Развитие ребенка: способности и одаренность

Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.  

Развитие ребенка: способности и одаренность‍Модель одарённости Дж. Рензулли‍

Одарённых детей часто называют «вундеркиндами» (от немецкого «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать. 

Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.

Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек. 

Одарённость — это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что вы совершенствуете одарённость.                                        Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда» 

Типы одарённости

Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
  • Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
  • Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
  • Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
  • Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

Как выявить одарённого ребёнка

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.

На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса. 

В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

  • Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других. 
  • Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью. 
  • Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
  • Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
  • Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий. 
  • Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта. 

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.  

Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Социум реагирует активно: конкурсы, олимпиады, ожидания родственников и педагогов, зависть сверстников.

Неудачи и конкуренция создают напряжение, которое не даёт сосредоточиться. Поэтому одарённым детям важно обращаться за психологическими консультациями — предвосхищать проблемы, чтобы не решать их потом.

                                       Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда» 

Школы для одарённых детей

Развитие ребенка: способности и одаренность«Школа одарённых» Тюменского госуниверситета. Источник: abiturient.utmn.ru

Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:

  • Опора на мотивацию. Обучение должно подпитывать врождённый познавательный интерес ребёнка.
  • Свобода выбора. Школа должна предоставлять ученикам право получать знания, а не заставлять изучать то, что не нравится. 
  • Индивидуализация. У ребёнка должна быть возможность уделять больше времени предметам, которые ему интересны. 
  • Уважение самостоятельности. Одарённым детям важно самим находить ответы, «разжёвывание» материала убивает мотивацию учиться.  
  • Свобода самовыражения. У одарённых ребят почти на всё есть своя точка зрения. Важно, чтобы они могли её без проблем выражать.  
  • Проектная деятельность. Разработка проектов, задействующих разные способности детей, развивает их и пробуждает интерес.  
  • Групповая работа. Многие одарённые дети — интроверты и индивидуалисты. Работа в небольших группах позволяет им развивать коммуникативные навыки. 
  • Терпимость. Некоторым одарённым ребятам тяжело соблюдать школьные правила, особенно если они не видят в них смысла. Учителя должны относиться к их особенностям с пониманием. 
  • Подготовка преподавателей. Учителя должны знать, как работать с одарёнными детьми. От педагогов требуется чуткость, развитая эмпатия, широкий кругозор, творческое мировоззрение.

Школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них: 

  • Школа-интернат МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)
  • Лицей НИУ ВШЭ (Москва)
  • Школа-интернат «Интеллектуал» (Москва)
  • Школа «Летово» (Москва)
  • Образовательный центр «Сириус» (Сочи)
  • Школа-интернат им. Н.Н. Дубинина (Владивосток)
  • Губернаторский Светленский лицей (Томск) 

Один из вариантов обучения юных талантов — семейное образование. Родители могут подобрать для ребёнка подходящую программу и создать комфортные условия для занятий. Семейное обучение позволяет уделять больше времени дополнительным занятиям, совмещать учёбу с гастролями, спортивными соревнованиями или проходить программу быстрее сверстников. 

В нашей онлайн-школе можно составить индивидуальный образовательный маршрут, готовиться к олимпиадам и осваивать школьную программу в ускоренном темпе. проверьте, подойдёт ли вам наш формат обучения — активируйте демодоступ и исследуйте возможности «фоксфорда»!  

Советы родителям одарённых детей

Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей. 

Совет 1. Обращайтесь к специалистам

Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития. 

Психолог может помочь выявить способности, оценить степень тревоги и напряжения, помочь родителю найти ресурс и расставить приоритеты в создании условий для развития сильных сторон ребёнка.                                        Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»  

Совет 2. Пробуйте разное

Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.

Совет 3. Не давите

Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право. 

Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия. 

Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте

Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование. 

Совет 5. Уравновешивайте развитие 

Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.

Совет 6. Ищите близких по духу

У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы. 

Читайте также:  Общаться с учителем: как? 6 советов для родителей школьников

Совет 7. Проявляйте чуткость

Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.

Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть  

Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.

Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость. 

Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.

Одаренные дети и их особенности

В дошкольном возрасте особенности одаренных детей проявляются посредством выраженного интереса к привлекающей их деятельности. Жажда познания, характеризующая талантливого ребенка, сопровождается любознательностью и независимостью суждений, стремлением непосредственно поучаствовать в поиске решений занятной задачи или поупражняться в деле.

Способности одаренных детей

Каждый одаренный ребенок талантлив не вообще, а в определенной сфере. Специальная детская одаренность, имеющая отношение к творческой или физической сфере, более понятна взрослым. Что касается общей умственной одаренности, то родители часто недооценивают или переоценивают способности своего малыша.

Развитие ребенка: способности и одаренность

Одаренному ребенку присуще своеобразное сочетание способностей, которое обуславливает высокие достижения в деятельности, будь то интеллектуальные размышления или реализация творческих замыслов.

Такие дети значительно опережают своих сверстников в том направлении, где им дарован талант. По каким проявлениям можно предположить художественное дарование дошкольника, см. в статье Развитие творческих способностей.

Об умственной одаренности ребенка можно говорить по достижении им 5-ти лет. Более ранние успехи – слабое свидетельство особых умственных способностей. Только в старшем дошкольном возрасте познавательная деятельность может направляться и побуждаться познавательной задачей, значительно повышая интеллектуальную активность ребенка.

Компетентное заключение об одаренности дошкольника может дать только специалист на основе диагностики способностей ребенка с применением соответствующих тестовых заданий. Способности одаренных детей оцениваются по комплексу признаков, и для этого созданы специальные тесты. Например, общая умственная одаренность выявляется с помощью тестов Стенфорд-Бине, матриц Равена, методики Векслера.

Психологические особенности одаренных детей

Исследователи изучают как психологические особенности, так и личностные качества и характерное поведение одаренных детей. Многочисленные наблюдения подтверждают, что отличительные особенности таких деток проявляются уже в дошкольном возрасте. Следовательно, у внимательных взрослых есть шанс заметить неординарность ребенка.

Познавательная сфера одаренных дошкольников отличается высоким уровнем развития внимания и памяти. Такие дети чрезвычайно наблюдательны. Они замечают малейшие детали, благодаря чему постоянно получают новую информацию, которую тут же запускают в обработку.

Одаренный ребенок нуждается в том, чтобы включить новые сведения в свою систему знаний об окружающем мире, присвоить в свой опыт.

Такая потребность порождает множество вопросов и размышлений, поиск причинно-следственных связей и логических выводов. Умственно одаренные дети гораздо раньше своих сверстников демонстрируют логическое мышление.

Познавательная активность одаренного ребенка выливается в потребность расширить возможности для проявления себя в новых познавательных ситуациях. Его умственная активность направлена не просто на знакомство с окружающим миром, а на понимание этого мира.

Характеристика ребенка с особыми способностями

Одаренные дети отличаются высокой интеллектуальной эффективностью, которая включает жажду познания, интерес, стремление составить собственное мнение. Богатый словарный запас и высокая осведомленность способствуют тому, что такие дошкольники легко формулируют вопросы и свои предположения, находят аналогии и уточняют, почему в данном случае происходит именно так, а не иначе.

Развитие ребенка: способности и одаренность

Любознательность – неотъемлемая черта талантливого ребенка. Ему никогда не достаточно того, что он услышал или увидел. За первичной порцией полученной новой информации обязательно последуют вопросы, призванные уточнить и углубить представление дошкольника по данной теме.

Для умственно одаренных детей характерно определенное соотношение способностей, относящихся к образному и логическому мышлению, познавательной активности и воображению.

Психологи-практики отмечают, что в то время как обычно у дошкольников преобладает образное мышление и воображение, одаренный ребенок отличается особо высоким уровнем логического мышления и познавательной активности при хорошо развитом наглядно-образном мышлении и творческом воображении.

Как бы мал ни был вундеркинд, взрослые выделяют его из других дошкольников по ряду признаков:

  • высокая чувствительность к новой информации
  • продуктивность мышления
  • оригинальность суждений
  • высокая скорость мыслительного процесса
  • способность к быстрому усвоению знаний
  • стремление самостоятельно исследовать интересующую тему
  • способность к прогнозированию (талантливые дети обладают интуитивным знанием и предполагают, каков возможен результат)
  • устойчивый интерес

Например, не одни родители становились свидетелями, как их ребенок заинтересовывался космической темой. Действительно, обширнейшее поле познания, где любознательных детей увлекают и собственно знания о космических телах, и предположения о жизни на планетах, и фантазии о звездных мирах…

Подобные глубокие научно-популярные пристрастия проявляются в старшем дошкольном возрасте. Но и в 4-5 лет чрезвычайно способные детки легко замечают различные несоответствия, любят рассматривать картинки-небылицы, придумывают необычные слова и потешаются над курьезностью словотворчества или изображений.

Из личностных черт умственно одаренных детей  можно выделить следующие:

  • Смелость в формулировании гипотез
  • Непризнание социальных ограничений в высказывании своего мнения
  • Сомнение или даже оспаривание чужого мнения

Одаренные дети не желают просто так согласиться с мнением взрослого, если оно не подкреплено аргументами. Все свои познавательные рассуждения они адресуют авторитетным взрослым, от которых хотят услышать пояснения или доводы, опровергающие детские предположения.

Отличительные особенности одаренных детей в общении

Наблюдения за одаренными детьми в группе показывают, что вундеркинды доброжелательно относятся к сверстникам, но могут демонстрировать свое интеллектуальное превосходство.

У них нередко проявляется привычка поправлять других детей, первыми высказывать свое мнение, не дав возможности сверстникам и минуты на размышления.

Такое поведение может доставить проблемы одаренному ребенку при поступлении в школу.

Ребенку с высоким интеллектом интересно с теми сверстниками, которые тоже хорошо осведомлены в определенных темах.

В этом случае между дошкольниками завязывается общение, при котором можно видеть элементы соревновательности («А ты знаешь, когда жили такие динозавры?», «Знаешь, как нужно строить башню, чтобы она была устойчивой?»). Также подобное общение обогащает развитых детей новыми знаниями и открытиями.

Что касается межличностных отношений, то одаренные дети стремятся к тесным постоянным контактам с теми детьми, которые вызывают у них симпатию. Дошкольники заявляют, что они дружат, если им интересно общение друг с другом.

Наряду с дружеской расположенностью многие одаренные дети обладают повышенной чувствительностью и реактивностью. Эти особенности доставляют проблемы, поскольку ведут к высокой обидчивости и ранимости.

В социальном отношении талантливые дети характеризуются обостренным чувством справедливости. Особенно остро реагируют, если ощущают несправедливость по отношению к себе.

В таких ситуациях некоторые из них нетерпеливо и обиженно спорят, другие замыкаются и демонстрируют негативизм, третьи – переживают страхи… Подобные случаи могут усложниться тем, что и последующие совершенно нейтральные замечания ранимый ребенок принимает на свой счет.

В целом, одаренным детям присущи избирательность и доброжелательность в общении, а также предпочтение общаться со взрослым, как авторитетным источником знаний.

Неутолимая познавательная активность, потребность в интеллектуальных усилиях и умственных впечатлениях направляет всю жизнедеятельность одаренного ребенка, идет ли речь об общении, об игровой деятельности или учебных занятиях.

Статья " Развитие одаренности и способностей у детей дошкольного возраста"

Развитие одаренности и способностей у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития одаренности.

Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.

В данном вопросе огромная роль принадлежит педагогу. Его задача – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность.

Одаренность – это интегральное проявление способностей, системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности. Существует более 100 определений одаренности. Большинство из них отсылают к раннему развитию детей и используют такие психологические конструкты, как интеллект и креативность.

Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность.

  • Так какими качествами должен обладать педагог, работающий с одаренными детьми?
  • Главная составляющая личности педагога – творчество.
  • Профессиональная компетентность.
  • Чуткость, чувствительность к переживаниям и потребностям других, что имеет особое значение для одаренных детей, которые весьма ранимы и чувствительны.
  • Способность к индивидуализации обучения.
  • Понятие «Одаренность»
  • Одаренность — высокий уровень интеллектуальных способностей или каких – либо специальных способностей, позволяющий индивиду достигать высоких успехов в тех или иных видах деятельности.
  • Талантливость – наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
  • Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
  • Одаренные дети
  • 1) термин, используемый применительно к детям, чьи интеллектуальные способности значительно превышают нормальный уровень для данного возраста.
  • 2) дети, демонстрирующие общие таланты в какой – либо сферах деятельности.
  • Рассмотрим возрастную динамику развития одаренности.
  • Уже в самом раннем возрасте можно заметить самое первое проявление способностей – склонностей к какому-либо виду деятельности, которые наиболее ярко начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления.
Читайте также:  «Цифровое слабоумие» у ребенка: кто виноват и что делать

С 3-х лет активно формируются сенсорные эталоны. Основные интеллектуальные действия: наглядное моделирование, замещение, использование готовых моделей и их построение. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку, создать замысел игры.

  1. Дошкольники включаются в многообразные виды деятельности: игру, конструирование, труд – все они имеют комплексный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего, организаторских.
  2. В работе с одаренными детьми очень важен индивидуальный подход.
  3. Суть индивидуального подхода:
  4. — Определение уровня развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности
  5. — Создание индивидуального образовательного маршрута
  6. — Определение долгосрочных и краткосрочных целей и путей к их достижению
  7. — Определение времени, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений и навыков
  8. — Определение способов оценки успехов ребенка.
  9. Работа с одаренными детьми предполагает использование определенных форм, например таких, как:
  10. — Проекты индивидуальные, групповые, семейные
  11. — Вовлечение детей в кружковую деятельность
  12. — Творческие конкурсы, викторины, соревнования
  13. — Занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования
  14. — Индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;
  15. — Опытно-исследовательская деятельность.
  16. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.
  17. мы работы с родителями одаренных детей:
  18. — Родительские объединения
  19. — Индивидуальные консультации психолога и специалистов
  20. — Детско-родительские проекты.
  21. Важнейшим фактором развития одаренности у детей, является окружающая его, предметно-пространственная среда.
  22. Принципы организации предметно-пространственной среды:
  23. Принцип дистанции,  позиции при взаимодействии.
  24. Установление контакта между детьми и взрослыми и др.
  25. Принцип активности.
  26. Провоцирование возникновения и развития познавательных интересов, способностей ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.
  27. Предоставление в полное распоряжение детей «стены творчества», на которой они могут создавать как индивидуальные картины, так и коллажи и др.
  28. Принцип стабильности – динамичности.
  29. Возможность изменения среды, наличие легко трансформируемых элементов. Возможность изменения фона, трансформации пространства за счет применения раздвижных, переносных перегородок, использование мягкого «строительного материала»
  30. Стабильность проявляется в постоянном составе детей и взрослых, наличие семейных традиций в коллективе.
  31. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
  32. Среда должна представлять единый комплекс – цветовой, звуковой, кинестетической модальностей и др.
  33. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
  34. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
  35. Принцип открытости – закрытости.
  36. Открытость Природе; открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях; открытость обществу; открытость  своему «Я», собственному внутреннему миру и др.
  37. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
  38. Необходимость обеспечения реальной общности ситуации эмоционального, волевого и когнитивного развития мальчиков и девочек и др.
  39.  Психолого-педагогические условия для развития одаренных детей:
  40. Необходимо обогатить окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.

Необходимо обеспечить  благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.

Важно помнить, что одаренность – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход.         

Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.

  • Единство требований к малышу, как работников детского учреждения, так и семьи способствует развитию одаренности.
  • Таким образом, мы увидели, что для развития детской одаренности в раннем дошкольном возрасте необходимы следующие условия:
  • условия предметно-развивающей среды,
  • индивидуальный подход в обучении и воспитании,
  • личность педагога,
  • различные формы работы с одаренными детьми, а также с родителями одаренных детей,
  • различные психолого-педагогические условия.

Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, взаимодействуя с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

Кто такие одаренные дети? Виды одаренности и ее диагностика

В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

Кроме того указано, что в рамках системы поддержки талантливых детей целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы.

Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы.

Кто такой одаренный ребенок?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,
  • креативность,
  • включенность в задачу.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет.

Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями.

У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».

Одаренность в школе

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов.

Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе.

Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Читайте также:  Блюда из овсяных хлопьев для малыша

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д.

Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю.

Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные».

Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать».

И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме).

Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают.

Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано.

Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости.

Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы «помещать» их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»).

В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности.

Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.

д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования.

Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности.

В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений.

Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

Семь принципов сопровождения одаренных детей

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми;
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А навешивание ярлыков типа «одаренный» или «неодаренный» может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.

Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.

Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.

Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.

Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.).

При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.

Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

  • анализ продуктов деятельности
  • наблюдение
  • беседа
  • экспертные оценки
  • естественный эксперимент.

Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения:

  • «Все дети являются одаренными»
  • «Одаренные дети встречаются крайне редко».

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

  • Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему;
  • Актуальную одаренность демонстрирует незначительнаячасть детей; это дети, которые талантливы особо.

Учитывая эти основополагающие положения, педагогическим коллективом нашей школы была разработана программа «Одарённые дети».

Об авторе: Балакирева Зарема Викторовна, заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ № 16 о. Муром Владимирской области.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector