Развитие моторики у детей раннего возраста

Гранкина, Н. В. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста / Н. В. Гранкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56808/ (дата обращения: 17.03.2021).



  • В данной статье представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.
  • Каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде.
  • Мария Монтессори

В наше время мы все больше и больше сталкиваемся с детьми со слабой иммунной системой, часто болеющими детьми, нуждающихся в физической подготовке и укреплении мелкой моторики рук, пальцев. Наша задача, педагогов, им помочь.

Все знают о том, что мелкая моторика очень важна и нужна ребенку. И развивать ее необходимо с самого раннего возраста, с новорожденности.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Ученые изучили и подтвердили взаимосвязь общей и речевой моторики. Это неразрывно связанно!

По особенностям развития мелкой моторики малыша в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Поэтому я уделяю этому особое внимание.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он происходит по-разному, своими темпами.

Для того что бы малышу было интересно играть, сидеть за столом с каким-либо развивающими предметами, я подготовила интересные дидактические игры, сделанные своими руками.

Обычно малыши в возрасте от полутора до двух лет не усидчивы и не терпеливы. Поэтому необходимо их заинтересовать.

Как правило, они любят нетрадиционные игрушки, мелкие детали, какие-то взрослые предметы домашнего обихода. Чтобы соединить интересное с полезным я сделала для детей небольшую развивающую доску.

На которой прикреплены те детали, которые интересуют и в тоже время развивают малыша.

Развитие моторики у детей раннего возраста

Еще Мария Монтессори говорила: «Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику».

Опираясь на методику Марии Монтессори, я создаю детям условия для того, чтобы, они могли самостоятельно справиться с предложенными для них задачами. Материалы для развития и занятия я подготовила в таком количестве чтобы хватало на всех детей. И каждый смог выбрать для себя. (Пуговицы, шнуровки, бусы, крупы, катушки с веревками и т. д.)

Развитие моторики у детей раннего возрастаРазвитие моторики у детей раннего возрастаРазвитие моторики у детей раннего возраста

Все упражнения системы Марии Монтессори имеют следующий пункт: «Помоги мне это сделать самому».

Дети с огромным интересом и увлечением выполняют предложенное им задание. Каждый ребенок выполняет свое, не мешая и не отвлекая другого.

  1. Развитие моторики у детей раннего возрастаРазвитие моторики у детей раннего возраста Развитие моторики у детей раннего возраста
  2. Дети испытывают радость, желание достигать все больше и больше, потребность самому без чьей-либо помощи достигать своего результата.
  3. Занимаясь ранним развитием малыша, мы просто расширяем его информационное пространство и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить потребность в знаниях об окружающем мире.

Для того, чтобы ребенку было еще интереснее, я даю ему самостоятельно выбрать себе занятие. Ребенок в праве решать кем ему быть и чем ему заниматься.

Раннее развитие — это не цель, а средство, позволяющее воспитывать личность, способную добиваться успеха во многих областях деятельности.

Занимаясь с каждым ребенком индивидуально, мы прививаем ему интерес к играм умственного направления, интеллектуального усилия. У ребенка постепенно развиваются речевые усилия.

К области мелкой моторики относится так же большое разнообразие движений, массажей. Неограниченная физическая активность ребенка, способствует быть ему ловчее и сильнее.

Физическое развитие напрямую связанно и с интеллектом.

Также очень полезен массаж рук и стоп. Для этого мною сделана специальная массажная дорожка. А для того, чтобы детям было интереснее по ней ходить, я написала небольшие стихотворения, которые вызывают у детей фантазию и воображение.

По дорожке, по траве

Мы идем к большой реке

Развитие моторики у детей раннего возраста

  • Камушки цветные
  • И пришли мы на лужок
  • Где травы луговые.
  • Мы шагаем по траве
  • По камням к большой реке
  • По тропинке, по мосточку
  • Здесь растут у нас цветочки.

Гранкина Н. В.

Для успеха раннего обучения малыша нужно его любить, уважать и хорошо знать, то есть внимательно присматриваться к его способностям и интересам. Детям очень важно быть самостоятельными. Я радуюсь успехам и результатам своих воспитанников.

Источники способностей и дарований детей находятся на кончике пальцев.

Литература:

  1. М. Монтесори «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет»: Эксмо, 2008 г.- 224 с.
  2. А. В. Артемьева «Развитие мелкой моторики у детей 3–5 лет. Методическое пособие» Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2–4 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. — 2011. — № 3. — С. 28–35
  3. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксмо, 2007. — 194 с.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Проблема развития мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И.М.

Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Что же понимают под термином «мелкая моторика»?Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.

Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому в детском саду, и конечно же дома необходимо создавать все условия, способствующие развитию мелкой моторики.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?Польза очевидна:— точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;- близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста;- чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить;- мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;- точные движения пригодятся деткам любого возраста в учёбе, повседневной жизни.

В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

  • К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.
  • Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.
  • Дети учатся класть вещи в определённое место.
  • До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.
  • Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.

Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз.

Картотека упражнений и игр на развитие мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики лучше проводить в игровой форме. Так ребёнку будет интересен процесс, а время, проведённое за занятиями, значительно увеличится.

 Многие родители задаются вполне логичным вопросом: как же из такого количества существующих упражнений и заданий выбрать нужные и самые эффективные. Ответ прост: все зависит от интересов ребёнка.

Некоторые дети предпочитают конструкторы, другие рисование, поэтому родители могут составлять список занятий и упражнений в зависимости от предпочтений ребёнка.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж и упражнения с карандашом

Для детей с самого раннего возраста и дошкольников важны пальчиковая гимнастика и самомассаж. На ладонях находится около одной тысячи биологических точек, которые регулируют работы органов человека. Гимнастика для пальчиков проводится одновременно со стишками, которые так интересны детям.

  1. Пальчиковая гимнастика на столе:
  2. свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно;
  3. свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочерёдно;
  4. поочерёдное приподнимание и опускание пальцев (кисти лежат на столе) правой и левой руки, затем обеих одновременно;
  5. имитация игры на пианино.

Пальчиковые игры

В промежутках между занятиями у дошкольников проводятся пальчиковые игры. Они сопровождаются стихами и пословицами, которые ребёнок с лёгкостью запоминает и может играть с пальчиками самостоятельно в любое время. Такие перерывы дают возможность отдохнуть и размять руки, а затем приступить к выполнению новых заданий.

  • Пальчиковые игры помогают:
  • развивать речевые умения и совершенствовать их в процессе игры;
  • учиться слушать педагога или родителей и повторять за ними;
  • стимулировать развитие творческих способностей, ведь ребёнок представляет свои руки в виде животных, растений или определённых явлений природы;
  • тренировать ловкость и гибкость рук;
  • концентрировать внимание;
  • тренировать память (ребёнок запоминает стишки и действия пальцев во время их произношения);
  • наладить контакт детей со взрослыми.
Читайте также:  Развитие ребенка: аутизм не приговор

Развитие моторики с помощью сенсорных мешочков, бизиборда, сортеров, шнуровок, лего кубиков, пальчикового театра и других

Очень полезны для мелкой моторики занятия с развивающими игрушкамиДля детей с года до трёх интересны бизиборды, которые бывают мягкие и твёрдые, в виде доски. С их помощью ребёнок развивает мышление, логику, внимательность, интеллект, запоминает цвета, изучает буквы и цифры, предметы и разных животных.

Дети раннего возраста воспринимают информацию не только зрительно, но и через тактильные ощущения. Родители могут предложить им сенсорные мешочки, наполненные различными материалами. Это могут быть крупы, мелкие или крупные предметы, игрушки, шарики, детали конструктора.

Сегодня многие дети предпочитают игры с конструктором, шнуровками или сортерами. Они интересны не только малышам, ведь здесь можно применить фантазию и весело провести время.

В раннем возрасте предложите ребёнку сортер: пусть он пробует подобрать фигуры, подходящие к отверстиям.

Затем заинтересуйте его конструктором, детали которого по мере взросления будут всё меньше, а задания — сложнее.

Многие игрушки можно сделать своими руками, например, бизиборд, мягкую книжку, сенсорные мешочки, шнуровку, сортер, а наполнение деталями выполнить в зависимости от предпочтений и интересов малыша. А вот готовый конструктор лучше приобрести в магазине, сделать его дома не получится.

Специальные игры с крупами, прищепками, резиночками, матами, моталочкой, пальчиковыми дорожками

  1. резинки для волос;
  2. скрепки и прищепки;
  3. дидактический мат;
  4. игры с крышечками;
  5. занятия с крупами (фасоль, макароны, рис, горох и прочие);
  6. моталочки;
  7. пальчиковые дорожки.

Пластилинография, тестопластика, аппликация, и прочие технологии для развития

Каждый ребёнок любит рисовать, лепить или заниматься аппликацией. Такие упражнения являются обязательными: они помогают развитию мелкой моторики и творческих способностей. Сегодня психологи и педагоги задействуют на своих занятиях не только традиционные техники рисования. Особой популярностью пользуются:

пластилинография — создание картины, композиции на плоской поверхности, бумаге или картоне, с помощью пластилина;

тестопластика — нетрадиционная техника лепки, во время которой используется солёное тесто;

аппликация — декоративно-прикладное искусство, в ходе которого на бумагу приклеиваются детали изображения. Для занятий аппликацией можно использовать не только ножницы и цветную бумагу. Предложите ребёнку сделать обрывную аппликацию из цветных салфеток, или заполнить детали картинки цветным песком;

Развитием мелкой моторики нужно заниматься с самого раннего возраста. В процессе игры малыш учится понимать взрослых, совершенствует речь и мышление, делает выводы и запоминает информацию.

Учёными доказано, что начиная с массажа и продолжая усложнять занятия для тренировки рук, родители и педагоги подготавливают ребёнка в обучающему процессу в школе. Дети, которые ежедневно занимаются и тренируют пальчики, намного быстрее начинаю говорить, писать и считать. У них лучше развита память и координация.

Подбирайте упражнения таким образом, чтобы ребёнку было интересно и весело, тогда занятия будут проходить легко как для родителей, так и для малыша.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/422406-razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-detej-mladsheg

Методы и приемы развития мелкой моторики детей раннего возраста в домашних условиях

  • Демчук Ольга Валерьевна
  • Методы и приемы развития мелкой моторики детей раннего возраста в домашних условиях.
  • «Таланты детей находятся на кончиках  пальцев» — так утверждала известный педагог Мария Монтессори.
  • На перламутровый челнок
  •                                                                              Натягивая шелка нити,
  •                                                                                   О пальцы гибкие, начните
  •                                                                              Очаровательный урок.

О. Мандельштам.

А народная мудрость о значимости руки отразилась в пословицах: «Глаза боятся, а руки делают», «Умелые руки не знают скуки», «Мастер на все руки», «Работать не покладая рук», «Золотые руки», «Как рукой сняло». Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.

Исследования современных физиологов показывают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму, рисованию, самообслуживанию.

Доказано, что тонкая работа пальцами  способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего  возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения  малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

Не зря наши бабушки с младенческого возраста деткам рассказывали потешки, сопровождая их разными движениями: «Сорока-ворона…», «Этот пальчик — дедушка…», «Ладушки» и т. д.

  1. Ладушки – ладушки,                     Здравствуй, пальчик
  2. Звонкие хлопушки,                         Дорогой,
  3. Хлопали в ладошки,                        Вот и встретились

Хлопали немножко.                      С Тобой.

  • Заметьте, как метко было подмечено Шиллером:
  • В том человека украшенье
  • И честь, живущая века,
  • Что сердцем чувствует он значенье
  • Того, что делает рука.

Мелкая моторика — согласованные движения пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также пополняется  словарный запас вашего малыша.

Врачи и педагоги уделяют её развитию пристальное внимание.    Родители, наблюдая развитие своих детей, замечают, что ребёнок не говорит, либо говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит то, что малыш к году говорит лишь два-три слова.

Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок  не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.

Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира. Если вовремя помочь ребёнку, эти проблемы можно успешно решить.

В норме первые слова у ребёнка появляются в 8-9 месяцев. Если после 1г.2м.-1г.3м. ребёнок не произносит ни слова — нужно бить тревогу.

После полутора лет у ребёнка появляются двухсловные предложения: «мама дай, папа, би-би». К концу второго года жизни словарный запас от 100 до 300 слов. К концу третьего года – до1200слов.

Появляются многословные предложения. В 3года ребёнок правильно произносит большинство звуков речи.

Особенно тесно связанно со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

  1. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующие совершенсвование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
  2. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, динамичным.
  3. Дети с большим увлечением выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.

Рисовать можно не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, верёвочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Сегодня родителей вряд ли можно чем-то удивить – журналы и сайты пестрят советами по раннему развитию, магазины предлагают современные игрушки, стимулирующие интеллект, мелкую моторику и т. д. Магазины завалены пирамидками, домиками, «моими первыми книжками».

Но, ни один педагог не создал такого придуманного и грандиозного комплекса сенсорно-дидактического материала, как Мария Монтессори. И всё это богатство  она и её последователи создали, ориентируясь на запросы самих детишек, отбирая то, что им нравилось больше всего.

Все пособия вы можете создать сами, используя ненужные тряпочки, бутылочки, баночки, бусинки, пуговки. Посмотрите, что лежит ненужным грузом в ящиках и шкафах. В результате у вас получится материал, который будет развивать все органы чувств, мелкую моторику вашего малыша.

С этими предметами дети довольно долго  в состоянии заниматься. Научите малыша сортировать пуговицы по размеру, цвету, проталкивать большие пуговицы в большое отверстие, а маленькие – соответственно в маленькое.

Любая игра, связанная с вкладыванием мелких предметов (мозаика, пуговицы, бусины), способствует развитию зрительно-моторной координации. Научите малыша нанизывать на шнурок или толстую леску крупные пуговицы или бусины.

Можно также подбирать крышки разного размера к пластиковым баночкам, бутылочкам. А чтобы было интересно, поиграйте в искателей сокровищ. В баночки можно предварительно спрятать различные мелкие игрушки, геометрические фигурки,  буквы, цифры и т. д.

Детям доставляет  большое  удовольствие звонкое пересыпание камешков из одной плошки в другую. Когда ребёнок берёт в руки маленькие камешки, то одно это помогает развитию его пальчиков.

С неменьшим удовольствием дети пересыпают зерно, фасоль или ту же гальку с помощью ложки.

А если предложить им выложить красивый  узор, цифры, буквы из гальки, кедровых орешков, разноцветных бусин и гороховых зёрен, то это вызовет особенный интерес, концентрацию внимания. Как просто!

Очень интересна и полезна работа с прищепками. Многократное повторение движения сжимания и разжимания с усилием прищепки даст отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки.

Представьте вместе с малышом, что прищепки — это маленькие рыбки, а кружок или квадратик – это кормушка. Предложите ребёнку помочь рыбкам пообедать, то есть прикрепить их по периметру фигуры.

Другой вариант — можно прикрепить прищепки на одежду малыша и предложить снять их.

Резиночки для волос и скалку (любой цилиндр) также можно превратить в пособие для развития мелкой моторики. Ведь надеть резиночку для волос на цилиндр не так-то просто маленьким детским пальчика. Это упражнение развивает координацию движений, концентрацию внимания, умение ухаживать за собой.

Дети очень любят возиться с водой. Ведь она такая приятна, текучая, прозрачная. Вода – это удивительный развивающий материал. Ведь она может принимать форму того сосуда, в который налита, она может быть холодной или тёплой, прозрачной или цветной, её можно переливать, наливать, вытирать.

По — этому вода способна развивать наблюдательность, внимание, аккуратность, глазомер и умение контролировать движения. А начинать нужно с самого простого – переливания воды. Можно обыграть любую сказку, например, «Три медведя». Ребёнок наливает воду из кувшина в три баночки (стаканчика) до нужной отметки. Можно окрасить воду акварельной краской.

Читайте также:  Отсутствие интересов у подростков: выбор мотивации

Возникают трудности при переливании в узкое горлышко бутылки. Воспользуйтесь воронкой.

Если вдруг малыш разлил воду, не ругайте его, а скажите: «Вот на пути у наших героев озеро. Как же через него переплыть? Позовём на помощь волшебную губку и тряпку ».

Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за то, что он что-то пролил, уронил, испачкал. Нужно предложить исправить ошибку и показать ему, как это делается.

Проведите опыт с водой  и яйцом. Позвольте  ребёнку наполнить один стакан водой. В другой стакан с водой добавьте 4 ложки соли и размешайте. Когда соль раствориться, ребёнок в стаканы с водой опускает яйца и видит, что в простой воде – яйцо тонет, а в солёной – нет. Так малыш получает представление о выталкивающей силе солёной воды.

 Очень полезно пересыпать руками песок, строить из него каналы, горки, дороги, замки. Дети обожают внимательно слушать и смотреть, как песок пересыпается из одной банки в другую.

13слайд- Дети заворожено  наблюдают за тем, как песок из одной  банки пересыпается в другую. Возникают трудности при пересыпании в узкое горлышко, воспользуйтесь воронкой. Чтобы усложнить задачу, на баночках сделайте отметки. Пересыпание песка до нужной отметки, развивает у ребёнка

Детям очень приятно возиться, копаться в большом количестве однородного материала, пропуская крупу или песок через пальцы, отыскивая спрятанные в ней мелкие игрушки, цифры или буквы. Крупу можно взять любую: гречку, горох, пшено и т. д. Предметы нужно периодически менять, чтобы поддерживать интерес и любопытство ребёнка.

Для того чтобы научить ребёнка читать и писать М. Монтессори разработала гениальный по простоте и эффективности материал.

Буквы, вырезанные из шершавой (бархатной, наждачной) бумаги, которые ребёнок обводит пальчиком, помогают малышу запоминать их очертание. Завяжите ребёнку глаза и предложите пальчиком обвести буквы.

Если ребёнок знает буквы, то предложите на ощупь составить слово из «шершавых» букв. Дети мысленно соединяют буквы в слова, и таким образом происходит плавный переход к умению осознанно читать.

Дети всегда с удовольствием «пишут» пальчиками на песке, прутиком на земле, на снегу. А дома попробуйте написать буквы или цифры на манной крупе, рассыпанной на ярком подносе.

Составлять слова можно  с помощью подвижного алфавита, собранного из разного материала. это могут быть пуговицы, желуди, макароны, спички, фасоль, верёвочки, пластилин, тесто и т. д. Всё зависит от вашей фантазии.

Общее для всех этих приёмов – активные движения руки, что не случайно. Ведь мы с вами знаем, что развитие речи напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика.

Полезно проводить массаж поверхностей ладоней массажными мячиками – «ёжиками», вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами, состязаясь в меткости.

А можно массажировать пальчики и ладошки шестигранными карандашами. Грани карандаша легко  «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускайте карандаш между одним, двумя – тремя пальцами, покатайте его между ладонями.

  • Карандаш в руке катаю,
  • Между пальчиков верчу.
  • Непременно каждый пальчик,
  • Быть послушным научу.
  • вышивание по картону помогает ребёнку освоить навык работы с иглой, развивает самостоятельность, сосредоточенность, концентрацию внимания; совершенствование мелкой моторики; аккуратность, развивает воображение и фантазию.
  • Тонкие дифференцированные движения рук формируются в работе с бумагой, тканью, пластилином, мозаикой.
  • Вывод:
  • Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев рук и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими.

А чтобы  было проще, превратите любую игру в сказку. Придумайте маленькие рассказики про приключения животных или детей, про волшебные предметы – воду, песок, крупу, которые помогают преодолеть все препятствия.

Таким образом, от того, насколько ловко научился ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку малыша к письму, он и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков, плетению косичек), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллект.

Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста

 Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Почему?

        Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

        Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни.

Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку.

Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

       Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка.

Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев.

Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

        К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом.

Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви  и одежды на липучках.  Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками.

Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.  А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.

  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

           Развитие мелкой моторики у детей — это естественный процесс, она начинает развиваться еще в младенческом возрасте на базе общей моторики. Ребенок начинает с простых хватательных жестов, потом учится перекладывать предмет из руки в руку, осваивает «пинцетный захват». В два года ребенок уже способен правильно держать ложку и карандаш, начинает рисовать.

           Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

 

           Задача педагогов и детских психологов — донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. 

 Пальчиковый тренинг

Простые

  1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 — 5 раз.
  2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 — 6 раз.
  3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 — 6 раз.
  4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 — 6 раз.
  5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 — 4 раза.
  6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 — 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Комплексы упражнений (потешки)

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики».Пальцы рук соединяются ритмично в замок.»Мы с тобой подружим маленькие пальчики».Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.»Раз, два, три, четыре, пять».Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.

«Начинай считать опять.Раз, два, три, четыре, пять.Мы закончили считать».Руки вниз, встряхнуть кистями.

При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.

Пошли пальчики гулять,пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.ритмичные движения по столу указательных пальцев.движение средних пальцев в быстром темпе.А четвертые — пешком.медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.Пятый пальчик поскакалритмичное касание поверхности стола мизинцами.стук кулаками по поверхности стола.

Побежали вдоль реки.движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краюДети наперегонки.Повторить несколько раз.

В гости к пальчику большомувыставляются вверх большие пальцы обеих рукПриходили прямо к дому:Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаютсяпоочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно.

Безымянный и последнийСам мизинчик-малышокпальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцыПостучался на порог.кулаки стучат друг о другаВместе пальчики — друзья,ритмичное сжимание пальцев в кулакиДруг без друга им нельзя.

  1. «Ну-ка, братцы, за работу!»
Читайте также:  Ангина при беременности: опасность воспаления, лечение антибиотиками

«Ну-ка, братцы, за работу!Покажи свою охоту.Большому — дрова нарубить.Печи все — тебе топить.

А тебе — воду носить,А тебе — обед варить,А малышке песни петь,Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять».

  • Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

«Наши алые цветкиРаспускают лепестки,Ветерок чуть дышит,Лепестки колышет.Наши алые цветкиЗакрывают лепестки,Тихо засыпают,

Головой качают».

  1. Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

«Мы делили апельсин,Апельсин всего один.Эта долька для кота,Эта долька для ежа,Эта долька для улитки,Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!»

  • Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

«В прятки пальчики игралиИ головки убирали.Вот так, вот так,

Так головки убирали».

  1. Сжимание и разжимание пальцев рук.
  2. Лапшина Надежда Александровна, воспитатель МДОУ детский сад № 4 комбинированного вида

долгосрочный проект Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности

Сызганова Анна Семёновна, воспитательчелябинская область, п. Бреды

Цель проекта развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего возраста через совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

  • Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
  • «Детский сад №1 п. Бреды»
  • Проект
  • «Развитие мелкой моторики у детей
  • раннего возраста через различные виды деятельности»
  • Автор проекта:
  • воспитатель младшей группы
  • МКДОУ «Детский сад №1 п. Бреды»
  • Сызганова Анна Семёновна
  • 2020
  • Актуальность проекта:
  •       «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.»

В. А. Сухомлинский

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.

Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сфер Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.

Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику, мы развиваем логику, память, внимание.

На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Проблема: Я обратила внимание, что дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях.

Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

  1. Решила эту проблему решить через проект «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
  2. Вид проекта: долгосрочный
  3. По числу участников – групповой
  4. Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель, родители.
  5. Возраст участников: 2-3 года.
  6. Автор проекта: воспитатель группы Сызганова Анна Семёновна.
  7. Цель проекта: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего возраста через совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей.
  8. Задачи проекта:
  9. Образовательные
  10. — Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
  11. -Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
  12. Развивающие
  13. — Развивать моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук детей младшего возраста;
  14. — Развивать общую двигательную активность
  15. — Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
  16. — Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  17. Воспитательные
  18. -Воспитывать эмоциональную, познавательную и социальную активность детей через совершенствование развивающей предметно пространственной среды группы.
  19. Реализуемые образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
  20. Формы реализации проекта:
  21. -НОД (рисование, лепка, познавательное развитие, физическое воспитание)
  22. -Наблюдение
  23. — Чтение художественной литературы
  24. — Работа с родителями
  25. — Игровая деятельность
  26. — Самостоятельная деятельность детей
  27. Методы проекта:
  28. — Словесный: беседы, чтение художественной литературы, объяснение.
  29. Работа с родителями (беседы, консультации)
  30. -Практический: показ (рисование, лепка, игровая деятельность, музыка), рисунки детей самостоятельной деятельности, готовые работы.
  31. -Наглядный: иллюстрации картинок, выставки детских работ, наблюдения в повседневной жизни.
  32. Ожидаемый результат:
  33. — повысится динамика развития мелкой моторики у детей.
  34. -Применение инновационных технологий, приёмов и методов в непосредственно — образовательной и самостоятельной деятельности повлияет на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
  35. -улучшиться координация и точность движения руки и глаза, мелкой моторики пальцев и кистей рук через применение различных дидактических игр.
  36. -улучшится эмоционально-комфортная обстановки в группе при общении со сверстниками и взрослыми
  37. Совместная деятельность детей и родителей:
  38. -Станут активными участниками реализации проекта.
  39. — Повысится мотивация к сотрудничеству.
  40. — Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.
  41. — Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно – образовательному процессу.
  42. — Анкетирование родителей (выявление проблемы по проекту)
  43. Предварительная работа:
  44. — Работа с методическим материалом и литературой по данной теме.
  45. -Подбор материалов и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми для реализации проекта.
  46. Этапы реализации проекта:
Виды деятельности Творческая деятельность совместно с детьми Срок выполнения Работа с родителями
1 этап подготовительный Речевое развитие
  • -Упражнять в выполнении различных имитационных движений.
  • (Пальчиковая гимнастика «Капуста»)
  • — Развивать умения подражать движениям взрослого.
  • (Игра «Где же, где же наши ручки?»)
Консультация для родителей на тему: «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры».
Познавательное развитие
  1. — Формировать умения действовать по указанию педагога – брать большим и указательным пальцем фасоль.
  2. Создание дидактической игры «Сухой бассейн» с различными наполнителями (фасоль, горох, камушки…)
  3. Знакомить с деталями строительного материала, конструктора Лего.
  • Памятки для родителей
  • «Развитие мелкой моторики в домашних условиях».
  • Фотовыставка работ «Наши с мамой руки»
Социально-коммуникативное развитие Разучивание хороводной игры «по ровненькой дорожке»Создание предметно развивающей среды для с/р игры «Ателье»
Художественно-эстетическое развитие — Развивать умения детей рисовать пальчиками.(Пальчиковое рисование «Букетик для мамы»)
Физическое развитие -Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту п/игра «Лиса и заяц»- Подвижная игра «Зарядка» Создание родителями атрибутов к п/иИграм «лиса и заяц», «зарядка»
2этап основной(практический) Речевое развитие
  1. — Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.
  2. — Д.И «цветные колечки» «пирамидки»
  3. -Д/и «Чудесный мешочек» – назови предмет.

-Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Когда это бывает?».

  • Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
  • Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
  • Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
  • Рекомендации для родителей «Рисуем на крупе»
Познавательное развитие
  1.  Из строительного материала
  2. конструирование «Башенка»
  3. — Развивать умения детей сооружать дорожку из Лего конструктора.
  4. Конструирование «Дорожка»
  5. — Развивать гибкость пальцев.
  6. (Перекладывание из одной емкости в другую)
  7. -Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне». (Д/и «Сухой бассейн»)
Социально-коммуникативное развитие
  • Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.
  • (Игра «Веселые упражнения с карандашом»)
  • — Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. (Складывание в бутылочку)
Художественно-эстетическое развитие
  1. — Развивать умения правильно держать карандаш.
  2. (Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»)
  3. — Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.
  4. (Д/и «Рисуем на крупе»)
Физическое развитие — Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.- Подвижная игра «Лохматый пес»
3 этап Итог Итоговое мероприятие: Выставка работ. «дождик»Оформление папки-передвижки на тему «Развивая мелкую моторику»

Результаты реализации проекта;

В процессе реализации проекта дети были очень увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединила детей, создала доброжелательную атмосферу в коллективе. Воспитанники познакомились с новыми разнообразными играми и упражнениями в группе и на воздухе.

Дети овладели достаточным уровнем двигательной активности согласно возрасту. Улучшилась динамика развития мелкой моторики. Применяла изученные техники, приёмы и материалы в непосредственно — образовательной и самостоятельной деятельности.

Улучшилась координация и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; так же улучшилось развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность.

В своей работе планирую продолжать:

Улучшать динамику развития мелкой моторики, применяя изученные техники, приёмы и материалы в непосредственно — образовательной и самостоятельной деятельности. Повысить мотивацию к сотрудничеству родителей.

Литература:

Играем пальчиками и развиваем речь, Цвынтарный В.В.- Спб: Лань, 1996

Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики, Т.А. Ткаченко-  М: Эксмо, 2011

Весёлые пальчики. Т.А. Ткаченко- Эксмо 2006

20 лексических тем. Пальчиковые игры, загадки, потешки для детей 2-3 лет. Никитина А.- Каро 2009

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года), Е.А. Янушко- Мозаика- Синтез, 2010

Разговорчивые пальчики  «Для самых-самых маленьких», Т.Ю. Бардышева.– М., 2001

Мышление и речь  Л.С. Выготский. – М., 1982

 Гениальность на кончиках пальцев Кислинская Г.А.-  Генезис, М – 2008

Играем пальчиками и развиваем речь, Цвынтарный В.В.- Спб: Лань, 1996

  • Приложения А
  • Познавательное развитие:
  • Создание дидактической игры «Сухой бассейн» с различными наполнителями (фасоль, горох, камушки…)
  • Знакомить с деталями строительного материала, конструктора Лего.
  • Социально – коммуникативное развитие:
  • Создание предметно развивающей среды для с/р игры «Ателье»
  • Физическое развитие:
  • Создание родителями атрибутов к п/и Играм «лиса и заяц»,

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector