Побеждаем детские вредные привычки: секреты успеха

Приветствую вас, дорогие читатели!

Избавиться от всех привычек сложно, да и не нужно. Представьте, что вам придется каждый раз анализировать, как правильно вытереться полотенцем или поздороваться с соседкой на лестничной площадке. Но есть такие привычки, корректировать которые просто необходимо.

Это пагубные пристрастия, которые наносят вред физиологическому и психологическому состоянию, вредят окружающим. Если знаете, что у вас есть такие недостатки, значит, пора меняться. Сегодня мы поговорим о том, как избавиться от вредных привычек и почему это так непросто.

Почему от привычек так сложно избавиться

Ну что трудного в том, чтобы не грызть ногти или не обижаться по пустякам? Нужно ведь просто перестать это делать – проблема решена! Если так подходить к вопросу, то не стоит удивляться, что вы и дальше будете ходить с обкусанными ногтями и обиженным на весь мир.

Прежде чем вступать на путь избавления, необходимо четко уяснить три ключевые вещи о собственном мозге, которые позволяют понять, что такое привычка:

  1. У нас имеются определенные модели поведения, которые мозг запомнил ранее и теперь будет воспроизводить их вновь и вновь. Это конкретные связи нейронов, строение мозга, если хотите. Даже если попытаться поступать по-другому, вы рано или поздно будете возвращаться к ранее усвоенным шаблонам.
  2. Если представить мозг как фабрику, то получится, что в ней много цехов и каждый отвечает за определенное направление. Когда созревают внутренние или внешние условия, то один из цехов выходит на первый план, отодвигая другие. Игнорировать его становится невозможно, т. к. это доминанта. Согласитесь, человека, который хочет в туалет, нельзя увлечь даже самой интересной беседой.
  3. Существует вражда того, что вы думаете, и того, что происходит на самом деле. Если говорить о вредных повадках, то сознание начинает всячески нам подыгрывать и придумывать оправдания, почему дозволительно съесть тортик, хотя вы на диете, или почему стоит пропустить тренировку.

Научиться в определенных обстоятельствах делать что-то другое, т. е. отучить себя от привычки, – значит пойти на борьбу со своим организмом. Вам предстоит пережить стресс и анатомически разорвать нейронные связи, заставив сформироваться новые. Не ждите, что этот процесс пройдет быстро. Он может занять от трех недель до нескольких месяцев.

Считается, что новые привычки сформировать легче, чем избавиться от старых. Ведь новые формируются в незнакомых ситуациях, для которых еще нет шаблонов. А когда вы собираетесь отказаться от уже имеющейся склонности, делать это приходится в старой обстановке.

Если окружающая среда радикально изменится, то, вполне возможно, привычка уйдет сама. Например, после пережитого инфаркта бросить сигареты несложно даже курильщикам со стажем.

В этом случае включается доминанта страха, которая пересиливает доминанту курения и заставляет человека начать вести здоровый образ жизни.

Но это не всегда помогает и зависит от того, насколько сильный эффект произвела на человека ситуация.

Как искоренить плохую привычку

Как осознать свои вредные привычки и как от них избавиться, подскажут рассмотренные выше законы, по которым функционирует наш мозг. Их необходимо использовать, чтобы отказаться от деструктивного поведения.

Осознание и поиск мотивации

В первую очередь нужно признать наличие губительного пристрастия. Посмотрите, что плохого приносит оно в вашу жизнь, и вообразите, насколько лучше станет без него.

Достаточная мотивация – ключ к успеху. Без нее возвращение к привычным действиям практически неизбежно. Мотивацию требуется всячески подкреплять, чтобы пламя решимости не погасло. Как это сделать? Вот несколько советов:

  1. Сосредоточьтесь на одной разрушающей повадке, ведь сила воли ограничена, а распыляться – значит уменьшать шансы на успех. Избавляйтесь от каждого порока постепенно и планомерно.
  2. Выпишите плюсы и минусы привычки. Переосмыслите каждый пункт, чтобы найти веские доводы в пользу отказа от разрушающего поведения.
  3. Укрепляйте решимость и создавайте внешние обстоятельства, при которых активизируются другие доминанты. Например, если желаете похудеть, то ежедневно хотя бы по часу в день читайте и смотрите об ожирении, болезнях, которые оно вызывает, вдохновляющие истории тех, у кого получилось. Чтобы поддержать необходимый уровень мотивации, достаточно часового сеанса такой терапии. Страх перед возможным несчастьем не позволит сдаться.
  4. Постоянно напоминайте себе о принятом решении. Используйте заставку в телефоне и на экране монитора, стикеры, крестик на руке. Главное, чтобы они постоянно попадались на глаза.
  5. Выберите более близкую вам тактику искоренения привычки: бросать резко или двигаться постепенно. Первый путь сложнее, но короче. Если выбираете второй вариант, то следите за прогрессом. Начинайте с исходных показателей (например, количества выкуренных сигарет или проведенных в интернете часов) и понемногу их снижайте.

Подробнее о том, как мотивировать себя, читайте на нашем блоге. Вы узнаете, где найти мотивацию, и познакомитесь с эффективными методами самомотивации.
Побеждаем детские вредные привычки: секреты успеха

Замена одной привычки на другую

Привычка функционирует по петле “триггер – действие – награда”. Можно ли побороть ее и сформировать новую? Чарлз Дахигг в книге “Сила привычки” говорит, что необходимо оставлять два ключевых компонента – триггер и награду, а менять лишь поведение.

Для этого предстоит понять, почему привычка сформировалась и закрепилась. Ведь на самом деле мы зависимы не от самого действия, а от результата, который оно приносит.

Так, если вы в пятый раз направляетесь за чашечкой кофе, то спросите себя о том, для чего она нужна и какое вознаграждение вы получите в итоге. Например:

  1. Вы это делаете, потому что хотите перекусить. Вознаграждением станет печенье, съеденное с кофе.
  2. Вы хотите отвлечься от обязанностей и получить короткую передышку.
  3. Вам стало скучно и вы хотите по дороге поболтать с коллегой.

Вариантов может быть много. Чтобы разобраться, придется экспериментировать. Попробуйте сначала заменить награду. Вы встаете, идете на кухню, но наливаете не кофе, а просто воду из кулера или завариваете чай.

На следующий день попробуйте просто поболтать с коллегой или пройтись по офису и даже не заходить на кухню. Еще попробуйте налить кофе и выпить его без перекуса, а на другой раз перекусить, но уже без кофе.

Главное – выяснить, какое желание движет поступками.

Осталось разобраться с триггером, то есть знаком, который запускает поведение. Когда привычка дает о себе знать, фиксируйте следующие пять параметров:

  1. Место.
  2. Время.
  3. Эмоциональное состояние.
  4. Окружение.
  5. Предшествующие события.

Разобравшись, какие ситуации запускают петлю, начинайте заменять действия на другое.

Вернемся к нашему примеру. Допустим, вы привыкли пить кофе в 10:30, потому что чувствуете желание перекусить. В это время весь отдел направляется к кофемашине. И вы тоже. Там вы можете несколько минут пообщаться с коллегами на личные темы.

Получается, что вами управляет голод и необходимость сделать перерыв. Чтобы справиться с голодом, достаточно плотнее завтракать утром. Теперь от перекуса отказаться несложно. Отличным поводом для похода на кухню с коллегами послужит необходимость набрать воды.

Пить воду в течение дня – это, кстати, хорошая привычка, которую стоит себе привить.

Получается, что вы не меняете обстоятельства, оставляете то же самое вознаграждение, а вот от привычного действия отвыкаете, формируя новое.

Формирование подходящего окружения

Окружающие могут либо помочь вырваться из оков пагубной привычки, либо затягивать обратно в ее объятия. На первом этапе особенно важно окружать себя людьми из первой группы и минимизировать общение с товарищами из второй.

Можно столкнуться с непониманием близких и друзей, с их насмешками, издевками, попытками убедить вас, что все бесполезно. Не поддавайтесь!

Вот несколько советов:

  1. Обязательно публично заявите о своих намерениях: расскажите об этом широкому кругу знакомых, опубликуйте пост в соцсетях. Нежелание показаться безвольным слабаком спасет в трудные времена.
  2. Найдите единомышленников с той же проблемой, что и у вас. С ними вы будете обсуждать проблемы, возникающие на пути, и вступать в дружеское соревнование.
  3. Попросите близких понять вас и уважать ваше желание. Например, если решили худеть, предупредите маму не готовить вкусняшки к вашему приходу. Друзей попросите не курить при вас или не уговаривать выпить бокальчик за компанию.
  4. Если вы азартны, то можете заключить пари с кем-то из родных или друзей. Желание выиграть позволит устоять перед соблазном сорваться, а другие правильные действия за это время заставят выработать полезную привычку. Только предмет спора должен быть достаточно ценным, чтобы проиграть было жалко.
  5. Обратитесь к специалисту, если видите, что не справляетесь. Особенно это касается зависимостей – разрушающих склонностей, с которыми человек не способен совладать, даже если понимает, насколько они вредны. Лучше не терять время и довериться хорошему психологу или психотерапевту, который подскажет, как начать новую жизнь.

Побеждаем детские вредные привычки: секреты успеха

Срывы

Срывы – неприятность, которая поджидает на пути. Это возвращение к старой привычке. Оно повышает шансы махнуть рукой и вернуться к прежнему поведению. Факторы, которые повышают вероятность неблагополучного исхода:

  1. Вы сами. Сознание будет искать тысячу поводов, чтобы вернуться к прежней жизни. Вы должны понимать, что мысли, появляющиеся в этот момент, не то, к чему вы стремитесь. Если будете поддаваться на уговоры, то проиграете. Относитесь к ним критически и обязательно отмечайте, что закравшаяся мысль пойти ночью перекусить идет вразрез с реальными целями. Что бы там демон ни нашептывал про усталость, стресс на работе, заслуженную награду и одну конфетку, которая никак не навредит.
  2. Окружающие. Когда ломаете свои привычки, часто вы невольно задеваете интересы других людей. Как это ты не пойдешь на перекур со всеми? Почему мы едим праздничный торт на дне рождения подруги, а ты нет? Как можно не смотреть вместе с мужем ток-шоу, это же традиция? Так уже близкие становятся искусителями и заставляют вас забыть о данных ранее обещаниях.
  3. Реклама. Трудно устоять перед покупкой гаджета, который показывают всюду, даже если вы лечитесь от техномании. Или не купить классный блеск для губ, впечатлениями о котором поделилась любимая кинозвезда.

Чтобы не сорваться, постарайтесь минимизировать обстоятельства, в которых возможны ошибки: не ходите мимо любимой кондитерской, откажитесь от пятничных посиделок с друзьями в баре, не смотрите телевизор. Заменяйте эти дела на полезные: погуляйте по парку, позовите друзей в боулинг, почитайте.

Чтобы было проще, воспользуйтесь методикой “Если, то…” Заранее подумайте, как будете поступать, если попадете в обстановку, запускающую деструктивное поведение. Например, если мне предложат выпить, то я скажу, что принимаю антибиотики, а если я увижу кондитерскую, то перейду на другую сторону улицы. Составленные схемы помогут мозгу легче пережить стрессовую ситуацию.

Еще существует техника, которая поддержит в самые тяжелые дни. Она называется “Жить одним днем” или “Я сделаю это завтра”. Произносите эти слова, если удержаться от соблазна становится слишком сложно.

Согласитесь на него, но с условием, что отложите выполнение до следующего дня. А назавтра повторите то же самое. Так тяните до тех пор, пока гроза не пройдет и привычка не сдаст свои позиции навсегда.

Если беды миновать не удалось и срыв все-таки случился (а это практически неизбежно), то не корите себя слишком сильно.

Проанализируйте причины произошедшего, учтите ошибки на будущее и просто возвращайтесь к первоначальному плану. Без лишнего самобичевания и истерик.

Читайте также:  Когда вводить рыбу в рацион питания ребенка?

Осознайте, что цепочка нейронов начала распадаться, а новая находится в процессе формирования. Обретенные навыки уже есть в голове, так что вернуться к ним проще.

Подкрепление

Положительное подкрепление срабатывает, когда вы совершаете действие, отличное от привычного, и получаете взамен что-то приятное. Мозг запоминает, что это поведение приводит к награде, и начинает его воспроизводить. Вы можете самостоятельно делать себе приятные подарки (материальные и нематериальные). Также это может быть похвала от коллег и родных, их благодарность.

Можно пойти от обратного и попробовать сформировать отрицательные ассоциации. Для этого наденьте на руку резинку и щелкайте себя ею каждый раз, когда поддаетесь привычке. Это хорошо помогает отучиться от навязчивых манипуляций: обкусывания ногтей и губ, выдавливания прыщей. Вам будет немного больно, и мозг найдет причину, почему от деструктивного поведения лучше отказаться.

Побеждаем детские вредные привычки: секреты успеха

Как нельзя бороться с вредными привычками

Очень часто люди в попытке наладить свою жизнь совершают ошибки. Они воспринимают работу над привычками именно как борьбу с ними. Да, вам будет нелегко, но усугублять положение насильственными методами отказа не стоит. Будет только хуже. Некоторые придумывают наказания за невыполнение каких-то действий, ставят ультимативные запреты, но таким способом проблему не решить.

Из-за применяемых методов путь становится еще труднее, а значит, возвращение к старым порядкам практически неизбежно. Только к ним бонусом добавится депрессия и осознание собственной никчемности.

Также нельзя заставлять другого избавляться от плохих привычек. Этим грешат близкие родственники, когда видят, что человек чем-то вредит себе. Сам обвиняемый часто не осознает вред или считает, что способен попрощаться со слабостью в одночасье.

Близкие могут лишь подтолкнуть к правильным выводам, помочь посмотреть на ситуацию с другой стороны, оказать всяческую поддержку в борьбе с губительным пристрастием. А вот нужно ли это человеку, он должен решить самостоятельно. Поймите, пока он сам не осознает, что пагубное пристрастие мешает жизни, и не пожелает это изменить, вы ничем помочь не в состоянии. Увы.

Заключение

Вредная привычка обычно приносит кратковременную выгоду и удовольствие. Мы не желаем видеть ее последствия где-то там в будущем и думаем, что с нами этого точно не случится.

На самом деле почти всегда пагубные пристрастия ведут к саморазрушению в большей или меньшей степени, а значит, с ними следует бороться. Избавляться от них можно простыми методами или сложными многоходовыми схемами. Все зависит от того, какие это повадки и сколько вреда они приносят.

Какие привычки вы хотите победить? Уже пробовали отказаться от них? Если проиграли, то какие ошибки допустили на пути? Поделитесь с нами в х.

Желаю терпения и сил в борьбе с невидимым врагом!

Вредные привычки у подростков: профилактика и борьба

Подростковый возраст считается самым сложным периодом жизни с психологической и эмоциональной точек зрения. Основано это убеждение не на пустом месте – организм перестраивается, гормональные изменения становятся более активными, ещё совсем юный человек знакомится с тем, что раньше его не затрагивало.

Окружение подрастающих детей меняется, как и привычки, образ жизни. Детские увлечения исчезают, их место занимают новые, взрослые занятия. Чаще всего именно в этот промежуток появляются вредные привычки у подростков. В предотвращение этого свой вклад могут внести родители, педагоги и в целом окружение ребенка.

Вредные привычки у подростков

Чаще всего молодежь перенимает у окружающих негативный опыт. Как известно, плохое схватывается быстрее, чем хорошее. Наиболее часто перенимаемые у взрослых вредные привычки в подростковом возрасте –  это курение и употребление алкоголя.

Сегодня немаловажную роль занимают психологические зависимости, и отдельная тема, к рассмотрению и анализу которой нужно подготовить ребенка основательно – это наркомания.

Курение 

В последние годы ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранение) установила ограничение на курение в общественных местах. Как известно, запреты привлекают подростков. Основной фактор риска, который повышает шансы сделать из ребенка курильщика, – это окружение. Среди юношей и девушек распространено мнение, что курить – это круто, интересно, помогает повзрослеть.

Дети стремятся быстрее стать взрослыми. Им кажется, что неопределенность и множество проблем решатся во взрослой жизни.

Они стремятся выглядеть более развитыми в кругу знакомых, интересными для тех, кто на них не обращает внимание.

Пути для решения таких задач не всегда правильны, а обществом могут навязываться стереотипы, что через вредные привычки все эти цели можно достичь хотя бы частично.

На желание курить влияют такие факторы:

  • попытки влиться в новую компанию;
  • желание походить на взрослых;
  • попытка произвести впечатление.

Что могут сделать взрослые:

  • беседы о вредных привычках современных подростков;
  • помощь в поиске других путей отличаться;
  • пересмотр ценностей, поиск положительных качеств у ребенка, которые заинтересуют его сверстников;
  • информирование о вреде курения;
  • истории из реальной жизни, которые можно рассказать ребенку.

Не рекомендуется ничего навязывать. Родителям лучше рассказывать то, что они считают нужным, но в абстрактном представлении, а у ребенка возникнут свои взаимосвязи. Необходимо донести до ребенка, пусть даже на собственном примере, что большинство курильщиков пожалели о том, что когда-то пристрастились к этой пагубной привычке.

Помните, механизм подражания – основной инструмент, который толкает школьников к курению.

Употребление алкоголя

Организм детей невероятно восприимчив, поэтому побороть возникающую тягу к спиртному сложно. Шанс появления заболеваний внутренних органов заметно растет, а процесс формирования зависимости ускоряется.

Что могут сделать родители:

  • обсудить с ребенком вред спиртного;
  • узнать точку зрения на то, как ребенок относится к нетрезвым людям;
  • объяснить, каким образом алкогольная зависимость возникает, насколько быстро это происходит, как она мешает нормальной жизни;
  • привести негативные примеры реальных людей, а также непьющих успешных личностей.

Подросток в мире вредных привычек с трудом сопротивляется угрозам, которые его поджидают. Причины появления желания употреблять спиртное аналогичны тем, которые мы рассматривали выше, в случае с курением.

Скука, попытки стать взрослым, мнение, что спиртное помогает справиться с эмоциональным напряжением – это неверные стимулы.

Основная задача родителей и педагогов – помощь в переосмыслении способов управления своими эмоциями, проблемами.

Наркомания

Белая смерть – наркомания. Самая устойчивая зависимость возникает из-за приема наркотических и психотропных веществ. Основная задача родителей и педагогов – предостеречь ребенка от той самой «пробы», которую могут ему предложить.

После приема одной дозы наркотического вещества уже начинаются активные разрушительные процессы, а при стабильном применении они могут стать необратимыми. Основная задача взрослых – не допустить этого, предупредить и уберечь.

Наркотики разрушают личность, останавливают рост, развитие, восстановительные процессы в органах. Основные причины детской наркомании – желание подражать, попытка поиска путей для получения новых удовольствий, отсутствие возможности найти способы решения своих проблем, неспособность принимать решения.

Не всегда в зоне риска подростки из неблагополучных семей, не все потенциальные жертвы наркотиков – те, кто уже курит или употребляет спиртное.

Как влияют наркотики на организм ребенка:

  • угнетение кашлевого центра (непоправимый вред легким);
  • угнетение функции сокращения сердечной мышцы, разрушение стенок сосудов, учащение сердцебиения;
  • препятствие нормальному росту и развитию;
  • воздействие на нервную систему – нарушение сна, галлюцинации, апатии, суицидальные наклонности и так далее;
  • угнетение процессов регуляции ЖКТ;
  • увеличение шансов на рождение неполноценных детей в будущем, бесплодие;
  • подверженность инфекционным болезням.

Что могут сделать родители:

  • Принять правду и максимально спокойно действовать, преодолев страх и отчаяние.
  • Обратиться в координационный центр по противодействию наркомании. Не обязательно брать с собой ребенка – на первую консультацию придите сами, а дальше руководствуйтесь советами специалиста.
  • Честность и жесткость – основные черты тактики обращения с подростком. Будьте уверены в себе, убеждайте ребенка в успехе при борьбе с зависимостью.
  • Старайтесь не зацикливаться. Покажите подростку, что жизнь продолжается, что он вместе с вами может заниматься обыденными вещами, получать от этого удовольствие. Не нужно все время его упрекать и напоминать о последствиях, прошлом, учите себя и его видеть новую личность, здоровую и разумную, которая оставила былое позади и уверенно двигается вперед.
  • Обратитесь к психологу-наркологу, не отказывайтесь от медицинского лечения.
  • Поддерживайте ребенка, помогите восстановить в нем силу, надежду и волю.

Творческие способности, психическое здоровье, эмоциональная сфера – все эти важные человеческие умения угнетаются на фоне приема наркотиков. Не пускайте проблему на самотек, не отчаивайтесь, даже если первые шаги в борьбе за светлое будущее были тщетными.

Психологические зависимости

Зависеть подросток может от так называемой «зоны комфорта», когда он боится познавать нечто новое, идти вперед. Такую зависимость сложно распознать, она проявляется через время и характеризуется высокой устойчивостью.

Подростковые вредные привычки – это неспособность отказаться от компьютерных игр и социальных сетей.

Сегодня Международная Организация Здравоохранения в полной мере признает онлайн и информационную зависимости опасными и самыми распространенными.

Уже каждый второй подросток не видит жизни без онлайн общения и может заменить им реальные развлечения, проводя все время с гаджетом в руках и жертвуя многими потребностями и возможностями.

Подростки могут зависеть от родителей – сюда относится неспособность решать проблемы самостоятельно, в целом принимать важные решения, находить выход из сложных ситуаций.

Такие дети больше подвержены соблазнам, возникающим в обществе – они чаще становятся наркоманами, алкоголиками, курильщиками.

Поэтому способствовать их самостоятельности и учить, что подросток способен быть ответственным за свою жизнь — важная обязанность родителей.

Побеждаем детские вредные привычки: секреты успеха

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Другие вредные привычки

Среди других вредных привычек у детей и подростков можно подчеркнуть следующие:

  • Игровая зависимость. Некоторые онлайн игры становятся для школьников более интересными, чем реальная жизнь. Взрослому это тяжело понять, но для ребенка так и есть. Многое сделать не получается, поэтому он бежит в выдуманный мир, где все понятно и строится по уготованному интересному плану. Подобные увлечения могут способствовать появлению суицидальных наклонностей, отстраненности от реального мира. В зоне риска дети, которые привыкли проводить время самостоятельно.
  • Телевизионная зависимость. Сюда относятся просмотры мультфильмов, сериалов через интернет, передач. Этот вид зависимости напоминает игровую, когда виртуальный мир кажется более ярким и красочным, чем настоящий. Опасность заключается ещё в том, что по телевизору, радио и в интернете может преподноситься обманчивая информация, в которую ребенок наивно поверит.
  • Интернет-зависимость. Ее стоит обозначить отдельно. Отчасти это разновидность психологической зависимости, но привязанность к онлайн-миру создает отдельную нишу для ребенка. Это открытие широких возможностей, простота общения, получение новой информации (не всегда полезной и правдивой). Многообразие возможностей и интерес создают основу для отказа от реальных благ, занятий, развития.

Конечно, некоторые их перечисленных занятий таких, как интернет, социальные сети, игры не стоит совсем вычеркивать из жизни ребёнка, необходимо их ограничение в меру разумного.

Влияние вредных привычек на здоровье подростков

Как выражается влияние вредных привычек на подростков? Страдает психологическое развитие, эмоциональное состояние, а также наносится ущерб физиологическим функциям, органам и системам в целом. Сложно предсказать, на что будет оказано негативное влияние, но ущерб часто непоправим.

Читайте также:  Почему родителям полезно изучать детскую психологию?

Способы борьбы с вредными привычками

Итак, как можно побороть вредные привычки подростков, если они уже появились? Есть несколько способов борьбы с вредными привычками у подростков, которые в комплексе должны внедряться в общение с ребенком:

  • Не кричите. Крик оттолкнет ребенка. Можно спросить, что стало причиной того, что он начал курить или периодически употреблять алкоголь.
  • Разберитесь в проблемах. Составьте перечень того, что стоит перед ребенком. Если их решить удастся вместе, это хорошо. Если нет, постарайтесь дать дельные советы.
  • Не настаивайте на походе к психологу или психиатру. Подростки этого боятся – для них подобное ассоциируется с психически нездоровыми людьми.
  • Расскажите о вреде. Объясните последствия. Помогите побороть привычку, предложите замену – интересные занятия, например, фотография, игры, квесты, поездки на рыбалку и так далее. Предложите пойти на танцы, борьбу, рисование. Найдите то занятие, которое действительно будет по душе вашему ребенку.
  • Откажитесь от вредных привычек. Вы – пример для детей. Если сами курите, не ждите, что ребенок бросит курить.
  • Предлагайте поддержку и понимание. Они должны быть не только на словах, но и в поступках.
  • Не угрожайте и не запрещайте. Помогите осознать, что вредные привычки не нужны самому подростку, а не просто мешают вам.
  • Поощряйте успехи, хвалите.
  • Обнимайте ребенка, целуйте, чаще демонстрируйте, что вы его любите.

Если вы сможете применять все эти правила, успех не заставит себя ждать. Если у ребенка не получается отказаться от привычки, в таком случае можно предложить обратиться за помощью к специалисту.

Профилактические меры

Чтобы пагубные привычки не взяли верх над ребенком, нужно придерживаться определённых методов воспитания.

Меры профилактики вредных привычек у подростков и детей состоят из следующих шагов:

  • Воспитывайте в ребенке самосознание. Помогайте ему быть в чем-то выгодно непохожим на других, выделяться. Когда ребенок чувствует свою самодостаточность, ему не нужны другие методы обратить на себя внимание, показаться взрослее или лучше в глазах сверстников и окружения.
  • Воспитывайте уверенность в себе. Пусть ребенок знает, что ему есть за что любить себя. Он должен испытывать любовь к родителям, друзьям, учителям, животным. Спрашивайте, как он относится к себе, к другим. Тот, кого научили уважать окружающих, не подвержен влиянию со стороны, подталкивающему на формирование вредных привычек.
  • Покажите, что вы ведете здоровый образ жизни. Учтите, что ваш пример – основной. Нельзя сказать, что очень вредно курить, выкуривая очередную сигарету.
  • Займите время ребенка чем-то интересным. Отправьте на секцию, следите, чтобы свободного времени было мало. Это значительно снизит шансы того, что подросток пристрастится к спиртному.

Не забывайте, что вы – не только родители, но и друзья для ребенка. Разделяйте его интересы, добивайтесь доверия, учитесь понимать.

Итог

Дети впитывают все, что их окружает. От того, в какой среде живет подросток, как к нему относятся близкие, каким образом он оценивает себя, зависит подверженность к возникновению плохих привычек.

Дети подросткового возраста особенно восприимчивы к негативному влиянию. Это объясняется в первую очередь тем, что среда, интересы, условия жизни, ценности меняются.

Цель родителей – проследить за правильной сменой ориентиров, доверять детям, понимать их и как можно больше разговаривать о проблемах, мыслях, желаниях, мечтах.

Это поможет исключить основные причины возникновения вредных привычек у подростков.

Конспект внеклассного мероприятия «Как победить вредные привычки»

  • Конспект занятия «Как победить вредные привычки»
  • Задачи: Актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни; Дополнить представления подростков о вредных привычках; Способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурению, алкоголю, наркомании; Побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; Воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.
  • Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые педагоги!

А знаете, мы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю!

При встрече люди издревле желали друг другу здоровья:

«Здравствуйте, доброго здоровья!»

«Как ваше драгоценное здоровье?!»

Недаром русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».

Вопросы:

  • Ребята, скажите, пожалуйста, какого человека вы считаете здоровым?
  • Что значит быть здоровым?
  • Что же мешает быть здоровым? Какие вредные привычки преследуют многих людей в жизни? (Курение, пьянство, наркомания)
  • Что нужно делать, чтобы быть здоровыми? (Подсказка – каждое утро делаю зарядку и умываюсь холодной водой…)

Ведущий: Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда…

Сегодня мы будем говорить о здоровье и о вредных привычках, которые мешают людям вести здоровый образ жизни.

Прием “Ассоциации”. Каждому ученику выдаются три полоски бумаги, ведущий медленно называет слова, учащиеся при этом должны записать на полосках бумаги свои ассоциации по поводу произнесенных слов, например, солнце – тепло, свечение и т. д. Просьба: работать самостоятельно, писать разборчиво, откровенно.

Учитель говорит: “Наркотик”, учащиеся записывают свои ассоциации, затем через минуту ведущий называет слово «Алкоголь» и учащиеся пишут ассоциации, в третий раз называется слово «Курение».

Далее сбор материалов с ассоциациями, перемешивание, раздача трех ассоциаций каждому, каждый ученик зачитывает вслух всей группе доставшиеся ассоциации, во время чтения каждый ученик выбирает несколько личностно значимых ассоциаций и записывает в свою тетрадь.

(Ответы учащихся: наркотик – убийца, это тихая война, короткое удовольствие, первая выкуренная сигарета, гибель от передозировки, добровольное сумасшествие и др.). Значит, употребление алкогольных напитков, психотропных веществ, курение, наркотики – это пагубные пристрастия человека. Итак, тема занятия “Нет — пагубным привычкам! ”

Ведущий: Пришло время открыть первую главу.

«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации», – так говорил О. де Бальзак. А вы согласны с этим высказыванием? Почему?

Ребята выступают, делятся своим мнением.

Ведущий: Есть такой анекдот. Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет».

Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:

— А почему стариком не будешь?- Потому, что до старости не доживёшь.- А почему собака не укусит?- Так с палкой ведь ходить будешь.- А почему вор в дом не залезет?

  1. — Потому что всю ночь будешь кашлять
  2. Страница «Курить – здоровью вредить»

Ведущий: К сожалению, почти у всех людей есть вредные привычки. К ним относится и курение. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют уже в 10-14 лет, а некоторые и раньше. Почему же они пробуют курить? (Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.)

А можно ли отличить курящего человека от некурящего? Давайте поиграем в игру

«Ассоциации на слово «курильщик».

Дети по кругу перекидывают мяч и называют ассоциацию на слово «курильщик» (жёлтые зубы, ухудшение внешности, неприятный запах, и т. д.)

Хотите ли вы быть похожими на таких  непривлекательных людей? (ответы детей).

Информация:

  1. Зубы курящих обычно желтоватого цвета – это отложение на их поверхности табачного дегтя. Полость рта начинает издавать специфический неприятный запах.

Советы психолога: как победить вредные привычки у ребенка

Самые распространённые из этих вредных привычек — когда ребёнок грызёт ногти, или постоянно теребит свои волосы, вырывает их, или грызёт ручки и карандаши.

Вполне естественный вопрос родителей в таких случаях — можно ли научить ребёнка контролировать свои действия? Прежде всего, нужно задать себе вопрос — а когда именно вы заметили, что определённое действие стало уже привычкой вашего ребёнка?

Привычка грызть карандаши, ручки, другие твёрдые предметы, обгрызание ногтей на руках — всё это может наблюдаться, когда ребёнок испытывает тревогу и не чувствует уверенности в себе. Возможно, появление вредных привычек совпадает с началом школьного обучения.

Тогда это говорит о том, что ребёнок испытывает затруднения в школе. Он боится дать неправильный ответ, находится в сильном напряжении, когда его спрашивают.

Может быть темп, в котором он вынужден готовить домашние задания, слишком быстрый, а ему нужно выполнять задания маленькими частями, заниматься с более частыми перерывами.

Что могут сделать родители для ребёнка с вредными привычками?

1) Важно успокоить ребёнка и сказать, что вы сможете преодолеть трудности. С родителями он должен расслабляться, а не испытывать такое же напряжение, как в школе.

2) Убедитесь сначала, что ребёнок усвоил текущий материал, покажите ему его успехи. Поддерживайте, подбадривайте, хвалите его. Ваша задача- добиться уверенности ребёнка в своих силах.

3) Родители не должны требовать от ребёнка «немедленно прекратить» осуществлять нежелательные действия. Этим можно только спровоцировать нервный срыв у ребёнка, появление тиков. Практически все вредные привычки преследуют одну цель- снятие высокого психо- эмоционального напряжения.

4) Большинство детей шестилетнего возраста проходят через стадию « грызения ногтей». Привлекая внимание ребёнка к этому, вы сами создаёте проблему из поведения, которое может быть преходящим.

5) Если, несмотря на вашу поддержку, поведение ребёнка не меняется, следует обратиться к детскому психологу и невропатологу.

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.

), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны.

Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске.

Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это — причины возникновения вредных привычек. Нередко вредные привычки возникают у детей в связи с тревожно- мнительным воспитанием.

Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой.

Происходит серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию.

Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое — от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние.

Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему.

Читайте также:  Важность первой учительницы в жизни ребенка

Сосание пальца или одежды, ковыряние пупка и другие аналогичные действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией. Налицо вредная привычка.

Она становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимания, ласки, общения. Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании.

Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины, а также связанный со всем этим ритуал самонаказания. Ребенок грызет себя до крови и только тогда удовлетворен. Ребенка не наказывают за вредную привычку.

Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и ещё более замыкается в себе.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо.

Ребенок замкнулся, ушел в себя — родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку.

Борьба с вредной привычкой — всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Медицинский психолог Краевой детской больницы Яковлева Н.Е.

Классный час "Вредные привычки и как бороться с ними"

Цели:

  • способствование предупреждению формирования у детей вредных привычек;
  • развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность;
  • формирование у учащихся потребности в ЗОЖ, ответственности за своё здоровье.
  • Подготовительная работа: За неделю объявить учащимся о классном часе и о конкурсе рисунков на тему “Скажем нет!”
  • Оборудование: презентация, раздаточный материал, листы красного и зеленого цветов.
  • Ход классного часа

Основная часть. Ребята, все вы знаете, что важнейшей потребностью каждого человека в современном обществе является укрепление и сохранение здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, творческого долголетия.

Вопрос

: Как вы думаете, какие факторы влияют на наше здоровье. (Ответы детей)

Одно из наиболее эффективных и доступных средств удовлетворения этой потребности – соблюдение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек.

Привычка — это то, что мы неизменно повторяем изо дня в день, в отличие от наших ошибок, на которых мы учимся. 

Привычки бывают вредные, дурные, неразумные и порой опасные. Первые привычки берут свои истоки из детства. Самое неприятное в нашей жизни — это плохие привычки Мы знаем. Что они плохие, а зачастую ничего с собой сделать не можем — привыкли!

Что такое вредная привычка? (ребята дают понятие “вредная привычка”)

Вредная привычка – это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.

Вредные привычки бывают не полезны или прямо вредны. Такие автоматические действия проявляются из-за слабости воли. Если человек не может проявить силу воли, чтобы совершить прогрессивное действие, то он подпадает под силу привычки, которая возвращает его в старую колею, привычное действие.

Привычное действие – это и есть привычка. Но, с одной стороны, бывают привычки и манеры хорошие, полезные и, с другой, бывают дурные, или вредные привычки.

Полезными привычками мы можем назвать такие, как:

  • соблюдать режим дня,
  • делать зарядку по утрам,
  • мыть руки перед едой,
  • убирать за собой все вещи на место,
  • чистить каждый день зубы
  • правильное питаться и т.п.

Правильное выполнение режима, чередование физических нагрузок и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.

А вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за неуравновешенности нервной системы.

К вредным привычкам можно отнести следующие действия: 

  1. Алкоголизм
  2. Наркомания
  3. Курение
  4. Игровая зависимость или лудомания
  5. Телевизионная зависимость
  6. Интернет-зависимость
  7. Привычка грызть ногти
  8. Техномания
  9. Привычка грызть карандаш или ручку
  10. Привычка сплёвывать на пол
  11. Употребление нецензурных выражений
  12. Злоупотребление “словами-паразитами”
  13. Привычка  завидовать  другим
  14. Недооценивать  себя
  15. Привычка кому-то подражать
  16. Привычка опаздывать
  17. Крайняя болтливость
  18. Лень и неряшливость
  1. Вот только небольшой перечень плохих привычек, которые нам мешают жить и порой создают конфликты.
  2. — Давайте охарактеризуем некоторые из них.
  3. Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия. 

Вопрос

: Чем же вредно пьянство? (Ответы детей: пагубно действует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; неровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек испытывает разбитость, слабость, вялость, отсутствие аппетита, сухость во рту и повышенную жажду; снижение работоспособности и др.) Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям на производстве.

Наркомания – хроническое прогредиентное (развитие болезни с нарастанием симптоматики) заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.

Различают позитивную привязанность — приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность — приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. Физическая зависимость означает тягостные и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т.н. абстинентный синдром, ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков.

Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Вопрос

. Почему же люди пробуют курить? (Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.)

Игровая зависимость – предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, а также лудомания – патологическая склонность к азартным играм заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.

Телевизионная зависимость. Телевидение стало самым распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. Оно вошло в жизнь практически каждого современного человека, стало привычным спутником его жизни.

По статистическим данным в среднем каждый человек примерно по 3 часа в день проводит перед телевизором. Это составляет примерно половину его свободного времени и около 9 лет из жизни каждого. 

Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне

Основные 6 типов интернет-зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

5. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.

6. Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Вопрос

: А есть ли у вас какие либо зависимости: телевизионная, интернет, игровая (ответы детей)

Привычка грызть ногти. Науке до сих пор неизвестно, что заставляет людей грызть ногти. Хотя теорий, пытающихся объяснить, почему люди грызут ногти, немало: от задумчивости до напряжения. Одна из самых распространенных теорий гласит, что привычка грызть ногти появляется на почве стресса. Грызут, чтобы расслабиться, грызут, чтобы лучше думалось, грызут, когда нервничают. 

Техномания. Желание постоянно обновлять уже имеющиеся телефоны, компьютеры, телевизоры и бытовую технику, покупать все более новые и усовершенствованные модели. Постоянная потребность в приобретении новых моделей телефонов не редкость.

Как правило это оправдывается несколькими новыми функциями, обновленным дизайном меню и т.п. То же самое и по отношению к другой технике.

Эта зависимость тоже стала заболеванием, которая ведет к депрессиям, нервным расстройствам в случае, если нет финансовой или какой-либо другой возможности приобрести желаемую вещь.

Самые безобидные вредные привычки в этом списке это употребление в речи слов-паразитов, нецензурные выражения, сплевывание на пол и привычка грызть карандаш или ручку.

Вопрос

: А какие вредные привычки у вас и как вы с ними боретесь? (по очереди называют свои вредные привычки)

Самое главное — постарайтесь найти причины этой привычки.

Если уж ты решил отказаться от вредных привычек, ни в коем случае не давай себе поблажек.

Борьба с вредными привычками — дело, которым должен заняться практически каждый человек (все мы, увы, несовершенны). Давайте наметим основные принципы избавления от непродуктивных схем поведения.

Отучать себя

  • Замотивировать себя
  • Самому самоорганизовать себя
  • Замотивировать других организовать вас (найти себе “пастуха”)

Отучать других

  • либо отучить его вообще, чтобы он так не делал нигде и никогда,
  • чтобы он что-то не делал рядом с вами.

При этом одно дело — отучать посторонних людей, другое — близких, при этом отучать своих детей — другое, нежели отучать своих родителей.

Ведь здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. Что же можно, а что нельзя, чтобы ваше здоровье сохранить?

МОЖНО НЕЛЬЗЯ
  1. Заниматься спортом
  2. Дышать свежим воздухом
  3. Спать достаточно
  4. Чаще улыбаться
  5. Любить жизнь
  6. Почаще есть рыбу, овощи, фрукты
  7. Пить воду, молоко, соки, чай
  8. Как можно больше ходить
  9. Помогать окружающим
  1. Сидеть дома
  2. Играть на компьютере
  3. Употреблять алкоголь, наркотики
  4. Смотреть часами телевизор
  5. Быть раздражительным
  6. Унывать, сердиться, обижаться
  7. Переедать
  8. Курить
  9. Поздно ложиться и вставать

Практическая часть. Написать на листочках свои привычки и вредные и хорошие. Хорошие привычки необходимо написать на зеленых листочках, плохие — на красных листах.

  • Затем листы с плохими привычками скомкать и выбросить в мусорное ведро.
  • Так мы сделаем первый шаг от избавления привычек.
  • Подведение итогов.
  • Авторы лучших работ, рисунков, активные участники занятия отмечаются поощрительными призами.

Сегодня мы с вами узнали, какие вредные привычки бывают у человека и как с ними бороться. Будьте осторожны с вредными привычками, зачастую они приводят к неблагоприятным последствиям, либо являются предвестниками серьезных заболеваний.

В итоге, ребята, хочется вам подарить схему ЗОЖ

Постарайтесь следовать этой схеме здоровья, и вы на долгие годы сохраните молодость и красоту. Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.

Приложение.

25.02.2013

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector