие заменят доступными ему свистящими: ж на з, щ на с.

Развитие речи у ребенка 4 лет: что надо знать родителям

Комаровский: 7 советов, которые помогут малышу заговорить

Малыш может повторять за взрослым простые фразы, запоминать и рассказывать короткие стихи и песенки. Учится строить предложения, достаточно сложные, но не всегда правильные. Появляются в этих предложениях союзы и предлоги. Начинается возраст первых вопросов – «Куда?», «Зачем?», «Как?», «Почему?»

  • Активный словарный запас 160 — 200 слов

Речь ребенка от 2,5 до 3 лет

Речь ребенка к 3 годам становится понятна не только самым близким, но и незнакомым с ним людям. Учится произносить звуки й, л, с, э.

В этот период малыш начинает говорить о себе «Я», то есть, от первого лица, активно использует предлоги и очень хочет беседовать, старательно строя предложения, хоть они часто получаются не совсем правильными.

До 3-летнего возраста малыш накапливает «пассивный» запас слов, которые он понимает, а произносить начнет немного позже.

  • Активный запас до 400 слов

Развитие речи у ребенка 4 лет: что надо знать родителям

Возраст непоседы: что должен уметь ребенок в 3 года

Хоть малыш пока не идеально строит предложения и произносит слова, но уже замечает ошибки в произношении у других детей. Знает свое имя, половую принадлежность, возраст, может назвать адрес, если родители его этому учили, и еще много важных знаний способен облачить в слова и предложения.

Активно применяет оценочные слова (хорошо, плохо), определяет и называет эмоции, в том числе свои (грустно, весело, скучно). Это период «словотворчества», когда ребенок играет со словами, меняя их в соответствии с тем, что они означают, например, мазелин вместо вазелин, кусарики вместо сухарики.

Очень нравится рифмовать слова, может запомнить и пересказать стишок из нескольких четверостиший.

  • Активный словарь ребенка составляет 1200 — 1300 слов

Развитие речи у ребенка 4 лет: что надо знать родителям

Источник: Pixabay

Развитие речи ребенка 4 — 5 лет

Это период, когда малыш осваивает звуки, которые раньше ему не давались – шипящие звуки, С, Р и другие. Большинство деток к 5 годам уже произносят правильно знакомые слова, а если ошибаются при произнесении незнакомых, исправляют их после тренировки и повторяют за взрослыми.

Память к этому возрасту развита очень неплохо, ребенок может запоминать и рассказывать стихи, петь знакомые песенки и даже пересказывать сюжеты знакомых сказок.

Ребенок в состоянии сформулировать собственную мысль, строит сложные предложения строит правильно, изменяя слова по падежам, числам, используя предлоги, прилагательные, глаголы.

Развитие речи у ребенка 4 лет: что надо знать родителям

Я – личность: что должен уметь ребенок в 5 лет

Речь дошкольника уже полностью сформирована, хотя еще допускаются ошибки в построении сложных фраз и предложений, которые ребенок исправляет самостоятельно.

6-летки уже могут составлять рассказ по картинке или объяснить свое понимание конкретных ситуаций. Фантазия развита невероятно – рассказы о вымышленных приключениях могут быть очень красочными и эмоциональными (не путайте, пожалуйста, их с ложью).

Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

  • Запас слов определить сложно и он заметно различается у детей, выросших в разных условиях.

Развитие речи у ребенка 4 лет: что надо знать родителям

Burda Media

Когда нужно обращаться к врачу

Хоть нормы развития речи очень относительны, есть некие маркеры, которые должны насторожить родителей, возможно, показать специалисту и успокоиться. Либо вместе с врачом помочь малышу развиваться в нужном темпе. Вопросами речевого развития детей занимается логопед, иногда, если есть такая необходимость – невролог, а к кому обратиться и стоит ли, подскажет педиатр.

  • К 9 месяцам не произносит слоги, не лепечет
  • В 1,5 года не произносит простые слова, не реагирует на обращение к нему и на свое имя
  • 2-летний малыш не проявляет интереса к новым словам, произносит всего несколько, хотя понимает почти все (соотношение активного и пассивного словарного запаса)
  • В 3 года у ребенка очень маленький словарный запас, не пытается составлять предложения и фразы
  • К 5 годам ребенок так и не освоил шипящие звуки, не произносит Р, или не может воспроизвести другие буквы.

Разговаривайте с ребенком, читайте книги, учите стихи и песенки – это все основа речевого развития малыша.

10 ВЕСЕЛЫХ УПРАЖНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЛАВАТЬ⇒

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Задержка речи: необходимые обследования неговорящего ребенка

Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке развития речи у ребенка (если к 2 годам ребенок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребенка.

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.
Читайте также:  Как приучить ребенка помогать по дому

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

  1. Невролог. Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет.

    Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» – просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача.

    Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.

  2. Логопед-дефектолог.

    Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше.

    В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты – ребенок 1 г. 10 мес.).

  3. Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы.

    Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга.

    В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).

  4. Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы.

    Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Развитие ребёнка в 4 года: основные требования

4 года — очень важный и интересный этап в развитии ребенка. Дети этого возраста уже умеют самостоятельно есть, одеваться, убирать за собой игрушки, неплохо владеют речью, способны запоминать простую информацию и решать элементарные логические задачки. К этому времени большинство ребятишек уже посещает детские сады, где приобретают свои первые навыки общения в коллективе.

У четырехлетних малышей происходит дальнейшее развитие психики и мыслительной деятельности, они продолжают активно познавать окружающий мир, начинают проявлять новые эмоции.

В 4 года ребенок является младшим дошкольником, и к нему предъявляется гораздо больше требований, чем раньше.

Физиологическое развитие ребенка в 4 года

Мальчики и девочки отличаются с рождения, в связи с этим, их развитие протекает по-разному. Однако, к четырем годам разница в развитии мальчиков и девочек незначительна и едва заметна. Норма ВОЗ роста у мальчиков и девочек в этом возрасте находится в пределах от 104 см до 112 см, норма веса – с 16 кг до 20 кг.

Нормативы ВОЗ – это приблизительные значения, поэтому родителям не стоит волноваться, если вес или рост ребенка немного отклоняются от нормы. Педиатры также небольшие отклонения от выше указанных значений не считают какой-либо патологией.

Здоровый сон, правильное и полноценное питание, занятия спортом необходимы для своевременного физиологического развития ребенка.

Физическое развитие ребенка в 4 года

В 4 года ребенок переполнен энергией, активен, крайне подвижен. Малыш быстро бегает, хорошо ходит вверх и вниз по лестнице, взбирается по шведской стенке, несколько секунд стоит на одной ножке, а с помощью взрослого подтягивается на перекладине и на кольцах.

В этом возрасте начинайте приобщать ребенка к спорту, это положительно отразится не только на здоровье, но и на его развитии в целом. Плавание, футбол, гимнастика, танцы, борьба – малышу обязательно что-нибудь придется по душе.

Спортивные навыки

Что должны уметь дети 4 лет? В год ребенок начинает ходить, в два – прыгать и бегать, не падая… Можно было бы ожидать, что к четырем он научится летать – но нет.

Физически он давно сформировался, осталось лишь совершенствовать эти навыки. Поэтому в возрасте 4 лет крох отдают в разномастные спортивные секции, мечтая вырастить хоккеистов, фигуристов и пловцов.

Ребенок становится более гибким. Он легко выполняет упражнения из гимнастики, встает на мостик, тянется, скручивается. Преуспевает в играх с мячом и прыжках во всех направлениях.

Малыш живет активно, его редко увидишь сидящим на месте. Предложите ему личный транспорт – самокат, велосипед, ролики.

Мелкая моторика

Мелкая моторика является важным показателем нормального развития ребенка. Давно известно, что умственные способности и речь напрямую зависят от степени ее развития. Педиатры и психологи считают комплекс упражнений по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук серьезным стимулом развития речи у детей.

В четыре года мелкая моторика у ребенка уже достаточно развита. Малыш может застегивать и расстегивать молнии и пуговицы, умеет пользоваться ножницами и вырезать несложные фигуры по контуру.

Пока не получается уверенно и правильно держать карандаш и кисть, но вполне получается заштриховать рисунок, не выходя за контуры. Ребенок может сделать колечки из пальцев, соединяя большой пальчик с другими пальчиками по очереди.

Общение и поведение малыша в 4 года

Ребенок в 4 года все чаще показывает свою самостоятельность, не ощущает беспокойства, когда на какое-то время остается без родителей. Малыш становится менее эгоцентричным, приходит к пониманию, что не всегда в этом мире речь будет идти только о нем.

Он уже способен понимать чувства и улавливать настроение других людей, может проявлять к ним сочувствие. Вместе с тем, ребенку необходимо, чтобы близкие относились к нему, как к самому важному участнику в доме, и уделяли много внимания.

Ему нравится находиться в центре общественной жизни, он с удовольствием готов принимать участие в конкурсах. Четырехлетний малыш с каждым днем задает все больше вопросов обо всем, что ему непонятно, любит изображать из себя артиста или представлять себя в роли одного из любимых героев.

Общительность, любознательность, стремление познать новое – ярко выраженные черты характера вашего ребенка в этом возрасте.

Как воспитывать детей 4-х лет

От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.

Нет точных рекомендаций, как воспитывать детей. Каждый ребёнок индивидуален. Но есть общие принципы воспитания четырехлетних ребят:

  • Культурный досуг. Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
  • Похвала по маленьким и большим поводам. Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
  • Навыки самообслуживания. Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
  • Наблюдение у врача. Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
  • Здоровая пища. Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
  • Режим. Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
  • Полезные игры. Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
  • Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
  • Поиск друзей. Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
  • Правила без исключений. Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.

Речь ребенка в 4 года

Словарный запас малыша в 4 года составляет уже более 1000 слов, и с каждым днем заметно пополняется.

Ребенок в 4 года все лучше излагает свои мысли, использует в разговоре придаточные предложения, логически связывает слова, к месту употребляет предлоги, не путает женский и мужской род.

Способен поддержать диалог на несложные темы, объяснить происходящие события и составить описательный рассказ.

Больше разговаривайте с ребенком, задавайте ему наводящие вопросы, и, ни в коем случае, не игнорируйте его попытки вам что-то рассказать – это поможет ускорить развитие речи, а, в будущем, поспособствует развитию таких важных качеств, как коммуникабельность и общительность.

Мозговой штурм для родителей

Интересны результаты опроса, проведенного в 2013 года британскими социологами. Суть состояла в подсчете количества вопросов, которые дети 2-10 лет задавали родителям в течение одного дня. Усреднённый показатель суммированных ответов 1000 опрошенных матерей составил 288 вопросов.

Самыми любознательными оказались девочки четырехлетнего возраста. Они ежедневно спрашивают о чём-то своих мамочек 390 раз. Факт напоминает не только о том, что на мамах лежит большой груз в виде маленького «почемучки»: любознательность детей надо поощрять и оставаться терпимыми к их любопытности.

Будьте с ребёнком одной командой, и тогда родительские обязанности принесут вам только радость.

Что должен уметь ребенок в 4 года

Ребенок в 4 года уже самостоятельно одевается, раздевается, выполняет гигиенические процедуры (чистит зубы, моет руки перед едой, после прогулки), кушает при помощи вилки и ложки.

Может назвать окружающие предметы, найти между ними признаки сходства и различия, найти предмет по описанию, подобрать к некоторым словам противоположные (большой — маленький, холодный — теплый, светло — темно). Малыш уже может сконцентрировать свое внимание и выполнять задание в течение пяти минут.

Что должен знать ребенок в 4 года

Ребенок в 4 года знает свое имя и фамилию, возраст, как зовут его родителей, свой адрес, по именам может назвать детей в своей группе в детском саду. Также способен сосчитать от одного до десяти и назвать несколько букв, несколько сложных геометрических фигур, цвета, может рассказать пару стихов, считалок, спеть одну или две песни.

Малыш определяет, где располагаются предметы: справа, посередине или слева, впереди или сзади; имеет представление о времени суток; может отличить фрукты, ягоды и овощи, диких и домашних животных; знает строение тела.

В 4 года можно начать обучение ребенка иностранному языку, при условии, что малышу это будет не в тягость. Память у четырехлетнего малыша превосходная, каждый день он быстро запоминает огромное количество информации и буквально схватывает все на лету.

Умственное развитие

Интеллектуальное развитие четырёхлетнего малыша происходит в основном благодаря развивающим играм и наглядным примерам. В этом возрасте ребёнок очень любознателен и должен обладать определёнными познаниями в различных областях знаний.

к оглавлению ^

Математика

В норме в возрасте четырёх лет ребёнок должен:

  • ​знать цифры до 5;
  • ​уверенно владеть понятиями «много» и «один», «больше» и «меньше»;
  • ​сравнивать группы предметов, в том числе используя приёмы наложения;
  • ​сравнивать два предмета по величине, длине, форме, высоте и уметь выразить существующую разницу словами;
  • ​знать и показывать правую или левую руку;
  • ​владеть понятиями: «верх», «низ», «слева», «справа», «налево», «направо»;
  • ​знать порядковый счёт до десяти.

к оглавлению ^

  Самые красивые поздравления на 6 месяцев ребёнку мальчику

Развитие речи

В возрасте четырёх лет словарный запас ребёнка обычно составляет около четырёх тысяч слов. При этом малыш способен связно говорить на родном языке, знать наизусть небольшие стихи и рассказывать сказки.

В норме ребёнок 4-х лет должен:

  • членораздельно произносить звуки (исключение могут составлять лишь шипящие и сонорные);
  • воспроизводить многосложные слова;
  • согласовывать произносимые слова в роде, падеже и числе;
  • понимать все обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, транспорт, игрушки, обувь);
  • отвечать на простые вопросы;
  • употреблять в речи предложения с однородными членами;
  • уметь составлять простой описательный рассказ об увиденной картине или игрушке из трёх-четырех предложений;
  • произвольно регулировать силу своего голоса, его темп, использовать разнообразные интонации;
  • делить двух- и трёхсложные слова на слоги, определять в словах первый и последний звуки;
  • правильно употреблять предлоги («под», «в», «на», «за») с существительными;
  • понимать термины «звук», «слово», «буква».

к оглавлению ^

Окружающий мир

Увеличиваются познания четырёхлетним малышом окружающего его мира.

Так, в норме в этом возрасте ребёнок должен:

  • ​знать собственное имя и фамилию, а также имена и отчества родителей, родственников, воспитателей и других людей, которые его окружают;
  • ​знать свой адрес (название населённого пункта, улицы и номер дома);
  • ​знать свой возраст;
  • ​знать названия многих домашних и диких птиц и животных;
  • ​знать названия детенышей этих животных и птиц;
  • ​знать звуки, которые издают эти животные и птицы (собака лает, корова мычит, мышка пищит, кошка мяукает, петух кукарекает и т.д.);
  • ​знать, что умеют делать эти птицы и животные (змея ползает, рыба плавает, заяц прыгает, птица летает и т.д.);
  • ​знать, называть и различать окружающие его предметы, их назначение, величину, форму, цвет и существенные детали;
  • ​знать названия времён года, их отличия, описывать, что происходит в каждое время года (растут цветы, тает снег, летают бабочки и т.д.);
  • ​различать по вкусу несколько видов овощей и фруктов;
  • ​уметь различать и называть различные погодные явления;
  • ​знать названия нескольких профессий.

к оглавлению ^

Изобразительная деятельность

В 4 года ребёнок должен:

  • знать и называть все основные цвета (чёрный, красный, зелёный, белый, жёлтый, голубой, синий, розовый);
  • правильно работать карандашами и кисточкой;
  • проводить линии по точкам, не отрывая карандаш или ручку от бумаги;
  • ровно проводить различные линии (вертикальные, наклонные или горизонтальные) нужного размера;
  • аккуратно заштриховывать фигуры и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
  • изображать простейшие предметы и явления;
  • уметь подбирать цвет, который соответствует изображаемому предмету;
  • лепить из пластилина или глины предметы, состоящие из нескольких частей;
  • делать аппликации из готовых форм, используя клей.

к оглавлению ^

Конструирование

В 4 года ребёнок уже хорошо умеет играть с конструктором. Он должен:

  • знать и называть основные детали конструктора;
  • уметь горизонтально и вертикально располагать кубики, кирпичики и другие детали конструктора;
  • изменять «постройки», заменяя одни детали конструктора другими;
  • различать части постройки по высоте и величине.

к оглавлению ^

Музыкальное воспитание

В 4 года ребёнок уже знает и может назвать некоторые музыкальные инструменты, такие как: фортепиано, барабан, гитара, скрипка. Он должен уметь слушать от начала до конца небольшие музыкальные произведения, замечать изменения в звучании композиции (тихо – громко), узнавать на слух знакомые ему мелодии и подпевать в такт.

к оглавлению ^

Развитие речи

В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу?

Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.

К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает?

У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи.

Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника.

Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью?

Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.

Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор.

Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам.

Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.

Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха.

Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество.

С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д.

Какие еще упражнения полезны?

Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой.

Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши.

Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить.

Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.

Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.

Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать?

Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р.

Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком.

Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.

Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.

Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи.

Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе.

И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.

Почему ребенок заикается, и как это исправить?

Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться.

В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом.

Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.

Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью?

Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится.

Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно.

И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.

Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже?

Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector