Раннее обучение детей чтению: «за» и «против»

Несмотря на значительную популярность различных методик раннего развития, современные психологи и неврологи бьют тревогу: последствия от неадекватного вмешательства в формирование мозговой деятельности малыша как родителей, так и разнообразных «центров раннего развития» могут быть весьма плачевны.

Раннее обучение детей чтению: «за» и «против»

Почему врачи высказываются против раннего развития?

Вред раннего чтения, знания цифр и других «маминых радостей» не является надуманной проблемой. Опасность методик раннего развития заключается в том, что фанатично настроенные родители стремятся следовать выбранной методике, не учитывая естественные последовательности развития ребенка. Дилетантство в образовательной сфере может приводить к самым плачевным последствиям.

По мнению французского психоаналитика Француазы Дольто, дети мыслят и чувствуют иррационально, они как дикари, живущие в мире мифов. И попытки раньше времени «разбудить» малыша губительны для его развития. По словам Дольто, «если инициировать ребенка преждевременно – он потеряет свой потенциал».

Вопросами раннего развития в свое время занимались многие известные психологи: Выготский Л.С., Божович Л.И., Элконин Д.В., Леонтьев А.Н.

 Эти передовики психологической мысли учитывали в своих исследованиях закономерности развития и формирования личности у детей до 3 лет, рассматривали влияние кризисов первого и третьего года жизни на психические процессы.

Эксперименты российских и иностранных ученых свидетельствуют, что мозг и личность ребенка созревают неравномерно, гетеросинхронно (в разное время). Важной характеристикой развития являются не столько уже сформировавшиеся функции и процессы мозга, а в большей степени – то, что находится в стадии созревания.

Область формирующихся в данный момент процессов называется «зоной ближайшего развития». Определение «зоны ближайшего развития» находится в компетенции квалифицированных специалистов. Адекватное внедрение в мозговые нервно-психические процессы поможет выявить и развить необходимые в конкретный временной отрезок качества.

Ведущие специалисты отечественной детской психологии о «раннем развитии» в целом

Смирнова Елена Олеговна, российский ученый, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития, в своем учебнике для студентов высших педагогических учебных заведений «Детская психология» пишет:

 «В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр.

Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество.

Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.

Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.

За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем.

В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые.

Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни.

С этой точки зрения, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.

Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна — она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е.

симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками)».

В учебном пособии «Введение в нейропсихологию детского возраста» Анна Владимировна Семенович, известный нейропсихолог, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии пишет:

«Если задача, предлагаемая социумом ребенку, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает её, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредноносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются.

Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам… Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной по времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях. …Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости «истощила» находящиеся в сензитивном периоде развития субкортикальные образования… последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации».

Раннее обучение детей чтению: «за» и «против»

Мнение врачей о раннем обучении чтению, письму, счету

В статье «Эксперты выступают против сверхраннего обучения детей чтению и письму» специалисты высказываются относительно «раннего развития» практически единогласно – дилетанское, фанатичное следование одной методике может принести только вред ребенку.

Марьяна Безруких, директор института ФГУ «Институт возрастной физиологии» РАО, профессор:

«Если мы требуем от ребенка трех лет (а в этом возрасте ребенок еще функционально не готов к тому механизму зрительного восприятия и дифференцировке буквенных знаков, которые лежат в основе чтения) это делать, то у ребенка формируется неэффективный механизм чтения, который сохраняется на весь период обучения».

Татьяна Волосовец, директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО:

«Врачи сейчас наблюдают общее снижение состояния здоровья у детей, которые живут в очень тяжелом режиме — ходят и на занятия по английскому языку, и на спортивные секции, и на занятия по живописи, и еще куда-нибудь, куда придумают родители.

Потом дети приходят в 9 часов вечера домой и падают от усталости.

Это приводит и к общесоматическим заболеваниям, и к неврозам и к уничтожению мотивации к обучению как таковой, так как он приходит в первый класс и не хочет учиться, и уже не может учиться».

В интервью «Нельзя требовать от дошкольников умения читать» Владимир Загвоздкин, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО), говорит:

«К сожалению, среди родителей (и не только в нашей стране) широко распространено мнение, что самым эффективным способом подготовки детей к школе является прямое обучение тому, чему затем будут детей учить в самой школе — прежде всего, чтению, письму и счету. А вот поощрение детской игры, исследовательской активности детей, детских вопросов, — это основные ценности, лежащие в основе стандарта — никакого отношения к подготовке детей к школе не имеют…

В настоящее время в мире существует консенсус о том, что прямое обучение чтению, письму, математике и т.п. детей младшего и дошкольного возраста не приводит ни к чему хорошему.

А вот если дома или в детском саду, например, есть уголок грамоты, где находятся книги, бумага и карандаши, детям читают сказки и истории, рассматривают книжки с картинками, поощряют их собственное воображение и словесное творчество, когда ребенок придумывает истории, а взрослый за ним записывает и т.п.

, то дети без всякого принуждения, сидения за партами овладевают начатками грамоты, чтения и письма как бы сами собой, без прямого обучения, и, что самое важное, каждый в своем темпе.

Такое учение приносит детям радость и не связано со стрессами и принуждением. Принуждать читать ребенка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, еще не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред развитию многих детей. То же самое относится и к другим областям развития, например, развитию математических способностей».

Раннее обучение детей чтению: «за» и «против»

Ольга Исаенко, детский психолог, кандидат психологических наук, в методическом учебном пособии «Педагогические системы и программы дошкольного воспитания» пишет:

«Если ребенка интенсивно обучать чтению в 3-4 года, это приведет:

  • к энергетическому истощению мозга, обкрадыванию участков, обеспечивающих движение тела и восприятие пространства. Этот «телесный» дефицит, скорее всего, останется на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьезных двигательных нарушений: ребенок в 7-8 лет не умеет прыгать или с трудом спускается по лестнице.
  • Дефицит энергии также может вызвать заикание, нарушение речевого развития, нарушение эмоциональной сферы (капризность, агрессивность).
  • Образы букв, сформированные без должной опоры на моторику и пространственное восприятие, долго будут оставаться рисунками, а не символами, и, значит, переход к беглому чтению затянется.
  • Плохо развитые связи между левым и правым полушарием приведут к самым разным школьным проблемам и проблемам с поведением.

Каким бы странным современным родителям это не казалось, но именно двигательная активность в 1, 2, 3, 4 года принесет больше пользы для чтения, а вовсе не карточки или кубики с буквами.

Для начала лучше хорошо поползать, потом двигаться на четвереньках, стать на две ноги, начать бегать, прыгать на двух ногах и на одной ноге, затем в свое время играть в детские уличные игры, танцевать и т.п.

Читайте также:  О чем расскажет СОЭ у детей?

Что делать, если вы уже «преуспели» в раннем обучении чтению или чтение нарушено по другим причинам? Подкачать энергию для работы мозга, устранять ее утечки, учить ребенка ползать и прыгать на одной ножке, дать ему возможность упражняться в ловкости в детских играх, учить его отстукивать простые ритмы по образцу, составлять рассказ по картинке, создавать повторяющиеся узоры из кубиков».

Логопед Дарья Иванченко (статья «Кубики Зайцева»):

«Примерно в год вступает в свои права предметная деятельность, и берет свое начало развитие наглядно-действенного мышления. В памяти лучше откладывается то, что потрогали, погладили, а потом еще и постучали этим. Дайте ему кубики с буквами, и он примется их грызть, ощупывать и строить башню. И запомнит, что это кубики, из них строят дом. И всё.

В конце первого года жизни ребенок пробует произносить первые слова, начинает развиваться словесная речь. Малыш говорит еще мало, но знает уже достаточно много предметов. По методике Зайцева предлагается приклеивать карточки со словами к крупным предметам в квартире – холодильнику, шкафу и т.д.

Мало того, что обобщение понятий в этом возрасте еще на низком уровне и слово «стул» для некоторых детей будет обозначать лишь стул на кухне. Еще и написанное слово, прикрепленное к этому злосчастному стулу, может подменить само понятие данного предмета мебели! И на просьбу «покажи стул», Ваш малыш будет показывать на распечатку слова.

А Вы будете думать, что он читает….».

Надеемся, что приведенные выше мнения ведущих специалистов в области детской психологии заставят вас задуматься перед тем, как неумеренно нагружать малыша занятиями. Любое обучение должно соответствовать возрасту и быть ребенку в радость!

  • Специально для lovingmama.ru
  • Фото из фотостока photl.com
  • Раннее развитие — польза или вред?
  • Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет
  • Методики развития детей раннего возраста от российских авторов
  • Виммельбухи, или книги-гляделки
  • Пальчиковые игры: для чего они нужны и когда начинать в них играть?
  • Доска с замочками, или «пульт управления» для ребенка своими руками
  • Лучшие книги для детей до года. Выбираем книжки для самых маленьких
  • Книги для детей 1 года
  • Детская пирамидка: какую выбрать и как научить ребенка в нее играть?
  • Масса для лепки

Всё даю себе обещание записывать Алинкины перлы и забываю! Но сегодня что-то она была в ударе, не могу это не запечатлеть.

1. Вчера придумывали…

Ошибки родителей: почему нельзя учить ребенка читать до 5 лет

Раннее обучение детей чтению: «за» и «против»Раннее обучение детей чтению: «за» и «против»

Психолог и консультант, специалист в сфере детско-родительских отношений

Нам, родителям, хочется, чтобы наш малыш развивался быстро и правильно. Мы готовы много с ним заниматься, искать специальные программы, чтобы помочь ему как можно раньше начать осваивать мир знаний и умений.

Сейчас можно найти множество программ по раннему развитию, со специальными методиками обучения, адаптированными для маленьких детей.

К пяти-шести годам можно получить настоящих вундеркиндов, которые могут пойти в школу раньше срока, а потом, после университета, на пару лет раньше начать карьеру. Заманчиво, правда? Только не всегда так получается. Давайте разбираться, почему.

Всему свое время

Развитие психики напрямую зависит от развития головного мозга. Именно мозг обеспечивает все психические функции. Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы подразумеваем в первую очередь формирование нейронных сетей в головном мозге. И на этот процесс влияет два основных фактора: генетический и средовой.

Генетический фактор

Развитие психики ребенка достаточно жестко запрограммировано. Эта программа отрабатывалась миллионами лет вначале на животных, потом на человеке.

Вначале формируются эволюционно более древние функции: схема тела и движение, затем эмоции и общение, и лишь на более поздних этапах — мышление, произвольная память и внимание. Менять план, написанный природой, — дело неблагодарное.

В первую очередь потому, что более ранние функции становятся базой для развития более сложных и поздно созревающих процессов.

Например, пространственные представления (право-лево, далеко-близко, позже — чертежи и карты) базируются на сформировавшейся ранее схеме тела. То есть вначале ребенок начинает чувствовать собственное тело и его положение, и лишь потом может понять внешнее пространство.

Другой пример. Для нормального развития речи ребенок должен вначале набрать опыт различения бытовых шумов: скрип двери, стук посуды, пение птиц, и лишь потом он начнет различать звуки человеческой речи.

Когда конкретно произойдет овладение тем или иным психическим навыком, зависит от индивидуальных особенностей ребенка и ситуации, в которой он растет.

Однако какую бы функцию мы не взяли, у нее всегда будет возрастной период, когда она активно развивается.

В другой возрастной период (не важно, до или после) природой не запланировано развитие конкретно этой функции, в основном потому, что мозг должен развивать другие навыки. Мы приходим к самому важному принципу развития: всему свое время.

Второй важный фактор развития психики ребенка — это среда. И если гены мы кардинально поменять не можем, то в наших руках создать благоприятные условия для формирования психических функций.

Только что значит «благоприятные»? Если в четыре года ребенок обложен книжками и тетрадками и учится правильно держать ручку — это благоприятная среда для него? Ответ «нет», потому что в этом возрасте мозг еще не готов к освоению навыков чтения и письма, зато готов к развитию эмоциональной сферы, которая требует активного взаимодействия как со сверстниками, так и с членами семьи.

До пяти лет учиться читать практически бессмысленно, потому что способность соотносить образ печатного слова с его значением появляется лишь к пяти годам, потому что требует участия достаточно поздно созревающих отделов мозга.

Соответственно, мы можем надрессировать ребенка складывать буквы в слоги и даже в слова, но полноценно понимать смысл прочитанного он, с большой вероятностью, не сможет.

Но самое обидное, что формируя несвойственные данному периоду навыки, мы обкрадываем те функции, которые должны формироваться.

Другими словами, вместо того, чтобы сидеть в песочнице, играть в дочки-матери или врача, ребенок садится за парту и начинает делать что-то, вовсе не свойственное его возрасту и уровню развития.

У меня возникает вопрос: зачем ему учиться читать в четыре года и решать простые уравнения в пять? Чтобы пойти потом сразу в третий класс, поступить в университет в четырнадцать, защитить докторскую к двадцати трем? Или чтобы родители с гордостью рассказывали о достижениях своего чада?

Цена раннего развития

Раннее обучение часто приводит к дефициту развития эмоциональной сферы. В жизни это проявляется в неумении понять, какие эмоции в данный момент человек испытывает, к трудностям отношений с окружающими — мало или нет совсем друзей, непредсказуемые поведенческие реакции.

Это та цена, которую в будущем может заплатить ваш ребенок за умение читать на два года раньше, чем остальные. Также часто бывает, что юные вундеркинды быстро утомляются и не в состоянии удерживать внимание во время учебного процесса.

Эти проблемы, к сожалению, «вылезают» только в школе, когда скорректировать ситуацию уже сложно, потому что те отделы мозга, которые отвечают за работоспособность, в норме формируются в три-пять лет, во время двигательной активности.

Конечно, у нас много примеров, когда ребенок сам хочет читать, рисовать или заниматься музыкой в достаточно молодом возрасте. И готов этим заниматься в ущерб играм и беготне. Причин такого хода развития мозга может быть много, здесь надо разбираться с каждым отдельным случаем.

Иногда это рано проявляющиеся таланты и способности, а иногда — дисфункция работы головного мозга, как, например, при аутистических расстройствах.

Однако засаживать ребенка за уроки против его желания точно не стоит, потому что, ломая логику развития мозга, мы приобретем значительно меньше, чем потеряем.

Важно помнить, что в норме (то есть в среднем у всех детей) развивать чтение, письмо и счет раньше пяти-шести лет смысла не имеет, и может даже привести к неприятным последствиям.

Всегда важно наблюдать за собственным ребенком и отмечать то, чем ему нравится заниматься. Если хочется в 4 года играть с детьми и бегать, то надо дать ему эту возможность. Тяга к академическим знаниям придет позже.

Потребность в развитии заложена в наш мозг природой. Нет детей, которые не хотят развиваться. Вопрос только, в каком направлении.

В самых общих чертах принцип своевременности выглядит так:

  • до трех лет — развитие моторики,
  • до шести-семи — эмоций,
  • до десяти-двенадцати — когнитивных функций.

К 12 годам закладываются основы психики и начинается половое созревание. В дальнейшем ребенок, а затем и взрослый, будет только количественно накапливать знания и умения, но для этого у него должен быть правильно сформированный головной мозг.

Консультация "Раннее обучение чтению- за и против"

Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде? Раннее обучение детей чтению: «за» и «против»

         Можно ли ребёнка 2-3лет научить читать? Этот
вопрос приходится слышать от родителей.

Хочется спросить в ответ: « А зачем вы
хотите научить читать двухлетнего малыша? Неужели только для того, чтобы
демонстрировать его способности перед знакомыми?». « Но он сам выучил буквы.

Значит, у него есть потребность в этом», — могут возразить родители. Да,
информационный бум- примета нашего времени, и малыш ощущает это на себе.

Некоторые родители
полагают, что если ребёнка научить читать в 1,5-2года, то в дальнейшем он будет
опережать в развитии своих сверстников. Это заблуждение. Ещё несколько лет
назад трудно было дискутировать по данному вопросу.

Читайте также:  Как научить ребенка рисовать?

Помогли исследования,
направленные на изучение потенциальных возможностей детей раннего возраста. В
частности, ученых интересовали психологические особенности самого процесса
усвоения ребёнком букв и элементов грамоты.

Что малыш приобретает и что,
возможно, теряет, учась читать и писать в столь нежном возрасте?

В процессе работы стало
ясно, что ребёнок 2 лет сам, т.е.

без инициативы взрослых, выучить буквы не
может! Даже заинтересованно рассматривая замысловатые « узоры»-буквы,
изображенные на кубиках, лото или  игрушках, он не стремится запомнить их.

Запоминание начинается после того, как взрослый назовёт буквы и будет повторять
их каждый день, находя очертания букв в окружающих предметах: «о»- кружок,
бараночка; «у»- трубочка, дудочка и т.д.

Со временем дети сами
начинают «находить» букв предметах. Первые две- три буквы малыш запоминает,
прилагая определённые усилия, а затем догадывается, что изображение, которое он
рассматривает, должно иметь название, как и любая картинка,- петушок, собачка,
кошка.

С этого момента он, как это подметили многие родители, начинает
требовать, чтобы взрослые называли незнакомую букву. Но маленьким ребёнком
движет не желание научиться читать. Он «откликается» на букву- предмет, а не на
графическое изображение звука родного языка, элемент печатного слова.

Воспринимая букву как предмет, малыш запоминает ее название так же, как
названия предметов, которые его окружают. Поэтому дети довольно быстро
запоминают буквы на кубиках точно так же, как имена своих кукол, героев сказок,
близких людей. Несколько позднее малыш начинает находить знакомые буквы на
рекламных вывесках, в заголовках газет.

Исследования показали, что практически
все здоровые дети 2-3 лет способны запомнить алфавит, а в 3-3,5 года научиться
читать отдельные слова.

И всё же этот опыт не
позволяет рекомендовать раннее обучение грамоте. Почему? Из опасения, что
родители начнут форсировать усвоение грамоты всеми средствами, заставляя
малютку зубрить алфавит. Такое бессистемное натаскивание сопряжено с известными
нервными перегрузками и может только помешать последующему обучению грамоте.

В комнате можно
повесить(на уровне глаз ребёнка) таблички с буквами или плакат с алфавитом и
назвать буквы- и только. Не надо требовать от малыша того, что несвойственно
его возрасту.

Раннее обучение детей чтению: «за» и «против»Запоминание
алфавита и чтение- разные действия.
Чтение- это не просто
название букв, а умение составлять из них слова, что требует серьёзного
синтеза. Поэтому ранним обучением грамоте надо заниматься избирательно,
вдумчиво и лишь до того момента, пока малышу это интересно. Дети раннего
возраста должны много двигаться, манипулировать предметами (игрушками),
накапливать сенсорную информацию об окружающем мире: брать в руки предметы,
вкладывать один в другой, ощупывать, бросать кубики, шарики и т.п. Предметная
деятельность является ведущей на данном этапе. Никакая книга, в которой
нарисованы те же кубики и шарики, не заменит ребёнку реальной действительности,
предметного взаимодействия с окружающей средой. Родители должны знать эти
особенности раннего возраста.

У ребёнка первых трёх лет
жизни преобладает наглядно- действенное мышление( сенсомоторный интеллект).

Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) только развиваются
и осуществляются в наглядно- действенном плане, т.е.

в процессе практических
действий с пирамидками, матрёшками, колечками, которые ребёнок раскладывает,
разъединяет и собирает; сравнивает, прикладывая одну часть к другой и т.п.

«Но речь идёт об обучении
чтению. Какая тут связь?»- спросят нас озадаченные родители. Дело в том, что
маленькие дети не могут «манипулировать» звуками родного языка, составляя или
разъединяя слоги, на уровне понятийного мышления.

Их словарный запас далеко не
всегда соответствует запасу понятий: не все слова они произносят осмысленно,
многие из них не содержат обобщения определенного опыта.

Фундаментом мышления
ребёнка являются не сами по себе слова, а то содержание, которое он вкладывает
в них.

Вот почему между умением
читать, оформлять звуки речи в слоги и слова и умственном развитием ребёнка
нельзя поставить знак равенства. Психика формируется в процессе общения с
людьми, взаимодействия с внешней средой, с предметами.

В настоящее время наукой
доказано, что главным стимулом интеллектуального развития малыша первых лет
жизни, его главным источником является именно практическая деятельность с
погремушками, пирамидками, с доступным ребёнку детскими орудиями труда,
наконец, игра с куклой и всем возможным ассортиментом для развёртывания
игрового сюжета. Известный ученый в области раннего возраста доктор
биологических наук А.М.Фонарёв указывал, что, именно играя, действуя, ребёнок
впервые учится решать несложные практические задачи, без этого он не может
подняться на ту более высокую ступень,
где начинает формироваться
абстрактные понятия, содержания которых и определяются более развитые формы
мышления, например наглядно- образная(понятийная). Следовательно, предельно
напряженный и из-за этого неизбежно односторонний интерес к чтению не
обеспечивает гармонического развития, и в этом одна из его отрицательных
сторон.

К обучению грамоте
родители малышей должны относиться с большой ответственностью, потому что оно
связано с освоением элементов знаковой культуры общества. Эти знания не
«понарошку», они на всю жизнь и должны преподноситься детям любого возраста методически
правильно.

Конечно, из всего
сказанного вовсе не следует, что надо отобрать у ребёнка книги, стараться,
чтобы ему на глаза не попадались цифры и т.п. Пусть в его распоряжении и кубики
с буквами, и сказки, и картинки с цифрами. Пусть- даже по его просьбе- вы
назовёте ему буквы и поможете прочесть простые слова.

Обязательно другое: чтобы
уже на втором- третьем году жизни ребёнок под руководством взрослых овладевал
рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, приобщался к « трудовой»,
предметной деятельности.

Развитие интеллектуальной
деятельности ребёнка нельзя свести к запоминанию 33 букв алфавита и 10 цифровых
знаков. Кстати, цифры малыш запоминает так же, как буквы, опредмечивая их: 1-
это палочка, 2- это уточка, 3- веревочка, 4- перевернутый стульчик,
5-ложка-поварёшка, 6- замочек, 7- топорик, 8- булочка(«плетёночка»),9-
воздушный шарик.

В этом возрастном периоде
ведущим видом развивающей деятельности является игра. Вот почему малыш, знающий
алфавит и даже «читающий» отдельные простые слова, очень скоро оставляет эти
знания, переключается на игру, показывая взрослым, что раннее чтение-всего лишь
дань моде.

Ну, а когда же можно
начинать учить читать? В 5-6 лет детям легче овладеть грамотой, однако с
буквами(их начертанием) можно знакомить в 2-3 года. Повторим ещё раз:
знакомство с начертанием букв и их запоминание проходят у малыша на уровне
предметной деятельности, т.е. он опредмечивает буквы. Это полезно.

Из
исследований очевидно: рассматривая буквы на кубиках, табличках, малыш
развивает сенсорную сферу. Глаз ребёнка «учится» анализировать сложную
форму(абрис, очертание); развиваются перцептивные(обследующие), ориентировочные
действия глаза. Учёные установили, что в момент рассматривания глаз «ощупывает»
предмет примерно так же, как рука знакомится с формой, осязая поверхность.

Вот
почему детей так увлекает рассматривание букв! Малыши, которых рано познакомили
с элементами знаковой культуры общества(буквы, цифры, ноты, геометрические
формы, чертежи и т.п.), лучше складывают мозаику, пазлы, плоскостные фигуры
(например, «домик петушка», «качели для зайчат» и т.п.), подбирают идентичные
части разрезных( по вертикали) картинок и кубиков, т.е.

лучше выполняют
задания, в которых требуется более тонкий зрительный анализ.

  • Значит, есть и
    положительное в раннем ознакомлении малыша с грамотой.
  • Но прежде чем
    посоветовать, как учить ребёнка читать, хотелось бы предостеречь от того, чего
    делать ни в коем случае не следует.
  • Нельзя!


Заниматься по системе школьного обучения, т.е. без учета возрастных
возможностей малыша.


Заниматься с ребёнком без желания с его стороны.


Беспорядочно знакомить малыша с алфавитом, акцентируя внимание на названия
буквы, а не на звуке( например, показывая букву «м», произносить не звук
«м-м-м», а «эм»).

— При
знакомстве со слогом (ма, па, ба, бо, ту, ти и т.п.) разрывать его по вопросам
типа: « «М» и «а»-что будет?». (Ребенок  никогда не
догадается, что вы ждёте от него ответа: «Ма».

С чего же следует
начинать приобщение малыша к грамоте?

Вырежьте из плотного
картона все буквы алфавита высотой 10 см. Они должны быть прочными, чтобы малыш
мог легко взять их в руки. Дайте ему сначала гласные: «а», «о», «у», «и».
Произносите их протяжно, почти пропевая.

Изготовьте пособие типа
пенала, только более плоское, похожее на линеечку. В эту линейку-пенал
закладываются буквы и закрываются. Начинается игра: малыш произносит ту букву,
которая открывается его взору при скольжении линеечки слева направо. Это важно,
так как установлено, что первая трудность в обучении чтению связана именно с
неумением следовать взглядом слева направо.

Когда малыш усвоит
гласные (а,о, у, и), будет их свободно узнавать и протяжно произносить «а-а-а»,
«у-у-у», «и-и-и», «о-о-о», можно двигаться дальше. Начинайте читать( да-да,
читать!). Для этого заложите гласные в слоговом оформлении в линейку- пенал: «ио»-
кричит лошадка, «иа»-ослик.

Конечно, вначале следует отработать одно
звукосочетание, затем второе. Малыш должен научиться произносить ту букву,
которая открывается. Оба звука гласные, поэтому первый легко «перетекает» во
второй, и ребёнок без затруднений просчитывает вслед за взрослым, «как кричит
лошадка или ослик».

Аналогично читайте
звукосочетание «ау». Плавно переводите линейку, озвучивая появляющиеся буквы:
«а-а-а-а-у-у-у-у». И тут же дайте дополнительную информацию: девочка(мальчик)
играет с мамой в прятки или гуляет в лесу. Вот так, в игровой форме, до ребёнка
нужно донести мысль, что с помощью букв передаётся какая- то информация.

Освоение согласных
начинается постепенно. Вначале «м», «п», «б», затем «т», «д», «в», «г». Дайте
ребёнку в руки букву и произносите звук, который она обозначает (и только!).

Читайте также:  Как помочь детям преодолеть застенчивость?

Теперь с помощью линейки-
пенала можно начинать знакомить малыша с закрытыми слогами: «ав»(лает собачка),
«ам»(собачка просит есть). Не торопите ребёнка, помните, что вы с ним играете,
включайте действия с линеечкой в игровые показы. Расширяйте  информативное поле
игрового взаимодействия, сочетая его с «обучением».

Если описанные выше этапы
освоения программы прошли успешно, можно переходить к следующему. Поменяйте на
глазах у малыша буквы в слогах: «ав»-«ва», «ам»-«ма», «ап-па» и т.п. А затем,
скользя линеечкой по пеналу слева направо, предложите ему произносить
появляющиеся буквы.

Это начало освоения
грамоты. Для малыша 3 лет более чем достаточно.

Возможность освоения
грамоты в ранние годы подтверждается отечественными и зарубежными учеными.
Разработаны специальные методики. В России лучшей из них является методика
Н.Зайцева, но она требует  специальной подготовки взрослого. Мы же представили
наиболее рациональную.

В заключении подчеркнём
ещё раз: раннее чтение совсем не обязательно для маленького ребёнка. Если ваши
занятия малыш отвергает, значит, ему ещё рано заниматься несвойственной его
возрасту деятельностью. Будьте милосердны, подарите крохе радость общения,
радость детства. Раннее детство имеет свои особенности, оно так же неповторимо,
как сама жизнь!

Разворачивающийся перед
глазами ребёнка мир несёт ему информацию более широкого содержания, чем
освоение букв и цифр. Обучение чтению можно рассматривать как деятельность
прикладного значения, аккуратно, по желанию малютки, в игровом плане входящую в
его жизнь. Всему своё время.

Психофизическое
благополучие малыша, как и взрослого, предполагает физическое, психическое,
эмоциональное здоровье. И это главное в ранний период детства.

                                                                                 
Л.Павлова,

Ведущий научный
сотрудник, доцент, кандидат психологических наук, Центр «Дошкольное детство»
им. А.В.Запорожца

Важно ли обучать чтению в раннем возрасте? – Развитие ребенка

Порой родители четырехлетних малышей начинают паниковать из-за того, а не должны ли их дети уметь читать уже в этом возрасте. Малыши же очень любят, когда родители читают им сказки, узнают некоторые простые слова и пока еще не читают самостоятельно. Но нужно ли обучать детей чтению в этом возрасте?

Обычно волнение родителей возникает тогда, когда ребенок перерастает ясельный возраст.

К этому времени полномасштабные истерики уже проходят, ребенок четко излагает свои мысли и уже умеет собираться на улицу всего за пять минут, причем делает это довольно качественно.

И вот тут то, в этом относительно спокойном возрасте у некоторых родителей и возникает мысль, что они оплошали в одном из важных аспектов воспитания: их ребенок еще не умеет читать.

Такие родители спешат заказывать книги типа «Сто легких способов научить ребенка читать» и довольны тем, что правильно распорядились своей ответственностью в вопросах воспитания. Но в реальности «сто легких способов» оказываются совсем не легкими, и эти книги зачастую пылятся на книжных полках.

Призыв к обучению малышей чтению и овладению другими академическими навыками звучит особенно громко последние десять лет. Трудно не обращать на это внимание.

Кто из родителей не интересуется новыми методиками обучения малышей чтению? Кто из родителей не хочет, чтобы их ребенок был таким же умным, как не по годам развитый трехлетний сын их друзей, который уже читает «Колобка»? Кто из родителей не мечтает, чтобы их ребенок учился в одном из самых престижных вузов страны?..

Беспокойство родителей по поводу обучения чтению в раннем возрасте

Вот несколько фактов, которые подпитывают озабоченность родителей по поводу маленьких детей и чтения:

  • качество языковой среды ребенка в возрасте трех лет определяет, насколько хорошо он будет читать в десятом классе;
  • словарный запас ребенка в четыре года определяет его уровень понимания прочитанного материала в третьем классе;
  • и самый страшный результат исследований – дети, которые к третьему классу не умеют читать бегло, в четыре раза чаще не оканчивают школу и не получают школьный аттестат, чем опытные и умелые читатели.

Родительские переживания (и их «предрассветные» приступы тревоги) способствуют процветанию рынка программ раннего чтения, обучающих книг и других продуктов. Однако спустя некоторое время многие из таких программ просто исчезают, так как эксперты доказывают их неэффективность, а родители подают против них коллективные иски о возмещении средств.

По мнению исследователей, проблема заключается в том, что никто не знает, насколько полезно обучать маленьких детей чтению.

Не существует никаких доказательств того, что обучение детей чтению в раннем возрасте способствует развитию ранних навыков грамотности, как нет доказательств и в пользу обратного.

Поэтому родители могут попросту потратить впустую очень много собственного времени и времени ребенка, когда могли бы заниматься деятельностью, которая действительно способствует развитию ранней грамотности.

Что должны читать маленькие дети

На самом деле, существуют доказательства того, что маленькие дети учатся гораздо лучше в игровой форме, чем в «строгой» академической обстановке. Ролевые игры учат детей понимать себя и свой мир, способствуют лучшей адаптации к детскому саду и помогают детям становиться гибкими и искушенными мыслителями.

Также исследователи считают, что часть проблемы заключается в том, что родители на самом деле не знают, что нужно, чтобы научить детей читать, поэтому они готовы тратить большие деньги на товары, обещающие им успех. И хотя дети должны знать буквы и звуки, это лишь небольшая часть очень сложного механизма обучения чтению.

Лучшее, что могут сделать родители, – создать в доме богатую языковую среду. Это означает соблюдение баланса между наставляющими фразами, которые мы говорим ребенку в течение дня («Почисть зубы», «Напои собаку») и так называемой «поясняющей» речью. Примером такой речи может служить ситуация, когда вы с годовалым ребенком в коляске гуляете и видите на столбе объявление «Потерялся кот».

Вы можете пройти мимо, но также можете объяснить ребенку суть объявления, сказав что-то вроде: «О, нет, кто-то потерял своего любимого кота! Смотри, в объявлении сказано, что кота зовут Барсик. А у бабушки есть кот по имени Марсик. Марсик-Барсик, Барсик-Марсик, рифмуется! А помнишь, в книжке кот забрался на дерево? Как ты думаешь, может, Барсик спрятался на дереве? Давай посмотрим».

Это очень важно, потому что поясняющая речь выстраивает нейронные связи в головном мозге ребенка. Каждый раз, когда родитель толкает коляску с малышом и при этом разговаривает по мобильному телефону, он теряет огромное количество возможностей развития речи малыша.

Обучение маленького ребенка не требует специальной подготовки или дорогих программных продуктов – просто нужно все показывать и обо всем рассказывать.

Родители могут развивать ранние навыки грамотности малыша с помощью простых повседневных занятий – походов в продуктовый магазин, в банк, приготовления блюд по рецепту.

Все эти занятия помогают детям привыкать к печатному слову и учиться читать.

Когда следует беспокоиться по поводу чтения, а когда – нет

Одним детям чтение дается легко, а для других обучение чтению – целая проблема. Но основная масса детей учатся читать в обычном темпе с соответствующими стимулами и поддержкой.

В среднем, мальчики начинают читать позже, чем девочки (мальчики, как правило, позже проявляют интерес и позже начинают читать), но они зачастую быстро нагоняют девочек.

Специалисты рекомендуют подстраивать обучение чтению к двигательной активности мальчиков – делать учебу короткой, приятной и целевой.

Как правило, большинство детей начинают читать в первом классе.

Если к началу второго класса ваш ребенок не проявил интерес к чтению или учитель выразил озабоченность по поводу прогресса уровня чтения вашего ребенка, вы должны не паниковать, а предпринимать решительные действия.

После того как вы узнали о проблеме, нужно просто начать вмешиваться. Активизируйте обстановку, способствующую развитию интереса к чтению и дома, и в школе и поддерживайте ребенка всеми силами. Получите консультацию специалиста, если проблема не исчезает.

Но, скорее всего, вы и так все делаете правильно. Лучшее, что вы можете сделать, это разговаривать с ребенком и читать ему с самого раннего возраста.

Способы развития ранних навыков грамотности в домашних условиях

  • Еженедельно посещайте местную публичную библиотеку и наладьте контакт с «детским» библиотекарем, чтобы получать рекомендации о хороших, соответствующих возрасту ребенка книгах. Новая книга каждую неделю побуждает интерес ребенка к чтению. Используйте все виды книг: книги с сюжетными повторениями, книги, которые заставляют детей задуматься, детские стишки.
  • Поощряйте ребенка писать. Когда вы играете «в ресторан», дайте ему ручку и бумагу, чтобы он мог принять и записать ваш заказ. Просто удивительно наблюдать за постепенной трансформацией детских каракулей в реальные буквы.
  • Знакомьте ребенка с научной литературой и рассказами. Некоторые маленькие дети, особенно мальчики, тянутся к информативным книгам даже больше, чем к сказкам.
  • Читайте настоящие книги, а не электронные. Исследования доказали, что при использовании электронных книг, родители занимаются чтением и обсуждением только 59 % времени (все остальное время тратится на фразы типа «нажми на эту кнопку», «не касайся экрана» и т. д.), в то время как читая традиционные книги, 92 % времени родители уделяют непосредственно художественному произведению.
  • Знакомьте детей с великими идеями. Вместо обычного «Как прошел твой день?», разговаривайте с ребенком о том интересном материале, который вы прочитали. Это волнует и заинтересовывает детей и помогает им подготовиться к миру чтения с большим пониманием.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 4.20 из 5 на основе 5 оценок.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector