Развитие ребенка: особенности психики

Развитие ребенка: особенности психики

Особенности детской психики (К.К. Ушакова)

Все мы когда-то были детьми. Сейчас у многих из нас есть уже свои дети. Порой мы задаем вопросы, почему ребенок ведет себя определенным образом, является ли это нормой, когда стоит обращаться к врачу, а в каких случаях поведение является нормальным. Эта статья поможет разобраться в особенностях детской психики.

Именно в детстве закладываются фундаментальные личностные качества, которые в будущем должны обеспечить нравственные ориентиры, целеустремленность, жизнеспособность. Но детская психика так устроена, что воспринимает многое подражательно, наглядно, на примерах. Она нестабильна, претерпевает изменения в разные периоды жизни ребенка, очень чувствительна к внешним воздействиям.

Важную роль в формировании психики ребенка играет тип воспитания. Неправильное поведение родителей приводит к психологическим проблемам у детей. При воспитании по типу «кумира семьи» ребенок растет несамостоятельным, безынициативным, эгоистичным, он недостаточно усваивает нравственные нормы.

Если не выполняются требования, он устраивает истерики, капризничает, может кататься по полу, плакать, кричать. Отклонения в поведении чаще всего возникают при предоставлении ребенка самому себе, когда родители не контролируют его, а больше заняты собой.

При сочетании высоких требований к сыну или дочери с пониженным вниманием к потребностям (например, помощник матери, на которого она оставляет младших детей и уходит на работу) формируется отказ от собственной значимости, дается установка на самопожертвование. При эмоциональном отвержении ребенок может ощущать себя помехой в жизни родителей.

Этот стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств. Резкая смена приемов воспитания (от строгого к либеральному, от значительного внимания к эмоциональному отвержению) содействует формированию таких черт характера как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка. Причины негармоничного воспитания различны.

Порой это определенные объективные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Также на формирование и развитие детской психики влияют наследственность, воздействие факторов окружающей среды, социум.

В развитии психической сферы выделяют критические периоды, которые представляют собой отрезки времени, характеризующиеся бурными изменениями функционирования организма.

  • 15 – 28 неделя беременности соответствует закладке подкорковых структур мозга, 28 неделя — закладке структур коры головного мозга.
  • III триместр беременности (30 — 40 неделя) характеризуется появлением элементов слуховой памяти и взаимосвязью поведения плода с психическим состоянием матери.
  • Роды приравниваются к стрессу, который вызывает у ребенка состояние глубокого нервного и психофизического напряжения, сопряженного с риском развития патологии.
  • Первый месяц или период новорожденности соотносится с началом недифференцированного восприятия своего «Я». В нем особое значение имеют первые дни жизни ребенка. Речь идет о зрительном контакте с человеческим лицом, в первую очередь с матерью. Считается, что это является фактором, во многом определяющим все дальнейшее психическое развитие ребенка. В первый месяц жизни вырабатываются первичные положительные и отрицательные ощущения и представления об окружающем мире.
  • Критический период, относимый к возрасту 6 – 8 месяцев, определяется началом дифференциации и индивидуализации «Я», а также началом формирования первичной привязанности, избирательной улыбки и элементарных социальных предпочтений.
  • Критический период в возрасте 15 – 17 месяцев определяется появлением первичной мотивации поведения, обусловленной преимущественно жизненными потребностями организма, а затем и вторичной мотивации, характеризующейся ориентировкой на оценку поведения окружающими и постепенной идентификацией положительного поведенческого опыта с одобрением его близкими людьми. Описанные особенности появляются в данном периоде, но их формирование не заканчивается, развитие продолжается и в более старшем возрасте. Необходимо также отметить, что в 15 – 17 месяцев происходит интенсивное созревание клеток коры головного мозга (оно начинается с 28 недели беременности и продолжается до юношеского возраста— 18—20 лет).
  • Период 2,5—3,5 лет определяется как этап формирования самосознания, полного обособления «Я» и индивидуальности. Здесь ребенок уже имеет не только положительный, но и отрицательный опыт взаимоотношений с окружающим миром, с переживанием чувства угрозы, тревоги, вины и пониженного настроения. Но наиболее знаменательным для этого периода являются изменения, связанные с переходом от симбиотической связи с матерью до ощущения самостоятельности. Ребенок начинает проявлять строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие.
  • Кризис 7 – 8 лет связывают с моментом начала занятий в первом классе. Он характеризуется двумя основными изменениями в психическом развитии. Во-первых, ребенок больше не путает свою точку зрения и точку зрения других. Он становится способным к рассуждению. Вместо импульсивного поведения дошкольника ребенок 7-8 лет обычно анализирует всю ситуацию, перед тем как действовать. Во-вторых, происходят изменения в социальной позиции ребенка. Возникает ряд сложных образований: это самолюбие, самооценка, обобщение чувств, уровень запроса к самому себе. Внешними признаками начала кризиса являются утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных «странностей». В поведении отмечается что-то нарочитое, нелепое и искусственное.
  • В 12 – 14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне это проявляется в грубости подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованиям взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т.д. Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к зрелости. На этом этапе имеют значение как внешние, так и внутренние факторы. Внешние состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно зрелым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы определяются привычками и чертами характера, мешающими осуществить задуманное (внутренние запреты, стереотип подчинения родителям). Подростки чаще претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.

Описанные выше критические периоды формирования детской психики обусловливают повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их течения.

В детском возрасте могут проявляться самые различные психические расстройства – неврозы, шизофрения, эпилепсия, депрессии… Однако симптоматика этих расстройств у детей несколько отличается от той, которая наблюдается у взрослых. Ребенок не всегда может правильно описать свое состояние, эмоции, чувства, переживания.

Симптомы носят незавершенный, неопределенный, стертый характер. Например, при детских психозах очень редко наблюдаются бред и галлюцинации. Наиболее же частые проявления — это неопределенные, нелепые страхи, необычные фантазии, расторможенность в поведении. Обращают на себя внимание монотонный характер игр, их стереотипность и схематизм.

Нередко дети подбирают для игр особые предметы (провода, вилки, обувь), пренебрегают игрушками. Иногда отмечается удивительная односторонность интересов. Для мальчиков особенно характерно изменение в поведении в виде грубости, жестокости, садистических тенденций. При возникновении депрессивных расстройств дети очень редко жалуются на пониженное настроение, тоску.

Депрессии носят маскированный характер и проявляются в виде нарушений поведения и снижения успеваемости.

Вместе с тем существует ряд расстройств, характерных именно для детского возраста, хотя некоторые из них могут сохраняться на протяжении всей жизни человека. По мере развития часть аномалий компенсируются или исчезают вовсе.

Примерами таких заболеваний являются аутизм, заикание, энурез, тики, нарушение поведения в виде чрезмерной подвижности с повышенной отвлекаемостью, изолированные задержки в формировании определенных навыков, например, счета при нормальном чтении и письме.

Если вы начали замечать у ребенка необычные изменения, не стоит это игнорировать. Вы можете анонимно обратиться в службу «Телефон доверия», работающую круглосуточно. Также Вы можете получить помощь квалифицированных детских и подростковых врачей-психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов в БУЗ и СПЭ УР «РКПБ МЗ УР».

Поделитесь информацией в социальных сетях

Психическое развитие ребенка до 3 лет

К группе раннего возраста относят детей

с первого дня жизни и до трех лет.

     Именно на этот период приходится пик развития малыша, как физического, так и психического. В жизни крохи раннего возраста родителям отводится ведущая роль. Именно от взрослых будет зависеть скорость психического развития малыша.

Так, дети, с которыми общаются с первых дней жизни, окружают их лаской, заботой и вниманием, развиваются быстрее детей, которым незнакомы подобные прелести жизни в любящей семье. У них быстрее появляется улыбка, они раньше начинают «агукать», лепетать, разговари вать.

Малыши тонко чувствуют настроение взрослых, именно поэтому для полноценного психического развития крохи родителям так важно следить за собственными эмоциями, настраиваясь на позитив.

Очень важно, чтобы родители не просто ухаживали за ребенком, соблюдая режим питания, сна и гигиены, но и помогали ему знакомиться с окружающим миром, способствовали его двигательной и психической активности.

Показатели психического развития детей до трех лет

    Для того чтобы сформировать полную картину психического развития ребенка раннего возраста, стоит особенно тщательно рассмотреть каждый из периодов.

Годовалые малыши. В этом возрасте дети уже многое знают и умеют:

  • различают геометрические формы и показывают их по просьбе взрослого;
  • узнают членов семьи, предметы, явления, сказочных героев по фото и картинкам;
  • знают названия многих предметов и объектов;
  • выполняют целый ряд манипуляций с игрушками;
  • ищут спрятанные взрослыми игрушки;
  • переносят действия с одного предмета на другой (кормят и укладывают спать мишку, куклу, катают машину, детскую коляску, нагружая их и разгружая, и т.д.).

Второй год жизни. В два года у малыша развивается фразовая речь. Это одна из главных особенностей его психического развития. Кроха часто задает вопросы, понимает суть простого рассказа по картинкам, пробует сам давать ответы на вопросы по прочитанному.

Кроме того, в этот период малыши пробуют принимать участие в сюжетных играх, действуют согласно простым алгоритмам.

Если в возрасте двух с половиной лет ребенок не проявляет желания разговаривать, стоит показать его специалисту, чтобы исключить на этом этапе проблемы психического развития и, конечно же, стимулировать его речь с помощью интересных и познавательных игр, развивая мелкую моторику рук.

Третий год жизни. Большую часть времени кроха проводит, активно изучая окружающий мир, постоянно задавая взрослым вопросы. В речи детей появляются сложные предложения, они отлично справляются с заданиями нарисовать простые предметы или слепить их из глины или пластилина.

Читайте также:  Разгрузочные дни при беременности

Дети раннего возраста знают большую часть геометрических фигур, называют их по требованию взрослых.

Кроха с большим удовольствием рассказывает о том, что произвело на него впечатление, особенно если помочь ему, задавая наводящие вопросы.

Особенность психического развития трехлетки — новый навык, который выражается в способности узнавать весь предмет по отдельной его части. Например, чайник — по носику, зайца — по ушам и так далее.

Об особенностях психического развития детей до трех лет

Особенность психического развития малыша от года до трех лет — это неравномерные психическое процессы. В психике процесс преобразования протекает волнами и с разной интенсивностью в зависимости от возраста детей.

Так, например, в 2-3 месяца основная роль в развитии психики малыша уделяется слуховым и зрительным реакциям. Спустя несколько месяцев ведущим процессом становится формирование навыков обращения с предметами с развитием хватательного рефлекса и совершенствованием движений рук.

В период раннего возраста наиболее четко проявляется взаимосвязь физического состояния малыша с его нервно-психическим развитием.

Важно понимать, что уровень психического развития детей в раннем возрасте во многом зависит от их физического состояния. Частые болезни, слабый иммунитет, родовые травмы, врожденные недуги могут стать причиной ухудшения эмоционального самочувствия малыша, негативным образом сказаться на формировании психических процессов.

С года до трех у детей раннего возраста формируется предметная деятельность, а также воображение, предметное восприятие. В это время малыш начинает активно общаться со сверстниками и взрослыми, преисполняется чувством гордости за собственные достижения.

Анализируя все вышесказанное, стоит отметить, что процесс психического развития в каждом отдельном случае протекает индивидуально, поэтому о каких-либо отклонениях вывод сможет сделать только профильный специалист. 

Особенности социальной адаптации в раннем возрасте

Особенность социального развития детей раннего возраста — сотрудничество со взрослыми. Наблюдать за его раскрытием можно в следующем ключе: «ребенок — предмет — взрослый».

В процессе совместной деятельности кроха учится использовать предметы специальными способами, так, как это делают взрослые. Он понимает, что предметы — нечто постоянное, имеющее свои свойства и функции, и пытается сделать все, чтобы с ними познакомиться.

В раннем возрасте малыш заключен в мир вещей и предметов, каждый из которых его влечет либо же, наоборот, отталкивает. Так, например, малышам хочется подниматься и спускаться по лестницам, закрывать или открывать двери, бить в бубен или звонить в колокольчик.

Практическая каждая вещь вызывает у ребенка раннего возраста позитивное или негативное желание, то есть так или иначе побуждает его к деятельности.Если малыш с года до трех сильно увлечен каким-то предметом, его практически невозможно будет от него отвлечь.

При этом ребенок в большинстве случаев не способен в таком раннем возрасте самостоятельно, без помощи взрослого, постичь основные функции предметов только лишь на основании их видимых признаков.
Взрослые на этом этапе помогают малышам понять принцип работы предметов.

Малыш с года до трех выполняет действия в соответствии с образцом, который был продемонстрирован взрослым, иначе правильного результата достичь у него не получается. Именно поэтому ведущая в этом возрасте – предметная деятельность, тогда как средством ее осуществления является ситуативно-деловое общение.

Ведущие направления развития предметной деятельности детей — это:

  • переход к самостоятельной деятельности от совместной со взрослым с выделением образца правильного выполнения действий для сравнения;
  • развитие методов и средств ориентации малыша в процессе выполнения предметного действия, что позволяет ему переносить деятельность с одного предмета на другой, обобщать, сравнивать.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что в процессе предметной деятельности ребенок раннего возраста, используя ситуативно-деловое общение и помощь взрослого, учится навыкам обращения с предметами, учитывая их функциональное предназначение.

Психологические особенности детей 5-6 лет

  • С 5 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст, а это начало активной подготовки к школе и важнейший период формирования личности.
  • Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования, а именно:
  • — формируется произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением
  • — изменения в образе-Я;
  • — отношения со сверстниками переходят на принципиально новый уровень.

1.

Произвольность психических процессов – это психологический механизм волевой регуляции, умение заставить себя запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому, что совсем не интересно, поскольку перед ребенком поставлена такая задача.

  1. ИЗМЕНИНЯ В ОБРАЗЕ — «Я»
  2. До 5 лет в образе – Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению ребенка, у него имеются («Я-реальное» — пол, цвет глаз, волос, что умеет, что любит).
  3. После 5 лет появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть – «Я-идеальное»
  4. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера.

 Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Появление идеального Я, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации (ребенка привлекает в учении не выписывание палочек и букв, а желание видеть себя «умным», «умеющим»).

 Источник отношения ребенка к себе – это оценки и отношение к нему окружающих взрослых. Самооценка становится дифференцированной, доступна самокритичность, самооценка не завышена, то есть адекватна. Начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях (и представления о том, кем и каким он не хотел бы быть ни в коем случае – «Я-отвергаемое)

  • ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
  • Прогресс в психическом развитии создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками:

1) развитие речи достигает высокого уровня – не препятствует взаимопониманию; 2) накопление багажа различных знаний об окружающем мире, ребенок стремится поделиться; 3) развитие произвольности способствует самостоятельному налаживанию совместной игры;

4) интерес ребенка к себе и своим качествам распространяется и на сверстников создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж, ссылаясь на правила.

Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Мотивами выбора может быть общая положительная оценка, выделение положительных качеств, совместная деятельность, дружеские взаимоотношения.

  1. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка.
  2. Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми.
  3. ВЗРОСЛЫЕ

Родители (и значимые взрослые) в этот период выступают для ребенка образцом поведения. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей.

Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те, или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков.

Соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь с теми, кто наиболее симпатичен, т.е с друзьями.

ВСПЛЕСК ИНТЕРЕСА К ПРОТИВОПОЛОЖНОМУ ПОЛУ — КАК УСТРОЕН ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ПОЛ?

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности. Дети оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы.

При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого.

При этом если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются сверстниками, девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков.

Родителям надо помнить, что в этот возрастной период для детей характерно проявление любопытства в отношении того как именно устроен противоположный пол. Т.е детей интересуют конкретные физические различия между девочками и мальчиками. Данный интерес является исключительно ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ и исключительно НОРМАЛЕН для детей данной возрастной группы.

Нужно наоборот задуматься, если ваш ребенок не проявляет никакого интереса к физическим отличиям противоположного пола.

Ведь это может быть и следствием дисгармонии в ваших отношениях – почему он не задает вам (самому близкому человеку на свете) «эти» вопросы? Или быть может он уже узнал что-то об «этом» со стороны? Тут возникает вопрос, в каком формате была подана информация? И как ее восприняло ребенок? Или же в развитии психики ребенка существуют серьезные проблемы.

Взрослым не нужно искать в этом естественном проявлении любопытства у детей нечто, что характерно только для взрослых (здесь не место ханжеству!) Необходимо проявить максимум такта в случаях, когда дети от любопытных вопросов — переходят к практическому наблюдению. Неадекватная реакция взрослого в данной ситуации может нанести серьезный вред психике ребенка и помешать формированию гендерной идентичности.

Также так же могут задавать вопросы, связанные с собственным появлением на свет:: «А как именно я родился?» или «А как я к тебе попал?» Родителям надо быть готовыми к подобным вопросам (хотя чаще всего мы к ним совершенно не готовы).

Читайте также:  Беременность после медикаментозного аборта

Ведь нужно найти такие слова, чтобы суметь объяснить всю специфику разности полов  на языке понятном ребенку.

Попробуйте вспомнить свое собственное детство… Ведь мы, взрослые, тоже когда-то были детьми, с точно такими же жизненно важными вопросами! Какие слова взрослого были бы вам понятны, и в полной мере удовлетворили бы ваш интерес?

ФОРМИРОВАНИЕ РЕТРОСПЕКТИВНОГО ВИДЕНИЯ

В этом возрасте появляется способность представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанный событий: ребенок уже может понимать прошлое и будущее, накапливать знания о мире. Ребенок пытается восстановить ретроспективную линию собственной жизни.

В это время появляется вопрос: — откуда я взялся? А также у детей возникает вопрос о том, что значит умереть? (появляется осознаваемый страх смерти).

Взрослым, на вопросы о смерти, отвечать нужно по возможности честно. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность. Ведь у детей этого возраста начинает формироваться сугубо личное отношение к вопросу смерти. И ребенку необходим твердый фундамент в вопросе «Что будет со мной, когда я умру?».

  • Это может быть тот самый фундамент (или религиозная доктрина) который помогает вам – взрослому.
  • РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕННОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ:
  • — Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи;
  • Быть внимательным к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу.
  • — Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.
  • — Помнить, что ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность.
  • — Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом.

— Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги.

Педагог-психолог

МДОБУ «ДСКВ № 10»

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Огольцова, Е. Г. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста / Е. Г. Огольцова, А. А. Пануровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68023/ (дата обращения: 18.03.2021).



В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: психологические процессы, умственная деятельность, развитие.

Психология детей дошкольного возраста обладает своими особенностями.

Ближе к 4 годам у детей появляются новые виды умственной деятельности, они проявляют желание рассказывать и слушать, начинают интересоваться не только самим предметом, но и его конструкцией, и способами его применения, а это в свою очередь приводит к возникновению в речи ребёнка вопроса «почему?» (этот вопрос задаётся так часто, что детей в этот период называют «почемучками») — взрослый, отвечающий на вопросы, становится для него авторитетом.

Речь развивается постепенно и так же постепенно начинает сопровождать какую-либо деятельность ребёнка (рисование, игру, счёт, наблюдение и т. д.).

Отличительной особенностью речевого развития можно назвать желание детей придумывать собственные слова, беря за основу уже знакомые.

К 5–6 годам ребёнок может связно излагать свои мысли, правильно выстраивать фразы, он обращает внимание на свои слова и то, в какой ситуации они сказаны, в этом возрасте уже достаточно сформирована внутренняя речь, которая позволяет ребёнку планировать будущее высказывание.

Л. Н. Леонтьев писал, что в дошкольные годы у ребёнка «завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образовывают новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности», он говорил, что поэтому период дошкольного детства важен, ведь в нём «складываются психические механизмы личности»» [1].

В этот период ребёнок начинает активно познавать окружающий мир, делать открытия, знакомиться с предметами в доме, в детском саду и на улице. Ребёнок рассматривает, прислушивается, трогает, пробует, изучает свойства, возможности и пределы предметов.

Так как в этот период начинает активно работать и развиваться мыслительная деятельность, то ребёнок переосмысливает многие, уже ранее знакомые ему предметы, проводит их анализ доступными ему способами — актуальными для этого периода в воспитании будут дидактические игры, танцы, лепка из глины или пластилина и рисование.

К школе у детей сформировываются определённые критерии оценки, руководствуясь которыми они выражают своё отношению к миру, а их отношения с окружающими постепенно приобретают нравственный характер, углубляются чувства товарищества и дружбы.

В дошкольном возрасте происходит активное развитие познавательных процессов, например, сенсорного развития, которое приобретает ряд особенностей: усваиваются сенсорные эталоны, растёт целенаправленность, планомерность, управляемость и осознанность восприятия.

Мышление меняется, каждый новый этап развития происходит благодаря предыдущему, ребёнок овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Само мышление проходит путь от наглядно-действенного к наглядно-образному и дальше к словесно-логическому, становится внеситуативным.

Действенная форма мышления имеет для детей важную роль, так как на этом этапе происходит интериоризация мышления и вместе с тем происходит перестройка практических действий; при образном мышлении у детей преобладает доаналитическая ступень мышления — ребёнок мыслит схемами, определёнными образами, которые сохранились у него на основании восприятия.

Осваиваемая речь развивает рассуждение, которое становится способом решения мыслительных задач, появляется проблемность мышления (развивается любознательность и появляются вопросы).

Ребёнок открывает для себя более сложные связи и отношения, учится рассуждать, занимается экспериментированием (оно помогает понять связи и отношения, применить собственные знания и силы), развивается самостоятельность и упорность.

Восприятие становится более сложным, например, узнавание части предмета вызывает его целостный образ и сопоставление с названием этого предмета, ребёнку больше нет необходимости прикасаться к нему воспринимающим органом.

При восприятии картинок для дошкольников большую роль играет задаваемый к ним вопрос, иначе процесс анализирования может затрудниться, а при восприятии пространства дети уже способны ориентироваться, полагаясь на зрительное восприятие, но могут иметь трудности в различии левой и правой стороны.

Развитие мышления имеет тесную связь с речью, которая в свою очередь, проходит путь от ситуативной, связанной с конкретным событием к универсальному средству коммуникации и связи.

Речь приобретает выразительность и новые формы, ребёнок изучает законы языка «взаимодействуя» со словами, учится связному и логичному изложению мыслей, рассуждениям — так речь становится средством познания и мышления.

Появляются выраженные функции речи: планирующая функция для решения практических и интеллектуальных задач; звуковая функция, отвечающая за слова как объекты познания и освоения письменной речи.

Речь становится для ребёнка специфическим видом деятельности, которая имеет различные формы (слушание, беседу, рассуждение, рассказы), а в конце фонематического развития ребёнок правильно различает и произносит звуки [2]. В 5–6 лет ребёнок хорошо понимает сказки и небольшие рассказы, может отвечать на задаваемые вопросы во время повествования или после окончания услышанной истории, может сам придумать небольшую историю или альтернативный финал/прямое продолжение к уже знакомой сказке.

Также во время всего периода дошкольного возраста развивается память. А. А.

Люблинская описала, какие переходы происходят во время развития памяти, например, единичные представления от восприятия конкретного предмета заменяются на оперирование обобщёнными образами; появляется логическое осмысление и чётко дифференцированный и динамический образы, которые отражают многообразие связей [3]. У младших дошкольников образ создаётся на основе практических действий и только потом в речи, когда как у старших образ возникает на основе мыслительного анализа и синтеза. Можно выделить особенности развития памяти в дошкольном возрасте: у детей преимущественно непроизвольная образная память, но при объединении с речью и мышлением начинает приобретать интеллектуальный характер; словесно-смысловой памятью обеспечивается опосредованное познание и расширяется сфера познавательной деятельности; складываются элементы произвольной памяти и формируются предпосылки, превращающие процесс запоминания в специфическую умственную деятельность, которая в свою очередь обеспечивает овладение логическими приёмами запоминания; с возрастом и накоплением опыта (поведения и общения с взрослыми и сверстниками) память включается в развитие личности [2].

В дошкольный период возникают личностные механизмы поведения и активно формируется мотивационная сфера личности, а так же складываются первичные соподчинения мотивов, происходит развитие воле и произвольности [1].

Важное место среди мотивов занимает познавательный мотив, который типичен для старших дошкольников, так как в возрасте 5–6 лет умственная активность начинает обретать самостоятельный характер, что позволяет детям «наживать» опыт.

Так, интеллектуальная активность предоставляет детям возможность без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи и скрытые свойства и отношения предметов [4].

Дети уже с 3 лет начинают проявлять самостоятельность, а с возрастом понимают, что их возможности возросли, задачи и цели, которые они перед собой ставят, также возрастают, как и усилия, прикладываемые к их исполнению, появляется тяга к экспериментированию.

К 5–6 годам у детей достаточно высокая воля и выдержка, ребёнок уже способен предугадывать определённые события, которые могут появиться на пути к желанной цели и в меру индивидуальных особенностей, спокойно их переносить, в то время как у ребёнка 3–4 лет это может отнять больше сил и времени справиться со своими сиюминутными желаниями, что и является тренировкой силы воли.

Внимание у детей имеет непроизвольный характер, а повышенная устойчивость внимания наблюдается при исследованиях, которые включают в себя рассматривание детьми картинок, их описывание и слушание рассказов. К 6–7 годам внимание приобретает произвольность — дети могут управлять вниманием, удерживать и направлять его, используя приёмы, которые он перенял от взрослых.

Ведущая деятельность у детей дошкольного возраста — это игра. Игра (особенно игра ролевая) — это особая форма деятельности для детей, она помогает им реконструировать и перенять общественный опыт.

Одной из первых ролевых игр в «арсенале» ребёнка обычно «игра в семью» или «дочки-матери» — взрослый показывает ребенку, как нужно «играть», то есть выполнять те или иные действия с определёнными предметами, сначала он просто повторяет показанное взрослым, но в последующем ребёнок сам добавляет новые элементы в игру, руководствуясь полученным из жизни опытом и фантазиями на его основе. В дальнейшем в играх появляется различные профессии, с которыми знакомится ребёнок, в играх он примеряет на себя эти профессии и создаёт разные комбинации. С помощью сюжетно-ролевой игры дети осознают нормы общественного поведения, социальные роли и развивается моральное поведение каждого включённого в игру ребёнка, в дополнение учатся взаимодействовать в коллективе, выбирать способы донесения информации до соигроков и выстраивания собственной линии поведения. С возрастом взаимоотношения в играх между детьми усложняются, если детям 4-х лет интересно проводить манипуляции с предметами характерными определённой профессии, подражая действиям взрослого, то для детей старшего возраста, например, шестилетних детей главным образом интересна общественная функция (играя в «больницу», ребёнок интересуется состоянием «пациента», его «жалобами», старается проявить заботу, тем самым исполнив общественную роль доктора).

Литература:

  1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
  2. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
  3. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. — М.: Просвещение, 1972. — 256 с.
  4. Виноградова Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет // Психологическая наука и образование. — 2004. — № 2. — С. 43–46.
Читайте также:  Чему дети могут научить родителей?

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, игра, отношение, предмет, речь, связь, слово, уж, умственная деятельность.

2. Особенности психики и поведения в раннем возрасте

2. Особенности психики и поведения в раннем возрасте

1. Общая характеристика развития ребенка от года до трех лет.

2. Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте.

3. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи.

4. Развитие личности в возрасте от года до трех лет. Кризис «Я сам».

1. На втором году жизни в развитии ребенка начинается новый этап.

Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма.

  • Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внимание к охране ребенка от физических перегрузок, защите от инфекционных заболеваний.
  • Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят.
  • Психологи даже склонны предположить, что три года – это середина пути развития от рождения до зрелости.
  • По сравнению с новорожденным трехлетний малыш владеет многими предметами домашнего обихода, пользуется ложкой, способен к самообслуживанию, общается с окружающими при помощи активной речи, в состоянии следовать элементарным правилам поведения.
  • Выделим основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка:
  • 1) овладение прямой походкой;
  • 2) овладение активной речью;
  • 3) развитие предметной деятельности.
  • Остановимся подробнее на роли прямохождения для психического развития ребенка.
  • В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги.

Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств.

Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.

Таким образом, овладение прямой походкой существенно влияет на психическое развитие ребенка на втором году жизни.

2. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка.

  1. Из всех действий, которые осваивает ребенок в раннем детстве, наиболее значимыми для развития психики являются соотносящиеся и орудийные.
  2. Соотносящиеся действия направлены на приведение предметов или их частей к какому-либо взаимному соответствию, например, складывание пирамидки, матрешек.
  3. Орудийные действия предполагают воздействие одного предмета (орудие) на другие, например, применение ложки во время еды, совочка для игры в песке.
  4. К концу раннего детства начинают складываться и другие виды деятельности, которые будут активно востребованы за пределами этого возраста.
  5. Это, прежде всего, сюжетно-ролевая игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
  6. В ролевой игре действия с предметами становятся вторичными, а на первый план выходит воспроизведение трудовых действий и общественных отношений.

Содержание начальных игр включает всего два-три действия, к трехлетнему возрасту ребенок осваивает сюжетные игры. На третьем году жизни дети начинают широко использовать в играх предметы-заместители (например, вместо градусника – палочка), что является важным приобретением в психическом развитии ребенка.

Рисование начинает формироваться уже около года, когда ребенок еще только способен держать в руке карандаш.

Сначала дети изображают каракули, усматривая в них какие-то образы, к трем годам излюбленным рисунком становится закругленная линия, с помощью которой изображаются практически все объекты и предметы (стадия «головоногов»).

Конструирование еще элементарное. Ребенок копирует образцы, показанные взрослыми.

Итак, наибольшее влияние на психическое развитие ребенка оказывает предметная деятельность, но все более активно развиваются другие виды деятельности.

3. Начало раннего возраста характеризуется несовершенством в развитии познавательных процессов.

Это относится и к восприятию. Ребенок ориентируется в окружающей обстановке и предметах, однако часто ориентировка происходит на основе какого-либо одного, бросающегося в глаза признака, например, ребенок обозначает словом «пти» (птичка) все предметы, у которых есть выступ – клюв.

Сравнение предметов происходит посредством внешних действий, но к концу возрастного этапа в простых случаях может осуществляться при помощи зрения.

На третьем году жизни часто в качестве постоянного образца для сравнения ребенок использует хорошо знакомые предметы (треугольные предметы – «как домик», «как крыша», овальные – «как яичко» и т. п.).

  • В этом же возрасте ребенок способен различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник, и все основные цвета спектра.
  • Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное, тем не менее ребенок уже способен простые мыслительные действия выполнять в уме.
  • В элементарных случаях дети могут производить обобщения по таким существенным признакам, как цвет, форма, величина.
  • Ранний возраст – это наиболее благоприятный (сензитивный) период для овладения речью.
  • Около года ребенок умеет произносить отдельные слова, его словарный запас составляет от 4 до 10 слов.
  • Примерно в два года малыш говорит простыми предложениями, а к четырем – почти так же, как и взрослые.
  • Развитие речи идет по следующим направлениям:
  • 1) совершенствование понимания речи (пассивная речь);
  • 2) формируется собственная активная речь.
  • Подробнее остановимся на развитии активной речи.
  • Словарный запас ребенка 1,5 лет составляет от 30–40 до 100 слов, к концу двух лет – примерно 300 слов, а к трем годам – уже 1200–1500 слов.
  • В возрасте от года до полутора лет ребенок начинает называть вещи своими именами, но при этом усваивает лишь отдельные свойства предметов.
  • На начальном этапе овладения речевой структурой ребенок усваивает слоги, вначале ударные, затем удвоенные и однослоговые слова.
  • В это время еще не происходит построение предложений, а в качестве таковых выступает одно, позже два слова, не изменяющихся по родам и падежам.

В 1,5–2 года речь ребенка еще мало похожа на речь взрослого человека. Такая речь называется автономной.

Взрослым не следует поддерживать эту речь, иначе она может сохраняться длительное время.

Овладение речью имеет огромное значение для различных сторон психического развития ребенка, под ее влиянием перестраиваются психические процессы ребенка, благодаря чему начинается активное познание окружающего мира.

4. На протяжении раннего возраста происходит постепенное усвоение ребенком человеческих форм поведения. Малыш хочет получить от взрослого похвалу и огорчается, если им недовольны. Продолжает формироваться чувство симпатии по отношению к другим людям, что может выражаться в сочувствии, желании поделиться игрушками.

В этом периоде происходит усвоение ребенком своего имени. Малыш достаточно рано отождествляет себя со своим именем, отстаивает право на него и протестует, если его ошибочно называют другим именем.

К концу 3-го года жизни появляется осознание себя как отдельной личности, что свидетельствует о начале кризиса, который психологи называют «Я сам».

Этот кризис имеет очень яркие внешние проявления. Назовем самые яркие симптомы.

1. Негативизм – ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил взрослый.

2. Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого сильно хочется, а потому, что не хочет уступить.

3. Строптивость – недовольство по всякому поводу.

4. Своеволие, своенравие – стремление ребенка к самостоятельности, желание все делать самому.

Перечисленные признаки являются основными, характерными для большинства детей, однако психологи выделяют и ряд второстепенных симптомов.

5. Протест (бунт) – поведение приобретает протестный характер, часто возникают ссоры с родителями, братьями, сестрами.

6. Обесценивание – ребенок начинает употреблять ругательные слова, ломает игрушки и т. п.

7. В семье с единственным ребенком возможно проявление деспотизма, с несколькими детьми – ревности по отношению к родителям.

  1. В период этого кризиса происходит перестройка социальной позиции ребенка по отношению к окружающим людям, возникают мотивы, связанные с проявлением личности ребенка.
  2. Взрослым следует помнить, что осознание детьми своих возможностей, как правило, не соответствует самим возможностям, поэтому надо чаще создавать игровые ситуации, где возможно разрешить возникающие конфликты.
  3. Таким образом, в период раннего детства происходит перестройка социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей.
  4. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector