От чего зависит успех взаимопонимания родителей и детей?

Семейные отношения откладывают отпечаток на жизнь ребенка. Это происходит, потому что модель поведения, заложенная в детстве, проявляется во многих аспектах, даже если она далека от идеала. Родители имеют самое большое влияние на детей, поэтому их задача — сформировать гармоничные отношения.

Понятие семьи и семейных отношений

От чего зависит успех взаимопонимания родителей и детей?

Нормальным считается факт, что семейная пара, готовясь стать родителями, хочет дать малышу все самое лучшее. Отец и мать должны осознавать, что будут нести ответственность за детей, но повторяют модели поведения, принятые в их семьях. Межличностные отношения родителей — это принципы общения, существующие в семьях детей.

Психологический климат — важнейшая функция семьи.

Психология отношений между родителями и детьми включает:

  1. Взаимное доверие — полное спокойствие, когда дети и родители не сомневаются друг в друге. Отсутствие доверия становится главное причиной одиночества человека, вступившего во взрослую жизнь. Возможно, корни проблемы заложены в семейных отношениях.
  2. Сочувствие, поддержка. Данные качества позволяют ребенку чувствовать себя спокойно в обществе родителей. Эмоциональное благополучие требует физического контакта, прежде всего поглаживаний, поцелуев, объятий.
  3. Рациональная оценка деятельности. Внимание родителей, которое уделяется занятиям малыша, должно включать одобрение, подсказку, сочувствие. Успех — личный, профессиональный — складывается совместными усилиями.
  4. Адекватные требования. Ребенок должен четко осознавать свои обязанности, выполнять их. Семьи, где нет разграничения ответственности, дети испытывают дискомфорт, мечутся между желанием угодить родителям и непониманием своего места в семейной иерархии.

Потребность в оценке деятельности часто подразумевает желание малыша почувствовать родительское понимание, поддержку, внимание. Отсутствие реакции влечет за собой низкую самооценку, неуверенность, ребенок пытается найти понимание вне семейных отношений, часто опасными способами.

Понятие «родительские отношения»

Отношения между родителями — пример для маленького члена семьи, поэтому они должны развиваться, улучшаться. Основы личности закладываются до семилетнего возраста. Далее изменить что-либо можно будет с помощью профессионалов, но это занимает больше времени, сил, энергии.

Психология детско-родительских отношений включает:

От чего зависит успех взаимопонимания родителей и детей?

  • совместную деятельность;
  • общение;
  • влияние детей на отношения между родителями;
  • влияние родителей на формирование личности малыша.

Отношения бывают благополучные и неблагополучные. Первый случай — детей уважают, им доверяют, учитывают мнение. Второй — отсутствие взаимоуважения, понимания, доверия.

Выделяют несколько типов отношений:

  • сотрудничество, учитывающее потребности каждого члена семьи;
  • соперничество, где каждый стремится занять лидирующую позицию, лишая тем самым остальных членов внимания, цель — реализовать потребности любыми способами;
  • конфронтация — стремление главенствовать, доказывать свою значимость в ущерб интересам остальных членов семьи;
  • союзничество — предполагает получение выгоды всеми людьми, входящими в ячейку;
  • антагонистические отношения — неприятие мнения, желаний, потребностей другого человека, независимо от его статуса в семье.

Психоанализ — первое научное направление, которое заинтересовалось детско-родительскими отношениями, выявило степень влияния воспитания на человека.

Воспитательные позиции взрослых — главный фактор, формирующий личностные качества, характер, эмоциональный фон воспитанника. Воспитательные позиции бывают:

От чего зависит успех взаимопонимания родителей и детей?

  1. Оптимальные, отвечающие требованиям адекватности, умению родителей видеть потребности ребенка, организацию его душевного мира, прогнозировать возрастные изменения, связанные с потребностями. Родительская гибкость — умение перестраивать собственное поведение, чтобы найти подход, прогностически повлиять на поступки воспитанника.
  2. Неоптимальные. Проявления гибкости утрачены, поведение отличается неизменностью, не учитывает меняющуюся обстановку, условия жизни, возраст. Неосознавание потребностей личности, неадекватная оценка психологического состояния, неумение предвидеть поведение, действовать на опережение.

Воспитательные позиции поддаются коррекции, но это требует внимательного отношения к советам профессионала, практическому применению, анализа личного поведения, высказываний, требований, выдвигаемых детям.

Принципы отношений взрослых и детей

Принципы семейных отношений складываются из условий жизни. Полные и неполные семьи отличаются укладом, подходом к воспитанию, разным эмоциональным фоном.

Роль ребенка определяется несколькими шаблонными наборами, относящимися к ребенку. Выделяют 4 основные роли, которые он выполняет:

От чего зависит успех взаимопонимания родителей и детей?

  • любимчик, при этом чувства родителей друг к другу отсутствуют, все эмоции направлены на ребенка;
  • козел отпущения, который притягивает негативные чувства родителей по отношению друг к другу;
  • примиритель, занимающийся решением родительских проблем, сглаживающий острые углы;
  • бэйби — роль, навязанная воспитаннику в том случае, если супруги слишком близки один другому, он всегда остается маленьким мальчиком или девочкой.

Другие авторы выделяют следующие роли:

  1. Ребенок-обуза. Формирование личности происходит в атмосфере ненужности, отчуждения.
  2. Раб. Прививаются качества подчинения родителям, необходимости выполнения всех задач, независимо от желаний ребенка.
  3. Оружие. Часто матери или отцы используют ребенка для шантажа, чтобы получить желаемое, подчинить своей воле другого человека.
  4. Любовник, заместитель мужа. Мать настаивает на полной откровенности, требует отречения от личной жизни, связывает ребенка узами любви.

Существует два противоположных принципа, определяющих внутрисемейные отношения:

  1. Эмоциональные отношения любви, принятия. Малышу достается много внимания, уделяется время.
  2. Неприятие, отчуждение. Присутствуют жестокость, нежелание проводить время, игнорирование элементарных потребностей, ненависть.

Соответственно, выделяются несколько типов общения, которые формируют свойства личности. Специфика отношений учитывает, с одной стороны, глубокую внутреннюю связь, с другой — оценку поведения, деятельности, суждений, поэтому периодически возникающие конфликтные ситуации — обычное явление даже в нормальных семьях.

Родительский контроль обостряется под влиянием беспокойства о будущем воспитанника, заботе о здоровье. Данные факторы вызывают внутреннее напряжение обоих сторон, превращая детей в объекты воспитания.

Классификация стилей воспитания в психологии

Система воспитательных приемов — это неосознанный набор методов. Осознание включает:

От чего зависит успех взаимопонимания родителей и детей?

  • понимание целей воспитания;
  • выбор приемов;
  • постановку задач;
  • анализ методов, учет опыта.

Существует 5 основных типов воспитательного воздействия:

  1. Опека. Все потребности малыша обеспечивают родители, лишая его самого инициативы, возможности проявить заботу о себе. Результатом такого воспитания оказывается полная неприспособленность человека к жизни. Самостоятельность ребенка блокируется.
  2. Диктатура. Признаки диктата — принуждение, игнорирование интересов ребенка, физическое или моральное издевательство при попытке проявить сопротивление.
  3. Невмешательство или либерализм. Одна сторона вопроса — учет интересов взрослых и детей, с другой — холодность, неумение родителей учиться общению, эмоциональная отдаленность.
  4. Сотрудничество — самое конструктивное сообщество близких людей, где каждый вправе обратиться за помощью.
  5. Паритет — группа, в которой члены семьи действуют по плану, обеспечивающему получение желаемого всеми людьми.

В неполных и полных семьях воспитанием занимаются матери. Роль отца — финансовое обеспечение потребностей ячейки.

Последствия разных стилей воспитания и способы их сгладить

На отношения «родители — ребенок» влияют несколько факторов:

От чего зависит успех взаимопонимания родителей и детей?

  1. Личный опыт воспитания самих родителей. Во взрослую жизнь люди приносят недостатки и достоинства воспитательного процесса, который существовал в детском возрасте. Например, появление младших членов семьи оценивалось как негативное явление, потому что все внимание родителей было приковано к младшему. Появляется идеализация детского возраста, чрезмерная опека, желание продлить детство ребенку. Результат — ограничение самостоятельности, воспитание потребительского отношения, эгоизма. Осознание ошибки приходит после консультации, в ходе которой родителям рекомендуется давать больше свободы детям, понимание трудностей, встречающихся на пути личностного роста. Дети сами принимают решения, родители поддерживают их, независимо от правильности сделанного выбора.
  2. Стремления родителей, нереализованные в детстве — отсутствие достижений. Такой внутренний настрой препятствует социальной адаптации ребенка, его принуждают больше времени находиться дома, оказывать внимание членам семьи. Результат — подросток отдаляется, много времени проводит вне дома с чужими людьми. Цель психолога — выявить детские проблемы родителей, привести к осознанию собственных нереализованных планов, возможно, поставить перед фактом, что никогда не поздно заниматься каким-либо видом деятельности. Такой подход переключает внимание родителей на себя, освобождая ребенка от постоянного контроля.
  3. Привязанность. Страх остаться одиноким вынуждает мать или отца требовать внимания ребенка. Возможно, детство родителя прошло в неполной семье, ощущался дефицит мужского, женского внимания. Оценка поведения воспитанника складывается на основе того, создает он родителям требуемое эмоциональное ощущение или нет. Родителям требуется проработать данный аспект, после чего отношения улучшаются.
  4. Личностные характеристики взрослых, окружающих малыша. Отсутствие понимания, гибкости, приводит к конфликтам подросткового возраста. Взрослым пора перестать воспринимать сына, дочь маленькими.
  5. Плохие отношения или отсутствие таковых со вторым родителем ребенка может вызывать внутреннюю борьбу, желание изменить человека посредством воздействия на отпрыска. Ребенок не понимает, чем вызвано поведение, например, матери, он вынужден психологически закрываться. Осознать, принять ситуацию — единственный выход, чтобы не разрушать отношения с сыном, дочерью.

Влияют на отношения обстоятельства рождения малыша — нежелательная беременность, тяжелые роды, длительная болезнь, несоответствие пола ожидаемому. Эти моменты способны вызвать отчуждение, отвержение родителем ребенка.

Особенности воспитания в нынешнее время

От чего зависит успех взаимопонимания родителей и детей?

Наличие большого количества воспитательных заведений внушает родителям мысль, что другие люди способны заменить ребенку дом, внимание родителей, их авторитет. Такая же ситуация складывается, когда малыша надолго оставляют няне, бабушке. Важно понимать, что последствия воспитания лягут на плечи родителей.

Читайте также:  Дети и спорт: как выбрать подходящую секцию?

От чего зависят гармоничные взаимоотношения родителей и детей — Психолог

Детско-родительские отношения в своём идеале насыщены теплотой и любовью (здесь важно не путать любовь и заботу,От чего зависит успех взаимопонимания родителей и детей? чрезмерная забота больше напоминает гиперопеку), симпатией, доверием детей и родителей друг к другу, ощущением своей нужности друг другу. Это эмоциональная сторона. Высокий родительский авторитет, уважение детей и родителей друг к другу, взаимопонимание, удовлетворённость своей родительской ролью – когнитивная (умственная) сторона этих взаимоотношений.При сложных, психологически запутанных, трудных взаимоотношениях родительский авторитет снижен, взаимопонимание отсутствует, уважение заменено претензиями и требованиями, конфликты, скандалы – частые гости в такой семье. Отчуждение родителей и детей друг от друга, когда каждый живёт своей жизнью — неизбежная часть таких нарушенных отношений.

Что же влияет на взаимоотношение родителей и детей?

ожидания родителей относительно ребёнка (каким будет их ребёнок),- темперамент,- уровень импульсивности и саморегуляция родителей и детей,- соответствие стиля воспитания родителей личности ребёнка,родительский авторитет, позиция родителя по отношению к ребёнку: «сверху, снизу или наравне,Ожидания родителей относительно ребёнкаЕщё до и во время беременности у родителей могут быть мечты, фантазии, предположения о том, каким будет их ребёнок. Как правило, они не совпадают с тем, кто у них рождается и с тем, кем он становиться. Например, родитель мечтал о мальчике, а родилась девочка, или родители были уверены, что их ребёнок будет спокойным, а он оказался очень активным, непоседливым и шабутным, или родители, несомневавшиеся, что их ребёнок непременно получит лучшее образование, столкнулись с тем, что он вообще не хочет учиться, и теперь аттестат их отпрыска представляется чем-то запредельным.Детско — родительские отношения здесь нарушаться, если родители будут в воспитании отходить не от способностей и особенностей ребёнка, попытаются переделать его. Например, станут раздражаться при сильной активности своего чада, или отдадут в математический лицей или  школу с углублённым изучением английского языка при полном отсутствии к этим наукам у него способностей. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

ТемпераментДля гармоничных взаимоотношений важно, чтобы люди подходили друг другу по темпераменту. Однако как быть родителям и их детям при несовместимости темпераментов, ведь темперамент дан человеку природой, и изменить его в процессе жизни невозможно. Важно выстраивать детско-родительские взаимодействия, учитывая особенности своего темперамента и темперамента своего ребёнка.Проявления темперамента у плода заметны ещё во время беременности. На основе темперамента формируется характер. Теорий темперамента достаточно много, наиболее знаменита теория Гиппократа. Согласно этой теории типы темперамента отличаются друг от друга силой эмоций и их продолжительностью. Гиппократ выделил четыре типа темперамента: холерики, меланхолики, сангвиники и флегматики.

Холерики и меланхолики

– люди с сильными, яркими эмоциями и чувствами. Однако у холериков эмоции и чувства неустойчивы и непродолжительны, они быстро «загораются» и также быстро «гаснут», а у меланхоликов они длительны. Друзей у меланхоликов немного, зато это друзья навек. Сильные чувства меланхолики способны сохранять всю жизнь, поэтому они однолюбы или помнят прошлые отношения очень долго. Они тонки в своём восприятии, впечатлительны, склонны к мечтаниям, меланхолиям и депрессиям. Люди с «чёрной желчью» – так их называл Гиппократ.Холерики взрывчаты, суетливы, торопливы, их чувства сильны, но в отличие от меланхоликов они быстро проходят. Холерики активны, стремительны, деятельны, однако часто с ними очень сложно – они слишком дёрганные. «Люди с жёлтой желчью» — так их называл Гиппократ. Главное их отличие от других типов темпераментов – высокая скорость реакций и сильные, но непродолжительные эмоции и чувства.Флегматики и сангвиники – обладатели слабых эмоций и чувств. Однако у флегматиков эмоции длительны, а у сангвиников – скоротечны и переменчивы. У сангвиников часто много друзей, но эти отношения поверхностны, так что это больше не друзья, а приятели – «друзья на час».Отличительными чертами флегматиков является спокойствие и способность длительное время выполнять монотонную работу, а также невозможность страстно любить и сильно привязываться к человеку.Нет плохих или хороших типов темперамента. Однако принадлежность к определённому типу темперамента родителя и ребёнка всегда скажется на характере их взаимоотношений. Например, родитель–холерик, а ребёнок–меланхолик. В их отношениях трудно достичь взаимопонимания: активного родителя будет раздражать мечтательность и медлительность ребёнка-меланхолика, а тонкий в восприятии мира и чувствительный ребёнок–меланхолик будет страдать от импульсивного, взрывающегося, неаккуратного в высказываниях родителя-холерика.Вечно энергичный и сверхактивный ребёнок-холерик, с его склонностью взрываться по пустякам и устраивать драки, вызывает у родителей-сагвиников раздражение, а у родителей-флегматиков недоумение: «Как так можно себя не контролировать!»Шансы на успешное взаимодействие очень велики в парах:Меланхолик-меланхолик,Меланхолик-флегматик,Сангвиник-сангвиник,Сангвиник-флегматик,Холерик-сангвиник.

Посмотрите, какой у Вас темперамент и какой темперамент у Вашего ребёнка. Примите особенности темперамента как природную, неизменную данность. Приспособьтесь друг к другу, учитывая эти природные особенности. Например, если Ваш ребёнок

– флегматик и медлителен, не упрекайте его в этом – скорость реакций, бурные чувства — не его «конёк». Переделать склонного к унынию, ипохондриям и депрессивным состояниям ребёнка-меланхолика в жизнерадостного и всегда с хорошим настроением, окружённого большим количеством друзей, невозможно. А вот радоваться, что такой человек способен на истинную дружбу и преданность вполне желательно!Саморегуляция-импульсивностьВ семьях с созависимыми отношениями или импульсивными членами семьи сильно эмоционально заряженные, драматические взаимодействия – обыденное явление. В таких семьях преобладают не столь конфликты, сколько ссоры, в которых члены семьи, разойдясь, уже не могут остановиться. Не сдерживая себя, они наговаривают друг другу обидные, жёсткие, ранящие слова, а потом, разрядившись в ссоре, просят друг у друга прощения, чувствуют вину за произошедшее. Причина такого поведения – низкий уровень саморегуляции и высокий уровень импульсивности. Соответственно, чтобы детско-родительские и супружеские взаимоотношения стали более конструктивными, важно научиться регулировать свои эмоции и в нужный момент брать себя в руки. При очень сильном внутреннем напряжении эмоциональная разрядка необходима, но недопустимо разражаться гневом на своего ребёнка или близкого человека, даже если он тебя окончательно довёл. Снять напряжение помогут: бокс, плавание, езда не велосипеде, дыхательные техники, медитация, прогулки на природе быстрым шагом, душ. А проблемы нужно решать на «холодную голову». Если так они не решаются, то в «горячке», когда ребёнок/подросток видит своего родителя бешенным, неконтролирующим своё поведение, эти проблемы не решаться тем более.Кроме того, не все проблемы решаемы, раз. Всегда можно обратиться за психологической помощью, два.В любом случае, импульсивное, со слабой регуляцией поведение сильно бьёт по любым детско-родительским отношениям.Несоответствие стиля воспитания личности ребёнкаУ каждого родителя свои формулы воспитания. Они образуются под влиянием детско-родительских отношений  самих родителей в их детстве, их личностных особенностей и установок на воспитание детей. Когда коммуникации родителей и детей не идеальны, очень часто стиль воспитания не соответствует потребностям и личности ребёнка. В психологии выделены основные типы воспитания:-авторитетно-демократический, -авторитарный,-попустительский (анархический),-«золушка»,-«кумир в семье» — гиперопекающий,-«кронпринц».Самым оптимальным для гармоничных отношений родителей и детей является авторитетно-демократический стиль. При таком стиле в отношениях достигнут высокий родительский авторитет при этом налицо уважение родителей к своим детям, в такой семье есть чёткие идеалы и семейные ценности, тёплые чувства и сотрудничество.При авторитарном стиле для родителей характерно стремление установить контроль за жизнью ребёнка, наказания – здесь привычная норма. Но, главное, нет диалога, а есть указания и приказы, которые дети должны выполнять. Гармоничные детско-родительские взаимоотношения при таком стиле воспитания у подростков со своими родителями невозможны, в более младшем школьном возрасте возникает недоверие к миру у детей, отчуждение между родителями и детьми, отсутствие эмоциональной близости между ними. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

При попустительском стиле воспитания родительский авторитет сильно снижается. Родитель пускает воспитание на самотёк, ребёнок предоставлен самому себе, во-первых, он ощущает себя ненужным родителю – тот занят собой, работой и др. А во-вторых, родитель постоянно предстаёт перед ребёнком абсолютно некомпетентным и беспомощным в вопросах воспитания.

При воспитании ребёнка по типу «Золушка» на него возлагается повышенная ответственность, часто так растёт старший ребёнок в семье. Обязанности такого ребёнка легко могут конкурировать с обязанностями взрослого человека. В результате у ребёнка может возникнуть чувство глубокой несправедливости по отношению к нему и затаиться обида.

Читайте также:  Международный День Спасибо: учим детей быть благодарными

Родитель и ребёнок психологически дистанцируются друг от друга. Чувство сильной отчуждённости может сохраниться на всю жизнь.

Казалось бы, жизнь в усиленной заботе для ребёнка при стиле воспитания «Кумир в семье» приводит к безграничной любви к своим родителям, но по факту такие изнеженные дети становятся ленивыми, полагающими, что их родители им «Всё должны и мало для них делают».Категорически недопустимо, чтобы мама была гиперопекающей, а папа – авторитарным.

Ребёнок будет лавировать между двумя родителями, запутается в том, что можно, а что нельзя – детско-родительские отношения станут проблемными.Дети-кронпринцы имеют всё, что только можно пожелать.

Вот только всё это материального характера, а настоящего живого общения с родителями они лишены, последние не в состоянии тратить своё драгоценное время на своих детей, зато заваливают их дорогими подарками. А какой гармонии в отношениях тут можно говорить? Родители и дети психологически отстраняются друг от друга.

В подростковом возрасте такие дети идут наперекор своим родителям, утверждая свой личный выбор, а вырастая, часто с равнодушием или с обидой относятся к ним. Об эмоциональной близости здесь не может быть и речи.Чтобы отношения в семье были гармоничными очень важно, чтобы все члены семьи придерживались единого стиля воспитания.

Родительский авторитетВ любых отношениях, а тем более детско-родительских важна позиция взаимодействующих по отношению друг к другу. Здесь возможны три варианта: «сверху», «снизу» или «наравне».

Позиция родителя «сверху» говорит об его доминировании над ребёнком, позиция родителя «снизу» о том, что ребёнок в семье диктатор или её кумир, семейная жизнь крутиться вокруг его интересов, при позиции «наравне» речь идёт о партнёрских взаимодействиях, и это тоже плохо, поскольку воспитывать детей, будучи с ними наравне, будучи с ними друзьями, невозможно.

Идеальный вариант, когда родитель, с одной стороны, глубоко уважает своего ребёнка, отталкивается в воспитании от его природных особенностей, а с другой стороны находится по отношению к нему чуть-чуть «выше». Это и есть родительский авторитет, который выражается в уважении ребёнком своего родителя, признание его достоинств, мудрости, знаний, добродетелей и влиянии родителя на ребёнка. Как добиться авторитета? Прежде всего, быть не другом, а именно компетентным родителем по отношению к ребёнку. То есть позиция должна быть «чуть сверху». И это нисколько не исключает близких и доверительных отношений. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Эмоциональная несдержанность взрослого: вспышки ярости, гнева, истерики, нервные срывы, а также противоречивость в суждениях и поведении не дадут сформироваться родительскому авторитету.Кроме того, родитель ни при каких обстоятельствах не должен показывать себя слабаком.

Слова «не могу», «измучился», «боюсь», «что же делать?», «не справлюсь», «нет сил» ребёнок из уст своего родителя слышать не должен. Даже если очень трудно, взросломунужно собраться и не показывать бессилия, страха, несостоятельности при решении жизненных проблем.

Своим личным примером нужно внушать глубокое уважение к себе как к личности и доверие как к родителю – человеку, который всегда сможет защитить и поддержать в трудную минуту.

Существует ещё значительное число факторов, которые, так или иначе, влияют на детско-родительские отношения, а именно на родительский авторитет, доверие, коммуникацию, эмоциональную близость родителей и детей.

В любом случае нарушенные отношения можно гармонизировать, учась конструктивному взаимодействию, а также обращаясь за психологической помощью к специалисту. Вы можете попасть ко мне на приём. Записаться на консультацию можно здесь=>=>=>

Храмченко Надежда30.03.2014

Успех семейного воспитания.От чего он зависит?

Роль семьи в воспитании детей.

УСПЕХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ОТ ЧЕГО ОН ЗАВИСИТ?

Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении. На первый взгляд это кажется очевидным и легко достижимым. Но все-таки, чтобы эти два условия соблюсти, надо их как следует обдумать, иногда и приложить немало сил.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и другие. Но зато огромное значение приобрели две основные функции, ради которых создается и распадается семья. Это эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Обе функции предполагают зрелость чувств и культуру.

Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа? Наконец, большинство пришло к правильному выводу — не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять семье, т.к.

именно здесь закладывается фундамент личности, ее нравственные ценности, ориентации и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении личности ребенка исключительна.

Пример близких — основа воспитания. Семья, в которой растет малыш, является его коллективным воспитателем. Можно ли преуменьшать роль родителей, от которых в большинстве зависит формирование личности ребенка, преуменьшать значение единства семейной педагогики.

Вся жизнь семьи должна помогать созданию у детей богатого эмоционального мира и готовности к восприятию знаний, нравственных и этический ценностей.

Проблем в семейном воспитании немало

Традиционное представление о семье как основной ячейке общества, отвечающей важнейшим потребностям природы человека, поддерживается далеко не всеми. Имеют семью лишь половина женщин, треть из них думает иначе. Причин этому несколько: женщина, занятая наравне с мужчиной трудом, принимает меньшее участие в семейной жизни.

Вместе с возросшей самостоятельностью женщины с се стороны повысилась требовательность к супругу, характеру взаимоотношений, усилилась тенденция занять главенствующее  положение в семье. Брак стал менее устойчивым. Возникло неверное, распространенное представление  о  возможности освобождения женщины от воспитания собственных детей.

В силу непонимания особенностей современной семьи и роли в ней женщины появилось мнение, что личность формируется «автоматически». Откуда же взялся такой, прямо скажем, иждивенческий взгляд на свои родительские обязанности? В свое время государство взяло на себя буквально все. Родителей освободили от главнейшей обязанности воспитания детей.

Все заботы о своих детях родители переложили на государственные учреждения.

К чему иногда сводится родительская забота о детях? Только к тому, чтобы сыты были и одеты. А потом? Все то же. И в итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста.

В таких случаях аргументом служит фраза: «Жизнь научит!». Чему научит? Что покажет? Это, конечно, полнейшее равнодушие к воспитанию и к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а переучивать, иногда тяжело и мучительно.

Как следствие отсутствия должного воспитания в семье, особенно с 60-х годов, стремительно растет число разводов. И в большинстве случаев инициатива расторжения брака исходит от женщины. множатся случаи нежелания вступать в брак. Ежегодно регистрируется до полумиллиона детей, рожденных вне брака.

Нестабильность семьи нередко разрушающе действует на психику и нравственность детей, на целевые установки и позиции. Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира.

Воспитательная роль семьи не определяется, естественно, формальным показателем ее стабильности. Имеют значение прежде всего морально-этическая и гражданская позиция мужа и жены, нравственное здоровье, структура и диапазон социальных контактов с обществом.

Каковы же причины нестабильности современной семьи? Демографы считают причинами неустойчивости семьи экономическую независимость женщины, растущую свободу ее в области брачно-семейных отношений.

Полноценное психическое развитие ребенка происходит на основе развитой эмоциональности. Последняя формируется в раннем детском возрасте в условиях семьи.

Каковы же причины нестабильности современной семьи? Демографы считают причинами неустойчивости семьи экономическую независимость женщины, растущую свободу ее в области брачно-семейных отношений.

Полноценное психическое развитие ребенка происходит на основе развитой эмоциональности. Последняя формируется в раннем детском возрасте в условиях семьи.

Чувства, связывающие людей, не могут быть полностью одинаковыми, они многогранны и различаются по интенсивности. Известно еще, что любовь требует каждодневного подтверждения. На это не у всех хватает душевных сил.

Читайте также:  Сон новорожденного малыша: о чем нужно знать родителям

Многие считают, что не обязаны идти навстречу другому, чтобы восстановить душевное равновесие и эмоциональную атмосферу семьи.

Действительное стремление к семейному счастью и благополучию находят выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи,

Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни — давняя хорошая традиция. Очень полезная традиция ежевечерних чтений, обсуждение прочитанного, обмена мнениями.

Все большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха. Наилучшая школа жизни — разбор собственных ошибок.

Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.

Традиции связывают людей, представляя собой эстафету духовной связи поколений. Они, как правило, дают возможность накопления нравственного опыта.

Для эффективного воспитания ребенка в семье необходимо соблюдать механизмы семейной педагогики. По мнению И. С. Кона, таких механизмов в семейной педагогике три.

Прежде всего, и шире всего применяется подкрепление. Поощряя ребенка за правильные действия, и тактично наказывая и порицая его за неправильные, вы постепенно внедряете в сознание ребенка систему норм, правил, понятий. Конечно, они должны быть осознаны и восприняты ребенком, стать потребностью его.

Второй механизм — идентификация (отождествление) себя с близкими, которых ребенок уважает, обожает, стремится быть похожим на них. Важно, что этот механизм часто основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребенок стремится быть хорошим во всем.

Третий механизм — понимание. Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребенка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потребности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.

Состояние воспитания детей

школьного возраста в семье

Центром  социологических исследований  Министерства образования Российской Федерации с 11 по 27 апреля 1999 года было проведено изучение состояния воспитания в семье детей школьного возраста (на основе анкетирования).

Были опрошены родители (преимущественно женщины). В массив для исследования были включены четыре типа семей: неполные (18%), полные с одним (47,3%), с двумя (39,3%), тремя и более (13,4%) детьми.

Средний стаж существования семьи — 10 лет.

Данные исследования позволили социологам сделать следующие основные выводы.

  • Родителям свойственна некоторая идеализация детей, что вполне естественно, поэтому они стараются сгладить проблемы воспитания, возникающие в семье.
  • Профессиональная ориентация детей в семье осталась той же, что была в советский период: ориентация не на собственно профессии, а на образ жизни (на вхождение в определенную социальную группу).
  • В соответствии с этим большинство родителей ориентируют детей на высшее образование, по любой профессии.

В системе ценностей родителей образ рабочего практически отсутствует, в связи, с чем они не ориентируют детей на рабочие профессии.

♦        Основной критерий выбора родителями профессии для детей — ее престижность в обществе. Почти треть (30%) семей сталкивается с серьезными и 48% — с частичными трудностями в воспитании детей.

  Причины трудностей в воспитании детей родители сводят к семи причинам, в следующем порядке по их значимости: нехватка материальных средств, нехватка времени, недостаток педагогического опыта, плохие жилищные условия, отрицательное влияние неформальных групп, отсутствие помощи со стороны школы и, в последнюю очередь. — неблагоприятная ситуация в семье

Ситуация в семьях характеризуется следующим образом: основная масса (до 70%) семей — в целом стабильные, с благоприятными условиями; до 15% семей — в целом устойчивые, однако с не вполне благоприятными условиями и до 15% семей — конфликтные либо находятся в стадии развода

♦        Полное взаимопонимание между родителями и детьми имеется в 25% семей. Однако и в остальных семьях родители не склонны драматизировать свои отношения с детьми (о полной конфликтности заявили родители лишь в2% семей)

Основные причины конфликтов между родителями и детьми — это недовольство отношением детей к учебе, содержанием досуга детей, грубостью в отношении старших, нежеланием помочь по дому, выбором друзей и чрезмерной расточительностью

♦        Подавляющее большинство (92%) родителей считают, что у них нет конфликтов с детьми из-за непонимания интересов последних

4 Основная масса (65%) семей имеет демократическое устройство, где родители обращаются с детьми «на равных». Примерно четверть семей имеет авторитарный и 10% — попустительский уклад. В последнем случае дети имеют абсолютную свободу поведения. Несмотря на это, структура воспитательных воздействий в семьях с авторитарным и попустительским укладом в целом схожа: и здесь и там часто практикуются методы физического воздействия на детей либо ущемление их финансовых интересов

Почти во всех семьях (95%) воспитанием детей занимаются матери. Им в 35% семей помогают отцы и примерно в 20% семей — бабушки

♦        В случае нежелательного поведения детей основные методы воспитания, применяемые к ним родителями, — «чтение морали» и окрики

4 В будни родители проводят с детьми в среднем по 5, а в выходные дни — по 10 часов

4 В целом родители считают, что именно они оказывают основное воспитательное воздействие на детей. Значимым, по их мнению, является еще воздействие на детей неформальных объединений и кинофильмов. До

=Основные ценности, на которые родители ориентируют детей, следующие: образование, семья, труд, достаток, профессиональное самоутверждение, уважение со стороны друзей. Ориентация детей на интересы общества характерна всего для 17 % семей, на моральные ценности — 7%.

♦ Взаимодействие родителей и школы в воспитании детей «умеренное»: в течение учебного года родители встречаются с учителями своих детей в среднем 3 раза.

Памятка для родителей

Создание благоприятной семейной атмосферы

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один — ребенок должен выспаться и легко проснуться.

  1. Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога — это совместное общение, ненавязчивые советы.
  2. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?». Лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»

Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!»

  1. Скоро ваш ребенок принесет отметки за вторую четверть. Какими бы слабыми они вам ни показались, все-таки найдите, за что похвалить.

.

11.Когда вы раздражены, начните говорить с ребенком тихо, едва слышно. У многих раздражение сразу проходит

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

В одиннадцать лет ребенка как будто подменили, и родителям даже кажется, что он попал под дурное влияние. Не ищите виноватых, просто ребенок становится подростком

  1. Когда ваш сын идет на свидание с девушкой, не забудьте спросить, нужны ли ему деньги. Свидание без копейки денег очень сложно.
  2. Договаривайтесь с ребенком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «Сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные дела.
  1. Мы привыкли, что дети просят о чем-то родителей. А сами мы умеем просить детей или только приказываем? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

Как бы вы ни устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, вы учите и их жаловаться, а не жалеть.

.

  1. Говорят: как пройдет первый день Нового года, так пройдет и весь год. Хвалите сегодня ребенка с утра и до вечера.

Вместо совета сегодня — Новогоднее пожелание. Мир вашему дому. Пусть ваши дети приносят вам больше радости, и пусть будете вы им всегда в радость

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector