Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Развитие памяти у детей младшего школьного возрастаВ младшем школьном возрасте идет интенсивное развитие произвольности всех психических процессов, что является немаловажным для школьника. Именно умение ставить цель и прикладывать волевые усилия при получении школьных знаний дают возможность легко и успешно обучаться. Для младших школьников особенно важно иметь хорошую произвольную память. Многие родители считают, что их детишки обладают отличной памятью, так как быстро запоминают разные предметы, тексты, события. Порой они гордятся способностью своего чада легко воспроизводить длинные сказки, стихи, считая, что в школе ребенок не будет испытывать никаких затруднений при запоминании учебного материала. Однако нередко при переходе в школу восхищение взрослых сменяется недоумением, когда первоклассник не может воспроизвести текст, выучить правило русского языка, повторить содержание задачи, пересказать описание картины. Чтобы этого не происходило, любящие родители должны вовремя позаботиться о развитии у маленького ученика произвольной памяти, являющейся ведущим психическим процессом в начальной школе. Решению этой задачи помогут специальные упражнения, которые каждый родитель сможет дома проводить со своим ребенком.

Что важно помнить родителям при развитии памяти у детей?

Если правильно подобрать и организовать развивающие упражнения для памяти, можно добиться хороших результатов в домашних условиях.

Родителям нужно знать, что во время таких занятий необходимо учитывать определенные факторы (причины), которые влияют на обучение и делаюют его интересным для ребятишек.

Специалисты советуют обратить внимание на психологические особенности младших школьников, как основные факторы формирования произвольной памяти:

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

  1. Обязательно поддерживать интерес к домашним занятиям. У маленьких учеников произвольные процессы находятся в стадии развития, поэтому их трудно увлечь монотонными упражнениями. Этого можно достигнуть, если задания будут творческие, увлекательные, постоянно меняющиеся.
  2. Развивать мотив (побуждение) к запоминанию, то есть школьник должен осознавать, для чего нужно запоминать учебный материал, как потом им можно воспользоваться, при помощи каких приемов легко запомнить трудную информацию.
  3. Одним из главных факторов запоминания является хорошо развитое внимание. Специалисты заявляют, что в восьмидесяти процентах запоминание зависит от умения сосредотачиваться и концентрироваться на объекте. Поэтому полезными будут комплексные упражнения на развитие сразу нескольких процессов: памяти, внимания, мышления.
  4. Пока еще у младшего школьника непроизвольность преобладает над умением ставить цель и прилагать волевые усилия, поэтому при домашнем обучении ребенку необходимы яркие впечатления. В этом плане развивающий материал необходимо преподносить школьнику в комфортном для него виде:
    • идти от простых заданий к сложным постепенно;
    • занятия не должны утомлять ребенка;
    • проводить совместную подготовку заданий;
    • вести дневник достижений школьника;
    • использовать поощрения за правильно выполненные упражнения.

Учим приемам запоминания в упражнениях

Младший школьник в отличие от дошкольника уже может самостоятельно пользоваться специальными приемами запоминания (мнемотехникой), если только хорошо научится ими владеть.

Важно: если научить ребенка мнемическим приемам, у него будет активно развиваться произвольное запоминание, которое сделает усвоение учебного материала доступным и быстрым.

Какими средствами родители могут обучить детей приемам запоминания? Универсальное средство, которое используют психологи и педагоги в работе с детьми, – это упражнения для развития памяти у младших школьников. При помощи увлекательных заданий можно не только развивать память, но и обучать ребят мнемотехнике, которая каждому человеку жизненно необходима.

Упражнения на визуализацию

«Вспомни и нарисуй»

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Взрослый неторопливо диктует разные слова, предлагая школьнику к названному образу придумать и нарисовать соответствующий рисунок. Если образ связан с конкретным понятием, ребенку довольно легко выполнить задание, если понятие отвлеченное, то нужны соответствующие волевые усилия, например:

  • 1 группа — автомобиль, цветы на лугу, играющий мальчик, веселый праздник, солнечный день;
  • 2 группа — скоростной автомобиль, увядающие цветы, завистливый ребенок, праздник не получился, счастливый день.

Затем, в опоре на подготовленные рисунки, ребенок вспоминает продиктованные слова. Чтобы поддерживать интерес школьника к упражнению, нужно постоянно менять образы. На первых порах взрослый может подсказать, как изобразить отвлеченное понятие, например, при помощи символов (смайликов) показать «не получившийся праздник».

«Рисуем спичками»

Усложненный вариант представленного выше задания заключается в том, что школьнику вместо подготовки рисунков предлагается выложить образ для запоминания из спичек или счетных палочек.

Взрослый диктует слова с интервалом в одну минуту, а ребенок создает образ. Затем идет припоминание продиктованных слов в опоре на «спичечное изображение».

Кроме этого, в упражнении прекрасно совершенствуется мелкая моторика.

«Нарисуй, что запомнил»

При помощи этого упражнения развивается осознанное воспроизведение предметов и концентрация внимания.

Ребенку предлагается в течение 30 секунд внимательно рассмотреть изображения знакомых предметов. Затем рисунки закрываются, и школьник зарисовывает запомнившиеся предметы. После этого рисунки сравниваются с представленными изображениями.

Количество предлагаемых предметов увеличивается постепенно (с 6 до 12). Возможно, в начале обучения этому упражнению первоклашке будет сложно изобразить все запомнившиеся предметы.

Родитель должен учитывать это, поощрять за малейший успех, тогда задание быстрее усвоится.

«Представь предмет»

Развитие памяти у детей младшего школьного возрастаУпражнение помогает развивать слуховую или зрительную память, активизирует словарный запас.

Взрослый предлагает послушать слова и представить предметы, которые они обозначают. Затем ребенок рассказывает о запомнившемся предмете.

Например, лимон — овальной формы, желтый, душистый, кислый на вкус.

Для развития зрительной памяти используются рисунки предметов. Задание можно предлагать школьнику на прогулке, в поездке, так как оно не требует специальной подготовки.

«Запомни и отыщи»

Задание помогает активизировать осознанное воспроизведение. Школьнику предлагается запомнить несколько картинок с изображенными предметами. Затем картинки убираются, ребенок должен отыскать эти предметы на 10-12 сюжетных картинках. Подобное задание взрослый может предлагать для работы с цифрами и буквами, что очень полезно для первоклассника.

Упражнения на ассоциации

Классическим мнемическим приемом давно уже стали ассоциативные цепочки, когда одни объекты вызывают образ других. Психологи активно используют ассоциации при развитии произвольной памяти у детей.

Например, вспомнили с детьми новогодний праздник, в сознании сразу появляются образы Деда Мороза и Снегурочки, подарков.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Ассоциативные цепочки используются на уроках ознакомления с окружающим, когда надо запомнить специальные термины, изучить карту, животный или растительный мир.

Также в начальной школы можно научить ребят приему символизации: выразить цветом настроение произведения, символом обозначить характер героя произведения, показать цветом свое отношение к содержанию текста.

«Какая картинка поможет тебе?»

Взрослый дает ребенку рассмотреть до 20 карточек с нарисованными предметами. Например, помидор, автобус, собака, чашка, шарик, карандаш и прочее. Поочередно называя слова для запоминания, ведущий предлагает выбрать ту картинку, при помощи которой легко запомнить слово.

После проделанной работы ребенок в опоре на отложенные картинки воспроизводит запомнившиеся слова. В этом задании важно не торопить школьника, дать ему возможность установить связи между изображением и словом для запоминания. На первых порах взрослый помогает найти соответствующую картинку.

Несмотря на сложность задания, упражнение хорошо развивает произвольность запоминания.

Например, для слова «овощи» подбирается картинка «помидор»; слово «пить» — картинка «чашка»; слово «круглый» — картинка «шарик» и т. д.

«Придумай историю»

Сложное упражнение для развития произвольности памяти, требующее определенного опыта, проводится со школьниками второго-третьего класса.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Например, предлагаются слова: чашка, цветок, вода, вкусный, радостно. Может получиться следующий сюжет: «На праздник сын подарил маме цветок, который она поставила в воду. Потом мама приготовила ужин, и вся семья пила вкусный чай из красивых чашек. Всем было радостно».

Постепенно ребенок учится сам устанавливать ассоциативные связи и объединять слова, внешне логически не связанные.

Важно: родителям не стоит ограничивать воображение ребенка при составлении рассказа. Детям лучше самим пытаться найти ассоциации, даже если они будут нескладные. Надо дать возможность воображению школьника, тогда он легко овладеет этим приемом запоминания.

Упражнения на запоминание текстов

Среди младших школьников можно выделить группы детей, которые по-разному запоминают учебный материал:

  1. одним достаточно раз прочитать произведение или прослушать объяснение учителя, чтобы запомнить и воспроизвести содержание;
  2. другие быстро заучивают материал, но также легко его забывают; 
  3. к третьей группе относятся дети, которые очень медленно и трудно запоминают, а затем быстро забывают выученный текст.

Родителям приходится приложить немало усилий, чтобы научить своего школьника правильному запоминанию сложного учебного материала.

С этой целью можно предложить приемы, направленные на осмысливание запоминаемого содержания.

«Представляем стихотворение»

Задание помогает научить младшего школьника мыслить образами, соотнося с ними запоминаемый текст. Обычно такой прием помогает при заучивании стихов. Взрослый учит первоклассника, читая текст, мысленно представлять соответствующую картинку, на этом основана техника запоминания. Вот как выглядит алгоритм запоминания:

  1. Прочитать первую строчку стихотворения.
  2. Представить содержание стихотворной строки при помощи образа.
  3. Проделать такую же работу со всеми четверостишиями.
  4. Вспомнить все придуманные образы и попытаться связать их со стихотворными строками.
  5. Повторное чтение стихотворения в опоре на образы.
  • Например, стихотворение И. Сурикова «Вот моя деревня» для заучивания в первом классе:
  • Развитие памяти у детей младшего школьного возрастаВот моя деревня, (образ деревни, в которой современные дети бывают довольно часто, легко представить) Вот мой дом родной, (маленький домик-дача) Вот качусь на санках
  • По горе крутой, (предложить ребенку вспомнить, как он катается на санках или снегокате с горки)

Вот свернули санки,

И я на бок — хлоп! (представить упавшего в сугроб ребенка довольно легко для школьника).

Кубарем качуся

  1. Под гору, в сугроб.
  2. Для лучшего запоминания можно предложить первоклашке зарисовать такую смешную картинку, тогда запоминание пройдет еще быстрее.

«Склеиваем текст»

Для второклассников и старших школьников актуальными будут специальные упражнения на запоминание учебных текстов. Для этого разработана оригинальная методика: обучение склеиванию текста, разрезанного на части (абзацы, предложения, группы слов). Взрослый подготавливает содержание на отдельном листе бумаги.

Текст читается ребенком, обсуждается со взрослым (идея содержания, кто является главным героем, какие события описываются и т. д.). Затем подготовленный текст разрезается на отдельные части. В разрезании может принять участие сам школьник, взрослый лишь показывает, как это лучше сделать.

Затем идет сборка разрезанных частей. Так ненавязчиво школьник запоминает сложный по содержанию материал.Обычно такое задание увлекает детей, они самостоятельно могут использовать разрезание и склеивание любых текстов.

Главное, родители должны подготовить тексты на отдельных листах бумаги, чтобы второклашка ненароком не изрезал книгу.

Кроме представленных упражнений, которые требуют определенной подготовки, можно порекомендовать родителям на прогулке, во время поездки, за вечерним чаем довольно простые, но интересные задания.

«Парочки»

Ребенку предлагаются парные слова, которые нужно запомнить попарно, а затем по первому слову припомнить второе (тетрадь — ручка, кукла — платье, мяч — нога, собака — кость, море — плавать, уроки — учить, дождь-зонт, лужа – промочить). При освоении упражнения школьник сам может придумывать «парочки». Упражнение можно проводить в семейном кругу.

Читайте также:  Чем накормить ребенка в дороге

«Раз словечко, два словечко, три …»

Взрослый предлагает школьнику прослушать 10 слов и запомнить их. Затем вспомнить слова в таком же порядке. За правильный ответ можно приготовить приз или баллы, которые потом суммируются и поощряются. Баллы записываются на отдельном листе бумаги, школьник следит за их накоплением.

«Ребусы, кроссворды, головоломки»

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

«Считалки, скороговорки, потешки»

Народные потешки помогают активно развивать произвольную память, так как зачастую в их содержание входят логически не связанные между собой понятия, которые надо запомнить.

Помогает рифмованный текст, например:

Раз, два, три, четыре, пять. Будем в прятки мы играть. Небо, звёзды, луг, цветы –

Ты пойди — ка поводи!

Особенности развития памяти у младших школьников

Память составляет основу интеллекта человека. По этой причине обязательным условием высокой успеваемости в школе является хорошая память.

У каждого ребенка свои индивидуальные возможности, однако какой бы слабой памятью не наделила природа ученика – это вовсе не повод сразу же записывать его в «двоечники».

Все дело в том, что ее можно улучшить, и для этого существуют различные методики развития памяти у школьников.

Особенности памяти детей младшего школьного возраста

На этапе перехода от дошкольного периода к младшему школьному у ребенка отмечаются такие особенности памяти и процесса запоминания:

  • преобладает наглядно-образная память;
  • отмечается склонность к механическому заучиванию путем многократного повторения;
  • легче запоминается конкретная информация, чем устные объяснения или абстрактные определения;
  • дети долго помнят тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик;
  • благодаря повышенной любознательности дети запоминают интересующую информацию легко и быстро;
  • чем больше органов чувств задействовано в процессе заучивания, тем лучше все запомнится.

За время обучения в начальной школе происходят существенные изменения:

  • отмечается переход от непроизвольного к произвольному запоминанию;
  • начинается формирование словесно-логической памяти.

Первое время после поступления в 1 класс малыш пользуется природными возможностями своей памяти. Ему проще зазубрить материал, не вникая в его смысл.

В среднем в 7-летнем возрасте процесс формирования природной памяти завершается, и в дальнейшем она не развивается.

У учеников начальной школы постепенно проявляется тенденция к использованию произвольного запоминания. Младшие школьники учатся использовать различные способы, облегчающие заучивание. Проблема в том, что они не могут еще самостоятельно планировать и контролировать процесс запоминания, давать себе необходимые установки. Поэтому им понадобится помощь учителя и родителей.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Годы обучения в начальной школе – самый удачный возрастной период для целенаправленного развития памяти. Ведь в дальнейшем учебной информации становится намного больше.

К тому же она сложно организована и трудна для запоминания.

Отсюда напрашивается неутешительный вывод: если своевременно не уделить должного внимания этому вопросу, то обучение в старших классах будет проходить малоэффективно.

Пути развития памяти у младших школьников

Развитие памяти у младших школьников основывается на:

  • ознакомлении их с приемами обработки информации, которую надо запомнить;
  • выстраивании системы различных способов запоминания;
  • выполнении тренировочных упражнений.

Приемы и способы запоминания

Известно более десяти приемов и способов запоминания, которые содействуют развитию памяти младших школьников.

  1. Группировка. Учебный материал делится на логические части, группы. Например, текст параграфа имеет вступление, основную часть и т.д.
  2. Классификация. Представляет собой более четкое распределение информации на группы (классы). Например, разделить слова по тематической принадлежности, по частям речи и т.д.
  3. Придумывание ассоциаций. Материал, который надо запомнить связывают с уже известными ребенку понятиями, знаниями. Например, цифра 8 похожа на снеговика, а у троллейбуса сверху два «рога» и в написании этого слова две буквы «эл».
  4. Мнемотехника. Деятельность, направленная на упорядочивание информации и связывание ее в единое целое с помощью ассоциаций. Например, чтобы запомнить большой текст, его разделяют на части и каждую соотносят с объектами на картинке. Через время, при взгляде рисунок можно будет вспомнить и воспроизвести всю информацию.
  5. Поиск опорного пункта. В изучаемом материале выбираются моменты, которые станут опорой для вспоминания. Например, смешное имя, непонятные слова, схемы, формулы и т.д.
  6. Мнемический план. Поиск в объемном материале нескольких опорных пунктов и запоминание их в определенном порядке.
  7. Установление аналогий. Нахождение сходства, подобия в уже выученной и новой информации. Например, после того как выучено правило про имя существительное, все остальные сведения про части речи запоминаются по такому же образцу «… — это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы…».
  8. Схематизация. Изображение основного содержания в упрощенном и обобщенном виде, т.е. составление схем.
  9. Достраивание материала. Объединение разрозненной информации с помощью придумывания разных связок, шутливых фраз. Например, чтобы запомнить правило о биссектрисе, придумали стишок: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
  10. Структурирование. Выяснение внутренней структуры информации, т.е. составление плана.
  11. Систематизация. Установление связи между отдельными частями материала, что помогает воспринимать его как единое целое. Например, при заучивании таблицы умножения числа 6 определяется, что в каждом последующем примере его ответ больше предыдущего на 6.
  12. Перекодирование. Техника преобразования вербальной информации в образы или картинки. Например, заучивать стихотворение по иллюстрации к нему.
  13. Установление последовательности. Упорядочивание, выстраивание информации по определенному признаку. Например, запоминая слова – исключения из правил, сначала называть одушевленные, затем неодушевленные предметы.

Развитие памяти у детей школьного возраста обусловлено овладением ими максимально возможным количеством различных приемов запоминания, на основе чего они могут выбрать из них несколько наиболее подходящих для себя. Это долговременный процесс, зато в дальнейшем ученики смогут сохранять в памяти любую информацию самым действенным способом.

Факторы эффективности запоминания

Чтобы заученные знания оставались в памяти надолго, необходимо обеспечить соблюдение основных факторов, которые лежат в основе эффективного запоминания.

  1. Фактор желания. Ребенок должен осознанно ставить перед собой задачу выучить материал.
  2. Фактор мотивации. Ученику нужно понимать, зачем ему эта информация, где, как и когда он сможет ее применить.
  3. Фактор ярких эмоций и впечатлений. Желательно, чтобы изучаемый материал имел эмоциональную окрашенность.
  4. Фактор устойчивого внимания. Школьник должен быть сосредоточен на процессе обработки информации.

В 80% случаев плохого запоминания материала это происходит именно из-за отсутствия должного внимания и концентрации.

Как развивать

Работа по развитию памяти у детей младшего школьного возраста должна быть специально организована. В противном случае хаотично применяемые методы развития памяти у младших школьников окажутся непродуктивными. Учителю необходимо выстраивать целую систему по формированию у учеников способностей управлять своей памятью. Она должна включать:

  • тестирование;
  • диагностику;
  • выполнение игр, заданий, упражнений;
  • мониторинг динамики.

Такие исследования необходимы для определения ведущего типа памяти, отслеживания уровня ее развития. В соответствии с полученными результатами педагог может выбрать подходящие упражнения.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Творческие задания

В этом направлении рекомендуется выполнять упражнения, которые способствуют увеличению объема памяти, скорости воспроизведения, формированию устойчивых ассоциативных цепочек.

Что изменилось?

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунок и запомнить все, что он видит. Через 30 секунд рисунок переворачивается. Затем школьнику предлагается другой рисунок, на котором изображение отличается от предыдущего только отдельными деталями. Нужно вспомнить содержание первой картинки и назвать отличия.

Что запомнил?

Школьнику в течение 20 секунд показывают картинку, на которой изображено несколько разных предметов. Ему дается установка: все внимательно рассмотреть и постараться запомнить как можно больше объектов.

По окончании отведенного времени картинка убирается, а ребенку предлагается нарисовать (написать, назвать) те предметы, которые он запомнил.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Назови, что видел или слышал

Во время прогулки или посещения малознакомого места ребенку предлагается закрыть глаза и постараться назвать как можно больше предметов, которые он заметил. Чтобы тренировать слуховую память, ученика просят назвать звуки, которые он слышал за это время.

Запах дождика

Игра проводится в виде беседы. Ученика просят дать ответы на вопросы.

  • Представь, что за окном идет дождь. Ты стоишь и смотришь на улицу. Расскажи, что ты видишь.
  • Постарайся вспомнить, как капли ударяются по стеклу. На что похож шум дождя? Из каких звуков он состоит?
  • Вспомни, как пахнет земля после дождя? Как пахнет трава?
  • Опиши, как выглядит все вокруг после дождя.

Память на движения

Данное упражнение направлено на тренировку двигательной памяти. Есть два варианта его проведения.

1 вариант. Ребенок должен вспомнить и показать:

  • как собака прыгает за костью;
  • как кошка греется на солнце;
  • как мы поднимаемся по лестнице;
  • как полицейский останавливает автомобиль;
  • как бабушка поправляет на носу очки.

2 вариант. Ребенок должен представить, что он мяч и показать:

  • как его перебрасывают от одного игрока к другому;
  • как его ударяют об пол, и он подскакивает вверх;
  • как он влетает в футбольные ворота.

Пятачок за рулем

Школьнику предлагается взглянуть на картинки в течение 1 секунды. После этого он должен ответить на вопрос: «Какая машина понравилась Пятачку больше всего?».

При выполнении этого упражнения у детей тренируется эмоциональная память.

Узнай геометрические фигуры

Это игра с постепенным усложнением. Ее можно проводить на уроках математики. Для ее организации нужно вырезать из плотного картона 5 геометрических фигур. Они должны быть разными и по цвету, и по размеру.

1 задание. Ребенок поочередно берет в руки по одной фигуре и внимательно рассматривает их. После этого все фигуры перемешиваются, а ученик должен вспомнить и выложить их перед собой в той последовательности, в которой он их просматривал.

2 задание. После того, как первое задание было выполнено 2 – 3 раза, на следующем уроке игра немного усложняется. Ребенку завязывают глаза и просят поочередно брать фигуры в руки, ощупывать их и отвечать на вопросы:

  • Какую фигуру держишь в руках?
  • Что она напоминает?
  • Какого она цвета?

3 задание. Последнее упражнение самое сложное. Для него каждая фигура разрезается на 4 части. Ребенок должен по очереди сложить детали в целую фигуру. Причем делает он это с завязанными глазами.

С помощью этих упражнений хорошо тренируется осязательная и зрительная память.

Творческие задания для тренировки произвольной памяти

Представленные игры направлены на ознакомление школьников с разными способами запоминания и тренировку в их применении.

Подарки Деда Мороза

Для упражнения нужно подготовить картинку, которая состоит из двух частей. На одной половине изображен мешок с разнообразными подарками. На другой стороне нарисовано несколько детей. Все они занимаются своими делами.

Сначала ученик рассматривает целую картинку и выбирает, какой подарок подойдет каждому малышу. После того, как все предметы будут распределены, первая часть рисунка закрывается. Ученику необходимо, глядя на детей, вспомнить и назвать все, что лежит в мешке.

Читайте также:  Прятки ─ полезная игра для здоровья детей

Часы

Ребенку показывают картинку с несколькими часами, которые показывают разное время. Ему нужно как можно быстрее запомнить, какое именно время показывают часы на каждом изображении.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Чтобы сделать это, ребенку предлагается определить, который час на каждом циферблате и вспомнить, чем он занят в это время по своему распорядку дня.

Ассоциации

Эта игра проводится устно. Учитель сообщает школьнику, что он будет называть ему разные слова, а он должен к каждому придумать ассоциацию.

Примерный набор слов: добрый, молодой, аккуратный, маленький, сильный, гигантский, трусливый.

Когда первая часть задания выполнена, школьнику надо вспомнить все подобранные ассоциации и попытаться повторить слова, которые говорил учитель.

Вспомни правило

Детям показывается рисунок, на котором изображены, например, арбуз, сапог, велосипед, столб. Им нужно назвать каждый предмет и определить, какое правило эти слова иллюстрируют.

От рассказа к схеме

Суть игры раскроем на примере изучения сказки «Петушок и бобовое зернышко». После ее прочтения ученикам предлагается вспомнить весь путь курочки и построить схему, где указано ее перемещение.

От рассказа к рисунку

Такое упражнение подходит для заучивания стихотворений. Ребенок по ходу чтения каждой строчки рисует на листе бумаги все то, о чем в нем говорится.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Творческие задания для тренировки способностей управлять своей памятью

Приведенные ниже упражнения помогают детям учиться давать себе установки на запоминание, планировать процесс заучивания, выбирать способ запоминания.

Стулья

Ребенку предлагается представить, что он директор мебельной фабрики. Ему нужно будет провести совещание по обсуждению ассортимента стульев, которые изготавливают на фабрике.

Чтобы подготовиться, ребенку дают рисунок с изображением нескольких разных моделей стульев. Он должен внимательно рассмотреть его и придумать способ запоминания всех особенностей и отличий каждого стула.

Путь почтальона Печкина

Для этого упражнения подготавливается картинка с изображением нескольких разных на вид домиков и почтового отделения. Ученику нужно рассмотреть рисунок и найти самый удобный путь, по которому Печкин сможет зайти в каждый дом и вернуться на почту.

Далее он должен придумать способ объяснения всего маршрута почтальону Печкину. Это может быть схема или словесное описание с добавлением ярких характеристик. Даже можно пофантазировать на тему, кто живет в домиках или какие посылки почтальон отнесет каждому.

Номер телефона

Такое упражнение поможет научиться легко запоминать номера телефонов. Для этого нужно каждой цифре придумать ассоциацию – образ, а потом сочинить со всеми этими словами маленькую историю. Важно при этом не менять последовательность цифр. Чтобы процесс заучивания был еще легче, можно сделать задание музыкальным, т.е. предложить сочинить песенку и часто напевать ее себе.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста тесным образом связано с формированием мышления, внимания и воображения. Рекомендуется в творческие занятия с детьми включать задания, направленные на усовершенствование и этих психических познавательных процессов.

Развитие памяти у школьников

Анна Б. Горская

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Школа, домашние задания, тесты … Современный мир повышает требования к человеку. Вопрос развития памяти у младших школьников становится всё актуальнее. В этой статье мы с вами разберем, как развивается память школьном возрасте, узнаем, что нужно делать, чтобы помочь своему ребенку лучше запоминать информацию, какими упражнениями пользоваться.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Вернёмся к вопросу: какой он, современный школьник? Часто даже в младших классах это — продвинутый пользователь во многих областях жизни. Человек, который понимает новшества и современные гаджеты лучше взрослых. То есть у младших школьников очень гибкое мышление, которое способно легко воспринимать, буквально «на лету» схватывать новую информацию.

Откуда же берутся проблемы с памятью?

Самые частые варианты – отсутствие интереса и желания запоминать, то, что нужно. Или недостаток внимания. Но встречаются дети, которым в принципе сложно даётся запоминание новой информации. Человеческая память — как мышцы, которые нужно тренировать.

Память у детей младшего возраста преимущественно механическая, то есть заучивание. Это максимально удобный и привычный для них способ запоминания. Однако, не самый эффективный.

К тому же, с возрастом этот способ всё больше уступает место другим видам памяти. Научить ребенка усваивать информацию разными способами -значит помочь ему избежать проблем в будущем. Это – важная задача, которая засуживает внимания. Без специальных упражнений не обойтись. Печально, но без обучения сама собой память не развивается.

  • Больше познакомиться с этим понятием необходимо, чтобы помочь своему ребенку.
  • Память — это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек раньше пережевал и делал.
  • Виды памяти:
  1. Двигательная память (моторная). Она позволяет запоминать различные движения, помогает выработать навыки.
  2. Эмоциональная память. Сильная память, которая запоминает эмоции, чувства, переживания.
  3. Словесно-логическая память. Запоминает материал, устанавливает смысловые связи. Благодаря этому виду запоминания мы можем рассуждать и делать умозаключения.
  4. Образная память. Позволяет запоминать образы, возникающие в сознании.

По способу запоминания этот процесс делиться на произвольное, когда заучиваем сознательно наизусть информацию, и непроизвольное. В этом случае запоминание происходит само собой, мы не ставим перед собой такой цели.

По длительности хранения информации память делится на кратковременную и долговременную. Так же принято отдельно выделять оперативную, или рабочую память. Она необходима чтобы, например, запомнить адрес, по которому нужно добраться. Поле того, как задача выполнена, этот адрес забывается, потому что больше не нужен.

Если вы хотите с ребенком разобраться в том, как работает память, посмотрите мультик «Головоломка» -это отличная иллюстрация механизмов запоминания и хранения информации в мозге.

Механизм работы памяти этот можно описать так: Запоминание > сохранение > воспроизведение > забывание Причём, информация проходит «сортировку». Сначала она поступает в кратковременную память, затем важная на долго отправляется в долговременную память, нужная прямо сейчас – в оперативную, а то что не нужно – забывается.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

  1. У ребят в младшего школьного возраста классах более развита память наглядно- образная, чем смысловая. То есть они хорошо запоминают конкретику — предметы, факты и т.д. В школьной программе в этом возрасте ученикам дают большое количество конкретного материала. Это способствует ещё большему развитию этого типа запоминания.
  2. Ребята не умеют разбивать материал на группы, правильно организовать процесс запоминания, использовать логические схемы.

Им проще запомнить дословно и неосознанно. Этому способствует ещё недостаточное развитие речи. Часто ребенку проще дословно рассказать текст, чем пересказать его своими словами. С этим необходимо бороться и добиваться понимания того, что учит школьник.

В начальных классах нужно готовить учеников к обучению в средней школе, развивать логическую память, чтобы легко усваивать объяснения, определения, доказательства. Приучать к этому типу запоминания значит развивать их мышление.

Нужно научить ребят в младшей школе резным приёмам запоминания, помочь выбрать наиболее эффективные для них.

Без специального обучения учащиеся младшего звена не умеют запоминать правильно и просто учат наизусть.

Они запоминают только целиком, и не могут воспроизвести информацию частями. Наглядный пример –ребенок выучил длинное стихотворение, сбился в середине и начинает рассказывать его заново. Знакомо?

После обучения ребята легко пользуются новыми способами запоминания, показывают отличные результаты.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Почему всем дают одну и ту же информацию на уроках, но каждый понимает и воспринимает ее по-своему и запоминает с разной скоростью?

Ответ прост. Все люди очень разные. У каждого существуют свои особенности восприятия.

К сожалению, в школе на это не обращают внимания. Все должны делать то, что нужно по программе. Информацию дают именно так, а не иначе. Так устроена наша система.

Если вы заметили, что школьнику сложно даётся запоминание информации стоит уделить внимание развитию памяти младших школьников.

Первое, что нужно – определить ведущую память ребенка. Существуют три канала восприятия:

  1.  Аудиальный, или звуковой. Аудиал — человек, воспринимающий подавляющее большинство информации через звуки. Они чаще всего обращаются к описанию окружающего мира через звуки. Их доминирующее чувство — слух, поэтому они имеют, как правило, сильные коммуникативные навыки.

Развитие памяти детей младшего школьного возраста посредствам внеклассной работы

Память лежит в основе способностей каждого ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений, т.е. память младшего школьника – первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности.

Учителю необходимо построить процесс обучения так, чтобы добиться от учащихся максимального запоминания материала и его наиболее точного воспроизведения, а это возможно лишь тогда, когда психологические процессы приобретают произвольный характер.

Процесс развития памяти у детей будет протекать успешно, если учитель и родители будут строить его, учитывая индивидуальные особенности конкретного ребёнка: пользуясь рекомендациями, используя различные приёмы, способствующие хорошему запоминанию [7].

Лучше всего это делать во время внеклассных мероприятий. Но в последнее время на них практически не уделяется внимания развитию таких важных качеств, как память, мышление, восприятие и внимание. Даже в учебнике И. В. Дубровиной, Е. Е. Даниловой, А. М.

 Прихожан «Психология» говорится о том, что в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у младших школьников адекватных, рациональных приемов и способов запоминания.

Без специальной целенаправленной работы приемы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными [4, с. 404].

Память есть у всех живых существ, но у человека она достигает наиболее высокого уровня своего развития. Никакое другое живое существо в мире не располагает такими же мнемическими возможностями, какими обладает человек [10, с.185].

Память – психический процесс, включающий в себя процессы: запоминание, сохранение и последующее воспроизведении того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти.

И сама память немыслима вне других психических процессов [4, с.123].

И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова и А. М. Прихожан условно разделяют виды памяти на 3 группы:

1. Что запоминает человек (предметы, явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память.

2. Как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память.

3. Как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, оперативная, долговременная [7, с.159].

Двигательная или моторная память позволяет запоминать различные движения и действия, умения и навыки. Эмоциональная память помогает помнить переживания, эмоции, чувства, которые мы испытывали в каких-либо ситуациях.

Смысловая или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, размышлений, словесных формулировок, понятий. Образная память – это вид памяти, связанный с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир.

В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую.

Произвольная память предполагает наличие специальной цели — запомнить, которую ставит человек и производит волевые усилия, применяет для этого соответствующие приемы. Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, явление, случай, они запоминаются сами с собой, без волевых усилий, без применения специальных приемов [7, с.159].

Читайте также:  Грудное вскармливание: выбираем правильный бюстгальтер

Кратковременная и долговременная память – эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает [7, с.158]. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность – несколько секунд или минут.

Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Выделяют еще оперативную память, под которой понимается запоминание каких-либо сведений на время, необходимое для выполнения отдельного акта деятельности, операции.

Все виды памяти самоценны и необходимы, в процессе взросления и жизни человека они не исчезают, а обогащаются и взаимодействуют между собой [4, с.125].

Наилучшее время развития памяти – это младший школьный возраст, то есть годы жизни с 6 до 11 лет [2]. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми.

Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста возрастает роль детского сообщества, большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники. Центром социальной ситуации развития становится учитель.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они становятся осознанными и произвольными и начинают приобретать опосредствованный характер. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, восприятием.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление [14]. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению [5, с. 424]. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.

Способность ребенка успешно включиться в процесс школьного обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия [5, с. 435]. К началу младшего школьного возраста восприятие детей, еще очень несовершенно, несмотря на его большие возможности [4, с.

399]. Но с каждым годом восприятия у младших школьников становятся более зрелыми, полными, второстепенное в воспринимаемом предмете отступает на задний план, а выделяется существенное, главное. Восприятие в этом возрасте тесно связано с эмоциями [15].

Актуальной проблемой в работе с младшими школьниками является внимание.

Их внимание действительно еще слабо организовано, плохо распределяемо, неустойчиво, имеет небольшой объем, что во многом объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания [7, с.102].

На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

В младшем школьном возрасте, как и все другие психические процессы, память претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Память в этом возрасте становится мыслящей [5, с. 438].

Заинтересованность ребенка в школьных занятиях, высокая познавательная мотивация, его активная позиция являются необходимыми условиями развития памяти [6, с.194]. Практика показывает, что одного лишь интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции [4, с. 403].

Опора на мышление, использование различных средств и способов запоминания (составление плана, группировка материала, осмысление связей различных частей и др.) превращают память младшего школьника в истинную высшую психическую функцию произвольную, осознанную, опосредованную.

Память ребенка из эмоциональной и непосредственной становится смысловой, логической [11, с. 105].

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Даже самый удачный урок имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким- либо вопросом, ибо есть установленный план.

Другое дело – внеклассные занятия, в которых учитель не связан жёсткими плановыми и временными рамками. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от неё строится по принципу добровольности, а её содержание должно отвечать личным интересам школьника.

Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле воспитания и обучения учащихся, каждому учителю известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен [13].

Если обратиться к источнику под редакцией В. Я. Никитина «Словарь педагогических терминов» то, внеклассная работа — организация педагогом разных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка.

Целью внеклассной работы учебного характера является углубление и расширение знаний школьников по определенным областям психологических знаний, которым не уделяется достаточного внимания в рамках учебного курса психологии.

Внеклассная работа осуществляется в индивидуальной, групповой или массовой форме [8].

Индивидуальная работа – это работа с отдельными учащимися с целью руководства их самостоятельным психологическим образованием или научными занятиями. Проводится обычно в виде индивидуальных учебных консультаций.

Групповая работа – это систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся, направленная на углубление их знаний и практических умений. Среди групповых занятий различаются: а) эпизодические (в целях подготовки праздника и другого массового действа); б) кружковые занятия, факультативы [1].

  • Наибольшее значение имеют массовые формы внеклассной работы, которые позволяют привлечь к участию в мероприятии весь коллектив школьников [9].
  • Внеклассная работа создает особо благоприятные условия для накопления опыта коллективной жизни, дает простор для проявления самостоятельности, развития общественной активности [3].
  • На базе общеобразовательной школы в 3 классе было проведено несколько внеклассных мероприятий, в составе которых: входная диагностика и выходная диагностика для определения повышенности уровня внимания, тренинги на развитие видов памяти.

Первое внеклассное мероприятие было направлено на диагностику начального уровня памяти детей. Диагностика включала в себя четыре теста. Первый тест – оценка уровня развития словесно-логической памяти, где ученикам предлагалось определить тип логической связи в 14 парах слов в соответствии с шифр-буквами [12].

Далее предлагался тест на определение уровня эмоциональной памяти. В этом случает ученикам было предложено записать 10 слов в 2 столбика: левый столбик – слова, которые вызывают какие-либо эмоции, правый столбик – слова, не вызывающие никаких эмоций [12]. Следующий тест на определение уровня образной памяти.

Учащимся предлагалось 9 образов, которые они должны были запомнить в течение 20 секунд. А затем записать или зарисовать все запомнившиеся образы за 1 минуту [12]. Завершал диагностику тест — оценка уровня развития двигательной памяти.

Учащимся предлагалось повторить 10 движений с ведущим, а затем воспроизвести их самостоятельно [12].

В ходе внеклассного мероприятия было продиагностировано 17 учащихся. Показатель успешности оценивался по 3-бальной шкале: 3 балла – высокий уровень развития памяти, 2 балла – средний уровень, 1 балл – низкий уровень.

Результаты входной диагностики таковы, что 2 из 17 учеников, что составило 11,8% — справились с тестированием на отлично, показав высокий уровень развития памяти.

Средний уровень развития памяти показали 11 человек, что составило 64,7% от общего количества, и 4 из 17 респондентов показали низкий уровень развития памяти, что составило 23,5 % учащихся.

Для знакомства детей с видами памяти в рамках первого мероприятия была проведена беседа, включающая в себя знакомство с понятием и видами памяти. Для улучшения памяти и более эффективного запоминания информации были разработаны методические рекомендации родителям по развитию детей младшего школьного возраста (рекомендации для родителей в приложении), которые были выданы детям на дом.

Для развития каждого вида памяти было разработано и проведено второе внеклассное мероприятие.

В рамках данного занятия ребятам предлагались различные тренинги на улучшение каждого вида памяти, затем для замера эффективности проведенных игровых тренингов на развитие уровня памяти в рамках второго мероприятия была разработана и проведена повторная диагностика – выходная диагностика уровня развития памяти детей, которая включает в себя подобные входной диагностике задания. Первый тест был направлен на измерение повышения уровня развития словесно-логической памяти. Детям предлагалось прослушать 10 пар слов, связанных по смыслу, а затем записать пару к каждому слову [12]. Во втором случае использовался тест для измерения повышенности уровня развития эмоциональной памяти. Ученикам было предложено записать 10 слов в 2 столбика, как и на входной диагностике, но слова были уже другие. Третий тест на измерение повышенности уровня образной памяти был похож на тест входной диагностики, но образы были другие и более сложные (взята из домашних методических рекомендаций). Четвертый тест, который помог понять, повысился ли уровень развития двигательной памяти, был таким же, как тест на входной диагностике, но с использованием других, более сложных, движений.

Анализ результатов выходной диагностики показал, что уровень развития памяти учащихся значительно повысился. Если в результате первой диагностики высокий уровень развития памяти показали лишь 2 из 17 респондентов, то в выходной диагностике их количество увеличилось до 8 человек, то есть на 35,3%, что составило 47,1% от общего числа диагностируемых.

Число учеников в статусе «средний уровень развития памяти» составило 8 (47,1%). Их баллы варьировались от 1,75 до 2,25. Низкий уровень внимания, по сравнению с входной диагностикой, оказался лишь у одного участника, который набрал 1,25 балла.

В ходе опроса в рамках второго мероприятия выяснилось, что данный ученик не проходил тесты и тренинги в предлагаемой памятке для родителей (то, что нужно было сделать дома).

Таким образом, можно сделать вывод, что те ребята, кто занимался дома по разработанной методике в памятках для родителей, в выходной диагностике показали значительно улучшенный результат уровня развития памяти по сравнению с входной.

Те ребята, кто не занимался с родителями по предлагаемой методике, смогли незначительно улучшить результаты уровня своего внимания.

Поэтому, с целью дальнейшего развития внимания учеников, помимо памятки для родителей, была разработана памятка для учителя по улучшению уровня памяти (памятка для учителя в приложении).

Список использованных источников

Внеклассная работа с младшими школьниками при обучении психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00274816_0.html (дата обращения – 15.04.2018)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector