Развитие детей 4-6 лет

  • Что должен уметь ребенок в этом периоде
  • Содержание стать.
  • Для быстрого переход на нажмите на название раздела

Развитие детей 4-6 лет

Малыш к 4 годам значительно повзрослел. Стал более, физически вынослив, физические способности его крепнут. Он, все так же, остается очень активный и подвижный ребенок, который  любит прыгать бегать, скакать, ему все интересно.

Развитие ребенка  4 — 5 лет — это очень важный период в жизни ребенка.

Этот период еще называют — средний дошкольный период ребенка. Именно в этот период интенсивно развивается мелкая моторика пальцев рук, ребенок становится более выносливым как в физическом, так и психологическом плане.

Развитие ребенка 4-5 лет характеризуется тем, что детям интересно, и у них, получается, рисовать. Они могут воспроизвести на бумаге простые геометрические фигуры, цветы, деревья, облака, человечков, элементы букв или некоторые буквы.

В раскрашивание они старательны и уже все реже выходят за края. Они любят собирать конструкторы, складывать кубики и пазлы.

Развитие детей 4-6 лет

Им нравится быть самостоятельными. Они самостоятельно едят, умываются, чистят зубы, одеваются. Старательно выполняют поручения родителей, такие как расставить тарелки на стол, подмести и т.

п, при этом они чувствуют себя взрослыми.

В этот период стоит в ребенке развивать аккуратность, научить малыша, чтобы он сам убирал за собой игрушки, складывал карандаши в коробку, закрывал фломастеры и краски.

В этом возрасте возрастает  интерес к сверстникам, и потребность в них. Сверстники для ребенка, становятся более интересны, между ними происходит общение об играх, об игрушках, об их интересах.

В этом возрасте, начинается деление по половому признаку, что девочки играют с девочками, а мальчики играют с мальчиками.

Из группы детей, ребенок начинает выделять кого то, с кем ему нравится общаться больше всего.

Развитие детей 4-6 лет

Сейчас ребенок считает, что родители знают все, для него они  абсолютные авторитеты. Все больше и больше появляется вопросов для родителей.

И поэтому,  взрослому не стоит игнорировать вопросы ребенка. На них стоит отвечать, как бы порой не казалось, что вопросы немного странные. Отвечать надо спокойно, без раздражения, чтобы удовлетворить интерес ребенка. Если этого не делать, а просто игнорировать ребенка, то малыш может замкнуться. Всегда поддерживайте ребенка!

Бывают такие вопросы от ребенка, что взрослый затрудняется ему ответить, в этом нет ничего зазорного, это нормально. В таком случае стоит ответить ребенку, что на данный момент Вы затрудняетесь с ответом и предложите ему совместно найти ответ на его вопрос. Предложите воспользоваться интернетом или может быть энциклопедией.

Своим поведением вы продемонстрируете, что все в жизни знать не возможно, но если есть желания, то найдутся и возможности узнать все то, что вам нужно. Это отличный повод, показать ребенку, что вы с ним на равных. Вы вместе будите искать ответ на интересующий его вопрос. А в подарок от ребенка Вы получите доверие и уважение к Вам.

Развитие детей 4-6 лет

Стоит отметить, что в этом возрасте, дети нуждаются в особом поощрение, и очень переживают, если их не замечают.

В периоде от  4 до 5 лет, ребенку становится понятны такие чувства, как симпатия, доброта, дружба.

Если  Вы замечали, что ребенок как то резко реагирует на Ваши незначительные замечания, может расплакаться не с того ни с чего, или приходит в гнев, то знайте.

Это просто особенности периода среднего дошкольного возраста. Это касается как раз того, что ребенку необходимо уважение. Не стоит говорить такие слова ребенку «ты плохой», «ты неуклюжий».

Делая замечания, акцентируйте внимание на поступке, который совершил ребенок, а не на ребенке.

учить стих ребенку 4-5 летbr /

Увлеченно заниматься  интересным делом ребенок может теперь 15- 20 минут. В этот период очень активно развивается мышление ребенка, он делает свои выводы и умозаключения, у него есть свое мнение. Именно по причине доказать что у него ест свое мнение и могут случаться капризы у ребенка.

Настало отличное время учить стихи, потому что хорошо развивается память.

Чтобы развитие ребенка 4-5 лет было положительное и интересное, ему необходим любящий родитель, который всегда его поддержит.

Задача взрослого на этом этапе взросления ребенка относиться к нему с уважением и на равных, помогать в его развитии и формировать правильное представление об окружающем мире.

Внимательный родитель постоянно общается с малышом, обсуждает все то, что его интересует, незаметно корректирует  его поведение и является лучшим другом для своего ребенка.

И всегда надо помнить, что родитель – это самый главный пример для ребенка.

Теперь давайте рассмотрим по предметно, конкретно, по каждому предмету, что должен уметь делать ребенок 4-5 лет.

Русский язык

Развитие детей 4-6 лет

Математика

Развитие детей 4-6 лет

Моторика

Развитие детей 4-6 лет

Эстетическое воспитание

Развитие детей 4-6 лет

Окружающий мир

Развитие детей 4-6 лет

Физическая культура

Академия солнечных зайчиков. 4-5 лет. Комплект из 9 книг

Комплект из 9 тетрадей.

Развитие ребенка 4 5 лет: что должен уметь делать

Ребенок, пройдя сложный кризис трех лет, переходит в средний дошкольный возраст. На этапе происходит стремительное психическое и физическое развитие. Родители обязаны знать, как совершается развитие ребенка 4–5 лет, чтобы помогать малышу преодолевать возникшие трудности.

Развитие детей 4-6 лет

Особенности физического формирования

В таком возрасте быстро развиваются мышцы и кости скелета. Поэтому важно знать особенности развития детей 4–5 лет. Дитя сильно меняется внешне и внутренне.

Внутренние органы по форме соответствуют взрослому человеку. Это ведет к тому, что ребенок совершает больше физических нагрузок.

Родителям важно знать стандартные показатели норм, чтоб в непредвиденных ситуациях помогать. Выявить и исправить, появившиеся отклонения.

Общая характеристика:

  1. Становятся уверенными, скоординированными движения.
  2. Ребёнку, как и раньше требуется двигаться.
  3. Динамично развивается моторика.
  4. Появляется ловкость, скорость в движениях.
  5. Неравномерно, но интенсивно растут мышцы. От этого наступает быстрая утомляемость. В период обучения и прогулок родитель обязательно должен учитывать эту особенность. Малышу нужны небольшие перерывы для восстановления сил.
  6. В среднем за год рост прибавляется около 7 см, а масса тела увеличивается от 1,5 до 2 кг.
  7. Силовые упражнения следует исключить, так как кости скелета еще мягкие и их формирование еще не закончено. Папам и мам стоит обращать внимание на осанку чада.
  8. Изменяется тип дыхательной системы. До четырехлетнего возраста — брюшной тип, а после грудное дыхание.
  9. При повышенных физических нагрузках, сердечный ритм сокращения нарушается. На лице появляются покраснения или, наоборот, возникает бледность. Сразу нужно переключить на другой вид деятельности.
  10. Образовывается сенсорное восприятие.
  11. К четырем годам вырабатывается дальнозоркость. Это объясняется тем, что хрусталик глаза имеет плоскую форму.
  12. Слух чувствителен к звукам. Развитие детей 4-6 лет
  13. Нервная система неустойчива, поэтому не избежать капризов и истерик.
  14. Воспитательные действия имеют эффективность.
  15. Запреты детьми усваиваются трудно, поэтому нужно неоднократно его повторять, чтобы отложилось в памяти.

Важно! В этом возрасте следует объяснять и приучать к здоровому образу жизни. Соблюдать распорядок дня, выполнять утреннюю гимнастку, регулярные прогулки на свежем воздухе. Питание должно быть сбалансированным и отвечающее возрасту.

Психическое развитие

Психические процессы сильно меняются. Они становятся устойчивыми, осознанными. Начинают сформировываться волевые качества. Зная, как происходит психическое развитие ребенка 4–5 лет выстраивается правильная форма воспитания.

Развитие детей 4-6 лет

Ребятишкам в пятилетнем возрасте хочется самостоятельности. Уже не так нуждаются в помощи старших. Учатся устанавливать свои правила. Но готовы сопереживать и осознавать чувства других людей.

Стремительно развиваются творческие наклонности. Малыш создает сказочный мир, где выступает главным героем. Наделяет себя волшебными способностями. Фантазии связаны не только с прекрасным, но и спровоцировать страхи.

Происходит социализация, при которой возникает желание быть услышанным не только в кругу семьи, но и со стороны сверстников. Игровая деятельность видоизменяется. Она расширяется, наблюдается сюжетная линия. В игровом процессе учатся дружить, делиться вещами, помогать друг другу, ссориться и сразу мириться.

Проявляют ко всему любознательность, чем ставят взрослых в тупик, задавая вопросы. Они болтают часами, не останавливаясь ни на минуту. Перебивать не стоит, так как можно отбить интерес к познанию нового и неизведанного до сих пор.

Развитие детей 4-6 лет

Эмоционально дети восприимчивы. Понимают похвалу и ругань, так как экспансивно чувствительны к словам. Поэтому браня, подбирать выражения нужно тщательно. Неприятные слова приведут к развитию нежелательных комплексов, которые сохранятся на дальнейшую жизнь.

В пять лет интересуются половыми отличиями между девочкой и мальчиком.

На основе психических особенности развития детей 4- 5 лет можно грамотно продумать способ целостного и гармоничного воспитания.

Умственные особенности

Любознательность ведет к формированию интеллекта. Без поддержки родителей не обойтись. Не отмахивайтесь от детишек, если просят поиграть, или что-то объяснить.

Это провоцирует задержку психического развития. В старшем возрасте приводит к нежеланию учиться. Необходимые навыки, которые нужно развивать у ребѐнка.

У родителей часто возникает вопрос, что должен уметь ребенок к пятому году жизни.

Математические способности

Ребенок пятилетнего возраста, должен уметь:

  1.  Знать название геометрических фигур.
  2.  Сравнивать предметы по количеству.
  3.  Находить предметы.
  4.  Считать в пределах.

Логическое мышление

Вид мышления — наглядно-образный, где проявляется практический характер. Поэтому можно наблюдать следующее:

  1.  Запоминание большого объема информации.
  2.  Улучшение концентрации внимания.
  3.  Нахождение различий между двумя картинками.
  4.  Умение называть антонимы.
  5.  Распознавание ошибок на изображении, объяснение правильного выполнения.
  6.  Выполнение заданий занимает меньше времени, при этом нет реакции на посторонние предметы и действия.
Читайте также:  Как привычки в еде влияют на характер ребенка?

Развитие детей 4-6 лет

Речевое развитие

К четырем годам происходят серьезные изменения в речи:

  1.  Строят предложения из 9 слов.
  2.  Употребляют множественное число.
  3.  Знают свои личные данные — имя, фамилию, домашний адрес.
  4.  Называют профессии людей.
  5.  Поддерживают беседу.
  6.  Могут выучить стихотворение.
  7.  Ищут, находят предметы по описанию.

Повседневные способности

Применять навыки самообслуживания. Уметь на леску нанизывать крупные бусинки. Рисовать прямые линии на бумаге, не отрывая кисть от поверхности. Раскрашивать изображения аккуратно не выходя за поля. Знать правую, левую руку.

Развитие детей 4-6 лет

Окружающий мир

Называть времена года. Знать названия домашних животных. Уметь отличать овощи, фрукты, ягоды.

Родителям надобно ежедневно занимать с малышом. Развитие интеллектуальных способностей пятого года жизни нужно для подготовки к школе. Чтобы в учебном процессе не возникло стрессовых ситуаций.

Совет! На этом этапе развития прививайте бережное отношение к предметам, вежливость, приобщайте к совместному труду.

Эмоциональные особенности

Дети чувствительны в этот период жизни. Способны сочувствовать и сопереживать окружающим людям. Однако, многие родители сталкиваются с истериками. В большинстве случаев ребятенок пытается обратить на себя внимание или получить желаемую вещь.

Чаще всего, мамы и папы сталкиваются с этой проблемой, то не ведают, как себя вести с малышом. Детская истерика появляется, когда ребенок не знает слова «нет». Или один из родителей разрешает, а другой запрещает. Такого не должно быть.

Рассмотрим несколько примеров из жизни, где встречается капризы и упрямство.

Развитие детей 4-6 лет

Ситуация No1

Мама со своим четырехлетним сыном отправилась на прогулку, по пути она встретила знакомую. Они заболтались. Сын тут же стал капризничать, тянуть за руку, при этом говорит: «Мамочка, идем!»…

Что сделать в таком случае?

Обратите на ребенка сразу внимание. В окружающей обстановке найдите чем можно занять дитя. Предложите ему покачаться на качелях или поиграть в песочнице. Так, он поймет, что мама проявляет по отношению к нему внимание. Ребенок будет занят, а мать сможет продолжить спокойно общение с приятельницей.

Ситуация No2

В семье появилась долгожданная дочка Оля. Взрослые ее опекали, исполняли все ее прихоти. В 5-летнем возрасте сами ее одевали и раздевали. Окружающие стали отмечать, что Оля стала капризной, по любому поводу устраивала истерики.

Что происходит с Олей?

Не секрет, что за любленные дети зачастую капризны. Чтобы избежать подобной ситуации необходимо убрать повышенную опеку. Чрезмерное внимание приводит к непослушанию.

Ситуация No3

Никита 4 года 5 месяцев

Внезапно вполне послушный ребенок начал капризничать, каждый день закатывает маме истерики. Стал упрямым и непослушным.

Не так давно в семье произошло прибавление. На свет раньше срока появился мальчик. И мама большое количество времени уделяет новорождённому. А капризы Никиты сводят маму с ума.

Развитие детей 4-6 лет

Почему Никита так резко изменился?

Из-за повышенной занятости мама перестала уделять старшему сыну время. Своими капризами он пытается обратить на себя внимание. Старайтесь проявлять заинтересованность по отношению к малышу.

Ситуация No4

Каждый день мама после работы заходила за четырехлетним Славой в дошкольное учреждение. Вместе шли в супермаркет, где он, закатывал истерические крики, прося, что-то купить. Сразу падал на пол, начинает биться головой и рыдать. Мать, не находя иного выхода, покупала все, что Слава хотел.

Как избежать подобной ситуации?

  • Исключите на время походы в те места, где малыш устраивает истерику.
  • Не обращайте внимание на действия просто уйдите.
  • Попытайтесь переключить внимание на что-то другое в момент истерики у ребенка 4 лет.
  • Установите в семье единые требования по воспитанию.
  • Соблюдайте последовательность в своих требованиях.
  • Сохраняйте спокойствие в момент всплеска истерики.
  • Оставляйте право выбора за малышом.

Роль семьи имеет большое значение в формировании личности малыша, и влияет на эмоциональное развитие.

Рекомендации психологов

Специалисты разработали памятку правил для родителей, в которой позволит построить с малышом правильные взаимоотношения.

Не устанавливайте много запретов. Чадо не способно освоить все сразу, в итоге возможна истерика. Рассказывайте спокойно о переживаниях, о тех чувствах, что испытываете. Реагируйте умеренно на всплеск гнева.

Разбирайте сложные ситуации в которые попадает чадо. Старайтесь чаще хвалите, а не ругайте. Не пугайте страшилками, не говорите о смерти и болезнях. Расспрашивайте об интересах малыша. Давайте право играть со сверстниками. Отвечайте на все вопросы.

Читайте книги. Проводите совместный досуг.

В этот период закладываются основные черты характера. Поэтому крайне значимо принимать во внимание особенности развития детей 4–5 лет. В первую очередь от родителей завит физическое и психическое развитие. Важным фактором, является взаимоотношения отношение внутри семьи. Это влияние на будущую жизнь детей.

[mrp postnumb=4]

Развитие ребенка в 4 года: от 4 до 5 лет

13 голос, средняя оценка: 3,46 из 5

Развитие ребенка в 4 года связано с его дальнейшим взрослением. Малыш вырос, вы уже не один раз сменили размеры одежды. Он подвижный и любознательный, хорошо говорит и выражает свои мысли. Ребенок начинает проявлять характер, утверждается как личность. Он умеет делать много вещей и активно учится новому. Некоторые дети в этом возрасте знают все буквы, считают до десяти, начинают читать по слогам.

Развитие детей 4-6 лет

Особенности развития ребенка в 4 года

Физическое развитие четырехлетнего ребенка

Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким.

У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы.

Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.

Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом.

Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения.

Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.

Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков.

Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички.

Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.

Развитие детей 4-6 лет

Дети самостоятельно чистят зубы

В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы.

Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками. Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки.

Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности.

Умственное и речевое развитие ребенка

К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки.

Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали.

Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.

Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам.

Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим.

Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».

Развитие детей 4-6 лет

Ребенок знает уже приличное количество слов

Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже.

Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой.

Читайте также:  Особенности крапивницы у детей

Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.

Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания.

Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф.

Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный.

Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности.

Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой.

Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.

Для того, чтобы избежать проблем эмоционального характера, нужно создать благоприятную атмосферу в семье. Ребенку важно не только то, как обращаются к нему, но и отношения родителей друг к другу. Взрослым нужно серьезно воспринимать возрастные особенности психики дошкольника, обращать внимание на его настроение.

Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением.

Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца.

Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.

Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними.

Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить.

А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.

Режим и питание ребенка

В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу.

Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы.

Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):

  • Мяско (курочка, кролик, индейка, говядина, нежирная свинина) – 120-130 грамм.
  • Рыбка, желательно морская
  • Крупы любые – 60-70 грамм
  • Масло растительное и сливочное 10 г и 25 г соответственно
  • Творожок – 50 г, молочко – 500 г
  • Овощи разные – 220-260 грамм
  • Фрукты и ягодки – 220-260 грамм
  • Хлебушек (белый и ржаной) – 120-150 грамм.

На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот.

На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира.

Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.

Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время. Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять. Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа.

Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.

Спортивные занятия с четырехлетним ребенком

К четырем годам малыш уже хорошо окреп физически. Он очень активен, но у него еще плохо развито равновесие, попробуйте его совершенствовать. Помогут в это упражнения на перекладине, хождение по брусу, по бордюру или дома по ковру на носочках и на цыпочках. Попробуйте показать, ка делать ласточку, стоять на одной ноге, будто цапля.

Возраст 4 года – самое время отдать малыша в спортивную секцию. Не ставьте перед собой задачи сделать из него выдающегося спортсмена, ребенок должен заниматься спортом с удовольствием, а не под принуждением. Делайте с дошкольником регулярно зарядку, купите ему кольца, перекладину, шведскую стенку, если не приобрели эти тренажеры до сих пор.

Обучение языку и логическому мышлению

В четыре года ребенок прекрасно обучается. Можно начать с ним изучать иностранный язык. Если вы сами им владеете, попробуйте заниматься языком в домашних условиях. Помогут в этом видео, специальные материалы и учебная литература, развивающие карточки. Родную речь тоже нужно совершенствовать.

Читайте вместе книжки, разучивайте стихи, поговорки, загадки. Также стоит обращать внимание, как говорить ребенок, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки. Если он плохо произносит некоторые буквы и звуки, может понадобиться консультация логопеда.

Методы исправления речи есть разные, специалист поможет выбрать самый подходящий.

Видео и фотоВсе видео и фото

Необходимы ребенку занятия на развитие логики. Приготовьте карточки с изображением различных предметов. Пускай ребенок выбирает из них изображения с одинаковыми свойствами, исключает лишние. Развивают логику и различные лабиринты, из которых нужно найти выход.

Они могут быть нарисованы на бумаге или сделаны из объемных материалов. Осваивайте с малышом счет, он уже способен оперировать цифрами в пределах десяти. Для изучения арифметики можно использовать картинки в специальном учебнике, палочки для счета или обычные карандаши.

Быстро воспринимается детьми к четырем годам азбука. Дошкольники, родители которых практикуют раннее развитие, уже умеют читать. Если вы еще не учили с малышом буквы, самое время начать. Обязательно купите тетрадь, в которой малыш будет учиться писать. Многие детки мечтают стать взрослыми, и пойти в школу.

Игра в учителя и ученика может им понравится, и они охотнее будут осваивать материал.

Творческое развитие ребенка

Не забывайте про занятия творческие. Они необходимо для гармонического психологического развития ребенка. Купите ему разные развивашки и разукрашки, постарайтесь, чтобы малыш занимался изобразительной деятельностью самостоятельно.

Разложите перед ним карточки, пускай рисует на них, что хочет. Разрисовывать тоже не обязательно теми цветами, которые есть на образце, лучше, когда ребенок проявляет фантазию.

Двигательные навыки совершенствует лепка, дети в 4 года уже могут делать из пластилина довольно сложные предметы, птиц, животных, машинки, людей, целые композиции. Кроме того, малыш должен уметь держать в руках ножницы, вырезать по контурам картинки, делать аппликации.

Творческие занятия должны включать танцы, разучивание песенок. Гимнастику тоже следует делать под музыку, так ребенку будет интересней и веселее.

К четырем годам уровень развития у разных детей отличается. Одни проявляют больше творческих способностей, другим лучше дается математика. Кто-то прекрасно говорит, рассказывает стихи, а кому-то больше по душе занятия спортом. Потому для воспитания детей так важно учитывать их индивидуальные особенности.

Если развитие и поведение ребенка не выходит за пределы нормы, родителям не о чем беспокоиться. План развития у вашего малыша должен быть своим, сравнивать его с другими детьми не стоит. Ни в коем случае нельзя перегружать детей занятиями, устраивать им бесконечные тесты и проверки, насильно вырабатывать усидчивость.

Если перестараться, ребенку можно отбить интерес к учебе навсегда.

Читайте также:  «Стероидофобия» у беременных – оправданы ли опасения?

Психология дошкольника. "Возрастные особенности детей 4-6 лет"

Психология дошкольника

Возрастные особенности детей 4 — 6лет

Возраст от четырех до шести — период относительного затишья. Так или иначе, ребенок вышел из кризиса, стал спокойнее, послушнее, покладистее. У него развивается, как выражаются медики, первичная аффективная привязанность к близким, появляется потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, взаимоотношениям людей. Приобретает малыш и известную самостоятельность.

В идеале он уже может самостоятельно есть, хорошо ходит и бегает, легко говорит, обучен навыкам гигиены и опрятности, стабилизируется сон, упорядочивается поведение, ему уже не нужна постоянная и неотлучная опека. Но это, конечно, не значит, что все проблемы решены. При неправильной тактике легко, например, нарушается аппетит или режим сна.

Сразу заметим, как и на предыдущих возрастных этапах, мерилом правильного питания являются показатели физического развития ребенка. Так, на третьем году малыш вырастает приблизительно на 10 см, а в весе прибавляет около 3 кг. В дальнейшем темп этот несколько замедляется: до 5-7 см и до 2 кг каждый год. Если ребенок выдерживает данный темп, особого беспокойства возникать не должно.

Ночной сон в этот период, как и раньше, должен быть не менее 10 часов. И почти до самой школы рекомендуется также и дневной сон — час-полтора. Возникают известные трудности с вечерним засыпанием.

Поэтому отход ко сну необходимо обставить особым ритуалом: гигиенические мероприятия, переодевание в ночную одежду, ласковая и тактичная беседа, повышенное внимание к словам и поведению ребенка, интересная сказка или поучительная история, рассказываемая спокойно, умиротворяюще, притушенный свет, относительная тишина.

Вся процедура укладывания должна быть неторопливой и приятной для ребенка. Особенно это касается детей со слабым типом высшей нервной деятельности.

Навыки опрятности обычно уже хорошо усвоены ребенком, но еще некоторое время он продолжает; иногда просыпаться «мокрым». И в этом случае нет места излишней спешке и нервозности. Бессмысленно будить ребенка по ночам для того, чтобы он сходил на горшок. Пусть все идет естественным путем.

Для привития гигиенических навыков используйте тягу ребенка к самоутверждению и склонность к подражанию. Если взрослые сами постоянно выполняют требования гигиены, то и малыш в конце концов почувствует необходимость вымыть руки перед едой: и как же, он ведь совсем «большой».

Уже младший дошкольник начинает осознавать свою индивидуальность, личную обособленность, свою «самость», у него начинают формироваться первые понятия о добре и зле.

Безусловно, нельзя еще говорить о том, что у дошкольника хоть в какой-то мере сформировались моральные принципы и нравственные оценки, тем не менее он уже отлично знает, «что такое хорошо и что такое плохо», он уже может понять, что необходимо слушаться и уважать старших, что неприлично совершать те или иные поступки, он способен переживать такие чувства, как гордость и стыд.

Основным стимулом деятельности является оценка его поведения взрослыми, хорошие поступки он чаще всего совершает ради того, чтобы заслужить похвалу.

Он уже способен в какой-то мере и к сопереживанию, и к сочувствию. Он может заставить, себя (хотя бы на время) не шуметь, если ему скажут; что мама заболела, что маме больно. Он уже может — присмиревший и серьезный — подойти к ней, чтобы утешить, чтобы помочь ей своим сочувствием и любовью, своим поцелуем и крепким объятием.

В это же время появляются у ребенка и первые ростки доброты и великодушия. И требуется не заглушить эти ростки в самом зародыше. Например, малыш делится с вами или с кем-нибудь другим любимым-лакомством.

И вряд ли нужно тут же отдавать конфету или грушу ему обратно. Наоборот, надо дать ему вкусить радость своего великодушия и даже самопожертвования, если хотите.

Эта радость разовьет в дальнейшем благодатные свойства его души.

Уже в дошкольном возрасте надо воспитывать у ребенка способность считаться с потребностями и нуждами других, прежде всего вас самих. Он уже может понимать, что вы заняты, что вам сейчас некогда, что у вас неотложные дела, важная работа.

Необходимо обучать его также ладить с другими детьми в семье, в гостях, на детской площадке, обучать дожидаться своей очереди в играх, уступать при необходимости, делиться игрушками. Все это достигается не сразу, но вполне доступно каждому ребенку. Эти навыки самоограничения и коллективизма помогут малышу безболезненно приспособиться к детсадовским условиям, а в дальнейшем и к школе.

Важным фактором при воспитании дошколят является склонность их к подражанию родителям. Вот что писал по этому поводу А. С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему.

Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка большое значение.

Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо…» Пожалуй, лучше и не скажешь.

Для большинства детей в обычных условиях характерно оптимистическое восприятие жизни. Окружающий мир кажется им устроенным самым лучшим образом. Нужно всегда помнить об этом, щадить и оберегать легкоранимую психику ребенка. Опасно выяснять в присутствии детей свои отношения, устраивать, сцены и скандалы.

Нет смысла рассказывать при детях различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для иного ребенка подобная информация может стать сверхсильным раздражителем, своеобразным трамплином для нервного срыва. Нужно постепенно, крайне осторожно и в более старшем возрасте вводить маленького человека в сложный и противоречивый взрослый мир.

Дошкольный возраст — период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте. Вот как писал о ребенке раннего возраста Ф. Г. Лорка: «…

какой это чудесный художник! Творец с первоклассным поэтическим чувством.

Стоит лишь понаблюдать за его первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью, чтобы увидеть, какая звездная красота одухотворяет их, какая идеальная простота и какие таинственные отношения обнаруживаются при этом между простыми вещами.

Из пуговицы, катушки ниток и пяти пальцев своей руки ребенок строит трудный мир, пересеченный небывалыми резонансами, которые поют и волнующе сталкиваются среди светлой радости, не поддающейся анализу. Ребенок знает гораздо больше, чем мы думаем… В своей невинности он мудр и лучше нас понимает несказанную тайну поэтической сути».

Любознательность ребенка в дошкольном возрасте не знает границ. Его интересует буквально все, он задает взрослым тысячи вопросов и на каждый требует немедленного, понятного для него ответа.

При объяснениях ребенок любит и просит повторений — они помогают ему запомнить и лучше понять объяснение, поэтому нельзя сердиться и обрывать малыша, когда он во второй, третий и четвертый раз задает один и тот же вопрос.

Ученые этот возрастной период так и назвали — «стадия вопросов». Очень важно давать детям правдивые ответы на вопросы, доступные их пониманию.

Когда-то Л. Н. Толстой писал, что для детей надо писать так же, как для взрослых, что наиболее ценны и значимы те художественные произведения для детей, которые одинаково интересны и взрослым. В таких произведениях заключена глубокая жизненная и художественная правда, но подана она таким образом, что каждый воспринимает ее в зависимости от жизненного опыта.

Таковы, например, «Винни-пух», «Аленький цветочек», детские рассказы Толстого, сказки Андерсена и народные сказки. В своих ответах детям мы должны придерживаться такого же принципа, в особенности это касается ответов на самые сложные вопросы.

Неправильные объяснения, заведомо ложные версии, попытки отмахнуться от вопросов ребенка могут привести к печальным результатам.

Как правило, если ребенок обнаруживает эту неправду, он перестает обращаться к родителям со своими переживаниями, сомнениями.

Это, в свою очередь, отчуждает родителей и детей, ведет к нарушению контакта между ними. А без контакта, доверия невозможно нормальное развитие ребенка.

Для нормального развития личности ребенка и всех ее составляющих — интеллекта, способности к творчеству, эмоциональной и социальной сферы — необходимо, чтобы он с самого раннего детства испытывал чувство защищенности, воспринимал заботу взрослых о себе.

В возрасте 5-6 лет у детей наступает известный в психологии «пик страхов», когда возрастает число детских страхов, боязней и их интенсивность. К 6 годам отмечается осознание конечности отдельной жизни и формирование «страха смерти».

Таковы, в общем, основные особенности психологии детей дошкольного возраста.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector