Развитие ребенка: проявление аутизма

Главная Новости медицины Интересные факты ! Развитие ребенка: проявление аутизмаВ той или иной степени аутистические признаки встречаются примерно у 1 из 70 детей, причём у мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек. Аутизм проявляется по-разному: кому-то удаётся так или иначе адаптироваться и вести обычную жизнь, кому-то — нет. Но в любом случае, чем раньше начать коррекцию, обучая малыша навыкам общения, тем проще ему будет. Сейчас существует множество методик работы с аутистами, некоторые из них весьма эффективны. И главная задача родителей — распознать тревожные симптомы как можно раньше.

Перед вами 9 ранних признаков аутизма, которые должны насторожить вас.

Младенец не отвечает на улыбку, не реагирует на маму

В норме уже в возрасте 2–3 месяцев кроха узнаёт маму, улыбается ей, издаёт радостные звуки. Некоторые малыши улыбаются даже посторонним людям, тогда как детки с аутистическими чертами отличаются малой эмоциональностью.

Ребёнок не устанавливает зрительный контакт. Обычно младенцы, научившись фокусировать взгляд, стремятся смотреть в глаза людям, которые к ним обращаются.

Малыши, страдающие аутизмом, не устанавливают зрительный контакт, даже когда с ними разговаривают.

Малыш не интересуется людьми

Оглядеть нового человека, проследить за ним, ответить на его мимику и жесты, прислушаться к словам — обычное поведение для грудничка.

Один из ранних симптомов аутизма — когда ребёнок вообще не реагирует на людей, не стремится пообщаться с ними, не нуждается в том, чтобы его заметили, подбодрили и поиграли с ним.

Также для аутизма характерно отсутствие стремления подражать взрослым, копировать их поведение.

Кроха не любит прикосновения

Большинство детишек обожают нежные мамины прикосновения, объятия и поцелуи. Многие не прочь залезть на ручки и к другим родственникам и друзьям семьи. Малыши с аутистическими чертами не любят нежничать, не нуждаются в том, чтобы их приласкали или пожалели, не хотят на ручки, вырываются, отталкивают даже маму.

Задержка речи

Отсутствие навыков общения — один из главных признаков, указывающих на аутизм. Такие детки не гулят и не произносят слоги даже в год; не указывают на предметы пальцем; не реагируют на своё имя, когда кто-то произносит его. Чаще всего речь малыша-аутиста состоит в основном из фраз, которые он слышал по телевизору или где-то ещё, причём карапуз повторяет одно и то же много раз. А если ребёнку задают вопрос, вместо ответа он просто воспроизводит его в той же форме.

Проблемы в эмоциональной сфере

Аутисты не умеют понимать чужие и адекватно выражать свои эмоции. Их мимика и жесты зачастую не соответствуют сказанному, они не могут распознать иронию, сарказм, не понимают шуток. Иногда малышей с аутистическими чертами считают просто тихими, спокойными, застенчивыми. Стоит помнить, что в норме ребёнок ведёт себя раскрепощённо с самыми близкими, даже если стесняется новых людей. Аутисты же одинаково равнодушны ко всем.

Ребёнок не участвует в игре

В норме ближе к 3 годам малыши начинают участвовать в играх с другими детьми или со взрослыми, стремятся стать частью компании, поддержать затею. Если карапуз сторонится и взрослых, и сверстников, не понимает правил игры и не стремится в ней участвовать, предпочитая проводить время в одиночестве, возможно, его пора показать врачу.

У малыша есть навязчивые движения

Аутисты успокаивают себя монотонными навязчивыми движениями. Тревожный признак, если ребёнок может подолгу кружиться на месте, раскачиваться, хлопать в ладоши, биться головой, постукивать по ушам и пр.

Кроха увлекается странными предметами

Маленький аутист может совершенно не интересоваться игрушками и играми, зато часами наблюдать, как работает выключатель света, мигает лампочка, вращаются колёса, растягивается и стягивается резинка. Также для аутизма характерно выкладывание предметов в ровные ряды.

Малыш склонен к созданию ритуалов и консервативен

Аутисты тяжело переживают перемены, поэтому стремятся максимально упорядочить свою жизнь. Например, выбирают одну-единственную дорогу в детский сад и отказываются идти по другой. Перестановка мебели в квартире или сбой режима вызывают у таких детишек настоящую истерику.

Версия для печати

О важности раннего выявления аутизма. симптомы и признаки

Аутизм — это расстройство, которое критически важно как можно раньше распознать и как можно раньше начать правильно лечить.

Понятно, что так можно сказать практически о любом заболевании в принципе, но в данном случае на весах нормальное будущее адаптированного, самостоятельного человека или будущее инвалида, у которого руки-ноги-голова и даже, возможно, таланты и способности — на месте, но он все равно не востребован в социуме, потому что органически не способен САМ учиться общаться и его надо учить этому специально: адекватно выражать себя и понимать, что означают слова и действия других людей.  Заведующий психотерапевтическим отделением клиники «Мацпен» (Тель-Авив, Израиль), специалист по детскому аутизму Виталий Тевелев:  Развитие ребенка: проявление аутизма «Последние годы самые частые случаи обращений из России и стран СНГ — по поводу аутизма. Это просто какая-то эпидемия. К сожалению, в странах СНГ, насколько мы видим это по пациентам, которые едут к нам, ранняя диагностика аутизма налажена не очень хорошо. Обычно ребенку ставят инвалидность (детская шизофрения) и потом много лет «глушат» психику сильнодействующими препаратами. Такими современными методиками, как ABA-терапия, пока мало кто пользуется. В крупных городах, Москве, Петербурге, можно отыскать специалиста, но это не массовое явление. В небольших городах о такой терапии слышали, но специалистов еще нет. В России дети-аутисты зачастую так и не начинают говорить, что уже не встречается ни на Западе, ни у нас, в Израиле. Аутисты — это не больные дети, они просто другие, у них мозг работает по-другому. Они не способны сами собой, без помощи и терапии, влиться в эту жизнь так, как обычные дети. Но аутиста можно научить, его можно приспособить. На Западе и в Израиле аутист вырастает приспособленным к жизни и интегрированным в общество. Очень и очень многие из них получают образование, идут в армию, вполне успешно работают и сами себя обеспечивают». 

Ранняя диагностика и корректирующие программы для ребенка-аутиста — это его путевка в нормальную жизнь. Если дотянуть до возраста 5-7-10 лет, то будущее аутиста — еще один «невидимый инвалид», у которого вроде и руки, и ноги, и голова на месте, но к обществу и социуму он вообще не приспособлен. Учитывая это, родителям обязательно нужно знать, на что и в каком возрасте обращать внимание, чтобы при необходимости быстро обратиться за помощью. 

Сразу стоит оговориться, что полное излечение аутизма невозможно ни в Израиле, ни в США, ни где-либо еще: медицина пока не знает способа превратить человека с аутизмом в человека без аутизма. Но есть огромная разница между ребенком, с которым занимались в Израиле по современным методикам, которому прививали необходимые навыки (в том числе и социальные), и ребенком-аутистом, которого просто глушили лекарствами — часто такие дети к десятилетнему возрасту все еще не говорят!  Существуют исследования, согласно которым развитие аутизма можно с какой-то степенью вероятности предположить по скорости роста плода в одном из триместров беременности. Также существуют методы генетической диагностики, но они пока дают недостоверные и неполные результаты. Поэтому в мировой врачебной практике аутизм диагностируют по изменениям в поведении ребенка в одном из трех периодов: 

  • Первые проявления уже в течение первого года жизни, достоверный диагноз ставится к 2-3 годам. 
  • Нормальное развитие до 2-3 лет, а затем резкая остановка. 
  • Нормальное развитие до 5 лет, а затем очень быстрый регресс (ребенок перестает говорить, замыкается в себе, теряет навыки самообслуживания). 

Стоит понимать, что аутизм не может быть вызван внешними причинами (прививкой, стрессом, испугом и т.п.). Это сбой в генетической программе развития мозга, который возникает и записывается в ДНК фактически в момент зачатия — или во время внутриутробного развития, если плод подвергался воздействию некоторых вирусов или ядовитых веществ. 

ВАЖНО: Прививки и аутизм

Итак, мы определились с критическими возрастными периодами, когда родителям нужно быть особенно внимательными. Теперь давайте разберем основные признаки аутизма.  На самом деле основной признак у аутизма один, а все остальные относятся ко вторичным.Основной признак аутизма — это отсутствие или нарушение контакта с окружающими. Родителям обязательно нужно запомнить, что речь не в возрасте, в котором ребенок начинает говорить. Не говорит в 1,5 года, не говорит в 2, но при этом охотно идет на эмоциональный контакт, смотрит в глаза, пользуется жестами и активно коммуницирует, пусть и без слов? Ну, возможно, у ребенка есть какие-то нарушения развития (далеко не всегда опасные и даже значимые), но это не аутизм. Также нужно понимать, что аутизм проявляется в любой обстановке, а не в какой-то специфической. Если в детском саду или в песочнице ребенок замкнут и не общается с другими детьми, а дома ведет себя нормально, то он никак не может оказаться аутистом.  Все остальные признаки аутизма гораздо менее показательны. Тем не менее, знать их нужно: это позволит более достоверно отличить обычную замкнутость или задержку речевого развития от аутизма. В возрасте 1-1,5 лет особенно сложно понять, из-за чего ребенок капризничает или как-то странно себя ведет, а второстепенные признаки аутизма достаточно характерны и позволяют отличить особенности и индивидуальные черты личности от заболевания. 

  • Нарушения мелкой и грубой моторики — если ребенок не прыгает, с трудом поднимается по лестнице, все роняет, не может ухватить предметы, то обязательно стоит показать его врачу-невропатологу. Тем не менее, только в сочетании с другими симптомами аутизма (и, в первую очередь, с основным) нарушения моторики можно счесть указывающими именно на аутизм. Сами по себе они могут быть вызваны сотнями различных причин, как серьезных, так и не очень. 
  • Обостренная чувствительность — ребенок-аутист может проявлять отвращение к какой-то строго определенной еде, причем не часто не из-за вкуса, а из-за текстуры или внешнего вида. То же относится и к одежде: если ребенок отказывается надевать что-то конкретное — например, комбинезон (или, наоборот, раздельно штаны и курточку), то это тоже может быть стоящим внимания признаком. Иногда ребенок отказывается носить одежду, пока с нее не срежут ярлычок, даже самый маленький и незаметный. Очень распространена острая реакция на громкий шум, особенно механический, конкретные запахи. Иногда ребенок плохо переносит любые изменения — в распорядке дня, перестановку мебели, замену тарелки или ложки и т.п. 
  • Особенности восприятия — этот признак достаточно сложно распознать, особенно в раннем возрасте. Но иногда можно заметить, что ребенок видит какие-то детали, но не понимает целой картины. Например, смотрит на фотографию лица, но не распознает человека, а видит только глаз или нос. Также ребенок может не ассоциировать предметы с их качествами: не понимает, что нож — острый, что машина может сбить. 
  • Особенности общения и поведения — ребенок может совершать стереотипные движения, механически повторять какие-то слова, в том числе и обращенные к нему, играть только с определенными игрушками, причем без сюжета, а просто передвигая их. Иногда ребенок проводит очень много времени, сортируя предметы. Дети-аутисты не понимают эмоций других людей и неадекватно реагируют: смехом на плач или плачем на смех. Также аутисты склонны привязываться (если вообще привязываются) к людям, которые заботятся об их ежедневных потребностях, и если это няня, а не родители, то они не войдут в круг «приближенных». Ребенок сопротивляется объятиям и прикосновениям, редко улыбается, не смотрит в глаза. Его невозможно заставить или уговорить сделать то, что ему не нравится (например, съесть какое-то нелюбимое блюдо или надеть ненавистный предмет одежды). 
Читайте также:  Галактоцеле: симптомы, причины, лечение

Отдельно стоит выделить несколько признаков, на которые стоит обращать внимание в раннем возрасте: 

  • отсутствие заинтересованности в прикосновениях или отрицательная реакция на них; 
  • отсутствие интереса к лицам родителей; 
  • отсутствие предвосхищающей позы (не тянет ручки, когда его собираются взять на руки); 
  • отсутствие улыбки или ее адекватной обусловленности. 

Безусловно, поставить правильный диагноз может только врач. К сожалению, в России аутизм очень часто неправильно диагностируют (например, ставят вместо него шизофрению, которая сама по себе — очень редко встречается у детей), после чего, к 18 годам, дают инвалидность и практически всегда неправильно лечат (ударными дозировками психотропных препаратов). Результаты могут быть весьма удручающими. Поэтому при подозрении на аутизм есть смысл обратиться за вторым мнением. И если есть такая возможность — за мнением специалистов из других стран, в том числе. 

С ребёнком с аутизмом должны работать сразу несколько специалистов. Это далеко не один логопед. Но ещё и психотерапевт, и инструкторы, которые занимаются как с ребенком, так и с родителями.

Это насыщенная программа лечения на 2-3 месяца, чтобы снять агрессию, научить самообслуживанию, элементарному общению, заложить основу для развития. А потом ещё 10-15 лет упорных, терпеливых занятий.

Аутизм далеко не всегда ведет к задержке в развитии, часто аутисты очень талантливы и высокоинтеллектуальны. Главное — раскрыть этот потенциал, научить ребенка базовым навыкам общения, сделать их для него понятными и нужными, правильно его замотивировать.

А также дать родителям чёткую программу действий: чтобы они не бегали на коротком поводке, исполняя все прихоти и боясь вызвать агрессию, а направляли ребёнка. 

Родителям ни в коем случае не стоит впадать в паранойю и в малейших проявлениях безразличия у двухмесячного ребенка «распознавать» аутизм. Тем не менее, это распространенное заболевание — особенно у мальчиков. Так что ответственным родителям просто необходимо знать, за какими признаками стоит наблюдать. 

Автор — Виталий Тевелев, заведующий психотерапевтическим отделением клиники «Мацпен». Психотерапевт, доктор философии, закончил Университет Бар-Илан по специальности клинический криминолог. Выпускник программы Йоркского Университета (Канада) «Психотерапия, сфокусированная на эмоциях». 

Член Ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов (АКПП), специализируется на детской и подростковой психотерапии, выпускник медицинской кафедры Тель-Авивского университета (детской и подростковой психиатрии), автор многих исследований и статей, преподаватель в медицинских ВУЗах Тель-Авива. 

Невролог: аутизм встречается в РФ так же часто, как сахарный диабет

Дети с аутизмом не способны поддерживать беседу с другим лицом, у них повторяющаяся стереотипная речь. Они могу говорить, но говорят в пустоту и односложно. Например, могут не произносить простых слов «мама», а говорить такие слова, какие даже взрослому трудно произнести.

И третья группа расстройств — это ограниченные повторяющиеся стереотипные действия. Например, ребенок может постоянно крутить веревку или колесики у автомобиля. Эти интересы аномальны как по содержанию, так и по направленности.

У ребенка с аутизмом есть стереотипные повторяющиеся маневризмы, например, прихлопывание, выкручивание пальцев рук, хлопанье себя по голове. Все это те симптомы обычно проявляются у детей до трех лет.

Но есть и атипичный аутизм, который проявляется после этого возраста. В этом случае у ребенка присутствуют симптомы аутизма, которые характерны для детей до трех лет, но они присутствуют фрагментарно, то есть не постоянно.

Иногда нужно часами наблюдать за ребенком, чтобы увидеть эти признаки.

Неспецифическими, но характерными расстройствами при аутизме являются отклонения в пищевом поведении. Такие дети избирательны к пище, они не жуют твердую пищу, предпочитая жидкую или в протертом виде, хотя иногда могут грызть сухарик. 

— Какова природа возникновения аутизма?

— Пока неизвестно… Симптоматический аутизм может возникать при некоторых аномалиях развития мозга, которые приводят к нарушению поведения. Аутизм, кстати, очень распространенное заболевание один случай на тысячу детского населения. То есть аутизм так же часто встречается, как сахарный диабет.

По ряду некоторых неврологических заболеваний мы находимся в заблуждении, не придаем значения этим болезням. Вот, например, заболеваемость эпилепсией — семь человек на тысячу детей. Есть три самых распространенных заболевания детского возраста: это сахарный диабет, бронхиальная астма и эпилепсия.

На четвертом месте стоит аутизм.

Что касается симптоматического аутизма, в некоторых случаях мы уже выявили причину его возникновения и этой причиной является патологическая эпилептиформная активность (появление на ЭЭГ волн, отличных от фоновой активности и сходных у больных эпилепсией).

Такой ребенок до определенного возраста развивается нормально, потом он перестает различать речь, начинает странно себя вести, появляются симптомы аутизма. У него может не быть эпилептических приступов или они возникают редко и только у 30% пациентов.

При обследовании методом электроэнцефалографии во время фазы медленного сна выявляется аномальная высокоамплитудная эпилептиформная активность.

Таких детей, если их вовремя выявить, можно спасти от того, чтобы они не погрузились в себя, назначив определенные антиэпилептические препараты.

— Если родители заметили у ребенка признаки аутизма, к кому они должны обратиться в первую очередь?

— Детям до трех лет, конечно, к неврологу. Бывает симптоматический аутизм, когда есть аномалии в мозгу или эпилептическая энцефалопатия, которые не отличимы от типичного аутизма. Поэтому специалист должен в первую очередь исключить те заболевания, которые связаны с аномалией развития мозга. Их можно выявить с помощью МРТ, КТ.

— Каким образом можно вывести ребенка из аутичного состояния?

Аутизм у ребенка. Синдром раннего детского аутизма (РДА)

Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, психология и психиатрия, детская эпилептология. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и вашим детям!

Симптомы и причины

На сегодняшнее время все чаще встречается такой диагноз, как ранний детский аутизм.

Поскольку еще не найдены причины происхождения болезни и нет точной лабораторной диагностики аутизма, то зачастую, диагноз ставится ошибочно.

В нашей практике бывают случаи, когда мы снимаем ранее поставленный диагноз аутизма, или наоборот, выясняется, что происходящее с ребенком является аутизмом, а не, например, последствиями перинатальной патологии.

Аутизм – отклонение в развитии ребенка, касающееся общепринятой модели социальной сферы и общения, а также области поведения и использования речи.

Ребенок отгораживается от внешнего мира всеми возможными способами, например, не проявляет эмоций и не откликается, когда к нему обращаются, не хочет исследовать что-то новое, все неизведанное приводит его в стресс.

Аутистичный ребенок всегда стремится к постоянству, поэтому может повторять одни и те же движения (стереотипии), издавать одни и те же звуки (вокализмы), кушать одну и ту же еду и ходить по одним и тем же маршрутам: в неизменных условиях ему спокойно и привычно.

Но это не значит, что ему безразлично все, что происходит вокруг него! Аутистичный ребенок все прекрасно видит и замечает, просто все эмоции и реакции спрятаны внутри него самого и он просто не умеет их опознавать и выражать так, чтобы его правильно поняли. Всему этому можно научить, терпеливо и мягко направляя его и обучая этим навыкам.

Такие дети чаще всего бывают очень чувствительными сенсориками, у них может быть развито обоняние и тактильные ощущения, чем можно воспользоваться при обучении, например, учить алфавит, изготавливая буквы из различных материалов, где каждая буква будет иметь свой запах, выпекая их из теста, читая книжки, которые можно потрогать, с шуршащими страницами, с аппликациями из разной ткани и фактуры, рисуя буквы его рукой на песке или на теле, вылепляя их из пластилина и т.д.  Из-за повышенной чувствительности, ребенку может быть очень тяжело воспринимать громкие звуки, шум толпы, все, что он слышит во внешней среде. При этом, сам он может совершенно спокойно издавать не совсем приятные и не понятные для обычного человека звуки или громко и продолжительно стучать, шуметь. В его внутреннем мире это будет исследованием окружающего пространства, либо использоваться как средство для самоуспокоения.

Самая главная отличительная черта ребенка с аутизмом – невозможность комплексного и слаженного восприятия окружающего пространства.

Читайте также:  Йогурт, кефир, творожок: домашний или магазинный?

Существует сильная разобщенность и узкий профиль работы каналов восприятия, например, в то время когда один канал работает (допустим, визуальный), остальные блокируются и отключаются из общего процесса, чтобы не мешать концентрации и не смешивать внимание. Но зато тот, что активен, может работать на все 100%.

 (чего не может достигнуть обычный человек) Именно это приводит к феноменальной концентрации и достижению успеха, особенно, в математических и точных науках. Сюда же относится часто встречающаяся избирательная, но очень прочная память и быстрое запоминание большого объема информации.

Аутистичный ребенок, по сути, представляет собой некий «калейдоскоп», из умений, знаний, возможностей и их проявлений. К примеру: совершенно не умеет разговаривать, но при этом пишет высокоинтеллектуальные и философские тексты, не соответствующие его возрасту.

Или может быть моторно-неловким в обычной жизни, но в каких-то ситуациях ловко и стремительно забирается на большую высоту или преодолевает препятствия с закрытыми глазами.

Решает сложные задачи на несколько уровней выше задач, предназначенных для его возраста, но не умеет завязывать ботинки и ловко чистить зубы.

Им свойственно щепетильное и тотальное сохранение собственного пространства, в том виде, который они для себя выстраивают и к которому привыкают. Это дает им возможность не отвлекаться на изменения во внешней среде и сосредоточиться на том, чем они занимаются, погружаться в процесс максимально глубоко.

Возможно, именно поэтому они так не любят смотреть в глаза другим людям, боясь войти в сферу мыслей и ощущений другого человека, ведь для этого приходится выйти из своего личного пространства.

С этой же особенностью связаны трудности в обучении, где главным условием является навязчивое и упорное повторение неких действий за родителем или педагогом.

Когда аутист копирует кого-то, то это может восприниматься им как отказ от своего “Я” и уход от своего внутреннего мира, который он тщательно выстраивает и куда постоянно погружен.

Самым оптимальным вариантом будет обучение в игре, когда ребенку становится предельно интересно и он САМ решает включиться в эту игру и делать тоже самое, что делает другой человек.

Нужно лишь помочь ему на начальном этапе, обращая внимание и заинтересовывая происходящим, постепенно включая в общую игру.

Первичный тест для родителей на наличие синдрома раннего детского аутизма у ребенка

Присутствие синдрома возможно, если Вы ответили “да” на несколько вопросов (но окончательный диагноз может поставить только врач):
20 признаков расстройства аутистического спектра: 

  1. Ребенок не реагирует на уход/возвращение матери в младенчестве.
  2. Имеет частичное или полное отсутствие зрительного контакта с окружающими.

  3. Не употребляет местоимение “Я”. Может говорить про себя во 2-ом лице или называть себя по имени.
  4. Не проявляет интереса к окружающим его людям и внешнему миру.
  5. Играет почти всегда один. Практически никогда не играет с другими детьми.
  6. Может не реагировать на обращения, просьбы или запреты.

  7. Не повторяет действия за родителями или другими детьми.
  8. Зато сам может повторять за кем-то слова и целые предложения (эхолалия), пересказывать передачи и мультфильмы.
  9. Не играет в игрушки (дети аутисты особенно избегают кукол).
  10. Любит выстраивать фигуры в ряд, раскладывать по критериям, цветам и все систематизировать.

  11.  Начал говорить и развивать словарный запас, потом резко остановился в развитии и замолчал. Речь очень ригидная и скудная. Часто имеет задержку речевого развития.
  12. Общается механистически, не используя жестов и мимики лица.
  13. Не переносит тактильность и прикосновения любого рода. Но иногда при желании может сам проявить нежность к особо близким людям.

  14. Боится громких и неизвестных звуков, закрытых дверей, темноты или яркого света.
  15. Имеет (простые и вычурные) стереотипные движения, пользуется ими для успокоения. Чаще всего это раскачивания, тряска руками или головой.
  16. Не переносит ничего нового. Новых мест, новой еды, одежды и т.д. Неофобия.
  17. Имеет избирательное питание.

    Может выбирать еду по цвету и по форме.

  18.  Может проявлять сильную агрессию при вторжении в его пространство, либо при изменении привычных для него схем, при насильном обучении и т.д.
  19. Склонен к аутоагрессии. К примеру, может раскачиваться и биться головой, что тоже будет являться успокоением при сильном стрессе.

  20. Неадекватно реагирует на слова и эмоции других людей или не проявляет своих эмоций.

В аутизме и шизофрении есть нейроиммунологический аспект. Согласно последним исследованиям, в дебюте аутизма и детской шизофрении участвует иммунная система.

Эти болезни имеют аутоиммунные корни, когда иммунная система вырабатывает клетки и антитела против антигенов собственной нервной системы, в том числе против рецепторов  к нейромедиаторам. Аутоиммунное нарушение может стартовать после контакта ребенка с инфекцией или аномальной реакции на вакцину.

При аутизме не возникает таких очагов разрушения головного мозга, какие возникают при аутоиммунных энцефалитах и при рассеянном склерозе. Эти изменения зачастую могут не обнаружиться при МРТ исследовании.

Но из-за взаимодействия с аутоиммунными антителами мозговые рецепторы к нейромедиаторам перестают работать корректно.

Это нейромедиаторы, участвующие в управлении функциями нервной системы, такие, как глутамат, дофамин, серотонин, норадреналин и мелатонин.

Помимо классической терапии и клинической картины при аутизме важны инфекционный фон и состояние иммунитета.

Практика показывает, что состояние ребенка с аутистическим расстройством может ухудшаться при хронической инфекции вирусами группы герпеса (герпеса 6 -го типа, Эптшейна-Барра, цитомегаловирус), некоторыми бактериями (бета-гемолитический стрептококк, токсоплазма) и некоторые другие инфекции, в том числе внутрикишечная флора, создающая пропионовокислое брожение с выделением пропионовой кислоты.

Лечение инфекций и иммунореабилитация обычно весьма благотворно сказываются на течение аутизма.

С чего начать и к кому обращаться с аутизмом у ребенка?

На сегодняшний момент не существует единого общепринятого, достоверного теста, выявляющего аутизм.

Диагноз основывается лишь на наблюдении за поведением ребенка, его речью и психологическом и общеобразовательном тестировании.

Педиатры рекомендуют обследовать детей на начальное выявление признаков раннего детского аутизма в возрасте 18-24 месяцев. Но окончательный диагноз ставится обычно в старшем дошкольном возрасте к 4-5 годам.

В первую очередь рекомендуем получить консультацию детского психоневролога, либо детского  невролога. Оптимальным решением станет проведение консилиума врачей различного профиля.

В такую команду, помимо психоневролога и невролога, могут входить детский психолог, отоларинголог (чтобы исключить проблемы со слухом), логопед (чтобы определить наличие речевых проблем) и физиотерапевт (чтобы провести диагностику моторных и физических навыков).

На выходе Вы получите комплексные рекомендации по лечению аутизма у Вашего ребенка.

Вы всегда можете позвонить в клинику по возникающим в ходе лечения вопросам в течение всей рабочей недели с 9 до 21.00. Либо написать по электронной почте, адрес которой Вы получите в регистратуре. Также, Вы можете получить онлайн-консультацию у любого врача, даже если вы  живете в другом городе.

аутизмдетинарушение речипищевое поведениеРАСсемья и дети

Ранний детский аутизм и Расстройство аутистического спектра – доступно о сложном

Опубликовано: 01 Март 2017

Ранний детский аутизм (РДА) — к сожалению, в современной медицине до сих пор нет четкого определения этого диагноза. Под это определение попадает не какое-то конкретное нарушение или патология развития головного мозга, а общий набор поведенческих симптомов и проявлений, основные из которых – снижение или отсутствие коммуникативных функций, изменения эмоционального фона, социальная дизадаптация, ограниченность интересов, набор стереотипных действий, избирательность. И в результате часто получается так, что понятия «аутизм», «ранний детский аутизм» и «расстройство аутистического спектра» используются как синонимы, что в принципе неверно.

 Сразу оговоримся, что аутизм, как диагноз, может быть поставлен ребенку лишь в среднем школьном возрасте. До этого момента у ребенка может быть диагностирован только ранний детский аутизм, который, как правильно, проявляется в возрасте до 3 лет.

Крайне важно провести разделительную черту между понятиями «расстройство аутистического спектра» и «ранний детский аутизм». Важно это потому, что отсутствие четкой дифференциации между РАС и РДА приводит к тому, что многим детям не удается оказать результативную помощь. Так как от правильной постановки диагноза зависит маршрут лечения и коррекции ребенка.

Ранний детский аутизм (РДА)

Под этим диагнозом понимается отклонение в психическом развитии, которое проявляется целым спектом нарушений, связанных с трудностями выстраивания отношений с окружающим миром.

За последние несколько лет количество детей с РДА значительно возросло. Согласно открытым данным, частота РДА составляет примерно 2-4 случая на 10.000. Заключения о причинах возникновения данного заболевания до сих пор достаточно противоречивы.

Происхождение РДА связывают со сложными биологическими факторами, такими как генетические дефекты (от 2 до 3% аутистов имеют в анамнезе наследственный фактор) или перинатальное органическое поражение центральной нервной системы ребенка.

В зону риска прежде всего попадают беременные женщины на ранних сроках, на организм которых могут оказывать негативные действия различные факторы, такие как: некоторые компоненты продуктов питания, алкоголь, никотин и наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, загрязненность внешней среды, а также, согласно некоторым данным, электромагнитное поле мегаполисов.

Как уже было сказано выше, ранний детский аутизм, как правило, диагностируется в возрасте до трех лет и имеет сразу несколько симптомов (как минимум, три или четыре из всей симптоматики аутистического спектра). Как правило, частый компонент нарушения – трудности взаимодействия с другими, даже самыми близкими людьми, а также невозможность выражения собственных эмоций.

Признаки раннего детского аутизма:

  • У ребенка выраженная склонность к компульсивному (намеренному соблюдению правил), стереотипному поведению («бесцельным» повторяющимся действиям – раскачиваниям, бегу по кругу, взмахам руками, вращениям головы и др.), определенной последовательности выполнения действий (ритуальное поведение). Ему также свойственна чрезмерная избирательность. Например, к некоторым цветам (вплоть до полного неприятия некоторых цветов) или в еде (вплоть до принятия только одного-двух продуктов).
  • Ребенок либо вообще избегает, либо трудно идет на контакт – не улыбается, не откликается на свое имя, чурается посторонних. Слабо реагирует на обращенную к нему речь, избегает зрительного контакта. Не проявляет эмоций (в том числе, любопытство) и не воспринимает встречные эмоции (жесты, мимику, интонации); ему комфортнее с предметами, а не с людьми.
  • Наблюдается повышенная чувствительность к свету и звукам, нарушение ритма сна и бодрствования;
  • В грудном возрасте ребенок, при попытке взять его на руки, не проявляет ответной реакции (пассивен) или, наоборот, выражает сопротивление.

Речевое развитие таких детей также имеет свои характерные черты (если такие дети начинают говорить, то с ярко выраженной задержкой, их речи свойственны эхолалии, отсутствие местоимений, интонационная монотонность, штампованность, аграмматизмы).

Дети с РДА не могут различать чувства, поэтому их пугает любое эмоциональное проявление, они встречают его в штыки. Они не понимают, ни какие эмоции испытывают они сами, ни какие эмоции испытывает по отношению к ним окружающий мир (например, не понимают, улыбается ли ему мама, одобряет ли его действия или, наоборот, сердится).

Поэтому они плачут и успокаивают себя с помощью стереотипных движений, которые дают им ощущение безопасности.

Проблема заключается в том, что все эти симптомы не являются специфичными только для детей с РДА (то есть теми, по которым можно было бы однозначно классифицировать именно этот диагноз). Некоторый другие заболевания могут проявляться таким же набором симптомов.

В данном случае речь идет о расстройстве аутистического спектра (РАС) или аутистических чертах поведения.

Расстройство аутистического спектра (РАС)

На первый взгляд симптоматика РАС очень напоминает тот ряд признаков, который присущ раннему детскому аутизму. Но, как правило, расстройство аутистического спектра проявляется одной-двумя, так называемыми, аутоподобными чертами – те же проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, определенная социальная дезодоптация, нежелание играть со сверстниками, нежелание общаться со взрослыми, беспричинный страх, произвольные или непроизвольные крики, эмоциональная возбудимость. Это также может быть набор определенных стереотипных действий и повторяющихся движений.

И, тем не менее, при всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА – не одно и то же.

Попытки найти определение, что же такое на самом деле «расстройство аутистического спектра», скорее, сведутся к описанию все тех же внешних признаков, нежели к конкретной формулировке. РАС расплывчато определяют как общее расстройство развития.

Почему определение РАС такое неопределенное? Это связано с тем, что расстройство аутистического спектра не является самостоятельным заболеванием как таковым. На самом деле это психолого-педагогическая классификация особенностей эмоциональной сферы ребенка.

 Расстройство аутистического спектра всегда является последствием неврологического нарушения центральной нервной системы ребенка. Как самостоятельное проявление, без неврологической причины, РАС существовать не может.

РАС и РДА имеют лишь похожие проявления, но абсолютно различны в части самой природы нарушения.

И тут мы подходим к очень важному заключению – употребление понятий РАС и РДА как синонимов не допустимо ни в коем случае. Краеугольным камнем в оказании помощи детям с такими симптомами является вопрос безошибочной постановки диагноза.

Эффективность всей дальнейшей работы по реабилитации ребенка зависит в первую очередь от патогенеза – установления причины нарушения.

Неверные выводы могут стать причиной того, что РДА будет ошибочно диагностирован и приписан тем детям, которые на самом деле РДА не страдают.

Диагностика

Процесс постановки диагноза РДА чрезвычайно сложен, предполагает обследование ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссии, в рамках которой происходит комплексная диагностика ребенка).

Помимо сбора подробного анамнеза необходимо проведение широкого спектра клинических и психологических исследований, расширенного неврологического и соматического обследования, функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ, вызванные потенциалы) и, при необходимости, генетического анализа.

Для постановки точного диагноза и, как следствие, подбора правильных коррекционных программ требуются консультации сразу нескольких врачей – в первую очередь, психиатра и невролога.

Не менее важная роль в диагностике отводится клиническому психологу (нейропсихилогу, патопсихологу) – квалифицированному специалисту в области медицинской (клинической) психологии. Это специалист, в компетенцию которого входит исследование высших психических функций ребенка и его эмоциональной сферы.

Клинический психолог обладает широким диагностическим инструментарием, с помощью которого он может выделить области памяти, внимания, мышления и коммуникации, требующие коррекции. В диагностическом обследовании обязательно должен принимать участие логопед-дефектолог для моделирования комплекса дальнейшей коррекционной работы.

Так как запуск речи у ребенка с аутистическими чертами – это очень важная задача. Ведь именно речь является основой коммуникации и связи ребенка с окружающим миром.

Что дальше?

Только безошибочно поставленный диагноз позволяет подобрать правильные методы коррекции речевых и поведенческих нарушений. В обоих случаях они будут принципиально разными. И понимать это чрезвычайно важно.

Ранний детский аутизм крайне сложно компенсировать, и, как правило, детей с таким нарушением обучают социальной адаптации, как то: навыки самообслуживания, навыки вербального (максимум), а скорее всего невербального взаимодействия с окружающим миром. Это может быть развитие кинестетических навыков (умение воспринимать свое тело, направление движений, пространство), дающих ребенку невербальное понимание, какие именно сообщения посылает ему окружающий мир.

Зачастую для аутичных детей единственным способом общения и самовыражения становятся специальные карточки с картинками PECS, с помощью которых они могут сообщать о своих желаниях и намерениях. Достаточно эффективной альтернативой общения с помощью карточек ПЕКС может оказаться общение с помощью письма.

Такие дети, как правило, очень хорошо понимают буквы и вполне в состоянии обучиться письму (печатанию). В нашей практике были потрясающие результаты при использовании такой формы обучения. Во многих случаях способ общения через письмо удается перевести (трансформировать) в вербальную, продуцированную речь.

Во многих случаях коррекции поведенческих нарушений при раннем детском аутизме эффективно работает применение поведенческой терапии АВА (applied behavior analysis).

Разумеется, необходимо применение медикаментозной терапии. В тех случаях, когда она подобрана правильно, она дает быструю положительную динамику.

Одной из самых эффективных на сегодняшний день методик является транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).

Это инновационная методика, широко применяемая в реабилитации на Западе, позволяет с помощью кратковременных магнитных импульсов активировать нервные клетки в пострадавших участках мозга и «заставить их работать».

Этот метод безболезненный, неинвазивный и практически не имеющий противопоказаний. С помощью ТМС стало возможным всего за 10-12 сеансов повлиять на восприятие ребенком окружающего мира.

Что касается расстройства аутистического спектра, то здесь компенсаторные возможности существенно шире. В сравнении с ранним детским аутизмом РАС гораздо проще поддается коррекции, и прогноз наступления существенных положительных изменений более благоприятный.

С одной стороны, работа с РАС предполагает использование многих методик, что были описаны выше. При этом одной из самых больших ошибок является бездумное копирование этих методик (опять же в случае отсутствия правильно поставленного диагноза: РАС или РДА).

В частности, речь идет о переводе ребенка с аутистичными чертами на карточки PECS. Реальность, к сожалению, такова, что в 80% случаев такой ребенок в дальнейшем уже не возвращается в вербальную коммуникацию.

Таким образом, карточки PECS целесообразно начинать применять лишь с того возраста, когда перепробованы все варианты, и наступило понимание, что научить ребенка вербальной коммуникации другими методами невозможно.

Одним из важнейших моментов в коррекционной работе является междисциплинарный подход. Работа с такими детьми предполагает совместное взаимодействие сразу нескольких специалистов.

И тут очень важно понимать, что разобщенный, не целостный подход чреват тем, что каждый врач в отдельности начинает работать над проблемой с ракурса только своей специализации, что сильно снижает результат и может вообще привести к его отсутствию.

Идеальным решением является применение комплексной программы для коррекции речевых и поведенческих нарушений «Нейроабилитация», которую курирует специалист, обладающий сразу несколькими квалификациями (нейропсихолог, патопсихолог, клинический психолог, дефектолог).

От первой консультации и до конечного результата руководитель программы полностью контролирует взаимодействие медикаментозной терапии и коррекционных мероприятий, проводимых всеми специалистами.

В заключении важно сказать, что самой большой ошибкой в коррекционной работе может стать упущенное время. При первых же проявлениях вышеназванных признаков имеет смысл как можно раньше обратиться за консультацией к опытному неврологу. А в случае подтверждения диагноза РДА или РАС сразу же начинать заниматься коррекцией. Вам потребуется много времени и ресурсов, но результат того стоит.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector