Прятки ─ полезная игра для здоровья детей

Многие родители бьют тревогу, потому что здоровье детей в современном мире под угрозой.

Дети стали очень мало двигаться: прогулкам они предпочитают времяпрепровождение за компьютером, вместо книг выбирают интернет, виртуальное общение с друзьями в социальных сетях интересует больше, чем реальное.

Нужно спасать ситуацию! Впереди лето — лучшее время для прогулок и веселых подвижных игр на свежем воздухе.Мы расскажем об одной из самых любимых и популярных детских игр — прятках и ее вариациях.

Подвижные игры и здоровье детей

Прятки ─ полезная игра для здоровья детей

Подвижные игры благоприятно влияют на здоровье детей. Особенно, если дети играют на свежем воздухе. Во время подвижных игр у детей работают все суставы, задействованы все группы мышц. Увеличивается нагрузка на дыхательную и сердечно-сосудистую систему, что является хорошей их тренировкой. Головной мозг снабжается достаточным количеством кислорода.

Ребенок, который много времени проводит на свежем воздухе и занимается подвижными играми, обладает превосходным аппетитом, меньше болеет. Такие дети пребывают, как правило, в хорошей физической форме, у них нет проблем со сном.

Играя в подвижные игры, ребенок учится работать в команде, выручать товарищей, просить о помощи, помогать младшим. Он учится выигрывать и принимать поражение. Соблюдение правил игры помогает научиться дисциплине.

У детей развивается ловкость, сила, выносливость, творческое воображение и смекалка. А заучивание новых считалок послужит отличной тренировкой памяти во время летних каникул.

Кроме того, можно легко и непринужденно изучить счет.

Одной из наиболее известных подвижных игр, благотворно влияющих на здоровье детей, является игра в прятки. Существует много способов и вариантов игры. Родители могут вспомнить, как они играли в прятки в детстве, и научить этому своих детей.

Прятки ─ полезная игра для здоровья детей

Почему полезно играть в прятки?

  1. Прятки помогают развить внимание, восприятие и память.
  2. Прятки учат детей целеустремленности.
  3. Прятки помогают сформировать образное мышление, дети учатся мыслить логически (Где можно спрятаться?), рассуждать, домысливать (Где мог бы спрятаться товарищ?).
  4. Прятки развивают опорно-двигательный аппарат.

  5. По своей природе дети любознательны, прятки развивают это качество.
  6. Прятки помогают бороться со своими страхами.

Если ребенок боится темноты, то в процессе игры он осмелеет и не будет бояться прятаться в темной комнате.

Если его пугают замкнутые пространства, он сможет забраться в шкаф или спрятаться в корзине для белья.

Прятки помогают малышу стать самостоятельнее, адаптироваться к жизни в обществе, самостоятельно принимать решения.

В процессе игры каждый ребенок демонстрирует свой темперамент. Кто-то с трудом может усидеть на месте и при первой же возможности бежит, чтобы «застучаться», а кто-то сидит в «убежище» до победного.

Прятки развивают эмоциональную сферу.

Малыш ищет маму и переживает при этом целую гамму чувств. Он может испугаться и расплакаться, что мама потерялась и он больше никогда ее не найдет. Но мама выглядывает со словами «Ку-ку, я здесь!», и на лице малыша удивление и улыбка. Он рад, что маму можно «найти», он начинает понимать, что от его действий зависит, как быстро она вернется.

Что еще почитать  Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Малышей прятки учат понимать, что если кто-то спрятался — это не навсегда. Потерял игрушку — обязательно найдется. Ушла мама — обязательно вернется. Малыш учится осознавать, что если что-то скрылось из виду — это не значит, что оно исчезло навсегда.

Прятки помогают малышу не терять связь с окружающим миром.

До 1 года малыш верит, что, если закрыть личико руками, он исчезнет, его никто не увидит. Раз я не вижу — значит и меня никто не видит. Регулярные игры в прятки помогают избавиться от этой иллюзии.

Как только малыш убирает руки от лица, он видит, что вокруг ничего не изменилось: мама и любимые игрушки на своих местах.

Ничего не исчезло! Для маленького ребенка это большое открытие! Он понимает, что никогда не потеряет связь с окружающим миром и не останется в одиночестве.

Прятки ─ полезная игра для здоровья детей

Описание игры

В начале игры все собираются вместе, затем водящий, встав лицом к стене, громко считает до 100 (или другого числа). Другие в это время прячутся. Досчитав до 100, водящий идёт искать спрятавшихся.

Иногда перед этим полагается сказать «раз-два-три-четыре-пять, я иду [всех вас] искать».

Увидев спрятавшегося, он должен первым добежать до места, откуда он начал поиски, и коснуться рукой стены, произнеся условленные слова, отличающиеся в разных регионах («чека́», «палочка-выручалочка», «палы-выры», «кулы-кулы», «туки-руки», «туки-туки за себя», «бан-барабан за себя», «стук-стук за себя», «пали-стукали»). Каждый спрятавшийся старается первым сделать то же самое. Следующим водящим является тот из спрятавшихся, кого засалили («зачекали») первым, а если не засалили никого — тот же, что и в прошлый раз. Прятаться за спиной или рядом с водящим нельзя.

Свободные игроки могут помогать ещё не найденным, выкрикивая подсказки типа: [1]

  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» — означает, что момент для появления очень неблагоприятный;
  • «Пила-пила, лети как стрела» — обратный смысл: есть возможность обогнать водящего, а значит, пора выскакивать из укрытия.

На западе также распространён вариант игры, который называется «сардинки» [2] . В этом варианте прячется один, а ищут его все остальные. Тот, кто найдёт его первым, прячется вместе с ним.

Затем к ним присоединяется следующий, кто их найдёт, потом по очереди все остальные. Игра кончается, когда последний игрок присоединяется к остальным. Он объявляется проигравшим и обычно прячется следующим.

В сардинки часто играют в темноте.

Прятки ─ полезная игра для здоровья детей

Правила игры в прятки

Прятки – одна из самых популярных игр для детей. Дети всех возрастов любят эту игру. В нее играли еще наши бабушки, и будут играть наши внуки.

Существует поверье, что эта игра зародилась в Англии. С приходом весны взрослые выходили в поля, луга, леса и искали там «спрятавшиеся» признаки весны. Это были цветы или птицы, появляющиеся только весной. Всё что находили, приносили в деревню, как доказательство, того, что весна действительно пришла. Весь процесс поиска и стал основой игры в прятки.

Что еще почитать  Картотека игр на праздник «23 февраля» в ДОУ

Как играть в классические прятки?

  1. Правила игры в прятки очень просты:
  2. Сначала игроки собираются вместе, выбирают того, кто будет водой.
  3. Потом все убегают, кроме самого водящего, и прячутся в различных местах.

  4. Водящий же тем временем должен считать до определенной цифра (от 10 и больше), закрыв глаза и прижавшись лицом к чему-либо (дерево, стена и т. п.), а затем искать всех спрятавшихся.
  5. Тот, кого водящий нашёл первым, должен быть водой в следующей игре.

    Играют в прятки лишь на отведенной территории, которую устанавливают сами игроки.

На сегодняшний день, существует множество разновидностей игры в прятки. Например: «московские прятки», «жмурки» и т. д.

Московские прятки
Жмурки

Водящий встает лицом к стене (возле подъездной двери), все остальные встают у него за спиной и кто-то тыкает водящего рукой в спину. Водящий поворачивается и пытается угадать кто это был. Игроки в это время кричат «Я-Я-Я» и показывают большой палец. Подсказывать игрокам запрещается.

Водящий с завязанными глазами остается в центре, а остальные собравшиеся встают в два ряда напротив друг друга или садятся на две скамейки. Затем каждый подходит к водящему, на ухо говорит ему название птицы и уходит на свое место. Названия птиц не должны быть одинаковыми! Затем ведущий называет двух птиц.

Прятки ─ полезная игра для здоровья детейКак играть в прятки с малышами

Родители должны понимать, что малыш в возрасте от 0 до 2 лет плохо осознает себя в пространстве, в отрыве от мамы. Он еще не осознает себя как отдельного самостоятельного человечка. Задача взрослых — помочь ему в этом.

Двух человек вполне достаточно, чтобы начать играть в прятки, но с детками постарше можно играть и большой компанией.

Мама склоняется над крохой и прячет за руками свое лицо, приговаривая «Ку-ку, где же мама?». Главное делать это быстро, чтобы малыш не успел испугаться. «Вот мама!» — и мама убирает от своего лица ладошки.

Малыш научится это повторять и будет сам с большим удовольствием закрывать личико ручками и выглядывать на мамино «ку-ку». Можно при этом использовать различные стишки, прибаутки и песенки. Заодно и память потренируе.

Можно закрывать свое лицо платочком (полотенцем, простыней, тюлью) и прятаться от малыша. Выглядывать из-за платочка со словами «Ку-ку!».

Или поднести платочек к личику ребенка со словами: «Где же моя доча, я ее не вижу… Ну куда же ты спряталась, Машенька?» Маленькая Маша в это время будет сидеть, затаив дыхание.

Радости ребенка не будет предела, когда мама откроет личико и уберет платочек со словами «Ку-ку!».

Прятки ─ полезная игра для здоровья детей

Спрячьте маленькую игрушку, формочку в песок на улице или в миску с крупой дома. Детским пальчикам полезна тренировка! Пусть юный кладоискатель откопает свой «кусочек счастья».

Сначала прячьте игрушки на глазах у малыша, а позже можно делать это, попросив его отвернуться.

Зажмите маленькую игрушку или конфету в кулак и спрячьте руки за спину. Угадал — получил приз.Потом меняйтесь с малышом ролями. Старайтесь иногда не угадывать: малышу будет весело, что он смог вас перехитрить.

  • Кто спрятался под подушкой?

Спрячьте любимую игрушку малыша под подушку, но так, чтобы была видна какая-то часть. Например, заячье ушко или лапка. Это приведет ребенка  в неописуемый восторг, ведь он убежден, что это именно зайка и лиса так неудачно спрятались, а он —  такой умница, что смог их отыскать.

Взрослый что-то прячет в комнате, а ребенок пробует отыскать предмет по подсказкам. Когда малыш приближается к искомому предмету, ему говорят «горячо», когда удаляется – «холодно». Можно добавлять выражения «очень-очень горячо, сейчас обожжешься!», «брррр, совсем холодно» и т.п.

Простые прятки — для детей дошкольного возраста

Простые прятки — самый легкий вариант игры. Можно играть даже вдвоем. Сначала в простые прятки родители могут играть вместе с детьми, чтобы объяснить правила игры и научить им ребенка. Выбирается водящий по договоренности или по считалке. Он отворачивается к стене и считает до условного числа (до 10, до 50 и т. д.). За это время остальным игрокам нужно успеть спрятаться.

Досчитав до определенного числа, вода отправляется искать спрятавшихся детей. Обычно этот момент сопровождается известными кричалками: «Раз, два, три, четыре, пять, иду искать. Если кто-то не спрятался, то я не виноват!», «Пора-не пора — иду со двора!». Игрок, найденный первым, становится водой в следующей игре.

Игроки заранее обговаривают территорию, на которой можно прятаться и запретные места, куда нельзя залезать. Неплохо, если родители осмотрят местность, где дети планируют играть. Это необходимо для обеспечения безопасности и здоровья детей.

Прятки ─ полезная игра для здоровья детей

Как играть в прятки дома

В условиях ограниченного пространства бывает сложно найти удачное место, чтобы спрятаться, но пусть вас это не останавливает!  Детские психологи уверяют, что для ребенка главное, чтобы его нашли. Именно поэтому многие дети часто прячутся в одном и том же месте или выходят из укрытия раньше, чем их успевают «застукать».

Если в квартире мало места, прятаться особо негде, но очень хочется, усложните задачу — завяжите глаза «водящему». Важно обезопасить пространство, убрать лишние предметы, чтобы ничего не опрокинуть, не споткнуться и не получить травму. Игроки должны время от времени хлопать в ладоши, чтобы обозначить себя.

Если нет времени играть с ребенком в прятки, используйте игрушку. Пусть она прячется, а малыш — ищет. Можно также придумать легкие подсказки, которые помогут юному детективу.

Прятки ─ полезная игра для здоровья детей

Источники:

  • https://MedAboutMe.ru/articles/pryatki_poleznaya_igra_dlya_zdorovya_detey/
  • http://rastishka.by/articles/pochemu-nuzhno-igrat-s-detmi-v-pryatki-igry-dlya-malyshej-2-3-let/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/55854
  • https://womanadvice.ru/pravila-igry-v-pryatki

Чем полезны прятки и каким секретам игры научить ребенка

Да-да, кажется, что это незамысловатое времяпровождение. Однако психологи, коучи и эффективные менеджеры сходятся во мнении, что умение играть в прятки очень полезно. А еще полезнее использовать некоторые «фишки» этой игры в обычной жизни. Какие? Каким именно секретам игры в прятки ты должна научить своего ребенка?

Используй возможности камуфляжа при игре в прятки

Играя с малышом в прятки дома или на улице, объясни ему принцип камуфляжной расцветки. Пусть он научится использовать преимущества собственной одежды. Например, в зимнем белом комбинезоне он легко и просто спрячется за сугробом. А летом для пряток на свежем воздухе подойдут зеленые шорты и футболка. Одежда с длинными рукавами скроет тело и не выдаст открытой кожей.

Научи ориентироваться на местности

Для выбора удачного места, чтобы спрятаться, следует использовать преимущества того пространства, где происходит игра. Даже в квартире хватает таких вещей, по которым скользит взгляд и сложно вычислить спрятавшегося: занавески, кровать или диван, шкаф. Коробки от бытовой техники тоже станут прекрасным укрытием!

Подготовка к игре в прятки

Если твой малыш с друзьями планирует поиграть в прятки дома, то устрой с ним подготовку. Например, принеси несколько пледов и одеял, которые как бы небрежно расположи на диване, кресле или вообще в углу. Хорошо организованная игра длится несколько этапов!

Отвлекающие маневры

Топать и шуметь в тех местах, где не собираешься прятаться — отличное решение! Ведь когда ведущий отворачивается и закрывает глаза, основным органом чувств у него остаются уши. А это значит, что следует создавать звуки там, где ты не планируешь спрятаться. Громки беги в неправильном направлении, а только потом на цыпочках перебазируйся в выбранное для пряток место.

Ни вдоха!

А вот задерживать дыхание, стараясь не шуметь — совершенно не обязательно и даже не нужно. Ведь рано или поздно захочется глубоко и шумно вдохнуть. Так что, учи ребенка дышать тихо, равномерно и медленно.

Смена дислокации

Ведущий редко заглядывает туда, где уже посмотрел. Поэтому научи ребенка бесшумным перебежкам в то место, где ведущий никого не нашел. Например, за дверь, которые всегда проверяют первыми.

Читай также: Если ребенок злится: 5 игр, которые помогут справиться с детской агрессией

От автора: в детстве я просто обожала игру «Казаки-разбойники». Мы играли огромными командами, изрисовывая стрелочками весь микрорайон. И одним из самых моих удачных ходов было именно умение менять дислокацию. Желательно, как можно ближе к «казакам». Обычно они не ожидали такой наглости, и часто я становилась единственной из команды, кого не могли обнаружить.

Прятки ─ полезная игра для здоровья детей

 depositphotos

Прятки – русская народная подвижная игра | КАРАКУЛИ

Прятки ─ полезная игра для здоровья детейПодвижная игра «Прятки» – очень старая народная игра. Уже много столетий (а, вернее, тысячелетий) она является популярным детским развлечением. Нет у пряток не только временных, но и географических границ. В любой точке мира вы встретите ребятню, которая с упоением играет в тот или другой вариант пряток. И неудивительно! Ведь прятки и салки – явно древнейшие игры на земле, уходящие своими истоками в природную, охотничью сущность человека.
Игра в прятки – не только веселая, азартная игра, но и полезная. Она развивает смекалку и выдержку, учит работать в команде. Играть в народную подвижную игру «Прятки» веселее в компании из 8-12 человек, но можно и вдвоем. Прятаться и искать можно везде – и дома, и на улице. Главное, перед началом игры оговорить, где можно и где нельзя прятаться. Обычно, в качестве условия оговаривается не только то, что нельзя убегать слишком далеко, но и наоборот, нельзя стоять сразу за спиной водящего или прятаться слишком близко от «дома».

«Кулючки» – русская народная подвижная игра в прятки

Это простой вариант игры в прятки. Выбирают любой детской считалкой водящего. Водящий становиться лицом к стене и закрывает глаза. Место, где в начале игры стоит водящий, считается его «домом». Можно просто оставить водящего в центре площадки, накрыв ему голову большим платком или курткой. Все остальные игроки разбегаются и прячутся, а водящий говорить такие слова:

Кулю-кулю-баба, не выколи глаза!
Сын под окошком, свинья под лукошком!

Пора что ли?

Присловье можно выбрать любое другое, например:

Кулю-кулю-куличи, не сидите на печи!
Я по городу пойду, все куличики найду!

Выхожу в поле. Пора искать что ли?

На вопрос водящего тот, кто не успел спрятаться, кричит: «Нет!». Тогда водящий заново начинает говорить слова до тех пор, пока ответом на его вопрос не будет молчание. Значит, все дети спрятались, и можно идти их искать.

Когда водящий заметит кого-нибудь из ребят, он должен указать на него рукой и назвать по имени. Если это действительно найденный игрок, то он будет водить. Все выходят из своих укрытий, и игра начинается снова. Если же водящий ошибся и неверно назвал игрока, то он продолжает поиски.

Чтобы запутать водящего, игроки могут применять «военную хитрость» — меняться одеждой.

«Палочка-стукалочка» — русская народная подвижная игра в прятки

Такие прятки – подвижная игра для улицы. Перед началом игры выбирают место – «дом». Затем один из игроков берет палку и старается забросить ее как можно дальше. Водящий должен бежать за палкой, поднять ее и вернуть в «дом». Пока он все это проделывает, остальные дети разбегаются и прячутся.

Как только палочка-стукалочка возвращена в «дом», водящий начинает поиски игроков. Увидев кого-либо, водящий громко кричит его имя и бросается в сторону «дома». Ведь мало найти игрока, его надо еще и «застучать». Для этого водящий хватает палку, стучит ею и говорит: «Стук-стук, палочка! Застучи Борю!» (называется имя найденного игрока).

Теперь тот, кого «застучали» должен находиться рядом с «дом» до тех пор, пока не найдут всех игроков или его не «выручат». Выручить может любой игрок, которого еще не «застучали». Он должен попасть в «дом» и завладеть палочкой раньше водящего.

После чего нужно, ударяя палочкой, прежде всего, прокричать: «Стук-стук, палочка! Выручи меня!» Если останется время, то можно «выручить» и остальных «пленников». Для этого нужно произносить по очереди все имена: «Стук-стук, палочка! Выручи Борю, Люду, Нину…» Но «выручать» можно только до тех пор, пока водящий не добрался до «дома».

Как только это произошло, палка забрасывается как можно дальше и, пока водящий возвращает ее в «дом», все «вырученные» игроки разбегаются и прячутся. Конечно, в том случае, если игрок бежит к «дому» вместе с нашедшим его водящим, времени у него остается мало – успеть бы себя «выручить».

Но, спрятавшейся неподалеку от «дома» игрок, может улучить момент, когда водящий уйдет далеко, выскочить из своего укрытия и «выручить» всех своих товарищей. Игра заканчивается, когда водящему удалось поймать и «застучать» всех игроков.
***

Посмотрите так же другие варианты подвижной игры в прятки.

Чем полезны прятки для ребёнка

Такое развлечение, как розыск спрятавшихся ровесников, является обязательным элементом детства. Этот тезис подтверждается тем фактом, что варианты пряток имеются практически у каждого народа.

Однако многие сегодняшние родители, которые чрезмерно увлечены разнообразными системами раннего развития, нередко воспринимают подобное занятие ненужной забавой. Взрослые не понимают, чем полезны прятки для ребёнка, считая, что потраченную «зря» энергию можно направить на гораздо более полезную деятельность.

Подобное мнение в корне неверно, и специалисты приводят ряд серьёзных аргументов о важности данного развлечения для детского развития.

Прятание, как и прочие игровые процессы, позитивно влияет на мыслительное, физическое и психоэмоциональное развитие ребятишек. Следовательно, это не просто весёлое развлечение, а довольно серьёзное упражнение. В чём же польза данной игры?

  • В раннем возрасте мамочки часто предлагают малышам поиграть в простейший вариант пряток «Ку-ку». Такая забава позволяет грудничку осознать себя отдельной от матери личностью, понять, что она обязательно вернётся, даже если на время исчезнет из виду. То есть ребёнок учится расставаться с мамой безболезненно.
  • Если игровой процесс протекает на свежем воздухе, то подобная подвижность положительно повлияет на детское самочувствие. Активное занятие задействует все мышечные группы, при этом тренируется сердечная и дыхательная системы.
  • Прятки способствуют совершенствованию таких психологических процессов, как внимательность, восприятие (активизируется работа зрительного и слухового аппарата), запоминание. Ведь ребёнку нужно заучивать различные «запоминалки».
  • Тренируются и навыки планирования. Ребёнок, разыскивающий приятелей, анализирует имеющиеся исходные данные, чтобы оценить возможность того, где могли бы скрыться игроки. Так он рассчитывает наиболее благоприятный путь по их поиску.
  • Это занятие учит ребёнка взаимодействию, работе в коллективе. Прятки позволяют малышу обучиться с достоинством принимать выигрыши и поражения. Кроме того, соблюдая правила данного развлечения, дети учатся дисциплине.

Психологи и культурологи, размышляя над тем, чем полезны прятки для ребёнка, убеждены, что некоторые разновидности пряток совпадают с древними ритуалами посвящения в какую-либо группу или деятельность. Таким образом, иногда прятание чего-нибудь может служить основой для психотерапевтической практики.

Разновидности пряток

Центром этого развлечения является простейшее правило – ребёнок прячется от других либо укрывает от чужих глаз определённый объект. А вот сам процесс, как и его полезные качества, могут быть различным. Рассмотрим основные виды забавы.

  1. «Ку-ку». Играть начинают с 9-10-го месяца жизни. Поначалу мать прячет лицо либо скрывается сама, а потом возникает перед крохой с радостным возгласом «Ку-ку». Затем и сам малыш станет скрываться от любимой мамочки.
  2. «Домик». Ребёнок, начиная с 2-летнего возраста, создаёт для себя определённое «убежище». Это может быть специальная игровая палатка, укрытие из кресел и покрывал. Дети постарше готовят себе жилище на дереве, где прячутся от окружающих.
  3. Стандартные прятки. Ребёнок отворачивается к стене (дереву) и считает до 50 (100). В это время игроки разбегаются по укрытиям, после этого ведущий разыскивает ровесников. Следующие «поисковиком» становится тот, кто отыщется первым.
  4. Московские прятки. Правила в целом совпадают с предыдущим вариантом, однако игра считается всё же более сложной. На кирпич кладётся доска, на неё с одного края укладывают палки (по числу участников). Один из игроков подпрыгивает на другом конце таким образом, чтобы палочки разлетелись. Пока идёт их сбор, игроки скрываются. Ведущий должен их разыскивать, следя за тем, чтобы никто не разбил палки снова.
  5. «Секретики». Ребёнок создаёт определённый «клад», который может включать конфетные обёртки, бижутерию, стекляшки и пр. После чего секретик прячется в песочнице или в каком-либо потаённом месте с соблюдением определённого ритуала.

Таким образом, вопрос, чем полезны прятки для ребёнка, подразумевает множественные ответы. По мнению специалистов, это не просто очередное развлечение, а по-настоящему развивающий процесс, который тренирует практически все важнейшие психофизические процессы. Поэтому следует всячески поощрять такую игру, особенно если она подразумевает активность на свежем воздухе и в кругу друзей.

Чему учит ребенка игра в прятки

Прятки — фактически первая игра, в которую начинает играть малыш. Это игра, подразумевающая не просто манипуляцию предметом, а взаимодействие с другим человеком, общение с ним.

Для младенца нет понятия времени и постоянства предметов. Если мама ушла, то это навсегда.

Причем уход приравнивается к потере зрительного контакта. Поэтому первые прятки — это игра «ку-ку», когда мама закрывает себе глаза руками (прячется), а потом находится. Для малыша приносит радость не прятание, а отыскивание мамы, восстановление контакта с ней.

Малыш испытывает радость от того, что мама никуда не делась.

Со временем ребенок начинает сам закрывать лицо руками или пеленкой, прячась от мамы. Прятки в таком раннем возрасте — это способ постоянно укреплять связь с мамой.Также младенец познает принцип постоянства мира. Для детской психики мир исчезает, когда ребенок закрывает глаза. «Я тебя не вижу, значит, ты не существуешь» — формула мышления младенца. Игра в прятки как раз помогает преодолеть эту формулу и понять, что мир остается прежним, даже когда на него не смотришь. Когда ребенок уже немного подрос, возможно придумать много вариантов пряток. Это и прятание предмета в руке («Отгадай в какой руке»), и отыскивание клада, спрятанного где-то в квартире, и прятки с мамой, и многое другое, на что хватит фантазии родителей.

Как и в случае с младенцем, ребенку доставляет огромную радость что-то найти или быть найденным. Мышление ребенка развивается. Прятки помогают ему в этом: ведь необходимо поставить себе цель (поиск предмета или мамы) и достичь ее, что не всегда просто, необходимо приложить старание и усилие. Таким образом, прятки помогают формировать процессы целеполагания и развивают настойчивость ребенка.

Но самое важное, что прятки — это время активного позитивного общения с мамой. Насыщение жизни ребенка такими положительными эмоциями очень полезно для его развития. Отдельно хотелось бы сказать о пользе игры в прятки, когда ребенка отдают в садик. За некоторое время до того, как ребенок начнет посещать ДОУ, лучше начать играть с ним в прятки.

В данном случае важен именно момент отыскивания мамы. С помощью этой игры в подсознании ребенка формируется уверенность, что мама обязательно найдется, она не исчезнет навсегда. С тревогой по этому поводу как раз и сталкивается ребенок, приходя в садик. До этого он постоянно был дома вместе с мамой, а тут она уходит.

Ребенок начинает нервничать, что мама про него забудет, оставит навсегда. Играя дома с ребенком в прятки, мама помогает в символическом виде справиться с этой тревогой. Ребята 3-6 лет уже играют в прятки друг с другом. Игра становится достаточно сложной: появляется ведущий (тот, кто ищет всех спрятавшихся) и правила игры.

Как и любая другая коллективная игра в этом возрасте, прятки учат детей взаимодействовать друг с другом и договариваться. Ведь правила игры в каждом коллективе свои. В какой-то группе детей достаточно просто отыскать спрятавшегося, а у других ребят надо добежать быстрее его в условленное место и т.п. О правилах необходимо договориться.

Каждый конкретный ребенок учится следовать обговоренным правилам. Если он этого не будет делать, другие ребята попросту не будут с ним играть.

Также прятки в этом возрасте учат проявлять лидерские качества. Это относится к тому, кто сам предлагает игру, выступает первым ее ведущим или становится инициатором изменения правил.

Поэтому если родители хотят воспитать лидерские качества в ребенке, они должны обратить его внимание на эти моменты: где он может проявлять инициативу в коллективе.

Видео по теме

Источники:

  • Индивидуальные и групповые игры

Игра в прятки как способ справиться со страхом

Очень часто родители спрашивают, как можно помочь ребенку «домашним» способом, если у него есть страхи.

Одна из самых эффективных игр для проигрывания страхов — прятки. Сегодня я расскажу, почему это так и каким образом играть с вашим ребенком, чтобы это было максимально полезно.

Прятки и убежище — как символ безопасности

Помните ли вы из своего детства это ощущение замершего ожидания, когда нашел самое-самое укромное место и притаился в надежде, что тебя не заметят. Этакая смесь из тревоги, восторга («ух ты, как я придумал»), ожидания, надежды, радости и… совсем чуть-чуть страха. Ведь ты как будто совсем один сейчас и как будто могут и не найти, и вообще тебя как и бы нет вовсе.

Вот именно эти ощущения беспокойства и замирания очень похожи на то, что испытывает человек, когда боится. Получается этакая прививка страхом в малых дозах, с которыми легко справиться.

Прятки на глубинном уровне сталкивают нас еще с одним страшным явлением — базовым страхом смерти. Именно он часто лежит в основе всевозможных фобий.

Ведь в тот момент, когда ты прячешься, тебя как бы нет, ты находишься в такой репетиционной форме небытия. Когда найдут — возникнешь снова, а пока что надо перестать существовать для всех.

Особенно верно это для дошкольников, у которых еще слабо развито абстрактное мышление.

Вместе с тем, прятки активизируют ощущение безопасности. Маленькое защищенное пространство, которое обычно находит для себя ребенок, сродни убежищу.

И когда в этом убежище тебя все же находят, то оказывается, что нет ничего страшного, это всего лишь мама или другой ребенок. Тревога сменяется восторгом и радостью.

На символическом уровне страх пережит, опасность оказалось ложной, вместо тигра пришел спаситель.

В общем, прятки, как никакая другая игра, способствуют тому, чтобы помочь ребенку немного побояться, а потом успешно выйти из ситуации. Мы получаем как раз тот круг, который нужен для изменения эмоционального состояния при страхах:

столкновение с эмоцией — проживание ее — выход в позитивные эмоции.

Прятки — как играть, чтобы это было действительно эффективно

Если вы хотите использовать прятки для достижения терапевтического эффекта, то нужно играть немного иначе, чем в обычном ходе игры.

  1. Усильте ощущение защищенности ребенка в момент его нахождения в убежище. Вы можете это сделать через увеличение периода поиска и через проговаривание, в котором подчеркиваете, что то место, которое нашел ребенок — самое лучшее и надежное. Это может выглядеть так: «Куда же делся наш …(имя), так спрятался, что не найти его нигде. А может быть, он… (называем место, проверяем) — нет его. Как же здорово он умеет прятаться. Где же то уютное и безопасное местечко, которое он себе нашел?».
  2. Когда нашли — не заходите в то пространство, которое выбрал себе ваш малыш в качестве укрытия, пока он сам не выйдет из него. Помните, это было его защищенное личное место. То есть такое, в которое не может «вломиться» не только какой-то нежелательный персонаж вроде Бабы Яги, а вообще никто-никто. И вы в том числе. Поэтому лучше спросить, можно ли и вам побыть с ним рядом в таком отличном безопасном месте, и дождаться решения ребенка. Если же ваше чадо не захочет сразу выходить, дайте ему эту возможность. Скажите, например, так: «Я тебя уже нашел, но если ты хочешь, ты можешь побыть еще немного в своем тайном домике. Когда захочешь продолжить игру — просто выйди оттуда».
  3. Можете снабдить вашего малыша каким-то дополнительным арсеналом. Волшебная палочка для невидимости, любимый мишка, который побудет рядом, чтобы не было так грустно ждать, или тайный амулет. Поговорите вместе с ребенком, что ему особенно нравится в прятках, это и станет вашей подсказкой, как сделать игру максимально полезной для него. Иногда малышу необходимо, чтобы его не нашли, иногда — чтобы только он был водящим. Следуйте за ходом детской игры и ее идеями.

Прятки — усиливаем эффект и боремся с конкретными пугающими персонажами

Если есть какой-то конкретный персонаж, которого ребенок боится, то вы, взрослый, можете стать им, а ребенок будет прятаться. Только тогда обязательно надо оговорить, что то место, которое выберет чадо, недоступно для чудовища.

Можно придумать любое объяснение этому или использовать какие-то обереги. Можно использовать стоп-слово, при произнесении ребенком которого страшный персонаж будет замирать, падать на землю или просто разворачиваться в другую сторону.

Суть опять же в том, что есть защищенное место, недоступное пугающему существу. Помните, страхи иррациональны и чаще всего рождаются фантазией, а потому и побеждаются тоже фантазией. Здесь снова надо проговаривать про безопасность, про то, что никак до ребенка не добраться, позволить ему побояться, а потом «выйти сухим из воды».

Это может выглядеть примерно так. Саша, 5 лет, боится Змея Горыныча и никакие доводы мамы о том, что этого персонажа не существует, не достигают сознания ребенка. Саша боится, и все тут, поэтому он засыпает только со светом, не остается один в комнате.

Со страхом решено бороться с помощью пряток. Сначала обустраивается местечко-домик, в который этот Змей пробраться не сможет. Это может быть пространство под столом или какое-то кресло в комнате, или еще что-то. Это могут быть разные места, как в классических прятках, а может быть только одно — то, которое больше всего понравится ребенку.

Потом водящий-Змей начинает вести себя как можно страшнее (рычать, стучать, завывать, обещать съесть). Но как только он долетает до убежища, то он ничего не может сделать.

Однако Саше все равно страшно, и тогда он кричит изо всех сил: «Барада-камада!».

Змей падает, лежит секунд 10 и потом начинает медленно уползать обратно, приговаривая, что до этого мальчика ему никак не добраться, никогда.

Даже если у вашего ребенка сейчас нет страхов, поиграйте с ним в прятки, это может стать отличной профилактикой. А если у вас остались вопросы, вы всегда можете задать их в х.

Игра для детей «Прятки с игрушками»

Цели: развивать у детей устойчивость внимания; способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее.

Оборудование: 5—7 игрушек. Это могут быть куклы, зайчик, мишка, лошадка, машинки и пр.

* * *

Эти умения очень важны для успешного обучения в школе. Конечно, ребенку 2—3 лет не так-то просто владеть своим вниманием и не отвлекаться. Но в предлагаемой игровой ситуации малыш будет сам заинтересован в этом.

Игра носит характер забавы и связана с прятками и поисками. Устойчивое и сосредоточенное внимание удерживается с помощью привлекательных игрушек. Играть могут все дети группы. Радостные переживания, которые испытывают малыши, сближают их друг с другом и с воспитателем. Это и развивает детей и забавляет их.

На отдельном столике приготовлены новые игрушки.

Воспитатель. Это наши гости. Давайте поиграем с ними в прятки. (Придвигает столик с игрушками поближе.) Но прятаться будете не вы сами, а ваши гости (новые игрушки). (Подзывает к себе троих детей и предлагает каждому из них по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится.) Скажи нам, почему ты выбрал эту игрушку, что в ней тебе больше понравилось?

Это делается для того, чтобы у ребенка возник отчетливый образ предмета, который ему нужно будет искать. Когда каждый из детей ответит на этот вопрос и внимательно рассмотрит выбранный предмет, воспитатель предлагает им встать лицом к стенке и закрыть глаза, как это делают при игре в прятки.

Пока дети стоят с закрытыми глазами (водят), взрослый, предупредив остальных участников игры о соблюдении полной тишины, прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов, например новая кукла — среди других кукол, новая машинка — среди других машинок и т.д.

Воспитатель (шепотом). Вы видели, куда спрятались игрушки? Это наш секрет, его нельзя выдавать! Пусть каждый водящий сам найдет свою игрушку, а мы посмотрим, кто первый принесет ее нам.

Воспитатель и дети (хором). Пора!

Водящие открывают глаза, становятся рядом с воспитателем.

Воспитатель. Искать надо только ту игрушку, какую сам выбрал! Кто первый принесет, тот и выиграл!

Пока дети ищут, воспитатель напоминает остальным участникам игры, что они должны внимательно следить за водящими и не выдавать им секрета. Когда водящие возвратятся с игрушками, спрашивает остальных детей.

Кто первый нашел игрушку?

Главное правило здесь — искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.

Тому, кто выиграл, выдается премия (значок или кружок), которую ребенок должен сохранить до конца игры. Все аплодируют, игрушки ставятся на место, и выбираются новые водящие. Игра повторяется сначала. Теперь игрушки прячут сами дети. Воспитатель шепотом подсказывает им, куда лучше положить тот или иной предмет.

Когда все воспитанники побывают в роли водящих, воспитатель предлагает всем победителям, получившим значки, стать напротив остальных.

Игра для детей «Отзовись, не зевай!»

Цель: развивать устойчивое, сосредоточенное внимание.

Оборудование: парные картинки, изображающие птиц, животных и детей. Понадобятся изображения птиц (петуха, курицы, гуся, утки, вороны, воробья); животных (коровы, козы, лошади, собаки, кошки).

К картинкам птиц и животных можно добавить картинки с изображением детей — двух девочек и двух мальчиков. Картинки помещаются в коробку, разделенную перегородкой на два отделения для каждого набора картинок.

Это облегчает их раздачу и проверку полноты комплекта данного пособия.

Ребенку предъявляется целый ряд требований: внимательно следить за действиями каждого участника, чтобы вовремя откликнуться на зов своего партнера, воспроизвести в определенной последовательности ряд взаимосвязанных действий и пр.

Выполнить эти требования довольно сложно и непривычно для ребенка. Но предлагаемая игровая ситуация содержит условия, которые побуждают малыша к их выполнению.

В игре принимает участие вся группа.

Воспитатель вместе с детьми расставляет стульчики в два ряда, располагая их на некотором расстоянии друг от друга, чтобы дети сидели лицом друг к другу. Усадив детей поудобнее, взрослый обещает раздать каждому из них по картинке и предупреждает о том, что их нельзя показывать друг другу. Но каждый должен внимательно рассмотреть, что изображено на его картинке.

Воспитатель. Эти картинки парные — у каждого зверя или птицы есть его дружок, т.е. точно такая же картинка. Каждая птица или каждое животное будет звать своим голосом своего братика или сестричку: ведь они не умеют говорить, как люди, и разговаривают по-своему. Как позовет корова свою подругу? (Дети отвечают.

) Правильно, она будет мычать: «Му-муу», а другая корова должна быстро ей ответить: «Му-муу, я слышу, иду!» А как позовет гусь своего друга? (Дети отвечают.

) Правильно, «га-гага», и также по-гусиному ответит второй гусь: «Га-га-га, я слышу, иду!» А те, кто получит картинку, где нарисован мальчик или девочка, будут тоже звать в пару своего дружка — мальчика или девочку. Запомните, как их зовут. (Показывает картинку.) Этого мальчика зовут Сережей, а другого — Андрюшей, это — девочка Наташа, а это — Оксана.

Если Наташа захочет позвать свою подружку Оксану, как она должна позвать? Вот так: «Оксана, ау, иди ко мне!», а Оксана ответит: «Ау, слышу, иду, Наташа!» Так же позовут друг друга и мальчики. Каждый, кого позвали, птица, животное или человек — должен не пропустить, не прозевать, 

когда его позовут, и вовремя ответить на зов. Друзья должны подойти к столу, сперва показать друг другу картинки и поговорить, потом продемонстрировать всем свои картинки и положить их в эту коробочку. (Раздает детям картинки, сначала одному ряду, потом другому.)

Не показывайте картинки друг другу, а то не получится интересной игры.

Воспитатель вызывает детей по очереди, то из одного, то из другого ряда.

Вызванный ребенок имитирует голос изображенного на его картинке животного, а тот, у кого такая же картинка, должен быстро отозваться и тоже подойти к столу, где лежит коробка от картинок.

Став лицом друг к другу, дети еще раз подают голос, показывают картинки и кладут их в коробку. Так по очереди малыши выполняют свои роли, решая игровую обучающую задачу. Получив от детей и воспитателя заслуженную оценку, они возвращаются на места.

Когда все картинки окажутся в коробке, воспитатель снова раздает их детям, стараясь, чтобы каждый получил новую картинку и соответственно другую игровую роль.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector