Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрастеДошкольное детство – продолжительный отрезок жизни человека. В этот период рамки жизни ребенка стремительно расширяются от пределов семьи до страны и вселенной. Ребенок познает мир, усваивает отношения между людьми, разные виды деятельности. Дошкольник стремится к самостоятельности, желает включиться во взрослую жизнь, но не имеет такой возможности.

Дошкольное детство, как и другие периоды развития, играет важное место в становлении человека.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольного возраста

В период дошкольного детства четко проявляется противоречие между стремлением к взрослости и невозможностью взрослых отношений. Из этого противоречия появляется ролевая игра – деятельность детей, которая позволяет моделировать взрослую жизнь.

Роль игры в развитии ребенка настолько велико, что переоценить её значение просто невозможно. Здесь развиваются все психические процессы ребенка, формируется речь, усваиваются отношения, познается мир.

Как ведущий вид деятельности игра проходит ряд этапов развития:

  • 3-4 года – режиссерская игра, когда ребенок берет на себя роли всех героев (куклы, игрушки), разыгрывает свой сценарий, наделяет игрушки определенными особенностями, чертами и отношениями.
  • 4-5 лет – образно-ролевая игра, как переходный этап между режиссерской и сюжетно-ролевой игрой. Суть этой игры в том, что в режиссёрской игре ребенок может брать роль на себя: мамы, учителя, врача.
  • 5-6 лет – сюжетно-ролевая игра, требующая объединение нескольких детей, распределения ролей, наделения определенными характеристиками и отношениями.
  • 6-7 лет – игры по правилам. Дети непросто объединяются для игры, они устанавливают определенные правила: могут делиться на группы (семьи, классы, команды), определять стиль отношений (дружим, ненавидим), сферы игровой деятельности. Игры могут быть продолжительными (сериальными), напоминающими отношения целых улиц.

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера. У ребенка появляются конкретные желания, цели, мотивы. Сама деятельность претерпевает развитие в игре. Ребенок учится определять цель (что?), мотивы (почему?), условия (что нужно для игры?).

В игре развивается воображение, речь, мышление, память.

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте происходит четкая дифференциация эмоциональных и перцептивных процессов. Восприятие уже не зависит от эмоций, оно направленное, аналитическое, осмысленное. Оно имеет собственные действия: наблюдения, поиск, анализ.

В дошкольном возрасте появляется логическое мышление, основой которого является восприятие. К концу дошкольного возраста появляется логическое мышление, которое отличается от образного тем, что конкретные образы заменяются понятиями и словами. К 6-7 годам появляется способность обобщать, устанавливать связи, соотносить внешние данные с характеристиками предметов.

Дошкольный возраст характеризуется доминированием памяти как процесса. Ни до, ни после дошкольного возраста не будет констатироваться такая легкость и прочность запоминания. Ребенок, как губка, впитывает в себя информацию.

Развитие памяти также имеет свои особенности:

  • 3-4 года – непроизвольная память;
  • 4-5 лет – начала формирования произвольной памяти;
  • 5-7 лет дальнейшее формирование произвольной памяти.

Весь дошкольный возраст значение непроизвольной памяти достаточно велико.

В дошкольном возрасте память оказывает влияние на формирование личности ребенка. Первые детские воспоминания относятся к периоду 3-4 лет.

Развитие личности

Дошкольный возраст называют периодом первоначального склада личности. Поэтому очень важно обратить внимание на развитие всех личностных компонентов личности ребенка.

  • Эмоциональная сфера. Дошкольный возраст не характеризуется обилием ярких эффектных вспышек. Их наличие свидетельствует о проблемах самочувствия или наличии девиантного поведения (неправильном воспитании). Эмоциональный фон дошкольника относительно стабилен. Переживания становятся более глубокими и длительными. У ребенка появляется способность сопереживать (эмпатия).
  • Психическое развитие ребенка в дошкольном возрастеМотивационная сфера. Соподчинение мотивов относится к важному новообразованию дошкольного возраста и характеризуется умением подчинять свои желания общим идеям и планам. В дошкольном возрасте появляются мотивы, не связанные с инстинктами или игрой. Мотивами поведения могут стать самолюбие, соперничество, стремление к успеху. В этом возрасте четко усваиваются моральные нормы.
  • Самосознание. Осознание себя как личности формируется к концу дошкольного возраста. Соответственно в этот период можно вести речь о самооценке. Если в младшем дошкольном возрасте дети знают о себе, что они хорошие, то старший дошкольник может оценить действия других детей, сравнить с собой. Дошкольный возраст характеризуется половой идентификацией. Именно в этот период ребенок четко осознает себя мальчиком или девочкой и соблюдают необходимые стили поведения.  Ребенок определяет отношение ко времени, четко определяет прошлое (когда я был маленьким) и будущее (когда я вырасту).

Таким образом, центральными новообразованиями являются:

  • соподчинение мотивов;
  • развитие самосознание;
  • появление логического мышления.

Дошкольный возраст имеет большое значение для личностного и интеллектуального развития. Большинство успехов и проблем дальнейшей жизни имеют корни в дошкольном возрасте.

Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных, личностных новообразований.

В исследовании Е. Е. Кравцовой показано, что новообразованием дошкольного периода развития является воображение.

Автор считает, что в дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции: опора на наглядность, использование прошлого опыта и особая внутренняя позиция.

Основное свойство воображения — способность видеть целое раньше частей — обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления.

Е. Е. Кравцова экспериментально показала, что дети с рано сформированной системой эталонов предлагают решение, основанное на классификации значений предметов: например, ложка и вилка, иголка и ножницы и т. п. Вместе с тем, когда их просят объединить предметы по-другому, они не в состоянии этого сделать.

Дети же с развитым воображением, как правило, объединяют предметы по смыслу, например: ложкой можно есть мороженное или бабушка иголкой вышивает скатерть, но они, в отличие от детей первой группы, способны объединять предметы и другим образом, переходя в конечном счете к традиционной классификации по значениям [16].

Система обучения дошкольников, построенная в логике развития воображения, предполагает прежде всего создание общего контекста деятельности, в рамках которого приобретают смысл все действия и поступки отдельных детей и взрослых.

Это означает, что представление об организации жизни дошкольников, где перемежаются серьезные занятия и игра, представляющие собой две отдельные сферы, не соответствует психологическим особенностям детей этого возраста.

Гораздо эффективнее, как показали результаты исследований, создание единой, осмысленной и понятной жизни, в которой проигрываются интересные для ребенка события, и он получает определенные знания, умения и навыки [12].

Автор считает наиболее оптимальной такую организацию продуктивной деятельности, в процессе которой, во-первых, вопрос содержания замысла, рисунка и технического воплощения решается в единстве и, во-вторых, сама эта деятельность рассматривается в контексте других деятельностей дошкольника. Тогда оказывается, что у дошкольников изобразительная деятельность вовсе не решает задачу изображения реальных предметов. В основе обучения ребенка лежит метод дорисовывания, доделывания, опредмечивания, доосмысления, непосредственно связанный с особенностями воображения:

  •           воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
  •           оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
  •           ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
  •           воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [29].
  • В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию, которое имеет свои особенности в дошкольном возрасте:
  •           зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
  •           осваиваются сенсорные эталоны;
  •           возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
  •           с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего [19].

Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.

Исследования показывают, уже у детей дошкольного возраста можно сформировать полноценные понятия. Это происходит в том случае, если им дают внешнее сходство (средство), соответствующее данной группе предметов или их свойств. Например, для измерения длины — мерку (полоску бумаги).

С помощью мерки ребенок вначале осуществляет внешнее ориентировочное действие, которое в дальнейшем интериоризируется.

  1. Рассмотрим особенности развития мышления в дошкольном возрасте:
  2.           ребенок решает мыслительные задачи в представлении, — мышление становится внеситуативным;
  3.           освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
  4.           детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
  5.           появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
  6.           ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
  7.           возникают попытки объяснить явления и процессы;
  8.           экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
  9.           складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость [24].
  10. Развитие мышления детей дошкольного возраста тесно связано с речью.

В исследовании А. А. Люблинской дошкольникам 3–6 лет предлагали составить картинку из плоскостных фигур на фоне сада, полянки, комнаты.

Трехлетние малыши сразу приступали к действенному решению задачи, совершенно случайно соединяя фигурки.

Они бывали очень довольны, если у них что-то получалось: «Смотрите, что получилось!» Дети 6 лет, не начиная действовать, говорили: «Я сложу, как двое военных скачут друг за другом на лошадях» [17].

  • Развитие речи в дошкольном возрасте имеет свои особенности:
  •           речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
  •           появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
  •           ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
  •           ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
  •           развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;
  •           складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;
  •           возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;
  •           складывается понимание форм языковой деятельности;
  •           речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;
  •           речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждение и рассказы;
  •           завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;
  •           возникают предпосылки для освоения грамоты [29].
Читайте также:  Острый аппендицит у детей

Важнейшей определяющей характеристикой психической жизни личности является память. На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия.

В старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти. К примеру, на вопрос: Ты помнишь, какая бывает собака? Ответы детей старшего дошкольного возраста носят обобщенный характер: Собаки — друзья человека. Они сторожат дом, спасают людей при пожаре.

Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической. Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание.

Выяснение зависимости запоминания от характера деятельности дошкольников (занятия, продуктивная, игровая деятельность, слушание рассказов, опытническая работа) показывает, что различия в продуктивности запоминания в разных видах деятельности у испытуемых с возрастом пропадают.

В качестве приема логического запоминания в работе использовалось смысловое соотношение того, что надо запомнить, со вспомогательным материалом (картинкой). В результате продуктивность запоминания увеличивалась вдвое [33].

Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольший впечатления. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок, что обусловлено некоторыми особенностями развития памяти в этом возрасте:

  1.           преобладает непроизвольная образная память;
  2.           память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
  3.           словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
  4.           складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
  5.           формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
  6.           по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности [13].

Мотивы учения не возникают, они формируются в ходе учебной деятельности. Поэтому важно, как эта деятельность осуществляется.

  • Основными факторами, влияющими на формирование положительной, устойчивой мотивации учебной деятельности, являются:
  •           содержание учебного материала;
  •           организация учебной деятельности;
  •           коллективные формы учебной деятельности;
  •           оценка учебной деятельности;
  •           стиль педагогической деятельности воспитателя.

Изучение современных научных исследований показало, что дошкольный возраст является периодом возникновения личностных механизмов поведения, интенсивного формирования мотивационной сферы личности. В этом возрасте складываются первичное соподчинение мотивов, развиваются воля и произвольность ребенка [15].

Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, являющийся одним из ключевых и наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Принято считать, что для этого возраста характерно интенсивное формирование и выражение познавательных интересов ребенка (Ж.Пиаже, М. И. Лисина и др.).

Действительно, умственная активность ребенка в возрасте 5–6 лет приобретает более самостоятельный характер, и он получает бесценный жизненный опыт.

Интеллектуальная активность позволяет детям без посторонней помощи предпринимать попытки решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять в предметах скрытые свойства и отношения [30].

Одним из основных условий формирования мотивации к учению является воспитание произвольного внимания ребенка. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются.

Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ.

Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взрослых.

  1. Таким образом, возможности этой новой формы внимания — произвольного внимания — к 6–7 годам уже достаточно велики и имеют определенные особенности:
  2.           значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
  3.           складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
  4.           внимание становится опосредованным;
  5.           появляются элементы послепроизвольного внимания.

Познавательный интерес чаще всего сочетается о общей любознательностью и свидетельствует о развитии активности и богатства интеллектуальных эмоций. Иногда познавательный интерес заключает в себе зерно способностей.

Однако, любознательность, зачатки познавательных интересов не развиваются сами собой. Они возникают в процессе выявления индивидуальных возможностей ребенка в результате воспитательного воздействия на них, заботливого и бережного их выращивания.

При этом необходимо помнить, что в дошкольном возрасте познавательные интересы еще крайне неустойчивы. Но, под руководством опытного, вдумчивого педагога, любознательность и познавательные интересы развиваются у всех детей без исключения.

Занятие, направленное на овладение знаниями и умениями, представляет ответственный труд и требует усилий со стороны ребенка.

Поэтому организация занятий должна быть тщательно продуманной, чтобы дети уже в дошкольном возрасте полюбили этот труд, чтобы они могли его выполнять с охотой и интересом [29].

Дети легко переключаются от игры к занятию лишь тогда, когда они интересны им, когда у детей появляется потребность в познавательной деятельности.

Именно обучение на занятии развивает у ребенка познавательное отношение к действительности, стремление получить результат.

А желание получить результаты своей деятельности являются психологическим мотивом стремления к учению у детей дошкольного возраста.

Большое значение для формирования мотивации к учению имеет развитие эмоциональной сферы ребенка, т. к. оно связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной [30].

Таким образом, анализируя психологические особенности развития познавательных процессов у дошкольников можно сделать вывод о том, что на возрастном этапе 6–7 лет дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. У ребенка интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать его слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

Литература:

  1.      Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Изд.центр «Академия», 2003
  2.      Касаткина, Е. И. Дошкольники осваивают азы компьютерной графики / Е. И. Касаткина, В. Е. Дремин // Современный детский сад. — 2007 — № 3. — С. 58–66.
  3.      Касаткина, Е. И. Компьютерные игры / Е. И. Касаткина, В. Е. Дремин // Современный детский сад. — 2007 — № 10. — С. 30–32.
  4.      Кошелевой. Эмоциональное развитие дошкольников. М.: Просвещение. 1986.
  5.      Леонтьев А. Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. М.: МГУ. 1992.
  6.      Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. Научно-аналитический обзор. М.: 1992.
  7.      Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга.-М.:Пед.общ-во России, 2001.
  8.      Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 384 с.
  9.      Урунтаева, Галина Анатольевна. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева. — 4-ое изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 336 с.
  10. Формирование познавательной мотивации дошкольников на занятиях: методическая разработка / Н. А. Долгих [и др.]. — Иркутск, 2008. — 87 с.

Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте

Дошкольное детство — совершенно особенный период развития ребенка. А.Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения.

В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности.

Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».

В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребенок начинает определять собственное поведение.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л.С.

Выготский назвал социальной ситуацией развития. Выготский подчеркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».

Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, — эта та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти.

В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. Согласно Д.Б. Эльконину, дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый-папа, доктор, шофер и т. п.).

Противоречие этой социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми. Однако в современных условиях жизнь ребенка происходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Л.Ф.

Обухова подчеркивает, что единственная деятельность, которая позволяет смоделировать отношения взрослых, включиться в них и действовать внутри этой модели, — сюжетноролевая игра.

Читайте также:  Домашний спорткомплекс: играем и развиваемся

Игра выступает ведущим типом деятельности ребенка дошкольного возраста, где ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. По мнению B.C.

Мухиной, игра становится ведущим типом деятельности не потому, что ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому, что игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игра содержит в себе несовместимые и противоречивые начала.

Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, фантастической и реальной, эмоциональной и познавательной. В отечественной психологии наиболее ярким теоретиком и исследователем детской игры является Д.Б. Эльконин, который в своих работах продолжал и развивал традиции Л.С. Выготского. По мнению Д.Б.

Эльконина, деятельность людей, их отношения к предметам и друг другу являются особенно привлекательными для ребенка и именно в игре дети воспроизводят эту сферу окружающей их действительности.

В ролевой игре ребенок реализует свое стремление жить общей жизнью со взрослыми, и хотя эта жизнь протекает в сфере представлений, но она захватывает ребенка целиком и является не фиктивной, а действительной его жизнью. Таким образом, центральным моментом любой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений.

На основе специфических, только в игре возникающих условий, ребенок из действий с предметами извлекает их общественную сущность (то есть то, что всякое действие с предметом связано с определенными отношениями между людьми, направлено на другого человека). В этом вхождении в человеческие отношения и в их освоении заключается значимость игры для ребенка- дошкольника. Именно это, по мнению Д.Б. Эльконина, определяет то большое влияние, которое оказывает ролевая игра на развитие всей личности ребенка дошкольного возраста, на развитие всех сторон его психической жизни.

Многие психологи, занимающиеся изучением игры, подчеркивали ее значение для психического развития ребенка. Развитая форма ролевой игры глубоко изучена в исследованиях Выготского Л.С., Запорожца А.В., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б. др.

Творческая ролевая игра, являющаяся ведущим типом деятельности ребенка-дошкольника, не является, однако, единственной его деятельностью. В игре складываются другие виды деятельности ребенка (рисование, лепка, конструирование и др.

), которые в дальнейшем приобретают самостоятельное значение.

Возникновение и интенсивное развитие в дошкольном возрасте новых видов деятельности оказывает определяющее влияние на развитие познавательных процессов, на формирование механизмов опосредованного личностного поведения и наиболее ценных качеств личности ребенка, а также на возникновение первичной формы личного сознания.

Возникающие в дошкольном возрасте многообразные виды деятельности ребенка различаются не только по своему содержанию, но — и это главное — по отношениям между ребенком и взрослым, по тому, в какой форме присутствует взрослый в той или иной деятельности. В зависимости от характера этих отношений могут быть выделены следующие типы деятельности ребенка.

Во-первых, это игра, в которой взрослый, его общественные функции и отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредствованно, через роль, которую берет на себя ребенок. Поведение ребенка, его отношение к вещам и товарищам по игре (выполняющим функции других людей) опосредствованы ориентирующим его образом взрослого.

Благодаря роли взрослого, взятой ребенком, и действенному ее воплощению он усваивает типичные формы отношений к вещам и другим людям. Вместе с тем происходит интенсивное формирование механизмов личностного поведения, т.е. механизмов подчинения своего поведения образу, данному в идеальной форме, в форме представления, как к образцу.

Близко к игре стоят разнообразные формы так называемой творческой деятельности — рисование, лепка и др.

Во-вторых, это различные, доступные детям этого возраста виды труда, особенно бытового, в которых ребенок вступает в отношения со взрослыми через результаты своей деятельности.

В-третьих, это организованные занятия, в которых взрослый организует деятельность ребенка через смысл предлагаемых заданий и их оценку.

Вначале педагог присутствует здесь просто как человек, который может предложить для выполнения нечто интересное по замыслу, помочь осуществить его и оценить выполненное, и только во второй половине дошкольного возраста возникает специфическое отношение к воспитателю как к учителю и к занятию как к учебному занятию. Выделяются чисто учебные задания и цели, и педагог теперь выступает как лицо, которое много знает и умеет и у которого можно многому научиться.

  • В-четвертых, это деятельность, связанная с выполнением различных режимных моментов, в которой отношения ребенка и педагога даны в непосредственной форме.
  • В самом начале дошкольного возраста все эти типы деятельности довольно близки друг к другу и их дифференциация происходит лишь постепенно.
  • В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности в дошкольном возрасте происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и, наконец, формирование личного сознания.
  • Таким образом, основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается непостоянный окружающий мир. Ж.

Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы — результат деятельности людей. Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит мировоззренческие схемы.

Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Д.Б. Эльконин замечает парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей.

Что мы подразумеваем под психическими процессами у дошкольников?

Психические процессы ребенка — виды и особенности развития в старшем дошкольном возрасте

Старший дошкольный возраст является периодом, когда наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место для дальнейшего, и, подчеркнем «успешного» обучения в школе.

Коротко рассмотрим психические процессы ребенка в отдельности.
Итак, обратимся к рассмотрению психических процессов в следующем порядке: памяти, мышлению, речи, вниманию, воображению и восприятию.

Память

Память играет большую роль в полноценном развитии старших дошкольников. Благодаря этому процессу ребенок способен усваивать знания о том, что его окружает в повседневной жизни, узнавать о собственной личности. Именно благодаря памяти, им осваиваются нормы поведения, приобретаются новые и полезные навыки и привычки.

У пятилетнего дошкольника прослеживаются свои психические процессы ребенка, можно уже наблюдать значительные изменения в памяти.

У ребенка старшего дошкольного возраста расширяется кругозор, знания, умения, все это свидетельствует о количественных и качественных переменах в памяти дошкольника. У ребенка в данном возрасте начинают формироваться задатки произвольной памяти.

Дети в возрасти пяти и шести лет уже в состоянии четко определить мнемическую цель. Такое возможно при запоминании и припоминании чего-либо.

Отметим также формирование и развитие навыков самоконтроля у старших дошкольников, когда им необходимо запомнить наглядный или словесный материал.

И самоконтроль является своеобразным стимулом, чтобы дети овладевали приемами логического запоминания. В старшем дошкольном возрасте можно уже говорить о развитии наглядно-образной памяти.

Этому способствует развитие других психических процессов, в частности, мышление.

Мышление

Мышление — это процесс получения знаний в результате установления связей между явлениями и их причинами. В старшем дошкольном возрасте появляется умение мыслить логически.

Так как в этот период дети способны воспринимать только конкретные или образно — представляемые связи, важно обращать внимание на способ подачи. Ребенок в процессе обучения применяет собственные суждения, но подсознательно копирует старших.

В результате такого подражания воспитателю, может появиться эффективный или, наоборот, неэффективный способ работы.

При помощи взрослых малыш получает первые навыки в группировании, анализе и сравнении предметов. На начальном этапе это только запоминание названий объектов и их применение.

Не стоит давать ребенку в таком возрасте готовых решений чтобы у него правильно формировалось умение анализировать причинно — следственное мышление.

Впоследствии это облегчит восприятие пространственных и временных связей.

В старшем дошкольном возрасте на смену наглядно — образному мышлению приходит словесно — логическое. Ребенку уже вполне под силу решать в уме поставленные задачи, а не только совершать операции с наглядными предметами.

Он начинает систематизировать знания, усваивает цикличность, причины происходящего.

Поэтому на данном этапе ему так необходима помощь взрослых, так как дети еще не способны во многом логически рассуждать, например, о величине объекта и его количестве.

К шести годам ребенок уже сможет обобщать объекты по категориям: съедобное — несъедобное, фрукты — овощи — ягоды, транспорт, и тому подобное. Кроме того, дошкольнику под силу решение непонятных ситуаций и выстраивание логического ряда из шести — восьми этапов.tr

В старшем дошкольном возрасте ребенку проще всего развиваться, если взрослые подают ему знания в виде игры. Больше всего ему интересно исследовать предметы, обобщать их, давать названия. Если в это время поддерживать интерес малыша к познаванию и осмыслению, он вырастет эрудированным и любознательным человеком.

Важно научить шестилетнего малыша ставить простые опыты и делать из них выводы. В это время ребенок освоит не только сам процесс исследования, но и описание его, составление личного мнения. Когда его собственная точка зрения не соответствует действительности, ее следует мягко скорректировать, но ребенок должен учиться отстаивать свое мнение, уважая чужое.

Какие бы способы развития дошкольника не применялись, важно помнить, что ребенок в этом возрасте точно копирует окружающий мир. Позитивно настроенные, эрудированные, любознательные взрослые с грамотной речью станут отличным примером для подражания. Малыш, развивающийся в таком окружении обязательно переймет лучшие качества.

Читайте также:  Ошибки в лечении ОРВИ у детей

Речь

Старший дошкольный возраст характеризуется высоким уровнем развития речи.

Преобладающее число старших дошкольников успешно справляется с правильным произношением всех звуков родного для них языка, умеет регулировать громкость и темп речи, выражать радость, вопрос и другие интонации.

Каждый ребенок в данном возрасте уже имеет богатый словарный запас, но продолжает обогащать свой лексикон новыми единицами речи. Это могут быть отдельные слова либо целые словосочетания.

Однако в этот период особое внимание обращается уже не на количественную, а на качественную сторону: так, в лексическом запасе ребенка появляется целый ряд синонимов (схожих по значению слов), антонимов (слов, противоположных по смыслу), многозначных слов.

В этом возрасте завершается такая важная ступень развития речи, как усвоение грамматики.

Дошкольники все чаще используют простые распространенные предложения, а также сложносочиненные или сложноподчиненные конструкции. Они начинают критически относиться к  ошибкам в грамматике, могут хорошо контролировать речевой процесс.

Именно в этом возрасте детьми активно усваиваются навыки построения различных типов текста: повествований, описаний, рассуждений.

У детей данного возраста процесс развития речи сопровождается активным использованием различных вариантов связи членов предложения или частей высказывания с соблюдением  их структур.

Речь детей-старших дошкольников отличается иными особенностями. Некоторые дети не справляются с правильным произношением конкретных звуков, типичных для их языка  (наиболее часто трудности возникают с сонорными или шипящими). Кто-то  еще не владеет своей интонацией.

Другие не могут регулировать  темп своей речи, ее громкость.

Некоторые неверно образуют отдельные грамматические формы (чаще всего дети не справляются с постановкой существительных в родительный падеж множественного числа, а также неверно согласуют существительные и прилагательные,  испытывают трудности при словообразовании).

Определенные затруднения возникают также со сложными синтаксическими конструкциями. Некоторые старшие дошкольники могут допускать в их построении  ошибки, в результате чего неправильно соединяют слова в предложениях или неверно  связывают предложения между собой в своей речи.

Внимание

Внимание ? это психический процесс, который обеспечивает концентрацию сознания на каком-то объекте. Оно помогает из большого потока информации выделить наиболее важную для человека.

Учитывая психические процессы ребенка и при этом участие или неучастие воли, можно выделить произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное (ещё его называют пассивным) возникает спонтанно, оно не зависит от намерений человека, у произвольного же есть сознательная цель.

Непроизвольное внимание в период старшего дошкольного детства доминирует над произвольным, ребенок еще не умеет управлять своим внимание и чаще всего оно зависит от внешних впечатлений. Ребенок еще быстро отвлекается, не может долго концентрироваться на одном объекте.

В возрасте 5-6 лет у детей начинает появляться произвольное внимание уже не по указке взрослого, а под влиянием самоинструкции (дошкольник регулирует этот процесс при помощи внутренней речи). Произвольное внимание возрастает по мере развития его главных свойств (концентрация, объем и др.) и к семи годам дети уже удерживают свое внимание на интеллектуально важных для них объектах.

Старший дошкольный возраст характеризуют такие психические процессы ребенка, как переход от непроизвольного внимания к произвольному. Для психики ребенка это очень важный и значимый период.

В это время дети могут удерживать внимание на какой-либо картинке около десяти минут, переключать его с одного предмета на другой, разделять между несколькими предметами. Во время игр, например, дети могут играть уже с несколькими игрушками. Это свидетельствует о том, что увеличивается объем внимания.

В период дошкольного детства психические процессы ребенка таковы, что устойчивость внимания еще невелика, дети не могут долго задерживать интерес на одном и том же предмете, но к старшему дошкольному возрасту устойчивость существенно увеличивается. Это видно на примере игр. Если в младшем дошкольном возрасте дети могут играть в одну и ту же игру всего полчаса, то в старшем это время увеличивается до двух часов.

Ребенок под руководством взрослого может выполнять довольно неинтересную для него работу, если он понимает, что это дело нужное и его нужно обязательно закончить. Он не отвлекается даже на более интересную для него работу, пока не закончит начатое. Бывает и так, что поначалу неинтересная для дошкольника работа заинтересовывает его и становится увлекательной.

Развитие свойств внимания в старшем дошкольном возрасте связано с изменением организации жизни. Кроме игры появляются такие виды деятельности, как учебная и трудовая.

В качестве заключения выделим особенности внимания, характерные для этого возрастного периода:

  • возрастает объем внимания (ребенок уже способен воспроизводить до нескольких предметов сразу);
  • возрастает устойчивость за счет интереса к учебе и познавательной деятельности;
  • у детей мало практического опыта, поэтому способность к быстрому переключению, а также распределению развиты слабо;

Длительное время удерживать внимание в этом возрасте ребенок еще не может, но эта характеристика уже на порядки выше, чем в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Воображение

Воображением называется способность мысленно воспроизводить что-либо, создавать новые образы с помощью комбинаций уже известных фактов и манипулировать ими.

Развитие воображения помогает ребенку лучше познать мир, успешно развиваться, эффективно решать проблемы, накапливать жизненный багаж. Эти функции очень важны для детей, и поэтому способность к воображению следует активно развивать.

Аффективное воображение у детей помогает избавиться от неприятных переживаний, собственных отрицательных качеств путем приписывания, проецирования их другим людям или даже предметам.

В 6-7 лет у ребенка уже настолько развито аффективное воображение, что он может создавать свой собственный мир с воображаемыми героями и жить в нем, общаясь с выдуманными друзьями и врагами.

Творческий процесс у детей часто проецируется на другие предметы и явления, происходит становление этапа устойчивых переживаний.

Дети создают фантастические произведения, в которых отражаются испытанные ими переживания; они активно ищут способы для передачи этих переживаний.

  • Альтернативность применения данных способов выражается в отборе тождественных методов применения результатов воображения, в способе донесения идеи, а также в поиске замысла.
  • Целостные суждения о предметах и явлениях уже создаются методом включения, когда каждый отдельный элемент реальности участвует в создании единого цельного образа; в это время элементы находятся не на главном, а на второстепенном месте.
  • В данном возрасте дети умеют производить планирование – до начала деятельности создается план осуществления работы, который последовательно приводится в действие и даже может правиться в ходе выполнения.
  • Однако без наблюдения и управления, без побуждающих инициатив со стороны взрослых ребенок не может полноценно развивать воображение, не сумеет направить его в нужное русло.
  • Если аффективное воображение действует без легкой переносимости душевных травм, то это может привести к патологии, к длительным глубоким переживаниям в виде аутизма; ребенок может полностью уйти в выдуманный мир, замещая реальные факты воображаемыми.
  • Познавательное воображение у детей характеризуется постепенным угасанием, потому что данная психическая деятельность существует и проявляет себя в весьма неопределенных ситуациях, количество которых с взрослением детей постепенно уменьшается.

Восприятие

Дети от 5 до 7 лет более или менее обладают всеми видами анализаторов, которые воздействуют на развитие всех видов чувствительности. Зрительные впечатления и зрительная оценка крайне важны в этом этапе жизни ребенка. Большая часть информации в современном обществе у него складывается именно благодаря зрению.

Шестилетние дети также имеют свои психические процессы ребенка, они уже начинают четко различать цвета, совершают значительно меньше ошибок в их различении. Кроме основных цветов он способен отличить также их оттенки в возрасте от 5 до 7 лет.

Что касается слуха, у детей дошкольного возраста, в отличие от взрослых, менее развит тональный слух. Они воспринимают темп и ритм музыкальных произведений.

Старшие дошкольники начинают воспринимать пространство, различают геометрические формы предметов, сравнивают их друг с другом. А вот решать задачи на глазомер удается им гораздо труднее.

Глазомер определяет размеры предметов, без использования каких-либо измерительных приборов. Дети учатся делить комок пластилина на равные части.

Глазомер можно тренировать у детей с помощью рисования, игр и т.д.

Ориентировка во времени более или менее сформирована в возрасте от 5 до 7 лет. Дети начинают понимать, что когда на улице светло, значит наступило утро, или же, наоборот, когда темно, значит вечер. Они начинают сознавать, что такое, »настоящее», »вчера» и »завтра», и что время идет, вне зависимости от нашего желания и нашей деятельности.

Следует отметить такие психические процессы ребенка, как то, что дети дошкольного возраста обладают умением воспринимать красивое, т.е. у них сформировано художественное восприятие. Они пытаются повлиять на персонажей произведений. Несмотря на то, что оценочные суждения у детей довольно простые, однако, их наличие невозможно опровергнуть.

Расширение знаний, развитие речи и мышления способствуют на развитие художественной оценки. Восприятие у детей в возрасте 5-6 лет является рефлексом, иными словами оно происходит инстинктивно, непреднамеренно. Через год дети начинают изучать свойства разных предметов, сопоставлять их.

Обладая способностью различать цвета и формы предметов, дети могут также различать их по величине, силуэтам, маленьким деталям и по месту их расположения в пространстве. Очень часто дети начинают сравнивать свои игрушки с геометрическими фигурами.

Самым большим достижением ребенка является восприятие целостности изображения. Когда он смотрит на картинку, он начинает анализировать то, что видит, находит взаимосвязь между разными частями картинки, между такими явлениями, как пространство, время и количество. Это довольно сложная интеллектуальная задача для ребенка дошкольного возраста.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector