Проблема речевого развития ребенка в дошкольном возрасте

  • Статьи
  • Дошкольное образование
  • Тропинки

Развитие речи в дошкольном возрасте — это доминанта становления коммуникативной культуры человека.

13 февраля 2017

Ребенок XXI века во многом иной: более свободный, непосредственный, самостоятельный.

В то же время специалисты отмечают снижение речевых навыков: маленький словарный запас, трудности связной речи (не спонтанной), низкая культура общения, не говоря о звуковом аспекте речи (произношении).

Важно понимать главное — личностное развитие ребенка формируется через речь. На уровень речевого развития дошкольников влияет начитанность, владение пословицами, поговорками, загадками, обладание коммуникативными компетенциями и т.д.

Смотреть вебинары по дошкольному образованию

Овладение языком — это активный творческий процесс, который организуют взрослые. Сам ребенок готов к коммуникации с младенческого возраста, а его окружение? Первый пример для подражания у ребенка — это речь матери, не меньше влияния на ребенка оказывает речь педагога детского сада.

Поэтому, конечно, речевая культура педагогов должна быть на очень высоком уровне.

Но что мы видим сегодня? Результаты исследований, проведенных ИРО, показывают, что уровень речи современных педагогов хромает: лексический запас невелик, грамматические конструкции простые, выразительность (темп, дикция, плавность, интонирование) оставляет желать лучшего.

В связи с этим, предпочтительны комплексные задания, когда в одной теме интегрируются разные развивающие задачи: если детям интересен вид деятельности, они не замечают, как обучаются. Это, как известно, происходит через игру.

Здесь могут помочь инсценировки, театрализованные представления, ведь совместная деятельность взрослого и детей — одна из организационных моделей осуществления образовательной деятельности по ФГОС  ДО.

Второй немаловажный вид деятельности — самостоятельная работа, но она не возникнет, если не было опыта первой.

Материал подготовлен на основе вебинара «Развитие речи современных дошкольников. Новому поколению — новые образовательные маршруты». Смотреть запись вебинара

Людмила Кожурина

В помощь специалисту дошкольного образования

Проблема речевого развития ребенка в дошкольном возрастеУМК «Тропинки» представляет собой систему пособий для педагогов и воспитанников детских садов. Работа ведется по пяти направлениям: развитие культуры общения, познавательной активности и творческих способностей, становление речи, физическая подготовка. У детей формируются продуктивное воображение, любознательность, ориентация на позицию другого человека, волевые качества, элементы рефлексии и др. Особое внимание уделено методам диагностики результатов и работе с ребятами, имеющими ослабленное здоровье.

Проблема речевого развития ребенка в дошкольном возрастеЗадания, содержащиеся в пособии «Развитие речи», позволяют развить лексическую сторону речи дошкольника: закрепляют представление о многозначных словах и омонимах; тренируют в подборе синонимов, в составлении предложений и связных рассказов. Упражнения способствую развитию чувства языка, пробуждают интерес к слову, желание рассказывать, слушать, читать, что является необходимым условием умственного развития ребенка и развития культуры речи в целом.

Смотреть каталог продукции

Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста

сколиозах 1 ст. противопоказаны. Они способствуют прогрессированию имеющихся изменений.

При наличии у детей хронических заболеваний органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой систем, органов выделения на фоне нарушений осанки и сколиоза 1 ст. занятия спортом противопоказаны. Таким образом, только разумные занятия спортом и физической культурой приносят профилактический и оздоровительный эффект.

Список использованной литературы

1. Большая медицинская энциклопедия том 23 стр.386-389

2. Берн Л. Боли в спине и шее Издательство: Олимп-Бизнес.

3. Журнал «Здоровье» N 6 1986 г.

4. Журнал «Здоровье» N 8 1986 г.

5. Напалков П.Н. Смирнов А.В. Шрайбер М.Г., Хирургические болезни, Медицина 1969 г

6. Напалков П.Н. Смирнов А.В. Шрайбер М.Г., Хирургические болезни, Медицина 1969 г., стр.256,257

7. Журнал Сила и красота N 8 1995 г.

© Кумачный А.Л., Москаленко И.С., Шульгов Ю.И. 2017

УДК 37

Лапшина Виктория Сергеевна

Студентка ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского

  • Г. Липецк, РФ
  • ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Аннотация

В настоящей статье освещена актуальная в наше время проблема задержки речевого развития у детей. Вызвана она недостаточным вниманием родителей к своему ребёнку. В статье также предложены некоторые варианты решения проблемы.

Ключевые слова

задержка речевого развития, дети дошкольного возраста.

В настоящее время господства компьютерных технологий у детей, казалось бы, есть всё, что нужно для их развития: компьютеры, телефоны, планшеты, интерактивные и развивающие игра. Однако, воспитатели в детских садах отмечают, что часто современные дети очень поздно начинают говорить, а у некоторых детишек даже присутствуют дефекты в речи.

В чём же проблема? Казалось бы, ребёнок наоборот должен активно развиваться со всеми этими новшествами. Кто-то считает, что всему виной экология, кто-то обвиняет в этом родителей, которые не в состоянии купить своему малыше всё необходимое.

Всегда, когда речь заходит о наших детях, чтобы с ними не случилось, прямо или косвенно в этом виновны их родители. Особенно, если дело касается малолетнего ребёнка. Ведь именно родители вводят малыша в этот мир. Для того чтобы он чувствовал себя комфортно в нём, они обязаны сделать всё возможное.

Однако проблема заключается в том, что родители сегодня слишком заняты на работе. Следовательно, они не могут уделить должного внимания своим детям.

Для формирования речи у малыша с ним необходимо просто постоянно общаться. Современные педагоги и психологи советуют разговаривать с детьми с самого их рождения.

Так малыш начнёт узнавать голос своих близких и улыбается, когда вновь слышит голос родной мамы.

«Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте — одно из основных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_

условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе». Каждый ребёнок любит рассматривать картинки или игрушки. Родителям следует делать это вместе с ним и при этом рассказывать всё, что они видят.

«Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка — это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас».

Поэтому необходимо научить малышей рассказывать о том, что они прочитали. Начать можно с того, что дети любят больше всего — сказки. Сначала нужно взять самые маленькие и простые по содержанию, где содержится много повторений. К примеру, «Колобок», «Теремок».

В этих сказках все действия происходят по одной и той же траектории. Меняются только персонажи.

Читать сказки необходимо до тех пор, пока ребёнок сам не начнёт их пересказывать. Однако, читать нужно не монотонно, а выразительно, чтоб привлечь внимание малыша.

Помимо этого, считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память. Они развивают как активный, так и пассивный словарный запас детей. Для правильного произношения звуков хорошо использовать чистоговорки. Малыша следует также учить слышать и различать одни звуки от других.

Академик М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Следовательно, нужно пытаться привлечь внимание ребёнка к таким предметам, как кубики, мозаика, конструктор. Чем младше малыш, тем крупнее предметы для игры следует применять.

Во-первых, связано это с тем, что ребёнок может проглотить мелкие детали. Во-вторых, малышам легче захватить большой предмет. Сегодня есть множество игрушек, развивающих мелкую моторику. Это специальные мягкие кубики, развивающие коврики, сконструированные из различных материалов и т. д.

Для тех семей, кто не может позволить себе купить такие игрушки, есть возможность изготовить их самостоятельно собственными руками. Можно из старой одежды сшить такие кубики, наполнив их различными материалами. К примеру, горохом, крупами. Развивающие коврики также можно изготовить в домашних условиях из простого одеяла.

В сети Интернет есть много инструкций по изготовлению таких изделий. Кроме того, в ход можно пустить и свою фантазию.

Постепенно, по мере роста малыша нужно предоставлять ему для игры и более мелкие детали. К примеру, тот же конструктор или мозаика, только с деталями, меньшими по размеру. Но нужно не только давать задание построить что-то, а показать, как правильно работать с конструктором или мозаикой. При этом можно рассказывать ребёнку о их цвете и форме.

Развить мелкую моторику можно и при помощи специальных пальчиковых упражнений. К примеру, известные считалки пальчиков, игра «Кулак — ладонь» и т. д.

Особый интерес у малышей вызывают занятия по возможности применения обычных предметов в новой форме. Простым примером является обычная бумага. Детям всегда интересно, как она превращаются в объёмные игрушки. Даже сам малыш сможет их изготовить. Пусть он скомкает бумагу и обмотает её нитью, чтобы получился шарик. Им можно также играть, к примеру, бросать в ведёрко или мишень.

Дети постарше могут самостоятельно сложить самолётик или кораблик. Но для этого нужно им показать последовательно, как же их можно изготовить. Память у малышей достаточно хорошая, поэтому они быстро изготовят новую игрушки, и в последующем будут делать её самостоятельно, без участия родителей.

Кроме того, ребёнку нужно давать в руки карандаши или кисти. С одной стороны он может их просто покрутить в руках, положив между ладошками. Это развивает мелку моторику. С другой стороны, он может начать рисовать.

Конечно, сначала это будут просто линии. Затем следует попросить малыша просто поставить точку, нарисовать прямую линию. А уже потом остановиться на простых геометрических фигурах.

Большинство детей любят рисовать кружки.

Дети старшего подросткового возраста способны срисовать предмет с картинки, раскрасить или просто заштриховать фигуры. Родители покажут, как это делается, а дальше малыш сам продолжит выполнять задание. Это также способствует формированию творческого воображения и развитию памяти.

Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюстью. В таком

случае ребёнку следует рассказать сказку о «веселом язычке». Ему запрещено выходить из домика, но он очень озорной и всегда ищет выход. Из-за этого, когда рот открывается, он всегда упирается в нёбо. Когда языку удаётся всё-таки выйти из домика, то он может достичь то подбородка, то носика.

Также малышу следует предложить пощёлкать языком или поговорить шёпотом. Все эти занятия укрепят мышцы языка малыша.

Развивать речь ребёнка необходимо не только дома, но и на улице, и при походе в гости, то есть постоянно. К примеру, по дороге в детский сад можно рассмотреть окружающую природу, рассказать малышу, что есть что, какого оно цвета или формы. При виде животного следует показать ребёнку, как оно разговаривает. К примеру, киска говорит «Мяу» и т.д.

Из всего выше изложенного следует, что работать над формированием речи ребёнка необходимо постоянно. Для этого следует больше общаться с малышом, помогая ему постигать этот мир.

Необходимо помнить, что неправильная речь может привести к проблемам в дальнейшем. Таковыми могут являться: неправильная письменная речь, плохое чтение, проблемы в общении со сверстниками и т. д. Всё это, в свою очередь, сказывается и на дальнейшем поведении детей.

Читайте также:  Влияет ли аллергия во время беременности на здоровье малыша?

Они становятся замкнуты, избегают общения, неуверенные в себе. Все эти факторы являются одними из причин совершения суицидов в подростковом возрасте. Так, простоя задержка речевого развития может привести к таким серьёзным проблемам в будущем.

Для того, чтобы этого избежать необходимо своевременная диагностика ЗРР и её устранение.

Список использованной литературы

1. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. — М.: Норма, 2011. — 431 с.

2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М. Проспект, 2014. — 398 с.

© Лапшина В. С., 2017

УДК 37.08

М.Е.Пчелкина

магистрант ТГУ, г.Тольятти, РФ E-mail: MariG78@mail.ru

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

Аннотация

В статье представлена логика формирования информационной культуры учителя. Проанализированы причины низкого уровня информационной культуры педагога. Сформулированы основные направления повышения информационной культуры преподавателя.

Ключевые слова

Информационная культура, информационные технологии, самообразование, информационная среда.

Информационная культура является продуктом взаимодействия личности и процесса образования, формирования и сохранения культурных ценностей общества, передаваемых из поколения в поколение.

В связи с этим важную роль в процессе информатизации общественной жизни являются изменения, связанные с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образование, относящиеся к становлению информационной культуры личности, специалиста и учителя.

Формирование информационной культуры учителя предполагает не только расширение его знаний в области информационно-коммуникационных технологий, но и создание системы мотивации учителя,

Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область.

Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.

 Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста — это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет.

Согласно данным учителей-логопедов школ и детских садов 58 % детей дошкольного возраста и 56 % первоклассников имеют отклонения в речевом развитии.

Не скомпенсированные речевые нарушения, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих их максимальной мобилизации в новых школьных условиях.

Такой рост детской речевой патологии вызван, как показывают исследования, остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы. Правильное формирование речи и других высших психических функций зависит от своевременного созревания определенных мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей.

Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Т.е. нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций.

У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т.д. Все более распространенной становится несформированность фонематического слуха, что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи.

Отмечается большое количество детей с несформированностью лексико-грамматического строя речи.

Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов.

Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний.

Часто дошкольники с трудом понимают логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.

Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.

Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити – шоу. Альтернативы такому речевому поведению, никто не предлагает.

Нельзя не отметить, что речь ребенка зависит и от сформированности других высших психических функций. Приходится говорить о нарушении пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти – ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.

Таким образом, на фоне ухудшения здоровья детей, с точки зрения нарушений развития отмечается сочетанность дефектов, следовательно, дети нуждаются в комплексной коррекции, где коллегиально должны работать логопед, психолог, невролог, воспитатель, муз. руководитель, физический инструктор.

М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка кубиками, мозаикой, мелким строителем и другими предметами. Детям вначале легче играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться.

 При развитии мелкой моторики комплекс игр поможет вашему ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем, обмотав их цветными нитками, вот и готовы мячики для игры.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий.

Освоив элементарные движения, малыш начнет сам мастерить игрушки.

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок.

Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюстью.

В этом случае ребенку можно рассказать сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он озорной и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому при широко открытом рте кончик языка все время упирается, то в верхние, то в нижние зубы.

Язык выходит из домика и его кончик старается достать до кончика носа, то подбородка. Язык можно сделать то широким, то узким. Можно предложить пощелкать языком «Как лошадка». Предложить поговорить по секрету, т. е. шепотом, при этом работа артикуляционного аппарата усиливается – тем самым вы укрепите мышцы губ, языка.

Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка по улице, гуляете во дворе, в парке, в лесу обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. 

  • Литература
  • Памятка для педагогов
  • Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера:

 — Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот «вытягивают» ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.

— У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.

— Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.

— Очень часто педагоги требуют от ребёнка только «полных» ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.

Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.

Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир.

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность.

Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Читайте также:  Анемия у ребенка до года

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература.

Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.

Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Традиционно в отечественной методике развития речи выделяется значение, которое объединяет большое разнообразие жанров произведения, сюда относятся сказки, рассказы, стихотворения, загадки и т.д.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны.

Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). К.Д.Ушинский сказал: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребёнок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; приладить загадку дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные ».

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.

Значение развития речи детей дошкольного возраста

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.

Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

По данным Кольцовой М.

М для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. [4, с.5].

Процесс усвоения родной речи – это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека.

Закономерностью усвоения языка мы называем зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды – естественной (в домашнем обучении) или искусственной, т.е.

языковой среды, специально подготовленной методическими средствами (в детских дошкольных учреждениях).

Закономерность усвоения речи: способность к восприятию родной речи зависит от натренированности мускулатуры органов речи ребенка. Родная речь усваивается, если ребенок приобретает способность артикулировать фонемы и моделировать просодемы, а также вычленять их на слух из комплексов звуков.

Для овладения речью у ребёнка должны быть отработаны движения речевого аппарата (а затем при усвоении письменной речи – глаз и руки), необходимые для произнесения каждой фонемы данного языка и их позиционных вариантов и каждой просодемы (модуляции силы голоса, высоты тона, темпа, ритма, тембра речи), и движения эти должны быть скоординированы со слухом.

Речь усваивается, если ребенок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т. е. если его речевые органы активно действуют.

Закономерность усвоения родной речи, состоящая в необходимости тренировки органов речи для совершенствования произносительных навыков, действует не только в первый период овладения родной речью, при становлении артикуляционной базы, но и позже: в школе, в вузе. Даже самый образованный человек, чтобы говорить хорошо на новую для него тему, должен предварительно проговорить свою речь хотя бы внутренне. Речь это — сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов.

Серьёзное значение имеют особенности психики ребёнка: ребёнок должен чётко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Ребёнок должен сам правильно воспроизвести услышанное. Для этого должен чётко действовать его речевой аппарат: периферический и центральный отдел (мозг).

Периферический отдел речевого аппарата состоит из следую­щих трёх главных частей:

  1. Лёгкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея).

Возможности родителей в решении проблем речевого развития детей дошкольного возраста

В последние годы наблюдается тревожная тенденция-в младшие группы детского сада поступает все больше детей, имеющих задержку речевого развития.

Не имея возможности оценить серьезность такого отставания, родители часто драматизируют ситуацию. И начинают сосредоточивать усилия на всевозможные формы стимулирования речевого развития.

Результатом такой настойчивости со стороны родителей может быть избегание ребенком самой ситуации общения, что в свою очередь только усложняет проблему.

Цель статьи – проанализировать проблемы речевого развития детей в семье и ознакомить родителей с методическими рекомендациями по речевому развитию, используя коррекционно-педагогический опыт последних исследований.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста была и остается одной из актуальных.

В чем причины? Что негативного влияет на развитие речи детей? Экология? Родовые травмы или болезни матери во время беременности? Недостаток общения с родителями? Или просто педагогическая запущенность? А возможно и первое, и второе, и третье…

Типичные проблемы развития речи дошкольников – однословные предложения, неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неумение грамматически и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это нужно. Неумение построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста своими словами. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать силу голоса и темп речи.

Недостаточно развито фонематическое восприятие и неумение делать звуковой анализ слов. Нарушение звукопроизношения и дикции.

Речь ребенка не является врожденным талантом, а формируется под влиянием речи взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендации педагогов и специалистов дошкольного учреждения на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и бросают процесс развития речи на самотек.

Ни одна, даже самая лучшая развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольной организации не созданы условия для привлечения родителей к участию в учебно-воспитательном процессе.

Условием успешного речевого развития ребенка в семье является его общение со взрослыми:

  1. Эмоциональное общение с ребенком с момента его рождения.
  2. Создание условий для общения с другими детьми.
  3. Совместные игры взрослого с ребенком. Ребенок подражает действию взрослого. Именно это подражание и является одним из важнейших механизмов формирования общения и речи в раннем возрасте.
  4. Речь взрослого – пример для подражания. Речь ребенка развивается в результате подражания речи окружающих. Взрослым необходимо следить за своей речью.
  5. Развитие мелкой моторики рук: застегивать пуговицы, крючки, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки; играть с конструктором, мозаикой, кубиками; играть с вкладышами; резать ножницами; рисовать; рисовать различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, гуашью, акварельной краской и др.
  6. Удовлетворять любопытство ребенка. Не оставлять без ответа вопрос ребенка. Давать возможность ребенку набирать познавательный опыт в самой разнообразной деятельности: игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой.
  7. Читать художественную литературу. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
  8. Разучивание стихов. При изучении стихов с детьми решается сразу несколько задач: научить читать стихи перед слушателями и воспитывать любовь к поэзии.
  9. Рассказывание стихов руками. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного звукопроизношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.
  10. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев.
  11. Своевременное устранение недостатков речи ребенка.

Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения с целью подготовки ребенка к школе, знание некоторых приемов, которые использует логопед в работе по развитию речи детей, — все это, обязательно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

Задача дошкольного учреждения – вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.

Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Взрослые ведут ребенка в детский сад, гуляют во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может наградить природа наблюдательного человека.

Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

При этом, необходимо учитывать, что плохая речь может очень негативно повлиять на грамотность, так как письменная речь формируется на основе устной.

Читайте также:  Как избежать вздутия живота и запоров?

Некоторые недостатки в речи ребенка, можно исправить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. И ряд недостатков исправить легко и доступно родителям.

При организации взаимодействия с родителями используются традиционные формы, которые хорошо зарекомендовали себя в свое время, но не всегда учитываются трудности и возможности современных родителей, такие как беседа, консультация, информационные ширмы в группе. Как правило, все они нуждаются в непосредственном присутствии родителей в течение некоторого времени в детском саду, что не всегда возможно и удобно для них. Поэтому очень важно использование с этой целью компьютерных технологий.

Современные дошкольные учреждения имеют информационные сайты, на которых представлена работа заведения и каждый специалист может разместить на нем материалы для родителей, которые имеют информацию по развитию детей: тесты, задачи, практические рекомендации, ссылки на литературу для чтения. Можно каждую неделю сообщать родителям о том, какие темы были пройдены, о чем было бы полезно поговорить с ребенком.

Таким образом, если механизм преемственности между семьей и дошкольным учреждением будет осуществляться не с момента поступления ребенка в детский сад, а гораздо раньше, появится возможность раннего просвещения родителей, и, как следствие, снижение количества детей с задержкой речевого развития, которые приходят в младшую группу детского сада.

Организация преемственности в работе дошкольного учреждения и семьи, эффективное взаимодействие педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если их объединяет одна цель.

Также родители открыты для диалога, а педагоги, учитывая возможности родителей, дифференцированно подходят к каждому случаю и тактично подводят родителей к пониманию необходимости педагогических знаний, активной позиции сотрудничества и решающей роли семьи в важном деле воспитания и развития ребенка. Чем раньше начнется такая работа, тем эффективнее она будет.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста | Педагогический опыт | Воспитатель детского сада / Всероссийский журнал, публикация статей, конкурсы и конференции для воспитателей

  • Низамова Гульназ Ильнуровна
  • Организация: МАДОУ «Детский сад №43»
  • Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань
  • Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы.

Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей.

Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область.

Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.

В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста — это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Следует отметить, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

С ребёнком нужно постоянно разговаривать. Отсутствие речи может раздражать ребёнка, он начинает капризничать, выражать недовольство криком.

В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают:

  • Потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры — инсценировки, звукоподражательные и др. Они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включёнными повторами слов. Важно, что в ходе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, отрабатывается чёткость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры — инсценировки способствуют развёртыванию диалога, обогащению словарного запаса.
  • Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй.
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы.
  • Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Привлекательность для детей занятия с картинками связано с их наглядностью, сочетающейся со словом.
  • Разгадывание простых загадок.
  • Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребёнка речью.

Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи.

Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи, нельзя ни сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: «Посмотри — послушай — повтори, что сказал взрослый!».

По мере взросления детей происходит всё больший переход от диалогической речи к монологической.

Что такое диалогическая и монологическая речь?

Диалог — это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками, это сменяющиеся вопросы и ответы на них. Диалогическая речь значительно легче монологической речи. В ней преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, высказывания краткие. Диалогическая речь предшествует формированию монологической речи, готовит почву для неё.

Основной «пусковой» момент появления речи — общение. Формирование речи начинается в диалоге, когда говорящий и слушающий всегда меняются ролями. Первый партнёр ребёнка в диалоге — взрослый.

Необходимо «провоцировать» ребёнка на высказывание, на ответ. Поощрять речевую реакцию ребёнка надо в любом случае — как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением.

Критерий правильного ответа — понимание ситуации.

Что помогает развитию диалога?

Это — инсценировки, театрализованная деятельность, вопросы.

Хочется остановиться на роли вопросов для развития речи детей. Вопросы используют в любой совместной деятельности, во время режимных моментов, на прогулке, при рассматривании картин и т.д.

Следует помнить, что по своему характеру и степени сложности выделяют три вида вопросов.

Репродуктивные (констатирующие) вопросы. Они наиболее лёгкие, доступные, требующие простых ответов, часто «да», «нет». Например, » Ты хочешь есть?», «Кто это?» — Мальчик, «Что он делает?» — Играет.

Поисковые вопросы. Они более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений. Отработка моделей ответов начинается с последнего слова вопроса. Это облегчает ребёнку ответ и является своего рода подсказкой: Где спит кот? — Кот спит на диване.

Проблемные вопросы. Начинаются вопросительными наречиями почему? зачем? и т.д. Это вопросы сложнее по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, связаны с развитием логического мышления.

Я уже отмечала, что речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности.

Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребёнок приходит в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые темы.

Дети охотно сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали. Прогулки также вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, да и в другие режимные моменты играем в игры, способствующие расширению словарного запаса детей.

Например, подвижные игры «Мы — весёлые ребята», «У медведя во бору», «Лохматый пёс» и др. совмещают речь детей с двигательной активностью. Дидактические игры, например: Подбери родные слова к слову «снег» (снежинки, снеговик, снегурочка) и др.

Во время наблюдений эффективно использовать все виды вопросов.

На занятиях по аппликации, рисованию, конструированию необходимо использовать приём комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребёнком своих действий.

Детям, которые затрудняются, педагог задаёт наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Что тебе необходимо для этого взять?», а также учит грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому.

Для речевого развития надо также приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, разбирают эти произведения по вопросам.

Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера:

— Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот «вытягивают» ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.

— У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.

— Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.

— Очень часто педагоги требуют от ребёнка только «полных» ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.

  1. Выделены факторы успешного речевого развития детей, которые являются своеобразной памяткой для родителей:
  2. — Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
  3. — Создавать условия для общения с другими детьми.
  4. — Речь взрослого — пример для подражания.
  5. — Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
  6. — Совместные игры взрослого и ребёнка.
  7. — Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
  8. — Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».
  9. — Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

 

Список литературы:

  1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева, Б.И.Яшина – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев – Детство – Пресс, 2007. – 472 с.
  3. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя дет. сада./ А.И.Максаков — М.: Просвещение, 1988.— 159 с.
  4. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. Сада./ М.Ф.Фомичева – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector