Проблемы психологического развития ребенка дошкольного возраста

Проблемы психологического развития ребенка дошкольного возраста

В дошкольном возрасте происходит формирование важных психологических процессов, имеющих влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка. Психологическое развитие дошкольника характеризуется изменениями в таких сферах, как память, внимание, восприятие, способность к общению, состраданию, проявление творческих способностей. Психологическое развитие детей старшего дошкольного возраста зависит от окружающей среды, семейного воспитания, взаимодействия с другими детьми. Большую роль играют обучающие программы, предусматривающие всестороннее и гармоничное развитие дошкольника, учитывающие его индивидуальные особенности.

Методы диагностики психологического развития ребенка дошкольного возраста

Первичная диагностика необходима для создания отправной точки, которая будет служить ориентиром в оценке происходящих изменений. Методов ее проведения много, они учитывают особенности психологического развития дошкольника, их реакцию на различные тестовые ситуации. Необходимо постоянно поддерживать интерес к заданиям, иначе показатели будут неверными. Самыми действенными считаются:

  1. Методика Л.А.Венгера, направленная на определение интеллектуального уровня.
  2. Система В. Т. Кудрявцева основана на проигрывании определенной ситуации и показывает уровень творческого потенциала в вербальном выражении.
  3. Разработка Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса показывает степень образного мышления.
  4. Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина в своей системе делают упор на рисунок, и с его помощью диагностируют уровень творческих задатков.

Проблемы психологического развития ребенка дошкольного возраста

Диагностика психологического развития дошкольников проводится в плановом режиме или по индивидуальному запросу воспитателей или родителей и решает такие задачи, как уровень соответствия средней возрастной норме, выявление отклонений и поиск предполагаемых причин, определение индивидуальных особенностей.

Методами диагностики становятся наблюдение, опрос, тестирование, создание проблемных ситуаций, сюжетные игры. Условием успешного проведения исследований становится непринужденная обстановка, заинтересованность дошкольника в выполнении заданий.

Важно! Не стоит резко отрывать его от интересной игры или забирать с увлекательного занятия. В этом случае результат подобного тестирования нельзя считать адекватными его способностям.

Проблемы психологического развития ребенка дошкольного возраста

Особенности развития дошкольников

К этой категории относят детей 6 – 7 лет, у них ярко выражена склонность к сюжетным играм, где они пробуют силы в разных видах деятельности. Через развитие образного мышления приходит осознание себя как личности.

Наблюдается интенсивный рост интеллектуальных способностей, формируется готовность к школе.

Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте диктуют необходимость проведения личностно-ориентированного вида занятий с учетом интересов и склонностей.

Психологические особенности развития детей дошкольного развития ярко выражаются в изменении способа запоминания. Формируется и выходит на первый план произвольное запоминание, начинают выстраиваться осознанные ассоциативные цепочки, увеличивается объем внимания. Это важные предпосылки для успешного обучения в школе.

Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте хорошо позволяет провести замену наглядных материалов на замещающие символы, развивающие воображение и формирующие начальные навыки работ с абстрактными понятиями.

Нормальное психологическое развитие ребенка дошкольника предусматривает изменение параметров внимания, его продолжительность и избирательность.

Необходимо обращать внимание на такие стороны, как устойчивость, уровень концентрации, распределение и умения своевременно переключаться на другую задачу.

Проверки внимания не должны превышать 15 минут, дальше результаты начнут искажаться из – за потери интереса и появления усталости у ребёнка.

Проблемы психологического развития ребенка дошкольного возраста

Адекватное возрасту психологическое развитие старшего дошкольника предполагает также умение вести осмысленный диалог, понимать и воспринимать аргументы собеседника, способность делать выбор и осознавать его последствия, нести ответственность за свои поступки.

Условия комплексного психологического развития дошкольников

Для планомерного обучения и воспитания детей разработана и утверждена ФГОС ДО программа психологического развития дошкольников. Ее целью стало создание условий для естественного психологического роста и формирования необходимых навыков. В перечень задач входит:

  • формирование и развитие эмоциональной сферы через приобщение к образцам мировой литературы, музыки;
  • расширение сферы коммуникативных навыков;
  • формирование интеллектуальной, волевой и личностной сферы;
  • создание позитивного настроя к обучению, мотивация;
  • создание предпосылок к развитию познавательных процессов.

Проблемы психологического развития ребенка дошкольного возраста

Основными положениями ФГОС ДО являются создание условий, позволяющих дошкольнику самостоятельное познание окружающего мира через личный опыт, обеспечение преемственности и непрерывности обучения, а также разнообразие организационных форм, где учитывается индивидуальная психология развития дошкольника.

Формы развивающей и воспитательной работы

Психолого-педагогические условия развития дошкольников направлены на личностное совершенствование, когда в процессе творчества происходит развитие интеллекта, способностей к запоминанию, анализу, абстрактному мышлению.

Они включают использование театрализованных игр, индивидуальные творческие задания, беседы – диалоги, чтение художественной литературы.

Важно! Новая информация в этом возрасте лучше воспринимается через игровые формы. Поэтому именно они должны стать основной формой работы, чтобы успешно реализовывать психолого-педагогическое развитие старших дошкольников.

С возрастом обязательно сформируются учебные навыки, а на данном этапе более ценно познание мира, его закономерностей, взаимосвязь событий и навыки общения со сверстниками.

Проблемы психологического развития ребенка дошкольного возраста

Воспитательные аспекты

Они идут в тесном сотрудничестве с развивающей деятельностью. Четко провести границу между этими двумя видами деятельности невозможно. Опытный педагог настолько тесно сплетает их, что они начинают дополнять друг друга, усиливая результат.

В возрасте 6 – 7 лет психологическое воспитание дошкольников направлено на формирование таких понятий как добро, зло, справедливость, сострадание. Появляется понятие морали, отношение к счастью, потребность равного общения, осознание себя как самостоятельной личности.

Психология воспитания дошкольника проявляется в том, что самым действенным средством является личный пример. Роль семьи в этом вопросе очень важна, поэтому в работе педагогов ДОУ обязательно присутствует проведение тематических бесед с родителями, организация круглых столов с участием штатного психолога и методиста, оформление стендов и памяток.

Среди приемов формирования духовных ценностей, морали и нравственности прекрасно зарекомендовали себя, и нашли практическое подтверждение результативности такие методы, как:

Чтение поучительных сказок и историй Ребенок отождествляет себя с одним из героев и видит способы решения проблемы
Игры с заданной ситуацией Существует несколько вариантов развития событий Ребенку приходится выбирать один из вариантов и просчитывать последствия своего поступка
Разбор спорных жизненных ситуаций Нужно подобрать несколько объяснений поступка другого человека Поиск мотивов действующих лиц, в процессе которого прививается умение посмотреть на ситуацию со стороны.

Проблемы психологического развития ребенка дошкольного возраста

Психолого-педагогическое воспитание дошкольников неразрывно связано с другими сферами образовательной и развивающей деятельности, являясь единым комплексом, где приоритетной задачей является воспитание всесторонне развитой личности, готовой к дальнейшему обучению и адаптированной для жизни в обществе.

Социализация дошкольника в обществе

Одним из самых важных показателей готовности к школе становится умение общаться, налаживать контакт со сверстниками, адаптироваться к новым условиям.

Социально-психологическое развитие дошкольников заключается в базовом формировании первоначальной культуры.

Это происходит в процессе общения со сверстниками и взрослыми, где усваиваются поведенческие нормы, вырабатывается способность учитывать интересы собеседника, отстаивать свою точку зрения, искать компромисс.

В дошкольном возрасте доминирует личностная форма коммуникации, возникают вопросы о жизненных моментах, появляются свои взгляды на ситуации. Дошкольник нуждается в советах, поддержке и одобрении взрослых, избирая их эталоном для формирования своего стиля поведения.

Проблемы психологического развития ребенка дошкольного возраста

На его мировоззрение влияет социальная среда, которой становятся книги, окружение, совместная творческая деятельность, окружающая среда ДОУ, телевидение, музыка, природа. Гармоничное сочетание средств и методов социального воспитания позволяет полностью раскрыться личному потенциалу ребенка.

Также большую роль в формировании взглядов и манер поведения приобретают сюжетно – ролевые игры. Они заставляют задуматься об отношениях между людьми, понять ценность труда, примерить на себя роли взрослых.

Показателями успешного формирования социальных навыков служат свободное общение с людьми, внимательность к чувствам других, сострадание, умение ставить цели и намечать пути их достижения, ведущие к успешному вхождению в общество.

При хорошей социальной адаптации дошкольник будет уверенно себя чувствовать в коллективе, быстро примет новые условия, что станет предпосылками к успешному обучению в школе и прекрасной успеваемости.

Видео

009

Психологические особенности детей дошкольного возраста: развитие личности

Психологические особенности детей дошкольного возраста зависят от появления потребностей, среди которых можно выделить: общение, эмоции, впечатления, физическую активность. За счет налаживания коммуникаций, физической активности, ребенок постепенно осваивает новые навыки, умения. В результате процесс социализации происходит не пассивным образом, а путем инициативного познания.

Движущие силы становления психики малыша

Получение новых эмоций, впечатлений стимулирует развитие умственной деятельности. Знакомство с окружающим миром не просто способствует получению положительных эмоций, а пробуждает заинтересованность.

У детей 5–6 лет тяга к развитию велика, что приводит к повышенному интересу получения новых навыков. Через 1–2 года нехватка знаний будет восполнена в школе.

Особенности психологического развития ребенка

Проблемы психологического развития ребенка дошкольного возраста

Как правило к дошкольникам относят детей в возрасте 4–7 лет. До этого момента ребенку предстоит столкнуться с кризисом трехлетнего возраста. Это непростое время для малыша и его родителей, поскольку кроха себя плохо ведет, капризничает, проявляет упрямство. Период характеризуется выделением ребенка, как самостоятельной личности, у которой формируется характер, мнение, взгляды. Чтобы кризис прошел как можно удачливее, спокойнее, взрослые должны проявлять уважение, сдержанность, не принижая любимого малыша. Он должен почувствовать, что его слушают, понимают.

По окончанию кризиса, дошкольник становится на ступеньку выше в отношениях со взрослыми. Он чувствует себя отдельной ячейкой общества. Его нужно ввести в курс дела своих обязанностей, правил, установленных в семье. Большинство детей с 3–4х лет идут в детский садик, где контактируют со сверстниками,воспитателями.

Малыш хочет казаться взрослее, чем он есть. Поэтому пытается повторять за взрослыми (слова, движения, интонацию).

Читайте также:  Новое в лечении болезни Коновалова-Вильсона

Некоторым родителям доводится таким образом наблюдать за собой стороны и понимать, чему ребенок учиться у них. Поведение взрослых должно быть показательным. Это касается не только поведения членов семьи.

Дети часто воплощают в жизнь, то что видят по телевизору. Стоит быть внимательным к тому, какие мультики, фильмы смотрит малыш.

Ролевые игры и новообразования

Психология дошкольника находится на начальной стадии. Он начинает проявлять заинтересованность к окружающему миру, задает множество вопросов. Развитие затрагивает память, ум, нервно-психическую сторону, скрытые таланты. Если родители смогли познать особенности психического развития крохи, то у них получиться наладить гармонию в семье, воспитать малыша правильно.

Малыш в игровой форме познает общественные нормы поведения, устанавливает контакт с окружающими. Он желает отстраниться от взрослых, создает в своей голове ситуацию, в которой он выступает хозяином происходящего.

Однако в реальной жизни он не в силах в полной мере принимать участие во взрослой жизни, что объясняется недостаточным психическим, умственным, физическим развитием.

Чтобы почувствовать свою значимость, ребенок прибегает к ролевой игре, в которой выстраивает определенный сюжет,условия:

  • повторяет за взрослыми;
  • воображает ситуацию, в которой игрушки выступают в качестве реальных вещей;
  • реальности присуща символичность;
  • игра предполагает соблюдение установленных правил, запретов.

Такое положение вещей способствует психологическому здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Можно выделить несколько психологических особенностей, которые свойственны детям дошкольного возраста:

  • способность образного решения задач;
  • намеренное применение психических процессов, возможность управлять, контролировать реакцию на окружающую ситуацию, возможность ее оценивать, прогнозировать;
  • формирование самооценки;
  • активное становление речевого аппарата;
  • сознательное восприятие установленных поведенческих и общественных норм;
  • подготовленность к учебному процессу в школе на психологическом уровне.

К 7 годам в большей или меньшей степени можно заметить присутствие тех или иных новообразований.

Проблемы, возникающие при психическом развитии дошкольника

Несмотря на стремление познавать мир, чрезмерную активность, любознательность, на пути психического развития могут возникнуть трудности:

  • слабо развитое мышление (отсутствие внимательности, проблемы с восприятием учебного материала);
  • личностно-эмоциональные трудности (стресс, тревога, боязнь, пассивность);
  • проблемы в поведении (агрессия, скрытность, недоброжелательность, злость);
  • коммуникативные проблемы (чрезмерная эмоциональность, чувство превосходства, изолированность);
  • неврологические трудности (бессонница, постоянная слабость. лень).

Возможные проблемы требуют немедленного рассмотрения и поиска путей борьбы с ними.

Невзирая на то, что это может казаться серьезным и негативно отразиться на ребенке, психика детей способна самостоятельно адаптироваться и справляться с возможными трудностями, упущениями в воспитательном процессе.

Дошкольники младшего возраста

Крохи в возрасте 3–4 лет начинают самоутверждаться. Часто можно услышать от них «Я сделаю сам», «Я знаю», «Я умею». Часто это приводит к тому, что дети начинают хвастаться, восхваляться собой и тем, что делают.

В этом возрасте у ребенка развито правое полушарие мозга, что утяжеляет слуховое и наглядное восприятие, которое, в свою очередь, помогает формировать картину происходящего в единое целое.

Активно развивается мелкая и крупная моторика. Пойдет на пользу бег, разминка рук и пальчиков, прыжки, упражнения на координацию.

Память еще непроизвольна: его внимание привлекают яркие, насыщенные моменты. В 3 года у младших дошкольников прекращается активное формирование речевого аппарата, а в памяти ребенка уже отложилось около 1000 слов, смысл и значение которых он понимает.

Дошкольники старшего возраста

В 5–6 лет поведение и мышление детей значительно отличается от младших дошкольников. Между родителями и ребенком устанавливается понимание, гармония, становится проще общаться, понимать друг друга. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются в любви, заботе, начинают чувствовать привязанность, любовь к другим людям.

Проще получается налаживать общение со сверстниками, чувствовать лидерские качества у других детей, принимать установленные порядки, правила в играх. Взрослый в глазах ребенка выглядит помощником, учителем, который в трудный момент готов прийти на помощь, решить возникшие проблемы.

Начинают проявляться творческие навыки. Он понимает какая музыка ему нравится и не нравится, начинает танцевать, петь, играть на каком-либо инструменте, заниматься спортом. Память больше не является непроизвольной, в поступках проявляется собственное желание.

Мышлению старшего дошкольника присущи следующие особенности:

  1. Эгоцентризм. Малыш может анализировать происходящее субъективно, не изучая ситуацию со стороны.
  2. Анимизм. Ребенок переносит свое «Я» на окружающие предметы, в результате чего, подвижное воспринимается одушевленным.
  3. Синкретизм. Кроха способен целое видеть в отдельных элементах, но не может отдельные детали воспринимать, как единое целое.

Проблемы психологического развития ребенка дошкольного возраста

В 5–6 лет дошкольник может принимать участие в диалоге окружающих, вникать в смысл обсуждаемого, высказывать обоснованное мнение. В этом возрасте словарный запас расширяется до 3–4 тыс. слов.

Дети старшего дошкольного возраста начинают чувствовать вину перед окружающими и ответственность за свои действия, проявляют интерес, инициативность. Иногда шестилетние дети осознанно высказывают желание пойти в школу, чтобы учиться.

В эмоциональном плане кроха проявляет больше твердости и устойчивости. Если говорить об умственной деятельности, то отмечается способность концентрироваться на определенных вещах, воспринимать сказанное на слух, ориентироваться на местности.

Импульсивность отходит на второй план, дошкольник старается думать, прежде чем что-то сделать, сказать, понимает какие последствия могут быть. Чем взрослее ребенок, тем больше он видит комизма в происходящем. Веселье и смех могут быть вызваны нестандартной расцветкой или формой вещей. Взрослых дошкольников больше привлекают игры в шуточной форме.

К 6 годам активно формируется индивидуальный характер, проявляются манеры. Малыш может скрывать плохое настроение или состояние, расстраивается, если его хвалят просто так или что еще хуже, за то, что он сделал плохо или недостаточно хорошо. Таким образом, он начинает трезво оценивать происходящее.

Становление личности дошкольника

В возрасте 4–6 лет начинается фактическое развитие личности. Формируется самооценка, проявляются переживания, беспокойство за происходящее, за то, как он выглядит в глазах окружающих. Ребенок начинает ставит перед собой небольшие цели, мотивировать себя на их достижение.

Эмоциональная сторона личности

Дети с 5 лет становятся более уравновешенными, спокойными, не проявляют эмоций и вспыльчивость без повода. Это остается в младенческом возрасте. Ребенок адекватно реагирует на проблемы, трудности, прекращает драматизировать, впадать в панический страх перед неизведанным.

Дошкольник начинает глубже чувствовать и воспринимать ситуации, поскольку его спектр эмоций расширяется. Несмотря на совсем юный возраст, кроха способен проявлять сочувствие, может грустить с остальными, понимать, что человеку плохо.

Мотивационная сторона личности

В дошкольном возрасте формируется один из главных рычагов личности — соподчиненность мотивов. Происходят изменения в мотивационной сфере, которые в дальнейшем постепенно развиваются.

Мотивам детей присуща разная сила и значимость. Формируются мотивы, связанные с достижением успешных результатов, и мотивы, направленные на познание морали, этических норм. В это время происходит становление собственной системы мотивации.

Самосознание дошкольника

К 6 годам формируется самосознание, которое достигается за счет умственной деятельности, характера. Самосознание считается основным новообразованием крохи. Поначалу дошкольник анализирует действия окружающих, сравнивает, оценивает поступки, моральное поведение, навыки.

Ребенок полностью понимает половую принадлежность. Вместе с этим происходят изменения в привычном поведении.

Дошкольник начинает осознавать себя в различных временах. Вспоминать моменты из прошлого и мечтать о чем-то в будущем.

Проблемы психологического развития ребенка дошкольного возраста

Не менее важна самооценка. Самопознание строится на основе отношения родителей к малышу. Главное, чтобы мама и папа проявляли поддержку в любых начинаниях, были детям настоящими друзьями. Стоит почаще разговаривать с детьми на дружеской ноте, интересоваться их мнением, спрашивать совета. Малыш научится открыто высказывать мнение и не будет этого бояться.

Психологические проблемы детей дошкольного возраста

Определение 1

Психологические проблемы дошкольников – это осложнение психического развития ребенка, оказывающее негативное влияние на его социально-психологическую адаптацию.

В раннем возрасте межличностные отношения дошкольника сводятся к узкому семейному кругу. Затем, поступив в дошкольное учреждение, ребенок начинает осваивать сферу общения со сверстниками. При этом, отношения с родителями сохраняются в качестве наиболее значимых отношений.

В детском учреждении кроме сверстников во взаимоотношения включается воспитатель.

В дошкольном возрасте вместе с познавательным и личностным развитием идет качественное изменение прежних связей. Происходит перестройка отношений между ребенком и родителями, перестраивается взаимодействие с другими членами семьи.

По сравнению с ранним детством, принципиально иной становится сфера деятельности – дошкольник осваивает сюжетно-ролевую игру, рисование, конструирование и др.

В общении дошкольник осваивает более сложные формы деятельности– внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную, постепенно складывается целая система новообразований, которые в онтогенетическом процессе имеют фундаментальное значение.

В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, речь, восприятие, закладываются общие основы познавательных способностей. В этот период есть уникальные возможности для развития функции и воображения, которые являются основой творческой активности.

В личностной сфере идет формирование структуры мотивов и потребностей, самооценки, элементов волевой регуляции поведения, усваиваются нравственные его нормы.

Дошкольники в возрасте 3-4 лет переходят от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, в словарном запасе имеют более 1000 слов, имеют непроизвольный характер внимания и памяти.

У старших дошкольников активизируются творческие способности, внимание и память становятся произвольными. У них более стабильны эмоциональные реакции, формируется совесть, чувство долга, твердо усваиваются правила поведения в обществе.

Старшие дошкольники уже имеют понятие о добре и зле, дружбе и любви. Их психологические особенности характеризуются развитием познавательных интересов, которые выходят на первый план.

Детей старшего дошкольного возраста называют маленькими «почемучками», желающими понять устройство мира. Взрослым важно поддержать эту любознательность, чтобы в дальнейшем она трансформировалась в любовь к знаниям и интерес к учебе.

Читайте также:  Лечебное питание ребенка при гриппе

В дошкольном возрасте закладываются и серьезные будущие проблемы. Совершенно справедливо в этом плане замечание А.В. Запорожца о том, что если эмоциональные и интеллектуальные качества в раннем детстве не получают должного развития, то в дальнейшем преодолеть эти недостатки дело трудное, а иногда и невозможное.

Психологические проблемы дошкольников

Развитие ребенка в дошкольном возрасте идет очень быстро, круг его интересов становится шире и растет с каждым днем.

Изменения происходят не только на физическом уровне, но и на психологическом, эмоциональном, интеллектуальном. Маленький человек учится взаимодействовать с окружающим его миром, становится личностью.

Однако данный этап развития сопровождается трудностями, потому что психика ребенка к глобальным переменам ещё не готова, а это приводит к психологическим проблемам и проблемам со здоровьем.

Психологическое развитие дошкольника имеет свою специфику:

  • идет быстрое творческое развитие;
  • усложняются способности восприятия информации;
  • происходит осознанное личностное становление;
  • развивается речь, моторика, координация;
  • развивается рациональное мышление, способность делать выводы;
  • устанавливаются доверительные отношения с родителями;
  • формируется понимание своих желаний, целеустремленности;
  • проявляется интерес к новому.

В дошкольном возрасте психологические проблемы не ограничиваются отклонением поведения от нормы.

На основании проведенных исследований, была принята классификация психологических проблем, возникающих у дошкольников, в связи с ней специалисты выделяют ещё целый ряд проблем:

  • проблемы интеллектуального развития – неумение концентрироваться и усваивать материал;
  • эмоциональные проблемы – повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий;
  • поведенческие проблемы – грубость, агрессия, обман;
  • проблемы неврологического характера – потеря аппетита, расстройство сна, быстрая утомляемость, нервные движения;
  • проблемы общения – стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, попытка быть лидером.

Психологи считают, что любая из этих проблем в будущем может стать причиной психических нарушений. Важно вовремя выявить эти причины и найти способы их устранения.

Так, например, причиной обмана могут быть различные факторы, включая авторитарный стиль воспитания, недоверие. Причина неподчинения взрослым связана с поиском своего «Я».

При некорректном общении родителей с ребенком – это может быть унижение, сравнение с чужими детьми, критические замечания – нарушается его самооценка.

У малыша, если от него очень многого ждут, может появиться тревога, чувство страха за неспособность оправдать надежды родителей.

Замечание 1

Все психологические нарушения легче предупредить, нежели потом исправлять. Для этого ребенка надо просто любить, общаться с ним на равных, заботиться о нем, уважать его мнение, играть с ним. Чтобы маленький человек чувствовал себя счастливым, лучше адаптировался в современном мире и решал, свойственные его возрасту задачи, ему важно иметь о себе положительное представление.

Психологические проблемы в области взаимоотношений

  • В связи с возрастными или индивидуально-психологическими особенностями многие дошкольники испытывают определенные трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми людьми.
  • В кризисный период – это возраст 3 года, некоторые дети непослушны, упрямы, неусидчивы, робки, имеют непроизвольное поведение, что вызывает определенную эмоциональную напряженность и недовольство родителей, а иногда и взаимное раздражение.
  • Основная причина заключается в сознательном игнорировании или незнании родителями возрастных норм и важных условий развития ребенка.
  • Стремясь добиться опережающего развития и превосходства своего ребенка над другими детьми, родители завышают требования к ребенку.
  • Неумелое форсирование умственного развития приводит к перенапряжению психологических и физиологических резервов организма маленького человека.

Очень часто современные дети страдают от дефицита общения и совместной деятельности с родителями. Подобная ситуация провоцирует проявление бессознательного протеста, вызывает у дошкольника непослушание, негативизм, капризность.

  1. Жалобы родителей на невнимательность, импульсивность, непоседливость детей младшего и среднего дошкольного возраста могут возникать в результате завышенных и необоснованных требований к возрастным особенностям либо по поводу серьезных проблем, среди которых может быть задержка умственного или общего психического развития.
  2. При данных проблемах страдает регуляторная сторона поведения и деятельности ребенка.
  3. Неадекватные требования родителей, предъявляемые детям, объясняются не только их неосведомленностью относительно возрастных норм развития, значительно чаще они бывают связаны с личностными проблемами самих родителей.
  4. Жалобы на своего ребенка, порой неадекватные, характерны для родителей, склонных к авторитарности, эгоцентризму, неудовлетворенных собой и проецирующих нереализованность своих желаний на ребенка.
  5. Подобная ситуация говорит о неблагополучии детско-родительских отношений и в целом обстановки в семье.
  6. Дисгармония в отношениях родителей и ребенка может возникнуть в результате различия их темпераментов, поэтому данный факт должен учитываться взрослыми людьми.
  7. Острую точку во взаимоотношениях родителей и ребенка дошкольника составляет проявление его самостоятельности, которую родители воспринимают часто неверно.
  8. «Я сам» воспринимается родителями как желание «делать всё по-своему» и часто пресекается взрослыми, поэтому данные возрастные нормальные особенности ребенка могут трансформироваться и принять форму непослушания и каприза.

Замечание 2

Таким образом, индивидуальный и своевременный психологический анализ взаимоотношений между родителями и ребенком-дошкольником является единственным путем оказания эффективной помощи.

Распространенные психологические проблемы детей дошкольного возраста

  • Распространенные психологические проблемы детей дошкольного возраста
  • (Представление себя,   разделение ответственности — Я могу многое, но не все.
  • Я не могу сделать так, чтобы поведение ребенка волшебным образом изменилось, но я могу помочь понять, почему он ведет себя тем или иным образом, и вместе с вами поискать пути изменения нежелательного поведения. Я не знаю, как правильно воспитать именно вашего ребенка , но я могу помочь вам и вашему  ребенку справиться с затруднениями)

         Многие  родители дошкольников очень трепетно относятся к тем “симптомам” в поведении своего чада, которые могут быть признаками психологических проблем ребенка.

Это приводит к тому, что подозрение вызывают даже вполне допустимые с поведенческие реакции, такие, как привязанность к маме у полугодовалого малыша и нежелание делиться игрушками с незнакомыми детьми у трехлетки.

С другой стороны, часто складывается и противоположная ситуация: ребенок  демонстрирует очевидные признаки психологических проблем (до паники боится пустых комнат, к примеру), но папа и мама не обращают на это особого внимания, считая это поведением избалованного ребенка.

Какое же поведение детей дошкольного возраста можно считать вариантом нормы, а какие признаки должны стать для родителей сигналом явных проблем? Во-многом это определяется возрастом ребенка и, соответственно, особенностями его развития.

От рождения до года

Жалобы родителей: чрезмерная возбудимость ребенка, беспокойство, привязанность к маме

Варианты нормы: в этом возрасте значительная часть поведенческих симптомов, столь беспокоящих родителей (если они не связаны с серьезным неврологическим расстройство или с проблемами внутриутробного развития, тяжело протекающими родами, и т.д.

), обусловлены особенностями темперамента ребенка. Такие черты, как возбудимость, тревожность считаются вариантом нормы.

Другое дело, что неправильное поведение родителей, в первую очередь, мамы (например, игнорирование плача, попытки “отучить ребенка от рук“, агрессия) может привести к настоящим нервным расстройствам у малыша.

  1. Как вести себя с ребенком в этом возрасте: специально корректировать их не нужно, но снять остроту проявлений поможет правильный подход к воспитанию детей до года: максимум тактильного контакта мамы и ребенка, удовлетворение эмоциональных потребностей малыша.
  2. Что реально должно вызвать беспокойство родителей: если ребенок не проявляет интереса к окружающей среде, если его развитие сильно замедлено по сравнению со сверстниками, если он неуравновешен и не успокаивается даже у мамы на руках.
  3. Между 1-4 годами
  4. Жалобы: агрессивность, жадность, страхи, нежелание ребенка контактировать со сверстниками
  5. Варианты нормы: как правило, все эти признаки в определенной «дозировке» в этом возрасте проявляются у всех детей в той или иной степени.

Агрессия и детские истерики — нормальная форма выражения ребенком своих желаний, вступающих в противоречие с требованиями окружающих или с собственными возможностями. Чем раньше ребенок с помощью родителей овладеет навыками самоконтроля, тем быстрее эти проявления пойдут на убыль.

Жадность связана с процессом формирования самосознания.

Ведь ребенок создает образ своего “я” не только идентифицируя себя с определенными качествами и переживаниями; большую роль в развитии личности на первых порах играет также “присвоение” себе определенных объектов (“я – мальчик, меня зовут Ваня, мне три года, я добрый, у меня есть папа, мама, три машинки и железная дорога” – вот совершенно нормальная форма самоидентификации малыша). Если не требовать у него целенаправленного отказа от дорогих ему вещей (чтобы он обязательно делился с другими детьми и т.д.), он быстро перерастет эту стадию.

Страхи — результат активного развития разнообразных психических функций и приобретения ребенком нового опыта. При должной поддержке со стороны родителей редко перерастают в фобии и навязчивые состояния.

В то же время повторяющиеся пугающие образы, постоянные кошмары однозначно говорят о том, что потребность ребенка в безопасности не удовлетворяется (плюс есть какие-то объективные проблемы, которые тяготят малыша) и нужно обратить на ситуацию особое внимание.

Застенчивость и нежелание общаться может быть проявлением природной осторожности и недостаточного (в силу возраста) развития коммуникативных навыков. “Лечится” расширением “сети контактов”, возможно, стоит пересмотреть образ жизни ребенка и всей семьи (сложно предположить, что малыш научится общаться, если он весь день сидит с бабушкой дома и смотрит телевизор).

Читайте также:  Здоровая мама и ребенок: плюсы грудного вскармливания

Как вести себя с ребенком в этом возрасте: в подавляющем большинстве случаев проблемы в поведении у детей этого возраста — реакция на неблагоприятную ситуацию в семье, на неправильные воспитательные методы.

Так, агрессивность и жадность могут быть связаны с тем, что ребенку в семье уделяется очень мало внимания, и эти качества вырабатываются у него с установкой на то, чтобы «брать силой» то, что ему не дает окружение.

Тревожность и чрезмерная застенчивость, с другой стороны, бывает результатом агрессивности родителей. Проанализируйте ситуацию в семье, при необходимости обратитесь за консультацией к детскому психологу.

Что на самом деле должно вызвать беспокойство:

Тревогу стоит бить в том случае, если проявления этих качеств заметно тормозят разные аспекты развития и социализации ребенка — к примеру, он отбирает игрушки у всех детей без разбору, постоянно дерется и неспособен наладить контакт социально допустимыми способами, если из-за страхов ребенок просыпается и плачет каждую ночь (а не эпизодически). Также ваше внимание обязательно должны привлечь следующие “симптомы”: ребенок не реагирует на родителей (проблема в формировании первой привязанности к взрослому); круг его интересов предельно  “сужен” (например, его интересуют только мультики или машинки).

  • От 3-4 до 7 лет
  • Жалобы: ребенок обманывает, вредничает, делает все назло, болезненно застенчив или, наоборот, чересчур самоуверен, ничем не интересуется, «залипает» на мультики (фильмы, компьютер)
  • Варианты нормы: у ребенка активно идет процесс формирования личности, и значительная часть проблем может быть связана с этим.
  • Нарочитое непослушание: малыш пытается определить границы своего «я», и все, что он считает посягательством на эти границы, воспринимается им «в штыки».

Проблемы, связанные с неверно сформированной самооценкой ребенка — сюда могут относится и проявления завышенной самооценки (высокомерие), и заниженной (неуверенность, застенчивость).

Естественно, самооценка возникает не из ниоткуда – ее формирует окружение, в первую очередь, родители.

Проанализируйте, насколько корректно вы общаетесь со своим чадом, не сравниваете ли его постоянно с другими детьми?

Зависимости (от мультиков, телевизора, компьютерных игр): проблема, опять, же, в первую очередь самих родителей, а не детей: дурные привычки являются результатом неправильно выстроенного режима дня ребенка. Корректируются изменением образа жизни карапуза (прогулки, занятия в развивающей школе и т.д.)

Детская лживость — отдельная и очень сложная тема.

Причинами ее может быть как чрезмерно развитое воображение ребенка (есть малыши, которые достаточно долго не умеют отделять фантазию от реальности), так и недоверие к родителям, страх перед ними, опять же, проблемы с самооценкой (если ребенок с низкой самооценкой хочет заработать «социальный капитал» и рассказывает небылицы о себе сверстникам, чтобы самоутвердится).

Как вести себя с ребенком в этом возрасте: привыкайте относиться к своему ребенку не только с любовью и заботой, но и с уважением. Уважайте его достоинства и недостатки, точку зрения — все, что и составляет понятие «индивидуальность».

С вниманием относитесь к тому, как строится его общение — его поведение может стать индикатором его психологических проблем (к примеру, если он пытается он любыми средствами заслужить их расположение, это может быть показателем того, что вы дарите ему недостаточно любви).

Многие проблемы достаточно просто решить сейчас (самим или с участием специалиста), а не ждать, когда они в более опасной форме и с удвоенной силой проявятся в подростковом возрасте.

Что на самом деле должно вызвать беспокойство: опять же, отдаление ребенка от родителей, болезненная застенчивость, постоянное и нарочитое вредительство (ребенок знает, что ломать папин телефон нельзя, но продолжает это делать), жестокость и агрессивность

Вредные привычки у детей

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к психологу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения  достаточно сложны.

Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, его надолго оставляли одного в постельке, он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. До года сосание соски и укачивание, физиологичны и необходимы.

Ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела предусмотрены природой в сложных механизмах психофизиологического созревания ребенка.

Если вредная привычка имеет место, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей.

У ребенка с вредной привычкой не требуют честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка — нарушать честное слово. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней.

Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась.

Есть и частные рекомендации. При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Его ободряют, говоря: «Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся».

При сосании пальца, вещей — рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна).

Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.

Вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек. 

  1. Выберите наиболее приятный для Вас цвет……
  2. Сейчас узнаем, что может рассказать Ваш любимый цвет…
  3. И так, любитель.
  4. Синего цвета: человек честный и правдивый. Искренний и внимательный,

Вы отличный друг. У вас мирная душа.

Любители Зеленого цвета: это любители природы.

Вам нравиться все, связанное с природой. Вы много времени проводите на открытом воздухе. Вы – везунчик. Спокойный, креативный и отлично понимаете жизнь. Обладатель целительной души.

Любители Розового цвета: добрые и заботливые

Любящий, красивый, чувствительный и очень щедрый человек. Цвет больше присущ женской половине, поэтому люди, чей любимый цвет – розовый, сильно связаны с женственной натурой.

Вы зачастую пренебрегаете своими потребностями, если вам есть о ком заботиться. Чтобы осознать свои желания, вам нужно время. У вас добрая душа.

Красный: уверенный и несдержанный

Энергия в вас бьет ключом.

Ваша красота говорит за вас. Другие люди считают вас отличным другом/приятелем. У вас увлеченная душа.

Коричневый: приземленный.

Вы солидный и стабильный человек, твердо стоящий на земле. Надежны и очень организованы. Вы стараетесь не выделяться из толпы.

  • У вас практичная душа.
  • Желтый: вся жизнь в борьбе.
  • Вы очень активный и деятельный человек, полны интереса к жизни.

Вы оптимист, и у вас много друзей. У вас игривая душа.

Черный: серьезный и таинственный.

Вы очень глубокий, задумчивый и погруженный в себя человек. Вы таинственны, ваша сущность тесно связана с вашей проницательной душой.

Вы работаете, чтобы сразу же решить возникающие проблемные вопросы. Чтобы справиться с самыми сокровенными желаниями, вам нужно их осознать и принять. У вас душа искателя.

Оранжевый: теплый и энергичный.

Вы энергичный и оптимистичный человек. Сердечность и дружелюбность помогают вам легко приобретать новых друзей. Ваша сильная и уверенная личность предпочитает соревнования.

Вы прилагаете максимум усилий, чтобы успешно добиваться поставленных целей, испытывая жизнь на прочность. В вас живет дух соперничества.

Белый: высокодуховный.

Вы замкнутый, духовный и чистый душой человек, умеющий хорошо хранить свои или чужие секреты. Вы верите в высшую силу, и собственные представления о ней. Вы искренне любите и других людей. Ваша мудрость и чистота являются вдохновением для каждого. В вас живет дух познания.

Уважаемые родители!

Не смотря на то, что говорят нам: знаки зодиака, значение любимых цветов, различные диагностики…Мы сами строители своих судеб…. И только благодаря нашим совместным усилиям мы можем чего-то добиться.

Поэтому, родители, приглашаю Вас к сотрудничеству в деле воспитания наших детей.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector