Особенности возраста или невроз? Как помочь ребенку

Детский невроз — взгляд в будущее. Какие болезни предвещает наличие невроза в детском возрасте? Как правильно бороться и как предупредить развитие детского невроза?

Особенности невроза у детей

Особенности возраста или невроз? Как помочь ребенку

Неврозы у детей — группа заболеваний с не резко выраженными нарушениями психической деятельности, возникновение, течение, компенсация и декомпенсация которых определяются преимущественно психогенными факторами. Невротический срыв может быть у любого ребенка, однако его характер и форма тесно связаны с индивидуальными предрасположенностями и особенностями характера и формирования личности ребенка. Длительное стрессовое воздействие на «благодатной» почве, с наличием еще не окрепшей нервной системой формируют нарушение высшей нервной деятельности у детей различной возрастной группы. Перенапряжение нервных процессов в корковых структурах больших полушарий мозга, под действием неадекватных по силе или длительности внешних раздражителей, формирует различные детские неврозы.

Причины детских неврозов

Современные исследования и достижения в области психологии и психиатрии позволяют с уверенностью сказать, что детство является определяющим в развитии, как здоровья, так и болезни.

Поэтому наша задача, как взрослых, помочь нашим детям, быть внимательными к ним.

Вовремя полученная компетентная консультация врача позволяет распознать детский невроз на ранней стадии и обеспечить психическое здоровье ребенку на многие годы..

Не случайно говорят, что легче предотвратить, чем лечить невроз. В противном случае, последствия могут усугублять болезнь, искажать развитие и требуют длительного и кропотливого лечения.

Возникновение детских неврозов

В основе развития детских неврозов лежат нарушения высшей нервной деятельности в виде срыва работы головного мозга, который сопровождается различными болезненными переживаниями.

Они имеют обратимый характер независимо от их длительности и интенсивности.

Как правило, детские неврозы возникают психогенно, на органическо-неполноценной базе в виде последствий минимальной мозговой дисфункции (ММД) или перенатальной энцефаллопатии (ПЭП), которые компенсируются с взрослением.

Особенности возраста или невроз? Как помочь ребенку В клинической картине неврозов преобладают эмоциональные, соматовегетативные расстройства, истощаемость, раздражительная слабость с утомляемость и медленным восстановлением сил. Возникновение неврозов многофакторно, основанная на комплексной роли биологических (наследственность, конституциональные особенности, протекание беременности и родов), психологических (личностные, характерологические, психотравмирующие ситуации их актуальность и длительность) и социальные (родительская семья, условия воспитания и т.д.) факторов.

При детских неврозах большое значение имеет влияние среды: это и детско-родительские отношения, и климат в семье, и климат в школьном или детском коллективе

Невроз у детей может возникнуть из-за наследственных причин или психотравмирующих ситуаций (внезапная смерть близкого человека, конфликтная обстановка в семье, в детском саду, школе и т.д.).

Современные исследования детских неврозов

С точки зрения современных исследований, может существовать и генетическая предрасположенность к формированию детского невроза, с одной стороны к развитию определенных черт личности, с другой — к избирательной непереносимости некоторых внешних средовых воздействий, а также генетический контроль за формированием психофизиологических функций. Как правило, неврозы возникают легче, когда происходит ослабление нервной системы: инфекционными заболеваниями, интоксикациями, черепно-мозговыми травмами, переутомлением, психо-эмоциональным перенапряжением; возрастные кризисы, когда детская личность более уязвима.

Симптомы детских неврозов

Особенности возраста или невроз? Как помочь ребенку

Проявления детских неврозов достаточно разнообразно, это и различные тики (ребенок может подергивать веками глаз, похожими на моргание, но достаточно частые); навязчивые действия какими-либо частями тела, при этом эти действия, как правило, учащаются при дискомфортной для ребенка ситуации; речевые нарушения в виде логоневроза; ночное, а и не редко дневное недержание мочи (энурез), или кала (энкопрез); проявления детских неврозов могут быть в виде навязчивого покусывания губ до крови, или когда ребенок грызет ногти. Часто детские неврозы могут сопровождаться выраженным эмоциональным возбуждением, с рыданием и попытками самоповреждения. К наиболее частой симптоматике неврозов у детей относятся:

  • тревога,
  • страхи,
  • различные тики,
  • бессонница.

Лечение детских неврозов

Как правило, детские неврозы обратимы, и чем раньше родители заметят, что у их ребенка имеются какие-то проблемы психологического толка и обратятся с ребенком к специалисту, тем выздоровление будет быстрее, а лечение более легкое.

Однако, если длительное время не замечать, что у ребенка возникли проблемы, либо не обращать на это внимание, то детский невроз, как и любое другое расстройство, может перейти в хроническую форму, а также могут возникнуть, какие-либо осложнения.

И, соответственно, лечение такого нарушения будет более длительным и трудоемким, что отразится на социально-психологических адаптивных функциях ребенка.

Лечение детских неврозов, как правило, проводится амбулаторно, при данных нарушениях терапия необходима комплексная: это медикаментозная терапия и психотерапия, причем акцент в лечении детских неврозов делается на психотерапию, т.е. занятия с психологом. Но, в любом случае, диагностику детских неврозов и рекомендации по лечению должен проводить детский врач-психиатр или психоневролог.

Особенности возраста или невроз? Как помочь ребенкуПредупреждение

  • Умение критически оценивать происходящее, принимать твёрдые решения и преодолевать трудности имеет большое значение в предупреждении детских неврозов.
  • Ребенок подобен культурному домашнему растению, за которым нужен постоянный уход.
  • Его необходимо поливать (быть заинтересованными жизнью и чувствами ребенка), удобрять (поддерживать) и подпитывать (удовлетворять его потребности).
  • Родители, чтобы минимизировать вероятность возникновения невроза у детей, не должны обижаться на них за естественные проявления (кризисы, сопровождающие взросление), потому что вырастить личность со своими индивидуальными особенностями, независимыми от давления родителей – это труд, достойный уважения.
  • Он не может приносить только радость, но и переживания и всю возможную гамму чувств, сопровождающую детско — родительские отношения.

Таким образом, хочу поддержать родителей на их нелегком, но достойном поприще, потому что «все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Детский невроз поддаётся лечению и профилактируем.

Звучит немного пафосно, не так ли? Да, но мы имеем дело с детьми и их детскими неврозами, которые мучают и их и нас.

Детский невроз лечится!

Хотим пожелать успехов, уважения к своим детям и много терпения. Любовь близких, готовность помочь, быть рядом – это та единственная и необходимая для развития почва, на которой можно вырастить зрелого независимого и успешного человека, который будет здоровым, достойным и целостным представителем общества.

  1. Если ваш ребенок страдает от невроза или других психических заболеваний, не тяните — срочно обращайтесь к врачам.
  2. Невроз.
  3. Особенности возраста или невроз? Как помочь ребенку

Общие особенности неврозов у детей

Невроз — психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций, в связи с чем преобладает соматическая симптоматика. Психические изменения выражаются в простых эмоциональных нарушениях и в повышенной истощаемости психических функций.

При неврозах патологические явления обратимы, они этиологически связаны с конфликтной ситуацией.

Возникновение невроза часто обусловлено не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.

Основными причинами, вызывающими невротические состояния могут быть:

  • несовпадение типов темперамента ребенка и родителя (холерик/флегматик),
  • конфликтные отношения в семье (скрытые/явные);
  • противоречивые требования родителей (один разрешает/другой запрещает);
  • разные стили воспитания (гиперопека, авторитарный, эмоциональная отверженность);
  • изменение привычного уклада жизни (смена режима, школы, детского сада, развод родителей, новое место жительства);
  • школьная дезадаптация (рано отдали в детский сад);
  • непоследовательное воспитание ребенка (добрый /строгий родитель)

и т.п. изменения в жизни ребенка.

Невроз может иметь психосоматическое выражение, когда болезнь затрагивает не только область эмоций, но и соматическую телесную сферу.

Представление о тесной связи самочувствия человека с его психическим и эмоциональным состоянием является одним из важнейших в современной медицине и психологии.

Уровень психического здоровья человека определяется совокупностью индивидуальных особенностей личности и состояния внутренней среды организма, складывающейся из взаимодействия биологических, психологических и социально-средовых факторов (наследственность, пол, возраст, условия воспитания, тип характера, особенности поведения, навыки, перенесенные болезни и травмы, стрессы и т.д.). Болезненное изменение психики отличается от нормального количественно и качественно. Изменения в психосоматической регуляции лежат в основе возникновения психосоматических болезней (психосоматозов).

Из этого следует, что двусторонняя связь между психикой и телом значительно теснее, чем предполагают. Чем младше дети, тем это очевиднее. Фактически каждый больной ребёнок одновременно страдает и от соматических и от нервно-психических расстройств.

Постоянно переживаемые детьми эмоциональные стрессы нередко приводят к психосоматическим расстройствам. Они негативно переживаются формирующейся личностью и тем самым усугубляют возникающие нарушения здоровья. Защитные механизмы у детей еще недостаточно зрелые, и они не способны справиться с этой патологией.

В результате, она становится препятствием для нормального развития или дает начало серьезным заболеваниям [3,с.325].

Неврозы выявляются у 45% от общего количества детей с нервно-психическими расстройствами. Наибольшее число больных неврозами среди детей школьного возраста. Это число возрастает по мере приближения к завершению обучения. Невротических расстройств в 1,4 раза больше у мальчиков, чем у девочек. Неврозом заболевают дети чаще всего с повышенной нервной чувствительностью[4].

Опасность этого заболевания не в степени его тяжести, а в отношении к нему людей, окружающих ребенка (родителей, воспитателей, учителей, родственников). Они часто не придают значения первым проявлениям нервных расстройств у детей, а, если и обращают внимание, то не всегда знают, как правильно реагировать и что с этим делать.

Невроз – это обратимое состояние, он излечим, но вылечить невроз сложно, не зная причин его возникновения, этиологию, симптоматику, психосоматические проявления.

Теоретические основы происхождения неврозов необходимы не только квалифицированным специалистам (психологам, неврологам, врачам), но и родителям, воспитателям, учителям, чтобы правильно реагировать на невротическое поведение ребенка, подбирать адекватные формы коррекции данного поведения. Также уметь отличать невроз от педагогической запущенности, поскольку формы работы будут разные.

Читайте также:  Курение во время беременности? Откажитесь!

Выделяют следующие формы невроза [2,с.325-326]:

1. Неврастения (астенический невроз) – является наиболее распространенной формой. Причина этого невроза — истощение нервной системы из-за чрезмерного и, как правило, длительного физического или умственного напряжения, связанного с отрицательными эмоциями.

В основе неврастении лежит раздражительная слабость, повышенная возбудимость и утомляемость, которые сочетаются с понижением общего самочувствия, Она проявляется повышенной истощаемостью, постоянной усталостью, сниженной продуктивностью, раздражительностью, неспособностью получать от чего-либо удовольствие, головными болями, головокружениями, чувством внутреннего напряжения, нарушениями сна (трудностями засыпания и сонливостью днем).

У детей в отличие от взрослых преобладают явления перевозбуждения (повышенная реактивность, психомоторное беспокойство). Часто также отмечаются аффективные вспышки с двигательным возбуждением, агрессией.

Психологическая поддержка детей и подростков с невротическими проявлениями

Тема детских неврозов по своей актуальности заслуживает внимания специалистов не только в области детской невропатологии, но и родителей, педагогов, психологов. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова, к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины [3].

Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но намного глубже. Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз излечим), а в отношении к этому заболеванию.

Большинство родителей просто не обращают на первые признаки нервных расстройств у своих детей, вторая часть – относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.

О растущих масштабах неблагополучия в сфере нервно-психического здоровья детского населения нашей страны говорят, например, следующие факты. За последнее десятилетие частота психических расстройств у детей в возрасте до 10 лет увеличилась на 17 %, а у подростков – в 2 раза. (Данные из материалов выступления проф. В.М. Волошина на Конгрессе по детской психиатрии Москва, сентябрь 2001 г.)

Неврозы – это группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся нерезко выраженными нарушениями психической деятельности и вызванных воздействием психотравмирующих факторов. Неврозы относятся к группе психогенных заболеваний.

Психогенными заболеваниями называют расстройства психической деятельности и болезненные состояния, которые вызваны различными факторами, травмирующими психику – это может быть психическая травма или неблагоприятная, психотравмирующая ситуация.

Под психической травмой чаще всего подразумевается интенсивное, но сравнительное кратковременное отрицательное внешнее воздействие, которое может вызвать эмоциональные переживания – горе, печаль, чувство утраты и одиночества, отчаяние, обиду, страх, тревогу, ужас, а также другие психические нарушения и расстройства деятельности внутренних органов.

Тяжелая психическая травма может вызвать выраженные психические расстройства, требующие вмешательства психиатра. К ним относятся психогенная депрессия, или возбуждение и другие. Но психическая травма – это сложный психологический феномен.

Помимо тяжелых психических травм существуют и менее интенсивные по своему воздействию, но очень значимые для данного человека события, на которые он болезненно реагирует.

Психотравмирующая ситуация – это длительная ситуация, при которой накапливаются многие отрицательные воздействия, каждое из которых само по себе не столь значительно, но когда их много и они действуют в течение определенного времени, их действие как бы суммируется и возникает болезнь. Общим для всех психогенных заболеваний является их возникновение после психической травмы, причем все болезненные проявления по содержанию связаны с психотравмирующим фактором, а после его исчезновения или нормализации ситуации переживания исчезают или значительно уменьшаются.

Человеческая психика очень ранима, а отрицательных воздействий на нее в течение жизни великое множество, начиная от мелких огорчений и обид, связанных с семейными взаимоотношениями, и кончая тяжелыми личностными потрясениями и трагедиями. Помимо отрицательных личных переживаний, которые приходятся испытывать каждому, негативное влияние на психику оказывает и непрерывный, стремительно возрастающий поток информации, связанный с научно-техническим прогрессом.

Невроз – расстройство, лежащее между нормой и патологией, который является следствием межличностных конфликтов и психологического напряжения, имеющего в своей основе характерологические особенности.

По мнению А.И.Захарова существуют несколько видов неврозов.

Невроз страха.

Страх, как и другие неприятные переживания (страдание, гнев и подобные) не являются однозначно “вредными” для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ребенку, взрослому человеку ориентироваться в окружающей и социальной среде. Чувство страха в различных ситуациях регулирует деятельность и поведение человека, уберегает его от опасностей, возможности получения травмы. В этом проявляется “охранительная” функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивая самосохранение. Значение их в формировании и развитии личности человека велико. Поэтому важно, чтобы это эмоциональное состояние не стало патологическим и не вызвало невротических отклонений в развитии личности.

Неврастения.

Это болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями. Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь не может понять, почему родители так строги к нему, ведь он так старается делать то, что они требуют. Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному перенапряжению, неврастении. Говорить о здоровой психике ребенка не приходится – конфликт родителей с ребенком, воспринимается последним, как собственная неполноценность. Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье. Как правило оборачивается такая ситуация нервными срывами, тиками, а в худших случаях неприкрытой агрессией к младшему брату или сестре. Так страдающий ребенок понимает причину снижения своего рейтинга у родителей.

Истерический невроз.

Его внешние проявления: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в старшем возрасте и от педагогической запущенности. Причины возникновения такого поведения – в непоследовательном воспитании родителей и ближайшего окружения, или в полном отсутствии внимания к ребенку. Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивают демонстрации. Но, как правило, натыкается на стену непонимания – всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна.

Невроз навязчивых состояний.

Состояния, при которых ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления (по мнению В.И.Гарбузова) [1]. Корни этого невроза – те же, нарушения семейных отношений. Повышенная требовательность родителей, требовательность – ради требований, принципиальность – вопреки здравому смыслу.

Современные социальные психологи отмечают изменения происшедшие в нынешней семье. Намечается тенденция к формированию нового типа семьи. Процесс становления новой семьи труден и происходит болезненно.

Множество семей распадается, не перейдя 5-летний рубеж существования. Но так как в большинстве семей уже есть дети, то прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых.

Что, в свою очередь, способствует возникновению неврозов и других нервных заболеваний детей.

Сознательное родительство, то есть полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим мамам и папам помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей относительно здоровыми. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь, находя опору и понимание менее болезненно проходят кризисные моменты своей жизни.

Конечно, спровоцировать выход невроза “на поверхность” может какой угодно напряженный момент – облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве. Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

Преодоление неврозов.

Преодоление неврозов нередко носит этапный характер. На первом этапе устанавливается контакт, выясняются особенности переживаний, проводятся общеукрепляющие или снижающие эмоциональную напряженность мероприятия; на втором этапе действия направлены на устранение основных симптомов невроза; на третьем этапе главное внимание уделяется активизации личности. Возможно и отклонение от этой схемы.

При воздействии на больного неврозом выбор метода терапии зависит от особенностей личности больного. Чаще всего применяется сочетание различных приемов – комбинированная комплексная терапия.

Медикаментозное лечение исключительно важно при лечении больных неврастенией в сочетании с комплексом других мероприятий; лечение транквилизаторами, уменьшающими чувство тревоги, эмоциональной напряженности, показано больным неврозами страха или фобиями.

Поэтому психологу при работе с невротичными детьми необходимо взаимодействие с невропатологом или неврологом.

Психотерапия.

По мнению А.М. Свядоща, психотерапия – это лечение информацией [10]. При психотерапии большую роль играет эмоциональное воздействие на больного. Различные виды психотерапии – это различные виды ввода, переработки или действия информации. Основными видами психотерапии являются убеждение, внушение, самовнушение и арт-терапия.

Убеждение, или рациональная психотерапия.

Лечение убеждением – это лечение информацией, вступающей в связь и взаимодействие с имеющимся у больного представлениями и подвергающейся логической переработке и критической оценке. На основании этого могут возникать новые взгляды на вещи, новая оценка травмировавших психику событий, новые установки на будущее. Они начинают определять значимость для больного тех или иных сигналов, а следовательно, и реакцию на те или иные раздражители. При этом методе терапии вырабатываются или укрепляются полезные для здоровья больного новые представления или тормозят старые. Таким путем достигается изменение информационного значения некоторых раздражителей и потеря их патогенных свойств. Внешне это проявляется в том, что меняется отношение больного к обстановке, породившей заболевание, болезненные переживания утрачивают свою значимость, актуальность. Эмоциональная напряженность, а вместе с тем психотравмирующее действие ситуации сохраняются, пока не принято решение, как действовать дальше, не выбрана твердая линия поведения (“стратегия поведения”). Одна из задач психотерапевта при лечении убеждением и заключается в том, чтобы помочь больному выбрать правильную линию поведения. Для общего оздоровления личности и профилактики новых обострений огромное значение имеет изменение отношения больного к тому или иному психотравмирующему событию, влияние психотерапевта на черты характера или укоренившиеся взгляды, делавшие его особо чувствительным и легкоранимым.

Читайте также:  Аденоиды 2 степени у детей: лечение

Достоинством метода убеждения является то, что больной активно участвует в процессе лечения и что при таком лечении укрепляется его интеллект, открывается возможность коррекции взглядов, установок и характерологических особенностей, предполагающих к возникновению заболевания.

Недостатком является то, что лечебный эффект при этом наступает не так быстро, как при некоторых других методах. Метод убеждения рекомендуется при лечении любых форм невроза, не умеет противопоказаний.

В трудных случаях, таких как истерия, навязчивые явления, малоэффективен в чистом виде, используется как вспомогательный.

Внушение

(suggestio), по определению А.М. Свядоща – подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических процессов. Путем внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказываться воздействия на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого [10].

Самовнушение.

В норме представления могут оказывать некоторое влияние на физиологические процессы в организме, например, представление о радостном или печальном событии – вегетативную реакцию. “Самовнушение – это усиление влияния представлений на вегетативные или психические процессы, вызванное психической активностью лица, проводящего самовнушение” (А.М. Свядощ). Если при лечении внушением концентрированное раздражение непосредственно вызывается действием слова врача, то при самовнушении раздражением, произведенным посредством внутренних связей, ассоциаций. При самовнушении действует информация, ранее поступившая и далее воспроизводимая самим больным.

Арт-терапия.

Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия – метод лечения, основанный на использовании художественного творчества. Большие возможности дает работа с образами сновидений, мифов и сказок, метод направленных образов и музыки, при котором используется особым образом подобранная музыка.

После проведения первичной психодиагностики намечаются пути коррекции:

Коррекция личностных проблем:

  • снятие мышечного напряжения;
  • создание эмоционально благоприятного настроя;
  • развитие воображения.
  • Снятие страхов.
  • Повышение уверенности в себе через формирование или развитие самосознания личности:
  • повышение самооценки;
  • удовлетворение притязания на признание.

Для реализации путей коррекции подбираются игры и упражнения: (Работа не ограничена предложенными заданиями. Как показала практика, то, что представлено вниманию, всегда приносит психотерапевтический эффект).

Игры-формулы:

Формулы могут произноситься “про себя” или вслух, утром или вечером, в трудный момент, когда есть необходимость. Произнесение формул не обязательно должно быть точно по тексту, можно проявить некоторые индивидуальные вариации.

Важно, что бы язык был четким при формулировке самоприказа: “По своему астрологическому знаку я – Дракон, поэтому…” Большое значение имеет начало формулы: “Я вижу себя человеком…”, “Я верю в то, что…”, “Я смогу…” Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (до 7).

Важно непоколебимо верить в “магические свойства” произносимых слов. Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.

Игра-релаксация “Внутренний луч”

Цель:

снятие утомления, обретение внутренней стабильности.

Примите удобную позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом.

По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью.

Я стал новым человеком! Я стал сильным, спокойным, стабильным! Я все буду делать хорошо!

Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получать удовольствие.

Упражнение “Кто Я?”

Цель:

работа с самооценкой, поиск компенсаторных возможностей.

Необходимо ответить на вопрос “Кто Я?” 10 раз. Ответы записать столбиком.

(Для младших подростков – 5 раз). Проранжировать ответы по степени значимости. Напротив каждого определения написать, кто ты без этого качества, положения, статуса и т.п.

Рефлексия:

Поделитесь своими чувствами. Что было трудно? Что было самым важным?

Упражнение “Ладошка”

Цель:

Неврозы у детей и подростков, лечение неврозов у детей и подростков в Саратове, России

Неврозы — это группа пограничных заболеваний, в основе которых лежат временные, то есть обратимые нарушения нервной системы, возникающие под влиянием психотравмирующих воздействий. Невротические расстройства (неврозы у детей, детские неврозы) встречаются у 15 — 25% детей. Они чаще возникают в школьном возрасте и у мальчиков. Неврозы в детском возрасте характеризуются наличием психогенного этиологического фактора, разнообразием и динамичностью клиники, при правильном лечении обратимостью симптоматики, отсутствием морфологического субстрата заболевания. Если возникают неврозы, то помощь могут оказать центр лечения нервно психологических расстройств у детей и взрослых или клиника неврозов.

Причины детских неврозов

Причинами неврозов являются острые или хронические психические травмы; причины неврозов у детей — чаще испуг, наказание, неправильное отношение к ним со стороны родителей и учителей, разлука с матерью или отцом, помещение в детский коллектив, развод родителей, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу.

Что способствует развитию невроза у ребенка? Происхождение детских неврозов, причины, анализ

Предрасполагающие факторы развития детского невроза: резидуально-органическая патология; акцентуация характера (крайние варианты нормы характера, при которых отдельные его черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость личности в отношении определенного ряда психогенных воздействий при относительно хорошей и даже повышенной устойчивости к другим); ослабленность организма соматическими заболеваниями, отрицательное эмоциональное состояние матери во время беременности; наследственная отягощенность; угроза выкидыша плода во время беременности.

Причины детского невроза внутри семьи? Внутрисемейные причины, история детского невроза

Существуют внутрисемейные причины развития невроза у ребенка, способствующие формированию невротической личности: недовольство родителей полом своего ребенка (в этом случае у ребенка высокий уровень тревожности: ему присваивают качества, которые ему не должны быть свойственны); поздний ребенок (существует зависимость между возрастом матери и наличием неврозов у ребенка, если мать в момент рождения ребенка была старше 36 лет, то его тревожность неминуемо повышается); семейные конфликты (в конфликтных семьях очень часто недовольство между супругами выливается на ребенка. Иногда ребенок чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной; в семьях, где папа более активен, чем мама, у ребенка неврозы развиваются гораздо реже; и, напротив, в семьях, где активная мама, картина противоположная); неполные семьи (ребенку, как мальчику, так и девочке, не хватает образца поведения представителя мужского пола; отсутствие стереотипа в данном случае влечет за собой развитие невроза).

Неправильное воспитание — причина невроза у детей

На появление детских неврозов оказывают большое влияние издержки воспитания: традиционализм в семье, эмоциональный шантаж и предчувствия, открытые посылы и прямые угрозы, нескромность родителей, отсутствие привязанности внутри семьи, отдаленность родителей, негативное отношение к престарелым.

Что происходит при неврозе в нервной системе?

При неврозах происходит нарушение высшей нервной деятельности в результате напряжения и срыва процессов торможения, нарушения нервных процессов или появления инертных застойных очагов возбуждения в коре полушарий головного мозга и подкорковых образованиях.

Часто происходит разбалансировка и дезинтеграция между различными системами (нарушение взаимоотношений между моторной, вегетативной, эмоциональной и другими системами), внутри одной системы (между симпатической и парасимпатической системами), между полушариями головного мозга.

Виды неврозов у детей, классификация детских неврозов

Неврологи выделяют несколько видов неврозов: 1) неврастения; 2) истерия; 3) невроз навязчивых состояний; 4) моносимптоматические неврозы.

Особенности неврозов у детей

Особенностями неврозов у детей являются незавершенность, рудиментарность симптоматики; преобладание соматовегетативных расстройств; слабость или отсутствие личностного переживания при их возникновении; недостаточность внутренней переработки психотравмирующей ситуации (симптомы неврозов у детей).

Неврастения у детей, симптомы детской неврастении

Неврастения развивается при длительной психотравмирующей ситуации. Она заключается в появлении повышенной раздражительности, плаксивости, утомляемости, истощаемости активного внимания.

Выявляются вегетососудистые расстройства, характеризующиеся головными болями, поверхностным сном, повышенной потливостью ладоней, обмороками, снижением аппетита.

Неврастения у детей в отличие от взрослых часто сопровождается двигательной расторможенностью.

Невроз навязчивых состояний у детей, симптомы невроза навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний (навязчивый невроз у детей) развивается при действии хронических психотравмирующих ситуаций.

Навязчивые состояния (навязчивость, ананказм) — это патологические мысли (обсессии), страхи (фобии), влечения (мании), действия (компульсии, импульсии), возникающие помимо и вопреки воле больного.

Читайте также:  Токсоплазмоз: опасность для беременных

Дети старшего возраста критически относятся к этим явлениям, переживают их и безуспешно с ними борются.

Навязчивые мысли у детей

Навязчивые мысли могут иметь характер опасений за свое здоровье или безопасность папы или мамы. Они могут возникать в виде представлений, мыслей, контрастных данной ситуации, навязчивых воспоминаний неприятных событий.

Навязчивые страхи у детей

Навязчивые страхи у детей очень разнообразны: 1) агорафобия — страх площадей, широких улиц, открытых пространств; 2) клаустрофобия — страх закрытых помещений; 3) акарофобия — страх острых предметов; 4) акрофобия — страх высоты; 5) гомилофобия — страх толпы; 6) мизофобия — страх загрязнения; 7) танатофобия — страх смерти; 8) дисморфофобия — страх уродства; 9) эрейтофобия — страх покраснеть перед публикой; 10) страх заболеть тяжелым заболеванием: сердца (кардиофобия); сифилисом (сифилофобия); СПИДом (СПИДофобия); онкологическим заболеванием (канцерофобия). Мы проводим лечение агорафобии, лечение клаустрофобии, лечение акарофоюии, лечение акрофобии, лечение гомилофобии, лечение мизофобии, лечение татнтофобии, лечение диморфофобии и других видов страхов у детей и подростков, мальчиков и девочек, парней и девушек, лечение эрейтофобии в Саратове, в России.

Виды страхов у детей

У детей также бывают специфические виды страхов: остаться дома в одиночестве; нападения; заболеть, заразиться; умереть; смерти родителей; чужих людей; потеряться; мамы и папы; наказания; Бабы-яги, Кощея, Бармалея; опоздать в школу; перед тем как заснуть; страшных снов; темноты; животных (волка, змей, пауков); транспорта (самолетов, машин); бури, наводнений, землетрясений; высоты; глубины; тесных маленьких помещений; воды; огня; пожара; войны; больших помещений, улиц; врачей; уколов; боли; резких громких звуков.

Кризисные возрастные периоды — возникновение страхов у детей

Существуют кризисные возрастные периоды: 3 — 4 года (когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает), 6 — 7 лет, 11 — 12 лет. Сложным кризисным периодом является семилетний возраст.

Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников — другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей. Обычно с 12 лет количество страхов должно сокращаться.

Нормальный ребенок к 16 — 18 годам не должен испытывать подобных страхов. Наличие страхов в 16 — 18 лет говорит о психологической незрелости личности, склонности к депрессиям. Большое количество страхов указывает на наличие невроза или фобии.

Виды страхов — навязчивые, бредовые, сверхценные

Все страхи подразделяются на 3 группы: навязчивые, бредовые, сверхценные.

Навязчивые страхи у детей, лечение

Навязчивые страхи у детей встречаются бовольно часто.

К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и другие. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить, невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки.

Бредовые страхи у детей, лечение страхов

Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма.

Детей с бредовыми страхами можно часто встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма. Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными.

Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может.

Сверхценные страхи у детей, лечение страхов 

К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь отвечать у доски, заикание. Детские сверхценные страхи считаются очень распространенными. На этих страхах дети часто «застревают», и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти.

В чистом виде этот страх проявляется у 6-7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь.

Ведь тогда может случиться нечто неожиданное, и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть.

К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных вампиров, вурдалаков, ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

Навязчивые действия у детей, лечение навязчивых действий

К навязчивым действиям у детей относятся разнообразные элементарные движения, склонные к повторению (невроз навязчивых движений): покашливание, хмыканье, потирание ладоней, подергивание плечами, подергивание головой, облизывание губ, покусывание губ, обкусывание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания), моргание, частое поправление одежды. Детьми они осознаются как чуждые, они стесняются этих действий и на время силой воли могут их подавить. Более сложные навязчивые действия называются ритуалами. Обычно ритуалы утомительны не только для ребенка, но и для взрослых, которые его окружают. Иногда ритуалы шокируют окружающих. Например, ребенок, который боится темноты, прежде чем войти в темную комнату, может выполнять следующий ритуал: гладить ручку закрытой двери, шептать ей ласковые слова, затем заходить в комнату и подпрыгивать на месте, при этом прыжков должно было быть ровно десять. Причина появления данного ритуала у ребенка необъяснима, он очень необычен. Например, чтобы не получить двойку, ребенок ступает только на темные плитки в коридоре, чтобы ничего не случилось с папой, дотрагивается рукой до всех стенок. В той или иной степени ритуалы всегда присущи детскому неврозу страха. Сарклиник проводит лечение навязчивых действий, движений в Саратове.

Ритуал, лечение ритуала, как лечить ритуалы в Саратове

Ритуал — это извращенная защитная реакция психики ребенка на гипертрофированный страх, которая закрепляется по типу условного рефлекса. Патофизиологической основой навязчивых состояний является инертный застойный очаг возбуждения в коре полушарий большого мозга. Мы проводим лечение ритуалов у детей в Саратове, в России.

Истерический невроз у детей, истерические припадки, астазия — абазия, истерические парезы и параличи, нарушение чувствительности, псевдоалгические явления, амавроз, афония 

Истерический невроз вызывается чаще всего подострыми или хроническими психотравмами. Имеет значение наличие в преморбидном состоянии истерических черт личности. Истерические припадки проявляются в эмоциональном и двигательном возбуждении с плачем, криками, падением на пол, разбрасыванием игрушек.

У более старших детей могут возникать астазия — абазия (невозможность стоять и сидеть при сохранности движений в суставах), истерические парезы и параличи (в отличие от органических поражений ограничиваются срединной линией тела), нарушение чувствительности (с границей по средней линии тел или в виде перчаток, трусов, носков), псевдоалгические явления (боли в животе, головные боли, боли в груди, при отсутствии органических поражений этих органов), амавроз (полная слепота на один или оба глаза при сохранности зрачковой реакции на свет, обусловленная поражениями центральной нервной системы), афония (полное отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи), задержка мочеиспускания.

Моносимптоматические неврозы у детей

Моносимптоматические неврозы у детей протекают в виде ночного энуреза, энкопреза, заикания, нарушения сна (в том числе снохождения, сноговорения), расстройства аппетита (вплоть до анорексии — отсутствие аппетита при наличии физиологической потребности в питании, обусловленное нарушением деятельности пищевого центра).

Лечение невроза у детей, детский невроз лечение в Саратове

В Сарклиник успешно применяются лучшие новые комплексные методы лечения различных видов неврозов у детей и взрослых в Саратове. 

Как лечить невроз у детей? Как вылечить детский невроз? Как избавиться от детского невроза?

Сарклиник знает, как лечить невроз у детей, как вылечить детский невроз, как избавиться от детского невроза в Саратове, России.

В результате терапии нормализуются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, взаимодействие между различными системами регуляции в организме, ликвидируются застойные инертные очаги возбуждения в коре головного мозга и подкорковых образованиях, происходит коррекция невротических расстройств, возникающих в течение заболевания. Также проводится лечение невроза мочевого пузыря у детей, ночного недержания мочи, лечение логоневроза.

Новые методы лечения невроза у детей в России — безопасные и эффективные

Эффективность комплексного лечения невроза у ребенка в России (лечение мальчиков и девочек), невроза у подростка, которое может включать в себя различные рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, моксатерапевтические, нетрадиционные и другие методики, достигает 94,7% и зависит от степени тяжести невроза, длительности периода хронизации и сопутствующих факторов. 

Лечение детских неврозов в Саратове

Лечение невроза в детском возрасте в Саратове проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны.

На первой консультации врач Сарклиник расскажет, что такое профилактика детских неврозов, анализ детских неврозов, детский опросник неврозов, откуда родом детские неврозы, почему не помогают психотерапия или народные способы, народное лечение и методы, гомеопатия?

Сарклиник знает, как лечить и вылечить невроз у детей!

Отзывы о лечении детей в Сарклиник

Запись на консультации.Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста. Kati1313| Dreamstime.com Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены. 

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector