Развитие ребенка: приобщение к музыке

Моцарт говорил: «Музыка – это тишина, которая живёт между звуками». Она везде и во всём. Невозможно прожить жизнь и так и не сформировать собственные музыкальные предпочтения.

Они возникнут сами по себе. Но вы можете повлиять на этот процесс и сделать так, чтобы музыкальные предпочтения вашего ребенка стали мощным фактором его развития.

Как это сделать — читайте ниже. 

Зачем ребенку музыка

Вопрос с подвохом, ведь, прежде всего, музыка приносит удовольствие. Но не стоит упускать и ее развивающий аспект, а также благотворное влияние на организм. 

Звуки окружают человека постоянно, даже ночью с закрытыми наглухо окнами. Но если бытовые звуки и шум улицы — нечто хаотичное, то мелодия — это упорядоченная последовательность звуков, на которые чутко реагирует не только ухо, но и мозг, и все тело человека. 

Как музыка влияет на ребенка:

  • обогащает эмоциональную сферу;
  • положительно влияет на интеллектуальные способности;
  • стимулирует творчество;
  • развивает память (упрощает процесс обучения);
  • развивает пространственный интеллект — восприятие визуального мира;
  • улучшает математические способности;
  • помогает в освоении речевого аппарата через тренировку способности декодировать слуховые данные;
  • ритмичные мотивы ускоряют сердцебиение, наблюдается прилив активности;
  • медленные композиции успокаивают, помогают уснуть.

Развитие ребенка: приобщение к музыке

Раннее музыкальное развитие

Ученые доказали, что прослушивание беременной женщиной классической музыки положительно сказывается на физическом и умственном развитии ребенка. 

Эксперимент проводился на поздних сроках беременности — на 9-м месяце. В течение этого времени женщины прослушали более 70 часов классической музыки. К шестимесячному возрасту их малыши демонстрировали значительное опережение сверстников в части развития двигательных, языковых и интеллектуальных навыков. 

Музыкальная стимуляция помогает заложить в организме плода новые нейронные связи, которые позже станут основой для более быстрого развития ребенка. Чем больше таких связей, тем лучше будет функционировать нервная система малыша.

Таким образом раннее музыкальное развитие — один из эффективных способов улучшения работы головного мозга и нервной системы ребенка еще до его рождения. 

Советы будущим мамам:

  • как можно чаще слушайте свои любимые композиции. Жанр не принципиален, но лучше, если это будет спокойная, красивая музыка;
  • пойте малышу в животике колыбельные. Он прекрасно слышит ваш голос, реагирует на эмоциональное состояние;
  • во время отдыха включайте запись звуков природы, моря;
  • из классики отдавайте предпочтение музыке таких композиторов: Брамс, Моцарт, Шуберт, Вивальди, Чайковский, Шопен, Рахманинов.

Как вызвать у ребенка интерес к музыке

Интерес к музыке воспитывается путем развития музыкального слуха, восприимчивости, умения разбираться в музыкальных произведениях и понимать их содержание. Для этого нужно знакомить детей с различными музыкальными стилями, элементарными понятиями и терминами из мира музыки, обучить нескольким видам музыкальной деятельности.

Начать лучше всего с формирования музыкального вкуса — списка предпочтений ребенка.

Составляет его он сам, но на основе полученных впечатлений от прослушивания тех произведений, которые предложат ему родители.

Здесь важно понимать, что музыкальный вкус ребенка будет соответствовать той музыке, которую он слышит дома, в машине, по телевизору. И роль модератора контента в данном случае выполняете вы.

Узнайте как заинтересовать ребёнка не только музыкой, но и другими развивающими занятиями — на бесплантный онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».

Прямо сейчас жмите на кнопку «Зарегистрироваться» и получите подарок.

Развитие ребенка: приобщение к музыке

Бесплатный онлайн интенсив

от 0 до 11 лет

ТРИ ДНЯ

КОТОРЫЕ ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕВЕРНУТ ВАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Зарегистрироваться

Музыкальные развивающие занятия

Любое развитие должно быть комплексным, и приобщение ребенка к миру музыки — не исключение. 

Обратите внимание на два самых важных компонента музыкальности — музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Развивают их путем последовательных и регулярных занятий, которые включают разные виды музыкальной деятельности:

  1. Прослушивание мелодий. Не стоит сводить эти занятия к пассивному слушанию. Ваша задача — научить ребенка определять жанр (классика, джаз, фолк, поп, кантри и пр.) и темп (подвижный, оживленный, умеренный и пр.) музыки, ее эмоциональный окрас, характер (мажорный, минорный).
  2. Танцы и ритмика. Данные занятия помогают в развитии координации между нервной и мускульной деятельностью. Дети овладевают не только ритмическими движениями под музыку, но и придумывают собственные танцы, подбирают подходящее музыкальное сопровождение, учатся «рисовать» своим танцем идею и настроение мелодии.
  3. Музыкально-дидактические игры. Групповые занятия поддерживают интерес к теме музыки, стимулируют к творчеству, развивают находчивость, повышают настроение. В процессе игры ребенок выполняет несколько разных действий: прослушать музыкальное произведение, нарисовать картинку-иллюстрацию к нему, описать сюжет композиции и т. д.
  4. Игра на инструментах. Музицирование развивает слух и мелкую моторику, улучшает концентрацию внимания, усидчивость. Выбор инструмента остается за ребенком — стоит попробовать несколько видов (клавишные, струнные щипковые и смычковые, ударные, духовые, народные) и выбрать тот, что по душе. 
  5. Вокал. Пением не только определяют чистоту музыкального слуха, но и формируют этот слух как таковой. Уроки вокала могут научить воспринимать звуковые тона на слух даже человека, которому, как говорится, слон на ухо наступил. Полезно как групповое (с мамой, всей семьей), так и индивидуальное пение, под аккомпанемент или а капелла. 

Также читайте: Сенсорное развитие детей

Развитие ребенка: приобщение к музыке

Выбор подходящей музыки

Критерии выбора музыки для регулярного прослушивания ребенком определяются музыкальным опытом семьи, вкусами самого ребенка, а также целями музыкального развития. 

К примеру, классическая музыка формирует эстетическое восприятие, народная — влияет на общекультурный уровень, современная — вызывает эмоциональный отклик. Отдавайте предпочтение произведениям с ярой мелодией, запоминающимися пассажами, красочной гармонизацией. 

Из классики детям обычно нравятся такие произведения:

  • «Песнь жаворонка» П. Чайковский;
  • «Времена года» Л.Вивальди;
  • «Полет шмеля» Н. Римский-Корсаков;
  • «Шествие гномов» Э. Григ;
  • «Королевский вальс» И. Штраус.

Народные мотивы:

  • песни народов мира;
  • колядки и щедровки;
  • колыбельные;
  • фольклорные композиции в современной обработке;
  • баллады и думы;
  • шутливые песенки и частушки.

Современная музыка в разных жанрах:

  • танцевальная;
  • для зарядки и подвижных игр;
  • праздничная (новогодние мелодии, песни ко дню рождения);
  • рок-композиции и рок-оперы;
  • блюзовые и джазовые импровизации.

Познакомьте ребенка с волшебной музыкой оригинальных инструментов: ханг/глюкофон, банджо, гармоника и пр. 

Где искать музыку и на чем слушать

Обилие агрегаторов музыки (Apple Music, YouTube Music, Spotify, Deezer, «Яндекс.Музыка») и широкий ассортимент композиций в каждом из них дает исчерпывающий ответ на данный вопрос. Все, что вам нужно, — смартфон с доступом в интернет. 

Но не стоит ждать слишком многого от штатных динамиков данного устройства. Если вы хотите по-настоящему качественного и чистого звучания, которое значительно улучшит восприятие ребенком оттенков музыки, используйте:

  • портативные колонки (для небольших помещений);
  • акустическую систему с сабвуфером;
  • наушники с шумоподавлением (для поездок и путешествий);
  • виниловый проигрыватель (для гурманов-меломанов).

*****

Проблема музыкального воспитания в семье заключается в том, что родители часто не видят практической пользы в этих занятиях. Надеемся, наша статья убедила вас в обратном. 

Познакомьте своего ребенка с увлекательным и волшебным миром музыки. Это подарит ему не только массу положительных эмоций и полезного опыта, но и откроет вам, родителям, огромный воспитательный потенциал. Дерзайте!

«Актуальность формирования музыкальной культуры ребенка в дошкольном возрасте»

Развитие ребенка: приобщение к музыке«Актуальность формирования музыкальной культуры ребенка в дошкольном возрасте»

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров.

Поэтому воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Период его начальной социализации.

Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознания ими чувства прекрасного, воспитания у них музыкальной культуры.

Понятие музыкальная культура общества, первостепенное по своему значению для музыкальной социологии. До сих пор оно нередко смешивается с понятием музыка – хотя их различие четко обрисовал еще Р.

Груббер, отметивший, что музыкальная культура гораздо шире собственно музыки, т.е.

музыкальных произведений, ибо «в нее входят многоразличные проявления как самой музык в ее социальном обнаружении, так и область ее воздействия, словом – вся сфера музицирования, вся сфера музыкальной практики».

Музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования. Это – сложная система, в которую входят:

  1. музыкальные ценности, создаваемые или охраняемые в данном обществе,
  2. все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,
  3. все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех,
  4. все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.

В свою очередь музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системе более высоких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом.

Музыкальная культура ребенка — это интегративное личностное качество.

Оно формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания — эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Читайте также:  Причины диареи у малышей

Развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. Постепенно совершенствуется опосредованное процессами мышления и воображения эмоционально-оценочное отношение, выражающееся в проявлении формируемого музыкально-эстетического сознания ребенка.

Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости — необходимое условие формирования музыкальной культуры детей. Этот ценностный опыт переживаний, в свою очередь, основа формирования положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения музыкальной культурой.

Именно в детстве формируются эталоны красоты, от которых во многом зависит музыкальное и общее развитие детей. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей и народной музыки, тем богаче его эмоции, тем более успешным становится его развитие.

Если эстетическое сознание ребенка обогащается с помощью музыки, это не пройдет бесследно для его духовного становления.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации — способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая народные мелодии и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.

Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует человека на выявление важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания.

Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольника. Б.М.

Теплов называл музыку «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она отражает отношение человека к миру, ко всему что происходит в нем и в самом человеке.

А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека.

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека, прежде всего ребёнка.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта».

Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер. Формирует «творческость» как качество личности.

Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную поп, рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слушают и наши дети.

Ее шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его душу, интеллект, личность.

Палитра же классической музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко воспевает она великую гармонию природы.

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере.

Известно, что дошкольное детство — период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка — искусство эмоциональное по самому своему содержанию.

Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б. В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В.

Запорожец, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, и др.) Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, В.Н.

Шацкой и др. Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Исследования Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца, Р.В. Оганджанян, В.А. Разумного, Б.М. Теплова и др.

показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период старшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.

Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний.

Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально — творческого развития.

Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.

Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры.

Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентации связана, прежде всего, с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его убеждения. Видный отечественный ученый, психолог Г.С.

Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет «множество жизненно важных задач… и призвана решать…

самую главную — воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки…. В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей, складываются общественные связи».

Влияние музыки в развитии нравственно-эстетического вкуса детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка. Побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению.

Через приобщение к мировому музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начала, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что формирование музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста.

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  2. Комоссарова Л.Н. «Ребенок в мире музыки // Ребенок в детском саду». – 2005г. № 1, 13-18с.
  3. Матонис В.П. “Музыкально-эстетическое воспитание личности”. / В.П. матонис. – Л.: Музыка, 1988г.
  4. На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учрежденией/ Т.Ю. Кулагина, Т.А. Серде. – Ульяновск: ИПК ПРО,! 999 – 72с.
  5. Праслова Г.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста».: учебник для студентов высших пед. Учебных заведений. – СПб.: Детство-Пресс, 2005г. – 384с.
  6. Рыданова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методич. рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г. – 80с. (музыка для дошкольников и младших школьников
  7. Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Мозаика-Синтез», 2001г. – 128с.
  8. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребенка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире //, — М.: Центр «Гармония». 1973г.

Консультация для родителей

 «Приобщение ребенка к музыке»

Музыка помогает детям почувствовать многообразие окружающего их мира. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость — два важнейших компонента музыкальности.

Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Мы с удовольствием поем грудным детям, но, когда они подрастают, перестаем это делать. Но почему? Музыкальные дети легче заводят друзей, потому что обладают лучшим социальным опытом, высокой самооценкой и большей уверенностью в себе. К тому же, когда дети поют простые песенки, это помогает им усваивать грамматику, синтаксис, различать тонкие эмоциональные оттенки.

Читайте также:  Гломерулонефрит у детей: как проявит себя воспаление почек

В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к тому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Пение — основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в яслях, детском саду, школе и различных самодеятельных и профессиональных коллективах для взрослых.

На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению (строю) и слитности звучания, одинакового по времени, силе, характеру (ансамблю); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков — путь к выразительному исполнений, к формированию слуха и голоса.

Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению. Музыкальное развитие активизируется, если устанавливается нужное взаимодействие слуха и певческого голоса. Слух контролирует качество пения, а вокализация требует упражнений в слуховом внимании.

Пение занимает одно из ведущих мест в деятельности ребенка, обеспечивающей его разностороннее музыкальное развитие.

Главнейший показатель музыкальности — эмоциональная отзывчивость на музыку. Простейшие сенсорные способности в этой области являются базой для становления более сложных основных: ладовысотного слуха и чувства ритма. Этот комплекс способностей проявляется при восприятии музыки в слуховых представлениях, в исполнении и творчестве.

Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений.

Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушать произведение до конца, следить за его развитием, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

Считается, что классическая музыка, и в особенности произведения Моцарта, способна повысить качество жизни детей доподросткового возраста, стимулировать их умственное развитие, уменьшить последствия неизбежных стрессов, улучшить память и развить творческие способности. Пусть слушают и барокко!

Ребенку необходимо не только слушать, но и играть. Предложите детям дошкольного возраста подпевать и аккомпанировать записям, которые они слушают, на самодельных музыкальных инструментах. Основная идея методики игры на музыкальных инструментах — близость к детской жизни.

Игра на инструментах должна возникнуть в быту ребенка и сопровождать его свободные игры. Звучание инструментов ассоциируется с жизненными явлениями, поэтому игра приобретает творческий, импровизационный характер. В этих условиях развитие музыкальности происходит интенсивно и плодотворно.

Дети привыкают к инструментам, они пытаются самостоятельно подбирать мелодию, находят приемы игры.

Музыкальный инструмент должен рассматриваться не как развлечение с помощью безделушек, которыми манипулируют дети, а как средство развития у них способности самовыражения, наиболее существенных сторон личности.

Примеры самодельных инструментов:

  1. Барабан (коробка от хлопьев; бечевка; две деревянные ложки)
  2. Кухонные цимбалы (две крышки от кастрюль или сковородок)
  3. Маракасы из макарон (две маленькие баночки из-под мороженого с крышечками; горсть сухих макаронных изделий) Положите понемногу макаронных изделий в каждую баночку. Потрясите — замечательные трещотки.
  4. Импровизация на баночках из-под джема деревянная ложка; двенадцать пустых баночек из-под варенья (баночки от кофе или соуса тоже подойдут). Налейте в баночки воду — в каждую на палец больше, чем в предыдущую. Чем ниже уровень воды, тем ниже будет звук, когда вы ударите по баночке ложкой.
  5. Необычный гобой (длинная картонная трубка — такие обычно вкладывают в рулоны оберточной бумаги, пленки или фольги; жиронепроницаемая пекарная бумага или калька; эластичная лента; швейная игла.) Закройте один конец трубки калькой и зафиксируйте эластичной лентой. Проткните иглой ряд дырочек вдоль боковой стороны трубки и напойте что-нибудь (без слов) в открытый конец трубки. Когда натешитесь, дайте попробовать детям.
  6. Бренчание на обувной коробке (обувная коробка (крышку можно выбросить); шесть эластичных лент; деревянная ложка.) Натяните эластичные ленты вокруг коробки и бренчите на здоровье деревянной ложкой.

Так же детское музыкальное творчество формируется в музыкально-ритмических движениях — это благодатная почва для становления и развития творчества детей. Песня, музыкальная игра, танец требуют своего исполнения.

Всем видам музыкального исполнительства присуща общая черта — исполнение всегда должно выражать музыкально-эстетическое содержание, переданное в произведениях, будь то песня или танец, хоровод или инсценировка.

Обе деятельности — и музыка, и движение — развертываются во времени.

Шесть-восемь лет — оптимальный возраст для вашего ребенка, чтобы начать учиться играть на своем первом музыкальном инструменте или петь. Именно в этом возрасте дети лучше всего воспринимают и запоминают музыку и могут научиться читать с листа.

Дети, изо дня в день упражняющиеся в игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, развивают способность к концентрации, внимание, что очень помогает им в школе.

Игра на музыкальном инструменте улучшает координацию глаз и рук, а также формирует у детей сознание выполненного дела, укрепляет веру в себя.

Когда стоит приобщать ребенка к музыке

Тенденции обучения детей до 7-ми лет в последнее время в большинстве направлены на постижение навыков, непосредственно влияющих на успеваемость в школе.

Чтение, письмо, математика и другие важные для человека умения современные родители стремятся внести в жизнь малыша как можно раньше.

Часто не уделяется должного внимания нужным для развития ребенка видам человеческой деятельности: музыке и изобразительному искусству.

Положительное влияние художественно-эстетического воспитания на развитие и успехи детей, получивших раннее обучение в этих видах деятельности, доказано учеными. Малыш, который обучается музыке имеет развитый вкус и получает удовольствие от созерцания и ощущения прекрасного.

Обучение этому виду искусства имеет следующие плюсы:

  •  хорошо развитый слух позволяет быстрее изучать языки и лучше запоминать;
  •  доказано, что такие дети легче учатся читать, писать и считать;
  •  приобщение к прекрасному влияет на общительность, дает возможность находить интересное в обыденном и банальном;
  •  обучение игре на музыкальном инструменте приучает к труду, развивает силу воли;
  •  знакомство с классической музыкой и историей жизни композиторов расширяет кругозор и интеллект;
  •  совершенствуется эмоциональное и личностное восприятие окружающего мира.

Разительное отличие детей, обучаемых пониманию и любви к музыке в раннем возрасте, ставит перед родителями вопросы: каким образом вести занятия? Когда и как обучать любить классику и нужно ли отдавать ребенка в музыкальную школу.

Когда стоит начинать приобщать ребенка к музыке

Временные рамки начала обучения ребенка музыке и приобщение к классическим произведениям часто обсуждаются молодыми родителями. Предлагаются различные варианты занятий. Ученые, исследуя влияние таких занятий на развитие и успешность детей, делают вывод: чем раньше, тем лучше.

Музыка и беременность

Природой предусмотрено, что ребенок начинает слышать в утробе матери. Он чувствует ее настроение, слышит песни и мотивы, различные звуки, проникающие из внешней среды. Улавливая разнообразный шум, учится его воспринимать и запоминает.

Доказано положительное влияние прослушивания классической музыки беременными женщинами. Уменьшается риск гипоксии плода, стабилизируется состояние здоровья будущей мамы, налаживается эмоциональная связь.

Мамочки, которые слушали классику на поздних сроках беременности отмечают, что малыш реагирует на знакомые мелодии, ведет себя тише как будто прислушивается.

Уже после рождения дети узнают и успокаиваются, когда слышат знакомые мотивы. Музыка, услышанная до рождения, ассоциируется у них с безопасным местом под сердцем мамы. На сегодняшний день разработаны различные варианты для оздоровления беременных при помощи музыкальных произведений. Проводятся специальные занятия, на которых происходит приобщение и расслабление женщины под приятные мелодии.

Большую популярность имеет «эффект Моцарта», которому приписывают лечебные способности.

Крупных исследований этого вопроса еще не проводилось, но многие люди отмечают положительную динамику здоровья при периодическом ознакомлении с произведениями композитора.

Несомненно, стоит упомянуть, что прослушивание классических композиций, кроме лечебного эффекта во время беременности, позволяет достигать гармонии с собой.

0–6 месяцев

После рождения до 6 месяцев малыш не разбирает окружающие звуки на отдельные элементы. Для него все вокруг сливается в один концерт. Только постепенно, изучая новый мир, учится понимать и разделять услышанное. В этот период важно насыщать жизнь малыша гармоничной музыкой, которая бы развивала слух.

Развитие ребенка после рождения идет быстрыми темпами, головной мозг работает на высоких скоростях, образуя нейронные связи, которые в будущем превратятся в понимание окружающего. Знакомить с классической музыкой в этот период, значит развивать слух, увеличивать объем памяти и повышать мыслительную деятельность.

Хорошо до полугода давать погремушки и музыкальные игрушки для крошек, вешать в кроватке карусели с мелодией. Это помогает ребенку начать разграничивать звуки между собой и расширять познания.

Если хотите подойти серьезно к музыкальному образованию малыша, то можно приобрести несколько простых инструментов не в детском магазине, а специализированном.

Позвольте вашему чаду с крошечного возраста слышать чистые звуки.

Важным для развития слуха в первое полугодие жизни становится знакомство с пением через колыбельные и песенки, исполненные мамой или другими близкими людьми.

Формируя положительное отношение к гармонии звуков, вызывая интерес к выражению эмоций не только благодаря словам, но и мелодии, усиливается желание самостоятельного воспроизведения.

Это положительно сказывается не только на музыкальном, но и речевом процессе.

6–12 месяцев

В полгода большинство детей начинают передвигаться на четвереньках и входят в фазу активного изучения окружающего мира. Хорошо в этот период окружить его предметами, позволяющими создавать множество различных звуков.

Ребенок уже хорошо разделяет звуки на приятные и отталкивающие. Появляются любимые мелодии, и он активно показывает отношение к тому или иному звучанию. До года важно присутствие в жизни ребенка пения мамы и других взрослых. Колыбельные, песенки для зарядки, развлекательные мотивы стимулируют развитие слуха и восприятие речи. Не стоит думать, что формирование слуха стоит в стороне от речи.

Читайте также:  Зачатие, беременность и роды после сорока лет

Каждый человек сначала слышит звук и только после обработки его мозгом понимает значение слова.

Чем лучше у ребенка развит слух, тем легче ему понимать слова. Дети этого возраста активно тренируют речевые навыки, практикуют различные звуки. Хорошо показать малышу, что можно их тянуть и обрывать.

Такое упражнение нравится молодым исследователям и позволяет закладывать основы артикуляционной гимнастики. Слушая с ребенком музыку, покажите, как можно напевать мотив.

Двигайтесь в такт и приводите в движение руки малыша, учите проявлять эмоции движением.

Музыкальное образование ребенка от 1 до полутора лет

К одному году большинство детей начинает уверенно передвигаться по дому и это благоприятное время для начала ознакомления с музыкальными возможностями человека. К этому возрасту малыш уже приучен слушать классическую музыку, хорошо на нее реагирует и может донести свое отношение к тому или иному произведению.

В год можно начинать развивать способности. Стоит понимать, что они состоят из нескольких частей, каждая из которых требует внимания и развития для формирования полноценного понимания места музыки в жизни человека.

В этом возрасте можно обучать:

  • пению. Показать малышу, что музыку можно не только слышать, но и петь. Предлагать повторять за мамой звуки нараспев;
  • танцам. Научить простым танцевальным движениям, которые позволят ребенку испытать дополнительное удовольствие от прослушивания музыкальных композиций;
  • извлечению звуков из игрушечных музыкальных инструментов;
  • сочетанию звуков;
  • чувству ритма;
  • как исполнение мелодии влияет на восприятие. Ознакомить с различными тембрами и высотой звуков, пропеванию звуков;
  • пониманию классической музыки. Постепенное расширяя репертуар произведений.

Важно отметить, что развитие музыкального слуха тесно переплетается с освоением речи, дополняя друг друга.

Хорошо, если в этом возрасте у малыша появится отдельный уголок, где он сможет разместить игрушечные инструменты и проводить изучение своих возможностей.

1,5–2,6 года

К этому возрасту дети проявляют желание разговаривать, насыщают звуковой запас большим количеством разнообразных вариантов и музыкальное научение переходит на новый уровень:

  • можно обучить совершать различные действия со звуком. Делать резкие обрывы звучания, длинные пропевания одной гласной и звуковой переход к другой, прерывистые волны нескольких видов;
  • вместе с развитием речевого навыка хорошо научить малыша артикуляционной гимнастике, показывая как при помощи разных манипуляций с губами и языком можно получать разнообразные варианты звучания;
  • показывать, как играть на музыкальных инструментах;
  • усложнение танцевальных движений. Хорошо делать зарядку под марши или другую бодрую классическую музыку с четким ритмом;
  • с появлением слов обучать пению простых детских песенок, возможен вариант, когда малыш допевает нужное знакомое слово;
  • первые домашние прослушивания классики всей семьей.

Покажите ребенку, что музыку можно не просто слушать, занимаясь другими занятиями, а можно уделять ей отдельное время. Пусть вся семья сядет и прослушает небольшой отрывок классического произведения. Спросите, понравилась ли ему мелодия. Какие чувства она у него вызвала.

Работа над музыкальными способностями у детей с полутора лет и до двух с половиной идет по пути развития приобретенных навыков и знаний. Легкие занятия создают устойчивое понимание важности музыки в жизни и формируют общую базу знаний.

Развитие музыкальных способностей в 2,5–3,5 года

Этот период характеризуется быстрым развитием речи ребенка. Он начинает много говорить, использовать речевой аппарат для привлечения внимания и выражения всевозможных эмоций. Работа на развитие музыкальных способностей в этом возрасте состоит:

  1. из расширения навыков звукоподражания и воспроизведения;
  2. научения разнообразным детским песенкам;
  3. разнообразных вариантов пения и танцев;
  4. обучения сложным артикуляционным упражнениям;
  5. расширения образовательной деятельности. Для детей с выраженным стремлением к сцене хорошо посещать кружки хорового пения или танцев.

В этом возрасте у будущих музыкантов начинает просыпаться неподдельный интерес к освоению инструментов. Поэтому этим детям можно попробовать пройти прослушивание у педагога. Проверить наличие музыкального дарования можно и дома.

В возрасте 3-3,5 лет проводится итоговая оценка музыкальных навыков ребенка и определяются дальнейшие действия. Это позволяет понять, к какому виду музыкального творчества стремится малыш, дает возможность воплотить стремление, посещая соответствующие кружки и секции.

Музыкальное развитие ребенка старше 3,5 лет

Музыкальное образование ребенка после 3,5 лет переходит на новый уровень. Большинство малышей посещают детский сад и различные кружки.

Родители должны определиться, какое направление музыкального развития наиболее подходит.

Детям с выраженными способностями к игре на инструментах можно подумать о занятиях с педагогом, подвижным  кружок танцев, любителям петь  хор. Возможно и самостоятельное изучение в домашних условиях.

Музыкальное развитие после 3,5 лет можно вести по специальной методике, или основываясь на собственное чутье.

Основные задачи обучения следующие:

  1. Укреплять любовь к классической музыке через прослушивание знакомых и ознакомление с новыми композициями. Хорошо, когда это становится ритуалом и классика объединяет всю семью;
  2. Выражение эмоций при помощи танцевальных движений. Малыш уже стал старше и может запоминать целые комбинации последовательных действий. Такие занятия позволяют развивать физические способности и память, положительно влияют на психологическое состояние;

Приобщайте детей к музыке

  • Рекомендации родителям
  • Приобщайте своих детей к музыке!
  • Материал подготовлен

музыкальным руководителем МБДОУ 132 Антощук Т.В.

          В первые годы жизни ребёнок почти всё время находится в окружении самых близких людей, и только семья способна развить его эстетические чувства, интерес, и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает. Основы эстетического воспитания закладываются в семье.

Поэтому надо, как можно больше лучше и многообразнее использовать возможности семьи.Если вы просто напеваете, он уже приобщается к музыкальному искусству, и тем самым вы передаёте ему частицу вдохновения.

А когда у ребёнка есть брат или сестра, эстетические формы совместного досуга (чтение сказок, слушание музыки, постановка кукольного спектакля)  могут стать одной из действенных форм укрепления семьи.

       В результате общения с музыкой ребёнку передаётся её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

           Музыкальные способности могут проявляться рано, а их отсутствие ( что может показаться вам на первый взгляд) нельзя считать действительным. Только ваша увлечённость и забота о приобщении ребёнка к музыке, создание вокруг него музыкально- эстетической среды и необходимых при этом знаний помогут заложить в ребёнке «ядро» музыкальности.

               Родителям, имеющим музыкальное образование, будет немного легче, т. к. им пригодятся исполнительские навыки, игра на музыкальном инструменте.

Родителям,  не имеющим специальной музыкальной подготовки, совсем не обязательно обладать яркими вокальными или танцевальными данными.

Достаточно уметь петь чисто, правильно интонировать музыкальные мелодии, выразительно выполнять танцевальные движения.

     Будет просто хорошо, если в вашем репертуаре будут русские народные песни, раздольные и протяжные, нежные и лирические, звонкие и задорные, различные детские игровые потешки. Не забудьте заглянуть в семейную фонотеку.

А что там может пригодиться для музыкальных занятий? Вероятно самые разнообразные песенные и танцевальные мелодии – спокойные, плавные, отрывистые, грустные и радостные. В жанрах вальса, польки, современного танца, плясовой. К стати сказать, детей может привлечь и оркестровая музыка, но желательно с каким- нибудь солирующим инструментом.

Например: скрипкой, гитарой, флейтой или баяном, главное чтобы мелодии были несложные и понятные прежде всего вам, а гармонии простые без резких диссонасов.        Рекомендуется приобрести музыкальные диски, или скачивать с интернета музыку для слушания в детском саду, а также детский альбом П.

Чайковского, «Времена года», музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты» и др. Необходимо также чтобы дома имелись музыкальные игрушки, которые содержались бы в порядке и находились в игровых уголках. Ребёнку очень понравится, если вы на металлофоне исполните с ним незатейливую мелодию.

Чаще используйте бубен, барабан, триолу, детский аккордеон или другие музыкальные инструменты. Звучание инструментов прекрасно развивает восприятие тембровой окраски звука, обогащает представление детей о звуковой палитре музыки.

   Большое познавательное значение имеют для детей телепередачи о композиторах, о музыке и музыкальных инструментах. Можно посещать музыкальные вечера, спектакли. Для вас, родители, книга «Музыка – детям» Михеева, «Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества» В. Шацкой, книга М. А.  Михайловой «Развитие музыкальных способностей детей».

     И в заключении хочется напомнить родителям о предметном окружении ребёнка – эстетической среде. Ребёнок замечает, какой порядок и расположение предметов у него в комнате. Они составляют для него ценный мир ярких цветовых сочетаний и самых разнообразных образов и форм.

Аляповатая игрушка с размытыми чертами или, ещё хуже, сломанный музыкальный инструмент в руке ребёнка просто недопустимы.

     Итак, мамы и папы, вы получили некоторые рекомендации и основные ориентиры, о процессе музыкального воспитания детей. Наряду с этим вы совершенствуете собственные музыкальные способности  и наполняете навыки совершенно особенным смыслом существования всех членов вашей семьи. Учите детей слушать музыку, вызывая у них желание петь, танцевать, играть.

Если музыка войдёт в ваш дом, жизнь в нём станет светлее и радостнее.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector