Приучаем ребенка к помощи по дому безболезненно

Татьяна Качалина

Приучаем ребенка к помощи по дому безболезненно Приучаем ребенка к помощи по дому безболезненно

Зачем нужно, чтобы дети помогали?

  1. Помощь маме – она устала и хочет уменьшить нагрузку за счёт распределения обязанностей между всеми членами семьи.
  2. Воспитание самостоятельности — в будущем ребенок, которому нравиться помогать по дому, скорее всего, сможет легко заботиться о себе.

  3. Повышение самооценки- младших членов семьи необходимо привлекать к выполнению бытовых дел, чтобы они могли ощутить свою значимость. Помогая по дому, они чувствуют свой вклад в жизнь семьи.

Нередко взрослые сами не замечают, как препятствуют инициативе своих детей..

  • «Я всё сделаю сама» — маме легче и быстрее решить все вопросы самой, чем объяснять тактику действий, исправлять его ошибки, а потом ещё и переделывать сделанное.
  • «Ты всё делаешь не так!» — ещё одна грубая ошибка взрослых – ругать за «неудачные» попытки помочь. Причём, здесь речь идёт не только конкретно о наказании. Если вы всем видом показывайте, как ребёнок плохо сделал, что разлил молоко, стараясь убрать со стола, он очень расстроиться. И в следующий раз дети не захотят помогать вообще, чтобы не огорчать маму.

Помните, без проб и ошибок ребенок ничему не научится! От вас зависит то, какое отношение к уборке формируется у детей. Лучше с самых ранних лет демонстрировать малышу, что домашняя работа — это увлекательное и легкое занятие.

Почему ребенок не помогает маме и папе?

Приучаем ребенка к помощи по дому безболезненно

Вначале необходимо проанализировать причины, по которым дети не помогают:

  1. Стиль жизни. Когда мама и папа сами не убирают за собой вещи в шкаф, оставляют на столе грязную посуду, их поведение не самым лучшим образом отражается на детях.
  2. Дома грязно. Там, где не убрано и некомфортно малыш не хочет наводить порядок.
  3. Отсутствие взаимопомощи.

    Поддерживать друг друга важно, причём нужно своим примером учить детей делать это. У членов семьи обязательно должны быть дела, которые они выполняют вместе.

  4. Неравное распределение обязанностей. У папы и мамы совсем разное количество дел по дому. Мама делает всё, папа – ничего, ну или наоборот J.

    Тогда ребёнок думает: «наверняка правильно, что всё делает мама!»

  5. Чувство вины или жалость. Мать и отец не осмеливаются привлекать свое дитя к работе, так как чувствуют себя виноватыми перед ним по каким-либо причинам, или просто жалко его, ведь он маленький, или услал.
  6. Отсутствие одобрения.

    Дитя не проявляет инициативы, когда родители не хвалят его за работу.

  7. Принуждение. Взрослые заставляют выполнять домашние дела в грубом тоне.
  8. Наказание домашними делами. Помощь используется в качестве наказаний. Получил плохую оценку — моешь квартиру!

Для детей этого возраста бытовые дела должны быть интересными и весёлыми.

Вместо ограничений нужно позволять маленькому выполнять простые задачи. Например, вместо того, чтобы прогонять малыша подальше от стиральной машины, можно объяснить ему, зачем эти кнопки и предложить нажать нужные для запуска машины. А за обедом вместе очистить яйца от скорлупы и разложить колбасу по бутербродам.

Старайтесь максимально поддерживать интерес ребёнка и отношение к помощи по хозяйству как к игре, чтобы это ощущение закрепилось у ребёнка. Позволяйте совершать ошибки. Творческое отношение мамы и папы к детскому труду поможет решить вопрос.

Вот несколько креативных способов пробудить у детей желание наводить порядок:

  • Представьте процесс уборки в форме игры – дайте задание очистить квартиру от «космического мусора», поиграть в кафе и вместе убрать посуду со стола.
  • Дайте ему интересную «роль» — ненавязчиво предложите малышу стать полицейским, который находит потерянные игрушки и складывает их на свое место.
  • Устройте соревнование — можно предложить включить секундомер и проверить, кто быстрее сделает бутерброд — мама или дочка.
  • Придумайте поощрение – например, приз за помощь. Можно использовать конфеты, игрушки, любимый журнал или поход в кинотеатр.
  • Избегайте рутины – используйте в уборке оригинальный инвентарь. Например, багажник детской машины для сбора мусора.
  • Рассказывайте интересные истории — полив растений можно совместить с информацией о том, зачем цветочку нужна вода, как он расцветает и почему погибает.

Приучаем ребенка к помощи по дому безболезненно

Ему нельзя давать прямых поручений и заданий, указывать на конкретные обязанности. Задача взрослого — вызвать инициативу, а не обременять нудными и агрессивными указаниями. Делами по хозяйству лучше заниматься вместе с детьми, общаясь в процессе уборки.

  1. Помните, что это уже не ребёнок — игра уже не будет эффективна.
  2. Общайтесь — с детьми этого возраста нужно обсуждать его мысли, желания и планы.
  3. Уважайте — важно слушать его позицию, быть ненавязчивым в просьбах.
  4. Говорите — подростка следует мягко подтолкнуть на размышления о том, зачем нужна взаимопомощь. Не обязательно, чтобы разговоры по душам с происходили слишком часто. Главное, чтобы такой диалог запоминался и имел ценность для подростка. Достаточно захотеть найти бы 2 часа в неделю для разговора со своим подрастающим сыном или дочерью.
  5. Договаривайтесь – о времени и объеме помощи — когда ему удобно убираться и за какую работу он отвечает.

Устраивайте «семейные советы» — рекомендуется выделить час-два в несколько дней для обсуждения домашних дел. Здесь взрослые и дети могут договариваться, рассказывать о своих желаниях, проблемах и планах, обсуждать текущие вопросы.

Чтобы дочь или сын захотели помочь родителям участвовать в домашней работе, недостаточно просто привлекать его к этому занятию. Взрослым важно научиться правильно реагировать на действия младших членов семьи. Центральную роль играет поддержка, забота, внимание, положительный пример и любовь в семье.

Практические рекомендации для того, чтобы дети помогали родителям:

  • Признание. Детям нужно слышать, к каким изменениям приводят их поступки. Необходим наглядный пример, как меняется состояние дома или квартиры от действий младших членов семьи.
  • Важно замечать работу. Даже самая мелкая помощь должна быть оценена и замечена. Благодарность, выраженная взрослыми за помощь — существенный момент. Констатируйте факты: «спасибо, что ты сделал такие вкусные бутерброды», «ты очень аккуратно сегодня застелил постель» и т.д.
  • Показывать, что вы нуждаетесь в помощи и поддержке от ребенка. Пусть малыш сделал совсем незначительный поступок ради вас — его необходимо преувеличить, оценить, как нечто очень важное и значительное.
  • Не перехваливать. Отметьте помощь, но будете адекватны. В этом возрасте школьник уже хорошо оценивает ситуацию, и ему важно получать заслуженную похвалу.
  • Сделать любую домашнюю работу весёлой. Для этого взрослым самим следует научиться относиться к бытовым обязанностям как к чему-то естественному и легкому. Хозяйственные заботы должны быть необременяющими и веселыми.
  • Найти работу по хозяйству, которая бы нравилась ребенку. Спросить, что ему нравится делать. Это может быть уход за собственным растением или выращивание фрукта. Занятие должно вызывать интерес и увлеченность.

Воспитание ребенка — это в первую очередь воспитание себя.

Перед тем, как взрослым заняться воспитанием, стоит посмотреть на себя — проанализировать сначала свое отношение к труду и к бытовым делам. А также настроиться на позитив — любовь к своему чаду и юмор решают многие проблемы.

Ваши верные помощники в воспитании ответственного отношения к домашним делам — отсутствие осуждений и нареканий — ребенок не станет вести себя лучше, когда слышит постоянную критику, споры, наблюдает негативный пример взрослых со стороны. И создание уюта — в доме должна каждый день присутствовать доброжелательная атмосфера, теплота во взаимоотношениях между всеми членами семьи.

Как найти для ребенка подходящую домашнюю работу?

Приучаем ребенка к помощи по дому безболезненно

Исключить прислуживающий характер.

Например, малышу можно предложить помочь папе исправить стол не в качестве мальчика на побегушках, а в важной роли, помощника и советчика. Опираться на интересы. Когда в доме все члены семьи заняты полезными делами, детям легче втянуться в бытовой труд.

Обязанности должны быть распределены с учетом справедливости и физической силы.

Не надо оставлять чаду самые неприятные и скучные дела, даже если вы думаете, что они самые простые. Дать право на ошибку. Нельзя настаивать на идеально правильном выполнении работы и указывать на список недочетов, ошибок ребенка.

Учет физических сил и расширение возможностей — важная составляющая. Например, в 2-3 года малыш может убрать свои игрушки, складывать одежду в корзину для белья, но не может еще готовить себе обед и заправлять свою кровать.

С шести-семи лет дети могут подметать, накрывать на стол, готовить пищу. И так далее.

Важно развитие и расширение зоны ответственности, а с ней и свободы действий, доверия ребенку со стороны взрослых.

  1. Минимум просьб. Достаточно пару раз обсудить с ними, что он может и хотел бы взять на себя из домашних дел и создать договорённости.
  2. Проявляйте уверенность в том, что они справятся с выбранными обязанностями.
  3. Показать, как нужно — любое воспитание основывается на наглядном примере мамы и папы, на совместной деятельности и доброжелательных беседах. Младшее поколение не воспринимает всерьез нарекания взрослых: «ты обязан», «так нужно» и т.д.

Что такое «график домашних дел»?

Можно составить график для всех членов семьи на листике и прикрепить его к холодильнику. Список должен составляться всеми членами семьи вместе — пусть каждый сам себе выберет обязанности. График должен быть согласован и всех устраивать. Такой список будет направлять детей — не нужно больше им ни о чем напоминать. Скачать пример графика уборки.

Приучаем ребенка к помощи по дому безболезненноТатьяна Качалина; ведущая курсов в центре К.О.Т., автор тренинга «Делаю уроки САМ», мама. 

  • Не останавливайте инициативу. Если вы боитесь, что дети могут что-то разбить или сделать не так, и ограничивайте инициативу, в будущем не удивляйтесь безучастности к бытовым вопросам. Если ребёнок неправильно заправил кровать, но проявил инициативу и сделал это с большим удовольствием, то обязательно похвалите его, а в следующий раз сделайте вместе, но лучше.
  • Организуйте совместную работу. Начните делать что-то вместе, постепенно отходите от него и предоставьте возможность действовать самостоятельно. Не стойте над душой и не пытайтесь постоянно корректировать. Когда дети научаться выполнять задания без вашей помощи, вы можете придумать еще что-нибудь. ⠀
  • Наблюдайте, что нравится делать вашему чаду. Например, я заметила, что в детстве моему ребенку очень нравилось купаться со своими любимыми игрушками, и тоже приводить их в порядок. В дальнейшем, я предложила ему убираться в ванной. В итоге он мыл ванну, раковину и зеркало с огромным удовольствием. Сейчас он уже вырос, в привычка наводить чистоту осталась.
  • Позитивный настрой – залог успеха. Важен позитивный настрой в отношении бытовых вопросов. Напоминайте вежливо, не кричите. Попробуйте комплексное распределение обязанностей внутри семьи, при этом обязательно интересуйтесь мнением детей, какую работу они бы взяли на себя. Если чадо не идет на контакт, а вы уже предприняли много попыток, то проблема уже в семейных взаимоотношениях. Нужно это заметить и решить.
  • Выполняйте обещания. Возможно вы что-то обещали ребенку сделать, куда-то сходить, что-то купить, а на деле своего слово не сдержали. Таким образом, ваш ребенок, тоже не захочет выполнять свои обязательства по отношению к вам.

Чего нельзя делать?

Приучаем ребенка к помощи по дому безболезненно

При воспитании бытовых навыков избегать следует:

  1. Принуждения, грубости и злости на детей – говорите о своих чувствах, о том, что вам важна помощь.

    Но не кричите!

  2. Ограничения самостоятельности ребенка;
  3. Не одобряющей реакции в ответ на выполненную работу;
  4. Плохого собственного примера;
  5. Поручения детям самой неприятной и скучной работы;
  6. Упреков и обвинений;
  7. Повышения голоса;
  8. Игнорирования желаний и потребностей ребенка;
  9. Невыполнения данных ребенку обещаний и нарушения договоренностей;
  10. Чрезмерного подчеркивания своей родительской власти.

Крайне не рекомендуется строить воспитание на финансовой почве. Оплачивая работу по хозяйству, родители стремятся вырастить человека-вымогателя. Также, хозяйственные дела не должны быть и наказанием за проступки.

Какие еще существуют важные условия для выработки самостоятельности?

Правильно организованный отдых — залог правильно организованной совместной работы по хозяйству. Вежливую просьбу о помощи можно совместить с чем-то приятным: «помоги мне приготовить обед, пожалуйста, а вечером можем сходить на каток». Как должны выглядеть здоровые отношения в семье?

  • Любовь мамы и папы, понимание, забота, нежность, доверие — это то, что обязательно должно присутствовать в каждой семье.
  • Помните, важна забота и любовь не только между родителем и ребенком, но и между мамой и папой.
  • Когда взрослые будут воспринимать чадо серьезно, учитывать его мысли и желания, разговаривать с ним без манипуляций, тогда и детско-родительские конфликты будут происходить гораздо реже.

Нежелание детей заниматься домашней работой, отсутствие инициативы и самостоятельности нередко выступают поводом споров и ссор. Причины конфликтов зачастую скрываются не в детском «сложном характере», а в системе взаимоотношений между всеми членами семьи.

Если вы чувствуйте, что в вашей семье этот вопрос стоит остро, то его стоит решать.

В том случае, когда консультации психолога – не ваш вариант, а помощь нужна, в нашем центре существует специальный родительский клуб . Это встречи с психологом, где в уютной обстановке вы сможете решить ваши проблемы, получить практические советы по созданию отношений с вашим ребёнком.

  • По отзывам участников, после посещения занятий клуба, они стали чувствовать себя более счастливыми, часть семейных проблем решилось, и наладились отношения с детьми.
  • Так же в нашем центре на сегодняшний день существует целый ряд методик и тренингов по развитию ответственности у ребят.
  • Актуальную проблему можно решить на нашем курсе: «Я сам: мотивация и ответственность».

Вырабатывать самостоятельность, и желание трудиться у детей нужно начинать с детства.

Постепенно приручая его выполнять несложные простые задачи, можно перейти к воспитанию трудовых навыков в форме игры, а затем и к передаче ответственности. И этот процесс должен быть постепенным.

Стоит интересоваться желаниями своего чада, уважать его выбор и мысли. Важный момент заключается в одобрении, похвале и непринужденном характере детского труда.

Но даже если вы «упустили момент», и ваш ребёнок уже давно не маленький, никогда на поздно начинать!

Генеральная уборка. Как приучить школьников помогать по дому?

  • Статьи
  • Технология
  • Внеурочная деятельность
  • Психология и педагогика

Решили устроить генеральную уборку дома? Главное — привлечь к процессу детей, ведь помощь по хозяйству — важный элемент воспитания.
А что делать, если юные помощники сопротивляются? Ищите решение в нашем материале!

30 апреля 2020

В этой статье:

  • Как научить детей содержать свою комнату в чистоте? 
  • Как заставить подростка убираться на своей территории? Без боя! 
  • Домашние хлопоты: что мешает детям помогать? 
  • Как помочь детям начать помогать вам? 

Увы, многие педагоги сетуют: мотивировать современное поколение хоть сколько-нибудь принять участие в субботниках или банальной уборке школы и ее территорий — почти невозможно. Родители присоединяются к диалогу, но уже со своей стороны: дети не хотят помогать по дому и даже не убираются в собственной комнате.  К счастью, эту культуру можно и нужно воспитывать! Совет 1. Все на своем месте Крайне важно донести до ребят идею, что все в комнате имеет свое место. Вы можете использовать рисунки для шкафчиков или специальные цвета, означающие, например, места для кубиков, пазлов, мягких игрушек и одежды. Половина битвы за чистоту будет выиграна, если ребёнок поймет, по каким принципам организовано пространство. Не пытайтесь только «показать», лучше в игровой форме предложите ребенку самостоятельно все расставить.

Совет 2. Закончил? Верни на место

Практика «закончил собирать Lego — верни коробку на место, а кубики — в пакет» — это не чудо, а просто дело привычки. Не разрешайте детям переходить к следующему этапу чего бы то ни было (игры или распорядка дня), пока они не закончат первый этап и не уберут все на свои места.

Совет 3. Утренняя рутина

Как пройдет утро — так пройдет весь день. У всех нас есть определенный утренний распорядок. Представьте такой же четкий план и для детей:

  • Заправить кровать
  • Собрать грязную одежду в определенное место
  • Открыть окна и проветрить помещение
  • Проверить, не осталось ли где-нибудь неубранных с вечера книг и игрушек. Если остались — убрать

Совет 4. Уборка перед ужином Знакомая ситуация: мама зовет Машу и Мишу на ужин, а игрушки остаются на полу? Вполне возможно, что ребята до сна уже не вернутся в свою комнату, а нарушать график отдыха полуночной уборкой — не лучшая идея. Так что решите вопрос с уборкой сейчас, до ужина.  Дайте детям около 30 минут, чтобы они начали прибирать комнату, а затем попросите помочь накрыть стол к ужину.Приучаем ребенка к помощи по дому безболезненно Совет 5. Убираться вместе раз в неделю Раз в неделю устраивайте общую уборку в детской. «Всего раз в неделю?» Да. И постарайтесь перестать делать все за детей.  Доверьте ребенку вытереть пыль и пропылесосить, пока вы изучаете окрестность на предмет «лишних вещей».  Всегда аккуратно указывайте ребенку, если нашли вещь на месте, где ее быть не должно. Обращайте внимание на то, что у каждого предмета есть свое законное место, а потом просите ребенка убрать его в нужный шкаф/на полку. Только так вы сможете приучить детей к ответственному отношению. Оговорюсь сразу, слово «заставить» здесь не совсем уместно. Если вы начали воспитывать уважение к труду и чистоте с раннего возраста, «принуждать» к этому процессу не придется. Хотя отметим, что подростки — это почти люди параллельной вселенной, и их поведение может нас  удивлять. Иногда, увы, неприятно.  Подросткам нужны очевидные причины, чтобы содержать комнату в чистоте. «Сделай, потому что я так сказала» — не приветствуется детскими психологами и педагогами в любом возрасте, но с тинейджерами такой аргумент не пройдет 100%. Предлагаем несколько банальных и не очень: 

  • Если убраться, комната будет казаться больше
  • Так ты действительно сможешь найти то, что ищешь
  • Одежда не будет мятой
  • Чистая комната = меньше микробов = меньше болезней и даже проблем с кожей
  • Перед друзьями, включая тех, кто тебе нравится (намек), не будет стыдно
  • Чистое пространство всегда вдохновляет на продуктивную работу и творчество
  • Можно устроить фотосессию и регулярно постить что-то в Instagram даже без фильтров

Приучаем ребенка к помощи по дому безболезненно Совет 1. Начало работы: четкие инструкции Принесите и поставьте большой контейнер на середину комнаты — это для всего лишнего. Вытащите мусор и одинокие носки из-под кровати, лучше шваброй. Принесите пылесос и чистящие средства в комнату и передайте, как трофей, подростку. Сразу дайте понять, что чистота в комнате — не ваша блажь, а действительно необходимость. Прибегайте к аргументам выше.  Не убирайтесь в комнате самостоятельно, если не хотите стать врагом, который «копается в личных вещах» и «лезет в чужую жизнь!». Подростки действительно имеют право и на секреты, и на личное пространство (как и все мы).

Совет 2. Установите день и время

Сказать ребенку, что ему нужно убрать комнату за 5 минут до того, как он собрался смотреть стрим любимого блогера или собирается в гости к друзьям — это верный путь к конфликту. Вам важно быть не правым, а услышанным, не победить в войне, а не доводить до нее. Договоритесь вместе о назначенном дне и времени «глобальной очистки». Например, пылесос — по вторникам и пятницам. Большая стирка — по субботам. И к 20:00 каждого дня никаких бумажек и носков на полу.

Совет 3. Уборка — часть активности

Пока вытирается пыль, можно болтать по телефону, равно как и в процессе сортировки одежды и ее помещения в шкаф. 

Разрешите подросткам слушать свою музыку, пока они убираются. Можно даже попробовать танцевать. 

Уборка не должна выглядеть как наказание, скорее, как одно из домашних дел, которое… вполне может нравиться!

Совет 4. Отдайте часть контроля

Комната подростка — его пространство. Но это ваш дом. Пусть тинейджер знает, чего именно вы ожидаете от уборки комнаты — т.е. «определите стандарт», но позвольте контролировать остальные аспекты. Разрешите выбирать: декор, книги, плакаты, постельное белье. Почему нет? И дайте возможность переставлять мебель (главное, не в 2 часа ночи). Право на контроль даст вашему ребенку чувство ответственности за пространство, и мотивирует прикладывать больше усилий к поддержанию его чистоты.

Совет 5. Подавайте пример

Нельзя ожидать, что дети будут серьезно относиться к уборке своей территории, если в остальной квартире беспорядок. Дети повторяют не то, что мы говорим, а то, что мы делаем. Привлечение детей к работе по дому, а не только к уборке своей комнаты, — это способ научить их ответственному отношению к чужому и своему труду. Не мыть за собой посуду — привычка, а не просто дурные манеры. Давайте разберемся, как решить эту задачу. Приучаем ребенка к помощи по дому безболезненно

Часть 1. Что мешает детям помогать?

Да-да, начать стоит не с отсутствия желания и вечной лени, а с отсутствия понимания и иных препятствий, которые для детей могут стать решающими. 

  1. Причина 1. Неясные ожидания 
  2. Причина 2. Несогласованность
  3. Причина 3. Время
  4. Причина 4.

    Соперничество и несправедливость

Дети должны понимать, что такое рутинная работа и домашние дела, и чего мы от них ждем. Установите четкие критерии для «хорошей помощи», иначе мытые тарелки скорее будут похожи на… чуть смоченные водой тарелки или на качественно облизанные собакой тарелки.

Дважды подумайте, прежде чем сказать: «Ладно, сегодня можешь не кормить собаку и рыбок, я сама». Установив правила игры, следуйте им. Не все дети в равной степени понимают, что «исключение» — это не правило.  Требуется время, чтобы научить детей помогать. И требуется время, чтобы дети научились. Занятые родители (и дети) могут легко использовать нехватку времени как оправдание.

  Майские праздники и самоизоляция — лучшее время, чтобы начать! «Это несправедливо!» — фирменная фраза старших братьев и сестер, когда ожидания родителей возрастают с ростом компетентности (и просто ростом) детей. Постарайтесь установить четкие ожидания для каждого возраста.

Кстати: обсуждение плана работы по дому в семье может предоставить детям возможность выразить свои опасения, связанные с распределением труда.  Совет 1. Давайте  маленьким детям простые задачи Не обязательно ждать, пока ребенок пойдет в школу.

Малышам от двух дет уже можно помогать маме и папе: выбрасывать бумажные салфетки со стола, снимать и класть на полку одежду, брать рюкзачок на прогулку. Естественно, сохраняйте реалистичные ожидания: пока дети маленькие, все домашние дела для них в новинку. Цель игры в том, чтобы включиться в рутину и научить детей выполнять их обязанности. Реальная чистота стола и аккуратные стопки одежды подождут. 

Совет 2. От каждого по возрасту, каждому по обязанностям

От детей старшего возраста действительно следует ожидать большего. Но вам необходимо аргументировать свою позицию.

НЕТ

— Мам, почему я должен мыть пол, а Саша просто веником машет?!

— Леша, ты уже взрослый… — Ну и что, что я взрослый, не хочу!

ДА

— Мам, ну почему я должен мыть полы, а Саша просто веником машет?

— Лешенька, ты взрослый, и поэтому твоя задача более ответственная. Уверена, у тебя это получится намного лучше, потому что ты аккуратный и осторожный. Мы же не хотим, чтобы здесь был потоп? Ты мне очень поможешь.

  • Совет 3. Графики и поощрения
  • Совет 4. Верно выбирайте время
  • Совет 5. Подключайте всех членов семьи
  • Совет 6. Признавайте успехи
  • 7. Вовлекайте детей в процесс принятия решений
  • Но помните: вы тут главный, и у вас есть право назначать домашние дела, если ребенок не высказывает конкретных желаний в отношении формы помощи.

Используйте планировщики и систему вознаграждений. Календари и графики работы — не только хорошая привычка для организации любой деятельности, но еще и способ «прокачать» гибкие навыки и математическое мышление. Предложите детям зачеркивать каждую выполненную задачу, а по итогам «квеста» на выполнение опасных заданий по уборке в Пещере троллей и Дворца эльфов выдавайте призы. Некоторые зарубежные авторы признают, что денежное поощрение за усилия может стать отличным дополнением, а также стартом для обучения финансовой грамотности.  Об этом уже писали выше, но стоит повториться. Назначайте уместное время для работы по дому, которое подходит не только вам, но и вашему ребенку. Сразу после школы или перед сном, когда детям нужен перерыв, лучше не приступать к уборке.   Уменьшить сопротивление отдельных элементов можно, дав понять всей семье, что требуется участие каждого. Кстати, вполне разумно будет утверждать, что вы усердно работаете ВНЕ дома, исполняя там свою часть обязанностей. Объясните это детям, когда просите помощи. Найдите баланс между похвалой и признанием усилий детей по выполнению домашних обязанностей. Все-таки работа по дому — это часть жизни, и ее следует рассматривать как часть «семейного вклада», а не как задачу, требующую высокой оценки.  Спросите детей, какими делами они интересуются. Что бы они предпочли: убрать со стола или загрузить посуду в посудомоечную машину? Такое доверие будет им приятно и станет дополнительной мотивацией. Приучаем ребенка к помощи по дому безболезненно 8. Веселитесь Домашние дела могут превращаться в игру и время для тесного общения не только в сериалах. Стирка — это сортировка и забрасывание носков в корзину. Мытье пола — это целый концерт со шваброй в руках. 

9. Образ труда

Большая проблема молодого поколения в том, что оно считает физический труд чем-то постыдным и «низким» по сравнению с трудом интеллектуальным.  Подобные стереотипы рождаются из мимолетных фраз: «Будешь плохо учиться — будешь руками работать». Не удивляйтесь, что после этого сын-отличник отказывается помогать по дому и брать в руки «неприятную, мокрую тряпку! я тебе что, техничка?». 

Покажите и расскажите детям, что труд — это уважаемый процесс, а их помощь вам по дому действительно необходима, ценна и важна.

Дети и помощь по дому: напоминать, заставлять, платить? Домашние обязанности ребенка

Тема помощи детей по хозяйству регулярно обсуждается на родительских форумах. Мнения самые разные: от «Пусть лучше учится, еще в жизни наубирается» до «Меня в детстве приучали, и я буду приучать». Для тех, кто еще не решил для себя окончательно, нужны ли ребенку постоянные домашние обязанности и надо ли платить ему за хозяйственные дела, — советы психолога.

Приучаем ребенка к помощи по дому безболезненно

«Как не превратить приобщение детей к хозяйственным домашним делам в бесконечное противоборство с родителями? Как сделать это органично?»

Помощь ребенка по дому: зачем?

Прежде чем начать приучать ребенка к домашнему труду, мы должные четко представлять себе, какую при этом преследуем цель. Хотим ли мы, чтобы ребенок мог обслужить себя в наше отсутствие; получил бы навыки, необходимые для будущей жизни; а может, мы просто хотим сделать его жизнь менее вольготной?

Приучение ради приучения или ради каких-то отдаленных перспектив бессмысленно. Ребенок всегда почувствует, делает ли он что-то нужное, или же он — Золушка, которую заставили отбирать «белое от коричневого», лишь бы чем-нибудь занять.

Другое дело, когда мама говорит: мы — семья и всю работу делим на всех. Когда вам действительно нужна помощь по дому, когда ребенок понимает, что это — реальное дело, он легко и естественно приучается трудиться. Именно поэтому, к примеру, дети охотнее участвуют в домашних делах, если мама заболела.

А вот если ребенка заставляют убирать в своей комнате, когда во всех других порядок наводит помощница по хозяйству, это будет лишь имитацией работы, а дети это отлично чувствуют. Но если попросить ребенка собрать и рассортировать в доме книжки или диски перед приходом помощницы — это уже реальная помощь.

Родители, прежде чем давать ребенку задание, должны продумать, какое ему можно поручить дело, чтобы это не стало просто игрой. Конечно, игра сама по себе — это очень хорошо, но не стоит смешивать ее с реальной помощью.

Например, качественно помыть посуду маленький ребенок не в состоянии, для него это игра, зато расставить чистые тарелки в шкафу, разложить по ячейкам вилки и ложки — реальная помощь.

Важное отличие игры от настоящей помощи: за помощь благодарят, за игру — нет.

— Дети, а что это у вас в комнате делается? — спрашивает Лена. — О чем ты? — удивляется Сережа. — Все нормально, — пожимает плечами Вова.

— Давайте-ка приберем, а то завтра бабушка придет, а у нас грязно.

— Ну-у… — морщится Сережа. — По-моему, у нас чисто, — дипломатично заявляет Вова. — Вот это чисто? — Лена поднимает с пола грязный носок и достает из-под кровати тарелку с засохшей едой. — А бабушка не будет заглядывать под кровать, — замечает Сережа. — Пусть она вообще в комнату не заходит, — поддерживает Вова. — Дети, ну что вам — трудно убрать? — удивляется Лена. — Мамочка! Ты даже не представляешь себе, как трудно, — проникновенно говорит Сережа не поднимаясь со стула.

— Кто вообще придумал эту уборку? — вздыхает Вова и ложится на кровать.

Что и как поручить ребенку

Категорически нельзя говорить ребенку, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела: «У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!».

Если действительно есть необходимость исправить какие-то ошибки, стоит сделать это максимально деликатно: поблагодарить, а потом, не у него на глазах, переделать.

Конечно, когда ребенок поймет, что от него требуется, можно и нужно показывать ему его огрехи, но все же делать это так, чтобы у него потом не опускались руки.

Конечно, реальная помощь семье важна, но иногда, особенно для маленького ребенка, это слишком абстрактная вещь, и ему трудно включиться в работу. Нужен стимул. Можно сказать малышу: «Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой почитаем». Или: «Твоя задача — собрать книжки и поставить их в шкаф, этим ты освободишь мне время для игры с тобой».

Домашняя работа ребенка должна преследовать конкретные цели, чтобы он мог увидеть и оценить результат своего труда. И конечно, поручения зависят от возраста помощника.

Трех- или четырехлетний ребенок может помочь маме рассортировать постиранное или высушенное белье, убрать свои игрушки. Но не стоит в этом возрасте затевать с малышом реализацию масштабных проектов: убрать комнату — слишком неопределенная задача для него.

А вот шестилетнему ребенку она уже по плечу, только нужно разбить уборку на несколько четких этапов: сложить игрушки, убрать вещи, протереть пыль со стола. В этом возрасте дети уже могут убрать что-то не только за собой, но и за другими членами семьи, например книги.

В семь-восемь лет ребенка уже можно попросить вынести мусор, пропылесосить (он уже сообразит, что не стоит «засасывать» денежную купюру или закатившееся колечко).

Иногда родители просят старших детей позаниматься с младшими. Тут важно понимать: такой уход не должен быть переложен на старших без их личной инициативы, все-таки это — дело родителей.

Если ребенок не хочет постоянно нянчиться с сестрой или братом — это его право.

Но мама может попросить его сделать какую-то другую работу, пока она побудет с малышом: разгрузить стиральную машину, почистить картошку или сходить в магазин.

Приучаем ребенка к помощи по дому безболезненно

Надо напоминать. А платить?

Просить и напоминать — вот два ключевых понятия, связанных с процессом приучения к домашнему труду. Очень часто родители говорят, что чем напоминать ребенку десять раз, лучше все сделать самим. Не лучше! Иначе ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым.

Не бойтесь напоминать, иногда можно даже взять ребенка за руку и повести за собой. Не стоит строить иллюзий и надеяться, что, если детей почаще заставлять выполнять работу по дому, это войдет у них в привычку и напоминать им об этом больше не придется.

Если ребенок в принципе не склонен к ответственности, странно ожидать, что он отнесется серьезно именно к домашним обязанностям.

Чем старше становится ребенок, тем более серьезную помощь он может оказывать. Но с другой стороны, серьезная работа требует и более серьезного вознаграждения. Может ли ребенок получать за свою работу деньги?

Мне кажется, определить, за какую работу стоит платить, очень просто.

Если ребенок выполнил работу, за которую вы все равно кому-то заплатили бы — например, за мойку машины или заполнение документов на компьютере, — то вполне возможно отдать сэкономленную таким образом сумму на карманные расходы сыну или дочери.

Конечно, при условии, что работа выполнена хорошо — как выполнил бы ее наемный работник. Но есть дела, которые мы распределяем внутри семьи и никому за них не платим: готовим, убираем, выносим мусор. Маме же не платят за ужин — и сыну не платят за вынесенное ведро.

Хотелось бы подчеркнуть одну мысль: работа ни в коем случае не должна даваться «в наказание», иначе ребенку очень трудно будет почувствовать от нее удовлетворение.

Вряд ли ребенок, которого в детстве заставляли стирать носки, если он забывал обуть тапочки, проникнется когда-нибудь любовью к этому занятию. Наказание по определению трудно и неприятно.

Тем более что наказание — это всегда требование, а не просьба.

Консультация на тему

                             Консультация для родителей на тему:

           9 простых советов как приучить ребенка помогать по дому

Часто можно услышать от родителей, что дети не помогают им по дому. Игрушки, раскиданные по всей комнате, горы немытой посуды и, как результат, ежедневные скандалы, наказания и слезы.

Как добиться того, чтобы малыш самостоятельно, без понуканий помогал по дому? Когда нужно приучать детей к труду? В  статье вы найдете девять простых, но эффективных советов, как вырастить маленького помощника.

Начинаем с раннего детства

Лучше всего начинать приучение детей к домашним хлопотам с раннего детства. Обычно маленького ребенка даже заставлять не надо – он и сам стремится помочь маме помыть посуду, а папе – открутить болтик или забить гвоздь.

К сожалению, родители начинают отмахиваться от ретивого помощника, мол, сами справимся.

Стоит ли удивляться, если подросший ребенок на просьбу помочь будет отвечать отказом? Он ведь привык, что все по дому делается без его участия.

Уже в двухлетнем возрасте малыш может помогать маме, выполняя мелкие поручения. Какие же дела можно доверять детям в разном возрасте?

Двухлетний малыш способен выполнить любую простую задачу: принести маме книгу, перчатки или кошелек. В этом возрасте ему уже можно позволить самостоятельно надевать и снимать кофту и штанишки. Родителям следует объяснить ребенку, на каких полках лежат его вещи, чтобы он убирал их на свое место.

Ребенок уже может совершать и более сложную работу: разложить игрушки по своим местам, рассортировать носки по цвету, сложить грязную одежду в корзину. Также он поможет родителям вытереть пыль, накрыть на стол и разложить покупки. Самое главное – покажите малышу, что цените его помощь.

Теперь можно приучать ребенка регулярно наводить порядок в собственной комнате. Возложите на него следующие обязанности: уход за цветами в детской, ежедневная уборка кровати, сбор рюкзачка в детский сад. С семи лет разрешите ему выгуливать собаку на улице (если она не крупной породы) и приготовить обед, пусть даже это будут обычные бутерброды.

Если вам не удалось привить любовь к труду двухлетнему малышу, попробуйте приучить к чистоте младшего школьника. Не бойтесь опоздать.

Советы по воспитанию помощников

Наши рекомендации помогут взрослым правильно вести себя в процессе приучения ребенка к домашним хлопотам.

  1. Делайте вместе. Пожалуй, самая распространенная фраза занятой мамы обычно звучит примерно так: «Иди поиграй, пожалуйста, я сейчас очень занята». Это является серьезнейшей ошибкой в важном процессе воспитания настоящих помощников. Не отмахивайтесь от малыша, занимайтесь домашней работой вместе. Пусть он останется с вами не кухне, дайте ему поучаствовать в замешивании теста, приготовлении салата или сервировке стола. Или положите игрушечную гладильную доску рядом с настоящей и «гладьте» вместе. Не разделяйте ваши домашние обязанности и общение с детьми. Например, убираясь вместе в детской комнате, расскажите небольшую сказку об игрушках, которые безуспешно искали свою любимую коробку, а нашли ее благодаря маленькому помощнику.
  2. Хвалите малыша за помощь. Поощряйте волшебными словами, которые одинаково хорошо воспринимаю и дети, и взрослые: «Только ты сможешь выполнить эту работу по-настоящему хорошо!» Ребенок, понимая собственную уникальность и важность в процессе собирания фантиков или уборки пыли на полках, будет счастлив оказать вам помощь в том, что он, как известно, делает лучше всех.
  3. Учитывайте желания ребенка. Замечайте склонности детей к какой-то конкретной деятельности. Некоторым нравится генеральная уборка по дому, другие же предпочитают убирать игрушки или переставлять книги, что требует сосредоточенности и скрупулезности. Пусть каждый малыш делает то, что он больше всего любит. Для достижения наилучших результатов сделайте список домашних заданий, соответствующих возрасту ребенка и его способностям, и позвольте ему выбрать, какие из них он бы хотел выполнить. Вы можете быть удивлены его выбором!
  4. Убирайте весело. Даже скучную повседневную работу можно легко превратить в веселое занятие. «Укрощение» пылесоса в детской комнате, мытье посуды «волшебными пузырями» и поиски «сокровищ» в пакетах с продуктами, которые мама принесла из магазина. Даже простая домашняя работа может стать интересным приключением в жизни маленького ребенка.
  5. Не ждите высокой производительности труда. Не ждите, что маленький ребенок сможет сразу выполнять домашнюю работу на «отлично». Поэтому не ругайтесь, если он разбил тарелку во время мытья, положил вилку в отдел для ложек или превратил ваш пол в корабельную палубу. Подготовьтесь к тому, что вам будет нужно многое переделывать после первых попыток маленького помощника. Если же у него что-то не получилось сразу, тактично объясните, как можно исправить ошибку.
  6. Будьте терпеливы. Если ребенку требуется много времени, чтобы выполнить поручение, не подгоняйте, не мешайте и тем более не ругайте за медлительность, иначе он может испугаться и откажется помогать в следующий раз. А если мама всегда будет заканчивать работу за детей, то они не поймут, как важно доводить начатое дело до конца.
  7. Не наказывайте работой. Вы совершите большую ошибку, если будете рассматривать домашнюю работу в качестве наказания за проступок. Ребенок не должен считать, что убирает игрушки или моет посуду из-за того, что совершил сегодня что-то неправильное. Застилать кровать, мыть за собой посуду, раскладывать игрушки по местам нужно всегда, вне зависимости от его поведения.
  8. Не платите за домашнюю работу. Никогда не награждайте детей деньгами за помощь по дому. Если вы хотите поощрить ребенка за отлично выполненную работу, сходите всей семьей в выходные в зоопарк, на каток или в цирк. Помните, что домашние обязанности не следует воспринимать как предмет торга. Они являются такой же естественной частью детской жизни, как игра, общение с приятелями и учеба.
  9. Не делите работу на девчачью и мальчишескую. Часто происходит так, что девочки любят играть с техникой, а мальчишки предпочитают возиться на кухне. Поэтому не нужно делить домашние обязанности на две большие группы: для девочек и для мальчиков. И дочка, и сын должны убираться в комнатах, мыть посуду, пришивать пуговицы, ухаживать за растениями и даже уметь забивать гвозди.

Как приучить подростка помогать по дому – Развитие ребенка

Ваш подросток забывает вынести мусор с такой регулярностью, что вы начинаете думать, будто бы он делает это специально? Придя с улицы, он оставляет свою обувь прямо посреди комнаты? Вы делаете ему замечания и всячески пытаетесь приучить его к порядку, но ничего не помогает? Не волнуйтесь, вы не одиноки. Современные дети гораздо реже помогают родителям по дому, чем дети предыдущего поколения. Недавнее исследование показало, что 82 % родителей в детстве выполняли какие-либо обязанности по дому, но только 28 % из них ожидают того же от своих детей. Такая тенденция непонятна, ведь большинство родителей считают, что дети должны помогать по дому. Те же дети, которые выполняли домашние обязанности, демонстрировали лучшее поведение, успеваемость в школе и сплоченность с семьей.

Возникает вопрос: почему же попытки сотрудничества вызывают у подростка такое сопротивление? Родители испытывают возмущение по этому поводу, потому что они уверены, что ребенок в возрасте 13–14 лет должен убирать за собой. Родители интерпретируют неспособность подростков ухаживать за собой за неблагодарность.

Однако, несмотря на то, что подростки уже выглядят довольно взрослыми, они все еще хотят, чтобы о них заботились, как о маленьких детях. Это происходит только дома, поэтому подростки кажутся родителям такими безответственными, ленивыми и капризными. Подростки также склонны искать острые ощущения, потому что в этот период в их мозге особенно активны дофаминовые рецепторы.

Именно поэтому они любят идти на риск, но не любят выносить мусор.

Однако это не означает, что вашего сына или дочь нужно освободить от домашних обязанностей. Чтобы избежать споров с подростком, вам следует использовать другую стратегию.

Во-первых, не воспринимайте неряшливость и лень ребенка на свой счет.

Во-вторых, хотя вам, разумеется, не нравится, что в комнате подростка постоянно царит беспорядок, это не значит, что он вырастет безответственным и ленивым и не достигнет успеха в жизни.

Если вы примете такую позицию, вам легче будет приучить ребенка выполнять домашние обязанности. Ваша задача – не заставить его выполнять работу по дому и даже не заставить его полюбить эту работу, а дать ему понимание, что помощь ценна.

Это похоже на то, как вы приучали его к уборкам в комнате, когда он был маленьким. Единственное отличие заключается в том, что раньше ребенок охотно вам подчинялся, а теперь, вероятно, он будет игнорировать ваши просьбы.

Поэтому вам следует проявить смекалку.

Вместо того чтобы обвинять подростка в безответственности или заставлять его помогать вам по дому, объясните ему, что домашние обязанности – это возможность для каждого члена семьи позаботиться обо всей семье.

Возможно, вашей дочери мытье посуды покажется скучным занятием, но этим можно пожертвовать ради семьи. Рассмотрим несколько советов, которые помогут утвердить в семье принцип «один за всех и все за одного».

Объясните ребенку свои ожидания от него. Напишите ему список дел, которые хотите, чтобы он выполнил. Например:

  • помыть посуду;
  • вытереть посуду и сложить ее в кухонный шкаф;
  • вымыть и высушить кастрюли;
  • вытереть обеденный стол.

Устройте подростку «курс молодого бойца».

Чтобы он мог правильно выполнять домашние обязанности, позвольте ему практиковаться в их выполнении снова и снова, пока он не научится выполнять то или иное действие хорошо.

Например, наблюдайте за тем, насколько хорошо у ребенка получается накрывать на стол, мыть посуду и т.д., а затем, через несколько часов, снова поставьте ему такую же задачу.

Еженедельно определяйте время для уборки. Каждые выходные выделяйте время, когда все члены семьи будут заниматься уборкой. Это может подразумевать уборку в комнатах, во дворе или выполнение каких-то особых задач. Удостоверьтесь, что работу можно выполнить за несколько часов. Не позволяйте ребенку (или супругу) в течение этого времени заниматься чем-то еще, кроме уборки.

Устройте праздник по поводу окончания уборки. Когда вы выполните все запланированные задания, придумайте что-нибудь веселое. Например, можно провести в кафе семейный ужин или поесть вместе мороженого.

Предлагать ли ребенку вознаграждение за выполненную работу? Вознаграждение за домашнюю работу дает ребенку четкое и ошибочное понимание того, что без вознаграждения не стоит ни накрывать на стол, ни выносить мусор, ни застилать кровать. Вознаграждение превращает домашнюю работу в коммерческую сделку и учит ребенка, что единственная мотивация выполнять какие-либо обязанности по дому – материальное вознаграждение.

Следующие правила требуют от вас следовать принципу «одного напоминания»

Создавайте естественные последствия. Например, одна мама говорила своим детям, чтобы они складывали свое грязное белье в корзину до вторника, потому что среда была днем стирки. В противном случае им пришлось бы ждать неделю до следующей стирки или стирать свои вещи самостоятельно.

Если ребенок бросает вещи, не убирайте их. Если ребенок оставляет вещи в ненадлежащем месте, попросите его положить вещь на место, но только один раз. Если он этого не сделает, в следующий раз, когда он попросит у вас что-либо (например, отпустить его погулять), скажите, что вы сделаете это тогда, когда он уберет вещь на свое место.

Установите последствия.

Когда вы устанавливаете ребенку последствия за его поступки (например: «Если ты не вынесешь мусор до 10-ти часов, то не сможешь целый день пользоваться мобильным телефоном»), придерживайтесь правила «одного напоминания». Не ворчите и не угрожайте ребенку, просто в 10.01 вынесите мусор и заберите у ребенка телефон. Телефон должен оставаться у вас до конца дня, как вы и предупреждали.

Наконец, одно из главных правил: когда приучаете подростка к порядку, используйте юмор. Например, если ребенок разбрасывает свои вещи и одежду по квартире, вы можете незаметно спрятать их в школьном рюкзаке подростка перед тем, как он пойдет в школу. Подросток поймет, что вы хотели ему этим сказать, но при этом будет воспринимать все как игру, а не как наказание.

Помните, что вы можете найти гораздо лучший способ общения с подростком, чем споры по поводу беспорядка в его комнате.

Хотя научить его ответственности необходимо, он также нуждается в том, чтобы поговорить, посмеяться с вами и иногда подурачиться. Совсем скоро подросток поступит в университет и уедет из дома.

Ваша квартира будет чище, чем когда-либо раньше, но вы будете скучать по этим временам.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 4.78 из 5 на основе 9 оценок.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector