Развитие ребенка по Монтессори

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Кто такая Монтессори и что это за система?

Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».

Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.

Развитие ребенка по МонтессориМария Монтессори / Wikimedia Commons

После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.

Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.

2. Что такое сенситивные периоды? Их много?

Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.

5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.

6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.

Развитие ребенка по МонтессориЗанятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Flickr (NSW State Archives)

По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.

Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место.

Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.

Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности.

Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори.

Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.

4. Что такое обучение даёт детям?

Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.

Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны.

Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.

Развитие ребенка по МонтессориМонтессори-материалы / Shutterstock (YakyCorbalan)

В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори.

В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям.

Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.

5. Где этому учат?

Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.

Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет

Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.

В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.

Развитие ребенка по МонтессориПодготовленная среда Монтессори-класса / Wikimedia Commons (Ilya WWW)

Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.

6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?

Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.

Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.

Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы

Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись

7. В чём минусы такой системы?

Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.

С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.

Развитие ребенка по МонтессориМонтессори-среда / Shutterstock (YakyCorbalan)

Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.

Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.

9. Где узнать про систему Монтессори больше?

Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.

Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.

Развитие детей по методике Монтессори – тонкости и преимущества

Развитие ребенка по Монтессори

Родители всегда озабочены развитием своих малышей. Их может тревожить плохая речь либо трудности в усваивании информации, неусидчивость и многое другое. Порой родители сталкиваются с неврологическими недугами крохи, которые затрудняют его развитие. В этом случае стоит познакомиться с различными методиками развития малыша, в частности, с методикой Монтессори.

Читайте также:  Шестая неделя беременности: пора на прием к врачу

Подробная информация об этой методике развития детей изложена в книгах Марии Монтессори – талантливейшего итальянского педагога и психолога, нашедшего новый подход к воспитанию и обучению детей.

Создателю техники удалось доказать, что ребенок может легко усваивать важную информацию в игровой форме.

Главное для этого создать специальную среду, в пределах которой каждый предмет выступает учебным пособием.

Этот способ развития существует уже много десятков лет, и его эффективность доказана, но иногда родители не видят ожидаемого эффекта. Очень важно знать, в чем причина того, что малыш не получает необходимые навыки и знания. Далеко не всегда причина в педагоге или неправильном проведении занятий, возможно, данный способ не подходит конкретно вашему малышу.

Суть системы обучения Монтессори

В данной методике совмещается на первый взгляд несовместимое, но, проверив на практике, все убеждаются, что метод итальянского психолога работает очень эффективно.

Суть всего процесса обучения в том, чтобы помочь ребенку сделать всё самому. Только собственный опыт дает малышу важные фундаментальные знания.

В данной методике развития совмещаются свобода с жесткой дисциплиной и игра с серьезными занятиями.

Набор материала и специальная подготовка среды для проведения встреч с детьми направлены на то, чтобы ребенок, не замечая того, что он учится, получал всё новые и новые знания.

При этом формируются еще умение вести себя в обществе и лидерские качества: поскольку ему необходимо постоянно пребывать в условиях соревнования, но не с другими сверстниками, а с самим собой,  формируется навык целеустремленности.

Ребенок, обучающийся по методу Монтессори, учится всему сам, но в условиях, специально подготовленных. Здесь участие родителей дистанционное, оно важно при подготовке среды.

Когда же дети попадают в эту среду, они получают полную свободу действий, сами допускают ошибки, и им нужно просто подсказать, как решить проблему. Через ощущения малыш значительно лучше усваивает информацию, чем при помощи ассоциаций.

Достичь результата позволит соблюдение важных положений методики:

  1. Ребенок занимает активную позицию в происходящем, а взрослый играет роль помощника.
  2. Малыш сам себя учит методом проб и ошибок, поскольку ему предоставляется полная свобода действий.
  3. Ребенку помогают учиться другие дети. Для этого собирают в одну группу детей разных возрастов, и они в условиях абсолютной свободы делятся своими знаниями и навыками.
  4. Нужно ребенку объяснить, что нет запретов и ограничений. Он может делать всё, что ему захочется.
  5. Малыш успешно проводит занятие в случаях, когда он действует согласно природе, а не против нее.
  6. За ошибки малыша никто не должен наказывать, в правильной среде он сам поймет, что поступил неправильно.

Всё это позволяет малышу получать новые знания без особых усилий и мучений, и он не просто насыщает мозг теорией, он постигает всё на практике.

Основная задача методики в том, чтобы раскрыть внутренний потенциал ребенка, а не научить его что-то конкретное делать так, как делают все остальные.

Именно по этой причине данная методика считается эффективным методом воспитания самодостаточных детей с четкой позицией.

Как создается среда для занятий по методике Монтессори

Развитие ребенка по Монтессори

Среда для занятия является основным обучающим инструментом, поэтому к данному вопросу необходимо подходить очень внимательно. Каждому возрасту соответствует определенная обстановка, которая обеспечивает комфортное и здоровое развитие малыша. По мнению самой создательницы методики, не стоит слишком ускорять развитие, но очень важно не пропускать удачный момент для нового толчка.

Для этого разработана техника подготовки среды для развития малышей. В ней выделяют пять основных зон:

  1. Для упражнений и получения бытовых навыков. В этой зоне размещаются предметы, которые помогают малышу постигать навыки самостоятельного обеспечения своих бытовых потребностей: умываться, убирать за собой, чистить зубы и т.д.
  2. Для сенсорного восприятия. В этой части находится то, что учит ребенка различать формы, величины и т.д.
  3. Для получения математических навыков. Здесь всё призвано учить ребенка счету, сложению, вычитанию, умножению и прочим арифметическим навыкам.
  4. Для изучения русского языка. Здесь малыш знакомится с буквами, составом слов, фонетикой, расширяет свой лексический запас и учится писать.
  5. Зона космоса, где всё призвано познакомить малыша с окружающим миром. Здесь присутствуют основы ботаники, астрономии, физики, географии и др.

Всего этого вполне достаточно для того, чтобы получать разносторонние знания в пределах одного занятия. Для подготовки подобных классов не используются учебные парты. Есть только небольшие мобильные стулья и столы и полки с обучающими предметами. Ребенок может легко перемещать стул и стол в пространстве, чтобы попасть в интересующую его зону.

Роль дидактического материала

В занятиях по данной методике большую роль играют дидактические материалы, которые подбираются для конкретной зоны и малышей определённой возрастной категории. Существуют четкие правила использования этих материалов:

  • Ребенок может приступать к их использованию только после того, как ему подробно объяснили, как ими пользоваться.
  • Пользоваться материалами нужно аккуратно, они не предназначены для игры, их нужно раскладывать по определенным правилам.
  • Запрещается передавать материалы от одного ребенка другому.
  • Работа с материалами проводится только по тому принципу, который показал преподаватель.
  • Усложнение уровня заданий происходит постепенно.

Работа с раздаточными материалами позволяет ребенку стать более дисциплинированным, научиться концентрироваться и выполнять определённую задачу. При этом реализуется познавательный компонент.

Что нужно делать взрослым

Развитие ребенка по Монтессори

Взрослые в этой системе играют роль серого кардинала, который дистанционно готовит всё для успешного обучения детей. Также важно уметь закрепить знания, для этого в домашних условиях нужно ненавязчиво выяснить, что нового узнал малыш на последнем занятии.

Ну и, конечно же, взрослые подготавливают среду для обучения, подбирая все необходимые элементы и предметы. Занятия, безусловно, проходят под наблюдением педагога, но он не принимает активного участия в них, а только показывает, как пользоваться материалами и предметами, а потом вновь дает возможность детям самостоятельно выполнять поставленные задачи.

Поскольку цель метода заключается в том, чтобы научить кроху самостоятельности, участие взрослых сведено к минимуму. И не стоит менять эти принципы, поскольку в таком случае теряется суть. Очень важно, чтобы взрослые не подсказывали, не направляли и не критиковали, иначе ребенок сразу откажется от таких занятий.

Педагоги для занятий по этой методике подбираются очень внимательно, поскольку эти люди должны уметь рассмотреть индивидуальные склонности каждого ребенка и помочь ему развить свои природные способности. Для обучения педагогов организуются курсы и группы практических занятий.

Порой родители стараются в домашних условиях провести подобные занятия, но подготовить все необходимые материалы, всё оборудование и разобраться в тонкостях проведения обучающих процедур достаточно сложно, а грамотное проведение занятия требует специальных навыков. Осознав это, зачастую родители отказываются от подобной затеи.

Когда пора вести малыша в класс Монтессори

Уже доказано научно, что в первые четыре года жизни человек получает 50 % знаний и навыков, а до восьми лет еще 30 %, потому очень важно именно в это время вложить в кроху максимум. И метод, разработанный М.

Монтессори, позволяет это сделать максимально эффективно. Часто родители задумываются о том, когда пора начинать посещать занятия.

Здесь нет четких границ, поскольку группы предполагают набор детей различных возрастов, но есть некоторые рекомендации.

По мнению создателя методики, первые месяцы жизни малыш должен быть с близкими, поэтому не стоит торопиться его развивать, а вот когда кроха немного подрос и начал активно двигаться, можно посещать короткие развивающие занятия, которые учат ребенка самостоятельности и развивают стремление познавать новое. После 2,5–3 лет можно проводить полноценные занятия по данной методике и уже не переживать, что малыш забеспокоится об отсутствии родителей, поскольку занятия захватывают всё внимание крохи.

Преимущества метода

Этот способ развития интеллекта детей очень популярен в разных странах мира. Есть несколько важных достоинств подобных занятий:

  1. Можно без труда за короткий промежуток времени помочь ребенку получить важные знания и навыки.
  2. Метод позволяет раскрывать естественные склонности малыша, поскольку ребенок сам выбирает, чем ему заниматься, показывая тем самым свои интересы.
  3. Дети учатся самостоятельности.
  4. Малыши получают навыки поведения в коллективе, состоящем не только из сверстников.
Читайте также:  Что нужно знать о макияже для девочек

Такой спектр влияния на интеллект малыша имеет далеко не каждая техника обучения, потому метод Монтессори стал таким популярным и распространённым.

Недостатки занятий по методике Монтессори

Развитие ребенка по Монтессори

В таком прекрасном, на первый взгляд, способе развивать малыша всё же есть недостатки. Именно поэтому далеко не все обращаются к нему. Основным недостатком является высокая стоимость занятий. В домашних условиях создать необходимую среду достаточно трудно и дорого, поэтому сейчас активно открывают частные группы или детские сады, где внедряется эта методика, но обучение в подобных учреждениях также обходится в круглую сумму.

Помимо этого, в данной методике есть несколько педагогических минусов:

  1. Основное развитие направлено на обучение математике и интеллектуальный рост.
  2. Детям трудно привыкать после демократичных условий проведения таких занятий к правилам поведения и дисциплине в школе и обычном детском саду.
  3. Метод не подразумевает активных развлечений.
  4. Нет ролевых игр.

С учетом этих недостатков рекомендуют сочетать метод Монтессори с другими развивающими методиками, чтобы ребенок был развит всесторонне и смог выбирать  то, что ему интересно, среди большого перечня предложений.

Всё-таки указанный метод направлен на подготовку математиков, физиков и людей, предпочитающих точные науки, а вот гуманитарии и дети творческого склада здесь не получат полноценного развития своих способностей.

Для того чтобы обеспечить своему малышу гармоничное и полноценное развитие, родителям стоит обращать внимание на его предпочтения и интересы, и тогда, изучив разные методы, можно найти идеальное сочетание развивающих занятий. Опытные специалисты помогают качественно воплотить методику на практике.

Существует много возможностей развить способности каждого ребенка, но нужно ко всему подходить с умом. Не стоит слишком активно нагружать мозг ребенка, поскольку малышу важно расслабляться, играть и развлекаться.

Также следует понимать, что для каждого возраста предназначены определённые занятия и есть нормы развития, от которых не стоит далеко отклоняться.

Эти нормы позволяют ребенку развиваться постепенно, последовательно и не перетруждаться.

Depositphotos

Система педагогики Монтессори: основные принципы и суть методики раннего развития Монтессори

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!  

Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. 

Развитие ребенка по Монтессори‍ Мария Монтессори

В чём суть педагогики монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. 

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Развитие ребенка по Монтессори

Преимущества системы

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями. 

Минусы системы

  • Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
  • Творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить. 
  • Отсутствие подвижных и ролевых игр.
  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить — нет.
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.

Развитие ребенка по Монтессори

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит. 

Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.

Резюме

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.

Методика раннего развития ребенка до 1 года Марии Монтессори

С самого рождения каждый ребенок имеет огромный внутренний потенциал.

В первые годы жизни формируется большинство будущих способностей и умений ребенка, которые в будущем позволят ему стать умным, успешным, самодостаточным, гармоничным, уверенным в себе и своих силах взрослым человеком.

Задача же родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочке раскрыть этот потенциал и организовать развивающую среду для малыша.

Многие мамы и папы далеко не всегда понимают, в чем именно заключается суть раннего развития ребенка.

Хотя психологи, педиатры и учителя утверждают, что ранее развитие по Монтессори принесет крохе только пользу, мнительные родители не перестают подвергать слова специалистов сомнению.

А зря! Правильно подобранные методики раннего развития помогут малышу быстрее понять, что собой представляет окружающий мир. Осознав это, ребенок без особого труда сможет влиться в постоянно меняющуюся структуру нашего мира.

Методика раннего развития Марии Монтессори для детей до 1 года включает в себя упражнения и игры, которые не только развивают и обучают ребенка, но и дарят ему положительные эмоции. Сегодня рассмотрим самые эффективные и популярные методики.

Развитие ребенка по Монтессори

Суть методики раннего развития Монтессори

Мама и папа, любуясь своим ребенком, который еще лежит в колыбельке, не только испытывают безграничное счастье и любовь к крохе, но и беспокоятся о его здоровье, режиме питания и развитии.

Читайте также:  Учимся произносить свистящие звуки

Последнее должно волновать родителей больше всего.

Они обязаны постоянно задавать себе вопросы о том, правильно ли развивается их чадо, не отстает ли в развитии от своих сверстников и что нужно делать, чтобы малыш не только развивался по возрасту, но и опережал в этом плане других деток.

Ученые доказали, что клетки головного мозга активно развиваются в первые годы жизни ребенка. Когда малыш достигает трехлетнего возраста, то его головной мозг сформирован на 70%. Поэтому очень важно, чтобы родители не ленились и уже в столь раннем возрасте начинали развивать врожденный потенциал крохи.

Как только ребенок рождается, его организм практически сразу же начинает активно развиваться: у малыша формируются зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, ведь ему необходимо приспосабливаться к тем новым условиям, в которые он попал. Ребенок постоянно получает новую информацию, а его мозг интенсивно работает, выдерживает большие нагрузки, учиться сравнивать и делать правильные выводы.

Методика раннего развития Марии Монтессори – это основанный на научных наблюдениях за детьми от рождения до 18 лет подход к образованию ребенка, который включает в себя физический, эмоциональный, социальный и когнитивный виды развития.

Марию Монтессори, которая родилась и выросла в Италии, можно по праву назвать одним из самых значительных и влиятельных педагогов и мыслителей прошлого столетия.

Созданная госпожой Монтессори методика помогла многим родителям воспитать умных, самодостаточных и независимых людей, умеющих принимать правильные решения и в полной мере нести за них ответственность.

Её методика раннего развития основана на трех важных аспектах: неограниченной физической активности крохи, родительском наблюдении за ребенком и специально созданной жизненной среде.

Последняя должна быть наполненной необычными и интересными ребенку объектами, которые он может разглядывать и изучать в игровой форме.

Госпожа Монтессори утверждала, что малыш должен получать истинное удовольствие и искреннюю радость от совместного творчества и познания, поэтому родители обязаны сделать жизнь своего чада красочной, интересной и впечатляющей.

Методика Монтессори поможет вашему ребенку раскрыть внутренний потенциал, проявить индивидуальные способности, в будущем стать более независимым, внимательным и уверенным в своих силах человеком. Она разовьет его моторику, воображение, сенсорику, память, творческий, логический и образный виды мышления.

Эффективные методики раннего развития ребенка до 1 года по Монтессори

Основой любой методики раннего развития ребенка до 1 года по Марии Монтессори являются полная свобода и самостоятельность малыша. Задача родителей или педагогов заключается в том, чтобы помочь крохе делать все самому.

Они должны создать благоприятную среду, установить определенный порядок и внимательно наблюдать, не мешая крохе самостоятельно и в собственном темпе выполнять поставленные перед ним задачи. Особое внимание в естественных процессах роста и развития ребенка Мария Монтессори уделяла возрастной чувствительности или сенситивным периодам.

В этом нет ничего странного, ведь обучение малыша должно вестись в полном соответствии с этими периодами.

Создайте вокруг ребенка такую окружающую среду, чтобы он смог без труда отыскать все нужные для самообучения и саморазвития предметы, найти правильные способы поведения, эмоционального реагирования и физического взаимодействия с внешним миром.

Методика №1. Стимулируем ползанье

Научно доказано, что от этого напрямую зависят успехи малыша в чтении. Чем больше ребенок в раннем возрасте будет ползать, тем легче в будущем ему будет выучить буквы и научиться читать.

Выложите кроху на животик, снимите с него носочки. Возле носика ребенка положите красивую и привлекающую внимание игрушку. Под пяточки сына или дочки подставьте свою ладошку, которая во время ползанья будет служить опорой.

 

Методика №2. Тренируем повороты и перевороты

Тренировка поворотов, переворотов и перекладывания игрушки из руки в руку поможет развить у малыша память и пространственное воображение.

Оденьте малыша в удобную и не сковывающую его движения одежду, а затем дайте ему полную свободу. Пока кроха поворачивается и переворачивается в разные стороны, вы должны внимательно за ним наблюдать, чтобы он не скатился с кровати или дивана. Если малыш не хочет переворачиваться, то заинтересуйте его яркой игрушкой или же на некоторое время оставьте его в покое.

Методика №3. Играем в прятки

Данную методику можно начинать практиковать с 8‑ми месяцев, так как в этом возрасте ребенку становится интересной игра в прятки. Игра в прятки научит малыша ждать, терпеть и справляться с разного рода страхами.

Одни родители закрывают лицо ладошками, а затем убирают руки и говорят крохе «ку-ку». Другие же выглядывают из-за угла, прячутся за диванами, шкафами и т.д. Сначала малыш с интересом будет наблюдать за этими пока еще не совсем понятными для него действиями мамы или папы, а затем все поймет и с удовольствием начнет их повторять.

Методика №4. Играем с водой

Можно записаться в бассейн и там обучать ребенка плаванью. Если же у вас нет времени или возможности ходить с малышом в бассейн, то практиковать игры с водой можно и в домашних условиях. Посадите кроху в ванную и дайте ему несколько емкостей для переливания воды. Емкости должны быть разных размеров.

Данная методика позволит ребенку получить представление о разных физических состояниях материи и объеме. Малыш начнет понимать, почему вода при переливании исчезает из одной емкости и появляется в другой («было – исчезло – опять появилось», «было сухо – стало мокро» и т.д.).

Методика №5. Возимся в грязи

Многие родители не понимают, что дети испытывают искреннее удовольствие и наслаждение, когда возятся в грязи. Это занятие не только дарит массу положительных эмоций малышу, но и стимулирует множество активных зон на его ладошках и ступнях, прививает любовь к творчеству и экспериментам, учит не бояться запачкаться.

Для создания грязи в домашних условиях вам необходимо развести водой песок или глину. Оденьте малыша в удобную и старую одежду, которую потом можно будет выбросить, и разрешите ребенку играть с грязью столько, сколько ему захочется. Наблюдайте за крохой, но не указывайте, что именно и как именно ему следует делать.

Методика №6. Учимся карабкаться и цепляться

Пусть ребенок взбирается на папу, карабкается на ступеньки крыльца, висит на одной руке, сползает с низкого дивана, ведь все это поможет развить равновесие, вестибулярный аппарат, веру в собственные силы, чувство доверия к родителям, которые во время этих занятий должны подстраховывать малыша сзади.

Задача родителей заключается в том, чтобы именно подстраховывать ребенка, а не подталкивать его. Развитое у малыша до 1 года умение не бояться повернуться спиной, карабкаться на ступеньки, сползти с дивана и т.д. поможет ребенку в более взрослом возрасте научиться уверенно стоять на собственных ногах, добиться успехов в карьере и осознать, чем на самом деле является чувство опоры в жизни.

Методика №7. Занимаемся подбрасываниями

Подбрасывания, раскачивания, подкидывания, катания на ноге у папы или мамы помогут ребенку научиться владеть собственным телом, координировать свои движения и развить чувство привязанности.

Чем больше ребенка в возрасте до 1 года раскачивали, тем лучше и эффективнее он будет взаимодействовать с людьми в будущем, без проблем налаживать с ними контакты и испытывать искреннее чувство близости.

Несколько важных правил

Родители должны понимать, что раннее развитие ребенка является не целью, а всего лишь средством, позволяющим вырастить успешную и гармоничную личность! Занимаясь с малышом, не ставьте перед собой задачу воспитать идеального ребенка-вундеркинда. Большие нагрузки и постоянные сравнения с другими детками способны не только отбить у крохи желание учиться, но и испортить его характер.

Если вы видите, что у малыша нет желания заниматься или он пребывает в плохом настроение, то ни в коем случае не заставляете его делать что-то.

Мария Монтессори всегда утверждала, что не стоит устанавливать и какие-то нормы по количеству и времени занятий в день.

У ребенка должна быть реальная свобода выбора, и не имеет никакого значения, нравится ли вам в данный момент его выбор или не нравится.

Если с какой-то задачей ребенок не справляется, то не расстраивайтесь, а упростите задание. Все задачи должны быть построены по принципу «очень просто – просто – сложно – очень сложно». И не забывайте почаще хвалить кроху и радоваться его успехам.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector