Откуда берется агрессия у детей, и как с ней бороться

Откуда берется агрессия у детей, и как с ней бороться

Агрессивное поведение детей – вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.

Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность.

Вторично он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера.

Распространенность данного феномена определить затруднительно, поскольку каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков она возникает раньше, носит открытый характер. У девочек проявляется косвенно.

Откуда берется агрессия у детей, и как с ней бороться

Агрессивное поведение детей

Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам.

Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы.

Выделяют следующие группы причин агрессивности:

  • Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
  • Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
  • Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
  • Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
  • Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.

Физиологической основой агрессивности детей является дисбаланс процессов возбуждения-торможения ЦНС, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, отвечающих за контроль эмоций, поведения. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, «запаздывает» процесс торможения.

Психологическая база детской агрессивности – низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых навыков общения, зависимость от взрослых, неустойчивая самооценка. Детская агрессия – способ снятия напряжения при эмоциональных, умственных нагрузках, плохом самочувствии.

Целенаправленное агрессивное поведение ориентировано на получение желаемого, защиту собственных интересов.

Разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение ущерба окружающим, и аутоагрессию – нанесение вреда себе.

По этиологическому признаку выделяют реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивируемую внутренними импульсами.

Практическое значение имеет классификация по форме проявления:

  • Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные акты не осознаются либо отрицаются ребенком.
  • Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Наиболее распространенный вариант среди девочек-школьниц.
  • Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. Данная форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).

Базовые проявления агрессии наблюдаются у младенцев до года. У малышей 1-3 лет конфликты возникают из-за присвоения игрушек, других личных вещей.

Дети кусаются, толкаются, дерутся, кидаются предметами, плюются, кричат. Попытки родителей пресечь реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию.

У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция.

Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию взаимодействия.

Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы.

Младшие школьники имеют базовый уровень самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха.

Вместе с тем, они активно используют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности.

Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание.

У представителей обоих полов определяются признаки заниженной самооценки, депрессии.

В подростковом возрасте агрессивность возникает как результат гормональной перестройки и сопутствующей этому периоду эмоциональной лабильности, усложнения социальных контактов.

Возникает потребность доказывать свою значимость, силу, востребованность.

Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивными видами деятельности, либо принимает крайние формы – юноши и девушки дерутся, наносят соперникам увечья, совершают попытки суицида.

Частая агрессивность, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной семейной обстановкой закрепляется в качествах личности ребенка. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на основе гнева, озлобленности, обиды.

Развиваются акцентуации, психопатии – личностные расстройства с преобладанием агрессии. Возрастает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения, правонарушений.

При аутоагрессии дети наносят вред себе, предпринимают попытки самоубийства.

Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к врачу-психиатру, психологу формируется у родителей самостоятельно или после рекомендации педагогов.

Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы.

Объективное исследование включает применение специальных психодиагностических методов:

  • Анкеты, наблюдение. Родителям, педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение проводится по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность, причины.
  • Личностные опросники. Применяются для обследования подростков. Выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенные методики – опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
  • Рисуночные тесты. По особенностям рисунков определяется выраженность симптомов, причины, неосознаваемые эмоции. Используются тесты Несуществующее животное, Кактус, Человек.
  • Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, выявляют неосознаваемые, скрываемые переживания ребенка. Обследование проводится с помощью Теста фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки).

При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии. Применение медикаментов обосновано, когда гнев, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза).

Вылечить агрессивность навсегда невозможно, она будет возникать у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь разрешить личностные проблемы, обучить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций.

К распространенным методам коррекции относятся:

  • Игровые упражнения. Представлены экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листками гнева».
  • Тренинги коммуникации. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные стратегии общения, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для других. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
  • Релаксационные занятия. Направлены на уменьшение тревожности, эмоциональной напряженности – факторов, увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются восстанавливать глубокое дыхание, достигать мышечного расслабления, переключать внимание.

Агрессивное поведение детей успешно корректируется при совместных усилиях родителей, педагогов, психологов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный.

Чтобы предупредить закрепление агрессии как предпочтительного способа взаимодействия, необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы улаживания конфликтов мирным путем, относиться к ребенку с уважением, позволять проявления гнева в безопасной форме.

Не стоит акцентировать внимание на незначительных агрессивных поступках. Обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о действиях, но не о личностных качествах («ты поступил жестоко», а не «ты жестокий»).

Агрессиный ребенок. Детская агрессия и как с ней бороться?

Агрессия бывает в каждом человеке, и в маленьких людях тоже. Это — защитный механизм в ответ на раздражитель, например на опасную ситуацию. Для ребенка опасной ситуацией может стать мальчик во дворе, который пытается отобрать у него игрушку.

С помощью агрессии он защищается от вторжения в его пространство. Но иногда агрессия у детей может проявляться без видимых на то причин.

Что тогда делать родителям агрессивного ребенка? Информация для статьи предоставлена дефектологом, психологом и логопедом Дарьей Бузмаковой.

Причины детской агрессии

Откуда берется агрессия у детей, и как с ней бороться

Иногда может показаться, что у ребенка абсолютно отсутствуют причины для агрессии. Но почему тогда он нападает, обзывается и ему импонируют больше отрицательные персонажи мультфильмов и сказок? Может дело в неправильном воспитании? Конечно, нет! Это значит, что в жизни ребенка есть раздражитель, который становится катализатором такого поведения.

Прежде чем ругать ребенка за скверное поведение и пытаться перевоспитать, стоит проанализировать домашнюю обстановку и атмосферу в семье.

Если родители часто ругаются, то ребенок может воспринять это на свой счет. По мнению малыша, если мама с папой ругаются, значит виноват в этом он.

«Если ты не прекратишь баловаться, я уйду и ты будешь один» — фраза многих родителей. Мама и папа должны знать, что страх разлучения с родителем- самый сильный. Поэтому с такими словами нужно быть поосторожнее.

Бывает, источником агрессии могут стать другие дети-агрессоры, которые провоцируют ребенка. Тогда малышу приходится быть в постоянном состоянии самозащиты. Или же воспитатель или учительница «успокаивает» детей с помощью угроз.

Порой родители, сами того не замечая, запрещают ребенку выражать свои эмоции. Они это делают, используя фразы: «Ты же мальчик, чего ревешь?», «Ой, ты такая некрасивая, когда плачешь!» и т.д. Такие ограничения на выражение эмоций приводят к тому, что чувства ребенка не прорабатываются. Тогда они выливаются путем агрессии.

Читайте также:  Блины для маленьких малоежек: рецепты и идеи

Чаще всего ребенок находится в состоянии тревоги и постоянного стресса из-за чрезмерной опеки родителей. «Не ходи туда, там опасно!», «Не лезь на горку — упадешь!» — эти просты фразы могут заставить ребенка бояться любой опасности, из-за чего у него возникает защитная реакция — агрессия.

Порой ребенок пытается привлечь внимание ребенка путем укусов, драк, щипков, пинков по отношению к родителям. Иногда он может проявлять агрессию и по отношению к себе — биться головой об стену, ударять себя, расцарапывать свою кожу или дергать за волосы.

Как бороться с агрессией у ребенка?

Откуда берется агрессия у детей, и как с ней бороться

Любые эмоции, в том числе и негативные, ни в коем случае нельзя подавлять! Их необходимо уводить в правильное русло. Для этого можно использовать специальные игры.

Игра «Ругаемся овощами»

Предложи своему ребенку немного поругаться, но не плохими словами, а названиями овощей.

Пример: «Ты — тыква», «а ты — перец», «а ты — кабачок» и т.д.

Родителю также стоит вспоминать об этой игре, когда он хочет за что-то отругать своего ребенка. Это поможет подбирать правильные выражения в порыве родительского гнева.

Игра «Драка подушками»

Игра отлично подходит для ребенка, который предпочитает выражать агрессию кулаками. Предложи малышу устроить драку подушками. Для этого можно поставить веселую музыку и вооружиться подушками помягче. Главное правило — бить только подушкой. Ругаться и использовать другие методы драки — запрещено. Нарушил правила — игра закончена.

Игра «Снежки»

Приготовьте снаряды из скомканной бумаги и бросайтесь друг в друга, не забывая уворачиваться и прятаться за диван и шкаф. Детей такая «война» очень затягивает, поэтому приготовьтесь играть очень долго.

Игра «Фейерверки»

Для игры понадобится как можно больше цветной бумаги. Правила очень простые — даете ребенку бумагу на «растерзание» и предлагаете нарвать ее на маленькие кусочки.

Желательно, чтобы бумаги было как можно больше, потому что ребенок должен выпустить всю негативную энергию, пока не пропадет к занятию интерес. Потом просто подкидывайте вверх кусочки бумаги.

После игры соберите вдвоем все бумажки с пола.

Игра «Катаем мячик»

Возьмите теннисный мяч и положите его на стол. Задача игры — дуть на мячик, чтобы он катился. Для того, чтобы усложнить игру, можно придумывать различные траектории и дуть так, чтобы мячик катился по ним. Эта игра помогает ребенку расслабить все мышцы и успокоиться, так как глубокий вдох и выдох здесь обеспечен.

Игра «Шторм»

Эта игра отлично подходит для купания. Возьмите глубокую и широкую миску и заполните ее водой. Предложите ребенку устроить в ней небольшой шторм, чтобы на воде появлялись волны. Для этого он должен дуть на воду.

Игра «Повелитель ветра»

Еще одна игра на дыхание. Ребенок и мама садятся друг напротив друга. Взрослый говорит малышу, что теперь он повелитель ветра. Задача ребенка — дуть как можно сильнее, а мамы — притворяться, что ее сносит с места от такого сильного ветра.

Агрессивное поведение детей: советы психолога

Здоровье » Здравоохранение

Основы агрессивного поведения ребенка могут быть заложены при его рождении. О причинах возникновения детской жестокости «Правде.Ру» рассказал научный сотрудник Института психологии РАН Татьяна Тихомирова.

Причины агрессивного поведения у детей

— Вопрос о жестокости очень сложный и многогранный. И дело не только в том, как и от кого это передается, проблема в том, что вообще понимать под термином жестокость. В психотерапии есть такой вариант объяснения — это защитный механизм собственной:

Главный детский психиатр: почему дети становятся психами

  • неполноценности
  • ущербности
  • психического неудобства.

Если ребенок в семье, в детском саду чувствует неудовлетворенность в:

то выход негативной энергии происходит в виде агрессии.

Решающую роль в формирования поведенческих установок играет семья. Если ребенок, приходя из детского сада, начинает ругаться матом, его дальнейшее поведение будет зависеть от того, как прореагируют в семье на эти слова. Чаще всего истоки агрессивного поведения формируются тогда, когда ребенок уже начинает видеть и анализировать межличностное общение родителей.

Если папа кричит, повышает голос на маму, ребенок усваивает такой тип агрессивного поведения между близкими людьми. Так что недаром есть выражение: «все из семьи».

Винить в формировании агрессивного поведения:

  • детский сад
  • школу
  • образовательные учреждения

бессмысленно. Проявления агрессии присущи всем, только происходит это по-разному. Умение педагога:

  • сдержать агрессию
  • создать положительную мотивацию к обучению
  • организовать общение в классе

играет важную роль. Но все сто процентов ответственности на него не стоит перекладывать.

Откуда берется агрессия у детей, и как с ней бороться

Решающую роль в формирования поведенческих установок играет семья

Поэтому, говоря о причинах формирования агрессивного поведения ребенка, можно выделить две основных:

  1. ребенок копирует способы поведения своих грубых и жестоких родителей
  2. защитный механизм, протест против неудач в общественной жизни.

Подростковая агрессия

— Могут ли оказывать влияние на проявление агрессии возрастные особенности?

— В подростковом возрасте идут мощные гормональные всплески, ребенок хочет себя реализовать как лидер. И если по каким-то причинам этого не происходит, у 12-летнего подростка возникает желание обидеть кого-либо и таким образом привлечь к себе внимание. Такая деформация нормального поведения означает одно — срабатывает защитный механизм.

Почему какой-то ребенок, если его учитель выгоняет из класса, плохо себя ведет? При работе с психологом выясняется, что у него заниженная самооценка, и таким образом он себя реализует. Как правило, такие случаи имеют печальное окончание.

— Получается, что понятие «трудный подросток» можно рассматривать под разным углом зрения: кто для кого труден — он для общества или общество для него?

— Занимаясь изучением творческих способностей детей,

я пришла к выводу, что оригинальные, с высокими творческими способностями дети неудобны.

В моей практике был потрясающий случай по своей абсурдности: ребенка третьего класса посадили на таблетки, сказав, что он:

  • глуп
  • жесток
  • всех бьет и так далее.

Результаты тестов показали высокий уровень интеллекта и творческих способностей. И учитель попросил не говорить этого никому. Коллектив провоцирует агрессивное поведение одного из его членов.

Откуда берется агрессия у детей, и как с ней бороться

В воспитании должен присутствовать здоровый авторитаризм

Еще один «стимул» агрессии — деление на:

Особенно ярко это проявляется в младших классах. Когда ребенок приходит:

  • с дорогим мобильным телефоном
  • в красивой одежде
  • с множеством современных аксессуаров

вот тогда и начинается: отнял, бросил, ударил. Так рождается своеобразный протест против неофициального неравенства.

— Может ли способствовать росту агрессии внутренняя политика страны? Например, в США, где не редки случаи вооруженного нападения на студентов колледжей, разрешена продажа оружия.

— В государстве должны работать сдерживающие факторы, но они не должны превращаться в тотальное давление, например, как было раньше — не примут в комсомол и так далее.

Нужны нормы, которые опираются и на законы общества, и на интерес. Например, сейчас есть мода на интеллект. Раньше все списывали друг у друга, а сейчас такого «повального греха» нет, так как дети понимают, что если спишешь, не поступишь в институт и не заработаешь много денег.

Демократия — это палка о двух концах. В плане семейной психологии демократические отношения необходимы, но ребенка до какого-то возраста нужно «пеленать», в воспитании должен присутствовать здоровый авторитаризм. В моей консультационной практике был поразительный случай, когда один папа демократического настроя никак не мог объяснить сыну, что он от него хотел.

Когда по моему совету он наказал его, поступил авторитарно, отношения сразу наладились. До определенного возраста детям нужна ограничительная планка.

Это же касается и средств массовой информации, которые оказывают сильное влияние на формирование мировоззрения молодого человека. В СМИ должна быть здоровая цензура.

— Как бороться с проявлением жестокости, как предупредить ее?

— В школы нужно приглашать специалистов, которые помогут найти выход отрицательной энергии, эмоциональной разгрузки детей.

В современной школе тяжело и детям, и учителям. Посмотрите на любую экскурсию в Пушкинском музее, школьники не могут спокойно слушать экскурсовода, они начинают топтаться на месте, играть с мобильными телефонами. Это следствие информационной перезагрузки, дети в основном все невротики .

Я вижу решение проблемы в:

  • организации психологических тренингов
  • организации психологических консультаций
  • популяризации психологической науки среди родителей, учителей и детей.

В то же время в семьях, где брат с сестрой начинают друг друга колотить, нужен здоровый авторитаризм со стороны родителей: запретить ребенку обижать младшего.

Большую роль в психологической разгрузке играет занятие спортом. Спорт:

  • тренирует характер
  • дает выход негативной энергии и эмоциям.

В определенной степени агрессия нужна для того, чтобы постоять за себя. И чтобы она не переросла за рамки разумной, чтобы гнев не стал слепой яростью, лучше уж пусть он превратиться в спортивную злость, достойный выход которой всегда будет найден.

  • Инструктор по счастью
  • Названы 13 признаков высокого интеллекта

Детская агрессия. Причины и коррекция детской агрессии

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, наносит вред объектам нападения (одушевленным и неодушевлённым), приносит физический и моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

Читайте также:  Стресс матери и кормление грудью

Откуда берется агрессия у детей, и как с ней бороться

Причинами агрессивных качеств у ребенка могут быть:

  • Соматические заболевания;
  • Заболевания головного мозга;
  • Особенности воспитания, которое стоит анализировать с первых дней жизни (например, резкое отлучение ребёнка от груди, когда общение с матерью сводится до минимума, могут сформировать такие качества, как тревожность, агрессивность, подозрительность, эгоизм);
  • Характер наказаний (здесь можно говорить о двух методах воздействия: строгость и снисхождение. Парадокс состоит в том, что агрессивные дети встречаются как у слишком мягких, так и у жестких родителей);
  • Резкое подавление агрессивных реакций (зло порождает зло, а агрессия – агрессию);
  • Игнорирование агрессии ребёнка (очень скоро наступает понимание дозволенности такого поведения).

Агрессивные формы поведения детей зачастую являются трансляцией опыта общения со взрослыми. Важно найти «золотую середину» и научить своего ребёнка справляться с агрессией.

Необходимо обратиться к детскому психологу, если Ваш ребёнок часто:

  • Не контролирует себя;
  • Спорит, ругается со взрослыми;
  • Не выполняет установленные и требуемые правила;
  • Специально раздражает людей;
  • Обвиняет других в своих ошибках;
  • Рассержен и отказывается сделать что-либо;
  • Мстителен и завистлив;
  • Очень чувствительно реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Предположить наличие чрезмерной агрессии у ребенка можно в том случае, если у него проявляются в поведении хотя бы четыре из перечисленных признаков.

Психологи нашего Центра проведут диагностическую работу, дадут рекомендации для родителей по воспитанию и построят программу коррекции агрессивного поведения, которая проводится в трёх направлениях:

  1. Работа с гневом. Обучение приемлемым формам выражения гнева.
  2. Обучение навыкам распознавания и контроля своего эмоционального состояния.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию и.т.п.

Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

  • Безопасная утилизация агрессии

Консультация на тему Агрессивность ребенка и как с ней бороться

  • Консультация на тему:
  • «Агрессивность ребёнка и как с ней бороться»
  • Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.
  • Как агрессивность проявляется у детей?
  • Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае — это реакция борьбы за выживание.
  • Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.
  • Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его “ исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».
  • Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.
  • В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.
  • У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек – негативизм и вербальная агрессия ( сплетни, критика, угрозы, ругань ).

Всегда ли это плохо?

Не всегда. В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни.

Это-настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, и поощрение ее положительных проявлений.

Причины детской агрессивности.

Агрессия может возникать в следующих случаях:

  • как реакция на фрустрацию. Это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия.
  • как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих нужд.
  • Как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, литературных, кино- и телегероев).

Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).

Мультфильмы или компьютерные игры?

Сколько примеров агрессивного поведения ребенок может усвоить из них? Часто мы не задумываемся о вреде той или иной игры, в которую часами может играть наш ребенок, или сажаем ее перед телевизором, чтобы заняться своими делами, а в это время на экране демонстрируют совсем не детские и не полезны мультфильмы и передачи.

Поэтому тщательно следите за тем, что просматривает ваш малыш. А компьютерные игры следует вообще исключить в столь раннем возрасте, он еще успеет наиграться.

Читайте ребенку книги, энциклопедии, вместе лепите из пластилина, конструируйте и воздвигайте дворцы и крепости, собирайте самолеты и корабли. Что касается выбора мультиков, то согласитесь, что все-таки добрые советские мультфильмы значительно гуманнее современных американских и прежде, чем показать ребенку мультик, просмотрите его сами.

Когда нужна помощь специалиста?

Специального вмешательства требуют два типа агрессивности ребенка:

Первый — когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но всегда требует специального лечения у психоневролога.

Второй – гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, все и вся задевает, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов.

Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным.

Такой импульсивный ребенок – предмет забот врача, который может предписать нужные лекарства.

Предупреждение агрессивности

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

  • Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.
  • Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию. Пусть он порезвится один или с приятелем. Не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела. Пусть его энергия расходуется в «мирных» целях: спорт, научные кружки, «мастерилки» и т.п..
  • Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.
  • Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками. В совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.
  • Не прибегайте к физическим наказаниям.
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений своих коллег, разработок планов ,мести.

Лечение агрессивности

Для лечения агрессивности годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Для ребенка такого типа одно лишь ласковое слова может снять его озлобление. Не считайте такого ребенка ,,испорченным,,.

Если вы начинаете так думать, у вас может возникнуть чувство отчуждения, непринятие ребенка.

Это обязательно почувствует и он, а ощущение одиночества среди самых близких может привести к тому, что ребенок станет очень трудным.

От агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а часто и страхе. Все это делает ребенка несчастным. Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас.

Что такое аутоагрессия?

Значительно лучше, когда ребенок выплескивает свои эмоции, дает выход своей злости. Ведь часто, благодаря нашим строгим запретам, малыш не проявляет своего агрессивного поведения. Ребенок может специально бить себя, нанося себе боли, вести себя так, чтобы вызвать негативную реакцию взрослого.

Такая скрытая агрессия рано или поздно может отразиться на детском здоровье. Мы все понимаем, что когда у нас все внутри кипит — будь то радость или злость — мы должны позволить выйти этому наружу.

Очень опасной является ситуация, когда нет выхода эмоциям, и они обращены на себя. Это так называемая — аутоагрессия. Если мы злимся и не даем выхода своим переживаниям, накапливая их в себе, рано или поздно этим эмоциям придется выйти наружу — это приведет к негативным последствиям.

Причины детской агрессии и как с ней бороться

Причины детской агрессии и как с ней бороться

Детская агрессия

Очень мало на свете родителей, которые так или иначе не сталкивались бы с детской агрессивностью, не изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева и крушащего детской лопаткой все вокруг. В большинстве случаев детская агрессия абсолютно естественная вещь. Проблема не в самой детской агрессивности как реакции на внешние раздражающие факторы, а скорее в способах ее выражения.

Что такое агрессия?

Слово «агрессивность» образовано от латинского aggression – нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Агрессия – это эмоция, а любая эмоция имеет телесное выражение – напрягаются определенные группы мышц.

Например, при агрессии напрягается все тело, а руки сжимаются в кулаки. Наше тело мобилизуется для атаки. И если дальше ничего не происходит, злость и гнев так и остаются в теле в виде напряжения. Подобное напряжение является разрушительным особенно для организма ребенка, оно может привести к различным соматическим заболеваниям.

Поэтому очень важно дать возможность ребенку отреагировать свой гнев в приемлемой форме. На самом деле любое негативное поведение ребенка — это крик о помощи. Дети не могут, как взрослые, сидеть спокойно на стуле и разговаривать о том, что их беспокоит. Они просто не знают слов, с помощью которых могли бы описать свои мысли и чувства.

Поэтому они проигрывают свои переживания в играх или показывают их нам какими-то действиями. Это выражается в нарушении поведения ребенка.

Читайте также:  Отказные дети: почему им нет места в своей семье?

Причины детской агрессии

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:

  1. Огромную роль в появлении агрессии у детей играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Также возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, различные нарушения интеллектуального и психического развития.

    Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. Чувство страха и недоверия к окружающему миру. К первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувство доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и тревоги.

    Если ребенок имел негативный опыт отношений с людьми, или мама испытывала страх и находилась в тревоге за свое, а, следовательно, и за его будущее, то малыш, для которого еще нет разделения на «я» и «не я», наполняется теми же чувствами, и его первый опыт взаимодействия с окружающим говорит ему о том, что здесь не так уж безопасно, поэтому он начинает защищаться. Агрессивные вспышки таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными.

  2. Негативное самовосприятие: «Я плохой, и я веду себя, как плохой». Но, ведя себя плохо, такие дети крайне болезненно реагируют даже на мягкую критику. Она звучит для них как «ты плохой». Одно из средств против этого – «я-сообщение».

    Нужно говорить не «ты меня убиваешь, когда так делаешь», а «мне очень плохо, когда ты так делаешь»; не «ты мешаешь», а «знаешь, всем детям плохо, когда ты шумишь». Т. е.

    реагировать не на личность, а на конкретный поступок и помочь ребенку это понять.

  3. Усталость. Дети, склонные к перевозбуждению, у которых разбалансированы нервные процессы, часто не могут самостоятельно справиться со своей энергией. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом. Если ребенок склонен к перевозбуждению, все подвижные игры прекращайте за 2 часа до сна. Полезен теплый душ и дневной отдых (особенно летом).

  4. Социальное научение (пример взрослых, киногероев и т. д.). Ребенок, с которым жестоко обращались, может повторять эту поведенческую модель: «Как обращались со мной, так я буду обращаться с другими».

    Если ребенок жил в семье, где часто сорились, кричали друг на друга, то он будет делать то же самое, уже находясь в другой среде.

    Если ребенок часто смотрит боевики, он усваивает пример всепобеждающего супермена, для которого не существует никаких законов

Часто причиной агрессии является реакция на запреты взрослых. Это связано с тем, что взрослые вынуждены в некоторых ситуациях запрещать ребенку вести себя определенным образом.

Здесь родителям важно учитывать два момента: -во-первых, важно научиться грамотно устанавливать запреты и границы; -во-вторых, важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят.

Поэтому важно правильно сформулировать свой отказ, например: «Малыш, я тебя очень люблю, но я тебе не позволяю этого делать, потому что……».

  1. Требование внимания. Дети, на которых мало обращают внимания, которые испытывают недостаток любви родителей (это и в благополучных семьях бывает), как бы говорят: «Ах, так? Ты меня не замечаешь? Ну, я тебе не дам о себе забыть!» Для них важен любой знак внимания, даже негативный.

  2. Проявление жажды власти. Дети, которые научились выживать, нападая на всех и нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень приятно — быть главным, сильным, когда тебя все слушаются и все боятся.

    Чтобы работать с таким ребенком, нужно завоевать авторитет. Значимыми для него являются справедливость и сила.

    Когда ваш авторитет доказан, нужно уметь вовремя твердо сказать ребенку: «Я не позволю тебе этого делать».

  • 7. Также на появление агрессии влияет:
  • — негативизм матери (ее отчужденность, равнодушие, постоянная критика);
  • — безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);
  • — суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление).
  • Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное поведение предотвратить?
  1. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: «Если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!». Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации.

  2. Родителям необходимо самим контролировать свои собственные агрессивные импульсы (иначе их дети вырастут драчунами и забияками).

  3. Научите ребенка выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек или действий, безобидных для окружающих, в спорте. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью..

  4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками — обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

  5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь

  6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве

  7. Установите социальные правила поведения в доступной для ребенка форме, например: «Мы никого не бьем, и нас никто не бьет», а также исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

  8. Хвалите ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

  9. Беседуйте с ребенком о его поступке. Беседуйте без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.), когда ребенок настроен услышать вас. В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов («стыдно» и др.).

Несколько приемов, которые помогут снять вербальную (речевую), физическую агрессию, выплеснуть гнев, снять эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло:

Игра «Два барана»

Необходимо стать в пару с ребенком и сказать текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Игра «Сражение»

Заранее заготовить маленькие мячики (скомканные бумажки). Можно использовать различные мягкие модули, построить заграждения и одновременно или поочередно друг на друга нападать.

«Волшебная подушечка»

Такая подушечка хорошо снимает напряжение при нарастающей вспышке гнева. Можно изготовить самим.

Необходимо сшить небольшую подушку, наполненную тканевыми кусочками, завязанными в узелки, можно пришить ручки и ножки, лицо делать не обязательно. Такая подушка называется «Упрямка».

И когда ребенок злится, упрямится, можно предложить ему кулачками бить по подушке, чтобы разбить все «упрямки». Родители могут помочь ребенку и присоединиться. Можно смеяться и кричать.

«Обзывалки»

Данное упражнение снимает вербальную агрессию. Можно со злостью обзываться друг на друга, но использовать только названия овощей, фруктов или ягод.

Игра «Ты где?»

Для того чтобы вернуть ребенка в настоящую реальность, для фиксации настоящего, совершенно неожиданно в любое время дня задаем ему вопрос: «Ты где?», ответ должен начинаться со слов «Я здесь!».

Не сразу, но после несколько таких попыток, сначала несколькими словами или предложениями ребенок начинает рассказывать вам, чем он занят в настоящее время, таким образом вы возвращаете его в «здесь и сейчас». «Я здесь! Сижу на кровати, обнявшись с подушкой.

Она мягкая и от нее пахнет свежестью. Рядом сидит кошка и мурлычет мне под ухо…»

  1. Игра «Отпечатки»
  2. Окунаем пальчик в краску и ставим отпечаток пальцев на лист бумаги и задаем ему вопрос: «Что нужно дорисовать к нему чтобы получился зайчик, поросенок, солнышко?»
  3. Детская агрессия: когда поможет только психолог

Если вы не справляетесь с агрессивностью вашего ребенка, то есть, если чувствуете неуверенность в том, как поступить, сами срываетесь и кричите на ребенка, а потом испытываете чувство вины, и вам кажется, что вы уже перепробовали все методы воспитания – это, конечно, повод для обращения к психологу. Чем раньше вы заметили трудности, которые возникают у вас и вашего ребенка в отношениях с другими людьми, – тем проще исправить ситуацию, тем быстрее вы сможете вместе со специалистом найти решение ваших проблем.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector