Развитие ребенка от 4 до 6 месяцев и его особенности

08.10.2020 1252

Полгода – это первый полноценный юбилей малыша, и, конечно, любящие родители интересуются его развитием. Вопрос, что умеет ребенок в 6 месяцев, волнует и маму, и папу: знать это нужно, чтобы вовремя понять, нормально ли развивается малыш.

Конечно, это в любом случае не новорожденный младенец: шестимесячный ребенок может намного больше, радует родителей своим любопытством к миру и первыми попытками самостоятельно двигаться.

Помните, что каждый малыш развивается индивидуально и разные дети в одном и том же возрасте чуть отличаются друг от друга поведением. Но есть основные критерии, на которые можно ориентироваться.

Особенности развития ребенка в 6 месяцев

Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте уже становятся чуть крупнее девочек: обычно они весят больше и выше ростом.

Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.

Слух. Шестимесячный малыш прекрасно слышит звуки на расстоянии до 6–6,5 метров. Он уже распознает голоса и интонации [1], способен опознать по голосу маму или папу и обычно радуется им. Если говорить с младенцем ласково, он обрадуется в ответ, если ругаться или говорить зло, может нахмуриться или расстроиться.

Ребенок может различать свое имя, реагирует на него, поворачивает голову в сторону источника шума. Он разбирает шепот и прочие негромкие звуки: шум воды или ветра, звучание шагов, стук дверей или шуршание. Кроха начинает узнавать некоторые предметы по названию: если сказать ему о каком-то предмете, он на него посмотрит.

Развитие ребенка от 4 до 6 месяцев и его особенности

Зрение. К полугодовому возрасту зрение малыша существенно улучшается. Он начинает более ясно и четко видеть окружающие предметы, следит за ними взглядом. Влияет это и на движения: они становятся точнее, так как малыш хорошо видит, что делает. В этом возрасте он уже хорошо различает цвета. Поворот взгляда становится быстрее, улучшается и реакция.

Речевые навыки. Малыш в полгода уже пытается говорить, правда, речь его пока не похожа на человеческую: он лепечет, издает бессвязные звуки, но довольно активно. Обычно шестимесячный ребенок уже произносит слоги, такие как «ма» или «ба».

Речь развивается лучше, если с малышом чаще говорить: он запоминает, как разговаривают взрослые, и пытается это воспроизвести, имитирует их произношение. В полгода улучшается артикуляция, звуки становятся более четкими и разнообразными, самому же ребенку становится интересна речь: он начинает гулить, даже находясь наедине с собой.

В этом возрасте малыш может имитировать звуки, которые издают животные, например лай или мяуканье.

Развитие ребенка от 4 до 6 месяцев и его особенности

Сон. Родители наконец могут вздохнуть спокойно: спит полугодовалый малыш более крепко, способен проспать всю ночь, не проснувшись, при условии, что он хорошо себя чувствует. Сон ребенка в этом возрасте длится до 16 часов в сутки, 9–10 из них приходится на ночное время. Малыш также несколько раз засыпает днем и спит до 3–4 часов.

Родители могут отметить, что на свежем воздухе, например во время прогулки, ребенку спится спокойнее и крепче. Гулять с ним стоит два раза в день, если это позволяют погодные условия и самочувствие. Малышам в этом возрасте очень важен режим сна: старайтесь укладывать кроху в одно и то же время каждый день и не будить по утрам.

Грудное вскармливание немного изменяет график: ребенка кормят не несколько раз за ночь, а под утро.

Двигательная активность ребенка в 6 месяцев

В полгода малыш демонстрирует не только улучшившиеся речевые и когнитивные навыки, но и более уверенные движения. Исчезает тонус мышц, который до этого возраста считался нормальным, поэтому ребенку легче управлять собственным телом.

Укрепляются мышцы спины и кости, кроха может переворачиваться со спины на живот и обратно, уверенно сидит и сохраняет при этом равновесие. Правда, самостоятельно сесть малыш, возможно, еще не может, в этом ему помогают родители.

Долго просидеть ребенок тоже не сможет и через какое-то время, скорее всего, переместится в лежачее положение.

Мелкая моторика. Родители быстро замечают, что умение ребенка обращаться с окружающими предметами улучшается. Он намного свободнее и активнее двигает руками, намного лучше обращается с пальцами.

Например, малыш легко сможет поднять упавшую игрушку или переложить ее из одной руки в другую. Теперь он хватает предметы не всей ладонью, а пальцами, которые сделались намного подвижнее: ребенок может ими манипулировать.

Для развития мелкой моторики применяют ряд специальных упражнений.

Попытки встать на ноги. У каждого ребенка этот процесс проходит по-разному. Кто-то просто может сесть, если найдет, за что ухватиться, например за мамин палец. Другой может предпринимать попытки встать, держась за опору.

Большинство детей в этом возрасте могут удерживаться на ногах короткое время, если их придерживать, но через какое-то время устают и садятся обратно. Некоторые дети подпрыгивают, если придерживать их под мышками.

Ходить ребенок в этом возрасте не сможет даже при поддержке, но некоторые перебирают ногами, пытаясь делать маленькие шаги. Самые активные дети иногда встают сами, если найдут опору, за которую схватятся руками.

Активная жестикуляция. Ребенок в полгода живо осваивает язык жестов и с его помощью показывает родителям, что ему нравится и чего хочется. Если малыш хочет выбраться из кроватки, он тянет руки к маме или папе, если хочет игрушку – показывает на нее рукой.

Благодаря улучшению мелкой моторики жесты становятся более точными и понятными. Некоторые из них ребенок копирует у взрослых, поэтому развивающие игры с малышом помогут ему лучше научиться жестикулировать.

Ребенок управляет руками, даже если сидит: использовать ручки, чтобы удерживать равновесие, ему уже не нужно.

Попытки передвигаться. Малыш не просто пытается встать, он активно пробует двигаться. Многие дети в 6 месяцев уже ползают, некоторые по-пластунски, другие встают на четвереньки. Даже если ползать не выходит, ребенок будет активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаясь сдвинуться с места.

Важно помнить, что примерно в этом возрасте ребенок начинает ползать, и постараться заранее подготовить квартиру к его передвижениям. Маленькие дети активны, поэтому следить за ними нужно внимательно, чтобы избежать травматизма. Ходить в этом возрасте им еще рано, но ползают уже многие.

Даже те, кто еще не научился, уже пытаются ползти.

Развитие ребенка от 4 до 6 месяцев и его особенности

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Наблюдать, как развивается психика малыша, особенно завораживает. Шестимесячный ребенок проявляет эмоции: может нахмуриться или засмеяться, пытается копировать мимику взрослых.

Он начинает понимать эмоции родителей и реагирует на них соответственно ситуации, а его собственный голос меняется в интонациях в зависимости от потребностей и настроения. Малыш осознает причинно-следственные связи: если ударить по колокольчику, тот зазвенит.

Родителей полугодовалый ребенок узнает и радостно к ним тянется, но незнакомые люди его часто пугают и смущают, имейте это в виду. Малыш распознает свое имя, названия некоторых знакомых предметов, может посмотреть или указать на них, если назвать этот предмет.

В этом возрасте совершенно нормальная часть развития – тянуть все в рот, включая собственные ножки и игрушки. Ребенок становится очень тактильным, ему интересны различия между фактурой поверхностей предметов, поэтому рекомендуется иметь разные игрушки: гладкие, шершавые, пушистые.

Особенности развития девочек в 6 месяцев

Физиологически девочки развиваются чуть быстрее мальчиков, поэтому в полгода они с несколько большей вероятностью будут уметь садиться и ползать.

Некоторые считают, что раннее высаживание малышек может повлечь за собой деформации репродуктивных органов, но это мнение необоснованно: если ребенок сам садится, значит, его тело уже к этому готово. Правда, высаживать малышку, если она сама не может сесть, все-таки не стоит.

Что касается других различий, девочки немного меньше ростом и легче, чем мальчики. Так в детстве начинает проявляться половой диморфизм. Норма ВОЗ для роста девочки составляет 61,2-70,3 см, для веса – от 5,7 до 9,3 кг.

Развитие ребенка от 4 до 6 месяцев и его особенности

Особенности развития мальчиков в 6 месяцев

Мальчики, как уже было сказано, чуть медленнее обучаются навыкам в раннем возрасте. Это связано с тем, что в детстве девочки развиваются чуть быстрее. Если малыш еще не ползает, но, например, встает на четвереньки, это нормально.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, и не нужно пытаться насильно его подгонять. Что касается параметров роста и веса, то мальчишки в среднем крупнее, их рост составляет от 63,3 до 71,9 см, вес – от 6,4 до 9,8 кг. Важно, чтобы соотношение было здоровым и оптимальным: крупные дети весят больше.

Дети в этом возрасте пухлые, упитанные, это совершенно нормально.

Развивающие игры с шестимесячным ребенком

Чтобы малыш развивался быстрее и активнее, ему в этом надо помогать. Даже именитые авторы говорят, что дети, с которыми занимались в детстве, лучше усваивают знания в будущем. Исследования говорят [2], что у них даже выше шанс получить хорошее образование.

Конечно, чрезмерно стараться и пытаться учить полугодовалого ребенка математике не надо. Достаточно развивать те его умения, что малыш уже пытается проявить: помогать учиться ползать и вставать на ножки, работать с мелкой моторикой и восприятием новой информации.

Тактильные игрушки. У ребенка в шесть месяцев просыпается интерес к новым фактурам и поверхностям. Он в восторге от того, что в мире существует что-то жесткое, шершавое, скользкое или пушистое.

Чтобы не давать малышу трогать предметы, которыми ему не стоит пользоваться, можно приобрести тактильные игрушки, разные на ощупь. Ребенок будет рад, а родители смогут рассказывать ему о том, как называется то или иное ощущение, на примере игрушки.

Чем больше в жизни малыша будет разнообразия, тем быстрее он будет усваивать новое.

Новые звуки. Здесь работает тот же принцип: чем больше разных звуков ребенок услышит, тем лучше. Конечно, не стоит его пугать. Лучше показывайте и рассказывайте ему, как звучат разные вещи: шумит вода, мяукает кошка, гудит машина.

Читайте также:  Как убрать живот после родов в домашних условиях

Ребенок активно этим интересуется, старается имитировать звуки, поступающие извне. Именно в этом возрасте закладывается то, как он будет говорить в дальнейшем.

Несмотря на то, что полугодовалые дети не умеют говорить, представители разных народов могут опознать ребятишек из своей языковой среды по одному только гулению [3].

Новые формы и цвета. Не стоит окружать малыша только одним цветом: синим, если это мальчик, или розовым, если девочка.

Наоборот, ребенку стоит видеть вокруг много разных оттенков, чтобы быстрее научиться отличать цвета друг от друга. Разнообразие информации, которая поступает к малышу, определяет скорость его обучения и объем знаний.

Можете купить специальные игрушки, раскраски или книжки с картинками – ребенок будет в восторге.

Разговоры с ребенком. С малышом нужно говорить. Уже в этом возрасте он прекрасно различает интонации и может отличить речь родителей от чужой. Не стоит кричать или ругаться при младенце: это напугает или насторожит его.

Вместо этого с ребенком рекомендуют разговаривать: на прогулке и дома описывать и называть предметы, на которые он смотрит, показывать на разнообразные вещи и давать им названия. Чем больше малыш слышит живой речи, тем обширнее его словарный запас. С магнитофонными записями это не работает: разговор обязательно должен быть живым.

Старайтесь говорить мягким тоном, отчетливо выговаривая звуки, чтобы ребенку было проще их повторить.

Развитие ребенка от 4 до 6 месяцев и его особенности

Возможные отклонения в развитии

Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, есть признаки, которые должны насторожить родителей: они могут быть симптомом задержки развития. Стоит обратиться к специалисту, если ребенок в полгода:

  • не гулит, не меняет интонаций, когда издает звуки;
  • имеет затрудненные психомоторные реакции;
  • слабо держит голову;
  • не может перевернуться или переложить предмет из одной ручки в другую;
  • не реагирует, когда рядом появляются родители, слышатся какие-то звуки или что-то происходит.

Насторожить также должно отсутствие интереса к игрушкам или неспособность отличить родителей от других людей. В таких случаях ребенка нужно показать врачу: он скажет, что делать дальше.

Развитие малыша – процесс завораживающий: из несмышленого грудничка вырастает любознательный, интересующийся миром карапуз. Будьте внимательны к этим изменениям. Помните, что все дети индивидуальны, не ставьте слишком жестких критериев, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, но сверяйтесь с медицинскими нормами развития и старайтесь развивать ребенка по мере его взросления.

  • [1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»
  • [2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»
  • [3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

(0 оценок; рейтинг статьи 0)

4 месяца ребенку: что должен уметь делать при своевременном развитии

3-6 МЕСЯЦЕВ

Шпаргалка или чек-лист для мамы

Каждый месяц у малыша появляются новые умения. Как понять, что развитие малыша идет в правильном темпе? Только с помощью наблюдения за карапузом и необходимых знаний у мамы о этапах развития детей с рождения до года.

Какие навыки должны сформироваться у ребенка к 4-м месяцам, читайте в этой статье.

Время чтения статьи: ~ 3 минуты

Двигательное развитие в 4 месяца по В. Войта

4 месяца ребенку: что должен уметь делать

Как помочь малышу в 4 месяца полноценно развиваться

Двигательное развитие в 4 месяца по В. Войта

Известный детский невролог профессор В. Войта (1917-2000 гг.) со своими соратниками в 1960-1970 годах наблюдал детей до года и подробно фиксировал сроки появления у малышей новых навыков. Что умеет малыш в 4 месяца по В.

Войта:

  • в 4 месяца в положении на спине у ребёнка появляется контакт «стопа-стопа»;
  • в 4,5 месяца лежа на животе появляется опора на один локоть. Другая рука выводится вперед для хватания предмета. Исчезает хватательный рефлекс.

Известный детский невролог профессор В.

Войта (1917-2000 гг.) со своими соратниками в 1960-1970 годах наблюдал детей до года и подробно фиксировал сроки появления у малышей новых навыков. Что умеет малыш в 4 месяца по В.

Войта:

  • в 4 месяца в положении на спине у ребёнка появляется контакт «стопа-стопа»;
  • в 4,5 месяца лежа на животе появляется опора на один локоть. Другая рука выводится вперед для хватания предмета. Исчезает хватательный рефлекс.

Развитие ребенка от 4 до 6 месяцев и его особенности

Так выглядят ступени двигательного развития детей 4-х месяцев, основанные на наблюдениях В. Войты (плюс-минус 6 недель).

Выберите мессенджер, куда вам отправить таблицу:

Скачайте всю таблицу Игоря Новокриницкогопо двигательному развитию ребёнка на первом году жизни

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Развитие ребенка от 4 до 6 месяцев и его особенности

4 месяца ребенку: что должен уметь делать?

Первый триместр уже позади. Познакомиться с достижениями ребенка в 3 месяца можно, прочитав мою статью.

Теперь делюсь с вами списком основных умений ребенка 4-х месяцев: развитие и что он должен делать.

Развитие ребенка от 4 до 6 месяцев и его особенности

Массаж и гимнастика в 4 месяца подготовят мышцы ребенка к перевороту и опоре на прямые руки.

Психоэмоциональное развитие

К этому времени малыш:

  • хорошо сосредоточивает взгляд на предмете или лице взрослого. Он поворачивает голову и следит за вашими движениями;
  • знает свое имя и реагирует на него поворачиванием головы или улыбкой;
  • слушает музыку и следит за источником звука. Малыш уже различает маму по голосу;
  • много гулит, особенно при общении с мамой и папой;
  • подолгу рассматривает свои руки и берет их в рот;
  • все попадающиеся предметы грудничок старается засунуть в рот. Это важный момент исследования окружающей обстановки;
  • различает основные цвета: красный, синий, зелёный и жёлтый;
  • активно эмоционально реагирует на разговор с ним.

Период 4-5 месяцев очень важен для психологического развития ребенка.

Если в это время мама разлучается с ним дольше, чем на несколько дней, то у малыша появляется стресс на всю жизнь.

Двигательные навыки развития ребенка в 4 месяца

К этому времени он:

  • сознательно берет игрушку. Если до этого движения рук были хаотичными, то к концу 4-го месяца они становятся управляемым;
  • лежа на животе, поднимает и хорошо удерживает голову. При этом он опирается на согнутые в локтях руки. Одну руку выводит вперёд для хватания предмета;
  • лежа на спине начинает «качать пресс»: поднимает голову и отрывает плечи от поверхности, чтобы лучше рассмотреть окружающее пространство;
  • в положении лежа на спине хватается за пальцы взрослого и пытается подтягиваться. Голова не должна провисать назад;
  • в положении на спине появляется контакт «стопа-стопа». Ребенок как бы держит мяч ногами;
  • часто в 4 месяца уже освоен переворот на живот.

Нормой считаются отклонения — плюс-минус 6 недель. Развитие ребенка от 4 до 6 месяцев и его особенности

Как помочь малышу в 4 месяца полноценно развиваться

У ребенка в 4 месяца все больше увеличивается время бодрствования между дневными снами. Если малыш не спит, не старайтесь переделать все дела по дому.

Проведите время с малышом активно и с пользой для его развития:

  • чаще разговаривайте с малышом, вызывая активное гуление с его стороны;
  • поощряйте малыша, когда он несет игрушку или что-то другое в рот. Это помогает грудничку узнавать новое о предметах;
  • проводите игры, подходящие по возрасту;
  • если в положении на спине грудничок начинает «качать пресс», кладите его на живот.

Не помогайте ребенку сесть! Его тело еще не готово к такой статичной нагрузке!

  • переселите кроху на пол на все свободное от сна и еды время;
  • организуйте массаж малышу, если он не был сделан в 3 месяца. Массаж и гимнастика укрепят мышцы, снимут тонус и подготовят ребенка к перевороту на живот и опоре на прямые руки.

Мама может делать массаж самостоятельно без спешки и стресса для грудничка по моему онлайн-курсу 3-6 месяцев. Курс включает в себя массаж, ЛФК и занятия на фитболе. Ей не нужно ждать очереди в поликлинике или искать хорошего платного специалиста. Занятия проводятся в комфортных условиях в удобном для ребенка темпе под моим руководством.

Отзывы на курс 3-6 месяцев

Подведем итоги:

  • отвечаю, на самые частый вопрос мам: «Что должен уметь мальчик в 4 месяца?». Да то же, что должна уметь девочка в 4 месяца! Развитие грудничка не зависит от пола, только от индивидуальных особенностей конкретного ребенка;
  • в 4 месяца многие дети осваивают переворот на живот, поэтому держите малыша на полу во время бодрствования. Это обезопасит его от падений и подготовит к будущему ползанию;
  • не запрещайте ребенку брать разные предметы в рот. Так он познает мир
  • в период с 3 до 6 месяцев организуйте для ребёнка курс массажа! Этот курс я считаю самым важным для малышей до года. Он помогает готовить детей к новым достижениям — перевороту на живот, опоре на прямые руки и ползанию.

Подробнее о массаже и ЛФК

Проверьте, не допускаете ли вы этих ошибок?

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Развитие ребенка от 4 до 6 месяцев и его особенности Было полезно? Расскажите другим мамам:

Развитие ребенка с 4 до 6 месяцев — Развивай-ка

Развитие ребенка от 4 до 6 месяцев и его особенности

4 месяца

Прибавка в весе +700- 750 гр. (общий вес 5500-7600гр)

Вырос на 2.5-3 см. (общий рост 58-64 см)

Сон: примерно 15 ч. (ночью просыпается 2-3 раза). Ночной сон примерно 10ч.

Развитие ребенка от 4 до 6 месяцев и его особенности

  • Физическое развитие:
  • – ребенок переворачивается со спины на бочок, учится переворачиваться с живота на спину и со спины на живот;
  • – поднимается на руках, когда лежит на животе;
  • – переползает в кроватке лежа на животе;
  • – когда лежит на спине и держит взрослого за руку, подтягивается;
  • – прижимает деснами материнскую грудь;
  • – при поддержке за подмышки, упирается пальцами ног и отталкивается от поверхности;
  • – некоторые дети делают попытки, чтобы сесть, но помогать им, присаживать – нельзя;
  • -знает, как потрясти погремушку, чтобы она зазвенела.
  • Познавательное развитие:
  • – ребенок тянется за игрушками, которые висят на расстоянии вытянутой руки над его грудью;
  • – следит за игрушкой, когда она перемещается вверх, вниз, вправо или влево;
  • – берет и удерживает игрушку двумя руками, тянет её в рот, постукивает игрушками друг о друга, роняет их;
  • – хорошо ориентируется в помещении детской комнаты;
  • – знает, где находятся основные предметы;
  • – воспринимает фактуру и цвета предметов, различает тональность музыкальных звуков;
  • – при кормлении из бутылочки-поддерживает ее руками;
  • – фиксирует взгляд и внимательно следит за движущимся предметом;
  • – любит рассматривает отражение в зеркале, узнает себя;
  • -нравятся яркие, чистые цвета (но показывать не более 3-4 цветов);
  • – любит изучать свое тело, рассматривать ручки и ножки, играть с ними, тянуть в рот;
  • – начинает понимать причинно-следственные связи:если тут нажать-будет музыка или свет.
  • Эмоционально-социальное развитие:
  • -активно выражает радость и звонко смеется, визжит;
  • -самоутверждается, когда отворачивается при обращении к нему взрослого;
  • – активно интересуется предметами и людьми;
  • -интересуется комнатными растениями и домашними животными;
  • -начинает жестикулировать, стимулируя взрослого к общению;
  • -появляются любимые игрушки;
  • – реагирует на музыку и на свое имя; есть любимые мелодии;
  • – на мамин голос улыбается, двигает ручками и ножками;
  • – может испытывать страх, радость, обиду, любопытство;
  • – может испугаться незнакомых;
  • – охотно выслушивает обращенную к нему речь;
  • – проявляется язык жестов (протягивает ручки, когда хочет на руки);
  • -когда спрашивают “Где мама?”, ищет её глазами;
Читайте также:  15 преимуществ похода для детей и взрослых

-разбирается в эмоциональной окраске речи, реагирует на нее. Может расплакаться.

  1. – реагирует на щекотку, смеется в голос;
  2. – до 20 минут может играть сам с собой, с игрушками;
  3. – нуждается в эмоциях мамы.
  4. Психологическое и эмоциональное состояние малютки зависит от целого комплекса занятий:
  5. – прогулки
  6. -кормление
  7. -купание
  8. – массаж
  9. – разговор с ребенком
  10. – чтение стихов, пение колыбельных.
  11. Развитие речи:
  12. -ребенок гулит, агукает, первые звуки п,б,м,о,а.
  13. – провоцирует взрослого на общение;

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: физическое развитие и навыки, особенности поведения

Развитие ребенка от 4 до 6 месяцев и его особенности

Обновлено: 01 февраля 2019 г.

Особенности физического и психоэмоционального развития ребенка в 4 месяца. Что должен уметь малыш, как правильно кормить и ухаживать за грудничком в этом возрасте.

Возраст до одного года считается самым важным периодом в становлении эмоционального и физического здоровья малыша. И если в первые несколько недель новорожденный наделен только безусловными рефлексами, данными ему природой при появлении на свет, то к 4 месяцам в развитии ребенка наступает переломный момент — он начинает сознательное знакомство с миром.

Изменения на уровне физиологии

К четвертому месяцу жизни малыш полностью приспосабливается к окружающей среде, и его организм приступает к следующему этапу своего развития — серьезной психоэмоциональной и физической перестройке.

Трансформация касается всех органов и систем маленького человека: меняется физиология, активно развиваются психомоторные функции, появляются первые эмоции, постепенно уходят безусловные рефлексы, а им на смену приходят важнейшие навыки.

Этот период в жизни младенца — один из главных и ответственных, поскольку именно в 4 месяца в организме происходят значительные физиологические перемены, которые и будут служить основой для будущего развития и здоровья ребенка. Поэтому так важно не упустить этот серьезный момент и в случае возможного отклонения вовремя принять меры.

Физиологические особенности малыша, прошедшего четырехмесячный рубеж:

  • Органы зрения уже достаточно хорошо развиты: ребенок в 4 месяца умеет воспринимать и различать оттенки и цвета, а также сознательно фокусировать взгляд на предметах и лицах. Улучшается острота зрения, и малыш приобретает способность хорошо видеть не только вблизи, но и на расстоянии. Цвет глаз в этом возрасте меняется на постоянный, а зрительные мышцы укрепляются и, как результат, проходит легкое косоглазие, свойственное многим новорожденным.
  • Слезные железы запускаются в работу, и плач уже сопровождается не только криком, но и слезами.
  • Слуховые органы практически сформированы: малыш поворачивает голову в сторону источника звука, проявляет реакцию на обращение к нему с расстояния 2,5 м, внимательно вслушивается в речь и различает интонации. Реагирует на резкие звуки, а также медленную или ритмичную музыку.
  • Налаживается работа пищеварительной системы: в нужном количестве вырабатываются желудочные ферменты, расщепляющие и переваривающие пищу. Это положительным образом сказывается на всех функциях ЖКТ: прекращаются колики и спазмы кишечника, приходит в норму частота и консистенция стула, а также налаживается аппетит. Как следствие, ребенок становится более спокойным и расслабленным, лучше спит и гораздо реже просыпается по ночам.
  • Многие безусловные рефлексы, свойственные новорожденным в первые недели жизни, к четырем месяцем уже практически не наблюдаются. Так, к этому возрасту должны полностью исчезнуть поисковый, хоботковый, защитный и рефлекс Бабкина. Если последние все еще присутствуют, необходимо показать ребенка невропатологу.

Показатели роста и веса

Оценить правильность развития ребенка помогают его физические показатели. Для этого грудничок ежемесячно проходит проверку на соответствие возрастным нормам.

Так, сильное отклонение от общепринятых параметров в сторону уменьшения или, наоборот, увеличения может быть признаком нехватки (или переизбытка) того или иного полезного вещества, а также являться симптомом серьезного заболевания внутренних органов.

Мальчики немного опережают девочек по некоторым показателям, поскольку, как правило, рождаются крупнее, однако ежемесячная прибавка в весе и росте и у тех, и у других приблизительно одинакова.

Таблица физического развития в четыре месяца, согласно данным российских педиатров:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 5,5 7,6
Вес девочек, кг 5,4 7,0
Рост мальчиков, см 58,7 64,5
Рост девочек, см 58,4 64,0
Окружность головы мальчиков, см 40,2 43,6
Окружность головы девочек, см 39,1 42,2
Окружность груди мальчиков, см 38,6 44,6
Окружность груди девочек, см 38,9 43,0

Согласно данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нормы выглядят так:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 5,6 8,7
Вес девочек, кг 5,0 8,2
Рост мальчиков, см 59,7 68,0
Рост девочек, см 57,8 66,4
Окружность головы мальчиков, см 39,2 44,0
Окружность головы девочек, см 38,1 43,1

Малыши, рожденные раньше срока, могут сильно отставать от своих сверстников по показателям веса, роста и других значений, то же касается и детей, которые по наследственным причинам родились чрезмерно крупными.

Педиатры считают такую ситуацию вполне закономерной и советуют родителям сильно не волноваться, но и не оставлять проблему без внимания: в обоих случаях рекомендуется в первую очередь показать ребенка профильному специалисту, который поможет откорректировать рацион грудничка.

Психическое и эмоциональное развитие

На психоэмоциональном уровне ребенка также происходят важные изменения. Малыш с удовольствием интересуется окружающим пространством, внимательно изучает свое тело и стремится к контакту с близкими людьми. В 4 месяца у грудничка активно развивается нервная система. Проявляется это в таких реакциях:

  1. Ребенок начинает испытывать и выражать различные эмоции. Это может быть как бурная радость или удивление, так и недовольство, волнение и раздражение. Такие проявления поначалу носят лишь кратковременный характер и очень быстро сменяют друг друга.
  2. Появляются первые речевые функции, выражающиеся в громком смехе и вскрикивании. Ребенок начинает произносить короткие слоги, а также активно гулит и агукает.
  3. Малыш показывает свою заинтересованность: радостно тянется к игрушке, поворачивает голову в сторону случайного звука, а также с любопытством долгое время рассматривает свои ручки и ножки.
  4. Умение различать лица близких и посторонних людей является очень важным признаком нормального развития ребенка в 4 месяца: девочки могут узнать маму даже на фотографии, мальчики же в психоэмоциональном развитии немного отстают, тем не менее и они в этом возрасте уже хорошо отличают маму или папу от чужого человека. В первом случае малыш начинает радостно дергать ножками, улыбаться и тянуть ручки. При виде же чужого человека ребенок, наоборот, напрягается, пытается отвернуться или начинает громко плакать.
  5. Узнавание своего имени также свидетельствует о полноценном развитии малыша, достигшего четырехмесячного возраста.

Физические навыки

Ребенок становится гораздо крепче, чем ранее, а его движения приобретают вполне осознанный характер. Некоторые дети в этом возрасте даже делают попытки сесть на ягодицы, однако ни в коем случае нельзя искусственно присаживать ребенка, опирая его на подушки, поскольку такая нетерпеливость родителей может привести к травмированию неокрепшего позвоночника малыша.

Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца:

  • Переворачиваться со спины на живот, а затем обратно;
  • Пытаться подтянуться, держась за перекладину или руку взрослого;
  • При кормлении придерживать ручками бутылочку или грудь матери;
  • Лёжа на животе, приподнимать ягодицы и делать попытки оттолкнуться ножками от поверхности;
  • Сознательно брать игрушку и некоторое время удерживать ее в руке;
  • В положении лежа на спине приподнимать голову вместе с плечевым корпусом;
  • Хорошо удерживать голову;
  • Поднимать корпус, опираясь на ладони;

Питание четырехмесячного ребенка

По всем рекомендациям современных педиатров ребенок в возрасте четырех месяцев должен получать только грудное молоко. Если же по каким-то причинам мать не может держать малыша на естественном вскармливании, последнее заменяют качественными молочными смесями и вводят прикорм в виде небольшого количества овощного пюре или каши.

В 4−5 месяцев грудничка обычно переводят на 5-разовое кормление. Последний прием молока ориентировочно должен приходиться на 20−21 час, после чего здоровый и сытый малыш обычно спит около 10 часов.

Тем не менее не все дети этого возраста способны так долго обходиться без питания и все еще просыпаются ночью для привычного приема пищи. Не следует игнорировать такие просьбы ребенка, однако вместо молока лучше дать ему немного детского чая или разведенного натурального сока.

Постепенно малыш привыкнет к новому режиму питания и будет спокойно спать всю ночь.

График приема пищи у ребенка на искусственном вскармливании должен быть более точный и строгий, поскольку ни одна даже самая дорогая и качественная смесь не способна заменить натуральное материнское молоко.

Читайте также:  Симптомы и лечение лейкемии у детей и взрослых

Малыш-«искусственник» должен питаться не менее 6 раз в сутки с промежутками между кормлениями в 3,5 часа. Суточную норму смеси определяют таким образом: вес ребенка (в граммах) делят на 7. Полученное число является общим объемом, необходимым на сутки.

Далее это количество равномерно распределяют на 6 порций. В среднем получается, что малыш за одно кормление должен употребить приблизительно 150−170 мл адаптированной смеси. Прикорм рекомендуется вводить очень осторожно после консультации с педиатром.

Обычно начинать лучше с одной маленькой ложки в день, постепенно доводя суточную порцию до 100 г.

Распорядок дня и ежедневные процедуры

Кроме правильного развития и питания, ребенок в 4 месяца должен приучаться к соблюдению определенного режима: четко отличать день от ночи, а также спать, бодрствовать и гулять в приблизительно одинаковое время.

Такой график необязательно делать идеально точным по времени, однако придерживаться его последовательности все же необходимо.

Кроме сна и кормления, в ежедневный распорядок четырехмесячного малыша обязательно входят:

  1. Прогулки на свежем воздухе. Они должны быть регулярными независимо от погоды. Разница заключается только в их продолжительности: в теплый сезон малышу необходимо находиться на улице не менее 3–4 часов, в холодный же период время пребывания на воздухе нужно сократить до 1–2 часов. Гуляние важно четырехмесячному ребенку не только для укрепления его иммунитета, но и для изучения окружающего пространства.
  2. Развивающие занятия. Малыш в этом возрасте очень нуждается в общении и играх, поэтому следует как можно чаще разговаривать с ребенком, читать ему короткие детские стишки и петь песенки. Не рекомендуется развешивать над кроваткой слишком много ярких, но однообразных погремушек — гораздо полезнее, если такие игрушки будут различными по форме, цвету и издаваемым звукам. Дети в таком возрасте очень любят наблюдать за полетом мыльных пузырей, однако нужно внимательно следить, чтобы мыло от таких шариков не попадало ребенку в лицо.
  3. Водные процедуры. Четырехмесячные дети, как правило, прекрасно воспринимают купание, поэтому такие процедуры должны быть ежедневными. Для ванночек желательно использовать травяные отвары, хвойные экстракты или морскую соль. Однако перед применением этих добавок необходимо проконсультироваться с участковым педиатром.
  4. Гимнастика и массаж являются основой физического развития малыша. Занятия гимнастикой лучше всего проводить в утренний период, когда ребенок активен более всего. Массаж же правильнее делать после принятия водных процедур перед сном. В магазине можно приобрести специальные детские массажные масла, которые обладают успокаивающим и расслабляющим действием на нервную систему, помогая грудничку лучше настроиться на ночной отдых.

Развитие в четыре месяца не всегда четко соответствует описанным нормам, поскольку есть ряд причин, по которым малыш может отставать от своих сверстников по тем или иным показателям.

И если доктор не видит никаких серьезных отклонений в психическом или физическом функционировании детского организма, не нужно паниковать. Гораздо важнее помнить, что даже грудной ребенок — это маленькая личность со своими индивидуальными качествами и темпераментом.

Развитие ребенка в 4 месяца: навыки, питание и режим малыша

Как разивается ребенок в возрасте от 3 до 6 месяцев. Нормы развития ребенка от 3 до 6 месяцев

Когда малышу исполняются 3 месяца, большинство родителей испытывает облегчение: налаживается определённый режим дня, по некоторым движениям ребёнка можно угадать, чего он хочет, обычно в этом возрасте дети хорошо спят ночью по 6-8 часов. Вместе с тем, происходит интенсивное нервно-психическое развитие детей: дифференцируется слуховое и зрительное восприятие, улучшается моторная деятельность, ребёнок начинает активно гулить и лепетать.

На четвёртом месяце ребёнок уже приподнимает голову из положения на спине. Лёжа на животе, он приподнимается, опираясь на локти и предплечья. При поддержке подмышки хорошо опирается на ножки. Заметно совершенствуются движения мышц. Ребёнок пытается поворачиваться со спины на бок, менять положение тела, пытаясь дотянуться до игрушки.

Если малыш в период бодрствования подолгу занимается игрушками, ощупывает их, удерживает вложенный в руку предмет, то это можно считать хорошим показателем его развития. Стремясь достать привлёкшую внимание игрушку или предмет, малыш поворачивается на бок, со спины на живот, пытается подползти к игрушке, то есть использует новые движения.

3-4-х месячный ребёнок подолгу разглядывает свои руки, лёжа на спине, с удовольствием изучает их, засовывая в рот.

В 5-ти месячном возрасте малыш открывает для себя новый предмет для сосания — свои ноги. Сняв носочек и засунув ножку в рот, он смеётся от удовольствия.

К шести месяцам многие дети могут сидеть самостоятельно, а с поддержкой — все малыши. И теперь они смотрят на мир так же, как и взрослые, оглядываясь вокруг и изучая все предметы и людей, попадающие в поле зрения.

Быстрыми темпами идёт психическое развитие. Малыш к пяти месяцам узнаёт маму, папу, сестрёнку или братика и всех близких, кто ухаживает за ним более или менее регулярно. Малыш реагирует на тон речи.

Не понимая слов, улавливает основной смысл обращения к нему по интонации. Подолгу певуче гулит. С удовольствием слушает мелодичную музыку, ему нравится, если мама читает ему детские стихи.

Своё отношение к окружающему пытается выразить различными оттенками лепета.

Приблизительно в 5-6 месяцев многие дети начинают ползать. В это время полезно отгородить в комнате безопасное место и предоставить малышу полную свободу действия.

Он с удовольствием заползет в каждый уголок, будет ощупывать каждый предмет (необходимо позаботиться о безопасности малыша заранее — убрать всё, что может сломаться, упасть на него, обезопасить электрические розетки, не давать ему мелких предметов и игрушек, которые могут сломаться).

В 5-6 месячном возрасте в жизни малыша появляются новые предметы обихода: кружка и ложка, с помощью которой малышу дают прикорм. С этого же возраста можно прививать малышу навыки опрятности — умывать и переодевать после кормления, вытирать рот салфеткой, если он испачкался.

К шести месяцам многие дети начинают произносить отдельные слоги («па-па», «ба-ба», «ма-ма», «да-да», «дай» и т.д.), повторяя их за взрослыми. Поэтому всем, кто ухаживает за ребёнком, необходимо постоянно разговаривать с ним, при этом чётко произносить слова.

Возраст 5-6 месяцев — это возраст становления эмоционального общения. Чем больше любви и нежности вы подарите своему малышу, тем большая отдача ждёт вас в будущем. Не бойтесь говорить малышу о том, как его любите, ласкайте его, общайтесь с ним — и наградой вам будет счастливая детская улыбка.

Милые мамочки! Не переживайте, все детки развиваются по-разному.

Мой сынуля за неделю до трех месяцев стал активно играть всеми игрушками, зато в пять так и не научился переворачиваться. Вместо этого он сидел, ел ложкой и пил из чашки.

Ну и что? К годику все детки выровняются. Просто радуйтесь вместе с малышом каждому его успеху, каждой его маленькой победе!

2008-11-06, Алина

Милые мамочки! Не переживайте, все детки развиваются по-разному.

Мой сынуля за неделю до трех месяцев стал активно играть всеми игрушками, зато в пять так и не научился переворачиваться. Вместо этого он сидел, ел ложкой и пил из чашки.

Ну и что? К годику все детки выровняются. Просто радуйтесь вместе с малышом каждому его успеху, каждой его маленькой победе!

2008-11-06, Алина

Моей красавице тоже 4 месяца, и в аккурат на день рождения вылезли 2 первых зуба, сейчас прошла неделя и режутся уже 4 следующих.

Ребёнок замучился зубами, да ещё психует от того, что ползти пока не получается-ногами ползем, а ручками не поспеваем, вот и орем, зарывшись носиком в пол…

А её вращение со спины на живот происходит даже во сне, приходится под бочек одеяло подкладывать, что бы во сне не крутилась, а то просыпается. Елена, 1.11.2007

2007-11-01, Елена

Статья интересная! Но нам уже 5 мес.

а мы не желаем переворачиваться со спинки на животик! Мы развиваемся нормально, ходим на массажик, поправляемся хорошо, вот только не хотим переворачиваться! Я считаю что все дети разные, каждый по своему, и успехи у каждого свои! И подгонять кого- либо под книгу не правильно! Мы ведь с вами не живем по книгам? А статьи Ваши должны быть! И мамам просто надо их читать! Для общего образования, я так считаю!

2005-06-20, Милана

нам уже 3 месяца, но не тянем ручки к игрушкам,не хватаем их, не желаем лежать в кроватке и наблюдать за яркими игрушками дольше пары минут.сначала пытались довольно успешно поднимать головку из положения лежа на животике, а теперь просто засыпаем в этом случае после 5 минут хныканья. это нормально?

2004-02-09, весёлкина

Нашей лялечке 5 месяцев и 6 дней. За 2 дня до 4 месяцев мы в первый раз перевернулись со спины на животик, и за 2 дня до 5 месяцев — с живота на спинку. Нам уже не хватает целого дивана для наших путешествий! С нетерпением ждем новых успехов нашей малышки!

2008-11-03, наталия

У нас такая же проблема,нам 5 мес и мы не хотим вертется,наша массажистка сказала что мы тянем (по физ развитию)на 7 мес,и по-этому нам пора уже учится ползать,но как я могу научить ребенка ползать???

2007-08-03, Янина

Всего 12 отзывов Прочитать все отзывы.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector