Особенности адаптации ребенка к школе

Особенности адаптации детей к школе

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе, и т. д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознаёт, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появлением внутренней позиции школьника.

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребёнком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушёнными в учебных занятиях ещё до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребёнка элемент новизны, мешает пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям.

Их серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе.

К настоящему времени начальная школа перешла на четырёхлетнее обучение. Переход к четырёхлетнему начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников.

80-90 % детей 6-7 лет, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность. Всё это резко снижает адаптационные возможности организма.

  • Четырёхлетняя начальная школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребёнка в школе, позволяет снять перегрузку обучающихся, обеспечить благополучное развитие ребёнка.
  • Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату класса.
  • Психофизические особенности ребёнка седьмого года жизни.
  • Дети седьмого года жизни способны осознавать своё положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим людям, владеют умениями общаться.
  • Первоклассники способны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого, с интересом участвуют в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой).

Дети этого возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения.

Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка.

На достаточно высоком уровне развития у большинства детей находится зрительно-пространственное восприятие. Развитие зрительно-моторных координации позволяет детям шести лет координировать свои движения.

В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость ещё не велика и во многом зависит от условной организации обучения и индивидуальных способностей детей.

Ребёнок может активно заниматься только чтением (письмом, беседой и т.д.) не более 10-12 минут. Учитывая это, необходимо разнообразить деятельность в течение одного урока.

Дети не способны быстро и слишком часто переключать внимание с одного объекта на другой ( за урок ребёнок может переключаться на разные виды деятельности не более трёх раз).

Особенности памяти таковы: ребёнок не может одновременно воспринимать более двух объектов. У него преобладает непроизвольное запоминание. Использование наглядных средств обучения способствует развитию произвольного запоминания.

Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально ( иногда неадекватно) реагировать на его замечания и критику своей деятельности, требуют постоянной положительной поддержки и одобрения.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребёнок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребёнка в школу само по себе ещё не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространённого противоречия: с порога школы от ребёнка требуют того, что только ещё должно быть сформировано.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.

В первый класс принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей. Обязательным условием для приёма в школу детей является достижение ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать их психохофизиологические особенности и особенности адаптации.

Социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей(50-60%) адаптируются в течение первых двух-трёх месяцев обучения.

Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнаёт своих одноклассников, приобретает друзей.

У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут).

У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до 1-го года) адаптации.

Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу.

Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

Наиболее напряжёнными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.

Учитель строит свою деятельность с учётом степени и длительности адаптации шестилетних детей к школе.

Он должен быть сдержанным, спокойным, подчёркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками.

Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей.

  1. Специальной дополнительной работы требует устранение трудностей обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.
  2. Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребёнка и нарушению его психического здоровья.
  3. Обучение первоклассников.
  4. Бывает, что учитель не учитывает существенное отличие ребёнка седьмого и восьмого года жизни и организует обучение в четырёхлетней начальной школе так же, как в трёхлетней, что отрицательно отражается на здоровье детей, развитии их интереса к учебной деятельности.
  5. Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.
  6. Обучение первоклассников должно строиться с учётом особенности организации деятельности детей седьмого года жизни.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе.

Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

https://www.youtube.com/watch?v=Imj3PyByhLA

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные способности ученика. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребёнку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т. п. Объём работы школьников должен увеличиваться постепенно.

Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной

характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости»

Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя.

Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения — обнять ребёнка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п.

Читайте также:  Бронхит у детей – симптомы болезни

Это не только успокаивает ребёнка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится.

Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.

Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко ещё и ещё раз повторять необходимое правило.

Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания.

Особого внимания требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя — поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Нельзя спешить вызывать ребёнка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему «на ушко», чтобы не демонстрировать классу ошибки ребёнка.

В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы. Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая, что и как делать.

При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои действия.

Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Причём формулировку требования лучше высказывать не в категоричной форме, а в мягкой («Мне кажется, ты здесь ошибся», «Проверь, пожалуйста, нет ли у тебя ошибки вот здесь» и т.п.).

Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть «дробной», т. е. включать несколько (желательно связанных темой) видов деятельности.

Как уже было подчёркнуто выше, недопустимо строить весь урок на одном виде деятельности, например: все тридцать пять минут читать, писать или решать арифметические задачи.

Необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке.

Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в школьном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать её из жизни первоклассника.

В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр — ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).

На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т. п. Опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления.

Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету — Планету Людей.

Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге.

Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотрясь в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе. Эти уроки ему преподают сама школьная жизнь и, конечно, его первый учитель.

  • Чтобы ребёнку было комфортно познавать азы знаний, необходима грамотная педагогическая помощь и поддержка детей в начальной школе.
  • Оказывая ученику ту или иную помощь, педагог тем самым поддерживает его; и, наоборот, поддерживая начинания, первые робкие, неуверенные действия ученика, если надо, вставая на его сторону, защищая его права, формируя общественное мнение, учитель помогает ему обрести уверенность в себе, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления встретившихся затруднений.
  • Признаки успешной адаптации.

Первый — удовлетворённость ребёнка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха.

Второй — насколько легко ребёнок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребёнок испытывает затруднения при обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми.

Если программа сложная, да ещё и предполагает изучение иностранного языка, то учителю начальных классов, учителю иностранного языка и родителям необходимо внимательно следить, не является ли такая нагрузка для ребёнка чрезмерной. Лучше её вовремя откорректировать, иначе последует множество проблем, в частности, проблема со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребёнок почувствует себя комфортнее?

Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, свыкнуться с мыслью « У меня ничего не получается », иначе бороться с апатией придётся очень долго.

Третий признак успешной адаптации — степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после предпринятых им попыток выполнить задание самому.

Часто родители слишком усердно помогают ребёнку, что вызывает порой противоположный эффект: ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их в одиночку.

Здесь необходимо сразу обозначить границы помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным признаком того, что ребёнок освоился в школьной среде, является его удовлетворённость межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей ребёнка и его первого учителя. Для успешной работы учителю поможет анкета и памятки для родителей первоклассника.

Педагогические особенности адаптации ребенка в школе

Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остаётся проблема стойкой неуспеваемости и трудной школьной адаптации.

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения успешной учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Это связано с возрастными особенностями младших школьников и особенностями организации обучения.

Во-первых, поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Это и огромная радость, но и гордость и, одновременно очень нелегкий и ответственный период в жизни ребенка. С поступления ребёнка в школу изменяется привычный стиль его жизни.

Вся его деятельность превращается из процессуальной (деятельности ради процесса) в результативную (направленную на результат). Теперь ребёнок должен надолго откладывать свои непосредственные желания, не просто писать, а написать по всем требованиям, подчиняться многочисленным “нельзя”.

Адаптация ребёнка к этим сложным условиям невозможна без их внутреннего эмоционального принятия.

Во-вторых, поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста. Младший школьный возраст является важным рубежом становления положительной мотивации учения.

Именно в младшем школьном возрасте формируются основные компоненты учебной деятельности и происходит такая перестройка мотивационно-потребностной сферы учащегося, что ведущими, доминирующими побуждениями становятся учебно-познавательные мотивы.

Перестройка мотивации учения неразрывно связана с положительным восприятием ситуации учения.

В-третьих, отношение учащегося начальных классов к себе базируется на успешности результатов учения как ведущего вида деятельности. Самооценка ребёнка этого возраста гармонична и гармония строится вокруг оценки учебного труда.

Если ученик считает себя успешным в учёбе, то от уверен в своей смелости, доброте и других положительных качествах.

Если же его успехи в учёбе скромные, то он низко оценивает себя и в других сферах жизнедеятельности и не уверен в наличии положительных качеств.

В-четвёртых, начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Начальная школа призвана систематизировать знания учащихся об окружающем мире, о самом себе и сформировать базовые познавательные навыки, развивать умения учащихся.

Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций.

Выполнение этих задач возможно лишь в том случае, когда ребёнок чувствует себя в классе комфортно, желает работать.

Чтобы помочь ученику, пришедшему из дошкольного учреждения в школу, по возможности быстро и безболезненно адаптироваться в новых условиях, чувствовать себя комфортно в школе, высвободить у него имеющиеся интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для продолжения успешного обучения и полноценного развития, педагогам, работающим в первых классах, необходимо:

  • знать особенности индивидуального развития ребёнка, его возможности и потребности, и, в соответствии с этим помочь ребёнку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник -нешкольник);
  • ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;
  • научить ребёнка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
  • подготовить родителей к новой роли – родителя школьника;
  • помогать ребёнку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения на новом этапе обучения.
Читайте также:  На какие анализы забирают кровь у новорожденных в родильном доме?

Изменяется содержание внутренней позиции детей. Она в переходный период в большей степени определяется взаимоотношением и другими людьми, прежде всего со сверстниками.

Дети в период адаптации ведут себя по-разному; некоторые бывают очень шумными, “носятся” по коридорам, отвлекаются на уроках. Другие очень робки, стараются держаться в стороне, незаметно, при малейшей неудаче, замечании плачут, может быть, чрезмерное возбуждение, даже агрессивность.

Может возникнуть нежелание идти в школу. При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела.

Таким образом, одна из основных задач в работе с детьми младшего школьного возраста -– способствовать более благополучному процессу адаптации в школе.

Педагогу необходимо знать и применять на практике приемы и методы, содействующие преодолению возникающих адаптационных затруднений первоклассников, обеспечивающие более быстрое включение ребенка в учебную деятельность и содействующие общему развитию ребенка и сохранению его здоровья.

Под адаптацией детей в школе обычно понимается процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни.

Но ребёнок в школе должен адаптироваться, прежде всего, к особенностям усвоения знаний в условиях урока.

Урок характеризуется определённым типом организации учебного процесса, когда учитель строго ограничен временем, учебной программой и в большей степени ориентируется на класс в целом.

Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребёнка к новым условиям. Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.

Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны. Дети далеко не одинаково легко “вживаются” в новые условия. Можно выделить три уровня адаптации детей в школе:

1. Высокий уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложнённые задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам); общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает, сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации.

  • Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль; систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких отношений не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
  • Для того, чтобы период адаптации к школе прошёл у ребёнка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребёнка должен быть благоприятный статус в группе сверстников.
  • Неправомерные методы воспитания в семье, неудовлетворённость в общении, неадекватное сознание своего положения в группе сверстников, конфликтные ситуации в семье, отрицательный стиль отношения учителя, конфликты между родителями и учителем – всё это затрудняет вхождение ребёнка в новую полосу жизни.

Итак, как ребёнок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности, всё это зависит от подготовленности ребёнка и его семьи к новым условиям. Поэтому психологи ставят на первый план психологическую готовность ребёнка к школе.

Даже горя желанием подготовить своего ребёнка к школе, родители нередко сталкиваются с трудностями.

Следует помнить, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих не только в начальной школе и в старших классах, и именно у них чаще всего отмечается нарушение состояния здоровья и, прежде всего, нервно-психической сферы.

Необходимыми предпосылками успешной адаптации к школе является уровень физического и функционального развития ребёнка, состояние его здоровья, но эти показатели определяет врач, а родителям важнее знать причины задержки развития ребёнка.

Они чрезвычайно разнообразны. Одной из них может быть наличие не-благоприятных факторов в раннем развитии, таких, как неблагополучная бе-ременность и роды, родовые травмы, тяжёлые заболевания, перенесённые ребёнком на первом году жизни и в раннем детстве. Всё это, безусловно, приводит к задержке созревания различных систем организма.

Причиной неготовности к обучению может быть плохое состояние здоровья ребёнка, так как частые заболевания ослабляют организм, снижают его функциональные возможности, а значит, такой ребёнок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена и учебная нагрузка окажется не по силам.

Причиной неготовности к обучению может быть не только сам ребёнок, особенности развития его организма, но и неблагоприятные условия, в которых он растёт и развивается.

Особенно неблагоприятно на развитии детей отражается воспитание в обстановке постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности, при пьянстве одного или обоих родителей. В подобных семьях, как правило, совсем не обращают внимания на развитие детей.

Они часто с раннего возраста страдают выраженными нарушениями со стороны нервно-психической сферы, что проявляется в задержке речевого, психического и моторного развития. У таких детей всегда много школьных трудностей.

Они бывают, робки или, наоборот, чрезмерно возбудимы, недостаточно самостоятельны в работе, не всегда чётко понимают, что от них требуется. У них обычно снижена работоспособность и отмечается высокая утомляемость. Такие дети с трудом “высиживают” урок, не могут сосредоточиться на задании, рассеяны, беспокойны.

Таким образом, адаптация к школе – сложный и длительный процесс, очень напряжённый и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов, но прежде всего от состояния здоровья и степени готовности к школе. Хорошо зная своего ребёнка, родители могут предвидеть трудности этого периода, а значит, сделать всё, чтобы облегчить процесс адаптации.

В 6–7 лет невротизирующий фактор заключается в нервно-психической перегрузке в связи с обучением в школе, повышенными требованиями к отметкам и чрезмерным контролем за приготовлением уроков со стороны родителей, а также с проблемами педагогической адаптации к школе.

Таким образом, процесс протекания адаптационного периода у первоклассников – залог их успеваемости и эмоционального состояния, а, значит и здоровья на весь период обучения в школе. Успешность процесса адаптации в школе во многом определяется состоянием здоровья ребенка.

В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Для успешной адаптации учащимся необходимо управлять и своим поведением в новых жизненных условиях.

Основные проявления психологической адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его активность.

Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессинально-трудового становления результатом, которого является адаптированность личности к различным социальным ситуациям.

Таким образом, можно сделать вывод о негативном влиянии тревожности на адаптацию к школе и успеваемости учащихся 1-х классов. Для снижения уровня тревожности, с целью создания успешной адаптации, педагог должен обеспечить ребёнку сферу успеха и самореализации, ввести максимально щадящий режим в сфере неуспеха, учитывать данные диагностических исследований в процессе воспитания и обучения.

Таким образом, главная особенность развития ребенка в период адаптации к обучению в школе – это изменение как его объективного положения в обществе, так и субъективного переживания ребенком своего нового социального статуса. Уровень объективных и субъективных возможностей ребенка соответствовать своему новому статусу “школьника” и обуславливает степень сложности адаптационного к школе периода.

Успешная адаптация учащихся к учебному коллективу требует от педагога создания оптимальных условий, обеспечивающих реализацию индивидуальных творческих потенций каждого учащегося.

Первоочередной задачей психологической службы школы в этот период жизни детей становится своевременная диагностика успешности протекания адаптационного процесса, что позволит уже на старте школьной жизни выделить и качественно проанализировать основные успехи и трудности ребенка и составить ориентированную на его проблемы программу психологической помощи.

Литература:

  1. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М., 1982.
  2. Безруких, М.М. Знаете ли Вы своего ученика? / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – М., 1991.
  3. Попова Н.М. Шестилетние в школе и дома. – М., “Медицина”. 1988.
  4. Раттер М. Помощь трудным детям. Перевод с английского О.В.Баженовой, Г.Г.Гаузе. – М., – “Прогресс”. 1987.
  5. Устинова Э.В. Программа организации адаптационного периода учащихся муниципального образовательного учреждения. Завуч. – Начальная школа, 2003.

19.11.2011

Адаптация ребенка к школе: проблемы, особенности, методики

Прозвенел первый звонок, цветы и белоснежные банты остались позади, а впереди — школьные будни, бесконечные уроки, ожидание звонка и, конечно, домашние задания. Для первоклашки, еще вчера лепившего куличики в песочнице, требуется немало времени, чтобы произошла адаптация ребенка к школе, к новым реалиям.

Читайте также:  Предлежание плаценты при беременности: чем это опасно?

В широком смысле адаптация — это приспособление, привыкание к новым условиям жизни. Для ребенка, только пришедшего в школу, этот период является довольно сложным по нескольким причинам. Прежде всего, потому, что в детском саду он был самым старшим, самым взрослым и самым умным. Он осознавал себя почти школьником.

В школе же он автоматически становится самым неумелым, самым маленьким и по возрасту, и физически. Во-вторых, изменился и коллектив.

Если в детском саду была привычная для него группа, то в школе уже новый учитель, новые ребята.

Изменилась и общая атмосфера: если в детском саду было порядка двухсот человек, свой микроклимат, то в школе уже несколько сотен разновозрастных детей, и первоклассник должен приспособиться и к этому.

В детском саду его всегда опекал воспитатель, в школе после уроков он предоставлен сам себе. В детском саду не было домашних заданий, здесь же, пусть и постепенно, но они появляются.

При этом выполнять их нужно не по желанию, а по необходимости.Кроме этого, что немаловажно, меняется ведущий вид деятельности. Игровую деятельность сменяет собой учебная.

Выполнять задания нужно не потому, что я хочу, а потому, что так надо.И это определенная ломка для ребенка.

Формула, к которой придется привыкать во время учебы в школе, проста: хочу — делаю и не хочу — тоже делаю.

Сколько длится адаптационный период?

Это зависит от многих факторов. Если для одного ребенка адаптационный период длится месяц, то для другого он может продлиться весь учебный год. Во многом это зависит от того, насколько ребенок активен, адаптивен, как он строит коммуникацию с другими детьми, с взрослыми.

Дети-интроверты могут переживать этот период особенно тяжело, потому что все свои переживания они оставляют внутри. Тогда как экстраверт легко выплескивает свои эмоции: сначала пошумит, переплачет, а через месяц уже перестроится.

Коммуникабельные дети также легче вливаются в новый коллектив.

Как характеризуется поведение школьников в этот период?

В этот период может наблюдаться повышенная усталость: если летом вы не могли его спать уложить до десяти часов вечера, то теперь он в девять часов валится с ног, и уже ни сказок, ни историй на ночь ему не нужно.Для этого периода также характерно неверие в свои силы: я боюсь, у меня не получится и так далее. Капризы, истерики типа «не пойду я больше в вашу школу».

Некоторые дети уходят в себя. Другие, напротив, проявляют агрессию. Проявления могут быть самыми различными.

На что нужно обратить внимание родителям?

Прежде всего, родители должны понимать, насколько ребенку тяжело. И, конечно, необходимо быть внимательным к его поведению, настроению, состоянию здоровья.

Если ребенок начинает грызть ручки, карандаши, постоянно обгрызает ногти, особенно если он не делал этого прежде, — это может быть поводом обратиться к неврологу.

Как и в любой стрессовый период, могут дать знать о себе «старые болячки»: заикание, энурез, нервные тики.

Учитывает ли школьная программа наличие периода привыкания к школе?

Начать следует с того, что обучение в первом классе регламентировано требованиями санитарных норм, а также письмом Министерства образования об организации обучения в первом классе.

Эти документы учитывают период адаптации школьников, на него отведена вся первая четверть.

Предполагается особая организация режима школьной жизни первоклассника: учебные занятия проводятся в первую смену, учебная неделя пятидневная, режим обучения носит ступенчатый характер.

В наиболее острый период адаптации – в сентябре и октябре — ежедневно проводятся три урока по 35 минут каждый, а четвертый урок проводится в нетрадиционной форме — заполняется прогулками, экскурсиями, развивающими играми с двигательной направленностью.

Начиная со второй четверти уже проводятся четыре урока по 35 минут, и только во втором полугодии уроки первоклашек по своей длительности сравниваются с обычными уроками — 45 минут каждый.Кроме того, в первой четверти после второго урока обязательно проводится динамическая пауза: прогулка на улице, подвижные игры или экскурсия.

На каждом уроке предусмотрены две физминутки. Также в период адаптации не осуществляется балльное оценивание.

Чем отличается наполнение программы в этот период?

Прежде всего, тем, что до середины октября запланирован так называемый пропедевтический период, то есть подготовительный период. В математике это дочисловой период, когда дети учатся анализировать и сравнивать предметы и группы предметов, выявлять в речи признаки сходства и различия.

В этот период учащиеся устанавливают пространственные отношения, описывают последовательность событий, расположение объектов с использованием слов: позже, раньше, ниже, выше, вверху, внизу, справа, слева и др., устанавливают порядковый номер объекта при заданном порядке, называют числа до 10 в прямом и обратном порядке.

Кроме этого, первоклассники готовятся к усвоению курса математики: обогащают словарь математической терминологией.

Какие существуют рекомендации, чтобы адаптация прошла успешно и безболезненно?

Психологическая готовность к школе имеет первостепенное значение. Ребенок должен быть позитивно настроен на то, что ему предстоит обучение, а это серьезный процесс, требующий усилий.

Если ребенок не приучен к тому, чтобы переодеваться после прогулок, наводить порядок на столе, убирать за собой, в школе ему придется тяжело.

Важно настроить ребенка, что потребуется упорный кропотливый труд, даже если что-то не получается с первого раза.

Обратите особое внимание на выполнение домашней работы.

Вариант, при котором ребенок находился в школе с раннего утра, честно «отработал» четыре урока, пришел домой и делал домашнее задание сначала с бабушкой, а потом до двенадцати ночи переписывал его «на чистовую» с мамой, неприемлем. Не каждый взрослый выдержит такой режим.Лучшее время для выполнения домашнего задания — с четырех до пяти часов вечера.

Кружки, особенно новые, лучше отложить до начала второй четверти, когда ребенок немного освоится в школе. При этом выбирать лучше такие занятия, которые отвлекут ребенка от учебы и доставят удовольствие.

В русском языке это добуквенный период, когда идет развитие фонематического слуха, умения вычленять звуки, производить слого-звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похожих словах. На этом этапе большое внимание уделяется развитию устной речи ребенка, навыков слушания и говорения.

Вводятся также понятия «слово», «гласные звуки», «ударение». В этот период ведётся подготовка детей к обучению письму (рисование, штриховка в различных направлениях, обведение по контуру). Этот период позволяет нечитающим детям догнать своих читающих сверстников.

В дальнейшем программа усложняется, и серьезная работа начинается со второй четверти.

Как не перегрузить ребенка в этот период?

Главная роль в этом отводится учителю. Обеспечить частую смену деятельности (не более семи минут на один вид), проявить терпение, поддержать, не только не отбить желание учиться, но и заинтересовать — все это задачи учителя.

Что можно порекомендовать родителям?

Самое главное, на мой взгляд, это соблюдать режим дня, укладывать ребенка спать не позднее девяти часов вечера.Сами родители должны иметь реалистичные ожидания: Москва не сразу строилась, и на адаптацию требуется время. И, конечно, больше помогать первоклашке, чем требовать.

Кроме того, необходимо прислушиваться к рекомендациям учителя, психолога, логопеда. В октябре проходит диагностика, в ходе которой выявляются дети с потенциальными сложностями в адаптации. Им мы предлагаем специализированные занятия. К сожалению, зачастую наши рекомендации остаются без внимания.

Состояние детей в период адаптации к школе находится под особым вниманием врачей. Но подготовка к адаптационному периоду начинается задолго до поступления в школу.

В возрасте 5-6 лет, то есть за год до перехода в школу, в детском саду проводятся организационные мероприятия: обследования, прием специалистов, по результатам которых родители получают рекомендации.

Эти рекомендации нельзя игнорировать, потому что от заболеваний и патологий ребенка зависит прогноз адаптации к школе.Далее прогноз попадает в руки завуча и школьного врача-педиатра и педагога, которые непосредственно контролируют адаптацию ребенка.

Поэтому важно, чтобы родители нашли время и возможность посетить того специалиста, которого им рекомендовали, принимать назначенное лечение, а если назначен контрольный осмотр, то пройти и его.

Повторное углубленное обследование осуществляется в год поступления в школу.

По его результатам формируется окончательное заключение о готовности ребенка к обучению в рамках школы.Для контроля за адаптацией ребенка к новым условиям разработан специальный лист адаптации, который регулярно заполняется педагогом.

В листе адаптации указывают балльную оценку по различным эмоционально-поведенческим реакциям ребенка, таким как, например, социальные контакты, познавательная деятельность, дисциплина, отдельно вносится средний балл по успеваемости, особенностям поведения.

Помимо фиксации определенных результатов, перенесенных заболеваний, динамики состояния здоровья, в листе адаптации даются медицинские и педагогические рекомендации, при необходимости ребенок направляется на консультацию к специалисту.

Кроме того, раз в четверть родители отвечают на вопросы анкеты, которые также помогают выявить невротические расстройства у ребенка.

Такой тщательный контроль проводится с одной целью — вовремя выявить первые признаки дезадаптации (выраженное эмоциональное напряжение, симптомы невротизации, потеря массы тела) и назначить корригирующие медицинские мероприятия.

Как понять, что период адаптации завершился?

Если ребенок не болеет, показывает стабильное эмоциональное состояние, хорошую работоспособность и успеваемость, выполняет социальные функции, присущие его возрасту, то вас можно поздравить – ваш ребенок успешно адаптировался к условиям школы!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector