Развитие ребенка в год: занятия и упражнения

2015-08-11

Развитие ребенка в год: занятия и упражнения

Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий.

Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее.

Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.

В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года — 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.

Подробные планы на другие возраста вы можете найти здесь:

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Итак, как развивать ребенка в 1 год (Чтобы прочитать подробнее о каждой игре и о ее различных вариациях, нажимайте на ссылку-название):

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

  • Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;

Развитие ребенка в год: занятия и упражнения

  • Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

Развитие ребенка в год: занятия и упражнения Развитие ребенка в год: занятия и упражнения

Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
Развитие ребенка в год: занятия и упражнения

  • Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;

Развитие ребенка в год: занятия и упражнения Развитие ребенка в год: занятия и упражнения Развитие ребенка в год: занятия и упражнения

  • Играем с развивающей игрушкой шнуровкой;

Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
Развитие ребенка в год: занятия и упражнения

  • Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
  • Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
    Развитие ребенка в год: занятия и упражнения
  • Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
  • Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
  • Учимся расстегивать липучки, молнии;
  1. Примеры полезных в этом деле игрушек: 
  2. Развивающий коврик своими руками
  3. Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
  4. Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
  • Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;
  • Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;

Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
Уже знакомые игры:

  • Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки;
  • Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;
  • Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;
  • Составляем кубики друг на друга;
  • Играем с сенсорными коробками;

2. Лепка

  • Развивающие игры с тестом;

3. Рисование

4.Развитие речи

  • Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;

5.Чтение книг

Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ — ЧИТАТЬ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА — ЧИТАТЬ

6. Первые уроки

  • Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

7.Первые сюжетные игры

8.Прослушивание классической музыки

9.Двигательная активность

  • Если малыш еще не ходит, активно учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
  • Если малыш уже научился ходить, играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
  • Катаем/бросаем мяч.

10.Развитие навыков самообслуживания

  • учимся пить из кружки,
  • учимся мыть руки,
  • учимся есть ложкой.

На первый взгляд может показаться, что очень много тут всего написано и опробовать все эти развивающие игры нереально, но это впечатление обманчивое:) Стоит только начать заниматься, и мысли «Какую бы еще интересную игру нам попробовать?» сами будут атаковать вас. Поэтому желаю вам творческих успехов!

Конспекты занятий и на другие периоды развития ребенка вы можете найти в этом разделе.

☀ Как развивать ребенка в годик — ☀ советы детского психолога ☀ Лучшие методики от специалистов

Ребенку исполнился год, и это меняет многое: он становится более самостоятельным и любопытным. Теперь для хорошего настроения ему недостаточно быть просто сытым и сухим, маленький человечек активно начинает познавать мир. На смену простым действиям, таким как учусь пить, кушать, ходить, приходят более сложные: учусь говорить, думать, анализировать.

Развитие ребенка в год: занятия и упражненияМалыш в 1 год активно познает мир

Как же развивать способности годовалого ребенка, чтобы это приносило ему не только пользу, но и удовольствие?

Основные моменты

Мозг малыша гиперактивен и способен впитывать большой объем информации. Ученые еще более 100 лет тому назад установили, что в период до 3-х лет закладывается фундамент интеллекта в будущем. На сегодняшний день существует множество методик раннего развития.

Какой же из них отдать предпочтение? Здесь нет и не будет единого мнения, ведь все мы разные, и наши дети тоже.

Кто-то предпочитает воспитывать ребенка «по старинке», кто-то придерживается определенного автора, а некоторые мамы делают «микс» из всевозможных рекомендаций, и это их вполне устраивает.

Самое главное – занятия должны приносить ребенку радость, поэтому знания в столь нежном возрасте подаются через игру.

Развитие ребенка в год: занятия и упражненияРазвивающий центр для самых маленьких

Если мама решила посещать с дитем, столь модные в наше время, развивающие центры, то следует уточнить, в какой форме проводятся занятия. Сидение за столом не будет продуктивным для малыша. Маленьких детей невозможно заставить получать знания. Ребенок усваивает и делает только то, что ему интересно и приносит удовольствие.

Игра – вот основной элемент в процессе развития ребенка с года до семи лет. Играйте со своим ребенком понемногу (можно добавить это в режим дня), но каждый день; выбирайте время, когда вы и он в хорошем настроении и полны сил.

Развитие мелкой моторики у детей в год

  • Простые занятия на пальцах со считалочкой нравятся детям и развивают их двигательные способности.

Развитие ребенка в год: занятия и упражненияСенсорные коробки придумала Мария Монтессори

  • Расшитые подушки придутся по душе почти всем малышам. Нашейте на наволочку пуговки разных размеров или наполните подушки крупами, сухими травами и  т.п.
  • С 12 – 18 месяцев ребенок пытается взять в руки карандаш и процарапать им что-то по поверхности. Поддержите его в первых попытках творчества.
  • Книжки-шуршалки, тактильные книги, а также, защитная пузырчатая пленка – оказывают влияние на развитие мелкой моторики ребенка в годик.

Развитие ребенка в год: занятия и упражненияИгра с крупами развивает моторику

Мама может и сама соорудить тактильную  книжку, страницы которой будут обклеены разнообразными по ощущениям материалами: шерстью, джинсой, шелком и т.д.  Джинсовая ткань грубая, шелк нежный – все это обостряет чувствительность и стимулирует развитие детских пальчиков.

  • Не забудьте про перебирание круп. Стоит отдать предпочтение более безопасным, мелким крупам: манке, гречке и т.д. В крупе можно спрятать какой-либо предмет, который ребенок должен найти.
  • Игры с макаронами – это полет фантазии: макаронные аппликации, бусы из макарон  или просто их перебирание.

Развитие ребенка в год: занятия и упражненияИгры с тестом -развитие моторики

Как стимулировать развитие речи у малыша в год

  • Годовалый ребенок любит кидать предметы и любит, когда кто-то их поднимает. Превратите это действие в развивающую логопедическую игру: поднимая игрушку, проговаривайте ее название так, чтобы ребенок мог повторить.
  • С года можно пробовать с ребенком упражнения для тренировки языка и губ, например:  двигаем высунутым языком вверх, вниз, по кругу; дуем на горячую еду; облизываем губы.
  • Старайтесь говорить с карапузом короткими предложениями,  четко проговаривая буквально каждую букву. Например, «Ку-роч-ка по зер-ныш-кам: ку-дах-тах-тах!».Развитие ребенка в год: занятия и упражненияРазвитию речи способствуют совместные игры
  • Проговаривайте свои действия при занятии повседневными делами: “Соня будет пить? Что будет пить Соня? Воду. Воду будет пить Соня».
  • Поддерживайте и развивайте попытки крохи произнести первые слова, повторяйте их за ним. Он говорит, например, “Моко”. Мама развивает эту тему: “А мо-ло-ко! Ты хочешь мо-ло-ко? Сейчас я подогрею мо-ло-ко!».

Помните: больше говорить с малышом вовсе означает, что нужно говорить без остановки. Логопеды утверждают, что для детей полезно устраивать минуты тишины. Пусть дите научится прислушиваться к другим звукам, кроме голоса мамы.

Игры для развития интеллектуально-логического мышления детей в год

  1. Знакомство с собой малыш начинает в младенчестве, а с года его интересует свое отражение в зеркале. Дети в этом возрасте любят себя рассматривать.
  2. Любимая игра в таком возрасте: “Где у мамы носик? А где у папы носик? А где твой носик”.

    Ребенок учится проводить параллель между собой и другим человеком, он пытается понять: кто он и кто его окружает.Развитие ребенка в год: занятия и упражненияМалыши очень любят игры-повторялки

  3. Бывает так, что в годик ребенок отказывается от купленных игрушек, предпочитая им домашнюю утварь: кастрюльки, ковшики и др. «Нельзя!» – редко действует на годовалых детей. Сядьте ближе к ребенку, возьмите понравившиеся предметы, пусть у малыша появится возможность изучить их со всех сторон.
  4. Сложные логические игрушки вряд ли будут интересны на втором году жизни. Банальные, на первый взгляд, матрешка, пирамидка, неваляшка или даже самодельные коробочки, вкладывающиеся друг в друга, – вот, что способствует развитию малыша в год в большей степени.

Как подобрать книжку для малыша?

Годовалых детей обычно не интересуют сказки, им ближе стихи и потешки. Книга должна нравиться и самой маме, ведь читать крохе нужно эмоционально и с удовольствием.

Развитие ребенка в год: занятия и упражненияСейчас можно купить удивительные развивающие книжки

Игры для психомоторного развития ребенка в 1 год

  • Юного исследователя заинтересуют игрушки на колесах, которые можно тащить и толкать. Они позволяют изучать движение предметов. Ребенку радостно приводить их в действие.

Развитие ребенка в год: занятия и упражнения

  • Нет ничего страшного, что  у малыша появится страсть к разбиранию игрушек. Состав вещей в таком возрасте интересует куда больше, чем игра.
  • Всем известные пирамидки и кубики развивают лучше, чем дорогие игрушки на батарейках. Чем проще игрушка, тем больше они  интересует годовалого карапуза, ведь у него остается простор для творчества.
  • Занимательной игрушкой может стать самодельный развивающий тренажер: доска с прикрепленной к ней дверной ручкой, замком, щеколдой, кнопочным дверным звонком, колокольчиками и т.д.

Развитие ребенка в год: занятия и упражненияИгры с водой – любят все дети

Игры с водой нравятся всем детям без исключения: вылавливание предметов из воды; переливание воды из одной емкости в другую; впитывание воды губкой, ее отжимание и многое другое.

  • Издавна полюбившиеся «Ладушки» очень хороши для ребенка в год, пусть он изображает летящих птичек, хлопает в ладоши, как умеет. Побуждайте малыша к действию.

Веселая физкультура для малыша

Учите кроху жестам и словам приветствия – прощания: «пока-пока», «привет» и др.

Развитие творческих способностей в год

  • В раннем возрасте дети очень естественны во всех проявлениях, поэтому в танцах им нет равных.  Чаще включайте музыку и танцуйте с ребенком.
  • Годовалым малышам нравятся простые и ритмичные мелодии.
  • Пойте ребенку. Малыши вслушиваются в пение, они стараются подражать взрослым, воспроизводя звуки, жесты, мимику.
  • Выбирайте музыкальные игрушки со спокойным звучанием и как можно проще, ведь множество звуков не даст ребенку возможности сосредоточиться.

Первые музыкальные игрушки

  1. В жизни каждого ребенка большое значение имеет общение с ровесниками. Он учится играть с другими детьми, пользоваться общими игрушками, делиться ими. Так формируется способности к социальному общению.

    Одиночество не идет на пользу детям. В годик рекомендуется общение не только со сверстниками, но и с детьми постарше на год или два. От них кроха может научиться многим бытовым навыкам.

  2. В таком раннем возрасте, как 1 год, совместные игры еще не столько интересуют детей, сколько само общение.

    Карапузы еще не умеют организовать игру, родители должны помочь в этом: показать, что делать с совочком, формочками; научить катать машинку и т.д.

  3. Дети от одного года до трех лет любят все, что связано с животными. Они подражают лаю собаки, мяуканью кошки.

    В годик общение с животными должно быть особенно осторожным, малыша может напугать кукареканье петуха или громкое ржание лошади.

  4. Контакт с природой очень важен для развития детей в год. Ребенок будто только открывает для себя, что на деревьях есть листья, впервые осмысленно смотрит на снег, дождь. Рассказывайте ребенку о явлениях природы.

Даже самым маленьким нужна компания

Каждая мама, задумывающаяся над вопросом: «Как развивать способности ребенка в годик?», должна  помнить, что самое главное – это помочь крохе вырасти полноценным, уверенным в себе человеком, как в интеллектуальном, так и в физическом плане.

Познание мира – главная задача ребенка в 1 год

Развитие ребенка в год невозможно без двигательной активности. Устраивайте веселые игры на природе, познавайте мир совместно. Не пренебрегайте потребностями ребенка из-за желания вырастить гения.

Помните, что любая методика раннего развития – это всего лишь модель, и в какой мере ее придерживаться решать вам и вашему малышу. Человечек, которому исполнился год, уже имеет свое мнение, с которым стоит считаться.

Оставить комментарийигры развитие ребёнка семья

Как развивать ребенка в год

Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?

Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик.

Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать.

Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!

Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно.

В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика.

Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.

Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.

Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

Развитие речи

Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно.

Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице.

Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).

Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.

Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.

Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.

Развитие ребенка в год: занятия и упражнения Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

Советуем почитать:Что должен уметь ребенок в год

«Найди игрушку»:

  • Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
  • Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
  • Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.

Развитие ребенка в год: занятия и упражнения Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым

Развитие творческих способностей

Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.

Развитие ребенка в год: занятия и упражнения Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете

Физическое развитие

С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?

Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.

Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.

Развитие ребенка в год: занятия и упражнения Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого

Можно включить следующие упражнения:

  • Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
  • Бег («догонялки» с родителями).
  • Подбрасывание мячика.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
  • Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
  • Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
  • Ходьба на месте.
  • Подъем рук вверх и в стороны.
  • С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
  • Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).

Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.

Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.

Как развивать ребенка в 1 год

Интеллектуальное развитие

Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игры должны быть направлены на активное получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, их осмысление, запоминание и применение.

  • Сделайте тематические альбомы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда» и другие, наклеив в обычные блокноты для рисования соответствующие картинки. Давайте его рассматривать малышу, называя изображенное.
  • Также ребенку полезно разглядывать семейный альбом, где собраны качественные фотографии ближайших родственников, которых он хорошо знает.
  • Если выдался солнечный день, покажите ребенку, что предметы и люди отбрасывают тень, поиграйте зеркальцем, попробуйте наступить на нее или поймать солнечного зайчика.
  • Включайте ребенку музыку разных направлений, изучайте, как звучат разные музыкальные инструменты, это способствует развитию слухового восприятия.
  • Игры с сортером и геометрическими фигурами сформируют у ребенка представления о разных размерах и формах.
  • Соберите ребенку его первую библиотеку из книжек с толстыми картонными страницами и красочными рисунками. Конечно, он не научится сходу читать, но полюбит заниматься с книгой, это первый шаг к чтению.
  • Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми.
  • Играя с малышом, предоставляйте ему свободу действий, даже если с вашей точки зрения он делает что-то неправильно.
  • Купите конструктор типа «Лего» с крупными деталями, кубики, игрушки без музыкальных и других развлекательных элементов. Игры с ними заставляют проявлять фантазию, самостоятельно придумывать сценарий.
  • Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, разрешайте ему вам помогать, давая посильные поручения.

Ограничьте просмотр телевизора и занятия с планшетом. Из-за «готовых» развлечений ребенок становится пассивным наблюдателем, а не активным участником игрового процесса, как должно быть.

Как развивать ребенка в 2 года

Речевое развитие

В норме активный словарь годовалого ребенка состоит из 10-12 односложных или двусложных слов. Одно слово часто обозначает полную фразу, кроме того, малыш дополняет слова жестами и мимикой. Для этого возраста характерно становление и совершенствование навыков речи, но сами по себе они не появятся. Речевое развитие требует максимального внимания родителей. Итак, что нужно делать?

  • Постоянно разговаривайте с малышом и следите за правильностью своей речи, ведь вы являетесь почти единственным образцом. Годовалые дети хорошо понимают то, что говорят ему родители.
  • Рассматривая иллюстрации в книжки, описывайте их вслух, задавайте малышу простые вопросы, например, «где у кошки хвостик?».
  • Читайте вслух короткие сказки, стишки, потешки. Включайте детские песенки, пока ребенок бодрствует.
  • Пропевайте с малышом гласные звуки и слоги, постепенно усложняя «песенку».
  • Рассказывайте крохе об окружающем мире, обо всем, что вы видите во время прогулки или дома: как называется, зачем нужно, что делает и т. д. Проговаривайте свои действия, описывайте предметы.
  • Обсуждайте сюжетные картинки, объясняйте ребенку, как выстроить логическую цепочку. Конечно, в основном говорить будете вы, но ребенок будет вас слушать и запоминать речевую модель.

Обязательно выполняйте зарядку для развития артикуляции, чтобы мышцы, участвующие в произнесении звуков, привыкли к новым движениям. Не пренебрегайте пальчиковой гимнастикой и массажем. Мозговые центры, связанные с нервными окончаниями на ладони и подушечках и отвечающие за крупную и мелкую моторику, находятся рядом с центрами речи, логического мышления, памяти.

Мелкая моторика

Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:

  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
  • Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
  • Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
  • Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
  • Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
  • Игры с рамками-вкладышами и сортером.
  • Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
  • Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.

Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.

Как развивать ребенка в 3 года

Развивающие занятия с годовалым малышом должны строиться на следующих принципах:

    • Регулярность. Занимайтесь ежедневно, желательно в одно и то же время. Только в этом случае упражнения будут эффективны.
    • Разнообразие. Чередуйте упражнения, направленные на физическое,

познавательно, сенсорное, моторное, речевое, психическое развитие.

  • Игровая форма, так как игра – это ведущая деятельность маленького ребенка.
  • Небольшая длительность. В день достаточно потратить 10-15 минут на каждое упражнение.
  • Помощь. Вам придется постоянно помогать малышу, ведь многие действия ему придется выполнять впервые.
  • Комфорт. Занимайтесь в теплом проветренном помещении, убедитесь, что ребенок в чистом памперсе, хорошо себя чувствует, не испытывает голода и жажды, нормально поспал.

Если ребенок капризничает, то занятие лучше отложить. В случае если вы не можете сами заниматься с ребенком регулярно, запишитесь на занятия в центр раннего развития. Занимаясь в мини-группе под руководством опытного педагога, ребенок быстро социализируется и овладеет нужными навыками.

Как развивать ребенка в 1 год? Какие сказки, мультики, развивающие занятия дома, какая гимнастика, танцы, стишки, поделки, лепка из пластилина, рисование, развивающие и подвижные игры нужны ребенку в 1 год? Какие нужны игрушки мальчику и девочке в 1 год?

Статья расскажет вам о том, как развивать ребенка, которому исполнился 1 годик и какие игрушки ему следует выбирать.

Какие сказки нужны ребенку в 1 год?

Годовалый малыш становится уже достаточно осознанной личностью, чтобы понимать легкие истории, детские сказки и стишки. Именно в этом возрасте ребенок впервые проявляет интерес к книжкам, внимательно рассматривая красочные картинки, узнавая на них фигуры животных, предметы и цвета. Один годик – хороший возраст для того, чтобы начать прививать любовь к чтению.

Конечно же, первые книги ребенку читает мама и именно от нее зависит то, насколько сильно малыш полюбит чтение. Важно подбирать те издания, что имеют плотные странички, красивые изображения (книга воспринимается, как игрушка и ее обязательно нужно щупать, переворачивать, крутить, облизывать).

Выбирая книгу своему ребенку, родители должны учитывать тот факт, что ребенок будет интересоваться не ее смыслом, а именно тем, насколько она будет красивой. Выбирайте те издания, которые имеют толстые многослойные картонные странички, множество добрых изображений животных, игрушек, детей. Издания со стихотворениями будут более звучными для детей, чем проза.

Обратите внимание на таких известных авторов:

  • К. Чуковский
  • А. Барто
  • С. Маршак
  • С. Михалков
  • В. Берестов
  • Е. Благинина
  • А. Усачев
  • М. Яснов

ВАЖНО: Для годовалых детей часто можно найти в магазинах игрушек мягкие книжки с текстильными страничками. Их можно щупать, шелестеть ими, мять, сжимать, играться ими и жевать. Такие книжки имеют, как правило, несколько изображений и подписи к ним, например, «Барабан», «Щенок», «Ёлка».

Пожелания к выбору книг годовалым деткам:

  • С простыми иллюстрациями на белом фоне
  • Картинки в книжках должны быть знакомы малышу
  • Текста должно быть очень мало
  • Избегайте неправдивых и компьютерных иллюстраций
  • Материал книги должен быть экологически чистым

Мягкая книжка для годовалого ребенка

Какие развивающие занятия дома нужны ребенку в 1 год?

Позволить ребенку развиваться правильно и должным способом помогут дополнительные занятия с ребенком в домашних условиях. Для этого вам следует запастись достаточным количеством рабочих материалов: краски, игрушки и другой инвентарь.

Развивающие занятия:

  • Игра в кубики. Позвольте малышу построить башенку из 2, 3 кубиков, разрушить ее и восстановить вновь. Желательно выбирать цветные пластмассовые или деревянные кубики, можно с картинками или цифрами.
  • Игра с мячиками. Для игры потребуется несколько видов шариков или мячиков (желательно с разными поверхностями: прорезиненная, колючая, мохнатая). Катайте мячики друг другу по полу или кидайте в руки, называйте цвета мячиков и размеры: большой, маленький.
  • Игра с конструктором. Для этого вам потребуется цветной крупный конструктор для малышей, из которого можно складывать фигурки или строить небольшие домики.
  • Собирание пирамидки. Существует много разновидностей пирамидок для маленьких деток: большие, маленькие, светящиеся, музыкальные, имитирующие звуки животных и птиц, считающие колечки на пирамидке.
  • Прохождение лабиринта. Это специальная игрушка в виде изогнутой металлической дуги с бусинами. Задание малыша – провести бусинку по всему лабиринту, проворно передвигая пальчиками.
  • Игры со счетами. Классические счеты или счеты на пианино, игрушках, домиках. Счеты помогут малышу не только знакомиться с цифрами и количеством, но и развивать мелкую моторику.
  • Сортеры. Специальные игрушки с формочками и ячейками, в которые следует просовывать фигурки. Существует большой выбор игрушек-сортеров: мягкие, пластмассовые, деревянные.
  • Кукольный театр. Для этого можно использовать специальные пальчиковые куклы или куклы-насадки на руку, а так же обычные мягкие игрушки. Разыгрывайте с ними обычные бытовые ситуации: укладывание спать, чаепитие, танцы и так далее.
  • Развитие мелкой моторики рук. Для этого следует иметь несколько тканевых мешочков, которые необходимо наполнить разными видами крупы (крупной и мелкой): гречка, горох, пшено. Эти мешочки нужно давать щупать малышу, чтобы он отгадывал наполнение руками.
  • Игра «Что там лежит?». Для этого вам пригодится коробочка и несколько небольших игрушек. Каждый раз следует класть на глазах малыша в коробку игрушку и просить его отгадать, что там лежит, либо же открыть коробку и достать содержимое.
  • Игры с водой. Такие игры следует проводить во время купания в ванной или в бассейне, давая возможность малышу переливать содержимое бутылочек, набирать в формочки воду.
  • Игры с песком. Это могут быть обычные игры в песочнице, домашние игры с кинетическим песком или рисование на песочной доске.
  • Рисование цветными красками. С помощью кисточек или пальчиками (для этого существуют специальные пальчиковые съедобные краски). Такие игры помогут малышу близко знакомиться с цветами и научат рисовать.
  • Кукольный театр. Устроить такой театр можно, как со специальными куклами на руку, так и с обычными игрушками. Задание театра – развлекать ребенка.

Сортер — хорошая игрушка для годовалого ребенка

Какая гимнастика нужна ребенку в 1 год?

Физическое развитие ребенка – основа здоровья малыша с первых лет жизни. Нельзя недооценивать детскую гимнастику и ее пользу для годовалого малыша.

Например, гимнастика по утрам позволит укрепить все группы мышц, а так же костную систему (особенно позвоночник). Приучайте своего ребенка к гимнастике и физическим упражнениям с первых дней жизни.

Это благоприятно скажется на его самочувствии в дальнейшем.

ВАЖНО: Гимнастика для детей 1 года совсем не сложная и состоит из самых простых упражнений, которые можно просить делать своего малыша самостоятельно или помогать ему руками.

Какие упражнения можно делать:

  • Выгибание туловища вперед и назад (наклоны)
  • Ходьба по разным поверхностям (мягкая, плоская, ребристая).
  • Полоса препятствий (различные коробки, в которые можно залазить, обручи, в которые можно проходить).
  • Упражнения на фитболе (покачивания, прыжки, растягивания, пинания).
  • Приседания на фитболе или полу
  • Небольшие прыжки
  • Поднятие ручек и ножек, разведение их в стороны
  • Перекидывания мяча

ВАЖНО: Если ребенок не желает выполнять какое-либо упражнение, не следует настаивать и заставлять его. Помимо упражнений, с ребенком так же следует постоянно гулять на свежем воздухе, а занятия физкультурой проводить в домашних условиях только в проветренном помещении.

Видео: «Гимнастика для детей 1 года»

Как правило, в 1 год ребенок не умеет танцевать. Однако некоторые особо активные девочки и мальчики весьма позитивно реагируют на музыку и начинают на нее бурно реагировать прыжками и небольшими движениями. Если вы замечаете подобное у своего ребенка, не спешите смеяться или пугать его своей реакцией, просто поддержите и покажите какие еще можно делать движения:

  • Приседания
  • Взмахи руками
  • Махи головой
  • Движения плечиками
  • Круговые движения бедрами

Видео: «Игровые танцы»

Игрушки – важная часть развития детей и потому их всегда следует выбирать правильно. В своем выборе делайте ставку не только на развлекательную часть, но и на образовательную.

Что подойдет годовалому ребенку:

  • Пирамидка. Хорошая игрушка для ребенка, выбрать можно цветные или музыкальные пирамидки, которые научат малыша различать размеры, формы и цвета.
  • Кубики с картинками или цветные. Такие кубики можно изучать, рассматривать, выкладывать в полосы или фигурку, строить из них здание.
  • Мозаика. Для годовалого малыша следует выбирать крупную мозаику, которые малыш бы не смог бы проглотить. Из таких фигурок можно составлять фигурки и рисунки.
  • Сортер. Игрушки мягкие, в виде коробки, домика или машинки с кузовом. Они имеют специальные ячейки и фигурки, которые следует опускать в них.
  • Интерактивные игрушки. Куклы или зверушки, которые имеют специальные кнопки. Они воспроизводят звуки, музыку или слова.
  • Магнитный или обычный конструктор. Позволит развивать малыша, создавая разные фигуры и формы, строить дома.
  • Бусы. Декоративные, ручные четки или игрушка, которая необходимы для счет бусин, их катания и ощупывания.
  • Кукла. Позволит малышам знакомиться с телом человека, его движениями.
  • Телефон. Интересная игрушка с кнопками, которые можно нажимать, диск, который можно крутить.
  • Мягкие игрушки. Игрушки должны быть обязательно с милыми мордашками и лицами, чтобы вызывать положительные эмоции.
  • Посуда. Познакомит малыша с тем, как следует вести себя в быту, за столом.
  • Кукольный домик. Позволит ребенку познакомиться с бытом, научит укладывать их спать, кормить, открывать дверцы и окна.
  • Набор в песочницу. Познакомит ребенка с формами и фигурами, которые можно создавать из песка.
  • Набор в ванную. Несколько уточек, лягушек или лодочка, которая будет благоприятствовать общему развитию малыша.

Игрушки для детей в возрасте 1 года

Какие стишки нужны ребенку в 1 год?

Годовалый ребенок еще не воспринимает речь взрослого так, как это может быть со старшими детьми. Стишки для малышей следует выбирать звучные, легкие, с мягкой рифмой. Такие стишки могут присутствовать в любом деле: утреннем умывании, зарядке, одевании на прогулку и так далее.

Потешки для годовалых детей
Стишки для малышей
Потешки и стишки для маленьких деток

Какие поделки нужны ребенку в 1 год? Рисование с ребенком 1 год

В 1 годик детки мало чего умеют, но стремятся все пощупать и попробовать. Унять их пыл и с пользой провести время можно за поделками:

  • Пасочки из песка. Для этого можно играть в песочнице или заказать кинетический песок и практиковаться дома.
  • Рисование ладошками. Для этого вам следует окунуть ладошку малыша в краску и оставлять ею отпечатки на белых листиках бумаги.
  • Рисование на песке. Для этого следует иметь специальный стол с ламповым освещением снизу и насыпанным на поверхность песком. Водя пальцами по песку, можно рисовать узоры и фигуры.
  • Рисунки из мозаики. Переставляя цветные частички мозаики, можно так же создавать красивые узоры и картинки.

Какая лепка из пластилина подходит ребенку в 1 год?

Некоторые особо творческие и активные детки могут проявлять интерес к лепке. Для этого можно использовать обычный пластилин, пластилиновое тесто или соленое цветное тесто. Перед тем как приступить к лепке, обязательно покажите малышу как следует работать с этим материалом: раскатайте, сформируйте шарики или трубочки.

ВАЖНО: Конечно же, не ждите каких-то фигурок от годовалого ребенка, ваша цель – допиться заинтересованности ребенка и окунуть его в мир творчества на некоторое время. Если он с охотой и восторгом берется за это дело – вы добились желаемого.

Видео: «Аппликация и поделки с детьми 1-2 лет. Развивающие игры и творчество»

Какие еще игрушки полезны:

  • Домино детское. Такое домино имеет изображения фруктов и овощей, музыкальных инструментов, животных или игрушек. Такие картинки может изучать и запоминать малыш.
  • Карточки. Картонные карточки с разными изображениями, которые следует показывать и называть малышу, чтобы он их запоминал.
  • Машина. Большая машина для катания малыша. Так же можно обзавестись лошадкой или осликом.
  • Кубики-пазлы. Картинка из 4 или 6 кубиков с простым и ярким изображением. В раскинутом виде картинка не полная, а в собранном – цельная.
  • Игрушки «овощи и фрукты». Пластиковые фигурки овощей, фруктов и других продуктов питания, которые играючи будет изучать малыш.
  • Резиновые игрушки. Маленькие или большие игрушки пищалки разных форм.

Какие подвижные игры нужны ребенку в 1 год? Как играть с ребенком в 1 год?

Подвижные игры очень полезны детям, так как они являются неотъемлемой частью их физического воспитания.

Во что можно поиграть с малышом:

  • Догонялки. Изобразите, что вы пытаетесь догнать и схватить малыша, при этом повторяя «Догоню, догоню, догоню».
  • Прятки или «ку-ку». Прячтесь недалеко и так, чтобы вас видел малыш, а потом зовите его.
  • Попрыгушки. Имитируйте небольшие или большие прыжки малыша на мягкой поверхности или мяче.
  • Пальчиковые игры. Игры со стишками и потешками по типу «Сорока-ворона».
  • Мячики или воздушные шарики. Дети очень любят воздушные шарики, надуйте несколько и подкидывайте друг другу.

Игры с годовалым ребенком

Какие мультики подходят для детей 1 года и сколько можно смотреть телевизор?

Детям в возрасте 1 года не желательно смотреть телевизор, если вы замечаете его сильную тягу или же малыша нужно чем-то завлечь, можете использовать специальные развивающие мультики. Но смотреть их можно не более получаса в день, разделяя на два сеанса.

ВАЖНО: Найти такие развивающие мультики можно в любом видеохостинге, выбирайте те, которые подходят под категорию «для годовалого малыша». Как правило, такие мультики очень просты и напоминают цветные карточки для детей, предлагая им рассматривания разных изображений животных, детей и игрушек.

Куда можно сходить с ребенком 1 года?

В больших городах обязательно должны существовать развлекательные центры для маленьких детей, где есть специальные лабиринты, батуты, игрушки и развивающие головоломки. Кроме таких центров, так же могут существовать детские комнаты, где с детьми занимаются педагоги и психологи.

Видео: «Что должен уметь малыш в 1 год? Ходьба ребенка. Словарный запас. Умения и навыки и т. п»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector